Биографии Характеристики Анализ

Образ прекрасной незнакомки во всей поэзии блока. Анализ лирического произведения А

Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"

Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок в Озерках. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлет-ворным . Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат ), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячи й воздух ди к и глух; женский ви зг; кри ви тся ди ск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже cимволичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз-дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкну-того круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен-ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.

Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен-ным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, кра-соты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:

И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот-ребления слово очи . Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Пре-красной Дамы. Кто она: обычная посетительница загород-ного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность со-знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотво-рения. Противопоставлены образы и пейзажи, за-пахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терп-кое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.

Лингвистический анализ стихотворения А.Блока «Незнакомка»

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.


И раздается женский визг.
Бессмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный.
В моем стакане отражен.
Как я, смирён и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
"In vino veritas!" кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный,
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные.
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

24 апреля 1906. Озерки

Стихотворение «Незнакомка» (1906)- один из шедевров русской лирики. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный посёлок Озёрки. Многое в стихотворении прямо перенесено отсюда: скрип уключин, женский визг, ресторан, пыль переулков, шлагбаумы – всё убожество, скука, пошлость. Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку – оказывается, на картинах Врубеля: « Передо мной возникло, наконец, то, что я называю « Незнакомкой»: красавица кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в чёрном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено..» Синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое; лиловый – тревожное.

1906 год – период стал для Блока временем удивительных познаний и открытий. Поэт с нарастающим вниманием вглядывается в реалии окружающей его повседневности, улавливает дисгармонию жизни. Блок будто просыпается от глубокого и сладкого сна, жизнь будит его безжалостно, а открывшаяся перед поэтом действительность не даёт снова погрузиться в сон, заставляет творца обратить на себя внимание и делать выводы. Своеобразным отражением мыслей и чувств поэта, его ответом на тяжёлую реальность становится произведение «Незнакомка» в нём с миром пошлости и обывательских буден граничит неумолимая тяга к любви и свету человеческих отношений.

Стихотворение «Незнакомка» интересно и своей композицией. Оно состоит как бы из двух частей: первая – реальность пошлого мира, вторая – врывающийся в эту реальность романтический идеал.

В стихотворении есть описательное начало, последовательность, неспешность в выстраивании художественных деталей; есть подобие сюжетности, которое позволило исследователям рассматривать стихотворение как балладу.

Стихотворение построено на контрасте добра и зла, желаемого и данного, картин и образов, противопоставленных и отражённых друг в друге. Реальность здесь граничит с возвышенностью мечты. Блок не скрывает своего отвращения к пошлости окружающей жизни и рисует такую картину сравнений и сочетаний, которую трудно представить: горячий воздух, ассоциирующийся с движением и накалом, у поэта «дик и глух», а «весенний дух», символизирующий начало чего – то нового, оказывается «тлетворным», «испытанные остряки» гуляют с дамами не где – нибудь, с «среди канав», на улицах – «окрики пьяные», над озером – «женский визг», даже луна лишена привычного романтического ореола и «бессмысленно кривится» Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости, знаками которой выступают художественные детали. Начало передаёт общую атмосферу и её восприятие лирическим героем:

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Стихотворение написано двусложным размером стиха ямбом (то есть ударение падает на чётные слоги). Автором удачно используется перекрёстная рифма АБАБ (рифмующиеся строки идут поочерёдно)

Морфологический и лексико-семантический анализ. Тропы. В стихотворении мы видим не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воздух дик и глух», где всеобщим помрачением, бесчувствием, слепотой правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, инерция однообразного веселья приняли характер повторяющегося кругового, затягивающего людей вращения. Об автоматическом повторении, кружении жизни в каком – то колесе говорят слова из стихотворения: «И каждый вечер». Они даже повторены трижды. Смысл их усилён двумя подробностями – « ко всему приученный бессмысленно кривится диск» (круг, шар луны) и людской конгломерат – « испытанные остряки». Это люди, повторяющие заведомо далёкие от новизны жесты, шутки. И повторяют они их «среди канав»

Повторением союза «и» достигается ощущение безвыходности и замкнутого круга: « И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух», « И раздаётся детский плач», « И раздаётся женский визг». Такой же эффект достигается с помощью анафоры (стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого ряда) в третьей, пятой и седьмой строфах стихотворения (« И каждый вечер»). Мир, рисуемый автором, отвратителен и страшен, и своё утешение герой находит в вине (« И влагой терпкой и таинственной, как я смирён и оглушён»).

