Биографии Характеристики Анализ

Традиции народной поэзии в поэме М. Ю

Традиции народной поэзии в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Страницы:

В этих строках иносказательно передаётся обстановка на царском пиру. Месяц символизирует самого Ивана Васильевича, звёзды - его окружение. Если царь веселится, то и приближённые его должны веселиться, в противном случае не избежать им царской немилости. «Царь расспрашивает о причине печали, - пишет Белинский, - и его вопросы - перлы народной нашей поэзии, полнейшее выражение духа и форм русской жизни того времени. Таков же и ответ, или, лучше сказать, ответы опричника, потому что, по духу русской национальной поэзии, он отвечает почти стихом на стих».

Для создания ярких картин и образов Лермонтов пользуется художественными средствами народной поэзии. Автор апеллирует к образам, за многие века созданные в человеческом сознании, используя многочисленные постоянные эпитеты («удалой боец», «добрый молодец», «красна девица», «солнце красное», «дума крепкая») и постоянные сравнения («Ходит плавно - будто лебедушка», «Смотрит сладко- как голубушка», «Молвит слово - соловей поет»). Большей образности служат также гиперболы («Вот об землю царь стукнул палкою, // И дубовый пол на полчетверти // Он железным пробил око-нечником...») и приёмы отрицательного параллелизма («Не сияет на небе солнце красное, // Не любуются им тучки синие. // То за трапезой сидит во златом венце, // Сидит грозный царь Иван Васильевич...»).

Созданию картин природы помогает применение приёма олицетворения («Набегают тучки на небо, - // Гонит их метелица распеваючи», «По тесовым кровелькам играючи, // Тучки серые разгоняючи, // Заря алая подымается; // Разметала кудри золотистые, // Умывается снегами рассыпчатыми, // Как красавица, глядя в зеркальце, // В небо чистое смотрит, улыбается...»). Это позволяет автору проводить параллели между явлениями природы и тем, что происходит между людьми. Так, например, тучи, набегающие на небо в начале второй главы, предвещают Калашникову что-то недоброе. Перенимая народную традицию, Лермонтов сравнивает взгляд царя со взглядом ястреба, Кирибеевича - с голубем сизокрылым, Алену Дмитриевну - с лебедушкой, а Калашникова - с соколом.

Синтаксис поэмы Лермонтова также стилизует её под народную песню. Словесные повторы, переходящие из строки в строку, добавляют в «Песню про... купца Калашникова» особую мелодичность:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору...

Используются приёмы синтаксического параллелизма («Опускаются руки сильные, // Помрачаются очи бойкие...»), анафоры («Не позорил я чужой жены, // Не разбойничал ночью тёмную, // Не таился от свету небесного...»), инверсии (характерна позиция прилагательного после определяемого слова: «бойцы московские», «диво дивное», «замок немецкий»).

Большое внимание в своей поэме Лермонтов уделяет числовой символике, характерной для фольклора. Так, чаще всего, упоминается цифра «3»: «три дни и три ночи» угощали гусляров боярин с боярыней, три действия выполняет царь, прежде чем его недовольство заметит Ки-рибеевич («Вот нахмурил царь брови чёрные // И навел на него очи зоркие...» (1), «Вот об землю царь стукнул палкою...» (2), «Вот промолвил царь слово грозное....» (3)), «трижды громкий клич проклинали», прежде чем решился кто-нибудь на бой с молодым опричником, три поклона совершает Калашников («царю грозному», «белому Кремлю да святым церквам» и «всему народу русскому»), наконец, схоронили удалого купца «промеж трёх дорог».

Вся поэма Лермонтова пронизана традиционными мотивами народной поэзии. Главные из них - мотив пира и мотив поединка, без которых картина истории, с величайшей точностью воссозданная автором, была бы неполной.

Несомненное влияние на лермонтовскую «Песню...» оказала историческая песня - баллада «Мастрюк Темрю-кович», напечатанная в фольклорном сборнике «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Может быть, именно благодаря этой балладе в поэме Лермонтова образ царя, помимо отрицательных качеств (жестокость, беспощадность), обладает и положительными (доброта к Кирибеевичу, милость к семье Калашникова).

Все герои поэмы будто вышли из народных песен и сказок: Кирибеевич - злодей, посягающий на честь Алены Дмитриевны, сама Алена Дмитриевна - сказочная красавица, Калашников - русский богатырь, выступающий в защиту чести своей жены.

Традиционные эпитеты, сравнения, многочисленные случаи синтаксических повторов и параллелизмов, инверсии, обстоятельные речи героев - эти и другие особенности поэтики «Песни про... купца Калашникова» воспроизводят черты древней словесности. «...Наш поэт вошёл в царство народности как её полный властелин и, проникшись её духом, слившись с нею, он показал только своё родство с нею, а не тождество», - писал Белинский. Действительно, введение в поэму элементов народной поэзии ничуть не помешало ей стать ярко индивидуальным художественным произведением, а лишь подчеркнуло своеобразие и богатство авторской поэзии.

Страницы: (сочинение разбито на страницы)

Время создания «Песни...», ее тематика. Смысл обращения поэта к прошлому России

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана в 1837 году.

Прошлое – важнейшая сфера воплощения романтического идеала поэта. В своем произведении Лермонтов стремился уйти от современной ему жизни, не соответствовавшей его представлениям об истинном бытии человека, в историческое прошлое родной страны, казавшееся ему ярким и исполненным поэзии. Как замечал Белинский, «здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее».

В «Песне...» Лермонтов рисует красочные картины быта и нравов России эпохи Ивана Грозного. В первой части произведения перед читателем предстает картинацарского пира , на котором присутствуютбояре, князья и опричники . Здесь же упоминается Малюта Скуратов – жестокий сподвижник государя (царь, обращаясь к Кирибеевичу, напоминает ему, что тот выходец из этой семьи).

Во второй части «Песни…» рассказывается о жизни купечества . Лермонтов описываетторговлю купца Калашникова на гостином дворе близ Кремля. Далее рассказывается осемейной жизни купца. Лермонтов в точности воспроизводитдомостроевский уклад семейной жизни. Муж считался главой семьи. Жена должна была во всем ему повиноваться. Главное назначение женщины состояло в том, чтобы хранить домашний очаг, вести хозяйство, воспитывать детей. Единственным местом, которое жена могла посещать без сопровождения мужа, была церковь.

Лермонтов раскрыл смысл родственных отношений в ту эпоху. Родовая честь охранялась вековой традицией. Нанеся оскорбление Калашникову, Кирибеевич нанес оскорбление всему его роду. В этом смысл разговора Калашникова с братьями.

В третьей части поэмы рисуются молодецкие забавы – кулачные бои на Москве-реке, которые были необычайно популярны во времена Ивана Грозного.

Основные проблемы «Песни…» Две точки зрения на основной конфликт

Проблема народа – центральная в «Песне…» Эта проблема особенно интересовала русских писателей в 1830-е годы – в эпоху реакции, последовавшей за поражением восстания декабристов. Итоги этого восстания обнажилитрагический разрыв между образованной частью дворянства и народом. Поэтомупоиск истинного пути к народу, изучение его истории, его духовных ценностей становитсяважнейшей задачей русской литературы . Не случайно проблема народа выдвигается на первый план в позднем творчестве Пушкина («Капитанская дочка»), в ранней прозе Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»), в сочинениях других авторов. Для Лермонтова этапным произведением в осмыслении указанной проблемы, наряду со стихотворением «Бородино», становится «Песня про... купца Калашникова».

