Биографии Характеристики Анализ

Появление школы и появление образования. Где возникли первые школы? Школа в разные исторические периоды, ее роль и методы обучения

Матяш Анастасия Дмитриевна

студент 3 курса факультета коммерции и маркетинга Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье» - состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Специалисты считают, что обеспечение здоровья и функциональные резервы организма зависят от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов . Экзогенные факторы в значительной степени регулируются обществом, они включают в себя социальные факторы (быт, работа, воспитание), которые являются определяющими в формировании образа жизни. Эндогенные факторы состоят из индивидуального генофонда, который детерминирует физиологические возможности человека с момента его рождения - пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституционными особенностями, формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов. Специалисты предупреждают, что на ухудшение здоровья человека влияют 4 группы факторов:

1. Несоблюдение здорового образа жизни.

2. Плохая экология.

3. Санитарно-гигиеническая безграмотность, низкий уровень культуры здоровья, некачественное медицинское обслуживание.

4. Психоэмоциональное напряжение и стресс, которые являются ключевыми критериями в обеспечении здорового образа жизни, так как желание его соблюдать зависит, прежде всего, от нормального психического состояния человека.

Одним из важнейших критериев обеспечения здорового образа и стиля жизни являются благоприятные межличностные взаимоотношения. В свою очередь, неблагоприятные взаимоотношения ведут к нарушениям настроения, возникновению психического напряжения, стрессов и физическим недомоганиям.

Межличностные взаимоотношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми . Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни .

Одной из таких площадок является пора студенчества. Студентами являются молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Термин «студенчество» собирает в себя такие понятия как: социально-демографическая группа и определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза социализации .

Самочувствие и оценка обучающимся психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать, что представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

В период обучения студенты бывают вовлечены во множество взаимоотношений - с одногруппниками, однокурсниками, преподавателями, учебным персоналам и т. д. В этом возрасте большая часть студентов предпочитает объединяться не только по принадлежности к определённой академической группе, но и по интересам (посещение клубов, секций, занятий) . Всё вышеперечисленное активно влияет на формирование социальных ролей и межличностных взаимоотношений; при этом, по мнению специалистов, чем больше у человека социальных ролей и социального общения, тем большим опытом он будет обладать при построении взаимоотношений. Социальный опыт индивида - опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностноговзаимодействия при исполнении комплексасоциальныхролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развитияегоумений и навыков. Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладетьсоциальнымопытом - значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является . П. Линвилл считает, что сложность личности, характеризуемая большим социальным опытом, многогранность самосознания лучше всего защищают человека от стрессов .

На примере студентов Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова мы попытались проанализировать, как они оценивают взаимоотношения внутри академических групп, сколько социальных ролей они играют в обществе и как меняется динамика их взаимоотношений в течение трех первых курсов обучения в вузе.

Цель исследования - получение новых научных знаний о взаимоотношениях студентов.

Задачи исследования:

1. Выявить количество социальных ролей студентов 1-3 курса.

2. Оценить формирование межличностных взаимоотношений студентов на 1-3 курсе обучения в вузе.

Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование; методы статистической обработки данных.

Организация и результаты исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета. В исследовании принимали участие 58 студентов (из них: студенты первого курса в количестве 14 человек, второго курса - 18, третьего - 26), которые отвечали на нижеприведенные вопросы.

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как ты оцениваешь свое отношение к одногруппникам по пятибалльной шкале?» показал, что среди студентов 1 курса половина оценивает на «4». Начальная стадия обучения подразумевает знакомство с группой, интуитивно студенты окрашивают позитивно свое отношение к одногруппникам, обосновывая тем, что они открыты для контакта.

В течение обучения колебание процентов на уровне «4» совсем незначительное, что, в основном, оправдывает ожидания первокурсников и подтверждает позитивное отношение учащихся к одногруппникам. Однако в данной таблице присутствует довольно большой процент отношения на уровне «3», особенно на третьем курсе. Данное явление объясняется долгим знакомством, которое не всегда положительно сказывается на отношениях и может порождать конфликты среди обучающихся внутри группы.

Если касаться общей статистики, то больше половины опрошенных студентов склонны к положительной и наивысшей оценке отношений с одногруппниками, что подтверждает достаточный для данного возраста и социального положения уровень социализации.

Таблица 1 .

Оценка отношений студентов к одногруппникам

Вопрос

«Твоё отношение к одногруппникам по 5-ти балльной системе», %

Варианты

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Ответы на вопрос: «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?» показали, что большинство опрошенных расценивают отношение одногруппников к себе, как «хорошее» и «положительное». Стоит также обратить внимание, что ¼ всех опрошенных испытывают недостаток комфортного общения с людьми, с которыми проводят большую часть времени данного отрезка своей жизни. Процент довольно высок, что позволяет говорить о высокой возможности возникновения и развития у студентов комплексов, связанных со сложностью нахождения собственного места в обществе, идентификацией своей личности, ощущения своей индивидуальности, общения в социуме.

Таблица 2 .

Оценка отношений одногруппников к студенту, по его мнению

Вопрос

«Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?», %

Варианты

Ответов

Душа

Компании

Положительно

Безразлично

Отрицательно

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Анализ вопроса: «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», отразил уровень сплоченности студентов. Больше половины опрошенных ответили положительно на данный вопрос. Примечательно то, что, несмотря на наличие близких друзей в группах, студенты отмечали, что не всегда могут быть довольны отношением целой группы к себе. При этом была замечена следующая тенденция: студенты, которые имеют друзей в группе, переносили свое положительное отношение к данным людям на всю группу, и также отношение данных нескольких людей переносили как положительное отношение всей группы. Также было замечено, что довольно высок процент тех, кто отмечал наличие друзей в группе, но таких, с которыми за пределами ВУЗа общения у студента нет.

Таблица 3 .

Наличие близких отношений студентов внутри группы

Вопрос

«Есть ли у тебя близкий друг в группе?», %

Среднее

количество

близких друзей

Варианты

ответов

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Уровень сплоченности группы мы попытались выявить у студентов, задавая им вопрос: «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?» Как правило, почти все студенты отвечали положительно на данный вопрос, что свидетельствует как о высоких моральных качествах и воспитании опрашиваемых, так и о желании быть в малой группе «на хорошем счету».

Таблица 4 .

Уровень сплоченности одногруппников

Вопрос

«Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?», %

Варианты

ответов

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Касаясь вопроса о социальном опыте, еще раз отметим зависимость между количеством социальных ролей, которые несут в себе студенты и уровнем их подготовки к взаимодействию с обществом: чем больше показатель, тем студент более социализирован. Для удобства студентов в анкете были приведены примеры социальных ролей (сын/дочь, брат/сестра, студент, староста, юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным количеством в данном вопросе является показатель «от 5 до 8».

На первом курсе студенты характеризуются небольшим кругом взаимодействия внутри группы и за пределами вуза. Как правило, с каждым годом количество ролей у студента возрастает, данная тенденция прослеживается и в ниже приведенной таблице.

Таблица 6 .

Уровень подготовки студентов к взаимодействию с обществом

Вопрос

«Сколько социальных ролей ты в себе несешь?», %

Варианты

ответов

2 -4

5 -8

9 и больше

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Анализ последнего вопроса помогает отразить целостную картину взаимодействия студента с одногруппниками. Несмотря на довольно высокие проценты вышеприведенных ответов, которые показывают хороший уровень социального развития студентов и их положительной ролью в группе, почти половина опрошенных заявила, что атмосфера внутри студенческих групп является некомфортной. Также стоит обратить внимание на то, что большинство студентов отметили существование небольших группировок, объединений внутри одной группы, что приводит в целом к разобщению студентов. Как правило, данные группы не контактируют между собой, и отношение внутри этих малых групп автоматически проецируется на большую группу: если студенту комфортно в малой группе, он склонен преувеличивать свое отношение и отношение целой группы к нему. Если же студент не смог вписаться ни в одну из существующих групп, то и в процент некомфортного пребывания в общей группе возрастает.