Можно легко заметить, что при всём изобилии глаголов движения, присутствия – « гуляют», « скрипят уключины», « торчат», «золотится крендель булочной» - движения или активного (не сонного) присутствия людей как раз и нет. Однако все глаголы употребляются автором в настоящем времени.

Но вот появляется она – прекрасная незнакомка. Она вся окутана тайной, полуреальна, полузагадочна. И герой, потерявший веру в жизнь, вновь обретает надежду. Ему открываются « древние поверья», поручаются «глухие тайны», вручается «чьё- то солнце». В его сознании больше нет места отчаянию и печали, за тёмной вуалью таинственной женщины он видит «берег очарованный и очарованную даль». Таким образом, в контрастном сопоставлении первой и второй частей стихотворения А.Блок сумел показать конфликт между желаемым и данным, идеалом и действительностью.

В стихотворении много противоположных образов, то есть имеется антитеза (стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов): « Горячий воздух дик и глух»- «Дыша духами и туманами»; «женский визг»- «девичий стан»; «бессмысленный диск» луны – «солнце»; «скука загородных дач»- «очарованная даль»; «канавы»- «излучины» души; «бессмысленный диск» - «истина».

В стихотворении имеется оксюморон (стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое, в результате которого возникает новое смысловое качество). В нём объединены противоположные по смыслу эпитеты – весенний и тлетворный. Пошлая обыденность изображается иронически:

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздаётся женский визг…

Пошлость заражает своим тлетворным духом всё вокруг. Даже луна, вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоским, как шутки «испытанных остряков»:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Мотив этих двух строф – сиренное отчаяние, одиночество лирического героя:
И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Этот друг единственный – отражение, второе « Я» героя. А вокруг лишь сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов»

Лексика стихотворения разнообразна. На первом месте по частотности находятся существительные, благодаря которым читатель отчётливо может представить себе картину происходящего, далее идут прилагательные, характеризующие лица, явления, предметы и, наконец, глаголы, благодаря которым слышны звуки. Часто в стихотворении встречается предлог над, который употребляется преимущественно при словоформах с пространственным значением. Здесь множество конкретных существительных (котелки, канавы, перья, озеро и другие) наряду, с которыми появляются и вещественные (вино). Например, в описании красавицы автор использует конкретные существительные: «шляпа с траурными перьями», « в кольцах узкая рука», духи. Многие существительные сочетаются с эпитетами, которые по частотности находятся на втором месте: «горячий воздух дик и глух», «тлетворный дух», переулочная пыль, «испытанные остряки», передающими некую атмосферу обстановки в которой находится героиня. В то же время Незнакомка – вестница иных миров, « дальнего берега». За её тёмной вуалью лирическому герою видится « берег очарованный и очарованная даль», то есть в стихотворении имеются существительные, которые сочетаются с романтическими эпитетами. Образ берега со времён романтической лирики обозначает гармонический, свободный, но недостижимый мир.

Особенности лексики первой строфы (« И каждый вечер друг единственный…») высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения.

Лексика второй строфы (« А рядом у осенних столиков…» - низкая («лакеи», « торчат», «пьяницы», «кричат»), тяготеет к лексике первой части. Таким образом, эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. Во второй части стихотворения встречается архаизм (устарелый для определённой эпохи, вышедшее из употребления слово) очи, придающее стихотворению и образу некую возвышенность. Характерно, что повседневное, расхожее слово глаза, да ещё кроличьи, совсем не бездонные, отнесено к пьяницам, а возвышенное слово очи (да ещё синие, бездонные) отдано Незнакомке.

