Биографии Характеристики Анализ

История улицы кубанской что такое кубань. История кубанской земли начало истории кубани кубань начала свое развитие еще в тот момент, когда люди впервые узнали о бронзе, и со временем стала одним из центров, который имел особое значение для мировой истори

И Кавказу. Несмотря на благоприятные природные условия, Краснодарский край до присоединения к России был практически не освоен. А связано это в первую очередь с систематическими набегами воинственных горцев на селения местных земледельцев. Первые поселения на Кубанской земле появились не позднее, чем 10 тысяч лет назад. Многочисленные дольмены, встречающиеся на территории Краснодарского края, свидетельствуют о жизни здесь в эпоху каменного века.

Краснодарский край в античные времена

В античное время здесь основывали колонии древние греки. Адыгейские племена расселились здесь в середине второго тысячелетия до нашей эры. В Средние века были основаны колонии генуэзских купцов, поддерживавших связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить на Кубань свое влияние.
Впервые славяне появились здесь в 10 веке. Русский город Тмутаракань на Северном Кавказе просуществовал до монголо-татарского нашествия. В начале 18 века на Кубани оседают старообрядцы-некрасовцы - сторонники казацкого вождя Игната Некрасова. Планомерное заселение Кубани российскими подданными началось после побед России в войнах с Турцией во второй половине 18 века. Екатерина II переселила на Кубань Запарожское казачье войско. В 19 веке между Турцией и Россией был произведен обмен населением - из Турции были выселены православные (греки и болгары), из Северного Кавказа - черкесы, исповедующие ислам.
Территория края сложилась из части территорий, занимаемых до революции Кубанской областью и Черноморской губернией. Две административные единицы были объединены в Кубанско-Черноморскую область, которая в 1920 году занимала территорию 105 тысяч кв. км. В 1924 году был образован Северо-Кавказский край с центром в Ростове-на-Дону, а в 1934 году он разделился на Азово-Черноморский (центр - Ростов-на-Дону) и Северо-Кавказский (центр - Ставрополь) края. 13 сентября 1937 года Азово-Черноморский край разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. В 1991 году Адыгейская автономная область выделена из состава края и была преобразована в Республику Адыгея в составе Российской Федерации.

Первобытная Кубань

Первые обитатели в давние-давние времена на территории современной Кубани появились еще полтора миллиона лет назад! И были ими неандертальцы эпохи палеолита, чьи стоянки ученые, в том числе и российские обнаружили в разное время в результате последовательных и кропотливых раскопок. На смену первобытным пришли уже близкие к современным люди. И случилось это, как его еще называют, в каменном веке. Помните — острые наконечники для стрел из кремня, кости, раковин, рогов, твердых пород дерева?! А наскальные рисунки сценок охоты, отдельных животных, выполненных охрой или выбитых прямо по камню, и дошедших до наших дней?!
На смену каменному пришел век бронзовый (неолит), связанный, с так называемой, майкопской культурой. В 1897 году близ Майкопа и Тамани нашли захоронение, как полагают, знатного вождя с ювелирными украшениями на одеждах из золота и серебра, бронзы, бирюзы, сердоликовые бусы. Захоронение явствует о том, что жители Тамани хорошо были знакомы со многими ремеслами. А предыдущие исследования показали, что на территории были развиты скотоводство, охота, производились керамические и гончарные изделия.
Эпоха железа относится к первому тысячелетию новой эры. Ученые считают, что прародители ее у нас выходцы из Малой Азии и Закавказья. Вполне вероятно, что добрались до Кубани морским путем. Это — греки, малазийцы, киммерийцы, скифы, другие племена. Но факт остается фактом — в ту эпоху на Кубани уже было развито земледелие, скотоводство, рыболовство, ремесленники из железа ковали доспехи, орудия труда, обрабатывали металл. Ну, а за железным веком пришли времена, уже предшествующие нам. Когда человек стал высокоразвитым цивилизованным существом.

Царства и Империи на Кубани

Да, действительно, на территории Краснодарского края некогда существовали могущественные царства. В частности, в пятом веке — Боспорское . Протянулось оно от нынешних Феодосии (Крым) до Ростова-на-Дону и Новороссийска. В его состав входила и Горгиппия, сегодняшняя Анапа, которой по разным первоисточникам два с половиной тысячелетия! В городе-курорте есть раскоп — музей под открытым небом Горгиппия с подвалами, фрагментам и улиц, склеп Геракла с хорошо сохранившимися фресками в честь его подвигов, с домашней утварью и прочими, прочими артефактами. В Горгиппии существовала работорговля, чеканились монеты, которые можно увидеть в местном краеведческом музее. И кто только Горгиппию не населял — скифы, меоты, псессы, дандарии, ну, и разумется, ее основатели греки. И надо особо отметить, что в ту далекую пору Тамань была богатейшей житницей.
А в 632 и 665 годах на территории Кубани была великая Булгария. Хан Кубрат сделал ее столицей Фанагорию, которую до него тоже основали греки. Через Северный Кавказ пролегли пути-дороги миграции переселенцев из Восточной Европы. В восьмом — девятом веках Кубань находилась во владении Хазарского ханства. Интересные эти люди — хазары: появились ниоткуда и исчезли в никуда. А разгромил Хазарский каганат никто иной, как киевский князь Святослав Умный (965 год), основавший Тмутараканское княжество. Были и другие потрясения и передел земель, но известно точно — с 1243 по 1438 годы Кубань входила в состав Золотой Орды.

Потом были времена Крымского ханства, Черкесской и Османской империй, ожесточенные русско-турецкие войны. Наконец по воле Екатерины Великой в 1783 году Правобережная Кубань и Тамань вошли в состав России. А в 1829-1830 годах наша держава окончательно и бесповоротно закрепилась на Черноморском побережье.

До 1917 года большую часть края занимала Кубанская область. Надо отметить, что уже в 1900 году здесь проживало более двух миллионов человек. И что интересно — в 1913 году по производству зерновых Кубань занимала почетное второе место в России.

В январе 1918 года была создана Кубанская народная республика, месяц спустя она стала называться почти также, но с приставкой «самостоятельная». В 1920 и 1930 была попытка украинизации края. Активно внедрялась обучение только на мове. В 1937 году постановлением ВЦИК Азово-Черкасский край был разделен на Краснодарский с центром в Краснодаре, и Ростовскую область с центром Ростов-на-Дону. Потом годы передышки, Великая Отечественная война, Битва за Кавказ, в которой кубанцы потеряли более полумиллиона убитыми. 356 доблестных воинов края были удостоены высокого звания Героев Советского Союза. Об ожесточенности сражений говорит хотя бы такой эпизод войны — весной 1943 года в воздушной битве над Кубанью участвовало более 2 тысяч самолетов. Немцы потеряли их 1100. Отличился наш А.И Покрышкин, сбивший 52 самолета противника, а непосредственно в небе Кубани — два десятка. Результативнее его оказался лишь Иван Кожедуб, впоследствии маршал авиации, сбивший немецкий самолетов на десяток больше и тоже удостоенный трижды Героя Советского Союза.

После Великой Отечественной войны Кубань быстро залечила свои раны. В бытность СССР и сегодня она остается одним из крупно развитых из 85 субъектов Российской Федерации. К примеру, объем ее валового продукта в сельском хозяйстве прочно занимает первое место в стране. Есть высокие результаты и в других отраслях народного хозяйства. Население ее увеличилось почти до пяти миллионов человек и продолжает неуклонно расти в силу разумной демографической политики.

Современная Кубань даст фору многим странам

И это действительно неопровержимый факт: территория кубанских земель составляет ни много ни мало, а все 75, 6 тысячи квадратных километра. На ней свободно могут разместиться каждая в отдельности такие европейские страны, как Дания, Бельгия, Швейцария, Израиль и другие. Она омывается двумя теплыми морями — Черным и Азовским. Краснодарский край входит в состав Южного федерального округа Российской Федерации, являясь ее одним из субъектов, и образован в 1937 году со столицей — город Краснодар . Границы края протянулись на 1540 километров, 740 из которых проходят вдоль Черного и Азовского морей. С севера на юг он в 327, с запада на восток — в 360 километров. Кубань — достаточно развитая в экономическом плане территория: в ней производится десятая часть всех зерновых, выращиваемых в стране, половина подсолнечника и 90 процентов риса, не говоря уже о самом северном на планете чае, винограде, из которого производят превосходное российское шампанское «Абрау-Дюрсо» и другие шипучие искристые напитки.

