Биографии Характеристики Анализ

Исследование языка цветов в поэзии есенина. Сочинение на тему: "Цветовая символика в любовной лирике А

1 из 24

Презентация - Цветовая символика лирики С. Есенина

Текст этой презентации

Златокудрый витязь
русской поэзии
Цветовая символика лирики С. Есенина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
Литература. 11 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.

Цели и задачи:
Систематизировать данные о цветописи лирики Сергея Есенина Выделить доминирующие цвета. Провести параллель стихов Есенина с древнерусским искусством. Рассмотреть смысловую нагрузку лирики Есенина через цветовое восприятие. Научиться анализировать цветовую символику Есенина с дальнейшим выходом на творчество других поэтов.

1.Когда родился Сергей Есенин? 2.Где родился Сергей Есенин? 3.Кем были родители поэта? 4.Какое образование получил поэт? 5.Когда он начал писать стихи? 6.Встреча с каким поэтом определила творчество Есенина? 7.Как относился поэт к Октябрьской революции? 8.Назовите основные мотивы лирики Есенина? 9.С какими русскими поэтами дружил Есенин? 10.Какая знаменитая танцовщица была музой поэта? 11.Сколько детей было у Есенина от брака с З. Райх? 12.Как называется лироэпическая поэма С.Есенина? 13.Когда и где закончилась жизнь великого поэта? 14.Назвать исторических лиц, которым посвящал свои произведения поэт. 15.Сколько лет прожил великий поэт?
Проверка знаний путем тестирования:

Отговорила роща золотая...

Лирика С.Есенина сверкает всеми цветами радуги

Еще А.Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками.
Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Есенину близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи
«Под красным вязом крыльцо и двор» «На синих окнах накапал лик» «Луна под крышей, как злат бугор»

Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи. В его лирике синий цвет от перламутрового, голубого до темно-синего.
«В прозрачном холоде заголубели долы» «Летний вечер голубой» «Голубизна презримой гущи» «Синяя вьюга»
Синий цвет.

Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое. Ведь именно излюбленная синева Есенина напоминает древнерусскую фресковую живопись.

Зеленый цвет
Зеленая прическа, Девическая грудь. О, тонкая березка, Что загляделась в пруд?
Этот цвет - цвет молодости, цвет юности

Желтый цвет
Есенин – осень – есень – ясень – весень
«Зелень золотистая». «Осень – золотых дел мастер – «златит холмы». «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота»

Чаще всего один из основных цветов Есенина, красный или жёлтый, складывается из множества оттенков: «рыжие щенята», «ржаной закут», «золотыми звездами», «багряные кусты», «алый сок ягод», «розовый закат»

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет: «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». «Красной водой поливает восход», «На закат ты розовый похожа…»
Малиновый цвет

Белый и черный цвета характерны для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. «Черный человек»
Белый и черные цвета
Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки и лунный луч. «Белоснежное перо» «Белая чремуха» «Белая луна»

Размывание цвета
Есенин, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга.
«Жёлтые поводья» «Рыжие стога» «Чёрная глухарка» «Роща синим мраком»

Символическое значение цветов в лирике Есенина
«Красный конь» – символ революции «Черный конь» – всегда несущий смерть. «Розовый конь» – образ молодости
Вывод: Цветовая гамма поэта способствовала передаче различных настроений, романтической одухотворённости, придавала свежесть образам. Синее, голубое, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах

Сыплет черёмуха снегом…
Связь цвета в лирике поэта с его внутренним миром.
В ранней поэзии, преобладают голубые и зеленые тона, перемежающиеся с белым “снегом черемухи”.

В перламутровую, ясеневую «свежесть» врывается горький жёлтый цвет, звучит мотив «погибшей души».
«Жёлтая дорога – дорога в никуда»
Весной и солнцем на лугу Обвита жёлтая дорога, И та, чьё имя берегу, Меня прогонит от порога.

«Бродил я в каменной пещере» «Из щелей выдолбленных глыб»
Знакомство с городом приносит в поэзию Есенина иные краски: серую и черную. Золотистый цвет становится тускло-желтым, врываются резкие, контрастные цвета

Отныне в его стихах будут преобладать красно-бордовые оттенки, цвета, политые золотым дождем солнечных лучей или осенним листопадом.

