Биографии Характеристики Анализ

Место венчания на царство российских монархов. Венчание на царство Николая II: не только ходынская трагедия

400 лет назад в этот день Михаил Феодорович Романов венчался на царство. Чем стал этот день для России? Размышляет Арсений Замостьянов.

Успенский собор. Русский богатырь с боровицкого холма, вставший на защиту Православия - таким воспринимается этот архитектурный образ, созданный Аристотелем Фиораванти. Пять золотых шлемов приковывают взгляд, зовут нас издалека.

Венчание на царство - византийский обряд, а на Руси именно он был символом триединства - православие, самодержавие, народность. Именно в таком иерархическом порядке. Этот порядок ощущался, непроговоренный, задолго до графа Уварова, который всё это теоретически обосновал.

Чин венчания на царство составили во времена Ивана Грозного - но уже после коронации самого Ивана Васильевича. Автором чина, скорее всего, был митрополит Макарий (1482 - 1563), канонизированный в чине святителей в 1988-м году. Именно Макарий в 1547-м венчал на царство первого русского царя - но тогда, по мнению большинства исследователей, обряд ещё не сложился и прошёл, так сказать, по сокращённой программе. В 1547-м Иван не был миропомазан!

Но через десять лет тот же Макарий (скорее всего - по настоянию царя) создаёт пространный чин, в который входит обряд миропомазания. И подразумевается, что государь в 1547-м году через это прошёл… Нет ни одного подтверждения, что Иван Васильевич был помазан в позднейшее время, хотя на этот счёт существует несколько гипотез. Некоторые исследователи говорят о помазании после взятия Казани, когда Иван почувствовал себя полноценным царём.

Возможно, государь, осознав неполноценность чина 1547 года, принял помазание тайно - при его мистическом складе ума, при его отношении к литургической роли царя это кажется вероятным. В любом случае, даже враги - такие, как Курбский - называли его «помазанцем Божиим», не упоминая неполноценность обряда 1547 года.

Наиболее торжественным и совершенным было венчание на царство благочестивого государя Феодора Иоанновича, который на долгие годы стал символом Руси Православной, олицетворяя образ истинно законного государя. В его биографии мы находим немало чудесного: он добивался многого, не прибегая к демонстративному усердию, к явной активности. Молитва и точный выбор помощников - такова была его стратегия. И в смутное время воины, отвергая соблазны самозванства, шли в бой с изображениями царя Фёдора.

Бориса Годунова, Димитрия Самозванца и Василия Шуйского вспоминали как тяжкий сон. Репутации законных и счастливых государей они не заработали. В 1613-м году мало кто поминал их добрым словом. Хотя многие герои, преодолевшие смуту, каждому из них (Димитрию - в меньшей степени) служили верой и правдой.

И вот - юный Михаил, будущий царь Михаил Феодорович. Отец будущего царя, будущий патриарх Филарет, пребывал в польском плену. Таким образом, Патриарха на Руси в то время не было. Не мог прибыть в Москву и митрополит Новгородский Исидор: Русь православная ещё не освободилась от угрозы интервенции, шведы оккупировали древний город, а владыка руководил обороной. Не будем забывать об этом: времена венчания на царство царя Михаила не были идиллическими. Он принял страну обнищавшую и ослабленную, хотя и сплочённую перед опасностью окатоличивания.

Торжественная церемония подробно описана в рукописной книге XVII века, которую преподнесли сыну первого царственного Романова, Алексею Михайловичу.

Перед венчанием случился знаменательный спор, в котором отразились противоречия смутного времени. Перед тем как идти в Успенский собор, государь сидел в Золотой подписной палате, и тут сказано было боярство двоим стольникам: родственнику царскому, князю Ивану Борисовичу Черкасскому, и вождю-освободителю, князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому; у сказки последнему назначен был стоять думный дворянин Гаврила Пушкин, который бил челом, что ему у сказки стоять и меньше князя Дмитрия быть невместно, потому что его родственники меньше Пожарских нигде не бывали.

Государь указал для своего царского венца во всяких чинах быть без мест и велел этот свой указ при всех боярах в разряд записать. Выступил дьяк Петр Третьяков и объявил, что боярин князь Мстиславский будет осыпать государя золотыми, боярин Иван Никитич Романов будет держать шапку Мономахову, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой - скипетр, новый боярин князь Пожарский - яблоко [державу], и опять послышалось обычное челобитье: Трубецкой бил челом на Романова, что ему меньше его быть невместно.

Государь сказал Трубецкому: «Известно твое отечество перед Иваном, можно ему быть тебя меньше, но теперь быть тебе меньше его потому, что мне Иван Никитич по родству дядя; быть вам без мест», - повествует С. М. Соловьёв.

Как видим, до венчания юный избранный царь не пользовался непререкаемым авторитетом в среде недавних кандидатов на престол. И это неудивительно. Сказывался возраст Михаила Фёдоровича и многолетняя привычка к самоуправству, укрепившаяся после смерти Бориса Годунова. И всё-таки спор завершило веское царское слово: бояре (в том числе и новоявленный боярин князь Пожарский) сыграли в церемонии именно те роли, которые им отвели Романовы…

Тут, конечно, важнейшую роль сыграла инокиня Марфа (в миру - Ксения) - мать государя. В те годы, в отсутствие главы семьи - Филарета, она полновластно управляла юным Михаилом.

Впервые Русь получила царя, у которого жив отец и столь энергична и политически активна мать. Итак, наиболее почётную роль в церемонии играл родовитый князь Мстиславский, фактический глава правительства в недавние годы и реальный кандидат в государи. Стоит отметить роль князя Пожарского - достаточно скромную, но всё-таки значительную.

Картина двойственная: прояви себя Пожарский жёстче после освобождения Москвы - он мог бы стать едва ли не диктатором. Но он уклонился от борьбы за власть, проявил смирение, не стал взрывать ситуацию. В такой ситуации его взлёт в узкий круг влиятельных бояр воспринимался как царская милость. При этом Романовы не могли не помнить, что ещё три месяца назад Пожарский не был сторонником Михаила Романова…

Венчание состоялось 11 июля - разумеется, по старому стилю, в канун именин Михаила Фёдоровича.

И вот мы в Успенском соборе летом 1613-го. Венчал Михаила на царство во главе Освященного Собора святитель Ефрем, митрополит Казанский и Свияжский, седьмой год пребывавший в этом высоком сане. Его избрали местоблюстителем патриаршего престола. Он первым из высших духовных лиц подписал грамоту об избрании Михаила Федоровича.

Имя святителя Ефрема не забыто, но и не столь известно, хотя он заслуживает благодарной памяти.

А современники знали, что владыка Ефрем спас Казань от бунта. «Митрополит оказался во всём северо-восточном крае России и единственною гражданскою властью, хотя и сильною только своею нравственною силою; тогда митрополит Ефрем управлял всею землёю Царства Казанского», - пишет историк. Это воспринималось как подвиг, что вполне резонно.

Особенно подчёркивается строгая оценка жителей Свияжска, присягнувших Лжедмитрию Второму (Тушинскому вору). Митрополит Ефрем за вероломство принудил свияжцев к покаянию. И никто в то беспутное время не сумел ему помешать… Неудивительно, что именно его считали наиболее последовательным соратником патриарха Гермогена.

В те дни в Москве не было более уважаемого человека. На митрополита Ефрема с почтением смотрели непримиримые недруги, политические конкуренты, испрашивая благословения. И вот - день венчания, коронация.

Это была сложнейшая церемония, полноценное венчание на царство, к которому даже недруги не сумели придраться. В этом событии можно прочитать не только клятву русского народа на верность государю, но и клятву государя, который выслушал поучения митрополита Ефрема - почитать чин духовный и любить народ. Беречь Церковь и Русь.

Всё свершилось по словам преподобного Феодора Студита: «Бог даровал христианам два высших дара - священство и царство, посредством которых земные дела управляются подобно небесным». Без впечатляющего указания на божественные корни власти не быть на Руси покою.

Молодой царь подарил митрополиту Ефрему, который помазал его на царство, напрестольное Евангелие. Недолго оставалось служить на земле славному пастырю: в декабре того же 1613-го он ушёл из жизни. Воистину тяжёлая утрата! Слово владыки Ефрема, его твёрдость и верность именно тогда были особенно необходимы. Ещё несколько лет набожный царь Михаил проживёт в разлуке с отцом и без патриарха. Впрочем, он успел выполнить главное: совершил помазание государя.

Нужно ли пояснять, что этот обряд был куда более важным событием, чем весеннее избрание царя? Избранного государя можно оттеснить, переизбрать, наконец, захватить в плен. Помазанник Божий - это уже не первый среди равных, не политик, а отец Руси православной. Михаил Фёдорович, вдохновлённый инокиней Марфой, внутренне чётко ощущал эту свою роль: быть символом возрождения Руси.

Страна обрела самодержца, отца. Отныне ему достаточно было представительствовать и молиться, чтобы политики его именем восстанавливали в стране покой и благоденствие. Это был путь, полный ошибок и отступлений - и всё-таки чудо свершилось, ослабленная Русь устояла и возродилась. Тогда-то и прошёл проверку принцип триединства: православие, самодержавие, народность.

