Биографии Характеристики Анализ

Мое впечатление о картине летом. Светлые образы русской жизни. Пластов Аркадий Александрович

Известный русский живописец Аркадий Александрович Пластов умел разглядеть красоту в любом мгновении жизни. Даже нелегкий труд у него может выглядеть празднично. Полотно «Летом» передает и неповторимость российской природы, и жизнь простых людей занятых будничными делами.

Изображая очередной пейзаж средней полосы России, Пластов пишет пожилую женщину, которая от усталости прилегла на несколько минут в тень березок и девочку, скорее всего ее внучку. Можно понять, что грибники до утренней зорьки направились в лес за грибами и ягодами. А когда солнышко достигло зенита, они уже успели наполнить свои лукошки и решили отдохнуть перед возвращением домой.

Художник не случайно выбрал своих персонажей: собирали дары леса раньше в основном пожилые женщины и дети, которые не участвовали в сенокосе, сборе урожая на полях и других деревенских заботах. А ведь грибы и различные ягоды заготавливались на долгую российскую холодную зиму. Их приберегали для поста или когда прочие запасы с наступлением весны были уже на исходе. В деревнях семьи были большими, и запасы на зиму должны были быть достаточными.

Картины этого живописца всегда приносят чувство радости, спокойствия и умиротворенности. Художник любил все времена года, но особенно когда природа находится в полном расцвете сил. В своем произведении «Летом» он воспевает щедрость земли, крестьянок, которые отдыхают после похода в лес.

Пластов довольно часто обращался к деревенской теме, поскольку отлично знал жизнь крестьян и с огромной нескрываемой симпатией писал пейзажи и сельчан. Люди на его полотнах неразрывно связаны с природой. Художник нередко героями своих картин делал деревенских ребятишек.

Вот и в этом произведении художник изображает удачный поход бабушки и внучки в лес. Взгляд сразу останавливается на большой плетеной корзине с ручками, полной крупных белых грибов, и ведерко с разными рыжевато-коричневыми грибочками помельче. Рядом кувшин полный ягод. Кувшин, конечно тяжелый, но зато сочные ягоды не помнутся по дороге.

В противоположном углу на мягкой травушке-муравушке сидит девочка лет семи, в светлом сарафане и ярко-алом платке, вытянув босые ножки. Пока ее бабушка отдыхает, она занялась перебиранием ягод. Неторопливо отрывая веточки, она складывает спелую и сочную малину в кружку, стоящую у нее на коленях. Ягоды словно просятся в рот, но девочка хочет показать дома, как много они собрали с бабушкой, и твердо кладет следующую ягодку в кружку. Ее глаза опущены вниз, тонкие брови немного подняты вверх. Длинные волосы выбиваются из-под яркого платка.

К девочке прижимается дворовый рыже-черный пес, который увязался с ними в лес. Однако свежий воздух и полная свобода, когда он бегал туда-сюда, заливаясь громким лаем, видимо утомили и его. Он положил голову на вытянутые лапы и дремлет, однако хотя глаза у пса прикрыты, но уши приподняты, и сквозь дрему он вслушивается в непривычные звуки леса.

Позади девочки видна спящая женщи¬на в темно-синем платье с длинными рукавами и синем наглухо повязанном платке. По этой одежде мы можем предположить, что это пожилая женщина. Художник не показывает нам ее лица. Женщина заслонила глаза от ярких лучей солнца, которые не могут задержать редкие листочки берез, возле которых герои остановились отдохнуть. Да и лесная мошкара не дает покоя. Женщина очень устала и крепко спит, положив голову на небольшой пригорок, образованный корнями березок.

На зад¬нем плане - залитая полуденным солнцем полянка, за которой начинается лес. На полянке глаз радует разноцветье полевых скромных цветов, которые всегда восхищают нас своей естественной красотой и гармонией, и о которых поэты не устают слагать стихи и песни. Это и лилово-голубые колокольчики, и лесные красавицы ромашки, немного поникшие от жары, и отцветающая пастушья сумка. Художник использует краски, расказывающие зрителю о том, что сюжет происходит в августе, высокая трава, которая недавно была изумрудной, уже почти выгорела, а при солнечном свете приобретает янтарный оттенок. Нам видны нижние части стволов двух березок и несколько веточек с зелеными листочками. Рядом еле заметный в густой траве пенечек.

Постояв несколько минут у картины, у нас создается впечатление, что мы почувствовали терпкий запах нагретой солнцем травы, ощутили на лице легкое прикосновение летнего ветерка, до нас донесся непередаваемый аромат лесных ягод.

Т е м а: УСТНОЕ ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ А.А. ПЛАСТОВА «ЛЕТОМ»

^ III. Рассказ о художнике.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) - выдающийся советский живописец, народный художник СССР, лауреат Ленинской и Государственной премий широко известен в нашей стране и за рубежом как певец колхозной деревни и русской природы.

