Биографии Характеристики Анализ

Объекты федерального регионального или местного значения. Парк усадьбы д

Автомобильные магистрали являются теми транспортными артериями, которые связывают различные регионы и населенные пункты страны. Наибольшее значение для нашего государства имеют федеральные дороги России. Но и важность других автомобильных трасс тоже преуменьшать не нужно. Давайте узнаем, как классифицируют автодороги, а также составим перечень федеральных дорог России.

Типы классификации дорог

Прежде всего давайте выясним, по каким признакам можно сгруппировать В зависимости от критериев существует несколько типов классификации:

  • по значению;
  • по типу покрытия;
  • по собственности;
  • по классу;
  • по категории.

Ниже мы рассмотрим каждый тип классификации более подробно.

Классификация дорог по значению

Данный вид классификации в Российской Федерации определяет специальный о дорогах, опубликованный в 2007 году. Согласно ему, трассы подразделяются на федеральные дороги России, региональные, межмуниципального значения и местные. О том, что это означает, мы поговорим ниже.

России - это автомобильные трассы общегосударственного значения. Они финансируются из федерального бюджета РФ.

Региональные дороги - автомобильные пути, находящиеся в ведении властей в регионах. Они имеют местную, региональную степень важности и финансируются из соответствующего бюджета. Если региональная трасса обеспечивает подъезд к крупным транспортным развязкам или другим особо важным объектам, то в российской классификации дорог она обозначается префиксом А, а все остальные - префиксом К.

Дороги межмуниципального значения служат для соединения населенных пунктов в границах одного региона, но имеют меньший уровень важности, чем региональные трассы, и тем более федеральные магистрали России. Все межмуниципальные пути обозначаются префиксом Н.

Все остальные дороги относятся к трассам местного значения. Зачастую они находятся в границах одного района или даже населенного пункта и имеют существенную ценность только для него. Финансируются из бюджета той единицы самоуправления, к которой относятся.

Виды дорог по типу покрытия

По типу покрытия автомобильные трассы делятся всего на два вида: с жестким покрытием и грунтовые. Причем первые подразделяются на несколько подвидов: асфальтированные, выложенные брусчаткой, железобетонной плиткой и т. д. Грунтовые дороги вообще не имеют искусственного покрытия.

Нужно заметить, что в перечень федеральных дорог России не входит ни один грунтовый транспортный путь. Также вы не найдете ни одной такой дороги среди трасс регионального и межмуниципального значения. А вот среди местных автодорог они могут встретиться.

Типы дорог по праву собственности

По праву собственности пути сообщения подразделяются на общегосударственные, региональные и частные. Если с определением владельца общегосударственных и региональных дорог вопроса не возникает, то с частными дела обстоят несколько иначе. Так, они могут принадлежать либо какой-то организации, либо физическому лицу. Однако заметим, что практика частных трасс в России пока не сильно распространена.

В то же время следует подчеркнуть, что все дороги, которые входят в список федеральных трасс России, принадлежат государству.

Классификация по классу

Также существует классификация по классу дорог. Согласно ей, автодороги делятся на три типа: автомагистрали, скоростные и обычные трассы.

Главное отличие автомагистралей от простых скоростных дорог состоит в том, что у первого типа трасс не допускается доступ автомобильного потока на шоссе с примыканием на одном уровне, а у второго типа он возможен.

На обычных трассах установлен более низкий скоростной режим, чем на указанных выше двух. К тому же, в отличие от автомагистралей и скоростных дорог, на таких дорогах допускается пересечение с велосипедными, автомобильными и пешеходными путями в одной плоскости.

Обязательный атрибут автомагистралей и скоростных дорог - наличие четырех и более полос движения, при ширине каждой 3,75 м.

Следует учесть, что на различных своих участках одна и та же дорога может иметь различный класс.

Требуется отметить, что все из перечисленных типов автотрасс входят в перечень федеральных дорог России, а вот среди региональных шоссе автомагистрали уже отсутствуют.

Разбивка дорог по категориям

Все автомагистрали имеют категорию IA, скоростные дороги - IB, а вот обычные трассы подразделяются сразу на пять категорий - IC, II, III, IV и V. Отличие IC от всех остальных категорий обычных трасс состоит в том, что для неё требуется обязательное наличие разделительной разметки, как для автомагистралей и скоростных путей. Остальные обычного типа различаются между собой общим числом полос движения и их шириной. Кроме того, в отличие от других вариантов, трассы с категорией IV и V допускают пересечение с железнодорожными и трамвайными колеями на одном уровне.

Пути федерального значения

Теперь давайте подробнее остановимся на том, какие трассы входят в список федеральных автомобильных дорог России. В него включены абсолютно все автобаны, которые связывают Москву со столицами других государственных образований, или же соединяющие её с центральными городами регионов Российской Федерации. Кроме того, в перечень федеральных автомобильных дорог России могут входить пути, соединяющие административные центры различных регионов, если такие шоссе имеют особенную значимость. Также в данный список иногда включаются наиболее значительные соединительные дороги, в частности те, которые обеспечивают подъезды к самым большим транспортным развязкам или к коммуникациям, имеющим федеральное значение, например, к большим портам.

Федеральные дороги России имеют особое значение для транспортной системы страны.

Классификация федеральных дорог

Все дороги, входящие в перечень России, имеют свою отдельную классификацию. О ней и пойдет наш дальнейший разговор.

Федеральные дороги России делятся на два основных вида: общего пользования и европейские трассы.

Кроме того, при нумерации дорог, соединяющих Москву с иностранными столицами или центрами регионов, используется префикс М. Для тех трасс, которые соединяют центральные города регионов меду собой, применяется префикс Р. Федеральные автомобильные дороги России, имеющие огромное значение как соединительные и подъездные, нумеруются с префиксом А.

