Биографии Характеристики Анализ

Творческие способности и их развитие. Творческие способности

Существуют ли пределы творческих способностей и насколько здоровыми мы можем стать? Ученые исследуют высшие состояния сознания - Высшее сознание.

Техника ТМ

Техника ТМ: почему её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство всех религий и почему ею наслаждаются миллионы людей?

Каковы пределы творческих и умственных способностей человека, насколько здоровыми мы можем стать и как долго мы можем жить?

«Наука уже обладает достаточно полным пониманием патологии заболевания того, как ум и тело поддаются болезни», - говорит всемирно известный физиолог, доктор наук Роберт Кит Уоллес. «Сейчас, наконец, мы достигли ясного научного понимания другой крайности диапазона потенциала человека, того, насколько здоровым может стать тело и насколько творческим и развитым может быть ум».

На всем протяжении истории существовали гении, ученые и художники, творческие и умственные способности которых, намного превосходили то, что считалось обычным.

«Что же позволяет таким людям использовать большую часть своего творческого потенциала по сравнению с другими людьми?» - спрашивает доктор Уоллес. «Может быть, это то, с чем человек должен родиться? Или же каждый может развить свой полный творческий потенциал?»

Доктор Уоллес работает на переднем крае новой области исследований развития сознания в сотрудничестве с ведущими учеными университетов всего мира, которые изучают технику ТМ, чтобы более глубоко понять потенциал ума и тела. «Такая попытка, - говорит Уоллес, - «содержит ключ к решению критических социальных и экономических проблем, и способствует процветанию и прогрессу по мере нашего приближения к ХХI веку».

Как описывает доктор Уоллес, ТМ - это «простая, естественная техника для развития полного потенциала ума и тела». Её приписывают врачи, практикуют в высоких кабинетах, одобряет духовенство и ей обучены миллионы людей. Научные исследования по этой технике, проводившиеся в течение 30 лет, дали новое глубокое понимание развития человеческого сознания, говорит доктор Уоллес.

Трансцендентальное Сознание

Исследования показывают, что техника ТМ порождает четвертое состояние сознания, которое было названо «чистым сознанием» или «Трансцендентальным Сознанием». Субъективно это воспринимается, как спокойное состояние чистой внутренней пробужденности, состояние, в котором сознание наедине с самим cобой. Объективно исследования показывают, что тело достигает глубокого состояния покоя и что головной мозг и нервная система работают в режиме не похожем на состояние бодрствования, сна со сновидениями или глубокого сна».

Доктор Уоллес подчеркивает, что техника ТМ не просто вызывает общее состояние покоя, или измененное состояние, как гипноз: вместо этого, она приводит к уникальному и абсолютно естественному режиму функционирования нейрофизиологии.

Доктор Уоллес и его коллега по исследованиям доктор наук Фред Тревис цитируют выдержки из исследований, которые показывают драматические изменения частоты сердцебиения, когерентности волн головного мозга, частоты дыхания и сопротивления кожы, что свидетельствует об «очень специфических параметрах» состояния чистого сознания.

Исследования ученого-нейрофизиолога из России профессора Николая Николаевича Любимова, директора лаборатории нейрокибернетики Института Мозга при Российской Академии Наук в Москве показывает, что техника ТМ оживляет то, что Любимов называет «скрытыми резервами мозга», области, которые обычно не используются в таких состояниях сознания, как бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями.

Уоллес говорит, что развитие сознания не останавливается с опытом чистого сознания. «Сотни исследований влияния техники ТМ на активность свидетельствуют о значительном развитии умственного и физического потенциала человека».

Результаты говорят о заметных улучшениях здоровья, памяти, умственных и творческих способностей, способности к восприятию, быстроты реакции, самореализации, а также об обращении вспять процесса старения. Уоллес говорит, что исследование влияния техники ТМ на повседневную жизнь предоставляет ясные физиологические и психологические признаки высших состояний сознания.

«Согласно древним Ведическим текстам, существует семь состояний сознания, которые включают в себя хорошо известные всем состояния бодрствования, глубокого сна и сна со сновидениями. Четвертое состояние сознания, чистое сознание, можно систематически испытывать во время практики ТМ», - говорит доктор Уоллес.

Далее Ведические тексты описывают пятое состояние сознания - «Космическое Сознание» - поскольку оно включает в себя бодрствование, глубокий сон и сон со сновидениями наряду с глубоким отдыхом и спокойной пробужденностью чистого сознания. В текстах также описано шестое состояние сознания, утонченное космическое сознание, и седьмое состояние сознания, «Сознание Единства» - , полной реализации безграничного потенциала каждого человека.

Как говорит доктор Уоллес, каждое из этих высших состояний сознания имеет свое собственное особое состояние нейрофизиологии.

«Как исследователи мы работаем на величайшем рубеже науки - исследуем раскрытие полного потенциала человека, как это проявляется в работе его физиологии, его головного мозга и в его поведении. Мы находим количественные показатели нового образа функционирования нервной системы. И это так увлекательно - суметь проследить этот великий скачок развития человека», - говорит доктор Уоллес.

"Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. На наших глазах эта тема из разряда отвлеченных, чуть ли не оккультных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение психологии творческой деятельности приобретает прикладное значение.

По признанию ведущих заокеанских исследователей, сильнейшим побудительным толчком к изучению творчества явился запуск советского спутника в октябре 1957 года.

Когда человек оказался перегружен физически, ему удалось освободить себя с помощью одомашненных животных, а затем машин. Но едва ли найдется животное, которое избавит человека от умственного труда. Есть, правда, надежда на "умные" машины-ЭВМ. Однако машины эти уже успешно работают, а решающая роль таланта сохраняется.

Исследования творчества ведутся в трех основных направлениях. Первое направление - отчет ученых-исследователей, проживших плодотворную жизнь в науке, обогативших ее первостепенными открытиями и на склоне лет стремящихся рассказать о характере своего труда. Эта традиция восходит к Чарлзу Дарвину; продолжали ее Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре, В. Стеклов. У. Кеннон, Ж- Адамар, Г. Селье. Свидетельство самих ученых, несмотря на неизбежную субъективность, очень интересно: ведь это сведения из первоисточника.

Однако, анализируя условия, в которых родилась та или иная мысль, разбирая конкретные ситуации, при которых откристаллизовывалась в сознании проблема, авторы не могут сказать о механизмах творческого процесса, не могут судить о его психологической структуре.

Второе направление - метод модельных экспериментов. Например, моделью творческого решения может служить задание, в котором предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, четырьмя отрезками "пройти" через девять точек, расположенных в три ряда, по три точки в ряду. Даже на такой примитивной модели удается получить ценную информацию.

Но в модельных экспериментах есть важный недостаток. Испытуемому предлагают сформулированную задачу и предупреждают, что она имеет решение. Уже само по себе это подсказка. Между тем творческий процесс включает в себя не только решение проблемы, но и особую зоркость в поисках проблем, дар увидеть проблему там, где для других все ясно, умение сформулировать задание. Это особая "сензитивность", или восприимчивость, к несоответствиям и пробелам в окружающем мире, и прежде всего к расхождениям между принятыми теоретическими объяснениями и реальностью.

Третий путь исследования творчества - изучение особенностей творческой личности, где используются психологическое тестирование, анкетный метод, статистика. Здесь, конечно, не может быть и речи о проникновении в интимные механизмы творческого процесса. Исследователи пытаются лишь выяснить те особенности человека, по которым еще на школьной скамье и уж во всяком случае на университетской можно было бы отбирать будущих Лобачевских, Резерфордов, Павловых и Эйнштейнов.

