Биографии Характеристики Анализ

Средняя полоса россии. Осташево: усадьба императорской фамилии

Усадьба «Александрово» в селе Долголядье была создана в конце XVIII века для отставного генерал-майора князя Александра Урусова (1729-1813). Архитекторы точно неизвестны, выдвинуто предположение об участии в проектировании Р. Р. Казакова, мастера русской псевдоготики. Работы начались с сооружения в 1776-86 гг. позднебарочной церкви, освящённой в честь тезоименного святого, Александра Невского.

К усадебному дому князя Урусова вела липовая аллея. По сторонам от неё стояли белокаменные обелиски и (при въезде на парадный двор) парные готические башенки. Двухэтажный дом барина с портиком о четырёх колоннах и бельведером был виден за много верст кругом. Он был соединён галереями с более низкими флигелями, крытыми дощатым бельведером со шпилем. Одновременно с барскими покоями были выстроены дом управляющего и хозяйственная контора.

После смерти князя Урусова село Александровское перешло в собственность его пасынка Николая Николаевича Муравьева (1768-1840). Он подошёл к хозяйствованию весьма ответственно, завёл молочный двор - прообраз будущих молокозаводов. Муравьёв возглавлял Училище колонновожатых, служившее рассадником вольнодумства: 22 выпускника стали декабристами. В мае месяце колонновожатые во главе с самим генерал-майором Муравьёвым уезжали из Москвы на берега Рузы для практических занятий. Сын владельца усадьбы, Александр, обсуждал в Осташёве с товарищами планы переустройства России. Известно предание, что на одном из пригорков зарыт рукописный проект конституции Муравьёва.

Помимо учредителя Союза спасения, в Осташёво приезжал другой сын генерал-майора, Николай, в 1855 году командовавший взятием Карса. Здесь прошла юность церковного историка Андрея Николаевича Муравьёва, чьё имя носит Андреевская беседка над рекой. После смерти отца обременённое долгами имение досталось Александру, который поселился в Осташеве и стал проводить хозяйственные усовершенствования в надежде погасить долг. Он построил в необычном для своего времени псевдоготическом стиле монументальный конный двор с высокой башней над въездом, со стрельчатыми окнами и наличниками. Несмотря на все старания, имение не приносило дохода и в 1859 г. ушло с молотка.

В пореформенное время имением владели энергичный предприниматель Н. П. Шипов, генерал А. А. Непокойчицкий, купец А. Г. Кузнецов. Первый из них не только привёл в порядок расстроенное хозяйство, но и добился того, что его скотный двор стал считаться образцовым по всей России. Он ввёл в обширных размерах плодопеременный десятипольный севооборот. Для переработки молочных продуктов, получаемых от содержавшихся в имении 200 коров улучшенных северных пород, была устроена сыроварня, порученная специалисту, приглашенному из Швейцарии. В то же время Шипов взялся перестраивать усадебную Александровскую церковь под усыпальницу, сломал старую колокольню и исказил облик храма XVIII века. В 1899 году она находилась в совместном владении Ушковых, наследников К. К. Ушкова.

Внук Николая I, Константин Константинович Романов, в 1903 году принял решение удалиться в глубинку от порочных соблазнов столичной жизни. Осташёво приглянулось ему как усадьба, образцовая в хозяйственном отношении, весьма удалённая от Москвы и достаточно просторная для проживания его многочисленного семейства. 28 августа 1903 года Григорий Константинович Ушков выдал задаточную расписку, а 13 сентября 1903 года была совершена купчая крепость на покупку имения.

Осташево (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба с удивительной судьбой, богатой историей и, увы, практически полностью стертая с лица земли нашей уютного Подмосковья, несмотря ни на что заслуживает посещения. Осташево появилось на свет в 1790-х годах при князе Александре Урусове, который, надо сказать, владел ею не так долго. Уже в 1804 году имение переходит в руки основателя Московского училища колонновожатых (военных снабженцев) Николая Муравьева. Отсюда и начинается славная летопись времен Осташево. В ту пору в усадьбу на летнюю практику приезжали будущие офицеры Генштаба, многие из которых, на минуточку, позже стали декабристами. Но это далеко не самые именитые гости Осташево.

В 1849 году на территории имения Муравьев строит редчайший по красоте конный двор в псевдоготическом стиле - на сегодняшний момент самое интересное здание в Осташово. Непосредственно от главного здания усадьбы ничего не осталось, оно, как и многое во времена СССР, было разрушено. На его фундаменте в 50-х годах возвели новый дом, не представляющий никакой архитектурной ценности и мало-мальского интереса.

Тем привлекательнее атмосфера этого дома, между постройками которого натянуты веревки с сушащимся бельем, вокруг пасутся козы, создавая идиллический сельский пейзаж.

Последним владельцем усадьбы стал внук императора Николая I, великий князь Константин Константинович Романов (тот самый, что прославился в русской литературе под псевдонимом К. Р.)

Но вернемся к истории усадьбы. Ее последним владельцем стал внук императора Николая I, великий князь Константин Константинович Романов (тот самый, что прославился в русской литературе под псевдонимом К. Р.) Он приобрел имение в 1903 году, решив окончательно перебраться в глубинку из суматошной столичной жизни. Именно про Осташево позднее князь писал: Люблю тебя, приют уединённый!

Старинный дом над тихою рекой

И белорозовый, в ней отражённый

Напротив сельский храм над крутизной.

Сад незатейливый, но благовонный,

Над цветом липы пчел гудящий рой;

И перед домом луг с двумя прудами,

И островки с густыми тополями.

В 1915 году после того, как единственный член императорской фамилии 22-летний сын князя Олег погиб на фронте, Константин Константинович решает возвести на территории Осташево семейную церковь-усыпальницу в традициях псковско-новгородской архитектуры. К сожалению, всего за месяц до окончания строительства он умирает сам, церковь достраивают, но приходит революция и ее ждет разорение. Освятили строгий красивый храм в честь Святого Олега Брянского лишь в 21 веке.

Осташево

Привольная деревенская жизнь, верховая езда, гребля на реке Рузе, той самой, которую Лев Толстой упоминает в «Войне и мире», описывая Бородинское сражение. Имение красиво расположено на правом, крутом берегу реки. Большой одичалый парк. На левом берегу Рузы розовая церковь с синими куполами. Утром меня будил трезвон.

Княжна Вера Константиновна (1906-2001)

Координаты

Адрес: Московская область, Волоколамский район, Осташево.

Добраться проще всего на личном авто: следуйте по Новорижскому шоссе, затем поверните налево на Осташево и на Рузу, далее около 21 км. Машину в Осташево лучше всего оставлять перед памятником. На электричке также не составит труда добраться до усадьбы: с Рижского вокзала следует ехать до Волоколамска и далее пересесть на автобус № 22.

Оригинал взят у dimon_porter в

Проезжая через развилку в селе Осташево по дороге, идущей через Рузу к Волоколамску и соединяющей Минское и Рижское шоссе, редкий водитель и не каждый пассажир обратит внимание на обелиск, сиротливо притулившийся сбоку. Между тем обелиск отмечает въезд в аллею когда-то знаменитой усадьбы - без сомнения, одной из самых известных в Московской губернии.

Сказать, что сейчас Осташево предано забвению, было бы преувеличением. Сведения об усадьбе неизменно включаются в краеведческие и туристические справочники, но посещают это место нечасто, и немногие знают его историю. Село Осташево - ныне Волоколамского района Московской области, а некогда Можайского уезда Московской губернии - располагается в семнадцати километрах от железнодорожной станции «Волоколамск».

У этого села были и другие названия: Успенское (в XVII веке здесь была построена церковь с приделом Успения Богородицы), Старое Долголядье. В XVII столетии усадьбой владел Федор Лихачев, служивший дьяком Поместного приказа в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Потом ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Усадебный ансамбль начал складываться на рубеже XVIII-XIX веков, при генерал-майоре князе Александре Васильевиче Урусове (1729-1813). До него постройки находились на противоположном берегу реки Рузы. Урусов построил храм в память благоверного князя Александра Невского, и усадьба стала называться Александровское.

С 1813 года Осташевым владел Николай Николаевич Муравьев (1768-1840), генерал-майор, участник Отечественной войны 1812-го и заграничных кампаний против Наполеона 1813-1814 годов. Муравьев был первым председателем Математического общества при императорском Московском университете. Он был одним из создателей Общества сельского хозяйства и земледельческой школы, являлся автором и переводчиком многочисленных работ по сельскому хозяйству. Но более всего осташевский помещик памятен как основатель Училища для колонновожатых (организовано в 1816 году), готовившего армейских офицеров.

Позднее школу преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. В теплое время года, с мая по октябрь, в 1816-1823 годах будущие офицеры занимались геодезией, военным строем и фортификацией в Осташеве. Среди воспитанников Училища - двадцать два декабриста. В Осташеве бывали участники тайного общества Иван Якушкин и Михаил Фонвизин (племянник создателя «Недоросля»), Никита Муравьев (один из идеологов Северного общества, создатель одного из конституционных проектов), Матвей Муравьев-Апостол (брат казненного Сергея Муравьева-Апостола).

Здесь, по преданию, один из сыновей хозяина Александр Муравьев (1792-1863), тоже принадлежавший к кругу декабристов и участвовавший в создании первого тайного вольнолюбивого общества - Союза спасения, составил, а потом, опасаясь обыска, схоронил в землю проект российской Конституции. Он и стал владельцем усадьбы в 1840 году, после кончины отца.

Более заметный след в российской истории оставили другие сыновья Николая Муравьева, Александровы братья, часть жизни которых прошла в Осташеве. Михаил Муравьев-Виленский (1796-1866) - граф, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ, генерал-губернатор Северо-Западного края в 1863-1865 годах. Мерами, которые одни сочли решительными, а другие - палаческими, подавил польское восстание, за что и получил от императора почетное дополнение к фамилии «Виленский», образованное от имени польско-литовского города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Михаил Муравьев-Виленский герой двух стихотворений Некрасова - «Размышлений у парадного подъезда» (прототип вельможи-сибарита, черствого и равнодушного к бедствиям народа) и, так называемой, муравьевской оды, в которой восславлялся как победитель польских мятежников. (Свой панегирик Муравьеву поэт писал, надеясь снискать покровительство влиятельного вельможи и тем самым спасти от цензурного запрета издававшийся им журнал «Современник»; надежда оказалась тщетной.) В молодости Муравьев привлекался по делу декабристов, а на склоне лет с гордостью говорил о себе, что он не из тех Муравьевых, которых вешают, а из тех, которые вешают.

Его не менее известный брат Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) - генерал, главнокомандующий Кавказским корпусом в Крымскую войну. Под его началом войска взяли турецкую крепость Карс (1855). В память об этом подвиге получил к фамилии почетное добавление «Карский». Младший из братьев сейчас полузабыт, хотя когда-то был тоже весьма известен. Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - церковный историк, духовный писатель.

Во второй половине XIX столетия усадьба дважды меняла хозяев. При новом владельце Николае Павловиче Шипове, сменившем Муравьева-младшего, был построен конный двор. Шипов превратил обремененное долгами имение в прибыльное предприятие: доход стал приносить конный завод. Кони Осташевского завода не раз брали призы на скачках.

С 1903 по 1917 годы Осташево принадлежало великому князю Константину Константиновичу Романову и его наследнику. Великий князь Константин (1858-1915), внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, воевал с турками на Дунае в войну 1877-1878 годов, позднее служил генералом-инспектором военных учебных заведений. Более полувека, до конца жизни, был президентом императорской Петербургской академии наук.

Великий князь - автор многих стихов и драмы о Христе «Царь Иудейский», отразившейся в «ершалаимских» главах булгаковского «Мастера и Маргариты». Его стихотворение «Умер бедняга в больнице военной…» (1885) о тяжелой судьбе солдата стало народной песней. Великий князь переводил Шекспира и Гете, на его стихи писали романсы Цезарь Кюи, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и Петр Чайковский. Константин Константинович, скромно подписывавший свои сочинения в печати литерами «К. Р.», переписывался с Чайковским, с поэтами Афанасием Фетом и Аполлоном Майковым.

В Осташево приезжал знаменитый юрист Александр Кони. Здесь он подолгу беседовал с сыном великого князя Олегом - страстным поклонником поэзии Пушкина.

Хозяева Осташева не принадлежали к выдающимся «прогрессивным» деятелям культуры, воспоминания же о великом князе-стихотворце были в советские годы попросту нежелательными. Не выпала усадьбе и участь быть превращенной в санаторий или дом отдыха и тем избежать гибели. Никто из прежних владельцев не узнал бы своей милой усадьбы.

Главный дом был снесен, а на его месте ровно в середине прошлого столетия построено здание музыкальной школы в стиле «сталинского ампира». Сохранилось немногое: два одноэтажных жилых флигеля конца XVIII века - они соединялись переходом с главным домом, одноэтажная контора и дом управляющего, конный и скотный дворы.

Каменный конный двор, построенный в 1840-х годах, одна из последних неоготических построек в русских усадьбах. Двор - Г-образное в плане строение из двух одноэтажных крыльев с многоярусной въездной башней с часами, орнаментированной стрельчатыми наличниками - арками, зубцами и пинаклями - маленькими остроконечными декоративными башенками. Приглядевшись, можно увидеть, что циферблат часов со стрелками - нарисованный. Жалкая замена прежнего, настоящего. Шпиль, некогда венчавший башню, утрачен.

Избежали уничтожения двухъярусные въездные башни у парадного двора (псевдоготика XVIII века), две башни ограды одного из боковых дворов и уже упомянутый белокаменный обелиск при въезде в усадьбу. Менее всего от варварства людей и времени пострадала самая новая из усадебных построек - церковь-усыпальница во имя благоверного князя Олега Брянского и преподобного Серафима Саровского. Заменено лишь перекрытие храма - с лопастного на четырехскатное. Четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм с отдельно стоящей звонницей воздвигнут в 1915 году в память о сыне великого князя Константина Константиновича Олеге, смертельно раненном на германском фронте в самом начале войны.

Храм был построен над могилой Олега по проекту архитекторов М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова, освящен он не был. Вандалы уже в советское время разбили камни с именами лиц императорской фамилии, присутствовавших при закладке. Грабители не раз пытались добраться до могилы князя Олега: их преступную алчность питали слухи, что в гроб сына великого князя был положены драгоценности…

В 1969 году по решению местных властей тело князя Олега было тайно ночью погребено на деревенском кладбище за рекой Рузой. Но молва настойчиво твердит, что останки сына великого князя были попросту выброшены, словно ненужный мусор.

В советское время разрушена ограда из каменных столбов с решетками, которая отделяла парадный двор от хозяйственных построек конного и скотного дворов, соединяя въездные башни, контору и дом управляющего. В парке когда-то были отдельные участки, урочища - каждое со своей особенной композицией и настроением, - носившие имена славных иноземных городов: «Баден», «Филадельфия». Теперь их не найти. Заброшенный парк разросся и выглядит теперь скорее как лес. Но в нем можно по-прежнему отыскать пруд с островком посередине.

Уцелела трехъярусная башнеообразная церковь в селе Бражникове, расположенном на другом, левом берегу реки Рузы. Этот храм, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, был построен в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского в 1713-1715 годах. Ярусная композиция церкви характерна для своего времени и напоминает строение знаменитой церкви Покрова в Филях. Но бражниковский храм проще и строже, он лишен лепного и резного узорочья, характерного для филевской церкви, отразившей веяния «московского барокко». Бражниковский храм отреставрирован.

В советское время была утрачена построенная в 1859 году колокольня (от нее остался лишь нижний ярус). Широкие окна нижнего, четверикового яруса церкви принадлежат не XVIII столетию, а временам более поздним: оконные проемы были растесаны в 1863 году. Добраться до храма можно, переехав или перейдя реку по автомобильному мосту. При Шипове и великом князе Константине Константиновиче Бражниково входило в состав имения Осташево.

Тех, кто ожидает увидеть целостный архитектурный и парковый ландшафт, Осташево не просто разочарует, но обманет. Осташево не Архангельское, не Кусково, не Останкино и прочие роскошные дворцовые ансамбли. Да и среди менее известных подмосковных усадеб можно найти лучше сохранившиеся и с более знаменитыми прежними хозяевами - хотя бы лермонтовское Середниково или Ярополец Гончаровых, обязанный своей известностью паре пушкинских визитов.

Нужно умение вглядываться в разбросанные строения - останки былого Осташева и усилие воображения, чтобы ощутить неброскую красоту места и прикоснуться к памяти, хранимой этими руинами и полуразвалинами. Разглядеть жемчужины в грязи. И тогда затраченные усилия и время не окажутся пропавшими даром.

Реставрировать усадьбу сложно, может быть, даже невозможно, так сильно разрушен ансамбль. Впрочем, и в таком виде он остается памятником истории. Хорошо, если осташевские постройки удастся законсервировать, хотя и в это верится с трудом.

Текст доктора филологических наук Андрея Ранчина

Оригинал взят у dimon_porter в

Проезжая через развилку в селе Осташево по дороге, идущей через Рузу к Волоколамску и соединяющей Минское и Рижское шоссе, редкий водитель и не каждый пассажир обратит внимание на обелиск, сиротливо притулившийся сбоку. Между тем обелиск отмечает въезд в аллею когда-то знаменитой усадьбы - без сомнения, одной из самых известных в Московской губернии.

Сказать, что сейчас Осташево предано забвению, было бы преувеличением. Сведения об усадьбе неизменно включаются в краеведческие и туристические справочники, но посещают это место нечасто, и немногие знают его историю. Село Осташево - ныне Волоколамского района Московской области, а некогда Можайского уезда Московской губернии - располагается в семнадцати километрах от железнодорожной станции «Волоколамск».

У этого села были и другие названия: Успенское (в XVII веке здесь была построена церковь с приделом Успения Богородицы), Старое Долголядье. В XVII столетии усадьбой владел Федор Лихачев, служивший дьяком Поместного приказа в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Потом ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Усадебный ансамбль начал складываться на рубеже XVIII-XIX веков, при генерал-майоре князе Александре Васильевиче Урусове (1729-1813). До него постройки находились на противоположном берегу реки Рузы. Урусов построил храм в память благоверного князя Александра Невского, и усадьба стала называться Александровское.

С 1813 года Осташевым владел Николай Николаевич Муравьев (1768-1840), генерал-майор, участник Отечественной войны 1812-го и заграничных кампаний против Наполеона 1813-1814 годов. Муравьев был первым председателем Математического общества при императорском Московском университете. Он был одним из создателей Общества сельского хозяйства и земледельческой школы, являлся автором и переводчиком многочисленных работ по сельскому хозяйству. Но более всего осташевский помещик памятен как основатель Училища для колонновожатых (организовано в 1816 году), готовившего армейских офицеров.

Позднее школу преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. В теплое время года, с мая по октябрь, в 1816-1823 годах будущие офицеры занимались геодезией, военным строем и фортификацией в Осташеве. Среди воспитанников Училища - двадцать два декабриста. В Осташеве бывали участники тайного общества Иван Якушкин и Михаил Фонвизин (племянник создателя «Недоросля»), Никита Муравьев (один из идеологов Северного общества, создатель одного из конституционных проектов), Матвей Муравьев-Апостол (брат казненного Сергея Муравьева-Апостола).

Здесь, по преданию, один из сыновей хозяина Александр Муравьев (1792-1863), тоже принадлежавший к кругу декабристов и участвовавший в создании первого тайного вольнолюбивого общества - Союза спасения, составил, а потом, опасаясь обыска, схоронил в землю проект российской Конституции. Он и стал владельцем усадьбы в 1840 году, после кончины отца.

Более заметный след в российской истории оставили другие сыновья Николая Муравьева, Александровы братья, часть жизни которых прошла в Осташеве. Михаил Муравьев-Виленский (1796-1866) - граф, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ, генерал-губернатор Северо-Западного края в 1863-1865 годах. Мерами, которые одни сочли решительными, а другие - палаческими, подавил польское восстание, за что и получил от императора почетное дополнение к фамилии «Виленский», образованное от имени польско-литовского города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Михаил Муравьев-Виленский герой двух стихотворений Некрасова - «Размышлений у парадного подъезда» (прототип вельможи-сибарита, черствого и равнодушного к бедствиям народа) и, так называемой, муравьевской оды, в которой восславлялся как победитель польских мятежников. (Свой панегирик Муравьеву поэт писал, надеясь снискать покровительство влиятельного вельможи и тем самым спасти от цензурного запрета издававшийся им журнал «Современник»; надежда оказалась тщетной.) В молодости Муравьев привлекался по делу декабристов, а на склоне лет с гордостью говорил о себе, что он не из тех Муравьевых, которых вешают, а из тех, которые вешают.

Его не менее известный брат Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) - генерал, главнокомандующий Кавказским корпусом в Крымскую войну. Под его началом войска взяли турецкую крепость Карс (1855). В память об этом подвиге получил к фамилии почетное добавление «Карский». Младший из братьев сейчас полузабыт, хотя когда-то был тоже весьма известен. Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - церковный историк, духовный писатель.

Во второй половине XIX столетия усадьба дважды меняла хозяев. При новом владельце Николае Павловиче Шипове, сменившем Муравьева-младшего, был построен конный двор. Шипов превратил обремененное долгами имение в прибыльное предприятие: доход стал приносить конный завод. Кони Осташевского завода не раз брали призы на скачках.

С 1903 по 1917 годы Осташево принадлежало великому князю Константину Константиновичу Романову и его наследнику. Великий князь Константин (1858-1915), внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, воевал с турками на Дунае в войну 1877-1878 годов, позднее служил генералом-инспектором военных учебных заведений. Более полувека, до конца жизни, был президентом императорской Петербургской академии наук.

Великий князь - автор многих стихов и драмы о Христе «Царь Иудейский», отразившейся в «ершалаимских» главах булгаковского «Мастера и Маргариты». Его стихотворение «Умер бедняга в больнице военной…» (1885) о тяжелой судьбе солдата стало народной песней. Великий князь переводил Шекспира и Гете, на его стихи писали романсы Цезарь Кюи, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и Петр Чайковский. Константин Константинович, скромно подписывавший свои сочинения в печати литерами «К. Р.», переписывался с Чайковским, с поэтами Афанасием Фетом и Аполлоном Майковым.

В Осташево приезжал знаменитый юрист Александр Кони. Здесь он подолгу беседовал с сыном великого князя Олегом - страстным поклонником поэзии Пушкина.

Хозяева Осташева не принадлежали к выдающимся «прогрессивным» деятелям культуры, воспоминания же о великом князе-стихотворце были в советские годы попросту нежелательными. Не выпала усадьбе и участь быть превращенной в санаторий или дом отдыха и тем избежать гибели. Никто из прежних владельцев не узнал бы своей милой усадьбы.

Главный дом был снесен, а на его месте ровно в середине прошлого столетия построено здание музыкальной школы в стиле «сталинского ампира». Сохранилось немногое: два одноэтажных жилых флигеля конца XVIII века - они соединялись переходом с главным домом, одноэтажная контора и дом управляющего, конный и скотный дворы.

Каменный конный двор, построенный в 1840-х годах, одна из последних неоготических построек в русских усадьбах. Двор - Г-образное в плане строение из двух одноэтажных крыльев с многоярусной въездной башней с часами, орнаментированной стрельчатыми наличниками - арками, зубцами и пинаклями - маленькими остроконечными декоративными башенками. Приглядевшись, можно увидеть, что циферблат часов со стрелками - нарисованный. Жалкая замена прежнего, настоящего. Шпиль, некогда венчавший башню, утрачен.

Избежали уничтожения двухъярусные въездные башни у парадного двора (псевдоготика XVIII века), две башни ограды одного из боковых дворов и уже упомянутый белокаменный обелиск при въезде в усадьбу. Менее всего от варварства людей и времени пострадала самая новая из усадебных построек - церковь-усыпальница во имя благоверного князя Олега Брянского и преподобного Серафима Саровского. Заменено лишь перекрытие храма - с лопастного на четырехскатное. Четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм с отдельно стоящей звонницей воздвигнут в 1915 году в память о сыне великого князя Константина Константиновича Олеге, смертельно раненном на германском фронте в самом начале войны.

Храм был построен над могилой Олега по проекту архитекторов М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова, освящен он не был. Вандалы уже в советское время разбили камни с именами лиц императорской фамилии, присутствовавших при закладке. Грабители не раз пытались добраться до могилы князя Олега: их преступную алчность питали слухи, что в гроб сына великого князя был положены драгоценности…

В 1969 году по решению местных властей тело князя Олега было тайно ночью погребено на деревенском кладбище за рекой Рузой. Но молва настойчиво твердит, что останки сына великого князя были попросту выброшены, словно ненужный мусор.

В советское время разрушена ограда из каменных столбов с решетками, которая отделяла парадный двор от хозяйственных построек конного и скотного дворов, соединяя въездные башни, контору и дом управляющего. В парке когда-то были отдельные участки, урочища - каждое со своей особенной композицией и настроением, - носившие имена славных иноземных городов: «Баден», «Филадельфия». Теперь их не найти. Заброшенный парк разросся и выглядит теперь скорее как лес. Но в нем можно по-прежнему отыскать пруд с островком посередине.

Уцелела трехъярусная башнеообразная церковь в селе Бражникове, расположенном на другом, левом берегу реки Рузы. Этот храм, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, был построен в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского в 1713-1715 годах. Ярусная композиция церкви характерна для своего времени и напоминает строение знаменитой церкви Покрова в Филях. Но бражниковский храм проще и строже, он лишен лепного и резного узорочья, характерного для филевской церкви, отразившей веяния «московского барокко». Бражниковский храм отреставрирован.

В советское время была утрачена построенная в 1859 году колокольня (от нее остался лишь нижний ярус). Широкие окна нижнего, четверикового яруса церкви принадлежат не XVIII столетию, а временам более поздним: оконные проемы были растесаны в 1863 году. Добраться до храма можно, переехав или перейдя реку по автомобильному мосту. При Шипове и великом князе Константине Константиновиче Бражниково входило в состав имения Осташево.

Тех, кто ожидает увидеть целостный архитектурный и парковый ландшафт, Осташево не просто разочарует, но обманет. Осташево не Архангельское, не Кусково, не Останкино и прочие роскошные дворцовые ансамбли. Да и среди менее известных подмосковных усадеб можно найти лучше сохранившиеся и с более знаменитыми прежними хозяевами - хотя бы лермонтовское Середниково или Ярополец Гончаровых, обязанный своей известностью паре пушкинских визитов.

Нужно умение вглядываться в разбросанные строения - останки былого Осташева и усилие воображения, чтобы ощутить неброскую красоту места и прикоснуться к памяти, хранимой этими руинами и полуразвалинами. Разглядеть жемчужины в грязи. И тогда затраченные усилия и время не окажутся пропавшими даром.

Реставрировать усадьбу сложно, может быть, даже невозможно, так сильно разрушен ансамбль. Впрочем, и в таком виде он остается памятником истории. Хорошо, если осташевские постройки удастся законсервировать, хотя и в это верится с трудом.

Текст доктора филологических наук Андрея Ранчина
proof