На территории Краснодарского края расположены 9 незамерзающих морских портов, которые обеспечивают перевалку более 200 млн тонн грузов в год. Регион является крупнейшим транспортным узлом и имеет прямой выход на международные внешнеторговые пути в Европу, Средиземноморье, Ближний Восток и Среднюю Азию. Два из них, в Новороссийске и Туапсе , входят в первую тройку по грузообороту в России.

Здесь сосредоточены шесть десятков видов полезных ископаемых, включая золото и серебро. Хорошо развита металлургическая, легкая и пищевая промышленность. Только в 2017 году здесь было построено 4 миллиона 668 квадратных метра жилья, что равно 55,8 тысячам благоустроенных современных квартир в 387 многоквартирных жилых домах. На Кубани девять аэропортов , из них три международных (в Краснодаре, Сочи и Анапе), надежный высокоэффективный железнодорожный, автомобильный и морской транспорт. В год сюда приезжают на отдых и лечение более 14 миллионов туристов со всех уголков России, а также иностранных государств. В их распоряжении только одних санаториев более пяти тысяч, 140 детских оздоровительных лагерей, не считая множества пансионатов, баз отдыха, авто кемпингов, палаточных городков и так далее и так по порядку.

До 1930-х годов украинский язык был официальным на Кубани наряду с русским, а многие кубанские казаки считали себя этническими украинцами. Это дало повод современной Украине считать эту территорию исторически своей, несправедливо отданной России.

Кубанское казачье войско

Как же появилось Кубанское казачье войско? Его история начинается в 1696 году, когда донской казачий Хоперский полк принял участие во взятии Азова Петром I. Позже, в 1708 году, во время Булавинского восстания, хопёрцы переселились на Кубань, дав начало новому казачьему сообществу.

Новый этап в истории кубанского казачества начался в конце XVIII века, когда после русско-турецких войн 1768-1774 и 1787-1791 годов российская граница придвинулась к Северному Кавказу, а Северное Причерноморье стало целиком российским. Отпала необходимость в Запорожском казачьем войске, но казаки требовались для укрепления кавказских границ.

В 1792 году запорожцы были переселены на Кубань, получив земли в войсковую собственность.

Так образовалось Черноморское казачество. На юго-востоке от него было расположено Кавказское линейное казачье войско, сформированное из донских казаков. В 1864 году они были объединены в Кубанское казачье войско.

Таким образом, Кубанское казачество оказалось этнически двусоставным - русско-украинским. Правда,

до начала XX века в казачьей среде преобладало скорее сословное сознание, нежели этническое.

Перемены дали о себе знать уже в конце XIX века, когда наметилось два совершенно новых «тренда». С одной стороны, военное министерство Российской империи начало задумываться о ликвидации казачьего сословия – в условиях начала XX века конница уходила на второй план. С другой, в казачьей среде росло число лиц, не связанных с военной службой, а занятых интеллигентным трудом. Именно в их среде зародилась идея «казачьей нации». Ее развитие ускорила связь черноморцев с украинским национальным движением.

Хрупкий нейтралитет был уничтожен Октябрьской революцией, которую кубанское правительство не признало. советского Декрета о земле, Кубанская Рада объявила об образовании независимой Кубанской Народной Республики. Оговаривалось, что республика входила в состав России на федеральных правах, но о какой России шла речь? Было не ясно.

Ни белым ни красным

Новая Республика была конституционной. Основным ее законодательным органом стала Краевая Рада, но постоянно действовала избираемая из её состава Законодательная Рада, осуществлявшая текущее законодательство. Краевая Рада избирала Головного атамана (главу исполнительной власти), а атаман назначал правительство, ответственное перед Законодательной Радой. В работу новых учреждений включились кубанские интеллигенты - педагоги, юристы, сотрудники транспортных служб, врачи.

В марте 1918 году Кубанской Раде и правительству пришлось покинуть Екатеринодар. Правительственный обоз соединился с Добровольской армией Лавра Георгевича Корнилова, который вскоре погиб и его место занял генерал Антон Иванович Деникин. Поскольку у кубанского правительства не было собственной армии, было заключено соглашение, согласно которому Добровольческая армия признавала полномочия кубанских органов власти, а Кубань соглашалась на военное лидерство добровольцев. Соглашение было заключено, когда обе силы не имели никакой фактической власти, и им нечего было делить.

Ситуация изменилась осенью 1918 года, когда Добровольческая армия смогла занять большую часть Кубанской области и некоторые территории в Ставрополье. Встал вопрос об организации власти. В первую очередь он касался взаимоотношений Добровольческой армии и Кубани, поскольку область была важнейшим тылом для войск Деникина. В самой армии кубанцы составляли до 70% личного состава.

И здесь начался конфликт между добровольцами и Кубанской Радой о соотношении полномочий. Конфликт шел по двум линиям. Во-первых, он носил политико-правовой характер.

Кубанские политики ассоциировали деникинскую армию со старой, царской Россией и присущей ей централизмом.

Сказывалась традиционная взаимная неприязнь между военными и интеллигентами. Во-вторых, представители черноморского казачества видели в Добровольческой армии источник национального угнетения. В армии Деникина, действительно, отношение к Украине было негативным.

Неудавшийся проект Деникина

В итоге, любая попытка А.И. Деникина распространить свою власть на территорию Кубани воспринималась как реакционная. Это приходилось учитывать юристам, отвечавшим за соглашение между «союзниками поневоле». Как писал один из них, Константин Николаевич Соколов:

"было трудно добиться от Кубани делегирования Деникину части полномочий".

На протяжении 1918-1919 годов организовывалось несколько заседаний комиссий, призванных урегулировать устройство белого Юга.

Но дебаты каждый раз заходили в тупик. Если деникинские юристы стояли за диктаторскую власть, единоначалие в армии и общее гражданство, то кубанцы требовали сохранить парламентаризм, сформировать отдельную Кубанскую армию и оградить привилегии кубанских граждан.

Опасения кубанских политиков были справедливы: в добровольческой среде с раздражением относились к парламентской демократии и украинскому языку, который использовался в Раде наряду с русским. К тому же, условия гражданской войны требовали от Деникина и его окружения концентрации власти и ресурсов в своих руках. Сосуществование нескольких, пусть и объединённых борьбой с Москвой, государственных образований усложняло принятие и реализацию любого решения.

В итоге соглашение было достигнуто, когда было уже поздно. В январе 1920 года было создано «Южно-русское правительство», во главе с Деникиным, Советом Министров, Законодательной палатой и автономией казачьих войск. Но фронт в тот момент был уже развален, белые армии отступали к Черному морю. Весной этого же года пал Екатеринодар, и кубанская государственность была фактически ликвидирована.

В составе РСФСР

Советская власть передала Кубань РСФСР, образовав Кубано-Черноморскую область.

Советские власти пошли навстречу казакам: первые 12 лет советские органы на Кубани использовали украинский язык наравне с русским.

На нем обучали, проводили исследования, делопроизводство, выпускали прессу. Ничем хорошим, правда, это не закончилось – началась настоящая путаница, поскольку местные жители говорить то на нем говорили, а литературным владели немногие. В итоге началась нехватка кадров. В 1924 году Кубань вошла в состав Северо-Кавказского края, в котором были также Дон и Ставрополье, что способствовало дальнейшей русификации. Уже в 1932 году украинский язык в этих местах потерял статус официального.

Таким образом, Кубань за первую четверть ХХ в. прошла трудную эволюцию от области Российской империи с особым статусом казачьего сословия к субъекту РСФСР, минуя специфические периоды казачьей государственности и эксперимента украинского национально-культурного самоопределения в рамках советского общества.

- 53.00 Кб

История заселения Кубани

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ и основания Кубами уходит далеко в седую древность. Десятки тысяч лет назад отважный первобытный охотник в лесостепной части предгорий Кавказа собирал дикие плоды и охотился на зубров, мамонтов м оленей. Изменялись общественные отношения, ареал расселения людей, их этнический состав. Кто только не топтал ковыльный ковер Кубани, кому только не давали приют тенистые кроны ее лесов.

Войны и эпидемии, межплеменные распри и набеги кочевников пригоняли на Кубань все новые и новые волны разноязыких племен и народов. Киммерийцы и скифы, готы и гунны, аланы и печенеги, хазары, половцы... По восточному берегу Азовского моря (греки называли его Меотидой) задолго до нашей эры жили многочисленные племена меотов - коренных жителей Северо-Западного Кавказа. Они занимались земледелием м скотоводством, рыбным промыслом и ремеслом.

В VI веке до нашей эры на Тамани появляются греки, основавшие здесь ряд торговых факторий и поселений. Крупнейшее из них- Фанагория, по словам знаменитого древнегреческого историка и географа Страбона, была по сути дела столицей азиатской части могущественного Боспорского царства, просуществовавшего о IV в. нашей эры.

Но не только сынов древней Эллады, видели кубанские степи. Уже в Х веке нашей эры здесь появляются славяне-руссы. Очевидно, это связано было с походом киевского князя Игоря на Византию в 944 г. В 60-х годах Х века под лучами знойного ку6анского солнца заблистали доспехи воинственной дружины князя Святослава. На Тамани появляется Тмутараканское княжество, ставшее на десятки лет окраинной вотчиной русских князей.

В первой половине ХIII в. Кубань, и в первую очередь местные адыгейские племена, подверглась опустошительному разорению со стороны многочисленных орд хана Батыя. Несколько позже в северо-восточной части Причерноморья возникают генуэзские колонии Матрега (Тамань), Копа (Славянск-на-Кубани). Мапа (Анапа) м другие. Предприимчивые итальянцы в течение двух ведут оживленную торговлю с адыгами, далеко проникая на их территорию.

В 1395 г. черным смерчем пронеслись по Кубани полчища среднеазиатского завоевателя Тимура, громившего Золото Орду и подчиненные ей народы.

В конце ХV в. на Черноморском побережье Кавказа появились турки, постепенно подчинившие своей политике Крымское ханство. Строятся крепости Темрюк, Тамань, Анапа. Алчные турецкие купцы в прибрежных крепостях Суджук-кале (в районе Новороссийска), Геленджике, Сухум-кале открывают торговлю невольниками. Особый спрос был на молодых людей и горских женщин. Наиболее оживленная торговля рабами шла в районе нынешнего Геленджика.

Борясь с турецко-крымской агрессией горцы обращают свои взоры к Московскому царству, которое в 1557 г. взяло их под свое покровительство. В это время основная масса горцев проживает в предгорьях, в Закубанье. Это прежде всего разнородные племена адыгейской этнической группы: шапсуги, абадзехи, натухаевцы, темиргоевцы, бесленеевцы и другие. Отдельную группу составили абазины и карачаевцы, жившие в предгорьях северной покатости Кавказского хребта. А в степях Кубани, на ее правобережье степную тишину нарушают многочисленные кибитки кочующих ногайцев - потомков тюркско-монгольских племен, некогда входивших в улус золотоордынского темника Ногая. Почти два с половиной столетия, начиная с XVI в., находятся они на Кубани, подчиняясь всесильной власти турецкого халифа, являясь подданными крымского хана.

В конце ХУII века на Кубани появляются русские поселенцы. Ими были раскольники. бежавшие от феодального гнета под религиозным знаменем старой веры. Кубань привлекает к себе не только старообрядцев, но и обездоленных людей, в том числе и донских казаков. Поселились они в устье реки Лабы. В начале ХVIII в. их, видимо, было уже достаточно много, если сам К. Булавин обращался к ним за помощью при осаде повстанцами Азова. В 1708 г. на Кубань поле подавления восстания Булавина пробирается несколько тысяч повстанцев во главе с булавинским полковником Игнатом Некрасовым. Вскоре в низовья реки Кубани прибыли еще два мятежных атамана Иван Драный и Гаврила Чернец. Тайными путями идут на Кубань те, кто бежал от царской расправы и крепостной неволи. Здесь в прикубанских плавнях - между Копылом (Славянск-на-Кубани) и Темрюком пытались они обрести вольную жизнь, построив три укрепленных годка.

В последней четверти ХУIII в. наступает заключительный этап в длительной борьбе России с Оттоманской Портой за обладание Крымом и Кубанью. На Кубани строятся русские укрепления: Всесвятское (в районе нынешнего Армавира), Царицынское (на месте нынешней станицы Кавказской) и другие. Некрасовцы, чьи селения были разгромлены войсками царского генерала Бринка, покинули Кубань и ушли Турцию. В январе 1778 г. русскими войсками на Кубани стал командовать А. В. Суворов, начавший строительство Кубанской оборонительной линии по правому берегу р. Кубани.

В конце ХУIII-начале ХIХ вв. начинается военно-казачье освоение опустевшего края. 30 июля 1792 г. последовал царский указ о переселении на Кубань Черноморского войска, костяк которого составили бывшие казаки Запорожской Сечи, разгромленной войсками Екатерины II в 1775 г. Черноморскому войску вменялось в обязанность осваивать и охранять присоединенные земли Тамани и правобережья Кубани В конце лета на Тамань из- за Буга прибыла морем первая партия казаков во главе с полковником Саввой Бельм, а в октябре к Ейскому укреплению подошла вторая группа во главе с кошевым атаманом Захарием Чепигой.

Черноморское казачье войско разместилось в сорока поселениях, называвшихся по-запорожски куренями, на правобережье Кубани от Тамани до устья реки Лабы. Восточнее их поселяется Кавказское линейное казачество. В отличие от черноморцев-выходцев преимущественно из юго-восточных земель Украины, среди линейных казаков 6ольшинство было русских с Дона и центральных черноземных губерний.

По Адрианопольскому мирному договору с Турцией в1829 г. к России отошли земли Черноморского побережья Кавказа. На побережье от Анапы до Сухуми сооружается семнадцать русских военных укреплений под общим названием «Черноморская береговая линия»

Военно-казачье освоение края завершилось созданием в 1860 г. Кубанского казачьего войска. В него вошли черноморцы и шесть бригад правого фланга Кавказской линии. С присоединением к ним территории Закубанъя была образована Кубанская область.

Первобытные эпохи на Кубани

Условно в истории человечества выделяют три периода: каменный век, бронзовый и железный (по материалу, который преимущественно использовался при изготовлении орудий груда).

Специфика каменного века отражена в названии - основным материалом для изготовления орудий труда были различные породы камня. С помощью камня человек мог воздействовать на другие предметы, изменяя их форму, мог добывать себе пищу. Важной особенностью, характеризующей процесс совершенствования трудовых навыков человека и уровень его мышления, было то, что на протяжении почти всего каменного века человек не умел изменять свойства используемого сырья, он брал то, что давала ему природа.

Каменный век - самый длительный период истории человечества. Древнейшие орудия из камня были сделаны более двух миллионов лет назад, а металл используют лишь 8-9 тысяч лет. Камень применялся даже в эпоху бронзы. Лишь железо полностью вытеснило его из сферы производства орудий труда.

Каменный век - это время формирования физического типа человека. Начало выделения человека из животного мира современная наука относит на пять миллионов лет назад. Для того чтобы прийти к идее изготовления орудий труда, формирующемуся человеку понадобилось около трех миллионов. Современный физический облик человека (homo sapiens - человек разумный) сложился 40 - 35 тысяч лет назад.

Каменный век - это важный период становления человеческого общества, путь от первобытного стада сородичей через материнский и отцовский родовой строй к первым цивилизациям и государствам. В эту эпоху происходит расселение человека по всей Земле.

К каменному веку относится целый ряд открытий и достижений в области материальной культуры: «освоение» огня и строительство жилищ, изобретение копья, а затем лука и стрел, переход к производящему хозяйству - земледелию и скотоводству, развитие ткачества и гончарного производства. И все это на фоне непрерывного совершенствования техники обработки камня.

К этому же времени относится формирование основных видов искусства, многих элементов будущих мировых религий - всего того, что мы называем духовной культурой человека.

В каменном веке выделяют три крупных периода: палеолит (древний каменный), мезолит (средний каменный) и неолит (новый каменный). В свою очередь, палеолит делится на две части: ранний (нижний) палеолит и поздний (верхний) палеолит. Иногда ученые выделяют еще средний палеолит. Наконец, ранний палеолит включает эпохи (последовательность - от древних к поздним): дошельскую (или олдувайскую), древнеашельскую, средний и поздний ашель, эпоху мустье (так называемый средний палеолит). Олдувайская эпоха - 2700 тысяч лет назад, ашельская (в целом) - 700-120 тысяч лет, мустье (средний палеолит) - 150-35 тысяч лет. Поздний палеолит - это временной отрезок 40-10 тысяч лет назад. Хронологические рамки мезолита и неолита колеблются еще больше: вступает в действие закон неравномерности исторического развития. Два этих периода применительно к территории Прикубанья наименее изучены. Если исходить из общих характеристик кавказских древностей, то мезолит укладывается в рамки 10-8 тысяч лет, а неолит - 8-6 тысяч лет назад.

Проблема расселения человека и освоения им различных регионов сложна и далека от полного разрешения. Прародиной человечества считается Северо-Восточная Африка, где жили австралопитеки и где обнаружены самые древние орудия труда, отнесенные к олдувайской культуре. Некоторые ученые не исключают того, что Южная Азия также входила в ареал «очеловечивания».

Наиболее сложен вопрос о времени появления древнего человека в пределах Краснодарского края. Несомненно, что двигался он с юга, из Закавказья, вдоль берега Черного моря и через перевалы, не перекрытые льдами. Большинство специалистов сходятся на том, что Закавказье было освоено человеком уже в раннем ашеле. В то же время многолетние исследования очень интересной для ученых Азыхской пещеры в Азербайджане привели к появлению новой версии: человек жил в пещере уже в олдувайскую эпоху - более 700 тысяч лет назад. Важно, что в раннеашельском слое Азыха был найден обломок челюсти человека. Правда, попытка отнести ее к останкам архантропа (питекантропа) сомнительна. Как считают антропологи, эта челюсть принадлежала раннему палеоантропу (неандертальцу), что позволяет включить Закавказье в область так называемой сапиентации, т. е. формирования человека современного вида.

В качестве косвенного свидетельства этот факт можно рассматривать и в связи с проблемой заселения человеком нынешней территории Кубани. Здесь в речных отложениях карьера Цимбал на Тамани (у пос. Сенного) были найдены два каменных орудия и искусственно расколотые кости животных. Предположительно (с учетом техники обработки орудий и видового состава животных) эти находки ученые отнесли к дошельской (олдувайской) эпохе. К сожалению, обстоятельства, при которых они обнаружены (найдены на поверхности), не позволяют достоверно определить возраст. Спорна и датировка недавно открытой на Таманском полуострове новой нижнепалеолитической стоянки Богатыри (в районе Синей Балки) - 1,1 - 0,8 миллиона лет.

И настоящее время достоверные свидетельства обитания человека на Северном Кавказе в раннем ашеле найдены только на одной стоянке - в Треугольной пещере (Карачаево-Черкесия). Возраст ее - примерно 600 тысяч лет.

Ашельская эпоха представлена несколькими десятками памятников, большинство по из них - так называемые местонахождения. Каменные орудия труда обнаружены не в культурном слое, а в переотложенном состоянии, нередко далеко от тех мест, где они изготовлялись и использовались. Довольно часто, например, их находят в руслах рек. Они оторваны от палеонтологического материала, который позволял бы по составу животных определить среду обитания, а значит, и (приблизительно) хронологию. Поэтому археологи вынуждены при анализе ограничиваться типами орудий и их наборами, техникой обработки камня.

В ашельскую эпоху самым характерным орудием было ручное рубило, или бифас. Грубое древнеашельское ручное рубило изготовляли путем оббивки 10-30 ударами. Среднеашельские бифасы - более правильной, иногда даже изящной формы - требовали трех операций: отщепление заготовки, оббивка ее и ретушь (достигалось это 50-80 ударами).

Особенностью ашельских памятников Кубани является малое количество фасов среди прочих находок. Находят также нуклеусы - ядрища, оставшиеся после получения отщепов с больших кусков камня. Отщепы после дополнительной обработки или без нее служили в качестве определенных орудий, например скребков. Отщепы - наиболее многочисленные находки среди памятников палеолита.

Исследователи выделяют несколько территориальных групп памятников раннего палеолита: сочинскую, кубанскую, лабинскую, белореченскую (майкопскую), псекупскую, пшехско-пшишскую, ильско-абинскую.

Один из районов, где найдены ашельские орудия, - это долина реки Псекупс в районе станиц Бакинской и Саратовской. В частности, местонахождение Игнатенков куток, которое некоторые исследователи считают самым древним из ашельских памятников Прикубанья. Группа местонахождений известна на реке Белой, среди них такое, как Фортепьянка. Коллекция насчитывает более 500 орудий, включая ручное рубило, нуклеусы, скребки, отщепы и др. Предположительное время - средний ашель.

Описание работы

ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ и основания Кубами уходит далеко в седую древность. Десятки тысяч лет назад отважный первобытный охотник в лесостепной части предгорий Кавказа собирал дикие плоды и охотился на зубров, мамонтов м оленей. Изменялись общественные отношения, ареал расселения людей, их этнический состав. Кто только не топтал ковыльный ковер Кубани, кому только не давали приют тенистые кроны ее лесов.

......Первые армянские переселенцы появились на территории Северо-Западного Кавказа еще задолго до воцарения здесь Российской империи. Но возникают вопросы, связанные с датировкой и исходным пунктом миграции армян в данный регион. Анализ всех исследований в этой области позволяет выделить две основные версии. Согласно первой, армяне переселились в горы Северо-Западного Кавказа из Армении в X-XIII вв., этой точки зрения придерживаются авторы ряда краеведческих работ - Ф.А. Щербина, Г. Миронович, Е.Д. Аксаев. Вторая группа исследователей - И. Иванов, Л.А. Погосян, Е.И. Нарожный - считают, что миграция армян происходила в XV в., главным образом, из Крыма.

Подтверждением первой версии могут служить некоторые археологические находки. Например, в Темрюкском музее хранятся два мраморных обломка одной плиты - хачкара, датируемые XIII - первой половиной XIV вв. При этом отсутствуют сведения о месте и времени находки. Хачкар вполне мог быть обнаружен на Таманском полуострове, так как есть письменные свидетельства о присутствии здесь армян в XVI-XVIII вв. Так, например, Арби де ла Мортэ описывает Тамань как ‘колонию армян, грузин, мингрелов и черкесов, что наблюдается также в Темрюке, деревнях Адды’. Подобные сведения приводят в своих трудах Мартин Броневский и Ферран. По всей видимости, такой этнический состав сохранился еще со времен Золотой Орды, так как в последующем на Таманском полуострове постепенно происходило сокращение населения и существенный приток армян маловероятен. Так или иначе, датировка хачкара не может считаться абсолютным определением времени появления здесь армян. Не исключено, что крест-камень, в случае, если он был обнаружен на Тамани, был завезен сюда гораздо позже времени его изготовления.

В 1869 г. мещанином Иваном Середой между станицами Белореченской и Ханской были обнаружены руины церкви, датируемые 1171 г. Помимо прочих предметов, найденных при раскопках храма, извлекли также плиты с надписями на армянском и греческом языках. При переводе выявили схожие моменты. С одной стороны, совпадала датировка, с другой - было упомянуто о зодчем - каменотесе из Кафы Крымбейе (с греч.) или Хрытбее (с арм.), армянина по происхождению. Итак, мы имеем конкретную дату - 1171 г. и территорию. В это время здесь находились две епархии - Аланская и Матрахская (Зикхская), подчиненные константинопольскому патриаршеству. Таким образом, мы можем предположить, что ‘Белореченский храм’ принадлежал Греческой православной церкви, о чем позволяют также утверждать и греческие надписи на обнаруженных плитах, а армянский мастер, скорее всего, был нанят для строительства религиозного объекта.

Вышеприведенный факт является далеко не единственным свидетельством связей между армянами и народами Северо-Западного Кавказа. Известно, что отношения Армении с Аланией (в прошлом аланы заселяли значительную часть Северо-Западного Кавказа) имели многоуровневый аспект, что подтверждает династический брак между армянским царем и аланкой из знатного рода, паломничество группы алан в ‘страну Ноя’ и другие примеры.

Относительно пути следования армян-мигрантов на территорию Северо-Западного Кавказа, на наш взгляд, наиболее доступным, с учетом ландшафтно-географических характеристик, мог являться ‘трафик’ Крым-Тамань и далее в предгорные районы Черкесии. Толчком к переселению армян послужили, прежде всего, экономические причины. В итоге, уже с XIII-XV вв. на Северо-Западном Кавказе образовалась небольшая армянская колония, поддерживающая тесные торговые и культурные связи с крымской диаспорой. В последующем на базе этой малочисленной группы региона сформировался субэтнос черкесогаи (черкесские или горские армяне). В XVII-XVIII вв. в Черкесии стала происходить консолидация горских армян, образовавших целый ряд самостоятельных поселений, в которых возникли судебно-административные органы самоуправления общиной - ‘тхамада’.

Изменение геополитической ситуации на Северо-Западном Кавказе, усиление внутричеркесского противоречия, обострившегося после приближения границ Российской империи к географическим пределам Черкесии, повлияли на дальнейшую судьбу армянской колонии региона. Начался новый этап в истории АДСЗК.

