Биографии Характеристики Анализ

Схемы станций дальневосточной железной дороги двжд. Дальневосточная железная дорога: история и характеристика

Дальневосточная железная дорога строилась как часть Транссиба, свое первое название - Уссурийская - она получила от реки Уссури.
Торжества по случаю укладки первого рельса Уссурийской железной дороги состоялись 19 мая 1891 г. во Владивостоке. Этому предшествовали многочисленные споры. В частности, еще в 1875 году было высказано предложение местной администрации о сооружении железной дороги от Владивостока до оз. Ханка.

В 1886 году генерал-губернаторы Приамурья и Восточной Сибири выступили с предложением построить ряд участков Сибирской дороги от Томска до Сретенска и участка от Владивостока до поста Буссе (пос. Буссовка). В июне 1887 года на совещании министров было принято решение приступить в ближайшее время к изысканиям Южно-Уссурийского участка дороги.
В 1887 г. была отправлена экспедиция для проведения изыскательских работ на участке от ст. Буссе на Уссури до Владивостока, которую возглавил инженер А. И. Урсати. Работы велись в сложных климатических условиях. В экспедиции участвовали топографы, инженеры, геологи, которые проводили съемочные работы и описание местности, собирали данные о климате, местных топливных ресурсах, стройматериалах, а также возможностях земледелия. В течение двух лет изыскания дороги были закончены, и все материалы переданы Министерству путей сообщения.
В 1890 г. Приамурский генерал-губернатор А. Н. Корф направил в Петербург прошение о скорейшем сооружении рельсового пути от Владивостока до Амура. В феврале 1891 г. Александр III утвердил решение о строительстве Южно-Уссурийской дороги Владивосток - Никольское (г. Уссурийск) - Спасское (г. Спасск-Дальний) - станция Графская (г. Дальнеречинск). В 1891 г. во Владивостоке был совершен торжественный молебен по случаю закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути. Завершили церемонию артиллерийским салютом всех стоящих на рейде судов и крепостных пушек.
19 мая 1891 г. будущий император Николай II, находясь во Владивостоке проездом из Японии в Петербург, лично заложил первый камень в фундамент Владивостокского вокзала.
Сооружение трассы в первый период возглавил А. И. Урсати, который не сумел сработаться с местной администрацией. В 1892 г он был освобожден от руководства, а начальником строительства был назначен инженер О. П. Вяземский - опытный специалист, работавший на изысканиях и сооружении железных дорог более 30 лет во многих районах России. Организацию работ на отдельных участках трассы осуществляли выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения: Дроздов, Прохаско, Кипарисов, Кругликов, Дормидонтов, Свиягин, Эбергардт, Бочаров, Розенгардт и др.
Уссурийская железная дорога должна была пройти от Владивостока вдоль Амурского залива на север к бассейну реки Суйфун, а оттуда - до станции Никольской, от которой планировалось построить линию к китайской границе. Затем, через водоразделы рек Суйфун и Лефк, дорога шла к реке Уссури мимо озера Ханка и, пересекая ее, заканчивалась в Хабаровске. На всем своем протяжении железная дорога пересекала глухие таежные леса и болотистые поймы рек.
Укладка верхнего строения пути на большей части трассы - от Владивостока до станции Духовской - производилась с юга на север, и лишь на небольшом участке - с севера, от Хабаровска. Такая организация работы объяснялась отсутствием на Амуре выгрузочного порта и мелководьем его устья в тот период. Стройматериалы для укладки пути на участке Хабаровск - Духовская подвозились морем и переправлялись по р. Уссури в Хабаровск. Были сооружены многочисленные грунтовые дороги, которые затем использовались для транспортных нужд края.
Наиболее острой и трудноразрешимой была проблема обеспечения строительства рабочей силой. В конце XIX века Уссурийский край не имел развитой системы грунтовых дорог, поэтому с первых дней строители столкнулись с большими трудностями. Крестьян-переселенцев и местных казаков, населявших близлежащие земли, не удалось привлечь к работам на строительстве. А доставка рабочей силы из Европейской России была сопряжена со значительными трудностями и денежными затратами. Поэтому основную часть рабочих составляли ссыльные арестанты и солдаты. Общее число ссыльнокаторжных в Приамурском крае к 1895 г. составляло свыше 11 тыс. человек. Были созданы стационарные лагеря, состоящие из бараков для каторжников, помещений для охраны, столовых, бань, наблюдательных вышек.
