Биографии Характеристики Анализ

Загоровская 2 часть. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

О. В. Загоровская, О. В. Григоренко

РУССКИЙ ЯЗЫК

Готовимся к ЕГЭ

Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений

Часть С

Предисловие

Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Текст и его основные признаки
§ 2. Тестовые задания
§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте
§ 4. Тестовые задания
§ 5. Типы и стили речи
§ 6. Тестовые задания
§ 7. Средства выразительности в тексте
§ 8. Тестовые задания

Раздел 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)
§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку
§ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста
§ 3. Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ
§ 4. Поэтапная работа над сочинением

Список литературы

ПРЕДИСЛОВИЕ

Книга представляет собой третью часть комплексного курса русского языка как систематизированной подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) для школьников старших классов и абитуриентов.
В данную часть пособия включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Речь. Текст», «Выразительность русской речи», «Развитие речи. Сочинение».
Основными задачами пособия являются:
- повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
- закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа текста как речевого произведения;
- выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте;
- подготовка к написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту в соответствии с форматом ЕГЭ.
Содержание и построение пособия ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
Первый раздел содержит теоретические сведения о содержательной и структурной организации текста как особого речевого произведения, его языковом оформлении и средствах выразительности, а также материалы и упражнения, связанные с многоаспектным анализом текста. Второй раздел практический. Он содержит рекомендации по подготовке к написанию сочинения-рассуждения и тренировочные упражнения к разным этапам создания собственного высказывания на основе прочитанного текста.
В каждом из разделов представлена краткая теоретическая информация, практические упражнения, а также тестовые задания для итогового контроля по русскому языку.
Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
- объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
- направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
- ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
- четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
Настоящая книга может быть использована как учебное пособие для занятий по русскому языку в 10-11 классах общеобразовательных учебных заведений, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по комплексному анализу текста и развитию речи учащихся.
В книге использованы материалы из различных пособий по русскому языку, филологическому анализу текста и культуре русской речи.



Раздел 1

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ

Типы и стили речи

Типы речи

Одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определенного типа речи , имеющего свои композиционные особенности. Основными типами речи являются описание, повествование и рассуждение .
Описание изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия). Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)

Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.

Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности ; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).

В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)

Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.

Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).

В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны) , а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.).
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (К. Г. Паустовский)

Внимание! Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.

Упр. 9. Прочитайте. Докажите, что данный текст является описанием. Аргументируйте свой ответ.

В самом центре Москвы, проходя по Охотному ряду, мы видим памятник, поставленный в 1909 году. Пройти мимо него и не остановиться невозможно. Авторы памятника - скульптор Волнухин и архитектор Машков. Этот памятник, небольшой по размеру, удивительно гармоничен, он превосходно вписывается в старинную городскую среду. Скульптура на невысоком постаменте - это московский первопечатник Иван Федоров. Он в одежде посадского человека. В правой руке держит типографский лист, левой рукой поддерживает печатную доску. Во всем его облике благородство и скромность. Перед нами обобщенный образ русского мастера и художника, православного человека. На полированном мраморе постамента старинным полууставом высечены имя и звание Ивана Федорова и его слова: «Первее нача печатати на Москве святые книги... ради братий моих и ближних моих».

Упр. 10. Прочитайте. Докажите, что данный текст является повествованием. Аргументируйте свой ответ.

Это был один из бесчисленных эпизодов Гражданской войны. Я ехал по пустынной извивающейся дороге; изредка попадались небольшие рощицы, скрывающие от меня некоторые ее изгибы. Солнце было высоко, воздух почти звенел от жары. Боя больше не было, было тихо; ни позади, ни впереди меня я не видел никого. И вот на одном из поворотов дороги, загибавшейся в этом месте почти под прямым углом, моя лошадь тяжело и мгновенно упала на всем скаку. Я упал вместе с ней в мягкое и темное пространство, потому что мои глаза были закрыты, - но успел высвободить ногу из стремени и почти не пострадал при падении. Поднявшись на ноги, я обернулся и увидел, что очень далеко за мной тяжелым и медленным карьером ехал всадник на огромном белом коне. Я помню, что у меня давно не было винтовки, я, наверное, забыл ее в роще, когда спал.
Но у меня остался револьвер, который я с трудом вытащил из новой и тугой кобуры. Я простоял несколько секунд, держа его в руке; было так тихо, что я совершенно отчетливо слышал сухие всхлипывания копыт по растрескавшейся от жары земле. Потом я увидел, как всадник бросил поводья и вскинул к плечу винтовку, которую до тех пор держал наперевес. В эту секунду я выстрелил. Он дернулся в седле, сполз с него и медленно упал на землю. Я оставался неподвижно там, где стоял, две или три минуты. Мне все так же хотелось спать, и я продолжал ощущать все ту же томительную усталость. (Г. Газданов)

Упр. 11. Прочитайте. Докажите, что данный текст является рассуждением. Аргументируйте свой ответ.

Поэзия обладает одним удивительным свойством. Она возвращает слову его первоначальную, девственную свежесть. Самые стертые, до конца «выговоренные» нами слова, начисто потерявшие для нас свои образные качества, живущие только как словесная скорлупа, в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать!
Чем это объяснить, я не знаю. Предполагаю, что слово оживает в двух случаях.
Во-первых, когда ему возвращают его фонетическую (звуковую) силу. А сделать это в певучей поэзии значительно легче, чем в прозе. Поэтому и в песне, и в романсе слова действуют на нас сильнее, чем в обычной речи.
Во-вторых, даже стертое слово, поставленное в стихах в мелодический музыкальный ряд, как бы насыщается общей мелодией стиха и начинает звучать в гармонии со всеми остальными словами.
И наконец, поэзия богата аллитерациями. Это одно из ее драгоценных качеств. На аллитерацию имеет право и проза.
Но главное не в этом.
Главное в том, что проза, когда она достигнет совершенства, является, по существу, подлинной поэзией. (К. Г. Паустовский)

Упр. 12. Какие типы речи представлены в следующих текстах? В каком случае включены элементы другого типа речи?

