Биографии Характеристики Анализ

П чертково ростовской. Железнодорожная станция Чертково, Ростовская область: описание, расписание, дальнейшая судьба

Чертково - поселок городского типа, расположенный на севере Ростовской области в зоне Донских степей. Главной его особенностью является то, что разные части поселка оказались по разную сторону российско-украинской границы. Разделительной линией служит Северокавказская железная дорога, а точнее, улица Дружбы народов, идущая вдоль нее. Этот же фактор предопределил и судьбу железнодорожной станции Чертково.

География Чертково и Чертковского района Ростовской области

Чертково находится на западной границе Ростовской области в ее северной части. Природные условия соответствуют зоне степей с элементами лесостепи.

В целом климат является умеренно континентальным. Среднегодовая температура составляет +7,9 градуса, а сумма осадков за год - 546 мм. Из-за глобального потепления лето стало более жарким и продолжительным, и кроме того, более сухим. Зимы умеренно морозные, с ветрами и метелями.

Рельеф местности равнинный, но волнистого типа. Неподалеку находится Донская гряда. Преобладают степные ландшафты и сельхозугодья.

Чертковской район относится к бассейну р. Белая Калитва (приток и бассейн Дона), однако русло реки находится на удалении 8 км от станции Чертково.

Промышленность в районе сейчас развита слабо, а промышленные объекты стали своеобразными памятниками истории. Часто они представлены развалинами, сконцентрированными вдоль железнодорожной линии.

Население Чертково составляет 10-11 тысяч человек и мало меняется с течением времени.

История поселка Чертково и станции Чертково

Время появления поселка до сих пор неизвестно. Первые упоминания о нем связаны со строительством железной дороги, которая в то время именовалась Воронежско-Ростовской. Со стороны нынешней Украины располагалась Харьковская губерния, а со стороны России - область Войска Донского. Главное здание станции было построено еще тогда. Появление станции Чертково пришлось на 1869 год. Название ей дали по фамилии Михаила Ивановича Черткова - атамана Донского войска, который был инициатором строительства железной дороги в этом районе.

Станция Чертково значится на карте 1876 года, а также числится в списке населенных пунктов Войска Донского за 1873 год.

В 1905 году Чертково становится одним из региональных центров революционного ополчения. Здесь был образован комитет по осуществлению руководства революционной деятельностью рабочих и сотрудников железной дороги и станции Чертково.

После 1929 года поселок числился как рабочий. В 1993-м ему был присвоен статус сельского населенного пункта.

Особенности железнодорожной станции

Станция Чертково находится по адресу: 346000, Ростовская обл., Чертковский район, п. Чертково, ул. Привокзальная, д. 1. Добраться до нее можно на автобусе №1. На станции имеется парковка (в том числе специальные места для инвалидов) и камера хранения. Есть справочная, касса обмена билетов, отдел полиции, кафе, банкоматы. Сама станция представлена одноэтажным зданием вокзала. На некотором расстоянии от него находится диспетчерский пункт.

Вокзал был построен более 100 лет назад. представляет собой индивидуальное архитектурное решение и является сравнительно молодым строением. В непосредственной близости от станции располагается вышка радиосвязи.

Разделительная линия станции

Жд станция Чертково (Ростовская область) находится на разделительной линии российско-украинской границы, с российской (то есть с северо-восточной) стороны от железной дороги. Сразу за железнодорожными путями установлен сравнительно высокий синий забор, разделяющий Россию и Украину. Переход на территорию Украины возможен по железнодорожному мосту, последний лестничный спуск которого заканчивается уже за разделительным забором. В основном он предназначен для местных жителей.

Особенности функционирования станции в прошлом и настоящем

Чертково находится на границе Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорог. До недавнего времени через нее транзитом и на высокой скорости следовали пассажирские поезда дальнего следования. Многие делали на станции короткую остановку. Также она является конечным пунктом для следования электропоезда Ростов - Чертково. Расписание станции Чертково теперь сводится к расписанию движения данной электрички. Электропоезд ходит ежедневно, отправляясь из Ростова-на-Дону в 15:50 и прибывая на станцию в 22:04. Время в пути от г. Ростова до Чертково составляет 6 часов 14 минут.