Таблица 7 .

Оценка студентами внутригрупповой психологической атмосферы

Вопрос

«Устраивает ли тебя атмосфера общения, которая существует в твоей студенческой группе?»

Варианты

Ответов

Безразлично

1 курс (n=14)

2 курс(n=18)

3 курс(n=26)

Студенты (N=58)

Список литературы :

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений - СПб., «Питер», - 2009. - 194 с.
  2. Немов Р.С. Социальная психология: краткий курс / учебник - СПб., «Питер», - 2008. - 112-117 с.
  3. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся: Открытый класс.- [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.openclass.ru/ (дата обращения 11.12.12)
  4. Студенчество: Академик. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 10.12.12)
  5. Семечкин Н.И. Социальная психология / учебник для вузов. СПб., «Питер», - 2004 - 92-93 с.
  6. Физическая культура и здоровый образ жизни: Эрудиция. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. URL: http://www.erudition.ru/ (дата обращения 8.12.12)
  7. Шульгин А.И. Физическая культура / курс лекций для вузов - Кемерово, Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2012. - 40-41 с.

Войнов Юрий Борисович

ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 г. Москва

преподаватель английского языка

Проблемы взаимоотношений студентов и преподавателей.

На тему воспитания подрастающего поколения написано немало статей. Все они охватывают обширный круг вопросов, связанных с этой животрепещущей темой. Но хотелось бы еще раз коснуться проблемы взаимоотношений студента и преподавателя. Имея опыт преподавания в различных учебных заведениях более семнадцати лет, приходишь к выводу, что давать советы относительно абстрактного подростка очень легко, но как же трудно бывает найти выход из трудного положения в конкретном случае.

К нам в колледж приходят ребята, которые по разным причинам не захотели, или не смогли продолжить обучение в школе. Это та категория бывших школьников, которые в своем большинстве не могли в школе похвастаться дневниками с одними превосходными отметками. Это не говорит о том, что они в чем-то уступают своим сверстникам. Даже, наоборот: у таких ребят очень большая деловая хватка и стремление как можно быстрее получить профессиональное образование.

Вот здесь и начинаются трудности. Первокурсники, придя в колледж, надеются уйти от повседневного контроля со стороны преподавателей и своих родителей. Они увлеченно слушают разговоры старшекурсников, проходящих практику в престижных ресторанах Москвы (наше подразделение колледжа готовит поваров, кондитеров и технологов общественного питания). Ребята готовы часами работать в лабораториях, постигая кулинарное искусство, но не всегда идут с охотой в учебные классы для изучения теории, так необходимой для профессионального мастерства.

Преподавателям и мастерам производственного обучения приходится прилагать огромные усилия для того, чтобы найти подход к каждому студенту и дать ему понять, что практика без теории просто невозможна. Для себя я сделал вывод, что только тогда можно донести свою мысль до студента, когда ты прекращаешь использовать императивный тон и забываешь нравоучения. Ты становишься равноправным членом студенческой группы, и только твой авторитет позволяет тебе делать замечания обучающимся. Но как завоевать авторитет?

Наверное, в первую очередь надо постараться полюбить всех без исключения студентов группы, в которой ты преподаешь свой предмет. Знаю, это дается нелегко, но ребята сразу начинают подсознательно реагировать очень положительно, и атмосфера общения становится очень дружелюбной. В такой атмосфере намного легче донести свою мысль до учащихся. Здесь я хочу напомнить, возможно, довольно банальную истину, знакомую каждому преподавателю: если хочешь сделать выговор, то лучше это сделать наедине со студентом, а если хочешь похвалить - в присутствии всей группы. Конечно, иногда приходится делать какое-либо замечание, но это следует делать очень тактично, не задевая личность самого человека.

Приведу небольшой пример из своей практики:

Вместо того, чтобы заявить перед всей группой о том, что какой-либо студент не готов к занятиям, лучше произнести приблизительно такую фразу:

«Я недоволен твоим сегодняшним ответом, возможно, ты мало времени потратил на подготовку домашнего задания».

Здесь звучит несколько пресуппозиций:

  1. студент отвечал
  2. я недоволен только сегодняшним ответом, значит, были и хорошие ответы в прошлом.
  3. Я недоволен, а это чисто субъективно и, значит, я могу ошибаться.
  4. студент потратил какое-то время на подготовку домашнего задания.

Очень часто студент в таком случае признается, что он совсем не готовился, так как у него не было на это времени. Причины могут быть объективными или необъективными - это оставляем в стороне. Студент признает свою ошибку и не винит вас в том, что вы придирались к его ответу. Это всего лишь один из примеров общения со студентами.

Большую роль в общении с подростками играет правильное использование в своей речи частицы НЕ . Мы только сознательно воспринимаем эту частицу, то время как подсознательно она не воспринимается. Самый простой пример: «Не думайте о белой лошади». Вы на долю секунды представили такую лошадь и только затем сознательно выбросили этот образ из головы. В тот момент, когда вам необходимо сделать критическое замечание, на помощь приходит эта маленькая, но очень полезная частица. Сравните две фразы:

  1. «Ты плохо выполнил свое задание».
  2. «Ты не очень хорошо выполнил свое задание».

Как видите, второе предложение звучит не так категорично, как первое. Еще пример:

  1. «Глупая затея».
  2. «Не очень умная затея».

Мой любимый способ умерить пыл излишне активного студента на занятии - подойти к студенту и, наклонившись к нему, шепотом задать вопрос: «У тебя сегодня какие-то неприятности?». Чаще всего студент в этом случае ожидает выговора и готовится к защите, а слышит всего лишь вопрос. Такой метод является примером разрывом шаблона поведения, который заставляет студента успокоиться. Этот способ я заимствовал у своего коллеги, который пользуется большим уважением у студентов.

Умелое использование этих довольно простых приемов позволяет во многих случаях избежать ненужного напряжения во взаимоотношениях с учащимися и коллегами. Я уверен, что у многих преподавателей есть свои наработки в этой области. Бывает, что даже необычное использование тона своего голоса приносит очень интересные результаты. На одной из лекций я был свидетелем, как преподаватель резко замедлял темп своей речи для привлечения внимания к какому-либо особо важному моменту. Такой прием очень эффективен как при общении с небольшой группой студентов, так и в больших аудиториях. Множество таких приемов можно найти в работах современных психологов как российских, так и зарубежных.

Мы все привыкли, что преподаватель должен быть примером для подростков во всех сферах жизни. С этим ни кто не спорит, но иногда стоит показывать ребятам, что вы тоже имеете небольшие просчеты в своих делах. Это приближает вас к детям. Например, можно слегка покритиковать себя за забывчивость или оплошность:

Какой же я растяпа, забыл дома свой блокнот.

Такого рода замечания показывают студентам, что вы живой человек, совершающий иногда ошибки, и можете понимать других людей. Человеку, с «идеальным» поведением, знающим ответы на все без исключения вопросы трудно найти общий язык с подростками. Более приземленная личность в глазах ребят быстрее завоюет авторитет. Конечно, здесь надо знать меру и не злоупотреблять такими приемами.

Большую пользу при контакте с ребятами разных курсом приносит теория коммуникативных паттернов Нейро - Лингвистического Программирования. В свое время мне повезло пройти курс обучения в Центре Нейро - Лингвистического Программирования в Образовании. Знания, полученные на таких курсах и семинарах, позволяют стать более гибким в общении с окружающими, уходить от конфликтов, находить общий язык.

В заключение хочется сказать, что сейчас появилось довольно много молодых преподавателей (не говоря о тех, кто уже имеет богатый опыт преподавания и воспитания), которые умеют найти правильный подход к студентам и учащимся. С такими преподавателями и учителями очень приятно обмениваться опытом в неформальной обстановке, в которой они откровенно говорят о своих методах воспитания. Ни один учебник по психологии не заменит общения с коллегами, умеющими на практике использовать свои знания в области воспитания и образования.