Таким образом, в проблеме творчества выделяют несколько граней: процесс творчества, творческая личность, творческие способности, творческий климат. Отсюда вытекает еще несколько вопросов, например: каковы условия воспитания и реализации творческих способностей? Какие этапы творчества связаны с той или иной чертой творческой личности? В чем особенности мотивации творчества?

Творческие способности

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует "континуум талантов", от крупных и ярких до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать и в обычном школьном учебном процессе.

Творческие способности разделяют на три группы. Одна связана с мотивацией (интересы и склонности), другая - с темпераментом (эмоциональность) и, наконец, третья группа - умственные способности. Рассмотрим некоторые из этих способностей.

Зоркость в поисках проблем

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается, в "координатную сетку" уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывает. На восприятие влияют привычные установки, оценки, чувства, а также отношение к общественным взглядам и мнениям. Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто большее, чем просто наблюдательность.

Английские авторы обозначают эту зоркость словом "serendipity", которое придумал писатель XVIII века Хорас Уолпол. У него есть рассказ "Три принца из Серендипа" (Серендип - местность на Цейлоне). Принцы обладали способностью во время путешествий делать неожиданные открытия, вовсе не стремясь к этому, и обнаруживать вещи, которые специально не собирались искать. Уолтер Кеннон применил термин "serendipity", обозначив им свойство не проходить мимо случайных явлений, не считать их досадной помехой, а видеть в них ключ к разгадке тайн природы.

Эта "зоркость" связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

Биографы А. Эйнштейна повествуют об одном поучительном разговоре. Когда молодой Вернер фон Гейзенберг поделился с Эйнштейном планами создания физической теории, которая целиком основывалась бы на наблюдаемых фактах и не содержала никаких домыслов, Эйнштейн с сомнением покачал головой:

Сможете ли вы наблюдать данное явление, зависит от того, какой теорией вы пользуетесь. Теория определяет, что именно можно наблюдать.

Проще всего объявить высказывание Эйнштейна идеалистической ошибкой. Однако значительно интересней подойти к реплике Эйнштейна без высокомерной убежденности в своем мировоззренческом превосходстве и под парадоксальной формой отыскать зерно истины.

20 апреля 1590 года на знаменитую Пизанскую башню поднялся человек. Он нес тяжелое пушечное ядро и свинцовую мушкетную пулю. Человек сбросил свою ношу с башни; ученики его, стоявшие внизу, и сам он, глядя сверху, удостоверились, что ядрои пуля коснулись земли одновременно. Имя этого человека -Галилео Галилей.

Около двух тысяч лет, со времен Аристотеля, считалось, чтс скорость падения пропорциональна весу. Оторвавшийся от ветки сухой листок опускается долго, а налитой плод камнем падает на землю. Это видели все. Но ведь не раз приходилось видеть и другое: две глыбы, сорвавшиеся со скалы, достигают дна ущелья одновременно, несмотря на разницу в размерах. Однако этого никто не замечал, потому что смотреть и видеть - совсем, как известно, не одно и то же. Выходит, прав Эйнштейн: то, что люди наблюдали, определялось теорией, которой они пользовались. И если Галилей обнаружил, что скорость падения ядер не зависит от их веса, то потому, что он прежде других усомнился в правильности аристотелевой механики. Тогда и возникла идея опыта. Результаты эксперимента не были для него неожиданными, а лишь подтвердили уже сложившуюся гипотезу о независимости ускорения свободного падения от массы падающего тела.

Залезть на крышу и сбросить пулю и ядро мог всякий, но никому не приходило это в голову на протяжении девятнадцати веков. Галилей увидел проблему там, где для других все было ясно, освящено авторитетом Аристотеля и тысячелетней традицией.

Яркие примеры того, как теория влияет на результаты наблюдений, приводит Т. Кун, автор книги "Структура научных революций". В течение первых 50 лет после принятия системы Коперника астрономы открыли множество небесных тел, хотя методы наблюдений остались прежними. Новая теория позволила заметить то, к чему раньше наблюдатели были слепы.

И все-таки суждение Эйнштейна не следует абсолютизировать. Он подметил одну из особенностей познания, которая не исчерпывает собою все закономерности познавательного процесса. Кстати сказать, на ту же особенность задолго до Эйнштейна указал Генрих Гейне: "Каждый век, приобретая новые идеи, приобретает и новые глаза".

Способ кодирования информации нервной системой

Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различными типами кодов: зрительно-пространственным, словесным, акустически-образным, буквенным, цифровым и т. д. Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни предопределяют преимущественную склонность пользоваться теми или иными кодами информации. Задача развития творческих способностей не в том, чтобы у человека, склонного к зрительно-пространственному мышлению, вырабатывать навыки манипулирования математическими символами. Нужно помочь человеку "найти себя", т. е. понять, какие символы, какой код информации для него доступен и приемлем. Тогда мышление его будет максимально продуктивным и доставит ему высшее удовлетворение.

Способ кодирования информации должен быть в гармоническом сочетании с содержанием и структурой отображаемых явлена. Дифференциальные уравнения - наиболее адекватный метод описания движений планет. Тензорное исчисление хорошо описывает явления в упругих телах, а электрические цепи удобнее описывать с помощью функций комплексного переменного. По-видимому, и в искусстве и в литературе различные коды служат для передачи разного содержания.

Мозг облекает мысль в ту или иную конкретную кодовую форму. Если используются зрительно-образные представления, то говорят о "зрительном воображении". Доминирование акустически-образных представлений говорит о "музыкальной фантазии". Если же человек склонен к освоению действительности в словесно-образной форме, говорят о поэтической фантазии и т. д.

Фундаментальные законы переработки информации неизменны, но способ кодирования накладывает свою печать и на форму внешнего выражения результатов, и на выбор объекта, а если смотреть шире - то и на выбор содержательной области мышления.

Редкое и счастливое совпадение индивидуальных особенностей мышления со структурой проблем, стоящих перед данной наукой в данный период времени, - по-видимому, одно из необходимых условий проявления научного гения.

Способность к свертыванию

В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждение от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Свертывание - это проявление способности к замене нескольких понятий одним, более абстрактным, к использованию все более емких в информационном отношении символов. Эта способность позволяет человеку непрерывно расширять свой интеллектуальный диапазон.

Когда-то высказывали опасение, что лавинообразный рост научной информации приведет в конце концов к замедлению темпа развития науки. Прежде чем начать творить, человеку придется очень долго овладевать необходимым минимумом знаний. Однако никакого замедления нет - благодаря способности к свертыванию, к использованию более абстрактных понятий и емких символов.

Зависимость между силой тока, сопротивлением и напряжением, служившая темой многочисленных работ и размышлений, была со временем сведена к формуле V = IR. Всего четыре символа (включая знак равенства), но в них сконцентрирована колоссальная информация.

Такое же емкое в информационном смысле понятие "павловский условный рефлекс", в котором синтезировано множество более простых понятий, фактов и наблюдений.

Экономное символическое обозначение понятий и отношений между ними - важнейший фактор продуктивного мышления. Насколько велика роль удобной символизации материала, видно из следующего примера. В средние века для того, чтобы выучиться арифметическому делению, требовалось закончить университет. Да еще не всякий университет мог научить этой премудрости. Нужно было непременно ехать в Италию: тамошние математики были особенно искусны в делении. Если напомнить, что в те времена пользовались римскими цифрами, то ясно станет, почему деление миллионных чисел было доступно лишь бородатым мужам, посвятившим этому занятию всю свою жизнь. С введенном арабских цифр все переменилось. Теперь десятилетние школьники с помощью простейшего набора правил (алгоритма) могут делить и миллионные и миллиардные числа. Объем смысловой информации остался тем же, но правильная организация и удобное символическое обозначение позволяют провести обработку быстро и экономно.

Вполне возможно, что сложнейшие понятия современной математики, которые сегодня доступны лишь немногочисленному отряду специалистов, в XXI веке войдут в программу средней школы- при условии, что будет найдена адекватная форма организации и символизации материала. Тогда сложнейшие понятия и соотношения будут записаны в виде простых и доступных формул, подобно тому как уравнения Максвелла умещаются в две короткие строчки, если их записать в векторной форме.

Четкое и сжатое символическое обозначение не только облегчает усвоение материала учащимися. Экономная запись уже известных фактов, лаконичная форма изложения уже разработанной теории - это необходимая предпосылка дальнейшего продвижения вперед, один из существенных этапов прогресса наук Ввести новый элегантный способ символизации, изящно изложить уже известную теорию - такая работа тоже носит творческий характер и требует нестандартности мышления.

Способность к переносу

Весьма существенно умение применить навык, приобретенный при решении одной жизненной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это по сути способность к выработке обобщающих стратегий. Вот слова польского математика Стефана Банаха: "Математик - это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик тот, кто устанавливает аналогии доказательств; более сильный математи тот, кто замечает аналогии теорий; но можно представить себе и такого, кто между аналогиями видит аналогии".

Поиски аналогий - это и есть перенос навыка и выработка обобщающей стратегии.

Способность к "сцеплению

Этим словом обозначается способность объединять воспринимаемые раздражители, а также быстро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта.

Боковое мышление

Широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы. Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить-надо думать около". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя "постороннюю" информацию.

Цельность восприятия

Этим термином обозначается способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (в отличие от восприятия информации мелкими, независимыми порциями). На эту способность указал И. П. Павлов, выделив два основных типа высшей корковой деятельности - художественный и мыслительный: "Жизнь отчетливо указывает на две категории людей: художников и мыслителей. Между ними резкая разница. Одни - художники во всех их родах: писателей, музыкантов, живописцев и т. д.- захватывают действительность целиком, сплошь, сполна, живую действительность, без всякого дробления, без разъединения. Другие - мыслители - именно дробят ее и тем как бы умерщвляют ее, делая из нее какой-то временный скелет, и затем только постепенно как бы снова собирают ее части, и стараются их таким образом оживить, что вполне им все-таки так и не удается".

"Мыслитель" как тип высшей корковой деятельности - это отнюдь не идеал ученого. Разумеется, в науке нужны дотошные собиратели и регистраторы фактов, аналитики и архивариусы знаний. Но в процессе творческой работы необходимо умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы попытаться вписать их в более широкие контексты. Без этого не удается взглянуть на проблему свежим глазом, увидеть новое в давно привычном.

Готовность памяти

В последнее время появилась тенденция пренебрежительно отзываться о памяти, противопоставляя ее мыслительным способностям. При этом приводят примеры творческих достижений людей с плохой памятью. Но слова "плохая память" слишком расплывчаты. Память включает в себя способность запомнить, опознать, воспроизвести немедленно, воспроизвести с отсрочкой. Когда человек ищет решение какой-нибудь проблемы, он может рассчитывать лишь на ту информацию, которую в данный момент воспринимает, и на ту, которую сумеет извлечь из памяти. Преимущество при решении получит не тот, у кого эрудиция богаче, а кто быстрее извлечет из памяти необходимую информацию. В таких случаях говорят о сообразительности, но одним из компонентов ее является готовность памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Это одно из условий продуктивного мышления.

Сближение понятий

Следующее слагаемое умственной одаренности - легкость ассоциирования и отдаленность ассоциируемых понятий, смысловое расстояние между ними. Эта способность ярко проявляется, например, в синтезе острот.

Гибкость мышления

Под гибкостью мышления мы имеем в виду способность вовремя отказаться от скомпрометированной гипотезы. Нужно подчеркнуть здесь слово "вовремя". Если слишком долго упорствовать в поисках решения, исходя из заманчивой, но ложной идеи, то будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы может привести к тому, что будет упущена возможность решения.

Спонтанная гибкость

Спонтанная гибкость - это способность быстро и легко переключаться с одного класса явлений на другой, далекий по содержанию. Отсутствие этой способности называют инертностью, застойностью или окостенелостью мышления.

Легкость генерирования идей

Еще одна составляющая творческой одаренности - легкость генерирования идей. Причем не обязательно, чтобы каждая идея была правильной: "Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу" (А. Осборн).

Способность к оценочным действиям

Чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия производятся не только по завершении работы, но и многократно по ходу ее и служат вехами на пути творчества. Что оценочные действия и способности в известной мере независимы от других типов способностей, на это, кажется, первыми обратили внимание шахматные мастера. Среди критериев оценки следует назвать и эстетические критерии элегантности, изящества, простоты.

Беглость речи

Легкость формулирования необходима, чтобы облечь новую идею в слова. Ее можно выразить и другим кодом (формула, график), но словесно-речевой код - самый универсальный.

Способность к доведению до конца

Здесь имеются в виду не просто собранность и волевой настрой на завершение начатого, а именно способность к доработке деталей, к "доведению", к совершенствованию первоначального замысла.

Перечисленные типы творческих способностей по сути не отличаются от обычных, мыслительных. Понятия "мышление" и "творчество" зачастую противопоставляют. Но такая позиция приводит психолога-экспериментатора к грубой методологической ошибке, заставляя признать, что для "творческих личностей" должны существовать какие-то отдельные психологические законы. На самом же деле элементарные способности человеческого ума одинаковы у всех. Они только по-разному выражены - сильнее или слабее, по-разному сочетаются между собой и с другими свойствами личности, что и создает неповторимый творческий почерк. Почти не бывает людей, у которых сильно выражены все перечисленные выше способности. Но в научный коллектив могут быть подобраны люди, дополняющие друг друга. Древнегреческий поэт Архилох из Пароса, которому приписывается изобретение ямба, писал в известной басне, что "лисица знает много всяких вещей, а еж одну, зато большую". Научная группа, если она сформирована не наугад, должна объединять "лисиц" и "ежей", то есть людей широко образованных, но в чем-то недостаточно глубоких, и тех, кто углубился в тонкости одной темы, но лишен "панорамности мышления".

В связи с этим возникает проблема психологической совместимости и лидерства. Творческое бессилие или высокая эффективность отдельных групп нередко обусловлены неудачным или счастливым сочетанием разных типов способностей. "Вычислить" вклад каждого члена группы очень трудно, и едва ли стоит этим заниматься. В самом невыгодном положении оказываются ученые, наделенные способностью к оценке и критике, но не выдающие собственных идей или не умеющие их осуществлять. Однако роль таких участников для группы порою незаменима, хотя не бросается в глаза, не материализуется в нечто ощутимое. Это иногда служит причиной драматических столкновений.

Получило распространение предложенное Дж. Гилфордом деление мыслительных операций на дивергентные и конвергентные.Конвергентное мышление направлено на получение результатов, которые однозначно определяются тем, воспроизведет ли память ранее заученные сведения. Конвергентное мышление остается в рамках формальной логики и не совершает тех фантасти ческих скачков, которые нужны для получения нового. В процессе конвергентного мышления человек реализует не все свои мыслительные возможности.

Дивергентное мышление связано с уходом от привычного, от ожидаемого, в нем есть внезапные ассоциативные переходы, логические разрывы, необъяснимые, казалось бы, переключения мысли.

Шесть типов способностей - зоркость в поисках проблем, беглость речи, легкость генерирования идей, гибкость, отдаленность и оригинальность ассоциаций - дают дивергентный тип мышления, которое уходит от известного, от привычного, от ожидаемого. Дивергентное мышление связано с генерированием большого числа неожиданных альтернатив.

Существует зависимость между уровнем развития дивергентного мышления и особенностями воспитания. В прежние времена творческие способности предоставляли воле случая, полагая, что все "от бога" и что "талант всегда пробьет себе дорогу". Многовековой опыт человечества не подтверждает такие взгляды. Несомненно, наследственные факторы кладут предел творческим достижениям данного человека. Но для реализации врожденных задатков нужны благоприятные условия.

Творческий климат

Когда-то велись ожесточенные споры о происхождении таланта - дар ли это природы, генетически обусловленный, или же дар обстоятельств. Потом нашли компромиссную формулу: играют роль и генотип, и среда. Но в такой формулировке проблема решается лишь качественно. Необходимо выяснить, что же именно наследуется, а что прививается воспитанием. Здесь очень интересна работа А. Р. Лурии, выполненная еще в 30-е годы. Исследуя однояйцевых близнецов, Лурия показал, что близнецы в дошкольном возрасте дают очень сходные результаты при исследовании их памяти. Иначе говоря, на этой стадии память обусловлена врожденными свойствами.

Но совсем иная рисуется картина, если те же опыты провести на школьниках, которые запоминают, усваивают знания с помощью специальных приемов и средств. Поэтому генетическая обусловленность здесь сводится почти на нет. Если в ранние годы жизни на развитие высших психических способностей влияют главным образом условия домашнего воспитания, то впоследствии главенствующая роль переходит к принятой системе образования, то есть к средней и высшей школе. Наконец, творческий потенциал находится под несомненным, хотя и непрямым, влиянием среды в более широком смысле: он зависит от свойственного данной общественной системе отношения к новаторству и традиции, от взглядов на роль авторитета и догмы.

Закон Харди - Вейнберга о генетической устойчивости популяций применим и к творческим задаткам людей. Количество талантов на миллион жителей должно быть постоянным. Почему же в одну эпоху творили целые созвездия талантливых музыкантов, в другую - художников, в третью - физиков? Очевидно, огромное значение имеет социальный престиж профессии, который, в свою очередь, выражает потребности общества и ту роль, которую общество придает данной деятельности.

Откуда же берется уверенность в призвании? Есть, конечно, люди (и их, как правило, немного) с отчетливой склонностью к музыке, математике, языкам. Гораздо больше просто способных, которые с равным успехом занимались бы и биологией, и медициной, и физикой. Вот здесь-то вступает в силу социальный престиж профессии, то уважение, которое оказывает ей общественное мнение, печать. И молодому человеку - сознательно и подсознательно - начинает казаться, что полупроводники, лазеры или космические ракеты это и есть то, для чего он рожден.

Если бы общество оценивало другую профессию столь же высоко, как профессию физика, то значительная часть тех, кто сегодня еще рвется на физические факультеты, устремилась бы в другие учебные заведения. И была бы уверена, что там ее призвание.

В прошлом веке, когда Луи Пастер и Роберт Кох делали свои знаменитые открытия, престиж биологических наук был очень высок. Эти науки привлекали к себе наиболее одаренных молодых людей. Не исключено, что сегодняшнее развитие генетики и биохимии вновь привлечет множество способных людей на биологические факультеты, и они будут искренне считать, что рождены для занятий биологией.

Видимо, призвание - это понятие больше социальное, чем биологическое, и формируется оно из врожденных задатков психики, условий воспитания и потребностей общества.

Влияние общественного климата проявляется по-разному. С давних пор огромное значение придавалось хорошей научной школе. Не случайно такие корифеи, как Вирхов, Вундт, Гельмгольц и Дюбуа-Реймон, начинали свой научный путь под руководством Иоганнеса Мюллера. Из лаборатории Э. Резерфорда вышла плеяда нобелевских лауреатов. Многие крупнейшие отечественные физики - ученики академика А. Ф. Иоффе. Едва ли эти патриархи науки отбирали наиспособнейших студентов. Скорее они умели индуцировать, пробуждать в учениках самостоятельность и талант. Благодарные ученики пытаются восстановить, какими приемами достигалось пробуждение талантов. "Чуткость ко всему новому", "гениальная интуиция", "нетерпимость к эпигонству", "поощрение самобытности" - смысл выражений такого типа остается все же нераскрытым. Какими качествами обладают основоположники блестящих научных школ - пока не ясно, и проблема создания творческого климата остается одной из самых насущных.

Например, весьма своеобразен был стиль работы в группе М. Дельбрюка, изучавшей бактериофаг и нуклеиновые кислоты. Дельбрюк не поощрял стремления к высокой строгости и точности, считая, что "умеренная небрежность" увеличивает шансы на получение интересных результатов. Девизом группы было: "Поменьше публиковать статей, но зато каждая статья должна быть высшего качества". Лидер группы отдавал предпочтение теоретической мысли перед экспериментом и требовал от коллег один-два дня в неделю посвящать размышлениям, не связанным непосредственно с экспериментальной работой. Все сотрудники обязаны были проявлять бескомпромиссность и беспощадность на семинарах и вообще при оценке выдвигаемых идей. Частые выезды на лоно природы (не только в воскресенье, но и в рабочие дни) способствовали обсуждению проблем в максимально непринужденной обстановке. Если судить по результатам, такой стиль работы оказался весьма эффективным.

Алекс Осборн в конце 30-х годов предложил "брейнсторминг" (мозговой штурм) как групповой метод решения проблем, активизирующий творческую мысль.

Стимулирование творческой активности достигается благодаря соблюдению четырех правил.

1. Исключается критик - можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой.

2. Поощряется свободное и даже необузданное ассоциирование: чем более дикой кажется идея, тем лучше.J

3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно большим.

4. Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также предлагать модификации, то есть "улучшать" идеи, выдвинутые другими членами группы.

Первоначальный энтузиазм в отношении "брейнсторминга" сменился охлаждением. Сейчас пытаются установить, какие задачи лучше решаются таким способом, из каких людей подбирать группы, каковы оптимальные размеры групп.

Определить оптимальные размеры группы важно потому, что количество не всегда переходит в качество. Два полотера могут натереть в доме полы вдвое быстрее, чем один. Но если поэт создал свое произведение за какое-то время, то это не означает, что два поэта написали бы его вдвое быстрее. Ученые больше похожи в этом смысле на поэтов, чем на полотеров.

Мозговой штурм оказывается более эффективным при сочетании с синектическим методом, направленным на то, чтобы сделать незнакомое знакомым, а привычное чуждым.

Превратить незнакомое в знакомое - значит просто изучить проблему и привыкнуть к ней. После этого нужно проделать обратную процедуру - сделать привычное чуждым. Это достигается с помощью четырех типов операций.

1. Личностное уподобление - отождествление самого себя с каким-либо элементом проблемной ситуации, например с подвижной частью механизма, деталью машины.

2. Прямая аналогия или поиски сходных процессов в других областях знания. Например, инженер-электрик, решая техническую задачу, ищет аналогии в гидравлике, в термодинамике.

3. Символическая аналогия или использование поэтических образов и метафор для формулирования задачи.

4. Фантастическая аналогия, при которой проблема мысленно решается "как в волшебной сказке", то есть игнорируются фундаментальные законы природы: можно произвольно включать и выключать земное тяготение, менять скорость света и т. д.

"Диагностика" творческих способностей

О творческом потенциале судят по достижениям. Но потенциал - это лишь возможность успеха. Его как раз и нужно научиться измерять.

За рубежом получили распространение разнообразные тесты на определение интеллекта, творческих способностей и так называемые прожективные тесты, выявляющие тенденции личности, ее направленность.

В советской школе эти тесты не применяются. Одаренность и способности людей раскрываются в трудовой деятельности, в процессе накопления и, самое главное, активного применения навыков и знаний. Заключение об одаренности делается не по формальным тестам, а лишь после всестороннего изучения личности.

Скороспелые суждения по результатам тестирования приводили к курьезным ошибкам.

Но нельзя и безоговорочно отвергать тестовую методику. При разумном подходе к оценке результатов тесты могут сослужить человеку хорошую службу; в частности, многие тесты приняты на вооружение авиационной и космической медициной.

Применение тестов для профессиональной ориентации и отбора-дело не такое уж новое. Своеобразный психологический тест содержится в одном из древнейших сказаний. Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел свои войска к источнику Харода. Перед решительной битвой, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам напиться из источника. Одни из них, став на четвереньки и припав губами к воде, стали жадно лакать ее. Другие пили степенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой, составив отборный отряд против мадианитян.

Для любой творческой работы требуются разные способности. Вот почему ни один психологический тест в принципе не может обладать абсолютной предсказательной силой; нужны комплексы тестов. К тому же для прогнозирования успешной деятельности необходимо не только понимать психологию таланта, но и учитывать условия, в которых будет протекать деятельность. Поэтому при оценке результатов тестирования надо проявлять благоразумие и осторожность.

Оперируя понятиями "легкость", "гибкость" и "оригинальность", оценивая с их помощью степень творческой одаренности, необходимо определить, что такое легкость, гибкость и оригинальность, как они проявляются при выполнении перечисленных выше заданий. Легкость проявляется в скорости выполнения задания и учитывается путем подсчета количества ответов за отведенный промежуток времени.

Гибкость - количество переключений с одного класса объектов на другие. На вопрос "Сколько употреблений можно придумать для жестянки из-под консервов?" испытуемый называет кастрюлю и чашку. При оценке легкости это два разных ответа. Но и кастрюля, и чашка - сосуды, в которые наливают жидкость. Значит, при оценке гибкости ответы учитываются как один, поскольку здесь нет переключения с одного класса объектов на другой.

Оригинальность оценивается по частоте данного ответа в однородной группе (студенты одного института, ученики данной школы). Если 15% испытуемых дают одинаковый ответ, то такой ответ оценивается нулем. Если менее 1% испытуемых дают данный ответ, то его оригинальность оценивается в 4 балла (высшая оценка). Если от 1 до 2% испытуемых предложило одинаковый ответ, то его оригинальность оценивается в 3 балла и т. д.

В общем, оценка результатов тестирования недостаточно строга - здесь может быть допущен произвол экспериментатора.

Кроме того, остается невыясненной истинная предсказательная ценность тестов. Станут ли в самом деле творческими работниками (и если станут, то насколько результативными) те студенты, которые получат высший балл? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно ждать несколько десятилетий, все это время наблюдая за испытуемыми. Поэтому применение всех этих методик представляет интерес пока в основном для исследователей-психологов. Но в процессе работы и анализа тестов психологи приобретают практику и опыт, которые помогут им быстро и правильно оценивать новые идеи и предложения, связанные с выявлением творческих способностей личности.

А пока нет хорошо обоснованной методики отбора, приходится либо действовать наугад, либо использовать эмпирические методы, к которым вынуждены прибегать руководители коллективов, заинтересованные в подборе творчески одаренных сотрудников.

Видный инженер, на протяжении многих лет руководивший большой исследовательской лабораторией по электронике, рекомендует восемь приемов, помогающих отбирать молодых талантливых сотрудников. Вот некоторые из них.

Спросить у пришедшего, считает ли он себя творчески одаренным. Люди, как правило, трезво оценивают себя в этом отношении. К тому же не заинтересованы в обмане, понимая, насколько рискованно для бездарного человека занять место, требующее творческого мышления (например, место ведущего инженера). Недостаток этого приема в другом - многие сами не осознают своих творческих возможностей.

Выяснить количество запатентованных изобретений и оригинальных статей претендента (обзорные статьи и отчеты о текущих экспериментах в счет не идут).

Если вновь поступающий молод и не имеет еще собственных трудов, надо выяснить, в какой мере его мышление нешаблонно. Пусть вспомнит те опыты и лабораторные работы, которые занимали его в бытность студентом и произвели на него впечатление необычностью и красотой. По его рассказу можно будет судить, предпочитает ли он решение проблем простому заучиванию фактов. При этом надо принять в расчет, что одаренный человек склонен говорить о плохо изученных и неясных сторонах предмета в отличие от неодаренного, который говорит лишь о том, что твердо известно.

Необходимо проверить, насколько человек использует свое зрительное воображение. Одаренные люди, особенно в области техники, широко используют зрительные образы и представления в процессе мышления.

Коснуться в беседе какой-нибудь профессиональной проблемы. Иной претендент охотно приводит мнения высокопоставленных лиц, ссылается на источники, но не стремится высказать собственное суждение. Такой человек может иметь высокий коэффициент интеллектуальности (КИ), но очень мала вероятность того, что у него развиты творческие способности.

Предложить новичку конкретную задачу. Например, выпускники физических факультетов получали такое задание: пуля вылетает из ствола винтовки; измерить, с какой скоростью она проходит первые 5 м (точность решения - 0,1%). Физики знают много феноменов, которые можно применить в данном случае, но не все умеют приложить свои знания. Одни считают, что нужно обратиться к справочной литературе и там прочитать, как проводятся подобные измерения. Другие пытаются думать самостоятельно, предлагают нечто вроде секундомера, который требуется остановить в нужный момент. Хотя каждый физик знаком с "десятичным счетчиком".

Творчески одаренные люди обычно предлагают множество идей, в том числе и забавных, шуточных, смешных. Постепенно круг догадок сужается и остается несколько практических, хотя и не разработанных до конца. Характерно, что порою по окончании беседы увлекшиеся визитеры забывают о прямой цели посещения и обещают придумать что-нибудь еще. Интеллектуально смелые, эти люди не боятся высказать предложение, даже если оно и не вполне пригодно для решения. И количество идей в конце концов переходит в качество. Человек, лишенный творческих способностей, выскажет идею, только если абсолютно уверен в ней.

Перечисленные методы отбора оправдывают себя на практике, но было бы интересно соединить эти эмпирические методы с психологическим тестированием, включающим тестирование самых разных творческих способностей.

В заключение мнение о психологических тестах Стивена Ликока, которое он высказал в коротком рассказе "Тест":

"Джон Смит уже некоторое время отбывал воинскую повинность, но не проявил при этом ни сообразительности, ни инициативы. Сначала его направили в пехоту, но оказалось, что для этого рода войск он слишком туп. Попробовали конницу, но там он зарекомендовал себя еще хуже. Однако, поскольку Смит был парень крепкий, здоровый, уволить его вообще из армии не могли. Оставалось одно - перевести его в другое подразделение.

И вот Джон Смит отрапортовал о своем прибытии новому начальнику.

Ну вот что, Джон,- сказал тот,- главное в воинской службе-это всегда проявлять смекалку и предприимчивость. Другими словами - интеллект. Понял?

Так точно, сэр.

Теперь слушай меня внимательно: я тебе устрою испытание, задам тест. Как ты думаешь, есть у тебя интеллект?

Кто же его знает! - протянул, переступая с ноги на ногу, Джон.

Сейчас увидим. Скажи мне, что это такое: имеет две подошвы, два каблука и 24 дырки для шнурков.

Джон Смит напряженно думал около трех минут. На лбу у него выступили мелкие капли холодного пота.

Не могу знать, сэр,- наконец произнес он.

Вот чудак,- усмехнулся офицер.- Это же одна пара ботинок! Но продолжим. Скажи, что такое: имеет четыре подошвы, четыре каблука и 48 дырок для шнурков.

Спустя пять минут взмокший от напряжения Джон повторил:

Не могу знать, сэр...

М-мда-а... Это же две пары ботинок! Ну, попробуем последний вопрос. Что имеет шесть ног, два рога и в мае летает и жужжит? Если не ответишь, я уж и не знаю, что с тобой делать.

Не долго думая, Джон Смит выпалил:

Так это ж три пары ботинок, сэр!"

ВВЕДЕНИЕ 3 1. СПЕЦИФИКА ТВОРЧЕСТВА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 5 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 7 3. ПРЕДЕЛЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 16

Введение

Актуальность изучения вопросов формирования креативной компетенции в XXI веке связана с проблемами, возникшими в образовании и в обществе в целом: поиск новых способов формирования креативной компетенции, определение своего места в обществе. Креативная компетентность включает систему знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, необходимых для творчества. Творческий компонент может присутствовать в любом виде деятельности (коммуникативной, учебной, организаторской). Существенной составляющей творчества являются знания и умения, которые лежат в основе собственной творческой и познавательной деятельности. Изучение психолого-педагогической литературы показывает, что исследователи к вопросам креативного мышления обратились сравнительно недавно - в конце XIX - начале XX в. В настоящее время в мире известно несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, созданных в русле разных теоретических и экспериментальных направлений. По мнению большинства исследователей, креативность поддается развитию. Особенно эффективно воздействие на ее формирование в сензитивные периоды. Дошкольный и младший школьный возраст являются таковыми (В.Н. Дружинин, Е.Л. Солдатова и др.). Д.Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. В исследованиях И.Я. Лернер и М.Н. Скаткина обращается внимание на взаимосвязь данной от рождения способности к творчеству и возможностью реализовать ее на разном уровне. Целенаправленность обучения дает возможность сформировать высокий уровень развития имеющихся творческих данных. Цель настоящей работы - изучить специфику творческих способностей человека. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: - выявить специфику творчества и творческих способностей; - рассмотреть условия формирования творческой личности; - определить пределы развития творческой личности.

Заключение

Все эти обстоятельства являются необходимыми для превращения человека как биологического существа с врожденными задатками в социальное существо, развивающее в себе человеческие способности. Окружающие люди, располагая необходимыми способностями и средствами обучения, обеспечивают непрерывное развитие нужных способностей у детей. Важную роль здесь играет комплексность, то есть одновременное совершенствование нескольких взаимно дополняющих друг друга способностей. Многоплановость и разнообразие видов деятельности и общения, в которые одновременно включается человек, выступают как одно из условий развития его способностей. В связи с этим к развивающей деятельности (общению) должны предъявляться следующие требования: творческий характер, оптимальный уровень трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя при выполнении. Существенным фактором, определяющим развитие способностей, являются устойчивые специальные интересы личности к определенной области социального бытия, которые преобразуются в склонность профессионально заниматься соответствующей деятельностью. Специальные способности формируются в процессе овладения профессиональной деятельностью. Познавательный интерес стимулирует овладение эффективными приемами и способами ее выполнения, а достигаемые успехи, в свою очередь, еще больше повышают мотивацию. Для того чтобы обеспечить наилучшее соответствие человека конкретному виду трудовой деятельности, необходимо оценить его профессиональные задатки, склонности и способности человека. Это осуществляется в процессе профориентации и профотбора, позволяющих выявить качества, необходимые для конкретного вида трудовой деятельности. На основании данной оценки выявляется профпригодность. О том, что человек пригоден для данной профессии, можно говорить лишь тогда, когда его способности полностью соответствуют характеру данной работы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы

Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М.: Знание, 1981.- 80 с. 2. Бодалёв А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися?, М., «Издательство Института Психотерапии», 2003 г. -288 с. 3. Леонтьев,А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл,2007. – 340 с. 4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 78 с 5. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2003. - 607 с. 6. Милорадова,Н.Г. Психология и педагогика. М.: Гардарики,2007. – 335с. 7. Радугин А.А Психология и педагогика. – М, Центр, 2002. М.: Центр,2002. - 256 с. 8. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Педагогика, 1984.- 208 с.

Взгляните на современный мир вокруг нас, взгляните на свое окружение. Много ли видите вы людей, страстно увлеченных своим делом, готовых сутками напролет заниматься тем, что они любят больше всего на свете? А Вы понимаете, что творческий потенциал человека огромен и таким потенциалом обладает каждый, в том числе и Вы, уважаемый читатель.

А много ли вы видите творческих людей или, как сейчас говорится, креативных, которые обладают незаурядным умом, которые могут в любой ситуации придумать оригинальное, продуктивное и интересное решение? Творчество позволяет таким людям находить быстрый и действенный выход из сложной ситуации. Они не застревают в ней, а двигаются дальше, производя впечатление безоблачной жизни. Много ли таких? Если у вас много таких знакомых – это просто потрясающе, у вас замечательный круг общения.

Но чаще всего люди остаются в рамках серой массы. Работают, лишь бы работать, ни о каком горячем желании что-либо делать даже не думают. Все проблемные ситуации решают одинаковым стандартным путем, а если что-то не получается, не стремятся придумать оригинальный выход, а бросают проблему на самотек, потому как не могут решить ее стандартными методами. А чаще, даже не понимают, что можно делать как-то иначе, не по принятому шаблону.

Творческий потенциал человека

Много ли вы видите истинно творческих людей? Ведь творчество – это не только живопись, музыка, архитектура, поэзия. Это гораздо большее понятие. Творчество проявляется во всем: в математике, химии, инженерии, приготовлении пищи, приборке дома и даже во всех видах отношений. На самом деле творчество может проявляться во всем, во всех аспектах жизни . И творческим человеком может быть каждый. Творческий потенциал человека безграничен.

Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие.

Глубочайший миф современности заключается в том, что мы считаем творческими каких-то особенных людей: писателей, поэтов, художников. Нет, это ошибка. Творческим человеком может быть любой, совершенно любой. Каждый от природы наделен творческим потенциалом, просто раскрыли его немногие. А некоторые даже не подозревают о его существовании.

Современный мир развивается стремительными темпами. Мы видим, как быстро совершенствуются цифровые технологии, как стремительно меняется промышленность. Задумайтесь, можете ли вы в своем развитии соответствовать этому миру? Можете ли вы постоянно совершенствоваться в своей профессии, постоянно учиться, искать новые решения, генерировать идеи?

