Биографии Характеристики Анализ

Городской этап олимпиады по истории. Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по истории - документ

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ИСТОРИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

10-11 КЛАСС

Максимальное количество баллов -100

1.1. Какие из перечисленных видов налогов существовали в России XVI в.?

1) полоняничные деньги

2) ямские деньги

3) пятинные деньги

4) пищальные деньги

5) ордынский «выход»

1.2. Перечислите российские политические партии конца XIX - начала XX в. в порядке их возникновения:

1) Конституционно-демократическая партия

2) Союз русского народа

3) Российская социал-демократическая рабочая партия

4) Партия социалистов-революционеров

Ответы занесите в таблицу

2.1 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, (максимальный балл – 2).

А) Эта знаменитая картина воспроизведена на мемориальной доске А. К. Саврасову в Москве

1. «Над вечным покоем»

Б) Эта картина И.И. Левитана стала последним приобретением П.М. Третьякова

2. «Грачи прилетели»

В) Для этого полотна И.Е. Репину позировали художник Григорий Мясоедов и писатель Всеволод Гаршин

3. «Золотая осень»

Ответы занесите в таблицу

2.2 Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишнее название, максимальный балл – 2).

Военные планы

Характеристика

А) “Багратион”

1. Гитлеровский план захвата Москвы

Б) “Тайфун”

2. План советского контрнаступления под Сталинградом

В) «Цитадель»

3.План молниеносного захвата СССР

Г) «Кутузов»

4. Советский план по освобождению Белоруссии

Д) «Румянцев»

5. Гитлеровский план окружения советских войск под г. Курском

Е) «Уран»

6. Советский план освобождения г. Орла

7. Советский план освобождения г. Белгорода и Харькова

Ответы занесите в таблицу

Задание 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 13).

В марте 1985 года генеральным секретарем ЦК КПСС был избран _____(1)_____. Он начал реформаторский курс, который быстро получил название ________(2)____ . Преобразования были нацелены на демократизацию общественной жизни, обновление партии и экономические изменения. Теоретической основой реформ стала философия __________(3)_______. Снятие запретов на обсуждение социально-экономических проблем, сложных исторических тем, восстановление «белых пятен» истории получили название политики _____(4)______ . Идеи реформ быстро подхватили средства массовой информации. Журналы ________(5)______ оказывали мощное влияние на демократизацию общества. На июньском пленуме ЦК КПСС, который состоялся в _______(6)_____ году, был дан старт экономической реформе. Она началась с расширения самостоятельности предприятий. Общественно-политические трансформации опережали экономические изменения в СССР. Символами быстрой политической поляризации в обществе стало формирование _______(7)______, которые стали основой будущих партий. Внутри партии произошел раскол: социал-демократическое крыло возглавил _______(8)______, а консервативное, верное коммунистическим принципам прошлого - ________(9)_____ . В 1987 году лидером наиболее радикально настроенных сторонников реформ стал секретарь Московского горкома КПСС ________(10)______ . С весны 1989 года линия противостояния между партией и консолидирующимися общественными силами стали _______(11)_____, которые наделялись функциями высших представительных органов власти. На рубеже 1980-х – 90-х годов руководство страны стало утрачивать контроль над процессами реформ. Борьба союзных республик за независимость от центра вылилась в ________(12)_____ и вооруженные конфликты в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Тбилиси и других «горячих точках». ______(13)______ года была принята Декларация о государственной независимости Российской Федерации. Следующим шагом был распад СССР.

вопроса

Вставка

Задание 4. Работа с картой (10-11 класс) – 6 баллов

Перед вами изображение карты «Крымская война». Рассмотрите её и выполните задания:

    Под цифрой 1 указано место, где было крупное морское сражение Крымской войны. Напишите название порта и дату сражения (1 балл)

    Напишите, какие страны в ходе Крымской войны приняли участие в военных действиях против Российской империи. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Под цифрой 2 указано место сухопутного сражения, в ходе которого русская армия проиграла. Напишите название реки, где произошло это сражение. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Укажите фамилию полководца, под чьим руководством находились русские войска, проигравшие сражение, которое на карте обозначено цифрой 2. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите фамилию военного инженера, под чьим руководством были созданы военные укрепления около Севастополя. (1 балл)

_________________________________________________________________________________

    Напишите название мирного договора по итогам Крымской войны. (1 балл)

________________________________________________________________________________

Задание 5. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

    их фамилии

    сферу их деятельности, примерное время их деятельности.

Ответ оформите в таблицу.

(2 балла за каждый ответ, максимальный балл – 6).

Сфера и время деятельности

Задание № 6

6. 1 Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

1) ее название,

    художника,

    время создания (с точностью до половины столетия).

Название

Художник

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

6.2. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

    его название,

    место расположения (город),

    архитектора,

    время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

Ответ оформите в виде таблицы.

Название

Место расположения

Архитектор

Время создания

(1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

Задание 7. Ниже представлены образцы плакатной живописи.

7.1. Расставьте плакаты в порядке их появления.

7.2. Укажите, с каким историческим периодом или событием они могли быть связаны.

Максимальное количество: 20 баллов

1 балл – за правильный порядковый номер

1 балл – за правильное определение периода появления плаката/события

Ответ:

п/п

Плакат

Событие или период

Задание 8. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 2 балла)

«...Меня вызвали к председателю Самарского губернского военно-революционного комитета В. В. Куйбышеву. ….

В. В. Куйбышев внимательно и пронизывающе посмотрел на меня своими светло-голубыми глазами, и сказал: «Товарищ ___________, ревком решил послать вас в качестве комиссара вооруженного отряда для освобождения Челябинска. Мы только что получили задание из Центрального Комитета от товарища Ленина и остановили свой выбор на вас. Поручение чрезвычайно ответственное... Дутов, захватив Оренбург, отрезал Среднюю Азию от центра, сейчас дутовские отряды окружили Челябинск и создают угрозу движению продовольственных поездов на запад, к Москве и Петрограду. Центральный Комитет принимает меры к ликвидации челябинской пробки. Посылаются отряды из Петрограда и Урала. Нам поручено выделить не менее 500 человек с артиллерией из революционных полков и вновь созданных рабочих отрядов. Вы в качестве комиссара отряда должны обеспечить эту чрезвычайно важную операцию». ...Мог ли я тогда думать, что это поручение партии будет началом моей военной деятельности и навсегда свяжет меня с родной Красной Армией?»

Вопросы:

    С каким периодом отечественной истории связаны данные воспоминания? (1 балл)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Из предложенного ниже списка выберите фамилию автора данных воспоминаний. (1 балл)

1.В.К. Блюхер

2. А.В. Колчак

3. С.Я. Цвиллинг

4. Ф.Э. Дзержинский

5. С. Елькин

6. А.И. Дутов

Задание 9. Прочитайте документ и выполните задания к нему. Ответ оформите в виде таблицы. (7 баллов).

Товарищи! В Отчетном докладе Центрального Комитета партии XX съезду, в ряде выступлений делегатов съезда, а также и раньше на Пленумах ЦК КПСС, немало говорилось о культе личности и его вредных последствиях.

После смерти Сталина Центральный Комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладающего сверхъестественными качествами, наподобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать; он непогрешим в своих поступках.

В настоящем докладе не ставится задача дать всестороннюю оценку жизни и деятельности Сталина. О заслугах Сталина еще при его жизни написано вполне достаточное количество книг, брошюр, исследований. Общеизвестна роль Сталина в подготовке и проведении социалистической революции, в гражданской войне, в борьбе за построение социализма в нашей стране. Это всем хорошо известно. Сейчас речь идет о вопросе, имеющем огромное значение и для настоящего и для будущего партии - речь идет о том, как постепенно складывался культ личности Сталина, который превратился на определенном этапе в источник целого ряда крупнейших и весьма тяжелых извращений партийных принципов, партийной демократии, революционной законности.

        Укажите название документа и датируйте его (2 балла)

        Охарактеризуйте основные идеи документа? (2 балла)

        Охарактеризуйте политику, ключевым звеном которой стал данный документ? (3 балла)

вопроса

Ответ

ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Максимальная оценка –25 баллов

Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

    Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

    Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

    Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

    Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

    Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

    Грамотность использования исторических фактов и терминов.

    Четкость и доказательность основных положений работы.

    Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Темы эссе

1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

Н.М. Карамзин

2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

В.О. Ключевский

3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

С.М. Соловьев

4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

А.А. Корнилов

5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции…

Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов

9 КЛАСС

Задание состоит из двух блоков: тестового и аналитического.