Солдаты доставлялись на пароходах из Одессы. На станциях Никольское (Уссурийск), Иман (Дальнереченск), Вяземская, Хабаровск и других были построены казармы для нижних чинов, офицерские флигеля, столовые, кухни, бани, ледники, конюшни.
Прокладка Южно-Уссурийской дороги от Владивостока до ст. Муравьев-Амурский (Лазо), начатая в апреле 1891 года, закончилась в 1894 году, а тремя годами позднее был сдан и её северный участок от ст. Муравьев-Амурский до Хабаровска. Временное движение на участке от Владивостока до Хабаровска протяженностью 772 км открылось 26 октября 1897 года, постоянное - 13 ноября 1897 года.
Первоначально рассчитанная на 7 пар поездов в сутки, трасса очень скоро потребовала срочных мер по увеличению провозной и пропускной способности. Началось строительство вторых путей, новых веток, наращивание паровозного и вагонного парков, укрепление ремонтной базы.
В первые годы советской власти дорога была национализирована. В 1929 г. для обслуживания сельскохозяйственных районов, примыкающих к озеру Ханка, была построена линия Надеждинская - Тавричанка. В 1931 г. сдана в эксплуатацию линия Сибирцево -Турий Рог.
В 1936 году Уссурийская железная дорога была разделена на Амурскую (г. Свободный) и Дальневосточную (г. Хабаровск). В 1939 году из состава Дальневосточной железной дороги вышла Приморская (г. Ворошилов-Уссурийский). В предвоенные годы, в связи с развитием промышленности края, сооружались новые железнодорожные ветки. Построены линии: Волочаевка - Комсомольск-на-Амуре (1940 г.), Сибирцево - Варфоломеевка (1940 г.), Биробиджан - Ленинск (1941 г.), Партизанск - Находка (1941 г.), Смоляниново - Дунай (1941 г.), Партизанск - Сергиевка (1941 г.), Барановский - Гвоздево с ответвлениями Гвоздево - Краскино и Гвоздево - Посьет (1941 г.).
В 1947 г. вступила в строй линия Комсомольск-на-Амуре - Советская гавань, которая сократила на 1000 км морские перевозки грузов на Сахалин, Магадан и Камчатку.
В 1953 году в состав Дальневосточной железной дороги вошла Приморская. В 1950 - 1959 годах построена железная дорога Тайшет - Лена (Усть - Кут). Эти две линии положили начало строительству Байкало-Амурской магистрали (БАМа). К началу 60-х годов в эксплуатацию сдано более 1150 из 4000 км трассы БАМа. Вступило в строй второе меридиональное соединение БАМа с Транссибом - трасса Известковая - Ургал. В 1963 году Южно-Сахалинская железная дорога вошла в состав Дальневосточной.
Годом второго рождения БАМа можно считать 1974. Тогда началось активное строительство магистрали сразу по нескольким направлениям. В 1974 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали", в котором предусматривалось завершить строительство в течение 10 лет.
В 1979 году был построен отрезок от Ургала до Комсомольска-на-Амуре; в 1984 году вступил в строй восточный участок БАМа от Тынды. В этом же году было уложено "золотое звено", соединившее трассу на всем протяжении от Тайшета до Ванино. Постоянное движение на БАМе началось в 1988 году. Но еще продолжалось строительство нескольких тоннелей, движение вокруг которых осуществлялось по временным переходам, не допускающим нормальной загрузки трассы.
1981 году организована Байкало-Амурская железная дорога с управлением в Тынде. Трасса проходит по столь сложному рельефу, что практически треть ее протяженности составляют мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения. Всего сооружено 113 больших, 38 средних и 2412 малых мостов, более двух с половиной тысяч небольших мостов и водопропускных труб. На трассе имеется 11 тоннелей общей длиной 34, 5 км, в том числе самый протяженный в России Северо-Муйский тоннель длиной 15 343 метра.
В 1997 году Байкало-Амурская железная дорога была реорганизована, ее части вошли в состав Восточно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог.
В 1975 г. был открыт для пропуска поездов уникальный железнодорожный мост у Комсомольска-на-Амуре, и началось прямое железнодорожное движение на участке Волочаевка - Советская Гавань. В 1992 году Сахалинское отделение дороги было преобразовано в самостоятельную железную дорогу (г. Южно-Сахалинск).