1) Строго говоря, есть два необходимейших условия жизни высоконравственного человека: умение видеть другого, особенно страдающего другого, и умение видеть себя без прикрас.
Внимание к себе особенно свойственно юному возрасту. Кто мы? Похожи друг на друга - огорчаемся: хочется отличиться. Отличаемся - тоже нехорошо, вроде как белая ворона. Кем быть? Каким быть?
Самим собой. Это единственный верный совет. Он прост, но дорога к себе сквозь чужое, ложное, ненужное, быть может, самое трудное на свете.
Строительство личности начинается с внимания к себе, а заканчивается состраданием к другим, милосердием к другим, ответственностью перед другими. (По О. Кучкиной)
2) Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, кажется ее золотоволосая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками легких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей, волос. Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась своей, ею не любимой наружности. Встречая восхищение всех на нее глядящих, она излечилась от мук того недуга. Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее - во внутреннем. Но ни тени самоуверенности и так лелеемого в себе красавицами «бального», дешевого самодовольства. Ее женское только скользит, только реет. (А. И. Цветаева)
3) Ростов не верил своим глазам, и сомнение это продолжалось более секунды. Волк - старый зверь с седой спиной - бежал неторопливо, очевидно, убежденный, что никто не видит его... Николай закричал не своим голосом, и сама собою стремглав понеслась его добрая лошадь под гору, перескакивая через водомоины, наперерез волку... Николай не слыхал своего крика, не чувствовал того, что он скачет, не видал ни собак, ни места, по которому скачет, - он видел только волка, который, усилив свой бег, скакал, не переменяя направления, по лощине. Первая показалась вблизи зверя черно-пегая Милка и стала приближаться к зверю. Ближе, ближе... вот она приспела к нему. Но волк чуть покосился на нее, и вместо того, чтобы наддать (как это она всегда делала), Милка вдруг стала упираться на передние ноги. (По Л. Н. Толстому)
4) В начале июля добрались уже до хлебного, просторного Воронежа. Там нашел, наконец, Жуковский подходящего себе сотоварища.
В самый день приезда наследника жандарм явился в семью Кольцовых: губернатор требует к себе поэта. Сначала все всполошились. Но вызов был мирный и Кольцовым даже полезный: Алексея Васильевича приглашал к себе Жуковский. Два воронежских дня он провел вместе с Кольцовым - Кольцов и Воронеж тоже были Россия, густой, крепкий ее настой. Пили чай в купеческом доме, вместе разгуливали по городу, с острожной горы любовались широкими видами, лугами, лесами дальними - той огромностью и мощью русской, что так чувствуется в Воронеже и его крае. Старина, собор, святой Митрофаний Воронежский, святой Тихон Задонский... а внизу под горой старые домики Петровской слободы: иной мир, но История, Петр, судостроительство... (И. Зайцев)

Упр. 13. В текстах произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, H. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова найдите отрывки, представляющие собой описание, повествование, рассуждение. Докажите отнесенность найденных текстов к тому или иному типу речи.

Стили речи

Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).

Научный стиль

Сфера применения (где?) Сфера науки (научные труды, учебники, выступления на научных конференциях и т. д.)
Функции (зачем?) Сообщение, научное объяснение
Научная тематика, смысловая точность, строгая логичность, обобщенно-отвлеченный характер информации, отсутствие эмоциональности
Основные языковые средства Терминологическая и профессиональная лексика и фразеология (классификация, гипотенуза, валентность, вакуоль, рентген, магнитная буря, коэффициент полезного действия и др.); абстрактная (отвлеченная) лексика (протяженность, горение, романтизм, матриархат ); слова в прямом значении; широкое использование производных предлогов и союзов (в течение, в результате, за счет, в связи, в отличие и др.); значительные по объему простые и осложненные предложения с причастными оборотами и вводными словами (во-первых, во-вторых, наконец, по-видимому, вероятно, как утверждает..., согласно теории..., итак, так, таким образом, поэтому, кроме того ); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, следствия и т. п.
Жанры Статья, отзыв, рецензия, аннотация, реферат, диссертация, учебник, словарь, научный доклад, лекция

Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный, научно-учебный и научно-популярный.
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).

Официально-деловой стиль

Сфера применения (где?) Сфера законодательства, делопроизводства, административно-правовой деятельности
Функции (зачем?) Сообщение, информирование
Основные стилевые особенности Предельная информативная направленность, точность, стандартность, отсутствие эмоциональности и оценочности
Основные языковые средства Официально-деловая лексика и деловая терминология (истец, ответчик, полномочия, надбавка ); канцеляризмы (т. е. нетерминологические слова, употребляемые преимущественно в официально-деловом стиле, прежде всего в собственно официально-деловом (канцелярском) подстиле, и вне деловой речи практически не встречающиеся: нижеследующий (помещаемый далее), данный, настоящий (этот), препровождать (отправлять, передавать), надлежащий (такой, какой следует, нужный, соответствующий); языковые клише и штампы(довести до сведения, установленный контроль, согласно распоряжению, по истечении срока, в порядке исключения ); сложные отыменные предлоги (в целях, в силу, вследствие, на предмет, за неимением и т. п.); значительные по объему сложные и осложненные предложения
Жанры Законы, приказы, инструкции, объявления, деловые бумаги

В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.

