Биографии Характеристики Анализ

Научное сообщество и принципы коммуникации. Научная коммуникация как совокупность форм и методов профессионального общения в научном сообществе

Нет сомнений в том, что сделать открытие в науке — дело важное и нелегкое. Не менее важно сделать его достоянием общественности и внедрить в практику, сделать полезным. Какие пути и средства для этого существуют, какие препятствия обычно встречает новация, какие трудности встают перед ее разработчиками? Рано или поздно об этом задумывается любой ученый.

Наука как часть человеческой культуры

Существование обычного человека, человеческого сообщества немыслимо без внедрения в его жизнь научных открытий и изобретений. Мы пользуемся ними во всех сферах жизни. Наука дает нам возможность развиваться интеллектуально, физически, творчески. Ее открытия используются в здравоохранении, образовании, промышленности, сельском хозяйстве, буквально во всех сферах жизни общества. Из года в год растет качество и количество материальных благ.

Однако, несмотря на очевидную ценность научных открытий для нашей цивилизации, в средствах массовой информации можно встретить такое мнение: новейшие научные открытия в области вооружения — прямой путь к уничтожению человечества в случае мировой войны. Кроме того, интенсивное использование природных ресурсов истощает природные запасы, приводит к необратимому загрязнению окружающей среды. В случае перехода некоторой «красной черты» неизбежна глобальная катастрофа, следствием которой будет полное вымирание человечества.

Международная научная ученых разных стран по вопросам глобальной безопасности), надо надеяться, сможет найти пути и средства предотвращения этих угроз существованию человечества.

История возникновения научной коммуникации

Общение специалистов по вопросам их научной работы происходило всегда, даже в древние времена. Доказательство тому — существование античных философских школ, где древние мыслители еще в VII-VI веках до нашей эры обменивались мнениями о своих работах, спорили, искали истину.

Имеются неопровержимые доказательства того, что и в Древней Руси существовали школы для людей «всякого звания». Русские писцы и чтецы славились и за пределами страны. К преподаванию в этих школах и училищах допускались только духовные лица после проверки их знаний и поведения.

Конечно, в те времена понятия о научной коммуникации, о путях распространения научных знаний еще не было, хотя фактически она уже существовала. Только во 2-й половине XX века особенности процесса обмена научной информацией стали предметом отдельного изучения.

Значение коммуникации в науке

Общение профессионалов в научных сообществах — непременное условие развития научной теории и практики. Научная коммуникация — это творческое взаимодействие ученых, обмен информацией по общей проблеме:

  • позволяет выявить новые подходы к ее содержанию;
  • найти новые методики изучения;
  • правильно интерпретировать полученные теоретические данные и практические результаты;
  • увидеть новые перспективы исследования и применения научных результатов;
  • стимулирует творческое сотрудничество и соавторство научных работников;
  • позволяет быстро перестроить направление, содержание научных усилий в случае определения наиболее перспективных линий исследования;
  • привлечь новые научные кадры, выявить наиболее талантливых исследователей из числа молодых ученых.

Международная научная коммуникация объединяет ученых разных стран для решения общечеловеческих, глобальных, проблем: экологических, медицинских, межнациональных, политических и т. д.

Каналы научной коммуникации

Обмен осуществляется различными путями.

  1. Личные, непосредственные, связи — беседы, доклады и дискуссии, письма. Происходит очное обсуждение проблемы, совместный поиск новых научных аспектов.
  2. Тиражирование, распространение научных знаний в специальных журналах, книгах — опосредованный обмен научными данными.
  3. Связи смешанные: на конференциях, научных выставках, презентациях используются и личное общение, и обмен научными публикациями, материалами, демонстрация опытов, их обсуждение, оценка.
  4. Научно-технический прогресс дал возможность общаться ученым с помощью телефона, Интернета.

Их контакты по характеру бывают официальными, формальными, адресными, межличностными и, наоборот, неофициальными, неформальными, безадресными, безличностными. Современные научные коммуникации предоставляют ученым широкие возможности для профессионального общения.

