Биографии Характеристики Анализ

Нко образовательные программы для врачей. Проект непрерывного медицинского образования

Правовая регламентация системы непрерывного медицинского образования: вопросов больше чем ответов

В настоящее время одним из наиболее актуальных вопросов для врачебного сообщества является вопрос о необходимости вступления в систему непрерывного медицинского образования с целью прохождения в последующем процедуры аккредитации специалиста, предусмотренной ст. 69 .

Действительно ли нужно вступать в систему непрерывного медицинского образования? Попробуем разобраться.

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать действующее законодательство. Сразу стоит отметить что определения " системы непрерывного медицинского образования", равно как и "непрерывного медицинского образования" не содержится ни в одном действующим на настоящий момент нормативно-правовом акте. При этом стоит отметить, что Указом Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" поставлена задача создания системы непрерывного медицинского образования. В данном контексте также следует упомянуть ч. 2 ст. 82 " в которой говорится о том, что " реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации".

Так, согласно ч. 6 ст. 101 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ с 1 января 2016 г. право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют, лица получившие медицинское или иное образование и свидетельство об аккредитации. То есть уже сейчас согласно федеральному закону у всех практикующих врачей должен быть на руках такой правоустанавливающий документ на занятие медицинской деятельностью как свидетельство об аккредитации, что косвенно подтверждается требованием ст. 65 ТК РФ, устанавливающей обязательное предоставление при заключении трудового договора документа об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Свидетельство об аккредитации, наряду с дипломом о медицинском и ином образовании как раз и является одним из таких документов по смыслу (устанавливает порядок выдачи свидетельства об аккредитации) и (устанавливает Положение об аккредитации).

В свою очередь, таким правоустанавливающим документом также является и сертификат специалиста. Так, ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока. С точки зрения правоприменения, это фактически означает, что лица имеющие подобный сертификат имеют право заниматься медицинской деятельностью до окончания его действия.

И с 2021 года проходить процедуру аккредитации. Данный тезис также подтверждается "Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов". Данный приказ фактически устанавливает, что процедура аккредитации для лиц, получивших медицинское образование до 1 января 2016 года начнется с 2021 года.

По смыслу действующего законодательства основанием для прохождения аккредитации согласно Приказа Минздрава России от 02.06.2016 № 334н является предоставление комиссии отчета за последние пять лет о профессиональной деятельности аккредитуемого, включающий сведения об индивидуальных профессиональных достижениях, сведения об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации (портфолио), который должен предоставить каждый доктор, для того чтобы пройти аккредитацию после 2021 года, когда истечет срок действия его сертификата, чтобы работать дальше. И вот тут-то и возникает некоторое непонимание - а что это за индивидуальные профессиональные достижения и программы повышения квалификации и каков порядок их прохождения?

Ответ содержится в проекте Приказа Минздрава "Об утверждении порядков и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях", размещенный на портале НМО. Так, согласно п. 17 данного документа обучение работника в рамках системы непрерывного образования представляет собой самостоятельное формированием работником с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования Министерства здравоохранения Российской Федерации комплекса образовательных программ повышения квалификации, разрабатываемых образовательными организациями, образовательных мероприятий, реализуемых общественными профессиональными некоммерческими организациями, а также интерактивных образовательных модулей по соответствующей специальности и последующее дискретное освоение данного комплекса, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в течение 5 лет, завершающееся прохождением процедуры аккредитации.

В свою очередь, п.п. 18 - 19 предусмотрено,что для определения трудоемкости индивидуального плана в системе непрерывного образования применяется система зачетных единиц (1 зачетная единица равна 1 академическому часу).

Общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 зачетных единиц с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 зачетных единиц .

В качестве компонентов индивидуального плана реализуются образовательные программы повышения квалификации, направленные на совершенствование имеющихся или освоение новых умений и навыков в рамках имеющейся у работника квалификации, освоение новых знаний умений и навыков с присвоением новой квалификации, а также образовательные программы и дистанционные образовательные модули по наиболее актуальным вопросам профилактики, диагностики и лечения социально значимых заболеваний, иных заболеваний, оказывающих основное влияние на заболеваемость и смертность населения, продолжительностью не более 36 академических часов , разрабатываемые образовательными организациями для подготовки в рамках системы непрерывного образования.Ежегодный объем освоения образовательных программ составляет не менее 36 зачетных единиц.

Однако на настоящий момент данный проект не является нормативно-правовым актом, следовательно можно констатировать, что новый порядок обучения медицинскими работниками совершенствования своих профессиональных знаний в системе непрерывного медицинского образования в настоящее время не установлен.

Вместе с тем требования действующего законодательства однозначны - с 1 января 2021 медицинские работники у которых истек срок действия сертификата специалиста, для того что бы в дальнейшем иметь право осуществлять медицинскую деятельность, должны пройти процедуру аккредитации, согласно положению, утв. Приказом Минздрава России от 02.06.2016 № 334н, а это значит - представить отчет об освоении программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков и расширение квалификации, то есть выполнить требования, порядок выполнения которых в настоящее время отсутствует .

Чем же эта неопределенность может грозить медицинским работникам?

Тем, что врачи, продлившие сертификат специалиста в период с 1 января 2016 года по настоящий день оказались в неопределенной ситуации, с одной стороны, им предстоит в 2021 и 2022 г. соответственно проходить процедуру аккредитации с предоставлением портфолио, с другой стороны - конкретные требования к содержанию портфолио, а именно общая трудоемкость разделов индивидуального плана, в настоящее время законодательно не установлены , а это значит что врачам придется руководствоваться лишь информацией, размещенной на портале НМО, т.е. информацией, не подкрепленной законодательно.

При этом на портале Минздрава в настоящее время открыты двое ворот для вступления в систему НМО - участие в модели отработки принципов НМО согласно (на добровольных началах) , и собственно система НМО, ориентированная, как можно предположить, на тех докторов, которым предстоит пройти аккредитацию после 1 января 2021 после истечения сроков действия их сертификатов, но функционирующая по сути без какого-либо правового обоснования.

Данная неопределенность также заставляет задаться следующими вопросами:

1. Кто должен оплачивать обучение по программам повышения квалификации в рамках НМО?

Поскольку порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным
программам в настоящее время не утвержден, то возникает неопределенность с обязанностью работодателя установленной ч. 4 ст. 196 и п. 1 ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ, а именно обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Известно множество случаев, когда работодатели отказываются отпускать работников на конференции и оплачивать командировки. Все это конечно оспаривается, но требует определенных усилий и времени.

2. Будет ли принят проект Приказа Минздрава?

Ответ на этот вопрос превращается фактически в гадание на кофейной гуще. К тому же в любое время проект может быть изменен и в него будут внесены какие-либо иные требования. То что он будет изменен - сомнений практически нет , вот только что это будут за изменения, и как они отразятся на коллегах, которые уже сейчас стоят перед необходимостью набирать пресловутые часы - неизвестно .

Итак, подведем итоги:

1. В стране действительно идет эксперимент по "обкатке" принципов НМО в котором каждый может принять участие на добровольной основе.

2. Коллегам, срок действия сертификата которых не истек, можно как дождаться срока истечения сертификата и продлить его в обычном порядке и уже потом решать вопрос - вступать в систему НМО, либо принять участие в программе отработки принципов НМО в соответствии с условиями, установленными Приказом Минздрава России от 11.11.2013 № 837.

3. Для коллег, срок действия сертификата которых закончился после 01.01.2016 рекомендую несмотря на все неопределенности все же вступить в систему НМО. Мне видится, что к 2020 году для тех, кто не успел в 2016 году вступить в систему НМО будут так или иначе сделаны какие-то послабления при прохождении процедуры аккредитации, но это опять - гадание на кофейной гуще .

Очень надеюсь, что в ближайшее время будут приняты соответствующие нормативно-правовые акты, которые как минимум внесут определенность в сложившуюся ситуацию.

Всем добра и пусть нам повезет!

Непрерывное медицинское образование сегодня – это обязательное для медицинских и фармацевтических работников постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей профессиональной жизни.

Основная цель непрерывного медицинского образования (НМО) – обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

Что нужно знать врачу о новой системе образования?

С 1 января 2016 года вступила в силу , в соответствии с которой право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста – процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста проводится аккредитационной комиссией по окончании освоения им профессиональных образовательных программ медицинского образования или фармацевтического образования не реже одного раза в пять лет.

В целях реализации Программы развития здравоохранения и обеспечения перехода к системе аккредитации образован Координационный совет при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (sovetnmo.ru). Контроль над деятельностью этого совета осуществляет лично министр здравоохранения, а возглавляют его заместитель министра И.Н. Каграманян и президент Национальной медицинской палаты Л.М. Рошаль. В составе совета более 40 членов – представители Минздрава России, руководители профессиональных медицинских обществ по специальностям, специалисты в области отечественной медицинской науки и образования.

Система непрерывного медицинского образования, внедренная в большинстве развитых стран, успешно стартовала в России в виде модели отработки основных принципов НМО специалистов с высшим медицинским образованием.

В 2014 г. отрабатывался проект непрерывного профессионального медицинского образования. Участие врачей в реализации модели осуществлялось на добровольной основе путем заключения соответствующего договора с образовательной организацией.

Проект реализовывался с учетом принципов НМО:

  • непрерывности обучения (отдельными модулями, циклами, путем прохождения отдельных учебных мероприятий в течение всего календарного года);
  • применения электронного обучения и ДОТ (доля дистанционных технологий и электронного обучения в образовательной программе должны составлять не менее 50%);
  • учет наиболее актуальных проблем практического здравоохранения при формировании программ;
  • сетевое взаимодействие образовательных и профессиональных общественных медицинских организаций.

В 2015 г. продолжалась работа по реализации модели отработки основных принципов НМО. Перечень участников был расширен на все врачебные специальности и все регионы РФ, а срок реализации модели пролонгирован до конца 2020 г.

Главный принцип НМО в России – образование должно осуществляться на основании партнерства государственных бюджетных образовательных учреждений (ГБОУ) и профессиональных обществ, а существующая система последипломного образования должна развиваться. ГБОУ и общества будут совместно разрабатывать образовательные программы для медицинских работников с тем, чтобы темы взаимодополняли друг друга и не дублировались, а требования к образовательным материалам и мероприятиям были едины.

Обучение будет персонифицировано, а это означает, что каждый работник будет самостоятельно составлять свой индивидуальный план развития на предстоящий год, выбирая из программы наиболее значимые для него темы. Участие в модели отработки основных принципов НМО дает врачу возможность самостоятельно выбирать программу дополнительного профессионального образования (ДПО), тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей.

Программы ДПО образовательных организаций размещены на сайте edu.rosminzdrav.ru (доступны после регистрации).

В рамках реализации модели обработки основных принципов НМО с 2016 года специалисту с высшим медицинским образованием предлагается на добровольной основе пройти дополнительное профессиональное обучение по программе не менее 144 часов: не менее 108 часов – по программе образовательной организации и не менее 36 часов – на учебных мероприятиях и по учебным материалам (в т.ч. 16 часов участия в учебных мероприятиях: конференциях, семинарах, мастер-классах и т.д., и 20 часов самостоятельного обучения по электронным учебным модулям в сети Интернет).

Перечень учебных мероприятий и электронных учебных модулей, прошедших оценку на соответствие установленным требованиям к учебным мероприятиям и материалам для НМО и обеспеченных кредитами, размещен в разделах сайта sovetnmo.ru .

Известно, что для обучения врачей на территории РФ применяется система электронных обучающих модулей от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED – издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность при ведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Принцип непрерывности образования будет реализован путем равномерного распределения модулей (блоков) программы по годам.

Учет образовательной активности будет происходить в часах или кредитах (1 час, как правило, равен 1 кредиту). Вся информация, накопленная работником за 5 лет, будет отражаться в его персональном отчете об исполнении индивидуального плана развития. Этот отчет будет доступен в личном кабинете на сайте edu.rosminzdrav.ru .

В соответствии с вышеуказанными принципами каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов .

Внедрение системы НМО и использование современных образовательных технологий станет основой для поэтапного введения с 2021 года аккредитации медицинских специалистов на основе НМО как системы допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Переход к процедуре аккредитации специалистов осуществляется поэтапно с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года включительно.

В период времени с 1 января 2016 года по 1 января 2021 года допуск к профессиональной деятельности осуществляется как через аккредитацию, так и через сертификацию специалиста , в зависимости от срока прохождения «последней» сертификации или аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию до 1 января 2016 года , после истечения срока полученного сертификата еще однократно будут допускаться к профессиональной деятельности через «привычную всем» процедуру сертификации специалиста (1 раз в 5 лет – образовательный цикл с посещением лекций и сдачей итогового экзамена). При этом сертификаты специалиста, выданные медицинским и фармацевтическим работникам до 1 января 2021 года, действуют до истечения указанного в них срока.

Если срок действия сертификата у вас заканчивается в 2016 году (и в последующих годах), то процедуру сертификации вы будете проходить уже по системе НМО. В дальнейшем по окончании срока действия сертификата – повторную аккредитацию.

Рисунок . Система допуска к профессиональной деятельности
через процедуру аккредитации специалиста.

Специалисты, прошедшие «последнюю» сертификацию или аккредитацию специалиста после 1 января 2016 года , будут допускаться к профессиональной деятельности только через процедуру аккредитации специалиста.

Модернизация системы последипломного медицинского образования происходит за счет готовности и желания профессиональных медицинских обществ активно заниматься образованием и повышением квалификации медицинских работников.

Общество клинической онкологии зарегистрировано на сайте sovetnmo.ru в качестве организатора (провайдера) учебных мероприятий, а также вошло в состав профессиональных обществ, участвующих в реализации модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования.

В задачу комиссии, ответственной за аккредитацию в рамках новой системы образования по принципам НМО, входит оценка и допуск образовательных мероприятий к аккредитации.

Лицами, ответственными в Обществе за проведение оценки учебных мероприятий и материалов являются:


Председатель Российского общества клинической онкологии,
заведующий отделением клинической фармакологии и химиотерапии,
заместитель директора по научной работе
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России,

Москва


Руководитель онкологического отделения противоопухолевой терапии,
Центральная клиническая больница Управления делами Президента РФ,
член правления RUSSCO, председатель рабочей группы
по разработке Практических рекомендаций RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор,
Москва


Заведующий отделом биологии опухолевого роста
ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова» Минздрава России, член правления RUSSCО,
член научного комитета Программы молекулярно-генетической диагностики RUSSCO,
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН,
Санкт-Петербург


Заведующий кафедрой онкологии и торакальной хирургии ФУВ ГБУЗ МО
МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, руководитель и главный научный сотрудник
отдела «Онкология» ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского,
главный редактор журнала «Злокачественные опухоли»,
председатель этического комитета RUSSCO,
профессор, доктор медицинских наук,
Москва

Заведующая отделением химиотерапии МНИОИ им. П.А. Герцена –
филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России,
член ESMO, член ASCO, член правления RUSSCO,
доктор медицинских наук,
Москва



Зачем участвовать в реализации модели?

В настоящее время медицинские работники обязаны не реже одного раза в пять лет повышать квалификацию – проходить обучение в объеме 144 часов (4 недели) для продления права осуществлять профессиональную деятельность.

В модели реализации отработки основных принципов НМО врачам предлагается пройти обучение по новой программе, в которой 108 академических часов реализуется образовательной организацией (не менее 50% с использованием дистанционных технологий), а 36 часов – за счет образовательной активности, предоставляемой медицинскими профессиональными некоммерческими организациями по специальностям. Из указанных 36 часов 16 часов набираются путем участия в аудиторных (конференции, семинары, мастер-классы и т.п.) или онлайн (вебинары, интернет-лекции) учебных мероприятиях и 20 часов – при самостоятельном изучении электронных учебных модулей.

Врачи принимают участие в Модели на добровольной основе.

По окончании обучения врач представляет в образовательную организацию отчет об образовательной активности в рамках НМО.


Чтобы принять участие в реализации модели, врачу необходимо:

  1. Выбрать программу ДПО в образовательной организации (список организаций доступен в разделе «Организации» на сайте sovetnmo.ru).
  2. Заключить договор с образовательной организацией на обучение по выбранной программе.
  3. Зарегистрироваться на сайте sovetnmo.ru в разделе «План обучения» (это ваш «личный кабинет» на сайте), начать планирование образовательной активности.

  1. Выбрать интересующие мероприятия и электронные модули, опубликованные на сайте sovetnmo.ru в разделах «Мероприятия» и «Модули» соответственно.

Учет образовательной активности

По итогам учебных мероприятий, обеспеченных кредитами, всем слушателям выдается Свидетельство НМО установленного образца с указанием индивидуального кода подтверждения. При вводе (активации) данного кода в специальном поле в разделе «План обучения» (ваш «личный кабинет» на сайте) появляется запись о прохождении учебного мероприятия.

Информация об успешном изучении размещенных на сайте электронных образовательных модулей добавляется в раздел «План обучения» автоматически.

Что такое Свидетельство НМО?

Свидетельства НМО выдаются организаторами (провайдерами) учебных мероприятий. Информационные электронные сообщения о начислении кредитов направляются зарегистрированным пользователям по электронному адресу, указанному при регистрации, после активации индивидуальных кодов или по прохождению электронного учебного модуля. Пользователи должны обеспечить сохранность указанных документов и информации для подтверждения, при возникновении такой необходимости, накопленных кредитов.


Индивидуальный код подтверждения является буквенно-числовой комбинацией, состоящей 13 символов, и имеет вид XXXX-XXXXXXXX. В коде используются латинские буквы (кроме «О») и цифры. Для активации кода необходимо ввести код без учета регистра ввода, дополнительных пробелов и символов.
ВНИМАНИЕ: Буква «О» в коде не используется, следует вводить «ноль»!


Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России edu.rosminzdrav.ru

Портал для специалистов в сфере здравоохранения, обеспечивающий организацию и учет образовательной активности в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования. На портале вы сможете:

  • получать общую информацию о системе непрерывного медицинского и фармацевтического образования;
  • вступать в пятилетний цикл обучения по специальности, планировать и учитывать свою образовательную активность;
  • выбирать программы для обучения в рамках модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования и/или с применением образовательного сертификата вне пятилетних циклов обучения по специальности.

Для регистрации потребуется ввести номер диплома о прохождении «последнего» курса повышения квалификации.

Для чего нужно синхронизировать аккаунты на порталах edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Синхронизация аккаунтов необходима для того, чтобы образовательная активность за счет различных образовательных мероприятий (конференции, семинары, мастер-классы и т.п., в том числе проводимые с использованием дистанционных образовательных технологий (вебинары), дистанционные интерактивные образовательные модули), учет которой специалист ведет на сайте sovetnmo.ru , отображалась в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru .

Как синхронизировать аккаунты на портале edu.rosminzdrav.ru и sovetnmo.ru ?

Процедура синхронизации аккаунтов описана в Личном кабинете на портале edu.rosminzdrav.ru , в разделе «Личные сведения». Синхронизация проводится один раз и занимает определенное время.


Простая математика RUSSCO

Если вы врач-онколог (имеете сертификат специалиста и диплом об окончании интернатуры/ординатуры по специальности онкология), то посещая мероприятия RUSSCO, вы сможете накопить необходимое число баллов (кредитов).

Например :
Цель: 250 баллов за 5 лет. Значит, в среднем вам нужно набирать по 50 баллов в год.
Количество возможных баллов за мероприятия RUSSCO – от 1 до 9 баллов. В среднем это 3-4 балла. Соответственно, посещая по 1-2 мероприятия в месяц, вы можете набрать необходимое количество баллов в год.

Непрерывное медицинское образование (НМО) - это образовательная система для медицинских работников.

Цель: совершенствование базы теоретических знаний и практических навыков, расширение профессиональных компетенций на протяжении всей трудовой жизни медика.

Больше статей в журнале

Рассмотрим в материалах статьи особенности работы системы и алгоритмы обучения медработников в рамках образовательных программ.

Система непрерывного образования медицинских работников

По сути НМО - это инновационная форма повышения квалификации медицинских работников.

Система непрерывного медицинского образования вводится поэтапно. Полный переход к системе планируется завершить к 2026 году. Официальный сайт НМО - sovetnmo.ru .

Если врач получил сертификат специалиста после 1 января 2016 года, то в дальнейшем он будет допускаться к работе только через процедуру аккредитации, которую он будет проходить каждые 5 лет.

Сертификат получен до этого времени - врач сможет получить допуск к работе через привычную процедуру сертификации.

Пятилетний цикл

Медработник должен сформировать индивидуальный пятилетний цикл обучения.

Общая трудоемкость - 250 часов. В течение 5 лет ежегодно надо набирать по 50 часов/ЗЕТов:

  • 36 - по общеобразовательным программам,
  • 14 - по образовательным мероприятиям и интерактивным модулям.

Через 5 лет - пройти периодическую аккредитацию.

Одно их основных преимуществ программы НМО - возможность обучаться дистанционно. Известно, что сегодня здравоохранение в регионах испытывает сильнейшую нехватку специалистов.

Дистанционные образовательные модули позволяют обучаться на дому или на рабочем месте. Проблема необходимости отпустить практикующего врача на учебу сама по себе сходит на нет.

Возможности дистанционного обучения

Для руководящих сотрудников медицинских учреждений открыты специальные учебные программы Школы Главного врача.

По итогам обучения слушатели получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации, а также возможность продлить сертификат специалиста. 283 российских руководителя уже проходят курсы.

Выберите курс и начните обучение

Основные принципы НМО

Для того, чтобы непрерывное образование медицинских работников было оплачено из средств ОМС, необходимо подать на имя главврача ЛПУ заявление о направлении на ДПО по программе повышения квалификации.

Работник может самостоятельно выбрать учебное заведение и программу, в которой он будет учиться, в том числе и с помощью сети интернет.

Чтобы сделать выбор и пройти обучение, медработник должен:

  1. Пройти регистрацию на указанном ресурсе.
  2. Выбрать программу обучения из перечня.
  3. Подать предварительную заявку на зачисление на обучение согласно выбранной программе.
  4. Согласовать тему учебной программы, место и сроки прохождения обучения с главврачом своего ЛПУ.
  5. Подать на имя главного врача заявление на прохождение обучения (к заявлению прикладывается распечатанный экземпляр предварительной заявки).

После того, как медработник включен в план мероприятий по организации ДПО по программам повышения квалификации, по месту работы на его имя приходит путевка, содержащая индивидуальный код подтверждения. Ее следует распечатать и с ней явиться на курс обучения.

Администрация ЛПУ, в свою очередь, заключает с образовательным учреждением договор на обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе.

Помимо этого, работодатель обязан предоставить медицинскому работнику время для освоения учебной программы и обеспечить доступ к бумажным и электронным библиотекам на рабочем месте.



Программа медобразования

Программа непрерывного профобразования предполагает самостоятельное формирование учебного плана с последующим его освоением и прохождением процедуры аккредитации через пять лет. По словам Рошаля, НМО в первую очередь должно затронуть врачей первого звена, то есть специалистов участковой службы.

Кроме того, он отметил, что важнейшей составляющей системы является личная заинтересованность медицинских работников, чтобы дополнительная нагрузка была им по силам. Большую роль в этом играют дистанционные учебные модули, которые можно осваивать в любое удобное время. Посмотрите на портале .

Что главврач не вправе требовать от подчиненных

Сейчас система непрерывного медицинского образования - эксперимент. Участие - добровольное. Медработник сам решает, как поступить. За самоуправство работодателю грозит административная ответственность.

4 нельзя в системе НМО

Нельзя требовать учиться в свободное время. Учеба в системе непрерывного медицинского образования может проходить в рабочее время с отрывом либо без отрыва от места работы. Врач должен написать соответствующее заявление на имя главврача. Руководитель обязан его удовлетворить.

Схема направления медработников на курсы: 11 шагов

Направление медицинских работников на курсы складывается из следующих этапов:

  1. Разработка внутреннего нормативного документа, с котором указан порядок выбора сотрудников, подлежащих прохождению КПК в рамках НМО за счет средств ОМС.
  2. Выбор сотрудников, составление их перечня.
  3. Регистрация сотрудников, подлежащих обучению, на сайте НМО, выбор учебных программ.
  4. Написание сотрудниками заявлений о направление на обучение (с подтверждением заявки).
  5. Подтверждение направления на прохождение обучения.
  6. Передача перечня сотрудников в МЗ региона.
  7. Получение из органа исполнительной власти окончательного списка сотрудников.
  8. Заключение договора с учебным заведением.
  9. Направление копии договора в территориальный ФОМС и региональное МЗ.
  10. Получение от сотрудника копии документа о прохождении обучения в течение 10 дней со дня его завершения.
  11. Направление копии документа о завершении обучения в территориальный ФОМС и региональное МЗ.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[О системе непрерывного медицинского образования]

По пунктам, изложенным в обращении, сообщаем следующее.

1. Как уже было указано в предыдущем ответе (наш исходящий N 16-2/2030010 от 11.04.2017), в настоящее время дорабатывается нормативная база системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая позволит учитывать различные виды образовательной активности - обучение по дополнительным профессиональным программам, участие в очных образовательных мероприятиях и освоение дистанционных образовательных модулей.

Нормативно-правовых актов, обязывающих специалистов вступать в систему НМО через портал непрерывного медицинского образования Минздрава России, в настоящее время не существует.

2. До появления соответствующей нормативно-правовой базы участие специалиста в системе НМО является добровольным.

3. В настоящее время не существует нормативно-правовых актов, содержащих подобные нормы, образовательные организации независимо от формы собственности самостоятельно принимают решение о формировании тех или иных образовательных программ. Аккредитация программ в системе НМО в настоящее время не предусмотрена ни одним действующим нормативно-правовым актом.

4. Согласно приказу Минздрава России от 02.06.2016 N 334н первичная аккредитация специалистов проводится в отношении лиц, завершивших обучение в программах высшего медицинского, фармацевтического или иного образования.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями может для определения структуры профессиональных образовательных программ и трудоемкости их освоения применяться система зачетных единиц.

Количество зачетных единиц по основной профессиональной образовательной программе по конкретным профессии, специальности или направлению подготовки устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом, образовательным стандартом.

Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Необходимо отметить, что освоение образовательных программ высшего образования не имеет отношения к НМО.

5. Утверждение о проведении первичной аккредитации образовательными организациями не соответствует действительности. В соответствии с действующей нормативной базой первичная аккредитация проводится в отношении лиц, завершивших обучение в программах высшего образования, и не имеет отношения как к новой модели НМО, так и к действующей системе дополнительного профессионального образования.

Первичная аккредитация проводится аккредитационными комиссиями в помещениях и с использованием оборудования, предоставляемого образовательными организациями. Состав аккредитационных комиссий формируется приказом Минздрава России из числа представителей профессионального сообщества и работодателей.

Заместитель

директора Департамента

А.И.Тарасенко

Непрерывное медицинское образование (система НМО) – является ключевым этапом на пути повышения квалификации медицинских работников, а также качества оказания медицинских услуг. На законодательном уровне в России была изменена процедура доступа в профессию для медицинских работников и фармацевтов. До 1 января 2016 года схема квалификационного обучения для работников сферы здравоохранения выглядела следующим образом:

  1. Окончание ВУЗа с обязательным прохождением практики интерна/ординатора. Сертификация с последующим доступом к профессиональным обязанностям на 5 лет.
  2. Обязательные квалификационные курсы для допуска к дальнейшей практике (в течение этой пятилетнего цикла).

При этом сохранялась возможность переквалификации после прохождения соответствующей процедуры переподготовки медицинского работника.

Обновленное обучение медицинских работников

Начиная с указанной даты подготовительный процесс именуется аккредитацией специалиста, а весь процесс подготовки получил название непрерывного медицинского образования. Адаптация к системе НМО в здравоохранении осуществляется в рамках Федерального проекта сроком до 31 декабря 2025 года.

При этом выделяется три основных этапа реализации программы:

  1. В течение 2016 года подготовку в рамках проекта прошли выпускники ВУЗов, которые получили документы о высшем образовании на уровне специалиста по направлениям подготовки «Стоматология» и «Фармация».
  2. За 2017 год подготовку прошли новоиспеченные работники сферы здравоохранения, вышедшие из ВУЗов с дипломами по другим направлениям.
  3. На 2018 год разработан план, предполагающий работу с выпускниками ординатуры, бакалаврами и магистрами медицинских образовательных учреждений, получателями среднего медицинского образования, лицами, прошедшими профессиональную переподготовку, а также с зарубежными студентами. Детальный список участников НМО можно найти на официальном портале государственной программы (http://edu.rosminzdrav.ru).

Внимание! Альтернативным ресурсом, где также можно регистрировать Личный кабинет и изучать/подбирать мероприятия для индивидуального планирования, является сайт Координационного совета новой образовательной программы (http://www.sovetnmo.ru).

C 1 января 2021 года (4-й этап) участниками процесса обучения НМО должны стать те врачи, которые подготовку не проходили на предыдущих стадиях реализации программы.

В период 2016-2021 года действующие специалисты медицины могут пройти обучение по новой системе, либо получить сертификат, пройдя привычные для них курсы. Выбор способа повышения квалификационного уровня зависит от времени последней медицинской аккредитации врача. Традиционная схема с профессиональными курсами доступна каждому специалисту, прошедшему квалификационную подготовку/переподготовку до начала 2016 года. При этом за медицинским специалистом сохраняется право использования полученной документации до полного истечения их срока.

Для остальных специалистов, которые аккредитуются после указанной даты, схема обучения выглядит так:

  1. Выпускник медицинского ВУЗа проходит разовую профессиональную аккредитацию, что позволяет ему работать следующие 5 лет по специальности.
  2. Весь пятилетний цикл совмещается с непрерывным медицинским образованием. Подготовка/переподготовка для врачей в рамках профессионального образования позволяет получить доступ к практической деятельности (сроком на 5 лет). Но все эти 5 лет будут перемежаться с учебным процессом.
  3. Смена квалификации производится на тех же условиях: первые 5 лет работы начинаются после успешного прохождения специализированной профессиональной аккредитации.

План обучения для системы НМО

На практике непрерывным медицинским образованием является постоянный учебный процесс, в рамках которого специалист постоянно участвует в специальных мероприятиях (курсы, конференции и т.д.). Причем данный план индивидуально составляется самим специалистом. Важно лишь соответствие всех мероприятий медицинской специализации участника. Последующие 5 лет план должен быть полноценно освоен.

Контроль за обучением специалист может осуществлять через зарегистрированный Личный кабинет сайта Минздрава Российской Федерации (http://edu.rosminzdrav.ru), где присутствует раздел «Пятилетние циклы». Достаточно выбрать собственную специализацию и сформировать учебную программу.

В медицинском образовании по системе, именуемой НМО, имеются следующие виды специальных мероприятий:

  • дополнительные программы - срок проведения составляет 18/36 академчасов, а в роли организатора выступают организации, имеющие непосредственное отношение к образованию;
  • образовательные мероприятия - могут проводиться даже некоммерческими субъектами, как при личном присутствии участников (полноценные аудиторные занятия), так и посредством современных технологий дистанционного обучения (заочно).

Для оценки успехов участника системы НМО ему выдаются зачетные единицы (ЗЕТ) - по единице (балл) за академический час мероприятия. За 5 лет должно быть набрано 250 баллов при их равномерном распределении (не меньше 50 ЗЕТ ежегодно). Причем 14 из 50 баллов должны быть получены от образовательных мероприятий. Соблюдение этих условий позволит получить доступ к очередной процедуре медицинской аккредитации спустя 5 лет профдеятельности.

Внимание! Конечное решение об успешности системы непрерывного медицинского и фармацевтического профессионального образования принимает специальная комиссия, состав которой допускает претендентов к последующей процедуре квалификационной подготовки.

ЗЕТ зачисляются в электронном формате. В течение всего непрерывного медицинского образовательного процесса специалист будет получать сертификаты с идентификационными кодами (активация и зачисление ЗЕТ через Личный кабинет).

Специалисты медицины, прошедшие новую процедуру медицинского образования после указанного срока, обязательно должны зарегистрироваться в системе. Те, кто повышал/подтверждал свою медицинскую квалификацию раньше обозначенного срока, могут выбрать для себя один из предложенных вариантов:

  1. Работать до завершения срока действия полученного ранее сертификата. Единоразово пройти сертификацию для работы по полученной медицинской квалификации, а затем, через 5 лет перейти к непрерывному профессиональному образованию.
  2. Все также работать по сертификату. Пройти процедуру обучения по альтернативной системе (модели) квалификационного обучения, также называемой «Непрерывное постдипломное образование без пятилетнего цикла». Данный раздел можно найти в Личном кабинете ресурса Минздрава Российской Федерации. После сдачи сертификационного экзамена специалист сможет работать по выбранному предварительно направлению деятельности, но со вступлением в описанную выше систему через 5 лет.

Оплата обучения по новой системе

Независимо от того, очное или дистанционное обучение (электронные учебные мероприятия, вебинары, форумы врачей, курсы повышения квалификации и т.д.) было выбрано специалистом, оплата каждого курса осуществляется из Федерального бюджета или Федеральной организацией страхования при здравоохранительном аппарате. Нюансы работы с последними обсуждаются на договорной основе от лица работодателя, чье учреждение представляет потенциальный участник новой образовательной системы.

Контроль за финансовой стороной вопроса ведется через портал Минздрава Российской Федерации. В новой системе учитываются нюансы, которые могли бы помешать специалисту получать непрерывное постдипломное профессиональное образование.

Альтернативная модель непрерывного профессионального образования

Первоочередными специалистами, опробовавшими систему, стали рядовые сотрудники здравоохранительных учреждений по приказу Минздрава Российской Федерации №837 (ноябрь 2013 года). Особенностью процесса стало его проведение в сетевой форме со взаимным охватом специализированных ВУЗов и вышеупомянутых некоммерческих субъектов. Удаленная форма изучения материалов составила не менее 50% всего времени.

На базе ВУЗов сессионное время составило 108 часов, а в рамках новой образовательной системы каждый специалист получил от 36 часов за счет освоения разных образовательных мероприятий. Данная «пилотная» модель осталась действующей еще на 5 лет после продления приказом №328 (9 июля 2015 года).

Стоит отметить, что модель не дублирует основную систему, а является альтернативой, которой каждый специалист вправе пользоваться до 1 января 2021 года. Каждый участник все также сможет получить доступ к процедуре аккредитации.

Проект непрерывного медицинского образования

Качество оказания медицинской помощи населению страны, оптимальное использование ресурсов системы здравоохранения, повышение эффективности здравоохранения субъектов Российской Федерации, определенные указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.№ 598, напрямую зависят от уровня подготовки медицинских специалистов,владеющих современными методами диагностики и лечения заболеваний, способных применять новейшие достижения медицинской науки, обеспечить профилактическую направленность ведения пациента.

Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться. Он обязан быть в курсе новейших достижений медицинской науки и поддерживать свой уровень знаний и навыков. В этом врачу поможет непрерывное медицинское и фармацевтическое образование (НМО).

Опираясь на действующую законодательную базу, термин НМО, можно определить, как обязательное для медицинских и фармацевтических работников, постоянное обучение по программам повышения квалификации, которое начинается после получения специальности и длится в течение всей жизни.

По инициативе Минздрава России, Национальной Медицинской Палаты и профессиональных медицинских обществ по различным специальностям с 01.12.2013 г. в России стартовал федеральный пилотный проект по непрерывному медицинскому образованию для врачей первичного звена. Пилотный проект «Внедрение НМО» проводится Координационным советом по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России с целью отработки основных принципов внедрения непрерывного медицинского образования. Согласно приказу Минздрава России №328 от 09.06.2015г. было решено продление Пилотного проекта до 2020 г. с включением врачей всех специальностей и всех ВУЗов.

Основная цель НМО - обеспечение гарантии гражданам РФ, что в медицинских организациях оказывается качественная и безопасная медицинская помощь в соответствии с международными показателями.

К 2018 г. необходимо достигнуть следующих значений этих показателей:

    Соответствие проводимого лечения пациентов клиническим рекомендациям профессиональных медицинских обществ (некоммерческих организаций) – не менее 90%.

    Доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационаре – не более 4%.

    Доля пациентов, завивших о медицинской ошибке во время лечения – не более 5%.

    Стандартизованный(по полу, возрасту, диагнозу и длительности пребывания в стационаре)коэффициент летальности или отношение фактической летальности к установленной– не менее 85%.

    Доля пациентов, госпитализированных в стационар, лечение которых можно было бы организовать в амбулаторных условиях – не более 5%.

    Доля пациентов, получивших на приёме у врача первичного звена рекомендации поведению здорового образа жизни – не менее 90%.

    Снижение доли случаев, в которых выявлены дефекты по результатам экспертизы качества медицинской помощи – не более 20%.

    Снижение доли случаев расхождения диагнозов по результатам патологоанатомических вскрытий в первичном звене – не более 10%.

    Повышение удовлетворённости пациентов качеством медицинской помощи с 33до 60% к 2018 г.

    Приведение квалификации медицинских и фармацевтических работников к международным стандартам к 2018 г.

К основным принципам НМО относятся:

1. Непрерывность процесса (1,5 часа в неделю, краткие циклы по 16 часов).

2. Разнообразие образовательных активностей (мероприятия, проводимые в режиме реального времени –аудиторные занятия, конференции, семинары, симуляционные курсы; электронное обучение - самостоятельное обучение с последующим тестовым контролем (электронные модули).

3. Обеспечение качества материалов и мероприятий:

  • присвоение кредитов утверждается Координационным Советом (КС) на основе международных требований
  • рассмотрение заявки проводится специальной Комиссией по оценке соответствия качества
  • независимая экспертиза проводится экспертами в Комиссии КС
  • обсуждение и утверждение проводится на специальном заседании Общества
  • проводится анализ отзывов врачей.

4. Контроль и учет образовательной активности:

  • регистрация медицинских работников на сайте http://nmorosminzdrav.ru в течение месяца после сертификации в 2016-2020 гг.
  • контроль через федеральный регистр медицинских работников (ФРМР)
  • индивидуальный план обучения(портфолио) - составляется медицинским работником путем добавления зарегистрированных на портале непрерывного медицинского образования Минздрава России образовательных программ вузов, электронных материалов для самостоятельного обучения, образовательных мероприятий, организованных некоммерческими профессиональными медицинскими организациями.

5. Обязанности работодателя:

  • предоставить время для обучения
  • предоставить возможность выбора через образовательный сертификат
  • оплатить мероприятие и командировочные расходы
  • обеспечить доступ на рабочем месте к бумажным и электронным библиотекам.

6. Средства для НМО (образовательный сертификат – это средства, которые врач может потратить на участие в образовательных программах)

  • выбор программы обучения – бронирование места на курсе (срок бронирования 10 дней)
  • путевка с индивидуальным кодом подтверждения высылается на адрес больницы
  • подтверждение руководством больницы – передача врачу индивидуального кода подтверждения (распечатка путевки).
  • подтверждение бронирования – внесение индивидуального кода подтверждения в поле подтверждения.
  • явка на курс с распечатанной путевкой.
  • списание средств с образовательного сертификата.

7. Мотивация участников

В соответствии с этими принципами, каждый врач должен за год накопить не менее 50 кредитов (50 часов образовательной активности), а за 5 лет – 250 кредитов.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы - электронные образовательные модули для дистанционного непрерывного медицинского образования врачей.

Для обучения врачей на территории РФ были переведены на русский язык и отредактированы электронные обучающие модули от компании BMJ PUBLISHING GROUP LIMITED - издательства Британского общества врачей, представляющего доступный информационный ресурс для врачей-терапевтов и врачей общей практики. Данные модули уже активно используются врачами первичного звена в Великобритании, а также в Австрии, Испании, США, Австралии, Новой Зеландии, ОАЭ и др., всего более чем в 50 странах. Для России все модули отредактированы ведущими специалистами профессиональных медицинских обществ по различным специальностям, руководителями медицинских вузов, научно-исследовательских учреждений, академиками РАН.

Готовые модули рекомендованы для использования в системе НМО Координационным советом по развитию НМО и размещаются на информационном портале Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России: http://www.sovetnmo.ru . Врач может выбирать модули по своей специальности, ориентируясь на аннотацию, раскрывающую образовательную цель модуля. После успешного изучения модуля врач получает 1 кредит, который зачисляется в его персональное портфолио. Образовательная активность приведении портфолио измеряется в кредитах. 1 кредит присуждается за 1 час учебной деятельности.

Дополнительными предпосылками к развитию НМО являются:готовность Национальной медицинской палаты и многих профессиональных медицинских организаций по специальностям к реализации обучения по программам повышения квалификации; наличие инфраструктуры в большинстве медицинских учреждений для обучения врачей без отрыва от практической деятельности(компьютеры, выход в Интернет); наличие отечественных электронных библиотечных систем, учебно-методических комплектов и программных комплексов для реализации «образовательной среды».