Биографии Характеристики Анализ

Логопедическое занятие с младшими школьниками конспект урока разделительный мягкий знак. Конспект урока по русскому языку «Разделительный мягкий знак Личностные результаты учащихся

Урок на тему:

«Буква Ь - мягкий знак»

Галина Айтжанова,

учитель начальных классов

Александровской СШ

Костанайская область

Презентация (.ppt, 1.93 Mb)

Цель: познакомить учащихся с написанием буквы Ь, формировать умение писать букву Ь и слова с этой буквой.

закреплять понятие о букве Ь, служащей для обозначения мягкости согласных;

развивать орфографическую зоркость;

воспитывать любовь к родному языку и родной природе.

I. Психологический настрой:

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

Посмотрите в паре друг на друга, улыбнитесь.

II. Актуализация знаний

1. - Я знаю, что вы очень любите играть. И я предлагаю поиграть в игру «Угадай-ка».

Какие буквы записаны на карточках?

На какие две группы их можно разделить?

Какие гласные буквы указывают на твердость предыдущего согласного? (о а у ы)

Какие указывают на мягкость? (и е я)

Ребята, здесь нет еще нескольких букв, обозначающих мягкость согласного звука. С одной из таких букв мы сегодня познакомимся, но пока это тайна. И эту тайну давайте попросим разгадать наших гостей.

2. Инсценировка «Мягкий знак»:

Автор: Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные (входят герои инсценировки). Буквы жили - не тужили, потому что все дружили (герои хлопают в ладоши, держатся за руки). И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить и молчала. Было этой букве очень плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие.

Вот, например, отгадайте загадку:

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки.

Стали буквы составлять слово ГУСЬ (герои инсценировки выстраиваются в один ряд), получается слово ГУС.

Что-то у нас не получается, - говорят буквы.

Звук [с’] в слове мягкий, а у нас он - твердый.

Звук [и] говорит:

Давайте я встану, - и быстро пристроилась в конце слова.

Но ведь у нас в отгадке гусь, а не гуси?!

Как же быть?

Что делать? Какую букву нужно позвать на помощь?

Букву Ь - мягкий знак.

Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конце слова.

Какое слово получилось? (гусь)

Вот оказывается, какая важная буква Ь - мягкий знак.

III. 1. Постановка учебных задач:

Как вы, ребята, думаете, какая тема сегодняшнего урока письма? (слайд 2)

Опираясь на тему, сформулируйте задачи нашего урока. Используйте слова, записанные на экране (слайд 3):

Познакомимся...

Научимся...

2. Планирование достижения цели

Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.

Посмотрите на экран (слайд 4):

Сегодня мы с вами:

научимся писать букву мягкий знак

поработаем со словами

запишем предложение

поиграем

поработаем самостоятельно

поднимемся на вершину

Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждыас лежит маршрутный лист. На нем вы будете отмечать свои достижения. Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку и научится писать букву Ь.

V. Работа по достижению поставленных целей:

1. Установка на письмо: писать надо аккуратно, красиво,

разборчиво. Выполняя верно написание букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами.

2. Анализ буквы:

сравнение печатной и письменной буквы

с написанием какой буквы схоже написание буквы Ь

конструирование буквы из проволоки

обводка буквы пальцем по проволоке

3. Подготовка пальцев рук для письма: кинезиологические упражнения

4. Физкультминутка для глаз

5. Работа в прописи:

Сегодня последний день зимы. Дед Мороз всю зиму рисовал для нас узоры на окнах. Давайте мы его порадуем узорами в прописи (рисование узора на стр. 23).

6. Устное объяснение написания этой буквы: начинаем работу на верхней линейке рабочей строки. Вниз опускаем наклонную прямую, не доходя до нижней линии, делаем закругление вправо. Касаемся нижней линии, ведем полуовальную линию вверх, закругляем влево до середины строки и закрываем овал на прямой.

образец написания на доске

письмо в воздухе

игра «Фотограф»

обводка обратной стороной ручки образца в прописи

письмо по контуру букв в прописи

самостоятельное написание 3-х букв

Посмотрите внимательно на написанные буквы, сравните с образцом и выберите ту буквы, которую вы написали лучше других, поставьте под ней точку. Припишите также правильно и красиво еще три буквы.

В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу.

VI. Закрепление изученного материала

РАБОТА НАД СЛОВОМ

Прочитайте слова, записанные на экране: собака, лось, корова, кошка (слайд 5).