На выполнение всех заданий отводится 3 часа.

I . Тестовый блок (70 баллов).

Задание № 1 (2,5 балла)

Укажите, какие компоненты обозначены на схеме крестово-купольного храма цифрами:

Ответ: 1. Купол/Барабан, 2. Столпы/Столбы, 3. Алтарь, 4. Хоры, 5. Алтарная преграда /Иконоста c .(2,5 балла, по 0,5 за каждый верный ответ)

Задание № 2 (7 баллов)

Прочитайте отрывок из « Эймундовой Саги» (перевод О.И. Сенковского):




«Я скажу вам мое мнение, если вы желаете: я узнал о кончине Конунга Вальдамара 1)__________________, на востоке, в Гардарике, и теперь это владение держат три его сына, мужи самые доблестные. Но он разделил владение свое между ними едва ли поровну, потому, что один из них имеет областей более, нежели два другие. Один называется Бурислейф 2)_________________, и получил самую большую часть отцовского наследства: он же и самый старший между ними; другому имя Ярислейф 3)________________; третьему Вратилаф. Бурислейф имеет Кенугард 4) _________________, Ярислейф - Гольмгард 5)______________, а третий правит Палтеском 6) _________________ и всею тою областью, которая лежит подле, но они теперь в несогласии за свои владения: не довольствуется своим добром тот, который держит самую большую и лучшую часть раздела, думая, что у него мало государства потому, что менее, нежели как было у отца, и от того считая себя ниже своих предков».

I . Заполните пропуски, выбрав из предложенных вариантов: Владимир Мономах, Владимир Святой, Кировоград, Киев, Новгород, Гомель, Полоцк, Павловск, Ярополк, Святополк, Святослав, Ярослав, Глеб.

II . Ответьте на вопросы:

1. В каком году происходят события, описанные в тексте?

2. Объясните значение слова Гардарика.

3. Кто станет князем Киевской Руси после завершения междоусобицы между сыновьями Владимира?

4. Объясните, что такое «лествичный порядок наследования».

Ответ: (7 баллов)

I . (по 0,5 баллов за каждый верный)

1) Владимир Святой;

2) Святополк;

3) Ярослав;

4) Киев;

5) Новгород;

6) Полоцк.

II . (по 1 баллу за каждый верный)

1. 1015 – год смерти Владимира Святославича.

2. Гардарика – «страна городов» (сканд.), название Древнерусского государства.

3. Ярослав Мудрый.

4. Очередной порядок наследования: престол (Киевский) переходит к старшему в роду..

Задание № 3 (7 баллов)

Установите соответствие, выявив современников. Ответ оформите в виде таблицы и запишите в виде 1А, 2Б, 3В…

1. Фридрих I Барбаросса

А. Владимир Святославич

2. Вильгельм III Оранский

Б. Екатерина II

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

6. Карл II Лысый

Е. Юрий Долгорукий

7. Иоанн I Цимисхий

Ответ: 1Е, 2Д, 3В, 4Г, 5Б, 6Ж, 7А. (7 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

1. Фридрих I Барбаросса

Е. Юрий Долгорукий

2. Вильгельм III Оранский

Д. Петр I

3. Георг VI

В. Н.С. Хрущев

4. Генрих Навварский

Г. Борис Годунов

5. Джордж Вашингтон

Б. Екатерина II

6. Карл II Лысый

Ж. Рюрик

7. Иоанн I Цимисхий

А. Владимир Святославич

Задание № 4 (3 балла)

У всех народов есть устные предания – записанные в литературной обработке они становятся памятниками художественной культуры страны. Прочитайте отрывок из литературного произведения:

(перевод с древнерусского языка Л. А. Дмитриева)

«Благоверный же князь Петр повелел: "Везите меня туда, где эта девица". И привезли его в тот дом, где жила девушка. И послал он одного из слуг своих, чтобы тот спросил: "Скажи мне, девица, кто хочет меня вылечить? Пусть вылечит и получит богатую награду". Она же без обиняков ответила: "Я хочу его вылечить, но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его". И вернулся человек тот и передал князю своему, что сказала ему девушка.

Князь же Петр с пренебрежением отнесся к словам ее и подумал: "Ну как это можно - князю дочь древолаза взять себе в жены!" И послал к ней, молвив: "Скажите ей - пусть лечит, как умеет. Если вылечит, возьму ее себе в жены»

1. Укажите название литературного произведения.

3. С точностью до полувека определите время написания литературного произведения.

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый правильный ответ)

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

2. Ермолай Еразм/Ермолай Прегрешный.

3. Первая половина 16 в., может быть указано, что Повесть была написана к церковному собору 1547 г.

Задание № 5 (8,5 баллов)

Логические ряды:

1. Что объединяет все данные храмы?

2. Что объединяет храмы внутри вертикальных (123, абв) и горизонтальных рядов (1а, 2б, 3в)

3. Назовите приведенные храмы.

Степан Фёдорович Апраксин, Иван Иванович Шувалов, Виллим Виллимович Фермор, Пётр Семёнович Салтыков, Александр Борисович Бутурлин, Захар Григорьевич Чернышёв.

1. Что объединяет пять из шести храмов?

2. Укажите лишний. Аргументируйте свой вывод.

1. Что объединяет пятерых из шести перечисленных деятелей?

2. Укажите лишнего. Аргументируйте свой вывод.

Ответ: (8 баллов)

I . 1. Храмы крестово-купольные, Св. Софии. (1 балл)

2. 1,2,3 – исторические реконструкции, а,б,в – современное состояние. 1а, 2б и далее – реконструкция и современный вид одного и того же храма. (1 балл)

3. 1,а – Киевский Софийский собор; 2,б – Новгородский Софийский собор; 3,в – Константинопольский Софийский собор/Музей Ая-Софья/Айя София. (1 балл)

II . 1. Военачальники (Апраксин, Фермор, Салтыков, Бутурлин, Чернышёв) (1 балл)

2. Шувалов – дипломат (0,5 балла)

III .1. 1,2,3,4,5 – Нарышкинское барокко/(может быть засчитан как верный ответ: «время возведения храмов – XVII – начало XVIII в.») (1 балл)

2. 6 – Неорусский стиль / (может быть засчитано как верный ответ указание на время постройки храма в конце XIX – начале ХХ в.) (1 балл)

IV . 1. Лауреаты Нобелевской премии (1,2,3,4,5). (1 балл)

2. 6 – дипломат (М.М. Литвинов) (1 балл)

Задание № 6 (2 балла)

Прочитайте отрывок из указа:

"Вам англичанам, со всеми своими животы, ехать за море, а торговать Московского Государства с торговыми людьми всякими товарами, приезжая из-за моря у Архангельского города; а к Москве и в городах с товарами и без товаров не ездить. И которые англичане вперед похотят торговать с Русскими людьми: и им, приезжая из Английской земли, торговать с ними у города повольной торговлей и пошлины платить по Государеву указу. Да и потому вам англичанам в Московском Государстве быть не довелось, что преж сего торговали вы в Московском Государстве по Государевым жалованным грамотам, каковы даны вам по прошенью Государя вашего, английского Карлуса Короля, для братской дружбы и любви. А ныне Великому Государю нашему, Его Царскому Величеству, ведомо учинилось, что англичане всей землей учинили большое злое дело, Государя своего, Карлуса Короля убили до смерти: и за такое злое дело в Московском Государстве вам быть не довелось".

1. Напишите имя и отчество правителя нашей страны, при котором было издано повеление.

2. Укажите год, в котором был издан документ.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Алексей Михайлович.

2. 1649.

Задание № 7 (5 баллов)

Приведите таблицу в соответствие. Ответ оформите в виде таблицы и запишите – 1А, 2Б, 3В…

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

А. Мариуполь

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

В. Рыбинск

5. Калинин

Д. Нижний Новгород

Ответ: 1В, 2Б, 3Д, 4А, 5Г. (5 баллов, по 1 за каждое верное соответствие)

Название города до 1991 г.

Современное название города

1. Андропов

В. Рыбинск

2. Брежнев

Б. Набережные Челны

3. Горький

Д. Нижний Новгород

4. Жданов

А. Мариуполь

5. Калинин

Г. Тверь

Задание № 8 (2 балла)

Определите, верно ли предложенное утверждение. Если ложно, то укажите правильный ответ:

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г. и получил название «Орел».

