Вторая мировая война стороны. История второй мировой войны
Республика Крым
Белогорский район
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Литвиненковская средняя школа»
Урок химии в 9 классе
Тема: Соляная кислота и ее соли
Урок ориентирован на учебник Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 9 класс. Москва, Просвещение, 2014 г.
Учитель Рыженкова В.В.
Литвиненково 2016
Цели урока.
Обучающая цель : Способствовать обобщению знания о свойствах кислот на примере соляной кислоты, изучению специфических свойств соляной кислоты и ее солей; рассмотреть получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности, значение соляной кислоты и ее солей.
Развивающая цель : Создать условия для развития умений анализировать информацию, устанавливать причинно – следственные связи между явлениями; для развития навыков решения расчетных задач по химии, составления уравнений химических реакций в молекулярном, ионном виде, развивать навыки экспериментальной работы.
Воспитательная цель : Способствовать воспитанию культуры здоровья; ответственного отношение к предмету.
Оборудование к уроку : компьютер, ноутбуки, проектор, лабораторный штатив, демонстрационные пробирки, Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, Ряд активности металлов, таблица растворимости кислот, солей и оснований.
Реактивы : вода, соляная кислота, растворы хлорида натрия, сульфата натрия, азотной кислоты, нитрата серебра, раствор лакмуса.
Прилагаемые медиаматериалы:
Видеофрагмент «Получение соляной кислоты в лаборатории», «Распознавание хлорид-, бромид-, иодид- ионов», презентация в редакторе POWER POINT «Соляная кислота и ее соли»
Использованная литература и ресурсы сети Интернет:
Учебник Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия 10 кл.- М.: Просвещение,2014;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов(http://school-collection.edu.ru/ видео опыты)
Базовые понятия и термины : длина связи, полярность связи, электролиты, диссоциация, кислоты, соли, окислитель, восстановитель, качественная реакция.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы обучения : словесные, наглядные, частично – поисковые, интерактивные («Мозговой штурм», «Работа в группах»), метод мотивации обучения, метод тестового контроля.
Структура урока
I.Организационный этап - 2 мин
II.Актуализация опорных знаний- 5 мин
III.Изучение нового материала -25 мин
1.Изучение физических свойств соляной кислоты (первая группа)
2.Получение соляной кислоты в лаборатории и в промышленности (вторая группа)
3.Химические свойства соляной кислоты общие для всех кислот (третья группа)
4. Специфические свойства соляной кислоты и ее солей (четвертая группа)
5.Значение и применение соляной кислоты и ее солей (пятая группа)
IV. Закрепление знаний и умений -7 мин.
Рефлексия – 3 мин
V.Домашнее задание – 2 мин
VI.Подведение итогов урока – 1 мин
Ход урока
I . Организационный этап
Приветствие. Диагностика эмоционального состояния учащихся. Интерактивная технология «Смайлик». На полях рабочей тетради нарисовать смайлик отражающий свое эмоциональное состояние. В случае, когда большинство учащихся имеют плохое эмоциональное самочувствие, следует поговорить с ребятами, пытаясь изменить их настроение и настроить их на работу.
Сообщение темы и цели урока (слайд 1).
Объяснение учителя как работать с карточками «Рейтинг ученика на уроке»для самооценки знаний (Приложение №1)
II . Актуализация опорных знаний
Эвристическая беседа
1.Как изменяется радиус атома у элементов VII-А группы в пределах группы сверху вниз?
2.Назовите формулы летучих водородных соединений элементов VII-А группы.
3. Что собой представляют водные растворы летучих водородных соединений элементов VII-А группы? (Кислоты)
4.Являются ли эти кислоты электролитами и почему?
5. Как изменяется сила галогеноводородных кислот как электролитов в ряду
HF→HCl→HBr→HI? (Усиливаются кислотные свойства, так как возрастает длина связи). Слайд 2
6.Какие правила техники безопасности мы должны знать при работе с кислотами? (Инструктаж по ТБ: соляная кислота при неосторожном обращении может стать причиной химического ожога)
Мотивация
Учитель говорит что программой предусмотрено изучение свойств соляной кислоты.
Постановка проблемного вопроса: «Почему из всех галогеноводородных кислот мы изучаем соляную кислоту?»
Предполагаемые ответы учеников:
Менее опасное вещество;
Более доступное;
Имеет большее значение для человека.
Связь с биологией. Вспомнить биологическую роль соляной кислоты (биология 8 класс). Соляная кислота входит в состав желудочного сока, активизирует фермент пепсин, который расщепляет белки. Недостаток кислоты приводит к нарушению пищеварения. Избыток кислоты (повышенная кислотность) вызывает изжогу, разъедает стенки пищевода и желудка.
Учитель рассказывает о вреде самолечения, например употребления «шипучки» (раствора соды) от изжоги. Опыт: Взаимодействие соды и алмагеля с кислотой.
В медицине 0,3-0,5% раствор соляной кислоты с ферментом пепсином назначают пациентам с недостаточной кислотностью.
III . Изучение нового материала
Учебная деятельность организовывается по интерактивной технологии коллективно – группового обучения «Работа в парах».
Учитель предлагает ребятам самостоятельно объединиться в пять исследовательских групп. Задача групп – овладеть знаниями на уровне, необходимом для обмена этой информацией с другими. Время на выполнение – семь минут. Каждая группа докладывает свою часть информации в течение 3-4 мин.
Задания для работы в группах
I
группа
: Определите в какой из двух выданных вам пробирок находится соляная кислота, а в какой вода. Опишите физические свойства разбавленной и концентрированной соляной кислоты с помощью своих наблюдений и данных учебника, с.56.
II
группа
: прочитайте статью учебника (с.56, рис.13) и изучите способы получения соляной кислоты в лаборатории и в промышленности. Составьте уравнения соответствующих реакций. Какой объём водорода потребуется для получения 10 литров хлороводорода.
III группа : исследуйте химические свойства кислот на примере соляной кислоты. Выполните упр.2 на стр.58 учебника. Составьте схему, отражающую химические свойства соляной кислоты, общие с другими кислотами
IV группа : Изучите специфические свойства соляной кислоты и ее солей
а) взаимодействие соляной кислоты и ее солей с нитратом серебра(I)-качественная реакция на хлорид – ионы. Изучите материал учебника страница 57, таблица 9 «Специфические свойства соляной кислоты» и раздел ! Важная информация стр.57. Проведите лабораторный опыт «Распознавание соляной кислоты и ее солей», составьте уравнения соответствующих химических реакций и опишите признаки реакций. На основании наблюдений сделайте вывод. Воспользуйтесь Инструкцией по проведению опыта. (Приложение№2) или стр.60 учебника.
б) взаимодействие с окислителями. Изучите материал учебника на стр.57 таблица 9.Составьте уравнение окислительно – восстановительной реакции с помощью метода электронного баланса, пользуясь алгоритмом, приведенным в параграфе 1 на стр.6. K2Cr2O7+ HCl → Cl2 + CrCl3+…+…
V группа : Изучите применение соляной кислоты и ее солей. Подготовьте презентацию. Слайды 3-4.
Предполагаемые ответы учеников.
I группа : Распознаём соляную кислоту универсальной индикаторной бумажкой. В пробирке с кислотой она розовая, значит в растворе соляной кислоты есть катионы водорода – Н + , что характерно для всех кислот.
Учитель : Соляная кислота – сильный электролит. Степень её диссоциации в разбавленных растворах достигает 90%. Уравнение диссоциации НСl→ Н + +Сl - (хлорид –ион).Соли – хлориды.
Ученики: Хлороводородная кислота – это бесцветная, летучая жидкость.Техническая кислота желтого цвета из-за примесей хлора или железа. При температуре 20 0 С можно получить соляную кислоту с массовой долей хлороводорода 37-38%. При 0 0 С в 1 объёме воды растворяется 507 объемов HCl, это соответствует концентрации 45%. Во влажном воздухе концентрированная соляная кислота сильно «дымит», т.к. из неё выделяется хлороводород. Ощущается резкий запах.
II группа : В лаборатории соляную кислоту получают при взаимодействии поваренной соли с концентрированной серной кислотой(2:1)
NaCl (крист.)+H2SO4 (конц.)= NaHSO4+HCl при температуре 150 0 С
избыток гидросульфат
Получение соляной кислоты таким способом разработали еще алхимики.
При избытке соли и температуре 550 0 С:
2NaCl+H 2 SO 4 =Na 2 SO 4 +2HCl
Объяснение по рисунку 13 страница 56 или закладка в интернете (видео опыты). Слайды 8-9.
Получение в промышленности: сжигание водорода в хлоре и растворение продукта реакции в воде.
1л Н2 ____ 2лНСl Х=5л (Н2)
ХлН2-10лНСl
III группа :
С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота? Составьте уравнения соответствующих реакций, одно из них распишите в ионном виде.
Zn Cu Al CaO SiO2 Fe2O3 NaOH Al(OH)3 Fe 2 (SO 4) 3 CaCO3 Fe(NO3)3
1.Zn+HCl= ZnCl 2 +H 2
2. Al+6HCl=2AlCl 3 + 3H 2
3. CaO+2HCl=CaCl 2 +H 2 O
4. Fe 2 O 3 +6 HCl=2FeCl 3 +3H 2 O
5. NaOH + HCl=NaCl+H 2 O
6. Al (OH) 3 +3HCl=AlCl 3 +3H 2 O
7. CaCO 3 +2HCl=CaCl 2 +CO 2 +H 2 O
Ученики обобщают материал в виде схемы или таблицы (слайд 5). Вывод: соляная кислота проявляет химические свойства, типичные классу кислот.
IV группа
а) Ученики рассказывают о результатах опыта, записывают уравнения химических реакций. Взаимодействие с нитратом серебра (нитрат серебра – реактив на соляную кислоту и ёё соли); в трёх пробирках наблюдали образование белого творожистого осадка, который не растворяется ни в воде, ни в кислотах:
HCl+AgNO 3 =AgCl↓+HNO 3
NaCl+AgNO 3 = AgCl↓+NaNO 3
CaCl 2 +2 AgNO 3 =2 AgCl↓+Ca(NO 3) 2
Формулируют вывод: взаимодействие соляной кислоты и ёё солей с нитратом серебра(I) – качественная реакция на хлорид – ионы:
Ag + + Cl - = AgCl ↓
Учитель: распознать другие галогениды (бромиды, иодиды) , можно также с помощью катионов серебра (Приложение 2 «Определение ионов», стр.202-203 учебника).
Видео опыт « Распознавание галогенидов» (находят закладку в сети Интернет http://school-collection.edu.ru/ видеоопыты).
б) взаимодействие с окислителями
Cr +6 +3e→Cr +3 2 восстановление, окислитель
2Cl - 2e→Cl 2 0 3 окисление, восстановитель
V группа : Соляную кислоту применяют для получения хлоридов, водорода; в кожевельной промышленности для обработки кожи; в медицине; при гидролизе древесины; для травления стали, т.е. очищения ее поверхности от продуктов коррозии перед покрытием слоем защитного металла (никелирование, хромирование), иначе металл к поверхности стали не пристанет. В пищевой промышленности соляная кислота используется как пищевая добавка Е-507 в качестве регулятора кислотности.
Презентация «Применение хлоридов»
IV. Закрепление знаний и умений учащихся
Задача : Какой объём хлора выделится при взаимодействии 29,4г дихромата калия с избытком соляной кислоты.
Мr (K 2 Cr 2 O 7) = 294 а.е.м
М (K 2 Cr 2 O 7) = 294г/моль
K 2 Cr 2 O 7 +14HCl=3Cl 2 +2CrCl 3 +2KCl+7H 2 O
Х= 0,3 моль V=0,3моль. 22,4 л/моль=67,2 л
Ответ: 67,2 л хлора
Тестирование.
1.Вещества, с которыми не реагирует соляная кислота,- это
А хром В оксид углерода(IV)
Б сульфат натрия Г гидроксид железа(III)
2.Реагент для определения хлорид – ионов в растворе – это
А нитрат бария В хлорид бария
Б нитрат серебра Г хлорид серебра
3.Соляная кислота - это
А сильный электролит Б слабый электролит
4.Пара ионов, которая может одновременно находиться в растворе – это
А H + и SiO3 2- В H + и SO4 2-
Б Си 2+ и ОН - Г Ag + и Cl -
Код:1-В, 2-Б, 3-А, 4-В
Рефлексия (3 мин.) Используется методика незаконченного предложения.
Например: Соляная кислота обладает свойствами характерными всем…
V. Домашнее задание : Изучить Практическую работу №3 в параграфе 11, стр.59-60
VI. Подведение итогов урока . Ученики подводят итоги своей работы, заполняют рейтинговые карточки и сообщают баллы учителю. Учитель переводит баллы в отметки. Благодарит за работу на уроке. Можно проверить эмоциональное состояние ребят(смайлик).
Вид работы | ||
индивидуальный индекс |
||
1.Знание теоретического материала, определений, устные ответы на уроке | ||
2.Знание формул, размерностей, составление уравнений химических реакций | ||
3. Работа в группе | ||
4.Практическая часть: решение задач,выполнение лабораторных опытов | ||
5.Поисковая работа (рефераты, презентации и т.д.) | ||
6.Тестирование | ||
50/оценка5 |
Приложение №2
Инструкция по проведению лабораторного опыта « Распознавание соляной кислоты и ее солей»
Помните! Соляная кислота едкое вещество!
В одну пробирку налейте 1-2 мл разбавленной соляной кислоты, во вторую – столько же раствора хлорида натрия, а в третью – раствор хлорида кальция. Во все пробирки добавьте по нескольку капель раствора нитрата серебра(I). Проверьте, растворяется ли выпавший осадок в концентрированной азотной кислоте.
Напишите уравнения проведенных реакций и ответьте на вопрос, что является реактивом на соляную кислоту и её соли.
В зависимости от степени разбавления водой, т. е. от концентрации, физические свойства азотной кислоты будут различны.
Безводная свежеполученная азотная кислота - бесцветная, похожая на воду жидкость с едким запахом, смешивающаяся с водой в любых соотношениях. При хранении под воздействием света или температуры азотная кислота частично разлагается с выделением оксида азота (IV) - бурого газа:
4HNO 3 = 4NO 2 + O 2 + 2H 2 O
Из-за выделяющегося кислорода тлеющая лучинка над нагретой азотной кислотой вспыхивает. Бурый газ растворяется в кислоте и окрашивает ее в желтый цвет. Вещества, содержащие белок, при попадании на них концентрированной азотной кислоты окрашиваются в желтый цвет. Поэтому на коже рук азотная кислота оставляет желтые пятна. Чтобы этого избежать, следует работать с концентрированной азотной кислотой в резиновых перчатках.
Азотная кислота относится к сильным неорганическим кислотам. Поэтому для нее характерны все общие свойства кислот: изменение окраски индикаторов, взаимодействие с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями. Но азотная кислота - еще очень сильный окислитель, поэтому по-особому реагирует с металлами.
Характер взаимодействия азотной кислоты с металлами достаточно сложен. Эти окислительно-восстановительные реакции не относятся к типу замещения, и состав продуктов таких реакций очень разнообразен. Причем, азотная кислота, даже разбавленная, способна взаимодействовать с металлами, стоящими в ряду активности правее водорода.
Только золото, платина, осмий, иридий и тантал не взаимодействуют с азотной кислотой ни при каких условиях.
Некоторые активные металлы, например алюминий, не реагируют с азотной кислотой из-за плотной оксидной пленки, образующейся на поверхности металла. Для того чтобы показать активность алюминия, опустим алюминиевую проволоку в раствор соляной кислоты. Алюминий энергично взаимодействует с соляной кислотой с выделением водорода.
2Al + 6HCl = 3H 2 + 2AlCl 3
Затем эту же проволоку опускаем в концентрированную азотную кислоту. Тотчас же на поверхности алюминия образуется тончайшая оксидная пленка, которая препятствует взаимодействию металла с кислотой.
В большинстве реакций концентрированной азотной кислоты с металлами продуктом восстановления азотной кислоты будет оксид азота (IV). Например, при взаимодействии железа с концентрированной азотной кислотой при нагревании образуются нитрат железа (III), оксид азота (IV) и вода:
Fe + 6HNO 3 (конц.) = Fe(NO 3) 3 + 3NO 2 + 3H 2 O
Коэффициенты в подобных реакциях расставляют с помощью метода электронного баланса.
Проведем эксперимент. Пронаблюдаем, как реагирует разбавленная и концентрированная азотная кислота с металлами. Приготовим две пробирки с раствором азотной кислоты. Положим в первую цинк, во вторую - медь.
Цинк реагирует с сильно разбавленной азотной кислотой с выделением аммиака.
4Zn + 9HNO 3 = NH 3 + 4Zn(NO 3) 2 + 3H 2 O
Влажная лакмусовая бумажка синеет у горлышка пробирки, указывая на присутствие аммиака. Медь реагирует с раствором азотной кислоты с выделением монооксида азота.
3Cu + 8HNO 3 = NO + 3Cu(NO 3) 2 + 4H 2 O
Концентрированная азотная кислота - еще более сильный окислитель. В пробирки с концентрированной азотной кислотой поместим цинк и медь. Цинк и медь бурно реагируют с концентрированной азотной кислотой с образованием растворимых солей и выделением бурого газа - диоксида азота (рис. 1).
Zn + 4HNO 3 = 2NO 2 + 2H 2 O + Zn(NO 3) 2
Cu + 4HNO 3 = 2NO 2 + 2H 2 O + Cu(NO 3) 2
Рис. 1. Взаимодействие меди (слева) и цинка (справа) с концентрированной азотной кислотой
При взаимодействии с большинством металлов концентрированная азотная кислота восстанавливается до диоксида азота.
Соли азотной кислоты называются нитратами. Кроме того, соли азотной кислоты со щелочными металлами, кальцием и ионом аммония называются селитрами. Например, NH 4 NO 3 - аммиачная селитра.
Все нитраты хорошо растворимы в воде и термически неустойчивы. Все они разлагаются при нагревании с выделением кислорода. Причем, в зависимости от катиона, продукты разложения могут различаться.
При термическом разложении нитрата калия преимущественно образуются нитрит калия и кислород:
2KNO 3 = 2KNO 2 + O 2
При термолизе нитрата меди (II) образуются оксид меди (II), диоксид азота и кислород:
2Cu(NO 3) 2 = 2CuO + 4NO 2 + O 2
Азотная кислота - многотоннажный продукт химической промышленности. Она находит широкое применение для получения красителей, взрывчатых веществ, азотных удобрений и лекарств.
В лабораторной практике азотная кислота и особенно ее смесь с соляной (так называемая царская водка) используются для перевода в растворимое состояние металлов, не растворимых в других кислотах.
Список литературы
- Оржековский П.А. Сборник задач и упражнений по химии: 9-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 9 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб. для общеобраз. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. - М.: АСТ: Астрель, 2007. (§ 37)
- Оржековский П.А. Химия: 9-й класс: учеб для общеобр. учрежд. / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013. (§ 24)
- Рудзитис Г.Е. Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. / Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
- Хомченко И.Д. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. - М.: РИА «Новая волна»: Издатель Умеренков, 2008.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. - М.: Аванта+, 2003.
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (видеоопыты по теме) ().
- Электронная версия журнала «Химия и жизнь» ().
Домашнее задание
- с. 160 №№ 5, 7 из учебника П.А. Оржековского «Химия: 9-й класс» / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, М.М. Шалашова. - М.: Астрель, 2013.
Кратко по пунктам весь ход Второй мировой войны делят
на пять основных этапов. Постараемся доступно для вас их охарактеризовать
- Кратчайшие этапы в таблице для 9, 10, 11 классов
- Начало европейского конфликта - 1 этап начальный
- Открытие Восточного фронта - 2 этап
- Перелом - 3 этап
- Освобождение Европы - 4 этап
- Окончание войны - 5 этап завершающий
Таблица для девятого, десятого, одиннадцатого классов
Начало европейского конфликта - Первый начальный этап 1939 - 1941 года
- Первый этап крупнейшего по своим масштабам вооруженного конфликта начался в тот день, когда гитлеровские войска вступили на Польскую землю и закончился накануне нападения фашистов на СССР.
- Началом второго конфликта, который приобрел мировые масштабы, официально признано 1 сентября 1939 года. На рассвете этого дня началась немецкая оккупация Польши и страны Европы осознали угрозу, исходящую от гитлеровской Германии.
- Спустя 2 дня на стороне Польши вступили в войну Франция и Британская империя. Вслед за ними войну Третьему рейху объявили французские и британские доминионы и колонии. Первыми о своем решении заявили представители Австралии, Новой Зеландии и Индии (3. 09), затем руководство Южно-Африканского союза (6.09) и Канады (10.09).
- Однако, несмотря на вступление в войну, французское и английское государства ничем не помогли Польше, и вообще долго не начинали никаких активных действий, пытаясь перенаправить немецкую агрессию на восток - против СССР.
- Все это в итоге привело к тому, что в первый военный период нацистской Германии удалось оккупировать не только польские, датские, норвежские, бельгийские, люксембургские и нидерландские территории, но и большую часть Французской республики.
- После чего началась, длившаяся более трех месяцев битва за Британию. Правда в этом сражении немцам не пришлось праздновать победу - им так и не удалось высадить десант на британских островах.
- По итогам первого периода войны большинство европейских государств оказались в фашисткой германо-итальянской оккупации или же попали в зависимость от этих государств.
Открытие Восточного фронта - Второй этап 1941 - 1942 года
- Началом второго этапа войны стало 22 июня 1941 года, когда фашисты нарушили государственную границу СССР. Этот период ознаменовался расширением масштабов конфликта и крахом гитлеровского блицкрига.
- Одним из знаковых событий этого этапа также стала поддержка СССР со стороны крупнейших государств - США и Великобритании. Несмотря на свое неприятие социалистической системы, правительства этих государств заявили о безоговорочной помощи Союзу. Тем самым был заложен фундамент нового военного союза - антигитлеровской коалиции.
- Вторым важнейшим пунктом этого этапа Второй мировой войны считается присоединение к военным действиям США, спровоцированное неожиданным и стремительным нападением флота и авиации Японской империи на военную базу американцев в Тихом океане. Атака произошла 7 декабря, а уже на следующий день Японии была объявлена война со стороны США, Великобритании и ряда других стран. А спустя еще 4 дня германское и итальянское представили США ноту об объявлении войны.
Переломный момент в ходе II мировой войны - Третий этап 1942-1943
- Переломным моментом войны считается первое крупное поражение германской армии на подступах к советской столице и Сталинградское сражение, в ходе которых гитлеровцы не просто понесли значительные потери, но и вынуждены были отказаться от наступательной тактики и перейти к оборонительной. Эти события произошли на третьем этапе военных действий, продолжавшемся с 19 ноября 1942 и до конца 1943.
- Также на этом этапе союзники практически без боя вошли в Италию, в которой уже назрел кризис власти. В результате Муссолини был свергнут, фашистский режим потерпел крах, а новое правительство предпочло подписать перемирие с Америкой и Британией. 13 октября Италия вступила в войну со своей бывшей союзницей.
- В это же время перелом произошел и на ТВД в Тихом океане, где одно за другим стали терпеть поражения японские войска.
Освобождение Европы - Четвертый этап 1944 -1945 года
- В ходе четвертого военного периода, начавшегося в первый день 1944 года и завершившийся 9 мая 1945, был создан второй фронт на западе, разгромлен фашистский блок и освобождены от немецких захватчиков все европейские государства. Германия вынуждена была признать себя побежденной и подписать акт о капитуляции.
Окончание войны - Пятый завершающий этап 1945
- Несмотря на то, что германские войска сложили оружие, мировая война еще не закончилась - Япония не собиралась следовать примеру своих бывших союзников. В итоге войну японскому государству объявил СССР, после чего отряды Красной армии начали военную операцию в Маньчжурии. В результате поражение Квантунской армии привел к ускорению окончания войны.
- Однако самым значимым моментом этого периода стала атомная бомбардировка японских городов, которую произвели американские военно-воздушные силы. Произошло это 6 (Хиросима) и 9 (Нагасаки) августа 1945 года.
- Завершился этот этап, а с ним и вся война 2 сентября того же года. В этот знаменательный день на борту американского линейного крейсера «Миссури» представители японского правительства официально подписало акт о своей капитуляции.
Исторический словарь Вермахт-Название вооружённых сил нацистской Германии
в 1935-1945 годах.
К началу Второй мировой войны общая численность
Вермахта составляла 3 214 000 человек, на 22 июня
1941 года – 7 234 000 человек. В 1943 году численность
Вермахта достигала 11 миллионов человек. Всего в
1939-1945 годах в вооружённые силы Германии было
призвано 21 107 000 человек.
война 1939–40 годов проходила в
период с 30 ноября 1939 по 12 марта
1940 года.
Формальной причиной военных действий послужил так
называемый майнильский инцидент – артобстрел с
финской территории советских пограничников в
деревушке Майнила на Карельском перешейке,
произошедший, по заявлению советской стороны, 26
ноября 1939 года. Финская сторона свою причастность
к обстрелу категорически отрицала. Через два дня, 28
ноября, СССР денонсировал советско-финляндский
пакт о ненападении, заключенный в 1932 году, и 30
ноября начал боевые действия. Наступающим
войскам
предстояло
преодолеть
комплекс
оборонительных
сооружений
между Финским
заливом и
Ладогой,
получивший
название линии
Маннергейма. Главнокомандующ
ий финской
армией
Фельдмаршал
Карл Густав Эмиль
Маннергейм,
именем которого
была названа
оборонительная
линия. Командир 123-й
стрелковой
дивизии Филипп
Фёдорович
Алябушев. Его
дивизия сыграла
ключевую роль в
прорыве линии
Маннегрейм Подготовка к строительству линии была начата
сразу же после провозглашения
независимости Финляндии в 1918 году.
Строительство линии Маннергейма
продолжалось с перерывами вплоть до начала
советско-финской войны в 1939 году. Линия
Маннергейма имела три полосы общей
глубиной почти 90 км. В нее входило 670
крупных дотов и дзотов, соединенных
траншеями и ходами сообщения с 800
подземными казематами. Кроме того, были
созданы сложные противотанковые
препятствия общей протяженностью в 136 км
и многокилометровые проволочные
заграждения
10.
линия Маннергейма противотанковый ров спроволочным заграждением
11.
12.
По итогам войны к СССР отошёл Карельскийперешеек и крупные города Выборг и Сортавала,
ряд островов в Финском заливе, часть финской
территории с городом Куолаярви, часть
полуостровов Рыбачий и Средний. Ладожское
озеро стало внутренним озером СССР. Финляндии
была возвращена захваченная во время боев
область Петсамо (Печенга). СССР получил в аренду
часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет
для оборудования там военно-морской базы.
В то же время репутация советского государства на
международной арене пострадала: СССР был
объявлен агрессором и исключен из Лиги Наций.
Взаимное недоверие западных стран и СССР
достигло критической точки.
13. «Странная война»- 1939-1940 годов, название периода войны Франции и Англии против фашистской Германии в начале 2-й мировой
войны, с 3 сентября 1939 по 10 мая1940 года.
После нападения Германии на Польшу (1 сент. 1939) Франция и
Англия, связанные с Польшей обязательствами о помощи в случае
агрессии против неё, 3 сентября вынуждены были объявить войну
Германии. Однако, стремясь направить герм, агрессию на В.,
против Сов. Союза, боевых действий они фактически не вели.
Располагая подавляющим превосходством в силах и средствах (86
французским и 4 английскими дивизиям на западном фронте 3
сентября 1939 противостояли 23 нем. дивизии), они ограничились
лишь небольшим продвижением.
Пассивность Франции и Англии позволила фаш. Германии быстро
разгромить вооруж. силы Польши. После разгрома Польши на зап.
фронте продолжалось затишье, позволившее фаш. Германии
сосредоточить войска и в мае 1940 нанести поражение англофранц. коалиции. «С. в.» явилась продолжением мюнхенской
политики, предательством интересов малых стран, стремлением
направить агрессию против СССР.
14. Раздел Польши
Карта разделаВосточной Европы
по секретному протоколу
к советско-германскому
пакту от 28.09.1939 г.
25–27 сентября в Москве состоялись
переговоры Сталина и Риббентропа.
28 сентября был подписан
советско-германский договор
«О дружбе и границе».
Согласно секретному протоколу
к этому договору Литва была
передана в советскую сферу
влияния, а территория Польши
между Вислой и Западным Бугом
– в германскую.
Виленская область Польши,
как и было решено 23 августа,
перешла к Литве.
15. «Новый порядок»
В захваченных странахфашисты установили так
называемый «новый
порядок», воплощавший
главные цели государств
фашистского блока во
второй мировой войне -
территориальный
передел мира,
порабощение
независимых государств,
истребление целых
народов, установление
мирового господства.
1 сентября 1939 года вооруженные силы Германии и Словакии вторглись на территорию Польши. Одновременно немецкий броненосец «Шлезвиг-Гольштейн» огонь по укреплениям польского полуострова Вестерплатте. Так как Польша входила в союз с Англией, Францией и , это было расценено как объявление войны со стороны Гитлера.
1 сентября 1939 г. в СССР была объявлена всеобщая воинская повинность. Призывной возраст снизили с 21 года до 19 лет, а в ряде случаев – до 18. Это быстро увеличило численность армии до 5 миллионов человек. СССР начал готовиться к войне.
Гитлер оправдывал необходимость нападения на Польшу инцидентом в Глейвице, тщательно избегая « » и опасаясь начала военных действий против Англии и Франции. Он пообещал польскому народу гарантии неприкосновенности и выразил намерение только лишь активно обороняться против «польской агрессии».
Глейвицкий был провокацией со стороны Третьего рейха для создания повода к вооруженному конфликту: сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, совершили ряд нападений на границе Польши и Германии. В качестве погибших во время нападения использовались заранее убитые заключенные концлагерей и доставленные непосредственно на места событий.
До последнего момента Гитлер надеялся, что Польши не вступятся за нее и Польша будет передана Германии так же, как в 1938 году была передана Судетская область Чехословакии.
Англия и Франция объявляют войну Германии
Несмотря на надежды фюрера, 3 сентября 1945 года Англия, Франция, Австралия и Новая Зеландия объявили Германии войну. В течение короткого к ним присоединились Канада, Ньюфаундленд, Южно-Африканский союз и Непал. США и Япония объявили нейтралитет.Прибывший 3 сентября 1939 года в Рейхсканцелярию британский посол и передавший ультиматум с требованием отвести войска из Польши, ввел Гитлера в шок. Но война уже началась, фюрер не желал дипломатическим путем оставлять то, что было завоевано оружием, и наступление немецких войск на польскую землю продолжалось.
Несмотря на объявленную войну, на Западном фронте англо-французские войска не предпринимали никаких активных действий в период с 3 по 10 сентября, за исключением военных действий на море. Это бездействие позволило Германии полностью уничтожить вооруженные силы Польши всего за 7 дней, оставив лишь незначительны очаги сопротивления. Но и они будут полностью ликвидированы к 6 октября 1939 года. Именно в этот день Германия объявила о прекращении существования польского государства и правительства.
Участие СССР в начале Второй мировой войны
Согласно секретному дополнительному протоколу к договору Молотова-Риббентропа, сферы влияния в Восточной Европе, в том числе и в Польше, были четко разграничены между СССР и Германией. Поэтому Советский Союз 16 сентября 1939 года ввел свои войска на польскую территорию и занял , впоследствии отошедшие в зону влияния СССР и включенные в состав Украинской ССР, Белорусской ССР и Литвы.Несмотря на то что СССР и Польша не объявляли друг другу войны, многие историки считают факт ввода в 1939 году советских войск на польскую территорию датой вступления СССР во Вторую мировую войну.
6 октября Гитлер предложил созвать мирную конференцию между крупнейшими мировыми державами для решения польского вопроса. Англия и Франция поставили условие: или Германия выводит войска из Польши и Чехии и предоставляет им независимость, или конференции не будет. Руководство Третьего Рейха отклонило этот ультиматум и конференция не состоялась.