Биографии Характеристики Анализ

Основная мысль белая береза есенин. «Анализ стихотворения Есенина «Берёза

Сергей Александрович Есенин – это поэтическая гордость русского народа. Его творчество – это живой родник, который способен вдохновить, заставить гордится и желать прославлять свою Родину.

Еще в детстве, в Рязанской губернии, бегая по полям, катаясь на лошади, плавая в Оке, будущий поэт осознал насколько прекрасна русская земля. Он любил свой край, свою страну и воспевал её в своих произведениях ярко, красочно, применяя различные выразительные средства.

Особые отношения сложились у автора с берёзкой. Этот персонаж, воспет Сергеем Александровичем многократно, показан в различных произведениях, в разное время года, с разным настроением и лирического героя, и самого дерева. Есенин буквально вдохнул душу, и будто очеловечил берёзу, сделав её символом русской природы. Есениновская берёзка - это символ женственности, изящества, игривости.

История создания стихотворения «Береза»

Прекрасное и лирическое стихотворное произведение «Береза» относится к поэзии раннего периода творчества, когда совсем еще молодой рязанский парень, которому едва исполнилось девятнадцать лет, только начинал входить в мир литературы. Работал он в то время под псевдонимом, поэтому долгое время никто не догадывался, что это восхитительное произведение принадлежит Сергею Александровичу.

Простое по образам, но очень впечатляющая стихотворение «Береза» было написано поэтом в 1913 году, тогда ему было восемнадцать лет и оно относится к самым первым его произведениям. Оно было создано в тот момент, когда юноша уже покинул свой родной и близкий сердцу уголок, но его мысли и воспоминания постоянно возвращали в родные места.

Первый раз «Береза» была опубликована в популярном литературном журнале «Мирок». Это произошло накануне революционных переворотов в стране, в 1914 году. В то время, пока еще никому не известный поэт, творил под псевдонимом Аристон. Пока это были первые есенинские стихи, которые впоследствии станут эталоном описания русской природы в поэзии.


Береза

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Сила стихотворения



Есенинское стихотворение «Береза» - это образец умелого и искусного словесного рисования. Само дерево береза всегда было символом России. Это русская ценность, это фольклорная изюминка, это связь с прошлым и будущем. Можно сказать, что произведение «Берёза» – это лирический гимн красоте и богатству всей земли русской.

К основным темам, которые описывает Есенин можно отнести следующие:

Тема любования.
Чистота и женственность этого русского дерева.
Возрождение.


Береза в стихотворение похожа на русскую красавицу: она такая же гордая и нарядная. Все ее великолепие можно увидеть в морозный день. Ведь вокруг этого прелестного деревца завораживающая живописная картина русской природы, которая в морозные дни особенно хороша.

Для Сергея береза – это символ возрождения. Исследователи есенинского творчества утверждали, что свой талант и силу для написания своих новых стихотворных шедевров он брал именно в воспоминаниях из своего детства. Береза в русской поэзии всегда была символом радостной жизни, она помогала человеку не только утешиться в трудные и печальные для него дни, но и позволяла жить в гармонии с природой. Конечно же, гениальный русский поэт знал устное народное творчество и помнил фольклорные притчи о том, что когда становится трудно, сложно или гадко на душе, то стоит просто подойти к березе. И это прекрасное и нежное дерево, выслушав все переживания человека, облегчит его страдания. Только после беседы с березой, по странным легендам, на душе у человека становится тепло и легко.

Художественно-выразительные средства


Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

★Эпитеты: огонь золотой, береза белая, кайма снежная, тишина сонная.
★Метафоры: береза снегом принакрылась, кайма распустилась кистями, снежинки в огне горят, обходит лениво, ветки обсыпает.
★Сравнения: снегом укрылась береза «точно серебром».
★Олицетворение: «принакрылась» - это глагол, который имеет возвратный суффикс - сь.


Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство. Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной.