2. Наиболее древней на Руси считается Макарьевская ярмарка.

Ответ: (2 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Первый военный пароход в России был построен в 1826 г., но назывался «Ижора»

2. Арская ярмарка, около Казани.

Задание № 9 (6 баллов)

1.Установите соответствие картин и их авторов.

2. Напишите фамилии художников.

3. Определите названия картин.

4. Какой из представленных художников родился на Северо-Западном Кавказе?

Ответ оформите в виде таблицы. Отвечая на вопрос 4, поставьте в последней графе таблицы соответствующую портрету художника букву.

Ответ: 6 баллов: по 0,5 за каждое верное определение названия картины, фамилии художника; 1 балл за полное верное соответствие; 1 балл за верное указание художника, рожденного на Северо-Западном Кавказе.

картины

Название картины

Буква, соответствующая портрету художника

Фамилия художника

Родился на Северо-Западном Кавказе?

«Гамаюн»

В.М. Васнецов

«Тридцать три богатыря»

М.А. Врубель

«Слово о полку Игореве»

И.Я. Билибин

«Авдотья Рязаночка»

К. Васильев

Задание № 10 (5 баллов)

I . Заполните пропуски в стихотворениях:

1. ____________________ жив в сердцах людей Урала

Его земля уральская питала

И все связала с именем его:

И голубую дымчатость металла,

И раскаленной стали торжество…. (А. Павлов)

2. Летел на битву капитан _________________________,

Как гордый сокол выше облаков

На крыльях сокола гроза летела,

Чтоб град стальной обрушить на врагов.

Но враг поджег бензиновые баки.

Раздался взрыв и вспыхнул самолет.

Казалось, что летит по небу факел,

Как метеор, в единственный полет! (В.Винников)

II . Определите (укажите фамилию), о ком идет речь в стихотворении:

1. «К чему так лаврами шатер мой украшают? –

сказал светлейший князь. – Велите прочь их снять.» –

«Пожалуйте, - ему солдаты отвечают. -

Но что же пользы в том? Ведь вырастут опять». (Н. Мациев)

2. «В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья
И прелести кнута» (А.С. Пушкин)

3. В нем каждый атом

Дышит МХАТом (А. Архангельский)

Ответ: (5 баллов, по 1 за каждый верный ответ)

I . 1. Аносов.

2. Гастелло.

II . 1. М.И. Кутузов.

2. Н.М. Карамзин.

3. К. Станиславский.

Задание № 11 (3 балла)

Перед Вами два письма, связанные общим событием:

3. С точностью до десятилетия определите датировку документа. Ответ объясните.

I. «Сестрица, здравствуй! А я, слава богу, здоров. По письму твоему к ядрам и пулькам близко не хожу, а они ко мне ходят. Прикажи им, чтоб не ходили; однако хотя и ходят, только по ся поры вежливо. Турки на помощь пришли, да к нам нейдут; а чаю, что желают нас к себе. Piter.»

II. "Min Her Kenich, известно вам, государю, буди, что благословил господь бог оружие ваше государское: понеже вчерашнего дня, молитвою и счастием вашим государским, [противники] видя конечную тесноту, сдались. Piter»

Ответ: (3 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Наталья Алексеевна.

2. Ромодановский.

3. 1690-e. В письмах речь идет об успешно завершившейся осаде, таким образом, поход на Азов, а не Прутский. Также в ответе может быть указано, что в 1695 г. Петр I отправился в поход, оставив Ф.Ю. Ромодановского в Москве, и в сохранившейся переписке периода Азовских походов Петр именует Ромодановского высшими титулами (Siir, Min Her Kenich, Ваше Пресветлейшество, Ваше Величество). В XVIII в. Петр I подобные обращения использует только изредка.

Задание № 12 (2 балла)

В данном задании приведен отрывок выступления политического лидера:

1. Напишите фамилию политика.

2. С точностью до месяца определите дату выступления.

«На протяжении последних двадцати пяти лет никто не был таким упорным противником коммунизма, как я. Я не откажусь ни от одного слова, которое я когда-либо говорил о нем, но все это бледнеет перед тем зрелищем, которое раскрывается теперь. Прошлое с его преступлениями, ошибками и трагедиями отступает в сторону. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы возделывали с незапамятных времен. Я вижу их, стоящих на страже своих домов, где молятся их матери и жены, – ибо бывают времена, когда все молятся, – о безопасности своих любимых, о возвращении своих кормильцев, своих воинов, своих защитников».

Ответ: 2 балла, по 1 за каждый верный ответ.

1) У. Черчилль

Задание № 13 (1,5 балла)

Укажите города, обозначенные на плакате цифрами

Ответ: (1,5 балла: по 0,5 за каждый верный ответ)

1. Орел, 2. Курск, 3. Белгород

Задание № 14 (4,5 балла)

Установите соответствие чинов и обращений согласно петровской Табели о рангах, последовательность запишите в соответствии от старшего ранга к младшему, например Д5, А2, В4…:

Обращения

    Титулярный советник

    Ваше высокопревосходительство

    Подполковник

    Ваше высокородие

    Генерал от инфантерии

    Ваше превосходительство

    Бригадир

    Ваше высокоблагородие

    Генерал-майор

    Ваше благородие

Ответ: (4,5 балла: по 0,5 за каждое верное соответствие, 2 балла за правильную последовательность от старшего ранга к младшему, 1 балл при одной ошибке в последовательности) В1, Д 3, Г 2, Б 4, А 5.

Задание № 15 (4 балла)

1. Назовите исторический процесс, отображенный на карте (название карты)

2. Заполните легенду карты:

3. Назовите что обозначено в легенде цифрами

4. Обозначьте даты соответствующие цифрам.

Ответ: (4 балла, по 1 за каждый верный ответ)

1. Разделы Польши (Речи Посполитой)

а. Границы Польши (Речи Посполитой) накануне разделов

б. Земли перешедшие Австрии

в. Земли перешедшие Пруссии

г. Земли перешедшие России

3. 1- первый раздел Польши,

2-второй раздел Польши,

3-третий раздел Польши

4. 1- первый раздел Польши – 1772 г.,

2-второй раздел Польши – 1793 г.,

3-третий раздел Польши – 1795 г.

Задание № 16 (7 баллов)

1. Определите элемент, соответствующий каждой из цифр.

2. Определите, кто изображен на портретах.

3.Установите соответствие цифр и букв. Объясните связь.

Ответ оформите в виде таблицы.

Перводержавную

Русь православную

Боже, храни!

Царство ей стройное

В силе спокойное! -

Все ж недостойное

Прочь отжени!

Ответ: 7 баллов: по 0,5 за каждый верно определенный элемент или портрет; 1 балл за верно установленное полное соответствие, 1 балл за объяснение.

Определение элемента

(что изображено или написано)

Буква, соответствующая портрету

Кто изображен на портрете

«Молитва русских»/ Первый официальный государственный гимн Российской империи

Малая печать/печать

Иван Грозный (личная печать)

Герб Российской Федерации

Проект российского знамени

Гимн Краснодарского края/Ты, Кубань, ты наша Родина

II . Аналитический блок (30 баллов).

Выберите одну из обозначенных дискуссионных тем по истории России. Напишите эссе, в котором:

1) продемонстрируйте уровень знания

    исторических фактов

    источников по теме

    различных взглядов на проблему в науке, художественной литературе, публицистике

2) покажите умение

    анализировать, делать выводы

    формировать и аргументировать собственную позицию

1. «Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать литературу, а продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я считал бы самой обоснованной 988 год.» (Д.С. Лихачев).

2. «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и уменье пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых. Князья тверские никак не могли понять истинного положения дел и в начале XIV в. все еще считали возможной борьбу с татарами». (В.О. Ключевский)

3. «Иоанн III принадлежит к числу весьма немногих государей, избираемых провидением решить надолго судьбу народов: он есть герой не только российской, но и всемирной истории. Иоанн явился на театре политическом в то время, когда новая государственная система вместе с новым могуществом государей возникала в целой Европе. Власть королевская усилилась в Англии, во Франции, Испания, свободная от ига мавров, сделалась первостепенною державою… Россия при Иоанне III как бы вышла из сумрака теней, где еще не имела ни твердого образа, ни полного бытия государственного». (Н.М. Карамзин)

4. «Соединяя с большим умом административный талант и житейскую хитрость, Борис сумел внести в жизнь дворца и в правительственную практику совершенно иной тон и новые приемы. Пристальное знакомство с документами той эпохи обнаруживает большую разницу в этом отношении между временем Грозного и временем Бориса. При Борисе московский дворец стал трезвым и целомудренным, тихим и добрым, правительство – спокойным и негневливым. Вместо обычных от царя Ивана Васильевича «грозы» и «казни», от царя Федора и «доброго правителя» Бориса народ видел «правосудие и «строение». (С.Ф. Платонов)

5. «Царевна Софья была выдающаяся натура, достойная сестра своего великого брата. Как и Петр Великий, она обращала на себя внимание прежде всего своей внешностью: то же высокий рост, то же могучее телосложение, тот же быстрый и огненный взор, в котором светился живой природный ум, скорее мужской, чем женский. Царевна отличалась тою же страстностью, той же стремительностью нрава, тою же жестокостью и смелостью и тою же неразборчивостью в выборе средств для достижения поставленной цели… С тем же чисто революционным пренебрежением к старым обычаям… царевна выступила из тишины тесного терема, увлеклась политикой, сначала действуя как скрытая пружина политической борьбы, а затем открыто ухватилась за власть». (М.М. Богословский).

6. «Необычным был его путь восхождения его к могуществу, славе и богатству – пирожник стал вторым лицом в государстве. Незаурядными были дарования этого человека, в полной мере раскрывшиеся на военном и административном поприщах. Не оставляет равнодушным падение князя, последние годы жизни, проведенные в полной безвестности в далеком Березове. Среди сподвижников царя Меншиков занимал особое место и по талантам, и по реальному вкладу в преобразования. Интересен он и как личность – личность нового времени, пробужденная к жизни реформами царя-преобразователя». (Н.И. Павленко)

7. «Павел всегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душею возвышенною, умом просвещенным, пламенною любовию к справедливости, духом рыцаря времен протекших, он был предметом ужаса для подданных своих. Остается неразрешенным вопрос: хотел ли он быть действительно тираном, или не выказали ли его таким обстоятельства?». (Я.И. де Сангелен)

8. «Подводя итоги этому замечательному тридцатилетию, мы должны признать, что правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма. Император Николай по своим взглядам не походил на Людовика ХIV и никогда не сказал бы, как тот: “L’Etat c’est moi!”;

напротив, он неоднократно высказывал, что почитает себя первым слугой государства; но воле этого первого слуги должны были безропотно подчиняться все остальные». (А.А. Корнилов)

9. «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее достаются эти победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное самосознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для неё». (В.О. Ключевский)

10. Что еще мы имеем от Англии? Массу восторгов по поводу мужества и патриотизма советского народа, по поводу блестящих боевых качеств Красной Армии. Это, конечно, очень приятно … но уж слишком платонично. Как часто, слыша похвалы, расточаемые по нашему адресу, я думаю: "поменьше бы рукоплесканий, а побольше бы истребителей"! В учете всего сказанного выше надо ли удивляться чувствам недоумения и разочарования, которые сейчас все больше закрадываются в душу советского человека? Ведь фактически так выходит, что Англия в настоящий момент является не столько нашим союзником, товарищем по оружию в смертельной борьбе против гитлеровской Германии, сколько сочувствующим нам зрителем». (И.М. Майский)

11. «Свершилось великое событие: впервые в истории человек осуществил полет в космос"!.. Это – беспримерная победа человека над силами природы, величайшее завоевание науки и техники, торжество человеческого разума. Положено начало полетам человека в космическое пространство. В этом подвиге, который войдет в века, воплощены гений советского народа, могучая сила социализма» («Известия», № 88. 1961).

12. «Чтобы объяснить основные причины поражения Горбачева, достаточно вспомнить одно из лучших высказываний Макиавелли: «Нет ничего труднее, ничего, вызывающего больше сомнений в успехе, ничего опаснее в осуществлении, нежели возглавить введение новых порядков». (Дж. Боффа)

Критерии оценивания эссе

Каждый из критериев оценивается по шкале 0-5 баллов

Максимальный балл за задание – 30.

I. Знание исторических фактов

II. Знание исторических источников по теме

III. Знание историографии проблемы, взглядов на проблему в художественной литературе и публицистике

IV. Умение анализировать, делать выводы

V. Умение формировать и аргументировать собственную позицию

VI. Внутреннее смысловое единство, логика изложения, соответствие теме

критерий

Iэтап Всероссийской олимпиады по истории 2010-2011 учебный год 11 ... , который предложено включить в книгу по истории России для иностранцев, владеющих русским...

  • Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного года

    Документ

    Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по истории 2010/2011учебного... 2 Б.А. Рыбаков Б Курс русской истории 3 В.Л. Яшин В История второй русской революции 4 П.Н. Милюков... положений. 3)Используя знания по истории , отметьте, добились ли...

  • Рекомендации для проведения Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории

    Документ
  • «ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ...»

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ИСТОРИИ 2015–2016 уч. г.

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

    Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий

    В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу

    в бланке работы.

    1. Какому средневековому историку принадлежит единственное сохранившееся описание внешности киевского князя Святослава Игоревича?

    1) Прокопию Кесарийскому 3) Льву Диакону

    2) Григорию Турскому 4) Жану Фруассару

    2. В каком году произошло описанное ниже событие?

    «По Москве разнеслась весть, что удельный князь Димитрий среди бела дня зарезан в Угличе и что убийцы были тут же перебиты поднявшимися горожанами… Следственная комиссия, посланная в Углич, …вела дело бестолково или недобросовестно, тщательно расспрашивала о побочных …мелочах и позабыла разведать важнейшие обстоятельства…»

    1) 1584 год 3) 1591 год 2) 1589 год 4) 1598 год

    3. Вывоз какого из приведённых ниже товаров составлял значительную часть экспорта России в XVII веке?

    1) чугун 3) рыба

    2) пшеница 4) поташ

    Ответ:

    По 1 баллу за каждый верный ответ.

    Всего 3 балла за задания 1–3.

    © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

    Муниципальный этап. 9 класс В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.



    Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

    4. Укажите, кто из представленных князей был современником Дмитрия Донского.

    1) Михаил Ярославич Тверской

    2) Дмитрий Константинович Нижегородский

    3) Дмитрий Юрьевич Шемяка

    4) Олег Иванович Рязанский

    5) Владимир Андреевич Серпуховской (Храбрый)

    6) Мстислав Владимирович Великий

    5. Какие из приведённых образовательных учреждений были основаны в XVIII веке?

    1) Славяно-греко-латинская академия

    2) Московский университет

    3) Смольный институт благородных девиц

    4) Киевский университет Святого Владимира

    5) Сухопутный шляхетный корпус

    6) Народный университет имени А.Л. Шанявского

    6. Какие из приведённых городов были центрами первых губерний, основанных в 1708 году?

    1) Тобольск 4) Белгород

    2) Ярославль 5) Астрахань

    3) Казань 6) Архангельск

    Ответ:

    По 2 балла за полностью верный ответ на каждое задание; 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду с указанными верными ответами приводится один неверный).

    Всего 6 баллов за задания 4–6.

    © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или п

    –  –  –

    7. В приведённом ниже перечне представлены должности, появившиеся при различных правителях России в XVIII–XIX вв. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы имена правителей, а в нижнюю – порядковые номера должностей, появившихся при соответствующем правителе.

    1) земский гласный

    3) обер-прокурор

    4) капитан-исправник

    5) судебный следователь

    6) предводитель дворянства

    7) асессор

    8) мировой посредник

    9) городничий

    Ответ:

    Пётр I Екатерина II Александр II По 1 баллу за указание имени правителя. (Если имя указано неправильно, ответ в данном столбце не принимается). 2 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

    Всего 9 баллов.

    8. В приведённом ниже перечне представлены личности, занимавшие министерские должности в России XIX – начала XX века. Запишите в верхнюю строку таблицы в бланке работы названия министерств, а в нижнюю – порядковые номера, которыми обозначены имена исторических деятелей, возглавлявших соответствующие министерства.

    1) С.Д. Сазонов

    2) А.А. Абаза

    3) А.П. Извольский

    4) А.В. Головнин

    5) В.Н. Коковцов

    6) И.Д. Делянов

    7) А.Е. Чарторыйский

    8) Н.Х. Бунге

    9) Н.П. Боголепов

    –  –  –

    9. По какому принципу образованы ряды? Дайте максимально точный ответ.

    9.1. 1583 г., 1617 г., 1661г., 1743 г.

    9.2. В.И. Беринг, Ю.Ф. Лисянский, Ф.П. Литке, Ф.Ф. Беллинсгаузен

    Ответ:

    Русско-шведские мирные договоры.

    Русские исследователи-мореплаватели.

    По 2 балла за каждый верный ответ.

    Всего 4 балла.

    10. Расположите в хронологической последовательности события русскояпонской войны 1904–1905 гг. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

    А) Сдача Порт-Артура

    Б) Мукденское сражение

    В) Бой у Чемульпо

    Г) Сражение на р. Шахэ

    Д) Сражение при Ляояне

    Е) Цусимское сражение

    Ответ:

    В Д Г А Б Е

    Всего 4 балла.

    –  –  –

    11. Расположите представленных ниже исторических деятелей в хронологической последовательности пребывания их в положении фаворитов российских монархов. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

    А) А.Д. Меншиков

    Б) А.Г. Разумовский

    В) Э.-И. Бирон

    Г) Г.А. Потёмкин

    Д) И.А. Долгоруков

    Е) Г.Г. Орлов

    Ответ:

    А Д В Б Е Г

    4 балла за полностью верную последовательность; 2 балла за последовательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность восстанавливается путём перестановки любых двух символов); 0 баллов, если допущено более 1 ошибки.

    Всего 4 балла.

    –  –  –

    4 балла за полностью верное соответствие; 1 балл за соответствие с одной ошибкой.

    Всего 4 балла.

    14. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты, обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые вставки впишите под соответствующими номерами в таблицу в бланке работы.

    Правление московского князя Ивана III, вошедшего в историю под именем (1 – почётная приставка), стало переломным для судеб будущей России.

    Вошедший на престол в (2) году, после смерти своего отца Василия (3 – отчество), Иван с утроенной силой продолжил строительство единого государства. Первый удар нового князя пришёлся на Великий Новгород, войска которого были разгромлены Даниилом (4 – фамилия) в битве у реки Шелони в (5) году. Окончательно вечевая республика была повержена в 1478 году, когда московский князь, используя в качестве предлога обращение к нему новгородского посольства как к (6 – титул), взял город. Возглавлявшую сопротивление новгородцев (7 – имя и фамилия), сослали и постригли в монашество. А символ независимости Новгорода – вечевой (8 – предмет) был вывезен в Москву. Следующей целью Ивана Третьего стал старинный противник Москвы ещё с начала XIV века – (9 – название) княжество.

    Опасаясь военной помощи Михаилу Борисовичу со стороны (10 – государство), московский князь долгое время занимал выжидательную позицию. Только в 1485 году Иван решает захватить земли противника и посадить на них своего старшего сына Ивана Ивановича по прозвищу (11 – прозвище). Последним крупным присоединением русских земель к Москве времен Ивана III стала (12 – название) республика, прекратившая своё существование в 1489 году. Остатки своей независимости сохранили © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 6 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

    Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

    Муниципальный этап. 9 класс только (13 – город) – ближайший сосед Великого Новгорода – и (14 – название) княжество, охранявшее Москву от набегов татар с юга. Новое положение московского князя отразило принятие титула «государя (15 – формула титула)». Иван III также окончательно сбросил с русских земель ордынское иго, перестав вначале выплачивать «выход» в (16) году, а позже отразив натиск хана (17 – название) Орды Ахмата.

    Ответ:

    Великого/Государь всея Руси Литвы (Великого княжества Литовского) 1462 Молодого Васильевича Вятская Холмским Псков 1471 Рязанское государю всея Руси Марфа Борецкая 1476 колокол Большой Тверское 16–17 верных вставок – 8 баллов.

    14–15 верных вставок – 7 баллов.

    12–13 верных вставок – 6 баллов.

    10–11 верных вставок – 5 баллов.

    8–9 верных вставок – 4 балла.

    6–7 верных вставок – 3 балла.

    4–5 верных вставок – 2 балла.

    2–3 верные вставки – 1 балл.

    1 верная вставка – 0 баллов.

    Всего 8 баллов.

    –  –  –

    15. На карте цифрами обозначены города России, которые не раз меняли своё название. В таблице в бланке работы напротив современного названия города запишите название, которое он носил в 1916 году, и укажите номер, которым этот город обозначен на карте.

    –  –  –

    16. Выпуск монет, посвящённых юбилеям важных исторических событий, стал традицией в России. Перед Вами несколько таких монет. Расставьте их в хронологическом порядке и объясните Ваше решение, произведя необходимый расчёт. Ответы внесите в таблицу в бланке работы.

    –  –  –

    17. Одна из самых важных сторон деятельности историка – анализ источника, умение извлечь из него необходимую информацию. Перед Вами ярлык хана Узбека, данный митрополиту Петру в 1313 году. Напишите на его основе небольшую работу «Взаимоотношения ханов Золотой Орды и Русской церкви».

    «А се Ярлык Язбяка Царя, Петру Митрополиту, всея Руссии чюдотворцу.

    Вышняго и безсмертнаго Бога силою и волею и величеством и милостию его многою. Язбяково слово. …Да никто же обидит на Руси соборную церковь Митрополита Петра, и его людей и церковных его; да никто же взимает ни стяжаний, ни имений, ни людей. А знает Пётр Митрополит в правду, и право судит, и управляет люди своя в правду… Да вси покорюятся и повинуются Митрополиту, вся его церковныя причты, по первым изначала законом их, и по первым грамотам нашим… Да не вступаются в церковное и Митрополиче никто же, занеже то Божие все суть; а кто вступится… от нас казнь ему будет © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 10 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

    Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

    Муниципальный этап. 9 класс смертная. А Митрополит правым путем ходит, да правым путем пребывает и спешится, да правым сердцем и правою мыслию вся своя церковная управляет и судит и ведает, или кому повелит таковая деяши и управляти.

    А нам в то не вступатися ни во что, ни детям нашим, ни всем нашим Князем нашего царства и всех наших стран, и всех наших улусов; да не вступаются никто же, ни чем...

    И мы бо такоже управляем и жалуем, якоже и прежние Цари Ярлыки им давали и жаловали их; а мы, по томуж пути, темиж Ярлыки жалуем их, да Бог нас пожалует, заступит; а мы Божия брежем, и даннаго Богу не взимаем: а кто взимает Божия, и тот будет Богу повинен; а гнев Божий на него же будет, а от нас будет казнен смертною казнью; да то видя, и иныя в боязни будут.

    А поедут наши Баскаки, и Таможники, Данщики, Поборщики, Писцы, – по сим нашим грамотам, как наше слово молвило и уставило, да все будут целы соборные церкви Митрополичи, ни кем, ни от кого не изобижены вся его люди и вся его стяжания, как ярлык имеет… …А что закон их, и в законе их церкви, и монастыри, и часовни их, ничем да не вредят их, ни хулят; а кто учнет веру хулити или осуждати, и тот человек не извинится ни чим же и умрет злою смертию. А что Попы и Дьяконы их, един хлеб ядят, и во едином дому живут, у кого брат или сын, и тем, по томуж пути, наше жалованье; ож кто будет от них не выступил, а Митрополиту не служит, а живет тот себе именем поповским, да отыимается, но дает дань… Так слово наше учинило, и дали есмя Петру Митрополиту грамоту сию крепости ему для, да сию грамоту видяще и слышаще вси людие, и все церкви, и все монастыри, и все причты церковные, да не преслушают его ни в чем, но послушни ему будут, по их закону и по старине, как у них изстари идёт…»

    План работы:

    Постановка проблемы: характеристика исторических обстоятельств, 1.

    фактов, вызвавших появление документа. Приведите не менее трёх положений.

    Характеристика представленного источника и оценка его возможностей 2.

    для раскрытия темы. Приведите не менее трёх положений.

    Анализ взаимоотношений ордынской власти и русской митрополии.

    Приведите не менее трёх положений.

    Выводы: взаимоотношения ордынских ханов и русской церкви на основе 4.

    источника.

    –  –  –

    Ответ:

    В эпоху монгольского владычества над Русью церковь пользовалась 1.

    определенными привилегиями, предоставленными ханской властью. Ханы, стремясь не сделать церковь своим врагом, предоставили церковным людям освобождение от дани и неподсудность светской администрации. В свою очередь, церковь также была заинтересована в построении доверительных отношений с ханской администрацией. (По 2 балла за каждое положение.