Список дорог федерального значения с префиксом М

Теперь давайте взглянем на сам перечень федеральных дорог России. Федеральные трассы общего значения, соединяющие Москву с европейскими столицами и центрами регионов, имеют следующие наименования:

  • М1 - в Минск.
  • М2 - в Ялту.
  • М3 - в Киев.
  • М4 - в Новороссийск.
  • М5 - в Челябинск.
  • М7 - в Уфу.
  • М8 - в Архангельск.
  • М9 - в Ригу.
  • М10 - в Санкт-Петербург.
  • М11 Санкт-Петербург - Москва (строится).

Список других федеральных дорог

В список федеральных автомобильных дорог Российской Федерации, которые связывают между собой центральные населенные пункты её субъектов, входят 34 трассы. К наиболее значительным из них относятся:

  • Р23 Беларусь - Санкт-Петербург.
  • Р56 Псков - Новгород.
  • Р92 Орёл - Калуга.
  • Р119 Тамбов - Орёл.
  • Р120 Беларусь - Орёл.
  • Р132 Рязань - Калуга.
  • Р208, Р209 Пенза - Тамбов.
  • Р216 Ставрополь - Астрахань.
  • Р217-«Кавказ».
  • Р239 Казахстан - Казань.
  • Р298 Курск - трасса Р22.
  • Р351 Тюмень - Екатеринбург.
  • Р402 Омск - Тюмень.
  • Р404 Ханты-Мансийск - Тюмень.
  • Р600 Иваново - Кострома.

Федеральные автомобильные дороги Российской Федерации, которые служат как соединительные и подъездные, имеют 75 наименований. Самые важные и них следующие:

  • А103 Щёлковское шоссе.
  • А109 Ильинское шоссе.
  • А113 ЦКАД.
  • А164-«Транскам».
  • А181-«Скандинавия».
  • А375-«Восток».

Европейские дороги

Кроме того, существуют федеральные дороги в России, которые имеют статус европейских транспортных путей. К ним можно отнести следующие магистрали:

  • Е18 Финляндия - Санкт-Петербург.
  • Е20 Эстония - Санкт-Петербург.
  • Е22 Латвия - Ишим.
  • Е28 Польша - Калининград - Литва.
  • Е30 Беларусь - Омск.
  • Е38 Украина - Воронеж - Казахстан.
  • Е40 Украина - Волгоград - Казахстан.
  • Е50 Украина - Махачкала.
  • Е58 Украина - Ростов-на-Дону.
  • Е77 Польша - Псков.
  • Е95 Санкт-Петербург - Беларусь.
  • Е97 Украина - Грузия.
  • Е101 Украина - Москва.
  • Е105 Норвегия - Ялта.
  • Е115 Новороссийск - Ярославль.
  • Е117 Грузия - Минеральные Воды.
  • Е119 Москва - Азербайджан.
  • Е121 Самара - Казахстан.
  • Е123 Челябинск - Казахстан.
  • Е125 Ишим - Казахстан.
  • Е127 Омск - Казахстан.

Данные федеральные автомагистрали России важны не только тем, что обеспечивают автомобильный поток внутри страны, но и гарантируют стабильную работу международного транспортного сообщения.

Азиатские маршруты

Кроме того, существуют азиатские международные дороги. В классификации они обозначаются префиксом АН. Но нужно отметить, что азиатские маршруты одновременно классифицируются также префиксами М, Р и А в зависимости от того, какое значение имеет данная трасса.

Например, трасса Р258 «Байкал», проходящая из Иркутска в Читу, является частью азиатской дороги АН6 Беларусь - Пусан (Республика Корея). Аналогично магистраль М10 Санкт-Петербург - Москва (другое название дороги - «Россия») является частью азиатской трассы АН8 Финляндия - Иран и одновременно составляющей европейского маршрута Е105 Киркенес (Норвегия) - Ялта.

Строящиеся дороги

Среди дорог, входящих в перечень федеральных трасс России, на данный момент строится только одна - М11 Санкт-Петербург - Москва. Её главной задачей будет снижение потока транспортных средств с трассы М10 «Россия», которая проходит практически параллельно и тоже соединяет две российские столицы. Согласно плану, некоторые участки новой будут платными. В 2014 году для водителей был открыт первый отрезок трассы. Ранее планировалось, что полностью магистраль будете запущена в эксплуатацию в 2018 году, но из-за наступившего экономического кризиса в стране сроки могут существенно сдвинуться.

Кроме того, существует ещё ряд интересных проектов, которые в случае реализации получили бы статус федеральных трасс. Но в настоящее время все они находятся только на стадии идеи.

Состояние дорог

Нужно отметить, что большинство федеральных дорог имеют удовлетворительное покрытие. Что же касается тех трасс, которые находятся в подчинении властей регионов и отдельных муниципалитетов, то их состояние значительно отличается. Все зависит от того, в какой части России они расположены, и сколько средств на их ремонт и восстановление могут выделить местные органы самоуправления.

Конечно, в Российской Федерации много дорог местного значения находятся в довольно неплохом состоянии, но есть и достаточное количество трасс, состояние которых просто катастрофическое, требующее немедленного ремонта полотна.

Управление федеральными трассами

Управление дорогами федерального значения возложено на плечи государственной компании «Росавтодор», или, как по-другому она называется, Федеральное дорожное агентство. Данная компания была основана в 2004 году и подчиняется напрямую Министерству транспорта РФ. С 2012 года и по настоящее время её руководителем является Роман Викторович Старовийт. «Росавтодор» оценивает качество дорог федерального значения и принимает решения о проведении ремонта в случае необходимости. Также компания составляет график плановых ремонтов дорог.

Кроме того, в 2009 году была основана государственная организация «Российские автомобильные дороги», руководителем которой является С. В. Кельбах. В управление этой организации были переданы трассы М1, М3 и М4.

Значение федеральных дорог

Трудно переоценить значение, которое для транспортной системы страны имеют федеральные дороги России. Список, представленный ранее, свидетельствует о том, что они соединяют наиболее важные для Российской Федерации населенные пункты и коммуникации. Поэтому очень важным является обеспечение их содержания в удовлетворительном виде, недопущение разрушения, правильное распределение транспортного потока.