А. А. Пластов родился в деревне Прислониха Ульяновской области.

Здесь прошло его детство. В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводит большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин. Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.

В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота и сила родной земли, выражается глубокое восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремится передать внутренний мир изображаемых им людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова - деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне, например в картинах «Витя-подпасок», «Первый снег», «Летом», «Ужин трактористов», «Колхозный ток», «В деревне» и др.

^ Учитель показывает репродукции картин А. А. Пластова.

Картины А. А. Пластова радуют и привлекают своими звонкими, сочными красками, красотой изображенной в них природы. Художника особенно привлекает лето - время года, когда вся природа находится в расцвете своих сил.

В картине «Летом» (1954 г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей, утомленных сбором грибов и ягод.

^ IY. Беседа по картине.

Любите ли вы ходить в лес, собирать ягоды, грибы?

Кто из вас был в лесу?

Какие воспоминания у вас остались после лесной прогулки?

Какие ягоды и грибы вы собирали?

Рассмотрите репродукцию картины А. А. Пластова «Летом». Что прежде всего привлекло ваше внимание? (Яркая солнечная опушка леса, отдыхают девочка и женщина. На поляне корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки ярко-красная косынка. На поляне зеленая свежая трава.)

- Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник?

Опишите каждого героя картины более подробно. (На картине мы видим женщину и

девочку. Наверное, это мать с дочкой или бабушка с внучкой. Женщина в синем платье, видно, очень устала, утомилась от долгой ходьбы по лесу. Она лежит в густой траве и дремлет, прикрыв лицо от солнца рукой?)

Как вы думаете, почему художник так отчетливо изобразил руки женщины?

Какие они? (Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что она много работает. Художник хот ел показать, что эта женщина - труженица)

Опишите девочку: как она сидит, что делает, как одета? ^ Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо обрывает с ветки спелые сочные ягоды малины и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок.)

Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? (Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку, притягивает наш взгляд, и мы внимательно всматриваемся в ее лицо.)

- Что можно сказать о лице девочки? {Ее смуглое румяное лицо спокойно. Глаза под тонкими черными бровями опущены, темные длинные волосы выбиваются из-под платка, одна волнистая прядь спадает на грудь.)

Что вы можете сказать еще об одном существе, изобра­женном на картине, - о собаке? (Собака лежит около девочки, вытянув вперед лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, висят, как два лопуха)

- Где расположились грибники? (Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берез)

- Почему они выбрали это место? (Грибники хотят скрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют голубые колокольчики, ромашки с чуть "поникшими лепестками, какие-то желтые цветы. Лесная полянка радует глаз человека и дарит много новых ощущений)

Как художник показывает, что стоит солнечный день? (Ослепительное солнце озаряет всю поляну и окрашивает ее в желтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берез, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - темно-зеленого) - Как художник показывает, что стоит тихий день? (Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно.)

- Какие цвета использовал художник для изображения лет­него солнечного дня? Какие краски преобладают в картине? (Зе­леный, светло-зеленый, белый, желтый, светло-коричневый, розовый, красный.)

- Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создает образ, передает свое отношение, вызывает определенное настроение. Так, желтый, розовый, красный, оранжевый цвета называются в живописи теплыми. Они напо­минают тепло, огонь и, как правило, помогают художнику пере­дать радостное и светлое настроение. Синий, фиолетовый, се­рый - это холодные цвета. Они связаны с ощущением холода и обычно вызывают чувство грусти, печали, тоски. Любой цвет в живописи может быть теплым или холодным, в зависимости от того, к какому цвету ближе его оттенок: к красно-оранжевому или сине-зеленому. Например, зеленый цвет может быть теплым и холодным. Все зависит от того, какую краску добавляет ху­дожник в зеленую: желтую или синюю. Как видим, в картине «Летом» зеленый цвет ближе к желтому, - значит, это теплый цвет.

Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пла­стова «Летом»? (Хочется долго смотреть на картину, не отры­вая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создается впечатление, будто мы уже видели этот чудесный уголок природы и бывали здесь.)

Учитель дополняет ответы учащихся:

В картине «Летом» А. А. Пластов использовал теплые и хо­лодные цвета, но больше - теплых. Богатство цветущей природы художник передает праздничным сочетанием красок. Он исполь­зует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, желтые, голубые вспышки цветов на ярко-зеленом фоне травы), которые придают картине особую красоту, вызывают чувство радости.

^ V. Словарно-стилистическая работа.

Составление по теме картины словосочетаний или предлож­ений со словами-синонимами.

Составьте по теме картины словосочетания или предложени­я со словами зеленый - изумрудный; яркий - ослепительный.

При описании каких предметов целесообразнее использовать прилагательное зеленый, а когда мы воспользуемся словом изумрудный?