    Всего 6 баллов) Ярлык Узбека митрополиту Петру, данный в 1313 г., – один из целого 2.

    ряда подобных грамот (на что имеется прямая ссылка в документе), фактически это средневековый актовый источник. В данном случае хан как верховный сюзерен своей грамотой регламентирует отношения между татарской администрацией и русским обществом, а также внутри самого русского общества. Важно отметить, что перед нами – русский перевод, выполненный в церковной среде, заинтересованной в расширении своих привилегий и неподсудности князьям. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов)

    Могут быть отмечены следующие моменты:

    Узбек не подчеркивает разницу в исповедании: грамота дана «во имя Вышняго и бессмертного Бога» (хотя, возможно, это особенность перевода), имущество церкви признается «божиим». Вообще, монгольская элита XIII–XIV вв. отличалась значительной веротерпимостью (хотя от приезжавших в Орду русских князей требовали выполнения монгольских религиозных ритуалов).

    Грамота закрепляет единоличную власть митрополита над церковными людьми и тем способствует укреплению его влияния внутри церковной организации. Митрополит, по грамоте, совершенно независим от светских властей, причём, видимо, речь идёт не только о татарских чиновниках, но и о русских князьях.

    Устанавливаются крайне жестокие наказания за поругание веры и грабёж церковного имущества – вплоть до смертной казни. Это могло быть предупреждением для русских князей, стремившихся перенести часть ордынского «выхода» в том числе и на плечи церкви. (По 2 балла за каждое положение. Всего 6 баллов) Участником должен быть сделан вывод о благожелательном отношении 4.

    ханов Орды по отношению к церкви, что было вызвано как традицией веротерпимости, так и вполне прагматичной заинтересованностью в опоре на авторитет церкви. В свою очередь, митрополичья кафедра видела в Орде возможность поддержания независимости от произвола князей. Таким образом, отношения церкви и Орды можно охарактеризовать как вполне союзнические. (2 балла) Всего 20 баллов.

    –  –  –

    18. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

    1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);

    2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);

    3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;

    4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

    Темы:

    1. «Вся жизнь Святослава явилась в виде одного сплошного вызова Византийской империи, вызова яростного и бескомпромиссного, ставшего его славой и его трагедией» (А.Н. Сахаров).

    2. «Во второй половине 30-х годов XII в. Новгород пережил настоящую революцию, в результате которой явились новые формы политического строя, уцелевшие… до самого конца самостоятельности Новгорода, и новое положение общественных классов» (Б.Д. Греков).

    3. «Попытка отразить от Руси ордынское владычество, увенчанное Куликовской победой, не усилила великокняжеской власти, а… её ослабила.

    Только обновление ордынской зависимости восстановило нарушенное равновесие сил. Наследие Калиты и Донского вступало… в период затяжного кризиса» (А.Е. Пресняков).

    4. «Теократическая идеология "единого вселенского православного царя всех христиан" толкала московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва… не пускала своих царей на вселенское поприще. Отсюда и вышел старообрядческий раскол».

    (А.В. Карташёв).

    5. «Последовавшие после смерти Петра Великого события не были вызваны только указом о престолонаследии. Перевороты XVIII века были сложным социально-политическим явлением, прямо связанным не с одним указом 1722 г., а с развитием общественного сознания как следствия петровских реформ» (А.Б. Каменский).

    © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 13 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

    Всероссийская олимпиада школьников по истории 20152016 уч. г.

    Муниципальный этап. 9 класс 6. «Александр сам принимал решения и не был одурачен Наполеоном… Тильзитские соглашения создали грубое разделение Европы на сферы русских и французских интересов» (Д. Макензи).

    7. «Освобождение крестьян и движение России пусть и не по американскому, фермерскому пути развития, но хотя бы по прусской модели капитализма – огромное прогрессивное событие» (Н.Я. Эйдельман).

    Критерии оценивания сочинения-эссе Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые 1.

    ставит перед собой в своей работе участник);

    Творческий характер восприятия темы, её осмысления;

    Грамотность использования исторических фактов и терминов;

    Чёткость и доказательность основных положений работы;

    Знание различных точек зрения по рассматриваемой теме.

    До 5 баллов по каждому критерию.

    Всего 25 баллов.

    –  –  –

    ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

    ПО ИСТОРИИ

    МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

    9 КЛАСС

    Максимальное количество баллов -100

    Задание 1. По какому принципу образованы ряды (1 балл за каждый правильный ответ, всего 3 балла)

      Князь, посадник, тысяцкий, боярский совет, вече, владыка

      А.И. Желябов, Н.И. Рысаков, Т.М. Михайлов, Н.И. Кибальчич, С.Л. Перовская

    ___________________________________________________________________

      1774, 1791, 1812, 1829, 1833

    ____________________________________________________________________

    Задание 2. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (2 балла за правильно выстроенную последовательность, любая ошибка – 0 баллов. Всего – 6 баллов).

      «Жалованная грамота городам»

      Указ о единонаследии

      «Жалованная грамота на права, вольности и преимущества благородного дворянства»

      «Табель о рангах»

      Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»

      Царский манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

      Образование партии социалистов-революционеров

      Подавление Московского декабрьского вооруженного восстания

      Роспуск II Государственной Думы

      Восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический»

    Задание 3. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика, выделите ее. Ответ запишите в таблице. (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

    3.1 (3 балла)

    Мирный договор

    Достигнутая договоренность

    1. Абосский

    А. Россия получила устье Дуная, все Черноморское побережье Кавказа до Аджарии, крепости Ахалкалакии Ахалцих

    Б. Присоединение к России Бессарабии, граница с Турцией по реке Прут

    3. Кючук-Кайнарджийский

    В. Признание вхождения в состав России Крыма и Кубани. Россия получила Причерноморские земли между Южным Бугом и Днестром

    4. Адрианопольский

    Г. Признание независимости Крымского ханства от Турции, Россия получает черноморские крепости Керчь, Еникале, Кинбурн, право свободной торговли в Турции.

    Д. Россия получает юго-восточную часть Финляндии

    3.2 (3 балла)

    Политический деятель

    Реформы, преобразования

    1. М.М. Сперанский

    А. Подготовка отмены крепостного права в конце 1850-х гг.

    2. М.Т. Лорис-Меликов

    Б. Основание военных поселений

    3. Н.А. Милютин

    В. Разработка проекта о созыве выборных от земств

    4. А.А. Аракчеев

    Г. Разработка реформы управления государственными крестьянами

    Д. Проект созыва представительного органа – Государственной думы

    3.3 (3 балла)

    Определения

    1.Тенденция

    А. Распространение своего влияния на другие страны, расширение сферы господства

    2.Узурпация

    Б. Партия или общественная группа, выступающая против мнения большинства или господствующей точки зрения

    3.Оппозиция

    В. Платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя

    4.Экспансия

    Г. Стремление, склонность к чему-либо; направление, в котором совершается развитие какого-либо явления

    Д. Захват власти незаконным, насильственным путем; присвоение власти

    Задание 4. Укажите, что является лишним в каждом ряду. Свой ответ поясните (5 баллов).

    А) Поляне, вятичи, мурома, кривичи

    _____________________________________________________________________

    Б) Челобитный, Посольский, Поместный, Крестьянский

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    В) М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский

    _____________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Г) Верховный тайный совет, Конференция при высочайшем дворе, Государственный совет, Кабинет министров, Императорский совет

    ___________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________

    Д) «Уран», «Искра», «Тайфун», «Сатурн», «Кольцо»

    ____________________________________________________________________

    Задание 5. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде таблицы (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 15).

    ___(1)___ года в Петербурге была расстреляна демонстрация рабочих, которые шли к царю с петицией. Это событие, получившее название __(2)____, послужило толчком к началу __(3)_____. События развивались стремительно. Рабочих поддержали крестьяне. ______(4)_________ произошло восстание на броненосце ____________(5)_________ . В ходе стачек и демонстраций протеста в разных городах страны появились новые органы рабочего движения - ____(6)__________. В октябре ___________(7)_____ года в стране прошла ______(8)______, участниками которой стали около 2 млн. рабочих и служащих. В результате давления демократических и либеральных сил на власть царь пошел на уступки обществу и издал ________(9)_______. Император ___________(10)____ даровал российским подданным основные гражданские свободы - _________(11)______ и объявил о созыве ________(12)____ с ________(13)____ функциями. Председателем Совета министров был назначен прогрессивный _______(14)____ . В России начали активно создаваться политические партии. Монаршая воля означала изменение государственного устройства Российской империи от феодальной к ________(15)_____ .

