Биографии Характеристики Анализ

Список военно учебных заведений российской империи. Школы и учебные части

{"markers":[{"pos":[{"lat":59.939785,"lon":30.375732}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F_%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%B1%D0%B0\" title=\"\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0413\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0448\u0442\u0430\u0431\u0430\"\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f \u0413\u0435\u043d\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u0448\u0442\u0430\u0431\u0430\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.92806,"lon":30.29611}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u0418\u043d\u0442\u0435\u043d\u0434\u0430\u043d\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\"\u003E\u0418\u043d\u0442\u0435\u043d\u0434\u0430\u043d\u0442\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.95472,"lon":30.3525}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D1%8F\" title=\"\u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u0440\u0442\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\"\u003E\u041c\u0438\u0445\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u0440\u0442\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u0430\u044f \u0430\u043a\u0430\u0434\u0435\u043c\u0438\u044f\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.75056,"lon":37.60306}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0410\u043b\u0435\u043a\u0441\u0430\u043d\u0434\u0440\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":52.2797,"lon":104.2786}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%98%D1%80%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0418\u0440\u043a\u0443\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0418\u0440\u043a\u0443\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":48.51583,"lon":32.26056}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%95%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0415\u043b\u0438\u0441\u0430\u0432\u0435\u0442\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0415\u043b\u0438\u0441\u0430\u0432\u0435\u0442\u0433\u0440\u0430\u0434\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1865-1917)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":54.682549,"lon":25.259871}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%92%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0412\u0438\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0412\u0438\u043b\u0435\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1864-1915)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.7986,"lon":49.106}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041a\u0430\u0437\u0430\u043d\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.91056,"lon":30.29861}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u043a\u0430\u0432\u0430\u043b\u0435\u0440\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":46.467555,"lon":30.751781}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9E%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041e\u0434\u0435\u0441\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.9574,"lon":30.2875}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%92%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0412\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e-\u0442\u043e\u043f\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0412\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e-\u0442\u043e\u043f\u043e\u0433\u0440\u0430\u0444\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.441722,"lon":30.54917}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/2-%D0%B5_%D0%9A%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"2-\u0435 \u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E2-\u0435 \u041a\u0438\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u041d\u0438\u043a\u043e\u043b\u0430\u0435\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.95893,"lon":30.28391}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u041f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u041f\u0430\u0432\u043b\u043e\u0432\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E (1856-1864) (1887-1917)\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":41.311937,"lon":69.331785}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A2%D0%B0%D1%88%D0%BA%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%83%D1%87%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%B5\" title=\"\u0422\u0430\u0448\u043a\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\"\u003E\u0422\u0430\u0448\u043a\u0435\u043d\u0442\u0441\u043a\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0443\u0447\u0438\u043b\u0438\u0449\u0435\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":59.957,"lon":30.285}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/2-%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"2-\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E2-\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":55.4862944,"lon":28.7646111}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u041f\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u041f\u043e\u043b\u043e\u0446\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":54.97806,"lon":73.37694}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A1%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0421\u0438\u0431\u0438\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0421\u0438\u0431\u0438\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 (\u041e\u043c\u0441\u043a\u0438\u0439) \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":50.881857,"lon":34.786738}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0421\u0443\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0421\u0443\u043c\u0441\u043a\u043e\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":41.701776,"lon":44.794973}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A2%D0%B8%D1%84%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0422\u0438\u0444\u043b\u0438\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0422\u0438\u0444\u043b\u0438\u0441\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"},{"pos":[{"lat":60.5695,"lon":27.203}],"title":"\u003Cp\u003E\u003Ca href=\"/index.php/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BF%D1%83%D1%81\" title=\"\u0424\u0438\u043d\u043b\u044f\u043d\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\"\u003E\u0424\u0438\u043d\u043b\u044f\u043d\u0434\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u0430\u0434\u0435\u0442\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043a\u043e\u0440\u043f\u0443\u0441\u003C/a\u003E\n\u003C/p\u003E"}],"center":{"lat":50.9407185,"lon":64.7692355},"zoom":"3"}

Военные академии

Военные училища

  • Пехотные
    • Варшавское пехотное юнкерское училище (1864-1887)
    • Гельсингфорсское пехотное юнкерское училище (1846-1879)
    • Рижское пехотное юнкерское училище (1865-1885)
  • Кавалерийские
  • Артиллерийские
  • Инженерные
  • Казачьи
    • Ставропольское казачье юнкерское училище (1870-1898)
  • Прочие
    • Техническое училище артиллерийского ведомства (Техническая артиллерийская школа)
    • Пиротехническое училище артиллерийского ведомства (Пиротехническая артиллерийская школа)

Кадетские корпуса

  • Санкт-Петербургские
  • Московские
    • 1-й Московский Императрицы Екатерины Великой кадетский корпус
    • 4-й Московский кадетский корпус (до 1892г., после - 3-й Московский Императора Александра II кадетский корпус)
  • Прочие
    • Александровский Брестский кадетский корпус (1841-1863)
  • Одесский Е.И.В.В.К. Константина Константиновича кадетский корпус
  • Хабаровский графа Муравьева-Амурского кадетский корпус