Здесь же проходили и все идущие по данному направлению грузовые составы.

После завершения строительства обходного участка железной дороги, соединяющего населенные пункты Журавка (Воронежская область) и Миллерово (Ростовская область), движение пассажирских поездов через станцию Чертково было прекращено. После 11 декабря 2017 года через нее не идет ни одного пассажирского и грузового поезда.

Особенности жизни населения по обе стороны от станции

Жд станция Чертково практически не обслуживала поезда, идущие по территории Украины. Через нее шли только российские составы. Хотя украинская часть поселка официально числится как отдельный населенный пункт (поселок Меловое), географически их разделяет только железная дорога и недавно построенный пограничный забор.

Получается необычайный контраст между уровнем транспортного обеспечения российской и украинской частей. В то время как жители российской части без труда могли попасть практически в любой крупный город РФ, просто купив билет на один из проходящих через станцию поездов, жители украинской не имеют полноценного транспортного сообщения с остальной Украиной. Редкие автобусы, на которых несколько часов надо трястись на ухабистых дорогах, чтобы доехать до регионального центра Луганской области - Северодонецка, и личные авто (в большинстве своем еще советские машины) - вот и весь транспортный арсенал местных жителей.

Однако теперь ухудшение ситуации с перевозками пассажиров могут почувствовать и жители российского Чертково (вследствие прекращения движения поездов через станцию).

Помимо различий в транспортном обеспечении, между двумя разделенными ж/д линией населенными пунктами имеются и другие контрасты, часто отражающие характер жизненного уклада в России и на Украине.

Так, побывавшие там фоторепортеры-любители отмечают различные признаки запустения и неухоженности в Меловом. Например, такие как разбитые дороги, зарастающие памятники жертвам ВОВ, отсутствие разметки на дорогах, очень сельский вид улиц и поселка в целом.

В то время как Чертково, напротив, выглядит опрятным и ухоженным, с большим количеством дорожных знаков, качественной дорожной разметкой, плиткой на тротуарах, аккуратными клумбами, газонами и так далее.

На многочисленных фотографиях можно также заметить, что на украинской территории (Меловое) распространены старые автомобили советского производства, в то время как на российской (Чертково) - современные западные модели (иномарки).

Будущая судьба станции

На вопрос о том, что будет со станцией Чертково, сейчас ответить практически невозможно. Работавшие там специалисты переезжают в Миллерово и другие станции ныне действующей и новой железной дороги. Очевидно, что обслуживание одних только местных электропоездов понизит ее статус с федерального до местного уровня.

Прекращение транзитного движения составов сделает станцию Чертково тупиковой. Весь участок железной дороги от Журавки до Чертково станет нефункционирующим и перейдет по большей части в собственность Украины. Это будет связано с тем, что он проходит уже за линией российско-украинской границы. Южнее Чертково также есть отдельные локальные заходы ж/д линии на территорию соседнего государства, что, в случае дальнейшего обострения отношений между странами, может привести к полной остановке работы станции.

Сайт Чертково, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ.

Одежда в Чертково

Мужская и женская одежда, которую предлагает магазин в Чертково. Бесплатная доставка и постоянные скидки, невероятный мир моды и стиля с потрясающей одеждой. Качественная одежда по выгодным ценам в магазине. Большой выбор.

Детский магазин

Все для детей с доставкой. Посетите лучший магазин детских товаров в Чертково. Покупайте коляски, автокресла, одежду, игрушки, мебель, средства гигиены. От пеленок до детских кроваток и манежей. Детского питания на выбор.

Бытовая техника

В каталоге бытовой техники магазина Чертково представлены товары ведущих брендов по низкой цене. Мелкая бытовая техника: мультиварки, аудиотехника, пылесосы. Компьютеры, ноутбуки, планшеты. Утюги, Чайники, Швейные машины

Продукты питания

Полный каталог продуктов питания. В Чертково вы можете купить кофе, чай, макаронные изделия, сладости, приправы, специи и многое другое. Все продуктовые магазины в одном месте на карте Чертково. Быстрая доставка.