В период активизации российской политики на Кавказе у черкесогаев прослеживается пророссийская ориентация. Участились контакты, главным образом, в экономической сфере - торговле. Одновременно стало происходить перемещение черкесогаев из Закубанья в подконтрольные российской администрации территории. Следует отметить, что в середине XVIII в. горские армяне жили практически повсеместно в Черкесии, как в черкесских аулах, так и в самостоятельных поселениях. Среди последних выделялся Гяурхабль, расположенный на реке ‘Маушек’ (по данным Н.Г. Волковой, на левом берегу реки Белой. Кроме Гяурхабля были и другие армянские аулы - Адепсухай, Егерухай, Хакубхабль, Хатукай и т.д. Также армяне проживали среди шапсугов - между реками Афипс и Абин, натухаевцев в селениях Хаджихабль, Шокон, Эним, в Анапе и в округе и в других местностях.

Первые сведения о желании черкесогаев перейти на российскую территорию относятся к 80-м гг. XVIII в. В указанный промежуток времени некий армянский священник обратился к Екатерине II с просьбой разрешить горским армянам, ‘коих будет около 500 семей’, переселиться во владения Российской империи. В 1787 г. из трех армянских аулов - Адепсухай, Гяурхабль и Хатукай - в город Нор-Нахичеван переехали черкесогаи ‘в числе 390 душ обоего пола’.

В 1791 г. армянским архиепископом Иосифом Аргутинским-Долгоруковым (Овсеп Аргутян-Еркайнабазук) был разработан план, согласно которому предполагалось заселить южную часть Самбекской степи нахичеванцами (имеется в виду армяне, переселенные в 1779 г. по указу Екатерины II из Крыма в низовья Дона), а в северную - переселить черкесских армян. Но осуществить вторую часть проекта не удалось из-за вмешательства влиятельного черкесского князя Джембулата Болотокова, который запретил армянам переселяться в Россию. Причиной воспрещения явились тесные аталыческие связи между княжеской семьей и черкесогаями аула Гяурхабль.

Тем не менее, переселенческий поток армян из-за Кубани с каждым годом усиливался. В 1796 г. кошевой атаман Черноморского казачьего войска получил донесение о том, что ‘многие из армян, живущие между закубанскими черкесами, желают перейти к нам на жительство не только фамилиями, но и целыми селениями’.

В 1799 г. на Ангелинском ерике близь куреня Новоджерелиевского возник аул Гривенский. Первоначально в нем поселилось ‘138 душ обоего пола’, принявших российское подданство. Этот аул являлся многонациональным поселением, в котором жили черкесы и ногайцы, а затем и закубанские армяне и греки. Численность армянского населения в нем постепенно росла. В 1840 г. сюда переселилось семейство Ованеса Айвазова, а в 1842 г. - еще 5 человек-армян. Вышеприведенные данные далеко не единичны. В 1842 г. Гривенский аул был переименован в Гривенско-Черкесскую станицу, а в 1846 г. его жители зачислены в войсковое сословие Черноморского казачьего войска. Но уже через год командующим войсками на Кавказской линии и Черномории генералом от кавалерии Н.С. Заводовским был разработан план расформирования Гривенско-Черкесского поселения. Согласно проекту, предполагалось переселить черкесов в Новоджерелиевскую станицу, а греков и армян - в разные поселения ‘за сто верст от Кубани’. Упразднение станицы началось в 1848 г. В это время в Гривенско-Черкесском проживало 54 семьи черкесов, 26 (135 человек) - армян и 7 - греков. Последние изъявили желание поселиться “совокупно в станице Переясловской, или, кто пожелает, Деревянковской…” Прошение было удовлетворено: греки и армяне переселились в Переясловскую.

Значительная часть горских армян, живших среди шапсугов и натухаевцев, с начала XIX в. стала переселяться в более безопасные места на Таманском полуострове. Одновременно происходили и переходы черкесогаев внутри территории Черкесии. По мнению Ф.А. Щербины, армяне, проживавшие на землях ‘демократических’ племен - абадзехов, натухаевцев и шапсугов, переселялись к ‘аристократическим’ черкесским народностям.

В 30-х гг. XIX в. происходил переход натухаевских, темиргоевских и хатукаевских армян, а также живших среди них шапсугских. В 1830 г. напротив станицы Казанской образовался небольшой аул хатукаевских черкесогаев. В 1835 г. в это поселение перешла еще одна группа армян из аула хатукаевского князя Педисова. В 1839 г. все жители армянского аула вблизи Казанской переселились в Армянский аул (Армавир), где основали Хатукаевский квартал.

В 1836 г. армяне аула Гяурхабль совместно с князем Джембулатом Болотоковым переселяются к устью реки Лабы. В 1838 г. после смерти князя гяурхабльцы вынуждены были перейти в район урочища ‘Домбай-тук’ (’Зубровое место’), расположенного недалеко от станицы Темижбекской. Здесь к ним присоединились егерухаевские армяне. В следующем году обе эти группы под предводительством генерала Г.Х. Засса переселяются в Армянский аул (Армавир), где основали два квартала - Гяурхабльский и Егерухаевский.

В 1839 г. возле Пашковского куреня возникло небольшое армянское поселение. В январе 1842 г. сюда переселилось 4 армянина, а в августе еще 13 человек. В 1845 г. в этом поселении уже проживало 95 армян (только мужчин), но в 1848 г. черкесогаи пашковского Армянского поселка переселились в станицу Переясловскую.

В 50-х гг. XIX в. центром концентрации черкесских армян становятся Армавир (Армянский аул возле Прочноокопской крепости по ходатайству священника Петроса Патканяна в 1848 г. был переименован в Армавир) и станица Переясловская. При этом были и более мелкие черкесогаевские общины, например, аул Карабета Талдустына, расположенный на левом берегу Лабы и включавший 47 дворов с 325 жителями. С 1859 г., когда черкесогаи переехали из Переясловской в Армавир, последний превратился в крупное армянское поселение. Первые десятилетия со времени основания Армянского аула (Армавира) население росло, главным образом, за счет новых переселенцев - черкесских армян. Так, например, в 1840 г. в ауле проживало около ‘1900 душ обоего пола’, а в 1876 г. - 3715 человек, среди которых 80,7% - горские армяне. Помимо вышеперечисленных армян, в Армавир во время Крымской войны при содействии адмирала Лазаря Марковича Серебрякова (Казар Маркосович Арцатагорцян) были переселены горские армяне из окрестных селений Анапы и Новороссийска.

С ростом экономического потенциала Армавира происходили этнодемографические изменения. В конце 80-х гг. XIX в. ‘иногородние’ превысили в численном отношении ‘коренных’ жителей - черкесогаев. В 1912 г. в Армавире, где проживало 43.946 человек, армяне составляли 17,6% или 7.800 человек, в том числе горские - 5.200 (11,8%).

Переселение черкесских армян на территории, подконтрольные России, было бы невозможным без согласия на то русской администрации. Спуская черкесогаев с гор, поселяя их на равнинах Кубани, даруя им некоторые привилегии, правительство преследовало сугубо определенную цель - положительного воздействия на проживающие в Черкесии народы. При этом переселения горских армян, а точнее перемещения, происходили в рамках одного региона, иными словами, протекал внутренний миграционный процесс.

В начале XIX в. наблюдался и приток армян в Северо-Западный Кавказ и из других регионов. Первоначально диаспора Кубани пополнялась за счет выходцев из российских городов - Астрахани, Кизляра, Моздока, Нор-Нахичевана и Ставрополя, а также, в меньшей степени, персидскоподданными армянами. Главным образом, это были купцы, имеющие свои торговые предприятия в области, и духовенство, переведенное сюда для налаживания религиозной жизни среди горских армян. Данная миграция не носила массового характера. Так, например, в 1827 г. в Черномории вышеназванных армян было всего 76 человек, из них 41 жил в Екатеринодаре. Вплоть до 50-х гг. XIX в. механический прирост оставался незначительным, а основными массивами компактного проживания армян были Армавир и Екатеринодар, где сосредоточилось от нескольких сот до более тысячи человек. В то же время в других местностях и городах численность армян, как правило, не превышала 100 человек. Так, например, в 1852 г. в Анапе и Новороссийске армяно-григориан значилось 67 и 21 человек соответственно.

Одновременно происходил и отток армянского населения. Наиболее масштабным было переселение из Армавира в Моздокское армянское общество в 1858 г. (16 семейств черкесогаев), но в 1863 г. все они (146 человек) вернулись на прежнее место жительства.

Начиная с 60-х гг. XIX в., происходит миграция на Северо-Западный Кавказ турецко- и персидскоподданных армян. Изменился не только характер переселения: увеличение доли иностранноподданных, но и социальный состав - преимущественно крестьяне. Зонами миграционного притяжения становятся районы предгорий и Черноморского побережья, обезлюдившие после массового исхода черкесов в Османскую империю. Таким образом, армяне поселялись на территориях, в которых имелись свободные земельные угодья, пригодные для сельского хозяйства.

Одной из первых возникла колония турецкоподданных армян в районе реки Шапсухо. Относительно датировки основания здесь армянских поселений мнения исследователей расходятся: одни считают, что это происходило в период Крымской войны 1853-1856 гг., другие указывают на более позднее время - 60-е гг..

На наш взгляд, армяне-мигранты появились в районе реки Шапсухо в 60-х гг. XIX в., а с окончанием Кавказской войны и уходом черкесов в Османскую империю, их поток увеличился. В 1864-1866 гг. в устье Шапсухо, недалеко от Тенгинского укрепления, возникает поселок Армянский, где уже в 1868 г. проживало 276 армян-амшенцев, в 1897 г. - 458, а в 1913 г. - 434. В 70-х гг. XIX в. - начале ХХ в. в пределах современного Туапсинского района был основан целый ряд армянских поселений - Яйли, Полковничье и др..

После образования 10 марта 1866 г. Черноморского округа и предписания российского правительства, согласно которому разрешалось иностранноподданным христианского вероисповедания обосновываться в новом административно-территориальном образовании, усилился приток турецкоподданных армян. В это время ‘признано было полезным населять его (от авт. - Черноморский округ) более привычными к подобным условиям греками и армянами, которые массами приходили из Малой Азии и получали значительные льготы при водворении’. Для этой цели в Турцию командировали посланников, которые привлекали на жительство в Черноморский округ армян и греков. Периодически в Порту направлялся агроном Хатисов, ‘чтобы приобрести оттуда армянских выходцев для первоначального заселения края’.

С образованием имения ‘Вардане’, принадлежащего великому князю Михаилу Романову, управляющим А. Старком было ‘выписано’ из Турции 18 армянских семей. В последующем число турецкоподданных армян в ‘Вардане’ росло и в 1896 г. составило 200 семей. Недалеко от имения располагалось армянское село Уч-Дере, где в том же году проживало более 100 семей.

Во время и после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. в Северо-Западный Кавказ усилился приток армян-мигрантов; зоны притяжения оставались прежние. В 1878 г. только в Кубанской области значилось 6044 армян, при этом большая их часть по-прежнему была сосредоточена в Армавире и Екатеринодаре (от 70 до 80%). Несколько иная картина наблюдалась в Черноморском округе. Здесь армяне проживали на всей территории. Численность армянского населения округа росла быстрыми темпами. Так, например, в районе Вельяминовского укрепления в 1872 г. было зарегистрировано 222 армянина, в 1886 г. - 969 (только русскоподданных), а уже в 1895 г. - 3.748 (в 24 поселениях).

На 90-е гг. XIX века приходится пик переселенческой волны. Это было вызвано очередным всплеском репрессий в Турции, где в 1894-1896 гг. по приказу султана Абдул-Гамида Хана II в армянонаселенных вилайетах произошли массовые погромы. По некоторым данным, в пределы России, главным образом, на Кавказ, бежало до 40 тыс. армян.

Значительное число армянских беженцев нашли приют в Кубанской области и Черноморской губернии (от авт. - образована 25 мая 1896 г.). Об этом свидетельствуют статистические данные. Например, в 1896 г. в Черноморской губернии было зафиксировано около 23 тыс. армян, в то время, как в 1889 г. на всей территории Северо-Западного Кавказа проживало менее 10 тыс.. В губернии турецкоподданные армяне размещались во всех трех округах. В Кубанской области таковые фиксируются в городах Анапе, Екатеринодаре, Майкопе, в отделах - Екатеринодарском (в 1896-1897 гг. - в 9 населенных пунктах), Майкопском (в 1897-1898 гг. - в 5), Темрюкском (в 1898 г. - в 4), а также в селе Армавир (Лабинский отдел) и хуторе Романовский (Кавказский отдел). В городах Анапа, Екатеринодар и Майкоп было зарегистрировано соответственно 36, 120 и 19 (ноябрь-декабрь 1896 г.), 62, 120 и 11 (февраль 1897 г.) и 41, 26 и 27 (июнь 1898 г.) турецкоподданных армян. Наибольшее число вышеозначенных армян фиксируется в Екатеринодарском отделе (в 1896 - н. 1897 гг. - 819 человек).

В общей сложности, в 1896-1897 гг. на территории Северо-Западного Кавказа сконцентрировалось от 10 до 15 тыс. армян-беженцев. В конце 1897 г. всем губернаторам и начальникам областей Кавказского края было дано указание в кратчайшие сроки уточнить списки турецкоподданых армян и организовать их выдворение обратно в Турцию. Однако, как показывают рапорты полицмейстеров городов и атаманов отделов Кубанской области и Черноморской губернии, многие семьи отказались возвращаться на прежнее место жительства, так как им не гарантировалась безопасность. В результате местным властям были даны полномочия на принудительное выселение турецкоподданных армян. Но положительных результатов эта мера не принесла. Численность армян в регионе продолжала расти и на исходе XIX в. достигла 38 тыс. человек: в Кубанской области - 13 тыс. и Черноморской губернии - 25 тыс..

В начале ХХ в. тенденция к увеличению численности АДСЗК сохранялась. В 1904 г. в Кубанской области, помимо русскоподданных армян, проживало 2214 турецкоподданных и, судя по документам, около 100 персидскоподданных. В тоже время происходили перемещения армян как внутри региона, так и за его пределами. В результате изменилась общая картина размещения армянского населения. В период с 1900 по 1908 гг. в Черноморской губернии численность армян сократилась на 10 тыс. человек и составила 15 тыс., а в Кубанской области происходил обратный процесс: увеличилась с 13 тыс. до 21,3 тыс. человек. Таким образом, всего в регионе в 1908 г. проживало 36,3 тыс. армян, по сравнению с 1900 г. прослеживается общее сокращение на 1,7 тыс. человек.

Очередной приток армян-мигрантов наблюдался в 1915-1916 гг. - в период геноцида, учиненного младотурками над армянским населением Турции. В 1916 г. только в двух городах Кубанской области Армавире и Екатеринодаре было зарегистрировано свыше 1000 армян-беженцев (в марте 1916 г. в Екатеринодаре - 641; на 1 октября 1916 г. в Армавире - 498 человек). В виду хаотичного сосредоточения вынужденных переселенцев из Турции по всей территории Северо-Западного Кавказа точный их подсчет был затруднителен. Но, судя по косвенным свидетельствам, здесь насчитывалось не менее 20 тыс. армян-беженцев. Так, например, известно, что в 1915-1916 гг. вынужденные переселенцы из Турции в рамках Кубанской области основали 13 поселений, в которых в 1917 г. проживало 834 армянина. Подобная ситуация наблюдалась и в Черноморской губернии. Подтверждением нашей версии также служат и некоторые статистические данные. Известно, что в 1916 г. в Кубанской области и Черноморской губернии проживало 40366 армян, а уже к 1920 г. (фактически в рамках двух субъектов) зарегистрировано 73 тыс. человек. Совершенно очевидно, что столь масштабное увеличение за короткий срок не могло произойти вследствие естественного прироста, а было вызвано внешнемиграционным движением.

Миграционная притягательность Северо-Западного Кавказа для армян стала следствием заинтересованности в этом российской администрации, что явно прослеживается в период с конца XVIII до 50-х гг. XIX века, когда поощрялось расселение черкесогаев из Закубанья в подконтрольные России территории, и в 1860-1880-е гг. - привлечение из Малой Азии армян для освоения Черноморского округа. В результате ‘дозволенной’ миграции в регионе образовались армянские колонии - в Армавире, ‘Вардане’, Екатеринодаре, Уч-Дере и в других городах и местностях.

Но наиболее массовой была ‘стихийная’ миграция, причиной которой являлась политика геноцида, проводимая османо-турецкими властями по отношению к армянскому населению. Значительная часть армян-беженцев 2-ой половины XIX - начала ХХ вв. сконцентрировалась в Кубанской области и Черноморской губернии. Это было связано с тем, что: во-первых, данный регион находился в непосредственной близости от Турции, откуда и исходил источник миграционной активности армян; во-вторых, на Северо-Западном Кавказе в результате переселения черкесских народностей в Османскую империю обезлюдели значительные пространства, таким образом, потенциально появились свободные земельные угодья; в-третьих, в Кубано-Черноморье к 70-м гг. сформировались армянские общины, обладавшие материальными ресурсами и способные оказать первоначальную помощь соотечественникам-беженцам.

В результате стихийной миграции произошло увеличение численности АДСЗК: за период с 1889 по 1916 гг. более чем в 4 раза. В это же время сформировались и районы компактного проживания армянского сельского населения - в Черноморской губернии (повсеместно) и в Екатеринодарском (главным образом, в Закубанье), Майкопском (в пределах современных районов - Апшеронском (Краснодарский край) и Майкопском (Адыгея)) и Темрюкском (в пределах современных районов Краснодарского края - Абинский, Анапский, Крымский и Темрюкский) отделах Кубанской области. При этом возросла численность и ранее существующих общин (например, в 1871-1912 гг. - в Екатеринодаре в 7,4 раза, а в Майкопе в 1904-1908 гг. - в 4 раза).

ИСТОРИЯ КУБАНИ

4.1. Основные события истории Кубани

Около 500 тыс. лет назад.

Заселение Кубани древними людьми

Около 100 тыс. лет назад.

Ильская стоянка.

Около 3-2 тыс. лет до н. э.

Бронзовый век на Кубани.

Конец IX - VIII в. до н. э.

Начало использования железа на Кубани.

V в. до н. э. – IV в. н. э.

Боспорское царство.

VII -Х вв.

Хазарский каганат.

Х-Х I вв.

Тмутараканское княжество.

1552г.

Адыгское посольство к Ивану IV .

гг.

Казаки - некрасовцы на Кубани.

1778 г .

Строительство Суворовым Кубанской укрепленной линии.

1783г.

Присоединение Правобережья Кубани к России.

гг.

Переселение черноморских казаков на Кубань.

1793 г .

Основание г. Екатеринодара (переименован в Краснодар в 1920г.)

1794г.

Основание первых страниц.

гг.

Участие черноморских казаков в войне с Францией.

Начало Х I Х в. – 1864 г.

Кавказская война.

1860г.

Образование Кубанской области и создание Кубанского казачьего войска.

1875г.

Первая железная дорога на Кубани.

гг.

Гражданская война.

гг.

Создание колхозов.

Образование Краснодарского края.

Начало битвы за Кавказ.

Бои на Малой земле.

Освобождение Краснодара от фашистских захватчиков.

Полное освобождение Кубани от немецких оккупантов.

Новороссийску присвоено звание города-героя.

Принят закон о символах Краснодарского края.

4.2. Первые поселения на Кубани

Рядовое население хоронило своих покойников и простых неглубоких ямах на общих кладбищах. По обряду меотов в могилу помещали сосуды с пищей и питьем и личные вещи покойника: воинам – оружие, женщинам – украшения.

Вопросы и задания

1. Какие племена жили в Северном Причерноморье?

2. Какие территории заселяли меоты?

3. Сравните занятия населения в то время с современными видами хозяйственной деятельности. Какие общие черты можно выделить?

4.4. Боспорское царство

На северном побережье Черного моря V – IV в. до н. э. образовалось крупное рабовладельческое государство – Боспорское. Столицей государства стал город Пантикапей, теперешняя Керчь. Вторым крупным городом была Фанагория (на юго-восточном берегу Таманского залива.)Город был окружен мощной каменной стеной и правильно распланирован. Улицы его располагались перпендикулярно друг к другу. Вся территория разделялась на верхний и нижний город. В настоящее время, в связи с частичным опусканием берега и наступлением моря, часть города находится под водой. Центр расположен на нижнем плато. Здесь стояли большие общественные здания , храмы, статуи древнегреческих богов Аполлона, Афродиты. Улицы города были вымощены, под мостовыми устроены водостоки для отвода дождевых вод. Имелись многочисленные колодцы с каменной выкладкой. В западной части было расположено большое общественное здание, предназначенное для занятий физической культурой. В домах богатых рабовладельцев комнаты оштукатуривались и покрывались росписью. На юго-восточной окраине Фанагории располагался квартал гончаров. Жители Фанагории и близлежащих деревень занимались земледелием. Они пахали тяжелым деревянным плугом в упряжке быков. Имелись железные мотыги и серпы. Сеяли главным образом пшеницу, а также ячмень и просо. Вокруг города возделывали сады, в которых выращивались груши, яблоки, сливы. Алыча. На холмах, окружавших Фанагорию, находились виноградники . В проливе и морях вылавливалось большое количество рыбы, особенно славились осетровые, которые вывозились в Грецию, где они высоко ценились.

Фанагория имела две гавани – одну морскую, где приставали суда, прибывшие из Греции, и вторую – речную на одном из рукавов Кубани. Отсюда суда, груженные товарами, плыли вверх по Кубани к землям меотов. В IV веке нашей эры Фанагория пережила катастрофу – значительная часть города была разрушена и сожжена. Город подвергся разгрому во время нашествия кочевников – гуннов.

Вопросы и задания

1. Где располагалось Боспорское царство?

2. Назовите столицу и второй крупный город.

3. Что собой представляла Фанагория.

Это интересно

Фанагория

Боспорское государство было в свое время крупнейшим греческим государственным образованием в Северном Причерноморье. Оно располагалось по обе стороны Боспора Киммерийского, ныне – Керченского пролива и занимало его европейскую часть (Восточный Крым, включая Феодосию, и весь Керченский полуостров) и азиатскую часть (Таманский полуостров и примыкающие территории вплоть до предгорий Северного Кавказа, а также район устья реки Танаис – Дон). Фанагория была одним из крупнейших городов Боспорского царства. Она в то время имела свой акрополь или крепость, сожженную при восстании фанагорийцев против Митридата. После победы горожан и смерти Митридата VI Фанагория получила автономно под нажимом Рима, так как содействовала гибели врага римлян и утверждению влияния последних на Боспоре, но сын Митридата VI Фарнак около середины I в. до н. э. осадил и разрушил город. В период борьбы царицы Динами с римским влиянием на Боспоре Фанагория стала на сторону царицы. Рим был вынужден признать новую боспорскую династию, а Динамия, в свою очередь, в знак лояльности к Риму, переименовала около 17-12 гг. до н. э. Фанагорию в Агриппию. В начале нашей эры среди жилых кварталов строятся три винодельни – оцементированные или каменные площадки для выжимания виноградного сока. Виноград давили ногами, а оставшуюся мезгу дополнительно отжимали в мешках или корзинах.

Разведение винограда и продажа вина были важными видами экономики Фанагории, как и Пантикапея и других городов Боспора. Именно об этом периоде Страбон пишет, что на Боспоре заботливо охраняют виноградную лозу, закрывая ее на зиму большим количеством земли, что позволяет предположить о культивировании здесь особых стелющихся сортов винограда.

В III в. н. э. на месте общественных сооружений центра города находится винодельня, от которой сохранились остатки двух цистерн (резервуаров) для стока выдавленного сока. Интересно, что первоначально в Северном Причерноморье культивировались местные сорта винограда, а в начале н. э. в результате отбора и завоза из Греции здесь появляется виноград с более крупными семенами и ягодами. Надо полагать, что разведением винограда занимались преимущественно на землях, расположенных вблизи греческих городов.

В IV в. н.э. Фанагория еще остается крупным городом, в то время как многие города Боспора были разорены готами. В конце IV в. на Боспор вторглись гунны. Первая волна ушла на запад, а вторая, обогнув с востока Азовское море, напала на Фанагорию. С этого времени Боспорское государство прекратило свое существование, но разрушенный город был восстановлен. Раскопки скрыли остатки сооружений V - I Х вв.

В средние века на Таманском полуострове находилось древнерусское Тмутараканское княжество. В 965 г. киевский князь Святослав напал на хазар, живших по Донцу и Дону, после чего бывшие земли Боспорского царства стали колонией Киева. Сын Святослава Владимир, крещенный в крымском Херсонесе, разделил свои земли между 12-ю сыновьями, прижитыми в язычестве, чтобы вместе с ними удались от себя и своих прежних жен. Одному из младших сыновей – Мстиславу - досталась далекая Томаторкань

(греческая «Таматарха» на месте нынешней станицы Тамань в 23 км от Сенного). После смерти Владимира в 1015 г. удел Мстислава стал отдельным княжеством, порвавшим связи со своей метрополией. Такое положение она сохраняла около 100 лет, а затем ее завоевали адыги. Здесь торговали византийцы, венецианцы, но в 1395 г. город был основательно разгромлен войсками монгольского хана Тамерлана (Тимура), а в 1486г. – мусульманскими войсками. Так прошла слава земная Фанагории.

4.5. Тмутараканское княжество

В Х веке, по свидетельству летописцев, киевский князь Владимир основал на Таманском полуострове Тмутараканское княжество. Центром его был город Тмутаракань. В городе находились княжеский дом, много красивых построек, некоторые из них украшались мрамором, возвышалась церковь, построенная из камня. Большинство тмутараканцев жило в домах, сложенных из сырцового кирпича, крытых морской травой. Некоторые улицы были замощены камнем. Город защищали оборонительные стены. За ними находились ремесленные посады. Жители Тмутаракани занимались ремеслом, торговлей, вели сельское хозяйство и рыбный промысел. Сам город располагался на берегу хорошей морской гавани, связывающей водные и сухопутные пути с востока и запада. Киевская Русь пользовалась ими для оживленной торговли с народами Северного Кавказа. Купеческие ладьи привозили сюда меха, кожи и хлеб, а обратно по Черному морю и Днепру возвращались, груженные тканями, украшениями, изделиями из стекла и оружием, приготовленным в мастерских восточных ремесленников.

По мере феодального раздробления и ослабления древнерусского государства изменилось и положение княжества на Кубани. Оно стало предметом борьбы между претендентами на киевский престол. Так, посланник византийского императора, воспользовавшись доверчивостью тмутараканского князя, проник к нему в дом и отравил его. Другой князь пленен византийцами, два года содержался на острове Родос в Средниземном море. Однако коварному соседу Руси удалось овладеть Тмутараканью лишь в середине Х II века, когда Киевская Русь оказалась раздробленной на враждующие княжества. Впоследствии княжеством овладели половцы.

Вопросы и задания

1. Посетите историко-краеведческий музей. Познакомьтесь с материалом по истории нашего края, относящимися к X – XII вв.

2. Где находилось Тмутараканское княжество? В какой связи находится истории Тмутаракани с историей Киевского государства?

Легенды и были Черноморья

Жемчужина Горгиппии

Горгиппией в древности называлась Анапа. У величайшего из полководцев древности Искандера (Искандером называли на) был военачальник , в котором сочетались храбрость, высокое полководческое искусство и благородство. Искандер посылал его в самые сложные походы, и они всегда завершались победой. Так было и в последнем сражении. Но здесь любимец Искандера получил тяжелое ранение и вскоре умер, оставив жену и сына. Искандер сделал все, чтобы супруга погибшего ни в чем не нуждалась, а юного Константина усыновил и лично занимался его воспитанием.

Юного Константина нельзя было упрекнуть в отсутствии храбрости. Но в большей мере он унаследовал от родного отца благородство, от приемного – ум, от матери - нежность. Искандер увидел в приемном сыне не воина, а политика и подобрал ему соответствующее дело. Он послал его на северные берега Черного моря в Горгиппию, чтобы войти в контакт с северными народами, наладить торговлю с ними и обеспечить оттуда широкий поток нужных товаров. Константин прибыл в Горгиппию в окружении свиты великолепных слуг в сопровождении отряда блестящих воинов. Это произвело в Горгиппии сильное впечатление. Увидеть посланца великого Искандера стремились предводители как ближайших, так и самых отдаленных племен. Константин щедро осыпал всех дарами и завоевал всеобщее уважение. С северных берегов Черного моря в империю Искандера пошли хлеб, мед, лес, меха, шерсть, кожа.

Много получал Константин ответных знаков внимания от местной знати. Один из предводителей племени дзихов преподнес ему в дар пять юных невольниц. Они были одна другой красивее. Божественной красотой, по мнению самого Константина, отличалась юная русская княжна Елена.

Приняв дар, Константин тайно предоставил четырем пленницам свободу, помог им вернуться в родные места. Елену оставил при себе, создав для нее условия, достойные не рабыни, а госпожи. Девушка отнеслась к этому более чем равнодушно. Тоскуя о родном доме, она не замечала благосклонного к ней отношения нового хозяина. Не трогала ее и красота самого Константина, который восхищались другие.

- Ты как и прежде, недовольна, сказал ей однажды Константин.

-Скажи, Елена, чего тебе не хватает? Все будет для тебя!..

Насупившись, не поднимая глаз, Елена молчала.

- Я не работорговец. У меня нет и не будет гарема. Четыре твоих подруги уже на свободе, - продолжал Константин. – Ты здесь, со мной потому, что я не хочу, не могу потерять тебя.

Лицо Елены выразило отчаяние, из глаз покатились слезы.

- Прости меня, Елена. Не я виноват, что мы так встретились. Но я люблю тебя и готов доказать…

- Любите?- перебила Елена. – Готовы доказать? Тогда сделайте со мной то же, что с подругами. Отпустите домой. Приезжайте в гости, и там поговорим о любви. А сейчас я рабыня, а вы хозяин, который может все. Я не верю…

- Я люблю тебя, - повторил Константин. – Я не мыслю любви без взаимности . Я не мыслю жизни без тебя. Что сделать, чтобы ты поверила моей любви? Приказывай…

Впервые украдкой Елена взглянула на Константина. Да, он красив. Однако бросила в ответ:

- Я сказала уже…

Вздохнув, Константин поклонился и ушел.

Тут прибывший из Александрии гонец доставил ему вызов Искандера. Константин уехал. Отец встретил его с улыбкой.

- Я доволен твоими успехами и намерен поощрить тебя, - сказал он сыну, - Проси в награду, что хочешь, Константин.

- Спасибо, отец, - ответил Константин.- Столь высокая оценка сделанного мною, ваша поистине божественная щедрость есть наивысшая награда для меня. Другого мне не надо.

- А вот от совета вашего я не отказался бы…

И Константин поведал Искандеру о своих чувствах к русской невольнице Елене и своем желании добиться взаимности от нее. Выслушав откровенный рассказ, Искандер задумался, потом сказал:

- Построй для нее на месте первой встречи дворец такой красоты, чтобы, войдя в него, твоя Елена ответила «люблю».

В Горгиппию Константин возвращался с караваном судов, груженных драгоценными строительными материалами для дворца любви.

Прибыв в Горгиппию, Константин нашел Елену еще прекраснее. Строительство дворца началось без промедления.

Когда в сложенный из мрамора и отделанный яхонтом, изумрудом и бирюзою пятиугольный дворец Константин ввел ту, в честь которой он был воздвигнут, случилось чудо. Едва переступив порог, Елена преобразилась. Исчезла печаль и отрешенность, лицо озарилось улыбкой, глаза вспыхнули восторгом. Она машинально протянула руку Константину и сказала, точно взаимная любовь между ними была не началом, а продолжением:

_ Ты любишь… О, как любишь ты меня!...

Константин и Елена не долго жили там, где встретились. Свой путь они окончили в Александрии. Пятиугольный же дворец сделался жемчужиной Горгоппии, переименованной потом в Анапу. Рассказывают, когда много веков спустя Тимур Железная Нога, до основания разрушив семьсот городов Кавказа, вышел к морю и захватил Анапу, красота дворца сразила его. Не знавшая жалости рука Тимура впервые не поднялась на строение, осененное высокой любовью и благородством. Он поклонился ему и оставил нетронутым. Дворец исчез позже, в годину жесточайших битв за Анапу. Но легенда о дворце, является гимном красоте русской девушки Елены, жива и поныне.

4.6. Кто такие казаки

Большинство современных городов и станиц края были основаны казаками-переселенцами. Места для первых 40 станиц определялись жребием, а названия большинства из них казаки принесли с собой с Украины, где они были произведены от имен знаменитых казаков (Титаровская, Васюринская, Мышастовская) или от названий городов: Полтавская (г. Полтава), Корсунская (г. Корсунь).

Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: «Быть здесь граду!»

У некоторых народов вооруженная защита границ возложена на особые группы населения. В России их называют казачеством. Ученые полагают, что само слово «казак» заимствовано из тюркских языков, где «казак» значит «вольный человек». В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. Самая ранняя группа русских казаков сформировалась в XVI веке на Дону из беглых русских и украинских крестьян. В дальнейшем казачьи общины складывались разными путями. С одной стороны, на окраины государства бежали от крепостной неволи, с другой – они возникли по царскому указу для защиты границ империи. К 1917 г. в России насчитывалось 11 казачьих войск: Амурское, Астраханское, Донское, Забайкальское, Кубанское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Терское, Уральское и Уссурийское.

Группы казачества в результате контактов с местным нерусским населением отличались друг от друга особенностями языка, укладом жизни, формой ведения хозяйства. В то же время у всех казаков было нечто общее, что обособляло их от других русских. Это позволяет говорить о казачестве как об одном из русских субэтносов («поднародов»).