Более того, чтобы оптимизировать поток автомобильного транспорта, следует построить ещё ряд крупных трасс федерального значения, сооружение которых, возможно, произойдет в ближайшем будущем.

  • Вопрос 5.4. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет процесс формирования системы органов, уполномоченных в области градостроительной деятельности
  • 9) Выдает разрешения на строительство и разрешения на ввод объектов в эксплуатацию в случаях, определенных пунктом 8 части 6 настоящей статьи;
  • Вопрос 5.6. Об опасениях в части возможной ликвидации органов архитектуры и градостроительства на местах
  • Вопрос 6.1. О правомочности установления Градостроительным кодексом рф обязательных квалификационных требований к должностным лицам
  • Вопрос 6.3. Об установлении квалификационных требований к физическим и юридическим лицам посредством механизмов саморегулирования
  • Ответы на вопросы к главе 3 градостроительного кодекса российской федерации "территориальное планирование"
  • Вопрос 7.1. О заданных фактах, предопределяющих неизбежность выбора реальных, а не мнимых способов обеспечения комплексности территориального планирования
  • Вопрос 7.2. О гипотетическом наличии двух подходов и реальности только одного подхода к обеспечению комплексности территориального планирования в условиях федеративного государства
  • Вопрос 7.3. О концептуальном принципе ГрК рф от 29.12.04, согласно которому на локальных территориях одновременно могут осуществлять территориальное планирование органы власти трех уровней
  • Вопрос 8.3. Об определении ГрК рф от 29.12.04 оснований для принятия решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Вопрос 8.4. О дифференциации полномочий на две группы - полномочия, для реализации которых допускается принудительный выкуп недвижимости, и полномочия, для реализации которых он не допускается
  • Вопрос 8.5. Об определении содержания объектов различного значения - федерального, регионального, местного
  • Вопрос 9.1. О том, как заставить не делать то, что может дезорганизовать территориальное развитие
  • Вопрос 9.2. О том, как побудить делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки
  • Вопрос 9.3. О том, как в документах территориального планирования отображается с необходимой полнотой вся информация о развитии территории
  • Вопрос 10.2. О составе документов территориального планирования
  • Вопрос 10.3. О том, как в законе субъекта рф может определяться состав генерального плана поселения, городского округа
  • 13. На схеме 7 - схеме развития объектов транспортной инфраструктуры:
  • 2) Отображаются:
  • 14. На схеме 8 - схеме развития иных объектов, включая объекты социального обслуживания:
  • 2) Отображаются:
  • 16. Каждая из схем генерального плана может быть представлена в виде:
  • 2. План реализации генерального плана подготавливается на основании и с учетом:
  • 3. В плане реализации генерального плана содержатся:
  • 6. План реализации генерального плана утверждается на срок не менее чем два года, по истечении которого подготавливается новый план на следующий срок продолжительностью не менее двух лет.
  • 7. На основании и с учетом плана реализации генерального плана может подготавливаться программа реализации генерального плана на срок не менее чем пять лет.
  • Вопрос 13.1. О том, что такое государственная экспертиза, и о необходимости разделения экспертизы документов градостроительного проектирования и проектной документации
  • Вопрос 13.2. О том, как решались вопросы государственной экспертизы документов градостроительного проектирования в ГрК рф от 07.05.98 и как они решаются ГрК рф от 29.12.04
  • Вопрос 13.3. О содержании компромиссного решения о государственной экспертизе документов территориального планирования, закрепленного в ГрК рф от 29.12.04
  • Вопрос 13.4. О проведении государственной экспертизы документов территориального планирования и документации по планировке территории на переходном этапе
  • Вопрос 14.1. О положениях, позициях, которые согласно ГрК рф от 07.05.98 должны были входить в состав государственных градостроительных нормативов и правил
  • Вопрос 14.2. О "внутренней" структуре государственных градостроительных нормативов и правил, их "внешнем" соответствии иным нормативам согласно ГрК рф от 07.05.98
  • Вопрос 14.3. О формально-юридическом статусе государственных градостроительных нормативов и правил согласно ГрК рф от 07.05.98
  • Вопрос 14.4. О содержании, статусе и составе региональных и местных нормативов градостроительного проектирования согласно ГрК рф от 29.12.04
  • Вопрос 14.5. О технологии территориального планирования в части соблюдения требований безопасности в период отсутствия принятых посредством законов технических регламентов
  • Часть 2 ст. 49 ГрК рф от 07.05.98:
  • Часть 2 ст. 50 ГрК рф от 07.05.98:
  • Вопрос 15.3. О том, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы упущены вопросы установления, изменения границ населенных пунктов - границ "земель поселений"
  • Вопрос 15.4. О принципе косвенного давления - через последствия - на публичную власть в целях принуждения к осуществлению градостроительной деятельности и поднятия ее статуса
  • Вопрос 16.1. О том, как в законе субъекта рф могут детализироваться нормы ГрК рф от 29.12.04 об обязательной совместной подготовке документов территориального планирования
  • Вопрос 16.2. О том, можно ли в целях совместной подготовки документов территориального планирования привлечь одного подрядчика для подготовки различных документов территориального планирования
  • Ответы на вопросы к главе 4 градостроительного кодекса российской федерации "градостроительное зонирование"
  • Вопрос 19.1. Об исходном основании, общем для двух возможных подходов к пониманию содержания градостроительного зонирования
  • Вопрос 19.2. О содержании правового подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
  • Вопрос 19.3. О содержании административно-технологического подхода к пониманию и осуществлению градостроительного зонирования
  • Вопрос 19.4. О проявлениях административно-технологического подхода к пониманию градостроительного зонирования
  • Вопрос 20.1. О преемственности норм ГрК рф от 07.05.98 и ГрК рф от 29.12.04 в части соотношения функционального и градостроительного зонирования
  • Вопрос 20.2. О том, почему в генеральных планах поселений, городских округов выполняется функциональное зонирование, а в других документах территориального планирования - нет
  • Вопрос 23.2. О последствиях установления ограничений использования недвижимости посредством санитарно-защитных и водоохранных зон
  • Вопрос 24.1. О том, почему действие градостроительного регламента не распространяется на объекты культурного наследия
  • Вопрос 24.2. О принципиальном отличии технологии установления зон охраны объектов культурного наследия от технологии установления санитарно-защитных и водоохранных зон
  • Вопрос 24.4. О том, по каким организационным схемам должно происходить отражение зон ограничений в генеральных планах поселений, городских округов
  • Вопрос 24.6. О том, как должны отражаться в правилах землепользования и застройки зоны ограничений и должны ли органы местного самоуправления утверждать зоны ограничений
  • Вопрос 24.9. О некоторых противоречиях и пробелах законодательства об объектах культурного наследия
  • Вопрос 25.1. О документах - основаниях для подготовки проекта правил землепользования и застройки