Главный образ возникает во второй части. Но, кроме названия стихотворения, он нигде не обозначен прямо. В третий раз строка начинается со слов « И каждый вечер…» (анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале стихотворения). Постоянная пошлость, изображённая в первой части, но постоянно и прекрасное видение, мечта, недоступный идеал: « Иль это только снится мне?» Героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Этот образ исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:

И веют древними поверьями
Её упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Таинственная незнакомка чужда окружающей реальности, это воплощённая Поэзия, Женственность. И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.


Желанный «очарованный берег» рядом, но стоит протянуть руку – и он уплывает. Лирический герой ощущает свою посвящённость в « глухие тайны», его сознание заполняет волшебный образ:
И перья страуса склоненные
В моём качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэтический итог – в последней строфе: мир, рождённый фантазией поэта, лишён конкретных очертаний, хрупок и зыбок. Но это – его «сокровище», то единственное спасение и надежда, помогающее ему жить. Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала. И невозможно без грусти читать строки, одновременно полные надежды и веры, отчаяния и тоски:

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю истина в вине.

Угаданная тайна, открывшая возможность другой, прекрасной жизни «на дальнем берегу», вдали от пошлости действительности, принимается как обретённое «сокровище». Вино – и символ откровения, ключа к тайнам прекрасного. Красота, истина и поэзия оказываются в неразделимом единстве.

В стихотворении «Незнакомка» астральная дева приблизила мистический мир к реальности, с ней в ресторанный мир проникает ирреальный мир «древних поверий».

Теперь не только она – избранная, но и лирический герой – избранник. Оба они одиноки. Не только ей, но и ему поручены «глухие тайны». Несмотря на это, в стихотворении прозвучала романтическая тема невозможности соединения родственных душ. Однако в стихотворении трагическое решение этой темы обрело дополнительную тональность – ей придана самоирония: герой высказывает предположение, не является ли Незнакомка игрой «пьяного чудовища». Ирония позволила лирическому герою найти компромисс между реальностью и иллюзией. Но этот компромисс пока ещё невозможен между Незнакомкой и пригородным бытом, чудесная дева покидает его. Она и реальность – два полюса, между которыми пребывает лирический герой.

В стихотворении не только художественные детали быта и « глухих тайн» составляют контраст, не только сюжет о Незнакомке основан на противопоставлении – её появлении и исчезновении, но и фонетический ряд стихотворения построен по принципу контраста. Гармония гласных, созвучная образу Незнакомки, контрастирует с диссонансными, жёсткими сочетаниями согласных, благодаря которым создаётся образ реальности.

Синтаксический анализ. Союзом а во второй части стихотворения отмечается не только двухчастность стихотворения, но и противопоставленность этих частей, контрастная композиция. На протяжении всего стихотворения наиболее частотными являются сложносочиненные предложения, соединенные соединительным союзом и благодаря которому создаётся ощущение безвыходности. В 1,3,5,7 строфе отмечаются синтаксические повторы (каждый вечер). Это сигнализирует о сходстве композиционно – тематических функций данных строк. Также благодаря лексическому повтору создаётся впечатление, что автор использует в своём стихотворении синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение предложений). В данном тексте также использованы простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит более точно. Например: «смотрю, вижу». Также использована инверсия (обратный порядок слов): «глухие тайны мне поручены», « в моей душе лежит сокровище» и многие другие, которые усиливают выразительность речи, выделяют наиболее важные слова и повышают интонационную выразительность благодаря тому, что важные в речи слова переносятся в начало предложения. Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «горячий воздух», « тлетворный дух», «женский визг», « девичий стан», «древними поверьями», «глухие тайны». Интонация стихотворения спокойная. Блок чаще использует запятые и точки, обозначающие завершённость мысли. И лишь в конце стихотворения используются восклицательные знаки, которые выражают уверенность, эмоциональность, делают финал драматичным, явно отражающим всё состояние «распутья», бездорожья в котором жил поэт в тот период, - в конфликте чувств, что пробудила Незнакомка в душе героя, и своего рода бессилия, когда этот герой нехотя, вяло, но всё же соглашается с возгласом «пьяного чудовища». С одной стороны,- «Глухие тайны мне поручены», « Я вижу берег очарованный». С другой стороны, воля к забвению, какая – то горестная и трагическая, вынужденная уступка злому миру, заключенная в согласии с теми, кто всегда «рядом у соседних столиков»:

Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Фонетический анализ . Фонетическая часть анализа является наиболее формальной, так как звуковая организация текста не имеет такой очевидной и прямой связи с содержательной его стороной, как, например лексико-семантическая организация. Между тем фонетические средства выполняют очень важные функции, как в создании целостности стихотворного произведения, так и в выражении его тематического развития.
Фонетические средства создают звуковое единство текста. Это выражается в процентном соотношении согласных и гласных. В стихотворении самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%, щелевые 18 %. Среди гласных преобладают: гласные заднего ряда среднего подъёма 16 (О), далее идут гласные среднего ряда нижнего подъёма 15(А), а также гласные переднего ряда верхнего подъёма 15 (И), а гласные заднего ряда верхнего подъёма встречаются 7 раз. (У). Появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью. В стихотворении встречаются ассонансы (повтор гласных звуков) и аллитерации (повторение согласных звуков), создающие ощущение воздушности образа: «И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…»; «Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется (А) о (А) кне» . Ассонансы на у придают утончённость образу Незнакомки: И вею (У) т древними поверьями Её УпрУгие шелка, И шляпа с траУрными перьями, И в кольцах Узкая рУка.

Фонетика стихотворения выражает пластику образа Незнакомки: шипящие передают проникновение одетой в шелка героини в суету быта.

Поэт очень чутко слышал музыку во всём, что его окружало, и старался наполнить ею каждое своё творение. Так вся «Незнакомка» построена на музыкальной антитезе. Для того чтобы убедиться в этом, необходимо сравнить начала первой и второй частей стихотворения:
По вечерам, над ресторанами
Горячий воздух дик и глух.

Поэт сознательно нагромождает труднопроизносимые согласные п, в,ч,р,д,с.т и другие и нерегламентированно использует ударные гласные а,о,у,и.э. Всё это придаёт первой части нестройное звучание, которому противостоит гармония второй:

И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

Здесь Блок сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным л, м, н, р. А повторение шипящих и свистящих ч, ш, с напоминает шуршание шёлка. Одновременно поэт обращается к повторам гласных а, и, о, у, и этим добивается напевного звучания стиха. Таким образом, можно сделать вывод, что стихотворение своеобразно по содержанию и поэтике.

Исследователь творчества А.Блока А.В.Терновский подчёркивал предельное различие звуковой и лексической материи первой части стихотворения (до появления Незнакомки) и второй, когда она медленно проходит «меж пьяными»: «В первой части перед нами умышленное нагромождение труднопроизносимых согласных (Например, « По вечерам над ресторанами, горячий воздух дик и глух-пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх). Лексика этой части подчёркнуто «заземлена», оценки носят отрицательный характер (« воздух дик и глух», « окриками пьяными», « пылью переулочной», « заламывая котелки», « скрипят уключины», « женский визг» и даже лунный диск «бессмысленно кривится». Отличие второй части от первой очевидно уже на уровне её звуковой инструментовки. Поэт сводит к минимуму шипящие, отдавая предпочтение сонорным л, р, м.н. одновременно он использует повторы гласных. Изобразительная сила поэта настолько велика, что уже не важно, привиделась ли «Незнакомка герою в пьяном забытьи».

_____________________________________________________________________

Литература.

  1. Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русской литературе», М, «Вако», 2005 г.
  2. Минц Н.Г. «Блок и русский символизм», 1980.
  3. Терновский А.В. «Творчество А.А.Блока», М, 1989г.

Поэзии символистов была философия интуитивного творчества, выражение неясных чувств и едва уловимых идей посредством несвязных бессистемных символов. Так называемая тайнопись невысказанного. Второй по важности символистской категорией была обязательная музыкальность стиха.

Читатель должен самостоятельно расшифровать поэзию намеков Александра Блока и принять участие в творчестве, дополнив картину фантазии или условной реальности поэтического пейзажа, мироощущения или неизреченного переживания создателя.