Школы и учебные части

  • Офицерская стрелковая школа 1857 - 1917 гг.
  • Офицерская кавалерийская школа 1828 - 1915 гг.
  • Офицерская артиллерийская школа 1887 - 1917 гг.
  • Минометная артиллерийская школа 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская школа стрельбы по воздушному флоту 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская электротехническая школа 1857 - 1918 гг.
  • Офицерская школа маскировки при Главном штабе 1917 - 1918 гг.
  • Офицерская воздухоплавательная школа 1910 - 1918 гг.
  • Офицерская школа авиации (Гатчина) (Военная авиационная школа в г. Гатчине 1914 - 1917 гг.)
  • Офицерская школа авиации (Севастополь, Кача) 1911- 1917 гг.
  • Офицерская школа авиации (Одесса) (Одесская школа авиации 1916 - 1917 гг.)
  • Офицерская школа морской авиации (Петроград) (Офицерская школа морской авиации Отдела воздушного флота 1916 г.)
  • Школа летчиков-наблюдателей (Киев) 1915 - 1917 гг.
  • Школа авиации военного времени Московского общества воздухоплавания 1915 - 1917 гг.
  • Школа авиации императорского Всероссийского аэроклуба 1915 - 1917 гг.
  • Кавказская военная авиационная школа 1916 - 1918 гг.
  • Военная автомобильная школа 1910 - 1918 гг.
  • Техническая артиллерийская школа (с 1910 г. - Техническое училище артиллерийского ведомства) 1830 - 1910 гг.
  • Пиротехническая артиллерийская школа (с 1910 г. - Пиротехническое училище артиллерийского ведомства) 1851 - 1910 гг.
  • Главная гимнастическо-фехтовальная школа 1905 - 1916 гг.
  • Иркутская военно-фельдшерская школа 1880 - 1922 гг.
  • Московская военно-фельдшерская школа 1871 - 1918гг.
  • Петроградская военно-фельдшерская школа 1869 - 1917 гг.
  • Учительская семинария военного ведомства 1866-1885гг.
  • Педагогические курсы для подготовки офицеров к воспитательской деятельности в кадетских корпусах 1865-1883, 1900-1917гг.
  • Александровская военная школа для малолетних 1880 - 1917 гг.
  • Корнетский комитет славной гвардейской школы 1916 - 1917 гг.

Школы прапорщиков

В годы ПМВ помимо перевода военных и специальных училищ на ускоренный курс обучения (3-4-месячный для пехоты и 6-месячный для кавалерии, артиллерии и инженерных войск) с производством окончивших курс в чин прапорщика, дополнительно были открыты следующие школы подготовки прапорщиков:

Школы Петроградского военного округа:
  • 1-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 2-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 3-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
  • 4-я Петроградская школа прапорщиков (временная)
Школы Московского военного округа: Школы Киевского военного округа: Школы Казанского военного округа: Школы Одесского военного округа:
  • / / , с лета 1915 г. 4-я Тифлисская школа прапорщиков
Особые школы прапорщиков:
  • Петроградская (Усть-Ижорская) школа прапорщиков инженерных войск

История

В России начало специализированным военно-учебным заведениям (ВУЗ) положено Петром Великим, который в 1698 году основал в Москве «Школа цифири и землемерия», Пушкарского приказа, затем в 1701 году «школу математических и навигацких наук» для подготовки молодых людей к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. В 1712 году там же открыта «инженерная школа» на 100-150 воспитанников. В 1719 году в Петербурге учреждены две школы: артиллерийская школа и инженерная, и затем московская инженерная школа закрыта. Так же были, Указом 1721 года, учреждены Гарнизонные школы. В 1732 году по предложению Миниха открыто в Петербурге «Офицерское училище», которое при учреждении в 1743 году морского кадетского корпуса переименовано было в «сухопутный кадетский корпус»; в 1766 году размеры корпуса этого были расширены до 800 воспитанников и ему придано название «Императорского корпуса», а в 1800 году он назван 1-м кадетским корпусом. Артиллерийская и инженерная школы, соединённые в 1758 и преобразованные в 1762 году, также переименованы в артиллерийский и инженерный кадетский корпус, а в 1800 году - во 2-й кадетский корпус. Император Павел I ещё до восшествия на престол основал в Гатчине в 1795 году военное училище, преобразованное через 3 года в Императорский военно-сиротский дом, а в 1829 году - в Павловский кадетский корпус (в Петербурге). В 1802 году пажеский корпус переформирован в военно-учебное заведение. В 1807 году основан корпус волонтёров сначала из одного батальона, а потом из двух, названный затем «дворянским полком». В 1812 году учреждён финляндский топографический корпус в местности Гапаниеми (Куопиосской губернии), переведённый в 1819 году в город Фридрихсгам с преобразованием в финляндский кадетский корпус. В 1819 году основанное в 1804 инженерное училище переименовано в Главное инженерное училище, так как стало высшим инженерным учебным заведением в результате добавления офицерских классов в 1810 году, а в 1820 году основано артиллерийское училище. В 1823 году при гвардейском корпусе учреждена школа гвардейских подпрапорщиков в составе одной роты, а в 1826 году при ней сформирован эскадрон из юнкеров гвардейской кавалерии. Кроме того, в разных губерниях постепенно возникали кадетские корпуса, устраиваемые на счёт казны или местного дворянства, а также на пожертвования отдельных лиц (Аракчеева, Бахтина, Неплюева), так что в 1855 году, кроме вышепоименованных восьми Военно-учебных заведений, существовало ещё 11 кадетских корпусов 1-го класса и 5 корпусов 2-го класса. Первые делились на 3 курса: приготовительный, общий и специальный; вторые же имели только младшие классы, и воспитанники их для окончания своего образования переводились в корпуса 1-го класса. В 1855 году во всех этих заведениях было до 6700 воспитанников, а средний ежегодный выпуск офицеров составлял около 520 человек. После Восточной войны 1853-1866 гг. признано необходимым переустроить Военно-учебные заведения с целью возвысить общеобразовательные требования и поставить воспитанников старших классов в условия, возможно близкие к военному быту, чтобы при выпуске в офицеры они были вполне подготовлены ко всем требованиям службы. Для этого специальные классы были отделены от общих с образованием из первых военных училищ с чисто военной организацией, а из вторых - военных гимназий, общеобразовательных. Затем, ввиду того, что военно-учебные заведения не в состоянии были давать армии всё необходимое ей количество офицеров, учреждены были ещё юнкерские училища, а для подготовки к поступлению в них - военные прогимназии. Кроме того, устроены специальные школы военного ведомства (см. Пиротехническая школа, Техническая школа, Оружейная школа, Топографы, Фельдшера и Ветеринарные фельдшера). Для объединения всех распоряжений по военно-учебным заведениям и установления однообразного в них направления уже в 1805 году учреждён был особый совет под председательством цесаревича Константина Павловича. После его смерти (1831) главным начальником пажеского и кадетских корпусов назначен был великий князь Михаил Павлович. В 1842 году издано «Положение об управлении главного начальника В.-учебных заведений». В 1849 году главным начальником назначен был наследник цесаревич Александр Николаевич, будущий царь Александр ІІ. При его воцарении главное управление обращено было в главный штаб Е. И. В. по В.-учебным заведениям, и начальнику штаба присвоены права главного начальника этих заведений. В 1860 году было восстановлено звание главного начальника В.-учебных заведений, причём до 1863 года его занимал Великий князь Михаил Николаевич. В 1863 году главное управление Военно-учебных заведений было введено в состав военного министерства.

К исходу 1881 года выработан был план новых преобразований. Решено было, между прочим: 1) восстановить наименование военных гимназий кадетскими корпусами, так как оно точнее определяет прямое их назначение; 2) сохранив установившийся в этих заведениях общеобразовательный учебный курс и общие основы воспитания, уравнять их в средствах содержания и придать всему строю внутренней их жизни такой характер, который полнее отвечал бы цели учреждения подготовительных военно-воспитательных заведений; 3) замещать впредь должности воспитателей исключительно военными офицерами и 4) оставив по-прежнему разделение воспитанников на группы по возрастам и классам, присвоить этим группам наименование рот с установлением вновь должности ротных командиров. Военные прогимназии положено упразднить, сохранив из них только две (с переименованием в «военные школы») собственно для воспитания и элементарного образования малолетних, удаляемых из корпусов по малоспособности или по нравственной испорченности.

В 1892 году русские Военно-учебные заведения разделялись на: 1) состоящие в ведении особого главного управления и 2) подчинённые другим управлениям. К 1-й группе относятся: а) пажеский Его Императорского В. и финляндский кадетский корпуса с общим и военно-училищным курсами; б) военные училища, пехотные: 1) Павловское, 2) Константиновское, 8) Александровское и кавалерийское Николаевское (при котором в 1890 г. сформирована особая казачья сотня), в) кадетские корпуса 1-й, 2-й, Александровский, Николаевский (в С.-Петербурге), 1-й, 2-ой, 3-й и 4-й Московские, Орловский Бахтина, Петровский Полтавский, Владимирский, Киевский, Михайловский и Воронежский, Полоцкий, Псковской, Нижегородский графа Аракчеева, Симбирский, Оренбургский Неплюевский, 2-ой Оренбургский, Сибирский, Тифлисский, Сумский и Донской; г) две военные школы, в Ярославле и Вольске.