Публицистический стиль

Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу
Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не о вымышленных лицах, событиях); логичность; открытая оценочность и эмоциональность; призывность; сочетание экспрессивности и стандарта
Основные языковые средства Сочетание книжной, в том числе высокой, и разговорной, в том числе сниженной, лексики (сыны, Отечество, держава, шумиха, пустить утку, разборка, фанат, беспредел ); экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляция, риторические вопросы); изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т. п.)
Жанры Статья, очерк (в том числе портретный очерк, проблемный очерк, эссе (раздумья, размышления о жизни, литературе, искусстве и т. п.), репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании)

Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм) , специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта) , частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.

Внимание! В публицистическом стиле позиция автора выражается прямо и открыто.

Художественный стиль

В текстах художественного стиля , как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.

Внимание! В художественном стиле позиция автора, как правило, выражается не прямо, а в подтексте.

Разговорный стиль

Сфера применения (где?) Бытовая (неофициальная обстановка)
Функции (зачем?) Непосредственное бытовое общение; обмен информацией по бытовым вопросам
Основные стилевые особенности Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность
Основные языковые средства Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову ); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты! ); отсутствие многочленных сложных предложений, а также предложений, осложненных причастными и деепричастными оборотами
Жанры Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма

Упр. 14. Определите, к каким стилям речи относятся данные тексты. Докажите свою точку зрения, учитывая все основные характеристики того или иного стиля.

I. Представление об атомах как мельчайших неделимых частицах было подвергнуто сомнению еще Д. И. Менделеевым, который высказал предположение, что атомы простых тел образованы сложением некоторых еще меньших частей.
Непосредственные доказательства сложности строения атома были получены в экспериментах по пропусканию электрического тока через разреженные газы... Прямым доказательством сложности строения атома было открытие самопроизвольного распада атомов некоторых элементов, названное радиоактивностью. В 1896 г. французский физик А. Беккерель обнаружил, что соединения урана засвечивают в темноте фотопластинку, ионизируют газы, вызывают свечение флюоресцирующих веществ. В дальнейшем выяснилось, что этой способностью обладает не только уран... («Основы общей химии»)
II. Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет в независимости от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. (Конституция Российской Федерации)
III. Зима с ее капризами далеко не простой период в жизни нашего города. Снегопады и оттепели, утренние заморозки и пронизывающий ветер не только несут нам дискомфорт, но и таят в себе серьезные опасности. Мы видим, как заметно вырос автомобильный парк столицы Черноземья, насколько интенсивнее стали транспортные потоки. А ведь необходимо помнить о том, что автомобиль по-прежнему остается источником повышенной опасности. Мы должны, наконец, проникнуться мыслью о недопустимости ежегодной гибели в дорожных катастрофах и травмирования огромного количества людей. Выходя на улицу, мы должны знать, что 70% всех дорожно-транспортных происшествий в городе - это наезды на пешеходов. Поэтому, уважаемые водители, пропустите пешеходов на пешеходном переходе, в зоне остановки общественного транспорта, уступите дорогу на повороте. Зимой им особенно трудно. Да, они не так хорошо знают правила дорожного движения, не настолько дисциплинированны, как вы, но сделайте им шаг навстречу.
IV. Знаете, прошлой весной в степи побывал. Первый раз. Ну и красота! Летом там все выгорает. А вот весной - другое дело! Куда ни глянешь - море пышной травы и цветов. А цветы! Каких только нет! И голубые, и синие, и лиловые, и красные, и розовые, и желтые. Поверите ли, в глазах рябит от разных красок. А всяких птиц - счету нет! Так и заливаются на разные лады. А в небе - ястребы. Да штук десять. Крылья распахнут и смотрят вниз: чем бы поживиться. Увидят зайца - бух вниз, и зайцу каюк. А куропаток сколько! Так и шныряют. Будь у меня ружье - настрелял бы много. Не унести. Да я не охотник. Птиц страсть как люблю.
V. Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное, далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое. (И. С. Тургенев)

Упр. 15. 1) Прочитайте шуточный текст из «Литературной газеты». Найдите канцеляризмы и другие специфические черты официально-делового стиля.

Порча хорошего настроения

Осуществив возвращение домой со службы, я проделал определенную работу по сниманию шляпы, плаща, ботинок, переодеванию в пижаму и шлепанцы и усаживанию с газетой в кресло. Жена в этот период времени претворяла в жизнь ряд мероприятий, направленных на чистку картофеля, варку мяса, подметание пола и мойку посуды.
По истечении некоторого времени она стала громко поднимать вопрос о недопустимости моего неучастия в проводимых ею поименованных мероприятиях. На это с моей стороны было сделано категорическое заявление о нежелании слушания претензий по данному вопросу ввиду осуществления мною в настоящий момент, после окончания трудового дня, своего законного права на заслуженный отдых.
Однако жена не сделала соответствующих выводов из моих слов и не прекратила своих безответственных высказываний, в которых, в частности, отразила такой момент, как отсутствие у меня целого ряда положительных качеств, как то: совести, порядочности, стыда и пр., причем как в ходе своего выступления, так и по окончании его занималась присвоением мне наименований различных животных, находящихся в личном пользовании рабочих и колхозников.
После дачи взаимных заверений по неповторению подобных явлений нами было приступлено к употреблению в пищу ужина, уже имевшего в результате остывания пониженную температуру и утратившего свои вкусовые качества.
Вот так у нас порой еще допускается порча хорошего настроения, а также аппетита.

2) Попробуйте пересказать этот текст с помощью нейтральной или разговорной лексики.