Одним из увлечений Блока была философия Владимира Соловьева, из идеала всеединства которой в его творчество пришел символ вечного женского начала, или женственности. Окружающий же мир начала века с его трагическими противоречиями и социальными катастрофами казался поэту страшным, так даже был назван центральный поэтический цикл этого периода.

Блок. «Незнакомка» (анализ)

В результате ухода от «страшного» существования, лирический герой стихотворения образует свой, красивый и поэтичный, мир. Если взять стихотворение, которое в этот период написал Блок - «Незнакомка» - анализ покажет, что условно его можно разделить на две части. Причем в первой, состоящей из шести четверостиший, почему-то окажется все, что он не любил: дикий и глухой горячий воздух; пыль и скука, детский плач; шумные парочки, гуляющие между канав; скрип, визг; лакеи и пьяницы с красными глазами.

А.Блок «Незнакомка» (анализ 1-й части)

Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, - начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в результате бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня прекрасна в своей загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир гибнет, катится во мрак, в бездну, его нужно спасать. В нем царит беззаконие и неверие.

Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и пьянство. Теперь он сам себе и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она.

Блок. «Незнакомка» (анализ 2-й части)

Герой сомневается в реальности происходящего. В наличии символы неясности: сон и туман («снится», окно - туманное). Ее образ герой не в состоянии охватить весь, целиком, в сознании возникают детали (охваченный шелками стан девушки, шляпа с вуалью и перьями, рука в кольцах, Вторая часть тоже состоит из шести четверостиший. Последнее - итог, вывод.

Тайна этого стихотворения в том, что нельзя сказать точно, реальна или воображаемая Незнакомка. Блок анализ своего творения, разложение на составляющие своего чудесного волшебного мира, наверное, не одобрил бы. Да это ничего и не даст! Каждый читатель должен решить все для себя сам.

Сделать более подробный анализ? «Незнакомка», Блок, а также его другие стихи вряд ли в нем нуждаются. Лучше читать, чувствовать, следовать за воображением поэта и получать от красоты и музыкальности его фантазий несказанное удовольствие!

Стихотворение А.А. Блока «Незнокомка» написано в 1906 году. В этом стихотворении поэт объединяет два мира. В одном преобладает «тлетворный дух», а за столиками сидят «пьяницы с глазами кроликов». Эта первая часть стихотворения отображает нелицеприятную сторону пригородов Санкт-Петербурга. Описания этой части можно сравнить со стихотворением А. Блока «Фабрика». То есть первая часть стихотворения «Незнокомка» относиться к важной для творчества поэта теме «страшного мира».

Автор стихотворения обращает внимание на общество, которое утрачивает моральные устои, и живет лишь желаниями. Появляются остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Это не таинственные незнакомки, а девушки легкого поведения, которые ради денег будут смеяться над шутками любого. Поэт наполняет свое описание звуками: где-то «раздается женский визг», а за шлагбаумом слышен, плачь, в ресторане кричат «пьяницы». Лирический персонаж стихотворения, говорит, что он оглушен, то есть сначала указывает на количество звуков, а потом говорит, что они его оглушили.

Вторая часть стихотворение – это противопоставление «страшному миру». Появляется образ, который не связан со всем ужасом ресторана. Эта часть связана с другой темой в лирике поэта «стихотворения о прекрасной даме». Незнакомка дышит духами и туманами, ее мир совершенно другой. Она пришла из «зачарованной дали». Поэт даже не уверен, реальна прекрасная женщина или она просто плод его воображения. В предпоследнем четверостишье становится все более очевидно, что девушка за столиком перестает быть отчетливым образом: «И очи синие бездонные // Цветут на дальнем берегу».

В итоге, автор снова переноситься в мир реальности, где его опьяненные разум начинает мыслить в другом ключе. Автор признает, что «истина в вине», по сути делая отсылку к тому, что он такой же пьяница, как и другие посетители заведения. А является ли таинственная дама реальностью или иллюзией никогда не будет известно не лирическому персонажу, не читателю.

