Биографии Характеристики Анализ

Классификация акцентуаций характера. Типы акцентуации характера

«Ученики, с которыми ей чаще всего приходилось работать, чрезвычайно вспыльчивы. Многие из них, лишённые элементарных нравственных устоев, привычно лгали, хулиганили, жульничали, но при этом впадали в безграничную, неподдельную ярость от незаслуженных обвинений»

Джоан Роулинг «Случайная вакансия»

Это цитата из произведения знаменитой как нельзя точно характеризует всю полноту непредсказуемости и противоречивости человека, который еще вчера был беззаботным, отличался «ровным» поведением, а сегодня абсолютно неадекватно для окружающих и даже для самого себя реагирует и действует в тех ситуациях, которые раньше не вызывали никаких особых эмоций. Верно говорят, что подросток – это еще не взрослый, но уже не ребенок. Взрослая зрелая личность отличается стабильностью характера, тогда как подросток только ступает на путь личностного развития. Именно в это время впервые начинают ярко выделяться акцентуации характера – заостренные черты, которые проявляются в конкретных ситуациях.

Отечественный ученый, доктор медицины А. Е. Личко создал типологию акцентуаций характера, в которой совместил знания о психопатиях и уже существующей на то время классификации акцентуаций Леонгарда. Психопатии – это отклонения в характере, которые влияют на все сферы жизни человека. исходят из понятия «акцентуированная личность», тогда как личность – понятие более широкое, нежели характер. Акцентуации характера по Личко являются типологией заостренных черт характера как крайнего варианта психической нормы. Это не отклонения и не нарушения, а те особенности характера, которые формируют личность подростка.

Профессиональная психологическая методика ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) была создана А. Е. Личко специально для выявления типов характера при наличии определенных акцентуаций. Эта методика полезна тем, что вовремя выявленные акцентуации дают возможность скорректировать их негативное влияние на формирование зрелой личности. Методика помогает психиатру выявить психопатии, а психологу – акцентуации характера.

Пришло время подробно рассмотреть акцентуации характера по Личко, которые формируют характер подростка и влияют на становление его личности.

Гипертимный тип

Это очень подвижные, общительные и даже временами болтливые люди, которые стремятся к самостоятельности. Обычно пребывают с позитивно-приподнятом настроении, которое может смениться недовольством, злостью или гневом в ситуации непонимания их поведения другими людьми. На место радости приходит уныние также по причине недовольства самим собой. В стрессовых ситуациях демонстрируют большой запас жизненной энергии и оптимизма. Высокий жизненный тонус может приводить к переоценке своих возможностей. Они часто неразборчивы в знакомствах, что может привести к негативным последствиям: асоциальному поведению, к формированию вредных привычек.


Этот тип акцентуации проявляется цикличностью, когда гипертимная фаза сменяется депрессивными проявлениями. В каждой фазе есть свои «слабые места». Во время гипертимной фазы это все те же неразборчивые связи, непереносимость однообразия и кропотливой работы. Все это сменяется крушением жизненных стереотипов в депрессивной фазе, когда обычный образ жизни перестает устраивать, появляется , раздражительность. Обостряется чувствительность в замечаниям и упрекам, которые воспринимаются как подтверждение своей несостоятельности и слабости. Если эти чувства обостряются, может появиться угроза суицидального поведения. Личко указывает, что эти фазы могут сменяться как каждые три-четыре дня, так и затягиваться на более продолжительные периоды.

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения и общего эмоционального состоянии. Если у других неустойчивых типов изменчивость проявляется в поведении, то у лабильного типа меняется именно эмоциональное состояние. Эту особенность можно объяснить на простом примере: при отсутствии явных неудач и проблем, настроение такого человека может резко измениться от очень веселого до мрачного и депрессивного, потому что случайный прохожий «бросил» неприветливый взгляд, или не вовремя начался дождь. Обычно эти переживания очень глубоки и проявляются как в отсутствии аппетита, утрате трудоспособности, стремлению к одиночеству.

Астеноневротический тип

Этот тип акцентуации отличается склонностью к ипохондрии – преувеличенным переживаниям по поводу возможных болезней. Такие люди склонны к повышенной утомляемости и раздражительности. Особенно это проявляется при чрезмерных умственных нагрузках. Раздражение бывает очень сильным, когда окружающие могут попасть «под горячую руку». Но это состояние резко сменяется раскаянием и даже слезами. Самооценка у этих людей связана с проявлениями ипохондрии: если самочувствие и настроение хорошее, то проявляют себя довольно уверенно и оптимистично.

Сенситивный тип

Это люди, которые с раннего возраста отличаются тревожностью, пугливостью, а в более старшем возрасте в связи с этим проявляют замкнутость и закрытость. Им сложно расслабиться в шумной компании и найти общий язык с малознакомым человеком. Однако, в близком окружении это открытые и общительные люди. Вступая во взрослую жизнь, они испытывают чувство изоляции и неполноценности, которое порождает реакции гиперкомпенсации. Это значит, что человек не избегает своих «слабых зон», а наоборот, стремиться в них самоутвердиться. Например, стеснительный парень ведет себя развязно и заносчиво. Но в тот момент, когда обстоятельства требуют от него решительных действий, проявляются его слабые стороны.

Психастенический тип

Одной из наиболее важных особенностей этого типа акцентуации является склонность к навязчивым состояниям, которые проявляются с детства в виде различных страхов и фобий. Склонны к самоанализу, тревожной мнительности, которая возникает на основе неопределенности в своем будущем. Это сильные переживания по поводу возможных, часто маловероятных событий будущего. Чтобы гасить действие этой тревоги, они придумывают различные помогающие ритуалы. Например, чтобы не заболеть, нельзя касаться дверных ручек. Также проявляется формализм и педантичность. Это поведение приносит уверенность в том, что если все планировать заранее, то ничего плохого не произойдет.

Шизоидный тип

Этот тип акцентуации можно охарактеризовать отсутствием «внутреннего единства». Об этом говорит сочетание следующих особенностей: холодность и чувствительность, замкнутость и болтливость, бездеятельность и целеустремленность, привязанность и антипатия, глубина внутреннего мира и поверхностность его проявления. Наиболее яркими чертами типа считаются низкая потребность в общении и отгороженность от окружающих. В подростковом возрасте эти черты сильно заостряются и стают заметными. Низкая способность к интуиции и эмпатии ощущаются как холодность. Противоречивость этих людей проявляется к том, что они скорее откроются незнакомцу, чем будут откровенны с близкими людьми.
Видео про шизоидный тип акцентуации характера по Личко:


Яркой особенностью этого типа является дисфория – злобно-гневливое состояние, при котором злоба и агрессия накапливаются, и через некоторое время выбрасываются наружу в виде продолжительных вспышек гнева. Характерна инертность во всех аспектах: жизненных ценностях, эмоциональной сфере, в движениях. Эти особенности проявляются в сильной ревности, часто безосновательной. Не любят «пустых мечтаний», стараются жить в реальности и не строить иллюзий. Эпилептоидная акцентуация – одна из самых сложных в плане социальной адаптации.

Истероидный тип

Повышенный эгоцентризм, жажда всеобщей любви и признания, высокая демонстративность составляют основу этого типа. Ненависть и негативное мнение о своей личности такие люди воспринимают намного лучше, чем нейтральное отношение и даже равнодушие. Они очень боятся остаться незамеченными. Важной чертой этого типа является внушаемость, но от нее не остается и следа, если внушение не направлено на подчеркивание достоинств и восхищение.

Неустойчивый тип

Собственно, неустойчивость этих людей проявляется в невозможности следовать социально-приемлемым формам поведения. С ранних лет наблюдается нежелание обучаться, слушаться старших, в более старшем возрасте испытывают трудности в романтических отношениях от сложностей в установлении глубоких эмоциональных связей. Эти люди стараются жить настоящим днем, не строят планы на будущее и не стремятся к достижениям.

Конформный тип

Это люди, главной чертой которых является стремление «слиться» с другими. Это проявляется в принятии чужих точек зрения, руководстве чужими желаниями и общими целями. Они стараются не отличаться от других, очень привязаны к близкому окружению. В профессиональной сфере ярко выражена безынициативность. Им подходит любая работа, только бы она не была связана с необходимостью проявлять инициативу.

Акцентуация характера - чрезмерное проявление определенных личностных черт. В результате наблюдается избирательная уязвимость в отношении некоторых психогенных влияний при сохранении устойчивости к остальным.

Понятие

Ввел понятие «акцентуированная личность» немецкий психиатр, психопатолог Карл Леонгард. Его классификация личностей имела много общего с концепцией «латентных психопатий», предложенной ранее советским ученым Петром Ганнушкиным. Однако была развита Леонгардом в самостоятельную теорию.

Свои размышления о типологии характера ученый представил в труде «Акцентуированные личности». В первой части монографии дается классификация и анализ различных акцентуаций, во второй - акцентуированные типы рассматриваются на примере героев классических произведений мировой литературы.

Хотя согласно Международной классификации болезней МКБ-10 акцентуированные личностные черты входят в перечень проблем, связанных с трудностями в организации нормального образа жизни (класс 21/ пункт Z73.1), наличие акцентуации не приравнивается к психическому расстройству!

На первый взгляд акцентуации характера по Леонгарду схожи с расстройствами личности, что толкает на предположение о наличии связи между ними. Однако ученый лишь стремился обозначить те свойства личности, которые приносят их обладателям сложности в жизни. При описании акцентуаций Леонгард обращался к негативным проявлениям определенных черт характера в крайней, максимально выраженной форме. Поэтому его характеристика психологических типажей воспринимается как иллюстрация человеческих недостатков, болезненных паттернов поведения. Однако акцентуации по Леонгарду - все же проявление клинической нормы, пусть и в заостренной форме, поэтому не могут быть использованы в качестве психиатрического диагноза.

Психологи и психотерапевты по всему миру активно интересуются вопросами акцентуализации, так как непропорциональное развитие некоторых черт личности создает условия для формирования соответствующих психических или психосоматических расстройств.

В отечественной психологии типология Леонгарда была развита и дополнена ученым Андреем Личко, который изменил изначальный термин «акцентуированная личность» на «акцентуация характера». Ведь акцентуированная личность, по мнению советского психиатра, слишком комплексное понятие, больше соответствующее представлению о психопатии.

Таблица соответствий акцентуаций по Леонгарду и Личко.

К.Леонгард

(опросник Х.Смишека)

А.Е.Личко

(опросник ПДО)

1. Астено-невротический
2. Дистимический
3. Демонстративный Истероидный
4. Неустойчивый
5. Застревающий
6. Педантичный Психастенический
7. Шизоидный
8. Гипертимический Гипертимный
9.
10. Возбудимый Эпилептоидный
11. Тревожно-боязливый Сензитивный
12. Циклотимический Циклоидный
13. Аффективно-экзальтированный Лабильный истероид
14. Эмотивный Лабильный
15. Конформный
Итого 10 12

Виды акцентуаций

Выделяют в отдельные группы типы темперамента и акцентуации характера по Леонгарду.

Темперамент

К темпераменту, как биологически обусловленному образованию, ученый относил шесть типов акцентуаций. Расскажем кратко о каждой из них.

  1. Гипертимный (гипоманиакальный) темперамент. Характеризируется преобладанием оптимистичного настроения, жаждой деятельности, ориентированностью на успех, общительностью. В негативе развивается поверхностность, неспособность довести дело до конца. Происходит нарушение этических норм, растрата возможностей.
  2. Дистимичесий тип (субдепрессивный). Противоположный гипертимному. Отличается ориентацией на неудачу, пессимизмом, серьезной этической позицией, крайней пассивностью в действиях, заторможенностью.
  3. Аффективно-лабильный тип (цикломический). Характеризуется частой сменой гипертимических и дистимических состояний.
  4. Тревожный. Характерны неспособность отстоять свою точку зрения в споре, боязливость, робость, настороженность, покорность, униженная позиция. Возможна компенсация в виде напускного самоуверенного или даже дерзкого поведения.
  5. Аффективно-экзальтированный тип отличается интенсивностью переживаний, бурными эмоциональными реакциями, склонностью к крайним проявлениям чувств (восторженности, отчаянья). Легко заряжается настроением окружающих.
  6. Эмотивный тип характеризуется способностью глубоко чувствовать, сопереживать. Отличается впечатлительностью, мягкосердечием, сострадательностью.

Характер

Классификация характера по Леонгарду представлена четырьмя типами.

  1. Демонстративный (истерический) тип. Особенность акцентуации состоит в гипертрофированной склонности к вытеснению. Этим объясняется свойство истерика приукрашивать действительность. Человек как бы входит в желаемый образ, начиная верить своим фантазиям. Благодаря такой черте легко приспосабливается к окружению, внушая себе чувство любви, симпатии к окружающим. Пресловутая «потребность в признании», как один из мотивов демонстративного типа, преувеличивается. Скорее увлечение самовосхвалением связано с умением вытеснять объективную информацию о себе. У обычного человека при желании приукрасить реальное положение вещей включаются тормоза. Истерик же склонен забываться, что зачастую приводит к необдуманным поступкам.
  2. Педантичный характер. В противоположность демонстративному типу механизм вытеснения слабо развит. Люди с подобным типом личности не способны вытеснять сомнения, отбрасывать несущественные детали вопроса, поэтому с трудом могут остановить свой выбор на каком-либо решении. Отсюда нерешительность, скрупулезность в работе, ипохондрия.
  3. Застревающий тип. Отличается стойкостью аффективных реакций. Склонностью к идеям, всецело овладевающим мышлением человека. Застревание аффекта наиболее ярко проявляется в случае, когда затронуты личные интересы человека. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. В результате у застревающего типа развиваются такие черты, как подозрительность, враждебность, ревность, болезненное честолюбие.
  4. Возбудимый тип (эпилептоидный). Характеризуется следованием низшим инстинктивным побуждениям и игнорированием голоса разума. В результате развивается импульсивность, несдержанность, требовательность, нетерпимость, вспыльчивость, конфликтность.

Экстраверсия/интроверсия

Типы характера по Леонгарду также включают экстравертированную и интровертированную акцентуации личности.

Понимание психиатром экстра-, интроверсии отличается от популярных определений данных терминов по Айзенку и Майерс, и Бриггс в соционике.

В связи с тем, что большинство психологов опираются на трактовку терминов по Айзенку, а психиатры - по Леонгарду, такое терминологическое расхождение создает проблему в нахождении общего языка между специалистами.

Экстравертный тип личности по Леонгарду - конформист, не подвергающий особому анализу информацию, поступающую извне, а потому легко поддающийся чужому влиянию. Интроверт же не поддается слепо ощущениям настоящего момента, ориентируясь в первую очередь на предыдущий жизненный опыт и собственные умозаключения. Здесь мнение Леонгарда совпадает с точкой зрения Карла Юнга, который приписывал интровертам черты мыслительных типов, а экстравертам - этических (переживающих) типов.

Методики диагностики личности

Леонгард самыми надежными методами диагностики считал наблюдение и беседу. При личной беседе ученый должен изучать не вербальную информацию, идущую от пациента, а акцентуировать внимание на его мимике, изменениях в интонации голоса. Изучение поведения пациента на работе, в непринужденной домашней обстановке, в общении с другими людьми, согласно Леонгарду, дают исчерпывающую информацию об особенностях его личности.

Акцентуация характера - слишком выраженные черты характера у определенного человека, которые не считаются патологическими, а являются крайним вариантом нормы. Они возникают по причине неправильного воспитания индивида в детстве и наследственности. Существует большое количество акцентуаций, которые характеризуются своими особенностями. В большинстве случаев они возникают в подростковом возрасте.

Акцентуация характера: что это такое?

Акцентуация (акцентуированная личность) - определение, применяющееся в психологии. Этот термин понимают как дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая ее адаптацию в некоторых специфических ситуациях. Акцентуация характера возникает и развивается у детей и подростков.

Термин «акцентуация » впервые ввел немецкий врач-психиатр К. Леонгард. Акцентуацией характера он называет излишне выраженные индивидуальные личностные черты, которые имеют способность переходить в патологическое состояние под воздействием неблагоприятных факторов. Леонгарду принадлежит первая попытка их классификации. Он утверждал, что у большого количества людей черты характера являются заостренными.

Затем этот вопрос был рассмотрен А. Е. Личко. Он под акцентуацией характера понимал крайние варианты его нормы, когда происходит чрезмерное усиление некоторых черт. При этом отмечается избирательная уязвимость, которая относится к определенным психогенным воздействиям. Любая акцентуация не может быть представлена в качестве психического заболевания.

А.Е.Личко

Причины возникновения

Акцентуированный характер возникает и развивается под воздействием множества причин. Самой основной является наследственность. К причинам возникновения также относится недостаточное количество общения в подростковом возрасте как со сверстниками, так и с родителями.

Влияет на появление заостренных черт характера социальное окружение ребенка (семья и друзья), неправильный стиль воспитания (гиперопека и гипоопека). Это приводит к недостатку общения. Отсутствие удовлетворения личных потребностей, комплекс неполноценности, хронические заболевания нервной системы и физические недуги тоже могут привести к акцентуации. Согласно статистике данные проявления отмечаются у людей, которые работают в сфере «человек -человек »:

  • педагоги;
  • медицинские и социальные работники;
  • военные;
  • актеры.

Виды и типы, основные клинические проявления

Существуют классификации акцентуаций характера, которые выделял А. Е. Личко и К. Леонгард. Первый предложил типологию акцентуаций, состоящая из 11 типов, каждый из которых характеризуется специфическими проявлениями, которые можно наблюдать в подростковом возрасте. Кроме типов, Личко выделял виды акцентуации, которые различаются в зависимости от степени выраженности:

  • явная акцентуация - крайний вариант нормы (черты характера выражены в течение всей жизни);
  • скрытая - обычный вариант (заостренные черты характера проявляются у человека исключительно в трудных жизненных обстоятельствах).

Виды акцентуаций по А. Е. Личко:

Вид Проявления
Гипертимный Отмечается повышенная активность и настроение. Такие личности не могут переносить одиночества и однообразия в жизни. Любят общение, наблюдается склонность к частым сменам увлечений и хобби. Редко доводят начатое до конца
Циклоидный Отмечаются циклические смены настроения с гипертимного на дисфорическое (злобное)
Эмоционально-лабильный Беспричинные и частые смены настроения. Люди отличаются высокой чувствительностью. Они открыто выражают свои положительные эмоции по отношению к окружающим людям. Отмечается отзывчивость, альтруизм и общительность
Сенситивный Такие личности характеризуются наличием чувства неполноценности. Отмечается повышенная впечатлительность. Интересы лежат в интеллектуальной и эстетической сфере
Астено -невротический Отмечается повышенная капризность и плаксивость. Такие люди быстро утомляются и истощаются, на фоне этого часто возникает раздражительность
Шизоидный Такие люди характеризуются замкнутостью и любят проводить время в одиночестве. Для подростков характерно то, что они не общаются со сверстниками. Любят находиться в кругу взрослых людей
Психастенический Личности с таким характером склонны к тщательному самоанализу и рефлексии. Они долго принимают решение относительно какой-либо ситуации, бояться ответственности. Самокритичны
Эпилептоидный Поведение характеризуется приступами гнева по отношению к другим людям. Отмечается повышенная возбудимость и напряженность
Истероидный Любят быть в центре внимания. Склонны к демонстративному суициду и бояться насмешек со стороны окружающих
Конформный Зависимы от других людей. Подчиняются авторитету. Стремятся не отличаться от окружающих
Неустойчивый Тяга к различным интересам и увлечениям. Такие люди ленивы. У них отсутствуют планы относительно своего будущего

Леонгард выделил классификацию акцентуаций характера, состоящую из 12 видов. Некоторые из них совпадают с типологией А. Е. Личко. Он изучал типологию характеров у взрослых людей. Виды разделены на три группы:

  1. 1. темперамент (гипертимный, дистимический, экзальтированный, тревожный и эмотивный);
  2. 2. характер (демонстративный, застревающий и возбудимый);
  3. 3. личностный уровень (экстравертированный и интровертированный).

Виды акцентуаций по К. Леонгарду:

Вид Характерные признаки
Гипертимный Готовность в любой момент пойти на контакт. Отмечается яркая выраженность мимики и жестов при общении. Энергичны и инициативны. В некоторых случаях отмечается конфликтность, раздражительность и легкомыслие
Дистимический Отсутствие общительности. Пессимистическое и меланхолическое настроение и взгляд на будущее
Циклоидный Частые и резкие смены настроения. От настроения зависит поведение и манера общения с окружающими людьми
Возбудимый Замедленные вербальные и невербальные реакции на ситуацию. Если человек эмоционально возбужден, то отмечается раздражительность и агрессия
Застревающий Наблюдается занудливость. Они склонны к поучительству и обидчивости. В некоторых случаях такие люди способны мстить
Педантичный В конфликтах они пассивны. Отмечается добросовестность и аккуратность в выполнении дел. Наблюдается склонность к занудству
Тревожный Возникают тревожные состояния по поводу и без него. Такие личности не уверенны в себе
Эмотивный Ощущают себя комфортно исключительно рядом с близкими людьми. Отмечается способность сопереживать и искренне радоваться чужому счастью. Наблюдается повышенная чувствительность
Демонстративный Такие личности стремятся занять лидерскую позицию. Они артистичны. Отмечается нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие и склонность к хвастовству
Экзальтированный Любят общаться, альтруисты. Отмечается склонность к совершению импульсивных действий
Экстравертированный Личности этого типа охотно идут на контакт с людьми, имеют большое количество друзей. Они неконфликтны, легко поддаются чужому влиянию. Иногда отмечается совершение необдуманных действий и склонность к распространению сплетен
Интровертированный Отмечается замкнутость, склонность к фантазированию и одиночеству

Особенности

По мнению А. Е. Личко большинство типов заостряются в подростковом возрасте. Определенные виды акцентуаций возникают в конкретном возрасте. Сенситивный возникает и развивается к 19 годам. Шизоидный - в раннем детстве, а гипертимный - в подростковом возрасте.

Акцентуации характера встречаются не только в чистом виде, но и в смешанных формах (промежуточные типы). Проявления акцентуации непостоянны, они имеют свойство исчезать в некоторых периодах жизни. Акцентуация характера обнаруживается у 80% подростков. Некоторая их часть под воздействием неблагоприятных факторов может перейти в психическое заболевание в более позднем возрасте.

В развитии акцентуаций характера выделяют две группы изменений: преходящие и стойкие. Первая группа подразделяется на острые эмоциональные реакции, психоподобные нарушения и психогенные психические нарушения. Острые аффективные реакции характеризуются тем, что такие люди наносят себе повреждения разными способами, имеются попытки самоубийства (интрапунитивные реакции). Такое поведение встречается при сенситивной и эпилептоидной акцентуации.

Экстрапунитивные реакции характеризуются вымещением агрессии на случайных лиц или предметы. Характерны для гипертимной, лабильной и эпилептоидной акцентуации. Иммунитивная реакция характеризуется тем, что человек избегает конфликты. Встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуации.

У некоторых людей отмечаются демонстративные реакции. Психоподобные нарушения проявляются в мелких проступках и правонарушениях, бродяжничестве. Сексуальное отклоняющееся поведение, стремление испытать состояние опьянения или пережить необычные ощущения с помощью употребления алкоголя и наркотиков также встречается у личностей подобного типа.

На фоне акцентуаций развиваются неврозы и депрессии. Стойкие изменения характеризуются переходом из явного вида акцентуации характера в скрытую. Возможно возникновение психопатических реакций при длительном действии стресса и критического возраста. К стойким изменениям относится трансформация типов акцентуаций из одного в другой по причине неправильного воспитания ребенка, которая возможна в сторону совместимых типов.

Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным. Например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Леонгарда - Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперакгивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный - выражено стремление быть в центревнимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый-повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают, активной стороной;


8) педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированный (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Согласно концепции К. Леонгарда, в структуре личности некоторые акцентуированные черты в большей степени определяются особенностями темперамента, некоторые - особенностями характера. К акцентуациям свойств характера К. Леонгард относит демонстративный, педантичный, застревающий и возбудимый типы акцентуаций. Остальные варианты акцентуаций относятся К. Леонгардом к акцентуациям темперамента.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом».

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая - с отрицательными проявлениями. О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом.

А.Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, в одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

«Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянное стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции».

«Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко».

Какие ситуации тяжелы для гипертимов? Те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.

Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения.

Для истероидного акцентуанта труднее всего переносить невнимание к его особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом - значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.

Из приведенных примеров видно, насколько различны и иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.

Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу - важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т.п.

Застревающая личность при неблагоприятных обстоятельствах может стать несговорчивым, не терпящим возражений спорщиком, но если обстоятельства будут благоприятствовать такому человеку, не исключено, что он окажется неутомимым и целеустремленным тружеником.

Педантическая личность при неблагоприятных обстоятельствах может заболеть неврозом навязчивых состояний, при благоприятных - из нее выйдет образцовый работник с большим чувством ответственности за порученное дело.

Демонстративная личность может разыграть перед нами рентный невроз, при иных обстоятельствах она способна выделиться выдающимися творческими достижениями. В целом при отрицательной картине врачи склонны усматривать психопатию, при положительной - скорее акцентуацию личности. Подобный подход в достаточной мере оправдан, поскольку легкая степень отклонений связана чаще с положительными проявлениями, а высокая - с отрицательными.

Обозначение «патологические личности» следовало бы применять лишь в отношении людей, которые отклоняются от стандарта и тогда, когда внешние обстоятельства, препятствующие нормальному течению жизни, исключаются. Однако необходимо учитывать различные пограничные случаи.

Жесткой границы нет и между нормальными, средними людьми и акцентуированными личностями. Здесь также не хотелось бы подходить к этим понятиям слишком узко, т.е. неверно было бы на основании какой-либо мелкой особенности человека тотчас же усматривать в нем отклонение от нормы. Но даже при достаточно широком подходе к тому, какие качества можно называть стандартными, нормальными, не бросающимися в глаза, все же существует немало людей, которых приходится отнести к акцентуированным личностям.

личность характер акцентуация неформальный

Типология характеров, как правило, строится на существовании определенных типических черт. Типическими называются черты и проявления характера, которые являются общими и показательными для некоторой группы людей.

Соответственно под типом характера следует понимать выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей.

Следует также отметить, что все типологии человеческих характеров, как правило, исходят из ряда общих идей.

1. Характер человека формируется в онтогенезе относительно рано и на протяжении остальной жизни проявляет себя как более или менее устойчивое личностное образование.

2. Сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными.

3. Большая часть людей в соответствии со своими основными чертами характера может быть разделена на типовые группы.

Понятие «акцентуации» было введено в психологию К. Леонгардом. Его концепция «акцентуированных личностей» основывалась па предположении о наличии основных и дополнительных черт личности. Основных черт значительно меньше, но они являются стержнем личности, определяют ее развитие, адаптацию и психическое здоровье. При значительной выраженности основных черт они накладывают отпечаток на личность в целом, и при неблагоприятных обстоятельствах они могут разрушить всю структуру личности.

По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие типы:

1. Гипертимный тип. Его характеризует чрезвычайная контактность, словоохотливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики. Такой человек часто спонтанно отклоняется от первоначальной темы разговора. У него возникают эпизодические конфликты с окружающими людьми из-за недостаточно серьезного отношения к своим служебным и семейным обязанностям. Люди подобного типа нередко сами бывают инициаторами конфликтов, но огорчаются, если окружающие делают им замечания по этому поводу. Из положительных черт, привлекательных для партнеров по общению, людей данного типа характеризуют энергичность, жажда деятельности, оптимизм, инициативность. Вместе с тем они обладают и некоторыми отталкивающими чертами: легкомыслием, склонностью к аморальным поступкам, повышенной раздражительностью, прожектерством, недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

1.Дистимиый тип. Его характеризует низкая контактность, немногословность, доминирующее пессимистическое настроение. Такие люди являются обычно домоседами, тяготятся шумным обществом, редко вступают в конфликты с окружающими, ведут замкнутый образ жизни. Они высоко ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиняться. Они располагают следующими чертами личности, привлекательными для партнеров по общению: серьезностью, добросовестностью, обостренным чувством справедливости. Есть у них и отталкивающие черты. Это пассивность, замедленность мышления, неповоротливость, индивидуализм.

3. Циклоидный тип. Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, в результате чего так же часто меняется манера общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения такие люди являются общительными, а в период подавленного - замкнутыми. Во время душевного подъема они ведут себя как люди с гипертимной акцентуацией характера, а в период спада - как люди с дистимной акцентуацией.

4. Возбудимый тип. Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Нередко такие люди зануд-липы и угрюмы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они неуживчивы в коллективе, властны в семье. В эмоционально спокойном состоянии люди данного типа часто добросовестные, аккуратные, любят животных и маленьких детей. Однако в состоянии эмоционального возбуждения они бывают раздражительными, вспыльчивыми, плохо контролируют свое поведение.

5. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудли-вость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. В конфликтах такой человек обычно выступает инициатором, активной стороной. Он стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, предъявляет повышенные требования к себе; особо чувствителен к социальной справедливости, вместе с тем обидчив, уязвим, подозрителен, мстителен; иногда чрезмерно самонадеян, честолюбив, ревнив, предъявляет непомерные требования к близким и к подчиненным на работе.

6. Педантичный тип. Человек с акцентуацией такого типа редко вступает в конфликты, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной. На службе он ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Вместе с тем он с охотой уступает лидерство другим людям. Иногда он изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты: добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах, а отталкивающие и способствующие возникновению конфликтов - формализм, зануд-ливость, брюзжание.

7. Тревожный тип. Людям с акцентуацией данного типа свойственны: низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение. Они редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры. Нередко располагают следующими привлекательными чертами: дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности также нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.8. Эмотивный тип. Эти люди предпочитают общение в узком кругу избранных, с которыми устанавливаются хорошие контакты, которых они понимают «с полуслова». Редко сами вступают в конфликты, играя в них пассивную роль. Обиды носят в себе, не «выплескивая» наружу. Привлекательные черты: доброта, сострадательность, обостренное чувство долга, исполнительность. Отталкивающие черты: чрезмерная чувствительность, слезливость.

9. Демонстративный тип. Этот тип акцентуации характеризуется легкостью установления контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Такой человек демонстрирует высокую приспособляемость к людям и вместе с тем склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Люди с акцентуацией такого типа раздражают окружающих самоуверенностью и высокими притязаниями, систематически сами провоцируют конфликты, но при этом активно защищаются. Они обладают следующими чертами, привлекательными для партнеров по общению: обходительностью, артистичностью, способностью увлечь других, неординарностью мышления и поступков. Их отталкивающие черты: эгоизм, лицемерие, хвастовство, отлынивание от работы.

10. Экзальтированный тип. Ему свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дело до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Вместе с тем лица данной типологической группы привязаны и внимательны к друзьям и близким. Они альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Отталкивающие черты: паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

11. Экстравертированный тип. Такие люди отличаются высокой контактностью, у них масса друзей, знакомых, они словоохотливы до болтливости, открыты для любой информации, редко вступают в конфликты с окружающими и обычно играют в них пассивную роль. В общении с друзьями, на работе и в семье они часто уступают лидерство другим, предпочитают подчиняться и находиться в тени. Они располагают такими привлекательными чертами, как готовность внимательно выслушать другого, сделать то, о чем просят, исполнительность. Отталкивающие особенности: подверженность влиянию, легкомыслие, необдуманность поступков, страсть к развлечениям, к участию в распространении сплетен и слухов.

12. Интровертированный тип. Его, в отличие от предыдущего, характеризует очень низкая контактность, замкнутость, оторванность от реальности, склонность к философствованию. Такие люди любят одиночество; вступают в конфликты с окружающими только при попытках бесцеремонного вмешательства в их личную жизнь. Они часто представляют собой эмоционально холодных идеалистов, относительно слабо привязанных к людям. Обладают такими привлекательными чертами, как сдержанность, наличие твердых убеждений, принципиальность. Есть у них и отталкивающие черты. Это - упрямство, ригидность мышления, упорное отстаивание своих идей. Такие люди на все имеют свою точку зрения, которая может оказаться ошибочной, резко отличаться от мнения других людей, и тем не менее они продолжают ее отстаивать, несмотря ни на что.

Позднее классификацию характеров на основе описания акцентуаций предложил А. Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками. Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации, как временные состояния психики, чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Личко объясняет этот факт так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении» (Личко А. Е., 1983). При взрослении ребенка проявившиеся в детстве особенности его характера, оставаясь достаточно выраженными, теряют свою остроту, но со временем вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события.они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми - родителями и педагогами - у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимпого типа часто переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки с акцентуацией характера данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно.

Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа). Периоды перепада настроений составляют примерно две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип характеризуется крайней изменчивостью настроения, причем часто оно непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может восприниматься то в светлых, то в мрачных тонах. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при интеллектуальной деятельности.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, подвижных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто воспринимаются окружающими как замкнутые.Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Однако нередко они бывают больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений - с поспешностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность и осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир нередко наполнен различными фантазиями, какими-либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих чувств они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, как отмечает Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты - жестокость, властность, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят, когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих

привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как тип слабовольного, плывущего по течению человека. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Подростки данного типа демонстрируют конъюнктурное, а часто просто бездумное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Они обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо - «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.

Существуют и другие классификации типов характера. Например, широко известна типология характера, построенная на основе отношения человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее автор - Э. Фромм, который назвал данную классификацию социальной типологией характеров.«Социальный характер, - пишет Фромм, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы» *. По мнению автора этой концепции, социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи.

Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за поведением различных людей и соотнеся их с практикой работы в клинике, Э. Фромм вывел следующие основные типы социальных характеров.

1. «Мазохист-садиста. Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, «переделкой» людей «в лучшую сторону». Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих до состояния изнеможения. Такой человек особенно опасен для окружающих, когда он получает над ними власть: он начинает их терроризировать, исходя при этом из «благих намерений».

По мнению Фромма, у людей этого типа наряду с мазохистскиМи склонностями почти всегда присутствуют и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться тем, как они страдают. Такой тип человека был назван Фроммом авторитарной личностью. Подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам; Фромм включил в их число Гитлера, Сталина и ряд других известных исторических лиц.

2. ^Разрушитель». Характеризуется выраженной агрессивностью и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. «Разрушительность, - пишет Фромм, - это средство избавления от невыносимого чувства бессилия». К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой». Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное «Я», свою индивидуальность и привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях. Такой человек всегда готов подчиниться любой повой власти, при необходимости быстро и без проблем меняет свои убеждения, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Широкое распространение получила классификация характеров в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интровертированному типу, предложенная К Юнгом. Как вы помните, экстраверсия-интроверсия рассматривается современной психологией как проявление темперамента. Первый тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого, подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, что в