Согласитесь, на первый взгляд это кажется невыполнимым. А наши дети? Они будут жить еще в более динамичном мире, еще более сложном, чем сейчас. При этом система образования сегодня не сильно настроена на процесс поиска решений и творческий подход.

Хорошая новость заключается в том, что мы обладаем большим творческим потенциалом, чем думаем. Нам необходимо кардинально изменить свои взгляды на свои творческие возможности, на то, как нерационально мы их используем. Нам нужна совершенно иная основа нашей ежедневной деятельности, нам нужна иная система решения задач и проблем. А именно, на основе творческого подхода.

Умение генерировать новые и ценные идеи легко и естественно должно быть нормой для любого человека . Именно так можно добиться высот в любой сфере жизни отдельного человека или государства. Можно найти решения в любых сложных ситуациях.

Можно с невероятной скоростью развивать и улучшать все, начиная от политики и заканчивая отношением с собственным ребенком. Вспомните и поразмыслите: все гениальные люди, физики и математики, химики и писатели, художники и инженеры, были истинно творческими натурами, они умели видеть новое в старом, их не останавливало то, что все считали аксиомами.

Если каждый из нас будет обладать хоть частью таких возможностей, мы выйдем на совершенно новый уровень развития, новый уровень жизни и мышления. Что же можно сделать, чтобы хоть частично раскрыть в себе творческий потенциал?

Раскрытие творческого потенциала. 6 первых шагов.

  1. Занимайтесь любым видом ручного творчества , какой только Вам понравится: вышивание, лепка, резьба по дереву, рисование, игра на музыкальном инструменте, дизайн и строительство, ковка металла.
  2. В своем любимом ручном творчестве старайтесь не только повторять уроки и шаблоны, а создавать новое и свое: сочинять музыку, рисовать картины из головы, шить новые наряды, которых нет ни у кого.
  3. Каждые 3-6 месяцев начинайте постигать азы любого занятия , которым Вы не занимались никогда, учитесь чему-то новому. Если Вы никогда не катались на велосипеде — попробуйте, если не делали фигуры из пластиковых бутылок — займитесь. Никогда не играли на музыкальных инструмента — пора научиться, хоть на ложках. Новая деятельность дает взгляд на мир с новой стороны и дополнительно задействует новые участки головного мозга, что бесспорно идет нам только на пользу.
  4. Представляйте себя другими людьми , пробуйте на досуге играть в актера, войдите в чужую роль, сделайте Ваши обычные рутинные дела как мозговитый ученый, блондинка, богатырь, ленивый человек. Иногда эта игра дает удивительные результаты, начинают приходить новые идеи и решения.
  5. Попробуйте также представлять себя животными и предметами . И приготовить ужин как будто Вы кошка или обедать как чайник. Представьте, как это может быть.
  6. Если Вы решаете рабочие задачи , а Вам не хватает креатива, отвлекитесь от сосредоточенного обдумывания и предложите самые нелепые и смешные варианты.Допустим, Вы решаете, откуда и как привлечь к себе клиентов. В течение 10-15 минут просто записывайте самые нелепые предложения: остановить городской автобус и попросить водителя привезти всех к Вам, съездить в африку и привести оттуда целое племя, заказать у поваров самый гигантский пирог и сем раздавать, приглашая к себе, нанять гипнотизера и загипнотизировать прохожих. После такого упражнения Ваш могзг несколько отдохнет, расслабится, включит рассеянный режим мышления и придет какой-то из нелепых вариантов, который окажется очень даже подходящим.

Развивайте свой творческий потенциал!

Лекция 3. 4. Творческий потенциал человека
Вопросы:

Можно согласиться с мыслью В. Гирша о том, что оценка гения и его оригинальности зависит от внешней среды, окружающей гения, от воприятия его обществом. Действительно, при оценке гениальности (впрочем, как и таланта) учитываются внешние критерии – значимость творческого продукта для общества, его новизна, но не потенции творческого ума. Можно привести многочисленные примеры истории науки.

Отсюда возникает вопрос: как измерить гениальность?

Гениальная деятельность вообще по свойству никогда не бывает отличной от деятельности обыкновенного человека, а дело идет всегда лишь о различных степенях интенсивности общих психологических процессов, считают современные учёные. Следовательно, между обыденным и гениальным различия не качественные, а лишь количественные. Интересен факт, подмеченный исследователями: одарённых рождается гораздо больше, чем тех, кто смог развить свои способности. Поэтому общество должно быть заинтересовано в изучении условий формирования гения . Была создана Психобиография ( греч. psychê - душа и греч. biographia - жизнеописание, история жизни; жизнь) - метод психологического анализа биографий и личностей конкретных исторических лиц и соответствующий ему жанр жизнеописаний, уделяющий особое внимание психическим факторам жизни и творчества людей.

В своей работе психолог В. Н. Дружинин дает следующую «формулу гения»:

Гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

Поскольку креативность, – пишет он, – преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту – гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности, которая выражается в продукте , имеющем историческое значение для жизни общества, науки, культуры. Гений, ломая устаревшие нормы и традиции, открывает новую эпоху в своей области деятельности.

Эффект гениальности представляется для многих исследователей творчества не поддающимся никаким схемам и измерениям.
2. Творческие способности и виды одарённости
Что касается творческих (креативных) способностей, то их делят на общие и специальные.

«Специальные» способности связаны с определенной деятельностью (музыкальной, изобразительной, литературной, управленческой, педагогической и т. п.). В специальных способностях высок удельный вес врожденных задатков . Вторая, что логично, соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, Общие творческие способности свидетельствуют о готовности личности к успешности деятельности независимо от её содержания. К числу общих творческих способностей относят способность к вариативности, гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу как возможности действовать в новых нестандартных условиях . Однако, считают современные исследователи, наличие общих способностей больше декларируется, чем доказывается.

Любая деятельность предполагает необходимость мыслить, но это не значит, что разные интеллектуальные способности у каждого человека одинаково развиваются и применяются в различных видах интеллектуальной деятельности. Исследователи различают практический и теоретический ум, поскольку один «силён» в житейских делах, но не может похвалиться успехами в умственном труде на работе ; другой, наоборот, успешен как учёный, но «глуп» в бытовом отношении.

Известный учёный Х. Гарднер является ярым противником IQ и общих способностей. Он выдвинул теорию мультиинтеллекта, согласно которой существуют девять видов интеллекта:

логико-математический,

вербальный,

пространственный,

музыкальный,

телесно-кинестетический,

интра-личностный и интер-личностный,

натуральный и спиритуальный.

Каждый индивид в той или иной степени наделен всеми видами интеллекта, а вопрос о наличии или отсутствии способностей как таковой ставиться не должен (Пройти iq тест http://www.iqtestmen.ru/sem.htm )

Речь должна идти о качественной характеристике интеллекта: в чем именно проявляется одаренность того или иного человека и лишь потом – насколько велик масштаб этой одаренности . Умственные способности человека называются общими (в отличие от специальных способностей, например, к музыке, рисованию, спорту). В самом деле, свойства ума проявляются очень широко, в различных видах деятельности (всюду требуются, например, внимание, а также сравнение, анализ, планирование и т. д.), в этом смысле они и являются общими, т. е. общими для самых разных занятий. Но является ли ум чем-то единым: умный человек – одинаково умный во всём или, же умный в одном может быть неумным в другом?

Признание наличия как общих, так и специфичных компонентов каждой способности и одаренности не может служить основанием для наблюдающейся тенденции обозначать способности по виду деятельности , которую они «обслуживают». Можно согласиться с исследователями Б. М. Тепловым и В. Д. Шадриковым , которые подчеркивают полифункциональность способностей , т. е. включённость их в различные виды деятельности. В то же время можно говорить о музыкальной, литературной, художественной (рисование) одаренности человека, соотносить её с видами деятельности.

Виды одаренности

Немецкий психолог и философ, один из пионеров дифференциальной психологии и психологии личности В. Штерн различал два вида одаренности – реактивную и спонтанную. Дети, обладающие первой, каждый раз нуждаются в стимуляции извне , и им более присуща практическая деятельность, тогда как обладающие спонтанной одаренностью более склонны к интеллектуальной, теоретической деятельности. Реактивная одаренность, по Штерну, стоит ниже спонтанной, теоретической, так как она существует у животных, дикарей и маленьких детей; спонтанная же одаренность присуща только человеку и притом на высших ступенях развития.

Что имеем в виду, когда называем ребенка или подростка одаренным? Этот термин когда-то использовался только по отношению к детям лонгитюдного исследования Термана с IQ, равным 140 или выше.

Однако современные определения одаренности более широки, и теперь одаренными считаются не только люди с высоким IQ, но и обладающие исключительным талантом в отдельных областях, таких как музыка, искусство, литература или наука.

Создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности И. П. Павлов выделял два типа людей - «художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно-логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано , что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие. Отсюда можно сделать вывод: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке и изобретательстве.

В настоящее время западные психологи различают несколько видов одаренности:


  • общая интеллектуальная;

  • специфическая академическая;

  • творческая: художественное и исполнительское искусство;

  • психомоторная;

  • лидерская;

  • социальная.
Выделяют также «практическую» одаренность, противопоставляя её «художественной» одаренности.
3. Проблема соотношения интеллекта и творчества

В адрес исследователей творческого мышления и интеллекта всё чаще слышатся критические замечания. Не отрицая важности экспериментально-психологических исследований творчества, некоторые исследователи считают, что их результаты малопригодны для понимания реального творческого процесса, потому что, во-первых, они имеют дело с искусственно созданными ситуациями и, во-вторых, не учитывают особенностей решаемой человеком задачи, того предметного поля, в котором проводится поиск нужного решения.

Действительно, экспериментальные проблемные ситуации и исследовательская деятельность, которой занимается учёный в своей повседневной работе, обладают совершенно разным мотивационным потенциалом, т. е. побуждением к действию. Согласие участвовать в эксперименте и процесс решения экспериментальной задачи мотивированы побуждениями совсем иного рода, нежели профессиональная научная деятельность и разработка серьезной научной проблемы. В этих условиях некоторые испытуемые довольно быстро теряют стимулы к работе: как только удовлетворено их любопытство или возникло ощущение, что они уже достаточно сделали для экспериментатора.

Иное дело научная проблема. Она, как правило, формулируется самим учёным, который исходит из результатов предыдущих исследований, собственных научных интересов, оценки перспектив разработки этой проблемы, в том числе для своей карьеры. Но даже если она возникает под влиянием социального заказа или иных внешних факторов, в любом случае исследователь вынашивает её, адаптирует к своим интересам и воспринимает как собственное детище. Решение проблемы включено в общую систему мотивации научной деятельности, существующую у данного человека, и от успеха в её решении порой зависят карьера, престиж, будущее учёного.

Научная деятельность направляется и такими мощными стимулами, как интерес к проблеме, увлеченность самим процессом познания, исследования. Кроме того, учёный не просто решает ту или иную проблему, но каждый раз доказывает себе и другим, чего он стоит как профессионал, а потому оценка другими учёными результата его деятельности напрямую затрагивает важную составляющую личности - её самооценку. Мотив поддержания самооценки является немаловажным дополнительным фактором, стимулирующим любую профессиональную деятельность.

Эту мотивационную составляющую научного творчества невозможно смоделировать в эксперименте . Она проявляется только в настоящей исследовательской деятельности, и поэтому любой эксперимент по изучению творческого мышления всегда неизмеримо беднее, нежели реальный процесс творчества. Но это лишь одна сторона проблемы. Другая состоит в том, что мыслительный процесс в огромной степени направляется и регулируется содержанием проблемной ситуации. Одно дело - задача с шестью спичками и совсем другое - проблема из области квантовой механики . Они различаются не только по уровню трудности и количеству переменных, которые должны быть учтены, но и по степени неопределенности, в условиях которой работает исследователь.

Как правило, реальные исследовательские проблемные ситуации подразумевают возможность не одного, а нескольких решений, и «правильное» решение - если оно вообще существует - заранее никому не известно. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы понять, что стратегия и тактика действий в обоих случаях будет принципиально различаться.

Исследователи подчёркивают, что если психология хочет получить действительно реальную, объёмную картину творчества, она с необходимостью должна включить в сферу своего анализа исследование того, как разные типы задач, особенности изучаемого объекта или явления влияют на процесс творческого мышления.

Автор ТРИЗ-ТРТС (теории решения изобретательских задач - теории развития технических систем), автор ТРТЛ (теории развития творческой личности), изобретатель и писатель. Г. С. Альтшуллер справедливо отмечает, что вопросы типа «как надо охотиться?» или «как играть на музыкальных инструментах?» сразу вызовут встречные вопросы: на кого охотиться? на каком инструменте играть? Почему же творчество - куда более сложный процесс - позволительно изучать безотносительно к характеру решаемой задачи и распространять выводы, полученные в частных ситуациях , на всю область решения творческих задач? Это может привести к глубочайшим заблуждениям в понимании механизмов творческого процесса.

Творит и мыслит личность, по-своему уникальная, обладающая только ей присущими особенностями интеллекта, стиля мышления, личной истории и опыта. Но мыслит она всегда по поводу вполне определенной задачи, которая модифицирует и как бы приспосабливает к себе уже имеющиеся стратегии и тактики решения, провоцирует выработку новых эвристик, направляет процесс поиска новой информации.

Несмотря на то, что исследования мышления и интеллекта учёными, философами и психологами не привели к решению поставленных задач в понимании природы научного творчества, стало ясно, что творчество не сводится к творческому мышлению, так же как творческая способность не сводима только к характеристикам интеллекта, ибо она присуща не интеллекту как таковому, а личности в целом.

Таким образом, поиск специфических особенностей человека науки осуществлялся параллельно в трех сферах, хотя в разные периоды времени акцент переносился то на одну, то на другую: 1) процесс мышления; 2) структура интеллекта и уровень его развития; 3) собственно личностные черты.


Дополнительная литература к лекции

  1. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. -

  2. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в ТРИЗ. - http://www.koob.ru/altshuller/

  3. Гирш В. Гениальность и вырождение.- http://www.koob.ru/girsh_v/

  4. Гордеева Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж.Рензулли к интегративной модели мотивации// Психологические исследования. - 2011 - N 1(15). - http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html

  1. Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей. - http://www.bronnikov.kiev.ua/book_1_109.php

  2. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. - 1997. - 128 с.

Приложение

Узнайте интересные факты из жизни и творчества великих учёных!

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2201499

Проект Энциклопедия / Encyclopedia channel


Год выпуска: 2006-2008.Страна: Украина
Жанр: Научно-популярный, биографический,Продолжительность: 367 серии по ~ 7 минут