  • Вопрос 25.2. О субъектах работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки
  • Вопрос 25.3. О проверке подготовленного проекта, публичных слушаниях и утверждении правил землепользования и застройки
  • Вопрос 26.2. Об основных типологических видах градостроительного зонирования и их обобщенных характеристиках
  • Вопрос 26.3. О множественности путей введения градостроительного зонирования и его типологических особенностях, модифицированных применительно к российским условиям
  • Ответы на вопросы к главе 5 градостроительного кодекса российской федерации "планировка территории"
  • Вопрос 27.1. О видах документации по планировке территории
  • Вопрос 27.2. Об особенностях подготовки документации по планировке территории различными органами публичной власти
  • Вопрос 27.3. О том, как соотносится планировка территории с предшествующими действиями по территориальному планированию и градостроительному зонированию
  • Вопрос 27.4. Об особенностях подготовки документации по планировке территории в переходный период и после его окончания
  • Вопрос 27.5. О соотношении правил землепользования и застройки и документации по планировке территории
  • Вопрос 27.6. О том, как соотносится планировка территории с последующими действиями по архитектурно-строительному проектированию и строительству
  • Вопрос 27.7. О том, что действия по планировке территории осуществляются применительно ко всем территориям
  • Вопрос 27.8. О том, когда не требуется подготовка документации по планировке территории
  • Вопрос 28.1. О выделении элементов планировочной структуры
  • Вопрос 28.2. Об установлении параметров планируемого развития элементов планировочной структуры и составе проектов планировки
  • Вопрос 29.2. О "вхождении" на занятую правами третьих лиц застроенную территорию
  • Вопрос 29.3. О "вхождении" на свободную, не обремененную правами третьих лиц, незастроенную и неразмежеванную территорию
  • Вопрос 30.1. Об определении понятия "межевание"
  • Вопрос 30.2. О составе проектов межевания
  • Вопрос 31.1. О подготовке градостроительных планов земельных участков в виде отдельных документов
  • Вопрос 31.2. О назначении градостроительных планов земельных участков и о содержащейся в них информации
  • Вопрос 31.3. О форме градостроительного плана земельного участка
  • Вопрос 31.4. О том, какие случаи должны быть отражены в форме градостроительного плана земельного участка при подготовке его в составе документации по планировке территории
  • Вопрос 33.1. Относительно того, что в ГрК рф от 29.12.04 якобы не упоминается тема выделения земельных участков, необходимых для государственных или муниципальных нужд
  • Вопрос 33.2. О том, что ГрК рф от 29.12.04 якобы должен предоставить субъектам Российской Федерации полномочия относительно резервирования земель, земельных участков
  • Вопрос 34.1. О последовательных стадиях обеспечения застройки объектами социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры
  • Вопрос 34.2. О неверном утверждении, согласно которому отсутствие проектов планировки не является препятствием для разработки проектов межевания и градостроительных планов земельных участков
  • Вопрос 35.1. О действиях органов власти по упорядочению и развитию планировочной структуры города
  • Вопрос 35.2. О контроле органов власти за деятельностью частных лиц при разделении, объединении, изменении границ земельных участков
  • Вопрос 36.1. О градостроительной подготовке земельных участков из состава государственных или муниципальных земель
  • Вопрос 36.2. О выделении публичных земель посредством градостроительной подготовки земельных участков
  • Ответы на вопросы к главе 6 градостроительного кодекса
  • Российской федерации "архитектурно-строительное
  • Проектирование, строительство, реконструкция объектов
  • Капитального строительства"
  • Вопрос 37.1. О том, как ГрК рф от 29.12.04 определяет права
  • Вопрос 37.2. О том, как некоторыми региональными актами неверно определяются права публичных и частных субъектов в отношении документов градостроительного проектирования и проектной документации
  • Вопрос 37.3. О том, как нормы региональных актов демонстрируют экономические мотивации, оправдывающие необходимость региональной системы проектирования, противоречащей федеральному законодательству
  • Вопрос 38.1. О том, во всех ли без исключения случаях государство должно проводить государственную экспертизу проектной документации
  • Вопрос 38.2. О том, что изменил ГрК рф от 29.12.04 в отношении государственной экспертизы проектной документации и почему такие изменения неизбежно должны быть сделаны
  • Вопрос 38.3. О том, как законодательно определен переход к новой системе организации государственной экспертизы проектной документации
  • Вопрос 39.1. О правовом статусе и содержании разрешения на строительство
  • Вопрос 39.2. О том, уполномоченные органы каких уровней власти, в каких случаях и на строительство каких объектов выдают разрешения
  • Вопрос 39.3. Об особенностях выдачи разрешений на строительство органами местного самоуправления
  • Вопрос 39.4. О сроке действия разрешения на строительство, его переоформлении и продлении
  • Вопрос 39.5. О правовом статусе и содержании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию
  • Вопрос 40.1. О том, что подготовка проектной документации не требуется при индивидуальном жилищном строительстве
  • Вопрос 40.2. О том, как должен осуществляться контроль за действиями в случаях, когда ГрК рф от 29.12.04 не предусмотрена выдача разрешений на строительство
  • Вопрос 41.1. Об основных положениях применительно к техническим условиям и информации о плате за подключение
  • Вопрос 41.2. О том, что такое заранее подготовленные содержательные основания для определения технических условий и информации о плате за подключение
  • Ответы на вопросы к главе 7 градостроительного кодекса российской федерации "информационное обеспечение градостроительной деятельности"
  • Вопрос 42.1. О соотношении положений ГрК рф от 29.12.04 и ГрК рф от 07.05.98 в части правовой логики построения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности
  • Вопрос 42.2. О мнимой утрате органами государственной власти инструментов и методов информационного обеспечения градостроительной деятельности в связи с новеллами ГрК рф от 29.12.04
  • Вопрос 43.1. О том, почему ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности должно осуществляться именно на местном уровне
  • Вопрос 43.2. Об отличии информационных систем обеспечения градостроительной деятельности от архивов документов в области градостроительной деятельности
  • Вопрос 44.1. О том, включают ли информационные системы обеспечения градостроительной деятельности сведения о документах или копии самих документов
  • Вопрос 45.1. О дежурных планах и картах
  • Вопрос 45.2. О якобы негативных последствиях для субъектов Российской Федерации, возникающих вследствие упразднения государственного градостроительного кадастра
  • Ответы на вопросы к главе 8 градостроительного кодекса российской федерации "ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности"
  • Ответы на вопросы к главе 9 градостроительного кодекса
  • Вопрос 47.1. Об оценке ситуации с позиции применения законодательных норм
  • Вопрос 47.2. Об оценке ситуации с позиции содержания действующих законодательных норм
  • Федеральный закон о введении в действие
  • Вопрос 8.5. Об определении содержания объектов различного значения - федерального, регионального, местного