Что вы видите на это фото? Обычная улица обычного российского городка.. Или, нет, обычная улица обычного украинского городка. Или, всё же, российского? Нет, украинского. Нет...
Да, всё одновременно просто и одновременно невероятно! Одна сторона этой улицы - Россия, а другая - Украина!

Место это потрясает во всех смыслах, оно странно всем. Два посёлка городского типа, разделённые границей, проходящей по железнодорожной линии "Москва - Адлер". Фактически - это единый посёлок, каковым всегда был. Посёлок Чертково Ростовской области Российской Федерации и посёлок Меловое Луганской области Украины.
1. Вот, как примерно, выглядит карта. На ней указаны места, где сделаны фото.

2. Место это очень странное. Хотя бы потому что несмотря на то, что две страны сильно друг с другом.. ну хотя бы в прошлом взаимодействовали, много путешественников и просто людей из обеих стран друг к другу ездит, тут очень мало кто бывает, почти никто из моих знакомых здесь не был.
При этом российское Чертково расположено на оживлённейшей железнодорожной магистрали страны, отсюда можно практически в любое время суток уехать на прямом поезде в Москву, Питер, Сочи и множество других городов. Украинское Меловое расположено в дичайшей дыре, с точки зрения украинской географии это реально медвежий угол. 4 часа на убитой маршрутке по ухабистым дорогам добираться из нового облцентра Луганщины - Северодонецка (раньше примерно столько же надо было ехать из Луганска). Приехать сюда можно несколько раз в день.

Вот такое странное сочетание: с одной стороны полнейшая дырень, с другой - напряжённейшая железнодорожная артерия страны.

3. Оба посёлка совсем небольшие, обойти каждый можно за час-полтора. Граница проходит, в основном, по железной дороге: всё, что к юго-западу от линии - Украина, что к северо-востоку - Россия. Приехав на автобусе в Меловое, вы сразу попадаете прямо к ней. Вот мы находимся на площадке автостанции, а вот тот мостик через пути - это уже территория другой страны.

3. Прямо там же за мостом расположена станция Чертково, где останавливается большинство поездов, идущих на Кавказ. Её очень хорошо видно отсюда. Поэтому очень сложно ответить на вопрос - находится ли Меловое на железной дороге? И да, и нет. Формально - можно перейти границу и уехать на поезде. Вот только ни в один украинский город отсюда уехать невозможно! Получается, что меловчане, круглосуточно слушающий стук колёс вагонов, и наблюдающие многочисленные пассажирские составы, в большинстве случаев не будут ими пользоваться.


Хотя, формально, опять же, всё ещё интереснее. До конфликта 2014 отсюда действительно невозможно было уехать ни в один украинский город. А после.. появилась возможность доехать до Харькова! Всё потому что поезд Харьков-Баку, ранее ходивший через Донбасс, сейчас стал ездить тут. И он в ходу до сих пор. Вот так можно проехать из Украины в Украину через Россию.

4. С мостиком интересная история. Он имеет статус местного перехода, здесь могут переходить только жители сопредельных районов. А раньше, по рассказам местных, вообще необязательно было через него ходить - те, кто с коляской, пёрли прямо через пути, нарушая как закон о нелегальном пересечении границы, так и запрет хождения по путям. С обострением отношений Украина усложнила правила въезда россиян, что в данном случае вылилось в запрете хождения через мостик чертковчан, а Россия в ответ зачем-то возвела забор вдоль границы. Раньше этого забора не было. Сейчас, соответственно, мост работает, но через него ходить могут только меловчане.

5. Посмотрим, как выглядит Меловое. Вообще, не очень то важно оно выглядит. Прямо у автостанции минирыночек и советского вида универмаг. Раньше сюда массово жаловали за дешёвыми украинскими продуктами не только чертковцы, но и жители всех окрестных районов ростовщины.

6. Дороги в Меловом традиционно для страны убитые.

7. Есть монастырь.

8. Вообще, в Меловом Украины не ощущается практически совсем. Ну вот именно такой, как в центральной части страны или, страшно сказать, в Западной. Гуляешь тут и удивляешься - неужели в этой же стране есть Берегово, Рахов, Львов, Коломыя. Совсем другой мир.

9. Памятник ВОВ. Стало уж даже интересно - есть ли тут памятники "Небесной сотне" и АТО. Как-то совершенно невозможным кажется их наличия.

10. Указатель. Впрочем, улица, скорее всего, называется уже по-другому. Табличек уже не осталось, а новых ещё не повесили. Эту чудом нашёл.

11. Жизнь в объявлениях. На обоих языках.

12. "Лучшие люди Меловского района".

13. Дом связи. Красный кирпичик с советского времени. Когда, небось, вообще не ощущалось никакой разницы между разными сторонами железной дороги, и вот такая выложенная кирпичом надпись только могла идентифицировать одну часть от другой.

14. Магазины, сохранившиеся с советского времени.

15. Краеведческий музей. Зашёл туда и разговорился подробно с работницей. Спросил её про местные реалии:
- Скажите, а памятник Ленину в Меловом остался?
- Нет, был, но убрали. У нас закон о декоммунизации, мы его исполняем.
- Ну да. Просто тут как-то совсем слабо ощущается Украина. Я был сейчас много где: на центральной Украине, на восточной, здесь как-то всё по-другому. А вот памятники "Небесной сотне", "АТО" есть у вас?
- Нет, пока ещё не сделали. Сами понимаете, у нас область специфическая, никто из наших там на майдане практически не был. А ветеранам АТО планируется сделать мемориал, вот мы сейчас стенд здесь в музее готовим.

16. Вдоль границы в обе стороны тянется главная улица Мелового - Дружбы народов. Выглядит она невзрачно. Никогда не подумаешь, что вон те опоры контактной сети слева на заднем плане - другая страна.

17. Вот, обычный себе частный сектор. Вот просто представьте себе, что у вас участок. Но по одной его кромке проходит самая что есть настоящая государственная граница! Вон сзади, кстати, водонапорная башня станции Чертково.

18. Периодически встречаются таблички.

19. Самый занятный факт в том, что железная дорога не везде является границей. В некоторых местах Россия заходит на западную сторону. Так, в частности, хорошо видные с железки элеватор и мясокомбинат - это российская территория. Так вот если идти по улице Дружбы Народов, то как раз упрёшься в чертковский мясокомбинат. Само собой разумеется, туда идти не надо, а надо свернуть.

20. Выходим на параллельную улицу Рабочую. Слева забор чертковского мясокомбината, он же - граница двух крупнейших европейских стран. Дальше интереснее.

21. После того, как элеватор заканчивается, налево в сторону ж.д. путей отходит ещё одна улочка. Это Весёлый переулок. Интересно, что формально он продолжается и с другой стороны железной дороги. Здесь же переулок выглядит как-то так!

22. Граница проходит прямо по середине переулка! Вот я нахожусь на Украине, а дом передо мной - это Россия! И никак в него не зайти. Не попросить водички или чего ещё.

23. Надпись, понятное дело, на российской стороне. С российской же стороны колючки сидел погранец, общался с каким-то мужиком и недобро на меня посмотрел. Впрочем, я рассудил, что ничего он мне сделать не сможет раз я нахожусь не на его стороне.

24. Смотрите, как интересно проходит линия границы. Прямо между участками. Вот жил себе жил, а тебе в один прекрасный день колючку провели. И теперь даже за спичками к соседу не сходишь.. А представьте, что вполне реально, что чтобы сходить за спичками или луком, надо будет получать визу... Воистину, вот она Берлинская стена нового времени.

25. Житель этого дома может ездить в Европу без виз, а житель того, что подальше с чёрной крышей - не может. Колючку, кстати, тоже поставила Россия, хотя, вроде как, это Украина от нас стремиться отгородиться.

26. На одном из домов встретилось. И это украинская сторона. Т.е. это какой-то нарушитель. А пройди чуть колючка по-другому - благовоспитанный законопослушный гражданин.

