Биографии Характеристики Анализ

Олимпиадные задания по алгебре (5 класс) на тему: Школьная олимпиада по математике.

Кот Матроскин - самый обаятельный и любимый зрителями персонаж мультипликационной трилогии о Простоквашино, снятой в 1978 - 1984 г.:

Однако обаяние кота Матроскина достигнуто чисто внешними к тексту Успенского средствами и является заслугой художника Н.Ерыкалова и актера О.Табакова, озвучившего эту роль. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить известный образ с более ранней версией - в мультфильме "Дядя Фёдор, пес и кот" (1975-1976).

Кот Матроскин первой мультипликационной версии не обладает и малой толикой обаяния того кота Матроскина, которого мы все знаем. Это существо с неприятным и несколько злобным выражением лица, довольно верно выражающим его характер.

Если отвлечься от обаяния мультипликационного образа,то что представляет собой кот Матроскин? Это многажды критиковавшийся в советском искусстве тип мещанина - носителя мелкобуржуазной психологии.

Он одержим идеей завести хозяйство,купить корову.Ради этого он готов продать друга - Шарика:
"А давай, Шарик, мы тебя продадим"(7:06).

Для Матроскина приоритетом являются деньги, а не труд.Найдя с друзьями клад, он мечтает:" Теперь корову купим. И в огороде можем не работать. Мы все можем на рынке покупать"(7:36).

Материальные интересы у него подчеркнуто превалируют над духовными. Дядя Федор и Шарик решают выписывать журналы ("Мурзилку" и журнал про охоту соответственно), но Матроскин заявляет, что он не будет ничего выписывать, а будет "экономить"(6:17).

Отношение Матроскина к окружающим - нескрываемо корыстное. О галчонке: "Ой че-то мы зря его кормим. Пусть пользу приносит"(9:41).

Шарику он заявляет:"Нет от тебя никаких доходов. Расходы одни"(25:06). И предлагает дяде Федору сделать из Шарика ездовую собаку, чтобы возить на нем молоко на базар и окучивать огород.

Своей зацикленностью на деньгах Матроскин практически доводит Шарика до самоубийства. Шарик предпочитает скорее утонуть, чем вернуться домой без ружья, за "которое деньги плачены", но пса спасает бобер ("Каникулы в Простоквашино").

Матроскин постоянно говорит о деньгах. Например, когда родители дяди Федора присылают Шарику в подарок фоторужье, Матроскин замечает, что оно "небось, больших денег стоит." Дядя Федор советует Шарику фотографировать зверей и посылать фотографии в журналы - Матроскин добавляет:" Правильно. Где платят больше"(32:47).

А вот эта фраза Матроскина, ставшая популярной, - прямая издевка мещанина над идеей коммунистического труда - совместного труда на общее благо:
"Потому что совместный труд для моей пользы, он объединяет"(47:40).

Меркантилизм Матроскина не получает осуждения в мультфильме, наоборот, кот представлен его создателями как положительный персонаж. Вот как оценивают Матроскина мама и папа дяди Федора - в силу своего статуса родителей, лица авторитетные для зрителя-ребенка.

Мама: "У него кот есть, до которого тебе расти и расти. Он за ним, как за каменной стеной".
Папа: " Да, был бы у меня такой кот, я, может, и не женился бы никогда"(26:20)

Таким образом, создатели трилогии о Простоквашино в образе обаятельного мелкобуржуазного индивидуалиста сумели легитимизировать в советской культуре разрушительную для советского общества мелкобуржуазную психологию, навязать ее юному поколению как образец для подражания.

По математике

Класс

Задания.

1. На прямой линии посажено 10 кустов так, что расстояние между любыми соседними кустами одно и то же. Найдите это расстояние, если расстояние между крайними кустами 90 дм.

2. В записи 1 ☼ 2 ☼ 3 ☼ 4 ☼ 5 = 100 замените «☼» знаками действия и расставьте скобки так, чтобы получилось верное равенство.

3. Мальчик по чётным числам всегда говорит правду, а по нечётным всегда врёт. Как-то его три октябрьских дня подряд спрашивали: «Как тебя зовут?». На первый день он ответил: «Андрей», на второй: «Борис», на третий: «Виктор». Как зовут мальчика? Объясните, как вы рассуждали.

4. В 9.00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью

6 км/ч. Через некоторое время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12.00 Юре оставалось до дома два километра. На каком расстоянии от дома он развернулся? Объясните, как был найден ответ.

5. Кот Матроскин прикинул, что он может выложить пол квадратной комнаты квадратной плиткой, и ему не понадобится ни одну из них разрезать. Сначала он положил плитки по краям комнаты, и на это у него ушло 84 плитки. Сколько всего ему надо иметь плиток, чтобы покрыть весь пол?


Ответы, указания, решения.

1. Ответ. 10 дм.

Решение. Так как посажено 10 кустов, то промежутков между ними будет 9. Поэтому расстояние между соседними кустами будет 90: 9 = 10дм.

2. Ответ. 1 · (2 + 3) · 4 · 5 = 100.

3. Ответ. Борис.

Решение. Так как мальчик дал три разных ответа, то он два раза соврал. Поэтому два дня из трёх, когда мальчику задавали вопросы, пришлись на нечётные числа. Поскольку чётные и нечётные числа месяца чередуются, это должны были быть первый и третий дни. Стало быть, второй день пришёлся на чётное число. В этот день мальчик и назвал своё настоящее имя.

4. Ответ. На расстоянии 10 км.

Решение. За 3 часа, с 9.00 до 12.00, Юра прошёл 18 км. Если он пройдет еще два километра, то он попадет домой. То есть 18 + 2 = 20 км. – это путь до места разворота и обратно. Значит, он развернулся на расстоянии

20:2 = 10 км от дома.

5. Ответ. 484.

Решение. На каёмке, не считая угловых, лежит 84 – 4 = 80 плиток. Значит, на каждой стороне лежит 20 плиток, не считая угловых, а вместе с угловыми – 22 плитки. Поэтому общее число плиток равно 22 · 22 = 484.


Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

По математике

Класс

Задания.

1. Попрыгунья Стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть – пела. Остальное время она решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки Стрекоза готовилась к зиме?

2. Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезды три планеты А, Б, В. Они живут на второй планете. Далее передача сообщения ухудшилась из-за помех, но было принято ещё два сообщения, которые, как установили учёные, оказались оба ложными:

а) А – не третья планета от звезды;

б) Б – вторая планета.

Какими планетами от звезды являются А, Б, В?

3. Мышь, мышонок и сыр вместе весят 180г. Мышь весит на 100г больше, чем мышонок и сыр вместе взятые. Сыр весит в три раза меньше, чем мышонок. Сколько весит каждый из них? Ответ нужно подтвердить вычислениями.

4. Как разрезать квадрат на семь треугольников, среди которых есть шесть одинаковых?

5. Есть 24 палочки. Длина первой палочки – 1 см, второй – 2 см, …, двадцать четвёртой – 24 см (длина каждой следующей палочки на 1 см больше длины предыдущей). Как, использовав все эти палочки, составить три различных квадрата? Ломать палочки нельзя, каждая палочка должна входить только в один квадрат.


Ответы, указания, решения.

(может быть предложено другое решение)

1. Ответ. 0 часов. Времени не осталось.

Решение. В сутках 24 часа, из них Стрекоза спала 24: 2 = 12часов, танцевала 24: 3 = 8 часов, пела 24: 4 = 6 часов. Всего на эти дела она потратила

12+ 8 + 6 = 24 часа. Поэтому на подготовку к зиме времени не осталось.

2. Ответ. Б – первая планета, В – вторая планета, А – третья планета.

Решение. Так как второе и третье сообщения ложны, то А является третьей планетой, а Б – не второй, поэтому Б – первая планета от звезды. Тогда В будет второй планетой, на которой живут инопланетяне.

3. Ответ. Мышь – 140г, сыр – 10г, мышонок – 30г.

Решение. Из условия следует, что удвоенный вес мыши равен 180 + 100 = 280г. Поэтому вес мыши равен 140г. Тогда мышонок и сыр вместе весят 180 – 140 = 40г. А вес сыра, согласно условию, равен четверти этого веса.

4. Решение. Два способа сделать это показаны на рис.. Есть и другие способы.


Ответ.

Решение. Разобьем палочки на три группы: от 1 до 8, от 9 до 16, от 17 до 24. В каждой группе первую палочку соединим с последней, вторую – с предпоследней, третью – с третьей с конца, оставшиеся две палочки тоже соединим. Получим в каждой группе по четыре одинаковых палки, из которых сложим квадрат. Стороны полученных квадратов: 9, 25, 41.

Замечание. Есть и другие способы сложить три квадрата.


Пятый класс
5.1. На уроке физкультуры мальчики построились в шеренгу. Потом между каждыми
двумя мальчиками встала девочка. Всего в шеренге оказалось 25 детей. Сколько мальчиков
стояло в шеренге?
5.2. Замените буквы A, B, C, D цифрами так, чтобы получилось верное равенство
АААА + ВВВ + CC + D = 2014
5.3. Составьте из шести прямоугольников 7x1, 6x1, 5x1, 4x1, 3x1, 2x1 и квадрата 1x1
прямоугольник, у которого каждая сторона больше 1.
5.4. В 9.00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью 6 км/ч. Черезнекоторое время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12.00 Юре оставалось
до дома два километра. На каком расстоянии от дома он развернулся? Объясните, как был
найден ответ.
5.5. Кот Матроскин прикинул, что он может выложить пол квадратной комнаты
квадратной плиткой, и ему не понадобится ни одну из них разрезать. Сначала он положил
плитки по краям комнаты, и на это у него ушло 84 плитки. Сколько всего ему надо иметь
плиток, чтобы покрыть весь пол?
Шестой класс
6.1. Как разложить гирьки весом 1, 2, ..., 9 г в три коробочки так, чтобы в первой было
две гирьки, во второй – три, в третьей – четыре, а суммарный вес гирек в коробочках был
одинаковым?
6.2. Мальчик по чётным числам всегда говорит правду, а по нечётным всегда врёт. Как-
то его три ноябрьских дня подряд спрашивали: «Как тебя зовут?». На первый день он
ответил: «Андрей», на второй: «Борис», на третий: «Виктор». Как зовут мальчика?
Объясните, как вы рассуждали.
6.3. Мышь, мышонок и сыр вместе весят 180г. Мышь весит на 100г больше, чем
мышонок и сыр вместе взятые. Сыр весит в три раза меньше, чем мышонок. Сколько весит
каждый из них? Ответ нужно подтвердить вычислениями.
6.4. Как разрезать квадрат на семь треугольников, среди которых есть шесть
одинаковых?
6.5. Есть 24 палочки. Длина первой палочки – 1 см, второй – 2 см, …, двадцать
четвёртой – 24 см (длина каждой следующей палочки на 1 см больше длины предыдущей).
Как, использовав все эти палочки, составить три различных квадрата? Ломать палочки
нельзя, каждая палочка должна входить только в один квадрат.
Седьмой класс
7.1. К Васе пришли его одноклассники. Мама Васи спросила у него, сколько пришло
гостей. Вася ответил: «Больше шести», а стоявшая рядом сестренка сказала: «Больше пяти».
Сколько было гостей, если известно, что один ответ верный, а другой нет?
7.2. В ящике 25 кг гвоздей. Как с помощью чашечных весов и одной гири в 1 кг за два
взвешивания отмерить 19 кг гвоздей?
7.3. У Пети есть четыре орешка. Он всеми возможными способами брал по три орешка
и взвешивал их на весах. Получилось 9 г, 14 г, 16 г и 18 г. Сколько весил каждый орешек?
Требуется найти все решения задачи и доказать, что других нет.
7.4. Квадрат состоит из одного внутреннего квадрата (чёрного) и четырех равных белых
прямоугольников (см. рис. 2). Периметр каждого прямоугольника равен 40 см. Найдите
площадь чёрного квадрата.

7.5. Можно ли выложить в ряд 30 шариков – белых, синих и красных – так, чтобы средилюбых двух идущих подряд шариков был хотя бы один белый, среди любых трёх идущих
подряд – хотя бы один синий, а среди любых пяти идущих подряд – хотя бы один красный?
Ответ объясните.
Восьмой класс
8.1. У Васи в кошельке лежало немного денег. Вася положил в кошелек еще 49 рублей,
и сумма денег в кошельке увеличилась в 99 раз. Сколь денег стало у Васи в кошельке?
8.2. Имеется 30 бревен длинами 3 и 4 м, суммарная длина которых равна 100 м. Каким
числом распилов можно распилить бревна на чурбаны длиной 1 м? (Каждым распилом пилится ровно одно бревно.)
8.3. Число a таково, что прямые y = ax + 1, y = x + a и y = 3 различны и пересекаются в
одной точке. Каким может быть a?

8.5. На смотре войска Острова лжецов и рыцарей (лжецы всегда лгут, рыцари всегда говорят правду) вождь построил всех воинов в шеренгу. Каждый из воинов, стоящих вшеренге, сказал: «Мои соседи по шеренге – лжецы». (Воины, стоящие в концах шеренги, сказали: «Мой сосед по шеренге – лжец».) Какое наибольшее число рыцарей могло оказаться
в шеренге, если на смотр вышли 2005 воинов?
Десятый класс

10.1. Садовод-исследователь в течение июля и августа наблюдал за своей яблоней. За
каждый месяц каждое яблоко увеличивает вес в 1,5 раза, но при этом 20% хороших яблок
становятся червивыми. Как и на сколько процентов изменился общий вес хороших яблок в
конце августа по сравнению с началом июля, если в начале июля ни одного червивого яблока
не было?
10.2. В конце каждого урока физкультуры учитель проводит забег и даёт победителю
забега три конфеты, а всем остальным ученикам – по одной. К концу четверти Петя заслужил
29 конфет, Коля – 30, а Вася – 33 конфеты. Известно, что один из них пропустил ровно один
урок физкультуры, участвуя в олимпиаде по математике; остальные же уроков не
пропускали. Кто из детей пропустил урок? Объясните свой ответ.

Одиннадцатый класс


Приложенные файлы

Заочный тур олимпиады по математике.

Желающие принять участие должны принести решение этих заданий на двойном листочке 14.10.2014 (вторник)

5.1. На уроке физкультуры мальчики построились в шеренгу. Потом между каждыми двумя мальчиками встала девочка. Всего в шеренге оказалось 25 детей. Сколько мальчиков стояло в шеренге?

5.2. Замените буквы A,B,C,D цифрами так, чтобы получилось верное равенство AAAA + BBB + CC + D = 2014.

5.3. Составьте из шести прямоугольников 7х1, 6х1, 5х1, 4х1, 3х1, 2х1 и квадрата 1х1 прямоугольник, у которого каждая сторона больше 1.

5.4. В 9:00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью 6км/ч. Через некоторой время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12:00 Юре оставалось до дома 2 километра. На каком расстояние от дома он развернулся? Объясните, как был найден ответ.

5.5. Кот Матроскин прикинул, что он может выложить пол квадратной комнаты квадратной плиткой, и ему не понадобится ни одну из них разрезать. Сначала он положил плитки по краям комнаты, и на это у него ушло 84 плитки. Сколько всего ему надо иметь плиток, чтобы покрыть весь пол?

Не стесняемся комментировать!

5.1. На уроке физкультуры мальчики построились в шеренгу. Потом между каждыми двумя мальчиками встала девочка. Всего в шеренге оказалось 25 детей. Сколько мальчиков стояло в шеренге?

Ответ. 13. Решение. Уберем самого правого мальчика. Тогда мальчиков и девочек будет поровну, то есть по 12. Значит, в шеренге стояло 12 + 1 = 13 мальчиков.

5.2. Замените буквы A, B, C, D цифрами так, чтобы получилось верное равенство АААА + ВВВ + CC + D = 2014.

Ответ. 1111 + 888 + 11 + 4 = 2014.

5.3. Составьте из шести прямоугольников 7x1, 6x1, 5x1, 4x1, 3x1, 2x1 и квадрата 1x1 прямоугольник, у которого каждая сторона больше 1.

Решение. Из прямоугольника 6x1 и квадрат 1x1 сложим прямоугольник 7x1. Аналогично сложим прямоугольники 7x1 из пар прямоугольников 5x1, 2x1 и 4x1, 3x1. Из четырех полученных прямоугольников 7x1 складывается прямоугольник 7x4.

5.4. В 9.00 Юра вышел из дома и пошёл по прямой дороге со скоростью 6 км/ч. Через некоторое время он развернулся и с той же скоростью пошёл домой. В 12.00 Юре оставалось до дома два километра. На каком расстоянии от дома он развернулся? Объясните, как был найден ответ.

Ответ. На расстоянии 10 км. Решение. За 3 часа, с 9.00 до 12.00, Юра прошёл 18 км. Если он пройдет еще два километра, то он попадет домой. То есть 18 + 2 = 20 км. - это путь до места разворота и обратно. Значит, он развернулся на расстоянии 20:2 = 10 км от дома. 5.5. Кот Матроскин прикинул, что он может выложить пол квадратной комнаты квадратной плиткой, и ему не понадобится ни одну из них разрезать. Сначала он положил плитки по краям комнаты, и на это у него ушло 84 плитки. Сколько всего ему надо иметь плиток, чтобы покрыть весь пол? Ответ. 484.
Решение. На каёмке, не считая угловых, лежит 84 - 4 = 80 плиток. Значит, на каждой
стороне лежит 20 плиток, не считая угловых, а вместе с угловыми - 22 плитки. Поэтому
общее число плиток равно 484.

Шестой класс

7.1. К Васе пришли его одноклассники. Мама Васи спросила у него, сколько пришло гостей. Вася ответил: «Больше шести», а стоявшая рядом сестренка сказала: «Больше пяти».
Сколько было гостей, если известно, что один ответ верный, а другой нет?
Ответ. 6.
Решение. Допустим, что гостей действительно больше шести. Тогда правы и Вася, и его сестра, а это противоречит условию задачи. Значит, гостей не больше шести и Вася
неправ. Но тогда должна быть права сестра, иначе снова нарушится условие задачи. Значит, гостей больше пяти. Но если их больше пяти и не больше шести, то их ровно шесть.
7.2. В ящике 25 кг гвоздей. Как с помощью чашечных весов и одной гири в 1 кг за два взвешивания отмерить 19 кг гвоздей?
Решение. При первом взвешивании на одну из чашек весов кладем гирю и все гвозди раскладываем по чашкам так, чтобы установилось равновесие. Получим 13 и 12 кг гвоздей.
Первую кучку откладываем, а остальные гвозди делим пополам, взвешивая без гири: 12 = 6 + 6. Получили искомое количество гвоздей: 19 = 13 + 6
7.3. У Пети есть четыре орешка. Он всеми возможными способами брал по три орешка и взвешивал их на весах. Получилось 9 г, 14 г, 16 г и 18 г. Сколько весил каждый орешек?
Требуется найти все решения задачи и доказать, что других нет.
Ответ. 1, 3, 5, 10.
Решение. В сумме 9 + 14 + 16 + 18 = 57 вес каждого орешка сосчитан трижды, значит, суммарный вес всех орешков равен 19 г. Разность 19 - 9 = 10 - это вес одного из орешков.
Аналогично находим веса остальных орешков.
7.4. Квадрат состоит из одного внутреннего квадрата (чёрного) и четырех равных белых прямоугольников (см. рис. 2). Периметр каждого прямоугольника равен 40 см. Найдите
площадь чёрного квадрата.
Рис. 2
Ответ. 400.
Решение. Сумма длин короткой и длинной сторон прямоугольника равна 20. Но эта сумма равна стороне исходного квадрата.
7.5. Можно ли выложить в ряд 30 шариков - белых, синих и красных - так, чтобы среди любых двух идущих подряд шариков был хотя бы один белый, среди любых трёх идущих
подряд - хотя бы один синий, а среди любых пяти идущих подряд - хотя бы один красный?
Ответ объясните.
Ответ. Нельзя.
Первое решение. Допустим, можно. Возьмём красный шарик, не лежащий с краю (такой найдётся хотя бы в пятёрке шариков со 2-го по 6-ой). Соседние с ним шарики должны
быть белыми, иначе найдутся два соседних шарика, среди которых нет белых. Но это значит, что мы нашли три подряд идущих шарика, среди которых нет синего.
Второе решение. Разбив 30 шариков на 15 пар соседних шариков, убеждаемся, что среди выложенных шариков не меньше 15 белых. Разбив их на 10 троек подряд идущих
шариков, убеждаемся, что среди выложенных шариков не меньше 10 синих. Наконец, разбив их же на 6 пятёрок подряд идущих шариков, видим, что среди выложенных шариков не
меньше 6 красных. Получается, что шариков должно быть не меньше, чем 15 + 10 + 6 = 31, а их только 30.

Восьмой класс

_8_klass_2014.doc Решение школьного тура олимпиады 8 класс
8.1. У Васи в кошельке лежало немного денег. Вася положил в кошелек еще 49 рублей, и сумма денег в кошельке увеличилась в 99 раз. Сколь денег стало у Васи в кошельке?
Ответ. 49 рублей 50 копеек.
Решение. Пусть вначале у Васи было x рублей. Из условия задачи получаем, что x + 49 = 99x. Решая это уравнение, получаем x = 0,5 рубля = 50 копеек.
8.2. Имеется 30 бревен длинами 3 и 4 м, суммарная длина которых равна 100 м. Каким числом распилов можно распилить бревна на чурбаны длиной 1 м? (Каждым распилом
пилится ровно одно бревно.)
Ответ. 70.
Первое решение. Склеим все бревна в одно 100-метровое бревно. Чтобы его разделить на 100 частей, нужно сделать 99 распилов, из которых 29 уже было
сделано.
Второе решение. Если было m трехметровых и n четырехметровых бревен, то m + n = 30, 3m + 4n = 100, откуда m = 20, n = 10. Поэтому нужно сделать 202 + 103 = 70
распилов.
8.3. Число a таково, что прямые y = ax + 1, y = x + a и y = 3 различны и пересекаются в одной точке. Каким может быть a?
Ответ. a = 2.
Первое решение. Заметим, что при x = 1 выполняется ax + 1 = x + a = a + 1, так что точка M (1; a + 1) является общей для прямых y = ax + 1 и y = x + a. Так как прямые
различны, M - их единственная общая точка. Поэтому прямая y = 3 тоже должна проходить через неё, откуда a + 1 = 3 и a = 2. Легко видеть, что при a = 2 все три прямые действительно
различны.
Второе решение. По условию в точке пересечения a x + 1 = x + a  (a - 1)(x - 1) = 0,откуда a = 1 или x = 1. Но случай a = 1 невозможен, потому что тогда первые две прямые
совпадали бы. Дальше рассуждаем как в первом решении.