Перспективы развития

Решение проблем научных коммуникаций расширяет границы их развития. Одна из проблем — неумение ученых своевременно и понятно рассказать о сути своих открытий и изысканий, о перспективах использования научных наработок. В результате полезные, необходимые труды годами пылятся в личных архивах.

Другая проблема: практически отсутствуют опытные научные коммуникаторы — специалисты по созданию и поддержке межнаучных контактов. Они могли бы профессионально наладить разнообразные внутренние и внешние связи мирового научного сообщества, разработать разнообразные и интересные формы и методы популяризации науки и ее отдельных представителей.

Научная коммуникация — это и взаимодействие ВУЗов с так называемыми целевыми аудиториями. Интерес вызывают публикации, адресованные представителям конкретных специальностей в промышленности, сельском хозяйстве. Организуются научные конференции, где происходит обмен опытом, знакомство с новыми разработками. Научное сообщество активизируется в продвижении своих достижений, используя разнообразные коммуникационные форматы.

Научные знания — в массы

В настоящее время пристальное внимание в научном мире уделяется совершенствованию контактов науки и социума.

Вопросы популяризации науки, формирования научного видения мира у населения, поиск точек соприкосновения научных коммуникаций с социальными коммуникациями — важные направления развития науки. Но и здесь существуют нерешенные задачи.

Например, ученые не испытывают необходимости рассказывать широким массам о своей работе, не заинтересованы, поскольку это никак не влияет на их научную карьеру. Журналисты не стремятся получать научные сведения об открытиях от самих их разработчиков. Они плохо владеют научной терминологией, не умеют популярно изложить научный материал. В результате население получает обрывочную, расплывчатую информацию не из первых рук, порой существенно искаженную.

То есть, проблемы развития средств научной коммуникации существуют и на внешнем, и на внутреннем уровнях.

Развитие межкультурных и научных связей

Существует необходимость совершенствования форм и содержания межкультурной научной коммуникации. Современные народы активно используют чужой национальный опыт во всех сферах жизни и так же активно предоставляют собственный для изучения и использования.

Межнациональное общение - это одно из средств познания мира, но достаточно сложное, так как связано с разницей в традициях, с личными представлениями (не всегда объективными) о людях другой национальности, с особенностями понимания и толкования языковых кодов.

Межкультурная научная коммуникация занимается проблемами общения научных кадров разных стран, популяризацией отечественной науки во всем мире. Молодые люди выезжают за границу для обучения в престижных вузах и затем, возвращаясь на родину, внедряют в жизнь новейшие достижения мировой науки, рассказывают о культуре других народов.

Научная коммуникация — это общение ученых разных стран на личном и общественном уровне, обмены кадрами между вузами, стажировки, научные конкурсы, совместные научные разработки, издание печатных материалов. Перед субъектами культурной и научной коммуникации встает задача овладения иностранными языками с учетом их смысловых конструкций. Это поможет избежать искажений смысла при переводе устного или письменного текста с одного языка на другой.

Итак, подведем итоги…

В настоящее время научная коммуникация — это способ налаживания взаимодействий внутри и вне научных сообществ. Она имеет свои цели и задачи, формы и методы функционирования. Ее важность признана на разных уровнях государственной власти, поэтому предпринимаются существенные меры для развития.

В 2016 году создано профессиональное сообщество - ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), целью которого заявлено развитие сферы научных коммуникаций в России. Именно с этого времени стали всерьез обсуждаться вопросы подготовки специалистов новых профессий - научных коммуникаторов, научных пресс-секретарей, музеологов, медиаменеджеров.

Научная коммуникация – это совокупность видов и форм профессионального общения в научном сообществе, а также передачи информации от одного участника к другому. Наличие коммуникации как формы информационного обмена между членами научного сообщества всегда признавалось существенной характеристикой научной деятельности, но объектом специального анализа она становится лишь в конце 50-х начале 60-х годов XX века. Благодаря деятельности американского науковеда Д. Прайса и его школы была развита особая область исследований науки, получившая название наукометрия . Основной задачей наукометрических исследований считалось рассмотрение структуры и особенностей информационных фондов науки, а также основных направлений профессиональной коммуникации в науке. При этом соответствующую интерпретацию получили практически все основные информационные процессы в науке, начиная с массива научных публикаций и важнейших информационных мероприятий (конференции, симпозиумы, конгрессы и т.д.) и кончая функционированием системы научно-технической информации.

