Биографии Характеристики Анализ

Наука анатомия, что она изучает. Анатомия и физиология человека, базовые знания

Понимание человеком строения, состава, образа жизни и типов взаимодействия всех живых существ на планете помогает ему использовать эти знания в своих целях, на благо развития человеческой цивилизации. Причем интерес к окружающему миру был присущ людям всегда. С самой древности человек пытался выяснить, как устроены организмы, какие они бывают, что собой представляют и какое значение имеют.

Именно поэтому со временем зародилась и получила самую колоссальную популярность среди наук такая дисциплина, как биология. Сначала она касалась только растений, затем животных, человека, микроорганизмов и, наконец, дошла в своем развитии до этапа, когда стало возможным заглянуть внутрь самых крошечных существ. На пути формирования от биологии отпочковались многие дочерние науки, которые теперь все комплексно и составляют ее сущность.

Биологические науки

Существует целый ряд различных наук, которые включает в себя биология. Рассмотрим их классификацию.

I. Общие науки

  1. Систематика.
  2. Морфология (анатомия, гистология, цитология).
  3. Физиология.
  4. Эволюционное учение.
  5. Биогеография.
  6. Экология.
  7. Генетика.

II. Комплексные

III. Частные науки

  1. Ботаника.
  2. Зоология.
  3. Антропология.

Этот способ подразделения биологических дисциплин был предложен ученым Б. Г. Иоганзеном в 1969 году, и он не потерял своей актуальности до сих пор. Данная классификация охватывает практически все основные дисциплины, кроме самых современных - биотехнологию, биохимию, генную и клеточную инженерию и некоторые медицинские науки.

Анатомия и смежные с ней дисциплины

Одной из самых ранних и важных биологических дисциплин является анатомия. Вот ее мы и рассмотрим подробнее.

Во-первых, возникает вопрос: анатомия - что такое? Что она изучает? Ответов можно сформулировать несколько. Но сама суть в следующем.

Анатомия - это наука о форме органов и систем органов, их строении и функционировании. Данная дисциплина является разделом морфологии и сама по себе включает две разновидности:

  • анатомия растений - строение, форма и расположение органов и тканей у растительных существ;
  • анатомия животных и человека - все то же самое, только для представителей фауны.

Анатомия с другими науками находится в тесном взаимодействии, и это неудивительно. Сложно изучить молекулярное строение клетки печени, если не знать, что собой представляет печень, где она находится и какие функции выполняет. Поэтому данная дисциплина занимает очень важное место в общей системе биологических наук.

Сама по себе анатомия подразделяется на следующие разновидности:

  • сравнительная;
  • систематическая;
  • возрастная;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • функциональная;
  • экспериментальная морфология.

Каждый раздел имеет свои цели и задачи изучения, свой объект и предмет исследования и вносит очень большой вклад в накопление теоретической базы знаний по биологии.

Цели и задачи науки

Анатомия - что такое конкретно изучает данная дисциплина? Для ответа обратимся к целям и задачам этой науки.

Цель: сформировать точные теоретические знания, подкрепленные экспериментальными практическими исследованиями, о строении тела человека, форме и положении его органов и систем, их формировании в процессе эволюции и преобразования с течением времени под действием окружающих факторов.

В связи с поставленной целью анатомия - это наука, решающая следующие задачи:

  1. Изучить этапы формирования человека и его организма в процессе эволюционного развития.
  2. Рассмотреть строение органов, их систем и изучить закономерности изменения в результате возрастных преобразований.
  3. Исследовать влияние условий и факторов внешней среды на развитие и формирование органов и систем человеческого организма.

Таким образом, мы получили конкретный и полный ответ на вопрос "Анатомия - что такое?" и можем перейти к рассмотрению истории развития данной науки.

История анатомии как науки

Как наука данная дисциплина сформировалась только в XVIII веке. Однако теоретические знания начали копиться еще в древние времена, благодаря трудам таких великих людей, как Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и других.

Более полно и наглядно рассмотрим, как формировалась анатомия (наука о человеке) по эпохам в виде таблицы.

Древняя Греция, Египет, Персия и Китай (460 г до н. э. - XIII век нашей эры) Средневековье и эпоха Возрождения (XIII - XVIII века) Новое и Новейшее время (XVIII - XXI века)
1. "Аюрведа" (индийская книга). Содержала описания некоторых органов человека, мышц и нервов. Начало Средневековья характеризуется застоем в развитии анатомических знаний. Ничего не изучается и не исследуется, так как это запрещено церковью. Но уже конец XVII - начало XVIII века - это период Ренессанса. В это время разворачивается целый ряд событий, ставших важной вехой в истории науки. Данный период характеризуется созданием которые позволяют открывать мелкие структуры и микроорганизмы. Появляется медицинская анатомия. Формируются новые методы исследования живых организмов, в том числе и человека. Определяется четкое понятие того, что анатомия - это наука, изучающая не просто органы, а целые системы, их работу и формирование в течение жизни.
2. "Нейцзин" (китайская книга). Включала описания сердца, почек, печени и других человеческих органов. 1. Итальянец Мондино в 1316 году создает первую книгу-учебник, в которой говорится, что анатомия - это наука об органах человека, их жизни. 1. Карл Бэр (1792-1876 гг) - открыл яйцеклетку человека, изучил механизмы формирования и начало образования органов из них. Стал основоположником (повторения) в эмбриогенезе зародыша человека некоторых внешних признаков животных.
3. Египетский врач Имхотеп изучал составные части человеческого организма на основе трупов для мумификации. Все наблюдения описывал и таким образам создал свой труд. 2. 1473 г - издаются труды Авиценны и Цельса, производится первый медицинский анатомический словарь терминов. 2. Жан Батист Ламарк, Чарльз Дарвин внесли огромный вклад в развитие эволюционного учения. Дарвин - автор самой распространенной теории происхождения видов человека и их исторического развития.
4. Римлянин Герофил и главный его труд "Анатомика". Он целенаправленно изучал внутреннее строение трупов людей, внес большой вклад в развитие анатомии человека, его называют отцом данной дисциплины. 3. Особый вклад в развитие дисциплины внес живописец Леонардо да Винчи, который умело использовал свои таланты художника для точного зарисовывания мышц, органов, частей скелета человеческого тела. Ему принадлежит более 600 отличных, точных и четких рисунков, отражающих работу мышц и их строение, различные органы и кости. 3. Луи Пастер - гениальный ученый, химик, микробиолог. Сумел доказать невозможность самозарождения жизни без участия микроорганизмов. Провел много опытов, доказывающих этот факт, является отцом микробиологии. Им же разработаны первые попытки прививки людей от болезней.
5. Эразистрат (Греция) также изучал анатомию на трупах осужденных законом. Опровергал выдвинутое Гиппократом учение о жидкостях, управляющих телом человека и его болезнями. Описал некоторые органы и мышцы. 4. - врач, исследователь, создатель семитомника по анатомии. Один из величайших исследователей анатомии своего времени. Признавал только наблюдения и эксперимент, все результаты получал путем и собирания костей на кладбищах. 4. Каспар Вольф - основоположник эмбриогенеза, основных его течений и направлений.
6. Клавдий Гален - его трудам принадлежат 400 источников, в которых он подробно описал десятки структурных частей организма, в том числе нервы и мышцы. Его работы были первым методическим материалом для других людей при изучении анатомии. 5. - внес неоценимый вклад в развитие представлений о движении крови по сосудам. Основатель он высказывал мысль о происхождении всего живого из одного яйца. 5. Луиджи Гальвани - знаменитый физик, открывший нервные импульсы электрической природы в тканях живых существ животного происхождения. Основоположник электрофизиологии.
7. Цельс - основоположник многих медицинских аспектов анатомии. Занимался изучением перевязки сосудов, основ хирургии и гигиены. 6. Евстахий - открыл слуховую трубу, названную в его честь (евстахиева), которая соединяет среднее ухо и наружную атмосферу. Также ему принадлежит открытие и описание надпочечников. Многие описанные им органы помещены были в общий труд, который закончить он так и не смог. 6. Огромный вклад в развитие анатомии и медицины в России внес Петр I. Именно он задал темп, благодаря которому ученые нашей страны сумели сделать целый ряд важных и значимых открытий и дать наукам возможность интенсивно развиваться. Сам же царь перенимал этот опыт у иностранных деятелей. Создание Российской Академии наук имело решающее значение в становлении многих дисциплин.
8. Персидский врач Абу-Ибн-Сина (Авиценна) - разработал свою теорию, согласно которой в организме человека 4 основных органа, которые отвечают за всю его работу: сердце, яичко, печень, мозг. 7. Габриэле Фаллопий - ученик Везалия. Ему принадлежат описания и открытия ряда мелких структурных частей организма: барабанная перепонка, глазные и небные мышцы, элементы органа слуха. Им были описаны основы строения женских половых органов. 7. Пирогов Н. И. - выдающийся хирург, основоположник сравнительной анатомии, изобретатель метода "ледяная анатомия" (распиливание частей замороженных трупов для изучения и сравнения). Его работы стали основой для развития хирургии.
9. Греки Эмпедокл и Алкмеон. Внесли вклад в развитие знаний об ухе и органах зрения, и нервах, к ним прилегающих. 8. Томас Виллис - медик, который известен открытием ряда человеческих заболеваний, а также тщательным изучением нервной системы людей. 8. П. А. Загорский и И. В. Буяльский первые разработали и выпустили анатомические атласы и методические пособия для учащихся.
10. Греки Анаксагор и Аристофан. Изучали независимо друг от друга головной мозг и его оболочки, описывали увиденное. 9. Глисон. Описывал органы и более тщательно занимался изучением детских заболеваний человека. 9. П. Ф. Лесгафт - родоначальник функциональной анатомии. Изучал и описывал мышцы, кости, работу их и строение, суставы.
11. Эврипид и Диоген сумели рассмотреть воротную вену, описали некоторые части кровеносной системы, многие другие органы и их работу. 10. Каспаро Азелли. Сделал достаточно точное описание лимфатических сосудов кишечника. Много труда вложил в развитие представлений о действии кровеносной и лимфатической системы. 10. В. Н. Тонков. Предложил использовать рентген для изучения скелета. Основатель экспериментальной анатомии как дисциплины.
12. Аристотель. Изучал растения, животных и человека. Создал свыше 400 трудов из разных областей биологии. Считал основой всего живого душу, указывал на сходство в строении животного и человека. 11. Очень важным шагом вперед в развитии анатомии стали вскрытия трупов прилюдно. На такие мероприятия допускались желающие обучаться медицине. Во время вскрытия проводилось совместное обсуждение увиденного. Послабление со стороны Церкви также благоприятно отразилось на изучении основ анатомии. 11. Д.А. Жданов, Б.И. Лаврентьев, Н.М. Якубович внесли большой вклад в развитие знаний о строении и механизмах работы головного мозга, о проведении импульсов.
13. Гиппократ - автор идеи о четырех движущих организм жидкостях: кровь, слизь, черная и желтая желчь. Отрицал богословские взгляды на анатомию людей и животных. 12. И. И. Мечников - автор теории иммунитета, открыватель процесса фагоцитоза. Удостоен Нобелевской премии за свои труды в этой области.

Конечно, это не полный список имен, чьи работы имеют большую теоретическую и практическую ценность в становлении такой науки, как анатомия.

Что такое анатомия сегодня? Современные ученые тоже не останавливаются на достигнутом. Периодически происходят все новые открытия тех или иных структур, их функций. А значит, какие-то процессы все еще непонятны человеку, и ему есть к чему стремиться.

Связь анатомии и физиологии

Очень тесно связаны друг с другом анатомия и физиология. Как науки, они только в комплексе могут предоставить полную информацию о структуре, форме, строении и функционированию того или иного органа, системы. Именно поэтому наравне с соответствующими анатомическими науками существует физиология растений и животных, в том числе человека.

Это очень важное взаимодействие, позволяющее более глубоко понимать механизмы работы человеческого организма. А значит, правильно ими управлять. В свою очередь, такие данные чрезвычайно важны для медицины. Вот и получается, что практически все биологические науки - тесно переплетенный клубок, потянув за ниточку которого, можно получить уникальную и полную информацию о любом живом существе.

Анатомия для школьников

В курсе школьной программы одним из важных предметов для старшеклассников является анатомия. В каком классе начинается ее изучение? Как наука она преподается, начиная с восьмого. Но первые знания о строении человеческого тела и функционировании органов даются уже в начальной школе.

Изучение предмета в начальной школе

Естественно, изучать данную дисциплину начинают не с первого класса, хотя отвлеченно и в доступной форме детям объясняются некоторые анатомические понятия. Например, неправильное сидение за партой может привести к искривлению позвоночника. Как правило, в этом возрасте уже все дети знают, где находится позвоночник. И лишь в четвертом классе начинается "настоящая" анатомия. 4 класс - это завершаюший этап начального обучения. Дети достаточно хорошо подготовлены для того, чтобы научиться понимать самые основные анатомические процессы. Обучение предусмотрено программой в курсе дисциплины "Окружающий мир". Детям дается общая топография органов в теле человека, их название и название систем, которые они формируют. Также делается акцент на выполняемых функциях.

Анатомия для 8 класса

На средней ступени обучения наиболее подробно и полно изучается анатомия человека. 8 класс предполагает целый год тщательного и объемного рассмотрения вопросов этой дисциплины. В этот период изучается все, начиная от истории развития анатомии и заканчивая вопросами высшей нервной деятельности и деторождения.

