Биографии Характеристики Анализ

Профессиональная компетентность мастера производственного обучения. Доклад на тему: "Профессиональная компетенция мастера производственного обучения"

Профессия мастера профессионального обучения определяется особенностями его деятельности. Как уже отмечалось выше, мастер профессионального обучения выполняет различные виды деятельности в рамках общей профессионально-педагогической деятельности. Рассмотрим особенности этой деятельности.

Профессия мастера профессиональ­ного обучения является педагогической и относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Педагог выделяется среди различных специалистов не только по повышенному чувству долга и ответственности, но и по классу решаемых задач. Имея в качестве цели своей деятельности становление, формирование и преобразование личности, мастер профессионального обучения призван также и управлять процессом ее развития.

Особенность профессионально-педагогиче­ской деятельности мастера профессионального обу­чения состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содер­жание составляют взаимоотношения с людьми, а с другой, профессия этого типа всегда требует от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной профессиональной области. Для мастера профессионального обучения – это знания и умения по конкретному виду профессиональной (отраслевой) деятельности.

Кроме того, мастер профессионального обуче­ния должен хорошо знать и представлять деятель­ность учащихся, их возрастные особенности, процес­сом развития которых он руководит. Следовательно, профессия мастера профессионального обучения требует двойной подготовки: человековедческой и специальной (отраслевой).

Для мастера профессионального обучения, та­ким образом, характерным становится умение об­щаться, он должен обладать определенными соци­ально-психологическими качествами. Особенностью данной профессии является также ее гуманистиче­ский, коллективный и творческий характер.

Деятельность мастера профессионального обучения в процессе подготовки будущих рабочих в значительной степени также определяется и необходимостью учета требований потенциальных работодателей, конкретных производств. Современный рынок труда достаточно динамичный, и работодатель в зависимости от уровня развития конкретного производства предъявляет требования, связанные как со знанием технико-технологических, социально-экономических возможностей и перспектив в производственных отношениях, так и характера взаимоотношений между людьми. Поэтому одним из условий выполнения данных требований является то, что мастер профессионального обучения должен хорошо ориентироваться в запросах потенциальных работодателей, обеспечивая этим высокую эффективность подготовки будущих рабочих.


Таким образом, мастер профессионального обучения готовит своих воспитанников исходя из нуж­д данного конкретного времени, с учетом определенной социальной и профессиональной ситуации и требований общества. И в то же время он является проводником культуры, не­сет в себе вневременной фактор, имея в качестве цели развитие личности как синтез ее общечеловече­ских качеств, работая таким образом на будущее.

В отличие от других представителей профес­сии «человек – человек», где результат является продуктом деятельнос­ти одного человека (например, врача, продавца и т.п.), в педагогической профессии трудно определить вклад конкретного педагога, се­мьи и других социальных структур на воспитан­ника.

Чаще всего в педагогической науке опреде­ляют понятие совокупного субъекта педагогической деятельности, понимая под этим коллектив учебного заведения.

Уровень творчества в деятельности мастера профессионального обучения отражает степень ис­пользования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Поэтому творческий характер педагогической деятельности мастера профессионального обучения является также важнейшей ее особенностью, поскольку ее продук­том всегда остается развитие личности. Творчески работающий мастер профессионального обучения с течением времени создает свою педагогическую систему, которая является средством для достижения наилучшего результата в воспитании.

Творческий потенциал личности мастера профессионального обучения формируется на основании накопленного им социального опыта, психолого-педа­гогических и специальных знаний, умений и навыков, позволяющих находить и применять новые, ориги­нальные решения, новаторские формы и методы, со­вершенствуя тем самым свои профессиональные функции.

В современной педагогической науке педаго­гическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельст­вах. При этом педагог строит свою деятельность следующим образом: анализирует педагогические си­туации, проектирует результат в соответствии с ис­ходными данными, анализирует имеющиеся сред­ства, оценивает полученные данные и формулирует но­вые задачи.

Опыт творческой деятельности мастера профессионального обучения не вносит принципиально новых знаний и умений в содержание его профессио­нальной подготовки, но, тем не менее, при система­тическом выполнении творческой деятельности у него формируются личностные качества, характери­зующие такое свойство личности как креативность.

Креативность - это способность, отражающая глубин­ное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.


Как мы уже определились, мастер профессионального обучения участвует сразу в двух видах дея­тельности: педагогической и профес­сиональной (отраслевой).

Педагогическая деятельность предста­­в­­ляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений и освоение младшим поколением накопленных человечеством культуры и опыта с целью их личностного развития и подготовки к выполнению определенных ролей в обществе.

Педагогическую деятельность осуществляют не только педагоги, но также и родители, обществен­ные организации, средства массовой информации и т.д. Однако в первом случае эта деятельность - про­фессиональная, а во втором – общепедагогическая, которую, вольно или невольно, осуществляет каждый человек по отношению к другим людям и самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием.

Педагогическая деятельность мастера профессионального обучения мо­жет быть структурно представлена как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразую­щей характеристикой педагогической деятельности является цель (А.Н. Леонтьев).

Цель педагогической деятельности связана с реализацией стратегической цели воспитания, кото­рая может рассматриваться как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности.

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности являлось целью в системе обра­зования Древней Греции, Европы эпохи Возрождения, у западных и русских утопистов, французских просве­тителей, а также в эпоху построения социализма в СССР.

В настоящее время педагоги осто­рожно подходят к воспитательному идеалу. У спе­циалистов нет единого мнения. Есть мнение, что до 90-х годов цели воспитания определялись в зависимости от по­требностей общества и носили идеологический ха­рактер, а сегодня необходимо идти от потребностей личности в самореализации, развитии ее способно­стей (А.В. Петровский). Поэтому цель воспитания в общем виде формируется как помощь лично­сти в разностороннем развитии в соответствии с ее способностями. Это отражено в Законе РФ «Об образовании». Образование служит «решению формирования общей культуры личности, ее адапта­ции к жизни в обществе, помощи в осознанном вы­боре профессии» (ст.9, п.2). Можно сказать, что выс­шей целью является развитие личности в гармонии с собой и социумом.

Реализация целей педагогической деятельно­сти связана с решением таких социально-педагогиче­ских задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуаль­ности личности.

Основной функциональной единицей, с помо­щью которой проявляются все свойства педагогиче­ской деятельности, является педагогическое дейст­вие (В.А. Сластенин) как единство цели и содержа­ния. Понятие о педагогическом действии выражает то общее, что присуще всем формам педагогической деятельности (урок, экскурсии, беседа и т.п.), но не сводится ни к одной из них. В то же время педагоги­ческое действие является тем особенным, которое выражает и всеобщее, и отдельное.

Деятельность педагога-воспитателя – это процесс решения неис­числимого множества различных педагогических за­дач. Сначала педагогическое действие педагога вы­ступает в форме познавательной задачи. Затем, опи­раясь на имеющиеся знания, он теоретически соот­носит средства, предмет и предполагаемый резуль­тат своего действия. После этого познавательная за­дача переходит в форму практического преобразова­тельного акта. При этом обнаруживается некоторое несоответствие между средствами и объектами педа­гогического влияния, что сказывается на результатах действия педагога. Вследствие чего из формы педа­гогического акта действие опять переходит в форму познавательной задачи, условия которой становятся более полными и т.д.

Традиционно выделяют препо­давание и воспитательную работу как основные виды педагогической деятельности, осуществляемые в це­лостном педагогическом процессе. Рассматривая деятельность преподавателя спецпредметов, с этим можно согласиться, но для мастера профессионального обучения количество видов деятельности не­сколько больше.

Так, в рамках профессионально-педагогической деятельности мож­­но выделить такие виды дея­тельности мастера профессионального обучения, как профессиональное обучение (препода­вание), воспитательная работа, методическая работа, организационно-управлен­чес­кая и эксплуатационно-обслужи­ва­ю­щая дея­тельность.

Преподава­ние – это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью учащихся. Таким образом, преподавание и воспитание явля­ются тождественными понятиями. Поэтому именно такое понимание их соотношения раскрывает смысл тезиса о единстве обучения и воспитания.

Воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспи­тательной среды и управление разнообразными ви­дами деятельности учащихся с целью решения за­дач гармонического развития личности.

Методическая работа – это деятельность, связанная с разработкой учебно–методического обеспечения уроков производственного обучения в УПМ или на предприятии.

Организационно-управленческая и эксплуатационно-обслу­живаю­щая деятельность выделены в само­стоятельные виды в связи с тем, что мастер профессионального обучения ведет преподавание в учебно-производственных мастерских, а также организует обучение на производстве или в условиях, прибли­женным к производственным. Учащиеся выполняют различные работы на реальном технологическом оборудовании, поэтому необходима определенная организация учащихся и владение методами управ­ления. В то же время мастер профессионального обу­чения должен знать и уметь работать, эксплуатиро­вать используемое в учебно-производственных мас­терских оборудование, проводить его техниче­ское обслуживание и ремонт.

Обучение лишь условно, для удобства и глубо­кого познания, рассматривается изолированно от воспитания. В общем педагогическом про­цессе они слиты воедино.

Преподавание (теоретическое и практическое), осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Главным крите­рием эффективности преподавания является дости­жение учебной цели.

Воспитательная работа, также осуществляе­мая в пределах любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, так как она не достижима в сроки, ограниченные временными рамками. В воспитательной работе можно преду­смотреть лишь последовательное решение конкрет­ных задач, ориентированных на цель. Главным кри­терием эффективности решения воспитательных за­дач являются позитивные изменения в сознании уча­щихся, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.

Преподавание и содержание обучения, таким образом, можно жестко запрограммировать, чего не допускается в воспитательной работе . В воспита­тельной работе приемлемо планирование лишь в са­мых общих чертах: отношение к обществу, труду, профессии, людям, учению, природе, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Ло­гику воспитательной работы преподавателя, мастера профессионального обучения в каждой отдельно взя­той учебной группе нельзя предопределить нормативными документами.

Преподаватель и мастер профессионального обучения в процессе преподавания имеют дело примерно с однородным «исходным материалом». Результаты теоретического и практического учения однозначно определяются деятельностью педагога, т.е. способностью вызвать и направить познаватель­ную деятельность ученика. Педагог же, как воспита­тель, вынужден считаться с тем, что его педагогиче­ские воздействия могут пересекаться с неорганизо­ванными и организованными влияниями на учаще­гося.

Преподавание как деятельность имеет дис­кретный характер и не предполагает взаимодействия с учащимися в подготовительный период, который может быть различным во времени. Особенность же воспитательной работы состоит в том, что даже при условии отсутствия непосредст­венного контакта с педагогом, воспитанник нахо­дится под его опосредованным влиянием. Подготови­тельная работа в воспитании зачастую более значима, чем основная часть.

Эффективность деятельности учащегося в процессе обучения выявляется по уровню усвоения знаний и умений, овладению способами решения по­знавательных и практических задач и т.п. В воспита­тельной работе осложнено соотношение деятельно­сти воспитателя с критериями воспитанности сту­дента. В силу стохастичности * воспитательного про­цесса затруднено предвидение результатов тех или иных воспитательных действий, и их получение от­срочено во времени. В воспитательной работе не­возможно своевременно установить обратную связь.

Как отмечает В.А. Сластенин, различия в орга­низации преподавания и воспитательной работе показывают, что первое значительно легче по способам его организации и реализации, в структуре целост­ного педагогического процесса оно занимает подчи­ненное положение. Если в процессе обучения прак­тически все можно доказать и вывести логически, то вызвать и закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее, поскольку решающую роль здесь играет свобода выбора. Именно поэтому ус­пешность учения во многом зависит от сформиро­ванности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т.е. от результатов не только преподавания, но и воспитательной работы.

Преподавание и воспитательная работа в их единстве имеют место в деятельности мастера профессионального обучения. Например, мастер в процессе своей деятельно­сти решает две основные задачи: сформировать у учащихся знания, умения и навыки по конкретной специальности при соблюдении всех требований со­временной технологии производства и организации труда; подготовить такого квалифицированного рабо­чего, который сознательно стремился бы к повыше­нию производительности труда, качества выполняе­мой работы, был бы организован, дорожил честью своего предприятия, своей профессией. Мастер-профес­сионал не только передает свои знания, умения уче­никам, но и направляет их гражданское и профессио­нальное становление.

Только мастер профессионального обучения, знающий и любящий свое дело, людей, сможет при­вить учащимся чувство профессиональной чести и вызвать потребность в овладении спе­циальностью, а в дальнейшем – постоянном совершенствовании профессиональных умений и навыков.

Опыт показывает, что успехов в педагогической деятельности добиваются те педагоги, которые владеют педагогическим умением развивать и поддерживать познавательные интересы учащихся, создавать на уроке творческую атмосферу, групповую ответственность и заинтересованность в успехах всех учащихся. Таким образом, можно сде­лать вывод о том, что не столько преподавательские умения, сколько умения воспитательной работы являются первич­ными в содержании формирования готовности к профессиональной деятельности будущего мастера профессионального обучения . В связи с этим профессиональная подготовка будущего мастера профессионального обучения имеет своей целью формирование его готовности к управлению целост­ным педагогическим процессом.

Большое значение в деятельности мастера профессионального обучения занимает также и профессиональная ориентация будущих рабочих. Профессиональная ориентация (профессиональная направленность) является составляющей ориента­ционного компонента готовности к профессиональной деятельности, поэтому она должна быть обязательной составляющей процесса подготовки будущих рабочих. Профессиональная ориентация осуществляется через систему качеств личности: интересы, склонности, мировоззрение, убеждения.

Ориентация, или направленность личности, как известно из психологии, является ведущим психологическим свойством, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности.

В практической деятельности мастера профессионального обучения профессиональная ориентация означает такую организацию деятельности учащихся, при которой у них формируется положительное отношение к профессии, осуществляется развитие профессиональных интересов и склонностей, возникают возможности профессиональной самореализации и самоутверждения.

В психологии деятельность понимается как многоуровневая система, компонентами которой являются: цель, мотивы действия и результат. Применительно же к педагогической деятель­но­с­ти преобладает подход выделения ее компонентов относительно самостоятельных функциональных видов деятельности педагога.

В структуре педагогической деятельности выделяют пять взаимосвязанных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный (Н.В. Кузьмина). Успешное осуществление этих функциональных видов педагогической деятельности возможно при наличии соответствующих способностей, проявляемых в умениях.

Гностический включает в себя действия, обеспечивающие изучение содержания и способов воздействия на других людей, возрастных и индивидуально-типологических особенностей этих людей, особенности процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.

Проектировочный включает действия в области формирования целей и задач, отодвинутых на дальний срок, планирование результатов деятельности воспитанников на длительный срок, планирование собственной деятельности на длительный срок.

Конструктивный включает действия в области формирования тактических задач: а) отбора и композиции содержания информации, которая должна быть достоянием ученика; б) проектирования деятельности учащихся, в которых необходимая информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.

Организаторский включает в себя усилия в области оперативного решения задач, связанных с организацией: а) информации в процессе ее сообщения обучающимся; б) различных видов деятельности обучающихся, в которых информация может быть усвоена, и необходимые свойства сформированы; в) собственной деятельности и поведения.

Коммуникативный включает в себя действия в области оперативного решения задач, устанавливающие педагогически целесообразные взаимоотношения в процессе различных видов деятельности.

Одним из важных понятий, определяющим качество профес­си­о­нального образования, является поня­тие профессиональной компетентности специалиста.

Термин «компетентность» (от лат. competenes – соответствующий, способный) означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо.

Можно считать, что понятие «компетентность» расположено рядом с такими понятиями, как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «подготовленность». Понятие «компетентность» относится к сфере деятельности личности и применимо к различным категориями работников.

Компетентность может быть различной, в зависимости от сферы деятельности человека. Так, понятие «профессиональная компетентность» понимают как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности (Энциклопедия профессионального образования).

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А. Сластенин). Для мастера профессионального обучения, который занимается профессионально-педагогической деятельностью, можно говорить о профессионально-педагогической компетентности.

Подпрофессионально-педаго­гической компетентностью будуще­го мастера профессионального обу­че­ния будем понимать результат профессионально-педагогического образования, заключающийся в достижении необходимого уровня подготовленности, для которого характерно профессиональное самосознание, целостное видение профессионально-педагогической деятельности, наличие системы потребностей – способностей к самоопределению и творческой самореализации в жизненных и профессиональных ситуациях. В результате самосовершенствования и самостоятельной работы профессионально-педагогическая компетентность постепенно трансформируется в профессионализм, который характеризуется высоким уровнем профессионального мастерства, творчества, глубоким владением профессией.

Кроме рассмотренного понятия «компетентность» сегодня становится актуальным рассмотрение и использование такого понятия, как «компетенция ». Так, известный психолог А.Н. Леонтьев отмечал, что реальное основание личности человека не в глубине приобретенных знаний, умений и навыков, а в системе деятельностей, которые реализуются этими знаниями и умениями. С деятельностным процессом и связан термин «компетенция».

В словаре иностранных слов «компетенция» (от лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) – это круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. Словарь синонимов русского языка понятие «компетенция» ставит в один ряд с понятиями «полномочия», «власть», «права». Обладать компетенцией означает умение, способность мобилизовать в данной ситуации полученные профессиональные знания и опыт.

Многие работодатели считают, что профессиональная компетенция – это умение работника выполнять работу на его предприятии в разрезе профессионального стандарта. При этом образовательный стандарт будет определять «компетентность» специалиста. Таким образом, можно сказать, что компетенция – это компетентность в действии.

Для мастера профессионального обучения профессионально -педаго­гическая компетенция есть совокупность свойств его личности, обеспечивающая самостоятельное выполнение профессионально-педагогической деятельности, выражающаяся понятием «быть способным».

В педагогическом плане компетенцию можно рассматривать как совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе.

С профессионально–педагогических позиций компетентность рассматривается как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций*. Поэтому обладание лишь компетенциями не гарантирует их успешной реализации. Между компетентностью и компетенциями существует прямая и инверсионная (обратная) зависимость.

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности, по мере накопления жизненного и профессионального опыта.

Компетенция представляется человеку в зависимости от его социального и профессионального статуса, уровня образованности, стажа работы и пр.

Профессионально–педагогическая компетенция мастера профессионального обучения включает достаточно много составляющих. Однако выделяют, как правило, те компетенции, которые носят доминирующий, системообразующий характер. Так, выделяют педагогические компетенции, профессиональные (отраслевые).

Все компетенции мастера профессионального обучения образуют единый конструкт – ключевые компетенции (рис. 4). Эти ключевые компетенции характеризуют сферу деятельности будущего мастера профессионального обучения: социальная компетенция, когнитивная компетенция, правовая компетенция, коммуникативная компетенция, специальная компетенция (по отраслевой подготовке), социально–информационная компетенция.

"Компетенция" - слово, применяющееся, быть может, не так часто, но порой все же проскальзывающее в тех или иных разговорах. Большинство людей воспринимают его смысл несколько размыто, путая с компетентностью и употребляя не совсем к месту. В то же время его точное значение может служить весомым аргументом в полемике и дискуссии, а также в разбирательствах. Так Что они значат и какие бывают? Разберемся подробнее.

Терминология

По Ефремовой, компетенция определяется как область знаний и тот круг вопросов, в которых отдельный человек хорошо осведомлен. Второе определение, согласно этому же источнику, говорит, что данное слово также обозначает совокупность прав и полномочий (относится к должностному лицу). Последнее сводится к термину Он несколько строже, чем первый. Но эта дефиниция гораздо больше подходит и к сути настоящего вопроса о том, что такое компетенции, поскольку первый вариант имеет множество синонимов и не так узко определен.

Компетенция и близкие к ней термины

Существует два подхода к толкованию терминов компетенции и компетентности:

  • отождествление;
  • дифференциация.

Компетентность, грубо говоря, это владение какой-либо компетенцией. В соответствии с тем, насколько широко рассматривается последний термин, и трактуется их взаимосвязь с первым понятием. Он, кстати, описывается как характеризирующее качество индивида, его способность. Компетенция трактуется иначе - это, прежде всего, совокупность.

Структуризация

Компетенция есть интегральный результат взаимодействия следующих элементов ее структуры:

  1. Целевого. Определение личных целей, составление определенных планов, построение моделей проектов, а также действий и поступков для того, чтобы достигнуть требуемого результата. Предполагается соотношение целей и личных смыслов.
  2. Мотивационного. Истинный интерес и искреннее любопытство в работе, в которой человек компетентен, наличие его собственных причин решать каждое возникающее задание, связанное с этой деятельностью.
  3. Ориентационного. Учет в процессе работы внешних предпосылок (понимание базы своего труда, наличие опыта в нем) и внутренних (субъектный опыт, межпредметное знание, методы деятельности, специфические особенности психологии и так далее). Адекватная оценка реальности и себя - своих достоинств и недостатков.
  4. Функционального. Наличие умения не только иметь, но и использовать на деле приобретенные знания, навыки, способы и методы деятельности. Осознание информационной грамотности в качестве базы для формирования собственного развития, новаторства идей и возможностей. Отсутствие страха перед сложными заключениями и решениями, выбора нешаблонных методов.
  5. Контрольного. Имеются границы измерения протекания и заключений в ходе деятельности. Движение вперед - то есть усовершенствование идей и закрепление правильных и действенных способов и методов. Соотношение поступков и целей.
  6. Оценивающего. Принцип трех "само": анализ, оценка, контроль. Оценивание позиции, необходимости и действенности знания, умений или выбранного способа действовать.

Каждый из элементов может своим поведением влиять на все остальные и является значимым фактором для понятия "формирование компетенций".

Категоризация

Терминология позволила понять, что такое компетенции в общем смысле. Более конкретно она разделяется на три большие категории:

  • руководство собой;
  • руководство другими;
  • руководство организацией.

Компетенции также можно поделить и по другому принципу: например, исходя из того, кто ими владеет. Такие типы будут затрагивать профессии, организации и социальные группы.

Рассмотрим следующие:

  1. Компетенции педагога. Суть профессионально-педагогической компетентности.
  2. Компетенции учеников. Определение ограниченного набора знаний и умений.

Почему были выбраны именно эти?

