Биографии Характеристики Анализ

Психология личности: вред и польза богатого воображения. Простые приемы, тренирующие фантазию

Воображение - познавательный психический про­цесс создания нового образа (представления) предмета или ситуа­ции путем перестройки (преобразования) имеющихся у человека представлений. Воображение как своеобразная форма отражения действитель­ности осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого, способствует предвосхищению будущего, "оживляет" то, что было ранее.

Некоторые расстройства психики своим возникновением иногда обязаны чрезмерной мнительности, впечатлительности и живому воображению больного. Часто непосредственным поводом для та­кого заболевания является неправильно понятое слово врача. Паци­ент здесь воображает, что он заболел опасной болезнью и у него даже "появляются" соответствующие симптомы. Такие болезни, ко­торые возникают под влиянием неосторожного слова врача, приня­то называтьятрогенными заболеваниями. Сила ятрогенных воздей­ствий врача возрастает при авторитарном, директивном стиле его отношений с больным.

Ятрогении (от лат. iatros-«врач») (Вцтке О., 1925)-общее назва­ние, обозначающее психогенные расстройства у больного вслед­ствие неосторожных, ранящих больного слов врача (собственно ятрогения) или его действий (ятропатия), медицинской сестры (соророгения, от лат. soror - сестра), других медицинских работни­ков. Пагубные самовлияния, связанные с предубеждениями по отно­шению к врачу, страхи перед медицинским обследованием, могут так­же привести к подобным расстройствам - эгогения (Лакосина Н.Д., Ушаков Г.К., 1976). Ухудшения в состоянии больного под влиянием нежелательных воздействий других больных (сомнения в правильности диагноза, лечения и т.п.) обозначают термином эгротогения (от aegrotus-больной, Либих С.С., 1975). Еще в 193 7 г. отечественным психологом и психотерапевтом К.К. Платоновым описывались дидактогении - психогенные расстройства у учащихся, связанные с неосторожными высказываниями учителя.

Патологические формы воображения и их оценка

В клинической практике врачу нередко приходится встречаться с больными, у которых психопатологическая симптоматика может от­носиться как к нарушениям пассивного, так и активного воображе­ния. Однако замечено, что все эти нарушения чаще встречаются у лиц с особым психическим складом, отличающихся чертами инфан­тилизма и признаками чрезмерной возбудимости воображения с наклонностью к выдумкам и фантазированию. Еще в 1905 году эти личностные особенности описывались французским психиатром Эрнестом Дюпре (1862-1921) как "мифоманическая конституция".

Патологические формы пассивного воображения. В психиатри­ческой и общесоматической клинике оценка особенностей пассив­ного воображения чаще всего требуется у больных при различных видах снижения уровня бодрствования и состояний помрачения со­знания, а также при нарушениях сна в связи со сновидениями.

Онейроид - сновидное, грезоподобное помрачение сознания, наблюдающееся в результате травм черепа, острых инфекционных заболеваний с лихорадкой, интоксикацией или при некоторых разно­видностях острой шизофрении. При этом у больного резко активизи­руются процессы воображения, причем создаваемые им образы "визуализируются" в виде калейдоскопических фантастических ви­дений, напоминающих псевдогаллюцинации.

Ониризм - больной перестает ощущать различия образов вооб­ражения в сновидениях с реальностью. При этом увиденное во сне может не восприниматься с должной критической оценкой утром. Иногда при этом и днем у больного возникают яркие сновидные образы, стоит только ему закрыть глаза. Иногда такие видения быва­ют и при открытых глазах - грезы по типу сна наяву или сна с откры­тыми глазами. У психически здоровых лиц последнее может отме­чаться при ослаблении деятельности сознания - в полудремотном состоянии или в состоянии аффекта.

Галлюцинации воображения (Dupre Е.,) - разновидность психо­генных галлюцинаций, фабула которых вытекает из аффективно значи­мых и длительно вынашиваемых в воображении идей. Особенно легко возникает у детей с болезненно обостренным воображением.

Бред воображения (Dupre Е., Logre J.B., 1914) - является вариантом бредообразования, который вытекает из склонности к фантазированию у лиц с мифоманической конституцией. Возникает остро - по "ин­туиции, вдохновению и озарению". Восприятие не нарушено, больной полностью ориентирован относительно места и собственной личности.

Сновидные эпилептические приступы (Ducoste, 1889) - сновидения с преобладанием красного цвета, сопровождающие или заменяющие (экви­валенты) ночной эпилептический припадок. Они всегда стереотипны - с видением угрожающих образов в виде чудовищ, химер и частей собствен­ного тела. В дневное время такие сноподобные состояния (Jackson J.H.,1870) могут быть предвестниками (аурой) припадка при ви­сочной эпилепсии, однако при этом все же преобладают явления дереализации, феномены "уже виденного" и "никогда не виденного", "насильствен­ные" (не подавляемые усилием воли) фантастические представления.

Патологические формы активного воображения. Главным при­знаком расстройств активного воображения является нарушение критичности к его продуктам и (или) их применению. Чаще всего в клинической практике врачу приходится сталкиваться с феноменом патологической лживости у ряда больных - фантастической псевдологии. Она выражается в том, что чело­век начинает искренне верить в созданные им самим фантазмы (фантастические идеи и образы). Этот феномен описан еще в 1891 году А. Дельбрюком как "ложь без нужды с убежденностью в правдивости высказываемой лжи". В современном понимании псевдология рассматривается в двух основных вариантах.

1. Фантазмы психотические, где воображаемое субъективно бо­лее устойчиво принимается за истину (например, как при конфабуляциях ), и оно может переходить в целые сюжетные псевдологии и даже бредоподобные фантазии. Такие расстройства более характер­ны для различных органических заболеваний мозга с грубыми нару­шениями памяти (прогрессивного паралича, сифилиса мозга, травм), а также эпилепсии и шизофрении.

2. Фантазмы непсихотические, где псевдология является сочета­нием двух видов фантазирования: "для себя" ("бегство" в мир мечты от действительности) и "для других" (повышение собственной при­влекательности), т.е. обладает как свойствами механизмов психоло­гической защиты, так и свойствами "манипуляционных механизмов" другими людьми (Якубик А., 1982).

Непсихотические фантазмы как разновидность псевдологии осо­бенно часто встречаются у лиц с истерическими психопатическими наклонностями и "мифоманической конституцией". При этом такой человек, как и всякий лгун, знает, что он лжет. Однако эта ложь патоло­гическая - она отличается от обычной тем, что чаще всего бывает явно нецелесообразной, и больной понимает всю ее бесполезность, но противостоять своей потребности лгать не может. Псевдологи, в отличие от обычных истерических психопатических личностей, более активны и в стремлениях воплотить в жизнь свои фантастические по­строения, поэтому они чаще вступают в конфликт с законом. Лжи­вость при этом заслоняет у них все остальные личностные черты.

Патологическую наклонность к вымыслам и лжи с детского воз­раста психиатры обычно рассматривают как проявление частичного инфантилизма. Таким личностям не хватает устойчивости, зрелости воли и суждений. Привязанности их неглубоки, так как любят они только себя. Им чуждо чувство ответственности и долга. Параллель­но с созреванием личности эти психопатические проявления посте­пенно стихают. К возрасту 40 лет такие явления наблюдаются редко.

При оценке "патологичности" псевдологии у детей и подростков (детская лживость) следует учитывать возрастные особенности ста­новления воображения. Ребенок получает возможность полностью от­делить свои мечты, детские фантазии от реальности только к подростко­вому возрасту. Если период активного детского воображения (4-7 лет) по каким-либо причинам затягивается, то детская лживость постепенно может приобрести социально значимый и даже патологический харак­тер, особенно в тех случаях, когда она становится постоянным орудием жизненной удачи. Это постепенно становится фактором деформации личности, патологического личностного развития.

У здоровых детей фантазии отличаются подвижностью и связаны так или иначе с реальностью. Патологические фантазии чаще всего дос­таточно стойкие, оторванные от реальности, причудливые по содержа­нию и сопровождаются поведенческими нарушениями.

В дошкольном возрасте (чаще в возрасте 3-5 лет) у родителей детей иногда возникают тревоги по поводу затянувшегосяигрового перевоплощения ребенка в образ какого-либо персонажа сказки или даже в неодушевленный предмет. Такие случаи требуют консульта­ции специалиста, так как они могут быть проявлением элементарных форм деперсонализации и нередко на смену им приходят иные психи­ческие нарушения (типа симптома психического автоматизма при ши­зофрении).

В других случаях в играх ребенка начинают доминироватьманипу­ляции, с предметами неигрового назначения - чашки, веревочки, бутылочки. Попытки родителей отвлечь ребенка от игр с таким "люби­мым" предметом безуспешны, здесь уже в фантазировании ребенка ус­матриваются или элементы сверхценности и (или) измененности сферы влечений.

Настораживающими в плане возможности психического расстрой­ства у ребенка являются случаи стойкого фантазирования садисти­ческого содержания и патологические фантазии типа самоогово­ров. Последний тип фантазирования чаще встречается в подростковом возрасте - у мальчиков это обычно "признания" в каких-либо ограбле­ниях или участии в шпионской деятельности, а для девочек типичны самооговоры сексуального содержания.

Контрольные вопросы:

    Какие расстройства наблюдаются вследствие чрезмерной мнительности больного?

    Назовите формы нарушений активного и пассивного воображения.

    Какие возрастные особенности ста­новления воображения следует учитывать при оценке псевдологии у детей и подростков?

Многих людей сегодня волнует вопрос о пользе и вреде фантазирования. Действительно, в фантазии можно «уйти», они способны поглотить, привести к тому, что человек может возомнить о себе. Однако фантазия может перерасти в проект, произведение искусства и даже может быть использована в науке.

Например, в своих дневниках инженер-физик Никола Тесла писал: «Я не спешу приступить к практической работе. Когда у меня рождается идея, сразу же начинаю развивать её в своем воображении: меняю конструкцию, вношу улучшения и мысленно привожу механизм в движение… Таким образом, я могу быстро развивать и совершенствовать концепцию, не прикасаясь ни к чему ».

Так в чём полезность и вредность фантазии?

Если мы обратимся к трудам отцов Церкви, то встретим высказывание святителя Феофана Затворника : «Фантазия творит совершенно новые образы, хотя из прежнего материала и большею частию по готовым или известным уже образцам. В ней должно различать деятельность хорошую – дельную – и движения беспорядочные – самовольные…».

В практике духовничества работа с образом, фантазией широко использовалась. Вспомним расхожий совет наставника для послушника. Звучал он примерно так: «Если тебе понравилась какая-либо девушка, представь ее лежащей в гробу. Тело ее покрыто струпьями…». Да, для современника звучит немного пугающе, но суть примера в том, что воображение как таковое не считалось чем-то душевредным. Душевредным считалось его неправильное использование.

Образы часто встречаются и в Евангелии – образ смоковницы, образ жемчужины как символа Царства Небесного. Это то, что мы можем назвать полезными образами по святителю Феофану Затворнику.

Интересно пишет о работе фантазии в своём труде «О хранении чувств»: «…Так, например, если кто-то ест лимон, а рядом стоит другой и смотрит на него, то у этого другого начинает выделяться слюна. Но то же испытывает и тот, кто только представит себе лимон в своём воображении?..».

Святитель Феофан Затворник указывал, что «низшие способности познания суть: наблюдение внутреннее и внешнее, воображение и память…». Иоанн Дамаскин в своём труде «Точное изложение православной веры» пишет: «Как мы знаем, вследствие чувственного восприятия в душе образуется впечатление, называемое представлением…». Поэтому само воображение опасно считать душевредной силой, как и всякую способность души. Важно научиться его использовать «в мирных целях».

Зачем ребёнку фантазировать?

Мозг человека способен сохранять наш прежний опыт. Если бы он умел только это, человечество могло бы лишь приспосабливаться. Но Господь даровал человеку способность, можно сказать, пророческую, творческую – моделировать и строить будущее. И все модели сперва возникают в мышлении, как представление, как образ, а значит – как фантазия.

Воображение лежит в основе любой культурной деятельности человека, в основе художественного, научного, технического творчества. Любое новшество, изобретение, книга рождались сначала в воображении. Воображать человек начинает с детства, а значит – начинает творить.

Психолог Лев Выготский пишет:

«Один из самых важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей. Ребенок, который, сидя верхом на палке, изображает, что едет на лошади, девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью… – все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества ».

Так действительность формирует воображение, а воображение – действительность через продукты любого вида творчества.

…Лиду привела мама. Девочке было пять лет. Худенькая, робкая, немного зажатая и смущённая. Она зашла в кабинет, как бы стараясь занимать поменьше места. Средний ребёнок в семье, Лида получала достаточно много внимания, мама не работала. Отец любил детей, проводил с ними своё свободное время.

Мама жаловалась на то, что Лида была малоэнергичной, болезненной девочкой, которая не очень-то любила играть с детьми. Родители имели высшее образование и старались давать детям много научной информации об окружающем мире, читали им и сказки. Когда я предложила девочке игрушки, она выбрала корову и собачку. В ходе игры собачка всё время хотела рассказать корове сказки, которые сочиняла сама. Корова ей запрещала, и собачка очень расстраивалась.

Когда я стала обсуждать эту проблему с мамой, оказалось, что Лида постоянно пыталась рассказать ей свои «придумки». Это были еще мало связные обрывки, иногда с пугающими маму героями, в них не прослеживался чёткий сюжет. Маму это раздражало, и она резко останавливала ребенка, потому что просто не понимала, как к этому относиться.

Я предложила Лиде рассказать о своих «придумках». Мы их рисовали, лепили. Девочка, рассказывая о них, оживала, лицо её заливалось румянцем, она определяла для меня разные роли в этих «придумках», и, похоже, у нее проклёвывался организаторский талант.

Мама заметила, что и дома Лида пытается объединить семью в какой-нибудь новой, ею придуманной игре. Конечно, игры были не всегда структурированы, понятны, правила сбивались и путались. Иногда на их прояснения уходило часа два и играть так никто и не начинал. Но вся семья, в том числе и ребенок, оживлённо участвовали в прорисовке карт и распределении ролей, поиске инвентаря и разработке сценариев игр.

Что-то так и осталось в проекте, что-то переросло в игру, но важно, помимо других положительных эффектов, то, что Лида научилась быть организатором, начала активно использовать эти навыки в общении с подругами, которые стали у неё появляться во дворе, научилась находить место своему внутреннему миру во внешнем.

Зажатость почти ушла, девочка перестала робеть, у неё появилось больше энергии. Мама стала замечать, что витальность ребёнка становилась всё более стабильной. Если мама уставала слушать «придумки», то Лида их рисовала, вырезала и каким-то образом пыталась выразить в подручных материалах. Так вырос уже целый том…

Фантазия и действительность

Бытовое представление, что фантазия совсем оторвана от действительности, ошибочно. Во-первых, любая фантазия может строиться только на впечатлениях от реальности, т.е. на том, что человек воспринял.

Об этом хорошо пишет преподобный Никодим Святогорец («О хранении чувств»): «Воображение – это широкая доска, на которой изображается то, что мы видели глазами, о чём слышали ушами, что чувствовали и осязали ».

Лев Выготский раскрывает это через образ избушки на курьих ножках: её не существует, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из опыта человека. Можно добавить, что и сама сказка, читаемая ребенку на ночь, становится опытом и человека, и семьи, и рода, и страны. Выготский выводит закон о том, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.

Кстати, очень многие учёные увидели результаты своих многолетних исследований именно как вспышку воображения, как озарение. Так обрывочные пазлы представлений складываются в целостную картину, взгляд, гештальт. И эта возможность воображения также важна.

Например, ребёнок урок за уроком изучает особенности какого-либо великого события. Он узнаёт о том, что ему предшествовало, какие тогда жили люди, как они одевались, какие у них были обычаи и нравы, как они строили и развивались. Всё это должно выстроиться в картину, и это задача воображения. Такая форма работы становится возможной благодаря чужому опыту, опыту социума, и расширяет личный опыт ребёнка и взрослого.

Проблемы воображения

Проблемы возникают не тогда, когда человек использует своё воображение, а когда он относится к нему особым, можно сказать, болезненным образом. Например, магическое мышление.

В «Большой энциклопедии по психиатрии» можем прочесть о том, что магическое мышление – это в самом общем виде убеждение, что можно влиять на действительность своими мыслями, фантазиями, желаниями. В качестве нормального это явление до некоторой степени свойственно детям, до 3-5-летнего возраста считающим, что их мысли являются причиной или эквивалентом происходящего во внешней действительности, а также представителям «примитивных» культур.

Вспоминаю историю девушки, очень красивой и успешной в своей профессии, которая рассказывала мне, что её мысли и фантазии влияют на действительность.

«Вот, например, еду за рулём и хочу припарковаться. Думаю: вот бы крайнее место на стоянке было свободно. Начинаю посылать Вселенной сигнал, подъезжаю – а место свободно. И с молодым человеком я всегда воздействую на него мысленно, на расстоянии, чтобы он мне позвонил. Также я составила доску визуализации, где у меня есть всё. Вот только он не предлагает мне выйти за него замуж. А на доске у нас трое детей. Как мне достичь всего этого?».

В ответ на мои попытки поставить под сомнение силу её воздействия девушка задумалась и сказала, что она и сама часто сомневается, но на тренинге ей объяснили, что это всё работает и Вселенная всегда даст ответ.

В принципе, многого из того, что было на доске, она достигла. Купила машину, квартиру. Но во что упирается сила мысли девушки? В свободу воли другого человека. Жениться её парень не хотел, а встречались они уже много лет. И цепочка «моя мысль» – «послушная Вселенная» – «послушный парень» явно давала сбой.

Структуры магического мышления у некоторых людей сосуществуют бок о бок с другими, более поздними, более развитыми и сложными когнитивными программами. Так и в православном сознании может сочетаться несочетаемое: вера в Промысл Божий и вера в то, что человек может магически управлять обстоятельствами своей жизни и использовать, например, силу мысли или мыслеобраза для управления действительностью.

Корни проблемы

«И вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3,5). Этим соблазнились первые люди, этим соблазняемся и мы, забывая, что «всякого блага Промысленник и Податель» есть Господь, начиная искать власть влиять на людей и события.

Конечно, мало кто сознательно фантазирует, что может стать «богом» в «царстве земном», но многие ощущают себя именно так и ищут тому подтверждения в обстоятельствах жизни. Так проявляет себя защита, называемая «всемогущий контроль».

У некоторых людей потребность испытывать чувство всемогущественного контроля и воспринимать происходящее с ними как обусловленное их собственной неограниченной властью совершенно непреодолима. Если личность ищет удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, есть основания рассматривать её как психопатическую.

А о достижении результатов во что бы то ни стало… Известная киноактриса Одри Хепбёрн в своих мемуарах вспоминала о том, как не стала когда-то балериной. Какой это был жёсткий удар для неё. И как впоследствии она была этому рада:

«Учительница мадам Рамбер не скрывала своего мнения: слишком высокая, слишком тощая, слишком неразвитая для таких лет. Я обещала заниматься с утра до вечера, чтобы догнать остальных, и действительно делала это, но природу не изменишь. Мадам Рамбер была резка и откровенна, за что я ей благодарна, потому что, пожалей она меня тогда, я стала бы заштатной балериной, но точно не стала бы актрисой».

Иногда наши неудачи нам так же полезны, как и удачи. Об этом всё время напоминает человеку христианство.

Здоровье и патология

Исследователи шизофрении обоснованно утверждают, что мы вынуждены проводить различие между здоровой и патологической фантазией. Здоровая фантазия является в своей основе подготовкой для действия во внешнем мире. Патологическая фантазия используется как средство для поддержания контакта с фантазийными объектами, в то же самое время отделяясь от объектов действительности.

И здесь обратимся к Гарри Гантрипу и его описаниям шизоидной личности:

«Отношение к внешнему миру…: невовлечённость и отчуждённое наблюдение… Чем больше люди отрезают себя от человеческих взаимоотношений во внешнем мире, тем более они погружаются в эмоционально заряженные фантазийные объектные отношения в своём внутреннем психическом мире; крайним пределом является состояние психотика, живущего исключительно в своём внутреннем мире».

Если попытаться подытожить смысл сказанного в цитатах великих, то начать можно с высказывания Федерико Гарсиа Лорки , что воображение – синоним способности к открытиям, а закончить словами Михаила Салтыкова-Щедрина : «Ничем не ограниченное воображение создаёт мнимую действительность ».

Вот между этими полюсами и находится наша возможность управлять своим воображением и не давать воображению управлять нами.

Анастасия Бондарук

Фантазировать и придумывать нечто невероятное свойственно подавляющему большинству детей. Малыши отказываются спать в темной комнате, боясь чудовищ, а школьники рассказывают о собаках, питающихся тетрадками с домашней работой. Подобные плоды бурной фантазии одних родителей только забавляют, а других приводят в ярость. Это неудивительно, ведь многие взрослые давно разучились воображать и фантазировать. Постараемся выяснить, насколько полезна фантазия и как развить воображение.

Что это такое?

Детские психологи утверждают, что воображать и фантазировать малышу просто необходимо для нормального психического развития. В первые годы жизни ребенок призывает фантазию на помощь во всех ситуациях, которые не может объяснить самостоятельно. По мере накопления жизненного опыта мечты и фантазии обретают большую связь с реальностью. Взрослые люди уделяют мечтам очень мало времени и внимания. И действительно, зачем мир иллюзий, если в реальности забот достаточно? На самом же деле хорошая фантазия не только не помешает никому, но и может помочь во многих сферах жизни. Воображение - это абстрактное понятие, выражающее способность фантазировать и представлять себе нечто, не существующее в действительности. Слово «воображать» можно считать синонимом таких популярных сегодня определений, как «креативность» и «творческое мышление».

Польза фантазии

Прежде чем говорить о том, как развить воображение, постараемся понять, зачем оно нужно. Казалось бы, мыслить творчески и постоянно придумывать нечто новое полезно только музыкантам, художникам и писателям. Это большое заблуждение, на самом деле воображение пригодится каждому человеку. Людям с хорошей фантазией никогда не бывает скучно. Они придумывают интересные варианты времяпрепровождения для всей компании и моментально находят чем заняться в одиночестве. Люди с развитым творческим мышлением не боятся осваивать новые виды деятельности. Они готовят пищу, не заглядывая в рецепты, с легкостью придумывают собственные дизайн-проекты при ремонте и очень быстро выбирают одежду для любого случая. Обычно таких сотрудников ценят и на работе, ведь они первые выдвигают интересные идеи и с радостью работают над нестандартными проектами. А если дать воображению полную свободу, можно даже попробовать открыть собственный бизнес.

Определяем творческий потенциал и уровень развития воображения

Ошибочно считать фантазию врожденным навыком. Скорее, это одна из психологических техник, которой при желании и регулярных тренировках может овладеть каждый. И все же действительно можно заметить, что у кого-то воображение развито в большей, а у кого-то в меньшей мере. Постарайтесь здраво оценить, насколько легко и быстро вы придумываете план действий в нестандартной ситуации? Задуматься над развитием собственного воображения следует тем, кто подолгу думает над подарками для своих близких. Если вы не любите читать и лишь немногие книги производят впечатление, проблема может быть также в недостаточно развитой фантазии. Считается что в наибольшей степени воображение полезно детям. И это действительно так, ведь чем раньше человек начнет заниматься каким-то творчеством и мыслить креативно, тем больших успехов он добьется.

Простые приемы, тренирующие фантазию

Развивать воображение и фантазию можно в любом возрасте. Проще всего предлагать пофантазировать детям. Отлично стимулирует фантазию любой вид творчества. Во время занятий с ребенком предлагайте ему делать что-то необычное, как можно больше придумывать самостоятельно. Любые ролевые игры являются качественным плодом воображения. Когда ребенок перевоплощается в сказочного героя, он по-настоящему верит в свою новую роль.

Подобная игра будет полезна и взрослому. Поиграйте с ребенком, представив себя каким-то животным или вымышленным героем. Можно попробовать выполнить это упражнение в одиночестве. Вообразите себя в другом месте или человеком противоположного пола. Главное - отбросить стеснение и предрассудки. Играйте выбранную роль так, как будто вы профессиональный актер.

Как развить воображение у взрослых и детей? Достаточно просто - фантазировать при любой возможности. Можно с вечера продумывать свое завтрашнее утро, представляя его во всех красках. Используйте техники медитации - закрывайте глаза и представляйте целые новые миры. Как развить воображение у ребенка 8-9 лет при помощи простых упражнений? Знакомьте сына или дочь с новыми для него видами искусства. Обсуждая конкретное произведение, спрашивайте, что в нем можно было бы изменить. Время от времени просите ребенка попробовать написать рассказ, не ленитесь вместе искать созвездия и обсуждать, на что похожи облака. Стимулируют фантазию и правильные игрушки: все и некоторые головоломки.

Учитесь мыслить и действовать нестандартно

Очень часто во взрослом мире мечтательность считается негативной чертой характера. Про людей, любящих окунуться в мир грез, говорят: «Он будто в облаках витает». Но если обращаться к фантазиям время от времени, вы получите только полезные навыки. Как развить воображение, не теряя связи с реальностью? Используйте фантазию для решения бытовых проблем. Представляйте в красках, как выполняете какое-то дело. Особенно полезно обдумывать сразу несколько вариантов действий в тех случаях, когда ситуация полностью не зависит от вас. Старайтесь ежедневно нарушать привычный ход событий. Учитесь действовать импульсивно. Разумеется, это не призыв бросить работу или домашние дела. Попробуйте пройтись пешком по непривычному маршруту, зайти в новый для себя магазин или погулять лишние полчаса.

Как развить воображение для рисования взрослому или ребенку?

В это сложно поверить, но иногда недостатком фантазии страдают Простой пример: человек умеет хорошо рисовать или лепить, но не знает, что именно изобразить. Важно понимать, что любой вид визуального искусства рождается в мыслях творца. А это значит, что отдельной техники, как развить воображение для рисования не существует, вам следует просто больше фантазировать. Для того чтобы создать рисунок, можно взять за основу персонажа или пейзаж, которые вы уже видели или придумали ранее. Далее вам останется только продумать детали, и помните: запретов нет. А еще рисовать можно непосредственно в мире грез. с помощью данного приема? Закройте глаза и представьте себе белый лист бумаги, затем мысленно нарисуйте на нем какой-то рисунок. Постарайтесь действительно увидеть весь этот процесс и разглядеть все детали и пропорции. Выполняя данное упражнение регулярно, вы научитесь рисовать настоящие шедевры. После чего вам останется только переносить на бумагу их настолько же качественно, как их создает ваше воображение.

Тренируем фантазию ежедневно

Все еще не знаете, как развить воображение у взрослых? Упражнения, которые можно выполнять между делом, вам в этом помогут. Вспомните любую историю - пускай это будет сюжет фильма или книги. Представьте себе альтернативную концовку, а еще лучше несколько. Если же вы любите реалити-шоу или с интересом наблюдаете за бурной личной жизнью соседей, можно пофантазировать и о том, что произойдет с героями в будущем. Включите телевизор без звука, смотря на картинку, придумывайте диалоги и монологи героев. Во время разговора по телефону поставьте на бумаге несколько точек. Попробуйте их соединить непрерывной линией, чтобы получился какой-то завершенный рисунок.

Воображение человека. Само во себе это словосочетание ошибочно. потому что воображением обладает только человек и воображения животных не существует. Давайте разберемся в этом удивительной, истинно человеческой способности воображать.

Про некоторых людей говорят, что у них хорошее воображение, у некоторых людей богатое воображение. Они могут придумать десятки занимательных историй, расскажут то, чего другие не слышали и даже так, что другие не смогу так воспроизвести. А существует ли человек без воображения?

Если мы говорим о здоровом человеке, то на самом деле, воображение есть у всех людей. Оно принадлежит к высшим познавательным процессам в нашей психике . Да, бывают трагические случаи, когда люди в результате травмы или заболевания теряют многие познавательные способности. Но мы говорим о здоровых людях.

Понятие воображения

Что значит «познавательный». В данном контексте это означает, что воображение помогает человеку познавать окружающий мир и использовать эти знания так, как человек считает нужным. На основе полученной информации человек может создавать новые образы. Невозможно придумать что-то новое, если не знать старого.

Поэтому любые гениальные открытия, которые ученые делали, являются результатом плодотворной работы, а не таланта. Каждый человек талантлив . Просто ему его уровень опыта не дает в полной мере воображать. Это для него достаточно сложно.

Как же возникает воображение? Оно является следствием потребностей, которые у человека в жизни возникают. Каждому хочется изменить что-то, но с самого начала нужно представить готовый результат, а потом уже идти к нему. Любой предмет изобретатель сначала предстал в фантазии, а потом уже воплотил в жизнь. Воображение является прекрасным средством, позволяющим визуализировать цели .

Воображение было развито в человеке благодаря труду. Известный гений в среде физики А. Эйнштейн говорил, что воображение лучше знания , так как оно может создать такое, что сможет значительным образом повлиять на процессы, происходящие в мире. Много воображений возникает в голове человека каждый день. Их количество в большинстве случаев переходит за тысячу.

Некоторые из них не оставляют следа. Они не запоминаются как те, которые мало значат. Но самые интересные могут поселиться в голове человека надолго. Именно они формируют содержание воображения . Возникновению айфона в голове у Стива Джобса предшествовала череда других воображений, которые гений мобильной индустрии даже не запомнил. Но поскольку идея айфона была выше всяких похвал, то она даже была воплощена в жизнь.

Итак, воображение — процесс который заключается в создании новых образов , это происходит благодаря переработке материала восприятия и опыта (памяти).


Значение воображения в жизни человека

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:

  • общаться с другими людьми
  • визуализировать цели
  • применять свое природное творческое начало
  • совершать открытия
  • придумывать новое
  • находить решения сложных задач
  • познавать то, что еще неизвестно
  • представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
  • просчитывать свои действия на несколько шагов в перед (в бизнесе, карьере, отношениях)
  • прогнозировать события и варианты решений

И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.

Значение воображения для развития ребенка

Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.

Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд это так.

Воображение и деятельность человека

Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.

  • любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
  • качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
  • писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
  • предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
  • спортсмены (как любители так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять как им провести свой забег, матч, попытку
  • каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие

Как вы видите, воображение в деятельности человека присутствует в большинстве жизненных и профессиональных ситуациях. Чем лучше оно развито, тем больше шансов у нас сделать свои действия максимально качественными и благоприятными для нас.

Функции воображения

1.Познавательная. Представляя то, что не доступно человеческому глазу, мы можем мысленно изучать самые сложные элементы окружающего мира: атомы, удаленные космические объекты.

2. Функция планирования . Ставя себе цели и планы, мы воображаем конечный желаемый результат. Здесь также работает антиципация — предвосхищение результатов деятельности.

3. Функция представления . Мы можем представить персонажей рассказов, книг, фильма, друг, знакомого.

4. Защитная/терапевтическая. Когда события не произошли, мы можем к ним подготовиться и проиграть хорошие и плохие моменты с помощью воображения. Или, когда событие уже произошло, благодаря воображению мы его проживаем еще раз в более легкой форме, тем самым успокаивая (или, наоборот, усиливая) эмоции и ощущения.

5. Преобразовательная . Изменение реальности, создание новых предметов, процессов, отношений.

Формы воображения

1.Пассивное . Возникает само собой, без нашей воли.

  • Сновидения — действует пассивное непроизвольное воображение.
  • Грёзы — действуют дневные защитные фантазии, пассивное произвольное воображение.
  • Галлюцинации — действуют под воздействием болезни, или под воздействием каких-либо психотропных веществ (наркотические средства или алкоголь).

2. Активное. Мы прилагаем усилия для воображения.

  • Воссоздающее воображение. Это воображение того, что в реальности человек встречал или видел, возможно, отчасти содержит новое.
  • Творческое воображение . Это воображение совершенно нового, ранее не существовавшего в опыте человека.

Воображение — это один из фундаментальных психических процессов, которые определяют в целом наше интеллектуальное развитие. Поэтому развитие воображения — один из важнейших вкладов в свой интеллект.

Самыми простыми способами развития воображения являются:

  • Накопление различных ярких образов из реальной жизни: наблюдение за природой, животными, просмотр произведений искусства (живопись, скульптура), прослушивание звуков природы, классической музыки.
  • Попробуйте в ярких красках представить себе человека, которого Вы знаете, но который в данный момент отсутствует рядом с Вами. Вспомните и представьте, какой он, как улыбается, какого цвета глаза, структура волос, наклон головы при разговоре.