Дальневосточная железная дорога проходит по территории Хабаровского и Приморского краев, Магаданской, Камчатской областей и других районов Крайнего Севера, граничит она с Забайкальской и Западно-Сибирской железной дорогой.

Дальневосточная железная дорога - основная пассажирская и грузовая артерия, связывающая центр России с районами, прилегающими к Тихому океану. В настоящее время значение этой магистрали сложно переоценить. Более чем вековая история Дальневосточной железной дороги представляет интерес не только для энтузиастов, но и для всех, кому небезразлично прошлое нашей страны.

Взгляд в прошлое

Мысль о постройке новой железнодорожной магистрали возникла уже давно - уж слишком растянуты были коммуникации, затруднена доставка товаров в отдаленные земли империи. В 1886 году генерал-губернаторами Восточной Сибири и Приамурья были выдвинуты предложения проложить несколько железнодорожных веток от Томска и Владивостока до отдаленных населенных пунктов. К середине 1887 года это предложение уже было рассмотрено на совещании министров, и в район Южной Сибири была направлена инженерная экспедиция для рассмотрения возможности данного проекта и изучения сроков его реализации.

Первопроходец и инженер

Дальневосточная железная дорога многим обязана одному из первых своих инженеров. Имя первостроителя дальневосточной магистрали оказалось незаслуженно забытым. А ведь именно Александру Ивановичу Урсати выпала честь первому проехать весь долгий путь от Графского до Владивостока. Различными путями пробираясь по бездорожью до небольших поселков и глухих стоянок кочевников, строил маршрут и изучал местность, по которой будет проходить Дальневосточная железная дорога. К сожалению, на сегодняшний день ни одна из магистрали не названа в его честь.

Реализация проекта

Поначалу планируемая железнодорожная ветка называлась Уссурийской. Такое название она получила от большой протекающей по обширной территории Приморского края - от Хабаровска до Владивостока. Отдельно были запланированы два участка магистрали: Северо-Уссурийская ветка охватывала участок от ст. Графской до Хабаровска. Южный участок было запланировано вести от той же станции до Владивостока. Торжественная закладка первого рельса состоялась в 1891 году, в г. Владивостоке, в присутствии членов царской семьи и представителей кабинета министров. Первый камень в основание Владивостокского вокзала был заложен цесаревичем Николаем - будущим императором России Николаем ІІ.

Первые участки

В 1892 году Россия приступила к непосредственному возведению железнодорожных путей. Начальником проекта был назначен О. П. Вяземский - опытный строитель, проработавший около тридцати лет в различных районах России. На отдельных участках магистрали работы поручено было вести выпускникам петербургского института инженеров путей сообщения. Для подвоза необходимых материалов были проложены вспомогательные которые впоследствии стали важными транспортными артериями всего Приморского края.

Первоочередной проблемой неожиданно встал вопрос обеспечения строительства рабочей силой. Местных жителей оказалось слишком мало - пришлось привлекать ссыльных арестантов и солдат. К 1895 году число лиц, отбывавших наказания по уголовным и политическим мотивам, составляло около 11 тыс. человек. Для них были созданы стационарные лагеря, состоявшие из бараков, помещений для охраны, бань, столовых и надзорных вышек. Что касается солдат, их везли по морю длинным южным путем из Одессы через Атлантику и Индийский океан. Плаванье занимало несколько месяцев, сопровождалось вспышками тропических эпидемий. Конечным пунктом назначения являлся Владивосток.

Благодаря самоотверженному труду солдат и арестантов к 1894 году была сдана в эксплуатацию Южно-Уссурийская ветка дороги, а через три года был закончен и северный участок пути. Дальневосточная железная дорога, станции которой покрыли Приамурье и Дальний Восток, начала свое существование.

Железнодорожные станции

Старая Уссурийская дорога в первоначальном варианте имела 39 станций. Среди них - станция Ружино, основанная переселенцами из Украины, ст. Манзовка (сейчас Сибирцево), ст. Буссе, названная в честь русского офицера и исследователя дальневосточного региона Н. В. Буссе. Не забыли топографы и инженеров-строителей: именами Л. М. Розенгарда, В. С. Иловайского, В. В. Гедике были названы участки от Хабаровска до Бикина. А в настоящее время Дальневосточная железная дорога имеет 358 функционирующих станций на разных участках пути.