Детям рассказывается обо всех особенностях строения и функционирования систем органов, отдельных их частей, приводится подробная информация о влиянии сторонних факторов на развитие людей. Затрагиваются вопросы эволюции и становления человеческого рода. То есть комплексно с другими науками изучается анатомия человека.

Учебник "8 класс. Анатомия" содержит ярко иллюстрированную, качественную и доступно изложенную информацию по всем вопросам дисциплины. Кроме того, к нему прилагаются электронные пособия, предполагающие изучение вопросов науки виртуально. К учебнику созданы рабочие тетради для учащихся, а также целый ряд методических пособий для учителей.

Это дает возможность закреплять знания, которые дает биология (анатомия человека). 8 класс - не единственный, в ходе которого затрагиваются анатомические вопросы, однако основной.

Изучение дисциплины в 9 классе школы

В некоторых школах данная наука актуальна в более позднее время - в курсе 9 класса. Многие считают, что из-за сложности предмета лучше всего усвоение будет происходить именно в этот подростковый, более взрослый период формирования детского сознания.

Однако нет никаких сомнений в том, что и более раннее изучение дисциплины не менее эффективно. Ведь есть много разделов, которые предлагает учащимся биология. 9 класс "Анатомия человека" сдвигает на более ранние этапы изучения такие сложные вопросы, как молекулярное строение клетки и организмов в целом, эволюционное учение. Поэтому сказать, в каком возрасте лучше изучать курс анатомии, сложно. Анатомия - это наука, изучающая в первую очередь строение и функции человеческого организма. Поэтому откладывать изучение "в долгий ящик" вряд ли имеет смысл.

10 класс и анатомия

Раньше (до 1980-х годов) данная дисциплина вообще имела место быть только в старших классах. Именно на последней ступени обучения появлялась анатомия. 10 класс считался наиболее подходящим временем для этого.

Современные дети растут в эпоху интенсивных преобразований в науке и технике. Их сознание более наполнено, они стали гораздо развитие и способнее. Объем материала для изучения также значительно возрос, изменились (улучшились) методы и способы преподавания. Поэтому перенос изучения анатомии на 8 класс имеет свои логические объяснения и не является чем-то отрицательным.

Анатомия и физиология как науки рассказывают о теоретической и практической части и используются для подготовки медработников. На первый взгляд они могут показаться одинаковыми понятиями, но их суть существенно отличается. Остановимся детальней на этих терминах, а на анатомии в особенности.

Что такое анатомия?

Анатомия – это наука о строении, форме и развитии организма. Главным методом изучения данной науки было рассечение трупа. В переводе anatemne означает «рассечение», потому неудивительно, откуда произошло такое название. Наука анатомия человека исследует форму и построение человеческого тела, а также всех органов.

Что же такое физиология?

Физиология – это наука, что изучает процессы и функциональные особенности организма, их взаимодействие. Физиология важна в биологии не меньше, чем анатомия. Эти две науки не могут сосуществовать друз без друга, ведь если одна из них не может что-то объяснить, на помощь приходит вторая.

Взаимовыгодный союз

Физиология и анатомия в системе наук играют важную роль, и их относят к медико-биологическим наукам. Это теоретический фундамент многих клинических дисциплин. Основа медицины – это изучение человеческого тела. Когда-то даже Гиппократ утверждал, что анатомия в союзе с физиологией – царица медицины. Как известно, человеческий организм – это целостная система, у которой все части взаимосвязаны не только между собой, но и с окружающим миром.

Немного истории

Развитие науки анатомии было неспешным. Вначале проводились только описания органов, какие есть в человеческом теле. Это было возможно при вскрытии трупов. Вот так и сформировалась описательная анатомия. Долгое время она такой и была, но в начале двадцатого века все изменилось, и возникла систематическая анатомия, организм стали исследовать по системам органов. Все из-за того, что при хирургическом вмешательстве требовалось точным образом устанавливать местоположение органов, потому стала развиваться так называемая топографическая анатомия. Дальше появилась еще пластическая анатомия, которая стала описывать внешние формы, после сформировался новый виток под названием функциональная анатомия, ведь системы органов и органы по отдельности начали рассматривать вместе с их функциональными возможностями. Вскоре возник новый раздел науки анатомии человека, который назывался динамической анатомией. Дальше еще появилась возрастная анатомия, которая изучала изменения в органах и тканях с учетом их возраста. Ну и в конце появилась сравнительная анатомия, которая изучает сходства и различия человеческого и животного организмов.

Виды анатомии сейчас

Что означает наука анатомия, уже ясно, но вот с момента появления микроскопа появилась масса новых витков в данном научном разделе со своими особенностями. Сейчас анатомия бывает:

  • систематическая;
  • динамическая;
  • описательная;
  • возрастная;
  • патологическая;
  • топографическая;
  • пластическая;
  • микроскопическая;
  • функциональная;
  • сравнительная.

Какие существуют методы?

Методы науки анатомии выделяют следующие:

  • Вскрытие, рассечение, препарирование на трупе с помощью скальпеля.
  • Изучение при помощи микроскопа.
  • Наблюдение и осмотр тела невооруженным глазом.
  • Изучение благодаря техническим средствам, таким как эндоскопия и рентген-лучи.
  • Изучение методом инъекции красящими веществами, что вводятся в органы.
  • Исследование методом коррозии. Это растворение сосудов и тканей, полостей, которые были заполнены разными нерастворимыми массами.

Что стоит упомянуть о физиологии и ее отношении к анатомии?

Анатомия - это наука о построении человеческого тела, а физиология является экспериментальной наукой. Обычно для проведения исследований применяются методики пересадки органов, раздражение и удаление органов, фистулы. Отцом основателей физиологии считается Сеченов. Именно он ввел такие понятия, как перенос газов по кровотоку, разработал теории утомления и активного отдыха, рассказал о центральном торможении и рефлекторной деятельности мозга.

Какие существуют разделы в физиологии?

На сегодняшний день существуют следующие разделы физиологии:

  • физиология питания;
  • физиология труда;
  • медицинская;
  • возрастная;
  • патофизиология;
  • физиология экспериментальных условий.

Главными методами физиологии являются наблюдение и эксперимент. Эксперимент может быть острым, без оперативного вмешательства или же хроническим. Стоит остановиться на каждом типе.

  1. Острый эксперимент (или вивексия). Ввел понятие Гарвей в 1628 году. По примерным подсчетам, от рук экспериментаторов погибло примерно двести миллионов подопытных животных.
  2. Хронический эксперимент. Понятие ввел Басов в 1842 году. Продолжительное время изучались функции организма. Впервые был произведен на собаке.
  3. Без оперативного вмешательства. Этот метод появился в двадцатом столетии, и в это же время удалось зарегистрировать электрические потенциалы работающих органов. Теперь можно было получать информацию от одновременно работающих органов.

Нормальная анатомия и физиология исследуют здорового человека. А что можно сказать о человеке?

Человек и его связь с анатомией


Человек – это биосоциальное создание. Организм – это биологически живая система, наделенная разумом. Каждому человеку присущи разные закономерности жизни – это самообновление, саморегуляция и самовоспроизведение. Все перечисленные закономерности реализуются при помощи процессов обмена энергии и веществ, наследственности, раздражимости и гомеостаза. Что такое гомеостаз? Это относительная динамическая стабильность внутренней среды организма.

Каждый человеческий организм является многоуровневой единицей. Выделяют следующие уровни:

  • молекулярный;
  • клеточный;
  • тканевый;
  • органный;
  • системный.

Системы в человеческом теле все взаимосвязаны путем гуморальной и нервной регуляции. Человек склонен к нахождению и удовлетворению новых потребностей. Способы удовлетворения могут быть самые разные: самоудовлетворение или же при помощи посторонней помощи.

Какие существуют механизмы самоудовлетворения? Это:

  • врожденные (изменение метаболизма, работоспособность внутренних органов);
  • приобретенные (психические реакции, сознательное поведение).

Структуры удовлетворения всех человеческих потребностей:

  1. Исполнительные. Это выделительная система, пищеварительная и дыхательная.
  2. Регуляторные. Это нервная и эндокринная системы.

Строение человеческого тела


Известно, что анатомия – это наука о строении человеческого тела, потому на этом вопросе стоит остановиться детальнее. Тело каждого человека состоит из следующих частей:

  • голова;
  • конечности;
  • туловище.

Говоря о биологической науке анатомии, невозможно не упомянуть еще и о системах органов. Это группа органов, которые сходны по происхождению, строению и по выполняемым функциональным возможностям. Органы человека расположены в полостях, которые еще и дополнительно заполнены жидкостями. Системы органов напрямую взаимодействуют с внешней средой. Совокупность анатомических понятий, устанавливающих положение органов в человеческом теле и их направление, именуется анатомической номенклатурой.

Деление тела человека по плоскостям

Вы уже приблизительно знаете, какая наука анатомия, но это еще не все. Говоря об анатомии, невозможно не упомянуть еще и об условном делении тела человека по линиям и плоскостям. Существуют следующие линии и плоскости:

  1. Фронтальная. Эта линия условно проходит параллельно линии лба.
  2. Медиальная. Представленная плоскость проходит через середину тела человека.
  3. Сагиттальная. Эта плоскость находится перпендикулярно линии лба.

Органы также характеризуют по отношению к плоскостям и осям. Выделяют следующие группы:

  • проксимальную (или верхнюю);
  • медиальную (или ближе к средине);
  • дистальную (или же нижнюю);
  • дорсальную (или спинную);
  • вентральную (или же заднюю);
  • латеральную (или чуть дальше от средней линии).

Так как анатомия – это наука о строении человека, то нельзя не сказать о типах телосложения.

Типы телосложения бывают следующие:

  1. Брахиморфные. Это обычно невысокие и широкие люди, у которых большое сердце, широкие легкие и диафрагма поставлена высоко.
  2. Долихоморфные. Отличаются длинными костями, сердце размещено вертикальным образом, легкие длинные, а диафрагма размещена низко.

Огромную пользу наука анатомия привнесла во врачевание.

Детально о целительстве


Врачевание появилось гораздо раньше, чем были сформулированы первые сведения о строении организма человека или животного. В древнее время вскрытие животных осуществлялось для проведения ритуалов жертвоприношения, также это делалось при приготовлении пищи, а вот вскрытие человека осуществлялось только во время бальзамирования. Медицина в античные времена достигла небывалых высот, если брать в расчет то время. Первые точные данные о строении человеческого тела появились благодаря врачу и философу Гиппократу. Дальше немалый вклад внес Аристотель, сказав, что сердце – это главный орган, который приводит кровь в движение. Существенный вклад в медицину того времени внесла еще и Александрийская школа, ведь там врачам позволяли вскрывать трупы для научных исследований. Как видите, уже к началу нашей эры была благодатная почва для развития медицины, а сыграла главную роль какая наука? Анатомия, все верно!

Клавдий Гален сумел сформулировать первую теорию о кровообращении. Он сказал, что печень – это центральный орган кроветворения, а вот сердечная мышца – это уже циркулятор в организме. В западных и восточных странах тогда властвовали религиозные запреты, потому развитие медицины всячески тормозилось. Авиценна сумел собрать в то время все известные сведения по медицине и издал книгу, которая называлась «Введение в анатомию и физиологию». Дальше появились специальные школы во Франции и Италии по медицине.

Отцом нынешней анатомии признают бельгийского ученого по имени Андреас Везалия (1514-1564). Именно этот человек, рискуя своим здоровьем, добывал трупы на кладбищах для исследования, и на основе этих препарирований создал труд «Семь книг о строении тела человека». Дедушкой современной науки считают же всем известного Гиппократа. Сервет и Гарвей сумели, к слову, опровергнуть теорию Галена о кровообращении. Именно Сервет сумел описать малый круг кровообращения, а Гарвей – большой. Для подтверждения теории важную роль сыграло открытие капилляров Мальпиги, это произошло в 1661 году.

Анатомия – это наука, которая не стояла на месте, а постоянно развивалась и совершенствовалась. Азелио еще триста лет назад правильно описал лимфатические сосуды, что располагаются в бражке собаки. Важную роль в развитии физиологии и анатомии сыграло открытие в первой половине восемнадцатого столетия. Рене Декарт сумел открыть рефлекс. Позднее появилась теория Дарвина о том, что все организмы в процессе эволюции развиваются, а все из-за борьбы за существование, наследственности и естественного отбора.

В 1839 году была построена клеточная теория организмов Шванном. Он сумел доказать, что новые клетки в организме формируются путем деления материнских, а животные клетки разительно отличаются от клеток растений. Анатомия – это наука, изучающая строение человека, и она постоянно совершенствовалась.

После выдвижения ряда теорий в семнадцатом веке в Москве открывается первая медицинская школа при аптекарском приказе. Основал ее Загорский. Его ученик Буяльский, профессор кафедры анатомии, предложил обновленный метод бальзамирования трупов. Основатель топографической анатомии – это Пирогов Н. И. Он сформировал методику поэтапных распилов замороженных трупов, чтобы можно было подробно изучить топографию органов.

Анатомия – это наука о строении человека, и ее развитию поспособствовали в свое время Мечников, Тимирязев, Воробьев, Зернов, Северцов, Бехтерев, Стефанис. Воробьев создан уникальную методику исследования нервной системы благодаря бинокулярной лупе, но с предварительной обработкой материала специальным раствором слабых кислот. Збарский и Зернов вместе детально описали метод бальзамирования, что был применен на Ленине. Тонков и его ученики проводили опыты по исследованию сосудистой системы. Изучал кровеносную систему и периферические нервы Шевкуненко. Достигли успеха в лимфатической системе Жданов, Иосифов, Стефанис.

Многие итоги были подведены благодаря открытию новейших методик электрической регистрации работоспособности органов. Крупнейшим достижением считалось изучение нервной регуляции, это произошло в девятнадцатом веке Сеченовым, он рассказал о процессе торможения. Павлов в начале двадцатого столетия создал учение о паре сигнальных систем, а Посников в это время раскрыл причины смертности на уровне органов. В это время появились работы Клода Бернара о внутренней среде организма, Сеченова о переносе газа кровотоком, утомлении и активном отдыхе. В 1889 году Лунин открыл витамины, а Анохин – функциональные системы.

Не стоит забывать и о заслугах Павлова. Он сыграл огромную роль в изучении физиологии кровотока, пищеварения. Им и его последователями был создан уникальный метод физиологической хирургии. Сейчас успехов достигнуто также немало – это исследования физиологических процессов в отдельных клетках и так далее.

Как видите, анатомия – это наука, которая дала толчок развитию медицины.

Какие науки связаны с анатомией?

Существует тесная связь анатомии с другими науками. Это:

  • цитология;
  • эмбриология (наука, изучающая процессы формирования половых клеток, оплодотворение и зародышевое развитие);
  • гистология (наука о тканях).

Что можно сказать об анатомии человека?


Уже разобрались, какую науку изучает анатомия. Но вот какие дисциплины включает это понятие? Это:

  1. Нормальная анатомия. Этот раздел изучает строение здорового человека, а также его органы.
  2. Патологическая анатомия. Наука, исследующая морфологию болеющего человека.
  3. Топографическая анатомия. Наука рассказывает о месторасположении органа в теле.
  4. Динамическая анатомия. Это наука, исследующая двигательные аппараты с разных функциональных позиций. Это играет важную роль в правильном физическом развитии человека.

Что можно сказать о систематической анатомии?

Систематическая анатомия включает в себя следующие разделы:

  • остеологию – учение о костях, что формируют скелет;
  • миологию – учение о мышечном строении;
  • ангиологию – наука о сосудах;
  • кардиология – все о сердце;
  • неврология – все связанное с нервной системой;
  • артро-синдесмология – наука о соединения костей и суставов;
  • эстезиология – все об органах чувств;
  • спланхнология – наука о внутренностях;
  • эндокринология – об органах внутренней секреции.

Подробности об анатомии человека

Как известно, анатомия человека – это наука о развитии и происхождении, формах и построении организма. Она изучает пропорции тела, внешние формы, пропорции частей тела, отдельные органы и целые системы. Главная задача анатомии – исследование основных этапов человеческого развития во время эволюции, изучение особенностей тела, органов в разном возрасте.

Современная наука анатомия рассматривает строение человеческого тела с позиций диалектического материализма, исследовать анатомию следует с учетом всех важных функций органов и их систем. Без анализа функций нереально понять особенности формы и построение тела человека, также нельзя представить отдельно какие-то функции органа без понимания его построения. Человеческий организм, как известно, построен из огромного количества органов, клеток, но это далеко не суммирование отдельных его экземпляров, а единый и уникально слаженный организм. Запрещается рассматривать органы без какой-либо взаимосвязи.

Что можно сказать о макроскопической анатомии?


Этот раздел науки изучает строение тела, органов и их частей на уровнях, что доступны невооруженному глазу или же с помощью применения приборов для незначительного увеличения. Микроскопическая анатомия изучает строение органов в теле, и делается это часто при помощи микроскопа. Как только появился микроскоп, из анатомии выделились еще две отдельные науки: цитология (наука о клетках) и гистология (наука о тканях).

Что использует анатомия сегодня?

Этот раздел науки широко применяет на практике для исследования разные технические средства. К примеру, рентгеновское излучение. Также весьма популярны методики эндоскопии или же антропометрические методы. Конечно же, все методики, используемые сегодня, постоянно улучшаются, дополняются, а все из-за неустанного информационного и технического прогресса. Сегодня главными способами и методами исследования анатомии человеческого тела является макроскопический, электронно-микроскопический, гистохимический, спектрофлуориметрический и так далее. Также на практике применяются обычные методы исследования, такие как эндоскопический, термографический, магнитно-резонансный, ультразвуковой и так далее.

Сейчас самым распространенным и часто используемым для изучения представленного раздела науки является макроскопический метод, который включает в себя:

  1. Соматоскопию. Это визуальный осмотр тела, установление всех его размеров, определение формы участков тела, его биометрические признаки зрелости.
  2. Препарирование. Применяются на практике сечения и необходимые методики изъятия органов.
  3. Антропометрию. Включает в себя измерение по установленным нормам отдельных частей тела, исследование их пропорций.
  4. Последовательное вскрытие замороженного трупа.
  5. Мацерацию. Это методика предполагает разъединение клеток в определенных тканях, то есть отделение мягких тканей от костей.

Анатомия повлияла на все разделы биологии в целом и сыграла значительную роль в развитии медицины. Именно поэтому значение науки анатомии переоценить сложно.

/. По­ня­тие и ме­тод ана­то­мии

2. Связь ана­то­мии с дру­ги­ми нау­ка­ми

3. Дис­ци­п­ли­ны, вхо­дя­щие в со­став ана­то­мии

4. Струк­ту­ра сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии

5. Ос­нов­ные тер­ми­ны

1. Ана­то­мия че­ло­ве­ка - нау­ка, изу­чаю­щая строе­ние и фор­му че­ло­ве­че­ско­го те­ла и его ор­га­нов в свя­зи с их функ­ци­ей и раз­ви­ти­ем.

Она ис­сле­ду­ет ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка в его ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии в про­цес­се эво­лю­ции жи­вот­ных, ис­поль­зуя срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский ме­тод.

2. С ана­то­ми­ей тес­но свя­за­ны дру­гие мор­фо­ло­ги­че­ские пау­ки:

ци­то­ло­гия;

гис­то­ло­гия - нау­ка о тка­нях;

эм­брио­ло­гия, ко­то­рая изу­ча­ет про­цес­сы об­ра­зо­ва­ния по­ло­вых кле­ток, оп­ло­до­тво­ре­ние, за­ро­ды­ше­вое раз­ви­тие ор­га­низ­мов.

3. Ана­то­мия че­ло­ве­ка вклю­ча­ет сле­дую­щие ча­ст­ные дис­ци­п­ли­ны:

нор­маль­ную ана­то­мию, изу­чаю­щую строе­ние здо­ро­во­го че­ло­ве­ка и его ор­га­ны;

па­то­ло­ги­че­скую ана­то­мию - мор­фо­ло­гию боль­но­го че­ло­ве­ка;

то­по­гра­фи­че­скую ана­то­мию - нау­ку о ме­сто­на­хо­ж­де­нии лю­бо­го ор­га­на в че­ло­ве­че­ском те­ле;

ди­на­ми­че­скую ана­то­мию, изу­чаю­щую дви­га­тель­ный ап­па­рат с функ­цио­наль­ных по­зи­ций, что име­ет зна­че­ние для пра­виль­но­го фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка.

4. В со­став сис­те­ма­ти­че­ской ана­то­мии вхо­дят :

ос­тео­ло­гия - уче­ние о кос­тях, со­став­ляю­щих ске­лет;

арт­ро-син­дес­мо­ло­гия - о со­еди­не­нии кос­тей и сус­та­вов;

мио­ло­гия - о мыш­цах ске­ле­та;

спланх­но­ло­гия - о внут­рен­но­стях;

ан­гио­ло­гия - о со­су­ди­стой сис­те­ме;

кар­дио­ло­гия - о серд­це;

нев­ро­ло­гия - о нерв­ной сис­те­ме;

эн­док­ри­но­ло­гия - об ор­га­нах внут­рен­ней сек­ре­ции;

эс­те­зио­ло­гия - об ор­га­нах чувств.

5. Че­ло­век {Homo sapiens) от­но­сит­ся к ти­пу хор­до­вых {Chordata), под­ти­пу по­зво­ноч­ных {Vertebrata), клас­су мле­ко­пи­таю­щих {Mammalia), и вме­сте с выс­ши­ми обезь­я­на­ми со­став­ля­ет от­ряд при­ма­тов {Primates),

Те­ло че­ло­ве­ка по­строе­но по ти­пу дву­бо­ко­вой сим­мет­рии - де­лит­ся сре­дин­ной плос­ко­стью на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны. Ос­нов­ные тер­ми­ны, ис­поль­зуе­мые при рас­смот­ре­нии раз­лич­ных ор­га­нов те­ла че­ло­ве­ку .

Плос­кость, де­ля­щая те­ло в вер­ти­каль­ном на­прав­ле­нии на две сим­мет­рич­ные по­ло­ви­ны, на­зы­ва­ет­ся сре­дин­ной;

Плос­ко­сти, па­рал­лель­ные сре­дин­ной - са­гит­таль­ны­ми;

Плос­кость, пер­пен­ди­ку­ляр­ная сре­дин­ной, - фрон­таль­ной;

по­пе­реч­ные {го­ри­зон­таль­ные) плос­ко­сти пер­пен­ди­ку­ляр­ны сре­дин­ной и фрон­таль­ной плос­ко­стям;



Тер­мин "ме­ди­аль­но" обо­зна­ча­ет часть те­ла бли­же к сре­дин­ной плос­ко­сти;

"ла­те­раль­но" - даль­ше от нее.


Анатомия человека - это наука о происхождении и развитии, формах и строении человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей, отдель­ные органы, их конструкцию, микроскопическое строение. В зада­чи анатомии входит исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции, особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, формирова­ния человеческого организма в условиях внешней среды.

Строение тела человека современная наука рассматривает с позиций диалектического материализма. Изучать анатомию человека следует с учетом функций каждого органа и системы органов. «...Форма и функция обусловливают взаимно друг дру­га»". Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить себе особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Основными методами анатомического исследования являются наблюдение, осмотр тела, вскрытие (от греч. anatome - рассе­чение, расчленение), а также наблюдение, изучение отдельного органа или группы органов (макроскопическая анатомия), их внутреннего строения (микроскопическая анатомия).

Макроскопическая анатомия (от греч. makros - большой) изучает строение тела, отдельных органов и их частей на уровнях, доступных невооруженному глазу, или при помощи приборов, дающих небольшое увеличение (лупа). Микроскопическая ана­томия (от греч. mikros - малый) изучает строение органов при помощи микроскопа. С появлением микроскопов из анатомии выделилась гистология (от греч. histos - ткань) - учение о тканях и цитология (от греч. kytos - клетка) - наука о строении и функциях клетки.

Анатомия широко пользуется современными техническими средствами исследования. Строение скелета, внутренних органов, расположение и вид кровеносных и лимфатических сосудов познают, используя рентгеновское излучение. Внутренние покро­вы многих полых органов исследуют (в клинике) методами эндоскопии. Для изучения внешних форм и пропорций тела чело века пользуются антропометрическими методами.

Для обозначения положения тела человека в пространстве, расположения его частей относительно друг друга используют понятия о плоскостях и осях. Исходным принято считать такое положение тела, когда человек стоит, ноги вместе, ладони обращены вперед. Человек, как и другие позвоночные, построен по принципу двусторонней (би­латеральной) симметрии, тело его делится на две половины - правую и левую. Границей меж­ду ними является срединная (медианная) плоскость, распо­ложенная вертикально и ориен­тированная спереди назад в сагиттальном направлении (от лат. sagitta - стрела). Эту плоскость называют также са­гиттальной.

Сагиттальная плоскость от­деляет правую половину тела (правый - dexter) от левой (левый - sinister). Вертикаль­ная плоскость, ориентирован­ная перпендикулярно сагит­тальной и отделяющая переднюю часть тела (передний - ante-, rior) от задней (задний - pos­terior), называется фронталь­ной (от лат. frons - лоб). Эта плоскость по своему направле­нию соответствует плоскости лба. В качестве синонимов тер­минов «передний» и «задний» при определении положения органов можно использовать соот­ветственно термины «брюшной», или «вентральный» (ventralis), «спинной», или «дорсальный» (dorsalis).

Горизонтальная плоскость ориентирована перпендикулярно двум предыдущим и отделяет лежащие ниже отделы тела (ниж­ний- inferior) от вышележащих (верхний - superior).

Эти три плоскости : сагиттальная, фронтальная и горизон­тальная - могут быть проведены через любую точку тела челове­ка; количество плоскостей может быть произвольным. Соответ­ственно плоскостям можно выделить направления (оси), которые позволяют ориентировать органы относительно положения тела. Вертикальная ось (вертикальный - verticalis) направлена вдоль тела стоящего человека. По этой оси располагаются позвоночный столб и лежащие вдоль него органы (спинной мозг, грудная и брюшная части аорты, грудной проток, пищевод). Вертикальная ось совпадает с продольной осью (продольный - longitudinalis), которая также ориентирована вдоль тела человека независимо от его положения в пространстве, или вдоль конечности (нога, рука), или вдоль органа, длинные размеры которого преобладают над другими. Фронтальная (поперечная) ось (поперечный - transversus, transversdlis) по направлению совпадает с фрон­тальной плоскостью. Эта ось ориентирована справа налево или слева направо. Сагиттальная ось (сагиттальный - sagittalis) расположена в переднезаднем направлении, как и сагиттальная плоскость.

Для определения проекции границ органов (сердце, легкие, плевра и др.) на поверхности тела условно проводят вертикаль­ные линии, ориентированные вдоль тела человека. Передняя сре­динная линия, linea mediana anterior, проходит по передней поверхности тела человека, на границе между правой и левой его половинами. Задняя срединная линия, linea mediana poste­rior, идет вдоль позвоночного столба, над вершинами остистых отростков позвонков. Между этими двумя линиями с каждой стороны можно провести еще несколько линий через анатоми­ческие образования на поверхности тела. Грудинная линия, linea sternalis, идет по краю грудины, среднеключичная линия, linea medioclavicularis, проходит через середину ключицы, нередко совпадает с положением соска молочной железы, в связи с чем ее называют также linea mammildris - сосковая линия. Перед­няя подмышечная линия, linea axillaris anterior, начинается от одноименной складки (plica axillaris anterior) в области подмы­шечной ямки и идет вдоль тела. Средняя подмышечная линия, linea axillaris media, начинается от самой глубокой точки под­мышечной ямки, задняя подмышечная линия, linea axillaris posterior, - от одноименной складки (plica axillaris posterior). Лопаточная линия, linea scapuldris, проходит через нижний угол лопатки, околопозвоночная линия, linea paravertebralis, - вдоль позвоночного столба через реберно-поперечные суставы (попе­речные отростки позвонков).

Знание анатомии в системе медицинского образования неоспоримо. Профессор Московского университета Е. О. Мухин (1766-1850) писал, что «врач не анатом не только не полезен но и вреден». Плохо зная строение тела человека, врач вместо пользы может нанести вред больному. Вот почему, прежде чем начать постигать клинические дисциплины, необходимо изучить анатомию. Анатомия и физиология составляют фундамент меди­цинского образования, медицинской науки. «Без анатомии нет ни терапии, ни хирургии, а одни лишь приметы да предрассуд. ки», - писал известный акушер-гинеколог А. П. Губарев (1855-1931).

Наиболее известные ветви анатомии

  • анатомия растений - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у растений.
  • анатомия животных - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у животных.
  • анатомия человека - изучает структуры и взаимное расположение тканевых комплексов у человека . Эта ветвь науки имеет значение как для биологии, так и для медицины . Кроме того, знание анатомии необходимо в прикладном искусстве для правильной передачи пропорций, поз, жестов и мимики человека.

Область применения и подразделы анатомии

Как многие другие науки, анатомия имеет две стороны: практическую и теоретическую . Первая излагает правила исследования подлежащего материала, способы, приемы и технические средства, при помощи которых приобретаются сведения о строении живых существ; вторая занимается не самым исследованием, а его результатами, то есть описывает эти результаты, объясняет их, приводит в систему и делает им сравнительную оценку. Другими словами, первая есть искусство, вторая - наука анатомии.

В прежнее время анатомические исследования имели своим предметом почти исключительно человека, и только в случае крайности, когда нельзя было располагать человеческими трупами, прибегали к рассечению млекопитающих. Поэтому под собственно анатомией понимали преимущественно анатомию человека (Антропотомия). Позднее наука стала заниматься также строением животных. Таким образом возникла животная анатомия, или зоотомия. Затем начались исследования внутреннего строения растений, что составило новую отрасль науки, растительную анатомию, или фитотомию.

Так как между человеком и позвоночными, а также между всеми животными вообще существует много общего со стороны их анатомического строения, то наука неизбежно должна была прийти к изучению сходств и различий этого строения, и таким образом появилась сравнительная анатомия , которая изучает основные этапы эволюции организма человека и животных. Она связана с палеонтологией и генетикой , составляя важную опору учению о происхождении видов.

Изобретение увеличительных линз позволило увидеть, то, что кажется однородным невооруженному глазу, вследствие этого от анатомии отделилась особая наука под названием микроскопическая анатомия , или гистология , изучающая организмы на тканевом уровне. Изменения строения органических существ, связанные с постепенным развитием их из простого зародыша в зрелую особь, составляют предмет эмбриологии . Последняя вместе с гистологией носит название общей анатомии , и в противоположность этому систематической анатомии дается название частной , или описательной анатомии.

Анатомия здорового человека подразделяется соответственно употребляемому ею методу изложения на систематическую и топографическую .

Систематическая, или описательная, анатомия занимается изучением внешних свойств, вида, положения и взаимной связи органов, рассматривая их в том порядке, в каком они слагаются для образования однородных систем, служащих для достижения одной общей конечной цели. По мере накопления информации и появления новых методов исследований, систематическая анатомия дифференцировалась на ряд научных дисциплин: остеология - учение о костях, с включением суставных хрящей (хондрология); синдесмология - учение о связках между составными частями скелета, которые связывают кости в одно подвижное целое; миология - учение о мышцах; спланхнология - учение о внутренних органах, входящих в состав дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем; ангиология - учение о сосудах, о кровеносной и лимфатической системах; неврология - учение о центральной, периферической нервной системах и ганглиях (нервных узлах); эстезиология - наука об органах чувств; эндокринология - наука о строении и функциях эндокринной системы.

Пластическая анатомия, изучаемая художниками (также скульпторами и некоторыми мультипликаторами), в сущности та же топографическая анатомия, но она обращает преимущественное внимание на внешние очертания тела, пропорции, на зависимость их от внутренних частей, в особенности от мышц в их различных состояниях напряжения, наконец, на общие размеры отдельных частей тела и их взаимные отношения.

Функциональная анатомия ставит задачи выяснения взаимосвязей в строении органов и систем человеческого организма с характером их функционирования, изучает формирование органов на уровне индивидуального развития, определяя крайние пределы изменчивости, что востребовано лечебной практикой.

Большинство болезней сопровождается различными структурными изменениями в положении или строении различных органов и их тканей - исследование этих болезненных изменений составляет предмет так называемой патологической анатомии .

См. также

Литература

  • Привес М. Г., Лысенков Н. К. Анатомия человека. - 11-е переработанное и дополненное. - Гиппократ. - 704 с. - 5000 экз. - ISBN 5-8232-0192-3

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Анатомия" в других словарях:

    - (греч. anatome, от ana раз, temnein резать, сечь). Наука о формах строения органических существ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАТОМИЯ греч. anatome, от ana, через, раз, и temnein, резать, сечь.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Современная энциклопедия

    АНАТОМИЯ, анатомии, мн. нет, жен. (от греч. anatome разрезание). Наука о внутреннем строении органических тел. Анатомия человека. Анатомия растений. Описательная анатомия. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Анатомия - (от греческого anatome рассечение), наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии. Различают анатомию животных, анатомию растений, анатомию человека (основные разделы нормальная анатомия и патологическая анатомия) и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Наука анатомия, что она изучает

Анатомия - это наука, изучающая форму и строение человеческого тела . Она относится к числу медико-биологических наук. Наряду с биологией , физиологией , биохимией , биомеханикой , спортивной медициной и другими дисциплинами она создает естественнонаучную базу физического образования и физического воспитания.

Анатомия исследует закономерности развития и строения человеческого тела в связи с его функцией, особенностями происхождения человека и взаимодействия его с окружающей средой. Анатомию человека невозможно понять, не зная его антропогенеза - происхождение как вида, филогенеза - эволюционного развития низших и высших организмов и онтогенеза - процесса индивидуального развития человека начиная с оплодотворения и заканчивая смертью.

Отечественная анатомия благодаря выдающемуся ученому П.Ф. Лесгафту (1837-1909) развивалась как анатомия функциональная. Она не ограничивалась описанием строения организма человека, а стремилась все особенности строения связать со своеобразием функций. В 1884 г. П.Ф. Лесгафт издал «Основы теоретической анатомии», в которых впервые изложил новые взгляды и подходы к изучению строения человека.

П.Ф. Лесгафт отчетливо показал, что формирование организма происходит в определенной биологической и социальной среде, причем влиянию внешней среды он отводил особенно значительную роль. Из своих теоретических положений П.Ф. Лесгафт сделал важный практический вывод: специальный комплекс систематических тренировочных нагрузок, направленных на повышение функции органов, неизбежно должен вести за собой изменение их формы и структуры, поддерживающих и закрепляющих новую функцию.

П.Ф. Лесгафт первым установил и доказал связь между анатомическим строением организма и воздействием на него физических нагрузок, создав научно обоснованную систему физического воспитания.

Традиционно основным методом исследования в анатомии является изучение трупа путем вскрытия полостей тела и препарирования режущими инструментами органов и тканей, т.е. методом расчленения целого трупа на части, отчего и пошло название анатомии (anatomio - «рассекаю»). Однако, по меткому замечанию П.Ф. Лесгафта, основным объектом изучения анатомии должен быть живой человек, а труп должен служить как дополнение общего процесса познания. В последнее время в анатомии широко используется изучение живого человека с помощью различных методов исследования: антропоскопии, или соматоскопии (внешнего осмотра), антропометрии, или соматометрии (измерение размеров и пропорций тела). Большими возможностями в изучении «живой анатомии» обладает рентгеновский метод. Он позволяет изучать расположение и строение органов на живом человека и применяется в виде рентгенографии (с последующим изучением снимков) и рентгеноскопии - просвечивания на специальном экране. Основоположниками рентгеновского метода в анатомии были отечественные анатомы П.Ф. Лесгафт и В.Н. Тонков.

Исследования на человеке часто дополняются экспериментами на животных (экспериментальная анатомия), так как в эксперименте возможно создание широкого спектра воздействия на организм, в том числе и дозированных физических нагрузок.

Еще одним преимуществом экспериментальной анатомии является возможность применять все современные методы для обработки и исследования полученного материала: гистологические, цитогенетические, электронно-микроскопические, иммунногистохимические и другие.

Изучение внешней формы и внутреннего строения органов может идти на двух уровнях: невооруженным глазом или приборами с малым увеличением - это макроскопическая анатомия (macros - «большой», scopeo - «смотрю»). В противоположность ей существует микроскопическая анатомия (micros - «малый»). Она изучает детали тонкого строения организма с помощью светового микроскопа, увеличивающего изображение в 400-800 раз, а также электронного, увеличивающего объект в 100 000 раз и более.

В микроскопической анатомии выделяют науку о клетке - цитологию (cytos - «клетка», logos - «учение»), науку о тканях организма - гистологию (gistos - «ткань»).

Анатомия, гистология, цитология и эмбриология составляют общую науку о форме, строении и развитии организма, называемую морфологией (morphe - «форма»).

В зависимости от целевой и практической направленности анатомии различают:
- нормальную анатомию;
- патологическую анатомию;
- топографическую анатомию;
- пластическую анатомию;
- возрастную анатомию;
- динамическую анатомию;
- спортивную морфологию.

Каждая из перечисленных разновидностей имеет определенное значение для специалистов по физической культуре. Наиболее важной является нормальная анатомия, так как она составляет общую основу знаний спортсмена о здоровом человеке.

Знания патологической анатомии необходимы, когда речь идет о перетренировках, хронических и острых травмах у спортсменов.

В практической деятельности педагогу или тренеру приходится иметь дело с лицами различного пола и возраста, поэтому необходимы знания о возрастных и половых особенностях организма человека, что является предметом возрастной анатомии.

Большое значение имеет топографическая анатомия, изучающая взаимное распо-ложение органов, особенно для тех, кто будет осваивать спортивный массаж и травматологию.

Внешние формы и пропорциональные особенности человека (пластическая анатомия) играют большую роль в отборе и спортивной ориентации.

Умение использовать знания анатомии при анализе положений и движений тела, т.е. динамическую анатомию (изучающую анализ работы мышц и движений в суставах), необходимо будущим специалистам по физической культуре и спорту.

Значительного развития в последние годы достигла спортивная морфология. Эта ветвь функциональной анатомии изучает воздействия систематических физических нагрузок в спорте на строение организма спортсмена (адаптация); изучает особенности строения тела, помогающие добиться высоких результатов в спорте (ориентация) и учит методам, позволяющим оценивать физическое развитие спортсмена (контроль тренированности). Эта дисциплина непосредственно вторгается в спорт высших достижений, где результаты настолько плотны, что умение использовать индивидуальные особенности строения организма при прочих равных условиях помогает добиться победы.

У истоков отечественной спортивной морфологии стоял П.Ф. Лесгафт, который впервые выявил закономерности перестройки костей под влиянием мышечной тяги: кость увеличивается в своих размерах тем значительнее, чем больше деятельность окружающих ее мышц.



Дальнейшее развитие спортивной морфологии связано с именами таких ученых, как В.В. Бунак, М.Ф. Иваницкий, М.Р. Сапин, А.А. Гладышева, В.И. Козлов, Б.А. Никитюк, Г.Э. Мартиросов, П.К. Лысов и др. Исследованиями в области спортивной морфологии активно занимаются и ученые кафедры анатомии НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА . В современной морфологии различают пять уровней организации тела человека (рис. 1).

1. Субклеточный . На биохимическом уровне ткани состоят из молекул, которые объединяются в микро- и макромолекулы.
2. Клеточный . Клетка является элементарной частицей живого, способной передавать генетическую информацию путем самовоспроизведения, которая представляет собой сложную систему биополимеров, образующих внутриклеточные структуры - органеллы.
3. Тканевый . Ткань - это эволюционно сложившаяся совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функцию.
4. Органный . Органы - сложные структуры, состоящие из различных тканей и имеющие определенную пространственную форму, специализированные на выполнение определенной функции.
5. Системный . Различные по строению органы, связанные выполнением одноименной функции, объединяются в системы или аппараты органов. Организму свойственна совокупность всех вышеперечисленных уровней структурной организации. Целостность его обеспечивается благодаря тесным функциональным и межтканевым взаимоотношениям, а также нервной и гуморальной регуляции.