Актуальность

Взаимоотношения учителя и ученика - запутанная структура, состоящая из множества элементов. Недостаточная компетентность в вопросах одного влечет за собой аналогичную проблему у другого. Что же касается того, что именно должно входить в компетенции педагога, здесь можно наблюдать еще более неоднозначную ситуацию.

Компетенции учеников

Большинство ученых настаивают, что компетенции учащихся, точнее, их число, должно быть строго ограничено. Следовательно, были выбраны наиважнейшие. Второе их название - ключевые компетенции.

Европейцы свой список составляли приблизительно, без уточнений. В нем шесть пунктов. Ученик должен:

  • учиться - как главное действие;
  • думать - как двигатель развития;
  • искать - как мотивационный пласт;
  • сотрудничать - как коммуникативный процесс;
  • адаптироваться - как социальное совершенствование;
  • браться за дело - как реализация всего вышеперечисленного.

Отечественные ученые отнеслись к делу более ответственно. Вот основные компетенции учащихся (всего семь):

  • Умение учиться. Предполагает, что ученик, который способен самостоятельно обучаться, сможет применить те же навыки самостоятельности и в работе, творчестве, развитии, жизни. Эта компетенция предусматривает выбор учащимся цели обучения или осознание и принятие цели, выбранной учителем. Также сюда входит планирование и организация труда, отбор и поиск специальных знаний, наличие навыков самоконтроля.
  • Общекультурная. Развитие личностного самовосприятия себя в целом и в обществе, духовное развитие, анализ национальной и межнациональной культуры, наличие и использование языковых навыков, самовоспитание в себе моральных и социокультурных единых ценностей, направленность на толерантное интеркультурное взаимодействие.
  • Гражданская. К этой компетенции относятся способности ориентироваться в общественно-политической жизни, то есть осознавать себя как члена социума, государства, а также социальных групп. Анализ происходящих событий и взаимодействие с обществом и органами государственной власти. Считаться с интересами других, уважать их, действовать согласно соответствующему законодательству конкретной страны.
  • Предпринимательская. Предполагает не только наличие, но и реализацию способностей. К ним, в числе прочих, относится соотношение желаемого и действительного, организация деятельности, анализ возможностей, составление планов и презентация результатов труда.
  • Социальная. Определение своего места в механизмах социальных институтов, взаимодействие в социальных группах, соответствие социальной роли, дипломатичность и умение приходить к компромиссам, ответственность за свои поступки, общность.
  • Информационно-коммуникативная. Рациональное использование возможностей информационных технологий, построение информационных моделей, оценивание процесса и результата технического прогресса.
  • Здравоохранительная. Сохранение как собственного здоровья (морального, физического, психического, социального и т. д.), так и окружающих, что предполагает базовые навыки, которые способствуют развитию и поддержанию каждого из вышеперечисленных видов здоровья.


Ключевые квалификации (базовые навыки)

Европейские страны синонимируют значение слов "квалификации" и "компетенции". Ключевые компетенции также называют базовыми навыками. Они, в свою очередь, определяются теми личностными и межличностными качествами, что выражены в различных формах в различных социальных и рабочих ситуациях.

Перечень ключевых компетенций в профессиональном образовании Европы:

  • Социальная. Выработка новых решений и их реализация, ответственность за последствия, соотношение личных интересов с рабочими, толерантность к межкультурным и межнациональным особенностям, уважение и сотрудничество как залог здорового общения в коллективе.
  • Коммуникативная. Устная и письменная коммуникация на различных языках, включая различные языки программирования, навыки коммуникаций, этика общения.
  • Социально-информационная. Анализ и восприятие социальной информации сквозь призму критического здравомыслия, владение и использование в различных ситуациях информационных технологий, понимание схемы человек - компьютер, где первое звено повелевает вторым, а не наоборот.
  • Когнитивная, также называемая персональной. Потребность в духовном саморазвитии и реализация этой потребности - самообразование, усовершенствование, личностный рост.
  • Межкультурная, включающая в себя и межнациональную также.
  • Специальная. Включает в себя навыки, необходимые для достаточной компетентности в профессиональной сфере, самостоятельность в этой деятельности, адекватная оценка своих действий.

Компетенция и квалификация

Для человека постсоветского пространства, однако, немного странно слышать приведенные в заглавии термины в Вопрос о том, что такое компетенции, начинает возникать снова и нуждается в некоторых уточнениях для более четкого определения. Отечественные исследователи называют квалификацию достаточной подготовкой к деятельности рамочной, в устойчивых и ограниченных состояниях. Ее считают элементом структуры компетенции.

Но это только начало расхождений. Также и ключевые компетенции в разнообразных источниках имеют различное именование и толкование.

Зеер называл ключевыми универсальные знания, а также межкультурные и межотраслевые. По его мнению, именно они помогают реализовать более конкретные навыки, необходимые для определенного профессионального поля деятельности, а также являются базой для адаптации в нестандартных и новых ситуациях и продуктивной и результативной работы в каких бы то ни было обстоятельствах.

Профессиональные компетенции

В. И. Байденко выделил еще один немаловажный пласт - профессионально-ориентированные компетенции.

У понятия есть четыре связующие интерпретации:

  1. Сочетание стойкости и гибкости при получении и принятии информации, а также при применении полученных данных для решения проблем в открытость для взаимодействия с вышеуказанной средой.
  2. Критерии качества, сфера использования и нужная информация, применяемые как конструкты проектирования стандартов.
  3. Эффективная реализация качеств и умений, способствующих продуктивности и результативности.
  4. Объединение опыта и информации, которые позволяют человеку прогрессировать в его трудовой деятельности.

Если рассматривать терминологию, предложенную Байденко, то приходим к выводу, что профессиональная компетентность - это не только умение, это внутренняя предрасположенность к тому, чтобы действовать в своей трудовой сфере целесообразно и согласно требованиям выполняемой задачи. Компетентный сотрудник готов это сделать.

Компетенции педагога - одна из категорий профессиональной, а также охватывающая область профессионально-педагогической компетентности. Об этом - ниже.

Профессионально-педагогическая компетентность

Понятие компетентности учителя является выражением личных возможностей педагога, благодаря которым он в состоянии самостоятельно эффективно решать задачи, ставящиеся перед ним администрацией образовательного учреждения, а также возникающие в ходе обучения. Это теория, применяемая на практике.

Умения педагога сводятся к трем основным пластам способностей:

  • использования приемов обучения в реальном положении дел;
  • гибкость в принятии решений, разнообразие приемов для каждой из задач;
  • развитие себя как преподавателя, новаторство идей и совершенствование навыков.

В зависимости от владения этими пластами, выделяют пять уровней:

  • Первый уровень компетенции - репродуктивный.
  • Второй - адаптивный.
  • Третий - локально-моделирующий.
  • Четвертый - системно-моделирующий знания.
  • Пятый - системно-моделирующий творчество.

Оценка компетенций производится исходя из следующих требований:

  • ориентированность на индивидуальные особенности;
  • сопоставление предыдущих оценок с целью выявления ;
  • диагностирование - должно быть направлено также на развитие компетенций, составление путей и планов совершенствования;
  • создание мотиваций и возможностей для самоанализа, самооценки.

Оценка компетенций полагается на такие критерии:

  • знания предмета;
  • новаторство;
  • отношение к работе;
  • знание психологически-педагогических баз;
  • умение составлять учебные планы;
  • эффективность учебных планов;
  • педагогический такт;
  • отношение к учащимся;
  • применение в работе индивидуального подхода;
  • мотивация учеников;
  • развитие у учащихся навыков научного мышления;
  • развитие у учеников творческого мышления;
  • умение вызвать интерес к предмету;
  • компетенции на уроке - виды работы и деятельности;
  • корректность речи;
  • обратная связь;
  • оформление документации;
  • самообразование, самосовершенствование личности и навыков в предметной деятельности;
  • внеклассная работа:
  • общение с родителями, коллегами, администрацией.

Компетентность вышестоящих организаций

Интересны для рассмотрений те инстанции, которые сами определяют управление компетенциями нижестоящих чинов. Какой квалификацией должны обладать они?

Компетенция власти:

  • реализация политики (внутренней и внешней);
  • контроль социально-экономической сферы;
  • управление компетенциями нижестоящих органов власти, обеспечение эффективной работы единой структуры;
  • способность поддерживать целостность связующих элементов;
  • формирование специальных программ, целесообразных возникающим проблемам, реализация программ;
  • реализация права законодательной инициативы.

Власть, как известно, подразделяется на исполнительную, судебную и законодательную. Компетенция судов определяется исходя из их уровня. Например, Международный суд может разбираться дела только между государствами, в то время как арбитражному подведомственны экономические дела. Компетенции подобных организаций определяются их уставом, а также изложены в Конституции.

Компетенции предпринимательских организаций, фирм и т. д.

Ключевые компетенции компании являются основой для её стратегического развития, направлены на совершенствование деятельности и получение прибыли. Наличие достаточной квалификации позволяет организации не только держаться на плаву, но и прогрессировать до следующего уровня. Ключевая компетенция должна быть тесно связана с деятельностью компании. Так она позволяет приносить наибольшую пользу.

Компетенции организации на примере бизнес-компании в сфере торговли:

  • знание сферы деятельности (рынка) и постоянное обновление этих знаний;
  • способность анализировать и реализовать верные решения на пользу компании;
  • способность постоянного движения вперед.

Заключение

Понятие компетенций граничит еще с двумя терминами: компетентностью, рамки которой несколько размыты, и квалификацией. Первое может несколько путаться с исходным, благодаря лексическим особенностям и этимологии, и взаимосвязь с ним определяется из выбора термина компетенции. С квалификацией несколько сложнее: в европейском сообществе понятия отождествляют, в то время как отечественная наука негласно договорилась более чем дифференцировать их. Из-за этого не так ясно, как хотелось бы, обстоят дела с обозначением ключевых компетенций.

Профессиональная компетенция мастера производственного обучения

Понятие «компетентность», компетентностный подход в образовании получило широкое распространение с 1960-1970 г.г. в западной, а в конце 1980-х г.г в отечественной литературе. Авторы толкового словаря под редакцией Д.И.Ушакова объясняет «компетентность – как осведомленность, авторитетность, компетенция-круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

Целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности».

В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается как: совокупность знаний, умений, определяющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойства; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; единство теоретической и практической готовности к труду; способность осуществлять культуросообразные виды действий.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность студента, а умение разрешить проблемы.

Компетенция мастера производственного обучения во многом зависит от наличия психолого-педагогических знаний, владения методикой обучения, умелого использования эффективных технологий, искусства передачи и трансформации опыта, от эффективной оценки своих сильных и слабых сторон, от способности совершенствовать личностные и профессиональные качества.

При рассмотрении компетенции мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор- это мотивация мастера производственного обучения следует выделить прежде всего ведущий фактор-это мотивация мастера производственного обучения к профессиональной деятельности: потребность в самоутверждении, в изучении запросов студентов, отсутствие удовлетворенности результатами своего труда.

Последующие факторы:

    это деятельность мастера, направленная на развитие мыслительных функций студентов и их интеллектуальных способностей;

    результаты деятельности, полученные мастером при освоении новых технологий, позволяющие приобретать профессиональные умения будущим специалистам.

Трудно переценить значение эмоционального контакта мастера производственного обучения с студентами, так как это позволяет создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях создать условия, при которых они не бездействуют на занятиях, а испытывают потребность в углубленном изучении предмета, самостоятельном поиске дополнительной информации, развитии своих творческих способностей, повышении качества знаний, в усвоении приемов эффективной учебной деятельности.

Освоение учебных технологий обучения- процесс сложный и длительный. Как правило мастера производственного обучения с большим стажем работы относятся к ним с большими опасениями.

Успехов в использовании инновационных форм и методов организации учебного процесса добиваются. Такими качествами обладают мастера производственного обучения в Орлова А.В., Шарипова Ж.И., Айтмухомбетов Д.С., Жансеитова К.С.

Критериями оценки эффективности освоения мастерами производственного обучения новых педагогических технологий могут быть следующие: соответствие дидактических возможностей целям и задачам обучения, освоение инновационных технологий, наличие эмоционального контакта с студентами, личностно-ориентированный характер обучения.

Практика показывает, что реализация современных приоритетов образования в Республике Казахстан и переход к новой модели образования, ориентированного на результат, требует от мастеров производственного обучения новый профессиональной компетенции.

Мастер производственноо обучения

Жансеитова К.С

Владимир Каконин , директор АНО "Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО Магнитогорский металлургический комбинат

Многолетняя практика В.И. Каконина, директора АНО "Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», позволяет ему утверждать, что детальная разработка и строгое соблюдение технологии важны не только для производства качественных материальных продуктов, но и в деле подготовки руководителей и специалистов для производства. Благодаря социальным технологиям, основанным на понимании природы развития человека в производственном контексте, можно достичь выдающихся результатов. «Именно такой подход, — убежден В. И. Каконин, — позволяет формировать ключевой персонал как капитал компании».

Детально разработанная технология - основа лучшего результата

Все мы знаем: чем лучше отработана технология, тем качественнее и надежнее товар. А потеря технологии ведет к полной утрате самого продукта.

Помните упоминания в исторической литературе и даже в сказках про «мечи булатные»? Дамасские сабли на лету рассекали шелковый платок и перерубали мечи другого производства. Булатная сталь столетиями считалась лучшим материалом для холодного оружия. А сегодня никто не может воспроизвести технологию ее изготовления. Русский металлург П. Амосов 12 лет непрерывно экспериментировал и получил-таки лучшую на тот момент сталь, но и она отличалась от произведений восточных мастеров. Способ изготовления, мастерство, искусство получения стали, другими словами - технология ее производства - безвозвратно утрачена…

Вспоминается и пример из совсем другой сферы, но столь же наглядный. Его показали нам голладцы на производстве картофеля. Тысячи людей были заняты в нашем подшефном совхозе на уборке картофеля - и до 40% урожая теряли при хранении. После внедрения голландской технологии производства совхоз не привлекал людей для уборки, а посевную площадь сократил вдвое. При хранении картофеля потерь почти не было. Когда по чьему-то совету (якобы ожидались дожди) директор дал команду выкопать картофель раньше срока, опять сохранили мало продукта. А при соблюдении голландской технологии картошка хранится до созревания следующего урожая.

Таким образом, выверенная годами труда и опыта мастеров технология при строжайшем ее соблюдении способна дать лучшие продукты в самых разных сферах.

Недавно в «КЦПК «Персонал» прошел семинар-практикум по подготовке сварщиков. Профессор М. П. Шалимов, зав. кафедрой сварочного производства Уральского Федерального Университета рассказал, как в начале кризиса электрогазосварщики из приграничных областей России пытались найти работу за рубежом. Как правило, это были хорошие, дипломированные специалисты, и западные фирмы согласились брать их на работу, но с проверкой квалификации. Из 10-ти претендентов проверку проходили 1-3, хотя, по российским меркам, варили многие отлично.