    Понятие "объекты федерального, регионального, местного значения" использовались без расшифровки их значения и в ГрК РФ от 07.05.98, и в других законах. В ГрК РФ от 29.12.04 эти понятия также используются без определения того, что это такое. В данной связи возникает ряд вопросов:

    Почему они не определены в ГрК РФ от 29.12.04;

    Как они могли или должны были бы определяться в законодательстве при его дополнении в будущем ныне отсутствующими нормами;

    Как оперировать этими понятиями в настоящее время, когда в законодательстве отсутствуют соответствующие определения.

    Попытаемся ответить на эти вопросы.

    С каких содержательных позиций-оснований подходить к определению понятий "объекты федерального, регионального, местного значения"?

    Существование трех различных уровней власти предопределяет наличие группы объектов, необходимых для каждого из этих трех уровней. Какова природа разделения объектов на три группы? Содержание различий определяется сочетанием трех составляющих:

    1) политико-административной;

    2) технологической;

    3) бюджетной.

    Особенности указанного сочетания наглядно проявляются в отношении трех групп объектов, выделенных при рассмотрении "вопроса о дифференциации полномочий на две группы - полномочия, для реализации которых допускается принудительный выкуп недвижимости, и полномочия, для реализации которых он не допускается".

    Применительно к первой группе объектов (объекты, не являющиеся линейными объектами инфраструктурного обеспечения и связанные с использованием атомной энергии, обороной и безопасностью, космической деятельностью, обеспечением статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации) доминирует политико-административная составляющая. Здесь не возникает проблем с тем, отнести ли такие объекты к объектам федерального или регионального значения. Ответ очевиден.

    Применительно ко второй и третьей группам объектов на первое место выходит связка технологической и бюджетной составляющих. То есть технологические характеристики определенных объектов (например, показатели их мощности, пропускной способности) увязываются с объемом их нагрузки на бюджет и способностью, обязанностью соответствующих субъектов бюджетного процесса (субъектов различных уровней публичной власти) нести эту нагрузку путем выделения соответствующих средств и обеспечения строительства соответствующих объектов. Таким образом, слово "значение" (федеральное, региональное или местное) непосредственно отвечает на вопрос: кто (какой уровень публичной власти), за строительство чего (каких конкретно объектов, дифференцируемых по их технологическим характеристикам) отвечает своим бюджетом.

    Почему понятие "объекты федерального, регионального, местного значения" не определены в ГрК РФ от 29.12.04?

    Представленные выше содержательные позиции-основания для определения понятий "объекты федерального, регионального, местного значения" делают понятным ответ на данный вопрос. Формулируется он следующим образом:

    1) определение понятий "объекты федерального, регионального, местного значения" может быть дано только как результат увязки двух содержательных позиций:

    Единой классификации по технологическим признакам (мощности, пропускной способности, вместимости) объектов, строительство которых финансируется из бюджетных источников;

    Распределения классифицированных по указанным технологическим признакам объектов по бюджетам различных уровней ("привязка объектов к бюджетам") с учетом принципов формирования и планируемого развития бюджетной системы в части доходных источников и их существующих и прогнозируемых объемов;

    2) в свете сказанного выше становится очевидным следующее:

    По причине того, что процесс реформирования административной и бюджетной систем в стране находится в начальной стадии, на текущий момент отработка двух указанных содержательных позиций должна рассматриваться как задача нахождения окончательного решения, которого сейчас пока нет;

    Определение понятий "объекты федерального, регионального, местного значения" выходит за рамки предмета ГрК РФ от 29.12.04 и может фиксироваться в нем в порядке внесения дополнений, выработанных в результате решения поставленной задачи в области совершенствования бюджетного законодательства.

    Таким образом, задача определения в ГрК РФ от 29.12.04 понятий "объекты федерального, регионального, местного значения" не может рассматриваться как непосредственная задача именно этого федерального закона, и поэтому она в принципе не могла быть решена на этапе его подготовки. Это задача, которую предстоит решать в дальнейшем путем комплексного совершенствования не только и не столько законодательства о градостроительной деятельности как такового, а всей системы российского законодательства.

    Как понятие "объекты федерального, регионального, местного значения" могло или должно было бы определяться в законодательстве при его дополнении в будущем ныне отсутствующими нормами?