Упр. 16. Прочитайте текст, сформулируйте его тему и идею. Найдите в тексте языковые особенности, которые могут быть свойственны: 1) разговорному стилю; 2) художественному стилю; 3) публицистическому стилю. Сделайте вывод о стилевой отнесенности данного текста, свою точку зрения аргументируйте.

Заботами милого друга я получил из России небольшую шкатулку из карельской березы, наполненную землей.
Я принадлежу к людям, не стыдящимся чувств и не боящимся кривых усмешек. И я готов преклонить колено перед коробочкой с русской землей и сказать вслух, не боясь чужих ушей: «Я тебя люблю, земля, меня родившая, и признаю тебя моей величайшей святыней».
И никакая скептическая философия не заставит меня устыдиться моей чувствительности, потому что руководит мною любовь, а она не подчинена разуму и расчету.
Земля в коробке высохла и превратилась в комочки бурой пыли. Я пересыпаю ее заботливо и осторожно, чтобы не распылить зря по столу, и думаю о том, что из всех вещей человека земля была самой любимой и близкой.
Мы, люди от земли, крепко с нею спаяны. Помню, как бабушка мне говорила: «Проси, внучок, отца свозить тебя в именье посмотреть нашу землю, потому что от этой земли ты и произошел. Может быть, когда вырастешь большой, на землю вернешься и станешь хозяином, надо за последний кусочек держаться крепко».
С тех пор любовь к земле-матери, к ее дыханию и произрастающему в ней зерну осталась во мне на всю жизнь.
Но больше всего я люблю землю за то, что я вижу в ней олицетворенным понятие вечности: в ней прошлое слито воедино с будущим. (По М. А. Осоргину)

Упр. 17 . Определите, какие типы речи используются в текстах, представленных в упр. 14. При выполнении задания учитывайте прежде всего ведущие особенности описания, повествования и рассуждения (описание - это мир в покое, повествование - это мир в движении, рассуждение - это мысли о мире), а также возможность сочетания в одном тексте различных типов речи.

§ 6. Тестовые задания

(1) Зимние будничные сценки из жизни Голландии XVII века, отраженные на многих полотнах фламандских живописцев, могут служить одним из наглядных доказательств нынешнего существенного потепления климата.
(2) На полотнах фламандских живописцев горожане всех возрастов легко, привычно катаются на коньках по замерзшему пруду, рыбу с баркасов грузят в сани, охотники шагают по снежной равнине... (3) Ничего подобного в нынешней Голландии не увидишь. (4) Средняя температура воздуха в январе здесь около плюс 4 °С.
(5) А вспомните Пушкина: «...что наше северное лето? Карикатура южных зим, Мелькнет и нет...» (6) И действительно, синоптические документы подтверждают: средняя температура в июне 1822 года в Москве составила всего 12,9 °C, в июне 1824 года - 14,1 °С. (7) Современная норма для июня - 15,8 °С.
(8) Примерно с середины прошлого столетия климат стал заметно меняться. (9) Глобальное потепление охватило большую часть Земли и особенно ярко проявилось в Северном полушарии. (10) Потепление происходило неравномерно: то ослаблялось, то усиливалось. (11) Наибольшее потепление отмечено в конце 1930-х - начале 1940-х годов. (12) Потом наступил временный спад, но тенденция к потеплению сохраняется и поныне. (13) Специалисты считают, что за столетие температура в Северном полушарии повысилась примерно на 0,5°.
(14) Причина глобального потепления планеты, по широко утвердившемуся сейчас мнению, связана главным образом с тем, что растет содержание углекислого газа в атмосфере. (15) Советский климатолог и метеоролог, член-корреспондент АН СССР Михаил Иванович Будыко еще в 1962 году первый опубликовал соображения о том, что сжигание человечеством огромного количества разнообразных топлив, особенно возросшее во второй половине XX века, неизбежно приведет к тому, что содержание углекислого газа в атмосфере будет увеличиваться. (16) А он, как известно, задерживает отдачу с поверхности Земли в космос солнечного и глубинного тепла, что приводит к эффекту, который мы наблюдаем в застекленных парниках. (17) Вследствие такого парникового эффекта средняя температура приземного слоя атмосферы должна постепенно повышаться.
(18) Новая идея у нас в стране многими учеными сначала была встречена скептически, однако сейчас уже никто не сомневается, что все это именно так. (19) С 1956 года содержание углекислого газа в атмосфере уже возросло на четверть его первоначальной величины. (20) Вызвано это, несомненно, промышленной и транспортной деятельностью человечества. (21) Ученые полагают, что к середине XXI века содержание углекислого газа в атмосфере удвоится, и это, безусловно, должно привести к глобальному потеплению.

1. Каковы основные функции текста?

М.: Просвещение, 2009. - 192 с.

Пособие представляет собой третью часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов; ориентировано на систематизированную подготовку к ЕГЭ, включает материалы, связанные с многоаспектным анализом текста: его признаками, средствами связи, средствами выразительности. В книге последовательно изложена система подготовки к сочинению-рассуждению, даны комментарии и образцы работ.