Его запоздало провозгласит граф Уваров много лет спустя, в 1840-е годы. Провозгласит на закате самодержавия. А во времена первых Романовых этот принцип возвышал державу, зажатую между враждебными государствами, без выхода к морям, без золота, без многочисленной армии…

Как объяснить это чудо? Без триединства не получится. Церковное и государственное в царстве первого Романова переплеталось тесно и прочно, да ещё и почти бесконфликтно - и судьба патрираха Филарета тому самое убедительное подтверждение. Отныне в Москве воцарился государь, избранный «не человеческим хотением, а Божиим изволением», помазанный и венчанный Самим Господом на царство.

И потому именно рубеж венчания оказался самым широким шагом к восстановлению высшей законности. Православные после многих лет неурядиц и бунтарского хмеля получили законного царя. Не забудем этой исторической даты. Она заслуживает почтительной памяти и через четыреста лет.

Впервые обряд венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершен в 1584 году при венчании на царство Федора Ивановича. Главной составной частью церемонии был "великий" выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля. Внутри Успенского собора со стороны западных дверей было устроено специальное царское место для возложения митрополитом царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава ("яблоко державное") с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. Название произошло от древнерусского "държа" власть.
Также митрополит Дионисий впервые дал в руки царю символ верховной царской власти скипетр — щедро изукрашенный самоцветами и увенчанный символической гербовой фигурой жезл, выполненный из драгоценных материалов. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор.

В сентябре 1598 года состоялось венчание на царство Бориса Годунова . Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.

Венчание на царство Лжедмитрия I проходило в июле 1605 года. Сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха.

В мае 1606 года патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения по православному обряду.

В июне 1606 года митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Шуйского.

Из за отсутствия патриарха обряд венчания на царство Михаила Романова в июле 1613 года совершил митрополит Казанский Ефрем.

В 1645 году патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича.

При венчании на царство в июне 1676 года Федора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров.

Летом 1682 года состоялось венчание на царство двух братьев соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича (впоследствии Петра I). Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебряный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха второго наряда. При венчании на царство Ивана и Петра Алексеевичей скипетр и державу получил из рук высшего церковного иерарха Иван Алексеевич как старший брат.

С принятием Петром I титула Императора Всероссийского обряд венчания на царство был заменен коронацией, что повлекло существенные изменения. Императорская мантия или порфира с цепью ордена Святого Андрея Первозванного заменила древнюю царскую одежду с бармами и золотой цепью, императорская корона — шапку Мономаха. Образцом для первой русской короны из позолоченного серебра и драгоценных камней стала корона византийской империи, составленная из двух полушарий, символизирующих единство восточной и западной частей Римской империи.

После замены представительства церкви в лице патриарха соборным представительством синода значительно изменился и обряд венчания на царство. Если раньше главенствующая роль при совершении обряда принадлежала патриарху или митрополиту, то теперь она перешла к самому коронующемуся. До Петра I царские регалии возлагались на царя высшим духовным лицом. Это лицо восседало рядом с царем на чертожном месте и обращалось к царю с поучением. Согласно новому чину, государь восседал на троне не с первенствующим епископом, а с государыней. Он сам возлагал на себя корону и сам же возносил ее на голову государыни.

Первое коронование было совершено в 1724 году над Екатериной I, супругой Петра I. В Успенском соборе Московского Кремля были поставлены два престола. После торжественного шествия под звон колоколов и звуки полковых оркестров император возвел супругу на трон. Когда императрица произнесла Символ Веры, а архиерей прочитал молитву, император возложил мантию на императрицу. Увенчав ее короной и вручив державу, Петр I подвел Екатерину к Царским Вратам для совершения миропомазания и причащения Святых Таин.

При венчании на царство Елизаветы Петровны в 1741 году в чиноположение впервые были введены ектения (молитвенное прошение), тропарь (церковное песнопение в честь праздника), паремии (чтения из Библии) и чтение Евангелия. В ектению было включено моление о венчаемом монархе.

При коронации Екатерины II в сентябре 1762 года она, первая из царствующих особ, собственноручно надела на себя корону, а после миропомазания через Царские Врата иконостаса храма прошла в алтарь к престолу и приобщилась Святых Тайн по царскому чину.

Павел Петрович первый из русских царей в 1797 году короновался вместе со своей супругой. По совершении обряда монарх, заняв место на троне и возложив регалии на подушки, снял с себя корону и, прикоснувшись ею к челу коленопреклоненной императрицы, надел на себя. Затем он возложил на супругу корону меньшего размера, цепь ордена Андрея Первозванного и императорскую порфиру.

Во время коронации Николая I в 1826 году ему был преподнесен для целования крест, бывший на Петре I во время Полтавской битвы и спасший его от смерти. Таким образом церковь подчеркивала героический дух императора, проявленный во время восстания декабристов в 1825 году.

Коронация Александра III в мае 1883 года привлекла более полумиллиона человек.

