Биографии Характеристики Анализ

Сжала руки под темной вуалью чем. «Стихотворение А

Историю русской поэзии нельзя представить себе без имени Анны Андреевны Ахматовой. Свой творческий путь она начала, примкнув к «Цеху поэтов», а затем став «акмеисткой».

Многие критики сразу же отметили, пожалуй, главную особенность ее творчества. Первые сборники этого поэта представляют собой почти исключительно любовную лирику. Казалось бы, что нового можно привнести в эту давно всеми использованную тему? Тем не менее, Ахматовой удалось раскрыть ее так, как до нее этого не делал никто. Только ей удалось стать женским голосом своего времени, женщиной-поэтом общечеловеческого значения. Именно Ахматова впервые в русской литературе показала в своем творчестве универсальный лирический характер женщины.

Также любовная лирика Ахматовой отличается глубоким психологизмом. Ее стихи часто сравнивали с русской психологической прозой. Она умела невероятно тонко подмечать состояние своих лирических героев и выражать это через умело подобранные внешние детали.

Одним из известнейших произведений, относящихся к любовной лирике, можно назвать стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…». Оно входит в сборник «Вечер» (первый сборник Ахматовой) и было написано в 1911 году. Здесь разыгрывается любовная драма между двумя людьми:

Сжала руки под темной вуалью…

«Отчего ты сегодня бледна?»

Оттого, что я терпкой печалью

Напоила его допьяна.

Образ «темной вуали» уже настраивает читателя на трагедию, особенно в сочетании с антитезой «бледна». Скорее всего, это символ смерти, но не смерти какого-то человека. Благодаря дальнейшему тексту можно понять, что это смерть отношений, гибель любви.

Но по чьей же вине разбиваются чувства? Героиня признается, что это она «отравила» своего возлюбленного «терпкой печалью». Очень интересно, что героиня поит печалью, как вином (оригинальны метафора «напоила печалью», эпитет «терпкой печалью»). И герой пьянеет от нее горечью и болью. «Напоить допьяна» в контексте этого стихотворения обозначает причинить очень много страданий. Безусловно, читатель понимает, что это лирическая героиня виновата в случившемся.

Следующие строки показывают страдания героя, переданные через восприятие самой лирической героини:

Как забуду? Он вышел, шатаясь,

Искривился мучительно рот…

Я бежала за ним до ворот.

Лирическая героиня отмечает, что никогда не сможет забыть, как выглядел в этот момент ее возлюбленный. Во фразе «Он вышел, шатаясь» вновь перекликается мотив вина с мотивом страдания.

Важно заметить, как ведет себя герой. Он не оскорбляет предавшую его женщину, не кричит на нее. Его поведение передает сильнейшую боль, от которой «искривился мучительно рот». Герой молча выходит из комнаты. А лирическая героиня уже успела пожалеть о содеянном и бросилась за своим возлюбленным.
Ее стремительность, порыв Ахматова передает всего лишь одной деталью. Она сбежала по лестнице, «перил не касаясь». И мы понимаем, что эта женщина пытается догнать свою уходящую любовь, которую она сама же и потеряла. Сожалея о своем поступке, героиня желает вернуть любимого:

Улыбнулся спокойно и жутко

Безусловно, за ее криком скрывается сильная душевная боль. И героиня сама подтверждает это словами «уйдешь, я умру». Я думаю, что она имеет в виду смерть не физическую, а, скорее, психологическую и эмоциональную. Это крик души, последняя попытка остановить то, что уже ушло. Что отвечает на это герой? Его реплика «Не стой на ветру» в сочетании со «спокойной и жуткой» улыбкой говорит о том, что возлюбленного уже не вернешь. Все потеряно. Равнодушно-заботливая фраза героя говорит, что чувства потеряны навсегда. Герои больше не родные люди, а случайные знакомые. Это придает стихотворению подлинный трагизм.

Это стихотворение сюжетно и лирично одновременно: оно наполнено действием, как физическим, так и душевным. Стремительные действия героини помогают передать шквал чувств в ее душе и в душе героя: вышел, шатаясь; искривился рот; сбежала, перил не касаясь; бежала до ворот; задыхаясь, крикнула; улыбнулся спокойно и жутко.
В стихотворение введена прямая речь героев. Это сделано для того, чтобы более зримо передать трагедию двух людей, теряющих любовь, приблизить героев к читателю, а также усилить исповедальность стихотворения, его искренность.

Передать весь накал чувств, всю душевную боль и переживания Ахматовой помогают мастерски использованные ею средства художественной выразительности. Стихотворение наполнено психологическими, эмоциональными эпитетами (терпкая печаль, искривился мучительно, улыбнулся спокойно и жутко); метафорами (печалью напоила допьяна). В произведении присутствуют антитезы: темная - бледна, задыхаясь, крикнула - улыбнулся спокойно и жутко.

Стихотворение имеет традиционную перекрестную рифмовку, а также традиционное строфическое деление - на три четверостишия.

Сжала руки под темной вуалью…
“Отчего ты сегодня бледна? ”

Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь.
Искривился мучительно рот.. .
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: “Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру”.
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: “Не стой на ветру”.
8 января 1911 г. Киев.

Это стихотворение, являющиеся поистине шедевром творчества Ахматовой, вызывает у меня сложную гамму чувств и хочется читать его снова и снова. Конечно, все её стихотворения прекрасны, но это - моё любимое.
В художественной системе Анны Андреевной умело выбранная деталь, примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жест Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.
Одним из ярчайших примеров является это небольшое стихотворение. Оно было написано в 1911 году в Киеве.
Здесь идет речь о ссоре между любящими. Стихотворение делится на две неравные части. Первая часть (первая строфа) - драматический зачин, ввод в действие (вопрос: "Отчего ты сегодня бледна? "). Всё дальнейшее - ответ, в виде страстного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки ("Уйдёшь, я умру"), резко прерывается нарочито будничной, обидно прозаической репликой: "Не стой на ветру".
Смятённое состояние героев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, а выразительными частностями их поведения: "вышел, шатаясь", "искривился рот", "сбежала, перил не касаясь" (передаёт быстроту отчаянного бега) , "крикнула, задыхаясь", "улыбнулся спокойно" и так далее.
Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души нарочито будничного, оскорбительно спокойного ответа.
Для изображения всего этого в прозе понадобилась бы, вероятно, целая страница. А поэт обошёлся всего двенадцатью строчками, передав в них всю глубину переживания героев.
Заметим попутно: сила поэзии - краткость, величайшая экономия выразительных средств. Сказать многое о немногом - вот один из заветов подлинного искусства. И Ахматова научилась этому у нашей классики, в первую очередь у Пушкина, Баратынского, Тютчева, а также у своего современника, земляка по Царскому Селу Иннокентия Анненского, большого мастера естественной речевой информации и афористического стиха.
Возвращаясь к прочитанному стихотворению, можно заметить ещё одну его особенность. Оно полно движения, в нём события непрерывно следуют одно за другим. Эти двенадцать кратких строк легко превращаются даже в киносценарий, если разбить их на кадры. Вышло бы примерно так. Вступление: вопрос и краткий ответ. 1часть. Он. 1. Вышел, шатаясь. 2. Его горькая улыбка (крупный план) . 2 часть. Она. 1. Бежит по лестнице, "перил не касаясь". 2. Догоняет его у ворот. 3. Её отчаянье. 4. Последний её выкрик. 3 часть. Он. 1. Улыбка (спокойная) . 2. Резкий и обидный ответ.
Получается выразительный психологический киноэтюд, в котором внутренняя драма передана чисто зрительными образами.
Это превосходное стихотворение достойно высочайшей оценки читателя.
Анализ и интерпретация стихотворения А. Ахматовой “Сжала руки под темной вуалью… ”
- Какие эмоции вызвало у вас прочтение стихотворения? Какими чувствами, настроением оно проникнуто?
- Какие вопросы возникли у вас при прочтении стихотворения, что осталось непонятным?
Примечание: в классе, знакомым с данным видом деятельности, ученики, как правило, обозначают весь круг вопросов, связанных с анализом и интерпретацией произведения.
Далее дается примерная схема вопросов, которые могут обозначить ученики.
- Почему героиня бежит только до ворот, какие особенности художественного пространства можно выявить?
- Как соотносятся прошлое и настоящее время в стихотворении? О каком времени, вообще, идет речь?
- От чьего лица идет речь в стихотворении? Что это диалог лирической героини и лирического героя или монолог героини?
- Какова тема этого стихотворения?
- Что является основным событием стих.

«Сжала руки под темной вуалью…» Анна Ахматова

поэзии Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
- Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Анализ стихотворения Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…»

Анна Ахматова является одной из немногих представительниц русской литературы, которая подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это - великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов . Все дело в том, что данное произведение появилось спустя год после бракосочетания Анны Ахматовой и Николая Гумилева, однако не является посвящение мужу. Впрочем, имя таинственного незнакомца, которому поэтесса посвятила множество стихов, наполненных грустью, любовью и даже отчаяньем, так и осталось тайной. Люди из окружения Анны Ахматовой утверждали, что она никогда не любила Николая Гумилева и вышла за него замуж лишь из сострадания, опасаясь, что рано или поздно он все же выполнит свою угрозу и покончит жизнь самоубийством. Между тем, на протяжении их недолгого и несчастливого брака Ахматова оставалась верной и преданной женой, не заводила романов на стороне и очень сдержанно относилась к почитателям своего творчества. Так кто же тот таинственный незнакомец, которому было адресовано стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…»? Вероятнее всего, его попросту не существовало в природе. Богатое воображение, нерастраченное чувство любви и несомненный поэтический дар стали той движущей силой, которая заставила Анну Ахматову выдумать для себя таинственного незнакомца, наделить его определенными чертами и сделать героем своих произведений.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» посвящено ссоре между влюбленными . Причем, остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений людей, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Картина, которую рисует в своем стихотворении Анна Ахматова, рассказывает о последних мгновениях ссоры, когда все обвинения уже высказаны, и обида до краев переполняет двух близких людей. Первая строчка стихотворения свидетельствует о том, что его героиня очень остро и болезненно переживает случившееся, она бледна и сжала руки под вуалью. На вопрос о том, что же произошло, женщина отвечает, что «терпкой печалью напоила его допьяна». Это означает, что она признает свою неправоту и раскаивается в тех словах, которые причинили столько горя и боли возлюбленному. Но, понимая это, также отдает себе отчет и в том, что поступить по-другому - значит, предать саму себя, позволив кому-то другому управлять ее мыслями, желаниями и поступками.

Не менее тягостное впечатление произвела эта ссора и на главного героя стихотворения, который «вышел, шатаясь, искривился мучительно рот». Остается лишь догадываться, какие чувства он испытывает, так как Анна Ахматова четко придерживается правила о том, что пишет о женщинах и для женщин . Поэтому строчки, адресованные противоположному полу, при помощи небрежных штрихов воссоздают портрет героя, показывая его душевное смятение. Финал стихотворения трагичен и наполнен горечью. Героиня пытается остановить возлюбленного, однако в ответ слышит ничего не значащую и довольно банальную фразу: «Не стой на ветру». В любой другой ситуации ее можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры она означает лишь одно - нежелание видеть ту, которая способна причинять такую боль.

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев, которые расстались из-за нелепой ссоры.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью…» (восприятие, толкование, оценка)

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Произведение относится к интимной лирике. Основная тема его - любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.

Стихотворение открывается характерной деталью, определенным жестом лирической героини: «Сжала руки под темной вуалью». Этот образ «темной вуали» задает тон всему стихотворению. Сюжет у Ахматовой дан лишь в зачаточном состоянии, он незавершен, нам не известна история взаимоотношений героев, причина их ссоры, расставания. Героиня говорит об этом полунамеками, метафорично. Вся история любви эта скрыта от читателя так же, как и героиня скрыта под «темной вуалью». Вместе с тем характерный жест ее («Сжала руки…») передает глубину ее переживаний, остроту чувств. Также здесь мы можем отметить своеобразный психологизм Ахматовой: чувства раскрываются у нее через жесты, поведение, мимику. Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью Напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.

Вообще, мотив любви как смертельной отравы встречается у многих поэтов. Так, в стихотворении «Кубок» В. Брюсова читаем:

Вновь тот же кубок с влагой черной
Вновь кубок с влагой огневой!
Любовь, противник необорный,
Я узнаю твой кубок черный
И меч, взнесенный надо мной.
О дай припасть устами к краю
Бокала смертного вина!

У Н. Гумилева есть стихотворение «Отравленный». Однако мотив отравления там разворачивается в сюжете буквально: героя напоила отравой его возлюбленная. Исследователи отмечали текстуальную перекличку стихотворений Гумилева и Ахматовой. Так, у Гумилева читаем:

Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?

Ситуация обрисована здесь в романтическом ключе: герой Гумилева благороден, перед лицом смерти он прощает свою любимую, возвышаясь над сюжетом и самой жизнью:

Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко - не плачь, дорогая, —
Знать, что ты отравила меня.

Стихотворение Ахматовой также заканчивается словами героя, однако ситуация здесь реалистична, чувства более напряженны и драматичны, несмотря на то, что отравление здесь - метафора.

Во второй строфе переданы чувства героя. Они также обозначены через поведение, движения, мимику: «Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…». Одновременно здесь приобретают особый накал чувства в душе героини:

Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Этот повторение глагола («сбежала», «бежала») передает искренние и глубокие страдания героини, ее отчаяние. Любовь - это ее единственный смысл жизни, но вместе с тем это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Перил не касаясь» - в этом выражении подчеркнута стремительность, безоглядность, импульсивность, отсутствие осторожности. Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она охвачена острой жалостью к тому, кого невольно заставила страдать.

Третья строфа является своеобразной кульминацией. Героиня словно понимает, что она может потерять. Она искренне верит в то, что говорит. Здесь снова подчеркнута стремительность бега ее, напряженность чувств. Тема любви сопряжена здесь с мотивом смерти:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».

Развязка стихотворения неожиданна. Герой уже не верит своей любимой, он не вернется к ней. Он старается сохранять внешнее спокойствие, но вместе с тем он до сих пор любит ее, она по-прежнему дорога ему:

Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ахматова использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику.

В основе композиции лежит принцип постепенного развертывания темы, сюжета, с кульминацией и развязкой в третьем четверостишии. Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений. Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка - перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью Напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»).

Таким образом, стихотворение отражает характерные черты раннего творчества Ахматовой. Основная идея стихотворения - трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия.

Стилистический анализ стихотворения А. Ахматовой

"Сжала руки под тёмной вуалью…"

Анна Ахматова - тонкий лирик, способный проникнуть в самое сердце, дотронуться до сокровенных уголков души, вызвать эмоции - знакомые, болезненные, разрывающие на части.

Её любовная лирика вызывает гамму сложных чувств, так как в ней переданы сильнейшие переживания в роковые моменты жизни. Яркий пример такого переживания стихотворение «Сжала руки под тёмной вуалью…». Это произведение о мучительной ссоре двух возлюбленных, а судя по накалу страстей, возможно и о расставании…

А.А.Ахматову интересуют самые драматичные минуты в развитии отношений ее героев. В стихотворении описывается не сама ссора, а ее последствия. Когда разумом уже начинаешь понимать всю нелепость содеянного, всю глупость сказанных с горяча слов. И тогда всеми клетками своего тела ощущаешь пустоту и нарастающее отчаяние.

Стихотворение условно можно поделить на две неравные части. Первая часть как бы вводит нас в действие вопросом: «Отчего ты сегодня бледна?». Всё дальнейшее - ответ, в виде стремительного, всё ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки («Уйдёшь, я умру»), резко прерывается фразой уходящего возлюбленного: «Не стой на ветру».

Настроение стихотворения заключено в выражении «терпкая печаль». Словно «терпким» вином резких фраз допьяна напоила наша героиня своего любимого.

В первой строке можно заметить первый жест отчаяния («сжала руки»). Сжала руки, то есть попытка успокоиться, «собрать все силы в кулак», удержать эмоции, в то же время это жест невыносимой боли, которую она пытается усмирить, но тщетно. «Темная вуаль» - как символ траура. «Вуаль» - как нечто женственное, легкое. То есть эта деталь сразу наводит на мысль о горе, произошедшем ранее. Образ «темной вуали» будто набрасывает тень таинственности на весь последующий сюжет. Первая строфа построена на диалоге. С кем откровенничает лирическая героиня, тоже остается тайной.

Продолжает линию «жестов отчаяния» вторая строфа. Герой, опьяненный «терпкой печалью», «вышел, шатаясь ». Сам глагол «шататься» несет в себе смысл некой дезориентации, потери равновесия, утраты себя. Очевидно, что он настолько сражен случившимся (нам в полной мере неизвестно, что же сказала ему возлюбленная), что даже «скривился мучительно рот». Это гримаса ужаса, нестерпимой боли… боли разрывающей, режущей, разрушающей. (третий «жест отчаяния»).

7 и 8 строки в стихотворении самые стремительные, в них чувствуется движение. Ахматова передаёт быстроту отчаянного бега строчкой «Я сбежала, перил не касаясь». А анафора как бы нагнетает, усиливает это состояние. Передает торопливость и безумное волнение речи, сбивчивость.

В последней строфе открывается основной мотив ахматовской любовной лирики «любовь или смерть». В любви весь смысл земного существования, без нее только погибель («Уйдешь. Я умру»). Уход возлюбленного повергает героиню в отчаяние. И не ясно, то ли от бега она задыхается, то ли от невозможности жить без любимого. Душевное расстройство приносит героям физическое страдание, несет в себе реальную боль. Сам строй стихотворения органично передает это. При прочтении слов героини в центре фразы неизбежно возникает пауза, словно у нее срывается дыхание от горя и отчаяния, от невозможности удержать Его.

Оксюморон в улыбке героя («спокойно и жутко») говорит нам о смятении и противоречивости его чувств, которые вот-вот разорвут на части. Спокойствие в такой ситуации действительно жутко. Можно понять слезы, истерику, крики. Спокойствие выражает здесь, скорее всего, какое-то тупое отчаяние, поразившее героя. Нет, он не осознает случившееся, он еще до конца не понимает, что потерял возлюбленную. Это доказывает его фраза, сражающая заботой, нежностью, трепетностью: «Не стой на ветру!». На мой взгляд, эта фраза звучит как прощание: «Я ухожу, а ты береги себя…»

Пафос стихотворения - трагический. В нем разворачивается трагедия большой любви, уничтоженной будничной ссорой, но пылающей до сих пор. Пламень чувств, словно сжигает героев изнутри, причиняя адскую боль. Это ли не драма? Это ли не трагедия?

Ритмико-мелодический анализ:

1. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ а

2. _ _ ? / _ _? / _ _ ?/ b

3. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ a

4. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / b

3-х стопный анапест

5. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ a

6. _ _ ? / _ _? / _ _ ?/ b

7. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ a

8. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / b

Рифма перекрестная

9. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ a

10. _ _ ? / _ _? / _ _ ?/ b

11. _ _ ? / _ _ ? / _ _ ? / _ a

Известная поэтесса Анна Ахматова смогла создать такие прекрасные стихотворные работы, которые доказали целому миру факт о том, что особы слабого пола не только испытывают волнующие трепетные чувства, они могут мастерски выражать их при помощи пера и бумаги.

На счету у писательницы десятки работ, которые можно отнести к любовной лирике. Одной из них является «Сжала руки под темной вуалью».

Данное стихотворение можно назвать загадкой. Оно считается образцовым для работ интимной лирики. Кому посвящено стихотворение? Кто тот незнакомец, о котором пишет поэтесса?

Имя его не известно и до сих пор. Данная работа была написана после годовщины замужества Ахматовой и Гумилева. Но, их недолгий и не очень счастливый брак не давал повода Анне для измен и романов. Литературные критики считают, что герой, которому посвящена не одна работа, просто был выдуман Ахматовой. Его и вовсе никогда не существовало.

Тема стихотворения – ссора возлюбленных. Оба героя переживают последние минуты после ссоры. Они огорчены, опечалены. Героиня стихотворной работы осознает, что наговорила множество горьких слов своему любимому. Однако иначе она поступить не могла. Иначе, она предала бы саму себя.

Такими же терзаниями переполнена душа и самого героя. Однако Ахматова обещала писать только о женщинах, поэтому, никак не характеризует обиженного мужчину.

Из последних строк читатель узнает о том, что возлюбленные расстаются. Героиня пыталась догнать любимого остановить его. Однако он ответил ей отказом. Он не хочет быть с той, которая делает так больно обычными фразами и словами.

На этом, творческая работа поэтессы обрывается. Она дает каждому из нас возможность поразмыслить, а возможно ли вообще примирение после такой серьезной, болезненной ссоры.

Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств. В стихотворении отражается вся сложность отношений между двумя гордыми и, возможно, импульсивными личностями, а также раскрывает истинные слабости человеческой натуры, которые он прячет под маской мнимой независимости.

Главная героиня стихотворения - гордая и независимая женщина, решившая закончить отношения со своим возлюбленным. Сказав ему о расставании, в мгновение ока она передумывает и пытается найти выход из положения, при этом поступая холодно и самодостаточно, как это подобает женщине, знающей себе цену. Несмотря на то, что расставание с возлюбленным дается ей очень тяжело, она внешне не проявляет никаких признаков сожаления об утрате, а лишь "сжимает руки под темной вуалью", тем самым не желая проявить внешне слабость и скорбя о потере. Возлюбленный тоже не уступает главной героине в гордости и самодостаточности. Он проявляет свое разочарование лишь действиями и краткими репликами. Таким образом, между двумя любящими сердцами выстраивается огромная стена, преодолеть которую можно лишь уступив друг другу.

Из данного произведения можно почерпнуть, что два гордых человека не могут быть вместе из-за всевозможных внутренних барьеров, таких как гордость, самодостаточность и независимость, которые противопоставляются простому чувству любви. Автор дает понять, что любовь строится на полном отдании сердец возлюбленных друг другу со всеми их слабостями и недостатками, и не терпит горделивого и слегка высокомерного отношения.

Анализ 2

Как известно, Ахматова и Гумилев прожили около восьми лет как супруги и даже имели сына, но поэтесса никогда особенно не любила Гумилева. Даже сама Ахматова более назвала эти отношения следствием сострадания. Поэтому совсем не удивительным является пласт любовной лирики, который посвящен некому незнакомцу, неизвестному человеку, к которому, вероятно, Ахматова питала весьма нежные чувства.

До сих пор биографы не могут предоставить точных данных относительно того кем был этот человек и какие были между этим человеком и Ахматовой отношения, да и, по сути, не столь существенными являются эти подробности, когда мы видим стихотворение наподобие Сжала руки.. Невероятная любовная лирика от лица женщины позволяет понять чувство какой-то обреченности и безысходности, женской чувственности.

Конечно, если смотреть поверхностно на содержательную часть данного произведения, то рисуется вполне понятная схема, которая выглядит как: женщина испытывает характер мужчины на прочность, доводит ситуацию до абсурда и нервов, а после этого раскаивается. Далее женщина хочет вернуть ситуацию в нормальное русло, понимает как дорог мужчина, но тот отвечает холодностью. В целом, ситуация более чем типичная, таких расставаний и сейчас огромное количество и бывают они как у самых простых людей, также и у представителей высшего света.

Собственно в этом и заключается в некоторой степени загадочность женской души и особенность отношений между двумя полами. Однако, в этом стихотворении мы видим четкую рефлексию и точное понимание ситуации, которая изображается самой Ахматовой довольно отстраненно.

Таким образом, поэтесса рисует перед читателями некую универсальную схему. В такой детали как сжатые под вуалью руки проступает невероятно точный образ. Легко заметить перекликания с такими значениями как «взять себя в руки», при этом вуаль указывает на нечто скрытое и потаенное.

В некоторой степени мы видим в этой детали изображение внутреннего мира женщины, который сама женщина пытается контролировать, который не виден для остальных. Тем не менее, этого не понять по внешним признакам, внешне Ахматова только «накормила терпкой печалью» и потом сама не понимает как быть, как поступить с самой собой и своим любимым. Завершением является глубокая печаль по утраченным отношениям, которые определяются фразой (типично мужской, логичной и рациональной, которая является собой своеобразную антитезу женской чувственности) сказанной избранником Ахматовой.

Анализ стихотворения Сжала руки под темной вуалью… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Летний вечер тих и ясен Фета

    Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт 19 века. Его произведения знакомы каждому со школьной скамьи. В них знаменитый классик одинаково ярко и живо умел передать и чувство любви, и красоту природы.

  • Анализ стихотворения Мужество Ахматовой 6, 7, 10 класс

    Стихотворение, ставшее символом поэзии Анны Андреевны Ахматовой, было написано в 1942 году, после начала войны. Ахматова всегда была близка к народу, она была его мыслями, душой и голосом

  • Анализ стихотворения Мать Некрасова

    Детство поэта проходило в не лучших для ребенка условиях. Тирания со стороны отца доставляла много горя матери, видя все это, маленький Николай испытывал большую досаду и неловкость за то, что не в состоянии повлиять на атмосферу в семье и защитить мать.

  • Анализ стихотворения Песня Гиппиус

    Стихотворение Песня имеет довольно интересную структуру, в этом размере каждая строфа имеет повторяющуюся четную строчку. Каждая вторая строка вторит завершению предыдущей и таким образом звучит будто отголоском или своеобразным эхом.

  • Анализ стихотворения Полонского Блажен озлобленный поэт

    В этом стихотворении воспевается поэт, а также его озлобленность, как свойство, присуще не только ему, но всем его современникам. С первых строк автор заявляет что поэт, будь он даже злобным, блаженен, то есть почти свят.

Анализ стихотворения А.Ахматовой "Сжала руки под темной вуалью..."

Анна Ахматова подарила миру такое понятие, как женская любовная лирика, доказав, что представительницы слабого пола могут не только испытывать сильные чувства, но и образно излагать их на бумаге.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…», написанное в 1911 году, относится к раннему периоду творчества поэтессы. Это – великолепный образец интимной женской лирики, который до сих пор остается загадкой для литературоведов.

Произведение вызывает сложную гамму чувств, желание перечитать его снова и снова. В художественной системе Ахматовой умело выбранная деталь или примета внешней обстановки всегда наполнены большим психологическим содержанием. Через внешнее поведение человека, его жесты Ахматова раскрывает душевное состояние своего героя.

В данном произведении речь идет о ссоре между любящими друг друга людьми. Остро ненавидя все бытовые аспекты взаимоотношений, Анна Ахматова умышленно опустила ее причину, которая, зная яркий темперамент поэтессы, могла быть самой банальной. Стихотворение делится на две неравные части. Первая часть – это первая строфа, драматический зачин, вводное действие с помощью вопроса «Отчего ты сегодня бледна?». Всё дальнейшее действо - ответ, в виде страстного ускоряющегося рассказа, который, достигнув высшей точки – «Уйдешь-я умру» - резко прерывается нарочито будничной, прозаической репликой «Не стой на ветру». Драматизм положений сжато и точно выражен в противопоставлении горячему порыву души оскорбительно-спокойного ответа. В любой другой ситуации его можно было бы растолковать, как проявление заботы. Однако после ссоры это означает лишь одно – нежелание видеть ту, которая способна причинять боль.

Смятенное состояние героев этой маленькой драмы передано не длительным объяснением, а выразительными частичками, деталями их поведения: «вышел,шатаясь», «искривился рот», «сбежала, перил не касаясь», «крикнула,задыхаясь», «улыбнулся спокойно» и т.д.

В этих 12 строках автору удалось передать всю глубину переживания героев. Это стихотворение о счастливой и несчастной любви одновременно, облагораживающей, одухотворяющей и заставляющей страдать. Ахматова сумела воплотить новые оттенки чувств в старой любовной теме, передать их в простой, но строгой благородной форме. Это скорее характерно для психологической прозы, чем для поэзии.

Новым стало и то, что устами Ахматовой заговорила женщина. Из объекта поэтического чувства она стала лирическим героем поэзии. Героиня как будто наблюдает себя со стороны, а ее внутреннее состояние передается через конкретные детали. Мужчина представляется человеком сильным и мудрым. Ахматова воплотила новое умение «любить и видеть человека».

Анна Ахматова умышленно избегает говорить о том, возможно ли вообще примирение в такой ситуации. Она обрывает свое повествование, предоставляя читателям возможность самостоятельно домыслить, как дальше развивались события. И этот прием недосказанности делает восприятие стихотворения более острым, заставляя вновь и вновь возвращаться к судьбе двух героев, которые расстались из-за нелепой ссоры.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Сжала руки под темной вуалью…» относится к раннему творчеству А.А. Ахматовой. Оно было написано в 1911 году и вошло в сборник «Вечер». Произведение относится к интимной лирике. Основная тема его – любовь, чувства, испытываемые героиней при расставании с дорогим ей человеком.

Стихотворение открывается характерной деталью, определенным жестом лирической героини: «Сжала руки под темной вуалью». Этот образ «темной вуали» задает тон всему стихотворению. Сюжет у Ахматовой дан лишь в зачаточном состоянии, он незавершен, нам не известна история взаимоотношений героев, причина их ссоры, расставания. Героиня говорит об этом полунамеками, метафорично. Вся история любви эта скрыта от читателя так же, как и героиня скрыта под «темной вуалью». Вместе с тем характерный жест ее («Сжала руки…») передает глубину ее переживаний, остроту чувств. Также здесь мы можем отметить своеобразный психологизм Ахматовой: чувства раскрываются у нее через жесты, поведение, мимику. Большую роль в первой строфе играет диалог. Это разговор с невидимым собеседником, как отмечают исследователи, вероятно, с собственной совестью героини. Ответом на вопрос «Отчего ты сегодня бледна» является рассказ о последнем свидании героини с любимым человеком. Здесь Ахматова использует романтическую метафору: «я терпкой печалью Напоила его допьяна». Диалог здесь усиливает психологическую напряженность.

Вообще, мотив любви как смертельной отравы встречается у многих поэтов. Так, в стихотворении «Кубок» В. Брюсова читаем:

Вновь тот же кубок с влагой черной
Вновь кубок с влагой огневой!
Любовь, противник необорный,
Я узнаю твой кубок черный
И меч, взнесенный надо мной.
О дай припасть устами к краю
Бокала смертного вина!

У Н. Гумилева есть стихотворение «Отравленный». Однако мотив отравления там разворачивается в сюжете буквально: героя напоила отравой его возлюбленная. Исследователи отмечали текстуальную перекличку стихотворений Гумилева и Ахматовой. Так, у Гумилева читаем:

Ты совсем, ты совсем снеговая,
Как ты странно и страшно бледна!
Почему ты дрожишь, подавая
Мне стакан золотого вина?

Ситуация обрисована здесь в романтическом ключе: герой Гумилева благороден, перед лицом смерти он прощает свою любимую, возвышаясь над сюжетом и самой жизнью:

Я уеду далеким, далеким,
Я не буду печальным и злым.
Мне из рая, прохладного рая
Видны белые отсветы дня…
И мне сладко – не плачь, дорогая, -
Знать, что ты отравила меня.

Стихотворение Ахматовой также заканчивается словами героя, однако ситуация здесь реалистична, чувства более напряженны и драматичны, несмотря на то, что отравление здесь – метафора.

Во второй строфе переданы чувства героя. Они также обозначены через поведение, движения, мимику: «Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот…». Одновременно здесь приобретают особый накал чувства в душе героини:

Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Этот повторение глагола («сбежала», «бежала») передает искренние и глубокие страдания героини, ее отчаяние. Любовь – это ее единственный смысл жизни, но вместе с тем это трагедия, полная неразрешимых противоречий. «Перил не касаясь» – в этом выражении подчеркнута стремительность, безоглядность, импульсивность, отсутствие осторожности. Героиня Ахматовой не думает в этот момент о себе, она охвачена острой жалостью к тому, кого невольно заставила страдать.

Третья строфа является своеобразной кульминацией. Героиня словно понимает, что она может потерять. Она искренне верит в то, что говорит. Здесь снова подчеркнута стремительность бега ее, напряженность чувств. Тема любви сопряжена здесь с мотивом смерти:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».

Развязка стихотворения неожиданна. Герой уже не верит своей любимой, он не вернется к ней. Он старается сохранять внешнее спокойствие, но вместе с тем он до сих пор любит ее, она по-прежнему дорога ему:

Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».

Ахматова использует здесь оксюморон: «Улыбнулся спокойно и жутко». Чувства опять переданы через мимику.

В основе композиции лежит принцип постепенного развертывания темы, сюжета, с кульминацией и развязкой в третьем четверостишии. Вместе с тем каждая строфа построена на определенной антитезе: два любящих человека не могут обрести счастья, желанной гармонии взаимоотношений. Стихотворение написано трехстопным анапестом, катренами, рифмовка – перекрестная. Ахматова использует скромные средства художественной выразительности: метафору и эпитет («терпкой печалью Напоила его допьяна»), аллитерацию («Искривился мучительно рот… Я сбежала перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот»), ассонанс («Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру»).

Таким образом, стихотворение отражает характерные черты раннего творчества Ахматовой. Основная идея стихотворения – трагическая, роковая разобщенность близких людей, невозможность обретения ими понимания и сочувствия.