Пособие может быть использовано на уроках русского языка наряду с основным учебником, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

Формат: doc / zip

Размер: 3 21 Кб

Скачать:

RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Раздел 1. Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ
§ 1. Текст и его основные признаки
§ 2. Тестовые задания
§ 3. Средства и способы связи предложений в тексте
§ 4. Тестовые задания
§ 5. Типы и стили речи
§ 6. Тестовые задания
§ 7. Средства выразительности в тексте
§ 8. Тестовые задания
Раздел 2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С)
§ 1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку
§ 2. Анализ и информационная переработка исходного текста
§ 3. Основные этапы подготовки текста сочинения-рассуждения в соответствии с заданием части С ЕГЭ
§ 4. Поэтапная работа над сочинением
Список литературы

Производитель: "Просвещение"

Серия: "Единый государственный экзамен"

Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: Синтаксис, Пунктуация, Культура речи. Языковые нормы. В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения и тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ. Пособиеможет быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов. ISBN:978-5-09-018604-9

Издательство: "Просвещение" (2009)

ISBN: 978-5-09-018604-9

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному… - Просвещение, Единый государственный экзамен 2009
    89 бумажная книга
    Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 1. Орфография. Готовимся к ЕГЭ В пособие включены опорные обобщающие таблицы по орфографии и пунктуации русского языка, упражнения и тесты для самостоятельных занятий и самоконтроля. Материалыдля упражнений составлены на основе… - Генжер, Готовимся к ЕГЭ 2017
    276 бумажная книга
    Богданова Г. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык без репетитора. Часть II. Пунктуация В пособие включены теоретические материалы по пунктуации русского языка, упражнения и тесты для самостоятельных занятий и самоконтроля. . Цель издания - предоставить возможность учащимся старших… - Генжер, (формат: Мягкая бумажная, 176 стр.) 2017
    352 бумажная книга
    Богданова Г.А. Русский язык без репетитора. Часть 2. Пунктуация. Готовимся к ЕГЭ В пособие включены теоретические материалы по пунктуации русского языка, упражнения и тесты для самостоятельных занятий и самоконтроля - Генжер, Готовимся к ЕГЭ 2017
    276 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - (философия) широкое культурное движение в Европе и Сев. Америке кон. 17 18 в., ставившее своей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса и разоблачение соответствующих предрассудков и суеверий.… … Философская энциклопедия

      1. Общая характеристика. 2. Идея «естественного человека». 3. Противоположность «цивилизации» и «естественного состояния». 4. «Гражданское общество» и политический идеал Просвещения. 5. Недостатки материализма эпохи Просвещения. 6. Художественный … Литературная энциклопедия

      См … Словарь синонимов

      ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещения, мн. нет, ср. Действие по гл. просветить1 просвещать; образование, обучение. «Коммунисты комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепления армии, в деле ее политического просвещения, в… … Толковый словарь Ушакова

      Просвещение - Просвещение ♦ Lumières Этим словом называют и конкретный исторический период, и заложенные им идеалы. Период – европейский XVIII век. Идеалы – разум, который уже Декарт назвал «естественным светом»; разум, освободившийся от оков богословия и … Философский словарь Спонвиля

      «Просвещение» - «Просвещение», издательское товарищество в 1896—1922 (с перерывами). Основано просветителем Н. С. Цетлиным при финансовой поддержке «Библиографического института Мейера» (Лейпциг). Контора издательства — на Невском проспекте, 50;… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

      ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм… … Современная энциклопедия

      1) распространение знаний, образования.2) Система общеобразовательных учреждений в стране (см. также Народное образование) …

      Легальный ежемесячный большевистский теоретический журнал, декабрь 1911 июнь 1914, Санкт Петербург, 27 номеров. Закрыт царским правительством. Осенью 1917 вышел один (двойной) номер … Большой Энциклопедический словарь

      Идейное течение 18 сер. 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании естественного порядка, соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали… … Большой Энциклопедический словарь

      Издательство (до 1964 Учпедгиз), Москва. Основано в 1931. Выпускает на русском языке учебники и учебные пособия для всех типов общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений, методическую литературу, журналы, печатные наглядные… … Большой Энциклопедический словарь


    О. В. Загоровская, О. В. Григоренко
    Русский язык.

    Готовимся к ЕГЭ.

    Часть В

    Синтаксис

    Пунктуация

    Культура речи

    Издательство: Просвещение, 2009 г., 176 стр.
    Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис", "Пунктуация", "Культура речи. Языковые нормы".

    В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения и тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.

    Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

    Предисловие

    СИНТАКСИС
    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    § 1. Словосочетание и его грамматические признаки

    § 2. Связь слов в словосочетании и предложении

    § 3. Синтаксический разбор словосочетания

    § 4. Тестовые задания

    Культура речи

    § 5. Нормы управления

    § 6. Тестовые задания
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Простое предложение

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 7. Понятие о простом предложении и его видах

    § 8. Тестовые задания

    Культура речи

    § 9. Порядок слов в предложении

    § 10. Тестовые задания
    Главные члены предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 11. Подлежащее и способы его выражения

    § 12. Сказуемое и его основные типы

    § 13. Тестовые задания

    Культура речи

    § 14. Согласование сказуемого с подлежащим

    § 15. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 16. Тире между подлежащим и сказуемым

    § 17. Тестовые задания
    Второстепенные члены предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 18. Определение

    § 19. Дополнение

    § 20. Обстоятельство

    § 21. Тестовые задания
    Односоставные предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 22. Понятие об односоставных предложениях. Типы односоставных предложений

    § 23. Тестовые задания
    Неполные предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 24. Неполные предложения и их особенности

    § 25. Тестовые задания
    Осложненное предложение

    Предложения с однородными членами

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 26. Понятие об однородных членах предложения

    § 27. Тестовые задания

    Культура речи

    § 28. Употребление однородных членов предложения

    § 29. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 30. Знаки препинания в предложениях с однородными членами

    § 31. Тестовые задания
    Предложения с обособленными членами

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов

    § 33. Тестовые задания

    Культура речи

    § 34. Употребление деепричастных оборотов

    § 35. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 36. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

    § 37. Тестовые задания
    Предложения с вводными словами и обращениями

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 38. Понятие о вводных словах и обращениях