Ко 2-ой группе принадлежали: а) 4-е академии военных и 1-а военно-медицинская (см. Академии военные); также училища: Михайловское артиллерийское и николаевское инженерное, состоящие в ведении соответствующих главных управлений военного министерства; б) юнкерские училища: 8 пехотных - в Петербурге, Москве, Вильне, Киеве, Казани, Чугуеве, Одессе, Тифлисе, и 2 кавалерийских - в Твери и Елисаветграде; 1-о для пеших и конных юнкеров - в Иркутске и 3-и казачьих - в Новочеркасске, Ставрополе и Оренбурге. Училища эти состоят в ведении главного штаба, а казачьи - Главного управления казачьих войск; но по учебной части все юнкерские училища подчинены Главному управлению Военно-учебных заведений; в) военно-топографическое училище - в ведении Главного штаба; г) специальные школы артиллерийского ведомства: техническая, пиротехническая и 2 оружейные (Тульская и Ижевская) - в ведении Главного артиллерийского управления; д) артиллерийские школы: донская (Новочеркасск) и кубанская (Майкоп) - в ведении главного управления казачьих войск; е) военно-фельдшерские школы в Петербурге, Москве, Киеве, Новочеркасске и Иркутске и 8 фельдшерские школы при оренбургском, Омском и Тифлисском военных госпиталях, а также школы ветеринарных фельдшеров при военных ветеринарных лазаретах в ведении главного медицинского управления; ж) 17 школ солдатских детей войск гвардии (при 8-ми пехотных и 6-ти кавалерийских полках и 3-х стрелковых батальонах) - в ведении гвардейского начальства. Наконец, в 1888 г. учреждены 2 приготовительные школы в Иркутске и Хабаровске, откуда воспитанники по успешном окончании курса переводятся в сибирский кадетский корпус. Школы эти подчинены местным командующим войсками.

Во время первой мировой войны 1914-1918 годов организованы многочисленные школы ускоренной подготовки и переподготовки офицеров и военных специалистов.

Профессиональная подготовка офицеров в России в специальных учебных заведениях началась при создании регулярной армии, но первоначально она касалась только специальных родов войск. Учебные заведения по подготовке общевойсковых офицеров появились лишь в конце первой трети XVIII века. Сама же система военно-учебных заведений сложилась в начале XIX века.

Военно-учебные заведения, связанные с подготовкой офицеров, можно разделить на три группы: 1) непосредственно готовящие офицеров (выпускающие своих воспитанников офицерами или с правами на офицерский чин; 2) готовящие для поступления в заведения первой группы; 3) занимающиеся повышением квалификации и переподготовкой лиц, уже имеющих офицерские чины. До 60-х гг. XIX в. учебные заведения двух первых групп представляли собой единое целое в лице кадетских корпусов, и лишь затем функциональное различие между тремя типами учебных заведений было твердо установлено.

В XIX веке система военно-учебных заведений постоянно расширялась. Можно выделить два основных периода ее развития — до реформ 60-х гг. и после них, когда произошло принципиальное разделение военно-учебных заведений на подготовительные и собственно военно-специальные, непосредственно выпускающие офицеров. До этого кадетские корпуса, принимая воспитанников в раннем возрасте, выпускали их уже офицерами. В первой половине XIX века офицеров выпускали кадетские корпуса, Военно-сиротский дом, Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, Дворянский полк, юнкерские школы, некоторые общегражданские учебные заведения и специальные военные училища (артиллерийское, инженерное, топографическое, юридическое). Своя система подготовки офицеров существовала на флоте.

В 30-40-х гг. сеть кадетских корпусов существенно расширилась. На пожертвования дворянских губернских обществ и частных лиц был открыт целый ряд новых кадетских корпусов. Надо заметить, что кадетские корпуса помимо военного имели и благотворительное значение, давая возможность получить образование и содержание детям неимущих и умерших офицеров и дворян. Так как число желающих поступить в кадетские корпуса постоянно возрастало, то со временем прием стал обуславливаться служебными заслугами родителей. Но преимущественно принимали сирот и неимущих, причем существовало 26 разрядов по правам на казенное воспитание, в соответствии с которыми и определялась очередность приема.

По правилам, существовавшим с 1830 г., после экзамена воспитательный комитет определял каждого выпускника в тот или иной род войск. Самые лучшие получали направление в гвардию, лучшие — подпоручиками в армию или производились в прапорщики артиллерии и инженерных войск с прикомандированием к соответствующим училищам, а также к Генеральному штабу для поступления через два года в академию. Прочие же выпускались прапорщиками в армию. .

В середине 50-х гг. был проведен ряд изменений в правилах приема и выпусков из корпусов. В 1857 году двухгодичные специальные классы были открыты во всех кадетских корпусах, они стали выпускать воспитанников прямо на службу, а лучших переводить в третий класс Константиновского кадетского корпуса. Дворяне со средним и высшим образованием, не дворяне — с высшим образованием могли теперь поступать экстернами в специальные классы кадетских корпусов. Действительная служба засчитывалась с 16-летнего возраста, а права по выпуску они имели равные с кадетами. Все лица с высшим образованием должны были окончить только один третий специальный класс при Константиновском кадетском корпусе. .