- Составьте с этими словами словосочетания или предложения.

В результате обсуждения записываются наиболее удачные из предложенных учащимися примеров: «Играют зайчики в изумрудной траве»; «зеленый стебель ромашки»: «художник изобразил летний день»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски».

Записываются другие предложения на тему картины, напри­мер: «Женщина очень устала и уснула на свежем воздухе. Девочка в ярком красном платочке притягивает наш взгляд».

^ VI. Составление плана сочинения по картине.

Коллективно составляется и записывается на доске план описания картины:

1. Лето - веселая песня природы.

2. Описание картины:

а) люди, собака;

б) корзина, ведро, кувшин;

в) поляна.

3. Мое впечатление от картины.

VII. Устные высказывания учащихся.

Примерное устное сочинение:

На картине художника А. А. Пластова изображен знойный летний полдень. Под густыми ветвями белоствольной березы расположились грибники, а с ними - собака. На переднем плане картины изображена девочка в белом платьице и красном пла­точке. Она сидит на траве, неторопливо обирает с веточки спе­лые ягоды малины и складывает их в кружку. Красный платочек девочки притягивает наш взгляд, и мы внимательно вглядываем­ся в ее лицо. Глаза девочки опущены, на смуглых щеках румянец. Из-под платочка виднеются темные волосы. Рядом с девочкой лежит собака. Она дремлет, положив на лапу голову. Уши у нее от жары висят, как два лопуха.

Позади девочки, на втором плане, изображена женщина в синем платье и синем платке. Она, очевидно, очень устала и крепко уснула на свежем воздухе. Одну руку она подложила под голову, а другой прикрыла лицо от солнца. Художник очень ясно нарисовал руку женщины, поднятую вверх. Рука у нее заго­релая, сильная - сразу видно, что женщина много трудится.

В густой траве стоят корзина и ведро, наполненные гриба­ми. В корзине лежат большие грузди, а в ведре - крепкие боро­вики. Здесь же стоит глиняный кувшин со спелой малиной. Яр­кие сочные ягоды так и просятся в рот, так и хочется ощу­тить на губах ароматный сок лесной малины.

Женщина с девочкой расположились под большой березой на тихой красивой полянке. Среди сочной изумрудной травы вид­неются голубые колокольчики, ромашки, какие-то желтые цветы. Ослепительные лучи солнца падают на листья берез и окрашивают их в золотистый цвет.

Мне очень нравится эта картина. Яркие краски радуют глаз, поднимают настроение. Хочется долго смотреть на кар­тину и вместе с ее героями побывать на этой солнечной поляке, полюбоваться красотой природы, насобирать много грибов и ягод и полежать в мягкой душистой траве.

VIII. Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились?

О чем рассказал художник?

Какие чувства у вас возникают при рассматривании картины А. А. Пластова «Летом»?

За что вы любите лето?

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

А.А. Пластов «Летом».

На картине «Летом» художник изобразил солнечный летний день, трудолюбивую русскую женщину с дочкой.

Женщина с дочкой с раннего утра ходили по лесу и набрали полную корзину и ведро грибов, большой кувшин ягод. После долгого собирательства они устали и сели отдохнуть на поляне, в тени берез. Женщина прилегла и крепко уснула. Одежда на ней простая, крестьянская: темно-синее платье, повязанное передником. На голове — синий платок, который она натянула на глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза, чтобы солнечные лучики не попадали в глаза во время отдыха. Девочка сидит, вытянув босые ножки, перебирает красные ягоды земляники в голубую кружку. На щеках, загоревшего лица девочки, играет румянец. Она одета в белое платьице. На шее видны розовые бусы из ягод. На голове завязан алый платочек. Слева возле девочки лежит задремавший рыже-черный пес.

Справа от девочки стоят ведро с корзиной, утопающие в темно-зеленой траве. Плетеная корзина с ручками полна белых грибов. Черное ведро доверху наполнено рыжими грибами. Красно-коричневый глиняный кувшин наполнен ароматными ягодами.

На первом заднем плане картины мы видим залитую солнцем поляну. Выгоревшая на солнце трава имеет янтарный оттенок. На поляне, в сторонке, стоят две стройные белые березки. Ветви берез спущены до земли, как длинные косы. Золотисто-зеленые листочки освещены ярким солнцем. Березы отбрасывают легкую тень, которая немного создает прохладу и скрывает от палящих лучей солнца. В тени под березами трава изумрудная. Из нее выглядывают голубые колокольчики, белые ромашки и неизвестные желтые цветы.

На втором заднем плане картины стоит стеной темно-зеленый лес. Солнечный свет освещает деревья в первом ряду, но внутрь леса не проникает.