    § 39. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 40. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях

    § 41. Тестовые задания
    Синтаксический разбор простого предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 42. Порядок синтаксического разбора простого предложения

    § 43. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 44. Обобщающие упражнения

    § 45. Обобщающие тестовые задания
    Сложное предложение

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 46. Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений

    § 47. Тестовые задания
    Сложносочиненное предложение

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 48. Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки

    § 49. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 50. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

    § 51. Тестовые задания
    Сложноподчиненное предложение

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки

    § 53. Типы сложноподчиненных предложений

    § 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

    § 55. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 56. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    § 57. Тестовые задания
    Бессоюзное предложение

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 58. Бессоюзное предложение и его грамматические признаки

    § 59. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 60. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

    § 61. Тестовые задания
    Сложное предложение с разными видами связи

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 62. Понятие о сложном предложении с разными видами связи

    § 63. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

    § 65. Тестовые задания
    Синтаксический разбор сложного предложения

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения

    § 67. Тестовые задания

    Культура речи

    § 68. Особенности состава и структуры сложных предложений

    § 69. Тестовые задания

    Практикум по пунктуации

    § 70. Обобщающие упражнения

    § 71. Обобщающие тестовые задания

    Трудные случаи пунктуации

    § 72. Запятая перед союзом и

    § 73. Тестовые задания

    § 74. Запятая перед союзом как

    § 75. Тестовые задания

    § 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях

    § 77. Тестовые задания

    § 78. Способы передачи чужой речи

    Настоящее пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
    В книгу включены материалы по трем содержательным разделам школьной программы: «Синтаксис», «Пунктуация», «Культура речи. Языковые нормы».
    Основными задачами пособия являются:
    - повторение и обобщение знаний учащихся по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
    - закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи;
    - выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий в формате ЕГЭ.
    Содержание и построение данного издания ориентированы на требования ЕГЭ, а также на современные нормативные документы, определяющие содержание и оценку качества знаний по русскому языку выпускников средней (полной) общеобразовательной школы.
    Все разделы пособия имеют четкую структуру и состоят из трех подразделов:
    1) теоретические сведения и языковой анализ тех или иных явлений соответствующего уровня системы русского языка;
    2) материалы и упражнения по культуре речи и особенностям соответствующих норм русского литературного языка;
    3) практикум по пунктуации.
    В каждом из подразделов представлена краткая информация теоретического характера, практические упражнения, а также тестовые задания, позволяющие осуществлять итоговый контроль и максимально приблизить материал пособия к форме проведения ЕГЭ по русскому языку.
    Отличительными чертами предлагаемого пособия являются:
    - объединение в одной книге сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
    - направленность пособия на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка, а также включение в книгу специальных разделов по культуре русской речи и нормам русского литературного языка;
    - ориентация материалов данного издания на наиболее трудные случаи языкового разбора и использования языковых единиц в речи;
    - четкая практическая направленность пособия, предполагающая активную самостоятельную работу учащихся.
    В каждом разделе пособия имеется достаточное количество тренировочных упражнений, вопросов для самопроверки и обобщающих заданий, которые позволяют определить степень усвоенности изученного материала и приобрести твердые навыки выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
    Настоящая книга может быть использована как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
    Включенные в пособие упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по синтаксису и пунктуации русского языка и культуре русской речи.

    СИНТАКСИС

    Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются строение, грамматические значения и употребление в речи синтаксических единиц: словосочетаний и предложений.

    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

    Теоретические сведения и языковой анализ

    § 1. Словосочетание и его грамматические признаки

    Словосочетание - это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т. д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра ; красивый, но дорогой) , а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.
    Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
    - определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку) ;
    - объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину) ; между действием и орудием действия (стучать молотком) и т. п.;
    - обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно) .

    Примечание. В некоторых словосочетаниях может наблюдаться совмещение значений. Например: поездка в город - какая? и куда? (определительные и обстоятельственные отношения).

    Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов. Сравните: сибирская река, новые вещи, участвовать в экспедиции, идти в школу, бежать быстро.
    По характеру главного слова словосочетания делятся на именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным), глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием), наречные и местоименные . К именным относятся, например, словосочетания новый дом, книга с картинками, участник встречи, черный от загара, очень полезный, пятый с краю, двух учеников ; к глагольным - совершить подвиг, поехал отдохнуть, работать добросовестно, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь ; к наречным - совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло ; к местоименным - мы с тобой, каждый из нас .
    Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые , которые выступают в роли одного члена предложения: трое друзей, один из них, несколько книг и др. Например: Ночью два приятеля шли по Тверскому бульвару (Чехов).

    § 2. Связь слов в словосочетании и предложении

    В русском языке существуют три основных вида (типа) подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание .
    Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное (т. е. согласуется с главным словом в роде, числе и падеже или в числе и падеже). Например: глубокая река, глубокий пруд, глубокое озеро, глубокого озера, глубокую реку, глубокие реки и озера, глубокими озерами и т. д. При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова.
    Управление - это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже независимо от того, в какой форме стоит главное слово. Например: читать книгу ; читал, читала, читали, читает, читай, читающий, читая книгу . При управлении с изменением формы главного слова зависимое слово не изменяется (остается в том же падеже).
    Примыкание - это такой вид подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречия, деепричастия, неопределенная форма глагола (инфинитив) и притяжательные местоимения его, ее, их . В словосочетании со связью примыкание зависимое неизменяемое слово соединяется с главным только по смыслу. Например: правдиво изобразить, правдиво изобразивший ; по-осеннему хмурый, по-осеннему хмурого ; собрался сделать, соберутся сделать ; его дом, его дому.