В результате реформ 60-70х гг. XIX в. военно-учебные заведения Российской империи подразделялись на следующие типы: 1) Общеобразовательные средне учебные заведения — семиклассные военные гимназии и четырехклассные прогимназии; 2) Средние специальные военные и юнкерские училища; 3) Высшие — военные академии.

К 1881 году существовало 18 военных гимназий и 8 военных прогимназий с курсом, соответствующим курсу уездных училищ. .

30 мая 1882 года военным министром был представлен всеподданнейший доклад о системе общеобразовательного и специально военного образования в военно-учебных заведениях. В докладе говорилось: «Истекшие годы после реформы военно-учебных заведений дают возможность в настоящее время определенно высказать: а) необходимо ли сохранение в военном ведомстве существующих ныне двух типов военно-учебных заведений; б) вполне ли достигнуты цели, поставленные при преобразовании военно-учебных заведений». . Летом 1882 года все военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса.

Что касается военных училищ, то к началу 1881 года действовало три пехотных училища — Павловское, Константиновское и Александровское, одно кавалерийское — Николаевское, Михайловское — артиллерийское и Николаевское инженерное. . Кроме того, офицеры из специальных классов Питерского и Финляндского кадетских корпусов.

Курс военных училищ с точки зрения изучаемых предметов подразделялся на: 1) общеобразовательный (закон божий, русский язык. Иностранные языки, математика, химия, статистика, законоведение) и 2) специальный (тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация). Таким образом, в течение двух лет в пехотных училищах изучалось 15, а в кавалерийских — 16 предметов. Однако в политическом отношении будущий офицер был совершенно безграмотен и никаких познаний в этом отношении он не получал. Один из лидеров белого движения А.И. Деникин в своих воспоминаниях по этому поводу писал: «Ни училищная программа, ни преподаватели, ни начальство не задавалось целью расширить кругозор воспитанников, ответить на их духовные запросы. Русская жизнь тогда бурлила, но все так называемые «проклятые вопросы», вся политика — понятие, под которое подводилась вся область государствоведения и социальных знаний, — проходила мимо нас». .

Высших военно-учебных заведений к 1881 году было четыре: Николаевская академия генерального штаба, Николаевская инженерная академия, Михайловская артиллерийская академия и Александровская военно-юридическая академия. .

Система учебных заведений на флоте также имела свою специфику. В нее помимо учебных заведений, готовящих строевых флотских офицеров, входили заведения по подготовке штурманов, инженерно-технических специалистов, морских артиллеристов и кораблестроителей. Как и в армии, военно-морские учебные заведения, готовящие офицеров, можно было разделить на две группы: 1) дающие своим выпускникам первый офицерский чин; 2) в которых повышали образование лица уже имеющие офицерские чины. К первой группе относятся морские училища, а ко второй — академии и различные офицерские классы и школы.

Итак, система военного образования в Российской империи в течение XIX века прошла несколько этапов. На первом этапе в конце первой трети XIX века расширяется сеть кадетских корпусов как основное звено подготовки общевойсковых офицерских кадров. В это же время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX века, связан с проведенными тогда радикальными реформами военного образования, в результате которых она приняла, во-первых, всеобъемлющий характер, а во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях.

С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные, система военно-учебных заведений к началу XIX века приняла полностью единообразный вид.

Примечания:

  1. Волков С.В. Русский офицерский корпус. — М., 1993. -с. 106.
  2. Там же-с. 107.
  3. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий (1881-1903).-М., 1973.-c.294.
  4. РГВИА, ф.379, оп. 20, д.111,л.17.
  5. РГВИА, ф.379,оп. 40, д.71, л.22.
  6. Деникин А.И. Путь русского офицера. — М., 1991. -с.65-66.
  7. РГВИА, ф.366, оп.2,д.163,л.21.

В период с 1865 до 2000 года (ограничимся пока концом XX века в данном несколько специфическом исследовании) в Риге функционировали более десятка средних, высших и академических военных учебных заведений - что мы знаем о них, их преподавателях и курсантах, об их зданиях, казармах и прочих элементах быта?

Начнём с Рижского пехотного юнкерского училища (1865 - 1886 гг.).

В рамках проводимой военным министром Российской Империи Дм. Милютиным военной реформы (проводились в то же время, что и прочие преобразования при императоре Александре II) в 60-е годы XIX века в каждом военном округе или значительной составной части Империи открывались военные училища, называвшиеся юнкерскими. Поэтому в дополнение к ранее уже существовавшим училищам при 4-м армейском корпусе в Воронеже, при 2-м армейском корпусе (Училище войск Царства Польского) и в Финляндии (Училище войск, в Финляндии расположенных) в конце 1864 г. открылись Виленское и Московское юнкерские училища. В 1865 г. организованы Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское училища (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно), а в 1866 г. — Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое). В 1867 г. образовано Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).

