Биографии Характеристики Анализ

Кризис самоидентификации или как понять кто я? От слов к делу. Соотнести шкалу ценностей и эмоций с помощью простого упражнения

Вслед за техническим и научным прогрессом в жизнь людей приходит все больше беспокойств и человек окончательно теряет все жизненные ориентиры. Границы индивидуальности стираются, общество с прогрессивной экономикой диктует человеку, кем он должен быть, личность превращается в потребителя, в машину для получения удовольствий. Как же во всем этом безумном калейдоскопе декораций можно найти себя?


Остановиться и услышать себя

Зачастую мы ищем счастья во внешних проявлениях этого мира и меняемся в соответствии с конъюнктурой рынка. Сегодня я актер, а завтра - предприниматель. В моду входят семейные ценности, значит мой новый проект – семья. Медитация и йога стали мейнстримом, и вот я уже покоряю вершины Гималаев и осваиваю разные асаны. Но где же во всем этом я? Как найти себя и перестать быть продуктом маркетинга? Как понять, чего же хочу я, какова моя природа и предназначение?

Первый шаг на пути к самому себе – постараться прислушаться к своему сердцу, уловить состояние внутренней тишины и безмолвия. Для этого необязательно ехать в Гималаи и уходить в пещеры. Нужно просто постараться замедлить свой ход в бесконечном потоке времени, меньше реагировать на внешние раздражители, почувствовать настоящий момент. Это и есть медитация. Внутри себя мы можем найти ответы на все свои вопросы. Время нещадно приближает нас к смерти, в суете жизни мы забываем о главной цели своего существования. В конце концов, умираем, так и не познав смысла бытия.

Кто я такой и почему я страдаю?

Первый вопрос, который должен задать себе человек: «Кто я такой и почему я страдаю?» Это отправная точка. Без понимания природы своего «Я» все остальное теряет всякий смысл. Ведь не зная того, кем я являюсь, я не пойму, куда мне идти. Получится как в мудрой пословице: «Паруснику, движущемуся без всякой цели, никакой ветер не будет попутным».

В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила, 20.102), которая является одним из главных трудов гаудия-вайшнавской традиции, Санатана Госвами спрашивает Господа Чайтанью:

‘ке āми’, ‘кене āмāйа джāре тāпа-трайа’
ихā нāхи джāни - ‘кемане хита хайа’

«Кто я? И почему меня преследуют тройственные страдания? Не зная этого, как я смогу обрести благо?»

Что же это за тройственные страдания?

  1. Страдания, источником которых являемся мы сами - наше тело и ум (на санскрите адхьятмика).
  2. Страдания, которые причиняют нам другие живые существа (адхибхаутика).
  3. Беспокойства, которые приносят нам стихийные бедствия и катаклизмы, находящиеся во власти полубогов, деват (адхидайвика).

В ответ он услышал такие слова:

В комментарии к этому стиху раскрывается смысл данного утверждения:

«Ты чистое живое существо. Ты не являешься ни грубым материальным телом, ни тонким телом, состоящим из ума и интеллекта. В действительности ты вечная душа, неотъемлемая частица Высшей Души, Кришны. Поэтому ты Его вечный слуга. Ты принадлежишь к пограничной энергии Кришны.

Существует два мира: духовный и материальный, и ты находишься между двумя энергиями: духовной и материальной. Ты связан отношениями как с духовным миром, так и с материальным и потому относишься к пограничной энергии. С Кришной тебя связывают отношения одновременного тождества и различия. Поскольку ты вечный дух, ты обладаешь такими же качествами, как Верховная Личность Бога, но, будучи ничтожно малой искрой духа, ты вместе с тем отличаешься от Высшей Души. Поэтому твоя природа - одновременное тождество с Высшей Душой и отличие от Нее. Это можно пояснить на примере солнца и солнечных лучей или на примере огня и вылетающих из него искр».

Ошибка в первом действии

Человек ошибочно отождествляет себя с материальным телом и умом. Мы можем видеть, как весь мир работает в угоду телу. Вся деятельность человека, будь то наука или искусство, в конечном итоге сводится к поиску удовольствий. Промышленные и информационные технологии существуют только для того, чтобы все более рационально с материальной точки зрения использовать ресурсы Земли для своего собственного наслаждения.

Эта фундаментальная ошибка приводит человека в тупик. За научным прогрессом следует регресс личности. Рушится вся система ценностей и координат цивилизованного общества. Девизом сегодняшней жизни становится слоган: «Потребляй и властвуй». Вирус эксплуатации проникает во все сферы нашей жизни, в том числе, к сожалению, и религиозную. Религия также должна, по мнению большинства людей, удовлетворять потребности человека, хотя ее истинный смысл – освободить человека от гнета последствий его деятельности и направить его на путь служения Богу.

Если с точки зрения разума проанализировать к чему нас привела коммунистическая и постиндустриальная идеология, а также любые другие материальные «концепции счастья», мы увидим, что люди не стали счастливее, скорее наоборот, уровень эмоционального комфорта все больше приближается к нулю.

Вся проблема в том, что живое существо отвернулось от Бога. Весь этот материальный мир создан Господом лишь для того, чтобы мы могли почувствовать себя независимыми от Него и, в конце концов, наигравшись, разочаровались в своих жалких попытках играть роль Творца и вернулись к Нему, в духовный мир. Эта независимость иллюзорна. На самом деле, все мы зависим от Бога абсолютно во всем, даже в пищеварительном процессе, что уже говорить о других аспектах нашей жизни!

Но люди привыкли думать, что каждый из них является Богом. В правительстве, на работе, у себя дома, в конце концов. Таким образом, человек все больше запутывается в хитросплетениях кармы и его сознание деградирует. Так живое существо бесконечно пребывает в колесе рождений и смертей. Оно вынуждено будет рождаться и умирать снова и снова до тех пор, пока не познает свою истинную природу.

Я дух от духа, а не плоть от плоти

Наверное, вы уже много раз слышали о том, что вы не тело, но что же дальше? Пока человек не осознает, что он не тело, а частица духа, существующая вечно и навеки связанная с Богом узами любви, он будет страдать.

Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.20):

на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато "йам пурано
на ханйате ханйамане шарире

Душа не рождается и не умирает. Она никогда не возникала, не возникает и не возникнет. Она нерожденная, вечная, всегда существующая и изначальная. Она не гибнет, когда погибает тело.

Каждый из нас, так или иначе, имел опыт этой вечности бытия, спокойствия и умиротворения. Мы не можем представить себе, что с наступлением смерти нас не станет. Наше тело меняется, но мы сами остаемся неизменны.

Для того чтобы понять это, человеку необходимо общаться с осознавшей себя душой, с тем, кто уже живет по этим принципам. Тогда постепенно его сознание будет очищаться и его жизнь приобретет иное качество, он поймет, что значит жить как душа. Правильное общение зарождает в сердце настоящую веру, а вера дает решимость идти по духовному пути. Но это только начало.

Победа и поражение – понятия относительные

Интересный парадокс: терпя фиаско, будь то крах карьеры или внезапно настигнувшая болезнь, мы испытываем боль, впадаем в глубокую депрессию. У нас сразу происходит стихийная переоценка ценностей. Но все, что с материальной точки зрения мы считаем поражением, на самом деле является для нас новой ступенью на духовном пути.

Итак, любой кризис оборачивается для нас духовным благом, если мы научились правильно принимать уроки, данные нам свыше.

Процесс познания себя невероятно увлекателен и он стоит любых наших усилий. Счастье, которое мы обретем, открыв свою истинную природу, несравнимо ни с какими материальными богатствами, ведь самое главное богатство – это знание о себе и своих взаимоотношениях с Богом, которое в конечном итоге должно перерасти в любовь к Нему. Познав себя, мы обретем свободу и гармонию в сердце, которые будут распространяться на весь окружающий мир. А делать счастливыми других – это и есть преданное служение Богу.

Но мы должны помнить о том, что Господь дает нам свободу выбора. Остаться в сетях кармы или выбраться из ее пут – решать нам самим.

Источники:

  1. «Бхагавад-гита как она есть», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  2. «Шримад-Бхагаватам», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
  3. «Чайтанья-чаритамрита», А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Анна Горбунова

Доброго времени суток, дорогие друзья!

Среди изобилия жизненных обстоятельств, постоянного круговорота проблем, а так же задач, мы теряем себя и превращаемся в роботов. Знакомо ли вам полное отсутствие понимания что вы за личность? На что способны? И для чего живете? Как понять кто ты - основной вопрос сегодняшней статьи.

Поиск себя и своего истинного предназначения - сверхзадача каждого здравомыслящего человека. Некоторые умудряются сразу стать на верную тропу, а для других понадобиться полжизни, чтобы найти свое место и ячейку во Вселенной.

Каким образом мы понимаем правильность своего выбора и вектора развития? Конечно же, это внутренне чувство гармонии и душевного спокойствия . Но случается так, что едва ли открыв глаза утром, мы отчетливо и конкретно понимаем, что проживаем не свою жизнь, а чужой набор сухих правил .

Ты закончил школу, пошел учиться в высшее учебное заведение, добывая профессию. А потом, чреда обязанностей и слов « должен »: должен найти , высокооплачиваемую и иногда не любимую, должен жениться или выйти замуж, обязательно обзавестись семьей и стать как все.

И тут как тут возникает красная фраза на лбу: « Вот не могу найти себя в жизни! И все тут! ». Знакомо, правда?

Перемены в сознании

Я лично знаю людей, которые махнув рукой на очередные правила, выбрали дорогу иного движения . Они смело паковали чемоданы за один час и покупая билет в один конец, спасаясь от назойливых нравоучений местных всезнающих личностей. Уехав далеко от родных мест, человек открывает заново грани своей души. Будь то жизнь наедине с природой или тайный бункер в пригороде — все это обусловлено желанием жить самостоятельно и так, как хотите вы.

Здесь мы снова вплотную приходим к вопросу, а кто же я на самом деле? Частенько, обманывая себя и недоговаривая, мы наступаем на одни и те же грабли: предаем мечты и идем по наименьшему пути сопротивления .

Мечты стать известными певцами, космонавтами или художниками, обрывались реальными перспективами города или страны, в которой нам довелось появиться на свет.

Примеры личностных поражений близких или родителей, прививали и без того комфортную зону , что в дальнейшем становилась крепостью, покинуть которую, означало предать парадигмы предков.

Осознание и неприятное ощущение клетки , в которую мы загнали себя самостоятельно, начинает давить постепенно. Сначала, нам не комфортно с людьми, потом с окружением, а потом и с самим собой. Отчего так?

Ответ прост, исторически сложилось, что чем больше в нашей жизни материального , тем мы счастливей должны себя чувствовать.

Призрачная гонка за богатством, властью и одержимое желание обладать , дотла выжигает наше настоящее, не потребительское восприятие. В итоге мы, окруженные айфонами и брендовыми вещами, сидим в уголке своих бетонных коробок и мечтаем о настоящей свободе. Но нужно ли нам такое настоящее и будущее, вопрос на миллион!

Умение - прекрасный навык, освоив который, жить намного проще. Любое решение, принятое вами, будет только вашим.

Вы свободны от обвинения других людей в той или иной участи и результате случившегося. Являясь себе и кнутом, и пряником, можно моделировать картину мира , что идеально подходит к конкретному этапу вашего становления и эволюции.

Методы поиска себя

Огромным камнем преткновения выступает отсутствие цели , как таковой. Каждый день живет по инерции, по привычке и определенному раскладу. А где в этом всем вы потеряли себя?

Чтобы более ярко продемонстрировать ситуацию, я приведу пример. Представьте себя капитаном корабля, который бороздит просторы океанов без компаса и четких координат.

Возникают три вопроса: « Куда? Зачем? И по какой причине? ». Равносильно этим трем вопросам многие проживают дни. Причиной выступает банальная растерянность и и собственных силах.

Одни люди собирают мнения, другие коллекционируют кумиров, чтобы хоть как-то помочь своему отражению в зеркале найти себя настоящего. Большинство из них, не понимают чего хотят, к чему стремятся, но на сто процентов знают, чего не хотели бы.

В решении данной проблемы, отлично работают следующие моменты. Запаситесь желанием вытащить себя из состояния оцепенения перед будущим и проработайте упражнения.


На этих размышлениях, я поставлю точку. В подобного рода вопросах правильных советов нет и каждый из вас в состоянии послужить себе лекарем. Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения.

В комментариях расскажите о том, удалось ли вам найти свое место в жизни и понять кто же Вы?

До встречи на блоге! Пока-пока!

Сегодня хочу обсудить еще одну тему, которая не дает покоя многим людям. Большинство из тех, с кем я общаюсь, рано или поздно задают один и тот же вопрос – кто я на самом деле? В этой статье мы попробуем разобраться с ответом на этот вопрос.

Касаясь темы просветления, мы часто слышим о том, что нет никакой конкретной личности. Ты не это тело и не эта личность, которыми себя считаешь, ты нечто большее и т.д. Мы, конечно же, можем поверить в то, что это так, но одной только веры зачастую бывает недостаточно.

Хорошо, — говорит человек, услышавший о том, что он не тело, — если это утверждение верно, то кто я на самом деле? И размышления на эту тему могут привести человека в такие бредни, выбраться из которых очень и очень сложно. Чтобы подобного не случилось, считаю необходимым поговорить об этом прямо сейчас.

Давай попробуем ответить на вопрос о том, кем ты на самом деле являешься. Начнем с того, что ты не можешь быть тем, во что ты можешь верить. А ты, в свою очередь, веришь во все, что появилось после того, как появился ты. Вначале был ты, а только после этого появилась вера во все остальное.

Кто я на самом деле, если я не то, во что я верю.

Ты убежден в том, что ты человек. Но разве это убеждение появилось сразу же, в тот момент, когда ты был рожден? Очевидно же, что нет. Вначале появился ты, а потом тебя убедили в том, что ты человек. И теперь ты веришь в то, что ты человек. Задай себе вопрос — кем я был на самом деле, до того, как поверил в то, что я человек?

Ты убежден в том, что ты тело, но разве это убеждение появилось вместе с твоим рождением? Опять же, вначале появился ты, а уже после этого тебя убедили в том, что ты тело. И подтвердилось это убеждение тем, что ты можешь чувствовать и управлять своим телом. Кстати, ты мог чувствовать это тело задолго до того, как принял на веру, что ты являешься этим телом. А теперь задай себе еще один вопрос – кто же я на самом деле, если откинуть веру в то, что я тело?

Так же ты можешь верить и в другие вещи, которые можешь отнести к себе. Здесь и то, что ты мужчина (женщина), и то, что ты родитель, и то, что ты какой-то специалист, и то, что ты приверженец какого-то определенного вероисповедания и т.д., и т.п. И до всех этих вещей ты уже был. Вначале был ты, а потом появилась вера во все это. И теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле, если откинуть любое убеждение о том, кем я являюсь?

Кто я на самом деле до всех убеждений?

Опираясь на различные вероисповедания, мы приходим к выводу, что у каждого человека есть душа. Душа это нечто большее, чем просто тело. Душа – это то, что дает жизнь этому телу. И один из возможных ответов на вопрос, кто я на самом деле, это ответ – я душа.

И правда, душа была до того, как я родился в этом теле, а убеждения появились после того, как я родился в этом теле. Это свидетельствует о том, что душа была раньше любых убеждений. Так может душа – это то, кем я являюсь на самом деле?

Если ты думаешь так, тогда задай себе еще один вопрос – а вера в то, что есть душа, появилась в момент твоего рождения, или она появилась позже? И если ты поразмышляешь на эту тему, то придешь к одному очень весомому выводу – убеждение в том, что есть душа, так же как и убеждение в том, что есть Бог – появилось после того, как появился ты. Ты и здесь был до всех этих убеждений.

И снова мы возвращаемся к вопросу – кто я на самом деле, до всех этих убеждений? Кем я на самом деле являюсь, если откинуть все убеждения, которые находятся внутри меня? Поразмышляй на досуге над этими вопросами и возможно это приведет тебя к некоторым внутренним открытиям. Ну а мы продолжаем.

Хорошо, если я не душа, то кто же я на самом деле?

Мы еще долго можем искать ответ на вопрос, кто я на самом деле. И ответов на этот вопрос может быть великое множество. И действительно, ты можешь сказать многое о том, кем ты на самом деле являешься. Но здесь необходимо понимать, что любой ответ, к которому ты придешь, будет похож на убеждение.

Даже если ты скажешь, что ты ничто, или тебя нет – то и это будет убеждением. И здесь мы приходим к выводу о том, что все что ты можешь сказать о себе – это не более чем убеждение, или вера. Поэтому, сейчас, предлагаю тебе отвлечься от вопроса, кто я на самом деле, и поговорить о том, где, с точки зрения времени, ты находишься.

Чтобы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я во времени.

Для начала давай поговорим о прошлом и будущем – ведь это те места, где ты проводишь основную часть своего времени. Чтобы ответить на вопрос, кто я на самом деле, тебе следует выяснить, в чем разница между прошлым и будущим. А точнее – в чем разница между прошлым и настоящим, и в чем разница между будущим и настоящим.

Конечно же, здесь ты сразу можешь сказать, что прошлое это то, что уже прошло. Будущее – это то, что еще не наступило. Настоящее – это то, что есть прямо сейчас. Но, как это поможет тебе ответить на вопрос, кто я на самом деле?

Не спеши с выводами, а лучше хорошенько подумай, чем прошлое и будущее отличаются от настоящего. Прошлого уже нет, будущее еще не наступило, а значит и его тоже нет. Можно ли сказать то же самое о настоящем? Очевидно же, что настоящее – это то единственное, что вообще есть. Все остальное (воспоминания о прошлом и размышления о будущем), находится в настоящем.

А что же делает настоящее настоящим? Что дает возможность этому настоящему быть? Что отличает настоящее (то что есть), от прошлого или будущего (того чего нет)? Возможно – это твое присутствие делает настоящее настоящим? И в этом, отчасти, кроется ответ на вопрос, кто я на самом деле?!

Смотри внимательно. Ты есть прямо сейчас – это факт. Ты не можешь быть ни в прошлом, ни в будущем – это тоже факт. Мысли о прошлом и будущем возможны только сейчас, в то единственное время, когда ты есть. При этом будущее каждую секунду становится настоящим, т.е., приходит к тебе. А настоящее, каждую секунду становится прошлым, т.е., уходит от тебя. В центре всего этого круговорота событий находишься ты. Ты являешься причиной времени. А теперь спроси себя – кто я на самом деле?

Что бы понять, кто я на самом деле, нужно понять, где я в пространстве.

Вернемся к разговору о теле, а точнее, к пространству, в котором находится это тело. Считая себя обычным телом, ты принимаешь на веру, что у тебя есть свобода передвижения. Тебе кажется, что отправляясь в дорогу (даже если ты идешь на кухню, чтобы сделать чашечку кофе), ты начинаешь перемещаться в пространстве. Но, чтобы найти ответ на вопрос – кто я на самом деле, тебе необходимо задуматься о реальности твоих передвижений.

Задам тебе очень простой вопрос – если прямо сейчас ты сделаешь шаг вперед (или вправо, или влево), а потом задашь себе вопрос «где я сейчас?», каким будет твой ответ на этот вопрос? Скорее всего, ответ будет – здесь. А если я попрошу тебя пойти в другую комнату и задать себе тот же вопрос, то каким будет твой ответ? Очевидно, что ответ не изменится.

О чем это говорит? Все очень просто – это говорит о том, что куда бы ты ни отправился, в каждую секунду своего пути ты будешь находиться здесь. Движение происходит вокруг тебя (внутри тебя), но ты всегда остаешься неподвижен. При детальном рассмотрении оказывается так, что это не ты идешь на кухню, делать чашечку кофе, а кухня приближается к тебе в процессе якобы твоего движения.

А теперь снова задай себе вопрос, кто я на самом деле, но только с тем пониманием, что ты находишься в центре движения. Любое движение возможно благодаря тебе, но ты всегда остаешься неподвижен.

Кто я на самом деле, учитывая все вышеописанное.

Не знаю, насколько тебе понятно то, о чем говорится в этой статье, но я пытаюсь донести эту тему в наиболее удобоваримом виде. Поэтому и рассматриваю вопрос о том, кто я на самом деле, со всех сторон. На данном этапе мы пришли к следующим выводам – ты не то, во что ты можешь верить, ты не то что можешь сказать о себе, ты то, благодаря чему возможно время, ты то, благодаря чему возможно движение. И все эти выводы мы сделали, пытаясь найти ответ на вопрос, кто я на самом деле.

Давай сделаем еще один вывод. Для этого попробуй представить, что тебя нет. Как только представишь это, задай себе еще один вопрос – если бы меня не было, то что бы тогда было? В поисках ответа на этот вопрос постарайся откинуть все убеждения. К примеру, ты можешь сказать, что все бы осталось, а меня бы не было. Откуда ты можешь об этом знать? Не похожи ли эти мысли на обычную веру или очередное убеждение?

Если ты глубоко проникнешься этим заданием и действительно представишь, что тебя нет, то вскоре ты придешь к выводу, что когда тебя нет – нет вообще ничего. Все существует лишь благодаря тому, что ты есть. Или – у всего есть возможность существовать, лишь благодаря твоему присутствию. А теперь снова задай себе вопрос – кто я на самом деле?

Если бы ты был обычным человеком (этим телом), то мог бы ты быть причиной времени? А причиной движения? А причиной, дающей возможность существованию этого мира? Очевидно же, что, ответом на вопрос, кто я на самом деле, не может быть – человек или тело.

Так кто же я на самом деле?

Учитывая все вышесказанное, мы можем сделать один очень весомый вывод – ты то, благодаря чему у всего остального есть возможность существовать. Вера, убеждения, прошлое, будущее, движение в пространстве, да и вообще – вся эта вселенная, существует благодаря твоему присутствию. Исходя из этого, наиболее близким к истине, ответом на вопрос, кто я на самом деле, будет – я то, что освещает все происходящее, я то, что делает все это реальным, я то, что дает жизнь всему остальному.

Можно ли как-то конкретизировать ответ на вопрос, кто я на самом деле? Ты можешь сказать, что ты Бог, раз благодаря тебе все имеет возможность существовать. Но даже и это утверждение возможно благодаря тому, что ты есть. Другими словами – ты делаешь реальным все, включая и разговоры о Боге.

О том, кто я есть на самом деле, нельзя сказать ничего конкретного. Ты можешь сказать о себе что-то конкретное, но при этом ты должен понимать, что любая конкретика возможна благодаря тебе. К примеру, если ты скажешь, что ты целая вселенная, со всеми ее проявлениями, то и это не будет правдой – это будет всего лишь концепцией, возможной благодаря тебе.

Ты то, благодаря чему возможны все эти концепции и описания тебя, но ты не являешься ни одной из этих концепций. Мне здесь больше нечего добавить.

Если ты хочешь максимально приблизиться к ответу на вопрос — кто я на самом деле, тогда я рекомендую тебе прочесть книгу «Возвращение Домой». В ней собран весь мой опыт духовного поиска. То, с чего я начинал, и то, чем все это закончилось. Скачать книгу ты сможешь пройдя по ссылке ниже —