Биографии Характеристики Анализ

Литература э шпрангер смысловая связь. Э

Вообще, говорить об описательной психологии нужно, начиная с Вильгельма Дильтея. Но он только вложил основные аспекты, на которые следует обращать внимание тому, кто хочет изучать описательную психологию. Куда более интересную концепцию предложил Эдуард Шпрангер, который является продолжателем его традиций.

Он придумал типологию личностей, согласно которой человек – это существо, которое может принадлежать к одному из шести типов. О них и пойдет речь в этой статье, так как типология – это удобный инструмент понимания сущности человека и того, чем он живет.

Шесть типов типологии личности

Первый тип личности – это теоретик. Он хочет все объяснить. Именно для этого он живет и трудится. И нет совершенно никакой разницы, чем он занимается: преподаванием, спортом или бездельем – но объяснять все происходящие в жизни – это как раз для него.

Второй – это экономический человек. Знаете бабушек или даже детей, которые только то и делают, что откладывают. А слышали анекдоты о евреях? Так вот, это и есть примеры экономического типа личности, который ничего не делает просто так, всегда стремится из самых непонятных ситуаций извлекать пользу. Причем, не обязательно, денежную.

Следующие два типа личности по Шпрангеру – это эстетическая и социальная личность. Первая любит все красивое и оценивает мир в рамках гармонии или ее отсутствия. Вторая категория людей просто не может жить без общения. Именно поэтому их можно увидеть во всяких разных местах. Из личностей эстетического типа могут получиться хорошие художники, а если тип социальный – то прекрасные ораторы.

А вот прекрасные политики получатся, угадайте, с какого типа личности по Шпрангеру? Правильно, политического. Впрочем, эти люди не обязательно хотят занимать самые высокие государственные должности. Им нормально и простого руководства там, где они находятся. Среди таких людей много командиров в семье, причем они хотят управлять там, где этого делать не стоит. Не зависит политический тип и от возраста. Маленькие дети с таким же успехом могут командовать, как и взрослые.

Ну и последний тип – это религиозный. Но его представители могут быть даже атеистами. Ведь их жизненное кредо – это не представительство какой-то религиозной организации, а поиск смысла жизни. Можете протипировать своих знакомых, вы благодаря этой несложной типологии сможете значительно лучше понимать других людей. Вот, с чего начинается – это с понимания. И удачи вам на этом поприще.

Введение


Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с разного рода конфликтами. Без конфликтов человеческая жизнь невозможна, и Чарльз Диксон справедливо отметил: «Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».

Люди, затевающие конфликт или помимо собственной воли попадающие в него, обычно стремятся поскорее завершить его наилучшим образом, так как мало кто заинтересован в конфликте самом по себе. Но как довести конфликт до благополучного конца каждый решает исходя из своих конкретных представлений о конфликтной ситуации и её действующих лицах, о своих целях и целях своих оппонентов, о том, что можно делать и что нельзя и так далее.

Важным фактором возникновения конфликта являются установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности. Причиной конфликта в этом случае может быть противоречие между различными идеальными типами индивидуальности, если они выражены достаточно ярко.

Впервые попытка создать классификационную систему личности была предпринята в 1914 г. немецким философом и психологом Эдуардом Шпрангером. Он разработал шесть «идеальных типов» личностина основе их мотивационной направленности.

Целью контрольной работы является рассмотрение типов индивидуальностей по Э. Шпрангеру.

Актуальность исследуемой темы очевидна, так как данная информация имеет существенное значение как психологический метод прогнозирования и предупреждения конфликтов.

Структурно контрольная работа состоит из введения, основной части, заключения.

1. Типы индивидуальностей


Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882 - 1963) утверждал, что исходным принципом психологии является понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа; а переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система.

В основном своем труде, "Формы жизни" он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение "форм жизни".

Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие "понимающей психологии". Основные положения его теории следующие:

) психическое развивается из психического;

) психическое сводится к интуитивному пониманию "модулей действительной жизни"; не следует искать каких-либо объективных причин развития личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями и культурой общества.

Теория Шпрангера восходит к идеям немецкого философа и психолога В. Дильтея, считавшего основной задачей психологии раскрытие целостной душевной жизни личности, достигаемой с помощью понимания как основного метода наук о духе. Последнее, в свою очередь, трактуется как внутреннее, интуитивное постижение, тесно связанное с переживанием. От общего утверждения В. Дильтея о соотношении структуры душевной жизни с культурой и о ценности как определяемой эмоциональным отношением субъекта Шпрангер переходит к классификации ценностей и производит ее по более объективному, чем эмоциональное отношение, как это было у В. Дильтея, основанию, а именно: ценности - это объективные образования, независимые от субъекта, противостоящие ему и оказывающие на него воздействие. Это весь мир - природа, наука, искусство и тому подобное.

В каждой индивидуальности представлены все шесть типов ценностей, но в особом направлении и с разной силой; руководящие, определяющие жизнь, образуют психическую структуру личности. На основании преобладания той или иной ценности различаются шесть типичных основных форм индивидуальности, называемых Э. Шпрангером формами жизни потому, что они до некоторой степени определяют форму, в которой протекает жизнь индивида.

Основываясь на этих формах, он выделил следующие типы индивидуальностей: теоретический, экономический, социальный, политический, религиозный. Ниже приведены подробные характеристики указанных типов личностей.


1.1 Теоретический тип индивидуальности


Теоретический человек, в чистом виде, знает лишь одну страсть: страсть к проблеме, к вопросу, которая ведет к объяснению, установлению связей, теоретизированию. Его переживания оторваны от реальной жизни: он может отчаяться от невозможности познать, ликовать из-за чисто теоретического открытия, будь это даже то открытие, которое убивает его. Он изнуряет себя как психологическое существо ради порождения чисто идеального мира закономерных связей. Для него имеет ценность лишь чистота методов познания - истина любой ценой. Мир для него - это бесконечное производство сущностей и система отношений зависимости. С помощью этого представления он преодолевает зависимость от момента. Он живет в мире без времени, его взгляд проникает в далекое будущее, иногда охватывает целые эпохи; погружаясь в них, он связывает прошедшее и будущее в закономерный порядок, создаваемый его духом. Его Я причастно к вечности, светящейся в непреходящей ценности его истин. В практическое поведение он также вносит систему, которая отсутствует у существ, живущих моментом, руководимых инстинктами. В равной мере он соединяет в себе предметность, необходимость, всеобщую закономерность и логику.

В наиболее естественном и чистом виде эта форма жизни воплощается в профессиональных ученых, которые, как правило, приходят к постановке своих жизненных задач в результате свободного интереса. Но предварительные ступени такого рода духовной организации встречаются и независимо от профессиональной принадлежности, и, возможно, на них гораздо отчетливее выступают структурные особенности типа, чем у больших ученых, которые часто являются очень сложными натурами. К данному типу индивидуальности Э. Шпрангер относил Платона и Канта.


1.2 Экономический тип индивидуальности

шпрангер индивидуальность психология

В самом общем плане экономическим человеком является тот, кто во всех жизненных связях на первое место ставит полезность. Все для него становится средством поддержания жизни, борьбы за существование и наилучшего устройства своей жизни. Он экономит материал, силы, время - только бы извлечь из этого максимальную пользу. Вернее было бы назвать его практичным человеком, так как с понятием экономики связана и вся область техники. Смысл же его действий не в самой деятельности, а в ее полезном эффекте. Греки назвали бы его «делающим», но не деятельным. Ценность познания для экономического человека - направленность на познание того, что приносит пользу себе, коллективу, человечеству.

Э. Шпрангер различает и другие, особые формы экономического типа на основании объекта практической, то есть профессиональной деятельности: земледелец, скотовод, книжный издатель и др. Однако он подчёркивает, что уже во времена Руссо лишь один крестьянин представляет собой целостного человека, который вкладывает ещё душу в свою работу, все остальные втягиваются в процесс овладения природой, который начинает господствовать и над самим человеком. И эта власть ещё страшнее, чем власть природы. Прототипом экономического типа индивидуальности Э. Шпрангеру назвал Жюльена Ламетри (французского философа и медика).


1.3 Эстетический тип индивидуальности


Эстетический человек отличается специфической формой мотивации, а именно: стремлением к форме, гармонии, красоте. Суть эстетического типа индивидуальности наиболее коротко можно сформулировать как стремление к оформленному выражению своих впечатлений.

Людей данного типа можно рассматривать с разных позиций. Например, с позиции того, является ли для них наиболее важной красота души, природы или произведений искусства, создают они эстетические ценности или только наслаждаются ими. Различие между ними касается и того, как они относятся к действительности, то есть реалисты они или идеалисты. Реалисты воспринимают впечатления в их исходной данности. Ценители сиюминутных впечатлений, - импрессионисты, - схватывают от жизни один только её запах. Идеалисты перерабатывают впечатления сообразно собственным эстетическим ценностям, они как бы создают свой внутренний мир. В своём крайнем выражении идеалисты - это сентиментальные экспрессионисты, которые во всём находят лишь отзвуки своих душевных состояний. Наконец, по степени развития эстетического органа различаются лирические натуры (их волнует моментальное воздействие на эмоциональную сферу каких - то мелких деталей происходящего в данный момент), эпические натуры (обращённые к осмыслению жизни во всей её полноте) и располагающиеся между ними драматические натуры.

Эстетический человек обладает собственным органом миропонимания: особой способностью предвидения или проникающей интуицией. Для теоретика люди подобного сорта - мечтатели, романтики. Для последнего природа представляет собой систему функциональных уравнений или комплекс понятийно определяемых энергий. Что касается экономических ценностей, то принцип полезности и эстетический взгляд противостоят друг другу. Приписывание полезности эстетическому разрушает его сущность. Эстетический человек, так же как и теоретический, беспомощен перед лицом экономических условий жизни.

Людей, относящихся к эстетическому типу, можно рассмотреть с точки зрения того, является ли для них наиболее важной красота души, или же их внутренняя жизнь сосредоточена на природе, или же, наконец, они чувствуют красоту только в завершенных формах конкретных произведений искусства. При рассмотрении эстетического типа имеется в виду не столько деятели искусства, создающие материальные произведения, сколько люди, творящие самих себя и обладающие внутренней структурой эстетического типа.


1.4 Социальный тип индивидуальности


Социальный человек живёт и действует ради любви к людям, вернее, ради людей, которых он любит, а не ради упоения любовью. Подлинная любовь, полагает Эдуард Шпрангер, не имеет ничего общего с жалостью, благотворительностью, она - отражение высшей всепоглощающей любви, вырастающей из внутренней духовной структуры человека. Социальные формы жизни определяются содержанием ценностей. Это может быть любовь к человеку, правде, просвещению, возвеличиванию в человеке красоты и формы. Это также любовь матери, у которой инстинкт любви организует всю её личность. Не меньшая тайна - любовь мужчины и женщины. При этом, по мнению Э. Шпрангера, женщина живёт любовью, мужчина же больше любит своё произведение.

Для социального поведения характерен особый акт, в частности обращенность к чужой жизни и чувство себя в другом. Особая жизненная форма, которую называют социальной, возникает, когда эта потребность в самоотречении ради другого становится ведущей жизненной потребностью. В качестве примера социального типа индивидуальности можно привести личность Л.Н. Толстого.


1.5 Политический тип индивидуальности


Политический человек живёт и действует, чтобы детерминировать поступки и мотивы других людей, исходя при этом из истинных духовных ценностей и при этом совсем не обязательно в собственно политическом смысле. Основной характеристикой данного типа является стремление воплощать в себе коллективную власть: действовать от имени многих. Власть представляется прежде всего общественной формой, в которой могут быть отражены четыре содержательные сферы ценностей. Один индивид может подчинить другого или благодаря своему уму и знаниям, или экономическим и техническим средствам, имеющимся в его распоряжении, или благодаря внутреннему богатству и законченности своей личности, или, наконец, благодаря религиозной вере, воспринимаемой другим как божья благодать. Власть всегда заключается в одной из этих форм. Особый случай, когда человек направлен не на одну из этих ценностей, а главным для него становится могущество само по себе.

Власть можно определить как способность, а также стремление делать собственную ценностную направленность ведущим мотивом других людей. Здесь мы имеем тотальность мироощущения: самоутверждение, достижение успеха, жизненная сила, энергия бытия. Наиболее ярко эта сторона жизни проявляется в организованной коллективной власти государства. Так как государство по своей идее представляет высшую власть, то все частные проявления власти как-то связаны с ним, посредством его реализуются, ограничиваются или же направляются против него. Поэтому все проявления отношений, основанные на власти, носят стиль, который можно было бы назвать политическим в широком смысле слова. В связи с этим людей, ведущей ценностью которых является власть, называют политическими, пусть даже отношения, в которые они включены, и не являются политическими в прямом смысле.


1.6 Религиозный тип индивидуальности


Религиозным называют человека, чья духовная структура постоянно и вся целиком направлена на достижение высшего переживания ценностей. Способность к последнему достигается путём особого воспитания души. Из данного определения сути религиозности следует, что имеются три основные формы религиозного типа, третья из которых на самом деле находится между двумя остальными и имеет еще целый ряд более четких проявлений

Различение проводится на основании того, в каком отношении находятся ценности к общему смыслу жизни позитивном, негативном или смешанном (как позитивном, так и негативном).

Если все жизненные ценности переживаются как стоящие в позитивном отношении к высшему смыслу жизни - это тип имманентного мистика; если же они ставятся в негативное отношение, то возникает тип трансцендентного мистика. Если же они оцениваются частью позитивно, частью негативно, то возникает дуалистическая религиозная натура.

Выделенные Э. Шпрангером типы не представляют собой, как он сам часто говорил, некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Согласно идеалистическим взглядам Эдуарда Шпрангера в этих духовных ценностях и выражается сущность человека. От них и зависит социальная формация общества.

Следует учитывать, что противоречие ценностных ориентировок личности имеет существенное, если не основополагающее, значение как причина возникновения конфликтов. Так, например, взаимодействие теоретического человека с экономическим уже с самого начала таит в себе опасность конфликта в силу их противоположных внутренних жизненных устремлений.

Для теоретического человека процесс его деятельности является самоцелью. Он знает лишь одну страсть - страсть к проблеме, к поиску истины. Его переживания оторваны от реальной жизни. Он может отчаяться от невозможности объяснить какое-либо явление и ликовать от чисто теоретического открытия, хотя оно не связано ни с какой материальной выгодой и более того может убить его в будущем. Этот человек живет как бы вне реального времени и пространства.

В то же время Экономическийчеловек во всех своих жизненных связях на первое место ставит выгоду, полезность. Для него все становится средством поддержания и наилучшего устройства реальной жизни, борьбы за существование. Из всего он стремится извлечь максимальную выгоду, пользу. Таким образом, этот тип прямо противоположен теоретическому человеку, ибо это практический человек. Следовательно, при их взаимодействии при выполнении какой-либо совместной работы им будет трудно найти «общий язык».

Такие же проблемы и противоречия возникнут, по всей вероятности, и при взаимодействии эстетического человека с экономическим человеком, с политическим человеком и другими типами личностей. Нетрудно представить, например, какие отношения могут возникнуть в межличностном общении между религиозным человеком, для которого ведущей жизненной установкой является любовь к ближнему и альтруизм, и политическим человеком, для которого установкой является власть над другими.

Таким образом, очевидно, что конфликтность и противоречивость установок может возникнуть между всеми выделенными Э. Шпрангером типами людей, хотя между отдельными типами она проявляется в большей степени, а между другими - в меньшей.


Заключение


Каждому типу личности соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и так далее. Идеальными моделями, обусловленными ориентацией человека на те или иные объективные ценности, стали: теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический и религиозный типы. Исходя из этого, Э. Шпрангер выделил шесть типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности); экономические (материальные блага, полезность); эстетические (стремление к оформлению, выражению своих впечатлений, к самовыражению); социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни, чувство себя в другом); политические (власть как ценность); религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. Поскольку в жизни нет чистых типов, каждый отдельный конкретный случай нужно уметь привести к одному из этих типов.

Исходя из этих психологических представлений, Э. Шпрангер делал педагогические выводы, в частности о том, что всеобщее образование не должно быть одинаковым для всех, педагог должен интуитивно угадать еще не сформировавшуюся и не осознанную ребенком психическую структуру и готовить его к наиболее целесообразному и доступному для него пути жизни.

Данная квалификация типов индивидуальности, сформулированная ученым в 1914 году, в настоящее время своей актуальности и значимости не утратила и активно используется в различных сферах деятельности.


Список литературы


Специальная и учебная литература:

1. Диксон Ч. Конфликт. Спб., 1997;

Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М., 2000.

Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для студентов Высших учебных заведений/ под ред. Морозова А.В. - М., 2002;

Конфликтология/ под ре. Кармина А.С. -Спб., 2009;

Конфликтология: Учебник. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. - М., 2004;

Конфликтология. Учебник для вузов. Анупцов А.А. - Спб., 2013.

Конфликтология: Конспект лекций. Атоян А.Д. - М.,2010;

Психология личности. Тексты./ под редакцией Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.,1982

Интернет ресурсы:

9.http://www.psyoffice.ru

Http://vocabulary.ru

Http://bibdocs.ru

Http://vocabulary.ru/dictionary/478/word/shpranger-spranger-yeduard

Http://www.psyoffice.ru

15.

16.http://vocabulary.ru

17.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Эдуард Шпрангер

Шпрангер (Spranger) Эдуард (27 июня 1882, Рущук, Австро-Венгрия, ныне Русса, Болгария - 17 сентября 1963, Лондон) - немецкий философ, психолог и педагог. С 1912 - профессор в Лейпциге, с 1920 - в Берлине, с 1946 - в Тюбингене. Сформировался под влиянием Дильтея , испытал сильное воздействие Руссо и философии ценностей Боденской школы неокантианства .

В своем главном труде - «Жизненные формы» (Lebensformen, 1921) - Шпрангер выделил шесть главных культурно-психологических типов («жизненных форм»), каждому из которых соответствует своеобразная структура мотивации, восприятия реальности, организации аффективно-эмоциональной сферы и т. д. Так, для теоретического человека высшей формой деятельности, определяющей характер всех его жизненных проявлений, выступает познание. Все прочие ценности для него вторичны. В сфере мотивации он стремится преодолеть аффекты, старается быть независимым от частных, конкретных целей, если не может включить их во всеобщую систему закономерностей жизни и поведения. «Экономический» человек - тот, кто во всех жизненных отношениях ориентируется на полезность; все становится для него средством поддержания жизни, квазиприродной борьбы за существование. Он экономит материю, энергию, пространство и время, чтобы извлечь из них максимум полезного для своих целей. Мотивы его отличаются от мотивов «теоретика» тем, что вместо ценностей логики решающую роль играют ценности полезности. «Эстетический» человек - тот, кто «все свои впечатления преобразует в выражения». Его специфическая форма мотивации - «воля к форме», выражающаяся в мотивах частного порядка, таких, как самореализация, «построение и оформление самого себя», универсализация эстетического видения, тотализация форм. Для «социального» человека организующим принципом жизни является любовь в религиозном смысле этого слова. «Властный» человек может существовать в любой из ценностных сфер. Это тот, кто хочет и может внушать другим людям собственную ценностную установку как мотив деятельности. В самом общем виде мотивация властного человека - это стремление преобладать над другими; все прочие мотивации вспомогательны. Эстетическое для него - лишь звено в цепи средств для достижения власти. Но если властным человеком начинает двигать не столько рациональный расчет и знание обстоятельств, сколько безграничная фантазия, выливающаяся в гигантские проекты переоформления мирового целого, то он стоит на границе между человеком властным и человеком эстетическим. Таковы были многие из величайших завоевателей в мировой истории. «Религиозный» человек тот, чья целостная духовная структура постоянно ориентирована на обнаружение высшего ценностного переживания, приносящего бесконечное и абсолютное удовлетворение.

Созданная Шпрангером культурно-психологическая типология в дальнейшем неоднократно использовалась социологами и психологами (в частности, Г. Олпортом) для анализа жизненных стилей личностей и групп. Идея жизненных форм сочетается у Шпрангера с понимающей психологией в духе Дильтея: душа есть «смысловая взаимосвязь действий, переживаний и реакций, объединенных человеческим Я». Душа взаимодействует с духом, причем принципы и закономерности духовной работы имманентны душе, и субъективное «везде и всегда есть отпечаток с объективного». Однако надындивидуальные целостные «структуры», в которые включены индивиды (одной из таких структур является общество), остаются для нас непознаваемыми в их подлинном существе. «Для духовных образований у нас нет иного орудия познания, кроме индивидуальной духовной структуры. Поэтому общественные структуры, как они есть в себе, трансцендентны по отношению к нашему познанию» (Lebensformen. Halle, 1921, S. 57). А поскольку индивидуальные духовные структуры существуют в виде инвариантов - жизненных форм, восприятие и познание общества через призму этих форм носит окончательный характер - над ними нет никакой высшей познавательной инстанции. Отсюда враждебное отношение Шпрангера к социологии как науке, организованной по модели естественных наук: она не способна понять науку, искусство, религию, культуру в целом, «растворяя» их в абстрактных социальных структурах и взаимодействиях. По Шпрангеру, альфа и омега культуры - индивидуальность, а человек - это носитель духа. Такая позиция стала основой той огромной работы, которую вел Шпрангер в области педагогики, организации образования и культурной политики.

Л. Г. Ионин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 395.

Шпрангер (Spranger) Эдуард (1882-1963)- немецкий философ, психолог и педагог. Биография. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском университете. С 1909 г. - преподаватель философии и образования в Берлинском университете, с 1911 по 1920 г. - профессор Лейпцигского университета, с 1920 по 1944 г. - профессор Берлинского университета. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. Шпрангер был арестован и заключен в Моабитскую тюрьму. В 1945 г. он был назначен ректором Берлинского университета, с 1946 г. до своей отставки в 1953 г. работал в качестве профессора Университета Тюбингена. Исследования. Сторонник метода В. Дильтея, основанного на интуитивном постижении духовной целостности. Пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов, Шпрангер ввел понятие понимающей психологии. Исходный принцип психологии, по мнению Шпрангера, - понимание как способ непосредственного постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется в актах деятельности «Я», в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, «Формы жизни» (Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle, 1914; в рус. пер.: (част.) Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности // Психология личности: Тексты. М., 1982), он отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии как одной из наук о духе является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа» и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Шпрангера обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности); экономическая (материальные блага, полезность); эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению); социальная (обще-ственная деятельность, обращенность к чужой жизни); политическая (власть как ценность); религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая- то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г. Оллпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан Тест изучения ценностей, а также создан Тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Шпрангер рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Шпрангер делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Шпрангером в его исследовании психологии юности (Psychologie des Jugendalters. Leipzig, 1924, в рус. пер.: Эротика и сексуальность в юношеском возрасте // Педология юности. М.; Л., 1931). Здесь были описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 678-679.

Сочинения: Die Grundlagen der Geschichtswissenschaft, 1905; Zur Theorie des Verstehens und zur Geistwissen- schaftlichen Psychologie, 1918; Wilhelm von Humboldt und die Humanitatsidee. 2 Aufl. Berlin, 1928; Kultur und Erziehung. 4 Aufl, 1928; Der Sinn der Vorausseitzungslosigkeit in der Geisteswissen- schaften, 1929; Volk, Staat, Erziehung, 1930; Weltfrommigkeit, 1940; Lebensfuhrung, 1947; Die Magie der Seele, Tubingen, 1947; Gothes Weltan-schauung. 4 Aufl. Wiesbaden, 1949; Der unbekante Gott. 2Aufl. Stuttgart, 1955; Der Eigengeist der Volksschule. 2 Aufl., 1956; Der geborene Erzieher, 1958; Pestalozzis Denkformen. 2 Aufl. Heidelberg, 1959; Kulturfragen der Gegenwart. 3 Aufl. Heidelberg, 1961; Pedagogischen Perspektiven. 7 Aufl., 1962; Philosophie und Psychologie der Religion (Abhandlungen). 1974.

Литература: Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948; Ярошевский M. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Kultur und Erziehung. Lpz., 1919;

Goethe und die Metamorphose des Menschen. Weimar, 1924;

Psychologie des Jugendalters. Halle, 1924;

Die Kulturziklentheorie und das Problem des Kulturverfalls. Lpz., 1926; V

olk, Staat und Erziehung. Lpz., 1932;

Entwicklungspsychologie. В., 1942;

Kulturpathologie. Tub., 1947;

Kulturbegegnungen als philosophisches Problem. Stuttg., 1948;

Два вида психологии,- В кн.: Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

Литература:

Croner E. E. Spranger В., 1933; Gruhle H.W. Verstehende Psychology. Stuttgart, 1948;

Ярошевский M. Г . История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.

Шпрангер выделил шесть человеческих типов исходя из жизненных целей и ценностей человека, которые действуют помимо и независимо от каких-либо биологических влечений и потребностей.

ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард

(1882-1963) - немецкий философ, психолог и педагог, один из создателей понимающей психологии. Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор, 1911 - 1912 и в 1920-1944). С 1912 по 1920 г. - профессор Лейпцигского ун-та. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 г. был арестован фашистскими властями и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культур-бунд). С 1946 г. до своей отставки (1953) - профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии - вопрос о сущности понимания, как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел понятие понимающей психологии. Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде Формы жизни (Lebensformen. Geistwissenschaftliche psychologie, Halle, 1914; на рус. пер. частично: Два вида психологии / Хрестоматия по истории психологии, М., 1980; Основные идеальные типы индивидуальности / Психология личности. Тексты, М.,1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии, как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре объективного духа и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение форм жизни. Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан тест изучения ценностей, а также создан тест интересов Дж. Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш. делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании психологии юности: Psychologie des Jugendalters. Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) Эротика и сексуальность в юношеском возрасте/ Педология юности, М.-Л., 1931. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников педагогики культуры, а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О. Ф. Боль-нова и педагогическую антропологию. Труды Ш. представлены в собр. соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1-11, 1969. И.М. Кондаков