Биографии Характеристики Анализ

Образ женщины матери в искусстве литературе поэзии. Образ матери в творчестве писателей xix века

-- [ Страница 2 ] --

Но все же магистральную линию развития темы матери у Блока определяет женственное как особая стихия и философско-поэтическая категория, играющая главную организующую роль в поэзии Блока не только в ранний его период, но и на всем протяжении его творческого пути. Помимо лирического героя, некоего лирического Я, не меньшее значение имеет лирическое Ты как объект поэзии Блока. За этим Ты на всех этапах его пути стояла героиня, женщина, постоянно изменяющаяся, предстающая в разных обликах, но всегда выполняющая некую сакральную функцию женственного божества в блоковском поэтическом мире. Женское лирическое Ты у Блока переменчиво и многолико, и материнское присутствует в нем, даже если не доминирует. В “Стихах о Прекрасной Даме” уже заложен дальнейший путь изменений, даже измен и падений лирического Ты, к которому обращена вся поэзия Блока. Постепенно происходит демократизация, “заземление” женского образа у Блока. Можно говорить о том же пути “вочеловечения” блоковской героини, что и его лирического героя.

Так одним из ликов женственного божества, к которому обращена вся поэзия Блока, оказывается загадочный лик Руси. Ее образ тоже не однозначен – то это лик простой русской бабы в цветном платке, то это Русь с ведунами и ворожеями, то цыганская Русь, прискакавшая на коне из степи, машущая в окно пестрым рукавом, то это Русь Христа – в лохмотьях, на фоне осеннего пейзажа.

В третьем томе поэтической трилогии Блока на первый план выходит тема родины и обращение поэта к миру объективной действительности. Здесь божество его поэзии явлено в образе России, в стихии народной души, в каждой простой русской женщине. Чаще всего этот последний этап его поэзии характеризуют как выход Блока на стезю реализма. Реалистические тенденции действительно усиливаются в третьем томе, что способствует развитию темы родины и традиционно связанной с ней темы матери.

Образ родины у Блока вбирает в себя образы русской Богоматери, простых, народных героинь, а также образы русской природы. Кульминация развития этих образов у Блока – в разделе третьего тома “Родина”. Женским образом этого раздела становится сама Россия, причем этот блоковский образ корнями уходит в почву народной культуры.

Здесь возникает еще один важный аспект блоковского образа родины – исторический. Почти каждое стихотворение из цикла “Родина” отсылает к русскому историческому прошлому. Наиболее очевиден и самобытен поэтический историзм Блока в цикле из пяти стихотворений “На поле Куликовом”. Три аспекта материнской темы в литературе соединяются здесь в образах Руси, всеобщей матери, за которую идет смертная битва, в образе одной матери из тысяч матерей: “И вдали, вдали о стремя билась,/ Голосила мать…” Еще один, главный и высший, аспект материнства – образ Богоматери, под чьей защитой победило русское войско. Здесь вновь появляется уже редкое для Блока “Ты” с заглавной буквы, теперь оно относится к Божьей матери. И, несмотря на то, что «Ты» оборачивается новым ликом, и женский образ вновь дробится и множится, тем не менее, последнее стихотворение раздела «Родина», по-видимому, подытоживает основные темы и мотивы, - стихотворение «Коршун» 1916 года. Оно не случайно поставлено последним, и выполняет функцию завершающего. Оно представляется итогом пути поэта к образу родины. Знаменательно, что здесь образ родины уже прямо соотнесен с образом матери. Это стихотворение-знак, символ, вобравший в себя в свернутом виде всю тему России и женственности у Блока. В стихотворении соединились главные его образы и темы: и грозное предзнаменованье кружащего над матерью коршуна – символ, часто сопровождающий образ матери у Блока, и «некрасовский» образ матери с младенцем в избушке, растящей сына для «покорности» и «креста».



Знаменательно и то, что в таком емком произведении впервые у Блока появляется прямая речь матери – простой крестьянки. Последний риторический вопрос: «Доколе матери тужить?/ Доколе коршуну кружить?» несет извечную блоковскую идею о постоянном возвращении, циклизации истории, и в этих лаконичных строках заключена неизбежность и обреченность в судьбах матерей.

Охватывая творческий путь Блока в целом, можно подытожить: Блок, связанный в начале века с поисками идеального женственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божественного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины.

Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, вхождение бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из народа, (наряду с лирическим Я и Ты), - все это служит стилистической «почвой» для блоковской темы матери и приводит в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины – матери. Образ матери, венчающий путь Блока, выступает уже как национальный символ и соединяет в себе религиозно-философскую категорию высшего женственного начала и историософский образ родины.

Глава 3. Образ матери в поэзии А.Ахматовой

В третьей главе нами исследуется творчество А.Ахматовой и ее образ матери, фактически равный ее лирической героине, выраженный от первого лица, через речь матери. В поэзии Ахматовой мы находим три разных образа матери, выраженных от первого лица и соответствующих трем разным периодам ее творческого пути. Этот образ берет начало еще в акмеистический период на почве усиления внимания к внешнему миру и конкретной реальности, заявленных акмеистами, и последовательно проходит через все этапы ахматовского творческого пути, отражая изменения в ее художественном мире и поэтике, а также вбирая в себя исторические приметы времени. Ахматовский образ матери выражается от первого лица и является гранью образа ее лирической героини. Лирическая природа ее образа матери подтверждается тяготением к психологизму, отражению внутреннего мира и сознания. В лирике психологизм экспрессивен: субъект речи и объект изображения совпадают. Бесспорно, изображаемый Ахматовой мир – это всегда мир внутренний, психологический. При этом ее стихи отличает монологизм – стилевая черта лирики; произведения построены как лирический монолог. В тех случаях, когда Ахматовой используется форма диалога или принципы «ролевой лирики» по определению Б.О.Кормана, ее «персонажи» призваны выразить разные грани ее лирического сознания – это видно уже в первом, относящемся к теме матери, стихотворении «Где, высокая, твой цыганенок?» (1914). В этом стихотворении берет свое начало и наиболее существенный для ранней поэзии Ахматовой мотив – мы определяем его по известной строчке «Я дурная мать». Это мотив покаянный, мотив материнской вины.

Что касается покаянных мотивов и образа недостойной матери, то они довольно устойчивы в стихах первого периода ахматовского творчества (так, в обращенных к сыну прощальных строках: «Не бранила, не ласкала,/ Не водила причащать…»)

Ярче всего этот мотив явлен в «Колыбельной» 1915 года. Это стихотворение полностью представляет собой прямую речь матери. Но по сравнению, например, с лермонтовской «Казачьей колыбельной», мать у Ахматовой не провожает сына в мир, не наставляет его перед началом жизни (или не утешает, как в некрасовской «Баюшки-баю», перед смертью). Здесь большая часть стихотворения посвящена отцу, мужчине, а в первую очередь – самой матери с ее горьким вздохом: Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… .

Необходимо помнить, что даже в ранний ахматовский период в ее творчество вплетались новые, неожиданные для образа ее тогдашней героини гражданские мотивы и высокая тема родины («Июль 1914», «Памяти 19 июля 1914», стихи начала 1920-х годов), как бы готовящие переход к следующим, резко отличным периодам. Поворот от «камерных», интимных стихов о любви к высокой тематике и гражданскому пафосу заметен уже в ранней лирике Ахматовой. Пример этой перемены - «Молитва» 1915 года с ее резко впечатляющим, даже отталкивающим образом матери, готовой пожертвовать своим ребенком ради Родины.

Уже в следующий период, в поэзию Ахматовой входит иной образ матери, который мы условно обозначаем цитатой «трехсотая с передачею» - это одна из тысяч матерей, отдающих сыновей на крест.

Подобный образ матери явлен в первую очередь в «Реквиеме» (1935-1940). Цель и основная идея реквиема как жанра – поминовение, сохранение от забвения и оплакивание, к тому же это произведение для хора. Голос Ахматовой здесь начинает звучать от лица миллионов, ее образ сближается с образом плакальщицы. При этом рассказывается своя, личная боль, связанная с реальной биографией автора: лирическое переживание матери составляет основу сюжета «Реквиема». Но постоянные исторические аллюзии, а также вечные библейские образы, вневременные мотивы, наряду с реально-бытовыми, типичными деталями тех лет, расширяют частное единичное горе до национальной трагедии и передают вечную природу страдания матери. Сама героиня называет себя «трехсотою с передачею», этим порядковым номером подчеркивая многочисленность подобных материнских, женских судеб рядом, вокруг нее в тюремной очереди, и свою причастность к общей трагедии. Но типичный, вписанный в социально-историческую реальность, образ матери здесь приобщен к высшему аспекту материнства – образу Богоматери.

Финал «Реквиема» выходит на прямую параллель с распятием, к образу матери у сыновнего креста, словно голос Богоматери зазвучал во времена сталинского террора. Так реально-бытовой психологический образ матери у Ахматовой мог выражаться от лица самой матери через образ Богородицы.

«Реквием» дополняют несколько отрывков, объединенных в цикл «Черепки» с эпиграфом из «Улисса» Джойса: «Ты не можешь оставить свою мать сиротой». Все эти маленькие стихи – это почти черновые наброски или дневниковые записи, так фрагментарно, наспех они зафиксированы, так не важна в них формальная сторона, а важна только боль матери по сыну и – память о реальных событиях тех лет. Это некие записки на будущее с целью сберечь все, что когда-то действительно было.

Еще одно стихотворение, написанное в конце тридцатых и отражающее судьбу и сознание матери в неожиданной форме, - «Подражание армянскому». Необычность подражания Ахматовой в том, что она сама или ее лирическая героиня говорит от лица самой овцы, при этом ее речь обращена не просто к человеку, съевшего ягненка, а к тирану, к восточному «падишаху», чем подчеркивается связь с реальной автобиографической ситуацией. Здесь есть и указание на современного восточного деспота, и отражение в образах овцы-матери и сына-агнца личной трагедии.

Третий этап изменений ахматовского образа матери мы обозначили цитатой «Детоньки мои!», которая уже не является самоидентификацией лирической героини, а обращена к тем детонькам, сиротам, сыновьям-солдатикам, которым посвящены ее стихи времен Великой Отечественной войны. В этот период еще больше истончается грань между голосом героини-матери и голосом автора стихотворений. В годы войны в советской поэзии появился новый женский образ – образ «всеобщей матери», «матери вообще», которая воспринимала русских солдат как собственных детей, оплакивая мертвых и распространяя свою заботу на каждого, кто защищает родину от врага. Материнский голос Ахматовой в годы войны приобрел звучание, родственное такому обобщенному образу матери. Ее речь от первого лица больше не повествует о себе, только косвенно явлены новые черты ее лирической героини – через материнское отношение к «детям».

Образы детей «вообще» конкретизировались у Ахматовой в образах Вовы и Вали Смирновых, оставшихся в блокадном Ленинграде, где один из них погиб.

Стихи Ахматовой, посвященные солдатам, павшим за Родину, написаны так же отрывочно, кратко, как будто выхвачены из потока основного текста. Кроме стилевых черт этих маленьких произведений, важна позиция автора, ракурс его взгляда: все стихи о детях и сыновьях-солдатах военной поры написаны от лица «всеобщей матери». Особенно ощущается этот мотив в стихотворении 1944 года «Победителям», где Ахматова стремится «всех поименно назвать», произнести самые распространенные русские имена сыновей-героев.

В отличие от определений «дурная мать» и «трехсотая с передачею», отражающих грани ахматовского образа матери на разных этапах творчества, последнее обозначение не является самоопределением и не относится к образу лирической героини Ахматовой. «Детоньки мои» - это обращение к детям от лица матери. Таким образом в период войны наглядны отречение лирической героини от выражения своих переживаний и переход к открытому монологу от лица матери, обращенному к сыновьям. Можно сделать вывод, что итоговый образ матери у Ахматовой, сложившийся в войну, близок образу родины как всеобщей матери и выражен от ее лица.

Глава 4. Образ матери в поэзии А.Твардовского

В четвертой главе представлен анализ темы матери в творчестве А.Твардовского как пример объективного, эпического воплощения образа матери. Тему матери у А.Твардовского можно назвать третьей темой в его творчестве – наряду с теми двумя, которые он выделял сам: колхозы в ранний период и война в зрелый. В поэзии Твардовского тема матери присутствует с самого начала и до конца пути. Образ матери является центральным в поэтическом мире Твардовского и возвышается от частного – посвящений собственной матери – до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства – образа родины.

Несмотря на крайне скудное освещение в библиографии о Твардовском этой стороны его творчества, очевидно, что важнейшие для поэта мотивы памяти, родных мест (малой родины), сыновнего долга и сыновней благодарности соединены именно в образе матери, и это соединение является отдельной темой в его творчестве. При этом тема матери у Твардовского опирается на весь предшествующий опыт русской культуры; в особенности народная песенная поэзия и некрасовская традиция являются ее исторической основой.

Не раз отмечалось критиками как особенность художественного мира поэта отсутствие любовной лирики у Твардовского, и с другой стороны – сила искренности, проникновенности в стихах, посвященных матери. Подобные стихи раннего периода (с 1927 по 1940 г.) можно разделить на три тематических раздела: стихотворения, посвященные матери поэта и ее судьбе, стихотворения о русской женщине-крестьянке (чей обобщенный образ и дает в результате образ матери, т.к. «труженица» и «мать» - две главные ипостаси женщины у Твардовского) и стихотворения героической тематики, где чаще всего возникает образ матери сына-героя.

Стихотворение «Матери» 1927 года – это воспоминание-обращение к матери. Образ ее, начиная с этого стихотворения и до конца, соединен с образом его малой родины, природы.

Стихотворение «Песня» 1936 года тоже строится на образах памяти, воспоминания, напоминания. Взрослый сын ставит пластинку с песней, которую он сам не помнит, но эта песня пробуждает память матери. Как только она вспоминает эту песню, перед ней возникают картины прошлого, ее молодости. Поочередно возникают здесь песня, труд и материнство – главные образы в стихах о матери.

В 1937 году вновь появляется стихотворение с заглавием «Матери». Образ матери и здесь дан через память, напоминания – поэт называет конкретные вещи, несущие в себе память о матери для него. Надо отметить, что и в этом очень коротком и простом стихотворении есть все, что составляет тему матери для Твардовского. Не случайно память о матери приходит через такие образы, как природа, труд и песня. Это стихотворение – редкий пример в творчестве Твардовского «бессюжетного» стиха. Это также редчайший пример белого стиха у Твардовского. Твардовский, ненавидевший «красивости», фокусы в поэзии, в стихотворении о матери избегает даже рифм, как и громких слов.

Реальную судьбу своей матери Твардовский описал в стихотворении 1935 года «С одной красой пришла ты в мужний дом…» История одной судьбы проходит на фоне истории вообще, сюжет частной жизни на фоне общей жизни страны. Твардовский не зря называл себя прозаиком: в этом стихотворении он последовательно рассказывает историю жизни своей матери, обходясь без сравнений, метафор, ярких рифм. От прозаика в нем и то, что образ женщины, жены и матери, верно угадан в его стихах как психологический тип, она состоялась как персонаж.

В этом русле возникает объективно существующий образ матери, созданный как бы по законам прозы, как персонаж. Особенно это заметно в стихах о матерях новых советских героев («Матрос», «Полет», «Сын», «Мать и сын», «Ты робко его приподымешь…»). Лучшее в этом ряду стихотворений 30-х годов – «Ты робко его приподымешь…» (1936), где создан подлинный образ матери героя, где голос матери звучит просто и естественно, не совпадая с общим пафосом стихотворения.

В годы войны образ матери становится значительнее в творчестве Твардовского, подпитываясь наряду с другими поэтическими образами и темами из общего трагического истока. Будучи и раньше тесно связанным с образами малой родины и земли как почвы («матери-сырой-земли»), образ матери теперь приравнивается к образу всеобщей Родины, страны. Будучи соотносим с образами простых женщин-крестьянок, теперь образ матери соединяется с женскими образами Твардовского. Любовь материнская и любовь женщины к мужчине, обычно спорящие у Твардовского, в войну уравниваются.

Возвращаясь к проблеме любовной лирики у Твардовского, заметим, что в ранний период, она отчасти заменилась темой матери. Кроме того, в связи с эпической природой поэтического метода Твардовского, тема любви воплощалась в его творчестве объективно, через того или иного персонажа.

В годы войны на фоне трагедии стало возможным – показать женщину в любви к мужчине и к детям. Высшим достижением слияния образа матери и образа женщины стала Анна Сивцова в поэме «Дом у дороги».

В послевоенный, последний период творчества образ матери как персонаж уходит из произведений Твардовского. В позднем творчестве тема матери у Твардовского окончательно соединяется с темой памяти. Полное перемещение образа матери в область памяти происходит в цикле «Памяти матери», написанном в 1965 году. Здесь нет как такового образа матери, то есть к уже знакомому нам образу не добавляются какие-либо новые черты; здесь мать живет только в памяти сына, и поэтому его чувства, сыновнее горе раскрыты больше, чем образ матери, ставший бесплотным. Это вообще соответствует перемене в позднем Твардовском, переходу от эпоса к лирике.

Цикл состоит из четырех стихотворений, посвященных матери, внутреннее движение которых – от воспоминаний и рассуждений о жизни матери к смерти матери и в последнем стихотворении – снова к жизни через память.

1. Айтматов Ч. Материнское поле: повесть.

2. Белов В. Даня: рассказ.

3. Берггольц О. Письмо на Каму: стихотворение.

4. Бунин И. Мать: стихотворение.

5. Воронкова Л. Девочка из города: повесть.

6. Воскресенская З. Сердце матери: рассказы.

7. Георгиевская С. Галина мама: рассказ.

8. Гончаров И. Подвигнут я тобою. Слово о матери.- Л.: Дет. лит.,1988.-144 с.

9. Горький М. Мать: роман.

10. Дементьев А. Баллада о матери; Памяти мамы.

11. Евтушенко Е. Уходят матери: стихотворение.

12. Емельянов Б. Мамины руки. Мамино горе: рассказы.

13. Есенин С. Письмо матери.

14. Закруткин В. Матерь человеческая: повесть.

15. Звягинцева В. К портрету матери: стихотворение.

16. Исаковский М. Матери. Памяти матери. Русской женщине: стихотворения.

17. Корнилов Б. Мама: стихотворение.

18. Луконин М. Мама: стихотворение.

19. Львов М. Стихи о матери.

20. Мать: Сборник стихотворений русских и советских поэтов о матери.

21. Некрасов Н. Кому на Руси жить хорошо: поэма.

22. Паустовский К. Телеграмма: рассказ.

23. Распутин В. Последний срок: повесть.

24. Рубцов Н. Памяти матери: стихотворение.

25. Смеляков Я. Вот опять ты мне вспомнилась, мама…: стихотворение.

26. Хаустов Л. Матери: стихотворение.

27. Шукшин В. Боря; Материнское сердце; Сны матери; Сураз: повести, рассказы.

28. Яшин А. С матерью наедине. Молитва матери: стихотворения.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с



Эссе « Образ матери в русской литературе»

«Образ твой, что так велик и прост» - эссе по произведениям русских поэтов

Спирина Анна Алексеевна

Автономное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина»

Бокситогорский институт (филиал)

Колледж

3 курс

Специальность Дошкольное образование

Преподаватель: Зайцева Зоя Александровна

Мы будем вечно прославлять

Ту женщину, чье имя – Мать! М. Джалиль

Мама – наш лучший друг и мудрый советчик. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в литературе.

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если «любовь» – это слово святое,

То трижды священное – «женщина – мать».

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Одна из святых страниц в нашей литературе, дорогая и близкая любому не очерствевшему сердцу, - это произведения о матери. Что может быть на свете священнее слова «мать»!..

Человек, только-только начинающий лепетать, неуверенно складывает по слогам слово «ма-ма».

Почерневший от бессонной работы хлебороб благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать!»

Солдат посылает последнюю пулю врагу: «За Родину-мать!»

Все самые дорогие святыни названы и одарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Мать – наш ангел-хранитель. Любящее сердце матери принадлежит всегда её детям. «Вся любовь, все

чувства, что есть нежного и страстного в женщине, всё обратилось у ней в одно материнское чувство», - пишет Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба».

По-настоящему глубоко тема матери ярко освещена Н.А.Некрасовым. В его произведениях есть некая восходящая триада развития этого образа, более того – идеи матери: мать, мать-родина, мать – высшее идеальное начало.

В стихотворении «Баюшки-баю» мать – последнее прибежище перед лицом всех потерь, утраты музы, перед лицом самой смерти. Мать утешает, прощает:

Ещё вчера людская злоба

Тебе обиду нанесла;

Всему конец, не бойся гроба!

Не будешь знать ты больше зла!

Не бойся клеветы, родимый,

Ты заплатил ей дань живой,

Не бойся стужи нестерпимой:

Я схороню тебя весной.

«Баюшки-баю» вместе с поэмой «Мать» вошли в сборник, который стал как бы поэтическим завещанием поэта.

В творчестве М.Ю.Лермонтова особое место занимает образ матери. В стихотворении «Кавказ» он пишет:

В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

А пронизанные болью и страданием слова он вкладывает в уста Мцыри (поэма «Мцыри»):

Я никому не мог сказать

Священных слов «отец» и «мать».

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии С.А.Есенина, замечательного русского поэта. Наиболее отчетливо образ матери начинает проявляться у Есенина в последние годы его творчества. Разочаровавшись в целом ряде собственных убеждений и идеалов, поэт обращается к образу матери и родного дома как к единственному пристанищу человека в мрачном мире суровой действительности. Именно здесь герой его произведений ищет покоя и обретения гармонии. В стихотворении «Письмо матери» Есенин пишет:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Сыновние чувства лирического героя выражены с пронзительной художественной силой:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты дна мне несказанный свет.

А какие проникновенные стихи о матери пишет Расул Гамзатов, советский и российский поэт:

Изрек пророк:

Нет бога, кроме бога!-

Я говорю:

Нет мамы, кроме мамы!..-

Никто меня не встретит у порога,

Где сходятся тропинки, словно шрамы.

Кто разожжет теперь огонь в камине,

Чтобы зимой согрелся я с дороги?

Кто мне, любя, грехи отпустит ныне

И за меня помолится в тревоге?

Расул Гамзатов советует нам, поколению 21 века:

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

……….Поэт Дмитрий Кедрин в своём стихотворении «Сердце» показал, что сердце матери может простить всё:

Он сердце её на цветном рушнике

Кохане приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Николай Заболоцкий посвящает стихотворение самому милому и дорогому образу – образу матери. В нём поэт призывает всех:

Слушайте, пока есть мамы,

Приезжайте к ним без телеграмм.

Поэтесса Л.Татьяничева учит нас беречь самое ценное на свете – сердце матери, помнить о ней всегда, не причинять боль, быть благодарными:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто её огорчает,

А добрая мама прощает всё это.

Да, действительно, мама умеет прощать и любить искренне и нежно, не прося при этом ничего взамен.

Как здорово, что есть замечательный праздник – День матери. В нашей стране День матери стали отмечать сравнительно недавно. 30 ноября 1998 года указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина утвержден ежегодный праздник - День Матери, который празднуется в последнее воскресенье ноября . Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день мы можем ещё раз высказать слова благодарности всем матерям, которые нас любят, о нас заботятся, дарят нам тепло, нежность и ласку. Женщина-мать – это жизнь, надежда и любовь.

Цели урока:

  • проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображен образ женщины-матери
  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине-матери
  • воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в котором он живет
  • развивать духовно-нравственный мир учащихся, их национальное самосознание

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Велика и многообразна русская литература. Неоспоримо её гражданское и общественное звучание и значение. Из этого великого моря можно черпать беспрестанно – и не обмелеет оно вовеки. Не случайно, поэтому выходят у нас книги о товариществе и дружбе, любви и природе, солдатском мужестве и Родине… И любая из этих тем получила своё полное и достойное воплощение в глубоких и своеобразных произведениях отечественных мастеров.

Но есть ещё одна святая страница в нашей литературе, дорогая и близкая любому неочерствевшему сердцу, - это произведения о матери.

С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благоговейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове.

По отношению человека к матери народ меряет своё отношение к человеку…

II . Определение цели занятия.

Проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям, изображён образ женщины,- матери.

III . Образ м3атери в устном народном творчестве

Слово учителя. Облик матери уже в устном народном творчестве приобрёл пленительные черты хранительницы очага, работящей и верной жены, защитницы собственных детей и неизменной радетельницы за всех обездоленных, оскорблённых и обиженных. Эти определяющие качества материнской души отображены и воспеты ещё в русских народных сказках и народных песнях.

Выступления учащихся (инсценирование, пение) по народным сказкам и народным песням.

IV . Образ матери в печатной литературе

Слово учителя . В печатной литературе, которая по известным причинам поначалу была уделом только представителей высших классов, образ матери долгое время оставался в тени. Возможно, названный предмет не считался достойным высокого слога, а может быть, причина такого явления более проста и естественна: ведь тогда дворянским детям, как правило, брали для воспитания не только гувернёров, но и кормилиц, и дети дворянского сословия в отличие от детей крестьянских были искусственно отдалены от матери и вскармливались молоком других женщин; поэтому и происходило – пусть не вполне осознанное – притупление сыновних чувств, что не могло в конечном счёте не сказываться и на творчестве будущих поэтов и прозаиков.

Не случайно у Пушкина не написано ни одного стихотворения о своей матери и столько прелестных поэтических посвящений няне Арине Родионовне, которую, кстати, поэт часто называл нежно и бережно – «мамушкой».

Мать в творчестве великого русского поэта Н.А. Некрасова

Мать… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель.

Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.

По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:

И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы
Поправшей всё разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
(Из стихотворения «Мать»)

Вопрос классу:

Каким же образом «спасла душу» поэта его мать?

Выступления учащихся (чтение и анализ произведений).

Ученик 1 - Прежде всего, будучи женщиной высокообразованной, она приобщала своих детей к умственным, в частности литературным, интересам. В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным.

Ученик 2 - Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская»

Ученик 3 - Стихотворение «Внимая ужасам войны»

Ученик 4 - Поэма «Кому на Руси жить хорошо»…

Слово учителя. « Кто же защитит тебя?» - обращается поэт в одном из своих стихотворений.

Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о страдалице земли русской, подвиг которой незаменим, но велик!

Некрасовские традиции в изображении светлого образа матери - крестьянки в лирике С.А. Есенина

(По ходу лекции учителя звучат стихи Есенина о матери в исполнении учащихся (наизусть))

Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.

Сквозь творчество Есенина проходит светлый образ матери поэта. Наделённый индивидуальными чертами, он вырастает в обобщенный образ русской женщины, возникает ещё в юношеских стихах поэта, как сказочный образ той, которая не только подарила целый мир, но и осчастливила песенным даром. Этот образ принимает и конкретный земной облик крестьянки, занятой повседневными делами: «Мать с ухватами не сладится, нагибается низко…»

Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына. В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.

«Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом». В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».

Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания –«поджиданье седых матерей».

Сыновья стали солдатами, царская служба увела их на кровавые поля мировой войны. Редко-редко приходят от них «каракули, выводимые с таким трудом», но всё ждут их «хижины хилые», согретые материнским сердцем. Есенина можно поставить рядом с Некрасовым, воспевшим «слёзы бедных матерей».

Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.

Поэма «Реквием» А.А. Ахматовой.

Эти строки из далёкого 19 века напоминают нам о горьком плаче матери, который мы слышим в поэме Анны Андреевны Ахматовой «Реквием». Вот оно, бессмертие истинной поэзии, вот она, завидная протяжённость её существования во времени!

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Льва Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах.

(Звучат отрывки из поэмы в исполнении мастеров художественного слова. Фонохрестоматия. 11 класс)

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой…
Всё перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.

Но это судьба не только одной матери. А судьба многих матерей России, изо дня в день простаивавших перед тюрьмами в многочисленных очередях с передачами для детей, арестованных носителями режима, Сталинского режима, режима жестоких репрессий.

Перед этим горем гнутся горы,
Не течёт великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.

Мать проходит круги ада.

X глава поэмы – это кульминация – прямое обращение к евангельской проблематике. Появление религиозной образности подготовлено не только упоминанием спасительных обращений к молитве, но и всей атмосферой страдающей матери, отдающей сына на неизбежную, неотвратимую смерть. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы Девы Марии; страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ «Небеса расплавились в огне». Это знак величайшей катастрофы, всемирно-исторической трагедии.

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Горе матери, оно беспредельно и невыразимо, её утрата – невосполнима, потому что это её единственный сын и потому, что этот сын – Бог, единственный на все времена спаситель. Распятие в «Реквиеме» - вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешные страдания, а единственного ей возлюбленного, сына – на небытие.

Трагедийность образа матери в произведениях о Великой Отечественной войне.

Слово учителя

Образ матери извечно нёс на себе черты драматизма. И стал выглядеть ещё более трагично на фоне великой и страшной в своей ожесточённости минувшей войны. Кто более матери перенёс страданий в эту пору? Об этом книги матерей Е. Кошевой «Повесть о сыне», Космодемьянской «Повесть о Зое и Шуре»…

Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
(М, Исаковский).

Выступления учащихся

  1. по «Повести о сыне » Е. Кошевой
  2. по роману А.А. Фадеева «Молодая гвардия» (просмотр отрывков из фильма «Молодая гвардия»)
  3. по «Повести о Зое и Шуре» Космодемьянской

Ученик читает отрывок из стихотворения Я. Смелякова

Матери закрывают нас грудью, даже ценой собственного существования от всякого зла.

Но не могут матери защитить своих детей от войны, и, пожалуй, войны больше всего направлены против матерей.

Наши матери не только теряли своих сыновей, переживали оккупацию, работали до изнеможения, помогая фронту, но они сами гибли в фашистских концлагерях, их пытали, сжигали в печах крематориев.

Вопрос классу

Почему же люди, которым именно женщина-мать подарила жизнь, так жестоки к ней?

(Ответы-выступления, размышления учащихся)

Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

В романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» насилие предстаёт в разных видах, и писатель создаёт яркие, пронзительные картины той угрозы, которую оно несёт для жизни.

Ученица читает письмо матери физика Штрума Анны Семёновны, написанное ею накануне гибели обитателей еврейского гетто.

Впечатления учащихся от услышанного (примерные ответы)

Ученик 1 - Его нельзя читать без содрогания и слёз. Ужас, чувство страха охватывают меня. Как могли люди вынести эти нечеловеческие испытания, выпавшие на их долю. И особенно страшно, становится не по себе, когда плохо матери, самому святому существу на земле.

Ученик 2 - А мать – мученица, страдалица, она всегда думает о детях, даже в последние минуты жизни: «Как закончить мне письмо? Где взять силы, сынок? Есть ли человеческие слова, способные выразить мою любовь к тебе? Целую тебя, твои глаза, твой лоб, твои волосы.

Помни, что всегда в дни счастья и в день горя материнская любовь с тобой, её никто не в силах убить.

Живи, живи, живи вечно!»

Ученик 3 - Мать способна на любую жертву ради детей! Велика сила материнской любви!

Слово учителя

Мать Василия Гроссмана погибла в 1942 году от рук фашистских палачей.

В 1961 году, через 19 лет после смерти матери, сын написал ей письмо. Оно сохранилось в архиве вдовы писателя.

«Когда я умру, ты будешь жить в книге, которую я посвятил тебе и судьба которой схожа с твоей судьбой» (В. Гроссман)

И та горячая слеза, пролитая писателем по его старой матери и по еврейскому народу обжигает наши сердца и оставляет на них рубец памяти.

«Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери.

Рассказ о повседневной жизни, нечеловеческих тяготах и невзгодах молодой женщины в глубоком тылу у немцев вырастает в повествование о матери и материнстве как воплощении самого святого в роде человеческом, о выносливости, стойкости, долготерпении, вере в неизбежную победу добра над злом.

В. Закруткиным описана исключительная ситуация, но в ней автор увидел и сумел передать проявление типичных черт характера женщины-матери. Рассказывая о злоключениях и переживаниях героини, писатель постоянно стремится выявить в частном общенародное. Мария понимала, что «её горе только невидимая миру капля в той страшной, широкой реке горя людского, чёрной, озарённой пожарами в реке, которая, затапливая, руша берега, разливалась всё шире и шире и всё быстрее стремилась туда, на восток, отдаляя от Марии то, чем она жила на этом свете все свои недолгие двадцать девять лет…

Последняя сцена повести – когда командир полка наступающей Советской Армии, узнав историю героини, при всём эскадроне «опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…» - придаёт почти символический смысл судьбе и подвигу героини.

Обобщение достигается введением в произведение символического образа материнства – образа Мадонны с младенцем на руках, воплощённого в мраморе безвестным художником.

«Я всматривался в её лицо, - пишет В. Закруткин, - вспоминая историю простой русской женщины Марии и думал: «Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придёт время – люди воздадут им должное…

V . Заключительное слово учителя. Подведение итогов.

Да, такое время придёт. Исчезнут на земле войны… люди станут людьми-братьями… они обретут радость, счастье и мир.

Так будет. «И может, тогда не выдуманной Мадонне воздвигнут благодарные люди самый прекрасный, самый величественный монумент, а ей, женщине-труженице земли. Соберут белые, чёрные и жёлтые люди-братья всё золото мира, все драгоценные камни, все дары морей, океанов и недр земных, и, сотворённый гением новых неведомых творцов, засияет над землёй образ Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей. Настоящая мать человеку даётся однажды!

VI . Домашнее задание (дифференцированное):

  1. подготовить выразительное чтение (наизусть) стихотворения или прозы о матери
  2. сочинение «Я хочу рассказать Вам о маме…»
  3. сочинение - эссе «Легко ли быть матерью?»
  4. монолог «Мать»
  5. киносценарий «Баллада о матери»