    Имеются три возможных способа решения этого вопроса - посредством:

    Законодательного установления перечня с характеристиками соответствующих объектов;

    Использования процедур определения таких объектов в процессе территориального планирования;

    Сочетания и перечня, и процедур.

    Рассмотрим преимущества и недостатки каждого способа.

    Способ определения объектов федерального, регионального, местного значения посредством законодательного установления перечня с характеристиками соответствующих объектов. Суть данного способа мы раскрыли выше при обсуждении вопроса о том, почему понятие "объекты федерального, регионального, местного значения" не определено в ГрК РФ от 29.12.04. Гипотетическое преимущество способа в том, что с его помощью можно было бы раз и навсегда формализовать данный процесс, а также сделать предельно ясным и простым процесс взаимодействия органов публичной власти различных уровней при осуществлении ими территориального планирования.

    Этот способ может использоваться в качестве универсального и единственного при условии выполнения двух требований:

    1) перечень дифференцирован с учетом разнообразия специфики различных регионов огромной страны. Не следует забывать об относительности понятия "значимость". В развитых регионах и большой объект может оказаться не столь уж значимым и должен быть отнесен, скажем, к объектам не регионального, а местного значения. В удаленных и депрессивных регионах - наоборот: и малому объекту может быть придано значение федерального (например, дорога малой пропускной способности, но исключительной значимости с точки зрения решения проблемы безопасности или освоения новых месторождений полезных ископаемых);

    2) перечень позволяет решать вопросы изменения значимости во времени.

    Выполнение первого требования не наталкивается на непреодолимые препятствия теоретического и методологического характера, за исключением одного - предложенная законом степень дифференциации может оказаться недостаточной, что усложнит процесс территориального планирования.

    Другое дело - выполнение второго условия. Поскольку перечень устанавливается законом, то учет динамики изменений значимости во времени должен сопровождаться периодическими внесениями изменений в закон. Поскольку потребность в изменениях может возникать достаточно часто, внесение их в закон всегда будет запаздывать и не может быть гарантированным.

    Таким образом, по указанным причинам рассмотренный способ не может быть признан универсальным и единственным. Значит, он должен сочетаться с процедурами, которые позволят вводить необходимые и оперативные уточнения, обусловленные спецификой территориального планирования в соответствующих регионах страны.

    Способ определения объектов федерального, регионального, местного значения посредством использования процедур определения таких объектов в процессе территориального планирования. С точки зрения перспектив развития системы территориального планирования, которая в части правовых основ находится на начальной стадии формирования в Российской Федерации (что необходимо признать), такой способ может применяться только как дополнение к способу, описанному выше. Поскольку в нынешних условиях установленный посредством закона перечень соответствующих объектов пока отсутствует, процедурный способ должен рассматриваться как переходный, и поэтому особенности его применения рассмотрены ниже, при обсуждении вопроса о том, как оперировать понятиями "объекты федерального, регионального, местного значения" в настоящее время, когда в законодательстве отсутствуют соответствующие определения.

    Способ определения объектов федерального, регионального, местного значения посредством сочетания и перечня, и процедур. Понятно, что возможность применения такого способа возникнет тогда, когда будет введен в действие установленный законом перечень. Поэтому, не входя в детальное рассмотрение особенностей применения этого способа, следует охарактеризовать базовые положения, на которых он должен быть основан. В качестве примера возьмем подготовку проекта генерального плана поселения.

    1. Орган местного самоуправления поселения в своем генеральном плане устанавливает (утверждает) границы зон планируемого размещения объектов местного значения, определенных в соответствии с законодательством. При этом в обязательном порядке в генеральном плане отображаются (не утверждаются) границы зон планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, регионального значения - при наличии утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования муниципального района, субъекта Российской Федерации. При отсутствии указанных документов в генеральном плане могут отображаться предложения по расположению границ зон планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, регионального значения.

    2. Реализация решений документов территориального планирования по размещению и строительству объектов регионального и местного значения может осуществляться автономно каждым уровнем публичной власти в строгом соответствии с определениями этих объектов, даваемыми законом, а также в соответствии с планами реализации документов территориального планирования. Наряду с автономными действиями может осуществляться и реализация документов территориального планирования таким образом, что при определенных условиях и при соблюдении определенных процедур органы публичной власти вышестоящего уровня (муниципального района, субъекта РФ) берут на себя финансовые обязательства или часть финансовых обязательств по обеспечению строительства определенных объектов местного значения поселения. Такого рода действия осуществляются при соблюдении следующих принципов:

    а) органы публичной власти нижестоящего уровня - поселений и городских округов могут обеспечивать своим бюджетом только строительство объектов местного значения поселений и городских округов в соответствии с утвержденными генеральными планами, планами реализации генеральных планов, увязанными с объемами бюджетного финансирования на каждый текущий и предстоящий финансовый год;

    б) органы публичной власти вышестоящего уровня - муниципального района, субъекта РФ могут обеспечивать своим бюджетом не только строительство объектов местного значения муниципального района, регионального значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, планами реализации таких документов, увязанными с объемами бюджетного финансирования на каждый текущий и предстоящий финансовый год, но и строительство определенных объектов местного значения поселений, городских округов на основании:

    Формализованных в соответствии с законом (федеральным и/или региональным) расчетных процедур, определяющих возможность финансовой помощи в установленных законом случаях;

    Совместных планов и программ реализации документов территориального планирования, утверждаемых в соответствующей части представителями исполнительной власти различных уровней - поселения, городского округа, муниципального района, субъекта РФ.

    Как оперировать понятием "объекты федерального, регионального, местного значения" в настоящее время, когда в законодательстве отсутствуют соответствующие определения?

    На основании предъявленных выше аргументов необходимо со всей определенностью сказать, что описанный выше процедурный способ является:

    1) переходным в том смысле, что применяется до введения в действие посредством федерального закона соответствующего перечня, увязывающего технологические характеристики определенных объектов с финансовыми обязательствами соответствующих уровней публичной власти по обеспечению их размещения и строительства;

    2) объективно необходимым переходным этапом - его необходимость определяется не мнимой недоработанностью ГрК РФ от 29.12.04, а иными обстоятельствами общесистемного характера, которые были раскрыты выше.

    К сожалению, еще достаточно часто приходится сталкиваться с тем, что второе положение не встречает понимания. И дело не столько в нежелании понять, сколько в позиции, которая определяется так: "все сразу и немедленно, в противном случае лучше вообще ничего".

    Подобная позиция есть не что иное, как объективное игнорирование того обстоятельства, что принципиально невозможно одноразовым действием (посредством принятия одного закона - в данном случае Градостроительного кодекса РФ) наладить запущенную область правового регулирования градостроительной деятельности. Запущенную не только и не столько по причине неупорядоченности, неопределенности и противоречивости ранее действовавшего законодательства о градостроительной деятельности, сколько по объективной причине комплексности такого законодательства, когда даже минимальные действия по его совершенствованию неизбежно влекут за собой действия по упорядочению иных видов законодательства или формируют "заказ" на такое упорядочение. Этот заказ не может быть выполнен сразу, в том числе и по причине противостояния ему, нежелания признать его необходимость и выполнять его.

    Положение о том, что совершенствование законодательства о градостроительной деятельности провоцирует в позитивном смысле совершенствование иных законов, уже иллюстрировалось в данной работе и будет иллюстрироваться в дальнейшем на конкретных примерах.

    Отвечая на вопрос, как оперировать понятием "объекты федерального, регионального, местного значения", когда в законодательстве отсутствуют соответствующие определения, рассмотрим в качестве примера, как и ранее, подготовку проекта генерального плана поселения. При этом будем иметь в виду самую неблагоприятную ситуацию, когда проект подготавливается в отсутствие документов территориального планирования и муниципального района, и субъекта Российской Федерации.

    В рамках такой неблагоприятной ситуации следует рассмотреть:

    1) благоприятный случай совместной подготовки проекта генерального плана соответствующим органом местного самоуправления поселения (городского округа) и документов территориального планирования муниципального района и субъекта Российской Федерации;

    2) неблагоприятный случай, когда проект генерального плана подготавливается автономно соответствующим органом местного самоуправления поселения (городского округа) без параллельной подготовки документов территориального планирования муниципального района и субъекта Российской Федерации.

    "Благоприятный случай" совместной подготовки проекта генерального плана соответствующим органом местного самоуправления поселения (городского округа) и документов территориального планирования муниципального района и субъекта РФ. Последовательность действий может быть следующей:

    1) орган местного самоуправления поселения или городского округа, начиная подготовку генерального плана, руководствуется нормами статьи 27 ГрК РФ от 29.12.04 и инициирует параллельный процесс - совместную подготовку документов территориального планирования с участием соседних поселений, городских округов, а также муниципального района и субъекта РФ. При этом:

    Решения о совместной подготовке документов территориального планирования могут приниматься в факультативном порядке или в обязательном порядке - в случаях, когда в соответствии с ч. 6 ст. 27 ГрК РФ от 29.12.04 не допускается отказ от совместной подготовки документов территориального планирования;

    В зависимости от конкретных обстоятельств подготовка документов территориального планирования муниципального района, субъекта РФ может осуществляться полномасштабно (комплексно по всем вопросам и применительно ко всей территории юрисдикции соответствующего органа публичной власти) или частично (не по всем вопросам и применительно не ко всей территории юрисдикции соответствующего органа публичной власти, а лишь к ее части в соответствии с потребностями развития определенного муниципального образования);

    2) в процессе совместной подготовки документов территориального планирования разработчики, представители соответствующих органов публичной власти совместно:

    В составе проектов документов территориального планирования подготавливают и обосновывают (в том числе путем фиксации в картографических материалах) предложения о распределении и последовательности строительства объектов местного значения поселения, городского округа, объектов местного значения муниципального района, а также объектов регионального значения;

    Подготавливают и обосновывают предложения к плану (программе) реализации документов территориального планирования, в том числе в части первоочередных объектов, источников, объемов и сроков финансирования работ по подготовке к строительству и финансирования строительства объектов различного значения;

    3) после утверждения в установленном порядке совместно подготовленных документов территориального планирования и планов (программ) реализации документов территориального планирования:

    Орган местного самоуправления поселения, городского округа обеспечивает, используя средства своего бюджета, работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения поселения, городского округа (определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации);

    Орган местного самоуправления муниципального района обеспечивает, используя средства своего бюджета, работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения муниципального района (определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации). При этом планами реализации указанных документов может быть определено финансирование или участие в финансировании строительства определенных объектов местного значения поселения из средств бюджета муниципального района;

    Уполномоченный государственный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обеспечивает с использованием средств бюджета субъекта Российской Федерации работы по подготовке к строительству и строительство объектов регионального значения (определенных в процессе совместной подготовки документов территориального планирования и планов их реализации). При этом планами реализации указанных документов может быть определено финансирование или участие в финансировании строительства определенных объектов местного значения поселения, городского округа, муниципального района из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

    Неблагоприятный случай: проект генерального плана подготавливается автономно соответствующим органом местного самоуправления поселения или городского округа без параллельной подготовки документов территориального планирования муниципального района и субъекта РФ. Последовательность действий:

    1) орган местного самоуправления поселения или городского округа обеспечивает автономную подготовку проекта генерального плана по причине того, что:

    Предложения о совместной подготовке документов территориального планирования не направлялись органам публичной власти иных административно-территориальных образований;

    Был получен отказ на предложения о совместной подготовке документов территориального планирования, направленные органам публичной власти иных административно-территориальных образований, - в случаях, когда не допускается отказ от указанных предложений;

    2) в процессе подготовки проекта генерального плана подготавливаются и обосновываются (в том числе путем фиксации в картографических материалах) предложения о последовательности строительства объектов:

    Местного значения поселения, городского округа, применительно к которым не возникает вопросов относительно их значения, а также относительно обязательств органов местного самоуправления поселения, городского округа по обеспечению строительства данных объектов из средств соответствующих бюджетов;

    Местного значения муниципального района, регионального значения, применительно к которым возникают вопросы относительно их отнесения к объектам соответствующего значения, а также относительно обязательств органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению строительства таких объектов из средств соответствующих бюджетов;

    3) в процессе подготовки и согласования проекта генерального плана с органами местного самоуправления муниципального района (если речь идет о генеральном плане поселения), органами государственной власти субъекта Российской Федерации согласовываются предложения о распределении и последовательности строительства объектов местного значения муниципального района, регионального значения, применительно к которым возникают вопросы относительно их отнесения к объектам соответствующего значения, а также относительно обязательств органов местного самоуправления муниципального района, органов государственной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению строительства таких объектов из средств соответствующих бюджетов;

    4) в составе генерального плана поселения, городского округа утверждаются положения о зонах планируемого размещения и последовательности строительства:

    Объектов местного значения поселения, городского округа, применительно к которым на стадии подготовки проекта генерального плана не возникли вопросы относительно их значения, а также относительно обязательств органов местного самоуправления поселения, городского округа по обеспечению их строительства из средств бюджета поселения, городского округа;

    Иных объектов, относительно которых в процессе согласования соответствующих предложений с органами местного самоуправления муниципального района, органами государственной власти субъекта Российской Федерации были приняты решения об отнесении их к объектам местного значения поселения, городского округа с признанием обязательств органов местного самоуправления поселения, городского округа по обеспечению строительства таких объектов из средств бюджета поселения, городского округа;

    5) после утверждения в установленном порядке генерального плана поселения, городского округа, а также плана (программы) реализации генерального плана:

    Орган местного самоуправления поселения, городского округа обеспечивает с использованием средств своего бюджета работы по подготовке к строительству и строительство объектов местного значения поселения, городского округа;

    Орган местного самоуправления муниципального района (в случае подготовки генерального плана поселения), органы государственной власти субъекта Российской Федерации используют содержащиеся в составе обосновывающих материалов к утвержденному генеральному плану поселения, городского округа предложения о зонах планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов регионального значения.

    Рассмотрение всех благоприятных и неблагоприятных случаев позволяет сделать следующий вывод: факт отсутствия в федеральном законодательстве формального определения понятия "объекты федерального, регионального и местного значения" не блокирует процесс территориального планирования, не создает правовых препятствий для осуществления действий публичной власти в этом направлении.

    Следует отметить еще одно обстоятельство, касающееся правовой возможности опережающих действий на региональном уровне. При наличии соответствующей инициативы и до того, как на федеральном уровне будет решена задача, сформулированная при обсуждении вопроса о том, почему понятие "объекты федерального, регионального, местного значения" не определены в ГрК РФ от 29.12.04, эту задачу можно решать в определенной части на региональном уровне, а именно:

    Подготовить классификацию по технологическим признакам (мощности, пропускной способности, вместимости) объектов, строительство которых должно финансироваться из регионального бюджета, бюджетов муниципальных районов, бюджетов поселений, городских округов;

    Распределить классифицированные по указанным технологическим признакам объекты по бюджетам различных уровней (привязка объектов к бюджетам) с учетом принципов формирования и планируемого развития бюджетов на региональном и местном уровнях в пределах соответствующих субъектов Российской Федерации в части доходных источников, их существующих и прогнозируемых объемов.

    Вопрос (9) о законодательном установлении способов

    обеспечения комплексности территориального

    планирования при взаимодействии органов

    публичной власти различных уровней

    Этот вопрос распадается на две составляющие, которые условно можно назвать негативной и позитивной. Негативная часть вопроса: как заставить органы публичной власти различных уровней не делать то, что может дезорганизовать территориальное развитие? Позитивная часть: как побудить органы публичной власти различных уровней делать то, что обеспечит рациональную организацию территории и реализацию планов в приемлемые сроки?

    Объекты регионального значения

    "...19) объекты регионального значения - объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации, решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, и оказывают на социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации. Виды объектов регионального значения в указанных в части 3 статьи 14 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, определяются законом субъекта Российской Федерации;..."

    Источник:

    "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 12.11.2012)


    Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

    Смотреть что такое "Объекты регионального значения" в других словарях:

      Объекты, обладающие историко архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;... Источник: Федеральный закон от 25.06.2002 N 73 ФЗ (ред. от 12.11.2012)… … Официальная терминология

      Объекты культурного наследия - (ОКН) памятники истории и культуры народов Российской Федерации объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной… … Википедия

      Объекты культурного наследия - объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий,… … Экологическое право России: словарь юридических терминов

      Список организаций, регистрирующих объекты Всемирного наследия - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Шаблон:Dynamic list По всему миру существуют множество … Википедия

      ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ И ТЕРРИТОРИИ - участки земли и водного пространства, которые имеют особое научное, культурное, эстетическое. рекреационное и оздоровительное значение и изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного оборота с… … Энциклопедия юриста

      Аммониты (значения) - Не следует путать с амманитами. Не следует путать с Аманитовыми. Под этим словом в разных областях науки понимаются принципиально разные объекты: Аммониты разновидность промышленных взрывчатых веществ. Аммонитяне или аммониты (евр. עַמּוֹן)… … Википедия

      Елец (особая экономическая зона регионального уровня) - У этого термина существуют и другие значения, см. Елец (значения). Коллаж Елецкой панорамы «Елец» особая экономическая зона регионального уровня туристско рекреационного типа в Ельце Липецкой области. Имеет региональное значение, расположена на… … Википедия

      Энциклопедия права

      НП 064-05: Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии - Терминология НП 064 05: Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на объекты использования атомной энергии: 1. Воздействие действие физическое (механическое или влияние), оказываемое на здания, сооружения, системы, элементы … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

      Особо охраняемые водные объекты - (англ. specially guarding water objects) в РФ природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Согласно ст. 118 ВК РФ* О.о.в.о. полностью или частично,… … Большой юридический словарь