Изучение коммуникаций в науке позволило обосновать несколько моделей их описания. Выделяют познавательные модели научной коммуникации, в которых акцентируется внимание на когнитивно-информационных аспектах научной деятельности и основной задачей научного сообщества считается максимально возможное приращение фонда имеющейся информации. Существуют также социально-организационные модели научной коммуникации, выделяющие в качестве приоритетных стратификационные моменты в реальном общении ученых. Различают следующие формы научной коммуникации:

1.Формальная и неформальная коммуникация . Первая предполагает документальную фиксацию научного знания в виде статьи, монографии или иной публикации. Вторая базируется на таких технологиях общения, которые не требуют письменного оформления и последующего воспроизведения в научной литературе, либо электронных средствах информации.

2.Устная и письменная коммуникация . В связи с этим разделением важно зафиксировать основные формы трансляции в культуре, в значительной мере определяющие исторически конкретные типы взаимодействия ученых, как в структуре научных сообществ, так и в более широких социальных контекстах. Начиная с XVI века, когда было изобретено книгопечатание в Европе, главной формой закрепления трансляции знаний в науке становится книга. В ней, как правило, не только излагались определенные научные результаты, но и содержалось их развернутое и систематическое обоснование. В таких фолиантах были представлены как конкретные научные сведения о различных явлениях и процессах, так и их философская и мировоззренческая интерпретация, а также принципы и формы включения научных знаний в существующую картину мира. Так работали все выдающиеся ученые того времени: Галилей, Ньютон, Декарт, Лейбниц и др. По мере развития науки и расширения ее предметного поля возникает следующая фаза научной коммуникации – систематическая переписка между учеными, которая осуществлялась преимущественно на латинском языке и посвящалась обсуждению путей и результатов научных исследований. Впоследствии переписку между учеными как форму трансляции знания заменяет статья в научном журнале. По мнению Д. Прайса, уже к XVIII в. научные журналы значительно потеснили книги. В современных условиях информационные технологии и глобальные коммуникационные сети существенно изменяют основные формы трансляции знаний и, соответственно, возможности для их хранения, обработки и передачи как внутри профессиональных сообществ, так и за их пределами.

Научная коммуникация - это совокупность видов профессионального общения в научном сообществе.

Предмет исследования в науке (что стали изучать в науке, с точки зрения коммуникации):

1) научные публикации, как происходит научная публикация

2) Функционирование системы научно-технической информации.

3) Информационное собрание, на которых ученные деяться своими достижениями: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.

4) Личные контакты ученных (знакомство с ученными).

Научное сообщество

В широком смысле слова:

Совокупность людей профессионально занимающихся наукой.

В узком смысле:

Подгруппа специалистов, изучающих определенную научную проблему.

Исторические типы в научных сообществах:

1. Школы и академии древнего мира. Формируются первые научные сообщества (академии Платона, Аристотеля).

2. Университет кие сообщества (в эпоху средневековья, когда формировались университете). Уже структурированное сообщество, разделены по направлениям.

3. Дисциплинарные научные школы, сообщества. Сообщество внутри какой то дисциплины (психологов, философов и т.п.).

4. Междисциплинарные сообщества - объединяют специалистов различных профилей.

5. Гибридные сообщества: вкл. специалистов практики, различные лаборатории на производстве.

Как создаются научные сообщества (нс) - научные школы

1) формальный способ, при котором НС создаются властными способом, административными мерами для решения определенных задач.

2) Неформальная организация НС. - естественная консолидация ученных по их интересам.

Научные школы создаются очень долго, около 40 лет, но разрушить модно очень быстро, перестать финансировать или уволить.