Причина столь массового отказа: при работе сварщик не пользуется технологической картой, делает, как подсказывает его смекалка (как всякий русский Левша)… Объяснение работодателя весьма для нас поучительно: если сварщик варит по разработанной технологии, то за качество шва отвечает технолог, разработавший технологическую карту. Если сварщик варит без технологической карты, то ответственного за качество сварного шва нет.

Человек - самый сложный технологический объект

Так что же такое «ТЕХНОЛОГИЯ»? Основа этого слова переводится с греческого как «искусство, мастерство, умение». В самых разных словарях технологией называют как совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, так и сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Технологии устанавливают точные параметры сырья, работы оборудования, готовой продукции.

А если вопрос касается людей? Природа человека как объекта технологии — структура гораздо более сложная. Мы имеем дело с разными взрослыми людьми, с уже устоявшимися взглядами, привычками, мировосприятием. Им не так просто перестроить сознание и вести себя по-новому. В создании технологии подготовки руководителей и специалистов необходимо учитывать, что не достаточно просто снабдить их знаниями. Нужно обеспечить уверенное владение новыми навыками. Для такого созревания требуется время. Причем для каждой должности — свое.

Мастер осваивает навыки, которые требует его должность, в пределах трех лет. За три года с ним произойдут практически все ситуации, в которых он отработает и отладит свои алгоритмы решения управленческих задач и которые принесут ему новый опыт. А все остальное время - бег по кругу, повторение пройденного. И даже если в той же должности мастер меняет только место, то репертуар остается тот же. Мастер, не показавший за это время перспектив роста, так уже и остается уверенным пожизненным мастером.

Для становления начальника цеха тоже есть свои законы, связанные со временем. К сожалению, на многих промышленных предприятиях сейчас это не учитывают и «тусуют» цеховых руководителей слишком быстро. Такой подход, безусловно, разрушителен для производства и коллектива.

Даже самому интуитивно грамотному руководителю, который понимает, что нужно строить цеховую команду, на освоение «репертуара» нового управленческого уровня требуется два года - чтобы все в цехе отстроилось, «притерлось», и механизм начал работать без сбоев. Здесь не поможет даже ежедневный коучинг - этот временной срок не обойти, с наскока компетенции не сформируются.

Особенности построения наших технологий подготовки

Любую задачу подготовки мы начинаем с проектирования. Наш центр занимается не унифицированным образованием согласно госстандарта, а целевым образом готовит ключевой персонал для конкретного производства. Мы никогда не компануем программу из имеющихся на рынке предложений для подготовки управленцев, а проектируем подготовку самостоятельно. Сравните ответственность обучающей организации, которая собрала людей со всей страны на тренинг, и организации, которая является корпоративным учебным центром! Технологию подготовки проектирует целая группа специалистов центра, кадровой службы предприятия, функциональных дирекций.

  • люди приходят с опытом, а задачи подготовки — из будущего,
  • содержание подготовки должно ориентироваться на содержание будущей работы,
  • эффективным является сочетание развития в двух средах — учебной и производственной,
  • каждая программа должна содержать резерв времени, которое будет использоваться по результатам мониторинга динамики группы.

Наш центр практически «вживлен» в ситуацию заказчика, мы знаем планы и перспективы развития предприятия. Задач нам никто не ставит, мы сами выявляем будущую потребность производства и проектируем развитие конкретных групп. Чтобы организационные преобразования были успешны, подготовка должна предварять их, а не заказываться вдогонку.

Могу привести яркий пример опережающей подготовки. Когда на ММК строился новый кислородно-конвертерный цех и мы уже знали, что два прокатных цеха — следующие на очереди, то предложили заложить в штат первого из серии пусковых объектов дополнительные позиции, обучить и специалистов, и руководителей. В результате, когда пускали прокатные цехи, штат для них был уже не просто обучен, но и сработан в условиях ККЦ. Люди практически «с колес» перешли на новое производство.

Основным критерием в нашей технологии отбора участников программ является структура личности. И кроме будущих руководителей, на которых делается основная ставка, в группу зачисляются функциональные специалисты соответствующего уровня. Например, в группу начальников цехов включаются экономисты, юристы, специалисты ЦЛК. Это помогает каждому увидеть обсуждаемые в группе вопросы с разных точек зрения, расширить взгляды на производственные и управленческие процессы, наладить связи.

Наша технология подготовки руководителей не приемлет дисциплинарный подход передачи знаний и академический стиль преподавания. Мы ценим отношения с преподавателями, которые не просто транслируют знания, а запускают на занятиях мощные развивающие процессы, мотивируют участников видеть свою управленческую практику по-новому, добиваться лучших результатов. Чем выше уровень программы, тем больше времени к ее смыслоемкости, тем выше требования к ведущим отдельных блоков. Они должны отлично разбираться в своей «любимой» проблемной области и в то же время уметь представить ее как элемент общей системы знаний будущего руководителя.

Наши технологии учитывают, что интерес к новому и настрой на получение новых сведений формируется не сразу. Поэтому учебные мероприятия постепенно нацеливают участников на переосмысление своей практики. Человек, как антенна, начинает притягивать нужную информацию, читать книги, задаваться вопросами. И находить ответы.

Необходимая часть технологии формирования руководителя — управляемый процесс накопления опыта. Например, будущий начальник цеха должен располагать временем, чтобы врастать в новые отношения, нарабатывать опыт эффективного общения с руководством, узнавать, как «подходить» к тому или иному руководителю, чтобы добиваться решения в интересах цеха. В этом деле помогают стажировки.

Технология подготовки руководителей также предусматривает постоянный мониторинг динамики всей группы и отдельных ее участников. Обычно группу сопровождают психологи и руководители проекта. По результатам мониторинга оперативно корректируется содержание учебной деятельности, индивидуальные задания и рекомендации для непосредственного руководителя участника группы.

«Патронаж» группы со стороны топ-менеджмента — отдельный процесс в технологии подготовки. Внимание и участие руководства поддерживает участников обучения, помогает им согласовать свои умозаключения и выводы с ожиданиями руководства. Таким образом, фактически создается поддерживающая среда для профессионального роста специалистов и руководителей. На ММК в качестве такой поддерживающей среды действует целостная система формирования резерва руководителей всех уровней, которую отличает преемственный характер программ.

Эта многоступенчатая система включает:

  • Школу адаптации молодых специалистов;
  • Школу молодых руководителей;
  • Школу мастеров;
  • Школу начальников цехов;
  • Школу менеджеров при генеральном директоре.

Приложение 1: Принципы построения технологии подготовки руководителей

Постановка задачи - на основе анализа ситуации заказчика

Опережающий характер подготовки - на основе будущего контекста деятельности руководителей

Использование проектного метода разработки технологии, а не подбор типовых программ подготовки

В каждом проекте предусматриваются вариативные элементы

Обеспечение подготовки в двух средах: учебной и производственной

Основа отбора - структура личности

Преподаватели - катализаторы процесса развития участников, а не трансляторы знаний

Мониторинг динамики группы и каждого участника для корректировки содержания подготовки

Обеспечение процессов накопления опыта

Обеспечение патронажа проекта со стороны топ-менеджмента

Анализ результатов подготовки как основа будущих проектов

Преемственность программ подготовки руководителей разного уровня

Что нужно, чтобы вырастить отличного мастера производства?

Мастер - уникальная руководящая позиция на производстве. Это ключевая фигура, которая ближе всего стоит к самому производству, обеспечивает требуемое выполнение технологических операций. А значит, и определяет эффективность производства в целом. Уже не одно десятилетие на ММК работает «Школа мастеров», которая помогла нам сформировать первую модель компетентности мастера.

Приложение 2: МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 1/

Функц. сферы деятельности

Область ответственности

Производство

  1. Выполнение участком планового производственного задания.
  2. Равномерная ритмичная работа участка в соответствии с планом производства. Выполнение заданий бригадами и отдельными рабочими.
  3. Правильное и своевременное оформление первичных документов по учету производства, охране труда и технике безопасности
  4. Инструктаж рабочих в связи с освоением нового сортамента, марки стали и в случае отклонений в технологии.
  5. Соблюдение персоналом бригады технологии производства
  6. Качество продукции и работы персонала, предотвращение появления брака и дефектов

Эксплуатация оборудования

  1. Максимальное использование производственных мощностей в течение всей смены
  2. Принятие мер по устранению неполадок в оборудовании, мешающих нормальному ходу производства

Охрана труда и ТБ

  1. Поддержание технологической и трудовой дисциплины в бригаде
  2. Безопасные условия труда, пожарная безопасность, правильное использование индивидуальных средств защиты

Социальная сфера

  1. Решение производственных и социальных вопросов деятельности подразделения, бригады.
  2. Профессиональная квалификация рабочих

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 2/

Личностная компетентность

Образовательный

Профессиональная репутация

1. Использование интеллекта с целью достижения оптимальных результатов

2. Профессионально значимые качества:

Требовательность

Ответственность

Организованность

Самодисциплина

Стрессоустойчивость

Коммуникабельность

Способность выслушать

Исполнительность

Настойчивость

Работоспособность

3. Особенности поведения

Умение поддерживать контакты

Умение быстро действовать в критических ситуациях

Желание работать мастером

Умение брать на себя ответственность

Ориентированность на результат

Умение видеть (оценить) ситуацию и конструктивно ее разрешить

Сведения в досье

1. Характеристика имеющегося опыта управления.

1. Характеристика образовательного пути,

2. Соответствие образования профилю деятельности

3. Профессиональная интегрированность

1. Характер внешней информации о морально-этических аспектах профессиональной деятельности

2. Профессиональная эрудиция

3. Профессиональная объективность

МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАСТЕРА /лист 3/

Управленческие знания, умения, навыки

Управление деятельностью

Управление

ресурсами

Управление

Управление информацией

Управление

качеством

1. умение планировать работу смены

2. умение соблюдать производственный регламент

3. умение видеть резервы производства

4. умение руководить в критических ситуациях

5. способность оценить состояние оборудования

6. знание и соблюдение технологии производства

7. знание принципов организации производства

8. понимание роли подразделения в общем процессе создания продукции и обеспечения конкурентоспособности

1. умение определить потребность и рационально использовать материальные и трудовые ресурсы

2. умение распределить имеющиеся ресурсы

1. умение четко формулировать задания

2. умение контролировать выполнение поручений

3. умение координировать действия подчиненных

4. умение обеспечить дисциплину труда

5. умение предъявлять четкие требования

6. умение убеждать

7. способность организовать наставничество

8. умение улаживать конфликты

9. умение регулировать взаимодействие со смежными подразделениями

10. способность учитывать индивидуальные особенности при

распределении работ

11. умение мотивировать на достижение лучших результатов

12. умение обеспечить безопасные условия труда

13. знание основ трудового законодательства и типовых ситуаций их применения

1. способность адекватно воспринимать и анализировать информацию

2. умение вести документацию

3. умение перенимать положительный опыт

4. умение осуществлять обратную связь

5. понимание экономической информации о деятельности подразделения.

1. умение жестко контролировать обеспечение качества

2. умение выявить причины некачест-венного выполнения задания

Наш многолетний опыт непрерывной работы по подготовке мастеров позволяет утверждать, что:

  1. Кандидат должен быть хорошим специалистом. Он должен не просто знать, а чувствовать технологию участка. Это означает, что он будет не просто выполнять технологическую инструкцию, а глубоко понимать все процессы, происходящие с металлом. В этом случае мастер быстрее реагирует во внештатных ситуациях, принимает более подходящие решения.
  2. Личностные качества потенциального мастера должны быть органичны стилю/задачам конкретного участка и данного производственного коллектива. Практика показывает, что в разных цехах даже одного предприятия требуются разные личностные особенности.
  3. Он должен сам хотеть быть мастером.

Чему учить кандидата в мастера? Будущему мастеру требуется освежить теорию, например, металлургического производства, потому что, став мастером, он обязан будет обучать рабочих профессии, контролировать их знания, помогать разбираться в первопричинах требований технологии. В управленческой системе компании мастер - это своего рода полупроводник. Все, что поступает сверху, он должен проводить вниз. Все, что поступает снизу, он разрешает сам. Он отвечает перед подчиненными за все предприятие. Поэтому должен иметь экономические и правовые знания, и обязательно - владеть навыками управления людьми.

Приложение 3: « Основные блоки программы «Школы мастеров»:

  1. Требования к организации производства в компании
  2. Основы экономики цеха/участка
  3. Правовая ответственность мастера
  4. Деятельность мастера как руководителя

4.1 Управление операциями

4.2 Управление людьми

4.3 Управление взаимоотношениями

4.4 Управление собой

  1. Итоговая аттестация
  2. Мониторинг выполнения задач саморазвития

Практика показывает, что из отличного мастера, грамотно управляющего своим коллективом, может вырасти и начальник цеха, и главный специалист предприятия.

Компетенции начальника цеха

Начальники цехов — элита линейного персонала компании. А элиту надо распознавать среди тех, кто уже состоялся как руководитель, пройдя школу мастера и начальника участка. Это руководители, получившие опыт управления бригадами и материальными ресурсами, хорошо владеющие технологией и организацией производства.

Начальнику цеха важно быть уверенным, что ему действительно доверили производство и что эти его полномочия не до первого промаха. Тогда он мотивирован на отстраивание такого цехового хозяйства, которым может гордиться.

Социальная технология формирования начальника цеха, конечно же, более сложная и ответственная, но вместе с этим она предлагает решать более интересные задачи. Техника и структура управления производством меняется, но начальник цеха по-прежнему - становой хребет промышленного предприятия. Ему доверяют всю систему цеха и требуют обеспечить производство в жесточайшем плановом режиме. При этом его работа предполагает регулирование тонких социальных процессов, таких, например, как формирование своей команды и внешние коммуникации цеха.

Приложение 4

Нужно отметить высокую значимость профессионального лидерства, особенно в сложных технологических цехах и сервисных службах. Но и о формировании эмоциональной компетентности забывать нельзя. Особенно сейчас, во времена, когда эмоциональная устойчивость и уверенность руководителя цеха обеспечивают спокойную и ритмичную работу персонала цеха. Руководители ММК всегда отличались способностью поднять коллективы на выдающиеся трудовые подвиги. Это традиция, которая характеризует нормы и принципы индивидуального и группового поведения, независимо от занимаемой должности и стажа работы.

За что ценят начальника цеха его коллеги? Наши опросы показали, что на этом уровне приоритетными оказываются умения выстраивать отношения с первыми лицами комбината, со смежными цехами и основными службами заводоуправления.

При отборе кандидатов в Школу начальников цехов учитываются не только традиционные критерии (оценка работы, мнение руководителей, результаты психологического тестирования), но и твердое желание брать на себя ответственность за работу всего цеха. Это действительно мужественное решение, потому как в условиях ММК начальники цехов работают в сутки столько, «сколько надо», иногда деля сутки пополам с заместителем.

Социальные технологии в кадровой политике

  • специалистов, перспективных для выдвижения на должность более высокого управленческого уровня, чем должность мастера;
  • специалистов, для которых должность мастера станет вершиной в карьере;
  • специалистов, которые не годятся для руководящей работы.

А модель преемственности очень хорошо демонстрирует, какие именно управленческие навыки требуются руководителям разного уровня в рамках схожих компетенций. Или — каким образом требуется «вырасти» в рамках каждой компетенции при переходе с одного управленческого уровня на другой.

Приложение 5, Пример преемственности навыков в рамках схожих управленческих компетенций

Управленческие компетенции для мастера и начальника цеха

Мастер

Начальник цеха

Самоорганизация

Понимает и использует свои сильные стороны и умеет компенсировать слабые

Заботится о саморазвитии

Дисциплинирован и последователен

Организует время и планирует свою деятельность

Демонстрирует стабильность поведения

Самоорганизация

Организует собственную деятельность с учетом технологического процесса цеха

Обеспечивает эффективность управленческих процедур

Управление людьми

Разбирается в людях и их возможностях (квалификация, физические данные, опыт, желания)

Требует исполнения поручений

Заботится о сплоченности коллектива

Управление коллективом

Воспринимает коллектив как человеческие ресурсы, команду и личности

Обладает собственным стилем управления

Распределяет и делегирует работу

Контролирует достижение поставленных целей

Реализует оперативно-кадровую работу

Организация работ

Планирует, распределяет, поручает, координирует и контролирует выполнение работы

Определяет потребность и рационально использует материальные и трудовые ресурсы

Обеспечивает соблюдение производственного регламента

Обеспечивает требования охраны и безопасности труда

Владеет основами трудового законодательства

Организация производства в условиях ограниченных ресурсов

Обеспечивает эффективность системы внутрицехового планирования

Обеспечивает оперативный мониторинг

Прогнозирует состояние и изменение ресурсов и принимает превентивные меры

Взаимодействие

Поддерживает и развивает рабочие взаимоотношения

Адаптирует свой стиль общения к различным ситуациям и партнерам

Конструктивно ведет себя в конфликтных ситуациях

Внешние коммуникации

Создает и поддерживает систему связей с заинтересованными сторонами

Представляет цех во внешнем взаимодействии, заботится о репутации цеха, создает и поддерживает ее

Выстраивает партнерские отношения

Лидерство

Берет на себя практическую ответственность за производство и коллектив в целом и за каждого в частности, поддерживает свое единоначалие

Обладает политической мудростью

Каждое время выставляет свои требования к руководителю на производстве. Так, например, на Магнитогорском металлургическом комбинате до модернизации и акционирования, когда доминировал физический труд, были востребованы руководители-вожаки, эмоциональные лидеры. Была создана школа формирования таких начальников цехов и топ-менеджеров.

Сегодня новые металлургические технологии и оборудование сами по себе не обеспечат достижения новых экономических целей. Труд рабочих становится высокоинтеллектуальным. Таким производством недостаточно управлять с помощью одной только харизмы. Сегодня в моде лидеры — профессионалы в своей сфере и вместе с тем грамотные управленцы. Те, кто понимает, что технические инновации, конечно же, приносят экономический эффект. Но не меньший потенциал для наращивания капитала компаний скрывается в профессиональном использовании социальных аспектов технологий.

Большую отдачу сегодня дает та система, которая обеспечивает соблюдение технологий опережающей подготовки сильных цеховых руководителей, постоянный мониторинг этого процесса и его корректировку — без лихорадочных переназначений и нарушений социальных законов. Это один из постулатов эффективной кадровой политики современного предприятия.

Справка о компании: Автономная некоммерческая организация «Корпоративный центр подготовки кадров "Персонал" ОАО Магнитогорский металлургический комбинат существует 15 лет. 1500 посадочных мест.

Основные направления деятельности:

  • подготовка рабочих (230 профессий по лицензии)
  • охрана труда и промышленная безопасность (рабоие, специалисты, руководители)
  • подготовка, переподготовка специалистов: гидравлика, контроллеры, мехатроника, постановщики задач, мастера сварочного производства, металлурги, ....)
  • подготовка руководителей, специальные программы;
  • разработка электронных обучающих ресурсов для подготовки специалистов и рабочих;
  • организация стажировок;

Численность персонала - 114 человек.

Введение-постановка задачи

Одним из требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Профессионального Образования по профессии 230102.02 Мастер по обработке цифровой информации является________________________

___________________________________________________________________

(в данной строчке укажите, что должны УМЕТЬ из выписки ФГОСа , в соответствие с выбранной темой. Например, Тема ВКР: «Технология создания и трансляции видеофильма», следовательно, требования ФГОС - 1)создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов, 2) подключать периферийные устройства и мультимедийное оборудование к персональному компьютеру и настраивать режимы их работы)

Темой моей выпускной квалификационной работы является: «Технология _______________________________________________________»(укажите тему ВКР)

Цель моей выпускной квалификационной работы заключается в подробном изучении процесса __________________________________________________________________________

(укажите, что необходимо выполнить в процессе самой работы)

Для достижения поставленной цели выпускной квалификационной работы необходимо решить следующие задачи:

____________________________________________________________________________________

(укажите 5-6 пунктов алгоритма выполнения ВКР.Например:

1) Изучить минимальные технические требования компьютера, на котором будет выполняться работа.

2) Изучить минимальные технические требования графического редактора Adobe Photoshop (версия?)

3) Сопоставить изученные требования для получения полного доступа к программе

4) Подобрать необходимый материал для работы

5) Изучить детали процесса разработки коллажа

6) Продемонстрировать выполненную работу)


Правила, обуславливающие производственную деятельность
Мастера по обработке цифровой информации

Общие положения

· Назначение профессии: ввод, обработка информации на ЭВМ, вывод на различные типы носителей информации.

· Мастер по обработке цифровой информации – должность, относящаяся к категории технических исполнителей.

· Вся трудовая деятельность мастера по обработке цифровой информации регламентируется Трудовым договором с Работодателем и Общими положениями КЗОТа (кодекса законов о труде).

· Присвоение и изменение тарифно - квалификационного разряда оператору ЭВМ производятся в соответствии с Тарифной сеткой КЗОТа и трудовым соглашением с Работодателем.

Общие компетенции Мастера по обработке цифровой информации

· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

· ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

· ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

· ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

· ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

· ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции Мастера по обработке цифровой информации

ПМ.01.Ввод и обработка цифровой информации.

· ПК 1.1. Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства, операционную систему персонального компьютера и мультимедийное оборудование.

· ПК 1.2. Выполнять ввод цифровой и аналоговой информации в персональный компьютер с различных носителей.

· ПК 1.3. Конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы.

· ПК 1.4. Обрабатывать аудио- и визуальный контент средствами звуковых, графических и видео-редакторов.

· ПК 1.5. Создавать и воспроизводить видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио-, визуальных и мультимедийных компонентов средствами персонального компьютера и мультимедийного оборудования.

ПМ02.Хранение, передача и публикация цифровой информации.

· ПК 2.1. Формировать медиатеки для структурированного хранения и каталогизации цифровой информации.

· ПК 2.2. Управлять размещением цифровой информации на дисках персонального компьютера, а также дисковых хранилищах локальной и глобальной компьютерной сети.

· ПК 2.3. Тиражировать мультимедиа контент на различных съемных носителях информации.

· ПК 2.4. Публиковать мультимедиа контент в сети Интернет.