Войнов Юрий Борисович, преподаватель английского языка,

Технологический колледж № 28, г. Москва.


В немалой степени взаимоотношения в студенческой среде определяются общим культурно–историческим (и социально–экономическим) фоном общественной жизни. Взаимоотношения студентов как бы отражают сложившуюся культуру отношений между людьми в самом обществе. Поэтому трудно задавать какие–то готовые «образцы» таких отношений. Часто их диктует сама жизнь. И все это приходится грамотно учитывать или тактично (ненавязчиво) корректировать в своих собственных взаимоотношениях с реальными людьми и в реальную эпоху, переживаемую страной.

Кроме того, взаимоотношения студентов постепенно начинают копировать и отношения, складывающиеся среди их преподавателей и научных руководителей, о чем уже много говорилось выше. Поэтому все–таки остается надежда, что будущие психологи–профессионалы смогут взять все лучшее в этих взаимоотношениях своих учителей, а не только будут зависеть от стереотипов поведения, пропагандируемых средствами массовой информации и создаваемых обычными обывательскими примерами.

Условно можно выделить следующие проблемы, возникающие во взаимоотношениях студентов друг с другом:

1. Проблема взаимоотношений между студентами разных курсов . Как таковой «студенческой дедовщины» во многих психолого–педагогических вузах нет, хотя некоторое высокомерие и «покровительственность» со стороны старших студентов по отношению к студентам младших курсов иногда наблюдать приходится. Это может провоцироваться и проявляться в несколько больших «льготах» старшекурсникам при расселении их в более «привилегированные» номера общежития, в предоставлении им больших возможностей при пользовании библиотекой, в проведении собственных исследований, в большем внимании к ним со стороны популярных и «модных» преподавателей и т. п. Хотя реально такая «дедовщина» не является существенной (не сравнить с современной российской армией!), но субъективно для кого–то из студентов младших курсов это может восприниматься как некая существенная проблема. Самое простое здесь – поскорее вступить в неформальные (или даже дружеские) отношения с кем–то из студентов старших курсов, с молодыми аспирантами или учеными, вступать в студенческие научные сообщества, что обычно и происходит уже на первых курсах.

Как это ни парадоксально, «дедовские» тенденции скорее проявляются среди сокурсников (учащихся одного курса), когда «выясняется», что кто–то сумел вступить в более дружеские отношения с некоторыми «престижными» преподавателями и учеными, обеспечив себе во многом свою будущую «карьеру». Вероятно, и к этому следует относиться с пониманием, поскольку в дальнейшей трудовой жизни от умения налаживать «нужные» деловые контакты во многом зависит и профессиональный, и жизненный «успех» молодого психолога. Психологический вуз является для этого своеобразным полигоном.

Иногда в связи с этим возникают некоторые моральные сложности.

Например, поначалу студенты воспринимают «успехи» своего однокурсника в налаживании хороших отношений с преподавателями с «пониманием» и даже радостью, но потом могут обнаружить для себя, что суть этих отношений – не настоящая дружба преподавателей и студентов, а соображения «карьеры» (иногда такое неприятное открытие для себя делает и сам преподаватель, который поначалу также может воспринять «коммуникабельного» студента как возможного «товарища»).

Ревность к популярным преподавателям может стать основой некоторой неприязни в самих студенческих взаимоотношениях. Но с этим сложно что–либо поделать и тем более «запрещать» преподавателям выбирать для себя «любимчиков», а для студентов выбирать себе «кумиров». Хотя и сказано, «не сотвори себе кумира».

2. Проблема построения взаимоотношений в преимущественно женских студенческих аудиториях. Эта проблема специфична именно для психолого–педагогических вузов («родная проблема» психологического образования), где большинство студентов – девушки. Для самих девушек такое положение создает сложности: ими не так восхищаются, как это могло бы быть в мужских (или хотя бы реально «смешанных») аудиториях, что порождает некоторую неуверенность в себе, что для психолога плохо. К сожалению, проблемы возникают и у студентов–юношей, у которых сначала «разбегаются глаза» от обилия девушек вокруг, но после приходит и некоторое «отрезвление», поскольку девушки часто даже не воспринимают своих однокурсников как «настоящих» мужчин.

Для молодых людей все это усугубляется тем, что профессия «психолог» считается «неденежной» (точнее, она может быть «денежной» при определенном стечении обстоятельств, но это не общее правило), и молодой человек, собирающийся стать психологом, нередко воспринимается как жизненный «неудачник» (при нынешней «рыночной» системе ценностей это вполне реальная проблема в молодежной среде). Чтобы не чувствовать свою «никчемность», студент–юноша вынужден нередко серьезно подрабатывать на стороне, чтобы хоть как–то показать свою способность «устраиваться» в этой жизни. В более благополучном положении находятся те студенты, которые опять же налаживают хорошие деловые отношения с преподавателями и учеными, которые дают им возможность «подрабатывать» в сфере психолого–педагогических услуг.

Проблема «подрабатывания» студентов стара как мир. И постоянно перед творческим студентом стоит вопрос: что для него важнее, образование и диплом или «радости студенческой жизни»? Способность как–то совместить эти моменты является настоящим искусством и требует от студента проявления настоящего жизненного творчества. Иногда это позво"ляет студенту сформировать у себя готовность эффективно выполнять разные виды деятельности (в частности, хорошо учиться и все–таки зарабатывать себе на «карманные расходы»), но иногда это приводит к серьезному переутомлению и нервным срывам. Важно при этом рассчитать свои реальные возможности и все–таки выбрать приоритеты своего развития.

3. Проблема вхождения в учебно–профессиональное сообщество. Как известно, во многих «солидных» и «престижных» учреждениях важную роль играет так называемое «общественное мнение», которое и создается неформальными группами студентов и сотрудников. В этих группах быстро обозначаются свои лидеры, которые стремятся с помощью зависимых от них людей устанавливать свое влияние на ситуацию в вузе, надеясь в перспективе как–то решить для себя и собственную профессиональную судьбу.

Обычно в такие престижные «тусовки» входят наиболее яркие и эффектные во внешнем плане студенты, молодые преподаватели и различные секретари с лаборантами (постоянные и «все знающие» сотрудники). Они быстро «определяют» близких себе по духу и помыслам людей, сами легко «сближаются» и даже «бережно поддерживают» выгодные для себя отношения, даже преодолевая в себе негативные чувства друг к другу. Важную роль в таких «тусовках» играет специально поддерживаемая и культивируемая с помощью определенных эстетических средств атмосфера «избранности» и «элитности» (особая манера разговора, демонстративные позы, ирония по отношению «ко всем остальным» и т. п.). Нам даже представляется, что читатель прекрасно понимает, о чем вдет речь, поскольку эти «тусовки» существуют в незначительных своих вариациях почти везде и легко опознаваемы.

Часто важную роль в успешной адаптации к вузу играет умение студента включиться в местную престижную социально–профессиональную группу – «тусовку», которая во многом подстраховывает своих постоянных членов и даже оберегает их от гнева преподавателей и администрации. Как уже отмечалось, такие «тусовки» во многом формируют общественное мнение и с ними вынуждены считаться даже самые строгие преподаватели и научные руководители. «Студент в тусовке» имеет гораздо больше шансов на успех в данном учебном учреждении. Но чтобы быть принятым в такую «тусовку», человеку также приходится идти на определенные внутренние (и не только внутренние) компромиссы, ведь в каждой «тусовке» строго расписаны ролевые позиции; если молодой человек отказывается принять на себя какую–то роль, то в «тусовку» он, скорее всего, не впишется. Но принятие роли, то есть соответствие ожиданиям окружающих, уже само по себе во многом ограничивает творческое самовыражение личности. И далеко не все готовы на такую жертву. В качестве типичной «платы» за вхождение в престижную «тусовку» можно выделить следующее:

1.) Соответствие интеллектуальным, коммуникативным, статусным, декоративным (в плене одежды и внешнего вида), физическим и другим требованиям и нормам, характерным для данной группы. Если претендент недостаточно всему этому соответствует, то он вынужден «поработать над собой», иначе «тусовка» его либо отвергнет, либо определит для него очень невыгодный социальный статус (например, роль «козла отпущения»);

2) Ограничение определенной свободы действий и высказываний (претендент вынужден принимать мнения и оценки данной группы, даже если они несколько расходятся с его собственным мнением);

3) Ограничение в плане построения своей карьеры (или оснований для будущей карьеры). С одной стороны, «тусовка» значительно помогает («подстраховывает») человека, особенно в период его адаптации в учебном заведении, но, с другой стороны, «тусовка» строго следит, чтобы каждый ее член «не высовывался», чтобы он находился в рамках отведенной ему роли.

Например, во многих учебных и научных организациях можно встретить «вечных младших научных сотрудников» или «вечных кандидатов наук», так и не посмевших вырваться из рамок отведенного им социального статуса.

4) Терпеливое отношение к различным домогательствам и обидам со стороны признанных лидеров «тусовки» (начиная от шуток и «приколов», которые доставляют удовольствие многим членам «тусовки» (иногда вплоть до сексуальных домогательств…);

5) Ограничения по отношению к своему досугу и различным увлечениям («тусовка» часто стремится контролировать не только деятельность в данной организации, но и весь образ жизни человека) и т. п.

4. Естественно, такие «тусовки» часто дают человеку больше, чем требуют взамен. Но иногда человек чувствует, что пора вырваться изданной «тусовки» и освободиться от обязательств перед членами этой группы. Возникает проблема безболезненного выхода из учебно–профессиональной студенческой (или даже преподавательской) «тусовки». В этом случае нужно быть готовым «заплатить» за такое самовольство, а также просто иметь представление о том, какая это может быть «плата»:

1) Сплетни, наговоры, откровенное вранье;

2) Отказ в помощи при решении каких–то формальных или неформальных проблем;

3) Остракизм по отношению к тем, кто, минуя «тусовку», сумел быстро (быстрее, чем «положено») решить некоторые свои карьерные вопросы. Здесь действует известное еще со времен Аристотеля правило зависти: мы легко переживаем успехи дальних от нас людей, но успехи близких нам людей обычно не прощаем, ведь мы же знали их как «своих», как «таких простых людей», а они вот «выпендрились», оказались «лучше нас»);

4) В наиболее примитивных группах и коллективах (что, кстати, мало зависит от общеобразовательного уровня) возможны и такие варианты «мести», как избиение, анонимные письма, апеллирование к старым грехам (например, разглашение личных секретов и слабостей человека) и т. п.

Но самый страшный вариант «расплаты» – это расплата чувством собственного достоинства. Различные способы проверки человека «на вшивость» – это, прежде всего, проверка его достоинства.

Например, в тюрьмах новичка часто проверяют именно на наличие достоинства. Через некоторое время пребывания в камере, когда терпение кончается и очень хочется покурить или выпить настоящего чаю, новичку предлагают все это, но при этом заставляют его как–то унизиться («прокукарекать» или как–то еще развлечь «братву», кого–то ударить по наводке, раскрыть чьи–то секреты или даже… вступить в половую связь). И если человек ради материальных благ (сигарет, наркотиков, крепкого чая или конфетки) готов унизиться, то есть продать свое чувство собственного достоинства, то обычно ему быстро и надолго определяется самое непрестижное место в данной группе.

Разумеется, аналогия между вузом и камерой неправомерна, но в психологическом смысле испытания, которым подвергают друг друга люди в разных ситуациях, оказываются сходны если не по содержанию, то часто по цели и форме.

Иногда в «престижных» учебных заведениях могут иметься несколько конкурирующих «тусовок», что порождает для молодого самоопределяющегося человека «соблазн» с головой уйти в склоки и скандалы, возникающие между такими конкурентами, с целью «заслужить право» быть полноценным членом одной из «тусовок». Здесь опять следует вспомнить о том, что же именно хочет получить студент–психолог в вузе, профессиональные знания и способ научного познания мира или же опыт участия в склоках и интригах, которые возникают, в том числе и среди конкурирующих за «лидерство» групп самих студентов?

«Взаимоотношения студентов-первокурсников и их психологическая сущность Ключевые слова:студент, малая группа, взаимодействие, ...»

Абрамишвили Р. Н. ст.

МГГУ им. М.А. Шолохова, старший преподаватель кафедры

менеджмента и психологии управления

Взаимоотношения студентов-первокурсников и их

психологическая сущность

Ключевые слова:студент, малая группа, взаимодействие, взаимоотношения,

дружба, симпатии, антипатии, общение студентов, эмоции, потребности.

Студент (от латинскогоstudens) в дословном переводе обозначает – человек

стремящийся к чему-либо, интересующийся чем-либо. Студент – это особый вид человечества, это самый веселый и надежный народ, который благодаря своей еще профессиональной неопытности стремиться, все познать, и впитывает знания как «губка».

В наши дни общепринятое понятие «студент» обозначает человека, который проходит определенное количество времени обучения без разделения по полу и возрасту. По истечении этого времени студенту присваивают квалификацию и это уже человек получивший профессию. К студентам относятся люди разного поколения,это, как правило, лицо, окончившее 9 или 11 классов общеобразовательного учебного заведения, или среднеспециального образовательного учреждения. Возраст среднестатистического студента в России 16-23 года. Студент может использовать различные формы обучения – очное, заочное или вечернее.

Студент – это не звание, не положение – это состояние души. Переход от школы к учебному заведению иного рода открывает новые горизонты – новые знакомства, новые обязанности и правила, дает возможность прожить новую уникальную студенческую жизнь, более ответственную фазу жизни.


Из -за резкой смены обстановки первое время обучения дается обычно нелегко, но со временем ко всему привыкаешь и кажется, что быть студентом гораздо проще чем быть школьником. В конце первого семестра проводился опрос среди студентов- бакалавров первого курса (направление - менеджмент).На один из вопросов: « Есть ли у них какие-либо разочарования в учебной деятельности?». Мне запомнился ответ одной студентки: «….Ведь за 4 месяца учебы, я не пожалела ни разу. Даже появилось хобби вожатство…». Таким образом, можно сказать, что в течение 4 месяцев сформировались такие отношения в студенческой группе, которые не дали возможности для разочарования, а наоборот: возможно это хобби даст хорошие корни. Студент – это уже самостоятельный Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 человек, его никто не заставит учиться.

Студенческая жизнь – ответственный этап, который суждено пройти каждому специалисту прежде чем стать таковым. Недооценивать важность этого этапа не стоит. Насколько серьезно вы подойдете к получению знаний будет зависеть насколько качественный специалист из вас получиться.В жизни человека ставшего студентом появляются такие понятия как сессия, зачеты, экзамены, курсовой проект, дипломный проект, ректор, декан и множество других студенческих понятий.

Дорога студента – это путь через тернии зачетов и экзаменов к великой цели – появлении в мире еще одного специалиста.

Круг обязанностей студента – прежде всего, непосредственно сам процесс обучения, который в последствии дает возможность познания того или иного предмета, в зависимости от выбранной профессии. Но этим не ограничивается деятельность студента.В круг обязанностей студента входят и другие разные по значимости занятия. Участие в разных мероприятиях ВУЗа или группы, дает возможность студенту приобрестисвои плюсы при формировании общей своей характеристики: например, его возможностей в спорте,гибкость, характер и стремление; музыкальные, сценические занятия дают возможность проявитьсвой талант актера, импровизации, голосовых данных, возможности игры на музыкальных инструментах, организация культурно-массовых развлечений – характеризуют степень организаторских способностей.

Уже долгое время существует мнение о том, что, если студент не жил в общежитии, значит он не настоящий студент. В отношении этого можно поспорить. Да, жизнь в общежитии дает свои определенные жизненные уроки и навыки: коммуникабельность, отзывчивость, способность воспринимать учебный материал при шумном соседе или соседях, научиться самостоятельно контролировать свои расходы, научиться готовить и умение вести хозяйство.

Некоторые студенты в последующие годы обучения совмещают и работу, и обучение.Для заочного и вечернего обучения используются несколько иные правила: студенты являются слушателями более сжатого курса лекций, а студенты-заочники нередко приезжают в учебное заведение только для сдачи экзаменов.

Сегодня в вузах России обучение ведтся по ступеням бакалавриата и магистратуры система), для обеих ступеней также применяется понятие «студент « (Болонская например, студент бакалавриата, студент магистратуры. Наряду с этим, используются понятия бакалаврант и магистрант.

Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 Уже в средние века студент часто покидал место постоянного проживания своей семьи с целью поиска лучшей для себя школы или даже определнного учителя, в иных случаях, целью была надежда обрести деловые и личные связи и, тем самым, легче трудоустроиться в более привлекательном месте в каком-либо отношении: научном, культурном, профессиональном, религиозном и т. д. В ХХI веке появилась и усилилась мода на обучение в столицах, а также заграницей, причм часто в нескольких ВУЗах. Студенческая подвижность и сопровождающие е перемещения к местам обучения получила ещ большее распространение.

Поэтому появились понятия: иногородние студенты, совершившие переезд с целью получения образований в пределах одной страны, международные студенты, которые выезжают на учбу зарубеж.

Современное студенчество сейчас в России переживает некий кризис: большинству молодых людей далеко наплевать на окружающих, их заботят только собственные интересы.

Возможно, это рыночные отношения поменяли мышление молодых людей, возможно нынешний студент стал не таким романтиком, как студент в ХХ века.

Россия страна больших возможностей, у каждого есть возможность самореализоваться.

Но раскрыть свой потенциал и достичь определено поставленного уровня, могут только те люди, кто по-настоящему способны к личностному росту, стремлению и продвижению на высокие позиции в обществе. Такие студенты готовы пробить лбом себе дорогу наверх.

Что же будет с остальными студентами, какие у них перспективы после окончания ВУЗа? Сами студенты говорят об отсутствии своего жилья, сложно устроиться или вообще отсутствие возможности найти нормальную работу.Учитывая все это, в современном студенчестве очень распространн индивидуализм. Студенты, грубо говоря, идут друг другу по головам, стараясь вс сделать таким образом, чтобы только самому быть на коне, не думая об остальных.Но вс что не делается, ведет к лучшему, как говориться. По сути - это здоровая хватка.Раньше, как известно, был железный занавес и «уравниловка», которая и не позволяла «выделяться из толпы». Сейчас демократия, свобода. Многие родители стимулируют и побуждают своих детей стремиться к высоким целям, шагая, порой, по головам.

В современной России наиболее динамичной отраслью, и все мы это знаем, является бизнес. Но и наука не отстает от него, также являясь наиболее динамичной отраслью. Поэтому многие современные студенты еще в студенческие годы стараются зарекомендовать себя для будущего продвижения по лестнице карьеры. Государство сейчас поддерживает талантливых студентов, выплачивая им довольно крупные гранды, за достижения в научной деятельности.

Сегодня именно молодые учные надеются на то, что при поддержке государства они смогут свершить свои самые сокровенные желания. Современный студент - это человек, который Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 стремится поглощать все имеющиеся современные технологии, подкован с технической стороны как никогда раньше: имеет не только компьютер, но и другие гаджеты и для обучения, и для развлечений. И именно наш век информационных технологий диктует моду на все подобного рода устройства.

Формирование отношений студентов-первокурсников представляет собой сложный процесс. Их формирование происходит с учетом потребностей, интересов, оценок, суждений, действий и поведения студентов в различных ситуациях, социально –психологических процессов. На формирование их влияют общественное и коллективные мнения по вопросам совместной деятельности.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших студентов и, конечно, преподавателями. При всем своем стремлении к самостоятельности они все- таки нуждаются в жизненном опыте и помощи преподавателей и старших курсов.Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какойлибо проблемы.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном общежитии, участвуют в общественных мероприятиях. Но каждый студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует.

В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Говоря о формировании отношений студентов-первокурсников, необходимо раскрытьсущность таких понятий как общение, взаимоотношения, взаимодействие.

Согласно психологическому словарю, общение – это многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежат потребности в совместной деятельности и, который включает в себя, обмен информацией, взаимодействие и понимание другого человека.В процессе общения устанавливается эмоциональный контакт и происходит обмен эмоциональных состояний.

Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с "другими Я", так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.

Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Взаимодействие межличностное – личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношения и установки.

Взаимоотношения – это различные формы и виды духовных психологических связей между людьми, которыe формируются на основе взаимного познания, оценки и межличностных действий и проявляются в процессе учебной деятельности.

Взаимоотношения (межличностные отношения) это внутренняя, социальнопсихологическая - сторона взаимодействия между людьми. В коллективе они составляют сложную систему связей личности с коллективом и с его членами. Они играют наиболее существенную роль в характере взаимодействия и, в свою очередь, представляют результат взаимодействия. Это субъективно переживаемые связи между людьми.

Выделяют три уровня межличностных взаимодействий.

Первый уровень. Взаимодействиепроисходит прежде всего как передача и принятие информации (один передает, другой принимает), в том числе ее кодирование и декодирование, назначение которых состоит в выравнивании различий, имеющихся в исходной информированности вступивших в контакт людей.

Второй уровень. Онхарактеризуется тем, что происходит взаимная передача и обмен информацией. Коммуникативная связь в этом случае может принимать характер информирования, спрашивания, обучения, инструктажа, приказания и т. д., обеспечивая при этом слаженность совместной деятельности.

И третий уровень на передний план которого выступает стремление понять установки и взгляды друг друга, прислушаться к мнению других и т. п. Происходит формирование общей точки зрения, оценки достигнутых результатов, вкладов отдельных участников. Стремление к общему мнению может натолкнуться на препятствие, заключающееся в разности основных ценностей, с которыми отдельные участники вступают в коммуникацию. На этом "Уровне происходит так называемое складывание коллективистских взаимных отношений,- возникает потребность выработать и принять общее мнение. Иными словами, в ходе взаимодействия происходит органическое вплетение индивидуального в коллективное.

Межличностные отношения - это взаимная готовность студентов к определенному типу взаимодействия, которая сопровождается эмоциональным переживанием:

положительным, индифферентньiм или отрицательным. Готовность к взаимодействию может Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 реализовываться как в поведении студентов в условиях общения, так и в процессе какой -либо совместной деятельности. Именно совместная деятельность, общение и раскрывают характер межличностных отношений.

Межличностные отношения можно классифицировать, учитывая основу, в которой лежат конкретные признаки взаимоотношения студентов. Их можно рассматривать по уровню взаимной близости(контактности) взаимодействующих личностей, по степени взаимного сотрудничества в совместной деятельности, по прочности взаимосвязей. Но при этом, эти отношения, охватывая широкий диапазон явлений, могут быть классифицированы по трем компонентам взаимодействия: восприятие и понимание людьми друг друга; межличностная привлекательность (притяжение и симпатия); взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое).

Самой широкой формой таких отношений являются знакомства, которые имеют три основные характеристики: «знаешь в лицо, узнаешь» (самый широкий круг лиц), «приветствуешь» (только при взаимном узнавании), «приветствуешь и разговариваешь на общие темы».

При знакомствах межличностные чувства не играют существенной роли, но отсутствие знакомств ограничивает контакты человека, возможности удовлетворения различных потребностей (например, коммуникативных, когнитивных, информационных и др.) и переживается им. Особенно остро это осознается в чужом городе, в новом коллективе и т. п.

И уже на основе этих отношений знакомства могут возникнуть более глубокие взаимоотношения - приятельские, товарищеские и дружеские.