Сравните их по значению и найдите лишнее слово.

2. - Выполним звуковой разбор этого слова:

произнесите это слово шепотом, послушайте себя

в паре выложите звуковую схему этого слова

анализ выполненного задания:

какой первый звук в этом слове, второй, третий

сверьте схему с образцом (слайд 6)

Звукобуквенный анализ (слайд 7)

Какая буква дает команду согласному: «Читайся мягко»?

Сколько звуков в слове лось?

Сколько букв?

Почему букв больше, чем звуков?

5. Запись слова ЛОСЬ в прописи

Какая буква помогла вам обозначить на письме мягкость предыдущего согласного?

6. Работа над развитием связной речи:

Что вы знаете об этом животном? (слайд 8)

7. Минутка чтения по прописи: чтение слов с мягким знаком на конце.

Какое из этих слов подходит к звуковой схеме слова (слайд 9)

Придумайте еще слова, соответствующие нашей схеме.

8. Запись слов КОНЬ по образцу прописи, запись слова РЫСЬ под диктовку. Самооценка (фонарик на второй ступени маршрутного листа).

9. Слайд 10

Скажите, что зимой страшнее животным: холод или голод?

Как люди помогают перезимовать диким животным?

Чтение сообщений детьми.

10. Семантика слова СОЛЬ: соль - пищевая добавка, полезное ископаемое, нота в музыке (слайд 11).

РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Прочитайте предложение в прописи: Лось лизал соль.

Назовите слова с мягким знаком.

Сколько слов в предложении.

Какое первое слово, второе, третье?

Какие правила нужно вспомнить прежде, чем записать это предложение?

Выполнение работы по выбору: записать предложение по памяти или списать его с прописи.

При помощи какой буквы на письме мы показали мягкость последнего согласного звука?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСОБЕННОСТЬЮ БУКВЫ Ь

Мягкий знак указывает не только на мягкость согласного, но и меняет значения слов, если он появляется или исчезает в словах. Сейчас мы в этом убедимся. Вместе с мягким знаком вы станете волшебниками и будете превращать одни слова в другие.

1. Дидактическая игра «Превращение слов»:

Озорной мягкий знак убежал из слов тронь, брать и превратил их в новые слова. Назовите какие. Как вы понимаете значение слова трон (слайд 12)?

Мягкий знак бежит к словам мел, вес.

Допишите Ь в слова мел и вес, какие слова получились.

Что иногда происходит со словами при появлении или исчезновении мягкого знака?

2. Дидактическая игра «Один - много»:лоси - окуни -

звери - лини -

кони - рыси -

3. Самооценка

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Мальчики записывают слова, обозначающие названия рыб, девочки записывают слова, не обозначающие названия рыб.

Подчеркните букву в конце записанных слов.

Пришла пора подняться на последнюю ступеньку нашего пути.

Поднимите руку у кого фонарики горят на верхней и средней линейке.

Кто же ждет нас на последней ступеньке?

Чему улыбается Ь?

Вспомните тему нашего урока и закончите мою фразу:

мы познакомились...

мы научились...

мы узнали...

Стихотворение «Мягкий знак»:

Мягкий знак - хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь

Без пожара, просто так?Это буква - мягкий знак!

Поурочный план урока «Русская грамота».

Дата:

Класс:

Тема: Буква Ь (мягкий знак).

Цели :

    Познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме;

    Совершенствовать технику чтения учащихся;

    Развивать словарный запас учащихся;

    Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : комбинированный.

Метод обучения : эвристическая беседа.

Методы преподавания : информационно-сообщающий, стимулирующий, инструктивный.

Методы учения : репродуктивный, частично-поисковый.

Методы воспитания : выразительное изложение, беседа, творческие задания, создание проблемных ситуаций, игра.

Оборудование :

    Учебник «Букварь».

    Учебник «Спутник Букваря»

    Учебник «Букварёнок»

    рисунок с изображением мягкого знака, буквосочетания с мягким знаком;

    индивидуальные зеркальца;

    Толковый словарь;

    рисунки с изображением оленя, лося, лани;

Ход урока

1. Организационный момент.

Улыбнитесь.

Пожелайте друг другу хорошего настроения, уверенности при встрече с новой буквой, чтении и письме слов и текстов с этой буквой.

2. Актуализация знаний.

Повторение пройденных букв.

3. Знакомство с новой буквой.

3.1 Работа с Букварём, с 74

Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

Живет в любимой Азбуке известный фокусник. Как его зовут?

Догадайтесь!

Мягкий шаг,

Это буква … мягкий знак (показ Ь )

Хотите знать, почему он себя называет фокусником?

а) Чтение буквосочетаний – согласных с Ь в столбиках

Откройте Букварь на странице 74.

Прочитайте самостоятельно, про себя, буквосочетания согласных букв с Ь в столбиках.

б) Наблюдение за произношением

Чтение этих буквосочетаний (хором, по цепочке)

Что заметили?

Вывод: Ь не обозначает звука, это особая буква, она обозначает мягкость согласных звуков на письме.

Мягкий знак - настоящий фокусник. Почему? Давайте прочитаем пары слов.

в) Чтение 1-го столбика самостоятельно

Прочтите 1-ый столбик самостоятельно

Какие фокусы и превращения вы заметили?

(Заменили твердый согласный на конце слова на мягкий.)

Изменился ли смысл и звучание слов?

г) Беседа о лексическом значении слов каждой пары:

Мол - Моль Угол - Уголь

Был - Быль Пыл - Пыль

Кон - Конь

Угол – геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки – вершины.

Уголь – в искусстве материал для рисования, изготовленный из подвергнутых обжигу тонких древесных веток или обструганных палочек.

3.2 Работа в прописи:

а) Письмо буквы Ь (мягкий знак)

Давайте научимся писать нашего фокусника в прописи (с.7)

б) Сравнение написания буквы Ь с буквой Ы , общие элементы и размеры

На что похожа буква Ь ?

в) Показ письма буквы на доске

Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так …

г) Письмо буквы, учимся

Задание: обведите букву Ь в прописи; соблюдая наклон, записать Ь 5 раз (проверить, как держат ручки, осанку)

д) Физкультминутка для пальчиков

е) Работа над соединениями с буквами:

Как соединяется Ь с буквами?

(Внизу или петлей – поворотом в середине буквы).

Расхвастался мягкий знак, что он самый волшебный и красивый у детей в прописях. Кто же поставит на место этого хвастунишку-фокусника? (Предположения детей).

Некоторые жители нашей Азбуки стали смеяться: “Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри, был ЛУК , стал ЛЮК , был МАЛ , стал МЯЛ ”. Так гласные поставили Хвастунишку на место.

Кто поставил Хвастунишку на место? Вспомним, какие гласные обозначают мягкость согласных на письме (Я, Е, Ю, Е, И ).

3.3. Работа в Букваре:

а) Чтение 2-го столбика

Самостоятельно прочитайте слова. Что заметили?

Назовите согласные звуки, которые звучат мягко в словах:

ГУСЬ ЛЕНЬ ОЛЕНЬ ЛАНЬ ЛОСЬ

б) Звукобуквенный анализ слова “ ЛОСЬ

Сколько слогов в слове ЛОСЬ ?

Сколько букв?

Сколько звуков?

Почему звуков меньше, чем букв?

(Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков).

Объясните значение слова ЛАНЬ?

(Животное из семейства оленей).

3.4. Работа по Спутнику Букваря, с.62-63.

4. Итог урока.

С какой буквой познакомились?

Для чего нужен мягкий знак?

5. Рефлексия.

Дерево настроения.

Тема урока: «Мягкий знак - показатель мягкости».

Цель : развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

  1. Развивать умение на слух и в произношении различать твёрдые и мягкие согласные на конце слова.
  2. Развивать умение проводить звуко-буквенный анализ слов, сравнивать слова.
  3. Научить обозначать на письме мягким знаком мягкость согласного звука.
  4. Уточнить, обогатить словарь учащихся
  5. Развивать речь учащихся

Задачи:

Систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

Развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

Обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность, силу воли, речь детей.

Воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Ход урока:

1. Организационный момент .

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости.

Давайте поздороваемся с ними.

Повернитесь, ребята к нашим гостям, поприветствуйте их улыбкой.

Повернитесь лицом к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и скажите ему:

Я желаю тебе добра;

Если тебе будет трудно, я помогу.

Тихонько садитесь.

Много мы должны успеть сделать на уроке.

Поэтому, как работать нужно?

Быстро, старательно и дружно!

Итак, я начинаю урок.

Сегодня этот урок должен помочь вам подняться ещё на одну ступеньку школьной грамотности.

Ребята, а зачем человеку нужно быть грамотным?

(Это нужно для того, чтобы спокойно чувствовать себя среди грамотных людей, не бояться писать письма, записки, сочинения и рассказы.)

И этому нас научит сегодня буква, которая пришла к нам на урок.

А какая? Догадайтесь сами, отгадав загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

(буква ь)

Это буква - мягкий знак.

(вывешивается карточка - ь)

Посмотрите, какой он добрый, никогда не грубит, всегда вежлив и уважителен. Со всеми разговаривает мягко и доброжелательно. Наверное, он очень хороший друг

А вы хотели бы иметь такого друга?

Тема нашего урока « Мягкий знак - показатель мягкости»

(Слайд 1и 2)

Сегодня мы продолжим учиться писать слова с мягким знаком, познакомимся с новым правилом и новым словарным словом.

2. Минутка чистописания.

На доске:

1) - Найдите в буквах к, н, ы сходные элементы и назовите их.

Восстановите слово (карандаш).

(Слайд 3)

2) Мёд, ряд, конь, рис, люк.

Что общего во всех этих словах?

(Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий.)

Какое слово лишнее?

(Конь.) (Слайд 4)

Почему?

(Во всех словах последний звук твердый, а в слове конь - мягкий [н"].)

Как обозначили мягкость звука [н"] на письме?

(Буквой Ь.)

3). - Запишите красиво это слово в тетради.

4). - Закончите фразу. Слово-отгадку запишите в тетрадь.

(Один из учеников работает у доски)

  1. Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту (дверь).
  2. В лесу мне видеть довелось как грыз кору могучий (лось).
  3. Я по чтению опять получу отметку (пять).

Что написали во всех словах?

(Мягкий знак - показатель мягкости согласных на конце слова.)

3.Актуализация знаний, выход на тему урока.

Зачем же нам нужен мягкий знак?

(Он служит для обозначения мягкости согласных.)

Какие еще есть помощники у мягкого знака, которые обозначают

мягкость согласных?

(Гласные буквы е, ё, и, ю, я.)

А что еще знаете о букве Ь?

(Эта буква не обозначает звук.)

4. « Открытие» нового знания.

1). Упр. №1 - стр.36 по заданию

(Работа с толковым словарём с. 93)

(Слайд 5)

2). День, пальто, апрель, лошадь, альбом, пальцы .

Прочитайте слова. Что в них общего?

(Все слова обозначают предметы, во всех есть мягкий знак показатель мягкости.)

На какие две группы можно разделить слова?

(По местонахождению Ь в слове.)

Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения Ь и запишите их в два столбика.

Проверка: (Слайд 6)

(На слайде слова преобразуются в 2 столбика).

Какое место занимает Ь в словах первого столбика?

(Стоит в конце слова после согласной)

(Показывает, согласный звук перед ним произносится мягко.)

Какое место занимает Ь в словах второго столбика?

(Стоит в середине слова между двумя согласными.)

Какова роль Ь в этом случае?

(Ь, находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.)

Какой вывод можем сделать?

(Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и в середине слова между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный звук, произносится мягко.)

5. Физкультминутка. (Слайд 7)

А теперь давайте отдохнём. Встали все.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.

6. « Открытие» нового знания.

1). Упр. 2 стр.36

2) Правило стр.36

7. Первичное закрепление.

Р/т стр.46-тренинговые упражнения

Найти слова в пунктах 1и 2 с ь - показателем мягкости и

определить количество букв и звуков.

8. Словарно-орфографическая работа.

Сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете новое слово с непроверяемым написанием.

(Слайд 8)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Слайд 9)

(Рисунок медведя)

Какое это слово?

Запишите это слово и другие однокоренные слова, выделите общую часть.

Как вы думаете, почему медведя так называют?

Медведь был самым грозным врагом человека в лесу. Его опасались больше, чем любого другого зверя, и чтобы не произносить его имя, решили заменить другим, очень удачным и безобидным словом. (Медоед - медведь)

9. Итог урока.

Подведем итог нашего урока.

Для чего нужен Ь?

(Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного.)

Где может находиться Ь в слове?

(На конце слова и в середине между двумя согласными.)

С каким новым словом познакомились на уроке?

Как думаете, все ли узнали о мягком знаке?

Нас еще ожидает много интересного

11. Рефлексия

Поднимите руки те, кто доволен своей работой на уроке.

Ребята, а кто помогал нам на уроке сегодня?

Давайте же скажем ему большое спасибо за то, что он такой добрый и помог нам на уроке подружиться с новым правилом.

Я думаю, что и мы с вами, ребята, будем совершать только добрые поступки и помогать людям.

Спасибо вам за дружную работу на уроке.

(Слайд 10)

Молодцы!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ялгинская СОШ»

Урок русского языка

«Мягкий знак - показатель мягкости»

Проведён в 1а классе

Учитель: Гладышева М.П.

Саранск 2012г.


Логопедическое занятие во 2 классе

Тема: «Путешествие в королевство Мягкого знака»
Цель: Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить с первым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце и середине слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного, слогового анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: карта путешествия в «Королевство Мягкого знака», флажок на магните, галстуки (банданы), мяч, листы с заданиями, зелёные карандаши, мячики-ёжики.

Ход занятия

I. Организационный момент (развитие логического мышления)
Эту букву не читаем,
С нею мы слова смягчаем,
В середине, в конце слова,
Встретить её можем снова.
Без неё нельзя никак,
Что же это -... (Мягкий знак.)
Лог . – Догадались, ребята, какая тема нашего занятия? ……. Молодцы! Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце (середине) слова, учиться правильно писать и читать слова с этой буквой.
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления.
Лог: - Сегодня мы отправимся в путешествие в королевство Мягкого знака.
1. Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Ни паром, ни дирижабль -
По волнам плывет... (Корабль)
Лог: - Где находится «Ь» - знак в слове корабль?... Какую функцию он выполняет? (смягчает согласную, которая стоит впереди). Молодцы! На доске появляется карта путешествия.
Лог: - Надеваем банданы и отплываем.
2. Разминка с мячиками-ёжиками (несколько упражнений на выбор учителя). Записать число в тетрадках.
3. Развитие логического мышления (операции аналогия, обобщение и классификация)
Лог: - Вот и первая остановка - остров «Загадочный». Начинай с буквы «М». Разгадайте слова и запишите их в тетрадь. Подчеркните зелёным карандашом согласную, которую смягчил Ь-знак.
Овощ……. (морковь)
Ходит дворник с метлой, подметает снега -
Запылил белой мглой и поля и луга……….метель.
Она девочка, а он - ……….. мальчик.
Кто в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый?
Летом ест клубнику, мёд, а зимой сосёт он лапу……..медведь.
Стол, стул, шкаф, кровать – это……..мебель.

4. Развитие устойчивости и концентрации внимания, памяти, мышления (классификации), буквенного синтеза.
Остров «Лесной». Найди в таблице 6 названий животных. Зачеркни эти названия цветным карандашом. Слова: медведь, рысь, хорь, соболь, олень, лось.
5. Физминутка (речь с движением)
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (повороты влево-вправо)
Потянулся он со сна: (потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набрался сил,
Головой медведь крутил. (вращение головой)
Наклонился он вперёд,
Вот он по лесу идёт.

Ищет мишка корешки и трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки –
Для медведя витаминки. (наклоны: правой рукой к левой ступне и наоборот).
Наконец медведь наелся (гладим животик)
И на брёвнышке уселся (садимся за парты).

6. Развитие слогового синтеза.
Остров «Дружбы». Собери слова из слогов. Запиши, получившиеся слова в тетрадь, разделив их на две группы (-ь, -ь-) (восемь, карась, пеньки, осень, рельсы, лошадь, полька, пальцы)
во цы
ка рась
пень шадь
о сы
рель ка
ло семь
поль сень
паль ки

7. Развитие фонематического восприятия и умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки.
Остров «Волшебный». Игра с мячом.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть –
И свободен водный путь.
Корабли плывите смело!
Стала мель кусочком мела.
(Е. Измайлов).
Лог: - Я назову вам слово без «ь», а вы добавьте его в конец и скажите мне новое слово.
Кон – конь, стал – сталь, шест – шесть, хор – хорь, мел – мель, угол – уголь, кров – кровь, жар – жарь, ел – ель, пар – парь, топ – топь, пыл – пыль, плакат – плакать, пример – примерь.
8. Работа над предложением. Закрепление правописания Ь в конце и в середине слова. Развитие самоконтроля.
Остров «Невезения». На этом острове в словах пропал «ь» - знак. Как теперь читать слова? Прочитайте предложение и вставьте пропущенный «Ь» знак там, где это нужно.
ОПЯТ ПЯТ РЕБЯТ НАШЛИ У ПЕНКА ПЯТ ОПЯТ.
9. КОРОЛЕВСТВО «Ь» ЗНАКА.
Блиц опрос:
Чего нет у буквы «Ь» - знак? (звука).
Где в слове может стоять «Ь» - знак? (в середине и конце).
Почему у «Ь» - знака нет заглавной буквы? (с него не начинаются слова).
Для чего нужен «Ь» - знак? (смягчает согласные, разделяет согласные и гласные).
Вспомните слова с «Ь» - знаком, который стоит в середине слова и смягчает согласную.
III. Итог занятия.
Лог : - Ребята чему мы учились сегодня на занятии? Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите смайлики. «Ь» - знак доволен, вот вам от него подарки.
Литература:
1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы» - М. Просвещение 1987 г.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. Из-во Книголюб.
3. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. М. Из-во Аквариум. 2006 г.
4. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Физкультурные минутки. М. Из-во Астрель. 2006 г.

Цель: формировать умение соотносить произношение и написание разделительного мягкого знака .

Оборудование: индивидуальный дидактический материал, плакат с правилами написания разделительного мягкого знака, сигнальные карточки – красного, синего, зеленого цвета (для каждого ученика).

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного материала

Логопед. Послушайте и скажите, как звучат согласные в конце слова конь, день ? (Мягко). Назовите мягкие согласные в словах банька, зорька . Что обозначает мягкость согласных? (Мягкий знак.)

Логопед сообщает ученикам цель занятия, вывешивает на доску плакат с правилами написания разделительного мягкого знака , напоминает правило: разделительный мягкий знак пишется после согласной перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, разделяя их; слова с разделительным мягким знаком переносятся так:вью-га, пла-тье.

Логопед. Отгадайте загадку:

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зерно, семя).

Записывается на доске слово СЕМЯ.

Логопед. Послушайте еще раз загадку.

Логопед повторно читает загадку.

Какое слово по произношению сходно со словом СЕМЯ?

Доскажите словечко:

Папа, мама, братик, я –

У нас дружная … (семья) .

Ученики. Слова СЕМЯ и СЕМЬЯ сходны по произношению.

Логопед. Чем различаются эти слова по произношению? Как показать на письме, что согласный не сливается с гласным?

Ученики. Следует написать мягкий знак.

Логопед. Напишите слово СЕМЬЯ. Какая разница между словами СЕМЬЯ и СЕМЯ по смыслу? (Учащиеся отвечают.)

Сравните на слух предложения:

В каком слове нужно написать разделительный мягкий знак? Почему?

Ученики. В слове ПОЛЬЮ после мягкого согласного звука [л, ] слышится [й, у], а не [у], как в слове ПОЛЮ.

Логопед. Запишите предложения:

Я полю грядку. Я полью грядку.

Какая разница по смыслу между словами ПОЛЬЮ и ПОЛЮ? (Учащиеся отвечают.)

Логопед раздает ученикам индивидуальный дидактический материал, они по очереди читают и выполняют задания.

Задание 1. Напиши слова в следующем порядке:

— с мягким знаком в середине (смягчение);

— с мягким знаком в середине (разделение);

— с мягким знаком на конце

Слова: жил..ё, пис..мо, начал..ство, ненаст..е, насчаст..е, здоров..е, мыш.., ноч.., казн.., тюл..пан, печ.., рыс.., гвозд.., гус.., сем..я.

Задание 2. Придумай и запиши предложения по картинкам.

Задание 3. Угадай и подпиши, чья мордочка изображена на картинках.

3. Итог занятия

ОБОБЩЕНИЕ – вывод по вопросам:

Логопед. Что показывает разделительный мягкий знак? После каких букв и перед какими пишется разделительный мягкий знак?

Ученики повторяют правило, опираясь на плакат.

ЗАДАНИЕ на развитие звукового анализа и синтеза «Покажите звук сигналом».

Логопед раздает ученикам сигнальные карточки красного, синего и зеленого цвета.

Логопед. Покажите сигнальной карточкой, какой звук слышится в слове.

Логопед произносит слово, а ученики, в зависимости от того, какой звук – гласный или согласный – присутствует в начале слова, поднимают сигнальную карточку (или не поднимают).

При выделении гласных звуков в начале слова поднимают красные карточки, при выделении твердых и мягких согласных – синие и зеленые.

Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и поднимал карточку только в нужной ситуации.