Биографии Характеристики Анализ

Осташево: усадьба императорской фамилии. Усадьба Осташёво - Романовы

Осташево (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Усадьба с удивительной судьбой, богатой историей и, увы, практически полностью стертая с лица земли нашей уютного Подмосковья, несмотря ни на что заслуживает посещения. Осташево появилось на свет в 1790-х годах при князе Александре Урусове, который, надо сказать, владел ею не так долго. Уже в 1804 году имение переходит в руки основателя Московского училища колонновожатых (военных снабженцев) Николая Муравьева. Отсюда и начинается славная летопись времен Осташево. В ту пору в усадьбу на летнюю практику приезжали будущие офицеры Генштаба, многие из которых, на минуточку, позже стали декабристами. Но это далеко не самые именитые гости Осташево.

В 1849 году на территории имения Муравьев строит редчайший по красоте конный двор в псевдоготическом стиле - на сегодняшний момент самое интересное здание в Осташово. Непосредственно от главного здания усадьбы ничего не осталось, оно, как и многое во времена СССР, было разрушено. На его фундаменте в 50-х годах возвели новый дом, не представляющий никакой архитектурной ценности и мало-мальского интереса.

Тем привлекательнее атмосфера этого дома, между постройками которого натянуты веревки с сушащимся бельем, вокруг пасутся козы, создавая идиллический сельский пейзаж.

Последним владельцем усадьбы стал внук императора Николая I, великий князь Константин Константинович Романов (тот самый, что прославился в русской литературе под псевдонимом К. Р.)

Но вернемся к истории усадьбы. Ее последним владельцем стал внук императора Николая I, великий князь Константин Константинович Романов (тот самый, что прославился в русской литературе под псевдонимом К. Р.) Он приобрел имение в 1903 году, решив окончательно перебраться в глубинку из суматошной столичной жизни. Именно про Осташево позднее князь писал: Люблю тебя, приют уединённый!

Старинный дом над тихою рекой

И белорозовый, в ней отражённый

Напротив сельский храм над крутизной.

Сад незатейливый, но благовонный,

Над цветом липы пчел гудящий рой;

И перед домом луг с двумя прудами,

И островки с густыми тополями.

В 1915 году после того, как единственный член императорской фамилии 22-летний сын князя Олег погиб на фронте, Константин Константинович решает возвести на территории Осташево семейную церковь-усыпальницу в традициях псковско-новгородской архитектуры. К сожалению, всего за месяц до окончания строительства он умирает сам, церковь достраивают, но приходит революция и ее ждет разорение. Освятили строгий красивый храм в честь Святого Олега Брянского лишь в 21 веке.

Осташево

Привольная деревенская жизнь, верховая езда, гребля на реке Рузе, той самой, которую Лев Толстой упоминает в «Войне и мире», описывая Бородинское сражение. Имение красиво расположено на правом, крутом берегу реки. Большой одичалый парк. На левом берегу Рузы розовая церковь с синими куполами. Утром меня будил трезвон.

Княжна Вера Константиновна (1906-2001)

Координаты

Адрес: Московская область, Волоколамский район, Осташево.

Добраться проще всего на личном авто: следуйте по Новорижскому шоссе, затем поверните налево на Осташево и на Рузу, далее около 21 км. Машину в Осташево лучше всего оставлять перед памятником. На электричке также не составит труда добраться до усадьбы: с Рижского вокзала следует ехать до Волоколамска и далее пересесть на автобус № 22.

– это не просто территория, объединяющая несколько центральных областей страны: Владимирскую, Калужскую, Московскую, Рязанскую, Смоленскую, Тверскую, Тульскую, Ярославскую.

— это край живописной и истинно русской природы: хвойные и лиственные леса, чистые озера и реки, свежий воздух и гармоничный, привычный нам с детства климат.

— это медленно текущие реки с широкими поймами, занятые заливными лугами. Густые, темные, заросшие мхом, словно заколдованные ельники. Великолепные широколиственные леса, состоящие из огромных дубов, ясеней, кленов. Это солнечные сосняки и веселые, радующие глаз березняки. Густые заросли орешника на ковре высокого папоротника.

И прекрасные полянки, усыпанные цветами, источающими упоительные запахи, сменяют огромные острова непроходимых чащоб, где высоченные пушистые ели и сосны живут своей размеренной многовековой жизнью. Они кажутся невероятными великанами, которые неспешно расступаются перед непрошеными гостями.

В чащобе повсюду виднеются старые высохшие коряги, которые так причудливо изогнуты, что, казалось, там, за пригорком, притаился леший, а возле камня мирно дремлет симпатичная кикимора.

И бескрайние поля, уходящие или в лес или в небо. А вокруг – только пение птиц и стрёкот кузнечиков.

Здесь берут свое начало крупнейшие реки Русской равнины : Волга, Днепр, Дон, Ока, Западная Двина. Исток Волги – легенда России, паломничество к которому не прекращается никогда.

В средней полосе более тысячи озер. Самое красивое и популярное из них – озеро Селигер. Даже густонаселенная Московская область богата красивейшими озёрами и реками иногда даже не изуродованными коттеджами и высокими заборами.

Природа средней полосы, воспетая художниками, поэтами и писателями наполняет человека душевным покоем, открывает глаза на удивительную красоту родной земли.

Славится не только своей в буквальном смысле сказочной природой, но также историческими памятниками. Это – лицо русской провинции , кое-где, несмотря ни на что, даже сохранившая архитектурный облик XVIII-XIX веков.

В средней полосе находится большинство городов всемирно известного Золотого кольца России – Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Сергиев Посад и другие, старинные помещичьи усадьбы, монастыри и храмы, памятники архитектуры. Их красоту невозможно описать, ее надо увидеть своими глазами и, как говорится, ощутить дыханье старины глубокой.

Но самым плодотворным и счастливым для меня, оказалось знакомство со средней полосой России… Она завладела мной сразу и навсегда… С тех пор я не знаю ничего более близкого мне, чем наши простые русские люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля. Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Сейчас я со снисходительной улыбкой вспоминаю юношеские мечты о тисовых лесах и тропических грозах. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу.

Писал К.Г. Паустовский.

А можно просто забраться в какую-нибудь глухую деревеньку и вдали от цивилизации наслаждаться природой. Люди здесь очень радушные и приветливые.

Проезд на автомобиле: в Волоколамске с трассы М9 спуститься на автомобильной развязке под мост, и следовать в сторону пос. Привокзальный до Осташево примерно 21 км на юг от города.

Усадьба, основанная в конце XVIII в. А.В. Урусовым, в первой половине XIX в. принадлежала Н.Н. Муравьеву и его наследникам, затем последовательно - камер-юнкеру, уездному предводителю дворянства Н.П. Шипову и его сыну, генералу А.А. Непокойницкому, с 1890 до 1903 г. - промышленнику А.Г. Кузнецову, далее и до 1917 г великому князю К.К. Романову его семье.

На главной площади села стоят два обелиска из серого камня, указывающие дорогу к заброшенному и полуразрушенному ныне имению.

Архитектурный комплекс создавался по заказу Александра Васильевича Урусова, примерно в 1790-х годах. Не исключено, что автором ансамбля являлся Р.Р. Казаков (племянник М.Ф. Казакова), строивший для отставного генерал-майора в этот период времени дом в Москве.

В 1813 году, после смерти Урусова, усадьба перешла в руки его пасынка - Николая Николаевича Муравьева, основавшего учебное заведение по подготовке офицеров Генштаба.

Из пяти сыновей Муравьева непосредственное участие в тайных обществах приняли старший Александр (1792-1863) и третий Михаил (1796-1866). Второй сын Николай (1794-1867), в 1816 году, доведенный до отчаяния неудачным сватовством, на долгие годы уехал служить на Кавказ к Ермолову и остался вне Союза Благоденствия. Но еще ранее он организовал одно полудетское сообщество с утопической целью создать на Сахалине свободную республику и вовлек в него будущих заговорщиков, а, кроме того, нарисовал в своих записках картину той среды, в которой затем возникли настоящие политические союзы. Детство всех трех братьев теснейшим образом связано с Осташевым. Службу свою они начали с военных походов 1812 и последующих годов и выдвинулись в первые ряды современной молодежи, среди которой и возникли тайные общества.

После смерти Н.Н. Муравьева Осташево досталось Александру, который развил в сороковых годах в имении бурную хозяйственную деятельность.

Двое младших братьев принадлежали уже другой эпохе и ничем не ознаменовали себя на поприще государственной и политической деятельности. Андрей (1806-1874), оставивший по себе память в Осташеве названием теперь уже несуществующей беседки над рекой, приобрел большую известность, как писатель по религиозным вопросам, младший Сергей (1809-1874), несмотря на выдающийся ум, не оставил по себе ничего.


Конный двор

Осташево памятно в движении декабристов по созданному Муравьевыми «Учебному заведению для колонновожатых», в котором получали подготовку будущие офицеры так называемой квартирмейстерской части, преобразованной затем в генеральный штаб. Муравьевская школа просуществовала до 1823 г. и выпустила около полутораста офицеров, из которых не менее 15 состояли в тайных обществах. На лето, с мая до октября, училище перекочевывало из Москвы в Осташево, воспитанники размещались на квартирах в крестьянских домах, и пребывание нескольких десятков молодежи с их военными упражнениями и учебными занятиями, разговорами и увлечениями, конечно, отражалось на жизни всего села.

Сохранились полулегендарные сведения, что здесь происходили тайные встречи декабристов и плелись заговоры, а в парке, на одном из пригорков, была зарыта «Конституция» бунтовщиков.

Ансамбль стиля классицизма с элементами псевдоготики обладает симметричной композицией с выраженной продольной осью, проходящей от въездных обелисков до главного дома. Стоявший в глубине двора двухэтажный усадебный дом с бельведером, украшенный четырехколонным тосканским портиком, в 1950-х гг. был заменен новым зданием. С двумя одноэтажными флигелями, каждый из которых увенчивался граненой деревянной башенкой с высоким шпилем, дом объединялся закрытыми галереями. Курдонер, согласно симметрии, замыкают контора и дом управляющего, а между ними находятся псевдоготические башни въезда на парадный двор. Все здания парадной части, будто скованные единой цепью, соединялись между собой деревянными решетками на каменных фундаментах. Их прерывали белокаменные боковые ворота с устоями из спаренными тосканских колонн, дорога от ворот направлявляла к утраченным ныне хозяйственным флигелям.

На некотором отдалении от центрального ядра усадьбы находились четыре, пятиугольные в плане, беседки-павильоны - остатки масонских увлечений, имевших место в Осташеве.

Самое впечатляющее сооружение усадьбы - конный двор в псевдоготическом стиле, датируемый 1840-ми гг. Подобное здание не имеет аналогов в Подмосковье!

Одноэтажная постройка состоит из двух длинных крыльев, соединенных под прямым углом. Ось симметрии главного фасада, обращенного к центру усадьбы, отмечена многоярусной проездной башней, фланги - ризалитами со щипцом. Боковой фасад, протянувшийся вдоль въездной аллеи, является собственно стеной с выступами, украшенными псевдоготическими формами и деталями.

Художественным центром конного двора служит надвратная башня ступенчатого силуэта, украшенная поясами щелевидных ниш, стрельчатыми наличниками, зубцами и пинаклями. Скорее всего, эта башня навеяна теми «беффруа», что украшают ратуши старинных городов Фландрии. Все элементы подчеркивают вертикальную направленность здания, его устремленность ввысь. Сейчас здание занимают несколько учреждений, в том числе, филиал Краеведческого музея г. Волоколамска и отделение Сбербанка.

Псевдоготика преобладала и в прочих хозяйственных сооружениях усадьбы, возводившихся здесь в середине XIX века предпринимателем Шиповым.

Возможно, что в усадебном ансамбле Осташева зодчий пытался воплотить образ феодального городка эпохи средневековья, оттого здесь так многократно применены разнообразные по форме и высоте башни флигелей, служб и конного двора, иногда завершенные флюгерами.

В 1903 году имение купил Великий князь К.К. Романов. Его сын Олег (1892-1914), умирая от раны, полученной на германском фронте, просил похоронить его под церковью. Для усыпальницы выбрали место почти на самом берегу Рузы, на высоком пригорке - «Васюткиной горе». Проект церкви-усыпальницы, предположительно во имя преподобного Серафима Саровского, выполнили архитектор М.М. Перетяткович, автор известного петербургского храма Спас-на-водах, и С.М. Дешевов. Почти завершенная церковь так и не была освящена - этому помешали революционные события.

Композиция этого сооружения очень проста. К кубическому четырехстолпному одноглавому храму крестово-купольного типа с юго-восточной стороны примыкает массивная двухпролетная звонница. Под зданием - подвал с балочным перекрытием, вскрытый местными кладоискателями.



Усадебная церковь

Как не печально, но Осташовская церковь может служить образцом изощренного вандализма: вместо порталов здесь зияют огромные проломы, перекрытия вскрыты, кровля сорвана, надгробные доски, вмурованные в кладку, выломаны из стен. Чьи-то руки старательно разбивали камни ее фундамента, в особенности те, где высечены были имена лиц, присутствовавших при закладке.

Так бы и гулял свежий речной ветер под мрачными сводами усыпальницы, и дикие голуби ворковали под прохудившимся куполом, только закончилось, видимо забвение для Осташовского храма - совсем недавно началось его восстановление.

Оригинал взят у dimon_porter в

Проезжая через развилку в селе Осташево по дороге, идущей через Рузу к Волоколамску и соединяющей Минское и Рижское шоссе, редкий водитель и не каждый пассажир обратит внимание на обелиск, сиротливо притулившийся сбоку. Между тем обелиск отмечает въезд в аллею когда-то знаменитой усадьбы - без сомнения, одной из самых известных в Московской губернии.

Сказать, что сейчас Осташево предано забвению, было бы преувеличением. Сведения об усадьбе неизменно включаются в краеведческие и туристические справочники, но посещают это место нечасто, и немногие знают его историю. Село Осташево - ныне Волоколамского района Московской области, а некогда Можайского уезда Московской губернии - располагается в семнадцати километрах от железнодорожной станции «Волоколамск».

У этого села были и другие названия: Успенское (в XVII веке здесь была построена церковь с приделом Успения Богородицы), Старое Долголядье. В XVII столетии усадьбой владел Федор Лихачев, служивший дьяком Поместного приказа в ополчении князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Потом ее хозяевами были князья Прозоровские и Голицыны. Усадебный ансамбль начал складываться на рубеже XVIII-XIX веков, при генерал-майоре князе Александре Васильевиче Урусове (1729-1813). До него постройки находились на противоположном берегу реки Рузы. Урусов построил храм в память благоверного князя Александра Невского, и усадьба стала называться Александровское.

С 1813 года Осташевым владел Николай Николаевич Муравьев (1768-1840), генерал-майор, участник Отечественной войны 1812-го и заграничных кампаний против Наполеона 1813-1814 годов. Муравьев был первым председателем Математического общества при императорском Московском университете. Он был одним из создателей Общества сельского хозяйства и земледельческой школы, являлся автором и переводчиком многочисленных работ по сельскому хозяйству. Но более всего осташевский помещик памятен как основатель Училища для колонновожатых (организовано в 1816 году), готовившего армейских офицеров.

Позднее школу преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба. В теплое время года, с мая по октябрь, в 1816-1823 годах будущие офицеры занимались геодезией, военным строем и фортификацией в Осташеве. Среди воспитанников Училища - двадцать два декабриста. В Осташеве бывали участники тайного общества Иван Якушкин и Михаил Фонвизин (племянник создателя «Недоросля»), Никита Муравьев (один из идеологов Северного общества, создатель одного из конституционных проектов), Матвей Муравьев-Апостол (брат казненного Сергея Муравьева-Апостола).

Здесь, по преданию, один из сыновей хозяина Александр Муравьев (1792-1863), тоже принадлежавший к кругу декабристов и участвовавший в создании первого тайного вольнолюбивого общества - Союза спасения, составил, а потом, опасаясь обыска, схоронил в землю проект российской Конституции. Он и стал владельцем усадьбы в 1840 году, после кончины отца.

Более заметный след в российской истории оставили другие сыновья Николая Муравьева, Александровы братья, часть жизни которых прошла в Осташеве. Михаил Муравьев-Виленский (1796-1866) - граф, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ, генерал-губернатор Северо-Западного края в 1863-1865 годах. Мерами, которые одни сочли решительными, а другие - палаческими, подавил польское восстание, за что и получил от императора почетное дополнение к фамилии «Виленский», образованное от имени польско-литовского города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Михаил Муравьев-Виленский герой двух стихотворений Некрасова - «Размышлений у парадного подъезда» (прототип вельможи-сибарита, черствого и равнодушного к бедствиям народа) и, так называемой, муравьевской оды, в которой восславлялся как победитель польских мятежников. (Свой панегирик Муравьеву поэт писал, надеясь снискать покровительство влиятельного вельможи и тем самым спасти от цензурного запрета издававшийся им журнал «Современник»; надежда оказалась тщетной.) В молодости Муравьев привлекался по делу декабристов, а на склоне лет с гордостью говорил о себе, что он не из тех Муравьевых, которых вешают, а из тех, которые вешают.

Его не менее известный брат Николай Николаевич Муравьев-Карский (1794-1866) - генерал, главнокомандующий Кавказским корпусом в Крымскую войну. Под его началом войска взяли турецкую крепость Карс (1855). В память об этом подвиге получил к фамилии почетное добавление «Карский». Младший из братьев сейчас полузабыт, хотя когда-то был тоже весьма известен. Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874) - церковный историк, духовный писатель.

Во второй половине XIX столетия усадьба дважды меняла хозяев. При новом владельце Николае Павловиче Шипове, сменившем Муравьева-младшего, был построен конный двор. Шипов превратил обремененное долгами имение в прибыльное предприятие: доход стал приносить конный завод. Кони Осташевского завода не раз брали призы на скачках.

С 1903 по 1917 годы Осташево принадлежало великому князю Константину Константиновичу Романову и его наследнику. Великий князь Константин (1858-1915), внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, воевал с турками на Дунае в войну 1877-1878 годов, позднее служил генералом-инспектором военных учебных заведений. Более полувека, до конца жизни, был президентом императорской Петербургской академии наук.

Великий князь - автор многих стихов и драмы о Христе «Царь Иудейский», отразившейся в «ершалаимских» главах булгаковского «Мастера и Маргариты». Его стихотворение «Умер бедняга в больнице военной…» (1885) о тяжелой судьбе солдата стало народной песней. Великий князь переводил Шекспира и Гете, на его стихи писали романсы Цезарь Кюи, Антон Рубинштейн, Сергей Рахманинов и Петр Чайковский. Константин Константинович, скромно подписывавший свои сочинения в печати литерами «К. Р.», переписывался с Чайковским, с поэтами Афанасием Фетом и Аполлоном Майковым.

В Осташево приезжал знаменитый юрист Александр Кони. Здесь он подолгу беседовал с сыном великого князя Олегом - страстным поклонником поэзии Пушкина.

Хозяева Осташева не принадлежали к выдающимся «прогрессивным» деятелям культуры, воспоминания же о великом князе-стихотворце были в советские годы попросту нежелательными. Не выпала усадьбе и участь быть превращенной в санаторий или дом отдыха и тем избежать гибели. Никто из прежних владельцев не узнал бы своей милой усадьбы.

Главный дом был снесен, а на его месте ровно в середине прошлого столетия построено здание музыкальной школы в стиле «сталинского ампира». Сохранилось немногое: два одноэтажных жилых флигеля конца XVIII века - они соединялись переходом с главным домом, одноэтажная контора и дом управляющего, конный и скотный дворы.

Каменный конный двор, построенный в 1840-х годах, одна из последних неоготических построек в русских усадьбах. Двор - Г-образное в плане строение из двух одноэтажных крыльев с многоярусной въездной башней с часами, орнаментированной стрельчатыми наличниками - арками, зубцами и пинаклями - маленькими остроконечными декоративными башенками. Приглядевшись, можно увидеть, что циферблат часов со стрелками - нарисованный. Жалкая замена прежнего, настоящего. Шпиль, некогда венчавший башню, утрачен.

Избежали уничтожения двухъярусные въездные башни у парадного двора (псевдоготика XVIII века), две башни ограды одного из боковых дворов и уже упомянутый белокаменный обелиск при въезде в усадьбу. Менее всего от варварства людей и времени пострадала самая новая из усадебных построек - церковь-усыпальница во имя благоверного князя Олега Брянского и преподобного Серафима Саровского. Заменено лишь перекрытие храма - с лопастного на четырехскатное. Четырехстолпный одноглавый крестово-купольный храм с отдельно стоящей звонницей воздвигнут в 1915 году в память о сыне великого князя Константина Константиновича Олеге, смертельно раненном на германском фронте в самом начале войны.

Храм был построен над могилой Олега по проекту архитекторов М.М. Перетятковича и С.М. Дешевова, освящен он не был. Вандалы уже в советское время разбили камни с именами лиц императорской фамилии, присутствовавших при закладке. Грабители не раз пытались добраться до могилы князя Олега: их преступную алчность питали слухи, что в гроб сына великого князя был положены драгоценности…

В 1969 году по решению местных властей тело князя Олега было тайно ночью погребено на деревенском кладбище за рекой Рузой. Но молва настойчиво твердит, что останки сына великого князя были попросту выброшены, словно ненужный мусор.

В советское время разрушена ограда из каменных столбов с решетками, которая отделяла парадный двор от хозяйственных построек конного и скотного дворов, соединяя въездные башни, контору и дом управляющего. В парке когда-то были отдельные участки, урочища - каждое со своей особенной композицией и настроением, - носившие имена славных иноземных городов: «Баден», «Филадельфия». Теперь их не найти. Заброшенный парк разросся и выглядит теперь скорее как лес. Но в нем можно по-прежнему отыскать пруд с островком посередине.

Уцелела трехъярусная башнеообразная церковь в селе Бражникове, расположенном на другом, левом берегу реки Рузы. Этот храм, церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, был построен в вотчине князя Петра Ивановича Прозоровского в 1713-1715 годах. Ярусная композиция церкви характерна для своего времени и напоминает строение знаменитой церкви Покрова в Филях. Но бражниковский храм проще и строже, он лишен лепного и резного узорочья, характерного для филевской церкви, отразившей веяния «московского барокко». Бражниковский храм отреставрирован.

В советское время была утрачена построенная в 1859 году колокольня (от нее остался лишь нижний ярус). Широкие окна нижнего, четверикового яруса церкви принадлежат не XVIII столетию, а временам более поздним: оконные проемы были растесаны в 1863 году. Добраться до храма можно, переехав или перейдя реку по автомобильному мосту. При Шипове и великом князе Константине Константиновиче Бражниково входило в состав имения Осташево.

Тех, кто ожидает увидеть целостный архитектурный и парковый ландшафт, Осташево не просто разочарует, но обманет. Осташево не Архангельское, не Кусково, не Останкино и прочие роскошные дворцовые ансамбли. Да и среди менее известных подмосковных усадеб можно найти лучше сохранившиеся и с более знаменитыми прежними хозяевами - хотя бы лермонтовское Середниково или Ярополец Гончаровых, обязанный своей известностью паре пушкинских визитов.

Нужно умение вглядываться в разбросанные строения - останки былого Осташева и усилие воображения, чтобы ощутить неброскую красоту места и прикоснуться к памяти, хранимой этими руинами и полуразвалинами. Разглядеть жемчужины в грязи. И тогда затраченные усилия и время не окажутся пропавшими даром.

Реставрировать усадьбу сложно, может быть, даже невозможно, так сильно разрушен ансамбль. Впрочем, и в таком виде он остается памятником истории. Хорошо, если осташевские постройки удастся законсервировать, хотя и в это верится с трудом.

Текст доктора филологических наук Андрея Ранчина