Чтобы естественно передать зелень, художник выполнил картину в зеленных тонах и ее оттенках. На фоне зелени праздничным сочетанием красок он передает: алую косынку и белое платье девочки, синюю одежду женщины, вспышки белых, голубых и желтых цветов в сочной зеленой траве.

Картина наполнена радостью, красотой и щедростью летней природы. Сочетание ярких красок поднимает настроение. Появляется желание побывать на этой поляне, полежать в мягкой душистой траве под тенью берез, вдохнуть ароматы лета полной грудью, полакомиться ароматными ягодами земляники.

Сочинение по картине Летом Пластова для учащихся в двух вариантах.

Сочинение по картине Лето. 1 вариант

Много-много солнечного света и ярких, радостных красок - таково первое впечатление от картины А.А. Пластова «Летом». Мастер русской живописи не просто изобразил обычный эпизод из жизни сельских жителей, он разглядел в нем особую красоту и поэзию, которые умело и с любовью передал зрителю.

Погожий летний денек в самом разгаре. Под тенью берез расположились женщина со своей дочкой, уставшие после сбора грибов и ягод. По пути домой они решили немного отдохнуть. Хотя солнце еще высоко, их корзина и ведерко уже доверху наполнены грибами, а увесистый кувшин полон ягод.

Женщина прилегла на травку, закрывшись от солнца рукой, а девочка сидит, вытянув босые ноги. Лицо девочки сосредоточенно - она перебирает ягоды. Простой деревенский пес уютно расположился и дремлет у ее ног - видно, что он тоже набегался и устал. Красавицы-березы так и приглашают отдохнуть в своей тени. Их листочки красиво переливаются в лучах летнего солнца. Густая трава позади деревьев сверкает на солнце.

Ярко-синие колокольчики, ромашки и другие луговые цветы перемешиваются с густой травой. От картины веет умиротворенностью, тихой, спокойной радостью. Такое настроение художнику удалось создать благодаря ярким, сочным цветам. Это и зелень травы, и разноцветье цветов, и ярко-красный платок, повязанный на голове у девочки, и синяя одежда женщины.

Картина будто вместила в себя все краски лета - прекрасной поры, когда природа показывает себя во всей своей красе. Любуясь этим произведением живописи, восхищаешься красотой русской природы, этими нарядными березками и цветами. Хочется оказаться рядом с этими простыми деревенскими жителями, вдохнуть воздух, настоянный на ароматах трав, ощутить сладкий запах лесных ягод и, ощущая приятную усталость, погреться в лучах солнца.

Сочинение по картине Летом Пластова 5 класс вариант 2

Красота родной природы - любимая тема многих русских художников и поэтов. Известный советский живописец А.А. Пластов не стал исключением. Родился и вырос он в деревне, поэтому с бытом сельских жителей знаком не понаслышке. На его картинах мы видим зарисовки из их повседневной жизни на фоне прекрасных пейзажей. Картина «Летом» - одно из таких произведений.

На ней изображены простая деревенская женщина и ее дочка. Рано утром они отправились в лес за грибами и ягодами. Возвращаясь домой, они решили немного отдохнуть. Две раскидистые березы приютили их в своей тени. Женщина, утомившись, прилегла, подложив руку под голову. На ней синяя одежда и наглухо повязанный платок, который хорошо закрывает лицо от солнца.

Девочка в светлом платье и алом платочке сидит на травке, вытянув босые ноги. Склонившись над веточкой земляники, она обрывает с нее красные ягоды и собирает их в кружку. На щеках девочки можно заметить румянец. Кроме матери с дочкой, внимание привлекают щедрые дары леса: большая корзина и ведерко, наполненные грибами, а также глиняный кувшин с ягодами. Видно, что старания героинь были вознаграждены - домой они вернутся не с пустыми руками.

Черно-рыжий пес занял свое место у ног девочки и дремлет. Он набегался, устал, и ему так же, как и людям, хорошо в тени. Ветви берез достают до самой земли, а их листочки золотисто-зеленые. Белые стволы деревьев особенно ярко выделяются в солнечных лучах. Рядом с деревьями небольшой пенек. В тени березок трава густая и ярко-зеленая, видно, что здесь прохладно и хорошо в жару.

Синие колокольчики и другие полевые цветочки радуют глаз. На заднем фоне красуется залитая солнцем трава и видна темно-зеленая стена леса. Кажется, что вся картина наполнена светом и солнечным теплом, и поэтому при взгляде на нее возникают радостные, светлые чувства.

Художник мастерски передал атмосферу летнего дня, насытив картину яркими красками. Золотистые блики солнца играют на листьях деревьев и траве. Яркими пятнами на зеленом фоне выделяются алый платок девочки, красные ягоды, синий наряд крестьянки и желто-коричневые грибы. Картина получилась красочной и многоцветной, какой и бывает природа в это время года. Чувствуется, что автор с теплотой и любовью относится к родной природе и деревне.