Само слово «приятель» указывает на особую роль приятия - неприятия, когда симпатии – антипатии, т.е. при условии межличностной привлекательности.Но, в отличие от более близких товарищеских и дружеских - отношения приятельства менее разборчивы в выборе партнера по взаимодействию и общению.Товарищеские отношения основаны на деловых контактах, где цели, средства, результаты совместной деятельности определяют поддержание связей, распределение функций. Это и форма деловых контактов.

Дружба - одна из разновидностей взаимоотношений людей, возникающих из личных потребностей взаимного понимания,- сопереживания, содействия. Дружба начинается с симпатии, восхищения, уважения. Причем симпатия и восхищение несут в себе эмоциональный заряд, а уважение - безусловное признание самостоятельности другой личности. Отношения дружбы характеризуются высокой избирательностью, т.е.личным предпочтением. Среди форм взаимоотношений различают: истинное, демонстрируемое и приписываемое отношение.

Истинное отношение(чувство) к партнеру - непосредственно переживается человеком, но не обязательно проявляется вовне. Демонстрируемое отношение (поведение, действие) - это Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 внешнее проявление отношения. Оно может соответствовать истинному, при полной искренности и спонтанности в общении, а может быть и ложным. Приписываемое отношение (мысленное) - это предположение, представление человека о том, каково истинное отношение к нему со стороны партнера.

Перечисленные формы взаимоотношений могут существовать на двух уровнях:

реальноми желаемом. В реальном процессе взаимодействия и общения истинные, демонстрируемые и приписываемые отношения постоянно превращаются друг в друга, партнеры обмениваются чувствами, действиями и мыслями. Эти реальные отношения постоянно соотносятся с желаемыми чувствами, действиями и мыслями, несоответствие которым является источником неудовлетворенности.

На этой основе возникают проблемы во взаимоотношениях, но сейчас мы об этом говорить не будем. Это отдельная тема. В процессе общения студентов происходит принятие мнений, ценностей, потребностей и поведения других. Каждый студент должен чувствует себя принятым и принимающим себя другими, пользующимся доверием и доверяющим другим, получающим помощь и помогающим другим.

Студенческая группа, группа учащейся молодежи, обладает особенностями присущими только ей.

Процесс установления взаимоотношений между студентами-первокурсниками обусловлен целым рядом взаимозависимых потребностей индивидов, которые реализуются в ходе их взаимодействия. Наиболее значимыми из них, которые влияют на характер взаимоотношений, студенты назвали потребность в общении, потребность в индивидуальности, потребность в престиже, потребность в помощи, потребность в доминировании, потребность в безопасности наконец.

Потребность – это внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляющееся в зависимости от ситуационных факторов.

Потребность в общении – аффилиация (связь, соединение) – как таковая, проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, для того чтобы устранить дискомфорт одиночества.В известных пределах близость других приводит к снижению тревожности, смягчая последствия стресса. Для первокурсников – это смена привычной уже обстановки и окружающих (школа) и встреча «с новым неизведанным этапом студенчества». Исследование на предмет тревожности первокурсников показал, что 38% свойственна высокая тревожность, средняя тревожность составляет 62%, при этом низкий уровень тревожности отсутствует. Люди с высокой и средней тревожностью часто идут на Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 поводу у других и им обязательно нужен лидер. Благодаря общению снижается страх, тревожность или внутренний конфликт. Снятие таких состояний объясняет потребность в безопасности.

Потребность в индивидуальности - общение, взаимодействие с другими сокурсниками дает возможность удовлетворения именно этой потребности: признание своей неповторимости, необычности, возможно, даже уникальности.

Потребность в престиже - при взаимодействии человек получает признание своих личностных качеств, восхищение собой, положительные оценки окружающих. В противном случае он огорчается, разочарование испытывает, иногда бывает агрессивным. Именно потребность в престиже нередко усиливает возможности студента показать себя в учебе. Это является специфической особенностью студентов. Студенты являются наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста, также как и довольно высокая интенсивность общения – это тоже специфическая черта студенческой группы Потребность в помощи -проявляется в стремлении кому-нибудь в чем-либо помочь и испытать при этом удовлетворение. Такая потребность предполагает готовность другого принять помощь и она, будучи принятой, приносит удовлетворение оказывающему ее.Нередки ситуации отказа от помощи (демонстрация независимости, гордости, завышенной самооценки в самом начале формирования взаимоотношений первокурсников), которые воспринимаются негативно, как нежелание войти в контакт, Потребность в доминировании –это стремление оказывает активное влияние поведение, вкусы, установки другого человека, да и на образ мыслей вообще. Удовлетворяется эта потребность лишь в том случае, если изменяется поведение другого человека или ситуация находится в целом под его влиянием. Одновременно с этим, партнер по взаимодействию рассматривает нас в качестве субъекта, берущего на себя тяжесть принятия решения. Поэтому наряду с потребностью в доминировании у некоторых людей есть потребность в подчинении другому лицу. Эти потребности могут выступать и как факторы, ухудшающие взаимоотношения, если мы стремимся доказать свою правоту безотносительно к истине(доминирование) или же принимаем нежелательные для нас решения и поведение партнера не сопротивляясь (подчинение). Взаимоотношения двух доминантных или двух ведомых личностей бывают крайне напряженными. В первом случае возможен конфликт, во втором - непродуктивность совместной деятельности.

Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 Наше общество разделено на определенные социальные группы. Одним из ближайших социальных окружений, через которое общество оказывает влияние на личность в сфере образования, является учебная группа, которая представляет собой особую форму жизнедеятельности студентов. Личность студента в процессе образования усваивает образцы поведения общества и социальных групп "по принадлежности к ним", либо соотносит свое поведение с их нормами и ценностями Такие особенности студенческой группы как "проводника" знаний и как личностно-формирующей среды, детерминируют интерес к студенческой группе со стороны различных наук.

Давайте рассмотрим "студенческую группу" как группу, которая в социальной психологии относится к малым группам. Прочным фундаментом в изучении социальных групп послужили исследования, которые проводились еще философами античности, выявившие многие аспекты поведения человека в группе.

Начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех других его составных элементовименно и является малая группа. В ней объективно проявляется реальность жизни, деятельности и взаимоотношений большинства людей, и задача состоит в том, чтобы правильно понимать, что происходит с человеком в малых группах, а также четко представлять те социально-психологические явления и процессы, которые в них возникают и функционируют.Малая группа - это немногочисленная по составу, хорошо организованная, самостоятельная единица социальной структуры общества, члены которой объединены общей целью, совместной деятельностью и находятся в непосредственном личном контакте (общении) и эмоциональном взаимодействии продолжительное время. В нашем случае студенты объединены общей целью: получение знаний в ВУЗе на протяжении четырех-шести лет.

Каждый день они встречаются на занятиях, общаются, взаимодействуют между собой.

Малые группы делятся на условные и реальные, формальные и неформальные, слаборазвитые и высокоразвитые, диффузные, референтные и нереферентные.Cтуденческая группа относится к формальной группе, так как они подчинены одной структуре – уставу университета, в котором учатся. У студентов есть определенные обязанности и права, определенно установленное время, в которое происходит их взаимодействие и общение. В ней могут, например, стихийно складываться неформальные микрогруппы, возникшие вследствие различных причин и предпосылок, носящие положительную или отрицательную направленность, имеющие ту или иную степень влияния на людей. В любом случае их появление является закономерностью формирования и развития группы и групповых процессов. Студенческую группу не следует представлять как однородную массу. Она делится на отдельные группировки, которые можно рассматривать в различных системах координат.

Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 Важна не сама дифференциация, а структура складывающихся и развивающихся связей, создающих целостную атмосферу межличностных отношений.

В формировании взаимоотношений существуют и препятствия. К наиболее существенным препятствиям, которые затрудняют установление и поддержание взаимоотношений, являются индивидуально-психологические черты субъектов взаимодействия и общения. Их можно рассматривать как психологические барьеры, которые обусловлены особенностями характера, темперамента, эмоциональных состояний.

Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Все чувства можно разделить на две большие группы:

1. Конъюнктивные - сюда относятся разного рода чувства сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям и т. д.

2. Дизъюнктивные - сюда относятся разного рода чувства, разъединяющие людей, в этом случае другая сторона выступает как неприемлемая, может быть, даже как фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания сотрудничества и совместных действий и т. д.

Интенсивность того и другого родов чувств может быть весьма различной, но анализ лишь этих межличностных отношений не может считаться достаточным для характеристики группы: практически отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов, так как сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею.

Взаимное притяжение (аттракция) на начальном этапе эмоциональных отношений выступает как симпатия или антипатия. При первом взгляде на человека причиной возникновения симпатий к нему выступают его внешние данные и степень физической привлекательности. Но при длительных контактах физическая привлекательность не обеспечивает успеха.

На аттракцию помимо внешности влияют другие социально-психологические характеристики человека, такие как, например, статус в коллективе, интеллект, умение общаться с людьми его улы6чивость, тембр голоса, манера смотреть в глаза собеседнику, Наиболее хорошие взаимоотношения устанавливают с окружающими люди, обладающие эмоциональной чувствительностью - способность к эмоциональному переживанию (определяется силой внешних и внутренних стимулов). Но обостренная чувствительность не гарантирует Опубликовано: "Современные гуманитарные исследования" № 3 - М.: Изд-во "Спутник+", 2014 установления хороших, товарищеских взаимоотношений. Такой человек уподобляется обнаженному нерву, реагирующему на все изменения вокруг: он тревожен, его легко задеть словом, он боится даже косого взгляда, все принимает близко к сердцу, но при этом остается центрированным на себе. Для продуктивного эмоционального взаимодействия с другими студентами, напротив, необходима произвольная децентрация, перенос своего «Я» в состояние окружающих, сонастроенность с ними на единую эмоциональную волну, другим словом эмпатия – что является способностью к принятию состояний других, их стремлений, ценностей и целей. Эмпатия, как качество человека, развиваются тем интенсивнее, чем богаче и разнообразнее его представления о других, чем изобретательнее он пользуется ими. Понимание других обязательно связано с пониманием самого себя. Стараясь познать себя, мотивы своих поступков и потребности, человек прибегает к аналогиям. Действует своего рода принцип идентификации, когда, непосредственно наблюдая собственные действия и связанные с ними состояния, переживания, человек истолковывает свое поведение, оценивает его и придает ему определенное значение. На основе этого формируется собственный образ «Я». Во взаимоотношениях с товарищами, обнаруживая схожие внешние проявления действий окружающих, люди стараются по аналогии со своими состояниями судить о внутреннем состоянии и чувствах других. Происходит приписывание – атрибуции - собственных пережитых состояний партнеру по взаимодействию. Это нередко приводит к ложному толкованию их состояний, порождает атрибутивные ошибки в интерпретации межличностного взаимодействия.

Существуют свои закономерности в проявлении взаимных или однонаправленных симпатий во взаимодействии. Многочисленные факты и результаты социальных экспериментов свидетельствуют о возникновении, взаимных симпатий в совместной деятельности коллектива и рост неприязни в конкурентной борьбе, что характерно для различных категорий людей.

Известны отечественные и зарубежные опыты, когда в совместной деятельности у людей формировались не только взаимные симпатии, но и гуманное отношение друг к другу. Если же они находились в соперничающих группах, то возрастал не только уровень межгрупповой враждебности, но и негативное отношение складывалось к каждому члену группы соперника.

Т.е. важным фактором, обуславливающим возникновение симпатий, является совместная деятельность, которая является значимой обязательно для обеих сторон. Возникающие симпатии и антипатии между членами коллектива создают незримый психологический климат, ощущаемый даже малоопытными людьми.

Подводя итог вышесказанного, формирование благоприятных взаимоотношений в группе студентов-первокурсников сделает их жизнь и учебную деятельность более

–  –  –

Абрамишвили Раиса Николаевна, старший преподаватель, Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А.Шолохова. Московская область, г.

Щелково, ул. Бахчиванджи, д. 10, кв. 57, rai1955@ yandex. ru Аннотациянаучной статьи В статье рассматривается формирование взаимодействия студентовпервокурсников в ВУЗе, потребности во взаимодействии, барьеры взаимодействия и эмоциональная сторона таких взаимодействий.

Представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие психологические особенности подростков, склонных к экст...»

«ПСИХОЛІНГВІСТИКА Essentials of Cross-Cultural Counseling. SAGE Publications, Inc, pp. 103 – 132.9. Russell, J. A., 1991. Culture and the Categorization of Emotions. Psychological Bulletin, 110(3), pp. 426 – 450.10. Widen, S. C., Russell J., 2010. A. Descriptive and Prescriptive Denitions of Emotion. Emotion Review, October, 2...»

«Авиационная и ракетно-космическая техника УДК 681.518+621.452.2 DOI: 10.18287/2541-7533-2016-15-4-9-19 РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПЕРИФЕРИЙНЫХ МОДУЛЕЙ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И АВАРИЙНОЙ ЗАЩИТЫ ДЛЯ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ © 2016 инженер отдела информационно-управляющих систем, Научно-испытательный...»

« "Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых" (МИ (филиал) ВлГУ) Р...»

«Касимова С. Г., Соловьев Р. И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Концепт. – 2014. – № 04 (апрель). – ART 14105. – 0,6 п. л. – URL: http://ekoncept.ru/2014/14105.htm. – Гос. рег. Эл № ФС 77ISSN 2304-120X. АRT 14105 УДК 159.923.2:159.922.8 Касимова Светлана Геннадиевна, кандидат психолог...»

«Применение пробиотиков в функциональном питании спортсменов А.И. калмыкова П.М. Ивакин Новосибирск В современных условиях спорт – это возможность здорового человека развить адаптационные способности организма в условиях экстремальной деятельности при значительных физических и психоэмоциональных нагрузках. (В.П. Губа, В.В. Ма...»

«"В последнее время среди подростков распространено употребление "Спайсов". Что это такое и какие могут быть последствия?" Spice ("спайс", K2) - один из видов синтетических курительных смесей, поставляемых в продажу в виде травы с нанесенным хи...»

2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Студенческая пора в жизни каждого человека во многих случаях совпадает с юношеским периодом жизни. Юношество молодость - это самый активный период в жизни человека: учеба, работа, создание семьи требует от молодых людей концентрации его всех умственных, физических и психологических возможностей. В этот период происходит полное формирование характера личности.

Для формирования личности не малую роль играет взаимодействие людей с окружающими.

Взаимодействие -- это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Во взаимодействии реализуется отношение человека к другому человеку как к субъекту, у которого есть свой собственный мир. Взаимодействие человека с человеком в обществе -- это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.

Под взаимодействием в отечественной социальной психологии, кроме того, обычно понимается не только влияние людей друг на друга, но и непосредственная организация их совместных действий, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность. Само же взаимодействие в этом случае выступает как систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей. Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов. Это вынуждает людей строить и согласовывать образы "Я -- Он", "Мы -- Они", координировать усилия между собой. В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе .

Решающим условием осуществления всякой совместной деятельности и ее главной отличительной чертой является своего рода слияние индивидуальных деятельностей в общественную, т. е. кооперация. Процессы кооперации -- основание всех других процессов развития деятельности, ведущий механизм ее воспроизводства. Будучи механизмом воспроизводства совместной деятельности, кооперация выступает тем самым и как центральный фактор производства и воспроизводства самой группы как ее совокупного субъекта. "Путь к пониманию системы межличностных взаимоотношений, -- подчеркивает А. В. Петровский, -- идет... через анализ содержательной деятельности группы. Через групповое взаимодействие к межличностным взаимоотношениям, чтобы, поняв эти взаимоотношения, сделать прогнозируемыми и общегрупповую деятельность, и межличностное взаимодействие в любых условиях..." .

Закономерно предположить, что структура кооперативного взаимодействия индивидов, обусловленная содержательными характеристиками цели совместной деятельности, может оказывать существенное влияние на процессы взаимодействия в группе. Как именно проявляется это влияние в содержании тех признаков, которые приписываются человеком коллегам и самому себе? Какова его роль на разных этапах развития совместной деятельности? Попыткой ответить на эти вопросы было продиктовано предпринятое эмпирическое исследование, выполненное в рамках подхода к анализу социального восприятия, разрабатываемого на кафедре социальной психологии факультета психологии МГУ под руководством проф. Г. М. Андреевой. В качестве гипотез выступили следующие предположения.

1. На начальном этапе развития совместной трудовой деятельности иерархическая структура качественных признаков, приписываемых в процессе восприятия коллегам, самому себе и др., не зависит от характера деятельности, в которую включен субъект восприятия. Кроме того, можно допустить, что на исходном уровне развития группы в сфере межличностного восприятия будет наблюдаться сходство, стереотипность оценочных критериев восприятия различных объектов.

2. С развитием совместной деятельности происходит дифференциация оценочных критериев восприятия. Структура качественных признаков, приписываемых объекту восприятия, в большей степени зависит от специфики объекта и от формы организации совместной деятельности. В частности, мы предполагаем, что с развитием деятельности деловые характеристики воспринимаемых лиц в большей степени будут использоваться как критерии их оценки.

3. На начальном этапе развития группы в структуре качественных критериев межличностного восприятия будет наблюдаться доминирование какого-либо одного из них. Иначе говоря, среди приписываемых объекту восприятия качественных признаков будет преобладать какая-либо одна группа качеств. С развитием группы различные качественные критерии восприятия будут использоваться более равномерно; процесс восприятия будет характеризоваться менее резкой избирательностью в приписывании какой-либо одной группы признаков.

4. С развитием совместной деятельности происходит более полное и всестороннее отражение свойств воспринимаемого объекта. Это проявляется в увеличении количества признаков, приписываемых объекту восприятия, а также в том, что среди них возрастает доля тех характеристик, которые наименее открыты для непосредственного наблюдения. Интенсивность названных изменений зависит от формы организации совместной деятельности: при более тесной кооперации полнота отражения увеличивается в наибольшей степени .

В очень упрощенном виде взаимодействие можно представить как процесс, который складывается:

· из физического восприятия;

· перемещения в пространстве;

· восприятия и отношений его участников;

· духовного вербального контакта;

· невербального информационного контакта;

· совместной групповой деятельности.

В структуру взаимодействия обычно входят:

· субъекты взаимодействия;

· взаимная связь его субъектом;

· взаимное взаимодействие их друг на друга;

· взаимные изменения субъектов взаимодействия.

Межличностное взаимодействие есть реально функционирующая связь, взаимное взаимодействие между субъектами личностями. В его структуре чаще всего выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: практический, поведенческий, аффективный, гностический (А.А. Бодалев); поведенческий аффективный, когнитивный (Я.Л. Коломинский) и регулятивный, аффективный, информационный (Б.Ф. Ломов). Каждый из этих компонентов имеет богатое психологическое содержание. Поведенческий компонент включает в себя результаты и поступки, мимику и жестикуляцию, пантомимику и речь, т.е. все, что люди могут наблюдать друг у друга. Аффективный включает все то, что связано с состоянием личности, а гностический характеризуется активностью личности, принимающей и перерабатывающей информацию.

Межличностное взаимодействие становится общением только тогда, когда происходит взаимный обмен мыслями и чувствами с образованием общего фонда этих мыслей и чувств, знаний, умений, интересов, ценностных ориентаций.

Межличностное взаимодействие описывается с помощью таких феноменов, как взаимопонимание, взаимовлияние, взаимные действия, взаимоотношения, общение .

Различия между индивидами являются одним из основных условий дальнейшего взаимодействия (других его форм - общения, взаимоотношений, взаимопонимания), а также их самих как личностей.

Любой контакт обычно начинается с конкретно-чувственного восприятия внешнего облика, особенностей деятельности и поведения других людей. В этот момент, как правило, доминируют эмоционально-поведенческие реакции индивидов друг на друга. Отношения приятия - неприятия проявляются в мимике, жестах, позе, взгляде, интонации, стремлении закончить или продолжить общение. Они свидетельствуют о том, нравятся ли люди друг другу. Если нет, то следуют обоюдные или односторонние реакции отвержения или прекращения установившегося контакта. И наоборот, люди обращаются к тем, кто улыбается, смотрит прямо и открыто, разворачивается в анфас, отвечает бодрой и веселой интонацией, к тем, кто заслуживают доверия и с кем можно развивать дальнейшее сотрудничество на основе совместных усилий .

Студенческий период характеризуется особенной коммуникабельностью, креативностью, развитию умственных способностей, расширению кругозора, психологической устойчивостью к внешним и внутренним факторам. В этот период студенты часто общаются со своими сокурсниками, со студентами старших и младших курсов.

Взаимодействие студентов со своими сокурсниками происходит очень тесно: сидят в одной аудитории на лекциях, некоторые живут в одном здании (общежитии), участвуют в общественных мероприятиях.

Студент, пытается утвердиться как личность в коллективе сверстников, потребность в общении со сверстниками доминирует. В общении с сокурсниками гармонично удовлетворяются потребность в оценке, и потребность оценивать партнера. Отсюда следует, что равенство сверстников как партнеров по общению служит предпосылкой формирования у студентов адекватных представлений об окружающем мире.

Студенты общаются ведь не только со своими сверстниками, а также с курсами старших и младших курсов. В основном их взаимодействие проявляется в общении, участии какой-нибудь общей деятельности, например, мероприятиях университета (студенческая весна, посвящение первокурсников, спортивные соревнования и т.д.). При всем своем стремлении к самостоятельности они все таки нуждаются в жизненном опыте и помощи старших курсов. Это и способствует для поддержания взаимоотношений студентов со старшими. Для них старшекурсники являются поддержкой и приобретением большего жизненного опыта в университете. Часто у старшекурсников спрашивают как можно сдать тот или иной предмет, воспользоваться их литературой, проконсультироваться, а также просто попросить помощи для решения какой-либо проблемы.

Что же касается на счет взаимодействия с младшими курсами, то тут уже идет немного другой подход - передача опыта, накопившегося за время обучения в университете. Впервые знакомство с младшими курсами происходит на посвящении первокурсников, в дальнейшем активные студенты встречаются на других университетских мероприятиях. Старшие курсы ведут себя более общительными, раскрепощенными и с удовольствием идут на контакт с младшими курсами.

На протяжении всего процесса социализации студент имеет дело с расширением "каталога" деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. Дети юношеского возраста включаются в новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется место подростка в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

Расширяется сфера деятельности, а главное - качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы. Студенты участвуют в разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, общественно-политической, культурно-массовой работе, физкультурно-спортивной деятельности, в организаторском труде и т.д. .

ВЫВОДЫ

Взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Главную особенность взаимодействия составляет причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур. Сначала возникает взаимодействие, а потом уже, как его следствие, общественные и психологические отношения между людьми.

Взаимодействие студентов в вузе предполагает их межличностные отношения. Понятие "межличностный" указывает не только на то, что объектом отношений выступает другой человек, но и на взаимную направленность этих отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от отношения к себе, отношения к предметам и др.

Понятие "межличностные отношения" акцентирует внимание на эмоционально-чувственном аспекте взаимодействия между людьми и вводит фактор времени в анализ общения, поскольку только при условии постоянной межличностной связи, путем непрерывного обмена личностно значимой информацией возникают и персональная зависимость вступивших в контакт людей друг от друга, и их взаимная ответственность за сложившиеся отношения.

Следовательно, межличностные отношения - это взаимные ориентации, которые складываются у индивидов, находящихся в контакте.

Общение студентов - это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентации), который происходит в форме диалога личности как с "другими Я", так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми. Этому обмену свойственны возрастные особенности, и он оказывает как стихийное, так и в определенной мере педагогически направляемое влияние на становление и жизнедеятельность групп, коллективов и отдельных личностей.