Биографии Характеристики Анализ

Особенности развития образного мышления школьников. Особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста

За первое полугодие 2018 года объем сделок слияния и поглощения в России вырос почти в три раза - до рекордных с 2014 года $13,4 млрд. Но число сделок оказалось самым скромным за 10 лет. Ситуацию на рынке определяют крупные игроки

Сумма сделок слияния и поглощения (M&A) с участием российских компаний в первом полугодии 2018 года по сравнению с первым полугодием 2017-го выросла на 134%, подсчитали аналитики Thomson Reuters (отчет есть у РБК). Подобных темпов роста не было ни разу за последние 11 лет. Но число сделок, проведенных за отчетный период, оказалось рекордно низким — всего 499.

Общая сумма сделок за первые шесть месяцев этого года составила $13,48 млрд (рекорд с 2014 года) против $5,7 млрд в первом полугодии 2017 года, а объем сделок, проведенных с участием только российских компаний, — $6,4 млрд против $2,7 млрд за тот же период 2017 года. Список сделок M&A охватывает анонсированные сделки, незавершенные сделки, сделки в процессе завершения и закрытые сделки, пояснили в Thomson Reuters .

Несмотря на увеличение объема сделок M&A в целом (с участием как российских, так и зарубежных инвесторов), за первое полугодие 2018 года их число сократилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 499. В частности, приобретение российских активов иностранными компаниями снизилось на 15% в количественном и на 11% в стоимостном выражении. Чаще других сопровождал сделки слияния и поглощения «ВТБ Капитал» — на его долю пришлось 18,2% рынка.​​

Более значимым является достижение максимума за четыре года по объему сделок, чем достижение минимума по их числу за десять лет: количественные показатели в этой сфере не отображают картину происходящего, тем более что, возможно, не все сделки попадают в поле зрения исследователей, сказал РБК управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский.


Турецкая сделка

Самой дорогой сделкой в 2018 году на российском рынке, по данным Thomson Reuters , стала продажа Сбербанком из-за западных санкций своей турецкой «дочки» Denizbank дубайской банковской группе Emirates NBD. О сделке было объявлено в мае, ее сумма $3,2 млрд. Это почти четверть — 23,7% — от общей суммы сделок в первом полугодии.

Следующей по дороговизне стала покупка ВТБ 29% акций второго крупнейшего ретейлера в России «Магнита» у его основателя Сергея Галицкого. Сделку в марте, у Галицкого осталось 3% компании. Пакет акций «Магнита» ВТБ оценил в $2,45 млрд. Спустя несколько месяцев ВТБ часть своего пакета — почти 12% — инвестиционной «Марафон Групп», основанной выходцами из А1 Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым.

Также в марте Japan Tobacco о покупке 100% группы «Донской табак», базирующейся в Ростове-на-Дону, за $ 1,7 млрд. Сделка должна быть закрыта в течение этого года.

Еще одной крупной сделкой в 2018 году стала продажа доли в «Норникеле» за $1,5 млрд. О ней в марте договорились UC Rusal и «Интеррос», Crispian Романа Абрамовича и Александра Абрамова планировала продать им 4% своих акций пропорционально их долям. Однако, РБК, по решению Лондонского суда эта сделка должна быть аннулирована — Абрамовичу придется вернуть Потанину $770 млн за 2,1% уже купленных им акций ГМК «Норникель».


Фото: Kerem Uzel / Bloomberg

«Яма» 2015 года

Рост объема сделок M&A за четыре года достигнут за счет «ямы» 2015 года (эффекта низкой базы) — после ухудшения отношений России с западными странами из-за присоединения Крыма и декабрьского кризиса 2014 года, когда из-за падения цен на нефть курс рубля обвалился вдвое, а ключевая ставка была повышена до 17%. Тогда многие предпочитали отложить сделки ввиду кризиса, санкций, отсутствия понимания, как дальше будут развиваться внешнеполитические отношения России с развитыми странами, и неопределенности будущего банковского сектора, говорит Илья Жарский.

В последние время на российском рынке M&A наблюдается оживление, отмечает партнер EY Рубен Исраелян. «Во-первых, за последние шесть—восемь месяцев у фондов прямых инвестиций в России появились деньги, которых до этого было мало и они были дорогими. Фонды начали активно интересоваться различными проектами. Во-вторых, появился интерес к России у некоторых европейских покупателей», — говорит он. По словам эксперта, некоторые сделки замораживаются из-за американских санкций.

«На наш взгляд, рынок сейчас довольно живой, довольно активен mid-market (средний) сегмент», — сказала РБК руководитель группы M&A в PwC Елена Ершова. «Мы видим здоровый тренд на покупку активов в России со стороны иностранных инвесторов. С другой стороны, активность есть и со стороны продавцов активов — собственники, которые хотят полностью поменять свою стратегию и выйти, или же те, кто ищет соинвестора как возможность привлечь дополнительные средства в развитие бизнеса», — добавляет эксперт.


Меньше, но дороже

В последние годы во многих секторах российской экономики происходит укрупнение, крупный бизнес начинает распространяться на секторы, которыми он раньше не интересовался, сказал РБК главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. Параллельно с этим волна кризиса, начавшаяся в 2013 году, гораздо сильнее ударила по малому бизнесу, чем по крупному. Малому бизнесу в отличие от крупного господдержка в связи с санкциями не оказывается, отмечает эксперт. И негативное воздействие на малый и средний бизнес оказывается сильнее, что сокращает число активных игроков и, как следствие, число сделок M&A, считает Надоршин. При этом сумма этих сделок может не падать, поскольку объекты становятся больше — одни конкуренты компаний, участвующих в сделках, умирают, других они поглощают. Иными словами, объектов на рынке стало меньше, но они стали дороже, говорит он.

Среди ключевых отрицательных факторов, влияющих на рынок M&A: нерастущая экономика, проблемы в финансовом секторе, внешние негативные воздействия (подешевевшая нефть и санкции), девальвация рубля, относительно дорогое финансирование, активность ФАС и ФНС, затягивание регуляторных гаек. Большая проблема заключается также в том, что у нас не принято банкротить неплатежеспособных заемщиков, которые повисли бременем на балансах банков и не представляют никакого интереса для потенциальных покупателей, говорит Надоршин.

В силу окончания одного электорального цикла и начала следующего первая половина 2018 года по сделкам M&A характеризуется гораздо более скромными результатами, чем ожидается во второй половине, — как минимум в два раза больше, предполагает Илья Жарский. Собственники бизнесов поняли, какой будет политическая повестка следующих шести лет, и будут смелее принимать решения о сделках слияний и поглощений: кто-то будет избавляться от своего бизнеса, а кто-то, особенно с большим административным ресурсом, будет стараться свои активы сберечь и преумножить.

Слияние и поглощение или M&A (англ. mergers and acquisitions) – это термин с широким значением. Им принято обозначать сделки по покупке или продаже бизнесов, или компаний. Такой бизнес или компанию будем называть целью или компанией-целью, что является калькой с английского target. Давайте попробуем разобраться в определении сделки M&A детальнее. Итак, во-первых, – это сделка. И как в любой сделке в сделке M&A есть две стороны: покупатель и продавец.

Продавец и покупатель

Кто же выступает покупателем и продавцом в сделках M&A? Для ответа на этот вопрос давайте сначала посмотрим, как вообще юридически организован крупный бизнес, в нашем примере, российский крупный бизнес.

Конечными собственниками всех компаний являются люди (физические лица) будь то мелкие акционеры с несколькими акциями или олигархи с контрольными или 100% пакетами. Их часто так же называют конечными бенефициарами или просто бенефициарами.

Они обычно владеют своей собственностью и активами через промежуточные холдинговые компании, которые чаще всего зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях, таких как Кипр или Британские Виргинские острова. Такие компании называют холдинговыми, сокращённо HoldCo, так как их основная функция владеть акциями других компаний, т. е. держать их на своём балансе. Английское слово Hold значит держать.

Промежуточные холдинговые компании являются владельцами акций головных холдинговых компаний, которые могут быть зарегистрированы, как в оффшоре, так и в России. Такие холдинговые компании – это основные экономические субъекты бизнеса. Именно там сосредоточено управление и именно эти компании обычно имеем в виду, когда просто говорим Северсталь или Евраз.

Головные компании холдингов, в свою очередь, владеют акциями компании, которые уже непосредственно владеют активами и ведут операции, и их часто называют операционными компаниями или OpCo.

Такую ступенчатую схему владения называют цепочкой собственников или цепочка владения. Она нужна в первую очередь для организации управления бизнесом, для налоговой оптимизации и для сохранения конфиденциальности конечных бенефициаров. В крупных сделках покупателями и продавцами выступают юридические лица, т. е. компании, которые владеют акциями продаваемой компании (в случае продавца) или станут их владельцами в результате сделки (в случае покупателя).

Читайте также: Хозяйственные товарищества и общества

То есть, если продаются акции холдинговой компании, то продавцом является промежуточная оффшорная компания. Если продаются акции операционной компании, то продавцом выступает HoldCo, а если продаются активы, то продавец – это OpCo. Так вот, когда говорим продавец или покупатель в контексте сделки M&A имеем в виду, как непосредственно покупателя или продавца, т. е. холдинговую или операционную компанию, так и конечного бенефициара.

Юридически покупателем или продавцом выступает конечно же компания, но все решения принимает бенефициар. Он же в конечном итоге получает экономическую выгоду от сделки, поэтому чаще всего именно бенефициара имеем в виду, когда говорим о продавце или покупателе по сути, а не в юридическом смысле.

Продавец и покупатель может быть один либо их может быть несколько. Например, в сделке по покупке Роснефтью ТНК-BР продавцов было несколько: британская компания BP и консорциум AAR, который представлял интересы сразу нескольких бенефициаров, группы «Альфа» Михаила Фридмана, группы «Acctss» Леонарда Блаватника и «Реновы» Виктора Вексельберга. А при покупке голландского банка ABN AMRO был сформирован консорциум из трёх банков: британского RBS, голландского FORTIS и испанского Santander.

Предмет сделки

Вы получили представление о продавцах и покупателях. А что же является предметом сделки M&A? Как уже упомянули под M&A понимается покупка компании или бизнеса. А что это значит купить компанию или бизнес? Тут возможно два варианта, покупка акций или покупка активов компании-цели.

Крупные сделки чаще всего имеют форму купли-продажи акций. При покупке акций покупателю переходит право собственности на них и соответствующие корпоративные права, такие как, право на участие в управлении компании через право голоса и право на участие в распределении прибыли, т. е. на получение дивидендов.

При этом могут приобретаться, как все акции, т. е. 100%, так и миноритарный менее 50% или мажоритарный более 50% пакет. Если приобретается 100% акций, то покупатель получает полный контроль над управлением и над распределением прибыли компании-цели. При покупке менее 100% акций продавец также остаётся акционером вместе с покупателем.

Часто для структуризации компаний применяются методики поглощений и слияний. Это операции экономического и юридического характера, призванные объединить несколько организаций в единую корпоративную структуру. Владельцами новой коммерческой единицы являются лица, имеющие в своем распоряжении контрольный пакет акций. Цель мероприятия заключается в повышении эффективности капитала.

В чем же кроются основные плюсы и минусы?

Стремясь улучшить свои финансовые результаты, предприятия предпринимают попытки объединиться. Совместное хозяйствование в значительной степени повышает КПД организаций. Слияния и поглощения в России, как показывает практика, предоставляют возможность приспособиться к прогрессивной системе экономики и получить дополнительные привилегии в конкурентной борьбе.

Преимущества объединения очевидны:

  • уменьшение сроков для достижения позитивного эффекта;
  • оптимизация налоговой базы;
  • географическое расширение бизнеса;
  • получение контроля над ощутимыми нематериальными фондами;
  • приобретение оборотных средств непосредственно по преуменьшенной ранее стоимости;
  • мгновенная покупка определенного сектора рынка.

Имеются и некоторые минусы:

  • достаточно большие затраты, касающиеся оплаты неустоек;
  • существенные сложности при наличии компаний в разных отраслях;
  • возможные трудности при взаимодействии с новыми сотрудниками;
  • на деле сделка может оказаться не слишком выгодной.

Особенности протекающих процессов

Осуществляемые операции поглощения и слияния имеют свою специфику. При добровольном объединении компаний приходится образовывать новое юридическое лицо. Если одно предприятие присоединяется к другому, то основное из них сохраняет свою сущность субъекта. К нему переходят все права и обязанности дочерних фирм.

Слиянием называется процесс объединения двух и более юридических лиц на добровольных началах. После оформления всех документов начинает функционировать новый Совмещение может проходить по двум сценариям.

  1. Реструктуризация компаний осуществляется с полной ликвидацией. Образованное предприятие приобретает активы и пассивы включенных организаций.
  2. При объединении производится частичная передача прав существующих субъектов на правах инвестиционного вклада. Участники в данном случае сохраняют административно-хозяйственную целостность.

Под поглощением компании понимается процесс, при котором одна компания совершает выкуп другой. После оформления она начинает полностью контролировать ее деятельность. При этом доминирующая фирма приобретает от 30 процентов уставного капитала второго юридического субъекта.

Классификация процедур объединения

Совершаемые сделки слияния и поглощения могут быть разделены по различным принципам. Вид объединения выбирается в зависимости от условий, установившихся в рыночной среде, а также от потенциальных возможностей, которые имеются у хозяйствующих компаний.

В таблице представлены основные типы объединений.

Особенности

Горизонтальные

В ходе процесса интегрируются организации, занимающиеся одной и той же деятельностью или обладающие похожей технической и технологической структурой.

Вертикальные

Соединение предприятий непосредственно в разных отраслях. Это делается для контроля предшествующих стадий производственного процесса.

Конгломератные

Операция объединения предприятий в разных отраслях, при этом у них нет никакой технологической или производственной схожести.

Сливаются компании, занимающиеся разработкой одного и того же продукта. К примеру, может быть осуществлено совмещение предприятий по изготовлению мобильных устройств и программного обеспечения.

Также слияния и поглощения классифицируются по национально-культурным признакам. Если реструктуризируемые организации находятся на территории одного государства, то они считаются национальными. Их деятельность не выходит за пределы границ, в рамках которых они ее ведут. Транснациональным называется объединение субъектов из различных стран. Их количество может быть неограниченным. В настоящее время часто встречаются многонациональные корпорации.

Основополагающие моменты положительного эффекта

Чтобы поглощение и слияние имело позитивный характер, необходимо учитывать некоторые факторы:

  • определение оптимальной формы объединения;
  • скорость подключения к процессу штата сотрудников среднего и высшего звена;
  • объем предполагаемого капитала для осуществления интеграции;
  • порядок проведения сделки;
  • выбор основного представителя для будущих отношений.

В ходе операции необходимо с самого начала понимать, что получение положительного результата при совмещении организаций должно привести к увеличению прибыли. На всей стадии реструктуризации следует вовремя устранять допущенные ошибки. Конечная цель - это не только наличие синергетического эффекта, но поддержание его на протяжении длительного времени.

Подготовка к процессу слияния и поглощения

На начальной стадии ставятся основные задачи и определяются способы их решения. Требуется понять, могут ли поставленные цели быть достигнуты альтернативными методами. Для этого необходимо провести процедуры по увеличению внутреннего потенциала, разработать подходящие маркетинговые стратегии и прочие меры, способные приблизить к запланированному результату.

После этого осуществляется поиск подходящей компании для объединения. Подготовка непосредственно к сделке проходит в три этапа.

  1. Изучается сфера деятельности предприятия: оценивается динамика роста, возможное распределение потенциала, воздействие внешних факторов. Первым делом рассматриваются действительные активы и пассивы.
  2. Анализируются собственные возможности. Компания в любом случае должна произвести непредвзятую самооценку. Используя полученные данные, можно понять, какими критериями следует руководствоваться при выборе организации.
  3. Исследуются возможные конкуренты. Ощутить все положительные моменты объединения можно, если тщательно изучить потенциал соперников. Проведя их оценку, легче определить стратегическое направление.

Анализ эффективности состоявшейся сделки

Бытует мнение, что объединение компаний будет иметь грандиозных успех, если в качестве оппонента будет выбрана фирма из рыночной сферы, которая прогрессивно развивается. Однако такой подход не является верным. Конечная оценка слияний и поглощений делается на основании различных исследований:

  • анализ баланса приходных и расходных операций;
  • определение выгоды интеграции для всех сторон;
  • учет особенностей объединения;
  • выявление основных проблем в области налоговой базы, кадров и правовых ограничений.

Возможные негативные моменты

Преобразования с экономическими структурами могут иметь не только положительный, но и отрицательный эффект. Проведенные исследования показывают абсолютно разные результаты. Аналитики пришли к выводу, что негативные моменты возникают по ряду причин, связанных друг с другом:

  • ошибочная оценка возможностей присоединяемой компании;
  • неправильное использование финансовых ресурсов, необходимых для интеграции;
  • неграмотные шаги на этапе совмещения.

Применение на практике

В период экономической нестабильности в государстве лучшим выходом из ситуации является создание альянса. Такие меры помогут уменьшить стоимость активов и объединить усилия для выживания во время кризиса. Примеров слияний и поглощений достаточно много, но отдельного внимания заслуживает именно вариант с американской компанией LHC Group.

Представленная организация в течение полугода сумела повысить собственную стоимость в два раза. И это в условиях финансового кризиса. Использование аутсорсинговой схемы позволило всего за шесть месяцев увеличить структуру на 8 экономических единиц. Выигранная финансовая выгода дала возможность существенно расширить сферу услуг. Компания сумела найти возможности для прогрессивного развития путем инвестирования средств, несмотря на негативные внешние факторы.

В качестве заключения

На российском рынке слияний и поглощений общая сумма совершаемых сделок уменьшилась в среднем на 29 процентов. Это связано со снижением объемов производимых операций. Доля РФ на мировом рынке составила приблизительно 1,3 процента. За последнюю десятилетку таких низких показателей не наблюдалось. Что касается иностранных инвестиций, то их объем увеличился на 40 процентов.

Развитие мышления у детей младшего школьного возраста занимает особое место в психологии, поскольку этот период является для детского разума переломным. Переход от наглядно-образного мышления детей к словесному, логическому, понятийному не всегда легкий. Этот переход означает, что младшие школьники уже понимают окружающие явления, но еще не строят логических рассуждений.

Мышление – способность человека рассуждать логически, понимать реальный окружающий мир в понятиях и суждениях. Его развитие у младших школьников осуществляется с помощью специальных игр и упражнений.

Когда школьники делают упражнения по развитию мышления, они постепенно вникают в систему научных понятий, вследствие чего умственная деятельность перестает опираться исключительно на практическую деятельность. Особенности детского мыслительного процесса состоят в том, что ребята анализируют рассуждения и действия, а также составляют план действий на будущее.

Важность развития мышления у школьников в том, что недостаточное его развитие приводит к тому, что информация об окружающем мире у него сформируется неправильно, из-за чего дальнейший процесс обучения становится неэффективным.

Особенности интеллекта настраиваются таким образом, что дети не умеют обобщать пройденный материал, не запоминают текст, не умеют выделять главный смысл из прочитанного. Такое случается, если переход от одного вида мышления к другому не контролируется взрослыми и не сопровождается упражнениями на развитие.

Стоит отметить, что формирование мыслительных процессов детей связано с восприятием информации, поэтому работайте еще и над этим аспектом.

Особенности детского восприятия состоят в том, что младшие школьники быстро теряют суть процесса. Они отвлекаются на посторонние факторы. Задача учителей и родителей – направить внимание детей на нужный процесс, то есть заинтересовать их.

Жан Пиаже: концепция развития речи и мышления детей

На сегодняшний день популярной считается концепция развития эгоцентрической речи и мышления детей до 11 лет, которую разработал Жан Пиаже.

  • Пиажистская концепция предполагает, что эгоцентрическая речь является выражением эгоцентризма детей. Это значит, что речь ничего не меняет в детском сознании, которое просто не приспосабливается к речи взрослого человека. Речь не оказывает никакого влияния на поведение детей и на их мировосприятие, поэтому с развитием детей она отмирает.
  • Жан Пиаже называет мышление дошкольников синкретическим. Синкретизм, как отмечает пиажистская концепция, представляет собой универсальную структуру, которая полностью покрывает детские мыслительные процессы.
  • Жан Пиаже считает так: детский эгоцентризм предполагает, что дошкольник не способен анализировать, вместо этого он рядополагает. Концепция Пиаже определяет эгоцентризм как полноценную мысленную структуру, от которой и зависит мировосприятие и интеллект детей.
  • Жан Пиаже не считает новорожденного социальным существом, он предполагает, что социализация происходит в процессе развития и воспитания, тогда же малыш приспосабливается к социальной структуре общества, учась мыслить по его правилам.
  • Концепция, которую разработал Жан Пиаже, противопоставляет детское мышление и взрослого человека, из-за чего выделяется подобное противопоставление индивидуального, что содержится в детском разуме, и социального, что уже развито у взрослых людей. Из-за этого концепция, которую разработал Жан Пиаже, предполагает, что речь и мышление состоят из актов индивида, который находится в изолированном состоянии.
  • Пиажистская концепция утверждает, что только социализация индивида, его мышления приводит к логической, последовательной мысли и речи. Этого можно достичь путем преодоления эгоцентризма, заложенного в детской природе.

Таким образом, Жан Пиаже считает, что истинное развитие мышления и речи происходит только от смены эгоцентрической точки зрения на социальную, а ход обучения не влияет на эти перемены.

Жан Пиаже выдвинул теорию, которая является популярной, но неосновной. Известно много точек зрения, которые утверждают, что Жан не учел некоторых факторов. Сегодня разработаны специальные игры и упражнения на развитие мышления ребят младшего школьного возраста.

Игры на развитие мышления детей младшего школьного возраста

Развивать мышление детей могут не только педагоги, но и родители. Для этого поиграйте с ними в такие игры:

  • Нарисуйте на ватмане план местности. Например, двора или дома, если он отличается большой площадью. Отметьте на рисунке графически ориентиры, на которые сможет опираться подопечный. Ориентирами могут быть деревья, беседки, дома, магазины. Заранее выберите место и спрячьте на нем награду в виде конфет или игрушки. Малышу тяжело ориентироваться по карте на первых этапах, поэтому рисуйте их предельно несложными.
  • Игры для группы детей. Разделите ребят на две команды. Дайте каждому участнику карточку с цифрой. Зачитайте арифметические примеры (14+12; 12+11 и т. д.). Из команды выходят двое детей с карточками, цифры на которых составят правильный ответ (в первом случае выходят ребята с карточками 2 и 6, во втором – 2 и 3).
  • Назовите группе детей логический ряд слов, одно из которых не будет соответствовать логике. Дети угадывают это слово. Например, вы называете: «птица, рыба, стакан». В этом случае лишний стакан.

Игры полезны, потому что они заинтересовывают детей, которые в игровом процессе не теряют сути своих действий.

Упражнения на развитие мышления

Упражнения отличаются от игр тем, что они требуют большей усидчивости и концентрированности на процессе обучения. Они учат детей терпению и усидчивости, одновременно развивая мышление. Упражнения на развитие мышления у детей:

  • Озвучьте детям 3 слова, которые между собой не связаны. Пусть они составят предложение с этими словами.
  • Назовите предмет, действие или явление. Попросите ребят вспомнить аналоги этих понятий. Например, вы сказали «птица». Каждый вспомнит вертолет, самолет, бабочку, потому что они летают. Если у него возникнет ассоциация с животным, то он назовет рыбу, кошку и т. д.
  • Назовите предмет, который детям известен. Попросите их перечислить, где и когда применятся предмет.
  • Зачитайте малышу короткий рассказ, часть которого пропустите. Позвольте ему поработать воображением и додумать недостающую часть рассказа.
  • Попросите подопечного перечислить известные ему предметы определенного цвета.
  • Предложите детям вспомнить слова, которые начинаются и заканчиваются на заданную вами букву.
  • Придумайте и загадайте детям загадки вроде этой: Катя моложе Андрея. Андрей старше Игоря. Игорь старше Кати. Распределить ребят по старшинству.

Подобные упражнения дети решают с интересом, а со временем непроизвольно учатся усидчивости, логическому мышлению и правильной речи, а переход мыслительных процессов становится плавным и сбалансированным.

Развитие мышления у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

У детей с ЗПР мыслительные процессы сильно нарушены, в этом состоят особенности их развития. Именно отставание в развитии мышления отличают ребят с ЗПР от обычных детей. У них не наблюдается переход к логической структуре мышления. Трудности, которые возникают при работе с такими детьми:

  • Низкая степень заинтересованности. Малыш часто отказывается от выполнения заданий.
  • Неспособность анализировать информацию.
  • Неравномерное развитие видов мышления.

Особенности умственного развития детей с ЗПР состоят в сильном отставании в логическом мышлении, но нормальном развитии наглядно-образного мышления.

Особенности развития мышления детей с ЗПР состоят в таких принципах:

  • Учет индивидуальных способностей человека с ЗПР.
  • Создание условий для активной деятельности детей.
  • Учет возраста.
  • Обязательные беседы с психологом.

Регулярная работа с детьми с ЗПР гарантирует пробуждение детского интереса к окружающему миру, что выражается в том, что малыш активно выполняет упражнения и играет в игры, которые предложены педагогом.

С помощью правильного подхода детей с ЗПР учат правильно говорить, выстраивать грамотную речь, сопоставлять слова в предложениях и озвучивать мысли.

Если педагогам удалось вызвать интерес школьника с ЗПР, то развитие логики – дело времени.

Игры на развитие мышления детей с ЗПР:

  • Положите перед детьми рисунки с животными и рисунки с едой. Попросите сопоставить их, накормив каждое животное.
  • Назовите несколько простых слов, попросите подопечного назвать их одним понятием. Например: кошка, собака, хомяк – животные.
  • Покажите три картинки, две из которых одинакового содержания, а одна – значительно отличается. Попросите подопечного выбрать лишнюю картинку.

Ребята с ЗПР мыслят на уровне жизненного опыта, продумать действие, которое они еще не совершали, им тяжело. Поэтому перед выполнением упражнений наглядно покажите им, как они должны поступать.

Елена Стребелева: формирование мышления у детей с отклонениями

Профессиональные педагоги рекомендуют прочитать книгу Елены Стребелевой, в которой описаны особенности формирования мышления у детей с отклонениями. Стребелева составила более 200 игр, упражнений и дидактических методик, чтобы раскрепостить и заинтересовать ребят с осложнениями.

В конце книги вы найдете приложения для педагогов, которые помогут понять особенности проведения занятий для детей с отклонениями в развитии. Кроме игр, вы найдете в книге рассказы и сказки, которые рекомендуется читать ребятам с отклонениями.

Развитие творческого мышления у детей

Современная программа обучения нацелена на формирование начального уровня логического мышления детей в младшем школьном возрасте. Поэтому часто встречаются случаи неразвитого творческого мышления.

Основное, что нужно знать о развитии творческого мышления, состоит в том, что оно обучает детей младшего школьного возраста открывать новое.

Задания на развитие творческого мышления:

  • Покажите ребенку несколько картинок, на которых изображены люди с разными эмоциями. Попросите описать, что случилось у этих людей.
  • Озвучьте ситуацию. Например: Катя проснулась раньше, чем обычно. Попросите детей рассказать, почему так произошло.
  • Попросите детей рассказать, что случится, если произойдут некоторые события: если пойдет дождь, если приедет мама, если наступит ночь и т. д.

Задания на развитие творческого мышления предполагают не один, а несколько возможных правильных ответов.

Задания на развитие критического мышления

Технология развития критического мышления – это один из новейших методов, разработанных для развития начального уровня самостоятельности в жизни, а не в учебе. Задания на развитие критического мышления учат детей принимать решения, анализировать свои действия и действия окружающих людей.

Задания на развитие критического мышления:

  • Называйте ребятам явления. Например: идет дождь, яблоко красное, слива оранжевая. Утверждения должны быть как правдивыми, так и ложными. Дети должны отвечать, верят они или нет вашим утверждениям.
  • Попросите ребят по очереди читать небольшие отрывки текста. Когда каждый дочитывает свой отрывок, предложите ему рассказать об ассоциациях, которые у него появились.
  • Ребята читают небольшой текст в течение 15 минут. За это время они отмечают карандашом, что из текста им известно, а что для них новое.

Технология развития критического мышления важна не для обучения в школе, а для уверенной ходьбы по жизни.

Развитие пространственного мышления у детей

Технология развития пространственного мышления разработана специалистами давно. Этот вид мышления развивается у детей на уроках геометрии в школе. Пространственное мышление – это способность при помощи пространственных образов, созданных самостоятельно, решать теоретические задания.

Для развития пространственного мышления подойдут такие упражнения:

  • Попросите детей показать левую и правую руку, взять предмет левой или правой рукой.
  • Попросите малыша подойти к столу и положить, например, ручку слева от книги.
  • Попросите малыша дотронуться до вашей правой, левой руки.
  • Предложите детям по отпечаткам рук и ног определить правые и левые части тела.

Технология развития пространственного мыслительного процесса проста, но она помогает улучшить логическое восприятие.

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-действенное мышление – это основа, которая дает направление для развития наглядно-образного.

Как развивать наглядно-действенное мышление:

  • Попросите детей сравнить птицу и бабочку, пчелу и шмеля, яблоко и грушу и т. д. и назвать отличия.
  • Назовите первый слог слова: на, по, до и т. д., и попросите детей закончить понятие. Ориентируйтесь не на правильность, а на быстроту ответа.
  • Позанимайтесь с детьми собиранием пазлов.

Наглядно-действенное мышление не нуждается в наличии начального периода, поскольку в дошкольном возрасте этот вид мыслительного процесса уже развивался.

Пальчиковые игры

Пальчиковые игры – рассказ сказок или историй с помощью пальцев. Пальчиковые игры направлены на развитие речи и моторики рук.

Пальчиковые игры на развитие речи бывают такими:

  • Попросите малыша положить правую ладонь на вашу левую ладонь. Медленно проведите пальцами по большому пальцу малыша, произнеся слово «ласточка». Дальше произносите это же слова, но проводите по другому пальцу. Повторите это же действие еще несколько раз. Дальше, не меняя интонацию, произнесите одновременно с поглаживанием детского пальца слово «перепелочка». Суть игры состоит в том, что ребенок на слове «перепелочка» быстро одергивает руку, чтобы взрослый ее не поймал. Предложите школьнику самому побыть в роли охотника на перепелку.
  • Попросите детей зажать руки в кулак. Одновременно они вытягивают мизинец на левой руке вниз, а большой палец правой руки вверх. Потом большой палец убирается в кулак, а мизинец этой же руки одновременно вытягивается. Левая рука поднимает большой палец вверх.

Пальчиковые игры вызывают у детей большой интерес, поэтому технология их выполнения должна быть известна каждому взрослому.

Таким образом, технология развития мышления у детей состоит из множества игр, упражнений и методик. Развивать мышление нужно обязательно, чтобы избежать несбалансированного развития будущего члена общества. Не полагайтесь на школьную программу и учителей, выделите время для регулярных домашних занятий.