В 1868 г. штат Тверского училища увеличен до 90 юнкеров, Елисаветградского — до 150, а Гельсингфорсского уменьшен до 90. В 1869 г. штаты Варшавского, Московского, Казанского, Киевского и Чугуевского училищ увеличены до 300 человек, а также открыты два новых училища: Петербургское пехотное на 200 юнкеров и Новочеркасское урядничье казачье на 120 урядников Донского и Астраханского казачьих войск. В 1870 г. к ним добавилось Ставропольское училище на 30 юнкеров и 90 урядников Кубанского и Терского казачьих войск. Таким образом, сеть юнкерских училищ создана очень быстро. Если к концу 1868 г. было 13 училищ на 2130 человек, то к началу 1871 г. — 16 училищ на 2670 пехотных, 270 кавалерийских и 405 казачьих мест (11 пехотных на 2590 человек, 2 кавалерийских на 240, 2 смешанных на 320,1 казачье на 120, а также 2 казачьих отдела на 75 человек при Варшавском и Виленском училищах). В 1872 г. открылось Иркутское юнкерское училище на 60 урядников и 30 пехотных юнкеров. В 1878 г. Ставропольское и Оренбургское училища преобразованы в казачьи (с 1876 г. казачий отдел был также в Елисаветградском училище); казачьи войска имели теперь в общей сложности 655 вакансий в юнкерских училищах вместо 330 в 1871 г. Гельсингфорсское училище в 1879 г. было закрыто, и к 1880 г. осталось 16 училищ с общим штатом 4500 человек.

В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся; с 1869 г. могли поступать также унтер-офицеры, призванные по набору. Курс состоял из двух классов: младшего общего и старшего специального. Объем и содержание специального образования диктовались знаниями, навыками, необходимыми для командования батальоном. По окончании курса юнкера возвращались в свой полк и производились в офицеры по удостоению начальства. При этом выпущенные по 1-му разряду производились после лагерного сбора по представлению начальства независимо от наличия в полку вакан-сий, а выпущенные по 2-му разряду — только на вакансии. Программа юнкерских училищ в начале 80-х гг. менялась, но незначительно. Их выпуск в 1866—1879 гг. колебался от 270 до 2836 человек и всего составил 16 731 человек.

Юнкерские училища к 80-м гг. XIX в. в основном удовлетворили потребность армии в офицерских кадрах, и стало возможным повысить требования к их образовательной подготовке, которая была признана недостаточной. С развитием сети юнкерских училищ производство в офицеры лиц, не прошедших курса обучения, было прекращено, но большую часть офицеров давали именно юнкерские училища. Теперь ставилась задача дать образование возможно большему числу офицеров на уровне военных училищ. С этой целью в 1886 г. решено сократить общий штат юнкерских училищ с 4500 до 2800, но реально сократили до 3620 человек (были закрыты Рижское и Варшавское училища). С тех пор будущие армейские офицеры из Прибалтийского края имели возможность поступать в Виленское пехотное юнкерское училище (с 1910 г. - Виленское военное училище), куда обычно и поступали будущие латвийские военачальники, а также в географически близкие военные училища Санкт-Петербурга и Москвы.

В чём состояла разница между юнкерскими и военными училищами?
Первые военные училища появились в 1863 году, когда старшие (специальные) классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: первое - Павловское, второе - Константиновское и третье - Александровское. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовали Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 года выпуск в кавалерию из других училищ прекратили.

В 1880‑х годах соотношение выпускавшихся из военных и юнкерских училищ было 26 и 74 %. В общем числе оканчивавших юнкерские училища те, кто имел I разряд, составляли весьма незначительный процент, а большинство тех, кто получал II разряд, долгие годы ожидали в звании подпрапорщика производства в офицеры на вакансии в своей части, достигая чина прапорщика (впоследствии подпоручика) тогда, когда их сверстники из военных училищ успевали уйти далеко вперед по карьерной лестнице. Если своей служебной подготовкой и знанием быта нижних чинов выпускавшиеся из юнкерских училищ подпрапорщики большей частью и превосходили офицеров, окончивших курс военных училищ, то по своему общему образованию и теоретической военной подготовке они значительно им уступали, вследствие чего в пехотных и кавалерийских войсках состав офицеров был неоднородным — среди них можно выделить окончивших военные и окончивших юнкерские училища. Последних назначали на ответственные должности командиров отдельных частей сравнительно редко, они обычно заканчивали свою карьеру в чине подполковника.

Можно сказать, что расположенные в главных военных городах Российской Империи военные училища с давних времён (начиная в частности со Школы Пушкарского приказа, Шляхетского кадетского корпуса, Пажеского корпуса, Тульского Александровского дворянского училища и Школы гвардейских прапорщиков) готовили офицерскую элиту, а юнкерские училища призваны были массово подготовить достаточное число строевых офицеров для стремительно разраставшейся армии, которая переводилась на новую систему комплектования - вместо многолетней службы сравнительно немногочисленных рекрутов армии всех ведущих государств Европы переходили на комплектование по призыву, со службой максимально возможного числа представителей каждого года рождения в течение ограниченного времени, благодаря чему создавался мобилизационный резерв армии из военнобученных и прошедших службу по призыву солдат и офицеров.

Из выпускников Рижского пехотного юнкерского училища интересен и показателен жизненный путь сына латышского крестьянина И.И. Крастыня:

КРАСТЫНЬ Иван Иванович (1863 - после 1915).
Командующий 97-м пехотным Лифляндским полком в 1914 - 1915 годах.
Родился 3 декабря 1863 года. Из крестьян Лифляндской Губернии. Лютеранского вероисповедания.

Получив общее домашнее образование, 27 мая 1883 года поступил на военную службу рядовым на правах вольноопределяющегося 3-го разряда в 97-й пехотный Лифляндский полк. 13 августа 1883 года командирован в Рижское пехотное юнкерское училище. 3 сентября прибыл в училище и был зачислен в младший класс. 22 июля 1884 года переведён в старший класс. 18 декабря 1884 года произведён в унтер-офицеры. 2 августа 1885 года после окончания курса училища по 1-му разряду произведён в подпрапорщики.

5 августа прибыл в Динабург в свой полк. 27 июля 1886 года произведён в подпоручики (старшинство 1 сентября 1885 года). 15 января 1888 года назначен исполняющим должность батальонного адъютанта (17 августа утверждён в должности). 2 марта 1890 года произведён в поручики (старшинство 1 сентября 1889 года). 7 сентября 1890 года назначен заведующим оружием и исполняющим должность полкового квартирмейстера (25 сентября утверждён в должности). С 28 ноября 1893 года по 1 января 1894 года находился в командировке в Ораниенбауме в Офицерской стрелковой школе. 20 февраля 1894 года награждён орденом Св. Станислава 3-й степени. Был так же награждён медалями - серебряной в память Царствования Императора Александра III (17 марта 1896 года) и за труды по переписи населения (7 июля 1897 года). 15 апреля 1897 года был произведён в штабс-капитаны (старшинство 15 марта 1897 года). 27 августа 1897 года назначен командующим нестроевой ротой полка (12 декабря утверждён в должности). Награждался призами за отличную стрельбу 9 августа 1899 года и 11 августа 1900 года. 8 июня 1900 года назначен командиром строевой роты. 22 октября 1900 года был произведён в капитаны (старшинство 6 мая 1900 года). 24 октября 1904 года назначен исполняющим должность смотрителя 63-го Полевого подвижного госпиталя. 5 ноября принял 1904 года госпиталь и 18 ноября в составе госпиталя направился на Дальний Восток. В боевых действиях участия не принимал. За труды и отлично-усердную службу был награждён орденами Св. Анны 3-й степени (2 июня 1905 года), Св. Станислава 2-й степени (10 октября 1905 года представлен, 13 апреля 1906 года утверждено пожалование) и тёмно-бронзовой медалью в память войны с Японией (21 января 1906 года). 15 мая 1906 года по расформировании госпиталя откомандирован обратно в полк. 15 мая 1906 кода назначен командиром 11-й роты, 20 июня - исполняющим должность заведующего хозяйством, 23 июля - командира 4-й роты, 10 ноября - командира 15-й роты. С 10 октября 1907 года по 8 февраля 1908 года был командирован в составе полка в Виндаву Курляндской Губернии для усмирения Прибалтийского Края. 8 апреля 1909 года назначен командиром 3-й роты. 24 апреля 1909 года за отличие по службе произведён в подполковники (старшинство 11 апреля 1909 года). С 4 по 14 октября 1909 года согласно секретного предписания начальника 25-й Пехотной дивизии находился в командировке в городе Могилёве.

В 1914 году был произведён в полковники. В этом чине выступил в составе полка на Великую войну. В августе 1914 года отличился в первых же боях в Восточной Пруссии (Гумбиненское сражение). За отличие в делах против неприятеля в Восточной Пруссии был награждён орденом Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом (ноябрь 1914 года). Осенью 1914 года был назначен временно командующим полком. В январе 1915 года отличился с полком в многодневных боях за деревню Гумин, за что был награждён Георгиевским оружием (8 октября 1915 года). К лету 1915 года командовал 1-м батальоном полка в Польше. Осенью 1915 года был назначен командиром 443-го пехотного Сосниского полка. (РГВИА, фонд 409, опись 1, д. 2430).

    На этой странице представлен список военно морских флагов СССР. В графе «Год» приведены даты утверждения флагов. Сокращения в тексте: ВМС Военно Морские Силы ВМФ Военно Морской Флот ГПУ Государственное политическое управление… … Википедия

    Военно воздушные силы России … Википедия

    История русской армии Войско Древней Руси Армия Московской Руси Полки «Иноземного строя» Вооружённые силы Российской империи Белая армия … Википедия

    Военное министерство (с 1808 года), Министерство военно сухопутных сил. Годы существования 8 сентября 1802 года … Википедия

    Военное духовенство Российской империи подразумевает под собой категорию священнослужителей находящихся в войсках. Это часть российского духовенства, задействованная в духовном окормлении военнослужащих различных родов войск Российской… … Википедия

    - … Википедия

    Военно учебные заведения учреждения военно профессиональной подготовки кадров для вооружённых сил. Содержание 1 История 2 Военно учебные заведения в России 3 … Википедия

    - … Википедия

    - … Википедия

Книги

  • Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год , . Санкт-петербург, 1875 год. Типография Морского министерства. Типографский переплет с золотым тиснением. Золоченый обрез. Сохранность хорошая. Вниманию читателей предлагается "Памятная книжка…
  • Правила приема в военные училища и программы учебных предметов, составленные сообразно с требованиями при вступительном экзамене в эти заведения на 1872 год , . Оригинальное название: Правила пр i ема въ военныя училища и программы учебныхъ предметовъ, составленныя сообразно съ требован i ями при вступительномъ экзамен? въ эти заведен i я на 1872…

Павловское военное училище (1894−6 ноября 1917) - пехотное военное училище Российской империи, в Петербурге. Храмовый праздник училища - 21 мая, в день памяти Святых Равноапостольных Константина и Елены. Училищный праздник - 23 декабря. Создано в августе 1863 года по указу Императора Александра II из специальных классов Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя. Начальником училища назначен будущий военный министргенерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.

Кадет 1 кадетского корпуса. 1914

Камер-паж в придворном мундире. 1900-годы

Юнкера Павловского училища в портретном зале. 1908.


Воспитанники 1-го Кадетского корпуса на занятиях бальными танцами.1910-е


Начальник Николаевской военной академии Д.Г.Щербачев с сыном. 1909


Генерал-лейтенант А.Н.Куропаткин с сыном. 1910


Члены британской делегации по случаю вступления на престол короля Георга V и сопровождающие их лица в сквере перед боковым фасадом Зимнего дворца. 1910


В.Д.Бутовский — флигель-адьютант, председатель экзаменационной комиссии, член Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений. 1913

Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года. Прыжки с шестом


Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года. Демонстрация навыков штыкового боя.


Празднование 50-летнего юбилея Павловского военного училища 25 августа 1913 года Преодоление проволочных заграждений.


Юнкера Михайловского артиллерийского училища на полевых учениях. Красное Село. 1913

Офицерский суд чести лейб-гвардии 1-й артиллерийской бригады. 1913


Оркестр Морского Гвардейского экипажа на плацу перед выходом на парад. Май 1912


Группа офицеров лейб-гвардии Егерского полка в день празднования 100-летия Кульмской битвы. 1913


Морской гвардейский экипаж. Офицеры на автомобиле на Дворцовой площади. 1914


Приемный зал Смольного института. Среди посетителей — воспитанники военных учебных заведений. 1913.


Шеф 3-го гусарского Елисаветградского полка великая княжна Ольга Николаевна с женами офицеров полка. Петергоф. 5 августа 1913.


Выступление оркестра 4-го стрелкового императорской фамилии батальона на эстраде Нижнего парка в Петергофе. 1913.


Министр императорского двора и уделов граф В.Б Фредерикс в форме лейб-гвардии Конного полка. 1913

Группа офицеров 8-го Уланского Вознесенского великой княжны Татьяны Николаевны полка перед большим Петергофским дворцом. 5 августа 1913


Перед вылетом. Гатчинская авиашкола. 1913.


Конкурс военных аэропланов. Авиаторы И.И.Сикорский (справа), генерал-лейтенант Н.В.Каультбарс (в центре) в первом в мире многомоторном аэроплане «Русский витязь». 1913


Великий Князь Борис Владимирович и командир Лейб-гвардии Казачьего полка генерал-майор С.В.Евреинов. 1914

Урядник Сибирской полусотни третьей сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка в парадном обмундировании. 1914


Фанфаристы лейб-гвардии Конного полка. 1914


Памятник главнокомандующему русской армией на Дунае великому князю Николаю Николаевичу (старшему) на Манежной площади Петербурга в день его открытия 13 января 1914


Барон П.Н.Врангель. 1914

Морской министр адмирал, генерал-адьютант И.К Григорович (в центре) с инженерами Балтийского завода. 1914


Генерал-майор, командир собственного е.и.в.конвоя князь Ю.И.Трубецкой. 1914


Генерал от инфантерии А.А.Брусилов. 1914

Взвод дворцовых гренадер на Дворцовой площади. 1914


Взвод конных офицеров и кадет Николаевского кавалерийского училища на учении по верховой езде. 1914


Начальник Академии генерал-майор Д.Г.Щербаков с группой профессоров и преподавателей. 1914


Император Николай II и король Саксонии Фридрих-Август III обходят почетный караул лейб-гвардии Кирасирского полка на Царскосельском вокзале. 7 июня 1914


Группа офицеров и солдат с родственниками перед отправкой в действующую армию. 1916


Дом армии и флота. Группа офицеров на лестнице. Март 1916