Биографии Характеристики Анализ

«Фейная сказка в музыке» по творчеству К. Бальмонта, анализ стихотворений «Фея», « Чары Феи», « У чудищ

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  • выставка книг К. Бальмонта;
  • портрет К. Бальмонта;
  • таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  • иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  • озорник
  • добрый
  • храбрый
  • смелый
  • отважный
  • фантазер
  • дерзкий

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?

Тема: РР : Анализ стихотворений К.Д. Бальмонта

(«Осень», «У Чудищ», «Как я пишу стихи» из цикла «Фейные сказки»)

Цель: 1)дать краткий обзор поэзии К. Д. Бальмонта

2)закрепить литературоведческие термины: эпитеты, олицетворение, метафора

3)воспитание чувства красоты, любовь к природе.

Оборудование урока: портрет поэта, музыкальная запись «При лунном свете»

Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным стихам; постановка вопросов по теме, повторение теорию литературы, индивидуальный подход к личности.

Ход урока.

Эпиграф к уроку:

"Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну. Никто до сих пор не равен ему в его певучей силе"

Александр Блок.1907г.

1 Орг. момент . Учитель читает наизусть стихотворение К. Д. Бальмонта «Облачная лестница»

Если хочешь в край войти вечно-золотой,

Облачную лестницу нужно сплести мечтой,

Где во сне бываем мы только иногда

А и спать не нужно нам, лишь возьми росу,

Окропи вечернюю света полосу.

И, скрепивши облачко месячным лучом,

В путь иди, не думая больше ни о чём.

Вот такую волшебную облачную лестницу придумал русский поэт Константин Бальмонт. Она невесома и призрачна, по её ступенькам можно совершить любое путешествие. Облачная лестница открывается тому. Кто умет мечтать. Сам поэт по её ступенькам любил возвращаться в своё детство. Давайте мы тоже попробуем пройти по этой лестнице вслед за поэтом. Где же мы окажемся? Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было подготовить материал о детских годах Константина Бальмонта.

2. Проверка домашнего задания. (наизусть).

Слово учителя. Вот так из маленького мальчика постепенно вырос поэт Константин Бальмонт. Через всю последующую жизнь он пронёс нежную, трепетную любовь к своему «милому раю», где провёл так много счастливых лет.

И, наверное, благодаря сладостным воспоминаниям детства, задушевно и забавно прозвучат написанные в 1905году уже известным поэтом «Фейные сказки»

3.Новая тема. Сегодня мы с вами познакомимся со стихами из книги «Фейные сказки» Эта книга стихов - одна из самых очаровательных в русской поэзии. Она соединяет и фантазию, и юмор, она завораживает живыми и трепетными образами.

А почему книга называется «Фейные сказки»?

Кто такая Фея? В каких сказках встречали?

Словарная работа

Фея (фр. fee , англ. fairy - также faery , faerie , fay , fae ; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) -Образ феи как изысканно-привлекательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейском фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; якобы дружелюбных и приносящих удачу, чаще - лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям - прежде всего, младенцев.

Послушайте первое стихотворение «Посвящение»

Солнечной Нинике, с светлыми глазами-

Этот букетик из тоненьких былинок.

Ты позабавишься Фейными сказками,

После - блеснёшь мне зелёными глазками,

В них не хочу я росинок.

Вечер далек, и до вечера встретится

Много нам гномы, и страхи, и змеи,

Чур, не путаться, а если засветятся

Слёзки, пожалуюсь Фее.

    Кому же посвятил К.Бальмонт эти сказки? (Нинике – своей маленькой дочке) (показ портрета Ниники)

Давайте прочитаем эти удивительные детские стихи.

4 Работа с книгой. Проведем словарную работу в тетрадях

Чудище – в сказках устрашающее, уродливое существо.

В каких сказках встречается?

Шапка невидимка – в сказках шапка, делающая невидимым того, кто её носит.

В каких сказках встречается?

Пасть - рот зверя, чудища. (Под музыку)

Один ученик читает «У чудищ».

Кто является героем этого стихотворения? (образы русских народных сказок(РНС)- «старуха злая - Яга», «Кощей», «избушка на курьих ножках»)

В каких сказках встречаются? Опишите их.

Нарисуйте устный портрет героя стихотворения. Что о нём и его характере можно узнать из текста. Кто он? С какой целью он навещает чудищ? (Весёлый жизнерадостный, повествует о своих забавных приключениях)

Прочитайте первую строфу. О чём говорится? (1 строфа разворачивает тему русской сказки: избушка на курьих ножках, где «всё как прежде» в значении «как в старой многовековой сказке о Бабе Яге, «Старуха злая была строга»)

Прочитайте вторую строфу. Здесь какие образы появляются?

(Здесь появляется незнакомый, не сказочный образ-образ героя-рассказчика, наверное, он молодой, с усами, красивый и добрый, с хитрющими глазами.)

Перечитайте третью строфу «Найду для песен жемчугов». Как вы понимаете эти строки? О каких песнях и жемчугах идёт речь? Объясните смысл сравнения в этой строке. (Жемчуг- драгоценный камень, привлекающий людей своей красотой) Драгоценно и прекрасно и поэтическое слово, которое добывает поэт для своих «песен»- стихотворений. А «тайны», добытые у Змея, ценны для поэта как материал для его песен. Как называется такое скрытое сравнение? (Метафорой) Что такое метафора?

Возможно, что тайну Золотой рыбки поэт узнал у Змея. Фольклорные образы РНС являлись источником художественного творчества многих поэтов. В. А. Жуковский, А.С. Пушкин, Г Тукай, и другие поэты черпали свое вдохновение из колодцев народной поэзии.

Каким чувством проникнуто стихотворение? Как нужно читать?

Сейчас один из вас прочитает стих вслух. А остальные закрывают глаза, внимательно слушайте и попробуйте представить все то, что описано в стихотворении.

Получилось?

Мы знаем, с каким трепетом относился маленький Константин Бальмонт к окружающей природе. Это трепетное отношение, эту любовь он сохранил навсегда.

Мы говорим, что поэт любил природу. Он описывал в своих стихах разные времена года. Давайте обратимся к стихотворению «Осень»

Словарная работа (таблички)

5. Развитие творческих способностей учащихся

Давайте попробуем вставить пропущенные в тексте стихотворения К. Д. Бальмонта эпитеты и сравнить их с авторскими.


К. Д. Бальмонт «Наряды Феи»

У Феи глазки…(изумрудные)

Все на траву она глядит

На ней наряды дивно-…(чудные)

Опал, топаз и хризолит.

Есть жемчуга из света …(лунного)

Каких не видел взор ничей

Есть поясок покроя... (струнного)

Из ярких солнечных лучей

Ещё ей платье…(подвенечное)

Дал колокольчик…(полевой)

Сулил ей счастье…(бесконечное)

Звонил в цветок свой …(голубой)

Росинка с грезой…(серебристою)

Зажглась…(алмазным) огоньком.

А ландыш свечкою…(душистою)

Горел на свадьбе светлячком.

Вы видите, сколько в нём понадобилось времени, фантазии, умения, чтобы подобрать эпитеты. А вот о том, как легко рождались строки у самого поэта, можно узнать, прочитав стихотворение «Как я пишу стихи» (чтение стиха)

Чем будет отличаться настроение? С каким чувством прочтете первую и вторую части стихотворения? Какие слова в них видите, чтобы показать рождение «внезапной строки» -поэтического вдохновения?(Живая радость поэтического вдохновения)

Почему между частями стихотворения должна быть большая пауза? Какую роль играет внутри стиховая пауза последнего стиха? («И, право, никогда не сочиняю»)

Прислушайтесь к звучанию первой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают? (о,а,а,а,о,а,а.) Это ассонансная основа

(п,тс, ст, ст, тр, рт,тс)-аллитерация. Звукопись стихотворения волнующая, беспокойная, динамичная.

Как прочитаете заключительные две строки с повышением или понижением голоса? Почему?

Что есть поэзия-вдохновение или труд? (это сознательный труд в высшем значении этого слова труд).

Ребята, сегодня мы с вами познакомились стихами из сборника «Фейные сказки». А почему общее их название «Фейные сказки»? (В своих стихах Бальмонт очень много использовал персонажей, образ Феи. А мы знаем, что во многих сказках присутствует добрая Фея. И эта Фея появлялась и исчезла, озаряя и вдохновляя его к написанию стихов).

7.Дома.1.Сделать иллюстрации к понравившимся стихам поэта.

Написать несколько предложений с использованием образных средств языка и словарных слов.

Попробовать сочинить стих о зиме, используя метафоры, чувствуя себя юным Бальмонтом.

Задание №1 . Каждый ряд, работая со своими стихотворениями в течение 10 минут, составляет «карту». Образец записи.(Левый столбик пустой)

Примерный вариант.

О нарядах

Стать Музой

При помощи живой и неживой природы

Через что? (ср-ва выразительности)

Олицетворений, метафор, эпитетов

Задачи для редакций:

    Оформить макет обложки будущей книги, форзац, титульный лист.

    Написать аннотацию.

К. Д. Ч БАЛЬМОНТ

Я был в избушке на курьих ножках.

Там все как прежде. Сидит Яга.

Пищали мыши и рылись в крошках.

Старуха злая была строга.

Но я был в шапке, был в невидимке.

Стянул у старой две нитки бус.

Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.

И вот со смехом кручу свой ус.

Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,

Найду для песен там жемчугов.

До самой пасти приближусь к Змею,

Узнаю тайны – и был таков.

(No Ratings Yet)

  1. КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867-1942) Родился в деревне Гумнищ, Владимирской губернии, где прожил первые десять лет. Отец его был скромным помещиком, страстным охотником. Мать приучила мальчика любить искусство, музыку, словесность. Учился...
  2. РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ЖУРАВЛЬ И ЦАПЛЯ Жили-были на болоте журавль и цапля. Построили они себе избушки. Скучно жить журавлю, решил он к цапле посвататься. Пришел и говорит: – Выходи за...
  3. Начало 20 века ознаменовалось весьма странной тенденцией в русской литературе, которую можно условно назвать позерством. Многие известные и начинающие поэты считали себя гениями, открыто заявляя об этом в своих произведениях....
  4. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение ” Я в этот мир...
  5. Константин Бальмонт пришел в литературу уже вполне сформировавшимся поэтом и самодостаточным человеком. Его дебют в поэзии состоялся в 1890 году, когда автору небольшого сборника исполнилось 23 года. К тому моменту...
  6. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  7. Каждый человек в глубине души верит в чудеса, даже если обладает прагматичным складом ума. Однако детские сказки и предания откладывают на всех нас свой отпечаток. Что уж говорить про романтические...
  8. Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и...
  9. Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано...
  10. Акмеисты О. Э. Мандельштам Ленинград Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда – так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских...
  11. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого...
  12. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной...
  13. План 1. Моя Родина – Россия. 2. Прошлое моей Родины. 3. Слава и гордость России. 4. Достоинства моей страны. 5. Другой Родины мне не надо. И все пройдя пути морские,...
  14. Символисты К. Д. Бальмонт Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чем они шепчут? О чем говорят? Зачем огоньки между ними горят? Мелькают, мигают –...
  15. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого....
  16. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали...
  17. Письмо подруге Здравствуй, Наташа! Пишет тебе твоя подруга Таня*. Спешу ответить на твое послание, ведь я так давно ждала твоего письма! Ты спрашиваешь, чем я занимаюсь и как у меня...
  18. Р. И. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДИАЛОГ О ЛЮБВИ – Отдать тебе любовь? – Отдай… – Она в грязи… – Отдай в грязи. – Я погадать хочу… – Гадай. – Еще хочу спросить…...
  19. План 1. Многообразие профессий. 2. Кем же стать? 3. Учеба – главная работа для школьника. Я еще не знаю, кем буду, когда выросту. В мире очень много разных профессий, и...
  20. Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался...
  21. Символисты К. Д. Бальмонт Краткие биографические сведения: 3 (15) июня 1867 – родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые 10 лет жизни прошли в...
  22. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  23. НЕ и НИ в отрицательных наречиях являются приставками и пишутся всегда слитно: незачем, никак, ничуть. Под ударением пиши приставку НЕ-, а без ударения – приставку НИ-: негде устроиться – нигде...
  24. Одной из самых популярных книг “последнего романтического поэта и первого его критика”, как называл себя Гейне, есть сборник стихов “Книга песен” . Она в некоторой степени автобиографичная, ведь именно безответная...
  25. Евгений Агранович родился 13 октября 1918 года в городе Орле. Однако впоследствии при составлении документов дата была записана как 14 ноября 1919 года – этот вариант на протяжении десятилетий указывался...
  26. Велимир Хлебников по праву считается реформистом русской поэзии. В своем творчестве он экспериментировал не только с рифмой и слогом, но и со словоформами, утверждая, что для выражения своих мыслей и...
  27. Символисты К. Д. Бальмонт *** Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем...
  28. Я засмеялся сразу, когда только прочитал тему сочинения. И действительно, для чего смех может потребоваться человеку? Смешной вопрос! Смех – это же суть нашей жизни! Радость, счастье и свет, юмор...
  29. ВЛАДИМИР СЕМЕНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938-1980) Родился в Москве в семье военного связиста. В детские годы жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца, затем с матерью – в...
  30. Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных...
У ЧУДИЩ

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель : Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.

Задачи :

1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Воспитывать бережное отношение к слову, уважение чужой точки зрения.

Оформление и оборудование :

  1. выставка книг К. Бальмонта;
  2. портрет К. Бальмонта;
  3. таблички со словами: волшебные герои, волшебные предметы, ваши помощники, символ, солнце, погибшие растения, цветы, роса;
  4. иллюстрации героев: Бабы-Яги, Кащея, Змея Горыныча.

Ход урока

1. Вводная беседа

– Сегодня мы отправляемся в чудесный, загадочный мир волшебной сказки. В волшебной сказке совершаются самые невероятные чудеса и превращения.

– Но мы не можем отправиться в путешествие, пока не вспомним, что отличает волшебную сказку от других сказок.

ВОЛШЕБНЫЕ ГЕРОИ (Жар-птица, Баба-Яга).

ВОЛШЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ (золотое яблоко, скатерть-самобранка, клубок, шапка-невидимка).

ВОЛШЕБНЫЕ ПОМОЩНИКИ (Сивка-Бурка, Кот, Мышка). / Слайд 1.

– Элементы волшебной сказки вы знаете. Но прежде, чем отправляться, давайте вспомним, что волшебные сказки пришли к нам из глубокой древности, когда человек верил, что природа – это живое существо, всюду находил разум и чувства. В шуме лесов, в шелесте листьев ему слышались загадочные разговоры, которые вели между собой деревья, в теске сломанной ветки он узнавал боль.

Только люди с доброй душой и чутким сердцем сохранили такое отношение к миру. Мы называем их поэтами.

Как вы понимаете слова: «Поэт во всем видит тайну, угадывает душу»?

Ответ : Видит то, что нельзя увидеть глазами, во всем видит живое, олицетворяет природу.

2. Сообщение темы урока, задач

– Поэтому, чтобы проникнуть в тайны волшебной сказки, мы обратимся к творчеству великого русского поэта Константина Бальмонта.

3. Сообщение нового материала

– Сто лет назад в России читали стихи К.Д. Бальмонта. Он был едва ли не самым знаменитым поэтом того времени. / Слайд 2. Портрет.

Бальмонт родился в небогатой дворянской семье. Настоящая фамилия его деда была Баламут, который решил облагородить ее на французский манер. Отец поэта Дмитрий Бальмонт был добрый человек. Он научил сына видеть красоту русской природы. А благодаря матери мальчик узнал красоту музыки и слова. Поэтому не удивительно, что в 10 лет Бальмонт начал писать стихи, а когда вырос, стал знаменитым поэтом.

Бальмонт относится к поэтам «серебряного века». Понятие «серебряный век» прежде всего связано с понятием символист-поэт, который использует в своем творчестве слова-символы.

СИМВОЛ – в переводе с греческого «примета» . / Слайд 3.

Символ таит в себе глубинный смысл, как бы светится им. Символисты верили в существование двух миров – нашего и потустороннего.

– Вы знаете, что символизирует такое дерево, как дуб ?

– А вот, например, вода символизирует жизнь. Как вы думаете, почему?

Также в его творчестве встречаются такие символы, как «солнце», «звезды».

Бальмонт в своем творчестве чаще всего использовал символы счастья и горя.

– Как вы думаете, какие из этих слов являются символами счастья, а какие горя?

СОЛНЦЕ , ПОГИБШИЕ РАСТЕНИЯ , ЦВЕТЫ , РОСА ? / Слайд 4.

Если проникнуться поэзией Бальмонта, мы узнаем много тайн. Так что отправимся в путь.

4. Постановка проблемного вопроса

Произведение, к которому мы сегодня обратимся, называется «У чудищ».

– Как вы думаете, почему оно называется именно так?

– Кто такие чудища?

– Назовите близкие слова.

– Каких вы знаете чудищ?

– Каким должен быть человек, чтобы оказаться у чудищ?

5. Первичное чтение

– Какую вы представили картину?

– Что вам понравилось, а что нет в поведении героя?

Физ. минутка

Герой приглашает нас отправиться вслед за ним.

Давайте закроем глазки. Представим, что идем по сказочному лесу, что шепчут деревья, под ногами ласково шелестит трава. Вперед бежит узкая тропинка и так зовет нас за собой. Мы идем по ней, прислушиваясь к лесным звукам, щебетанию птиц. Нам очень интересно. Что ждет нас впереди? И вот на светлой поляне стоит необычная избушка, тихонько поскрипывает приоткрытая дверь, как бы приглашая нас войти.

Чтение про себя

А сейчас, прочитайте про себя и обратите внимание на то, как меняются чувства героя и подберите ту интонацию и силу голоса, с которой будете читать.

6. Вторичное чтение и литературоведческий анализ

Почитаем вместе и поразмышляем над тем, что же произошло с нашим героем, и попутешествуем по дорогам сказки вместе с ним.

– Прочитаем первую строфу.

– У кого побывал наш герой?

Давайте представим (нарисуем) словесный портрет Бабы-Яги. / Слайд 5. Картинка с изображением Бабы-Яги.

Представим, в какой избушке она живет.

Баба-Яга – героиня многих сказок. Ее образ дошел до нас из далекой старины. Когда она была хранительницей очага. С виду злая старушка с горбом на спине. Когда посмотришь в ее глаза, они кажутся злыми, но когда приглядишься к ним, то можно заметить, что ее сердце наполнено не только злом, но и добром.

– Из каких слов первой строки можно понять, что Баба-Яга не такая уж и злая?

– Что необычного в домике, в котором она живее?

– Кто знает, что собой символизирует избушка Бабы-Яги в русских волшебных сказках? (Переход в другой мир. Избушка Бабы-Яги находится на границе нашего мира и ирреального).

– Как вы думаете, наш герой бывал в гостях у Бабы-Яги раньше?

– Какие строчки это доказываю?

Там всё, как прежде.

Т.е. получается, наш герой бывал там не раз, и он проверяет, изменилось ли там что-нибудь.

– Как вы думаете, а зачем он туда вернулся?

Об этом мы узнаем, прочитав вторую строфу.

– Как вы думаете, испугался наш герой гнева Бабы-Яги?

– Почему он не испугался, что разозлил Бабу-Ягу? (Был в шапке-невидимке).

Смелый, с улыбкой встречает препятствия на своем пути. У него веселый нрав.

– Какие слова поддерживаю веселый нрав героя?

«Стянул».

– Какие слова можно употребить вместо этого слова?

– А почему автор выбрал именно это слово? (Это слово указывает, что он сделал это не в корыстных целях. Оно наиболее полно помогает нам представить картину происходящего. А если мы заменим его другим словом, герои предстанут перед нами в другом обличии).

– Что же за бусы стянул наш герой, что разгневал ведьму? Не случайно автор употребил именно это слово.

– Что значит «ведьма»? (Ведает, знает все секреты).

– Значит, что стянул наш герой?

– Как называется этот прием в литературе?

– А почему именно две нитки бус?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить, где живет Баба-Яга.

– А где находится ее дом? (На границе двух миров).

– Значит, она знает секреты нашего и ирреального мира?

Наш герой разведал секреты ведьмы и «скрылся в дымке».

– Как вы понимаете это выражение? (Исчез, сбежал, растворился).

– Раз он сбежал, можно ли лирического героя назвать хулиганом?

– А может он поэт и хочет открыть людям тайны?

Прочитайте последнюю строчку в этой строфе.

– Почему он радуется? (Он неутомим, радуется предстоящим новым приключениям).

К кому же мы теперь отправимся вместе с героем?

Прочитайте третью строфу.

– Кто такой Кащей? / Слайд 6. Изображение Кащея.

– Каким он является нам в сказках?

– Почему его называют бессмертным? (Он – владыка сказочного ирреального мира).

В древности его называли Коша . Есть несколько предположений происхождения этого слова.

1. Кость – худой, костлявый (почему) ?

2. Коша – слуга.

3. Коша – господин.

– Что хочет найти наш герой у Кащея?

– Что значит «жемчугов для песен»?

– Из чего состоят песни? (Из слов) .

– Простые ли это слова?

Жемчуга в старину называли «перл», как нечто замечательное и прекрасное.

Как жемчуга являются драгоценными камнями, так и слов из песни не выбросишь. Они незаменимы и прекрасны. Такие слова дороже всяких сокровищ для настоящего поэта.

– К кому еще отправимся мы вместе с героем. Прочитайте.

– Как называли змея в сказках?

ГОРЫНЫЧ / Слайд 7. Изображение Змея Горыныча.

– От какого слова произошло это слово?

Это указывает на связь не с горами, а с верхом вообще, т.е. обитающие наверху. Слово «гора» в древности имело значение «лес». В представлении народа связан со стихией огня, поэтому его изображали огнедышащим.

– Зачем наш герой приблизился к самой пасти Змея, ведь это опасно?

– А зачем ему нужно узнать тайны?

Русские народные сказки хранят многотайн, дошедших до нас из глубины веков и узнать их не каждому дано.

– А наш герой сумел это сделать?

– Какими же качествами нужно обладать для этого?

Давайте составим словесный портрет героя.

Перед нами несколько качеств личности, выберите нужное и обоснуйте свой ответ.

  1. озорник
  2. добрый
  3. храбрый
  4. смелый
  5. отважный
  6. фантазер
  7. дерзкий

Слайд 8

Настоящий пот всегда рискует, когда пытается открыть тайну людям в мире о людях. Настоящий поэт силой своего воображения бывает в самых немыслимых местах. Только поэт может сказать про избушку Бабе-Яге, что там всё, как прежде. Ибо этот чудесный мир, тот мир, в котором живет поэт.

– Кто прочитает это произведение, передав все чувства и переживания автора?

7. Чтение стихотворения

8. Обобщающая беседа

Итак, о чем идет речь в стихотворении? (О добре, зле и смелости).

Что своим произведением хотел сказать поэт?

Вот мы и закончили наше путешествие. Ответьте мне на вопрос:

– Каким должен быть человек, чтобы ему открыли все тайны прошлого, дошедшие до нас в сказках?

9. Итог урока

– Какие тайны мы узнали, идя по дорогам сказки?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Константин Дмитриевич Бальмонт Дом Бальмонта в селе ГумнищиЗдесь в ночь с 3 на 4 июня 1867 г. родился К.Бальмонт Село было небольшим: старинная усадьба, маленький пруд, несколько изб. Музей Бальмонта в г. Шуя Рядом с усадьбой был тенистый парк Парк любили все, но особенно – маленький рыжеволосый мальчик Он часто бродил по парку пытался разгадать его тайны Однажды в парке «самый верхний листок, затрепетавший на самой высокой липе, толкнул в детской душе творческую основу Стихи плясали в моей душе, как стеклокрылые стрекозы-коромысла,и я сразу мысленно написал с десяток стихов и читал их вслух матери, которая ехала на тройке вместе со мной и которая смотрела на меня после каждого стихотворения восхищенными, такими милыми глазами Бальмонт был одним из самых знаменитых поэтов России начала хх века. Бальмонт написал 35 книг стихов. В «Фейных сказках» родник творчества Бальмонта бьет струей ясной, хрустальной В.БрюсовНикто до сих пор не равен ему в его певучей силе А.Блок 1907 г К. Бальмонт с дочерью Ниной (Ниникой) Посвящение Солнечной Нинике, с светлыми глазками –Этот букетик из тонких былинок.Ты позабавишься Фейными сказками,После блеснешь мне зелеными глазками, -В них не хочу я росинок.Вечер далек, и до вечера встретитсяМного нам, гномы, и страхи, и змеи.Чур, не пугаться, - а если засветятся Слезки, пожалуюсь Фее
Фея в легендах Западной Европы – сверхъестественное существо, волшебница. Легкие и изящные, Они населяют всю природу. Друзья феи ФеяГоворили мне, что Фея,Если даже и богата,Если дарит ей лилеяМного снов и аромата,-Все ж, чтоб в замке приютиться,Нужен ей один листок,Им же может нарядитьсяС головы до ног.Да, иначе быть не может,Потому что все в ней нежно,Ей сама Луна поможет,Ткань паук сплетет прилежно.Так как в мире я не знаюНичего нежнее фей,Ныне Фею выбираюМузою моей. Муза– творческое вдохновение, источник которого представляется обычно в образе женщины, богини ВеселоеИгривоешутливоеМечтательноеТаинственноелирическоеМрачноеЖуткоестрашное Я был в избушке на курьих ножках.Там все как прежде. Сидит Яга.Пищали мыши и рылись в крошках.Старуха злая была строга. Перл (устар.) – жемчуг, жемчужинаЖемчужина (перен.) – сокровище, лучшее украшениеПерл (перен.) – смешное, замечательное слово Стихи не пишутся- случаются,Как чувства или же закат.Душа – слепая соучастница,Не написал – случилось так. А.Вознесенский ТалантвдохновениедушавоображениефантазияПоймать ритмЗнатьзаконы поэзииИспользоватьвыразительные средствамудростьХорошо знать язык
В замке был веселый бал,Музыканты пели. Ветерок в саду качалЛегкие качели.


Приложенные файлы