«Чугунный поезд» «Красногривый жеребенок» «Стальная конница»
Поэт безмерно любит свою “убогую” Русь. Он с грустью смотрит на безвозвратно уходящую старину, погибающую под напором прогресса.

В 1925 году как-то очень трагично и безысходно зазвучала поэзия Сергея Есенина. Поэт как бы видит свой конец, ничего не предпринимая, чтобы остановить неизбежное. Из творчества исчезают краски, стихи его звучат, как прощание, как грусть по уходящей жизни.

Вывод: Живая, празднично – яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым», которое Блок считал спасительным для русской поэзии.


Что открыла нам лирика С.А.Есенина.

За тёмную гряду городского пейзажа садилось рыжее, нечёсаное, будто спросонья, солнце. В последний раз осветило багровым ливнем луча серые дома, пушистые облака, заглянуло нам в глаза. Может быть, оно хотело спросить, не слышали ли мы что-нибудь о рязанском парне с русыми, цвета спелой ржи, волосами, синими, как небо, глазами и чистой, словно весенний проливной дождь, улыбкой.

Солнце, остановись на мгновенье! Мы расскажем вам о Сергее Есенине, расскажем о его лирике, расскажем, почему мы полюбили его стихи. Стихи Есенина стали нам дороги сразу, как только мы вошли в его волшебный мир поэзии. С тех пор многогранность, своеобразие его творчества не перестают нас удивлять.

Всё глубже изучая жизнь и творчество поэта, мы полюбили его всей душой и хотим быть певцами его поэзии. Почему? Мы часто задавали себе этот вопрос. Действительно, почему так близки и понятны его стихи и сегодня? Пожалуй, из-за его глубокой любви к природе, её красоте, из-за того, что они учат меня понимать всё прекрасное. Его поэзия ласкает душу, захватывает драматизмом, впечатляет недосказанной, неизречённой тайной и яркой образностью. Его поэзия - луч истинного света, света духовности.

«Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю, чтоб скорей её покинуть…»

Да, Сергей Есенин, поэтическое сердце России, прожил яркую, короткую, как мгновенье, жизнь. Всего 30 лет. Но нам, своим читателям, он оставил богатое поэтическое наследство - свои стихи. В его стихах вся жизнь, со всеми поворотами, ухабами и взлётами. Он оступался, ошибался, впадал в народничество,- это вполне естественные «издержки» молодости, личного характера. Однако Сергей Есенин всегда был в поиске, в дороге, на крутых поворотах истории. Все его личные переживания и неудачи отступают перед главным - любовью к Родине.

Лирика Есенина открыла для нас простую истину: самое дорогое в жизни - Родина. И разве не счастье воспевать её красоту! Какая безграничная любовь к природе!

И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная ширь, и голубая гладь озёр - вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные горячей любви к русской земле.Есенин пленил нас тем, что повёл по забытой прекрасной земле, заставляя сберегать в глазах её краски, вслушиваться в её звоны, в её тишину, всем существом впитывая её запахи.

Цветовая гамма лирики С.А.Есенина.

В 1905 г. А.Блок написал статью «Краски и слова», где сетовал, что «современные взрослые писатели» «отупели к зрительным восприятиям». «Душа читателя поневоле заждалась среди абстракций, загрустила в лабораториях слов». Тем временем перед слепым взором её бесконечно преломлялась цветовая радуга. «И разве не выход для писателя - понимание зрительных впечатлений, умений смотреть?» «Действие света и цвета освободительно.» Статья эта, с призывом к свету и цвету, к общению с живой природой, освобождённой от академического «асфальта исторических аналогий», кажется навеянной раздумьями о новой французской живописи. Но это не так: импрессионистов А.Блок не заметил. Тоска по простоте и ясности «красного, зелёного, белого» была реакцией на русский литературный символизм, который год от году становился всё глубокомысленнее. Блок искал выход, со свойственным ему даром предчувствия, предсказывал неизбежность появления поэта, который, «схватив радугу», принесёт в русскую поэзию русскую природу, «населённую многими породами существ», со всеми её конкретными «далями» и «красками» — «не символическими и не мистическими, а изумительными в своей простоте».

И такой поэт появился. Сергей Есенин привлёк своих первых читателей свежестью восприятии и «неподдельной, наивной яркоцветностью». Как справедливо заметил И Сельвинский: «Такого глаза наша «поэтическая живопись» ещё не знала».

Да, есенинские пейзажи многоцветны и многокрасочны. Природа играет и переливается всеми цветами, образы живописны, словно акварелью нарисованные. И нам захотелось узнать: «Какова палитра красок в лирике Есенина?» Как национальный народный поэт Сергей Есенин впитал в свою поэтическую систему излюбленную исстари красочную гамму. Цветовые впечатления, разлитые в его звучных стихах, во многом перекликаются и повторяют те цвета, что мы встречаем в народных вышивках, фресковой живописи, устной народной поэзии.

Синева, разлитая в поэзии Сергея Есенина, действительно напоминает древнерусскую фресковую живопись. Недаром о знаменитом Дионисии его современники говорили, что он «аки дымом пишет». Эта синяя дымка полюбилась Есенину, стала его ведущей красочной тональностью. Анализ распространенности красочно-цветовых эпитетов и определений, выраженных прилагательными, показал, что самым распространённым эпитетом оказался «синий». Есенин залил голубизной свои рязанские пейзажи, словно бы сознательно стремясь к тому, чтобы по этой светящейся, то истинной, перламутровой, то глубокой, до черноты синий, издали, даже не всмотревшись в детали, в особенность рисунка, узнавали его руку.

Впечатление синевы Есенина создаёт настойчиво и последовательно:

«В прозрачном холоде заголубели долы…»,

«Летний вечер голубой»,

«Голубизна презримой гущи»,

«Синяя вьюга».

«Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа…

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза».

Сергей Есенин считает, что в самом имени «Россия» спрятано «синее что-то». Он так говорит Вс. Рождественскому: «Россия! Какое хорошее слово… И «роса», и «сила», и «синее» что-то!» Синий поэт считал цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность»! Эпитет «синий» встречается и в обычных, привычных словосочетаниях, и в оригинальных, поэтически свежих. Следует заметить, что в стихах 1910-1913 г. этот эпитет очень редок. О начинает широко применяться в поэзии со второй половины 10-х годов и затем прочно держится до конца творческой деятельности Сергея Есенина. Какое поэтическое содержание вкладывается в этот эпитет теперь? Одно из стихотворений 1925 года начинается: «Несказанное, синее, нежное…». То есть, синее - это что-то нежное, несказанное.

Очень характерно для палитры поэта пристрастие к желто-золотому:

«Мне снились реки златых долин»,

«Где золотятся рогожи в ряд»,

«Лижут сумерки золото солнца»,

«Хвойная позолота», «Зелень золотистая».

Нет ни увяданья, ни смерти, осень - золотых дел мастер - «золотит холмы». Но каждый раз, когда в ранних, ещё весёлых и лёгких стихах звучит мотив «погибшей души», врывается горький жёлтый цвет:

Весной и солнцем на лугу

Обвита жёлтая дорога,

И та, чьё имя берегу,

Меня прогонит от порога.

«Жёлтая дорога» — дорога в никуда. В оттенках жёлтого выдержан и автопортрет поэта:

«Я готов рассказать тебе, поле,

Эти волосы взял я у ржи».

«Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся».

Когда надо придать пейзажу звучность, Есенин употребляет малиновую краску:

«О Русь - малиновое поле

И синь, упавшая в реку».

«Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тлеется дым у малиновых сёл».

Правда пользуется он этой краской редко и бережливо. Чаще заменяет малиновые «земли» менее изысканными цветами:

« На лазоревые ткани

Пролил пальцы багрянец».

« Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Там, где капустные грядки,

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зелёное вымя сосет».

«Выткали на озере алый свет зари».

С «алым» сливается женский облик:

«С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла».

Интересно Есенин общается с золотом и серебром. Золото - серебро служит как бы рамой, окладом, например, в стихотворении «Табун». Зелёная картина - кони на фоне зелёных холмов - вставленная в золотую; синяя - те же кони, на опрокинутые в «синеющий залив» в серебряную «рамку».

«В холмах зелёных табун коней

Сдувают ноздрями златой налёт со дней,

С бугра высокого в синеющий залив

Упала смоль качающихся грив.

Дрожат их головы над тихой водой,

И ловит месяц их серебряной уздой.

Наиболее характерным для древнерусской литературы является употребление 2-х цветов-белого для обозначения всевозможных дел и побуждений и чёрного — для показа злых сил. Такая символизация цветов была обычно в Древней Руси. Эту традицию впитал в свою поэзию Есенин. Наиболее ярко это демонстрируется в поэме «Чёрный человек», где всё страшное, беспощадное, злое отношение к душевному миру человека, его переживаниям олицетворяется в чёрном, дьявольском подобии человека. Есенин редко пишет белым, но всегда по белому.

Поэт любит следить за тем, как цвет меняется, течёт, струится, движется в зависимости от характера освещения. Гладью воды пользуется как палитрой, где, совместив отражения можно получить необходимый цвет. В стихотворении «В том краю, где жёлтая крапива» опрокидывает в озеро жёлтую крапиву и синюю «гущу леса» и получает «зелень озёр». Краски в стихотворении ложатся то густо, то чуть приглушенно:

«Топи да болота, синий плат небес»

или

« Ярче розовой рубахи Зори вешние горят» .

В своём творчестве Сергей Есенин демонстрирует иное, новое отношение к цвету и даже иной способ «крашения». В стихотворении «Дымом половодье» первое, что бросается в глаза: нет ни одного чёткого контура. Очертания стогов так не ясны, что их можно принять за силуэты церквушек. Размывая линию, Есенин цветом выделяет нужные ему детали: смутная желтизна ила, жёлтые поводья месяца, рыжие, побуревшие за зиму стога. Общий план тона - желтый. Есенин играет на фактурных оттенках цвета. Пейзаж решен в 2 цвета: желтая масса реки и синяя даль рощи. Но ощущается присутствие черного, густого и яркого. Цветовой сюжет движется от света в темноту:

1 строфа - ярко - жёлтая,

2 строфа - рыжая,

3 строфа - черная,

4 строфа - мрачно - синяя.

Дымовое половодье

Зализало ил.

Желтые поводья

Месяц уронил.

Еду на баркасе,

Тычусь в берега.

Церквами у прясел

Рыжие стога.

Заунылым карком

В тишину болт

Черная глухарка

К всенощной зовет.

Роща синим мраком

Кроет голытьбу…

Помолюсь украдкой

За твою судьбу.

Так после двух первых попадает в (3-ю и 4-ю) темноту весенней ночи, где пугает птица.

В есенинской цветовой азбуке много земляных, натуральных, естественных красок.

Даже оторвавшись от предмета, цветовой образ не утратил предметности: волосы не просто желтые, а светлые, румянец не розовый, а именно ягодного оттенка, седина в бороде отца «яблочного» цвета.

Читая есенинские строки, мы невольно провели параллель с живописным творчеством К. Петрова - Водкина. Художник вёл борьбу за новое «цветоощущение», за возвращение к ясности, к классическому трёхцветному «красный - синий — жёлтый». К цвету он подходил как мастер-философ. Есенин обладал глазом, очень тонко воспринимающим «цветовые характеристики природы». В его стихах нет однообразия. Как только пейзаж становится чересчур однообразным, зелёным, Есенин вводит в лирический ландшафт алый, красный цвет. Наряжает свою «деву Русь» в алые одежды, не забывает бросить ей на плечи «зелёную шаль»:

«Не твоя ли шаль с каймой зеленеет на ветру» -деталь, прекрасно дополняющая «алый наряд».

Основной тон поэмы «Пугачёв» — медно- грязно-жёлтый:

«Луна, как жёлтый медведь»,

«Жёлтые кошки казацких голов»,

«Зари жёлтый горб»,

«Красношерстная верблюдица ».

Подобный фон (водно-голубой) вводится и в другие стихотворения:

«О, Азия, Азия!

Голубая страна,

Обсыпанная солью,

песком и извёсткой».

Есенин обращает внимание на голубой цвет, так же как и природа нашла единственно возможный дополнительный цвет к грубо-рыжим среднеазиатским пескам. У Есенина врождённая точность художественного зрения. Как и Петров-Водкин использует классическое трёхцветие:

«Под красным вязом крыльцо и двор»,

«Луна под крышей, как злат бугор»,

«На синих окнах накапал лик».

Но может создавать один цвет из множества оттенков:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех;

Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

Красный: «багряные кусты»

«розовый закат»

« алый, как ягоды»

Стремясь получить нужный оттенок, не пренебрегать даже «краской тараканьей». В поэзии Есенина много образов- символов. Например: лебеди — символ красоты . Есть символическое значение и у цветных эпитетов, так, например:

«Красный конь»- символ революции;

»Розовый конь»- образ молодости;

«Чёрный конь» — предвестник смерти.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Значение цвета для раскрытия «движения души».

Нам кажется, что дело не только в ярокоцветности лирики как таковой. Есенин как большой художник, оказался гораздо сложнее. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.

Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах. Вот такая цветовая палитра Есенина.

По мысли Потебни, любовь к чистым и ярким краскам — свойство наивного, неиспорченного цивилизацией сознания. Обладая таким свойством, Сергей Есенин углубил цветовосприятие тончайшими впечатлениями реального мира.

Заключение.

На траву упала роса. Растаяли в небе звёзды- насмешницы. Рассвет был какой-то розовый и звонкий. Казалось, скажешь слово тихо-тихо, оно полетит через всю землю. Мы посмотрели на родные, знакомые до боли места и замерли. Теперь мы твёрдо знаем: в какие бы края ни забросила нас судьба, мы никогда не расстанемся с этой землёй.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте родину мою».

Этому научил нас Сергей Есенин.

1. Теплота золотисто-желтой осени.
2. Цветовые образы бабочек и березы.
3. Ароматная оставляющая картины.

Природа — это единственная книга с великим содержанием на каждом листе.
И. В. Гете

Когда входишь в картинную галерею, то твоему взору предстает множество различных полотен, на которых художник выразил свое видение мира. Это могут быть пестрые и яркие картины природы или тихие и спокойные лица людей, обремененных какими-то неведомыми нам заботами. Но всех их объединяет одно — цветовая палитра. Каждый художник, прежде чем написать образ, который запал ему в душу, сначала берет в руки краски и кисть и лишь потом начинает творить. Так перед нами рождаются полотна чувств и эмоций, тревог и печалей, радостей и побед. Но подобные картины может создавать не только художник, но и поэт. Его лирические произведения с помощью словесной кисти передают все оттенки размышлений творческого человека о мире, в котором он живет. Таким даром обладал С. А. Есенин, постаравшийся в своей лирической книге выразить цветовую гамму чувств и эмоций. А за помощью он обращается к природе, которая дарит множество оттенков цветов для передачи внутреннего мира самого поэта.

Так при чтении стихотворений С. А. Есенина о природе складывается впечатление, что мы попадает в картинную галерею. И хочется при чтении музыкальных стихотворных строк закрыть глаза, чтобы воображение нам рисовало мгновенные и прекрасные природные пейзажи, которые с помощью слов мог донести до нас С. А. Есенин.

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду...

Так начинается стихотворение «Закружилась листва золотая...». И наше воображение рисует прекрасную осень, желтую, золотую, еще не тронутую проливными дождями. Хоть и в природе наступает увядание, она приносит не тревогу или печаль. Наоборот, кажется, что уходящее лето в память о себе украсило все деревья новым убором, чтобы запечатлеть в нашей памяти то тепло, которое оно дарило нам всего несколько месяцев. И эта золотая листва делиться с прудом своим теплом. Она словно отдает частичку себя и своей энергии воде. Так пруд становится не зеленым, темным и заросшим, каким он и должен быть осенью. Он приобретает другие краски и оттенки — розовый. Этот цвет весьма загадочный. Возможно, он „бледный оттенок красного, алого. То есть если такие пестрые цвета разбавлены, то значит, нет никакой угрозы: все тихо и спокойно не только в этом пруду, но и во всем мире. В тоже время розовый цвет получается тогда, когда мы только касаемся кистью бумаги. То есть он символизирует нежное прикосновение к чему-либо, без нажима и всякого давления. Так лирический герой всего в двух строчках нарисовал красочную и спокойную картину осеннего вечера. В следующих строках в стихотворении появляются образы бабочек. Именно с ними лирический герой сравнивает золотые листья. Но тем самым он подчеркивает не только их легкость. Герой также хочет нам показать, что по своей окраске они очень разные, как сами насекомые.

Свой оттенок имеет и пруд. Возможно, что розоватость — это не только отблески уходящего солнца, но и та красная листва, которая начала отдавать часть своего пламенного цвета воде.

Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

И лирический герой не может молчать в такой прекрасный вечер. Он не хочет просто остаться сторонним наблюдателем. Поэтому сам вторгается в повествование, чтобы еще раз выразить свою любовь к такой прекрасной картине природы. Он говорит о том, что ему близок этот желтеющий дол.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.

Он использует в своем признании другие цвета палитры. Осеннюю красоту герой не называет золотой. Он дает другое определение — желтая. И этот оттенок намного нам ближе и роднее. Золотистый цвет красивый, но он в какой-то степени холодный, так как больше ассоциируется с металлом — золотом. Но вот желтый непременно соотносится с цветом солнца, то есть тепла и добра.

Однако лирический герой использует не только прямое обозначение того или иного цвета. Он берет в качестве образов такие, которые в нашем сознании ассоциируются с определенной цветовой гаммой. Например, береза. Она всегда была символом искренности и простоты русского народа и воспевалась во многих народных песнях. Поэтому, произнося слово «береза», мы подразумеваем белое, прекрасное и непорочное.

Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.

И ветер словно нам помогает. Он старается внести в картину природы, описываемую лирическим героем, как можно больше белого цвета.

Тогда в такое теплое и светлое полотно художник добавляет новые краски — оттенки синего. Лирический герой показывает, что в его душе царит та же прохлада, что и в самой долине. Следовательно, они являются настолько родственными, что могут существовать лишь в нераздельном единстве. При этом переход от белоснежной березы к синему сумраку достаточно плавный. У нас не складывается ощущение, что из тепла мы попали в какую-то мрачную долину. Поэтому ключевым образом является слово «прохлада». Это легкая дымка, появляющаяся вечером над прудом, который весь день дышал оставшимся теплом осеннего дня. И именно через нее и показан переход от белоснежной березы к синему сумраку. Белое полотно словно тает и приоткрывает нам оттенки нового образа — сумрака.

И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.

В последних двух строчках этой строфы лирический герой не добавляет новых красок. Наверное, он считает, что их уже достаточно. Поэтому оставляет нас наедине с той цветовой палитрой, которую уже составил на своем словесном полотне. Единственное, что он решил добавить, так это звуковое оформление, чтобы сделать свою природную картину более законченной.

Но сам лирические герой снова не желает оставаться в стороне от этого великолепия. Его душа, наполненная красками осеннего вечера, сама хочет стать частью этой великолепной картины. И подчиняясь своему внутреннему голосу, герой хочет тоже, как ива, прикоснуться к живительной розовой воде на пруду. Так через цвет в стихотворение входят и запахи. Подобное впечатление создается потому, что розовость ассоциируется с розовой водой, то есть не столько с цветом, сколько с жидкостью, с ароматом розы. Так получается, что лирический герой хочет прикоснуться не только к живительной воде, но и прекрасному неуловимому запаху, который хочет запечатлеть в своей памяти.

Я еще никогда бережливо

Так не слушал разумную плоть,

Хорошо бы, как ветками ива,

Опрокинуться в розовость вод.

Таким образом в поэтическом полотне происходит взаимозаменяемость образов. Через образ березы в стихотворение входил белый цвет, а через розовую воду в нем постепенно чувствуется легкий аромат прекрасной розы.

И снова в стихотворении появляются образы, а не краски. Кажется, что лирический герой постепенно уходит от своей первоначальной картины и хочет не только оставить там различные цветовые мазки, но и запечатлеть на картине определенные жизненные облики. С другой стороны, вместе с ними входят вновь узнаваемые очертания — стог сена, месяц. Таким образом картина в своей цветовой гамме словно замыкается. Ведь и стог сена, и месяц в нашем сознании связан именно с желтой гаммой, то есть цветом осени.

Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя ничего не желать?

Стихотворение заканчивается знаком вопроса. Лирический герой потерял дорогого для него человека. И мы понимаем, что само стихотворение является описанием любовного чувства. Так, в одной поэтической картине происходит двойное наслоение. Внутренний душевный трепет лирического героя воплощается через краски, оттенки и образы. Они помогают создать наиболее гармоничную картину, воплощенную в поэтических красках на большом полотне. И каждый цветовой оттенок передает нам один из аккордов душевного волнения. И мы не через слова или образы, а с помощью красочных сочетаний в картине принимаем оттенки чувств лирического героя в золотистый теплый осенний вечер.

Цветовая палитра в творчестве С. А. Есенина является не только выразителем внутреннего состояния лирического героя. Она позволяет через особенности цветового перехода вводить в произведение новые посторонние характеристики, такие как запахи. Также поэт используется знакомые нам образы, которые ассоциируются с определенным цветом (береза, сумрак), для того чтобы добавить в свое полотно новые необычные краски. Таким своеобразным отношением к природному пейзажу можно только любоваться и все пристальнее вглядываться в особую цветовую гамму, чтобы понять, что мы не упустили из нее какой-нибудь очень важный элемент, добавляющий в прекрасную картину иной оттенок, а значит, и новое толкование образов.

Использование цветов в поэзии является значимым средством выражения не столько мысли, сколько чувств и эмоций, и по палитре используемых цветов можно воссоздать образ поэта и его внутреннее самоощущение. Однако еще А.Блок писал в своей статье «Краски и слова», что современные писатели «отупели к зрительным восприятиям» и воспитывают душу читателя среди абстракций и отсутствия света и цвета. Блок предсказал, что появится поэт, который привнесет в поэзию русскую природу с изумительными по своей простоте красками. Таким поэтом стал Сергей Есенин, который обогатил поэзию многоцветными русскими пейзажами.

Как народному поэту, Есенину оказалась близка гамма цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи . В первую очередь, это синева и залитые голубизной рязанские пейзажи, которые стали превалировать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «Голубизна презримой гущи». Синий цвет и его оттенки не были для Есенина обыденной палитрой, так как выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное…». Поэт даже саму Россию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Следующий цвет, которым поэт умело окрашивал свое поэтическое творчество, — это желто-золотой : «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота». Для поэта это не цвет осени и увяданья — кстати, желтой палитрой поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности: «Весной и солнце на лугу/ Обвита желтая дорога,/ И та, чьё имя берегу,/ Меня прогонит от порога.…». Мрачными грязно-желтыми красками насыщена и поэма «Пугачев»: «Желтые кошки казацких голов», «Зари желтый горб».

Ярким мазком в поэзию Есенина врывается малиновый цвет : «О Русь – малиновое поле…», «Тлеется дым у малиновых сел». Хотя этот насыщенный сочный цвет не очень присущ поэзии Есенина, и поэт чаще пользуется другими красками: «Выткали на озере алый свет зари», Красной водой поливает восход», ««На закат ты розовый похожа…».

Использование контраста белого и черного было очень характерно для древнерусской литературы, где «черный» олицетворял силы зла. Это нашло свое отражение в поэме «Черный человек», где злые силы поэт выделил только этой краской. Белым цветом поэт раскрашивал месяц над крышей, гладь реки, и лунный луч у Есенина — как «белоснежное перо».

Есенин нередко использовал и такой прием: он, как художник, размывал на холсте цвета, убирал четкие линии и позволял цветам переходить друг в друга. К примеру, в стихотворении «Дымом половодье» общим фоном является желтый («Жёлтые поводья/ Месяц уронил»), который затем переходит в рыжий («Церквами у прясел/ Рыжие стога»), а заканчивается стихотворение в черных и темно-синих тонах: «Чёрная глухарка/ К всенощной зовет/ Роща синим мраком/ Кроет голытьбу». В поэзии Есенина цвет имеет и символическое значение: «красный конь» как символ революции или «черный конь», всегда несущий смерть.

Выполняя в художественной ли-тературе эстетическую роль, слово является средством создания обра-за, наряду с композицией, ритми-кой, мелодией. Но не всякое слово само является образом. Известно, что поэтический образ может быть создан как с помощью прямого значения слова, так и метафори-чески. Сергей Есенин в своей ли-рике великолепно использует оба способа. Однако главное, благодаря чему стихи Есенина эмоционально воздействуют на читателя, это искреннее воодушевление поэта: «В стихах моих читатель должен главным образом обращать внима-ние на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выду-мал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил ос-новным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства», - писал Есенин в 1924 году.

Основная образная тема лиричес-ких произведений Есенина - пере-дача внутреннего состояния лири-ческого героя через восприятие ок-ружающего мира. Поэт вырос среди раздолья среднерусской при-роды, и она научила его любить «всё, что душу облекает в плоть». И «зеленокосая» берёзка, и старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, склонив-шие к поэту свои головки, - всё это любимые образы Есенина. В его стихах мы встречаем названия множества растений. Среди них - названия цветов: роза, мак, лан-дыш, маргаритки, ромашки, резе-да, кашка, левкой, василёк, колокольчик ; названия кустарников и деревьев: сирень, черёмуха, липа, рябина, яблоня и др. Вот лишь несколько примеров:

И душа моя - поле безбрежное -

Дышит запахом мёда и роз .

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Под венком лесной ромашки

Я строгал, чинил челны.

Иду я разросшимся садом.

Лицо задевает сирень .

Чтобы создать выразительную картину мира, поэт использует названия цветов и деревьев в прямом значении. Но очень часто он при-бегает к переносному, метафори-ческому употреблению. Таким спо-собом Есенин выражает душевное состояние и чувства своего лири-ческого героя: безответную любовь (Маком влюблённое сердце цве-тёт, Только не мне она песни поёт ); восторг (Васильками серд-це светится, Горит в нём бирю-за ); раздумье (Я по первому снегу бреду, В сердце ландыши вспых-нувших сил ); грусть (И в глазах завяли маргаритки, Как болот-ный гаснет огонёк ).

Рисуя картины природы, Есенин основывается на богатом опыте на-родной поэзии. Он часто прибегает к приёму олицетворения. Подобно человеку, цветы рождаются, рас-тут, умирают, поют, шепчут, грустят, страдают :

Милая, ты ли? Та ли?

Розы ль мне то нашептали ?

Цветы мне говорят - прощай,

Головками склоняясь ниже.

Свет вечерний шафранного края.

Тихо розы бегут по полям.

Многоцветная, многокрасочная палитра поэта переливается всеми цветами радуги. «Цветными» эпи-тетами поэт пользуется мастерски, и довольно часто у него рождаются неожиданные образы:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?

Синий, синий мой цветок,

Неприхоженый песок .

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые ,

Что кудри, завила.

Белая свитка и алый кушак,

Рву я по грядкам зардевшийся мак .

Этой грусти теперь не рассыпать

Звонким смехом далёких лет.

Отцвела моя белая липа,

Отзвенел соловьиный рассвет .

Я ответил милой: «Нынче с высоты

Кто-то осыпает белые цветы ».

Здесь белые цветы - снежинки. А в двустишии

Я милой голову мою

Отдам, как розу золотую .

цвет волос ассоциируется с цветом золота; кроме того, голова поэта (лирического героя) для милой - это очень дорогой подарок, то же, что и золотая роза, т. е. цветок из драгоценного металла.

Человек - дитя природы. Есе-нин не мыслит себя, своего лири-ческого героя вне природы. Он живёт в природе, а природа живёт в нём. Вероятно, поэтому в стихах Есенина так часто встречается сравнение человека с цветком, цве-тами деревьев:

Только нам бы, только б нашей

Не скосили, как ромашке, головы.

И, песне внемля в тишине,

Любимая с другим любимым,

Быть может, вспомнит обо мне

Как о цветке неповторимом.

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать.

В последнем примере другая па-раллель: душа - цветущая яблоня .

В лирике поэта мы встречаемся не только с названиями цветов и деревьев (прямыми и метафоричес-кими), но и с прилагательными-определениями, образованными от «цветовых» названий и сохраняю-щими как прямое, так и перенос-ное значения:

А степь под пологом зелёным

Кадит черёмуховый дым .

Яблоневым цветом брызжет

Душа моя белая .

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Ты - моё васильковое слово ,

Я навеки люблю тебя.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь .

Прилагательное сиреневый до-вольно широко распространено в текстах. Оно несёт двойную на-грузку: во-первых, указывает на цвет; во-вторых, передаёт значе-ние, ассоциирующееся со словом сирень - «растение с нежными соцветиями». Значит, можно ска-зать, что сочетание души сирене-вую цветь говорит о душевной нежности (или нежности души). Так же часто встречается и василь-ковый . Это прилагательное, кроме обозначения цвета, имеет ещё зна-чение «неброский, скромный», а также и дополнительные оттенки: «исконно русский», «родной», «близкий».

Эпитеты, сравнения, метафоры для Есенина - не формальные показатели «владения словом». С их помощью поэт глубже выража-ет своё отношение к жизни: «Ис-кусство для меня - не затейли-вость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить».