Биографии Характеристики Анализ

Усадьба Осташёво - Романовы. Осташево: усадьба императорской фамилии

«Усталый сын земли, в дни суетных забот,
Средь мелочных обид и светского волненья,
У озера в лесу ищу уединенья.»

Константин Романов.


Проезжая через развилку в старинном, известном еще с XV века селе Осташево по дороге, идущей через Рузу к Волоколамску и соединяющей Минское и Рижское шоссе, редкий человек обратит внимание на обелиск, сиротливо притулившийся сбоку. Между тем, он отмечает въезд в аллею когда-то знаменитой усадьбы — без сомнения, одной из самых известных в Московской губернии.

Сказать, что сейчас Осташево предано забвению, было бы преувеличением. Сведения об усадьбе неизменно включаются в краеведческие и туристические справочники, но посещают это место нечасто, и немногие знают его историю. Само село Осташево имело и другие названия: Успенское (в XVII веке здесь была построена церковь с приделом Успения Богородицы), Старое Долголядье. В XVII столетии усадьбой владел Федор Лихачев, служивший дьяком поместного приказа в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Потом ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Нынешние постройки, стоящие на берегу Рузского водохранилища, связаны с именем отставного генерал-майора князя Александра Урусова, по заказу которого в 1790-х годах здесь был создан усадебный комплекс.
Предполагают, что к разработке общего проекта привлекался московский архитектор Родион Казаков (не путать с его однофамильцем и учителем, знаменитым зодчим Матвеем Казаковым), трудившийся в это время в московском доме князя. Работы начались с сооружения в 1776-86 годах позднебарочной церкви, освященной в честь тезоименного святого, Александра Невского.

От главной площади села Осташево липовая аллея ведет нас мимо единственного оставшегося обелиска к бывшим въездным воротам парадного двора. От них сохранились псевдоготические двухъярусные башни, очень похожие на въездные башни Петровского дворца в Москве. Снаружи квадратные, внутри восьмигранные помещения перекрыты сомкнутым сводом. Цилиндрический верх когда-то завершался короной из зубцов.
Тогда же, в конце XVIII века, по сторонам от ворот были выстроены два флигеля (контора и дом управляющего) со стрельчатыми окнами и псевдоготическими башнями, напоминающими смотровые вышки. Г-образные флигеля, замыкающие по углам парадный двор, когда-то имитировали крепостные сооружения, что характерно для эпохи романтизма.
От въездных ворот по аллее можно было пройти к главному дому. Представьте себе, там, за деревьями двухэтажное величественное здание с бельведером и четырехколонным тосканским портиком, к которому ведет со двора изящная лестница.

С домом были соединены переходами два скромных жилых флигеля конца XVIII века, сильно перестроенные в 1950-е годы. Их ясные, четкие объемы и строгая простота внешней обработки характерны для стадии классицизма, переходной к ампиру. Единственным украшением стен служат рельефные подоконные вставки и венчающий карниз энергичного профиля. Прежние окна с наружной четвертью, без наличников, увеличены, Над правым флигелем в конце XIX века был возведен второй этаж из дерева. Закрытые переходные галереи обработаны ложной аркадой, в которую вписали небольшие стрельчатые окна. На поперечной оси галерей поместили нарядные входные павильоны, служившие одновременно проходом со двора в парк. Каждый из них венчался деревянным бельведером с высоким шпилем.

В 1813 году усадьба перешла во владение пасынка А. Урусова —русского командира, участника Отечественной войны 1812 года, генерал-майора Николая Муравьева,. При нем был выстроен огромный псевдоготический конный двор. Постройка поражает своим размахом. Одноэтажное здание двора состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Боковой фасад, растянутый вдоль въездной аллеи, украшен псевдоготическими деталями. Стена состоит как бы из трех одинаковых секций с воротами в центре и окнами по сторонам. Главный фасад представляет собой также одноэтажную постройку, фланги которой украшены ризалитами со щипцом. Доминантой всего ансамбля бесспорно служит огромная надвратная башня с часами, украшенная ажурными арками, стрельчатыми наличниками, зубцами. Сейчас в ней располагается местный дом культуры.
22 мая 1791 года Николай Муравьев женился на Александре Мордвиновой, дочери русского инженер-генерала Михаила Мордвинова Среди наиболее крупных строений, возведенных под его руководством — Мраморный и Чесменский дворцы в Санкт-Петербурге, а также невская набережная. У супружеской четы родились пять сыновей и одна дочь.

Н.Муравьев был основателем Московского училища колонновожатых (офицеров Генерального штаба). В Осташеве они проходили летнюю практику. В мае месяце колонновожатые во главе с самим генерал-майором уезжали из Москвы на берега Рузы для практических занятий. Сын владельца усадьбы, Александр обсуждал здесь со своими товарищами, будущими декабристами, планы переустройства России. Существует предание, что на одном из пригорков зарыт рукописный текст проекта конституции России работы Муравьева.
Помимо учредителя Союза спасения в Осташево приезжал другой сын генерал-майора, Николай, в 1855 году командовавший военной операцией по взятию турецкого укрепленного города Карса. Здесь прошла юность церковного историка Андрея Муравьева, чье имя носила, увы, не сохранившаяся беседка над рекой.
После смерти отца обремененное долгами имение досталось Александру, который поселился в Осташеве и стал проводить хозяйственные усовершенствования в надежде погасить долг. Но, несмотря на все старания, усадьба не приносила дохода и в 1859 году ушла с молотка.

Во второй половине XIX века имение сменило несколько хозяев. Первым стал Николай Шипов — помещик-новатор, член Московского общества сельского хозяйства, можайский уездный предводитель дворянства, действительный статский советник. Он не только привел в порядок расстроенное хозяйство, но и добился того, что его скотный двор стал считаться образцовым по всей России. Для переработки молочных продуктов, получаемых от содержавшихся в имении 200 коров улучшенных северных пород, была построена сыроварня, порученная специалисту, приглашенному из Швейцарии. В то же время Шипов взялся перестраивать усадебную Александровскую церковь под усыпальницу, сломал старую колокольню и исказил облик храма.
Затем усадьбой владели русский генерал, участник Кавказских походов, Крымской войны и русско-турецкой войны 1877-1878 годов Артур Непокойчицкий, купец и чайный магнат Александр Кузнецов и наследники московского миллионера и театрального мецената Константина Ушкова. Предреволюционный период в истории Осташева связан с именем внука российского императора Николая I — великого князя Константина Константиновича Романова, который приобрел имение в 1903 году.

Интересна и необычна личность самого великого князя: профессиональный военный, герой русско-турецкой войны, командир лейб-гвардии Преображенского полка, президент Императорской академии наук, он известен нам по псевдониму «К.Р.». Так подписывал свои стихи единственный хороший поэт царской семьи рубежа веков, лауреат Пушкинской премии, мечтавший о тишине и спокойствии, найденном им хоть ненадолго в Осташеве.
Сейчас стихи Константина Константиновича входят в антологию поэзии «серебряного» века. Музыку к его произведением писали композиторы Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Рейнольд Глиэр. Популярной песней стало стихотворение «Умер бедняга в больнице военной». Интересно, что крупнейшее произведение «августейшего поэта» — мистерия «Царь Иудейский» была запрещена к постановке Синодом. Лишь по личному разрешению царя пьеса была поставлена любительским придворным театром, Константин Константинович сам исполнял одну из ролей. Великий князь умер в 1915 году после гибели на войне сына, завещавшего похоронить себя под церковью в отцовском имении. Олег тоже писал стихи, но литературная его карьера сложиться не успела. Началась первая мировая война, и он ушел добровольцем на фронт. Он принимал участие в боевых действиях на Северо-Западном фронте. Первоначально ему было предложено поступить ординарцем в главную квартиру, но он добился разрешения остаться в полку. 27 сентября (10 октября) 1914 года князь Олег, командовавший взводом, был тяжело ранен близ деревни Пильвишки в районе Владиславова (теперешний литовский город Куди́ркос-Науме́стис).
Вечером следующего дня в Вильно прибыл отец Олега, который привез ему орден святого Георгия,
принадлежавший великому князю Константину Николаевичу. Эту награду прикололи к рубашке умиравшего князя, который в тот же вечер скончался. 3 (16) октября 1915 года Олег Константинович был похоронен в Осташеве на Васюткиной горке.

По воспоминаниям одной из современниц, в траурной процессии приняло участие несколько тысяч человек. По дороге гроб почившего князя сопровождала масса крестьян. Люди плакали, стояли на коленях, несли на плечах его гроб от станции Волоколамск до Осташева. Он был погребен с золотою шашкой. Когда началась революция, стали громить имение, все грабить, разграбили и могилу, вытащили его из гроба, утащили шашку, пять или шесть дней останки валялись на дороге, пока кто-то сердобольный не вернул их на место.
Вандалы уже в советское время не раз пытались добраться до могилы Олега. Почему-то они считали, что в погребении сына великого князя остались драгоценности… В 1969 году по решению местных властей тело князя Олега было тайно ночью погребено где-то на деревенском кладбище за рекой.
Вскоре октябрьский переворот жестоко расправился с родными великого князя: три оставшихся сына (Иоанн, Игорь и Константин) вместе с другими Романовыми были сброшены в шахту под Алапаевском. Сам же Константин Константинович думал, что семья его обретет вечный покой в Осташеве…

На самом берегу Рузского водохранилища, над могилой Олега Константиновича, печально стоит последняя по времени постройка усадьбы. Здесь по проекту архитектора Мариана Перетятковича, автора известного санкт-петербургского храма Спаса-на-Водах, и инженера Сергея Смирнова в 1915-1916 годах была сооружена церковь-усыпальница Романовых в силе русского модерна с псковско-новгородскими традициями. Композиция этого сооружения очень проста. К кубическому четырехстолпному одноглавому храму крестово-купольного типа с юго-восточной стороны примыкает массивная двухпролетная звонница. Под зданием — подвал с балочным перекрытием. Внутри церкви не сохранилось росписей, их и не было. Утрачены также вмурованные в кладку надгробные доски. Скупое наружное убранство подчеркивает строгость форм всей постройки. Почти завершенная церковь во имя святых благоверных князя Олега Брянского, великого князя Игоря Черниговского и преподобного Серафима Саровского-Чудотворца так и не была освящена — этому помешали революционные события.
И кажутся невольным пророчеством стихи самого К.Р.:
«Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.»

При устройстве Рузского водохранилища нижняя часть липового парка с прудами была затоплена, и сейчас берег вплотную подходит к усадьбе и храму. Заросшая восточная его половина превратилась в лес. Теперь уже никто не знает, где находились укромные уголки парка под странными, быть может, масонскими названиями «Баден», «Филадельфия»... Они исчезли навсегда.
В наши дни ансамбль усадьбы Осташево представляет собой печальное зрелище. Барский дом за ветхостью был разобран. На его фундаменте в середине 1950-х годов было выстроено подобие предыдущего, с бельведером и четырехколонным портиком. И оно в наши дни встречает путешественника пустыми глазницами окон. Здесь изначально располагался краеведческий музей, а затем какое-то детское учреждение. Впрочем, хороша подъездная липовая аллея, которая гармонично организует застройку парадного двор. Отрадно видеть, что восстанавливают церковь-усыпальницу. Это дает надежду на то, что со временем и остальные постройки этой усадьбы тоже примут первозданный вид.

Добраться до вотчины великого князя Константина Константиновича Романова можно либо на автомобиле, либо электричкой с Рижского вокзала до Волоколамска, а оттуда — автобусом. Есть и другой путь. С Белорусского вокзала электричкой до станции Тучково, оттуда маршруткой до города Руза, а затем автобусом до Осташева. Теоретически, путешествуя на машине, можно совместить осмотр усадьбы с архитектурными памятниками Волоколамска и Рузы, но я бы советовал не «летать галопом по европам», а посвятить такой поездке два-три дня.

Усадьба «Александрово» в селе Долголядье была создана в конце XVIII века для отставного генерал-майора князя Александра Урусова (1729-1813). Архитекторы точно неизвестны, выдвинуто предположение об участии в проектировании Р. Р. Казакова, мастера русской псевдоготики. Работы начались с сооружения в 1776-86 гг. позднебарочной церкви, освящённой в честь тезоименного святого, Александра Невского.

К усадебному дому князя Урусова вела липовая аллея. По сторонам от неё стояли белокаменные обелиски и (при въезде на парадный двор) парные готические башенки. Двухэтажный дом барина с портиком о четырёх колоннах и бельведером был виден за много верст кругом. Он был соединён галереями с более низкими флигелями, крытыми дощатым бельведером со шпилем. Одновременно с барскими покоями были выстроены дом управляющего и хозяйственная контора.

После смерти князя Урусова село Александровское перешло в собственность его пасынка Николая Николаевича Муравьева (1768-1840). Он подошёл к хозяйствованию весьма ответственно, завёл молочный двор - прообраз будущих молокозаводов. Муравьёв возглавлял Училище колонновожатых, служившее рассадником вольнодумства: 22 выпускника стали декабристами. В мае месяце колонновожатые во главе с самим генерал-майором Муравьёвым уезжали из Москвы на берега Рузы для практических занятий. Сын владельца усадьбы, Александр, обсуждал в Осташёве с товарищами планы переустройства России. Известно предание, что на одном из пригорков зарыт рукописный проект конституции Муравьёва.

Помимо учредителя Союза спасения, в Осташёво приезжал другой сын генерал-майора, Николай, в 1855 году командовавший взятием Карса. Здесь прошла юность церковного историка Андрея Николаевича Муравьёва, чьё имя носит Андреевская беседка над рекой. После смерти отца обременённое долгами имение досталось Александру, который поселился в Осташеве и стал проводить хозяйственные усовершенствования в надежде погасить долг. Он построил в необычном для своего времени псевдоготическом стиле монументальный конный двор с высокой башней над въездом, со стрельчатыми окнами и наличниками. Несмотря на все старания, имение не приносило дохода и в 1859 г. ушло с молотка.

В пореформенное время имением владели энергичный предприниматель Н. П. Шипов, генерал А. А. Непокойчицкий, купец А. Г. Кузнецов. Первый из них не только привёл в порядок расстроенное хозяйство, но и добился того, что его скотный двор стал считаться образцовым по всей России. Он ввёл в обширных размерах плодопеременный десятипольный севооборот. Для переработки молочных продуктов, получаемых от содержавшихся в имении 200 коров улучшенных северных пород, была устроена сыроварня, порученная специалисту, приглашенному из Швейцарии. В то же время Шипов взялся перестраивать усадебную Александровскую церковь под усыпальницу, сломал старую колокольню и исказил облик храма XVIII века. В 1899 году она находилась в совместном владении Ушковых, наследников К. К. Ушкова.

Внук Николая I, Константин Константинович Романов, в 1903 году принял решение удалиться в глубинку от порочных соблазнов столичной жизни. Осташёво приглянулось ему как усадьба, образцовая в хозяйственном отношении, весьма удалённая от Москвы и достаточно просторная для проживания его многочисленного семейства. 28 августа 1903 года Григорий Константинович Ушков выдал задаточную расписку, а 13 сентября 1903 года была совершена купчая крепость на покупку имения.

Проезжая через развилку в селе Осташево по дороге, идущей через Рузу к Волоколамску и соединяющей Минское и Рижское шоссе, редкий водитель и не каждый пассажир обратит внимание на обелиск, сиротливо притулившийся сбоку. Между тем обелиск отмечает въезд в аллею когда-то знаменитой усадьбы - без сомнения, одной из самых известных в Московской губернии.

Сказать, что сейчас Осташево предано забвению, было бы преувеличением. Сведения об усадьбе неизменно включаются в краеведческие и туристические справочники, но посещают это место нечасто, и немногие знают его историю. Село Осташево - ныне Волоколамского района Московской области, а некогда Можайского уезда Московской губернии - располагается в семнадцати километрах от железнодорожной станции «Волоколамск».

У этого села были и другие названия: Успенское (в XVII веке здесь была построена церковь с приделом Успения Богородицы), Старое Долголядье. В XVII столетии усадьбой владел Федор Лихачев, служивший дьяком Поместного приказа в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Потом ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Усадебный ансамбль начал складываться на рубеже XVIII-XIX веков, при генерал-майоре князе Александре Васильевиче Урусове (1729-1813). До него постройки находились на противоположном берегу реки Рузы. Урусов построил храм в память благоверного князя Александра Невского, и усадьба стала называться Александровское.

С 1813 года Осташевым владел Николай Николаевич Муравьев (1768-1840), генерал-майор, участник Отечественной войны 1812-го и заграничных кампаний против Наполеона 1813-1814 годов. Муравьев был первым председателем Математического общества при императорском Московском университете. Он был одним из создателей Общества сельского хозяйства и земледельческой школы, являлся автором и переводчиком многочисленных работ по сельскому хозяйству. Но более всего осташевский помещик памятен как основатель Училища для колонновожатых (организовано в 1816 году), готовившего армейских офицеров.

Позднее школу преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. В теплое время года, с мая по октябрь, в 1816-1823 годах будущие офицеры занимались геодезией, военным строем и фортификацией в Осташеве. Среди воспитанников Училища - двадцать два декабриста. В Осташеве бывали участники тайного общества Иван Якушкин и Михаил Фонвизин (племянник создателя «Недоросля»), Никита Муравьев (один из идеологов Северного общества, создатель одного из конституционных проектов), Матвей Муравьев-Апостол (брат казненного Сергея Муравьева-Апостола).

Здесь, по преданию, один из сыновей хозяина Александр Муравьев (1792-1863), тоже принадлежавший к кругу декабристов и участвовавший в создании первого тайного вольнолюбивого общества - Союза спасения, составил, а потом, опасаясь обыска, схоронил в землю проект российской Конституции. Он и стал владельцем усадьбы в 1840 году, после кончины отца.

Более заметный след в российской истории оставили другие сыновья Николая Муравьева, Александровы братья, часть жизни которых прошла в Осташеве. Михаил Муравьев-Виленский (1796-1866) - граф, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ, генерал-губернатор Северо-Западного края в 1863-1865 годах. Мерами, которые одни сочли решительными, а другие - палаческими, подавил польское восстание, за что и получил от императора почетное дополнение к фамилии «Виленский», образованное от имени польско-литовского города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Михаил Муравьев-Виленский герой двух стихотворений Некрасова - «Размышлений у парадного подъезда» (прототип вельможи-сибарита, черствого и равнодушного к бедствиям народа) и, так называемой, муравьевской оды, в которой восславлялся как победитель польских мятежников. (Свой панегирик Муравьеву поэт писал, надеясь снискать покровительство влиятельного вельможи и тем самым спасти от цензурного запрета издававшийся им журнал «Современник»; надежда оказалась тщетной.) В молодости Муравьев привлекался по делу декабристов, а на склоне лет с гордостью говорил о себе, что он не из тех Муравьевых, которых вешают, а из тех, которые вешают.

Его не менее известный брат Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) - генерал, главнокомандующий Кавказским корпусом в Крымскую войну. Под его началом войска взяли турецкую крепость Карс (1855). В память об этом подвиге получил к фамилии почетное добавление «Карский». Младший из братьев сейчас полузабыт, хотя когда-то был тоже весьма известен. Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - церковный историк, духовный писатель.

Во второй половине XIX столетия усадьба дважды меняла хозяев. При новом владельце Николае Павловиче Шипове, сменившем Муравьева-младшего, был построен конный двор. Шипов превратил обремененное долгами имение в прибыльное предприятие: доход стал приносить конный завод. Кони Осташевского завода не раз брали призы на скачках.

С 1903 по 1917 годы Осташево принадлежало великому князю Константину Константиновичу Романову и его наследнику. Великий князь Константин (1858-1915), внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, воевал с турками на Дунае в войну 1877-1878 годов, позднее служил генералом-инспектором военных учебных заведений. Более полувека, до конца жизни, был президентом императорской Петербургской академии наук.

Великий князь - автор многих стихов и драмы о Христе «Царь Иудейский», отразившейся в «ершалаимских» главах булгаковского «Мастера и Маргариты». Его стихотворение «Умер бедняга в больнице военной…» (1885) о тяжелой судьбе солдата стало народной песней. Великий князь переводил Шекспира и Гете, на его стихи писали романсы Цезарь Кюи, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и Петр Чайковский. Константин Константинович, скромно подписывавший свои сочинения в печати литерами «К. Р.», переписывался с Чайковским, с поэтами Афанасием Фетом и Аполлоном Майковым.

В Осташево приезжал знаменитый юрист Александр Кони. Здесь он подолгу беседовал с сыном великого князя Олегом - страстным поклонником поэзии Пушкина.

Хозяева Осташева не принадлежали к выдающимся «прогрессивным» деятелям культуры, воспоминания же о великом князе-стихотворце были в советские годы попросту нежелательными. Не выпала усадьбе и участь быть превращенной в санаторий или дом отдыха и тем избежать гибели. Никто из прежних владельцев не узнал бы своей милой усадьбы.

Главный дом был снесен, а на его месте ровно в середине прошлого столетия построено здание музыкальной школы в стиле «сталинского ампира». Сохранилось немногое: два одноэтажных жилых флигеля конца XVIII века - они соединялись переходом с главным домом, одноэтажная контора и дом управляющего, конный и скотный дворы.

Каменный конный двор, построенный в 1840-х годах, одна из последних неоготических построек в русских усадьбах. Двор - Г-образное в плане строение из двух одноэтажных крыльев с многоярусной въездной башней с часами, орнаментированной стрельчатыми наличниками - арками, зубцами и пинаклями - маленькими остроконечными декоративными башенками. Приглядевшись, можно увидеть, что циферблат часов со стрелками - нарисованный. Жалкая замена прежнего, настоящего. Шпиль, некогда венчавший башню, утрачен.

Избежали уничтожения двухъярусные въездные башни у парадного двора (псевдоготика XVIII века), две башни ограды одного из боковых дворов и уже упомянутый белокаменный обелиск при въезде в усадьбу. Менее всего от варварства людей и времени пострадала самая новая из усадебных построек - церковь-усыпальница во имя благоверного князя Олега Брянского и преподобного Серафима Саровского. Заменено лишь перекрытие храма - с лопастного на четырехскатное. Четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм с отдельно стоящей звонницей воздвигнут в 1915 году в память о сыне великого князя Константина Константиновича Олеге, смертельно раненном на германском фронте в самом начале войны.

Храм был построен над могилой Олега по проекту архитекторов М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова, освящен он не был. Вандалы уже в советское время разбили камни с именами лиц императорской фамилии, присутствовавших при закладке. Грабители не раз пытались добраться до могилы князя Олега: их преступную алчность питали слухи, что в гроб сына великого князя был положены драгоценности…

В 1969 году по решению местных властей тело князя Олега было тайно ночью погребено на деревенском кладбище за рекой Рузой. Но молва настойчиво твердит, что останки сына великого князя были попросту выброшены, словно ненужный мусор.

В советское время разрушена ограда из каменных столбов с решетками, которая отделяла парадный двор от хозяйственных построек конного и скотного дворов, соединяя въездные башни, контору и дом управляющего. В парке когда-то были отдельные участки, урочища - каждое со своей особенной композицией и настроением, - носившие имена славных иноземных городов: «Баден», «Филадельфия». Теперь их не найти. Заброшенный парк разросся и выглядит теперь скорее как лес. Но в нем можно по-прежнему отыскать пруд с островком посередине.

Уцелела трехъярусная башнеообразная церковь в селе Бражникове, расположенном на другом, левом берегу реки Рузы. Этот храм, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, был построен в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского в 1713-1715 годах. Ярусная композиция церкви характерна для своего времени и напоминает строение знаменитой церкви Покрова в Филях. Но бражниковский храм проще и строже, он лишен лепного и резного узорочья, характерного для филевской церкви, отразившей веяния «московского барокко». Бражниковский храм отреставрирован.

В советское время была утрачена построенная в 1859 году колокольня (от нее остался лишь нижний ярус). Широкие окна нижнего, четверикового яруса церкви принадлежат не XVIII столетию, а временам более поздним: оконные проемы были растесаны в 1863 году. Добраться до храма можно, переехав или перейдя реку по автомобильному мосту. При Шипове и великом князе Константине Константиновиче Бражниково входило в состав имения Осташево.

Тех, кто ожидает увидеть целостный архитектурный и парковый ландшафт, Осташево не просто разочарует, но обманет. Осташево не Архангельское, не Кусково, не Останкино и прочие роскошные дворцовые ансамбли. Да и среди менее известных подмосковных усадеб можно найти лучше сохранившиеся и с более знаменитыми прежними хозяевами - хотя бы лермонтовское Середниково или Ярополец Гончаровых, обязанный своей известностью паре пушкинских визитов.

Нужно умение вглядываться в разбросанные строения - останки былого Осташева и усилие воображения, чтобы ощутить неброскую красоту места и прикоснуться к памяти, хранимой этими руинами и полуразвалинами. Разглядеть жемчужины в грязи. И тогда затраченные усилия и время не окажутся пропавшими даром.

Реставрировать усадьбу сложно, может быть, даже невозможно, так сильно разрушен ансамбль. Впрочем, и в таком виде он остается памятником истории. Хорошо, если осташевские постройки удастся законсервировать, хотя и в это верится с трудом.

Текст доктора филологических наук Андрея Ранчина
proof

Константин ★★★☆☆

(8-10-2018)

В целом всё грустно. Центральное здание ветшает дальше. Часть флигелей приспособлены под частное жильё. Ограда с башенками разрушается. Конный двор в относительной сохранности, но его покрасили в цвет фекалий. Отдельно стоящих храм-усыпальница только приведён в достойный вид.

Ирина ★★★★★

(29-05-2015)

И как не стыдно называть это объектами культурного наследия - памятниками архитектуры федерального значения! Если бы государству было дело до сохранения нашей истории и культуры, то прежде чем разрешить строить вокруг коттеджные посёлки, они бы обязали этих застройщиков восстановить самое красивое и значимое рядом! Всё ещё подлежит восстановлению, строили-то на совесть. Такое замечательное место можно использовать и под дом отдыха, и под лесную школу - необязательно устраивать музей. После войны мой отец был пионером в лагере в этом месте и всю жизнь вспоминал об этом с удовольствием. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

А сейчас это национальный позор!

Образец результатов вандализма наших людей и равнодушия государства. Очень интересная усадьба, которая находится в совсем плачевном состоянии. Жаль... К церкви пройти не смогли - трава и заросли борщевика выше головы.
В дом можно войти, лестница еще крепкая. Внутри - местная свалка + горы битого стекла, похоже на то, что распивать водку и пиво, а затем разбивать внутри бутылки - любимый аттракцион местного населения.
Конный двор впечатляет, аналогов нет, построен в 1840 г. тогдашним хозяином...продолжение src="/jpg/plus.gif">

усадьбы Муравьевым.

По случаю заезда на дачу, посетили ближайшие усадьбы
(и Ярополец-две,Федоровское,Волоколамск).Здесь изменений(по прошлому году) , практически нет!Главный дом от земли освободили, но новая беда-весь пол, на обоих этажах,покрыт толстым слоем битого стекла(бутыпки
блин!), ну и надписей стало ГОРАЗДО больше.А вид с площадки лестницы, через выставленное окно- по прежнему
ВЕЛИКОЛЕПЕН!Конный двор, по прежнему, в почете!Кажется свеже выкрашенным(хотя, не факт). К усыпальнице не прорвешься-заросли. ...продолжение src="/jpg/plus.gif">

Башня с пристроенным домом живы-по прежнему!Въездные башенки-за....! А ведь живут рядом(центр)-якобы люди!

Любителям усадеб, заброшек и осколков старинной архитектуры строго рекомендуется к посещению. Большая территория, довольно много сохранилось приусадебных построек. Дом, конечно в плачевном состоянии, зато конный двор- это нечто. Я, признаться, сначала решила, что это костел;)

Я не поклонник руинированных усадеб, но нельзя не признать, что эта весьма и весьма любопытна - стиль определить однозначно не берусь, но есть явные элементы псевдоготики. Прежде всего это относится к башне конного двора (на фото). Все остальное - в страшной разрухе, никаких перспектив восстановления не видно. Активно реставрируется только расположенная рядом церковь - ну, это всегда так в сегодняшней России. На церкви деньги находят, на усадьбы, за исключением самых известных - фигушки.

Все заброшено к сожалению. Кругом пустая тара из под пива и прочии признаки человеческого фактора, грустно. К сожалению не единственная усадьба в таком состоянии в Подмосковье прусть и с знаменитой историей. Заехать надо, если попал в эти места.

Аня ★★★★★

(15-07-2011)

Мы были недавно в Осташево. Усадьба, конечно устарела очень,но всё равно было интересно посмотреть. Рядом Рузское водохранилище - очень красиво место! Остановились в гостинице Осташевская - уютная гостиница в 500 метрах от водохранилища. Жарили шашлыки, свежий воздух. БЫло хорошо)))