Экономико-географическая характеристика Дальневосточной железной дороги

В настоящее время Дальневосточная железная дорога насчитывает около 7470 км общей протяженности путей, из них в постоянной эксплуатации находятся свыше 6000 км. Географически эта магистраль проходит по территории пяти дальневосточных регионов - Амурской АО, Еврейской АО, по Приморскому, а также Хабаровскому краю, ее отделения имеются и в республике Саха. Свое влияние она распространяет на другие регионы Дальнего Востока. Всего в зоне влияния ДВЖД находится свыше 40% территории Российской Федерации.

Дальневосточная железная дорога граничит по станции Хани с Восточносибирской железнодорожной магистралью, а по станциям Штурм и Архара стыкуется с Забайскальской железной дорогой. По всей протяженности ее пути разбиты на четыре участка, которые курируются различными управлениями, объединенными под эгидой «Дальневосточная железная дорога». Хабаровск - отделение НОД1, Владивосток - НОД2, Комсомольск - НОД3, и Тында - НОД4. Кроме этого, ДВЖД условно разделена на два основных направления - северный широтный ход и главный ход. Они соединены между собой небольшими рокадными участками пути: Комсомольск-Волочаевка-2, Тында-Штурм, Известковая-Ургал. Такая логистика позволяет формировать составы на всем протяжении путей.

Значение Дальневосточной железной дороги

Базовые характеристики Дальневосточной железной дороги дают основание считать ее одной из основных логистических и пассажирских магистралей региона. За прошлый 2015 год по путям ДВЖД было перевезено свыше 42 тыс. тонн различных грузов, а около 5 тысяч человек воспользовались услугами дальневосточной дороги в качестве пассажиров. Магистраль осуществляет транспортные перевозки внутреннего и международного значения - в ее бесперебойной работе заинтересованы предприниматели Японии, Монголии, Кореи и Китая, которые реализуют свою продукцию на территории нашей страны. Управление грузопотоком ведется из расположенного в г. Хабаровске.

Дальневосточная железнодорожная артерия по праву занимает ведущие места в рейтинге транспортировок экспортируемых и импортируемых товаров, доля которых составляет около трети от общего числа грузоперевозок в Российской Федерации и свыше четверти транзитных перевозок импортной продукции других государств. Благодаря налаженной логистике управление ДВЖД сообщило, что в 2016 году путями дальневосточной магистрали планируется перевезти более 116 млн тонн грузов в адрес портов Тихого океана. Благоприятные тенденции роста торгового оборота с восточными соседями позволяют с уверенностью прогнозировать значительный рост железнодорожных перевозок в самом ближайшем будущем.

Управление

По состоянию на 2015 год численность сотрудников ДВЖД составляла свыше 40 тыс. человек, занятых на обслуживании этой магистрали. Эта магистраль дает местным жителям рабочие места и уверенность в завтрашнем дне.

Управление Дальневосточной железной дороги находится в непосредственном подчинении ОАО «РЖД» и является ее структурным филиалом. Должность начальника дальневосточной магистрали с 2015 года занимает Маклыгин Н. В. Под его руководством находятся все рабочие участки, которыми оперирует Дальневосточная железная дорога. Адрес офиса ДВЖД - г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край. Различные территориальные управления имеют свое руководство.

Обеспечение безопасности

По словам начальника Хабаровского управления ДВЖД, профилактика безопасности эксплуатации путей и составов Дальневосточной железной дороги является приоритетной задачей. В 2015 году на сети дальневосточной дороги зарегистрировано 18 чрезвычайных происшествий, в которых погибло три человека. Все несчастные случаи произошли по вине водителей, управлявших автотранспортными средствами и нарушивших правила дорожного движения.

Местом проведения рейда безопасности был выбран участок пути по линии Ноглики-Корсаков. Для привлечения внимания к последствиям несоблюдения правил БДД железнодорожники поставили на видном месте несколько автомобилей, разбитых в результате аварии. Таким образом работники железной дороги постарались напомнить автовладельцам о рисках, сопровождающих водителя при пересечении железнодорожных путей. Кроме сотрудников в акции приняли участие работники ГИБДД и представители МУП «Транспортная компания».


