Биографии Характеристики Анализ

Почему важно и любить любимым. Мир души и тела

Итак, почему нужно любить людей:

1) Каждый человек является сыном или дочерью Бога. Когда мы приходим в гости к людям, у которых есть дети, мы обычно стараемся уделить им хоть немножко внимания - подарить подарок, принести сладости, сказать несколько хороших слов. Почему? Потому что это естественное проявление уважения и потому что это точно понравится их родителям. Любой родитель в душе считает своего ребенка лучшим из лучших. Кроме того, принято считать, что дети являются отражением родителей. Поэтому похвалив ребенка мы одновременно хвалим и родителей за то, что они этого ребенка воспитали.

Если это применимо ко всем родителям в мире, насколько же больше это применимо к Богу, который является нашим общим Родителем! Насколько Ему будет приятно, если мы будем хвалить Ему Его детей (людей вокруг), говорить какие же они замечаельные и какой замечательный Бог, что Он создал и воспитал таких детей. И точно так же Бог как Родитель очень переживает, если мы не любим людей, которые нас окружают.

2) У каждого человека есть своя семья, которая его очень любит. Даже у самых злостных преступников есть родители, братья или сестры, мужья или жены, дети. Ни один человек не рождается плохим. Есть определенные обстоятельства, боль, которую этот человек когда-то испытал, что-то, в чем он разочаровался, в результате чего стал таким, какой он есть. Есть люди, которые знают его с хорошей стороны, знают его изначальную душу, которой наделил его Бог. Они знают его как хорошего мужа, любящего отца, как преданного друга, как доброго брата. Ставя крест на человеке, мы одновременно причиняем сердечную боль всем этим людям. Если этого человека хоть кто-то в мире любит, значит не всё еще потеряно. Значит в нем есть нечто Божье, что достойно в нем этой любви.

Принцип Объединения говорит о том, что каждый человек отражает особые характеристики Бога. То есть получается, что если мы не можем полюбить кого-то, тем самым мы отвергаем Бога, какие-то из Его качеств, отраженных в этом человеке. Опять же это напрямую влияет и на наши взаимоотношения с Богом.

3) В каждом человеке есть часть меня. Обычно этот момент сложнее всего принять. Хочется возразить: "Да я совсем другой! Я себя так не веду!". Однако факт остается фактом. Согласно Принципу Объединения, во взаимодействие вступают только те элементы, у которых есть общая основа. Значит как ни крути, что-то общее с этим человеком у меня должно быть. Если меня обижают какие-то слова, брошенные мне другим человеком, значит во мне есть какая-то часть, которая среагировала именно на эти слова, нашла в них именно этот контекст. Если бы ничего общего с этими словами у меня не было, они бы не нашли основы во мне, осыпались бы как горох об стенку. Поэтому не любя какого-то человека, я не люблю ту часть, которую он задевает во мне. То есть фактически, я не люблю и не принимаю самого себя. Поэтому Иисус сказал: "Возлюби ближнего своего как самого себя". По-другому просто не получится. Невозможно полюбить других, если не примешь и не полюбишь себя полностью, как есть, со всеми недостатками. И нельзя сказать, что я по-настоящему люблю себя, если я не могу полюбить людей вокруг себя.

Такие вот интересные мысли родились у меня сегодня. Надеюсь, кому-то это поможет.

Многие люди до сих пор думают, что любить себя означает быть эгоистом. Правда, есть и те, кто действительно себя любит и они уверены, что это замечательно и что именно так и должно быть. Знаете, а ведь они правы. Любить себя можно и нужно. Давайте разберемся почему.

Задумывались ли вы о том, что всё в этом мире начинается с вас самих. Когда есть вы, тогда есть и всё остальное. Как вы к себе относитесь, так к вам относится весь мир и все люди. Дело в том, что окружающий вас мир – это в первую очередь отражение вас самих, это большое зеркало вас, ваших мыслей, убеждений и взглядов. Если вы любите себя, то и люди будут вас любить. Если вы цените себя, то и люди будут вас ценить. Вот такие законы в этом мире.

Любить себя важно и нужно – это просто жизненная необходимость, если вы, конечно, хотите по-настоящему быть счастливым и процветающим человеком. Научившись любить себя, мы научимся любить жизнь. Не научившись любить себя, мы не сможем по-настоящему полюбить другого человека и построить с ним гармоничные взаимоотношения.

Однако одного понимания необходимости и важности любви к себе мало. Важно знать, как именно себя любить и начать, наконец, это делать. Что для этого нужно?

Для начала осознать, что вы с самого рождения достойны любви просто так, без всяких условий и причин. Просто потому, что вы есть. Уже рождены и проявлены в этом теле и в этом мире. Тут важно найти в себе силы, желание и способности для того, чтобы осознать свои внутренние ценности, а также определить собственные цели и планы в соответствии с ценностями. Повернуться лицом к решению своих собственных потребностей и задач. Контролируя эту ситуацию, вы найдёте время и силы для того, чтобы заниматься своей собственной жизнью и в полной мере любить себя, ценить себя, реализовывать свои собственные цели и планы, исполнять свои собственные желания в соответствии со своей системой внутренних ценностей.

Любить себя нужно для того, чтобы чувствовать себя счастливым человеком. Ведь любовь к себе отражает то, как вы проживаете каждый свой день, чем себя одариваете, какими мыслями питаете, какими ценностями наполняете свой внутренний мир. Какими людьми окружаете, в каком месте живёте, каким делом занимаетесь, какие цели и желания имеете, умеете ли хвалить себя и других людей, принимаете ли других людей такими, какие они есть, без осуждения и так далее.

Вспомните знаменитую фразу из Библии: «Возлюби ближнего своего, как Самого Себя». Сначала возлюби себя, только потом сможешь возлюбить ближнего. Так и мы сначала учимся любить себя, чтобы потом в полной мере полюбить своих близких. Не наполнив себя самого, нам нечего будет отдавать другим.

Любовь к себе и уверенность в собственных силах поистине считаются синонимами успешности. Люди, которые себя любят, излучают силу и спокойствие. Таким людям хочется подражать. Уверенный человек хорошо ориентируется в жизни и умеет быстро принимать правильные решения. И это не врожденный навык, чувство уверенности можно развить. И для этого вам не потребуются годы тренировок. На тренинге вы получите все необходимые инструменты.

Почему важно любить себя?
Любовь к людям начинается с любви к себе...

Любить себя нужно потому, что нас любит Бог. Бог создал нас по образу своему и подобию. Он вложил в нас себя самого, свою божественную любовь. В каждом из нас горит огонь божественной любви, и задача каждого человека научиться поддерживать и ещё больше раскрывать божественный огонь Любви к себе и ко всем людям.
Если мы научимся любить себя безусловной любовью, какой любит и принимает нас Бог, то мы сможем снять с себя различные маски, ограничивающие программы, негативные убеждения и познать в во всей полноте свою прекрасную Душу, своё прекрасное тело и, как следствие, прекрасную жизнь.
Любить себя важно и нужно – это просто жизненная необходимость, если вы, конечно, хотите по-настоящему быть счастливым и процветающим человеком.
Научившись любить себя, мы научимся любить жизнь.
Не научившись любить себя, мы не сможем по-настоящему полюбить другого человека и построить с ним гармоничные взаимоотношения.
Хочу подчеркнуть, что одного понимания необходимости и важности любви к себе, этого мало. Важно знать, КАК ИМЕННО ЛЮБИТЬ СЕБЯ и начать ЛЮБИТЬ! Что для этого нужно делать?
Для начала – осознать, что Вы с самого рождения достойны любви ПРОСТО ТАК, без всяких условий и причин! Потому что ВЫ – ЕСТЬ! Уже рождены и проявлены в этом теле и в этом мире.
На данном этапе нужно найти в себе силы, желание и способности осознать свои внутренние ценности, а также определить собственные цели и планы в соответствии с ценностями. Повернуться лицом к решению своих собственных потребностей и задач. Осознавая это всякий раз, когда появляется желание заниматься чужими делами или интересами.

Контролируя в полной мере эту ситуацию, Вы найдёте время и силы для того, чтобы заниматься своей собственной жизнью и в полной мере любить себя, ценить себя, реализовывать свои собственные цели и планы, исполнять свои собственные желания в соответствии со своей системой внутренних ценностей.
Вообще, если говорить по существу, любить себя нужно потому, чтобы чувствовать себя по -настоящему счастливым человеком.
Любовь к себе отражает то, как Вы проживаете каждый свой день, какими мыслями себя питаете, я уже не говорю о качестве пищи и продуктов (это само собой разумеется), чем себя одариваете, какими людьми окружаете, в каком месте Вы живёте, какими ценностями наполняете свой внутренний мир, каким делом занимаетесь, какие цели и желания имеете, умеете ли хвалить себя и других людей, принимаете ли других людей такими, какие они есть, без осуждения и т. д.
Помните, знаменитую библейскую фразу: ”Возлюби ближнего своего, как Самого Себя”? Сначала возлюби Себя, только потом сможешь возлюбить ближнего. Так и мы сначала учимся любить себя, чтобы потом в полной мере полюбить своих близких. Не наполнив Себя Самого, нам нечего будет отдавать другим.
Любовь к себе означает понимание и осознание того, что Я и БОГ – это ОДНО целое. А также понимание того, что и все люди со мной – это одно целое.
Если Вы замечаете, что в Вашей жизни мало Вас самих и мало Ваших собственных ценностей, а присутствует много чужого, наносного, это говорит о том, что Вы не интересуетесь собой и не любите себя, что Вы живёте интересами других людей.
И если Вы чувствуете в себе внутреннюю пустоту и ощущение потери и нехватки энергии, это говорит о том, что Вы отказались от себя, что Вы живёте не своей жизнью, а чужой и навязанной.
Часто можно наблюдать, как некоторые люди имеют потребность решать проблемы другого человека, это тоже говорит о нежелании и неспособности заниматься собой и своей собственной жизнью.
Если у Вас появилось какое-нибудь желание, нужно дать ему возможность осуществиться. Это важно! Разрешите себе желать и не оставляйте свои желания нереализованными. Не нужно при этом сетовать на судьбу и обстоятельства, а пробовать самим выполнять конкретные действия и исполнять свои желания, реализовывать цели и планы. Это тоже показатель Вашего отношения к себе и любви к себе.
Предлагаю Вам некоторые высказывания Луизы Хей об отношении к себе, о любви к себе, о том, что такое любовь к себе. Эти высказывания помогут Вам ещё больше научиться любить себя, принимать себя и ценить себя. А значит, помогут Вам сделать свою жизнь и свой мир более счастливее, радостнее, красивее, богаче и изобильнее!
Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему, и дорога к такому состоянию – через прощение. Прощение растворяет обиду.
Любовь к себе не означает себялюбия. Она очищает нас, и мы обретаем способность любить себя настолько, что можем полюбить других.
Для меня любовь - это чувство глубокой признательности.
Возможно, и через 20 лет у вас будут те же причины не любить себя, и вы будете цепляться за них до конца жизни. Именно сегодня - тот день, когда вы можете полюбить себя во всей целостности и без всяких условий!
Никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя критиковать себя.
Силы Вселенной никогда не судят и не критикуют нас. Они принимают нас такими, какие мы есть. А затем автоматически отражают наши убеждения.
Любить себя – значит праздновать сам факт существования своей личности и быть благодарным Богу за подарок жизни.
Мы должны сделать для себя выбор освободить и простить всех без исключения, особенно самих себя. Пусть мы не знаем, как прощать, но надо сильно этого захотеть.
Самоодобрение и самопринятие – ключ к положительным переменам в нашей жизни.
Для того, чтобы изменить другого, нужно прежде всего измениться самому. Нужно изменить ход наших мыслей.
Все наши взаимоотношения с окружающим миром отражают наше отношение к самому себе.
Любовь – не внешнее проявление, она всегда внутри нас!
А жизнь - это путешествие, в котором мы открываем себя.
Для меня просвещение означает погружение в себя и осознание того, каковы мы на самом деле и что мы можем меняться к лучшему, любя себя и заботясь о себе.
Когда я говорю о любви к себе, я имею в виду глубокую признательность за то, какие мы есть. Мы принимаем в себе все: наши маленькие странности, колебания, все то, что не вполне нам удаётся, вместе со всеми нашими прекрасными качествами. Мы с любовью принимаем это все в комплексе. И без всяких условий.
Внутри нас есть сила, способная осуществить эти изменения. Мы можем выбрать любовь так же, как мы выбираем гнев, ненависть или печаль.
Мы можем выбрать любовь. Выбор - всегда за нами.

2 988

Любовь к себе и нарциссизм или эгоизм - совершенно разные вещи. Любовь - это давать и получать, и если вы можете дать достаточно заботы, внимания и сочувствия к себе, скорее всего, вы можете дать это и другим.

Вы, наверное, слышали старую истину о том, что мы не можем любить других, если мы не любим себя. Любовь расцветает, когда мы даем это чувство другим людям, но любовь всегда начинается с “Я”. Мы единственные в ответе за свою жизнь, решения и поступки, поэтому мы просто не имеем права быть невнимательным к себе.

Однако, я никогда не думала о том, почему так важно любить себя, даже если я полностью согласна с высказыванием. Причины, изложенные ниже, показывают что любовь к себе очень важна.

1. Когда вы любите себя каким есть, вы признаете, кто вы есть

Действительно, я прекрасно знаю все свои положительные и отрицательные стороны и я принимаю их. Это не значит, что я удовлетворена всеми моими чертами характера. Любить себя не означает, что вы должны останавливаться на достигнутом.

Любовь к себе помогает вам осознать, что вы единственный человек в своем роде, с вашими уникальными чертами, качествами и возможностями. Это дает огромное чувство . Когда вы признаете, кто вы есть, вам не нужно сравнивать себя с другими. И это самое сильное и вдохновляющее чувство.

2. Это дает вам уверенности

Все мы любим уверенных и харизматичных людей. Это наше внутреннее подсознательное желание и вы ничего не можете сделать. Сострадание - тоже важно, но когда людям нужно с кем-то поговорить, они обычно рассматривают сильного и уверенного в себе человека. Люди, которые любят себя, имеют больше шансов получить лучшую работу, продвижение и больше друзей и поклонников. Я думаю, что это решающая причина, чтобы любить себя.

3. Вы сможете избежать самобичевания

Самобичевание, сожаление и чувство стыда - это худшее, что может испытывать человек. Любить себя, значит быть менее тревожными и депрессивными, а также менее склонным к стрессам и самоистязанию.

4. Когда ты любишь себя, ты выглядишь лучше

Это действительно просто. Вы можете сосредоточиться на ваших сильных сторонах, а не беспокоятся о вашей слабости и несовершенствах. У всех есть недостатки, но большинство людей не заботятся о них.

5. Когда вы любите себя, мир вокруг вас меняется

Когда мы влюбляемся, все вокруг нас становится более красивым и привлекательным. Любовь к себе не является исключением. Это позволяет смотреть на вещи, людей и жизнь с другой точки зрения, с лучшей перспективыу. Но самое главное, что все эти изменения - это только ваше восприятие. Таким образом вы можете выбрать, будете ли вы любить себя и этот мир или нет.

Я стараюсь ограждать себя от общения с неприятными людьми

Куда подевалась сейчас эта восторженность, сказать трудно. Я даже не могу вспомнить, испарилась ли она вся разом или вытекала из меня постепенно, когда я оказалась в состоянии осознать, что дворник – это низкооплачиваемая, непрестижная и потому презираемая в обществе профессия, а сосед, хотя и добрейшей души человек, но хронический алкоголик, и держаться от него лучше подальше. Позднее я ловила себя на мысли о том, что, если бы мой мозг был устроен по типу компьютера, то в нем обязательно была бы своя «корзина» – в нее автоматически попадали бы люди, чей неопрятный внешний вид, вызывающее поведение, да и весь образ жизни как таковой мне неприятны.

Вообще-то, я до сих пор стараюсь ограждать себя от общения с такими людьми. На улице с бешеной скоростью в «корзину» летят матерящиеся у подъезда личности с банками пива, крикливые старухи и попрошайки, клянчащие «копеечку» на опохмел, на работе к ним добавляются сослуживцы, с которыми я не нахожу общего языка, и самодур-начальник. И кажется, что это так просто – перестать звонить родственникам, которым вечно что-нибудь от тебя надо, пройти мимо калеки или нищего, вздрогнув от отвращения, а то и бросив что-нибудь обидное ему вслед… Да и зачем подавлять в себе чувства презрения и собственного превосходства, пусть только мелькнувшие где-то в глубине души, при взгляде на бедного, некрасивого, глупого, больного? Злорадствовать над другими невежливо и некрасиво – так нас воспитывали, по крайней мере, меня. Но что такого страшного в том, чтобы злорадствовать про себя, не высказывая своих мыслей вслух?

Наверное, ничего, если забыть об основной библейской заповеди, предписывающей возлюбить ближнего своего как самого себя. Вот только как следовать этой заповеди в современной жизни, и стоит ли следовать ей вообще? Осознанно или автоматически мы формируем привязанности и терпимость к родственникам и друзьям, а в отношениях с незнакомыми людьми руководствуемся скорее нормами, заложенными в нас воспитанием. Уступить место в троллейбусе незнакомой бабуле, помочь женщине с коляской – это всего лишь заученные, многократно отрепетированные модели поведения человека в социуме, отнюдь не являющиеся доказательством его любви к ближним.

Большинство людей, с которыми я общаюсь, живут в постоянном страхе того, что их обманут. Все, начиная от правительства и заканчивая продавцами на рынке, по их мнению, заинтересованы только в том, чтобы усложнить им существование. Однако как объяснить озлобленному на всех и вся человеку, что нахамивший ему с утра «газелист» сделал это не от хорошей жизни и на самом деле тоже нуждается в понимании и любви? И это еще самый невинный пример. Сложнее примерить собственное сострадание на преступника или же человека, которого, казалось бы, просто невозможно простить.

Екатерина Вельт

Запустите “антивирусник”

Это и будет вашим проявлением любви к себе

Да, в детстве всех любить – легко: дети не только чисты душой, они пребывают в блаженном неведении. Они не знают о том, как достаются взрослым деньги; им неведомы заботы и беспокойство о том, как прокормить семью. Они еще не столкнулись с суровой, жестокой реальностью жизни. Они не ведают того, сколько зла творится в мире. Обычно, если они сталкиваются с чем-то неприятным, находящимся за пределами их понимания, они отстраняются от этого, «сбрасывают» это из сознания…

Но мы – взрослые люди, мы не можем постоянно пребывать в детстве. Мы неизбежно взрослеем, и постепенно осознаем окружающий нас мир. Восторженность – «розовые очки», через которые мы в детстве смотрим на мир, – постепенно исчезает. И очень важно, чтобы на ее место пришли не разочарование, не холодное равнодушие к миру и людям, не злоба и презрение, а любовь. Любовь открытая, взрослая и осознанная.

Как закаляется любовь

Детская восторженность и любовь – это разные вещи. Настоящая любовь – всегда жертвенная, всегда страдающая. Настоящая любовь – это та, которая прошла испытание на крепость. Преподобный Марк Подвижник пишет, что «истинная любовь искушается противностями». Какими такими «противностями»? Скорбями и искушениями. Восторженная детская любовь – любовь несовершенная, неискушенная, не прошедшая еще испытание скорбями, человеческой злобой и ненавистью; не столкнувшаяся еще с горем и болью других.

Легко любить в детстве, сложнее – когда мы оказываемся «в состоянии осознать». Христос заповедал нам любить всех: и «беленьких», и «черненьких». Если я избегаю общения с дворниками, пьяницами и бомжами, если мне неприятен чей-то «неопрятный внешний вид», если я «выбрасываю» их в «корзину» – это значит, что я серьезно болен. И название этой болезни – гордость, высокомерие, презрение. Это значит, что я, сознательно или бессознательно, считаю себя во всех отношениях превосходящим людей перечисленных выше «категорий»; считаю себя чистеньким и боюсь измарать свои нежные белые ручки о засаленную, пропахшую табаком и мочой одежду ближнего. Или просто пытаюсь играть в прятки с реальностью: что мне приятно – принимаю, что неприятно – отвергаю, выбрасываю, закрываю на это глаза.

Другое дело – личная безопасность, личная гигиена души. Крайне необходимо, особенно находясь на улице, ограждать свой слух, свое зрение от всего, что может навредить душе, подтолкнуть нас к греху. Мы не в состоянии остановить лавину вредной для души информации, обрушивающуюся на нас вне нашего дома, в том числе и со стороны некоторых людей. И мы должны пребывать в постоянном духовном напряжении, удерживая свои чувства от следования за греховным и вредоносным – от всего того, что может лишить нас душевного мира. Но, ограждая свою душу от тлетворного воздействия на нее таких людей, надо не переставать любить самих людей. Да-да, тех самых людей, от пагубного влияния которых на себя мы всеми силами стараемся себя оградить. Ненавидеть грех и ограждать себя от него, но любить самих людей.

В поисках радости

Что касается «заученных, многократно отрепетированных моделей поведения человека в социуме, отнюдь не являющихся доказательством его любви к ближним», то святые отцы говорят: «Не имеешь любви – совершай дела любви, и, рано или поздно, в твоем сердце появится и сама любовь. На практике этот совет осуществляется следующим образом: если в автобусе рядом с тобой стоит пожилая женщина, и ты не испытываешь ни малейшего желания уступать ей место, сделай это «через не хочу». Подумай о том, как ей тяжело стоять, как у нее болят ноги, как она будет благодарна за то, что кто-то испытывает к ней сострадание. Делай так постоянно, независимо от твоего желания, и ты увидишь, как сердце теплеет; как человек, которому ты помогаешь, постепенно перестает быть для тебя чужим, становится тем самым ближним, о котором говорится в Евангелии, то есть своим.

Да, вы правы: нельзя любить ближнего, не полюбив себя. Но что значит «любить себя»? С мирской точки зрения любить себя – значит все делать для себя: жить для себя, удовольствия получать для себя, даже любить – для себя. Но такая любовь к себе никогда не наполняет душу светлой радостью. Не допускать в свою душу грех и страсть, бороться с ними, как борется воин, – это и есть любовь к себе правильная. Это любовь к своей душе, забота о ней. И такой любви необходимо учиться.

Попробуйте запустить в своем «компьютере» «антивирусник» из трех составляющих: молитва, самоосуждение и самоукорение. Когда обнаружите вирус, отправьте его на исповедь. Это и будет проявлением вашей любви к себе.

Иеромонах Петр (Бородулин)

Отказаться от презрения

Не стоит отворачиваться от тех, на чьем месте можем быть мы сами

Закрывать глаза на то, что тебе неприятно, что доставляет дискомфорт, – это малодушие. Давайте скажем об этом прямо. Чтобы видеть людей и реальность такой, какая она есть, нужно иметь мужество, а мужество в себе надо воспитывать.

Какие аргументы есть в пользу именно такого, мужественного отношения к миру? Во-первых, в противном случае мы себя просто обманываем, а это, как известно, дело неблагодарное. Во-вторых, то, отчего мы так презрительно отворачиваемся, рано или поздно может войти и в нашу жизнь, коснуться лично нас, а мы к этому окажемся не готовы. Ведь на месте того самого бомжа или попрошайки, клянчащего «копеечку», о котором пишет Катя, может, не дай Бог, оказаться кто-то из наших близких – тех, кого мы действительно любим. А такое вполне может быть, от этого ни один человек на земле совершенно не застрахован. Как тогда мы поступим? Станем ли презирать и брезгливо отворачиваться в сторону?

Преодолевая надменность

Если мы и живем более или менее благополучно в социуме и не являемся «отверженными», не страдаем пагубной привычкой или болезнью, не потеряли жилье из-за чьих-либо махинаций или злобы родных, то не только потому, что мы сами по себе такие замечательные и здравомыслящие. Но и по милости Божией, которая до времени ограждает нас от таких серьезных бед. Лично для меня память об этом всегда является хорошим «антивирусником» к чувству брезгливости и надменности по отношению к другим людям.

Да, и бомж, и алкоголик, и «матерящиеся у подъезда личности» – это люди, которые серьезно больны, чья душа искажена, изломана греховными навыками и привычками, подпитанными дурной средой. Но с точки зрения христианской аскетики высокомерие и малодушие – болезни ничуть не менее серьезные, чем алкоголизм и привычка к нецензурной брани, и ничуть не менее трудноизлечимые, просто в силу своего внутреннего характера менее заметные для окружающих. Кто сказал, что люди, себя потерявшие, Богу менее дороги и ценны, чем успешный журналист с высшим образованием? Думаете, Господу приятно видеть нас такими гордыми и надменными? Ведь Он от нас совсем не этого ждет. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…»(Мф. 11:29), – говорит Христос в Евангелии. Но мы-то не кроткие и не смиренные. И если Бог нас терпит такими, настолько далекими от Его заповеди, какое право мы имеем кого-то презирать?

Автор вопроса говорила о детях и детском восприятии окружающих. Так вот мне кажется, что дети в этом смысле ближе к Богу. Они еще не знают, что бомж – это «асоциальный элемент», и должен презираться. У них нет многих из тех стереотипов, которыми так богаты взрослые…

Разобраться в себе

Отвечая на вопрос, отец Петр говорил о необходимости ограждать себя от вредной информации, которая обрушивается на нас вне дома.

И тут нужно разобраться, почему мы «выбрасываем в корзину» неприятных нам личностей: потому что любим все приятное, а к неприятному испытываем брезгливость или потому что пытаемся оградить свою душу от вредного влияния? Если второе, то это, быть может, не так плохо, если первое – с этим нужно срочно что-то делать. Чувство брезгливости к человеку, любому человеку, даже падшему, даже находящемуся на социальном дне, – большая ошибка.

Вы спрашиваете: «Зачем подавлять в себе чувства презрения и собственного превосходства, пусть только мелькнувшие где-то в глубине души, при взгляде на бедного, некрасивого, глупого, больного? Что такого страшного в том, чтобы злорадствовать про себя, не высказывая своих мыслей вслух?». Есть ощущение, что вопрос этот провокационный. Думается, автор письма и сама прекрасно знает, что «такого страшного» в презрении, чувстве собственного превосходства и тем паче – злорадстве. Это чувства разрушительные, недостойные того, чтобы жить в душе, созданной по образу и подобию Божьему. Достаточно взглянуть внимательно на свою душу в момент, когда испытываешь описанные чувства, и увидишь, что даже утаенное злорадство вредит душе ничуть не меньше, чем выраженное вслух. Так что дело вовсе не в приличиях – это вещи по отношению к нашей душе внешние. Дело в том, что реально происходит с нашей душой, а это то, что скрыто от внешних глаз. Это только между нами и Богом.

Что до социальной модели отношений «уступи бабушке место», о которой вы говорите, она не так формальна, как кажется. Она возникла не только как способ самосохранения общества, в ней изначально заложена необходимость именно любви, ведь общество наше тоже построено на христианских принципах, мы просто не всегда это понимаем. В конце концов, это всегда дело нашего свободного выбора: творить добро с холодным сердцем, просто потому, что «так надо», или сердце к этому прикладывать.

Между жизнью и… чем-то другим

Фактически все письмо сводится к нескольким вопросам, самый главный из которых, если попытаться его четко сформулировать, звучит примерно так: «А точно ли стоит любить ближнего? Действительно ли это так необходимо, или может Христос ошибся, когда нам эту заповедь давал? Может, можно от нее как-то избавиться, убежать и жить в свое удовольствие?».

Вопрос о любви к ближнему – очень важный и совсем не праздный. Это один из центральных вопросов Евангелия. И видно, что Кате он не дает покоя, если только она по-журналистски не притворяется! Из Катиного письма у меня сложилось впечатление, что она бы и рада с этой заповедью не считаться, но, даже будучи человеком далеким от Церкви, игнорировать ее до конца все же не может. Это лишний раз свидетельствует в пользу важности этой заповеди для каждой человеческой души, для нашей совести. И, конечно же, следовать ей совершенно необходимо, если только мы не хотим отдалиться от Бога на расстояние, не совместимое с жизнью.

Бог есть любовь. Мы настолько привыкли к этому тезису, что совершенно не осознаем порой его практическую значимость. Если Господь есть любовь и Он же есть источник жизни, то, любя людей и вообще все созданное Богом, мы умножаем в себе жизнь, умножаем в себе счастье, мы приближаемся к Богу, мы становимся теми, кем и были задуманы Богом, то есть спасаемся. Отвергая любовь, обращая ее в ненависть, презрение и равнодушие, мы, сами того не замечая, погружаемся в смерть, в темноту, от Бога отдаляемся. А жизнь и смерть – это прежде всего категории духовные и уж затем физические.

Помните «Мертвые души» Гоголя? Ведь там речь идет не только о физическом, но и о духовном омертвении. Описанные им персонажи физически вроде бы живы, но внутри давно умерли. В этом весь парадокс! Мы так порой привыкаем к омертвению наших душ, что даже не замечаем своего бедственного положения. А понять вот эту разницу между жизнью и смертью в себе можно, живя внимательной духовной жизнью. И человек, которого принято называть ближним, не зависимо от его близости и приятности нам, является той лакмусовой бумажкой, которая лучше всего отражает состояние нашей души. Если мы внимательны к людям, отзывчивы, неэгоистичны, ненадменны, если их трудности и болезни ранят наше сердце, а недостатки не раздражают, если мы терпеливы к их немощам и жалеем не только «своих», но и «чужих» – значит, мы идем по пути, который указал нам Христос.

Невозможное – возможно!

«Но как это реализовать на практике? Возможно ли это, особенно в нашей современной жизни?» – спрашиваете вы. Но, наверное, и сами знаете, что пресловутая «современная жизнь» с точки зрения возможности любить ничем особенным не отличается от жизни несовременной. Да, потребительское сознание и культ удовольствий, которые пропагандируют массовая культура и рынок, несколько осложняют эту задачу. Но в целом любить ближнего было трудно всегда: и в Средние века, и в XXI веке. Стоит только попробовать полюбить, и ты видишь, как все твои усилия разбиваются о твою же собственную немощь и страстность, о твою ветхую природу.

Но святые отцы говорят, что невозможное человеку возможно Богу.

Бог помогает человеку подвизающемуся, подает Свою помощь через Таинства исповеди и причастия. И то, что казалось невозможным, становится вдруг выполнимым. Потому мой вам совет: чем рассуждать о любви абстрактно на страницах газеты, попробуйте прибегнуть к этим Таинствам, начните жить церковной жизнью, и вы сами все увидите.

Да, вы правы: люди живут в страхе, они не верят друг другу, бояться обмана, вообще боятся жизни как таковой. Все это – от отсутствия веры в Бога и доверия Богу. Вы спрашиваете: «Как объяснить?». Но лично у нас нет никакой необходимости объяснять раздраженному пассажиру, что не стоит обижаться на «нахамившего газелиста». Давайте прежде сами научимся не обижаться и проявлять любовь к тем, кто нам хамит, а уж затем попробуем объяснить это другим. И уж тем более не надо пытаться примерять свое сострадание на преступника, тем более абстрактного. Не лучше ли сначала примерить его на вполне реальных, знакомых нам людей, того же пьющего дядю-соседа или самодура-начальника? Тем более что и пьянство, и самодурство – еще не преступление…

Газета «Саратовская панорама» № 4 (932)