    вопроса

    Вставка

    Задание 6. Изображения каких исторических деятелей представлены ниже? Укажите

      их фамилии

      сферу их деятельности

      примерное время их деятельности.

    Ответ оформите в таблице.

    (до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6).

    Фамилия

    Сфера деятельности

    Время

    Задание 7. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

    1) ее название,

      художника,

      время создания (с точностью до половины столетия).

    Ответ оформите в таблице.

    Название

    Художник

    Время

    (1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

    Задание 8. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите :

      его название,

      место расположения (город),

      архитектора,

      время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника.

    Ответ оформите в таблице.

    Название

    Место расположения

    Архитектор

    Время

    (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8).

    Задание 9. Выполните задания по карте (1 балл за каждый верный ответ, максимальный балл – 6)

    Перед вами изображение карты «Русско-японская война». Рассмотрите её и выполните задания:

      Под цифрой 1 на карте указано место, где японский флот нанёс первый удар в ходе войны. Напишите название крепости и дату нападения на русскую эскадру.

      Под цифрой 2 на карте указано место, где произошло крупнейшее сухопутное сражение русско-японской войны, в ходе которого русские войска потерпели поражение. Напишите название населённого пункта, где произошло это сражение.

      Под цифрой 3 на карте обозначено место гибели Второй Тихоокеанской эскадры. Напишите название этого места.

      Напишите фамилию адмирала, который командовал Второй Тихоокеанской эскадрой.

      Укажите название мирного договора по итогам русско-японской войны.

      Укажите фамилию главы русской делегации на заключении мирного договора с Японией.

    Задание 10. Прочитайте отрывок из документа. Ответы на вопросы внесите в таблицу (9 баллов).

    Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран.

    Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития.

    Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

    Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров.

    В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс.

    Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата.

          Укажите название документа и датируйте его (3 балла)

          Охарактеризуйте основные идеи документа, на что он был нацелен? (3 балла)

          Объясните, к каким историческим событиям в России привело появление этого документа? (3 балла)

    вопроса

    Ответ

    Задание 11. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы. (Максимально 6 баллов)

    Письмо атамана Ивана Грязнова помощнику воеводы Свербееву и жителям Челябинска.

    Высокоблагородный и высокопочтенный господин коллежский ассесор и пример-майор Василей Иванович Свербеев. Я во удивление прихожу, что так напрасно закоснели сердца человеческие и не приходят в чуство, а паче не иное что, как делают раззорение православным християном и проливают кровь неповинно, а паче называют премилосердощедраго государя и отца отечества великаго императора Петра Федоровича бродягою донским казаком…. Поверь, любезной, ошиблись! Да и ошибаются многие, не зная, конечно, ни силы, ни писания. Естли б мы нашего премилосердаго отца отечества великаго государя были не самовидцы, то б и мы в сумнении были. Верь, душа моя, безсумнено, что верно и действительно наш государь-батюшка сам истенной а не самозванец. Пожалуй, зделай себя счасливым, прикажи чтобы без всякаго кровопролития зделать и крови напрасно не проливать. Если же после сего последняго до вас увещания в склонность не придете, то, обещаюсь богом, подвигну мои, вверенные от его императорскаго величества, войска и уже тогда никаковой пощады ждать вам надеяться не предвижу от мала и до велика

      С событиями какого периода российской истории связан данный текст. Укажите его хронологические рамки. (2 балла)

      Выберите из приведенного ниже списка имена людей, связанных событиями этого периода. (4 балла)

    1. Екатерина Великая

    2. В.Н. Татищев

    3. Е. Пугачев

    4. А.П. Веревкин

    5. С. Юлаев

    Задание 12. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЭССЕ

    Максимальная оценка –25 баллов

    Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:

      Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

      Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

      Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

      Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

    При написании работы постарайтесь исходить из того, что Жюри, оценивая Ваше эссе, будет руководствоваться следующими критериями:

      Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник).

      Творческий характер восприятия темы, ее осмысления.

      Грамотность использования исторических фактов и терминов.

      Четкость и доказательность основных положений работы.

      Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

    Темы эссе

    1. Ольга…, одаренная свойствами души необыкновенными, овладела кормилом государства и мудрым правлением доказала, что слабая женщина может иногда равняться с великими мужами.

    Н.М. Карамзин

    2. Московские князья рано вырабатывают своеобразную политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю, раньше и решительнее других сходят с привычной колеи княжеских отношений, ищут новых путей».

    В.О. Ключевский

    3. При трех первых государях новой династии в течение XVII века обозначались явно новые потребности государства и признаны были те же средства для их удовлетворения, которые были употреблены в XVIII веке, в так называемую эпоху преобразования.

    С.М. Соловьев

    4. Правительственная система императора Николая I была одной из самых последовательных попыток осуществления идеи просвещенного абсолютизма.

    А.А. Корнилов

    5. На знаменах Белой Идеи было начертано: к Учредительному Собранию, то есть то же самое, что значилось и на знаменах Февральской революции…

    Командующий Донской армией генерал С.В. Денисов

    Всероссийская олимпиада школьников по истории.

    Школьный этап. 10-11 класс.

    2014-2015 учебный год.

    Задание № 1. Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их правления: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца (до 3 баллов) .

    Правители: События:

    А) Василий Шуйский 1) Ливонская война

    Б) Иван IV 2) Восстание под руководством И. И.

    В) Петр I Болотникова

    Г) Екатерина II 3) Разделы Речи Посполитой

    Д) Александр I 4) Северная война

    5) Отечественная война 1812 г.

    6) Учреждение патриаршества

    Задание № 2. Соотнесите элементы правого и левого столбцов (6 баллов).

    А) (3 балла)

    Международная

    конференция периода

    Великой Отечественной

    Достигнутая договоренность

    1. Московская

    А. США и Великобритания дали обещание открыть Второй фронт в Северной Франции не позднее мая 1944 г. СССР обещал вступить в войну против Японии.

    2. Тегеранская

    Б. Определено послевоенное устройство Германии: был

    согласован ее раздел на четыре оккупационные зоны. Было принято решение о создании ООН.

    3. Ялтинская

    В. СССР, США и Англия рассмотрели план экономической помощи СССР вооружением и стратегическим сырьем.

    4. Потсдамская

    Г. Признавались включение в состав СССР прибалтийских стран; между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии.

    Б) (3 балла) В перечне справа есть лишняя характеристика.

    Композитор

    Произведение

    1.Глинка М.И.

    А. Опера «Борис Годунов»

    2.Даргомыжский А.С.

    Б. Опера «Жизнь за царя»

    3.Чайковский П.И.

    В. Опера «Русалка»

    4.Римский-Корсаков

    Г. Опера «Пиковая Дама»

    Д. Опера «Псковитянка»

    Задание № 3. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 14).

    Барклай де Толли начал свою службу унтер-офицером пятнадцати лет от роду. В 1778 году он был произведен в корнеты и только через восемь лет – в следующий офицерский чин – __ 1__ .

    Отсутствие влиятельной родни сказывалось на прохождении службы. Выдвинулся Барклай де Толли во время войны 1805-1807 годов против наполеоновской Франции. Во время русско- __2__ войны 1808-1809 годов Барклай командовал одним из корпусов, действовавших в Финляндии, был

    произведен в генералы от инфантерии. Затем, до окончания войны, он состоял главнокомандующим всеми русскими войсками на территории Финляндии.

    В январе 1810 года Барклай назначается __3__ министром и на этом посту руководит мероприятиями по укреплению армии и по подготовке ее к уже назревавшей новой войне с __4__ .

    Весною 1812 года он становится главнокомандующим 1-й Западной армией. В начале Отечественной войны на Барклая легла основная тяжесть ответственности за успех военных действий. Положение его осложнялось присутствием в армии __5__ с многочисленными придворными «советниками».

    Только после того как 1-я армия, отойдя от западной границы, оставила злополучный __6__ лагерь и пошла на восток, царь уехал и Барклай получил свободу действий.

    Умело, руководя отходом своих войск, Барклай 20 июля привел их к __7__ , куда через два дня подошла с юга и армия __8__ , вступившего под командование Барклая. После ожесточенных боев русские армии продолжали отходить на восток. Но если ранее необходимость отступления была

    очевидна, то дальнейшее отступление Барклая, не желавшего рисковать армией в преждевременном генеральном сражении, вызвали в войсках открытый ропот. 17 __9__ он передал командование прибывшему к войскам Кутузову. Пользуясь полным доверием нового главнокомандующего,

    Барклай остался во главе 1-й армии.

    Под Бородином Барклай де Толли руководил __10__ флангом и центром русских войск. Как бы бросая вызов смерти, он появлялся в самых опасных местах. Под ним было убито и ранено пять лошадей. За Бородинское сражение Барклай был награжден орденом __11__ 2-й степени. В ­­­­­­­ _ 12__

    лагере он подал рапорт об увольнении его по болезни с поста главнокомандующего 1-й армией, и уехал в тыл. Незабываемая заслуга Барклая де Толли – сохранение армии в первый, наиболее тяжелый, период войны.

    В Санкт-Петербурге, в сквере перед __13__ собором, стоят памятники Кутузову и Барклаю де Толли. А портрет Барклая де Толли работы Доу, находящийся, как и портрет Кутузова в __14__ галерее Зимнего дворца относится к числу лучших произведений художника.

    Задание № 4. Изображения, каких исторических деятелей представлены ниже? (до 3-х баллов за каждый ответ, максимальный балл – 6)

    Укажите:

      их фамилии;

      сферу их деятельности;

      примерное время их деятельности.

    1. 2 .

    1)_________________________________________________________________

    _____­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________

    2)_________________________________________________________________

    __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

    Задание № 5. Применительно к каждой представленной ниже картине укажите:

    1) ее название;

    2) художника;

    3) время создания (с точностью до половины столетия).

    (1 балла за каждый из перечисленных элементов ответа, до 3 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 6).

    1.

    2.

    __________________________________________________________________

    Задание № 6. Применительно к каждому изображенному ниже памятнику укажите:

    1) его название;

    2) место расположения (город);

    3) архитектора;

    4) время создания (с точностью до половины столетия) постройки памятника. (1 балл за каждый из перечисленных элементов ответа, до 4 баллов за каждый ответ, максимальный балл за все задание – 8)

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 7. Выполните задания по карте (максимальный балл – 12).

    А) Определите, карта какого сражения здесь представлена?

    Б) Когда оно произошло?

    В) В ходе какой войны оно произошло?

    Г) Кто командовал русской эскадрой?

    Д) Какие еще морские сражения этой войны вы можете назвать?

    Е) В годы правления какого царя произошло это сражение?

    А)________________________________________________________________

    Б)_________________________________________________________________

    В)________________________________________________________________

    Г)________________________________________________________________

    Д)________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Е)________________________________________________________________

    Задание № 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ). Свой ответ занесите в таблицу (4 баллов).

      Новоторговый устав А. Ордина-Нащокина отменял привилегии иностранным купцам в России.

      «Оком государевым» была названа должность обер- прокурора Синода.

      Россия по проекту Н.М. Муравьева должна была стать демократической республикой.

      Парад Победы в июне 1945 года на Красной площади принимал Г.К. Жуков.

    Задание № 9. Определите по картинкам, в каких веках выглядела так Москва (максимальный балл - 4, по одному за каждый верный ответ).

    Картинка

    Задание № 10. Работа с документом (12 баллов).

    «Товарищи! Граждане!

    Братья и сёстры!

    Бойцы нашей армии и флота!

    К Вам обращаюсь я, друзья мои!

    Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня продолжается. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие части его авиации и лучшие дивизии врага разбиты и нашли себе могилу на полях сражений, враг продолжает лезть вперёд, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии… Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилёв, Смоленск, Одессу, Киев, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьёзная опасность..

    В целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР, для проведения отпора врагу, вероломно напавшего на нашу Родину, - создан Государственный Комитет Обороны… »

    1. Укажите название войны, к истории которой относится данный документ (1 балл).

    2. Укажите время этого обращения. (1 балл)

    4. Какие территории к этому времени уже подверглись бомбардировкам? (2 балла)

    5. Опираясь на знания курса, укажите, какие территории оказались в руках врага в первые месяцы войны. (2 балла)

    6. Какие органы власти были созданы для управления страной в военное время и кто их возглавил? (2 балла)

    7. Опираясь на знания курса, объясните причины неудач Красной армии в начале войны. (2 балла)

    1.________________________________________________________________

    2.________________________________________________________________

    3._________________________________________________________________

    4._________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    5._________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    6._________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    7._________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание № 11. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (эссе или развернутый ответ, 25 баллов).

    Примерные темы эссе:

    1. Ненавистное иго остановило культурное развитие Руси более чем на два века, что и послужило причиной отставания России по сравнению с европейскими странами. (А.Н. Кирпичников).

    2. Отличительной особенностью Смуты является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества (В.О. Ключевский).

    3. Век XVII дал Петру "материал", без которого он не смог бы и шагу ступить (И.Л. Андреев).

    4. Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России (С.В. Мироненко).

    5. Политика Александра III, политика контрреформ на определенный срок продлила существование неограниченной монархии (Л.Г. Захарова).

    6. В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии (Г.К. Жуков).

    Примерные темы развернутых ответов:

    1. Влияние Золотой Орды на развитие Древней Руси в XIII-XV вв.

    2. Петровские реформы и их оценка историками и современниками.

    3. Война 1812 г. и ее влияние на развитие России в первой половине XIX в.

    4. «Оттепель» и ее влияние на развитие культуры.

    Ключи к школьному этапу олимпиады по истории 10-11 класс

    2014-2015 учебный год.

    Задание № 1 . А- 2; Б -1; В- 4; Г – 3; Д – 5.

    Задание № 2 . А) А – 2; Б – 3; В – 1; Г – 4.

    Б) Б -1; В – 2; Г – 3; Д – 4.

    Задание № 3.

      Поручика 8. Багратиона

      Русско-шведской 10. Правым

      Военным 11. Святого Георгия

      С Францией (Наполеоном) 12. Тарутинском

      Александра I 13. Казанским

      Дрисский 14. Военной

      Смоленску

    Задание № 4 .

    Портрет № 1: 1) Сперанский М.М.

    2) Государственный деятель, реформатор при дворе

    Александра I.

    3) первая половина 19 века.

    Портрет № 2. 1) Александр III

    2) Российский император

    3) 1881-1894. Конец 19 века.

    Задание № 5.

    Картина № 1. 1) Васнецов В.М.

    2) «Богатыри»

    3) II половина 19 века.

    Картина № 2. 1) Перов В.Г.

    2) «Охотники на привале»

    3) II половина 19 века.

    Задание № 6.

    Памятник № 1. 1) Здание Сената

    3) М. Казаков

    4) вторая половина 18 века (1776-1787)

    Памятник № 2. 1) Колокольня Ивана Великого

    2) Москва, Соборная площадь

    3) Бон Фрязин

    4) начало 16 века, надстроена в 1600 году.

    Задание № 7.

    А) Гангутское сражение – 2 балла

    полную дату).

    В) Северная война 1700-1721 гг. – 2 балла.

    Г) Адмирал Апраксин, а также Петр I – 2 балла

    Д) Сражения у острова Гренгам, бой в устье Невы,

    Эзальский бой – 2 балла (1 балл за одно сражение)

    Е) Пётр I – 2 балла.

    Задание № 8.

    Задание № 9.

    А) Москва в конце 14 века

    Б) Москва 12 век

    В) Сер. 16 века, идет строительство собора Василия

    Блаженного.

    Г) Москва после постройки собора Василия Блаженного

    конец 16 века.

    Задание № 10.

    1) Великая Отечественная война

    3) И. В. Сталин

    4) Литва, значительную часть Латвии; подверглись бомбардировкам - Мурманск, Орша, Могилёв, Смоленск, Одесса, Киев, Севастополь.

    5) Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, часть Российской Федерации

    6) Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования, в них была сосредоточена вся полнота власти в стране. Возглавил оба органа управления – И. В. Сталин.

    7) Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

    Репрессии в армии накануне войны

    Ошибки и просчёты в отношении сроков начала войны

    Военная доктрина, которая предусматривала ведение военных действий только на чужой территории

    Опоздание с приведением войск в боевую готовность

    Демонтаж старых и отсутствие новых укреплений на границе

    Задание № 11.

    Эссе или развернутый ответ.