Торжества по случаю коронации последнего русского императора Николая II в мае 1896 года были омрачены трагедией на Ходынском поле Москвы: в давке за бесплатными подарками погибли две тысячи человек.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В январе 1547 года в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство великого князя Московского Ивана Васильевича…

Царский венец и трон. Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» / РИА Новости

Иван Васильевич первым из русских государей стал царем всея Руси, а Русское государство во всеуслышание заявило о себе как о наследнике великой Византийской империи.

«Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя»

Со времени Крещения Руси Византия была для русских своеобразным эталоном, которым поверяли политическое устройство, развитие культуры и искусства. Так, по словам великого князя Московского Симеона Гордого , царство ромеев «есть источник всякого благочестия и училище законодательства и освящения».

Даже накануне падения Константинополя авторитет византийского императора в глазах русских был чрезвычайно высок. Византийскую идею царя раскрыл в письме великому князю Московскому Василию I Дмитриевичу (1389) патриарх Константинопольский Антоний IV: «Святой царь [имеется в виду византийский император. – Т. С. ] занимает высокое положение в Церкви, но не то, что другие поместные князья и государи. Цари вначале упрочили и утвердили благочестие во вселенной; цари собирали Вселенские соборы, они же подтвердили своими законами соблюдение того, что говорят божественные и священные каноны о правых догматах и благоустройстве христианской жизни, и много подвизались против ересей. <…> На всяком месте, где только имеются христиане, имя царя поминается всеми патриархами и епископами, и этого преимущества не имеет никто из прочих князей и властителей. <…> Невозможно христианам иметь Церковь и не иметь царя. Ибо царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой и невозможно отделить их друг от друга. <…> Один только царь во вселенной, и если некоторые другие из христиан присвоили себе имя царя, то все эти примеры суть нечто противоестественное и противозаконное».

Впитав уроки византийских учителей, на Руси хорошо усвоили саму идею царя как некой от Бога данной и Богом утвержденной силы, призванной в согласии со священством охранять и укреплять правоверие во вселенной…

Уния и падение Второго Рима

Василий Темный в 1440 году отвергает соединение с латинскою церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе. Гравюра Б.А. Чорикова. XIX век

Московские князья никогда не забывали, что они связаны с императорским домом узами кровного родства. Как было написано в инструкциях, данных в 1489 году Иваном III русскому послу, направленному к императору Священной Римской империи Фридриху Габсбургу , князья на Руси «по изначальству были в приятельстве с передними римскими цари… да и государь наш в братстве и любви был с ними…».

Однако образ вселенского владыки на протяжении многих десятилетий оставался для московских правителей недостижимым, хотя и влекущим идеалом. Известно, что еще со времен Дмитрия Донского отдельные князья в некоторых случаях именовали себя царями. Но это был титул «для внутреннего пользования»: он лишь подчеркивал значение князей как независимых правителей, получивших такой статус по праву наследства. Общаясь же с внешним миром, русские князья не требовали от владык других стран называть их царями.

Ситуация резко изменилась в середине XV века. В 1439 году во Флоренции была подписана уния православной церкви с католической, а спустя несколько лет, в 1453-м, под ударами турок пал Константинополь. То, что византийский император, от Бога призванный охранять основы веры, решился на подписание унии, произвело неизгладимое впечатление на русских. А еще большее впечатление произвело на них падение Второго Рима под ударами «неверных»: в Москве оно воспринималось как «наказание Божье» за союз греков с латинянами.

В сложившейся ситуации впервые в новой для русских правителей роли блюстителя православия выступил Василий Темный. В одном из полемических сочинений, направленных против унии, – «Сказании о Флорентийском соборе» – великий князь Московский уже назван «всея русския земли утверждением, а греческой веры подтверждением и поддержанием».

Венчание на царство

Тем ощутимее для русских было значение венчания на царство Ивана IV в январе 1547 года, демонстрировавшего всему миру право наследования Россией той роли, которую некогда играли на международной арене Византия и ее император, почитавшийся царем всех православных христиан.

Одни историки (в частности, этой точки зрения придерживался Василий Ключевский ) считают, что инициатива венчания на царство исходила непосредственно от молодого великого князя Ивана Васильевича, которому к тому моменту не исполнилось и 17 лет. Однако большинство исследователей (вслед за Николаем Карамзиным ) полагают, что первым с такой идеей выступил тогдашний глава Русской церкви – митрополит Макарий, один из наиболее близких советников будущего царя и его духовный наставник.

Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. Венчание молодого государя проходило в соответствии с чином и ритуалом, которые специально по этому случаю разработал, вероятнее всего, митрополит Макарий.

Как отмечают исследователи, составленный тогда чин имел ряд отличий от византийского. Так, в русский чин не вошло возглашение царя святым, которое следовало сразу после миропомазания. По-видимому, сам ритуал миропомазания не был совершен над Иваном IV. Дело в том, что подробный текст византийского чина был прислан из Константинополя лишь в начале 1560-х годов, когда после долгих переговоров Ивану Грозному post factum удалось добиться патриаршего благословения на уже свершившееся венчание и тем самым обеспечить законность своего царского титула.

Митрополит Макарий возложил на великого князя знаки царского достоинства – крест, бармы и шапку Мономаха – и благословил его. Затем он обратился к нововенчанному государю с наставлением, которому отводилась очень важная роль в церемонии. Пастырь увещевал царя: «Братию свою по плоти люби и почитай… Бояр же и вельмож жалуй и береги по их отечеству; ко всем же князем и княжатам, и детем боярским, и ко всему христолюбивому воинству буди приступен, и милостив, и приветен по царскому своему сану и чину; всех же православных христиан блюди и жалуй и попечение о них имей от всего сердца…»

Почему Иван – Четвертый?

Интересно, что Иван Грозный не всегда обозначался как Четвертый. Во-первых, в допетровскую эпоху цифрового обозначения монархов вовсе не существовало. А во-вторых, известно, что в 1740 году Иван Антонович был провозглашен императором под именем Иоанна III.

Таким образом, Иван Грозный считался Иоанном I, поскольку именно он первым был венчан на царство. И только Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского» начал отсчет с великого князя Ивана Калиты: тогда Иван Грозный и стал Четвертым. В дальнейшем в историографии утвердилась именно эта традиция.

Иван I (Калита)

Иван II (Красный)

Иван III (Великий)

Иван IV (Грозный)

«Великое православное самодержство»

В Европе изменение титула московского правителя было воспринято болезненно: если ранее великий князь по своему значению был равен принцу или великому герцогу, то теперь царь становился на один уровень с императором Священной Римской империи.

Католическая Европа провозгласила Ивана «самозванцем», а вот протестантские страны достаточно быстро признали его царское достоинство – первыми в этом ряду стали Англия и Дания. Позже к этой позиции присоединился и император Священной Римской империи Максимилиан II . Польские же короли, опираясь на поддержку папского престола, не признавали московских правителей царями вплоть до XVII века. Эта проблема явилась одним из узловых пунктов дальнейших русско-польских конфликтов…

Православные поместные церкви вскоре после венчания на царство Ивана Васильевича признали его новый титул, и даже патриарх Константинопольский поминал русского царя по обряду, ранее применявшемуся только к византийским императорам. В новых исторических условиях, когда Русь оказалась единственным неподвластным турецкому султану православным государством, страны-единоверцы начали воспринимать ее как «великое православное самодержство». Именно в ней отныне видели оплот православия. Многочисленные посольства просителей милостыни и защиты из Константинополя и монастырей Афона исподволь внушали русским правителям мысль об их долге «избавить угнетенных христиан от агарянского племени».

Несмотря на то что в Москве к этим идеям относились с большой осторожностью, они ложились на хорошо подготовленную почву. Уже в 1548 году братия Хиландарского монастыря в послании к Ивану IV титуловала его «единым правым государем, белым царем восточных и северных стран… святым, великим благочестивым царством, солнцем христианским… утверждением седми соборных столпов». А в 1557 году посланные от патриарха Константинопольского с просительной грамотой именовали в ней русского царя «святым царством» и заявляли о соборном уложении «молить Бога о царе и великом князе Иване Васильевиче, яко же о прежних благочестивых царях».

Трудно сказать точно, было ли это соборное уложение результатом политики Ивана IV, требовавшего признания своего царского титула, либо это было одним из направлений политики восточного духовенства, доказывавшего русским, что их долг – защищать восточную церковь. Очевидно лишь то, что Иван Грозный воспринял эти идеи весьма непосредственно.

Венчание Ивана IV на царство. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI век

Венчавшись царским венцом, он действительно почувствовал себя самодержцем, равным византийским императорам – повелителям восточной половины мира. Однако в реальной политике ему пришлось столкнуться с резким непризнанием его нового статуса государями европейских держав и с «неповиновением подданных». Отныне вся деятельность царя – политическая, литературно-публицистическая – была посвящена построению изощренной системы доказательств его законного права на царский венец.

Мономахов трон

Несмотря на враждебное отношение со стороны западных правителей, сам Иван Грозный ощущал себя помазанником Божиим, противиться воле которого – все равно что противиться воле Бога. Одну из важнейших своих задач он видел в том, чтобы изменить традиционное для Руси отношение к правителю как к первому среди равных. Всеми доступными ему средствами венчанный государь проводил в жизнь идею о том, что царь – фигура священная. Это нашло отражение не только в политических шагах, предпринятых им вскоре после венчания на царство, и литературных произведениях, вышедших из-под его пера, но и в своеобразной художественной «программе», осуществленной царем.

Одним из пунктов этой «программы» было появление в Успенском соборе Кремля в 1551 году, то есть по прошествии четырех лет после венчания на царство, знаменитого Мономахова трона. Ивану Грозному было хорошо известно о существовании особого императорского моленного места в Святой Софии Константинопольской: оно называлось митаторием и располагалось в юго-восточной экседре храма. Идея «трона» в Успенском соборе была явно навеяна византийским образцом.

Царское моленное место и поныне стоит вблизи алтаря на южной стороне храма. Это монументальное сооружение имеет форму четверика с шатровым покрытием. Сюда, под сень шатра, венчанный царь, как некая святыня, восходил для молитвы в дни торжественных служб в Успенском соборе.

Заметим, однако, что если сама идея митатория была заимствована из Византии, то форма и декор «трона» весьма оригинальны. Его боковые стенки украшены барельефами, на которых воспроизведены легендарные сюжеты из русской истории. Здесь рассказывается о том, как русский великий князь Владимир Мономах получил в дар от византийского императора знаки царского достоинства – венец и бармы, венчался ими на царство и заслужил право именоваться царем. Эта легенда в годы правления Ивана Грозного имела огромное политическое значение. Она использовалась для доказательства законности права великого князя на царский венец и упоминалась практически во всех официальных документах того времени.

Резная надпись на подзоре (фризе) Мономахова трона представляет собой библейский текст, восходящий ко Второй и Третьей книгам Царств. Это обетование Господне израильским царям Давиду и Соломону, утверждающее божественный характер царской власти: «Аз избрах тя царя, взях тя за десницу твою и устроих тебе обладати людьми моими во вся дни живота твоего…»

В сочетании с сюжетами барельефов, где главным действующим лицом был русский великий князь, библейский текст воспринимался как обетование царскому роду Рюриковичей и русскому царю как преемнику ветхозаветных царей и византийских императоров. Не случайно в одном из своих посланий Иван Грозный, основываясь на родословии «дозаконных» царей, происшедших от Авраама, так объяснял возникновение института царской власти: «И сице обетова Бог Аврааму: яко отца многим языком сотворю тя, и царие из тебе изыдут».

Митрополит Макарий

Одним из наиболее значительных церковных деятелей эпохи Ивана Грозного был митрополит Московский и всея Руси Макарий. Уроженец Москвы, он принял постриг в монастыре преподобного Пафнутия Боровского. В 1526 году Макарий стал архиепископом Новгородским и Псковским, а в 1542-м был возведен на московскую митрополичью кафедру. Ряд историков считают, что именно он предложил Ивану венчаться на царство. Он же благословил царя на поход против Казанского ханства в 1552 году, завершившийся взятием Казани.

При нем получило продолжение прославление (канонизация) русских святых, для чего было созвано два больших церковных собора – в 1547 и 1549 годах, а в 1551-м проходил Стоглавый собор, решения которого были зафиксированы в сборнике, известном под названием Стоглав. Под руководством митрополита Макария были составлены «Великие Четьи-Минеи» – первый полный свод житий святых, святоотеческих поучений и других богословских текстов (впоследствии он был переработан святым Димитрием Ростовским). Сборник, выстроенный по месяцам, состоял из 12 томов.

Макарий покровительствовал первопечатнику Ивану Федорову: Печатный двор на Никольской улице в Москве был открыт при деятельном участии митрополита. После падения «Избранной рады» Макарий оказался единственным ее членом, избежавшим царской опалы. Скончался он в последний день 1563 года. В 1862 году его образ был увековечен среди скульптурных изображений крупнейших деятелей церкви на знаменитом памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, а в 1988-м на Поместном соборе Русской православной церкви митрополит Макарий был причислен к лику святых.
Митрополит Макарий венчает на царство Ивана IV. Гравюра с оригинала К.В. Лебедева

Портретная галерея Архангельского собора

Существовал еще один византийский обычай: при восшествии на престол императоры отдавали распоряжения об устройстве своей будущей гробницы, им даже приносили куски мрамора, чтобы они выбрали материал для саркофага. Смысл этой церемонии состоял в том, чтобы напомнить царю о его человеческой, смертной и греховной природе.

Следуя византийским примерам, Иван Грозный проявил особую заботу об украшении московского Архангельского собора – усыпальницы Рюриковичей, где в алтарной части, в диаконнике, приготовили место для царского погребения. Сам собор был расписан по царскому указу в 1564–1565 годах.

Главной отличительной чертой программы росписи храма, в разработке которой Иван IV, вероятно, принимал участие, стали надгробные портреты покоящихся в нем князей московского дома, предков венчанного царя. Примечательно, что все князья были изображены с нимбами над головой как представители династии, породившей царя-помазанника, каким себя ощущал Грозный. Их святость подтверждала и узаконивала его право на царский венец.

Не случайно и появление на стенах Архангельского собора портрета византийского императора Мануила Палеолога (в росписи, обновленной в XVII веке, Мануил превратился в Михаила), который был помещен на юго-восточном столпе среди изображений русских князей. Его портрет в этом ряду лишний раз подтверждал, что имперская традиция не умерла с падением Византийской империи, но нашла свое развитие при дворе русского царя.

В системе росписи Архангельского собора портрет императора уже не демонстрировал идею власти главы христианского мира, а символизировал верность русских князей имперской идее и тем традициям, которые были восприняты ими от Византии. Он служил напоминанием о праве московской державы – нового Рима – наследовать статус христианской империи.

Для доказательства царского происхождения кроме демонстрации святости рода необходимо было и детальное знание генеалогического древа, причем чем глубже в века уходили его корни, тем больше оснований находилось для подтверждения величия династии.

Византийский император Михаил Палеолог. Фреска юго-восточного столпа в Архангельском соборе Московского Кремля

Об актуальности этой идеи свидетельствует переписка Ивана Грозного с европейскими монархами. В письме шведскому королю Юхану III , не желавшему признавать русского великого князя царем, Иван IV высказывал сомнения относительно царского происхождения самого Юхана и указывал на то, что шведский государь не аргументировал свои претензии генеалогическими построениями: «Всего же достовернее будет, если ты пришлешь запись о своем государском роде, о котором ты писал, что ему 400 лет, – кто и какой государь после кого сидел на престоле, с какими государями были в братстве, и мы оттуда уразумеем величие твоего государства». С этой точки зрения княжеские портреты в Архангельском соборе не только подтверждали законность власти царствующего самодержца, но и были призваны демонстрировать мощь и величие державы.

Сакрализация власти

За долгие годы правления первый русский венчанный царь Иван Васильевич пережил многое – от радостного и бодрого упоения величием своей власти, по праву наследованной от византийских императоров, до мрачного разочарования и ощущения бессилия изменить что-либо в собственной судьбе и судьбе своего государства, что обернулось для его подданных невиданными по жестокости казнями.

В одном лишь царь был всегда последователен: на протяжении всей своей жизни самыми разными способами – сочинением литературных произведений, введением в обиход ритуалов византийского императорского двора, созданием художественных ансамблей со сложной идеологической программой, раскрывавшей идею царства, – он проповедовал воспринятую от Византии концепцию харизматической, то есть наделенной особыми благодатными дарами, царской власти.

На этом поприще Иван IV преуспел. Благодаря его стараниям традиционные для Руси представления о власти в значительной мере изменились. Отныне в царе видели не просто личность, которой полагается воздавать определенного рода почести, а предмет священного чувства и веры. С этого момента стал набирать силу процесс сакрализации царской власти, уже через столетие сформировавший специфически русское отношение к самодержавию как к понятию, принадлежащему не столько к области права, сколько к области веры.

Татьяна Самойлова,
кандидат искусствоведения (при участии Никиты Брусиловского)

Венчание на царство

Венча́ние на ца́рство торжественное, носившее сакральный характер принятие монархом символов принадлежащей ему власти. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство (первоначальный чин поставления на великое княжение), характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя («помазанника Божьего») как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол (трон) и посох. «Посажение на стол» являлось на Руси ритуальной церемонией принятия великокняжеской власти и совершалось в Успенском соборе Московского Кремля. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой (её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета). По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном. В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство.

Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя. Венчание на царство Ивана IV Грозного произошло 16 января 1547 по чину венчания Дмитрия. В официально закреплённой при Иване IV доктрине божественного происхождения царской власти монарх был назван наследственным государем от «прародителей» своих, продолжателем древней династии, восходящей к римским и византийским «цесарям». Окончательно преемство русским государем византийской короны было закреплено соборной грамотой духовенства восточной православной церкви, присланной с благословением патриарха Константинопольского царю Ивану IV в 1561 вместе с книгой царского венчания византийских императоров. В соборной («Утвердительной») грамоте 1561 был утверждён сан царя на Руси, а также изложен весь порядок священного действа («чин венчания на царство»). Впервые обряд Венчания на царство в целостном виде по чину венчания византийских императоров был совершён 31 мая 1584 при Венчании на царство Фёдора Ивановича. Главной составной частью церемонии был «великий» выход государя со свитой в кафедральный Успенский собор Московского Кремля (для «великих» выходов при венчании предназначалось Золотое, позднее Красное крыльцо Грановитой палаты). Внутри Успенского собора было устроено со стороны западных дверей специальное царское место («чертог о 12 ступенях») для возложения митрополитом Дионисием царского венца на голову царя. Тогда же впервые в качестве коронационной регалии русскому государю была присвоена держава («яблоко державное») с навершием в виде креста как символ власти над всеми землями православного мира. После миропомазания и причащения в алтаре состоялось шествие государя из Успенского в Архангельский собор . Венчание на царство сопровождалось военным празднеством на Девичьем поле. 3 сентября 1598 состоялось Венчание на царство Бориса Годунова (обряд совершил патриарх Иов). Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Фёдором Борисовичем Годуновым не были совершены из-за кратковременности его царствования. Венчание на царство Лжедмитрия I проходило 22 июля 1605 (сначала в Успенском соборе на него был возложен венец патриархом Игнатием и вручены скипетр и держава, затем в Архангельском соборе архиепископ Арсений венчал его шапкой Мономаха). 8 мая 1606 патриарх Игнатий вопреки протесту архиепископа Гермогена совершил миропомазание и Венчание на царство Марины Мнишек, которая отказалась от крещения и причащения. 1 июня 1606 митрополит Новгородский Исидор венчал на царство Василия Ивановича Шуйского. Из-за отсутствия патриарха обряд Венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова (11 июля 1613) совершил митрополит Казанский Ефрем. 28 сентября 1645 патриарх Иосиф венчал на царство Алексея Михайловича, для которого в Константинополе были изготовлены новые регалии: в 1658 золотой скипетр «второго наряда», в 1662 — держава, в 1665 — «диадима» (бармы). При Венчании на царство (16 июня 1676) Фёдора Алексеевича вновь был тщательно регламентирован обряд венчания в соответствии с чином венчания византийских императоров. 25 июня 1682 состоялось Венчание на царство двух братьев-соправителей Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича. Для этого обряда был специально изготовлен двойной серебрянный трон, для Петра Алексеевича сделана по образцу шапки Мономаха так называемая шапка Мономаха «второго наряда».

С принятием Петром I титула «Императора Всероссийского» обряд Венчания на царство был заменён коронацией, что повлекло существенные изменения как в церковной церемонии, так и в составе регалий.

О.Г. Ульянов.


Москва. Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия . 1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Венчание на царство" в других словарях:

    Коронование, воцарение, вступление на престол, восшествие на престол, коронация, возведение на престол Словарь русских синонимов. венчание на царство сущ., кол во синонимов: 6 возведение на престол … Словарь синонимов

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - (чин коронации) торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами … Юридическая энциклопедия

    Красные ворота, через которые традиционно следовал коронационный кортеж Венчание на царство церемония коронации российских монархов, известная со времён Ивана III, проводника идеи пра … Википедия

    Торжественный обряд, возникший первоначально на Востоке, отсюда перешедший в Византию и из последней заимствованный Россией. Первые более точные сведения о В. государей не восходят далее половины V века. По описанию византийских историков, В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (чин коронации), торжественное вручение Царю символов его власти, сопровождаемое Таинством Миропомазания и другими церковными обрядами. Чин коронации православных монархов известен с древнейших времен. Первое литературное упоминание о нем дошло… … Русская история

    ВЕНЧАНИЕ НА ЦАРСТВО - см. ст. Царь … Православная энциклопедия

    Состоялось в 1605 году. В отличие от всех остальных коронационных церемоний в Московском Царстве, порядок коронации Лжедмитрия I был тройной: традиционные шапку Мономаха и бармы в Успенском соборе возложил Патриарх Игнатий, затем он же возложил… … Википедия

    Христианский обряд возложения венца (короны) на головы верующих при вступлении их в церковный брак, а также при коронации монархов (венчание на царство) … Большой Энциклопедический словарь

    Я; ср. к Венчаться (1 2 зн.). ◁ Венчальный, ая, ое (2 зн.). В. обряд. В ое платье. В ые свечи. * * * венчание 1) христианский обряд возложения венца (короны) на головы вступающих в церковный брак. 2) Торжественное, носившее сакральный характер… … Энциклопедический словарь

    Венчание - церк. обряд бракосочетания. Назван так потому, что над головами брачующихся держат венцы (короны). В обряде В. в самом факте увенчания молодых пересеклись чисто церк. и рус. фольклорные обрядовые традиции. Фольклорный характер носят мн. приметы,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Раскол. В 3-х книгах. Книга 1. Венчание на царство , Личутин Владимир Владимирович. Владимир Личутин впервые в современной прозе обращается к теме русского религиозного раскола - этой национальной драме, что постигла Русь в XVII веке и сопровождаетрусский народ и поныне.…

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

14 марта с 16:00 до 19:00 на сайте не будет осуществляться онлайн продажа билетов.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.