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Анализ стихотворения


Известно, что именно с прекрасным деревом березой у Есенина связаны приятные, теплые детские воспоминания. Еще в раннем детстве маленький рязанский паренек Сережа любил наблюдать за тем, преображается это дерево при любых погодных условиях. Он видел это дерево прекрасным с зелеными листьями, которые весело играли на ветру. Наблюдал как оно оголялось, сбрасывая осенний наряд, обнажая свой белоснежный ствол. Смотрел как берёза трепетала на осеннем ветру, и последние листочки осыпались на землю. И вот с приходом зимы, милая сердцу берёзка, одевала чудный серебристый наряд. Именно потому, что береза является для самого рязанского поэта родной и любимой, частицей его края и души, он посвящает ей свое стихотворное творение.

Остановимся подробнее и детальнее на образе березы, который создан Евениным с такой нежностью и любовью. В описании этого дерева прослеживается грусть и печаль самого Сергея Александровича. Ведь теперь он оторван от своего родного уголка, и его прекрасная детская пора не возвратится вновь. Но в самом простом и незатейливом сюжете о березе показано и мастерство будущего великого поэта, чье имя останется навсегда в памяти народа. С приятным и особым изяществом поэтический мастер описывает наряд русской красавицы. Зимнее платье березы, по словам поэта, соткано из снега. Но даже снег у Сергея Александровича необычен! Он и пушистый, и серебристый, и переливающийся, и разноцветный. Поэт неоднократно подчеркивает, что он горит и переливается по-особенному, словно в нем собраны все цвета радуги, которые теперь отражаются в утренней заре.

Детально описывает поэтический и живописный мастер слова и ветки дерева, которые ему якобы напоминают кисти бахромы, но только она снежная, искрящаяся и прелестная. Все слова, которые поэт подбирает для описания изысканы, и в то же время просты и понятны всем.

В простом стихотворении Сергей Есенин соединил сразу несколько поэтических образов: Родины, матери, девушки. Он будто нарядил свою березу в женские эксклюзивные одежды и теперь радуется её кокетству. Кажется, что сам поэт стоит на открытии в себе чего-то нового и таинственного, им пока неизведанного и поэтому любовь к женщине у него ассоциируется еще с прекрасной березой. Исследователи есенинского творчества предполагают, что именно в это время поэт в первый раз влюбляется.

Поэтому такое простое и кажущееся таким наивным, на первый взгляд, стихотворение «Белая береза» вызывает огромную гамму самых различных чувств: от восхищения до меланхолической грусти. Понятно, что каждый читатель этого стихотворения рисует свой образ березы, к которому потом и адресует прекрасные строки есенинского произведения. «Береза» - это прощальное послание к родным местам, к родительскому дому, к детству, которое было таким радостным и беззаботным.

Этим стихотворением Есенин открыл себе путь в мир поэзии и литературы. Путь, недолгий, но такой яркий и талантливый.

«Береза»


Стихотворение «Береза» относится к ранней лирике С.Л. Есенина. Оно было впервые напечатано в 1914 г. в журнале «Мирок» под псевдонимом Аристон. В то время читатель еще не догадывался о том, что под неизвестной подписью скрывается имя поэта необычайного дарования, исключительного таланта, поэта, чьи стихи будут входить в душу каждого русского человека с раннего детства и на долгие годы станут эталоном русской пейзажной лирики.

Стихотворение «Береза» по праву можно считать школой словесного рисования. Береза - традиционный в национальной культуре символ России, поэтому название художественного произведения расширяет его проблематику. В ходе развития лирического сюжета любование конкретным уголком природы перерастает в гимн красоте всей русской земли. Тему любования подчеркивают поэтичные эпитеты, метафоры и сравнения, плавно перетекающие друг в друга. Они появляются словно из сказочного царства снежной королевы: «белая береза», «принакрылась снегом, точно серебром», «снежною каймой распустились кисти», «горят снежинки в золотом огне». Олицетворение, выраженное возвратным глаголом «принакрылась» подчеркивает одухотворенность образа березы, его цельность и значительность. Береза ассоциируется с горделивой, нарядной русской девушкой-северянкой, чья природная красота лишь расцветает в морозный день. Благодаря причудливой игре изобразительных средств, типичный среднерусский зимний пейзаж перевоплощается в удивительное, необычайное зрелище.

Завораживающий контраст динамики и статики в этом стихотворении подчеркивает кульминационный характер третьей строфы, в которой поэтическое рисование достигает максимальной глубины своего великолепия:

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

В стихотворении принципиально важна вторая строка («Под моим окном»), столь конкретно очерчивающая поэтическое пространство произведения, в результате чего подчеркивается, что образ березы является близким и понятным каждому человеку.

Как известно, стихотворение входит в цикл есенинских стихотворений, написанных для детей. Таким образом, произведение несет в себе не только эстетическое, но и воспитательное значение. Оно повествует не о плакатно-парадной, а о конкретной, пронизывающей всю сущность человеческого бытия любви к тому уголку земли, где родился и вырос человек.

Стихотворение «Береза» построено настолько гармонично, что читатель даже не всегда осознает, что деление на строфы не соответствует традиционному построению. По сути же, четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой, но С.А. Есенину необходимо было это деление для того, чтобы каждая деталь стихотворения приобрела дополнительную выразительность.

К образу березы С.А. Есенин многократно обращался в своем творчестве, каждый раз наполняя его новыми качествами и неповторимыми оттенками. На его основе создавались незабываемые метафоры («страна березового ситца») и оригинальные сравнения («как жену чужую целовал березку»). Береза для С.А. Есенина - это одновременно символ русской природы и женской красоты. В нерасторжимом единстве спаяны в нем образ родины, матери и возлюбленной - все самое светлое, чем живет человек в этом мире.

«Береза» Сергей Есенин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.

Анализ стихотворения Есенина «Берёза»

Поэта Сергея Есенина не зря называют певцом России, так как в его творчестве образ родины является ключевым. Даже в тех произведениях, где описываются загадочные восточные страны, автор все время проводит параллель между заморскими красотами и тихой, безмолвной прелестью родных просторов.

Стихотворение «Береза» было написано Сергеем Есениным в 1913 году, когда поэту едва минуло 18 лет. В это время он уже жил в Москве, впечатлившей его своими масштабами и невообразимой суетой. Однако в творчестве поэт остался верен родному селу Константиново и, посвящая стихотворение обычной березе, словно бы мысленно возвращался домой, в старую покосившуюся хату.

Казалось бы, что можно поведать об обычном дереве, которое растет у тебя под окном? Однако именно с березой у Сергея Есенина связаны наиболее яркие и волнующие воспоминания детства. Наблюдая, как она меняется в течение года, то сбрасывая пожухлую листву, то одеваясь в новый зеленый наряд, поэт уверился в том, что именно береза является неотъемлемым символом России , достойным того, чтобы быть увековеченным в стихах.

Образ березы в одноименноv стихотворении, которое наполнено легкой грустью и нежностью, выписан с особым изяществом и мастерством. Ее зимний наряд, сотканный из пушистого снега, автор сравнивает с серебром, которое горит и переливается всеми цветами радуги в утренней заре. Эпитеты, которым Сергей Есенин награждает березу, удивительны по своей красоте и изысканности. Ее ветки напоминают ему кисти снежной бахромы, а «сонная тишина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Почему Сергей Есенин выбрал для своего стихотворения именно образ березы? Ответов на этот вопрос несколько. Некоторые исследователи его жизни и творчества убеждены, что поэт в душе был язычником, и береза для него являлась символом духовной чистоты и возрождения . Поэтому в один из самых сложных периодов своей жизни, оторванный от родного села, где для Есенина все было близким, простым и понятным, поэт ищет точку опоры в своих воспоминаниях, представляя, как выглядит сейчас его любимица, укрытая снежным покрывалом. Кроме этого, автор проводит тонкую параллель, наделяя березу чертами молодой женщины, которой не чуждо кокетство и любовь к изысканным нарядам. В этом тоже нет ничего удивительного, так как в русском фольклоре береза, так же, как и ива, всегда считалась «женским» деревом. Однако если ива всегда ассоциировалась у людей с горем и страданиями, за что и получила свое название «плакучая», то береза – это символ радости, гармонии и утешения. Прекрасно зная русский фольклор, Сергей Есенин помнил народные притчи о том, что если подойти к березе и поведать ей о своих переживаниях, то на душе непременно станет легче и теплеет. Таким образом, в обычной березе соединилось сразу несколько образов – Родины, девушки, матери – которые близки и понятны любому русскому человеку. Поэтому неудивительно, что простое и незатейливое стихотворение «Береза», в котором талант Есенина проявляется еще не в полную силу, вызывает самую разнообразную гамму чувств, от восхищения до легкой грусти и меланхолии. Ведь у каждого читателя – свой образ березы, и именно к нему он «примеривает» строки этого стихотворения, волнующие и легкие, словно серебристые снежинки.

Однако у автора воспоминания о родном селе вызывают тоску, так как он понимает, что вернется в Константиново не скоро. Поэтому стихотворение «Береза» можно по праву считает своеобразным прощанием не только с родным домом, но и с детством, не особенно радостным и счастливым, но, тем не менее, являющимся для поэта одним из лучших периодов его жизни.

анализ стихотворения есенина белая берёза

  1. Стихотворение относится к лирике 1910-1913 гг. , периоду сложной жизни поэта, когда им было написано более 60 стихов. Является первым опубликованным стихом поэта (1914 г. , под псевдонимом Аристон, журнал для детского чтения Мирок) .
    Основная тема - показать красоту зимней березы. Есенинская строфа - описание зимней березы с присущими ей русскими приметами и многими предметными деталями. В стихотворении чувствуется патриотическое чувство любви к Родине, ее скромной, внешне неброской природе. Чувство Родины - основное во всем творчестве Есенина. Воспеваемая здесь природа очеловечена: она дышит, двигается, печалится как человек. Традиционно воспеваемая в устном народном творчестве береза является сквозной в творчестве поэта. Автор использует силлабо-тоническое стихосложение. Можно предположить наличие здесь двусложных стоп, метра - ямба. Далее проводя анализ этого стихотворения, заметны точные (окном - серебром) рифмы, а также - неравносложные (кругом - серебром) , открытые (огне - тишине) и закрытые (каймой - бахромой) , мужские (тишине - огне) , но все они перекрестные (абаб) . По количеству строф стихотворение является четверостишием (катрен) .
    Основной образ произведения - зимняя береза (образ-персонаж) . Поэт одушевляет ее с образом женщины. Также в стихотворении заметен образ зимы - синонима смерти и смертной тоски в творчестве поэта. Есенин хотел показать печаль женского увядания.
    Есенин видит березу обостренно, при определенном освещении. В результате один образ ассоциативно рождает другой. Образующие строки слова, взятые в отдельности не образны. Но, организованные определенным способом, они создают поэтический, образный текст и сами становятся образными. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Содержит в основном общеупотребительные слова, но под пером поэта они эмоционально действенны. У него поразительно зоркий и обостренно-пристальный взгляд на природу. Исходя из совершенства языковой формы, гармонии содержания и формы, ясности, четкости, лаконизма, изящества, простоты и стройности словесного выражения, можно утверждать, что здесь проявляется эстетическая функция языка.
    Стихотворение многокрасочно. В нем есть как любимые цвета поэта (белый, серебряный) , которые передают радостное, свежее, элегически-задумчивое восприятие мира, так и золотой - символ яркой, но уже увядающей гаммы осени. Поражает также переливы цветов, их тонкая нюансировка, переход одного цвета в другой, их смешение и образование на их основе нового цвета. Есенин, рисуя картины природы, всегда называет цвета, в которые она окрашена. Это он делает для того, чтобы читатели могли лучше представить то, о чм он пишет. Есенин сравнивает опушенные снегом кисточки берзовых веток с белой бахромой. Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные примы: в первой строфе, когда берза принакрылась снегом, точно серебром - сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, тоже есть сравнение, но оно как бы скрыто. Поэт не говорит, что заря обсыпает ветки снегом, точно серебром. Он сразу называет снег серебром, надеясь на нашу догадливость. Это скрытое сравнение - метафора. Поэт пишет, что снежинки горят в золотом огне. Здесь употреблено слово горят в переносном смысле. Это слово часто употребляется в переносном значении. Мы говорим, например, глаза горят. Снежинки не могут, конечно, гореть, как дрова. А под выражением золотой огонь поэт подразумевает свет зари. Зимой небо озаряется не так ярко, как летом. Долго стоит берза в сонной тишине - от утренней зари до вечерней. Именно так, нам кажется, надо понимать слова - обходя кругом. Сначала заря была на востоке, а затем - на западе. Также Есенин называет зарю ленивой, это потому, что зимой заря начинается позже, чем летом, будто ленится встать пораньше. И горит она не так ярко, как летом, как будто ей лень озарять небо. Несмотря на небольшой объем произведения, язык его богат, обладает народностью.
  2. БЕРЕЗА ОЛИЦЕТВОРЯЕТ СОБОЙ РУССКУЮ КРАСАВИЦУ
  3. Ну это так, подробности, немного тебе пригодящиеся))))
    Автор передат удивительную красоту берзы, символа Руси.

    1. Белая - ключевое слово (белый ангел, белая церковь, белая Русь, белые одежды) .

Есенину было 18 лет от роду, когда он покинул свое село, для того чтобы попытать удачу в большом городе. Словно волшебник, он оживляет в воображении читателя красоту привычных вещей. Фольклор и выразительность - вот что привлекательно в стихотворении «Береза». Оно, как русская народная песня, наполняет душу теплом и светом. Стихотворение «Береза» Сергей Александрович написал в 1913 году, еще перед трагическими событиями в Российской империи, которые кардинальным образом повлияли на политику государства. Наряду со многими другими стихотворениями о природе, оно относится к раннему творчеству поэта. В юности его внимание больше всего занимала тема крестьянского пейзажа.

Краткий композиционный Есенина:

«Береза» - один из тех стихов, в котором ясно можно увидеть, что его композиция основана на описании природы. Он состоит из четырех четверостиший. Первое включает в себя основной смысл поэтического произведения: в нем писатель открывает читателю источник своего вдохновения. Главный композиционный прием - олицетворение. К тому же анализ стихотворения Есенина указывает на отсутствие развития сюжета, кульминации и развязки. Это произведение уверенно можно отнести к пейзажному жанру.

Краткий ритмический анализ стихотворения Есенина дает общее представление о его форме. Игривость и легкость обеспечивает структура, в которой заложены три формы силлабо-тонического стихосложения: односложного хорея, пятистопного ямбического метра и двусложного дактиля. Женская и мужская рифма постоянно чередуется между собой, причем первая строка заканчивается женской рифмой, а последняя - мужской. На протяжении всего стиха Есенин использовал одну и ту же рифмовку, которую называют "холостая": в ней рифмуется только вторая и последняя строчки четверостишия (АВСВ). Краткий фонетический анализ стихотворения Есенина: в большом количестве присутствуют протяжные гласные, в частности о и е , и сонорные согласные н и р . За счет этого интонация при чтении вслух получается ласковой и нежной. Стиль Есенина полон чувственных переживаний, мгновенно наполняющих воображение читателя красноречивыми образами.

Смысловой анализ стихотворения:

Есенина хоть и привлекала городская жизнь, но в душе он остался верен красотам российской глубинки и, тоскуя по пейзажам малой Родины, писал много лирических стихов на эту тематику. Вот и у этого короткого, но от того не менее прекрасного, произведения темой является природа. Главную роль в создании поэтического образа играет отношение к березе лирического героя, с которым ассоциировал себя сам Есенин. Анализ стихотворения и впечатления, которые оно вызывает, открывают читателю юность, легкость и романтичность автора. На первый взгляд, название стихотворения «Береза» простое и незамысловатое, но оно олицетворяет собой глубокую привязанность поэта. Воспевать нашу родную березку - целая традиция Она для Есенина - это не только дерево: это символ России. Кроме того, в своих стихах автор не единожды сравнивал образ любимой женщины с этим поистине русским деревом. Сама любовь к России являлась уникальным талантом Есенина, ведь это чувство - это то единственное, что может одарить поэта бессмертной славой.