Биографии Характеристики Анализ

Кто такой «хороший слушатель» и почему быть им полезно. Как быть хорошим слушателем

Бог дал человеку два уха и один рот, очевидно, чтобы он меньше болтал и больше слушал.

Любая успешная коммуникация основывается на умении человека слушать собеседника. Как часто вместо этого мы обдумываем собственные ответы? Как часто мы действительно слышим то, о чем нам говорят? А сколько раз мы желали быть услышанными, но вместо этого наталкивались на стену непонимания?

На самом же деле практика осознанного слушания выходит далеко за пределы этикета и дружелюбия. У нее есть следующие безусловные преимущества, она:

  • Развивает эмпатию, сочувствие, сострадание
  • Заряжает энергией
  • Облегчает взаимопонимание
  • Увеличивает продуктивность
  • Вдохновляет и побуждает к творчеству
  • Внушает чувство безопасности
  • Замедляет, помогает оставаться здесь и сейчас
  • Дает возможность проявить уважение к другому человеку

Ну и конечно, если вы научитесь слышать других, вы научитесь слышать себя. Если в момент разговора вы будете проявлять искреннее участие, вы сможете легче выражать свои мысли – здесь действует закон обратного действия: мы всегда получаем то, что отдаем. Так что вы можете быть уверены в том, что усилия будут оправданы.

Вот пять способов как научиться действительно слышать.

1. Находитесь в настоящем моменте

Слушание – отличный способ концентрировать внимание. В какой-то степени, это своеобразная медитация, только здесь фокус смещается с себя на другого человека. Дышите спокойно, не перебивайте и не суетитесь. Как только вы начнете развивать воображаемые сценарии встречи или отвлекаться на какие-то внешние факторы, верните себя в настоящий момент. Возможно, сначала вам будет трудно удаваться, но, как и любой навык, – это лишь дело практики.

2. Будьте любопытны

Попытайтесь проникнуть в суть того, что рассказывает вам человек. Каковы мотивы его действий, что у него на душе, чего бы он хотел от вас как от собеседника: поддержки, критики, возможности выговориться или свежего взгляда на ситуацию. Задавайте наводящие вопросы, следите за мимикой и жестами, расценивайте каждого собеседника как возможность услышать его и собрать определенный багаж знаний.

3. Будьте открыты

Помните, что каждый человек в нашей жизни – урок, который нам необходимо выучить, поэтому будьте открыты и податливы к позитивным изменениям.

Не судите, кого бы вы ни встретили на своем пути. Не наклеиваете на людей ярлыки и не относитесь к ним предвзято. Большинство людей заслуживает самой бескорыстной любви и беспричинного понимания, какими бы сварливыми, угрюмыми или саркастичными они ни казались.

Конечно не забывайте про язык тела. Скрещивания рук, ног, установление преград между людьми (даже салфетница на столике) вызывают отторжение и недоверие. Напротив, расслабьтесь, подайтесь слегка вперед к собеседнику, развернитесь в его сторону, смягчите взгляд, настройтесь на его дыхание и будьте готовы предложить свое тепло и свою помощь, если они понадобятся.

4. Выражайте внимание

Есть люди, которые чистосердечно выслушивают все, что им говорится, но по их виду это сложно предсказать. Поэтому не стесняйтесь проявлять заинтересованность и внимание – это всегда приятно. Переспрашивайте, уточняйте, установите зрительный контакт, проявляйте эмоции, спрашивайте совета – дайте понять, что вам не безразлично то, что происходит в жизни говорящего. Конечно не нужно усердствовать, но одобрительный кивок или дружеское прикосновение еще никому не мешали.

5. Принимайте критику

Настоящим мастерством в общении является правильное поведение в сложных, конфликтных ситуациях. Научитесь себя вести, когда вот-вот готовы выйти из себя и провалиться в пучину гнева. Споры, ссоры – неотъемлемая часть нашего общения, особенно между близкими людьми, но это совсем не значит, что можно говорить и вести себя самым непотребным образом. Не забывайте сохранять относительное спокойствие и здравомыслие. Не убегайте от выяснения отношений, но и не провоцируйте человека, неготового к этому. Старайтесь сохранять баланс словно вы стоите в Ширшасане на коврике для йоги.

Следует упомянуть, что проявлять участие в жизни другого человека – не означает, что вы обязаны опускаться до сплетен или лезть не в свои дела. Не опуститесь в крайность потребительского отношения к людям – не стоит рассматривать людей исключительно как тренажер для оттачивания своего дружелюбия. Будьте тактичны, будьте готовы безвозмездно предложить свою помощь и проявить участие – однажды кому-то это поможет и принесет счастье.

Фото: yogawithbriohny/instagram.com

Умение слушать является одним из самых важных и недооцененных. То, насколько эффективно вы умеете слышать человека и воспринимать информацию, может повлиять на успех в работе и взаимоотношениях с другими людьми. Сегодня таким навыком обладает небольшой процент человечества, потому что каждому кажется, что его точка зрения незыблема и основана на личном опыте и фактах. На самом деле это далеко не так, а правда зачастую бывает с разными оттенками. К тому же слушать намного важнее, потому что так вы сможете узнать больше, нежели просто потратить час своей жизни и высказать точку зрения, которую и так знаете.

Зачем нужно слушать и слышать? Например:

  • Получить информацию.
  • Понять информацию или точку зрения.
  • Для наслаждения.
  • Для обучения.

Особого секрета здесь нет: для того, чтобы научиться слушать, нужно практиковать это каждый день. Вам нужно проявлять сознательные усилия для того, чтобы не только слушать, но и слышать собеседника.

Помните, что вам совсем необязательно соглашаться с человеком для того, чтобы прослыть хорошим слушателем. Этот навык означает понять точку зрения человека без осуждения и прерываний.

Исследования подтверждают, что в любом диалоге человек обращает на 25% сказанного. Эта гнетущая цифра только подтверждает то, что мы не умеем слушать. При этом эти цифры даже не учитывают то, что мы не умеем или не хотим считывать язык тела собеседника, а ведь эта информация подчас даже важнее слов. Иногда нам даже кажется, что мы поняли главную мысль и перестаем слушать. А что если не поняли? Словом, изучайте навыки активного слушателя и получайте от диалогов максимум.

Есть пять ключевых техник для приобретения умения активно слушать.

Обратите свое внимание

Чтобы вы не просто воспринимали информацию, а воспринимали ее осознанно и активно, заставьте себя обратить внимание на человека:

  • Посмотрите прямо на собеседника.
  • Уберите отвлекающие мысли.
  • Не опровергайте умственно информацию.
  • Избегайте внешних раздражителей.
  • Считывайте собеседника.

Покажите, что слушаете

Это важно, потому что в этом случае собеседник воодушевится и сможет стать более откровенным. У всех людей есть внутренние барьеры и опасения, поэтому если человек видит, что его слушают, он доверяет, раскрывается и предоставляет больше информации.

Используйте свой язык тела для того, чтобы показать собеседнику, что слушаете его:

  • Кивайте время от времени.
  • Улыбайтесь и используйте другую мимику.
  • Сделайте свою осанку более открытой, уберите угрожающие моменты.
  • Поощряйте собеседника продолжать беседу.

Обеспечьте обратную связь

Наши персональные фильтры, суждения и убеждения могут исказить информацию. Ваша роль как слушателя - максимально объективно понять то, что он говорит. Размышляйте над тем, что было сказано без эмоций и задавайте вопросы.

  • Вопросы должны прояснять ситуацию, а не запутывать: «Что вы имеете в виду, когда говорите…», «Это то, что вы сказали?».
  • Периодически вслух подводите итог сказанному.

Избегайте суждений

Как только вы начинаете судить, то моментально перестаете слышать и воспринимать информацию. Все, что скажет человек в этот момент, будет отфильтровано вашим мозгом и вы начнете искать в его дальнейших словах подтверждения своих суждений и предположений. К тому же вы можете начать перебивать человека, что не укрепит ваши доверительные отношения.

  • Позвольте собеседнику закончить речь прежде чем задавать вопросы.
  • Не прерывайте собеседника контраргументами.

Реагируйте соответствующе

Активный слушатель уважает собеседника и старается понять его точку зрения.

  • Будьте искренним, открытым и честным при ответе.
  • Высказывайте свою точку зрения с уважением к чужой точке зрения.

Для того, чтобы стать активным слушателем вам потребуется максимальная . Поэтому хотя бы на время диалога отложите телефон в сторону и сосредоточьтесь. Помните, что умение слушать - это навык, который развивается так же, как и все другие. Вам нужна и искреннее желание понять собеседника.

Желаем вам удачи!

Как стать человеком, с которым другие любят разговаривать? публикует многолетние исследования журналиста Эрика Баркера.

Не пытайтесь специально впечатлить других

Да, мы все жаждем уважения, но слишком большие усилия в этой области приводят к тому, что нас могут воспринимать неправильно. Покажите с самого начала, что вы также уязвимы, честно раскрывайте, кто вы, как вы думаете и чувствуете. Так вы создадите среду, в которой ваша открытость помогает мгновенно наладить контакт.

Поощряйте людей говорить о себе

Не судите людей, когда они раскрываются перед вами. Никто этого не любит, в том числе и вы. Поощряйте других рассказывать свою историю, пренебрегая собственным желанием рассказать что-то интересное. Те люди, которые позволяют другим говорить дальше, уступая свою очередь, обычно считаются хорошими собеседниками. Именно к ним обращаются другие, когда хотят, чтобы их выслушали без осуждения. И именно они быстро и успешно выстраивают надежный контакт.

Слушайте — и давайте это понять

Молчать и кивать недостаточно. Переговорщики из ФБР, специализирующиеся на освобождении заложников, используют ряд методик, чтобы показать похитителям, что они действительно их слушают. Вот самые распространенные из них:

  • Отзеркаливание. Повторяйте последние 1-3 слова собеседника в виде вопроса.
  • Маркировка. Давайте имена чувствам других. Если вы повторите суть услышанного, и человек отвечает: «Точно!» , — то вы хорошо справились.

Подчеркивайте общность

Есть масса исследований, доказывающих, что нам нравятся люди, похожие на нас. Во всех мыслимых отношениях, от фона до выбора слов, подчеркивание сходства укрепляет социальные отношения. Когда повторяют язык жестов своих слушателей, продажи растут на 20%.

Вопросы дают силу

В разговоре лучше задавать вопросы открытого типа. Никаких «да/нет» и вообще вопросов, на которые можно ответить одним-двумя словами. Открытые вопросы требуют больше слов и размышлений.

Какой вопрос всегда нужно держать наготове? Все мы любим вызовы и трудности, любим говорить об этом. О них и нужно спрашивать. Трудности и вызовы есть у всех. Это побуждает людей делиться своими приоритетами в жизни в этот момент.

Путешествия — любимая тема многих, об этом каждый сможет что-то рассказать. А внушить людям приятные чувства можно искренними комплиментами.

Но что побуждает к более глубокой дискуссии? Профессора в таком случае рекомендуют просить совета — это мощный способ пробуждать в других теплые чувства к вам.

Вызывайте эмоции

Многие люди думают, что разговор — это лишь обмен информацией. И упускают самое главное: эмоции. Разговаривайте с большим энтузиазмом, и тогда каждый разговор запомнится.

Самое главное

Главное правило, которое кардинально повысит вероятность становления вас как успешного собеседника: главное — не вы, а они. Единственная цель, которую нужно держать в голове — это то, что после каждого разговора ваш собеседник должен чувствовать себя лучше, пообщавшись с вами.

Желает вам развить в себе способность слушать других. И пускай ваши собеседники чувствуют себя лучше после ваших слов.

Многие ошибочно полагают, что для того, чтобы быть хорошим слушателем достаточно не перебивать собеседника и не отвлекаться на посторонние предметы и людей. Если вы из их числа, то вы глубоко заблуждаетесь. Потому что для слушателя мало иметь только острый слух и фокус внимания. Нужно кое-что еще.

Навык слушания недооценен общественностью. Хотя он намного важнее ораторского мастерства. Потому что говорить и убеждать умеют все, а слушать – избранные. Причина в том, что с самого рождения родители только и думают о том, когда их отпрыск произнесет первое слово и начнет разговаривать. Они как можно скорее хотят научить ребенка говорить, так как период молчания их настораживает. Как следствие, дети вырастают не способными слушать. Ведь их этому не обучали. Более того курсов по публичным выступлениям намного больше, чем курсов по слушанию.

Я до трех лет не говорила. Мама считает, что я специально молчала, так как любила вредничать и была очень упрямым ребенком. А может быть, слушание мне доставляло большее удовольствие, чем говорение?!

Сколько себя помню, я всегда предпочитала слушать, нежели разговаривать. И в начальной школе некоторые мои одноклассники ставили мне это в упрек. Им хотелось, чтобы я принимала активное участие в беседе, а не пассивное. Но в старших классах им понадобился человек, который бы выслушивал их проблемы и секреты, при этом хранил рот на замке. Этим человеком оказалась я. Через мои уши прошло столько душераздирающих историй, но ни одна из них не вышла наружу.

Чем старше я становилась, тем комфортнее себя чувствовала в роли слушателя. Возможно, профессия психолога мне бы отлично подошла. Потому что мне нравится узнавать чужие истории, разбираться в чужих проблемах и помогать решать их. Более того, люди доверяют мне свои тайны и готовы делиться самым сокровенным.

За свой пятнадцатилетний опыт работы слушателем (школа + университет), я выявила четыре главных черты, которые притягивают ко мне говорящих и позволяют им мне доверять.

Вот, что должен уметь делать хороший слушатель:

1.Задавать вопросы. Принято считать, что хороший слушатель должен молчать. Это лишь отчасти верно. Разговор подразумевает обмен репликами. Но это не значит, что вам нужно высказывать свое мнение, чтобы поддерживать диалог. Хороший слушатель должен задавать наводящие вопросы, которые направляют ход беседы. Тем самым, давая говорящему понять, что его слушают и на его слова реагируют.

2. Быть сосредоточенным на говорящем, а не на теме. Большинство уверены, что слушатель должен фокусироваться на теме разговора. Это далеко не так. Если вы хотите стать хорошим слушателем, то вы должны все свое внимание обратить на говорящего. Потому что темы разговора очень быстро меняются, а собеседник остается все тот же. В конце концов, вы слушаете не сами слова, а человека, их произносящего.

3. Быть расслабленным. Хороший слушатель не должен испытывать никакого напряжения и стресса, иначе это состояние передастся говорящему. Вам необходимо быть спокойным и уравновешенным, чтобы ваш собеседник чувствовал себя также. Разговор, протекающий в атмосфере “релакс”, получится очень продуктивным и результативным.

4. Наблюдать. Хороший слушатель в отличие от плохого не только слушает, но и наблюдает за говорящим. Потому что он понимает, что язык тела не лжет. А вот словом обмануть можно. Вы должны следить не только за интонацией собеседника, но и за его мимикой и жестами. Это поможет вам избежать острых тем, которые ваш собеседник не желает касаться.

Слушатель – это такая же профессия, как и оратор, требующая практики. Применяя выше изложенные рекомендации в процесс разговора, вы приобретете репутацию хорошего слушателя.