С проблемой народа тесно связана проблема русского национального характера. Свои представления о лучших чертах русского народа, о русском национальном характере Лермонтов воплотил в образе купца Калашникова. Калашникову в поэме противопоставлен Кирибеевич, попирающий народные святыни, бросающий вызов нравственным устоям общества.

Особое место в поэме занимает проблема взаимоотношений между царской властью и народом . С осмыслением этой проблемы связан вопрос обосновном конфликте в «Песне...». Здесь известныдве точки зрения. Некоторые критики советского периода считали, что «Песня…» – это антимонархическое произведение. Главный конфликт здесь, с их точки зрения,между царской властью и народом – в лице Ивана Грозного и купца Калашникова. Другая точка зрения состоит в том, что такой конфликт в произведении есть, но он не является главным.Основополагающий конфликт в «Песне...» –между Калашниковым и Кирибеевичем. Главный герой выражает идею справедливости, правды-матушки. Его противник воплощает в себе крайний эгоизм, беззаконие, попрание нравственных основ Православия. Что касается Ивана Грозного, то он изображен в народном понимании. Это царь суровый, даже жестокий, но справедливый.

Жанровые и композиционные особенности

В своей поэме Лермонтов следовал традициям одного из жанров русского фольклора – исторической песни. В то же время, опираясь на фольклорные источники, поэт создает оригинальное произведение .

Жанровая специфика «Песни…» проявляется в ее композиции . «Песню…» отличают традиционные элементы , характерные для фольклорных произведений. Основному тексту «Песни…» предшествует зачин : «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!..» После первой и второй частей следуют повторы : «Ай, ребята, пойте – только гусли стройте!..» «Песню…» завершает концовка :

Гей вы, ребята удалые,

В «Песне…» три части . В центре каждой из них – наиболее важные,ключевые эпизоды в развитии действия. Это тоже в традициях народных исторических песен.

Сцену пира в первой части поэмы можно рассматривать как экспозицию образов царя, Кирибеевича и Алены Дмитревны , а также какэкспозицию основного действия : именно здесь мы узнаем о греховной страсти Кирибеевича к Алене Дмитревне.

Сюжетная завязка происходит «за сценой»: о недостойном поступке опричника мы узнаем изразговора Алены Дмитриевны с мужем . Другая ключевая сценавторой части произведения –разговор Калашникова с братьями. В этих двух сценах ярко, образно раскрываютсяпатриархальные устои русской жизни того времени, выявляетсянравственная позиция главного героя.

В третьей части поэмы происходят кульминация (поединок Калашникова с Кирибеевичем, закончившийся гибелью опричника) иразвязка (царский суд над купцом иказнь главного героя). Здесь же помещен своего родаэпилог рассказ о могиле купца Калашникова.

Основные персонажи

Купец Калашников

Степан Парамонович Калашников – главный герой «Песни…». В его образесоединилиськонкретно-исторические характеристики купца времен Ивана Грозногос чертами могучего богатыря из русского былинного эпоса.

Калашникова отличают такие качества, как глубокая вера в Бога, верность семейным устоям и родственным обычаям, смелость и мужество в борьбе за правду-матушку.

Одновременно главному персонажу «Песни...», как и многим другим лермонтовским героям, присущ бунтарский дух.

Все эти черты героя раскрываются главным образом через сюжет произведения, его ключевыеэпизоды ; черезсистему персонажей (Калашников – Кирибеевич). При создании образа героя автор использует также художественные средства, связанные снародно-поэтическими традициями (например,постоянные эпитеты: «статный молодец», «сердце молодецкое», «очи соколиные»).

Кирибеевич

Кирибеевич – один из главных героев «Песни…»; по отношению к купцу Калашникову это герой-антагонист .

Как и Калашников, Кирибеевич – личность незаурядная , яркая ; он наделен могучей силой и молодецкой удалью.

Однако если в Калашникове воплотились представления поэта о высоких нравственных качествах борца за правду-матушку, то Кирибеевич олицетворяет собой крайний эгоизм , необузданную власть греховной страсти, презрение к нравственным устоям народной жизни. Недаром Калашников называет Кирибеевича «бусурманским сыном». В разговоре с царем в первой части поэмы герой проявляет лукавство , скрыв от государя факт замужества Алены Дмитриевны; во время поединка его одолевает сначала бахвальство , а затем страх перед противником.

Характерно, что Лермонтов, будучи романтиком, поэтизирует не только купца Калашникова, но и его противника Кирибеевича – тоже романтического героя. Отсюда яркие определения, постоянные эпитеты , характеризующие опричника («удалой боец», «буйный молодец»),сравнения (царь «словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого»; в момент гибели опричник сравнивается со срубленной сосенкой). Интересно, что автор поэтизирует не только самого героя, но и его страсть к Алене Дмитревне. При описании страстного чувства, охватившего героя, поэт использует прием повтора. Например, опричник говорит царю:

Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…

Алена Дмитревна

Алена Дмитревна – центральный женский персонаж «Песни…». Образ героини дан в произведении в народном понимании: это русская красавица и одновременно идеальная женщина-христианка допетровских времен. Ее отличают истинное благочестие , беззаветная преданность мужу и семье , строгое послушание супругу .

Царь Иван Грозный

В образе Ивана Грозного Лермонтов стремился воплотитьнародные представления о суровом, но справедливом царе-батюшке.

Иван Грозный, как это показано в «Песне…», сохранял, несмотря на свою жестокость, приверженность православным устоям: узнав о любви Кирибеевича к Алене Дмитриевне и не подозревая, что она замужем, царь советует опричнику посвататься к героине, исключая даже саму мысль о её принуждении к браку.

В третьей части «Песни...» царь выступает как суровый , но справедливый судия. Выяснив, что Калашников совершил преднамеренное убийство и отказывается при этом назвать его причину, царь в соответствии с законом того времени отправляет купца на казнь, проявляя при этом милость к его семье.

Понятно, что такой облик самодержца соответствовал народному идеалу справедливого царя и не отражал реальных поступков Ивана Грозного. .

Анализ эпизодов и других элементов композиции произведения

Как уже говорилось выше, «Песня...» начинается с зачина – обращения гусляров к царю и боярам, причем первым упоминается имя государя, как это и было положено – в соответствии со строгой иерархией:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Про тебя нашу песню сложили мы…

Первая часть «Песни…», содержащая экспозицию образов Ивана Грозного, Кирибеевича, Алены Дмитревны и всего действия поэмы, открывается сценой царского пира . Рассказывая о нем, автор воспроизводит расстановку политических сил во времена Ивана Грозного:

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники.

Бояре и князья находились в оппозиции к царской власти, опричники же призваны были строго проводить в жизнь жестокую царскую политику.

Уже в самом начале «Песни…» Иван Грозный выступает перед слушателями как суровый, но справедливый православный царь , верный древним обычаям, христианским устоям:

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие свое и веселие.

Народно-поэтический язык, художественные средства и приёмы, характерные для фольклора, используются автором «Песни…» с целью оттенить народный взгляд на царя. Лермонтов обращается к такому, на­пример, приёму, как образный параллелизм (отрицательный параллелизм):

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Вот нахмурил царь брови черные

И навел на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.

В первой части «Песни…» впервые предстает перед нами и Кирибеевич . «Удалой боец, буйный молодец», по предположению царя, «думу затаил нечестивую»: как выясняется, Кирибеевич, действительно, одержимгреховной страстью к купеческой жене Алене Дмитревне. Страсть настолько поразила героя, что он не владеет собой и просит царя отпустить его «на житье на вольное на казацкое», где он найдет смерть: «Уж сложу я буйную головушку, / И сложу на копье бусурманское…»

В то же время, рассказывая о своей страсти Ивану Грозному, герой проявляет лукавство : он не смеет признаться государю, что Алена Дмитревна замужем, и это не случайно: православный царь не мог благословить Кирибеевича на брак с замужней женщиной. Кроме того, по убеждению государя, всякое принуждение в отношении невесты неприемлемо.

Как полюбишься – празднуй свадебку,

Не полюбишься – не прогневайся, –

говорит царь Кирибеевичу.

О лукавстве опричника слушателям сообщают гусляры:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!

Обманул тебя твой лукавый раб,

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

Наконец, в первой же части дается экспозиция образа Алены Дмитриевны. О ней рассказывает Кирибеевич; именно через восприятие опричника дается внешность героини, обрисованная в народно-поэти­ческих традициях.

Ходит плавно – будто лебедушка;

Смотрит сладко – как голубушка;

Молвит слово – соловей поет;

Горят щеки ее румяные,

Как заря на небе Божием.

На этом примере мы видим, что при создании образа героини Лермонтов использует сравнения , слова с уменьшительно-ласкательны­ми суффиксами .

Вторая часть поэмысодержит экспозицию образа купца Калашникова :

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович,

По прозванию Калашников…

Отмечены внешняя привлекательность купца, его молодость и сила. Уже здесь угадываются черты могучего богатыря , готового вступить в бой с врагами.

Как уже отмечалось, сюжетная завязка остается«за сценой» : о беде, приключившейся с Аленой Дмитриевной, мы узнаем лишь из ее слов, обращенных к мужу.

Внешний облик героини, описанный во второй части, передает ощущение несчастья :

Сама бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрят очи мутные как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Контраст в изображении героини в первой и во второй частях подчеркивает тяжесть переживаний молодой женщины, невольно оказавшейся в столь драматической ситуации.

В сцене разговора Калашникова с Аленой Дмитревной выявляется истинноеблагочестие героя, его верность устоям христианского брака. В гневных речах, обращенных к жене, слышна не только личная обида, но и твердая уверенность внедопустимости поругания священных основ брака.

Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,

Золотыми кольцами менялися!.. –

в гневе восклицает купец.

Важно здесь и ответное слово Алены Дмитревны, ее монолог . Героиня обращается к мужу в народно-поэтическом ключе:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Муж выступает здесь как всесильный властелин , могущий казнить и миловать жену. Алена Дмитревна с ужасом думает не столько о своей поруганной чести, сколько о немилости супруга. В то же время она вправе ожидать и заступничества с его стороны.

Исключительно важна для понимания нравственного облика и мировоззрения Калашникова сцена его разговора с братьями .

Преступление Кирибеевича герой видит в том, что опричник попрал честь семьи и всего рода Калашниковых. Купец говорит, обращаясь к братьям:

Опозорил семью нашу честную

Злой опричник царский Кирибеевич…

В словах купца чувствуется и горечь от оскорбления собственной личности. Герой признается братьям:

А такой обиды не стерпеть душе

Да не вынести сердцу молодецкому.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что негодование Калашникова объясняется отнюдь не только личной обидой ине только необходимостью защиты чести семьи. Смысл его предстоящей битвы с Кирибеевичем в стремлениипостоять за святую правду-матушку . Купец обращается к братьям:

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьет он меня – выходите вы

За святую правду-матушку.

Не сробейте, братцы любезные!

Вы моложе меня, свежей силою,

На вас меньше грехов накопилося,

Так авось Господь вас помилует!

В словах купца нет гордыни . Он отнюдь не уверен в том, что исход поединка будет в его пользу. С великимсмирением перед волей Божией он сознает, что может потерпеть поражение из-за накопившихся на нем грехов.Преимущество своихбратьев герой видит не только в их молодости и свежести сил, но ив меньшей греховности.

В то же время необходимо особо подчеркнуть тот факт, что защищать честь своей семьи Калашников намерен с помощью поединка . Он собирается убить Кирибеевича во время кулачного боя. Как известно, защита чести семьи, рода с помощью поединка – дохристианский, языческий обычай, сохранившийся и в христианские времена. Герой не видит другого способа заступиться за честь семьи.

Третья часть произведения, как уже было отмечено, содержиткульминацию сюжета, егоразвязку , а также своеобразныйэпилог .

Открывается третья часть знаменитым описанием зари. Лермонтов прибегает здесь к такому художественному приему, как олицетворение : «заря алая» уподобляется девице-красавице:

Над Москвой великой, златоглавою,

Над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

Сцена битвы Калашникова с Кирибеевичем –кульминационный момент поэмы. В ней наиболее ярко раскрывается нравственный облик противников.

Перед поединком Кирибеевич проявляетзаносчивость ,тщеславие, самоуверенность. Опричник кланяется в пояс одному только царю, высказывает презрение к сопернику. Калашникову он дерзко говорит:

А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

В отличие от Кирибеевича, Калашников

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Он высказал таким образом почтение не только царю, но и вере православной («святым церквам»), и русскому народу.

В гневных словах Калашникова, обращенных к Кирибеевичу, четко выражена приверженность купца христианским устоям жизни :

А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честнова отца,

И жил я по Закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

Ответные слова Калашникова вызывают в душе Кирибеевича смятение и страх :

И услышав то, Кирибеевич

Побледнел в лице, как осенний снег;

Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,

На раскрытых устах слово замерло…

Страх – следствие нравственной неправоты Кирибеевича. Очевидно, что правда была на стороне купца Калашникова; это в итоге и решило судьбу поединка.

В сцене богатырского боя Калашников выступает в ролизащитника православной веры . На его стороне оказываетсяСила Крестная : купца промыслительно защищает «медный крест / Со святыми мощами из Киева»; крест принимает на себя всю мощь сокрушительного удара врага:

И погнулся крест, и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала…

Не местью руководствуется купец, готовясь насмерть поразить опричника, а стремлением постоять «за правду до последнева», всецело уповая на волю Божию:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

Наиболее сложное для понимания место «Песни…» – допрос Калашникова Иваном Грозным, открывающийсцену царского суда. В ответ на требование царя отвечать «по правде, по совести» о причинах убийства опричника Калашников говорит:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что, про что – не скажу тебе,

Скажу только Богу единому.

Купец сознательно скрывает от царя причину преднамеренного убийства опричника , тем самымобрекая себя на смертную казнь , которая полагалась в таком случае по закону, отнюдь не являясь следствием произвола самодержца.

В позиции Калашникова очевидно нежелание открыть перед царем семейный позор ,отстаивание личного права на месть обидчику и одновременногордость , вспыхнувшая в сознании купца. Герой, несомненно, понимает, что по Закону Господнему, который герой отстаивал в момент поединка, следует проявить смирение перед земным православным царем. Между тем купец открывает свой позор только братьям и скрывает его от царя-батюшки. В этом поступке Калашникова проявляются иего личное мужество, ибунтарский дух. Здесь мы ясно видимпротивостояние не только между Калашниковым и Кирибеевичем – носителями «правды-матушки» и «бусурманского», безбожного нечестия,но и между Калашниковым и царем, между представителем народа и царской властью.

Таким образом, Калашников выступает в «Песне…» и как борец за православные устои Святой Руси , и как «буйная головушка» , то естьгерой-бунтарь.

Царь же в третьей части «Песни…» предстает перед нами как суровый, но справедливый и даже милосердный судия. Распорядившись казнить Калашникова, царь проявляет милость к его семье:

Молодую жену и сирот твоих

Из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

По всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно.

Впрочем, отправляя самого Калашникова на казнь, царь не удерживается от злой иронии :

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить,

Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью…

Таким образом, жестокость и милосердие православного царя оказываются в народном представлении неразрывно связанными .

Неоднозначен в идейном отношении и рассказ о казни купца :

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною…

Казнь купца явилась справедливой с позиций царя , с позиций государства. Однакосправедливость казни подвергнута сомнению в глазах народа , точку зрения которого передают певцы-гусляры.Народ с сочувствием отнесся к купцу ,мнение народное не совпадает здесь с точкой зрения царя .

Особенно характерно в этом отношении описание могилы Калашникова – своеобразныйэпилог «Песни…». Героя похоронили не на кладбище, а «на чистом поле промеж трех дорог». Могилка его – «безымянная». Ясно, что власть стремилась предать память о герое забвению. Однако рассказ гусляров о могилке свидетельствуето сердечной привязанности народа к таким добрым молодцам, как купец Калашников:

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек – перекрестится,

Пройдет молодец – приосанится,

Пройдет девица – пригорюнится,

А пройдут гусляры – споют песенку.

Понятно, что прохожие не могут знать, кто конкретно покоится в «безымянной могилке». Между тем очевидно, что народ сочувствует «буйной головушке», не удостоившейся лежать на погосте.

Художественные приемы

В своей поэме Лермонтов использует художественные средства и приёмы, заимствованные им из народного творчества.

Отметим в первую очередь образный параллелизм . Образы природы соответствуют явлениям человеческой жизни:

Когда всходит месяц – звезды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью,

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает…

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися…

Здесь мы видим, что царь уподобляется месяцу, опричники – звездам, радующимся его свету, а лукавый Кирибеевич – звезде, прячущейся за тучку и рискующей упасть на землю.

Приведем еще один пример. Братья обращаются к Калашникову, выражая ему всецелую преданность:

Куда ветер дует в поднебесье,

Туда мчатся и тучки послушные,

На кровавую долину побоища,

Зовет пир пировать, мертвецов убирать,

К нему малые орлята слетаются.

Ты наш старший брат, нам второй отец…

Как мы видим, старший брат и младшие братья уподобляется здесь ветру и тучкам, орлу и орлятам.

Поэт использует и такую разновидность образного параллелизма, как отрицательный параллелизм . В качестве примера уже приводились строки, открывающие картину пира Ивана Грозного:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие,

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич…

Поэт прибегает также к олицетворениям . Яркий пример – уже отмеченное нами описание зари в начале третьей части «Песни…».

В лермонтовской поэме немало сравнений . К уже приведенным примерам добавим следующий. Алена Дмитревна говорит об обращенных к ней гневных словах мужа: «Твои речи – будто острый нож…»

В поэме большое число постоянных эпитетов : «солнце красное», «тучки синие», «добрый молодец», «красные девушки», «сырая земля», «дума черная», «ночь темная», «чистое поле».

Лермонтов использует и такой прием, как поэтические обращения . Например, царь говорит Кирибеевичу: «Гей ты, верный наш слуга Кирибеевич!» Кирибеевич обращается к царю: «Государь ты наш, Иван Васильевич!» Алена Дмитревна обращается к мужу:

Государь ты наш, красно солнышко,

Иль убей меня, или выслушай!

Кроме того, поэт употребляет слова с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами , что также свойственно фольклорным произведениям: «матушка», «головушка», «лебедушка», «голубушка», «малые детушки», «перстенек», «листочек осиновый», «сосенка».

Стих в поэме –тонический ,нерифмованный , характерный для народной поэзии.

Вопросы и задания

1. В каком году была написана «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? Чем интересен этот год в жизни поэта?

2. В чем смысл обращения Лермонтова к эпохе Ивана Грозного? Что писал по этому поводу Белинский? Отметьте наиболее яркие картины быта и нравов Москвы времен Ивана Грозного, воссозданные в «Песне...», прокомментируйте их.

3. Назовите центральную проблему «Песни...». Почему эта проблема стала так актуальна в русской литературе 1830-х годов? В каких еще произведениях 1830-х годов, включая поэзию самого Лермонтова, эта проблема – одна из главных?

4. Как в «Песне...» осмысляется проблема русского национального характера? Какие персонажи особенно важны для ее понимания?

5. Является ли проблема взаимоотношений царской власти и народа главной в произведении? Какие точки зрения в отношении основного конфликта в «Песне...» вам известны? В чем суть каждой из них?

6. Кратко охарактеризуйте жанровые особенности поэмы. Можно ли назвать «Песню...» произведением фольклора? Какие элементы композиции лермонтовской поэмы напоминают нам о фольклорных произведениях?

7. Охарактеризуйте купца Калашникова. Какие конкретно-истори­ческие и легендарные черты соединились в его облике? Какими качествами обладает лермонтовский герой? Перечислите основные художественные средства создания его образа, приведите примеры этих средств.

8. Какие черты делают Кирибеевича антиподом Калашникова? Почему Лермонтов поэтизирует Кирибеевича, хотя это и отрицательный персонаж? Какие средства использует для этого автор произведения?

9. Какие качества делают Алену Дмитриевну идеалом русской жен­щины допетровской Руси? Назовите и прокомментируйте их, опираясь на текст произведения.

10. Почему мы можем сказать, что образ Ивана Грозного в поэме – наиболее идеализированный? Аргументируйте свою точку зрения.

11. Прокомментируйте основные сцены, эпизоды «Песни...». Какие элементы экспозиции мы находим в первой части поэмы? Что мы узнаем о героях? Какие эпизоды составляют экспозицию сюжета?

12. В какой части поэмы мы видим экспозицию образа Калашникова? Какие черты героя проявляются уже в первом его описании?

13. В какой момент происходит завязка действия? Откуда мы узнаем об этом событии?

14. Назовите важнейшие сцены второй части произведения. Как в описании героини проявляется принцип контраста? Проанализируйте разговор Калашникова с женой. Какие черты мировоззрения героя и ге­роини раскрываются в этой сцене? Подробно рассмотрите позицию Калашникова в его разговоре с братьями. В чем герой видит смысл предстоящего поединка с Кирибеевичем?

15. Какое описание открывает третью часть «Песни...»? Какой прием использует здесь Лермонтов? Какие элементы сюжета содержит заключительная часть произведения?

16. Подробно проанализируйте сцену богатырского боя. Какие качества Кирибеевича и Калашникова раскрываются в предваряющих поединок словах героев? Как поэт дает понять читателю, что Калашников побеждает в битве с помощью Божией?

17. Подробно рассмотрите эпизод царского суда над Калашниковым. Как можно объяснить тот факт, что купец скрывает от государя истинную причину убийства опричника? Справедлива ли позиция царя в отношении Калашникова и его семьи?

18. Какую функцию выполняет в поэме описание могилы Калашникова? Можно ли сказать, что позиция народа в отношении героя отличается от позиции царя? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст.

19. Назовите художественные средства, приемы, которые использует Лермонтов в своем произведении. Приведите примеры. Что вы можете сказать об особенностях стиха «Песни...»?

20. Напишите развернутый план-конспект и подготовьте устное сообщение на тему: «Образ купца Калашникова и средства его создания».

21. Напишите сочинение на тему: «Художественное своеобразие “Песни...”»

Чрезвычайно интересны приемы портретной характеристики в «Песне». Для ранних произведений Лермонтова характерен «костюмный» портрет. Элементы такого портрета мы находим и в «Песне». Но здесь задача создания колорита подчинена задаче создания образа.

Все же в поэме мы имеем один «костюмный» портрет. Это описание Кирибеевича. Он сам рассказывает о себе, с упоением описывая детали своего богатого костюма (шелковый кушачок, шапка бархатная, черным соболем отороченная). Атрибутами этого «костюма», с чисто декоративной функцией, становятся и степной аргамак, и острая сабля, горящая как стекло. Но принципиальная новизна этого портрета в том, что это описание вложено в уста самого героя и дает возможность показать определенные черты его характера (кроме удали и молодечества - самолюбование, хвастливость). В сцене боя той же цели служит авторское упоминание о «шапке алой» и бархатной шубе, которую Кирибеевич сбрасывает с плеч. Детали костюма, о которых упоминает в своей жалобе Алена Дмитревна, «потеряли свою декоративную функцию, они приобрели динамичность, ставши объектом борьбы».

В речи Кирибеевича мы находим развернутое описание красавицы Алены Дмитревны. Портрет опять как бы играет двойную роль: данный сквозь призму восприятия влюбленного молодца, он одновременно служит и его характеристике, показывая силу его страсти. Поэтому здесь необычно много метафор, сравнений. Все эпитеты - цветовые:

Ходит плавно - будто лебедушка,

Смотрит сладко - как голубушка,

Молвит слово - соловей поет,

Горят щеки ее румяные

Как заря на небе божиим;

Косы русые, золотистые,

В ленты яркие заплетенные,

По плечам бегут, извиваются,

С грудью белою цалуются.

С этим описанием контрастирует портрет Алены Дмитревны, возвратившейся домой:

… бледная, простоволосая,

Косы русые расплетенные

Снегом-инеем пересыпаны;

Смотрют очи мутные, как безумные;

Уста шепчут речи непонятные.

Особенно большое значение приобретают в поэме Лермонтова поза, жест героя (см. выше).

Характерен еще и другой прием. Портреты лермонтовских героев дополняются и обогащаются на протяжении всей поэмы. То тут, то там мы находим небольшой штрих - какой-нибудь эпитет, сравнение, атрибут, даже характер движения (медлительность Калашникова перед боем и порывистые движения Кирибеевича: он бежит, догоняя Алену Дмитревну, сильно схватывает ее за руки и т. д.). Портрет Ивана Васильевича рисуется словами: «очи зоркие», «брови черные», обычно нахмуренные; разгневавшись, он смотрит на Кирибеевича «словно ястреб взглянул с высоты небес на младого голубя сизокрылого»; его атрибут - жезл с острым наконечником, которым он пробивает пол «на полчетверти». У Кирибеевича - «очи темные», «голова кудрявая». В сцене боя мы находим сравнение:

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка, во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная;

это сравнение рисует нам стройность, изящество Кирибеевича и возбуждает наше сочувствие к нему: этот юноша, при всех своих отрицательных качествах, натура глубоко чувствующая, страстная, смелая, не говоря уже о внешней привлекательности. В портрете Калашникова отмечаются «очи соколиные», «могутные плечи», «кудрявая борода», которую он поглаживает. Нужно думать, что и «медный крест со святыми мощами из Киева» не случаен у этого ревнителя старины и семейственности.

В своем произведении Лермонтов мастерски использует то богатство художественных средств и приемов, которое выработала народная поэзия. Мы видели, что композиция «Песни» имеет много общего с былиной. Однако Лермонтов во многом следует и лирической и исторической песне, поэтика и стиль которых коренным образом отличается от поэтики и стиля былины. «Один из основных приемов художественной выразительности народной лирики (включая все виды ее, в том числе и свадебные и похоронные причитания), - пишет проф. В. Я. Пропп, - состоит в метафоричности____Язык эпоса почти полностью лишен метафоричности». Метафору В. Я. Пропп рассматривает как один из видов иносказания, как замену одного зрительного образа другим с целью его поэтизации. Близко к метафоре подходит сравнение, где «исходный образ сохраняется, но сближается с другим по сходству».

Нам уже приходилось говорить о сравнении опричника с сосенкой в сцене его смерти. Это сравнение здесь сочетается с приемом ретардации и с великолепным по выразительности эпитетом «холодный снег». Ретардация здесь использована удивительно умело: повторяется образ сосенки (который затем развивается: «во сыром бору под смолистый под корень подрубленная») и тот же эпитет - «холодный снег». Роль эпитета здесь чрезвычайно интересна.

Кирибеевич не чувствует холода: он мертв. О «холодном снеге» упоминает повествователь (автор - гусляры). Мы можем a priori сказать, что снег холоден; это его постоянное качество. О нем, тем не менее, упоминается, оно выделяется и ретардацией. Так эпитет приобретает эмоциональную нагрузку и символическое значение: холодность, отчужденность, даже скрытая враждебность окружающего мира, природы к молодцу, только что полному сил, а теперь лежащему на холодном снегу, не ощущая этого холода.

Типично народные сравнения мы встречаем в описании Алены Дмитревны в речах Кирибеевича (см. выше).

В «Песне» мы находим и характерные для эпоса отрицательные сравнения:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Здесь же и метафора: «не любуются им тучки синие». Другие метафоры: «Звезды радуются, что светлей им гулять по поднебесью»; «Гонит их метелица распеваючи» и др. Находим и развернутую метафору:

…Заря алая поднимается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми;

Как красавица, глядя в зеркальцо,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Значительное число метафор относится к природе. Природа у Лермонтова как бы очеловечивается. Это антропоморфизм в изображении природы, характерный для народной поэзии, отмечал проф. М. П. Штокмар.

Лермонтов мастерски пользуется эпитетом. Часть лермонтовских эпитетов - это постоянные эпитеты народной поэзии (сырая земля, красны девушки, золотая казна); большинство - «эпитеты, близкие по сочетанию с народными песнями, однотипные по содержанию»: «красная красавица» (красная девица - в народной поэзии); «стена кремлевская белокаменная» (палата белокаменная) и т. д. Как и в эпосе, эпитет здесь - одно из основных средств создания зрительного образа. Большое значение получают поэтому (как и в эпосе) эпитеты, определяющие окраску или материал предмета: шелковая фата, перстенек яхонтовый, ожерелье жемчужное, косы русые, золотистые, смолистый корень (сосенки), черные брови и т. д. Наряду с этим мы встречаем и не характерные для эпоса эмоциональные эпитеты «горемычный прах», «кости сирые». Эти эпитеты мы находим в речи Кирибеевича. Они выполняют свою функцию, делая речь опричника индивидуальной и превосходно гармонирующей со свойствами его натуры (см. выше о метафорах, сравнениях в речах Кирибеевича). В то же время эмоциональную окраску часто получают и авторские эпитеты (см. выше об эпитете «холодный снег»); среди них мы находим и метафорические («тучки послушные», «заунывный гудит - воет колокол» и т. д.).

Хотелось бы обратить внимание на то место в «Песне», где описывается, как Калашников запирает лавку. Для этой цели он пользуется «замком немецким со пружиною». Такой замок - новость для сказителя-гусляра. Появляются определения: не простой замок, а «немецкий» (т. е. иностранный, диковинный), со пружиною. Такое детальное описание указывает на состоятельность купца, имеющего подобные диковинки, и попутно напоминает о сказителях-гуслярах. Для нас же эта деталь имеет еще и другое значение: она показывает нам, насколько органически Лермонтов мог воспринять точку зрения сказителя, буквально перевоплотиться в него.

Очень часто лермонтовские эпитеты выступают в сочетании друг с другом. Уже в зачине «Песни» мы находим упоминание о «вине сладком, заморском». Подобное явление мы находим и в народной поэзии. «Часто постоянные эпитеты сочетаются с более подвижными, и это соседство делает постоянные эпитеты семантически полновесными». В самом деле, «Заморское вино» - это теперь уже устойчивое сочетание, указывающее просто на высокое качество вина. Более «подвижный» эпитет, присоединенный к этому сочетанию, как бы разбивает это последнее. Постоянный эпитет теперь выступает в роли обычного определения, равноправного с новым, обретая свой первоначальный смысл. «Вино сладкое, заморское» - это уже сладкое вино, привезенное из-за моря.

Удивительно красиво сочетание цветовых эпитетов. Палитра «Песни» знает только «ясные, определенные тона: белый, черный, синий, красный, алый, - совершенно в духе народной поэзии, не любящей полутонов и полутеней». Красный цвет солнца сочетается с синим цветом туч; заря алая над Москвой златоглавою , над стеной Кремлевской белокаменной поднимается из-за синих гор, разгоняет серые тучки. Цветовые эпитеты могут сочетаться с обозначающими материал: дубовый стол покрыт белой скатертью; эпитет «белокаменная» (стена) сразу означает и материал и окраску (такие эпитеты употребительны и в народной поэзии). Нередко сочетаются два эпитета, обозначающие материал: «…дубовый пол на полчетверти / Он железным пробил оконечником» (2: 31); «как запру я тебя за железный замок, / За дубовую дверь окованную…» (2:36).

Такое сочетание, создавая ощущение материала, в первом случае заставляет нас слышать звук удара и видеть, как острое железо вонзается в дерево; во втором случае дает наглядное представление о непробиваемости, неприступности дверей глухого чулана, куда Калашников собирается посадить свою жену.

Эти яркие зрительные картины у Лермонтова иногда предваряются изображением явления с его звуковой стороны:

Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули,

Потом слышит шаги торопливые;

Обернулся, глядит - сила крестная! -

Перед ним стоит молода жена,

Сама бледная, простоволосая…

…и послышалось мне, будто снег хрустит,

Оглянулася - человек бежит.

Как и в народной поэзии, в «Песне» Лермонтова ясно ощущается тяга к параллелизму. Последний подчеркивается анафорическим повторением союзов, глаголов:

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюсь твоей немилости;

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.

«Закон симметрии есть один из законов народного искусства… Можно говорить о симметрии речи, как об одном из художественных приемов народного стиха». Этот художественный прием у Лермонтова часто имеет целью подчеркнуть, выделить какую-нибудь мысль, слово, качество (в последнем примере - выделение гусляров из всех остальных, проходящих мимо могилы Калашникова, что подчеркнуто и союзом «а»; в первом случае - предложение «боюсь твоей немилости» выделяется еще и через отрицание противоположного).

Мы находим у Лермонтова различные по характеру параллелизмы: от полного морфологического тождества (как в вышеприведенных примерах) до неполных и приблизительных. Нередко встречаются троекратные повторения.

Той же цели подчеркивания и уточнения служат тавтологические повторения и употребление синонимических групп слов:

Уж ты где жена, жена, шаталася?

На каком подворье, на площади…

Исследователи обращали внимание на характерную синтаксическую особенность «Песни» - преобладание сочинительных связей и сложносочиненных предложений. Эта черта, а также фольклорная система употребления союзов придают рассказу необычайную плавность и размеренность и вместе с тем простоту. Ощущение плавности, медлительности создается и детальными описаниями.

В. Истомин указывает на употребление Лермонтовым идиом («я и сам не свой», «недобрый день задался ему», «сила крестная», «за что, про что» и т. д.) и описательных выражений («ответ держал ты по совести», «не мочил усов» и т. д.), что еще более сближает речь «Песни» с народно-разговорной. В то же время обилие вопросительных предложений придает «Песне» эмоциональный характер.

В поэме можно выделить чисто народные лексические и морфологические черты. Их огромное количество. Лишь изредка попадаются отдельные слова, не характерные для народной речи (церковнославянизмы: уста, очи, трапеза, златой). Большое количество уменьшительно-ласка-тельных существительных (головушка, лебедушка, голубушка). Встречаются и прилагательные с уменьшительным суффиксом, который, давая эмоциональную окраску слову, в то же время указывает на высшую степень качества (одинешенька - совсем одна; темнехонька - очень темная).

Много слов просторечных; можно найти диалектизмы, но диалектная их природа проявляется только в их морфологических особенностях. Мы не найдем ни одного слова, которое целиком принадлежало бы диалекту, - ср. пужаешься, скидает, возговорил, заказать (в смысле приказать); твово; поднебесью, охульникам; могутные, меньшой, старшой; нониче, по-сю-пору; али (союз). Очень много приставочных образований, особенно в глаголах (в том числе с двойными приставками): наслушались, поднесла, восплакалась, приосанится и т. д. Нередки деепричастия на - учи, - ючи : играючи, разгоняючи, пируючи и т. д.

Отметим наиболее характерные морфологические особенности. В глаголах:

1) в инфинитиве - ть вместо - ти (поднесть) и наоборот (покатитися, гнушатися - в глаголах возвратных с постоянным ударением);

2) окончания - ут, - ют в 3-м лице множественного числа настоящего и будущего времени у глаголов II спряжения (ходют, разделют);

3) - ся вместо - съ в таких глаголах, как подтянуся, сходилися;

4) цаловать вместо целовать;

В прилагательных:

1) старые местоименные окончания - божиим, тесовыих;

2) краткие (но не усеченные) формы: молода жена, широку грудь;

3) вострая сабля (наращение в перед начальным о ).

В местоимениях - стяженные формы в родит, падеже единственного числа: твово, мово.

Все эти черты специфичны для народной речи.

Вопрос о ритмике стиха «Песни» - тема специального исследования. Мы коснемся этого вопроса лишь в самых общих чертах.

Стих «Песни» - это стих народный, существенно отличающийся от стиха произведений письменной литературы. Народно-поэтическая речь обладает иной акцентной системой, чем литературная и разговорная. Здесь на одно ударение приходится не 2,8, а 3,8 слога. Это чрезвычайно существенная разница. В связи с этим большое значение приобретают проклитики и энклитики, увеличивающие число безударных слогов. В качестве проклитик и энклитик могут выступать различные части речи («стольне-Киев-град», «Владимир-князь», «ходил-гулял», «бел-горюч-камень»). По той же причине сохраняются старые формы прилагательных с местоименным окончанием и созданные по аналогии новые формы (княженецкоей), употребляется большое количество суффиксальных образований, неударяемых частиц; часты глаголы с инфинитивом - ти вместо - шь, возвратная частица выступает в форме - ся, а не - сь , и т. д. Все это мы видели у Лермонтова.

Примеры лермонтовских проклитик и энклитик:

на широку грудь,

во златом венце,

очи зоркие,

на небо; без вести,

три дня, три ночи,

поделюсь теперь

В народном стихе наиболее устойчивым является конец стиха. Последнее ударение - константа. Упорядоченность ударений все более нарушается по мере удаления от константы.

Длина стиха - от 7 до 14 слогов (основная масса - от 9 до 13 слогов). Клаузулы в основном дактилические (87,9 %), затем идут пеонические (натягивает), женские (красно и кончайте), гиперпеонические (бояре да князья) - 3 случая. Все эти клаузулы встречаются в народной поэзии, причем дактилические явно преобладают.

Ритмический рисунок «Песни» резко нарушается первыми строками припевок-концовок («Ай ребята, пойте»…). Они представляют собою шестистопный хорей и резко контрастируют с медленной, плавной речью «Песни». Такой контраст обусловлен функцией этих припевок (см. выше). Конечные стихи (исход) построены по образцу раешника (рифмовка, резкое колебание в длине строк, троекратная «слава»).

Рифма в «Песне» появляется эпизодически. Здесь мы встречаемся с другим принципом организации стихотворной речи: совпадением не звуковым, а морфологическим (ударные гласные не совпадают, совпадают следующие за ними суффиксы и окончания):

Забегались, заигралися,

спозаранку спать уложилися;

Шелковые товары раскладывает,

Речью ласковой гостей он заманивает,

Злато, серебро пересчитывает;

Смотрют очи мутные, как безумные,

Уста шепчут речи непонятные.

Параллелизм в морфологическом тождестве естественным образом перерастает в рифму:

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, того бог простит;

Я топор велю наточить-навострить,

Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол прикажу звонить…

Нужно думать, что переход от морфологического совпадения к звуковому в приведенных примерах не является случайным. Первый пример - афористическое заключение «клича» глашатаев; рифма еще больше подчеркивает его «замыкающую» функцию; второй пример - ирония Грозного, торжественно парадно обставляющего казнь купца, придавая ей характер «царской милости»; нарочито бравурный тон описания, контрастируя с мрачным содержанием, усиливает злую насмешку; этот бравурный тон, в свою очередь, усиливается тавтологическими повторениями (из которых первое представляет собою внутреннюю рифму) и рифмовкой однородных глагольных форм.

Внутренняя рифма появляется эпизодически (как и в народной поэзии). Она усиливает параллели: «лихой боец, молодой купец», «не шутку шутить, не людей смешить».

Народный стих «Песни» еще раз показывает, насколько глубоко Лермонтов проник в сокровищницу народной поэзии, как он, говоря словами Гоголя, «назвучался» народной речью. Стих «Песни» ставит это произведение в совершенно исключительное положение в русской литературе и заставляет говорить не о стилизации или имитации, но о творческом овладении народно-поэтическим методом.

Мы сделали попытку взглянуть на «Песню» с разных сторон и выделить те вопросы поэтики и стиля, которые казались нам существенными и интересными. Подведем некоторые итоги.

1. Появление «Песни» не случайно, но обусловлено состоянием русской литературы и науки в 20–30-е годы, а также творческими интересами и моментами биографии самого Лермонтова.

2. «Песня» - результат творческого усвоения Лермонтовым народно-поэтического метода. В то же время это не компиляция и не стилизация, а глубоко оригинальное произведение.

3. В «Песне» Лермонтов, недовольный современностью, обращается к историческому прошлому в поисках деспотизма, с чем перекликается и дискредитация Лермонтовым необузданного, своевольного, эгоистического героя. («Песня» полемически заострена против славянофильских теорий.) Она утверждает точку зрения на народ как высшего судью личностей и событий.

4. Эти идеи проводятся при помощи разнообразных художественных средств, в ряде случаев заимствованных из народной поэзии. Но Лермонтов всегда вносит в них нечто свое, качественно новое, чего народная поэзия не знала.

5. Чрезвычайно важен психологизм «Песни», что проводит резкую грань между нею и произведениями народной поэзии. Он проявился и в постепенной психологической подготовке событий, и в трактовке образов героев. Лермонтов создает типы, несущие на себе черты своей эпохи, социальной принадлежности, но в то же время неповторимо индивидуальные. Характер героев раскрывается не в одном аспекте, а полно и всесторонне.

Преддипломная работа В.Э. (1958). - Примеч. сост.

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича,

молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837)

Композиция и сюжет

Герои

Парамонович

Калашников

«Статный молодец» , живущий по закону божьему: «А родился я от честного отца, / И жил я по закону господнему…».

Подобно русскому богатырю, он готов биться в открытом, равном бою. Для него честь и «святая правда-матушка» дороже жизни. Калашников не желает ложью спасти свою жизнь. Это ценит Иван Васильевич. На вопрос царя, «вольной волею или нехотя» он убил опричника, купец бесстрашно отвечает: «Я убил его вольной волею». Он не объясняет причины, не желая позорить жену. Прощаясь с братьями, Калашников думает о семье:

«Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,

Закажите ей меньше печалиться,

Про меня моим детушкам не сказывать».

И после смерти не забывают его могилу добрые люди:

«Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится;

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку».

Опричник

Кирибеевич

«Удалой боец, буйный молодец ». Он способен любить, однако живет не по нравственным и духовным законам. Кирибеевич принадлежит к роду Скуратовых. Имя Малюты Скуратова, приспешника Ивана Грозного, вошло в историю, оно наводило ужас на народ.

Опричники - приближенные царя, подчинявшиеся

только ему. Они отличались жестокостью и безнаказанно бесчинствовали

Царь Иван

Васильевич

Двойственный образ. Царь одновременно и жестокий, самовольный тиран, и заботливый правитель-отец.

Иван Грозный дает своему опричнику «перстенек

яхонтовый» и «ожерелье жемчужное», обещает позаботиться о семье Калашникова:

«Молодую жену и сирот твоих

из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня

по всему царству русскому широкому

Торговать безданно, беспошлинно».

Но живет царь по своим законам, не держит слова («Кто побъет кого, того царь наградит;

/ А кто будет побит, тому Бог простит »). Он позволяет бесчинствовать своим опричникам, а победителя в честном бою приказывает публично казнить

Конфликт в поэме

Фольклорные элементы в поэме

Постоянные

добрый молодец, сыра земля, поле чистое

Постоянные

сравнения

«Ходит плавно - будто лебедушка;

Смотрит сладко - как голубушка;

Молвит слово - соловей поет…»

Отрицательный

параллелизм

«Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич»

Гиперболы

«Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником…»

Олицетворения

«Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается

Просторечные

твово, поцелуемтесь, честнова отца

на -учи , -ючи

играючи, распеваючи, пируючи

Двойные названия

наточить-навострить, одеть-нарядить,

гудит-воет

Традиционные

обращения

«Государь ты наш, Иван Васильевич!»,

«Господин ты мой, Степан Парамонович…»

«Опостыли мне кони легкие,

Опостыли наряды парчовые…»

Начало строк с «И», «Ай», «Да», «Гей»

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич…»,

«Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!»

Синтаксический

параллелизм

«Мои очи слезные коршун выклюет,

Мои кости сирые дождик вымоет...»

Инверсии

«Во семье родилась она купеческой…»

Подхваты

«В церкви божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом»

Магические

«Трижды громкий клич прокликали...»

Вот молча оба расходятся,-

Богатырский бой начинается.

Размахнулся тогда Кирибеевич

И ударил в первОй купца Калашникова,

И ударил его посередь груди -

Затрещала грудь молодецкая,

На груди его широкой висел медный крест

Со святыми мощами из Киева, -

И погнулся крест и вдавился в грудь;

Как роса из-под него кровь закапала;

И подумал Степан Парамонович:

"Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!"

Изловчился он, изготовился,

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови чёрные;

Повелел он схватит удалова купца

И привесть его пред лицо своё.

Как возгОворил православный царь:

"Отвечай мне по правде, по совести,

Волной волей или нехотя

Ты убил мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?"

"Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью..."

В1. Поединок Кирибеевича и Калашникова является решающим в сюжете поэмы. Каким термином обозначается момент наивысшего напряжения действия?

В2. С традициями какого фольклорного жанра связано изображение поединка как боя богатырей?

В3. Как называется форма общения между персонажами, основанная на обмене репликами и использованная в данном фрагменте?

В4. Какое изобразительно-выразительное средство, представляющее собой уподобление одного явления другому (например, «как роса… кровь закапала», «повалился на холодный снег… будто сосенка») использовал автор?

В5. Как называется обоснованный выразительными целями повтор однокоренных слов в словосочетании или в одном и том же предложении (например, «прогневался гневом», «вольной волею»)?

В6. Как называется стилистический приём, состоящий в повторе начальных элементов смежных строк (например, «и ударил впервой купца Калашникова, / И ударил его посередь груди»)?

С1. Почему Калашников, признавая, что убийство Кирибеевича было совершенно им умышленно, отказывается царю его причину?

С2. В каких произведениях русской литературы XIX века тема защиты чести является одной из основных и в чём сходство и различие в её трактовке с поэмой?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1.

А) Что послужило причиной поединка Кирибеевича и Калашникова?

Б) Почему гибель изначально виновного перед Калашниковым Кирибеевича описывается в поэме с сочувствием и даже жалость. К опричнику?

В) В чём нашла выражение царская «милость», о которой просил Ивана Васильевича Калашников?

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2.

А) В каких произведениях русской литературы авторы обращаются к фольклорным образам, мотивам, художественным приёмам и в чём сходство и различие в их использовании с?

Б) В каких произведениях русской литературы в систему персонажей входят реальные исторические личности и в чём проявляется их участие в судьбе вымышленных героев произведения?

В1. Кульминация

В2. Былина

В3. Диалог

В4. Сравнение

В5. Тавтология

В6. Анафора

Над Москвой великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучки серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.

Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой,
Разгуляться для праздника, потешиться.
И приехал царь со дружиною,
Со боярами и опричниками,
И велел растянуть цепь серебряную,
Чистым золотом в кольцах спаянную.
Оцепили место в двадцать пять сажень,
Для охотницкого бою, одиночного.
И велел тогда царь Иван Васильевич
Клич кликать звонким голосом:
"Ой, уж где вы, добрые молодцы?
Вы потешьте царя нашего батюшку!
Выходите-ка во широкий круг;
Кто побьет кого, того царь наградит;
А кто будет побит, тому бог простит!"

И выходит удалой Кирибеевич,
Царю в пояс молча кланяется,
Скидает с могучих плеч шубу бархатную,
Подпершися в бок рукою правою,
Поправляет другой шапку алую,
Ожидает он себе противника...
Трижды громкий клич прокликали -
Ни один боец и не тронулся,
Лишь стоят да друг друга поталкивают.

На просторе опричник похаживает,
Над плохими бойцами подсмеивает:
"Присмирели, небось, призадумались!
Так и быть, обещаюсь, для праздника,
Отпущу живого с покаянием,
Лишь потешу царя нашего батюшку".

Вдруг толпа раздалась в обе стороны -
И выходит Степан Парамонович,
Молодой купец, удалой боец,
По прозванию Калашников.
Поклонился прежде царю грозному,
После белому Кремлю да святым церквам,
А потом всему народу русскому,
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрит пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могучие плечи распрямливает

Да кудрявую голову поглаживает.

(«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

В1. Какого русского царя, известного введением опричнины, изобразил поэт в «Песне про … купца Калашникова»?

В2. Определите жанр «Песни про … купца Калашникова» ?

В3. Какой художественный приём, основанный на очеловечивании явлений природы, использует автор при описании «зари алой»?

В4. Каким термином обозначают средство художественной выразительности, представляющее собой устойчивое образное определение, характерное для произведений устного народного творчества («кудри золотые», «небо чистое», «добрые молодцы», «могучие плечи», «удалой боец»)?

В5. Как называются слова, которые употребляют герои в своей речи: «выходи-ка», «небось», «обещаюсь» и т. д.?

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?
На какой ты радости разыгралася?

В7. Песня про … купца Калашникова» написана безрифменным стихом. Как называется такой вид стиха?

С1. Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенности «государственного» закона и нравственного «частного» человека?

С2. В каких произведениях русских поэтов и писателей XIX в. герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью?

В1. Иван Грозный

В3. Олицетворение

В4. Постоянный эпитет

В5. Просторечие

В6. Риторический вопрос

Произведение Лермонтова, сохраняющее все основные атрибуты песенно-былинной манеры, - редчайший пример органического проникновения автора в дух и склад устной народной поэзии. Оно открывается запевом («Ох ты гой еси») и зачином («Не сияет на небе солнце красное») , вслед за которыми идет повествование события, и завершается исходом («Гей вы, ребята удалые») . В ней налицо старинные формы народной лексики: просторечные слова («твово» , «мово» , «восплакалась» , «супротив» , «пужаешься» , «воз-говорил») ; уменьшительные и ласкательные суффиксы («кушачком» , «головушку» , «сиротинушка» , «детушкам») ; деепричастия с суффиксом на «ючи» («распеваючи» , «играючи») ; краткая форма прилагательных мужского рода именительного падежа единственного числа с окончанием на «ой» вместо «ый» («сизой орел») ; возвратные глаголы с окончанием на «ся» («как сходилися, собиралися») ; предлоги «со» , «во» («со дружиною» , «со родными» , «во темную ночь») ; частицы «вот» и «уж» («Вот молча оба расходются» ; «Уж вы, братцы мои») ; междометие «ай» («Ай, ребята, пойте») ; союз «аль» - «али» («Аль ты думу затаил нечестную» ? «Али славе нашей завидуешь?») и т. д.

В традициях устно-народного творчества Лермонтов пользуется постоянными эпитетами («солнце красное» , «тучи синие» , «сабля вострая») . Подражая устно-поэтическому творчеству, Лермонтов достигает удивительной живописности в сравнениях человека с природой: «Ходит плавно - будто лебедушка; Смотрит сладко - как голубушка; Молвит слово - соловей поет» .

Необыкновенную красоту сообщает поэме образ зари - фона происходящих событий. Во второй главе заря на исходе: «За Кремлем горит заря туманная» . В третьей главе «Заря алая подымается» . В явно народном духе строится фраза в «Песне…»: способом сочинения, при помощи союзов «и» , «а» , «да» . С редким искусством Лермонтов применяет и другие традиционные виды устно-поэтического синтаксиса: эллипсисы («Как полюбишься - празднуй свадебку, не полюбишься - не прогневайся») ; отрицательные параллелизмы («Не сияет па небе солнце красное, не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич») ; фразовые параллели («Вышел я на страшный бой, на последний бой» , «И ударил впервой купца Калашникова, И ударил его посередь груди») .

В «Песне… » большая роль отведена таким художественным приемам, как повторы («плачем плачут» , «горько-горько» , «пир пировать») , игра синонимов («И причитывали да присказывали» , «наточить-навострить» , «одеть-нарядить») , повторения слов, выражений («на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, будто сосенка во сыром бору») , предлогов «за“ (за железный замок, за дубовую дверь») , «про» («Про тебя пашу песню сложили мы, мы про твово любимого опричника») , частицы «не» («Не потерся ли твой парчевой кафтан? Не измялась ли шапка соболиная?») и т. п.