Анализ стихотворения Незнакомка кратко

Великий писатель двадцатого века, Александр Блок, написал стихотворение «Незнакомка» в 1906 году. Именно это произведение поэта считается самым романтичным, а потому – самым лучшим. Произведение «Незнакомка» очень романтичное, и это недаром, ведь Александр Блок когда-то пережил в определенное времясемейную драму. Ведь его жена, которую он очень любил и уважал, ушла к другому человеку – к Александру Белому, который являлся тоже поэтом.

Александр Блок не мог этого пережить, ведь его бросил и предал человек, когда-то такой родной и любимый. Естественно, ничего изменить нельзя было, но поэт переживал очень сильно, так как к тому же – его мужская гордость и самолюбие было сильно задето. А потому Блок начал переживать тот момент, когда он начал ходить по различным пивным и барам, где можно было сильно напиться, чтобы забыться от горя. Именно в том одном заведении, где все пили, гуляли и развратничали, Александр повстречал создание, которое вызвало в его сердце бурю эмоция, главное из которых – восхищение. Именно это чувство заставило его написать это стихотворение, которое было названо вскоре – «Незнакомка». И недаром, ведь блок никогда так и не узнал, кто скрывается пот этой одинокой и хрупкой женщиной. Да, это была женщина, которая однако не пила ни разу. Она просто постоянно регулярно ходила в заведение и сидела возле окна, хотя было видно, что сама переживает какое-то горе, и тем не менее, никогда не пила спиртное, в то время, как другие мужчины и женщины напивались.

В произведении поэт описывает поначалу – всю обстановку пивного заведения, когда вдруг – появляется нежная и хрупкая женщина, лицо которой скрыто под вуалью шляпки. Эта женщина -неизвестна никому, а только то понятно, что она постоянно, без пропусков, ходит именно в это заведение. Это впечатление делает ее еще боле загадочной. Она – сильная женщина, которая переживая горе, все же не пьет, в то время, как другие просто напиваются, особенно мужчины. В этой обстановке Блок выделяет ее одну, так как она – как луч света во всей этой грязи.

Анализ стихотворения Незнакомка Блока

Стихотворение «Незнакомка», было написано великим русским поэтом – Александром Блоком в 1906 году. Это было одно из лучших его творческих произведений. Стихотворение было обусловлено личной трагедией поэта, и оно в какой-то мере стало судьбоносным в его жизни. В нём переплетаются – романтика, любовь и ностальгия.

Предыстория стихотворения «Незнакомка» имела настоящий фурор. Александр Блок, в период написания данного стихотворения, испытывал полновластные душевные страдания в связи с изменой своей собственной жены с другим русским поэтом – Александром Белым.

Александр Александрович Блок никак не мог смириться с этим фактом и вскоре, он пристрастился к алкоголю. Он мог проводить часами, а то и сутками время напролёт в различных убогих питейных заведениях. Они казались ему весьма скудными и непримечательными, но всё равно, его почему-то тяготило к таким местам. И именно в таком месте ему приглянулась одна особая дама, которая каждый вечер приходила в одном и том же наряде, садилась за один и тот же столик, и придавалась виду из окна этого заведения, при этом сама она была наполнена печалью.

Она выделялась по всем направлениям и не принадлежала по убеждениям Александра Блока к кастам убогих и неимущих. Именно образ этой дамы натолкнул великого русского поэта на создание стихотворения «Незнакомка». Возможно, Александр Блок узрел в этой незнакомке какое-то важное чувство для себя. Во всяком случае, после написания стихотворения «Незнакомка», его жизнь наполнилась чувством одухотворённости, и он уже больше никогда не стал относиться к своим проблемам так чувствительно.

В стихотворении «Незнакомка» автор описывает дух окружающей обстановки дачного питейного посёлка. Он описывает всю грязь и зловоние, а также нагоняющую на это заведение тоску. В этом ресторанчике царит атмосфера разврата, а люди в нём – несуразные. Лирический герой этого стихотворения полностью теряет разум над собой. Он ищет спасения на дне стакана и при этом жаждет одиночества.

Ему некомфортно в толпе пьяных посетителей и он отстраняется от них. Он уже ни во что не верит, тоска в его душе и за окном. Мир кажется каким-то безнадёжным. Но однажды наш герой видит её, ту самую незнакомку, из-за которой меняется всё его представление о мире. Таинственная и неповторимая, она словно лучик надежды в этом грешном мире.

Она заставляет героя стихотворения вновь взглянуть на жизнь свысока. И вот уже перед нами уже не какой-то пьяница, который потерял смысл жизни, а человек, который обрёл надежду и веру в себя. В его душе разворачивается настоящая романтика, вспыхивает порыв душевных чувств. Теперь его уже ничто не переубедит. Он будет жить дальше в надежде на лучшее.

Оказывается, чтобы переосмыслить кардинально свою жизнь, иногда нужно пройти через многое, и порой самое трудное. Это говорит о том, насколько человек безграничен в своих возможностях, ведь любая, даже самая мелочная деталь, может разыграть в человеке чувство искренности и душевной теплоты. Герой этого стихотворения переосмыслил свою жизнь и вышел на новый этап её становления.

Полный, комплексный анализ. 11 класс

Анализ стихотворения Незнакомка по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Если ты любишь, как я, бесконечно Фета

    Афанасий Фет вынужден хранить тайну своего сердца до самой смерти, он постоянно корит себя за то, что вынужденно отверг любовь девушки, которая на самом деле могла подарить ему счастье и благополучие.

  • Анализ стихотворения Благовонная ночь, благодатная ночь Фета

    Ночная пора является для Афанасия Фета особенной, он посвятил ей множество пейзажных зарисовок. Некоторые из них показывают, почему автор испытывает подобные нежные чувства к темному времени суток

  • Анализ стихотворения Пускай ты выпита другим Есенина

    Произведение относится к любовной лирике поэта и является одной из составных частей цикла стихотворений под названием «Любовь хулигана», обращенных к любви поэта к артистке Августе Миклашевской

  • Анализ стихотворение Есенина Нивы сжаты

    Данное стихотворение Есенин написал в самый разгар войны, что, казалось бы, неуместно. Но, не смотря на всю свою суровость, достаточно гневное отношение к некоторому политическому строю и собственную оппозицию он был человеком достаточно открытым

  • Анализ стихотворения Какая ночь! Как воздух чист Фета

    Поздняя лирика Фета, которую принято причислять к любовной, все больше наполняется трагическими переживаниям, они глубоки, а автор пытается скрыть волнения души за обычными, возвышенными чувствами.

Анализ лирического произведения А. Блока «Незнакомка»

поэт заболоцкий блок незнакомка лирический

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

«Незнакомка» написана 24 апреля 1906 года в Озерках. Это стихотворение является не только одним из лучших поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики.

«Незнакомка» Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь -- Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу -- поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” -- одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир -- грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Контраст между Незнакомкой и обстановкой у ресторанной стойки столь разителен, что поэт сомневается в реальности происходящего: «Иль это только снится мне?»

Вроде бы и реальны приметы Незнакомки, но мы не видим ее лица, фигура женщины прекрасна, но таинственна и загадочна. Ее силуэт лишь намечен, символично условен. Легкими мазками (с помощью эпитетов) поэт рисует женщину-видение: ее «девичий стан», «упругие шелка», «траурные перья» шляпы, «темную вуаль», «в кольцах узкую руку».

Нельзя не обратить внимание на прекрасный ассонанс: «Дыша духами и туманами она садится у окна» (ы-а-у-а-и-и-у-а-а-и...), «и веют древними поверьями ее упругие шелка» (и-э-у-э-и-и-а-э-а-и....), он передает стихию женственности, которая осенила этот загородный ресторанчик, делает строчки музыкальными, легкими, невесомыми. Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, которые он оттеняет шипящими и свистящими звуками, напоминающими о шуршании шелка.

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas” («Истина в вине»), но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части -- грязь и пошлость окружающего мира, а во второй -- прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков -- [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца.