Биографии Характеристики Анализ

Сборник о прекрасной даме блок анализ. О сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» (А.Блок)


Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения «Я жду призыва, ищу ответа...», «Сумерки, сумерки вешние...», «Верю в Солнце Завета...», «Я, отрок, зажигаю свечи...», «Вхожу я в темные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...». «Стихи о Прекрасной Даме», это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. Д. Менделеевой. Кроме прочего это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью, о которой Блок читал у В. Соловьева. Последовательно и систематически Блок переводит и «Стихах о Прекрасной Даме» свои «земные» чувства и «высший», идеально-мистический план» .

В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная, лишенная каких бы то ни было земных черт, наделена признаками настоящего божества. Это Небесная Дева, Вечная Женственность. Владычица Вселенной, Лучезарная царица, Заря, Купина. Лирический герой - отрок, раб, инок, рыцарь, гоᴛᴏʙый всю жизнь с радостью служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или в сказке. Она часто является в сумраке, в тумане, окруженная зыбкими тенями. Впечатление призрачности, неопределенности образа усиливается и оттого, что поэт избегает конкретных, описательных эпитеᴛᴏʙ. Они рассчитаны лишь на эмоциональное восприятие читателя: ароматные слезы, лазурные сновидения, шаг завороженный, бездонный взгляд, упорная мечта, сумрак таинственный и т. п. Архаическая, церковная «молитвенная» лексика (лампада, паникадила, ризы и т. п.) соответствует представлению о возлюбленной как о божестве. Постоянные мечты о встрече с Ней, ожидание Ее призыва ассоциируются со вторым пришествием, с полным обновлением, преображением всего мира - совсем в духе предсказаний В. Соловьева.

В «Стихах о Прекрасной Даме» для нас неприемлемы подчеркнутое игнорирование повседневности, эгоцентризм, идеализм, мистика. Но однако эти стихи нравились и до сих пор нравятся многим читателям. Они и сейчас интересны для нас не только как важный этап творческого пути Блока, без которого нельзя понять его дальнейшего развития. «Стихи о Прекрасной Даме» имеют и свою вполне самостоятельную эстетическую ценность. Большой знаток и ценитель поэзии М. Рыльский писал: «Стихи о Прекрасной Даме» это прежде всего стихи о любви и высокой человеческой красоте, это облаченное в условно-мистические одежды торжество живой жизни, предчувствие всемирной зари». П. Антокольский (в ᴘẚʜᴇе названной статье «Александр Блок») подчеркивал значение первой книги стихов лирика для воспитания чувств современной молодежи. Хотя в них нет реалистической обрисовки возлюбленной и окружающей обстановки, но мы можем говорить о правдивом, реалистическом изображении чувств и переживаний лирика. Вероятно в этом и заключается «секрет» обаяния поэзии Блока. Чистые чувства первой любви часто порождают идеализацию, обожествление возлюбленной, стремление видеть в ней все самое прекрасное, возвышенное, «неземное». Эти чувства, хорошо знакомые многим читателям, нашли очень точное, психологически правдивое выражение в удивительно нежных, мелодичных стихах Блока. Мастерство эвфонии - аллитерации и ассонансы, звуковые повторы, «завораживающие» ритмы, над которыми, казалось, и сам поэт не властен,- все это пленяло читателей.

В субъективном представлении Блока его возвышенные чувства, подвижническое служение Вечной Женственности вовсе не были чем-то узким, частным. Наоборот, они представлялись поэту частью того значительного, великого, что должно преобразовать весь мир. А это, казалось ему, было важнее всех низменных житейских забот

В сравнении с высоким идеалом все остальное не больше, чем обычная, ничем не примечательная суета

В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни:

  • Будет день - и свершится великое,
  • Чую в будущем подвиг души.

Пусть представление Блока о подвиге было смутным, неопределенным, туманным, на первых порах ошибочным, для нас важно отметить у лирика постоянное желание, волю к подвигу, гоᴛᴏʙность свершить его во что бы ни стало, а если нужно - «сжечь себя дотла»

В 1908 году Блок характеризовал свои «Стихи о Прекрасной Даме» как «те СНЫ и туманы, с кᴏᴛᴏᴘыᴍ и борется душа, чтобы получить право на жизнь».

Страница 1 из 1

Таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме

Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь. Меня не зови, Я и сам уж давно ворожу. А. А. Блок Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о двоемирии, поэт на время становится мистиком, чувствует в окружающем мире предвестников конца света. А наступающую революцию Блок ощущает как развертывающийся хаос. Спасение же видит в божественном начале Мировой души или Вечной женственности. В этот период появляется таинственный и волшебный цикл Стихов о Прекрасной Даме....


Цикл «Стихов о прекрасной Даме» Александра Блока

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме "Двенадцать". Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции. Многие бывшие "друзья" Блока, сбежав от революции в другие-страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революции (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое - чаша терпения народа переполнилась. Блок чутко прислушивался к жизни, проявлял глубочайший интерес к судьбе России, к судьбе русского народа. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных мечтаний, уводивших в "миры иные"....


Анализ поэтического дневника Блока «Стихи о Прекрасной Даме»

Свое, блоковское, ярко и своеобразно проявилось в сборнике- «Стихи о Прекрасной Даме, любовном дневнике поэта. Индивидуализм, мрачное одиночество, которым проникнут ряд стихотворений первого сборника, здесь приобретает окраску мистико-элегическую, передающую особое мироощущение поэта, жившего мистическими предчувствиями и ожиданиями. Иллюзорное представление о жизни еще больше утверждается в «исключительно важном» для Блока 1900 году, когда он познакомился с философией и поэзией Вл. Соловьева, проповедовавшего идею конца вселенной, уводившего из мира реальной действительности, разрабатывавшего тему «мира нездешнего»....


«Стихи о неизвестном солдате» - одно из гениальных творений Осипа Мандельштама

Мандельштам Осип Эмильевич 15 января 1891, Варшава 27 декабря 1938, лагерь Вторая Речка под Владивостоком, русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно- историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры. Сборники «Камень» (1913), «Tristia» (1922), цикл «Воронежские тетради» (опубликован 1966). Книга «Разговор о Данте» (опубликована 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Репрессирован; реабилитирован посмертно. «Стихи о неизвестном солдате» - одно из самых вершинных, гениальных творений Осипа Мандельштама - является одновременно одним из самых значительных произведений мировой поэзии XX века. Написано оно 1-15 марта 1937 г. В разгул Красного террора в России. Во время окончательного становления Фашизма на Западе. Между Первой и Второй Мировой войной... Давайте вспомним его....


Устное народное творчество летнего цикла. Летний цикл календарной обрядности (общая характеристика)

Устное народное творчество летнего цикла является продолжением годовой календарной обрядности. Давние предки-славяне праздновали приход лета с наступлением тепла, т.е. с «полной победой лета над зимой». Летний цикл народного творчества представляет целостную систему обрядово-поэтических действ, которая уходит корнями в седую давность. Как и в другие периоды года, летние ритуалы были тесно связаны с древнейшими культами и верованиями, древней мифологией. Центральный праздник - Купала, а все другие передуют ему, считаются своеобразным приготовлением, с нарастающей силой проявляют полное господство лета на земле....

Русские поэты нередко посвящали свои стихотворения реальным или вымышленным объектам любви и обожания. Ими становились, таким образом, как самые обыкновенные женщины, так и неземные музы из мира грёз. Однако были случаи, когда в одном гармоническом единстве две ипостаси женственности сливались в символическое целое, и это целое для поэта становилось крайне важным, основополагающим, первостепенным. Именно такой лирике будет посвящен настоящий анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого до сих пор будоражат сердца, создал нетленный, живой образ, а потому не поговорить о нём нельзя.

История создания сборника

Лирический цикл о великой любви, посвященный лучшей из женщин, создавался поэтом в период с 1897 по 1904 год. Это было временем развития бурного, но напряженного, нервного романа Блока с Любовью Дмитриевной Менделеевой, всю гамму чувств к которой Александр Александрович, словно исповедуясь, и отразил в стихотворениях сборника. Благовоспитанная и хорошо образованная Люба заставляла поэта бросаться от холодности к ревности, от одержимости к равнодушию, от счастья к радости. В стихотворениях же Блока, который относил себя к направлению символизма, вся палитра любовных эмоций приобретала ещё большее значение, возводилась к недоступным для сознания рядового обывателя пределам.

Но это ещё не всё, что предварит дальнейший анализ. Блок («Стихи о Прекрасной Даме» - это первый стихотворный сборник на счету поэта) относился к возлюбленной очень неоднозначно: он считал, что земная, плотская близость двух людей является препятствием для слияния душ, в то время как Любовь хотела простого женского счастья. Возможно, такое влияние на поэта оказал его негативный интимный опыт: физическая связь, по мнению Блока, могла иметь место только с проституткой, а в случае с достойной женщиной это в его сознании отождествлялась с пороком.

Как бы там ни было, они познакомились ещё в юности: ей было 16, ему - 17. Их общение, дружба и даже взаимная симпатия оказались прерваны, но впоследствии судьба свела их снова, и Александр Александрович увидел в этом таинственное предзнаменование, знак, посланный свыше. Они поженились, хотя счастье их оказалось шатким, непрочным: Люба всегда умоляла мужа оставит мистику и целовать её не на страницах книг, а в реальной жизни.

Кто она - Прекрасная Дама?

Без описания характера Любви Менделеевой не может состояться и сам анализ. Блок, «Стихи о Прекрасной Даме» которого в некоторой степени сыграли с девушкой злую шутку, одухотворил и идеализировал её образ настолько, что за ним потерялась реальная, земная, интересная личность. Люба была серьёзна, строга, неприступна, а вместе с тем остроумна, спокойна, радостна. Золотоволосая и румяная, внучка великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева не могла и не хотела тратить всю жизнь на поиски таинственных смыслов любви «позера с повадкам фата», как сама она однажды назвала Блока.

Все окружение поэта также видело в ней воплощение вечной, идеальной женственности, в связи с чем на разный манер истолковывало её жесты, поведение, настроение, наряды. Брак Александра Александровича и Менделеевой считался священной мистерией, способной даровать, по мнению В. Соловьёва, очищение миру. Находились и те, кто в Любви усматривал исключительно отрицательные свойства: так, Анна Ахматова именовала её «бегемотом, поднявшимся на задние лапы», и считала набитой дурой. Женщина стала буквально заложницей сложившейся ситуации. В результате она нашла то, что искала - любовь, понимание, поддержку… Но не в муже, а в другом мужчине.

Борьба двух (и более) рыцарей

Это последняя история, которая предварит стихотворный анализ. Блок, стихи о Прекрасной Даме которого не могли удовлетворить ту, которой они были посвящены, скоро оказался «за бортом»: у Любви, чувствовавшей себя ненужной и забытой, завязались отношения с близким другом мужа, поэтом Андреем Белым. Эта связь была окончательно прервана лишь в 1907 году. Впоследствии Люба вступила в неофициальные отношения с Г. Чулковым, от которого на свет даже появился ребёнок. Блок, всё это время продолжавший оставаться законным мужем Менделеевой, согласился стать отцом малыша, так как своих детей он иметь не мог, однако мальчик умер спустя чуть более неделю после своего рождения.

А что же поэт?

Сам Александр Александрович также не был безгрешен: он был замечен в связи с актрисой Н. Волоховой, которую Любовь даже просила взять на себя заботы о Сашеньке, т. к. он «нервен» и «к нему нужен особый подход». В итоге Волохова решила прервать свое присутствие в жизни этой странной семьи. Александр Александрович умер в 1921 году, Менделеева - спустя 18 лет после супруга. В течение оставшейся жизни замуж она больше не выходила.

Разделы сборника и ключевые стихотворения цикла. «Ветер принес издалека…»

Итак, как же воплотил в жизнь свое мировоззрение Блок? «Стихи о Прекрасной Даме» (анализ стихотворения, и не одного, будет представлен далее) как сборник открывается циклом «Ante Lucem», что в переводе с латинского означает «до света». Лирический герой здесь - потерянный, одинокий человек, блуждающий во мраке. Он оторван от мирского счастья и радости, не способен их испытать. Отчетливо прослеживается концепция двоемирия: творец с поэтическим мышлением и глубокой романтической душой хочет познать запредельные, небесные тайны, и в этом противостоит толпе, обитающей в ничем не примечательной земной плоскости.

Цикл стихов о Прекрасной Даме (Блок), анализ которых требует тщательного подхода, является второй и центральной частью одноименного сборника. Здесь все еще нет чувства реальности, стабильности, но творец обретает надежду - бесплотная, неясная, Прекрасная Дама должна спасти его, наполнить существование смыслом. Наблюдается трансформация средневекового мотива рыцарского служения.

Как же выглядят стихи о Прекрасной Даме? Александр Блок, анализ жизни и творчества которого уже был частично разобран, создал, например, стихотворение «Ветер принес издалека…», которое ассоциируется с ветром перемен, динамикой, изменением, перерождением. Непреходящая, мертвенная ночь из стихотворений первого цикла начинает играть новыми красками - читатель словно ощущает скорое наступление весны, слышит песни, различает цвета. Нет, Прекрасной Дамы здесь еще нет, но все говорит о ее скором приходе, о разрушении оков одиночества лирического героя, об обновлении.

«Вхожу я в темные храмы…»

Что же представляют собой наиболее значительные стихи о Прекрасной даме (Блок)? Анализ, кратко или полно описанная история появления сборника, упор на биографию поэта - ни в одном из разделов нельзя обойтись без лирического произведения «Вхожу я в темные храмы…». Написанное в 1902 году, оно являет собой квинтэссенцию символизма и мистики. Здесь читатель опять сталкивается с неопределенностью, бесплотностью описываемого образа, хотя определенность в портрете Дамы иногда встречается, например, в стихотворении «Она стройна и высока…».

Здесь же мы сталкиваемся с мотивом ожидания и… страха. Лирический герой жаждет встречи, но боится того, что она принесет ему, боится оказаться недостойным. Не случайно местом ожидания в произведении является церковь - это только возвеличивает одухотворенность Прекрасной Дамы, её кристальную чистоту и святость.

Завершающая часть сборника

Сборник «Стихи о Прекрасной Даме» (Блок), анализ которого был подробно представлен в этой статье, закрывается циклом «Распутья». Здесь отчетливо проявляются мотивы безысходности, растерянности лирического героя, тревоги, все более становится явным преобладание реалистических составляющих. Поднимаемые социальные проблемы (в стихотворениях «Фабрика», «Из газет», «Все ли спокойно в народе?..») остаются без разрешения.

Мотив «конца мира» становится главенствующим: лирический герой, да и сам поэт, больше не надеется на спасение, на приход Прекрасной Дамы, на возможность очищения и перерождения. Он отстраняется от бездуховного существования и более не участвует в происходящем.

Стихи о “Прекрасной Даме” являются первым шагом Александра Александровича Блока в его
Многолетнем творческом пути от романтического символизма к критическому реализму. Это первое и самое
Гениальное, на мой взгляд, его достижение. Удивительно красиво, тепло и нежно написаны эти произведения…
Стихи о “Прекрасной Даме” были написаны в конце 19 века и начале 20 века, сложное, смутное время; время
Переоценки ценностей, пересмотра жизненных принципов; время репрессий и революций, протеста, унижений и
Игнорирования человека, как личности. Страдали все от крестьянина до дворянина. Таким образом, люди
Измученные безжалостной реальностью искали отдушину, покоя в мистическом.
Огромное влияние на формирование мировоззрений многих современников Блока оказала философия Соловьева,
Особенно тезис: “сама любовь мира открыта через любовь к женщине…в любви – спасенье наше…” , так же и наш
Поэт, создавая свои маленькие произведения, пытался укрыться от серой, грубой реальности, искал спасенья в
Райском, возможно даже утопическом, мире своей бесконечной любви к “Прекрасной Даме”, в красоте ее,
“Вечной Женственности”. Поэт целиком растворялся в омуте прекрасных грез, поклонии этой небесной богине, он
Отчетливо видел каждую черту ее лица, знал все о сотворенном его мыслью существе, он был рабом своей мечты:
Твоих страстей повержен силой,
Под игом слаб.
Порой – слуга; порою – милый;
И вечно – раб.
Блок почему-то предчувствовал приход этой удивительной девы, боялся что по пути в реальность нежное создание
Потеряет часть своей первозданной красоты:
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
В страхе перед ужасным, обжигающим и разъедающем все на своем пути стихийным миром, Александр Александрович
Сам начинает искать свою “Прекрасную Даму”: мягкий, завораживающий голос в суетливых магазинчиках, тихое
Дыхание в шуме не утихающей улицы, скромный взгляд в толпе прохожих… Ищет бездушное, бессловесное творенье
Свое – находит еще более прекрасную, настоящую, живую женщину, независимую и свободную, как ветер легкую и
Прозрачную… Душа его была переполнена радостью, надеждой на счастье, он хотел взять свою любимую под руку и
Лететь к свободному будущему. Сила красоты Лидии Дмитриевны Менделеевой (Это была поистине “Прекрасная Дама”:
Грациозна, воспитана. Она озаряла всех не только светом добра сердца своего, но и внешне была подобна золотому
Лучику солнца в серой пыли настоящего: русая коса аккуратно спускалась до пояса, огромные сапфировые глаза
Нередко будили искренние улыбки на усталых лицах обычных людей.) была настолько велика и светла, что он не
Страшился пораниться об острые шипы всепоглощающего времени, о злые “кроличьими взгляды пьяниц”,насмешки
“двенадцати” в том долгом и бездонном пути к сияющей где-то вдали звездочке высшего довольства:
И полны заветной дрожью
Долгожданных лет,
Мы помчимся к бездорожью
В несказанный свет.
Так поэт полюбил земную женщину, навсегда похоронив где-то в недрах своей души образ мечты своей. Вот что он
Тогда ощущал:
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Все померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.
Но тем не менее “Прекрасная Дама” была все еще жива, она просто перевоплотилась, как и чувства Блока. Они
Стали еще более возвышенны и одновременно ближе к действительности. Александр Александрович все еще до конца
Не верил в реальность существования Лидии Дмитриевны. Он любил ее чистой, искренней, божественной любовью,
Дрожал от мысли спугнуть ее, верил в то, что она упорхнет, как бабочка, если услышит шаги вблизи, и потому
Очень долго просто любовался совершенством ее красоты:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
В те моменты влюбленный точно знал, что именно эта девушка и есть его “Величавая Вечная Жена”, та самая
Половинка, которую ему посчастливилось встретить в самом начале жизни:
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
Это была действительно она. В январе 1903 года состоялось торжественное бракосочетание Александра
Александровича Блока и Лидии Дмитриевной Менделеевой.
С этой женщиной великий поэт прожил до последнего дня своей жизни, и до последнего вздоха он не переставал ее
Любить. С годами чувство это крепло, в самые тяжелые минуты только мысль о любимой помогала выжить и давала
Силы вновь и вновь подниматься и идти дальше к своей заветной цели, хоть немного отвлечься от злой
Несправедливости бытия:
…А там, наточив топоры,
Веселые красные люди,
Смеясь, разводили костры…
Со мною – весенняя дума,
Я знаю, что Ты не одна…
Или:
Скрипки стон неутомимый
Напевает мне: “Живи!”
Образ девушки любимой –
Повесть ласковой любви.
Именно это нежное чувство и освещало весь жизненный путь поэта.
Блок смог гениально изобразить его в своем цикле стихотворений о “Прекрасной Даме”. Каждое
Из которых есть маленький шедевр, так как было написано под влиянием эмоций, мгновений, обрывков… Все эти
Отдельные и слаженные фрагменты живы, каждый из них дышит любовью, и, если прислушаться можно даже ощутить
Ритм биения сердца его:
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны!
Поэт перелил бушующую музыку своих чувств в стихи, и теперь каждый из нас может наслаждаться этим чудесным
Созвучием в цикле “О прекрасной даме”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Первую свою книгу поэт создал под сильным влиянием философских идей Владимира Соловьева. В этом учении поэта привлекают представления об идеале, о стремлении к нему как воплощению Вечной Женственности – красоты и гармонии. Своему идеальному образу Блок дает имя – Прекрасная Read More ......
  2. Символистом можно только родить – Ся… быть художником – значит, вы – Держивать ветер из миров искусства, Совершенно непохожих на этот мир, Только влияющих на него; в тех ми – Рах нет причин и следствий, времени И пространства, плотного и Read More ......
  3. Центральный цикл первого тома блоковской лирической трилогии – – “Стихи о Прекрасной Даме”. Именно эти стихи до конца жизни оставались для Блока самыми любимыми. Как известно, в них отразились любовный роман молодого поэта с будущей женой Л. Д. Менделеевой и Read More ......
  4. Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения “Я жду призыва, ищу ответа…”, “Сумерки, сумерки вешние…”, “Верю в Солнце Завета…”, “Я, отрок, зажигаю свечи…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. “Стихи Read More ......
  5. Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в поэме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, Read More ......
  6. Конец 19 – начало 20 века невероятно обогатили русскую культуру. Именно это время принято называть Серебряным веком нашей живописи, музыки, архитектуры и, конечно же, нашей литературы. Хотелось бы заметить, что мне вообще очень близко творчество писателей и поэтов Серебряного века. Read More ......
  7. О прекрасной даме Образцом неземной любви для А. Блока стала его жена Любовь Менделеева. В первых поэзиях автор тревожится, ожидая приход той единственной светлой, которую так просит душа. Предчувствуя ее появление, он молча ждет, в то же время тоскует и Read More ......
  8. Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь – Меня не зови, – Я и сам уж давно ворожу. А. А. Блок Александр Александрович Блок один из изысканнейших поэтов русской классической литературы. Увлекшись в юности философией Владимира Соловьева о Read More ......
Анализ стихотворения Блока “О прекрасной даме”

Центральный цикл - это "Стихи о Прекрасной Даме". Жизненный сюжет, который лег в основу этих стихотворений - любовь поэта к Л.Д. Менделеевой, впоследствии ставшей его женой. Именно этот сюжет своей жизни Блок в письме к Белому назвал "мгновениями слишком яркого света" .

В этот период Блок переживает увлечение идеями философа-мистика и поэта Владимира Соловьева. Соловьев провозглашает существование Души мира, Вечной Женственности, Божества, существующего в женском образе, которое стремится в мир, чтобы преобразить его, очистить и спасти от надвигающейся катастрофы.

Романтическое сознание молодого Блока, стремящееся к идеалу, в облике земной девушки, своей прекрасной возлюбленной разглядело черты Божества. Он преобразил историю реальной, земной любви в миф.

Его возлюбленная предстает строгим и величественным Божеством, Девой Света. Она лишена конкретных черт, потому что трудно, просто невозможно разглядеть их в том сиянии, котором она окружена. Ее облик воплощен в символических образах светильника, зари, маяка, пожара, Библейского горящего куста, звезды, пламени.

Она - единственный свет его мироздания. И обращается поэт к своей возлюбленной на "ты", но пишет это слово всегда с большой буквы, и мы понимаем, что это не близкое "ты", а "Ты" молитвенное, с которым человек обращается к Богу. Поэтому для Нее у Блока есть еще один эпитет - "святая". В стихотворениях этого периода образ возлюбленной часто связывается с образом храма, церковных святынь, колокольного звона, икон. И с этим связана цветовая палитра первого тома, где наиболее часто встречающимися цветами являются голубой ("лазоревый", "лазурь"), белый и золотой - цвета храма.

Она - строгая, величественная, таинственная. В ее присутствии все окутано тайной. Эпитет "таинственный" и слово "тайна" выступают в стихотворениях первого тома в самых необыкновенных и причудливых сочетаниях. Здесь есть "таинственный сумрак" и "таинственные соцветия", "мгновения тайн" и "таинство зари". Весь мир в ожидании Ее прихода был "вечной тайной", "древней тайной", "непостижимой тайной". Тайной была и Она сама. Она обладает "таинственным голосом", "таинственным взором". У Нее нет определенного облика, потому что Она не только вспышка света, но и вечная тайна.

Мир в ожидании Ее темен и пуст. Эта тьма, мрак составляют антитезу "световому" образу Прекрасной Дамы. Конкретных примет Ее нет, потому, что Она - ослепительный свет и тайна, а конкретных примет мира нет, потому что он окутан мраком, мглой, ночью, тьмой. Слова этого "темного" ряда в стихотворениях первого тома так же часто встречаются, как и световые образы. Все в мире он воспринимает как знаки Ее появления, которого ждет, надеется и боится.

Себя в ожидании Ее в этом мире он ощущает бесконечно одиноким. А по отношению к Ней чувствует себя рабом, иноком, принявшим добровольное служение, отроком, "зажигающим свечи" в храме и бросающим белые цветы за церковную ограду. Его любовь - застенчивая, робкая, безнадежная. И в то же время его чувство - страстное ожидание, предчувствие чуда.

Чуковский пишет о первой книге стихов с восторгом: "Только об этом он и пел - изо дня в день все шесть лет: с 1898 по 1894 и посвятил этой теме 687 стихотворений… Этого, кажется, не было ни в русской, ни в какой другой литературе. Такая однострунность души!… Ни разу за все это время у него не нашлось ни одного слова - иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки… Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону, а все туда - в голубое и розовое". Этими словами очень точно передается настрой главного цикла первого тома - "Стихов о Прекрасной Даме".

"Стихи о Прекрасной Даме", как и стихотворения двух других циклов, написаны в эстетике символизма. Сложность образов-символов, музыкальность, звуковая и цветовая выразительность, метафорическая усложненность языка, иррациональность - вот те характерные черты, которые определяют особенность лирики первого тома. Вот почему сразу же после выхода в свет первого поэтического сборника (а "Стихи о Прекрасной Даме" вышли отдельным изданием в 1904 году) Блок занял ведущее место в кругу русских символистов.Еще одно чисто биографическое замечание. Увы, поэт не сделал счастливой ту женщину, которой посвятил прекрасные и неземные слова любви. Любовь Дмитриевна была обычной женщиной, которая хотела простого человеческого счастья: дома, семьи, детей. А ее возвели в ранг Божества. Она написала Блоку горькие слова о том, что он "тянет" ее на такие высоты, где ей "холодно, страшно и скучно".

С его ощущением бездомности, катастрофичности бытия, с его отношением к земной любви как к "ложной дороге", которая неизменно заканчивается тупиком разочарования и разлуки, конечно, простое человеческое счастье было невозможно. Пережив все это, уже в зрелом возрасте, в стихах третьего тома он скажет горькие слова о том, что за радости и муки творчества поэт расплачивается собственной жизнью (стихотворение "И вновь порывы юных лет…")

[биография ]

Каждому человеку в той или иной степени свойственно чувство прекрасного, стремление к красоте. Во все времена олицетворением этого была женщина, о чём мы можем судить по древним мифам и легендам. Особый культ женщины, дамы сложился в Средние века, в эпоху рыцарства. Вспомним Дон Кихота, который во имя своей Дульсинеи совершал самые разные, порой фантастические и нелепые поступки. Великие Данте и Петрарка в возвышенных, восторженных стихах увековечили образы своих возлюбленных Беатриче и Лауры.

В русской поэзии серебряного века культ женщины воплотился прежде всего в поэзии и философии Владимира Соловьёва. В его представлении женщина олицетворяла образ Мировой Души, Вечной жены, Софии Премудрой, была символом гармонии, разума, любви и красоты. Культ Вечной Женственности получил дальнейшее развитие в творчестве Александра Блока, для которого Владимир Соловьёв стал духовным учителем. Именно Блоку принадлежат необыкновенно лирические и нежные стихи о Прекрасной Даме.

Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

На первый взгляд, между «небесной» Богоматерью и «земной» возлюбленной поэта нет ничего общего. Но в его представлении связь между ними существует, и эта связь — мистическая. Так же, как и поэты-романтики, Блок пересоздаёт образ реальной женщины в соответствии со своим идеалом, превращая её в Прекрасную Даму, в Мадонну. Сам же поэт (лирический герой) предстаёт перед нами, по определению Ю. Айхенвальда, «рыцарем и богомольцем».

Он предчувствует Богоматерь, идёт «по следам её голубых путей», порывая связи с реальностью и переносясь в совершенно иной мир — мир «снов и туманов», мир мечты. Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души героя (автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне...

Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор —

Всю область ночи озарили.

Но ярче всех — во мне духовный взор

И Ты вдали.

Прекрасная Дама является безраздельной владычицей души поэта, с ней связан мотив прозрения («Я здесь в конце, исполненный прозренья»); она открывает ему путь к постижению Вечности, являясь её посланницей:

Я только жду условного виденья,

Чтоб отлететь в иную пустоту...

Во многих стихах цикла образ Прекрасной Дамы бестелесен, зыбок, едва уловим, воспринимается не столько зрением (внутренним), сколько слухом (также внутренним):

Ветер принёс издалёка

Звучные песни твои...

Таким образом, Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Мы видим, что лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Как известно, красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

Это незримое присутствие герою дороже реального. Более того, он боится действительной встречи, о чём позволяет говорить, например, строка из стихотворения «Предчувствую Тебя»:

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Поэт понимает, что земное воплощение мечты невозможно без разрушения идеала.

Как видим, в образе Прекрасной Дамы больше небесных, чем земных, черт: он представляется возвышенным, абсолютно недоступным и непостижимым. И всё же земное в нём присутствует. На это указывают обращение к Ней на «ты», земные эпитеты («милая»), некоторые черты, делающие её облик зримым: «девственная риза», «белое платье», «бледная краса». В некоторых стихотворениях образ героини вписывается поэтом в реальный земной пейзаж:

Мы встретились с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

При всей устремлённости ввысь, лирический герой Блока не может полностью порвать с землёй. Более того, он начинает тяготиться этим разрывом, стремится к «преодолению снов и туманов» во имя обретения реальности. Именно поэтому Блок назвал «Стихи о Прекрасной Даме» началом «трилогии вочеловечивания».