Биографии Характеристики Анализ

Творческая работа "лучше нет родного края". Стихотворения о родине

Тема: П. Воронько. Лучше нет родного края

Цель: расширять знания учащихся; развивать память, логическое мышление, связную речь; расширять словарный запас учащихся; совершенствовать умение учащихся читать звуковые схемы слов; воспитывать патриотизм, любовь к Родине, понимание её значимости для каждого человека.

Оборудование: символы Украины, слайды с изображением родного города, аудиозаписи.

Тип урока: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Скажите, что изображено на этих картинках? (Герб, флаг Украины)

А как можно сказать одним словом? (Символы)

А какой ещё символ вы знаете? (Гимн)

Как называется наше государство?

Какие города Украины вам известны? (Иллюстрации - на доске.)

Какие самые большие реки текут в нашем краю?

Назовите столицу нашего государства.

Расскажите о своём маленьком родном уголке: где вы живёте? Куда ходите в школу? Где отдыхаете?

Чем вам дорог родной край?

III. Сообщение темы и задач урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о нашей Родине, послушаем много стихотворений, некоторые из них выучим.

IV. Мотивация учебной деятельности учащихся

Послушайте стихотворение Е. Трутневой.

Всё для тебя в родном краю!

Ты всех счастливее на свете!

В садах скворцы тебе поют,

С тобою дружит тёплый ветер,

Тебя в стране любимой ждут

Походы, игры и науки,

И каждый шаг твой берегут

Её заботливые руки.

Много стихотворений и песен написано об Отчизне, о родном крае. Поэты воспевали красоту Родины в своих произведениях. И с некоторыми из них мы познакомимся сегодня на уроке.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Родина - это то место, где человек родился, где сказал первое слово, сделал первый шаг. И куда бы не забросила его судьба, Родина обязательно будет светить далёким огоньком.

Учащиеся учат стихотворение П. Воронько наизусть.

ЛУЧШЕ НЕТ РОДНОГО КРАЯ

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья-ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал, он, пролетая:

Лучше нет родного края!

- «Моя земля, мой край, моя любимая страна»,- говорит каждый человек о своей Родине, своей Отчизне.

Работа с пословицами и поговорками

Народ сложил много пословиц и поговорок о своей Родине.

Своя земля и в горести мила.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

На чужой стороне и весна не красна.

Где кто родится, там и пригодится.

Как вы понимаете эти пословицы?

Итог урока

О чём мы говорили сегодня на уроке?

Какие стихотворения выучили?

Какую легенду прослушали?

За что вы любите свою Родину?

Любовь Францева
Конспект занятия по художественной литературе в старшей группе «Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия по художественной литературе в старшей группе комбинированной направленности по теме: Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края»

Интеграция:

Познание. Коммуникация. Здоровье. Чтение художественной литературы.

Материалы и оборудование:

картинки с гербом России, флаг, иллюстрации с Москвой, Жигулевском, картинка с журавлем, карта России.

Цель:

уточнение и закрепление у детей представлений о Родине, о родном крае.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей родине – России и родному краю;

Воспитывать бережное отношение к птицам и к проявлению заботы о них.

Развивающие:

Уточнять и активизировать словарь по теме: «Наша Родина – Россия», «Наш край родной»;

Развивать внимание, активную мыслительную деятельность, активизировать словарь.

Обучающие:

Знать герб, флаг, президента России, столицу нашей Родины;

Знать о том, что такое Родина, малая родина;

Знать перелетных птиц;

Понимать смысл пословиц.

Познание.

Закрепить и уточнить знания детей о родном городе, о России, о перелетных птицах, о любви к родному краю;

Развивать находчивость и сообразительность.

Коммуникация.

Обогащать словарь по теме: «Наша родина – Россия», «Наш край родной»;

Упражнять в подборе прилагательных;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы осмысленно, полным предложением;

Воспитывать умение слушать друг друга.

Здоровье.

Укреплять мышцы туловища и конечностей.

Формировать правильную осанку.

Чтение художественной литературы.

Совершенствовать умение определять жанр литературного произведения;

Формировать выразительность речи;

Закрепить умение понимать смысл пословиц.

Ход занятия.

1. - Ребята, отгадайте загадку:

Здесь родился и живешь

Уезжаешь – скучаешь,

Как зовут это место,

Ты знаешь? /Родина/

Как вы думаете, что такое Родина?

Родина – это место, где человек родился и живет, где живут близкие и родные люди, где его дом.

Как называется наша страна? /Россия/

Рассматривание карты России, российского флага, герба, герба г. Жигулевск.

Главный город России? /Москва/

Как называется наш город? /Жигулевск/

2. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Улицы Жигулевска – широкие, многолюдные, красивые.

Дома – многоэтажные, высокие, удобные.

Детские сады – светлые, просторные, интересные.

Москва – прекрасная, гостеприимная, большая, красивая, интересная.

Москва – столица нашей родины России.

Город большой и очень красивый. Москву называют матушкой России.

3. Чтение стихотворения воспитателем:

Жура – жура - журавель!

Облетел он сто земель

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

К кому обратился поэт в стихотворении? /к журавлю/

Как он его называет? /жура – жура – журавель/

Показ детям картинки журавля.

О чем спросили журавля?

Что он ответил?

Как долго он летал? /облетел он сто земель/

Что с ним случилось? /крылья, ноги натрудил/

Как вы понимаете это выражение? /утомился, вдоволь натрудился/

4. Физминутка.

«Едем, едем, долго едем

Очень длинен этот путь /ходьба на месте/

Скоро до Москвы доедем.

Там мы сможем отдохнуть / приседание/

Тук – тук – тук

Кто там проверь!

Открывай пошире дверь

«Здравствуй, друг дорогой

Приходи ко мне домой».

5. Чтение стихотворения еще раз воспитателем.

Чтение стихотворения детьми.

Словесная дидактическая игра «Кто скажет иначе?» /с мячом в кругу/

Соленое – сладкое;

День – ночь;

Длинная – короткая;

Высокое – низкое;

Широкая дорога – узкая.

6. Пословицы.

На родной стороне – и камушек знаком.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

В гостях хорошо – а дома лучше.

На чужой стороне и весна не красна.

7. Итог.

Как сказал журавель последние слова стихотворения?

Словарные слова: герб, гимн, президент, флаг.

Публикации по теме:

Конспект игры-занятия познавательного цикла в старшей группе «Лучше нет родного края» Програмное содержание: - воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за нашу страну – Россию; - расширять и систематизировать знания.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Лучше нет родного края!» Цель: формировать нравственно-патриотические качества дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного города. Задачи:.

Тема: Заучивание потешки «Кисонька- мурысонька». Цель: Знакомство с устным народным творчеством. Формирование интереса и потребности в чтении.

Конспект организации НОД «Заучивание стихотворения «Пирог» П. Воронько в группе с детьми с 4 до 5 лет Конспект занятия по организации НОД в группе 4 до 5 лет «Заучивание стихотворения Воронько «Пирог». Задачи. Учить детей внимательно слушать.

Конспект по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения С. Я. Маршака «Февраль» Программные задачи: Формировать умение у детей запоминать короткие стихотворения Развивать наблюдательность, внимание, память Воспитать.

Конспект занятия по худ. литературе «Заучивание стихотворения Е. Благининой «Огонек»» во второй младшей группе Технологическая карта организованной учебной деятельностиОбразовательная область: Социум Раздел: Художественная литература Тема: Заучивание.

6-7 лет по программе «От рождения до школы»

(по выбору воспитателя)

Содержание

    Я. Аким. «Апрель»

    П. Воронько. «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршак

    Е. Благинина «Шинель»

    Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»

    С. Есенин. «Берёза»

    С. Маршак. «Тает месяц молодой…»

    Э. Мошковская. «Добежали до вечера»

    В. Орлов. «Ты лети к нам, скворушка»

    А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» (из романа «Евгений Онегин»)

    Н. Рубцов. «Про зайца»

    И. Суриков. «Зима»

    П. Соловьева «Подснежник»

    Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

», пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

обнажалась,

Ложился на поля туман,

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Я. Аким «Апрель »

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!» - Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба…

П. Воронько «Лучше нет родного края », пер. с укр. С. Маршака

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, отходил,

Крылья, ноги натрудил

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Н. Гарнет, Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог»

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе (позвал),

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый (пирог).

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости (не идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек (откусил).

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту (съел).

Когда же гости подошли

То даже крошек (не нашли)

Е.Благинина «Шинель»

Почему ты шинель

Бережешь? –

Я у папы спросила, -

Почему не порвешь,

Не сожжешь? –

Я у папы спросила.

Ведь она и грязна и стара,

Приглядись-ка получше,

На спине, вон какая дыра,

Приглядись-ка получше!

Потому я её берегу,-

Отвечает мне папа, -

Потому не порву, не сожгу, -

Отвечает мне папа, -

Потому мне она дорога,

Что вот в этой шинели

Мы ходили, дружок,

На врага

И его одолели!

П. Соловьева «Подснежник»

В лесу, где березки

Столпились гурьбой,

Подснежника глянул

Глазок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку,

Потом потянулся их всех

Своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода

Тепла и ясна,

Скажите, ведь, правда, что

Это весна?»

С. Маршак «Вот тает месяц молодой…»

Вот тает месяц молодой,

Гаснут звезды чередой.

Из распахнутых ворот

Солнце красное идет.

Солнце за руку ведет

Новый день и Новый год!

С. Есенин «Береза»

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Э. Мошковская «Добежали до вечера»

Мы бежали и спешили,

Потому что быстро жили!

Мы бежали, и скакали,

И с утра не отдыхали,

И поели

На бегу,

И попили

На скаку,

Запыхались,

Спотыкались,

Утомились, удивлялись:

Добежали мы до ВЕЧЕРА,

В небе звездочка зажглась,

Надо жить

Не торопясь…

В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…»

Ты лети к нам, скворушка,

Принеси нам солнышко!

Разбуди весну скорей

Звонкой песенкой своей.

Ты лети к нам, скворушка,

Шелковое перышко,

На березе новый дом

Ждет тебя в краю родном

А. Пушкин «Уж небо осенью дышало… (из «Евгения Онегина»)

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень с печальным шумом

обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван тянулся к югу:

приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Н. Рубцов «Про зайца »

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из леса шел домой –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

И еще, наверно, долго,

Притаившись в тишине,

Думал где-нибудь под ёлкой

О себе и обо мне.

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

И. Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая,

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Заучивание стихотворения П.Н. Воронько «Лучше нет родного края»»

Задачи:

  1. Образовательные:

Помочь детям запомнить стихотворение

2. Развивающие:

Развивать слуховое внимание

Развивать память

3. Воспитательные:

Формировать положительное отношение к родному краю

Словарная работа: активизировать: Жура – жура - журавель, облетел, обходил и т.д.

ввести: натрудил

Методы и приемы: вводная часть:

Приход сказочного персонажа

Вопросы

основная часть:

Выразительное чтение стихотворения

Пауза

Беседа

Индивидуальные указания

Повторное чтение

Чтение стихотворения детьми

заключительная часть:

Анализ выразительности чтения стихотворения детьми

– рисование на тему «Мой родной край»

Материал и оборудование: игрушка –журавль, портерет поэта Воронько Платона, лист бумаги, цветные карандаши на каждого ребенка.

Предварительная работа: - знакомство детей с журавлем (рассказ воспитателя о том, что в старину журавля ласково называли «журой»; показ картин с изображением журавля; беседа)

Рассказ воспитателя о родном крае – Чувашской республике

Беседа с детьми на тему «Мой родной край»

Индивидуальная работа: активизировать диалогическую речь у Саши П. в процессе ответов на вопросы.

Ход занятия:

стук в дверь.

Воспитатель (В): ребята, вы слышали, что кто-то постучался? Сейчас откроем дверь и посмотрим кто там.

Воспитатель подходит к двери, берет в руки игрушку журавля и заходит обратно в групповую комнату.

(В): узнаете? Кто это?

Дети (Д): журавль

(В): верно, журавль. Поздоровайтесь с ним.

(Д): здравствуйте!

Журавль (Ж): здравствуйте, ребята! Какие вы все дружные! Я, журавль, лечу из очень далекой – далекой страны к себе на Родину, а к вам зашел передохнуть. Осенью, когда начались холода, пришлось мне перебираться из моего любимого края в чужую страну, где были совсем другие деревья, люди и животные. Сейчас, когда наступила весна, кругом все потеплело, я наконец-то могу возвратиться к себе домой, в свое родное гнездо. Скажите, а у вас есть свой родной край?

(Д): да.

(Ж): где же находится ваш родной край?

(Д): в Чувашской республике

(Ж): а что относится к вашему родному краю?

(Д): - села

Города

Леса

Поля

Луга

(В): верно, ребята говорят: к нашему родному краю относятся все деревни, села, города, леса, поля, луга, овраги и т.д., которые находятся в Чувашской республике. Журавль, а где находится твой родной край?

(Ж): мой родной край, ребята, тоже находится в Чувашской республике. Я очень рад тому, что родился здесь! Однажды вечером на закате дня, когда солнышко закатывалось за гору спать и я вновь увидел нашу природу во всей красе, один уже немолодой человек, украинский поэт, которого звали Воронько Платон, спросил меня: «Где же лучшая земля?» (воспитатель обращает внимание детей на портрет поэта). Недолго думая, я ответил, что нет ничего лучше родного края. Вы не представляете, как он был рад моему ответу, что тут же сочинил стихотворение и прочитал его мне. Называется оно – «Лучше нет родного края». Хотите я прочту его?

(Д): да

(Ж): Лучше нет родного края.

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Маленькая пауза (в течение 10 – 15 сек).

(В): ребята, вам понравилось стихотворение?

(Д): да.

(В): мне тоже понравилось стихотворение, которое прочитал журавль. А почему Платон Воронько написал это стихотворение, любовь к чему побудила его написать такие строчки?

(Д): любовь к родному краю

Саша П.: хорошо, с любовью

(В): верно, с любовью, лаской. Ребята, вы согласны? А по каким словам в стихотворение можно понять, что автор относится с нежностью и лаской к журавлю?

(Д): Жура-жура-журавель

(В): ответьте хором на мой вопрос: жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

(Д): Жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Катя, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Катя Д.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(В): Дима, жура-жура-журавель, облетел он сто земель?

Дима Ю.: жура-жура-журавель, облетел он сто земель.

(Ж): что я сделал?

(Д): облетел, обходил

(В): правильно. Журавль сто земель облетел, обходил, крылья, ноги натрудил. Знаете ли вы, что означает слово «натрудил»?

Дети молчат

(Ж): крылья, ноги натрудил – значит утомился от продолжительной, долгой ходьбы, работы крыльями

(В): Облетел, обходил. Крылья, ноги что сделал?

(Д): натрудил

(В): о чем же мы спросили журавля?

(Д): где же лучшая земля?

(В): а теперь скажите целым предложением.

(Д): Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): молодцы! Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?». Что же отвечал он, пролетая?

(Д): отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(Д): нет

(Д): - когда журавлю задают вопросы

Когда журавль отвечает на вопросы автора стихотворения

Лена Д.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Юра И.: Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

(В): правильно. Юра прочел вопрос очень выразительно. А как же нужно читать ответ журавля?

(Д): - с гордостью

С достоинством

Радостно

(Ж): Правильно, последнюю фразу журавля в стихотворение нужно читать с достоинством, радостью, громко, потому что я горжусь тем, что у меня такой замечательный, великолепный родной край! Прочитайте, пожалуйста, мне эти строчки выразительно.

(В): Юля, прочитай выразительно: «Отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

Юля Э.: отвечал он, пролетая: «Лучше нет родного края!»

(В): Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение еще раз, после чего вы расскажете мне его сами.

Педагог заново читает выразительно стихотворение.

(Ж): Маша, расскажи мне стихотворение, которое только что прочитала стихотворение.

Маша Д. читает стихотворение.

(Ж): умничка, Маша. Все правильно вспомнила, ни одно слово не перепутала и не пропустила. Только нужно было рассказывать стихотворение чуть медленнее и уменьшить силу голоса. Но я знаю, в следующий раз у тебя получится еще лучше.

Педагог совместно с другими детьми прослушивает еще 2 – 3 детей.

(В): Хорошо запомнили стихотворение. А теперь ответьте еще раз: вы любите свой родной край?

(Д): да!

(В): тогда давайте нарисуем все рисунки на тему «Мой родной край» и подарим их на память нашему Жура-жура-журавлю, чтобы он всегда нас помнил. Нарисуем?

(Д): да!

(В): тогда берем все листочки бумаги, карандаши и рисуем все, что вы любите в своем родном крае, лес, луг с цветочками и травкой, город, дома, реки – все – все, что вы хотите.

Дети берут бумагу, карандаши, начинают рисовать. В процессе рисования журавль ходит между ними, одобряет их рисунки. Когда все закончат, дети по очереди начинают дарить свои рисунки журавлю. Тот в свою очередь благодарит их, обещает прилететь к ним еще раз в гости.


Скворцова Полина

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение-рассуждение «Лучше нет родного края»

Скворцова Полина,

13 лет, МБОУ «Килемарская СОШ»

Учитель Петухова М.Н.

Лучше нет родного края!

Родной край – понятие очень широкое, необъятное. Когда начинаешь думать о своих родных местах, то сразу вспоминаешь тот уголок, где ты родился, где любил проводить свободное время с друзьями, вспоминаешь что-то из самого раннего детства.

Для меня родные места – это самое дорогое, что может быть у человека. Это люди, которые живут в нашем крае, земля, история возникновения села, в котором я живу. Весной я люблю любоваться лесом, который просыпается после долгого зимнего сна красиво и грациозно, люблю наблюдать за деревьями, на которых начинают набухать почки и потом звонко трескаются, превращаясь в клейкие маленькие листочки.

Родной край – это еще и родная история, это моя жизнь, неразрывно связанная с ним. Родилась я в Килемарском районе, в селе Кумья – такое необычное название, напоминающее старинные отношения уважающих друг друга кумовьев. Село это довольно старое, история его возникновения восходит аж ко второй половине 18 века. В Кумье есть школа, которая для меня явилась первой моей школой и поэтому для меня она – самая родная. Школа была основана по решению местного земства в 1870 году и с этого момента ведет отсчет своей неутомимой жизни по сегодняшний день. Открыта она была на средства местного земства. Вначале она располагалась в двухэтажном доме, недалеко от Покровской церкви, и содержалась за счет местного земства. Немного позднее было построено отдельное здание школы, где стали обучаться дети села и близлежащих деревень. Позднее к школе сделали пристрой, благодаря ему стало возможным и проживание в ней детей, которые жили в окрестных деревнях за несколько километров от села Кумья. Это так называемый интернат для учащихся, который в настоящее время уже не работает, а многие дети уезжают учиться в районный центр – в Килемарскую школу. Я тоже учусь в Килемарской школе, такое решение приняли мои родители, но очень скучаю по родным стареньким деревянным стенам Кумьинской школы, где каждое бревнышко, оббитое ветрами и дождями, помнит столько детских тайн, в том числе и моих, что в этом с ней не сможет сравниться никакая другая школа.

А еще мое родное село знаменито старой деревянной церковью, которая никогда не остается без внимания любого приезжающего в Кумью. Это церковь Покрова Пресвятой Богородицы, возведенная в 1866 году. Как говорят старожилы села, строилась она, в основном, на средства прихожан. Это красивое деревянной здание с одной колокольней, внутри храма и по сей день можно разглядеть уже ставшие чуть заметными фрески под куполом. В храме был трехъярусный иконостас, украшенный резьбой. Закрыта церковь была по указу Президиума Верховного Совета в 1941 году. По сей день кресты на куполах нашего храма еще держатся, только обиженно покосились стены храма, ставшего никому не нужным. Многие кумьинцы, кто уже давно уехал из родных мест, вспоминают об этой церкви, у кого-то даже были идеи восстановить ее, однако, видимо, слишком большие средства необходимы для ее восстановления, поэтому сегодня жалко смотреть на то, как она потихоньку перестает быть украшением нашего села.

Не менее интересным для нас в юном возрасте, да и для гостей села всегда считался старинный дом купца Яшина. Это большой деревянный дом, со всех сторон украшенный изящной резьбой по дереву. Он и сегодня еще крепок, поскольку приобрел хозяина, который не только хорошенько подправил его со всех сторон, но и покрасил замысловатые наличники, даже современный забор поставил вокруг него. В советские времена в этом доме была участковая больница, благо позволяло количество комнат в нем использовать их под больничные палаты, даже родильное отделение когда-то было, как свидетельствуют рассказы бабушек. Сейчас этот дом стоит в одиночестве, окна его заколочены от случайных хулиганов, а хозяин наезжает редко и только в теплое время года, поэтому можно подумать, что дом тоже стал заброшенным.

Человек, который живет в деревне, запоминает буквально все, что его окружает: реки, озера, леса, закаты, рассветы. В каком бы месте нашей огромной земли ни был человек, свой родной край он не сможет забыть никогда. И у каждого в родном краю есть места, где он любит бывать наедине с собой или с друзьями. У меня тоже есть такое местечко, где я люблю бывать летом одна или с друзьями. Это красивое местечко в лесу, недалеко от дома, где протекает небольшая, но красивая река Рутка. Тропинка, ведущая от дороги к месту, где мы любим отдыхать, не простая, в начале своего пути она зарастает летом высокой травой, а далее, по сторонам от тропинки, в некоторых местах растут небольшие пушистые елочки. И когда проходишь мимо них, колючие еловые лапки слегка царапают тебя, как бы напоминая о том, что я уже давно здесь не была. А когда доходишь до любимого места, взору открывается светлая большая поляна, слева от нее растут деревья и кустарники, между деревьями прячется дорога, по которой тоже можно добраться до этого укромного места, но только на мотоцикле или автомобиле. Далее передо мной открывается крутой берег реки, так называемый бугор, за которым мы купаемся. Справа течет сама Рутка, славная быстрая река, щедро одаривающая рыбаков уловами разной рыбы – окуней, щук, ершей, карасей. А посреди поляны гордо раскинул свою крону большой дуб, разбрасывающий каждое лето множество желудей вокруг себя. Неподалеку от этого места в реке есть холодный источник, поэтому вода в Рутке почти всегда холодная.

Не так далеко от моего любимого местечка есть еще одно – невероятно красивое – мужской монастырь Богородице-Сергиева пустынь. Это невероятно красивое место, где все здания выстроены из дерева, причем, не совсем обычно, а подобраны бревнышко к бревнышку. А какая изумительная красота в нем бывает летом, когда в каждой канавке распускаются причудливые, порой даже не известные местным жителям цветы! Необыкновенная зелень лугов вокруг него, высоченные сосны и необычайная тишина – все это как бы напоминает нам о том, что мы оказались в каком-то необыкновенном месте. Это настоящая Божья благодать спустилась на это благословенное местечко далеко в лесу!

А вокруг моего села растут дремучие леса, вероятно, поэтому воздух у нас очень свежий. По утрам, когда я просыпаюсь специально на рассвете только для того, чтобы полюбоваться им, я по-настоящему наслаждаюсь солнцем и вижу, как лес быстро и верно просыпается после восхода солнца. Я слышу какие-то странные звуки различных птиц. А летним днем, когда появляется время полежать на зеленой траве и полюбоваться воздушными белыми облаками, медленно плывущими по небу, я пытаюсь найти среди них причудливые фигурки животных. На солнце смотрю, прищурив глаза, и пытаюсь посмотреть на него полностью открытыми глазами, но не получается, потому что солнце очень яркое, слепящее, кажется, больше нигде нет такого солнышка! И на закате я тоже наблюдаю за ним, как медленно оно уходит за горизонт, за леса, реки. Когда солнце заходит, небосклон становится багряным, постепенно наполняясь и другими оттенками красного цвета. Ложась спать, я думаю о том, каким был сегодняшний день для меня, каким станет завтрашний день…

Когда я на родине, в родном селе, я засыпаю с мыслью – я люблю свой родной край! Да, люблю за чистый воздух, за красивые места, где можно наслаждаться чистотой этого воздуха. И все чаще задумываюсь над тем, что в душе, в самой глубине ее, в закоулках еще сохранилось то доброе и светлое чувство, которое дает и продолжение рода человеческого. Это любовь к родине, к родному краю, и никто не может выразить ее словами или жестами, да это и не требуется, это понятно без слов. И это чувство навсегда останется в моей душе, в моем сердце, и никакие невзгоды не смогут погасить его во мне…