Проблемы мирового НС:

1. Снижение интереса к науки

2. Старение научных кадров (28-43 наиболее плодотворный для науки)

3. Утечка умов (Всемирный пылесос США сейчас).

Специфика научной коммуникации:

1. Всякое научное произведение диалогично. Оно связано с другими исследованиями.

2. Национальный характер аргументации точки зрения. Мы апеллируем к разуму, а не к вере. Логичность, последовательность текста, рациона ныне аргументы.

3. Эмпирический характер обоснования. Ученный свои доводы подтверждает эперическими данными.

4. Ориентация на достижение согласия

5. Готовность изменять свою позицию в силу предъявляемых аргументов и обоснований.

6. Информационная открытости и прозрачность. Без чего невозможно движение науки вперед и нормальная научная коммуникация.

С точки зрения Томаса Куна ("структура научных эволюций") - научная коммуникация это острая конкурентная борьба за право быть первым.



Виды научной коммуникации:

По статусу участников:

Учитель- ученик

Коллега - коллега

Демократическая

П дисциплинарному признаку:

Внутри дисциплинарная

Междисциплинарная

По форме:

Непосредственная (личная, конгрессы, симпозиумы и т.п.)

Вертуальная

По степени личной вовлеченности:

Формальная

Неформальная (входит в проблемную научную группу и обсуждается все там.

По национальному признаку:

Внутри национальная

Международная

По целям:

Оппонирующая

Согласительная

Происходит рост электронных публикаций, который сильно убыстряем процесс коммуникации.

Размываются каноны и статусные роли (все равно, кто автор академик или аспирант).

Ширится многобрачия референтных групп.

Главным, а во многом и единственным средством организовать взаимодействие ученых является обеспечение каждого участника научного процесса в высшей степени оперативной и качественной информацией о состоянии дел в науке в целом и на ее переднем крае в особенности. Именно эту функцию и выполняет система научной коммуникации.

«Научная коммуникация» – совокупность видов и форм профессионального общения ученых, осуществляемого с помощью как стандартизированных регулярных публикаций, так и широкого спектра устных, письменных, печатных и электронных средств.

Объекты социологического изучения научных коммуникаций: 1) место коммуникационных процессов в научной деятельности; 2) характеристики участников научной коммуникации, 3) ее институты, типы, формы и динамика коммуникационных контактов; 4) коммуникационные сети и объединения ученых.

Центральная роль коммуникации для существования научной профессии обусловлена как внутренней спецификой науки, так и особенностями ее взаимодействия с социальным окружением. Производство знаний в науке С.А.Кугель сравнивает с процессом формирования мозаичного панно, где каждый участник должен сделать свой кусочек смальты и найти ему место в общей постоянно заполняющейся картине. Если этого не удается сделать вовремя, работа над всей картиной потрачена практически впустую. Эффективность и интенсивность всего процесса, особенно когда в нем участвуют миллионы людей, зависят от уровня организации взаимодействия участников.

Главные способы средств коммуникации, применяемые исследователями науки, подразделяются на 5 типов: А) «формальные» и «неформальные», Б) «межличностные» и «безличные», В) «непосредственные» и «опосредованные», Г) «устные» и «письменные», Д) «первичные» и «вторичные». С устными и письменными все, надеюсь, понятно, а с остальными давайте разберемся.

А) Основанием для разделения «формальных» и «неформальных» средств служит их отношение к документально фиксируемым видам научной информации. Под формальной коммуникацией понимается набор документов, например, статьи и монографии (первичные ), рецензии, реферат, обзор (вторичные ). К неформальной коммуникации обычно относят различного рода беседы ученых – в научных учреждениях, в кулуарах научных совещаний, во внерабочее время, а также совокупность видов допубликационных материалов – рукописи, препринты, устные доклады на семинарах, не предполагающие обязательной публикации и т.п.

Б) Межличностные формы – когда сообщение адресовано вполне конкретному индивидууму, и безличные – это сообщение некоего научного содержания группе коллег, персональный состав которой не определяется, или еще шире – всем заинтересованным лицам (как, например, статья в научном журнале или монография).


В) Различение непосредственных и опосредованных коммуникаций не столько характеризует сами средства общения, сколько относится к описанию коммуникационных структур и распределению ролей их участников. Непосредственная коммуникация предусматривает прямой информационный контакт, в то время для опосредованной коммуникации необходимы одно или несколько опосредствующих звеньев. Это различение имеет особое значение при исследовании коммуникационных группировок. Что это такое?

Традиционно сложившиеся структуры информационного обмена обычно имеют двухуровневое строение.

Первый уровень составляют так называемые «ключевые фигуры» – представители научной элиты, непосредственно связанные между собой в масштабах всего сообщества данной предметной области. Они являются членами редколлегий ведущих журналов, входят в руководящие органы профессиональных ассоциаций, поддерживают постоянные личные контакты. Иначе говоря, обладают существенным информационным преимуществом перед остальными членами сообщества. Вокруг каждой ключевой фигуры группируются сотрудники и аспиранты, которые через лидера оказываются опосредствованно связанными со всеми остальными участниками коммуникации.

В ходе информатизации общества традиционные формы коммуникации дополняются электронными информационными средствами и системами телекоммуникационной связи. Пока, однако, эти средства, значительно усиливая пропускную способность коммуникационных каналов, увеличивая оперативность контактов и т.д., как правило, не приводят к существенным системным изменениям в научной коммуникации, которая довольно устойчива в своих глубинных основах и весьма консервативна.

Результаты систематических исследований научной коммуникации дали возможность существенно уточнить, а кое в чем и пересмотреть представления о структуре и динамике локальных научных сообществ. Эти уточнения коснулись, в первую очередь, представлений социологов о зависимости между интенсивностью, адресным распределением и структурностью контактов в конкретном сообщества, и состоянием исследования проблематики, над которой работают участники сообщества, скоростью прогресса в исследованиях. Я немножко расскажу об этом.

Наблюдение над коммуникационной активностью отдельных ученых показало, что поведение индивидуального исследователя, его заинтересованность в контактах с коллегами различны в разные периоды его работы над определенной проблемой.

Так, довольно активный поиск контактов отмечается на этапе выбора темы очередного исследования и формулировки исследовательской гипотезы. Это объясняется тем, что ученый нуждается в максимально свежей информации о состоянии дел на избранном участке исследовательского фронта. От этого зависит выбор темы работы, определение ее перспективности и оценка возможности получить приемлемый для сообщества результат своевременно (раньше коллег).

Затем следует резкое снижение коммуникационной активности – выбор сделан, идет интенсивная исследовательская работа, и лишние контакты только отвлекают от цели, а иногда приводят к утечке важной, еще не осмысленной автором информации о промежуточных результатах.

Пик активности наступает после того, как результат получен, и автор должен максимально быстро дать его интерпретацию, чтобы опередить конкурентов; выбрать издание, форму публикации и т.п.

Значимые сведения о структуре и динамике коммуникаций были получены при изучении локальных исследовательских сообществ, которые принято называть «невидимыми колледжами». Эти работы показали, что в данном случае мы имеем дело с некоторым фиксированным набором форм коммуникационного поведения участников и соответствующим распределением их ролей в процессе коммуникации. Полный спектр этих форм и структур наблюдается в зонах исследовательского прорыва, когда успех в разработке какой-либо группы проблем приводит к формированию новой научной специальности.

  • 10. Понимание диалектики в истории философии: онтологический, гносеологический и логический аспекты
  • 11. Диалектика как философская теория развития
  • 12. Современные дискуссии о диалектике. Особенности социальной диалектики
  • 13. Диалектика и синергетика
  • 14. Многомерность феномена человек. Основные философские концепции в понимании человека.
  • 15. Происхождение человека. Осн. Концепции антропосоциогенеза
  • 16. Проблема сущности и существования человека. Индивид, индивидуальность, личность.
  • 17. Экзистенциально-феноменологическая, социально-культурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания.
  • 18. Понятие сознания, его струкура и функции. Феномен бессознательного.
  • 19. Антропологический кризис как явление техногенной цивилизации.
  • 20. Аксиологические параметры бытия человека в мире.
  • 21. Свобода и ответственность как экзистенциальная проблема бытия.
  • 22. Понятие соц. Реальности. Общество как развивающаяся система.
  • 23. Понятие социальной структуры и типы социальных структур. Современные концепции социальной стратификации
  • 24. Основные концепции исследования социальной реальности в современной философии (Марксистская концепция социума, концепция социального действия Вебера, модель социализма Парсонса. И др.)
  • 26. Статус и функции социального субъекта. Роль народа и личности в истории
  • 27. Альтернативность истории. Линейные и нелинейные интерпритации исторического процесса. Формационный и цивилизационный подходы в понимании истории.
  • 28. Основные концепции социального прогресса и их альтернативы. Критерии прогресса.
  • 29. Понятие и типы цивилизации в истории общества.
  • 30. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры. Структура культуры и её основные функции
  • 31. Культура и духовная жизнь общества. Мораль, искусство, религия как формы духовного освоения реальности.
  • 32. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Глобализация и диалог культур.
  • 34. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания.
  • 35. Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение. Феномен паранауки.
  • 36. Проблема начала науки. Основные этапы исторического развитии науки.
  • 37. Классический, неклассический и постклассичечкий типы научной рациональности.
  • 38. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие.
  • 39. Структура и специфика эмпирического исследования.
  • 40. Понятие и функции научной теории. Проблема и гипотезы как формы научного поиска.
  • 41. Метатеоретические основания науки. (Научная картина мира, идеалы, нормы, философские основания науки и др.)
  • 42. Кумулятивные и антикумулятивные теории научного прогресса. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания.
  • 43. Природа и типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
  • 44. Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Специфика философскоого анализа науки.
  • 45. Объект, предмет, цель и задачи научного исследования.
  • 46. Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).
  • 47. Методы теоретического исследования.
  • 48. Основные черты системного метода научного исследования
  • 49. Обоснование результатов исследований. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение).
  • 50. Язык науки. Определение и их роль в формировании научной терминологии.
  • 51. Становление и развитие диалектической логики.
  • 52.Основные принципы, законы и категории диалектического мышления и специфика их проявления в научном познании.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.
  • 55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.
  • 56. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого.
  • 57. Историческая эволюция понятия техники и его современные интерпретации.
  • 58. Проблема технической реальности. Функции техники, ее статус в истории цивилизации
  • 59. Проблема социальных последствий развития современной техники
  • 60. Инженерное мышление и технократические представления о развитии общества
  • 61. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.
  • 62. Соотношение науки и техники: линейная и эволюционная модели.
  • 63. Философия постмодернизма: духовно-теоретические истоки и основные этапы становления.
  • 64. Философия и футурология. Социальное прогнозирование и его особенности.
  • 65.Понятие и системная природа глобализации.
  • 66. Парадоксы социодинамики современных обществ и глобальные проблемы человечества.
  • 67.Эпоха «глобализма» и проблемы сохранения и развития национальной государственности и культуры.
  • 68. Интегративные тенденции в развитии и науки и перспективы синергетического стиля мышления.
  • 69. Проблема исторического самоопределения Беларуси и приоритеты развития современного белорусского общества.
  • 54. Коммуникация и ее специфика в современном мире. Формы научной коммуникации. Культура ведения научной дискуссии.

    Научные коммуникации в широком смысле – это все виды взаимодействия и взаимосвязи между учеными и иными участниками научной деятельности. Специфика этих коммуникаций в том, что они почти на 100% информационные, хотя в некоторых случаях ученые попутно обмениваются или делятся материальными ценностями (например, оборудованием, химикатами и т.п.). Кроме того, необходимо подчеркнуть профессиональный характер общения между учеными.

    Формы научной коммуникации:

    Форумы, конгрессы, конференции, симпозиумы, совещания, семинары и другие массовые мероприятия с заслушиванием и обсуждением докладов, проведением круглых столов и других обменов мнениями;

    Личные контакты и переписка, в том числе электронная;

    Издание книг, статей, докладов, отчетов, интервью и других материалов, в том числе в электронном виде;

    Подготовка фильмов, теле- и радио- передач, другой широковещательной продукции;

    Интернет и иные сети, сайты, форумы, «невидимые или виртуальные колледжи», поисковые системы и т.п.

    Научные архивы, библиотеки, электронные базы данных, музеи и иные формы сбора и предоставления для изучения материалов, имеющих научное значение;

    Научные торжества, специализированные места творчества, отдыха, оздоровления, иные мероприятия и учреждения, создающие условия для общения ученых в непринужденной обстановке;

    Привлечение ученых к работе государственных и общественных организаций.

    Роль научных коммуникаций зачастую важнее роли научных исследований. Общение ‑ постоянно действующий механизм поддержания достигнутого научного уровня и дальнейшего развития науки, так как благодаря нему:

    Вклады отдельных ученых преумножаются и сливаются воедино, многократно дублируются (копируются) научным сообществом, в результате чего наука хорошо сохраняется и совершенствуется совместными усилиями миллионов людей;

    Научная информация становится достоянием общества, пробуждает широкий интерес к науке, привлекает к науке новых работников и учеников;

    Зачастую в общениях рождаются новые истины;

    Проверка со стороны многочисленных коллег – лучшее средство избавиться от ошибок и придать результатам исследованиям убедительный и общепринятый вид.

    55. Наука в системе социальных ценностей. Сциентизм и антисциентизм. Формы научного этноса.

    Наука существенная и очень влиятельная часть современной культуры. Она:

    Развивает технологическую мощь человечества, увеличивая количество и улучшая качество потребляемых благ;

    Пополняет эрудицию, развивает разум, упражняет творческие способности и способствует иному самосовершенствованию людей;

    Является главным источником информации и влиятельнейшим фактором в формировании мировоззрения;

    Разрешает или участвует в разрешении всех проблем, стоящих перед человечеством;

    Разрабатывает исследовательские методики и создает системы ценностей, применяемые во многих областях культуры (зачастую наука подается как образец глубины, точности и тщательности для других сфер человеческой деятельности);

    Способствует оздоровлению людей, развивая здравоохранение, изобретая средства защиты, безопасности, сохранения экологии и т.п.;

    Создает более эффективные методы управления, общения и других форм социальной жизни;

    Создает угрозу глобальной катастрофы в виду нарастающего истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды, кроме того, существует угроза скоротечного коллапса цивилизации, рода людского или всего живого на Земле в результате одного или нескольких научных открытий, высвобождающих опасные стихии.

    Ценность науки как материальна, так и духовна.

    Материальная , она же инструментальная ценность науки состоит в то, что она выступает «ведущим инструментом» более полного удовлетворения человеческих потребностей. В качестве непосредственной производительной силы наука играет решающую роль в создании средств производства, иных орудий и методов осуществления человеческой деятельности, а также создает предпосылки для массового производства потребительских благ (продукции, работ, услуг).

    Мировоззренческая же ценность науки заключается в глубоком влиянии на всю духовную сферу, на все формы общественного и индивидуального сознания. При этом ученые активней других участвуют в формировании общественного мировоззрения, государственных и партийных идеологий.

    Сциентизм (учение, абсолютизирующее роль науки в жизни общества) связывает решение всех настоящих и будущих проблем человечества с дальнейшим развитием науки.

    Антисциентисты же считают и достигнутый научный уровень и так крайне опасен, поэтому призывают взять науку под жесткий общественный контроль и всячески ограничивать ее развитие в опасных и непредсказуемых направлениях. В качестве факторов, способных обуздать губительные научные тенденции, называют мораль и религию, чувство естественной красоты и тягу к единению с природой.

    Отечественные ученые ищут золотую середину между крайностями сциентизма и антисциентизма.