Биографии Характеристики Анализ

Олимпиада по истории городской этап год. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории - документ

10 Класс

Максимальная оценка – 100 баллов, продолжительность – 3 часа.

Задание № 1. Перед вами отрывок из сообщения о международной конференции (максимальный балл – 5) .

17 июля 1945 года Президент Соединенных Штатов Америки, Председатель Совета Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и Премьер-Министр Великобритании встретились на трехсторонней Берлинской Конференции.

В период с 17 по 25 июля состоялось 9 заседаний. После этого Конференция была прервана на 2 дня, на то время, когда объявлялись результаты общих выборов в Англии. Затем состоялось еще 4 заседания.

1.1. Напишите другое название данной конференции (1 балл).

1.2. Напишите фамилии лидеров трех стран, открывших конференцию. (2 балла)

1.3. Что изменилось после упомянутых выборов в Англии? (2 балла).

Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. (В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 12).

Окончание войны за «испанское наследство»

Роспуск Уложенной комиссии

Бостонское чаепитие

Отмена опричнины

Начало плавания Д. Кука, в ходе которого были открыты Автсталия и Новая Зеландия

Открытие пролива между Азией и Америкой

Начало войны североамериканских колоний Англии за свою независимость

Принятие указа о единонаследии

Варфоломеевская ночь во Франции

Губернская реформа

Плавание вдоль побережья Южной Америки Америго Веспуччи, сделавшего вывод, что открытые земли – не Индия, а новый континент

Начало Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачева

Правление Ивана IIIВеликого

2.2. Сопоставьте устаревшие термины и их значения.

амазонка

павильон с музыкой, предназначенный для танцев, развлечений

блошиная ловушка

приспособление для ловли насекомых на теле: полая трубочка с отверстиями, внутрь которой заливали приманку – сладкий сироп

дамский костюм для верховой езды

панталоны

длинные мужские штаны

короткие, до колен, штаны

женское платье с широкой колоколообразной юбкой

Ответы

Задание № 3. В представленном тексте выделены элементы текста, среди которых сделано семь ошибок . Выпишите в таблицу номера ошибочно написанных слов. Ниже укажите верные слова. (1 балл за каждую пару правильно заполненных пропусков, максимальный балл – 7).

В сентябре 1962 г.(1) газета «Правда» опубликовала статью харьковского ученого Е.Г. Либермана(2) «План, прибыль, премия», в которой он предлагал оценивать деятельность предприятий не по показателям индивидуального(3) производства продукции (на что нацеливали партийные документы), а по объему той прибыли(4) , которая оставалась после ее реализации. Предлагалось не только возродить материальное принуждение(5) производителя, но и освободить его от мелочной опеки в вопросах планирования и сбыта. Предложения поддержали крупнейшие советские экономисты, но и глава государства того времени Л.И. Брежнев(6) , разрешивший провести «экономический эксперимент» на двух текстильных фабриках. Одобрил эти идеи и Л.В. Канторович(7) , ставший в октябре 1964 г.(8) главой советского правительства(9) вместо Н.С. Хрущева(10) . Он распространил эксперимент на предприятия других отраслей производства и объявил о начале разработки полномасштабной экономической реформы.

Реформа началась с сельского хозяйства. В марте 1967 г.(11) пленум ЦК РКП(б)(12) принял программу переустройства аграрного сектора экономики. Было решено значительно увеличить вложения средств в развитие социальной сферы села, повысить розничные(13) цены на продукцию сельского хозяйства, установить на шесть лет твердый план госзакупок(14) , ввести 50-процентную надбавку к основной цене за сверхплановую продажу продуктов государству, снять долги и недоимки прошлых лет. Были несколько смягчены запреты на ведение подсобного хозяйства(15) .

Задание № 4. Соотносите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, максимальный балл – 3).

Задание № 5. Ниже представлены представители российской культуры и тексты их песен. Напишите их фамилии и соотнесите с ними отрывки из песен. Какой песенный жанр отражают данные иллюстрации? (Максимальный балл за все задание – 7).

Ответы:

Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже зданию укажите

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

в бланке работы.

1. Какому средневековому историку принадлежит единственное сохранившееся описание внешности киевского князя Святослава Игоревича?

1) Прокопию Кесарийскому 3) Льву Диакону

2) Григорию Турскому 4) Жану Фруассару

2. В каком году произошло описанное ниже событие?

«По Москве разнеслась весть, что удельный князь Димитрий среди бела дня зарезан в Угличе и что убийцы были тут же перебиты поднявшимися горожанами… Следственная комиссия, посланная в Углич, …вела дело бестолково или недобросовестно, тщательно расспрашивала о побочных …мелочах и позабыла разведать важнейшие обстоятельства…»

1) 1584 год 3) 1591 год 2) 1589 год 4) 1598 год

3. Вывоз какого из приведённых ниже товаров составлял значительную часть экспорта России в XVII веке?

1) чугун 3) рыба

2) пшеница 4) поташ

Ответ:

По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего 3 балла за задания 1–3.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Муниципальный этап. 9 класс В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.



Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

4. Укажите, кто из представленных князей был современником Дмитрия Донского.

1) Михаил Ярославич Тверской

2) Дмитрий Константинович Нижегородский

3) Дмитрий Юрьевич Шемяка

4) Олег Иванович Рязанский

5) Владимир Андреевич Серпуховской (Храбрый)

6) Мстислав Владимирович Великий

5. Какие из приведённых образовательных учреждений были основаны в XVIII веке?

1) Славяно-греко-латинская академия

2) Московский университет

3) Смольный институт благородных девиц

4) Киевский университет Святого Владимира

5) Сухопутный шляхетный корпус

6) Народный университет имени А.Л. Шанявского

6. Какие из приведённых городов были центрами первых губерний, основанных в 1708 году?

1) Тобольск 4) Белгород

2) Ярославль 5) Астрахань

3) Казань 6) Архангельск

Ответ:

По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

Всего 6 баллов за задания 4–6.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или п

–  –  –

7. В приведённом ниже перечне представлены должности, появившиеся при различных правителях России в XVIII–XIX вв. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы имена правителей, а в нижнюю – порядковые номера должностей, появившихся при соответствующем правителе.

1) земский гласный

3) обер-прокурор

4) капитан-исправник

5) судебный следователь

6) предводитель дворянства

7) асессор

8) мировой посредник

9) городничий

Ответ:

Пётр I Екатерина II Александр II По 1 баллу за указание имени правителя. (Если имя указано неправильно, ответ в данном столбце не принимается). 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 9 баллов.

8. В приведённом ниже перечне представлены личности, занимавшие министерские должности в России XIX – начала XX века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы названия министерств, а в нижнюю – порядковые номера, которыми обозначены имена исторических деятелей, возглавлявших соответствующие министерства.

1) С.Д. Сазонов

2) А.А. Абаза

3) А.П. Извольский

4) А.В. Головнин

5) В.Н. Коковцов

6) И.Д. Делянов

7) А.Е. Чарторыйский

8) Н.Х. Бунге

9) Н.П. Боголепов

–  –  –

9. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

9.1. 1583 г., 1617 г., 1661г., 1743 г.

9.2. В.И. Беринг, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, Ф.Ф. Беллинсгаузен

Ответ:

Русско-шведские мирные договоры.

Русские исследователи-мореплаватели.

По 2 балла за каждый верный ответ.

Всего 4 балла.

10. Расположите в хронологической последовательности события русскояпонской войны 1904–1905 гг. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) Сдача Порт-Артура

Б) Мукденское сражение

В) Бой у Чемульпо

Г) Сражение на р. Шахэ

Д) Сражение при Ляояне

Е) Цусимское сражение

Ответ:

В Д Г А Б Е

Всего 4 балла.

–  –  –

11. Расположите представленных ниже исторических деятелей в хронологической последовательности пребывания их в положении фаворитов российских монархов. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

А) А.Д. Меншиков

Б) А.Г. Разумовский

В) Э.-И. Бирон

Г) Г.А. Потёмкин

Д) И.А. Долгоруков

Е) Г.Г. Орлов

Ответ:

А Д В Б Е Г

4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

Всего 4 балла.

–  –  –

4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

Всего 4 балла.

14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.

Правление московского князя Ивана III, вошедшего в историю под именем (1 – почётная приставка), стало переломным для судеб будущей России.

Вошедший на престол в (2) году, после смерти своего отца Василия (3 – отчество), Иван с утроенной силой продолжил строительство единого государства. Первый удар нового князя пришёлся на Великий Новгород, войска которого были разгромлены Даниилом (4 – фамилия) в битве у реки Шелони в (5) году. Окончательно вечевая республика была повержена в 1478 году, когда московский князь, используя в качестве предлога обращение к нему новгородского посольства как к (6 – титул), взял город. Возглавлявшую сопротивление новгородцев (7 – имя и фамилия), сослали и постригли в монашество. А символ независимости Новгорода – вечевой (8 – предмет) был вывезен в Москву. Следующей целью Ивана Третьего стал старинный противник Москвы ещё с начала XIV века – (9 – название) княжество.

Опасаясь военной помощи Михаилу Борисовичу со стороны (10 – государство), московский князь долгое время занимал выжидательную позицию. Только в 1485 году Иван решает захватить земли противника и посадить на них своего старшего сына Ивана Ивановича по прозвищу (11 – прозвище). Последним крупным присоединением русских земель к Москве времен Ивана III стала (12 – название) республика, прекратившая своё существование в 1489 году. Остатки своей независимости сохранили © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 6 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс только (13 – город) – ближайший сосед Великого Новгорода – и (14 – название) княжество, охранявшее Москву от набегов татар с юга. Новое положение московского князя отразило принятие титула «государя (15 – формула титула)». Иван III также окончательно сбросил с русских земель ордынское иго, перестав вначале выплачивать «выход» в (16) году, а позже отразив натиск хана (17 – название) Орды Ахмата.

Ответ:

Великого/Государь всея Руси Литвы (Великого княжества Литовского) 1462 Молодого Васильевича Вятская Холмским Псков 1471 Рязанское государю всея Руси Марфа Борецкая 1476 колокол Большой Тверское 16–17 верных вставок – 8 баллов.

14–15 верных вставок – 7 баллов.

12–13 верных вставок – 6 баллов.

10–11 верных вставок – 5 баллов.

8–9 верных вставок – 4 балла.

6–7 верных вставок – 3 балла.

4–5 верных вставок – 2 балла.

2–3 верные вставки – 1 балл.

1 верная вставка – 0 баллов.

Всего 8 баллов.

–  –  –

15. На карте цифрами обозначены города России, которые не раз меняли своё название. В таблице в бланке работы напротив современного названия города запишите название, которое он носил в 1916 году, и укажите номер, которым этот город обозначен на карте.

–  –  –

16. Выпуск монет, посвящённых юбилеям важных исторических событий, стал традицией в России. Перед Вами несколько таких монет. Расставьте их в хронологическом порядке и объясните Ваше решение, произведя необходимый расчёт. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

–  –  –

17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами ярлык хана Узбека, данный митрополиту Петру в 1313 году. Напишите на его основе небольшую работу «Взаимоотношения ханов Золотой Орды и Русской церкви».

«А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу.

Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию его многою. Язбяково слово. …Да никто же обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей и церковных его; да никто же взимает ни стяжаний, ни имений, ни людей. А знает Пётр Митрополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду… Да вси покорюятся и повинуются Митрополиту, вся его церковныя причты, по первым изначала законом их, и по первым грамотам нашим… Да не вступаются в церковное и Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступится… от нас казнь ему будет © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 10 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс смертная. А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и спешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяши и управляти.

А нам в то не вступатися ни во что, ни детям нашим, ни всем нашим Князем нашего царства и всех наших стран, и всех наших улусов; да не вступаются никто же, ни чем...

И мы бо такоже управляем и жалуем, якоже и прежние Цари Ярлыки им давали и жаловали их; а мы, по томуж пути, темиж Ярлыки жалуем их, да Бог нас пожалует, заступит; а мы Божия брежем, и даннаго Богу не взимаем: а кто взимает Божия, и тот будет Богу повинен; а гнев Божий на него же будет, а от нас будет казнен смертною казнью; да то видя, и иныя в боязни будут.

А поедут наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы, – по сим нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет… …А что закон их, и в законе их церкви, и монастыри, и часовни их, ничем да не вредят их, ни хулят; а кто учнет веру хулити или осуждати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию. А что Попы и Дьяконы их, един хлеб ядят, и во едином дому живут, у кого брат или сын, и тем, по томуж пути, наше жалованье; ож кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет тот себе именем поповским, да отыимается, но дает дань… Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию грамоту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идёт…»

План работы:

Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, 1.

фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.

Характеристика представленного источника и оценка его возможностей 2.

для раскрытия темы. Приведите не менее трёх положений.

Анализ взаимоотношений ордынской власти и русской митрополии.

Приведите не менее трёх положений.

Выводы: взаимоотношения ордынских ханов и русской церкви на основе 4.

источника.

–  –  –

Ответ:

В эпоху монгольского владычества над Русью церковь пользовалась 1.

определенными привилегиями, предоставленными ханской властью. Ханы, стремясь не сделать церковь своим врагом, предоставили церковным людям освобождение от дани и неподсудность светской администрации. В свою очередь, церковь также была заинтересована в построении доверительных отношений с ханской администрацией. (По 2 балла за каждое положение.

Всего 6 баллов) Ярлык Узбека митрополиту Петру, данный в 1313 г., – один из целого 2.

ряда подобных грамот (на что имеется прямая ссылка в документе), фактически это средневековый актовый источник. В данном случае хан как верховный сюзерен своей грамотой регламентирует отношения между татарской администрацией и русским обществом, а также внутри самого русского общества. Важно отметить, что перед нами – русский перевод, выполненный в церковной среде, заинтересованной в расширении своих привилегий и неподсудности князьям. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов)

Могут быть отмечены следующие моменты:

Узбек не подчеркивает разницу в исповедании: грамота дана «во имя Вышняго и бессмертного Бога» (хотя, возможно, это особенность перевода), имущество церкви признается «божиим». Вообще, монгольская элита XIII–XIV вв. отличалась значительной веротерпимостью (хотя от приезжавших в Орду русских князей требовали выполнения монгольских религиозных ритуалов).

Грамота закрепляет единоличную власть митрополита над церковными людьми и тем способствует укреплению его влияния внутри церковной организации. Митрополит, по грамоте, совершенно независим от светских властей, причём, видимо, речь идёт не только о татарских чиновниках, но и о русских князьях.

Устанавливаются крайне жестокие наказания за поругание веры и грабёж церковного имущества – вплоть до смертной казни. Это могло быть предупреждением для русских князей, стремившихся перенести часть ордынского «выхода» в том числе и на плечи церкви. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов) Участником должен быть сделан вывод о благожелательном отношении 4.

ханов Орды по отношению к церкви, что было вызвано как традицией веротерпимости, так и вполне прагматичной заинтересованностью в опоре на авторитет церкви. В свою очередь, митрополичья кафедра видела в Орде возможность поддержания независимости от произвола князей. Таким образом, отношения церкви и Орды можно охарактеризовать как вполне союзнические. (2 балла) Всего 20 баллов.

–  –  –

18. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

Темы:

1. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А.Н. Сахаров).

2. «Во второй половине 30-х годов XII в. Новгород пережил настоящую революцию, в результате которой явились новые формы политического строя, уцелевшие… до самого конца самостоятельности Новгорода, и новое положение общественных классов» (Б.Д. Греков).

3. «Попытка отразить от Руси ордынское владычество, увенчанное Куликовской победой, не усилила великокняжеской власти, а… её ослабила.

Только обновление ордынской зависимости восстановило нарушенное равновесие сил. Наследие Калиты и Донского вступало… в период затяжного кризиса» (А.Е. Пресняков).

4. «Теократическая идеология "единого вселенского православного царя всех христиан" толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва… не пускала своих царей на вселенское поприще. Отсюда и вышел старообрядческий раскол».

(А.В. Карташёв).

5. «Последовавшие после смерти Петра Великого события не были вызваны только указом о престолонаследии. Перевороты XVIII века были сложным социально-политическим явлением, прямо связанным не с одним указом 1722 г., а с развитием общественного сознания как следствия петровских реформ» (А.Б. Каменский).

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 13 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс 6. «Александр сам принимал решения и не был одурачен Наполеоном… Тильзитские соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интересов» (Д. Макензи).

7. «Освобождение крестьян и движение России пусть и не по американскому, фермерскому пути развития, но хотя бы по прусской модели капитализма – огромное прогрессивное событие» (Н.Я. Эйдельман).

Критерии оценивания сочинения-эссе Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые 1.

ставит перед собой в своей работе участник);

Творческий характер восприятия темы, её осмысления;

Грамотность использования исторических фактов и терминов;

Чёткость и доказательность основных положений работы;

Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.

До 5 баллов по каждому критерию.

Всего 25 баллов.

–  –  –

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10-11 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

1.1. Какие из перечисленных видов налогов существовали в России XVI в.?

1) полоняничные деньги

2) ямские деньги

3) пятинные деньги

4) пищальные деньги

5) ордынский «выход»

1.2. Перечислите российские политические партии конца XIX - начала XX в. в порядке их возникновения:

1) Конституционно-демократическая партия

2) Союз русского народа

3) Российская социал-демократическая рабочая партия

4) Партия социалистов-революционеров

Ответы занесите в таблицу

2.1 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, (максимальный балл – 2).

А) Эта знаменитая картина воспроизведена на мемориальной доске А. К. Саврасову в Москве

1. «Над вечным покоем»

Б) Эта картина И.И. Левитана стала последним приобретением П.М. Третьякова

2. «Грачи прилетели»

В) Для этого полотна И.Е. Репину позировали художник Григорий Мясоедов и писатель Всеволод Гаршин

3. «Золотая осень»

Ответы занесите в таблицу

2.2 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, максимальный балл – 2).

Военные планы

Характеристика

А) “Багратион”

1. Гитлеровский план захвата Москвы

Б) “Тайфун”

2. План советского контрнаступления под Сталинградом

В) «Цитадель»

3.План молниеносного захвата СССР

Г) «Кутузов»

4. Советский план по освобождению Белоруссии

Д) «Румянцев»

5. Гитлеровский план окружения советских войск под г. Курском

Е) «Уран»

6. Советский план освобождения г. Орла

7. Советский план освобождения г. Белгорода и Харькова

Ответы занесите в таблицу

Задание 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 13).

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран _____(1)_____. Он начал реформаторский курс, который быстро получил название ________(2)____ . Преобразования были нацелены на демократизацию общественной жизни, обновление партии и экономические изменения. Теоретической основой реформ стала философия __________(3)_______. Снятие запретов на обсуждение социально-экономических проблем, сложных исторических тем, восстановление «белых пятен» истории получили название политики _____(4)______ . Идеи реформ быстро подхватили средства массовой информации. Журналы ________(5)______ оказывали мощное влияние на демократизацию общества. На июньском пленуме ЦК КПСС, который состоялся в _______(6)_____ году, был дан старт экономической реформе. Она началась с расширения самостоятельности предприятий. Общественно-политические трансформации опережали экономические изменения в СССР. Символами быстрой политической поляризации в обществе стало формирование _______(7)______, которые стали основой будущих партий. Внутри партии произошел раскол: социал-демократическое крыло возглавил _______(8)______, а консервативное, верное коммунистическим принципам прошлого - ________(9)_____ . В 1987 году лидером наиболее радикально настроенных сторонников реформ стал секретарь Московского горкома КПСС ________(10)______ . С весны 1989 года линия противостояния между партией и консолидирующимися общественными силами стали _______(11)_____, которые наделялись функциями высших представительных органов власти. На рубеже 1980-х – 90-х годов руководство страны стало утрачивать контроль над процессами реформ. Борьба союзных республик за независимость от центра вылилась в ________(12)_____ и вооруженные конфликты в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Тбилиси и других «горячих точках». ______(13)______ года была принята Декларация о государственной независимости Российской Федерации. Следующим шагом был распад СССР.

вопроса

Вставка

Задание 4. Работа с картой (10-11 класс) – 6 баллов

Перед вами изображение карты «Крымская война». Рассмотрите её и выполните задания:

    Под цифрой 1 указано место, где было крупное морское сражение Крымской войны. Напишите название порта и дату сражения (1 балл)

    Напишите, какие страны в ходе Крымской войны приняли участие в военных действиях против Российской империи. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Под цифрой 2 указано место сухопутного сражения, в ходе которого русская армия проиграла. Напишите название реки, где произошло это сражение. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Укажите фамилию полководца, под чьим руководством находились русские войска, проигравшие сражение, которое на карте обозначено цифрой 2. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите фамилию военного инженера, под чьим руководством были созданы военные укрепления около Севастополя. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите название мирного договора по итогам Крымской войны. (1 балл)

________________________________________________________________________________

Задание 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

    их фамилии

    сферу их деятельности, примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблицу.

(2 балла за каждый ответ, максимальный балл – 6).

Сфера и время деятельности

Задание № 6

6. 1 Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

    художника,

    время создания (с точностью до половины столетия).

Название

Художник

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

6.2. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

    его название,

    место расположения (город),

    архитектора,

    время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в виде таблицы.

Название

Место расположения

Архитектор

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Задание 7. Ниже представлены образцы плакатной живописи.

7.1. Расставьте плакаты в порядке их появления.

7.2. Укажите, с каким историческим периодом или событием они могли быть связаны.

Максимальное количество: 20 баллов

1 балл – за правильный порядковый номер

1 балл – за правильное определение периода появления плаката/события

Ответ:

п/п

Плакат

Событие или период

Задание 8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 2 балла)

«...Меня вызвали к председателю Самарского губернского военно-революционного комитета В. В. Куйбышеву. ….

В. В. Куйбышев внимательно и пронизывающе посмотрел на меня своими светло-голубыми глазами, и сказал: «Товарищ ___________, ревком решил послать вас в качестве комиссара вооруженного отряда для освобождения Челябинска. Мы только что получили задание из Центрального Комитета от товарища Ленина и остановили свой выбор на вас. Поручение чрезвычайно ответственное... Дутов, захватив Оренбург, отрезал Среднюю Азию от центра, сейчас дутовские отряды окружили Челябинск и создают угрозу движению продовольственных поездов на запад, к Москве и Петрограду. Центральный Комитет принимает меры к ликвидации челябинской пробки. Посылаются отряды из Петрограда и Урала. Нам поручено выделить не менее 500 человек с артиллерией из революционных полков и вновь созданных рабочих отрядов. Вы в качестве комиссара отряда должны обеспечить эту чрезвычайно важную операцию». ...Мог ли я тогда думать, что это поручение партии будет началом моей военной деятельности и навсегда свяжет меня с родной Красной Армией?»

Вопросы:

    С каким периодом отечественной истории связаны данные воспоминания? (1 балл)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Из предложенного ниже списка выберите фамилию автора данных воспоминаний. (1 балл)

1.В.К. Блюхер

2. А.В. Колчак

3. С.Я. Цвиллинг

4. Ф.Э. Дзержинский

5. С. Елькин

6. А.И. Дутов

Задание 9. Прочитайте документ и выполните задания к нему. Ответ оформите в виде таблицы. (7 баллов).

Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

        Укажите название документа и датируйте его (2 балла)

        Охарактеризуйте основные идеи документа? (2 балла)

        Охарактеризуйте политику, ключевым звеном которой стал данный документ? (3 балла)

вопроса

Ответ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов

История. 10 класс.

Задания.

Время выполнения – 90 минут.

Составитель: Дубичев О.В.,

учитель истории и обществознания МОУ Иванищевской СШ ЯМР

I. Историческая хронология

1. Произведите хронологические расчеты. Найдите значение выражения, составленного из исторических дат.

Невская битва + распад СССР – убийство Александра II + Начало правления В.В. Путина – Начало Северной войны – 2 = Х

Назовите событие, которое произошло в год Х.

Ответ: 1240+1991-1881+2000-1700-2=1648 (Соляной бунт) (максимум 6 баллов)

2. Объясните, по какому принципу собран хронологический ряд, кратко укажите, какие события произошли в указанные годы:

1533, 1682, 1762, 1801

Ответ: начало царствования русских царей и императоров (максимум 5 баллов)

1533 – начало правления Ивана IV Грозного

1682 — начало правления Петра I

1762 — начало правления Екатерины II

1801 — начало правления Александра I

3. Установите правильное соответствие между элементами левого и правого столбцов. Полученные результаты запишите в таблицу.

События в период нахождения у власти Л.И. Брежнева Дата

1. Карибский кризис А) 1942 г.

2. Брестский мир Б) 1962 г.

3. Начало перестройки В) 1985 г.

4. Завершение битвы за Москву Г) 1982 г.

5. Принятие Конституции «развитого социализма» Д) 1977 г.

Е) 1918 г.

Ответ:

II. История и лингвистика

1. Расшифруйте следующие аббревиатуры : ГУЛАГ РСДРП ВЛКСМ

Ответ:

Главное управление лагерей, Российская социал-демократическая рабочая партия, Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. (3 балла)

2. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинным вошедших в историю. Перед вами один из таких терминов — «хрущевка».

1) краткое определение термина;

2) период, с которым связан данный термин;

3) фамилию и имя исторического деятеля;

4) кем был исторический деятель.

Ответ:

  1. Хрущёвка – дешёвый стандартный многоквартирный дом из блоков.
  2. вторая половина 1950-х годов
  3. Н.С. Хрущёв
  4. генеральный секретарь КПССС (за каждый правильный ответ по 1 баллу, макс. — 4)

III. Историческая личность

« Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля обмишулится, штык не обмишулится: пуля - дура, штык - молодец ».

Ответ: А.В. Суворов, (максимум 4 балла)

2. Объясните, по какому принципу образован ряд.

Нахимов П.С., Тотлебен Э.И., Корнилов В.А., Пётр Кошка.

Ответ: герои Крымской войны (2 балла)

3. О каком историческом деятеле идет речь?

Этот советский и российский государственный , политический и общественный деятель родился в Ставропольском крае в 1931 году. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС . Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР , затем первый председатель Верховного Совета СССР . Единственный Президент СССР . Имеет ряд наград и почётных званий , наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории .

Ответ: Горбачёв М.С. (2 балла)

IV. Работа с источником

1. Прочитайте отрывок из документа:

«…Приказываю: Генералу Корнилову сдать должность Верховного главнокомандующего…

Объявить город Петроград и Петроградский уезд на военном положении».

Ответьте на вопросы:

1) Кем был подписан документ?

2) Когда появился документ?

V. История культуры

  1. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы:
  • Что изображено на рисунке?
  • Где находится данный памятник культуры?
  • Кто архитектор данного сооружения?

Ответ: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург, архитектор Огюст Монферран (максимум 3 балла)

3. Какое событие изобразил на своей картине К. Антонов? Назовите дату этого события.

VI. Историческое краеведение

  1. Ярославский край стал родиной ряда известных поэтов. Назовите три фамилии из них.

Ответ: Некрасов Н.А., Трефолев Л.Н., Жадовская С., Суриков И.З., Сурков А.А. (3 балла)

2. «В воскресенье 20 июля 1897 года на первом представлении … было очень много публики, которая была поражена и очарована виденным. Зал неоднократно требовал повторения чудных «фотографий жизни».

О чём идет речь в данном отрывке?

Ответ: синематограф (кинематограф) 2 балла

Максимальное количество баллов: 49

Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

Задания по истории для учителя

Задание 1. Как известно, в начале ХХ века в Российской империи сохранялся сословный строй. В нижеприведенных названиях социальных групп российского общества содержатся восемь названий сословий, закрепленных законодательно. Выпишите эти названия.

Разночинцы, интеллигенция, казачество, рабочий класс, буржуазия , мещане, духовенство, дворянство, государственные служащие, купечество, крестьяне, холопы, арендаторы, инородцы, чиновники, мастеровые.

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

5._________________________________________

6._________________________________________

7._________________________________________

8._________________________________________

Ответы (последовательность не играет никакой роли):

1) разночинцы; 2) казачество; 3) мещане; 4) духовенство; 5) дворянство; 6) купечество;

7) крестьяне; 8) инородцы. За каждое правильно указанное сословие – 2 балл. Задание не предусматривает выписывание более 8 позиций. Если же участник каким-либо образом укажет более 8 названий, за каждое неправильное название вычитается 2 балла.

Максимальный балл – 16.

Задание 2. Хронология российской и зарубежной истории. В таблице слева приведены события мировой истории, справа – современные им события отечественной истории. Выберите среди событий отечественной истории то, которое ближе всего по времени указанному событию мировой истории (оно может быть как раньше, так и позже). Запишите годы выбранных событий в таблицу.

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами)

1) Падение монголо-татарского ига на Руси;

2) Присоединение Новгорода к Москве;

3) Начало княжения Василия II Темного;

4) Куликовская битва.

1) Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича;

2) «Соляной бунт»;

3) начало церковного раскола

4) избрание на царство Михаила Романова.

1) Крестьянская война под предводительством;

2) «Жалованная грамота дворянству»;

3) окончание Семилетней войны;

4) взятие Измаила русской армией

1) указ о «вольных хлебопашцах»;

2) восстание декабристов;

3) постройка первой российской железной дороги;

4) Бородинская битва.

1) гибель Александра II от рук народовольцев;

2) реформа городского управления;

3) окончание Крымской войны;

4) освобождение русскими войсками Болгарии от османского ига

Таблица для ответов

Событие мировой истории

Событие отечественной истории

Падение Византийской империи (захват Константинополя турками-османами

Присоединение Новгорода к Москве

Казнь английского короля Карла I в ходе Английской буржуазной революции

Принятие Соборного уложения Алексея Михайловича;

Провозглашение независимости Соединенными Штатами Америки

Крестьянская война под предводительством

Венский конгресс по итогам наполеоновских войн

Бородинская битва

Провозглашение Германской империи в Новое время

Реформа городского управления

За точную дату всеобщей истории – 2 балла в зависимости от точности. Событие отечественной истории и его дата по 1 баллу. В случае если участник неправильно указал соответствующее событие, но точно указал дату названного им события, проверяющий вправе поставить 1 балл.

Максимальный балл –20.

Задание 3. Ученик подготовил письменную работу по истории и попросил старшеклассника проверить ее. Тот указал в работе шесть ошибок (они отмечены и пронумерованы в работе), хотя ученик допустил лишь четыре. Укажите, какие ошибки действительно допущены учеником, а какие – нет. Мотивируйте свое решение в каждом случае.

«Отмена крепостного права в России в 1861 г. позволила крестьянам за деньги обрести личную свободу (1) и выкупить свой земельный надел . Эта же реформа повлекла за собой ряд других важных преобразований в области местного управления, финансов (2), суда и вооруженных сил. Так, в ходе земской реформы 1864 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления , избираться в которое могли представители землевладельцев, крестьян (3) и образованных слоев города (4). Благодаря проведенной в том же году судебной реформе Россия обрела состязательный, гласный суд с участием присяжных заседателей из числа людей, имевших высшее образование (5). В 1874 г. была проведена военная реформа, результатом которой стала всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все сословные категории, кроме потомственного дворянства (6).»

Ответы и пояснения

1. Нет, личную свободу крестьяне получали без каких-либо условий и выплат.

2. Да, в ходе финансовых реформ был создан Государственный банк, введена должность государственного контролера , стала публиковаться государственная роспись доходов и расходов (бюджет), отменена подушная подать для городского населения.

3. Да, крестьяне получили право избирать и быть избранными в земские гласные.

4. Нет, городское население получило избирательное право не по факту образования, а в случае владения недвижимостью или уплаты налогов с торговли.

5.Нет, образование (и высшее в частности) не было обязательным условием для участия в суде в качестве присяжного заседателя.

6. Нет. Воинская повинность распространялась и на потомственное дворянство.

По одному баллу за правильный ответ «да» или «нет» в отношении выделенной ошибки. До 2 баллов за каждую верно обозначенную мотивировку, в зависимости от полноты и точности ответа.

Максимальный балл – 18.

Задание 4. Краеведческое. В энциклопедическом словаре «пропали» названия битв, связанных с территорией Восточной Пруссии. На основании текстов статей восстановите эти названия с указанием года сражения.

1) ______________________________________ - 15 июля _______ года во время «Великой войны» польское войско короля Владислава Ягелло и войско Великого князя Литовского Витовта при участии русских смоленских полков разгромило войско Тевтонского ордена под началом магистра Ульриха фон Юнгингена, что остановило агрессию тевтонских рыцарей против славянских и литовских земель.

2) __________________________________ июня _________ года 85-тысячная армия Наполеона в столкновении с 55-тысячной русской армией под командованием нанесла последней поражение, вынудив ее отступить вглубь территории Восточной Пруссии. Потери русской армии составили 5 тыс. человек (по французским данным – 15 тысяч).

3) __________________________________ - 19 (30) августа __________ года, первое столкновение русской (55 тыс. командующий) и прусской (24 тыс., командующий Левальд) армий в ходе Семилетней войны. Победа русской армии была достигнута, несмотря на отсутствие руководства со стороны командующего, благодаря мужеству русских солдат и вступлению в бой бригады генерала. не воспользовался плодами победы, отказавшись от похода на Кенигсберг.

4) ____________________________ - 26 января (7 февраля) _________ года в ходе сражения между армией Наполеона (70 тыс.) и войсками 4-ой антинаполеоновской коалиции (русская армия 70 тыс., прусская – 8 тыс.) обе стороны понесли тяжелые потери (по 26-36 тыс.) и, каждая объявив о своей победе, оставили поле битвы. Активные боевые действия прекратились до мая того же года.

Ответы и критерии оценки:

1) Грюнвальдская битва, 1410 год;

2) Фридландское сражение, 1807 год;

3) Сражение при Гросс-Егерсдорфе, 1757 год;

4) Сражение при Прейсиш-Эйлау, 1807 год

2 балла за каждое правильное название битвы (при грамматических ошибках в написании географического названия выставляется 1 балл), по 2 балла за каждую точную дату.

Максимальный балл за задание – 16.

Задание 5. Творческое. Рассмотрите историческую ситуацию.

В 1718 году в России была введена подушная подать, ставшая основой налогообложения ее населения более чем на полтора столетия. Обязательный ежегодный платеж (74 копейки для крепостных крестьян,

1 руб. 14 коп. для государственных, 1 руб. 20 коп. – для городского непривилегированного населения) взимался со всех мужчин независимо от возраста и физического состояния, за исключением дворян и лиц духовного звания. Подушная подать заменила собой многочисленные сборы на конкретные нужды (рекрутские, корабельные, артиллерийские («пищальные») деньги), налоги с имущества (с печей, бань, винокурен, пасек, птичьих силков) и прочие поборы (например, со свадеб). Община либо помещик самостоятельно осуществляли раскладку платежей среди налогоплательщиков. Холопы, прежде не платившие государству ничего, сравнялись в положении с крепостными крестьянами.

Напишите эссе на тему «Справедливость налогообложения в истории с точек зрения государства и человека» (Вы вправе не ограничиваться рассуждениями лишь о Петровской эпохе), осветив в нем следующие вопросы:

1) как осуществлялся сбор налогов до введения подушной подати?

2) чем было вызвано столь пристальное внимание царя-реформатора к налоговой сфере?

3) оправдано ли было повышение налогов в связи с ситуацией в Северной войне на момент введения подушной подати?

4) чем обернулось введение подушной подати для крестьян в Петровскую эпоху и в исторической перспективе?

Критерии оценки:

Ответы на вопросы (до 4 баллов за каждый в зависимости от полноты):

1) до введения подушной подати налоги взимались сначала с количества распаханной земли (что было несправедливо в отношении тех, кто жил в основном за счет сельского хозяйства , а не ремесла), затем – со двора, которые могли быть различны по числу жителей и размерам доходов;

2) Петру Великому были необходимы деньги на ведение войны, строительство военного и торгового флота и подъем промышленности;

3) В 1718 году война уже подходила к концу, решающие победы на суше и море были одержаны, но царю была необходима система регулярных поступлений налогов на будущее;

4) На крестьян налог лег тяжким бременем, им требовалось обрабатывать больше земель, чтобы продажей хлеба и других товаров удовлетворить государственные требования; поскольку для крепостных крестьян сборщиков налогов был помещик, государство было заинтересовано в сохранении и укреплении крепостного права.

Оценка эссе:

Грамотность и логичность изложения – до пяти баллов;

Наличие и корректность исторических параллелей с другими эпохами и современностью – до шести баллов;

Гражданская позиция – до трех баллов.

Максимальный балл – 30.

Максимальный балл за работу – +20+18+16+30)