Биографии Характеристики Анализ

Обучение лексике и грамматике китайского языка как иностранного. Китайский, как второй иностранный язык в школе Китайский язык как иностранный

В современной методике изучения иностранного языка большое внимание уделяется обучению лексике и грамматике на начальном этапе. Повышенный интерес именно к данным аспектам обусловлен устным характером опережения в обучении китайскому языку, а также способностью и готовностью учащихся на начальном этапе к усвоению большого количества лексических единиц. Обучение лексике взаимосвязано с обучением грамматике. На начальном этапе изучения китайского языка необходимо научить детей не только правильно произносить слова и понимать их значение, но также грамматически правильно выстраивать эти слова в предложении для передачи своей мысли или мысли другого лица.

Знание грамматики является залогом дальнейшего успешного обучения. В курсе прикладной грамматики следует не просто сообщить, что имеется в языке, но, где возможно, разъяснить сущность того или иного грамматического явления, показать его место в системе языка. В каждом блоке основное внимание должно уделяться тому или иному грамматическому явлению. Теоретические сведения по грамматике китайского языка имеют определённую важность, они формируют основное представление по основам грамматики китайского языка, но всё же чтобы устранить все ошибки и недопонимания, нужно в основном опираться на практическую грамматику, которая раскрывает, глубоко и детально, те явления, которые могут представлять определённую трудность для изучения и полноценного понимания.

Например, по-китайски говорят? shu "книга", по-английски говорят "book". Звучат эти слова совершенно по-разному. Этим, говорят, китайский язык и отличен от английского. Это, конечно, верно. Однако различие между китайским и английским языками заключается не только в этом. Когда по-китайски надо сказать "две книги", то говорят???liang ben shu, т.е. слово?shu не изменяется. По-английски же в этом случае надо будет сказать "two books", причем "books" оказывается отличным от прежнего "book". По-китайски говорят "обложка книги", ??, по-английски же говорят "the cover of the book". Отсюда, казалось бы, что "of" в английском языке соответствует? de в китайском. Однако это разные вещи: мы ставим слово?shu перед? de, англичане же помещают "book" после "of". Представим себе язык (конечно, такого языка не существует, и это лишь условное допущение), в котором все слова были бы абсолютно одинаковым с китайским; это еще не означало бы обязательной тождественности его с китайским .

Мы, например, говорим "моя лошадь", а на этом воображаемом языке, возможно, пришлось бы сказать???ma wo de. Или, предположим, что вместо??????ni xia le wo yi tiao "ты сильно напугал меня". На этом воображаемом языке мы сказали бы - ?????? - ni wo xia le yi tiao. По-китайски же смысл такого высказывания совершенно непонятен: кто же, в конце концов, кого напугал? По-китайски необходимо сказать либо???? ni xia le wo "ты напугал меня", либо же? ? ? ? wo xia le ni "я напугал тебя". Лишь в этих случаях значение высказывания станет точно определенным. Это значит, что в китайском языке из слов, обозначающих пугающего и пугаемого, одно должно стоять перед словом? xia "пугать", другое же после него. Конечно, язык позволяет поместить оба слова перед словом "пугать", но для этого придется в высказывание ввести какие-то дополнительные слова. Однако мы не можем сказать, что в других языках не будет иных средств выражения. Эти различия и являются грамматическими различиями. Грамматика - это правила построения речи. Грамматика не интересуется значениями отдельных слов, за исключением разве небольшого числа единиц, имеющих отношение к построению речи .

Грамматические особенности китайского языка, являются идентичной по своей структуре и устройству. В ней очень мало положений и явлений, сходных с грамматиками других языков. В ней нет ярко выраженного разделения по временам, а существуют лишь времяпоказательные частицы, например такие как, ?,?.

Грамматика занимала разное место в лингвистических традициях, а в китайской ее не было совсем, если не считать описания "пустых слов". Однако во всех традициях существовало представление о некоторой первичной значимой единице, помещаемой в словари и занимающей центральное место в грамматическом описании. В русском языке соответствующая единица называется словом. Как отмечал П.С. Кузнецов, из всех русских грамматических терминов только термин "слово" исконен, остальные заимствованные.

Наконец, в Китае единственной единицей грамматики и лексики было все то же "цзы", то есть тонированный слог, имеющий значение (корнеслог). Современная китаистика обычно признает существование в китайском языке как минимум сложных слов, состоящих из нескольких слогов (более спорно наличие в китайском языке аффиксации). Однако китайская традиция никогда не выделяла единицы, промежуточные между корнеслогом и предложением, а существование сложных слов в современном смысле если и замечалось, то лишь на том же уровне, на котором в лингвистике фиксируются устойчивые словосочетания (фразеологизмы) . Эти примеры не исчерпывают все возможные варианты предложений, а только представляют наиболее показательные из них.

  • ?????? Я люблю хороших (его) людей (человека).
  • ?????? Мой (я) супруг (а) - хороший (ая).
  • ?????? Мое увлечение - это люди.
  • ?????? Я тот, кто любит хороших людей.
  • ?????? Я тот, кто очень любит людей.
  • ?????? Любящий хороших людей - это я.
  • ?????? Кому легко любить людей - так это мне.
  • ?????? Хороший супруг (а) - это мой супруг (а).
  • ?????? Хорошие люди - это моя любовь.
  • ?????? Хорошо то, что люди меня любят.
  • ?????? Хорошо то, что я люблю людей.
  • ?????? Хороший супруг (а) - это я.
  • ?????? Люди - это мое увлечение.

В обучении грамматике китайского языка одной из главных задач является разрушение с первых дней обучения школьного, упрощенного понимания таких категорий, как подлежащее и сказуемое. Отношения между подлежащим и сказуемым в русском предложении - это грамматическое согласование двух словоформ. В китайском языке по причине отсутствия форм отсутствует и согласование, следовательно, подлежащее (элемент структуры, выполняющий эту функцию) может состоять и из одного слова, и из словосочетания, и из предложения, и даже из группы предложений .

Говоря о фиксированном порядке слов в китайском предложении, необходимо подчеркивать, что фиксированность эта имеет место только в рамках генерального правила: в китайском предложении сначала следует субъект, затем - предикат, т.е. в китайском предложении нет необходимости искать слова или словосочетания, выражающие субъект и предикат - они всегда (зафиксированы) на своих местах. Вопрос же заключается в том, что выбрать в качестве субъекта и предиката, какие слова и словосочетания наполнить этими функциями и поставить на соответствующие позиции при порождении собственного высказывания? Посмотрим это на примере.

W? zuóti?n jiàn dàole zh?ng l?osh?. Я вчера

встретил учителя Чжана.

W? zuóti?n jiàn dào de shì zh?ng l?osh?.

Вчера я встретил учителя Чжана.

Zh?ng l?osh? shì w? zuóti?n jiàn dào de. Я

вчера встретил учителя Чжана.

В переводе каждого из этих предложений на русский язык подлежащее будет одно и то же слово - "я", и если отталкиваться от этого, как часто и происходит на практике, то все эти предложения воспринимаются как полные синтаксические синонимы, предикаты в примерах выделены подчеркиванием, из чего следует, что эти структуры синонимичными не являются и на русский язык должны переводиться по-разному.

Лексические и грамматические единицы языка являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется говорение, поэтому языковой материал составляет один из основных компонентов содержания обучения иностранному языку. В настоящий момент данной проблемой занимаются многие ученые-методисты (И.Л. Бим, И.А. Зимняя и др.).

Лексический речевой навык включает в себя два основных компонента: словоупотребление и словообразование. Г.В. Рогова и И.Н. Верещагина считают, что психофизиологической основой лексических речевых экспрессивных навыков являются лексические автоматизированные динамические связи как единство семантических слухоречемоторных слов и словосочетаний. Лексическая правильность иностранной речи выражается, прежде всего, в словоупотреблении, то есть в сочетании слов изучаемого иностранного языка по его нормам, часто отличающимся от правил сочетания их эквивалентов в родном языке.

Обратим внимание на цели и задачи обучения грамматике и лексике, выдвинутые А.Д. Климентенко и А.А. Миролюбовым. Цель изучения лексики, по мнению данных авторов, - развитие практических речевых умений и навыков учащихся. Основная трудность при этом - овладение учащимися реальным словарным запасом, который должен в результате усвоения превратиться в наличный словарный запас каждого учащегося.

Таким образом, в цели обучения лексике в младшей школе входит формирование активного, пассивного и потенциального словарей, а также требование развития догадки о лексическом значении незнакомых слов. Помимо этого, в процессе изучения лексики должны решаться определенные общеобразовательные и воспитательные задачи, при ведущей роли практических целей.

Разнонаправленность путей обучения (родной язык: от практики к ее осознанию и совершенствованию посредством внесения коррекций; иностранный язык: от сознания новых языковых явлений к их интуитивной реализации в речевой практике) требует четкого определения места грамматики в обучении иностранному языку.

В основе лексики как некой системы лежит понятие отдельного слова, которое играет, в конце концов, не менее важную роль и в грамматике, а потому требует некоторых разъяснений, ибо наряду с предложением является одним из самых спорных понятий в языковедении. Само собой разумеется, что понятие отдельного слова связано, прежде всего, с понятием отдельного предмета, которое появляется в результате анализа действительности под влиянием нашего активного к ней отношения. Сущность грамматики состоит только в общих правилах, а исключения относятся к лексике, кроме тех случаев, когда сами исключения формируются в виде некоего правила, ограничивающего действие другого, более общего.

Проект «Китайский язык, как второй иностранный язык в школе»

Актуальность. Во многих школах, помимо английского языка, учащимся предлагают изучают второй язык. Для чего это нужно, если английский давно уже признан международным языком общения? Уже давно ни у кого не возникает вопроса, зачем вообще человеку знать иностранные языки. Важность знания английского языка не вызывает никаких сомнений – это международный язык и в бизнесе, и в политике; с английским языком можно учиться в зарубежных вузах, заводить новые знакомства по всему миру, понимать англоязычные фильмы, песни, книги.

Что же дает второй язык?

Предлагая для изучения иностранные языки, школы обычно поддерживают связи с соответствующими странами, организуют обмены, устраивают международные конференции и семинары, школьникам предоставляется возможность поехать в страну изучаемого языка. Особенностью обучения второму языку является то, что у учащихся уже сформированы общеучебные умения, а именно:

    работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группах);

    наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, аргументировать свою мысль;

    распознавать и дифференцировать языковые явления и слова

    пользоваться словарем, догадываться по словообразовательным признакам и по контексту о значении незнакомых слов, извлекать нужную информацию.

Все вышеизложенное положительно сказывается на процессе овладения вторым языком. Поэтому мы предлагаем к изучению в нашей школе китайского языка. Актуальность изучения китайского языка в школах обусловлена целым рядом причин:

1.Ростом интереса к Китаю, его экономике, истории, культуре в связи со стремительным развитием КНР;

2. Успешно развивающимися в последнее время отношениями между Россией и Китаем;

3. Развитием туризма в КНР, всё большей «открытостью» китайского общества;

4. Активной миграцией китайцев;

В ближайшем будущем в самых различных отраслях экономики России потребуются специалисты, владеющих основами китайского языка.

Кроме того, изучение языка и элементов страноведения служит пониманию психологии народа-соседа, знакомит с культурой, обычаями китайской нации;

На занятиях китайским языком воспитывается толерантное отношение к людям другой расы, искореняется национализм в мировоззрении детей; Примером для подражания должны стать присущие китайской нации целеустремленность, усердие, трудолюбие, дисциплинированность;

Изучение иероглифической письменности развивает зрительную память, произвольное внимание, творческие способности; Освоение иероглифов китайского языка, относящихся к изобразительной письменности, прямо влияет на развитие правого полушария головного мозга; изучение европейских языков,

относящихся к алфавитной письменности, развивает левое полушарие головного мозга. Таким образом, параллельное изучение двух типов языков в школе способствует развитию и активизации психических функций головного мозга.

Обучение китайскому языку преследует комплексную реализацию практической, образовательной и развивающей целей.

Практическая цель подразумевает формирование у школьников коммуникативной и лингвострановедческой компетенции. Это может быть достигнуто за счет продуктивного (говорение, письмо) и рецептивного (аудирование, чтение) планов.

Развивающая цель подразумевает развитие логического мышления, различных видов памяти, воображения, индивидуальных способностей, общеречевых и общеучебных умений.

Общеобразовательная цель подразумевает расширение общекультурного кругозора школьников, формирование у них активной личностной позиции. Таким образом, обучение китайскому языку ставит своей задачей подготовить коммуникативно-компетентных учащихся, владеющих разговорным китайским языком.

Наиболее рационально для достижения значимых результатов по китайскому языку вводить его не ранее, чем учащиеся приобретут элементарный уровень коммуникативной компетенции по первому иностранному языку, т.е английскому языку. И потому наиболее доступной и удовлетворяющей образовательным потребностям школьников мы считаем следующую целевую группу: классы с 5 по 11

В результате овладения китайским языком учащиеся должны научиться:

1. Понимать речь учителя и прослушанный языковой материал.

3. Написать сочинения, используя изученный языковой материал.

Планируемые мероприятия по проекту:

Название мероприятия

Время проведения

1

Общение с носителем языка

1 раз в четверть

2

Посещение страны, изучаемого языка

1 раз в год

3

Празднование традиционных праздников

По датам

4

Страноведческие проекты

1 раз в полугодии

5

Конкурс «Лучший знаток языка»

В конце учебного года

6

Разучивание стихов, песен и танцев

1 раз в полугодии

Книжные магазины в современном мире утрачивают свою основную функцию продажи книг: онлайн-платформы и электронные издания ставят под вопрос само существование печатной продукции. Но тем сильнее становится потребность в офлайн книжных как месте для встречи и дискуссии. The Bookworm — культовое место в современном Пекине: независимый книжный магазин, библиотека, издательство, ежегодный фестиваль и площадка для общения самой интеллектуально активной части столичного экспат- и не только сообщества. Юлия Лобынцева, бывший event-менеджер The Bookworm, рассказала Магазете о жизни главного независимого книжного Пекина.

От преподавания китайского к искусству

Я приехала в Китай во второй раз в 2012 году по стипендии от института Конфуция на магистратуру по преподаванию китайского как иностранного, но быстро поняла, что это не мое, и решила прекратить дальнейшее обучение в этом направлении. До этого я ездила на один учебный год по обмену между Волгоградским педагогическим университетом, где училась, и Тяньцзиньским языковым институтом.

Оставив учебу в магистратуру, я переехала в Пекин и решила, что буду куратором. Своей настойчивостью я добилась работы в галерее тибетского искусства в пекинском арт-районе 798. Потом я поняла, что просто так быть классным куратором у меня не получается, и я нашла объявление на работу в The Bookworm на позицию events and marketing manager (менеджер по маркетингу и организации мероприятий). Я рассказала своему будущему боссу о любви к литературе, он что-то мне ответил на совершенно непонятном ирландском английском, и вот так меня приняли.

Julia from The Bookworm

The Bookworm — это независимый книжный магазин, то есть правительство Китая никак ему не помогает деньгами и почти никак не влияет на его деятельность, а он существует на деньги от продажи книг, билетов на мероприятия и выручки от ресторана. И самое главное, что The Bookworm - это такое культурное пространство, где любят тусоваться авторы, журналисты и различные «интеллектуалы». То есть там сочетаются три места: книжный магазин, культурное пространство и ресторан.

В The Bookworm почти каждый день проводятся различные дискуссии, книжные презентации, поэтические слэмы и т. д. Организацией этих мероприятий я в основном и занималась. Еще занималась раскруткой места, связями с общественностью, в общем я там жила и спала (иногда даже разливала напитки за барной стойкой). Меня в Пекине все знают как Julia from The Bookworm, хотя я там больше не работаю.

У меня все коллеги были китайцы, весь персонал ресторана - тоже китайцы, то есть без знания китайского меня бы не приняли – с ними же нужно как-то работать, у официантов развивать понятие, что клиент всегда прав (в Китае трудно с обслуживанием), постоянно смотреть, чтобы они делали свою работу, и т. д. Ребятам из книжной секции я часто объясняла, как важно покупателю что-то посоветовать, спросить что ему интересно, чем он занимается и т. д.

Босс у меня был ирландец, бывший журналист, работавший на издательство The Telegraph. Работала я почти всегда одна, кроме того времени, когда мы готовились к Литературному фестивалю, тогда уже наняли команду ребят из США, Бельгии, Ирана и Британии. И в итоге с парнем из США мы проработали вместе еще два года.

Постепенно The Bookworm перестал быть только ориентированным на экспатов, и мы стали делать китайские мероприятия и переводить все объявления на всех маркетинговых платформах, которые мы использовали, с английского на китайский.

Книжный как культурное пространство

Мероприятия проводились абсолютно разные; было, конечно, очень много ориентированных на Китай и китайскую культуру. Самые популярные мероприятия - «Where is China heading next?» (Что ожидает Китай?), «Whats the future of Hong Kong?» (Каково будущее Гонконга?), «Tech in China» (Технологии в Китае) или «I was a foreign kid when Tiananmen happened» (Я был иностранным ребенком во время событий на Тяньаньмэнь). И самое популярное — это что-нибудь на тему отношений США и КНР.

Были реально классные книжные презентации с известными авторами, журналистами, и даже приезжал Арт Шпигельман. Но было еще очень много запросов от иностранных парней, чтобы презентовать свою книгу о том, как они соблазняли китайских девушек или познавали конфуцианство. Такие книги и мероприятия миру больше не нужны, поэтому я старалась от такого откреститься.

Китайцев начиная с 2014 года приходило все больше и больше. Вообще я всех посетителей делила на категории, из китайской публики я выделила пять: 1) выпускник Гарварда, переспорит любого спикера и задаст 6 вопросов, хотя было разрешение только на один; 2) защитник китайской партии, который обязательно пуститься в дискуссию, о том, что иностранцы сами о себе должны задуматься, прежде чем обсуждать Китай; 3) очень умные ребята, которые дружат с и обязательно знакомы с каким-нибудь высланным в Австралию адвокатом; 4) андеграундная тусовка, которая снимает фильмы о ЛГБТ-сообществе; ну и 5) просто интересующиеся ребята, поклонники спикера и т. д. Категорий посетителей-иностранцев еще больше.

Мероприятия мы почти все проводили. Когда были спорные мероприятия, иногда приходили полицейские в форме посмотреть и послушать. Но явных конфликтов никогда не возникало.


Возникла потребность изучить китайский язык ? Сначала подумайте, пригодится ли Вам знание китайского языка ?

1. Нужен ли китайский язык для продвижения по карьерной лестнице, для составления деловых писем или для чтения китайской литературы в оригинале? А может просто для расширения кругозора? Важно - видеть и понимать конкретную цель изучения китайского языка . Найдите подходящие по всем параметрам , например, - зайдите на пробное занятие, если вам будет интересен процесс обучения китайскому языку , преподаватель китайского языка, группа, которая обучается на , обучающихся и общее ощущение процесса - начните ходить и приобретайте долгожданные знания китайскому языку. Важно, чтобы по итогам в этом Центре выдавали свидетельство, это будет как преимущество. Чтобы изучение китайского языка было эффективным, делайте упражнения ежедневно, чтобы плотно усваивать уже изученное на курсах китайского языка в Москве .

2. Учитесь говорить на китайском языке и писать правильно, повторяйте правила, выполняйте вдумчиво домашние задания, которые дает преподаватель на курсах китайского языка в Москве , приобретите прописи для изучения иероглифов. Можете приобрести дополнительно языковые аудио и видеокурсы, чтобы слушать китайскую речь и её особенности, чтобы учить слова и параллельно учиться говорить по-китайски самому - говорить вслед за диктором или героями обучающего видео. Разбирайте песни на китайском языке , включайте китайские каналы (преимущественно - новости) или кинофильмы (особенно те, которые вам интересны; хорошо, если там есть субтитры). Запишитесь на встречи, где общаются с китайцами, можете разговаривать на китайском языке с друзьями, кто также как и вы изучает китайский язык - общайтесь.

3. Очень неплохим будет путешествие в район, где люди говорят на китайском языке . В Москве есть масса компаний, которые предлагают обучение китайскому языку в Китае , например, возможность получения высшего образования через нашу компанию Kitaeast . Когда у вас будет достаточно знаний, вы сможете читать СМИ на китайском языке. Вам может это показаться тяжким делом, но потом словарный запас увеличится, выучите языковые обороты и будете понимать все, что написано в китайской прессе. Потом попробуйте перейти на китайскую литературу - берите для начала ту, что не сложная.

4. Пишите по-китайски правильно - учите иероглифику, грамматику, обращайте внимание на порядок написания китайских иероглифов. Важно запомнить, в какой ситуации и, какие выражения на китайском языке можно говорить, а когда не рекомендуется. Пишите тексты на китайском языке , делайте домашние задания, чтобы запомнить правила грамматики и иероглифики. Если требуется для того, чтобы можно было начать работать с ним, делайте упор на специфическую китайскую лексику, которую употребляют специалисты в различной области. Если изучение китайского языка Вам необходимо для повседневной жизни, то необходимо изучить сленговые выражения и те слова, которые распространены в простых разговорах.

5. Попробуйте изучить китайскую культуру. При изучении китайского языка главное правило - упорная учеба и желание писать, читать и говорить на китайском языке - это возможность расширить рамки кругозора. Возможно, приобретенный навык окажется несомненным плюсом в списке ваших навыков для будущего работодателя. Дополнительно обучение в Китае также увеличит ваши шансы на рынке труда.