27. Дальше снова улочка с украинскими домами. В проёмы можно видеть проезжающие каждые 15-20 минут РЖД-шные поезда.

28. Улочка упирается опять в территорию России, но там колючки уже нет. Там находится улица МПС - российский анклав, состоящий из двух домов. Жителям этих домов, чтобы попасть в основную часть Черткова, приходится идти через территорию Украины. Буквально сейчас прямо во время написания поста, читая паралелльно транспортный форум, совершенно случайно наткнулся на репортаж от том, как их оттуда переселяют.

29. Ну а мы вернёмся в центр посёлка. Ощадбанк и Великая и Самодержавная на заднем плане.

30. Погуляв по задворкам Мелового, пройдя параллельные приграничным улицы, я вернулся к рыночной площади. И вот рядом с ней такая ничем непримечательная стоянка, относительно которой я сначала ничего не заподозрил.

31. Суть в том, что эта стоянка - тоже Россия! На неё, строго говоря, заходить нельзя. И вот плакат, который там висит, который я сфотографировал, но содержимому которого я не придал внимания. Он написан по-украински, и я не стал вчитываться внимательно, а зря..

32. Я думал, что это как раз про то, что с другой стороны железной дороги - Россия, но нет! Именно здесь Россия тоже заходит на эту сторону магистрали. И если по улице Дружбы Народов идти к северо-западу от рынка, то по одной стороне улицы будет Россия, а по другой - Украина! Вот иду себе по левой стороне улицы, и не подозреваю то, что родина уже вот тут, на правой стороне. Забор уже российский!

33. Степной переулок, упирающийся в специальный проход в основную часть Черткова для живущих на этой стороне чертковчан.

34. Дорожный указатель явно российской фактуры (на что я тоже не обратил сразу внимания), на Украине такого фона нет (при том, что русский язык на официальных плакат хоть редко, но бывает) и шрифт немного другой.

35. Вот то, что знаки "государственная граница Украины" вдруг стали идти на левой стороне дороги, меня сначала удивило, но я подумал, что ну, наверное, ошиблись.

36. И вот она, улица Дружбы Народов во всей красе! Жители домов справа могут официально пользоваться яндексом, контактом, 1С, читать этот пост без VPN-а. А жителям домов слева это запрещено. По фото, правда, до конца непонятно, кому из присутствующих на фото людей что можно, а что нельзя.

37. Тот самый элеватор, который хорошо видно с поезда.

38. Собственно, хотел я закупиться на дорожку вкусным украинским пивом, соком и, вообще, какой-нибудь едой. Но не всё, что хотел, нашлось, в универмаге у рынка. И я решил зайти в этот магазин. И тут, смотрю, на тебе! Чертково! Только тут я и начал прозревать!

39. Продаются там уже, само собой, только российские товары, и, разумеется, за рубли. Причём выбор очень скудный. Обратите внимание на адрес. Улица одна, название одно и нумерация сквозная, только страны разные!

39а. Дружбы Народов дом 39 - это Украина, а дом 94 - Россия!

40. У меня уже было такое, что я перешёл в другую страну и не сразу понял это. Это было на границе в городе Чуй. Не думал, что попаду так нечаянно совершенно в Россию!

41. И вот, конечно, вопрос. Какого фига, вообще, все эти границы дурацкие? Почему нельзя сделать так чтобы граница России и Украины была такой же как между Бразилией и Уругваем? Наши то страны ещё более друг к другу близкие. В принципе, до 2014 года, здесь примерно так и было. Но и то, не совсем. Сейчас же, улица Дружбы Народов, наверное, последнее место, где вот так можно спокойно и условно легально пройти из одной страны в другую..

42. Остановка, раскрашенная в патриотическом угаре в цвета национального флага. Если бы такая же остановка была на другой стороне улицы, она бы уже выглядела совсем по-другому.

43. В Меловом у меня проверили 2 раза документы. Первый раз - когда я ещё был около стоянки с указателем. Останавливается машина, выходит мужик, предъявляет удостоверение..
- Здравствуйте, госпогранслужба Украины. Можно ваши документы? А то вы что-то весь день тут ходите туда-сюда, фотографируте что-то. А, у вы к нам легально въехали? Хорошо. Счастливой дороги.
Второй раз по выходе из чертковского магазина. Останавливается "девятка" с украинским флажком.
- Добрый день, госпогранслужба Украины. Предъявите документы, пожалуйста.
- Да, вот. Меня только что ваши коллеги проверили. Я вот уже на погранпереход иду.
- А, так, паспорт РФ, въездной штамп есть. Смотрите, ну вы формально у нас находитесь, просьба - идите к погранпереходу вот по этой стороне улицы, её нельзя пересекать. Пока вы не пересекли границу, вы не имеете права там находиться. Не надо вот так, как вы бегаете туда-сюда через дорогу. А то сейчас есть все основания вас привлечь за нелегальное пересечение. И ваши тоже могут придраться.
- Да, надо ж? Я не думал, полагал, что раз колючки или стены нет, то, значит, это всё Украина. А граница по ж.д. проходит. Хотел просто еды купить, думал это украинский магазин.
- Нет, ну видите. Тут же улица, проезжая часть. Её невозможно огородить. Ладно, удачи вам! Магазин около погранперехода есть, там можете еды купить.

44. Резонный вопрос, который меня интересовал - жизнь Чертково-Мелового в свете последних отношений между странами. И тут я, опять же, подробно расспросил работницу музея Светлану.
- Ну что сказать, конечно ощущается. Намного хуже стало. Раньше то всё Чертково у нас закупалась, со всего района к нам приезжали, и из всех соседних ещё, даже из Миллерово ехали. Ну что, у нас дёшево тут, и еда натуральная. Жили как одна семья. А теперь, вот, не пускают их, а мы, естественно, от этого сильно страдаем. Нам это тут совсем невыгодно.
- А вы сами в Чертково ходите?
- Да, конечно, периодически бываю там, у меня там и родственники, и друзья. Но, знаете, я последнее время не очень люблю туда ходить - как напьются они, начинаются сразу вот эти разговоры, устала от них. Видимо все равно ощущается - у вас своя страна, у нас - своя страна.
- А в 2014 году то тут спокойно было? Сюда ж не приходили боевые действия?
- Нет, сюда не приходило. Но один раз нас хорошо так обстреляли. И вот реально страшно было. Кто мог обстрелять? Ну понятно кто, если со всех трёх сторон Россия. Нам тут никуда не деться.. И никто нам не верит же! В новостях про Меловое ничего не показали, ни в одних, ни в других. Я звоню родственникам в Киев, говорю, что вот сама видела, а они "ну не может же быть такого". Мы тут много чего натерпелись. Конечно не как в Луганске, или Станице, там то вообще ужас был. Но через нас все пограничники ехали, которых выдавливали с погранзастав сепаратисты. Вот они через российскую территорию все к нам приходили. Смотреть на них тяжело было, в каком их состоянии сюда привезли.

45. Ну вот, и, собственно, мы подошли к погранпереходу. Здесь переходят границу все россияне и все украинцы, кроме жителей Мелового. Граждане третьих стран едут на другие погранпереходы, самый ближайший - в Харькове. Этот - межгосударственный. Идти от центра до сюда где-то 1,7 км.

46. Украинский пограничник спрашивает меня, почему это я тут перехожу, ведь есть же поудобнее. Получаем выездной штамп, идём на российскую сторону. Проходим прямо под железнодорожным мостом. Да, переходы эти тоже с поезда хорошо видно.

47. На российской стороне перед пунктом пропуска стоит укрепление. Интересно, зачем оно тут? Понятно, что украинцы в паранойе ставят их у себя, но мы то чего боимся??

48. И, пройдя, российскую границу, оказываемся в Чертково.

49. Вокруг прекрасные степные пейзажи!

50. В принципе, вроде, обычный, ничем непримечательный посёлок. Но сразу ощущение, что что-то не то.

51. Указатель на переход с российской стороны.

52. Атмосфера здесь уже совсем другая, чем в Меловом. В каких-то мелочах она ощущается, которые невозможно передать но вот понимаешь, что там Украина, а здесь уже Россия.

53. МФЦ на фоне раритетной вывески.

54. Впрочем, объективно говоря, после 3 недель Украины, первое, что бросается в глаза в Чертково - это ухоженность и аккуратность.

55. Плиточка, клумбы с цветами - и это в заштатном райцентре! На Украине такое и не в каждом областном центре будет!

56. Мемориал ВОВ. Ухожен и вычищен. Сравните с тем, что с той стороны железной дороги!

57. Вот такие плакаты уже немыслимы буквально в 100 м от этого места.

58. Равно как и георгиевские ленты.

59. Мне любят писать комментаторы, что в "России можно столько же говна найти". Ну, разумеется, можно. Но вот просто два наобум взятых райцентра. Прилегающих друг к другу. Вот просто центр Черткова, а выше вы видели центр Мелового. Уверяю вас, такой плиточки, цветочков и разметки, там ни в одном месте не встретится.

68. Впрочем, по Черткову уже ходить не так интересно. Всё, что с восточной стороны железной дороги, уже сильно отдалено от линии границы. Украина тут видна уже слабо и не особо ощущается. Если даже идти вдоль железки, то будешь видеть с другой её стороны тоже Россию.

69. Пограничники, пускающие живущих на западной стороне чертковчан. Само собой, подойти к границе с российской стороны куда сложнее и чреватее проблемами. Это у Украины понятия "погранзона" в принципе нет.

70. После той драмы, что видел на той стороне железной дороги, здешняя действительность так не впечатляет. Поэтому, побродив минут 40, я купил билет на поезд, и уехал в Москву.

71. А вот, собственно, станция Юго-Восточной железной дороги, находящаяся на территории Украины. И в отличие от Мелового не на границе, а сильно внутри её.

72. На самом деле там железка заходит на Украину аж 2 раза. После Зориновки выходит в Россию, и заходит снова на подольше. там ещё есть один совсем мелкий полустанок. В общем таблички "Державна границя Украiни" регулярно мелькают то слева то справа от ж.д. полотна.

73. Второй заход заканчивается, когда поезд проезжает станцию Гартмашевка. Это уже Воронежская область.

74. Вот так действительно насмотришься пропаганды, и уверуешь, в "разные народы", что с этой стороны железки живут "европейцы", а с той "фанаты путина, генетические рабы, от которых лучше держаться подальше".

75. Жителям нечётной стороны улицы Дружбы Народов следует прекратить общение со своими соседями с чётной стороны улицы Дружбы Народов, считает Вятрович. Просто же да, на разных сторонах генетически разные народы проживают, между которыми, как всем известно, нет ничего общего.

76. Пожалуй, Чертково - Меловое - одно из самых сильных впечатлений за всю поездку. Ну ещё б, двойной посёлок между нашей страной и самой обсуждаемой последние 3 года страной, где граница прошла прямо по домам, а местами - по двойной сплошной, где её можно спокойно пересечь нелегально, даже не догадавшись об этом. Ну и плюс, такое необычное логистическое сочетание - забытая Богом глухомань, и центральная магистраль. В общем, скорее стоит удивляться, как мне и другим любителям подобных мест не приходила идея в голову раньше сюда приехать..

77. Так или иначе, всё это великолепие уже совсем скоро исчезнет. Обход Украины, про который столько говорили, и, который на момент моего посещения был ещё на завершающей стадии, но всё-таки не был готов, сейчас уже открыли. И совсем скоро поезда перестанут ходить через Чертково. В связи с чем место, хоть и останется таким необычным, но потеряет часть своего очарования. Когда не будут под боком у меловчан ходить караваны российских поездов, это будет уже не совсем то. Ну и потихоньку переселяют чертковчан с западной стороны железной дороги на восточную.

78. А закончу пожеланием всем вам, расположенным на чертковской стороне. Меловцы, чертковцы, украинцы, россияне, просто..

Надеюсь, что как можно скорее настанет то, в честь чего названа главная улица этих двух посёлков.