    Упр. 1. Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы. Определите, какие части речи выступают в качестве зависимых слов при согласовании, управлении, примыкании.

    Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

    § 3. Синтаксический разбор словосочетания

    Порядок разбора

    I. Выделить словосочетание из предложения.
    II. Охарактеризовать строение словосочетания:
    а) указать главное и зависимое слова;
    б) назвать части речи, которыми они выражены;
    в) определить тип связи (согласование, управление, примыкание).
    III. Определить грамматическое значение словосочетания.

    Образец разбора

    Язык есть вековой труд 4 целого поколения (Даль).
    какой?
    Вековой труд (прил. + сущ.). Тип связи - согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое). В словосочетании выражаются определительные (атрибутивные) отношения.

    Упр. 2. Сделайте синтаксический разбор выделенных словосочетаний. Выпишите из предложений другие примеры словосочетаний с разными видами связи.

    Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием - самая лучшая опора , самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности (В. Виноградов).
    Я понял, что человек может знать великое множество слов , может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении и т. п. - всему этому учит нас грамматика. Но никакая грамматика не в силах заранее определить, какие именно слова должен выбрать человек и в каком порядке и соподчинении он должен расположить их для того, чтобы речь его была красочной, веской, убедительной, точной. Это в каждом отдельном случае он должен решить сам, и только сам (M. Исаковский).

    § 4. Тестовые задания

    1. Какое словосочетание построено по модели «прил. + »?
    а) вьющиеся растения
    б) любой человек
    в) изумительной красоты
    г) в третьем классе

    2. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
    а) иди гулять
    б) сделать случайно
    в) ушел не попрощавшись
    г) выбегая навстречу

    3. Какое словосочетание построено по модели « + наречие»?
    а) крайне недовольный
    б) практически не выполнимо
    в) огорченно прошептал
    г) (на улице) по-весеннему тепло

    4. В каком словосочетании выражаются определительные отношения?
    а) разговор по душам
    б) прийти поговорить
    в) близко от нас
    г) руководить театром

    5. В каком словосочетании выражаются обстоятельственные отношения?
    а) яйца всмятку
    б) вернуться к полуночи
    в) приказал отступать
    г) окончание школы

    6. В каком словосочетании выражаются объектные отношения (действие и предмет, на который направлено действие)?
    а) рисовать красиво
    б) желание уехать
    в) идти по бульвару
    г) думать о друге

    7. В каком словосочетании вид связи - согласование?
    а) наши шефы
    б) быстро доехать
    в) прогулка верхом
    г) выглянуло из-за туч

    8. В каком словосочетании вид связи - управление?
    а) немного странно
    б) забыл рассказать
    в) таять во мгле
    г) рубашка навыпуск

    9. В каком словосочетании вид связи - примыкание?
    а) бутылка из-под молока
    б) говорить по-французски
    в) тринадцатая глава
    г) глядеть по сторонам

    КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Соблюдение говорящим синтаксических норм русского литературного языка, т. е. правил построения словосочетаний и предложений, является одним из показателей культуры речи.

    § 5. Нормы управления

    Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:
    1. Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции. Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа .
    2. Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания. Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях .
    3. В предложной конструкции используется неверный предлог. Например: указал о том вместо указал на то .
    ЗАПОМНИТЕ:
    характеристика кого, на кого: характеристика ученика, характеристика на ученика
    заведовать (заведующий) чем: заведовать (заведующий) лабораторией
    командовать (командующий) чем: командовать (командующий) армией
    управлять (управляющий) чем: управлять (управляющий) банком, трестом
    апеллировать к кому/чему: апеллировать к общественному мнению
    говорить о ком/чем: говорить о сыне, о победе
    гордиться кем/чем: гордиться внуком
    задуматься над чем, о чем: задуматься над проблемой, задуматься о жизни
    неприемлемый для кого/чего: неприемлемый для товарища, для переговоров
    непримиримый к кому/чему: непримиримый к противникам, ко лжи
    указать что, на кого/что: указать методическую литературу, указать на водителя, указать на недостатки, промахи
    4. Неправильно используются предлоги для выражения причинно-следственных отношений; предлог по - для выражения временных значений; предлоги в, из - для обозначения пространственных отношений.
    ЗАПОМНИТЕ: предлоги ввиду, вследствие, благодаря, в силу еще не потеряли своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Например, неудачным следует считать оборот благодаря пожару , поскольку предлог благодаря употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный, желаемый результат.

    (благодаря стараниям, согласно приказу, вопреки указаниям)

    (ввиду болезни, вследствие засухи, в случае непогоды)

    В связи с чем? (творительный падеж)
    (в связи с выборами)

    В книжной речи предлог по используется в значении «после» и сочетается с существительными в предложном падеже. Например: по приезде из столицы, по окончании спектакля .
    При обозначении пространственных отношений для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из , а предлогу на - предлог с .

    В ИЗ
    НА С

    Например: поехал в Москву - приехал из Москвы ; отправился на Кавказ - вернулся с Кавказа.
    5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь , но тревожиться за кого-нибудь .

    ЗАПОМНИТЕ:


    беспокоиться о ком

    тревожиться за кого

    идентичный чему

    сходный с чем

    надеть что на что

    одеть кого во что

    обращать внимание на что

    уделять внимание чему

    отзыв о чем

    рецензия на что

    превосходство над чем

    преимущество перед чем

    предостеречь от чего

    предупредить о чем

    препятствовать чему

    тормозить что

    уверенность в чем

    вера во что

    уплатить за что

    оплатить что

    Упр. 3. Составьте словосочетания, употребив заключенные в скобках слова в нужном падеже.

    Удивляться (результаты), преклонение (талант), платить (квартира), упрекать (грубость), уверенность (победа), тормозить (развитие), поехать (Кавказ, Крым), выйти (автобус, троллейбус), оплатить (проезд), заведовать (отделение), управляющий (филиал), обратить внимание (дисциплина), согласно (приказ, распоряжение).

    Упр 4. Составьте предложения с приведенными ниже словами, требующими разных падежей зависимого слова. Укажите смысловые и стилистические различия между словами-синонимами.

    Ручаться - гарантировать, начать - приступить, одевать - надевать, спрос - потребность, беспокоиться - тревожиться, примириться - смириться, преимущество - превосходство, вера - уверенность, расфасовать - упаковать, тормозить - препятствовать, обосновать - основать, опираться - базироваться, поражаться - удивляться, предупреждать - предостерегать, ценить - дорожить.

    Упр. 5. Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

    1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2. В журнале опубликована рецензия о книге. 3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7. Это был характерный ему почерк. 8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет. 9. Благодаря электрическим свойствам кремний - один из наиболее распространенных элементов в природе - широко применяют в радиотехнике. 10. На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города.

    Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть В. Загоровская О.В., Григоренко О.В.

    М.: Просвещение, 2009. - 176 с.

    Пособие представляет собой вторую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ), и включает в себя материалы по трем содержательным разделам школьной программы: "Синтаксис", "Пунктуация", "Культура речи. Языковые нормы".

    В книге объединены сведения теоретического характера, упражнения и тестовые задания, соответствующие формату проведения ЕГЭ.

    Пособие может быть использовано как дополнительный материал для работы на уроках русского языка по основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.

    Формат: doc

    Размер: 2 ,4 Мб

    Скачать: yandex.disk

    СОДЕРЖАНИЕ
    Предисловие
    СИНТАКСИС
    СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
    § 1. Словосочетание и его грамматические признаки
    § 2. Связь слов в словосочетании и предложении
    § 3. Синтаксический разбор словосочетания
    § 4. Тестовые задания
    Культура речи
    § 5. Нормы управления
    § 6. Тестовые задания
    ПРЕДЛОЖЕНИЕ
    Простое предложение
    § 7. Понятие о простом предложении и его видах
    § 8. Тестовые задания
    Культура речи
    § 9. Порядок слов в предложении
    § 10. Тестовые задания
    Главные члены предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 11. Подлежащее и способы его выражения
    § 12. Сказуемое и его основные типы
    § 13. Тестовые задания
    Культура речи
    § 14. Согласование сказуемого с подлежащим
    § 15. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 16. Тире между подлежащим и сказуемым
    § 17. Тестовые задания
    Второстепенные члены предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 18. Определение
    § 19. Дополнение
    § 20. Обстоятельство
    § 21. Тестовые задания
    Односоставные предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 22. Понятие об односоставных предложениях. Типы односоставных предложений
    § 23. Тестовые задания
    Неполные предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 24. Неполные предложения и их особенности
    § 25. Тестовые задания
    Осложненное предложение
    Предложения с однородными членами
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 26. Понятие об однородных членах предложения
    § 27. Тестовые задания
    Культура речи
    § 28. Употребление однородных членов предложения
    § 29. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 30. Знаки препинания в предложениях с однородными членами
    § 31. Тестовые задания
    Предложения с обособленными членами
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 32. Понятие об обособленных членах предложения. Виды обособленных членов
    § 33. Тестовые задания
    Культура речи
    § 34. Употребление деепричастных оборотов
    § 35. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 36. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
    § 37. Тестовые задания
    Предложения с вводными словами и обращениями
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 38. Понятие о вводных словах и обращениях
    § 39. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 40. Знаки препинания при вводных словах и предложениях, вставных конструкциях и обращениях
    § 41. Тестовые задания
    Синтаксический разбор простого предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 42. Порядок синтаксического разбора простого предложения
    § 43. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 44. Обобщающие упражнения
    § 45. Обобщающие тестовые задания
    Сложное предложение
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 46. Понятие о сложном предложении. Основные типы сложных предложений
    § 47. Тестовые задания
    Сложносочиненное предложение
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 48. Сложносочиненное предложение и его грамматические признаки
    § 49. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 50. Знаки препинания в сложносочиненном предложении
    § 51. Тестовые задания
    Сложноподчиненное предложение
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
    § 53. Типы сложноподчиненных предложений
    § 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
    § 55. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 56. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
    § 57. Тестовые задания
    Бессоюзное предложение
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 58. Бессоюзное предложение и его грамматические признаки
    § 59. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 60. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
    § 61. Тестовые задания
    Сложное предложение с разными видами связи
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 62. Понятие о сложном предложении с разными видами связи
    § 63. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 64. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи
    § 65. Тестовые задания
    Синтаксический разбор сложного предложения
    Теоретические сведения и языковой анализ
    § 66. Порядок синтаксического разбора сложного предложения
    § 67. Тестовые задания
    Культура речи
    § 68. Особенности состава и структуры сложных предложений
    § 69. Тестовые задания
    Практикум по пунктуации
    § 70. Обобщающие упражнения
    § 71. Обобщающие тестовые задания
    Трудные случаи пунктуации
    § 72. Запятая перед союзом и
    § 73. Тестовые задания
    § 74. Запятая перед союзом как
    § 75. Тестовые задания
    § 76. Двоеточие и тире в простом и сложном предложениях
    § 77. Тестовые задания
    § 78. Способы передачи чужой речи
    § 79. Тестовые задания
    Список рекомендуемой литературы