Биографии Характеристики Анализ

Кто шил форму фашистским войскам. Мировые бренды - пособники фашистов

Hugo Boss (Ху́го Босс) немецкая компания, выпускающая элитную одежду, и парфюмерию. Продукция продается в 124 государствах в более ем 6100 магазинах, как собственных, так и открытых по системе франчайзинга.

История бренда Hugo Boss

1885 год: рождение Хуго Фердинанда Босса (Hugo Ferdinand Boss), создателя бренда.

1923 год: Хуго Босс основывает небольшое текстильное предприятие в Метцингене (Германия), расположенном к югу от Штутгарта. Изначально это семейное ателье, совмещенное с небольшим магазином. Затем дело постепенно набирает обороты, и предприятие становится швейной фабрикой, выпускающей форму для рабочих, почтальонов и полицейских.

1925 год: на предприятии работает 33 сотрудника. Наступает кризис, и компания пытается выйти из него, выпуская одежду для охоты, национальные костюмы, рабочие комбинезоны, плащи из каучука и кожаные . Хуго Босс согласовывает с кредиторами покупку 6 швейных машин. Некоторые рабочие соглашаются на сокращение зарплаты, чтобы поддержать предприятие.

1931 год: в стране кризис, фабрика Хуго Босса на грани банкротства, и предприниматель вступает в Национал-социалистическую партию Германии. От нее начинают поступать заказы на пошив униформы СА, СС и Гитлерюгенда, что и спасает компанию от разорения. Однако, дизайн формы создает не сам Хуго, а Карл Дибич (Karl Diebitsch), который занимается разработкой большей части военного обмундирования и регалий Третьего рейха.

1932-1945 годы: Hugo Boss является официальным поставщиком одежды как для простых немецких солдат, так и для офицеров Вермахта и СС. Во время Второй мировой войны фабрику объявляют важным военным предприятием , на ней работает около 150 подневольных рабочих, прежде всего из Польши и Украины, а также 30 французских военнопленных.

1946 год: фабрика снова чуть не прогорает: Хуго Босса обвиняют в сотрудничестве с нацистами, штрафуют на 80000 марок и лишают права голосования.


1948 год:
Хуго Босс умирает, а компанию возглавляет его зять Ойген Холи. Hugo Boss снова специализируется на форме для железнодорожников и почтальонов.

1953 год: Hugo Boss выпускает первый мужской костюм. Это поворотный момент в истории фирмы: она начинает уходить от массового производства одежды и постепенно приближаться к миру .

1967 год: во главе компании становятся Уве и Йохен Холи – дети бывшего руководителя фирмы и внуки ее основателя. Именно они превращают марку во всемирно известный модный .

1970-е: Hugo Boss стремительно развивается. Во-первых, фирма становится крупнейшим в Германии производителем мужской одежды. Во-вторых, компания превращается во влиятельный Дом моды.

1972 год: Hugo Boss впервые спонсирует гонки Формулы 1 и чемпионаты по гольфу и по теннису.

1975 год: талантливый (Werner Baldessarini) начинает сотрудничать с Hugo Boss.

1984 год: запуск парфюмерной линии бренда.

1993 год: компания переходит в собственность итальянского холдинга Marzotto SpA (в настоящее время — Valentino Fashion Group). Братья Холи покидают предприятие. Генеральным директором предприятия становится Питер Литтман. Он разделяет бренд на линии с разной целевой аудиторией: Boss, предлагающий , Hugo со смелыми молодежными моделями, Baldessarini с изделиями класса люкс.

1996 год: появление награды Hugo Boss за достижения в современном искусстве.

1997 год: компания получает лицензию на производство часов совместно со швейцарской маркой Tempus Concept.


Несколько лет назад разгорелся скандал вокруг обнародованных фактов о причастности всемирно известного бренда «Hugo Boss» к созданию военной формы для солдат и офицеров вермахта. Знаменитого дизайнера Хьюго Босса обвиняли в пособничестве нацистам и личных связях с Гитлером. Компания даже обратилась за помощью к историкам, чтобы разобраться в этом вопросе. И хотя результаты научного исследования опровергли многие растиражированные мифы о дизайнере, компании пришлось признать факт создания униформы нацистов и принести извинения за эксплуатацию на фабриках труда военнопленных и заключенных из концлагерей.