Основные показатели за 2016 год:

Эксплуатационная длина - 6 854 км

Численность сотрудников - 52 678 чел.

Перевезено грузов - 170,5 млн тонн

Перевезено пассажиров: в дальнем сообщении - 3,5 млн чел., в пригородном сообщении - 6,5 млн чел.

Дальневосточная железная дорога - один из крупнейших филиалов ОАО «РЖД», в зоне обслуживания которого находится 6 субъектов Российской Федерации: Хабаровский и Приморский края, Амурская, Сахалинская, Еврейская автономная области, Республика Саха (Якутия). Географическое положение обеспечивает выход Дальневосточной магистрали к крупнейшим тихоокеанским морским портам и к железнодорожным пограничным переходам, что наделяет дорогу значительным потенциалом для развития и стимулирования роста отечественной экономики.

Перевалка грузов осуществляется через 8 основных портов:

ОАО «Восточный порт» - ст. Находка-Восточная;

ОАО «Находкинский морской торговый порт» - ст. Находка, ст. Мыс Астафьева;

ОАО «Владивостокский морской торговый порт» - ст. Владивосток;

ОАО «Торговый порт Посьет» - ст. Посьет;

ОАО «Торговый порт Ванино» - ст. Ванино;

ОАО «Морской порт в бухте Троица» - ст. Сухановка;

ОАО «Владивостокский морской рыбный порт» - ст. Мыс Чуркин;

ОАО «Находкинский рыбный порт» - ст. Рыбники.

С учетом возрастающего спроса на железнодорожные перевозки в адреса тихоокеанских портов, сотрудники Дальневосточной магистрали ведут постоянную работу по совершенствованию предоставляемых услуг и повышению уровня безопасности перевозочного процесса.

На Дальневосточной железной дороге формируется 20 пассажирских и скорых поездов дальнего следования, 61 пассажирский поезд пригородного сообщения.

Заслуженной популярностью пользуются фирменные поезда «Юность» сообщением Хабаровск-Комсомольск-на-Амуре, «Гилюй» сообщением Благовещенск-Тында, «Амурский экспресс» сообщением Хабаровск-Благовещенск, «Сахалин» сообщением Южно-Сахалинск-Ноглики и, конечно, знаменитый «Океан», курсирующий между Хабаровском и Владивостоком. Этот поезд свыше 20 лет назад, первым на Дальнем Востоке, получил статус фирменного.

В рамках реализации проекта «Транссиб за 7 суток» организовано движение контейнерных поездов. Их маршрутная скорость в границах железной дороги составила 904 км/сут, что на 18 км превышает средний сетевой показатель.

Международное сотрудничество

В настоящее время на полигоне дороги функционируют 3 железнодорожных пограничных перехода:

Гродеково (РФ) – Суйфэньхэ (КНР),

Махалино (КНР) – Хуньчунь (КНР),

Хасан (РФ) – Туманган (КНДР) – порт Раджин (КНДР).

669 вагонов – суточный рекорд по количеству переданных вагонов с экспортным грузом через железнодорожные пограничные переходы;

9 тыс. тонн – установленный в феврале 2015 года рекорд по объемам перевозки угля через пограничный переход Хасан (РФ) – Туманган (КНДР), лучший показатель с 1988 года.

Переоснащение пограничных переходов открыло новые возможности для оказания комплексных транспортно-логистических услуг и развития интермодальных перевозок, что привлекло значительные объемы грузов на станции Дальневосточной магистрали. В 2014 году на Дальневосточной железной дороге было перевезено 7,8 млн. тонн только экспортных грузов, а в начале 2015 года был установлен ряд новых рекордов по объему перевезенных грузов через пограничные переходы.

В январе 2015 года первая партия из 20 сорокафутовых контейнеров проследовала через железнодорожный пограничный переход Суйфэньхэ – Гродеково на станцию Находка-Восточная. Далее груз был отгружен на судно и отправлен в южные китайские порты Шанхай и Хуанпу. Транзит организован в рамках международного транспортного коридора «Приморье-1», предусматривающего доставку грузов из северных провинций Китая на юг страны либо в другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона.