Биографии Характеристики Анализ

МИФ – издательство деловой литературы. Книжный бизнес с нуля: возрождение и новый виток издательского дела

Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.

Анализ рынка

Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.

Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:

Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:

  • Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
  • Специализированная литература (научная, госстандарты).
  • Периодика (газеты, журналы).
  • Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).

Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.

Формат работы

Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:

  • Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
  • Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
  • Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.

Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.

Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.

Регистрация бизнеса

Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.

Выбираются коды ОКВЭД:

  • 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
  • 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
  • 47.61 «Торговля розничная книгами».

Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.

Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.

Выбор помещения

Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.

Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.

Наем персонала

Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:

  • Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
  • Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
  • Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.

Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.

Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.

Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.

Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.

Рассмотрим затраты на персонал в таблице:

Выбор типографии

Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:

  • Стоимость книгоиздания.
  • Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
  • Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.

Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.

Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.

Поиск авторов

К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.

Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.

  • Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
  • Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
  • Тематические сайты и форумы.
  • Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
  • Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.

Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.

Реклама и маркетинг

Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.

Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.

Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:

  1. Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
  2. Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
  3. В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации

Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.

Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.

Финансовый план

Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.

Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.

Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.

Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.

Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.

Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.

Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.

Перспективы

Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.

Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.

Риски

Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.

На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.

На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.

На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.

В итоге

Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.

На сегодняшний день издательский бизнес один из самых популярных в Российской Федерации. Сейчас их насчитывается около 16 тысяч! Такая цифра обуславливается в первую очередь невысокой стоимостью выхода на данный рынок, но удержаться здесь очень сложно. Кроме того успех и рентабельность того или иного издательства трудно, а иногда просто невозможно просчитать.

Данный рынок открыт благодаря своей специфики. Посудите сами, ведь потребление продуктов питания является лимитированным явлением. Больше того или иного потребитель не сможет физически употребить. Вот почему неизбежно встаёт дилемма купить продукт этого производителя или же отдать предпочтение его конкуренту? В книжном бизнесе всё по-иному. Человек может столько книг, сколько ему потребуется! Если потребитель приобретает книгу, то не делает никакого ущерба другой.

Прежде чем запускать проект необходимо в первую очередь найти свою специализацию и выбрать направление литературы, которую вы будете выпускать. Кроме того задумайтесь о своей целевой аудитории, как вы будете доносить готовый продукт до потенциальных потребителей. Если вы всё продумаете до мелочей, то шансы на успех велики: наша страна большая и любая полезная и хорошая книга имеет более миллиона потенциальных читателей.

Инвестиции

Низка цена выхода на рынок – это именно то, что сыграет на руку любому начинающему бизнесмену. Привлечение больших инвестиций для одной-двух книг не потребуется. Если рассчитывать себестоимость выпуска одной книги тиражом 10 тысяч, то в итоге получится около 1$. Соответственно вам необходимо будет вложить от 5 до 10 тысяч долларов.

Рассчитывать придётся исключительно на собственные силы! Всё потому что у вас не получится добиться кредита или же помощи от какого-либо банка. Это обуславливается исключительно высоким риском бизнеса. Автор может не сдать работу в срок, да и книга вовсе может оказаться невостребованной. Такие форс-мажорные ситуации на этом рынке самое обычное явление, так что вам изначально нужно будет к этому подготовиться!

В данном случае наблюдаются следующие варианты финансирования проектов:

Первый вариант: привлечение частных инвесторов. Учитывая, что вам требуется не большая сумма денег, то многие охотно вкладываются в издательство книги. Кто-то это делает ради своего статуса, кто-то ради души, но многие всё же рассчитывают на хорошую прибыль. Главное правильно преподнести очередной проект (той или иной книги).

Второй вариант: небольшие издательские компании достаточно часто обращаются к своим «старшим братьям». К солидным издателям «малыши» приходят с хорошей идеей, и если она заинтересует, то финансирование обеспечено. Такая практика достаточно распространена в России.

Специализация

Начинающим бизнесменам даже не стоит замахиваться на универсальность своего издательского дома. Для этого как минимум потребуется довольно большой штат сотрудников. Если всё же вы желаете стать универсалом в своём деле, то необходимо будет разделить издательство на несколько редакций различной специализации.

Кроме кадровых вопросов подобным издательствам придётся решить большую массу различных проблем: работа с несколькими типографиями, большие объёмы различных книг, разветвление в сети дистрибьюторах.

Совет: если вы только начинаете, то вам просто необходимо в первую очередь выбрать определённую нишу, в которой вы хотя бы слегка разбираетесь. Только не стоит выбирать художественную литературу – этот жанр не подходит для начала маленького издательского дома.

Что сегодня востребовано?

Можно перечислить несколько направлений:

  • Кулинарные книги.
  • Цветоводство.
  • Приусадебное хозяйство.
  • Эзотерика.
  • Психология.

Если рассматривать статистику по России, то следует отметить следующие факты:

Конечно, из таких расчётов можно спокойно сделать вывод, что художественная литература – это реальный шанс для новоиспечённого издательства. Однако конкурентов у вас будет очень и очень много! Тем более что крупные издательские дома вас просто «задавят». Лучше всего занять более узкую нишу.

Примеры: «Росмэн» — ориентировано исключительно на детей; «Армада» — фантастика, «BBPG» — книжники обо всём, что связано с вином.

Если вы последуете такому примеру, то высока вероятность того, что вы уже после второго издания достигните успеха.

Издательский бизнес с нуля и подбор авторов

Это самая сложна часть в издательском бизнесе и все трудности только удваиваются для тех, кто только начинает развиваться в этом деле. Всё потому что уже состоявшиеся «акулы пера» точно откажутся работать с новичком, так как крупные издательские дома могут предложить привлекательные условия сотрудничества.

Пример: годовой бюджет для продвижения отдельных авторов может достигать отметку в 100 тысяч долларов! При этом вероятность того, что издатель сможет спокойно выйти на рынок с новичком, очень мала. Конечно, никто не отменял самородков, которых пока не заметили. Яркий пример: издательство «Захаров» поверили в молодого, тогда ещё неизвестного автора, Бориса Акунина, который сегодня известен многим!

Успешный тандем залог успеха

Помните, что вы можете стать известны благодаря автору! Как издательство «София» стали узнаваемы из-за своего автора Паоло Коэльо. Однако таких примеров единицы. Просчитать данный фактор просто невозможно. Даже в молодое издательство могут приходить до тысяч рукописей, из которых лишь пятая часть может быть зарекомендована к издательству. Вот только и из этого числа авторов 2-4 тысячей экземпляров не более 20 будут проданы и только один-два автора создадут настоящие бестселлеры.

Необходимый персонал

Формирование своего штата следует начинать с поиска хороших редакторов . Если в продуктовой стези самым важным является директор по реализации товара, то в издательском доме абсолютно всё держится именно на редакторах! Именно они отбирают рукописи, которые в итоге будут выпущены в свет.

Именно эти специалисты должны представлять себе, кто сможет читать тот или иной «шедевр», как правильно донести до читателя информацию о книге. Обложка должна соответствовать, доступная цена, подобрать нужный канал для сбыта.

Директор по реализации товара – второй по важности человек. Так как бывают ситуации, что книжка становится бестселлером в ларьке на остановке, но в крупных магазинах вовсе не продаётся!

Очень крупные компании держат более 500 сотрудников, но чтобы стать хорошим издательством не нужно иметь столько людей в подчинении! Вот вам пример:

  • «Манн, Иванов и Фербер» — этот издатель работает вовсе без какого либо штата сотрудников. Три учредителя компании учувствуют исключительно в процессе создания книги на уровне мерчендайзинга и общей концепции. Всё остальное выполняют подрядчики!

Дистрибуция

Больших средств, как уже мы упоминали ранее, бизнесмену на открытие издательского дома не потребуется. Производство занимает не так много времени: от одобрения рукописи автора до выхода книги в продажу проходит около 4 месяцев. Однако это лишь часть работы!

Важная проблема – это отсутствие эффективной системы сбыта. В России достаточно трудно донести книгу до потенциального читателя: страна очень большая, а магазинов достаточно мало. Любые оптовые компании и дистрибьюторы, которые занимаются распространением готовой книжной продукции из Москвы в другие регионы, ориентируются исключительно только на крупные издательства и большие объёмы.

Поэтому если на первых парах развития на вашей книге нет популярного имени автора или нет подтверждения того, что у вас действительно на руках бестселлер, дистрибутор не захочет сотрудничать с новичками в издательском бизнесе. Однако если даже оптовик согласится на реализацию вашего товара, то это не гарантирует вам высоких уровней продаж. Так как книжка может просто потеряться на краю дальней полки.

Оптимальный выход:

Стоит заняться продвижением своей продукции самостоятельно! Лучше чем вы этого никто не сделает. Так что вам стоит взять всё в руки:

  • Наладить контакты с ритейлерами.
  • Договориться о поддержке продукции.
  • Провести рекламную акцию.
  • Убедите магазин в том, что ваша книга должна занять выгодную позицию на витрине!

И это не полный перечень ваших обязательств! Более того ваши усилия обойдутся вам не дорого, да ещё и обязательно плоды принесут.

Важный момент: рассчитывать следует на все магазины в столице и регионах! Собирать все свои силы и распространять книгу исключительно по известным книжным магазинам в центре не стоит. Так как по статистике продажу бестселлеров они осуществляют всего в соответствии с 1-2%, а обычные и вовсе продаются единичными экземплярами.

Издательский бизнес с нуля и предпринимательский риск

К примеру:

Издательство смогло сделать для себя имя на одном из авторов. С одной стороны это очень хорошо – не нужно распыляться на нескольких авторов, публика уже реагирует на его имя и т.д. Вот только есть и обратная сторона – теперь от его «пера» будет зависеть ваш успех и репутация. Кроме того не каждый автор может выдавать (а точнее практически никто) один шедевр за другим. Рано или поздно продажи у любого автора снижаются, так как на рынок выходит более интересный писатель.

Если в такой ситуации издательский дом не сможет диверсифицироваться, то 100% останется у разбитого корыта. Это довольно типичная ситуация для тех, кто занимается издательством.

Ещё вариант:

У вас могут начаться разногласия с авторами! К примеру, писатель потребует более высокие бонусы и условия для работы или ему захочется поэкспериментировать! Такие повороты могут не устроить вас. Кроме того автора могут переманить конкуренты.

Законодательство не будет на вашей стороне, так как в этом вопросе все будут на стороне автора. Заключать контракт на бедующие книги вы не сможете. Так что держать писателей возле себя вы не сможете. Тем более что предложить малое издательство высокий гонорар не сможет в отличие от крупных игроков на книжном рынке.

Кроме того начиная подобный бизнес вам стоит помнить о двух важных моментах:

  1. Во-первых – успех книг просчитать не получится. Очень часто бывает так, что книга подходит по всем канонам и просто обязана стать бестселлером, тем более, что автор известный и сюжет интересный. Продажи при этом отсутствуют! Любая технология маркетинга на книжном рынке гарантирует лишь 20% успеха, остальные 80% зависят от такого, насколько книга понравится читателю.
  2. Во-вторых – продать свой бизнес у вас не будет шансов! Всё потому что в издательском бизнесе отсутствуют активы, которые были бы интересны инвесторам. Нереализованный товар, который будет пылиться на складе, никому не нужен! Всех интересуют исключительно авторы.

Сравните всевозможные риски и подумайте, хотите ли вы ввязаться в такую «бумажную авантюру» или нет? Помните, что при хороших раскладах вы сможете обеспечить себе не просто безбедную жизнь, а спокойно жить в особняке на берегу моря!

Энциклопедическая справка: издательство - предприятие (часто - полного цикла), занимающееся производством печатной продукции: от подготовки до выпуска.

Задумываетесь о том, как открыть свое издательство и наладить выпуск газет, журналов или книг? Информация из этой статьи может оказаться полезной.

Шаг за шагом к конечной печатной продукции

Шаг первый: выбираем специализацию

Выбор специализации напрямую зависит от имеющегося опыта. Так, универсальный издательский дом - роскошь, которую могут позволить себе крупные компании, «акулы» издательского бизнеса. Новичкам надежнее выбрать собственную нишу : книги, журналы, газеты. Если книги, то не «художественная литература вообще» (не рекомендовано для старта из-за сложностей просчета рынка), а кулинария, эзотерика, фантастика, детская литература, прочее.

Важно : несмотря на обилие печатной продукции, система ее реализации развита слабо. Особенно сложно продвигать на рынке книги. Вывод: продумайте возможность реализации продукции силами издательства.

Шаг второй: подбираем кадры

Кадровый вопрос - основной в издательстве, требующий решения по двум направлениям: выбор автора (авторов) и подбор персонала.

Авторы - главная возможность достичь успеха и главный фактор риска одновременно. Работа с новым автором - как лотерея: книга или «пойдет», или нет. В то же время именитый автор вряд ли согласится работать с начинающим издательством. Только за хороший гонорар.

Мозг издательства - редактор. От его идей и профессионализма зависит качество продукции и ее привлекательность в глазах аудитории. Также важно позаботиться о специалисте, который займется продажами. Издательству нужны и многие другие специалисты: от наборщиков и корректоров до печатников и резчиков.

Важно : любое издательство - это производство, связанное со стрессами . На конечном результате сказывается необходимость экстренно реагировать на новости, дедлайны, срывы сроков и другие факторы. Вывод: нужна команда, умеющая работать в стрессовой ситуации.

Можно ли обойтись без команды? Можно. Нужны подрядчики, которых несложно найти на рынке.

Шаг третий: формируем материальную базу

Выбор материальной базы зависит от того, по какой схеме вы решите работать: выпускать от А до Я самостоятельно или использовать подрядчиков. В последнем случае кроме соответственно оборудованного кабинета редактора ничего не нужно: подготовку материалов, допечатную подготовку и печать выполнят смежники.

Если вы затеяли предприятие полного цикла, понадобятся:

Обустроенные помещения для персонала и встреч с авторами;

Компьютеры для допечатной подготовки: от набора текстов до верстки;

Печатное оборудование;

Устройства послепечатной обработки: резательные и листоподборные машины, брошюровщики, переплетное и другое оборудование.

Важно : рост объемов производства неизбежно связан с расширением материальной базы. Вывод: необходимо сопрягаемое оборудование, а также станки с запасом производительности.

Где взять деньги?

Точно ответить на вопрос, сколько стоит открыть издательство, сложно. Например, в 2010 году инвестиции в издательство одной книги, по оценкам специалистов, составляли 5–10 тыс. долл. Каждый год эта сумма меняется, причем не только из-за инфляции: чтобы оценить объем вложений, необходимо провести собственные исследования.

Из-за высокой рискованности банки не выдают кредиты под залог издательского бизнеса. Вариантов финансирования три:

Собственные средства;

Кредит под залог собственности или другого бизнеса;

Инвестиции.

Учитывайте, что на первоначальном этапе инвесторов в вашем проекте может заинтересовать скорее имиджевая сторона: издатель - это престижно. Вопрос прибыли можно поднимать лишь после нескольких удачно реализованных проектов.

Есть и альтернативный способ - найти более крупное издательство, использовать его материальную базу (печатное и постпечатное оборудование) и свою идею (тексты, материалы).

Подводные камни

Книгоиздательство относят к видам бизнеса с высоким риском. От начала производства книги до выхода тиража проходит определенное время. За этот период читательские вкусы могут измениться. Кроме того, издательство сильно зависит от авторов и персонала. Если тексты или другие материалы не готовы в срок, издатель теряет драгоценное время и внимание изменчивого читателя.

Главный риск - невозможность просчитать спрос - действителен в отношении как книг, так и журналов.

Поводим итоги

Однозначного ответа на вопрос, выгодно ли издательство, нет. При условии правильной организации работы, точного расчета и наличия определенного издательского чутья можно добиться выдающихся успехов. У книгоиздательства больше потенциала в смысле прибыли, но оно и более рискованно. Проще и безопаснее сосредоточиться на выпуске журналов и газет, но в этом случае знатоки рекомендуют уделить особое внимание поиску собственной ниши или уникальной «фишки».

Когда-то наша страна была самой читающей в мире. Реформа образования и повальное занятие коммерческой деятельностью привели к тому, что людям сначала просто не хватало времени на чтение, затем интерес к литературе сам собой угас, и издательский бизнес с нуля перестал быть таким популярным. Действительно, жизнь не так давно была настолько суматошной, что сил у человека еле-еле хватало на то, чтобы съесть полуфабрикат и упасть в постель.

Сегодня наблюдается противоположная тенденция. По каким причинам, неизвестно. Но год от года растет число людей, которые с удовольствием покупают и читают книги. Причем настоящие, бумажные, а не новомодные электронные устройства. Именно эта тенденция и дает возможность увлеченным людям начать сегодня книжный бизнес с нуля.

Что необходимо знать, желающим открыть книжный магазин

Книжный магазин не имеет ничего общего с различными торговыми точками. Следует учесть, что книги нельзя отнести к таким предметам первой необходимости, как продукты питания или одежда. Исходя из этого, перед тем, как начинать книжный бизнес с нуля, нужно проанализировать все «за» и «против» и выработать четкую политику ведения дел.

Основные моменты, которые необходимо учесть при открытии магазина:

1. Наиглавнейшее условие – расположение магазина. Если можно прямо в жилом доме, то с выбором места под книжную лавку следует постараться. Место должно быть проходным и находиться на виду, чтобы туда могли заходить не только завсегдатаи, но и случайные покупатели. К таким местам можно отнести вокзалы, аэропорты, метро или места, расположенные в центре города. Совсем необязательно покупать или арендовать большие площади. Можно просто подобрать интересный ассортимент литературы.

2. Второе по важности условие – ассортимент. Как понять, какие именно книги стоит продавать, и что из предлагаемой литературы будет пользоваться спросом. Для этого важно досконально изучить рынок, понять, чем интересуются разные слои населения. Лучше всего придерживаться золотого правила: иметь в продаже классику, детективы, и многочисленные, так любимые молодежью, книги в стиле фэнтези и мистику.

3. Вопрос закупки литературы почему-то никогда не возникает. Когда же владелец начинает искать и закупать нужные книги, он сталкивается с трудностями в виде довольно высоких цен. Закупать книги для вашего магазина выгоднее всего прямо у издательств. Причем в зависимости от издательства стоимость может существенно варьироваться. Кроме того, на стоимость влияют транспортные расходы, так что вопрос доставки также лучше продумать заблаговременно.

4. Различные виды услуг и продажа сопутствующих товаров помогут получить дополнительную прибыль и привлечь новых покупателей. В качестве услуг можно предложить прием на комиссию подержанных книг, а также их последующую продажу с минимальной наценкой. Многие небольшие магазинчики, собственно, с этих доходов и существуют. Причем долгие годы. Кроме этого, в магазине можно поставить копировальный аппарат, установить брошюровщик. Что касается продажи сопутствующих товаров, то здесь все зависит от вашей фантазии. Продавать можно все что угодно: пазлы, календари, настольные и развивающие игры для детей.

5. Если вы решили подойти к открытию магазина более основательно и планируете занять под него большое помещение, стоит задуматься над проведением тематических вечеров, детских праздников и презентаций книг различных писателей.

В принципе, открыть книжный бизнес с нуля не так уж сложно. Но именно в этом случае необходимо иметь некоторый стартовый капитал (например, для закупки книг или аренды помещения). Выгода в открытии подобного магазина заключается в том, что при небольших наценках, вы получаете стабильный поток клиентов. Еще хотелось бы отметить, что книжные магазины, однажды открывшись, крайне редко закрываются!

Как открыть собственное издательство

У многих понятие издательства ассоциируется с типографией, то есть местом, где печатают различные газеты, журналы и бланки. На самом деле типография является одним из подразделений издательства. Если раньше открыть издательство могли позволить себе только состоятельные люди, то сегодня все намного проще. Итак, что важно знать, чтобы открыть издательский бизнес с нуля:

1. Так как издательский бизнес в первую очередь подразумевает работу с авторами, следует заняться поисками новых авторов или заинтересовать маститых писателей. Что касается раскрученных авторов, то заинтересовать их могут только наиболее выгодные гонорары. Работа с новыми авторами, даже не очень известными, часто чревата тем, что прибыль от продаж спланировать невозможно.

2. На что ориентироваться при выборе автора? Конечно, на охват аудитории. Чем шире потенциальный круг покупателей, тем выше прибыль. Вот почему сегодня полки магазинов ломятся от определенного сорта литературы, которую покупают, чтобы один раз прочитать и поставить на полку.

3. Работа с авторами заключается не только в подписании договоров. Очень часто издательства приобретают права на то или иное произведение, которые затем перепродаются более крупным издательствам. Кроме того, произведения, поступающие в издательство, должны подвергаться вычитке и редактуре. Это даст возможность отфильтровать наиболее слабые труды соискателей. Именно поэтому сразу же необходимо заполучить в штат хорошего редактора.

4. Очень часто среди начинающих писателей попадаются действительно перспективные авторы. Удержать их можно только подписанием эксклюзивного контракта. Если писатель очень хорош, стоит попытаться заключить контракт сразу на несколько произведений в перспективе.

5. Очень часто люди, организующие издательский бизнес с нуля, пытаются охватить сразу все: продумать концепцию издательского дома, арендовать типографию, обустроить офис. На самом деле, в начале издательской деятельности собственная типография вам будет не нужна, это повлечет только лишние расходы. Самое главное – сосредоточиться на привлечении к сотрудничеству авторов.

В дополнение хотелось бы отметить, что издавать можно не только книги. Начинать издательский бизнес с нуля вполне можно и нужно, издавая различные журналы. Сюда относятся как научно-популярные издания, так и разнообразные развлекательные журналы. Начинать свой бизнес в сфере издательства нужно, имея достаточно серьезный капитал, который позволит на первых порах арендовать необходимые площади, а также оплачивать гонорары авторам и сотрудникам.

Для того чтобы ваши вложения окупились сторицей, еще до открытия книжного дела, важно четко сформировать концепцию, который вы будете придерживаться. Например, основным видом деятельности можно выбрать выпуск детской литературы или учебников для школы, дополнительными видами – выпуск научно-популярной литературы. Четкая расстановка приоритетов позволит вам избежать лишних затрат.