В те времена имя Хьюго Босса еще не было известным брендом. Он начал свой профессиональный путь в качестве работника швейной фабрики в 1902 г. Спустя 6 лет ему в наследство от родителей перешла текстильная лавка, а в 1923 г. Хьюго Босс открыл собственное швейное предприятие – мастерскую по пошиву спецодежды, ветровок, комбинезонов и плащей для рабочих. В 1930 г. его фирма оказалась на грани банкротства. Чтобы спасти ее от разорения, он занялся пошивом униформы вермахта.



Слухи о том, что всемирно известная компания «Hugo Boss» получала прибыль от сотрудничества с нацистами, появились еще в конце 1990-х гг., взбудоражили общество и стали причиной громкого скандала. В 1997 г. компания публично признала факт сотрудничества с нацистами. Поскольку это отрицательно сказалось на имидже бренда, компания спонсировала научное исследование этих фактов, которое провел мюнхенский историк Роман Кестер. В 2012 г. он опубликовал книгу под названием «Hugo Boss, 1924–1945. Швейная фабрика между Веймарской республикой и Третьим рейхом», в которой подробно изложил результаты своего исследования.



Как оказалось, Хьюго Босс действительно занимался пошивом военной формы для вермахта и получал от этих заказов большую прибыль. И на фабрике использовался подневольный труд 140 выходцев из Польши и 40 пленных французов. Однако никаких письменных свидетельств о том, что Хьюго Босс был личным портным Адольфа Гитлера, не сохранилось. Кроме того, дизайнер не участвовал в разработке эскизов и создании выкроек, а его фабрика была одной из многих, далеко не самой крупной, из всех компаний, которые занимались пошивом униформы.



На самом деле дизайнером черной униформы СС был не Хьюго Босс, а Карл Дибич – немецкий художник, дизайнер и офицер СС, а эмблему СС в виде двух рун «Зиг» разработал художник-график Вальтер Хек. Черный цвет формы офицеров СС был призван вызывать уважение и страх, однако вскоре оказалось, что у этого цвета есть существенный недостаток: в летнее время он поглощает солнечное излучение и провоцирует обильное потоотделение. Поэтому черный цвет вскоре заменили серым, хотя черный продолжали использовать в парадном обмундировании офицеров высшего эшелона СС. Фабрика Хьюго Босса занималась только пошивом униформы, разработанной Карлом Дибичем.



А вот то, что Хьюго Босс сотрудничал с нацистами не по принуждению, а в силу личных убеждений, подтвердил даже его сын. В 2007 г. Зигфрид Босс публично признал то, что его отец был членом нацистской партии и так прокомментировал этот факт: «А кто не был ее членом в то время? Вся промышленность работала на нацистов ». Еще в 1931 г. дизайнер добровольно вступил в Национал-социалистическую рабочую партию НСДАП и сам был убежденным нацистом. Это стало главной причиной, по которой его фабрика была зарегистрирована как важное военное предприятие и получила крупный заказ на пошив униформы вермахта. Немецкий историк Хеннинг Кобер утверждает, что все представители руководства компании «Hugo Boss» были нацистами и сторонниками Гитлера.



По окончании войны фабрика вновь занялась изготовлением спецодежды для почтальонов, полицейских и железнодорожников. А ее владельца судили, он избежал тюрьмы, но был приговорен к выплате штрафа в размере 100 тысяч марок. Правда, позже Хьюго Босс был частично реабилитирован, а его статус изменили: из «обвиняемого» он превратился в «сочувствующего». В 1948 г. дизайнер ушел из жизни в возрасте 63 лет. Его компания стала всемирно известным брендом уже после его смерти.



После публикации книги Романа Кестера компания «Hugo Boss» разместила на своем сайте заявление, в котором выразила «глубокое сожаление по поводу страданий, выпавших на долю тех, кому пришлось работать на фабрике Хьюго Босса при нацистах », чем признала правомерность выводов историка.



А в мире моды обмундирование Третьего рейха, созданное компанией «Hugo Boss», считается самой красивой и стильной военной формой. В 1990-х гг. даже зародилось новое движение – Nazi chic – нацистский шик. Особенно популярно оно было в Японии, где появлялись неонацистские организации. Правда, подобная мода продиктована скорее не эстетическими предпочтениями, а общественно-политическими взглядами, и весьма далека от этических соображений – то, что называют «за гранью добра и зла».





Подобные слухи ходили и об основательнице другого знаменитого бренда:

Угадайте, кто был дизайнером фашистской формы?
Хьюго Босс:)

Мировые бренды - пособники фашистов

Политическую оплошность помог предотвратить некий бдительный гражданин, который пожаловался на то, что ему выдали документы на авто с фашистской аббревиатурой давно несуществующей партии NSB. Министерство транспорта Нидерландов тут же уверило, что ошибка произошла из-за сбоя в компьютерной программе, которая занимается отслеживанием автомобильных знаков, не допуская регистрации номеров машин с некоторыми запрещенными сочетаниями букв. Сейчас все нормальные знаки уже готовы, и владельцы вскоре их получат.

Помимо NSB, в автомобильных номерах не будут использоваться следующие аббревиатуры: KKK (Ку-клукс-клан), PKK (Рабочая партия Курдистана), а также буквенные сочетания, обозначающие любые политические партии, матерные слова и сокращенное название голландского футбольного клуба PSV Eindhoven. Буквенное сочетание Philips Sport Vereniging (PSV) в переводе с нидерландского означает всего-навсего "Спортивный Союз Филипс". 31 августа 1913 года футбольный клуб из голландского города Эйндховен был основан командой сотрудников компании Philips."

Если вы живете в Амстердаме и являетесь страстным болельщиком амстердамского клуба "Аякс", вам, вероятно, будет не очень уютно ездить в авто с номерным знаком PSV", — сказали в пресс-службе министерства.

История с буквами на номерных знаках выглядит еще "цветочками" по сравнению с винегретом из политической корректности и экономической конкуренции.

В 2006 году австрийский журнал Profil выдал сенсацию, мол, всемирно известный бренд HUGO BOSS осквернил свою репутацию во время Второй мировой войны. Одноименная фирма шила не только униформу для солдат и офицеров вермахта, но и для эсэсовцев. Международный трибунал в Нюрнберге признал СС преступной организации, а ее служащие подлежали суду. Кроме того, в журнальной заметке отмечалось, что компания использовала труд заключенных концлагерей. Через год сын Хьюго Босса, Зигфрид, признался, что его отец был членом нацистской партии. "Вся промышленность работала на нацистов", — добавил 83-летний отпрыск основателя империи моды.

Свою швейную мастерскую Хьюго Босс открыл в 1923 году в разгар экономического кризиса. До 1931 года она практически не приносила дохода, пока ушлый малый не вступил в нацистскую партию НСДАП. Спустя два года Босс добился получения государственного заказа на изготовление мундиров для штурмовиков, эсэсовцев, военнослужащих вермахта, а также молодежной организации "Гитлерюгенд". Разработанная им униформа заслуженно считается лучшей за всю историю военной формы. После войны Босса как пособника нацистского режима оштрафовали на сумму в 80 000 рейхсмарок. А в 1948 году Хьюго Босс окончательно отошел от дел, передав свое предприятие в руки наследников.

Кроме того, заключенные "лагерей смерти" трудились на многих немецких предприятиях, как Krupp, Siemens, Bayer, на автомобильных заводах Mercedes-Benz, Volkswagen, Porsche, и даже стояли у конвейеров американской компании Ford. По логике вещей, за эксплуатацию труда сотен тысяч узников, этим фирмачам и производимой ими продукции следует объявить бойкот.

И еще. Черную эсэсовскую униформу (хорошо знакомую нашему зрителю по сериалу "Семнадцать мгновений весны" режиссера Татьяны Лиозновой) придумал 34-летний специалист по геральдике, член "Имперской ассоциации немецких художников", профессор Карл Дибич со своим помощником Вальтером Хеком. Последний разработал также эмблему в виде сдвоенной руны "зиг" и дизайн холодного оружия для СС. Ателье Хьюго Босса занималась лишь пошивом униформы для партийных бонз и высших чинов СС и люфтваффе. На создание эсэсовской униформы Дибича сподвигла форма прусских "Гусар смерти" (в разговорном немецком языке с 18 в. принято называть 1-й лейб-гусарский полк и 2-й лейб-гусарский полк Королевы Виктории Прусской словом Totenkopfhusaren), чьи мирлитоны украшала эмблема Totenkopf — "мертвая голова". Сочетание черного и белого — это дань уважения геральдическим цветам королевства Пруссия. По иронии истории, в Российской империи существовали свои черные гусары, одетые в схожую униформу: Пятый полк Александрийских гусар.

Черные мундиры и фуражки для членов СС были введены 7 июля 1932 года, а после 1939 года начался массовый переход членов Общих СС на серую униформу. Фактически с этого момента черную форму перестали носить, отдавая предпочтение серой и полевой. В 1944 году в Германии ношение черной униформы было отменено. Советские деятели культуры превратили ее в запоминающийся символ эсэсовца.

Давно прошло то время, когда реконструкторов путали с ролевиками. Сегодня историческая реконструкция зачастую уже не просто хобби, но и серьезная работа - исследования, изучение ремесел и реставраторского дела, регулярные интенсивные тренировки, работа с молодежью, выступления перед зрителями и многое другое. Реконструкторское движение существует не одно столетие. Еще в XVII веке для публики воссоздавались определенные исторические события, победы, чтобы народ не забывал своей истории. В послереволюционной России в 1920 году была проведена первая реконструкция - штурм Зимнего дворца, костюмированное военное «шоу», в котором приняло участие порядка 10 тысяч человек. Реконструкция периода Второй мировой в Советском Союзе зародилась в 80-х годах, когда были предприняты первые попытки создания массовых мероприятий. Практически у каждого реконструктора имеется достаточное количество оригинальных антикварных вещей, поскольку у нас принято, чтобы все выглядело максимально аутентично. Особое внимание уделяется, в частности, солдатскому быту: чтобы в карманах лежали деньги тех времен, бумажники, с собой были мыло, бритва, зубная щетка. У многих полностью экипирован вещмешок или ранец, в сухарных сумках лежит какая-то еда, у некоторых - старые немецкие газеты.

Копии кителей, наград и снаряжения 3 Рейха

Военные мундиры солдат Вермахта одними воспринимаются как воплощение зла, другими – как рядовой экспонат коллекций или необходимый атрибут исторических реконструкций. Но независимо от отношения, форма Третьего рейха интересна сама по себе – с точки зрения ее разнообразия и причин, которыми были обусловлены те или иные дизайнерские решения.

Любители и ценители истории обычно живут вне времени и границ. Они стараются пополнять свои коллекции удивительными вещами, которые могут быть датированы прошлым, позапрошлым веками. Также пользуются спросом новоделы. Сейчас большую ценность имеет реконструкция униформы 3 Рейха. Она используется не только в качестве экспонатов, но и для массовых мероприятий различных исторических клубов.

Практически все новоделы предметов 3 Рейха полностью идентичны аналогам. Имеется лишь одно отличие - недавнее изготовление, что увеличивает срок службы. Купить копию одежды 3 Рейха для реконструкции довольно просто - достаточно обратиться в наш интернет-каталог Antik1941. Мы гарантируем быструю доставку по всей территории России.

Купить копию наград и оружия 3 Рейха

Большой ценностью обладают не только униформа, но и другие аксессуары и предметы 3 Рейха. Наш каталог изобилует различными принадлежностями, которые помогут заниматься реконструкцией. Среди них:

  • копии немецкой униформы;
  • макеты огнестрельного оружия;
  • муляжи наград;
  • копии германских орденов;
  • реконструкция предметов интерьера;
  • и многое другое.

Если вам необходимы копии оружия 3 Рейха , вы сможете выбрать не только автоматы и пистолеты, но и муляжи кортиков и новодельные немецкие ножи. Это поможет в полной мере ощутить времена жестокой войны, прикоснуться к давней истории. Всё отличается качеством, полным соответствием оригиналу.

Многие обращаются к нам, чтобы купить копию награды 3 Рейха. По наградам определенной эпохи можно определить, какие приоритеты были у нации, к чему стремились люди.

Мы всегда готовы помочь вам в приобретении новоделов и оригинальных предметов старины. Обращайтесь в наш интернет-каталог в любое время, оставляйте заказы, которые будут выполнены оперативно.

Качественные копии немецких орденов и медалей, копии кортиков и штык-ножей, реконструкция немецкой формы времен вов, макеты огнестрельного оружия, реконструкция военного немецкого снаряжения, копии стальных шлемов, реконструкция предметов быта и интерьера 3 рейха - еще раз повторимся, что все эти вещи предназначены для исторической реконструкции, но не как в целях пропаганды преступного режима, существовавшего в 3-ем Рейхе до 1945 года...

Споры вокруг формы российской армии, разработанной модным домом Валентина Юдашкина, не прекращаются с самого момента её появления, а Сергей Шойгу, став министром обороны, только усилил критику. В этом материале FURFUR вспоминает семерых дизайнеров и художников, разрабатывавших военную униформу, и рассказывает о том, что у них вышло.

Юдашкин для российской армии

Униформа, утверждённая президентом Медведевым в 2010 году, в народном сознании ассоциируется с именем модного дома Валентина Юдашкина, однако он сам имеет к ней только косвенное отношение: созданные там (по утверждению обеих сторон, абсолютно бесплатно) образцы были сильно изменены чиновниками Министерства обороны. Именно на стадии доработки форма была упрощена, погоны перенесены с плеч на грудь (особенно ненавистное у офицерского состава нововведение) и было решено использовать для ее производства дешевые китайские ткани, что вызвало рост болезней из-за переохлаждения среди солдат-срочников.

Этот факт не афишировался до тех пор, пока вину за все недостатки не попытались повесить на Юдашкина (Жириновский даже обвинял его в том, что тот не служил в армии - на самом деле, конечно, служил). Но по результатам расследования Главной военной прокуратуры вся ответственность за них лежит на департаменте ресурсного обеспечения Минобороны. А дизайнер даже опубликовал в своем твиттере фотографии модели в изначальном варианте формы. Судя по ним, единственное существенное сходство его эскизов с тем, что получилось, - пиксельный камуфляж, сменивший традиционную «Флору».

Хьюго Босс для СС


Униформа вермахта, вопреки популярному мифу, была создана не Хьюго Фердинандом Боссом. Однако основатель модного дома все же имеет отношение к мундиру Третьего рейха. В ту пору он был владельцем швейной фабрики, пошедшей в гору благодаря государственному заказу на пошив формы для штурмовиков, СС, гитлерюгенда и других военизированных формирований нацистской партии.

Заслужив в довоенные годы доверие, в начале 1940-х фабрика Босса уже в статусе важного военного предприятия, получила большой государственный заказ на производство обмундирования. Когда своих рабочих рук стало не хватать, вакантные рабочие места получили угнанные в рейх для принудительного труда жители Восточной Европы и французские военнопленные. И все же из Босса трудно сделать злого нациста - сохранились документы, свидетельствовавшие о его попытках улучшить условия труда и получше расселить подневольных рабочих. Тем не менее в 1946 году он был признан активным пособником нацистов, лишен избирательных прав и права вести бизнес, а также выплатил огромный по тем временам штраф в 80 тысяч марок.

Васнецов для Красной армии


Один из первых экспериментов по привлечению художников и модельеров к разработке военной формы относится к 1918 году, когда приказом наркома по военным делам Троцкого была создана временная комиссия по созданию новой формы для РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии), бойцы которой до этого донашивали форму императорской армии.

Комиссия объявила конкурс на разработку новой формы, в котором участвовали Васнецов, Кустодиев, Езучевский, Аркадьевский и другие художники. Большинство из них уже имели опыт создания костюмов по работе в театре. У конкурса не было одного победителя - комиссия разработала новую форму на основе нескольких предложенных работ. Те мундиры запомнились в основном отсутствием погон - визуальное выражение отмены воинских званий и офицерства. В эту же форму вошла и буденовка - новый шлем, напоминующий обмундирование древнерусского воина. Правда, изготовлена она была еще для армии Российской Империи, но так и не успела поступить на воружение до революции.

Микеланджело для Швейцарской гвардии


Одним из самых распространённых мифов в области дизайна униформы связан с Швейцарской гвардией Ватикана (полное название - Пехотная когорта швейцарцев священной охраны Римского Папы). Википедия, экскурсоводы и даже некоторые искусствоведы упорно приписывают эскизы этой формы кисти Микеланджело. Для этого есть косвенные основания, ведь Швейцарская гвардия была основана в 1506 году, во время наивысшего подъёма культуры Возрождения и её красно-сине-жёлтые камзолы имеют типично ренессансный фасон.

Но никаких доказательств авторства Микеланджело не существует. Интересно, что официальный сайт Ватикана, опровергая версию о Микеланджело, тем не менее замечает, что другой титан Возрождения, Рафаэль, оказал влияние на форму швейцарцев, впрочем, как и на моду той эпохи вообще.

Armani и Valentino для итальянской полиции


Очень похожая история связывает двух великих мастеров XX века. Дело в том, что в интернете очень популярно убеждение, согласно которому современную форму итальянской полиции разрабатывал то ли дом Armani, то ли Valentino. Как и всякая другая, эта легенда имеет несколько редакций и версий - например, что оба модных дома шили для полиции, но для разных её подразделений (форма итальянских стражей закона значительно различается).

Authentic Apparel x U.S. Army


В ноябре 2013 года стало известно, что компания Authentic Apparel Group выпускает коллекцию мужской одежды, вдохновлённой армейской униформой и официально лицензированной министерством обороны США. Пентагон впервые в своей истории дает разрешение на использование брендинга и названия U.S. Army.

Это не франшиза, а настоящая коллаборация: представители министерства проверили каждый элемент коллекции на соответствие его армейским стандартам. А часть суммы, собранной от продаж первой коллекции, будет пожертвована в пользу программы помощи военнослужащим, ветеранам и их семьям.

Текст: Григор Атанесян