Биографии Характеристики Анализ

Технологическая карта по дисциплине. Технологическая карта урока по дисциплине «Электротехника


– Нет, – ответила Зоря Полуночная, – холод мне не мешает. Это мое время. Мне привольно ночью, как привольно рыбе на глубине.

– Наверное, вы любите ночь, – сказал Тень и тут же пожалел, что не нашел ничего более умного, более глубокомысленного.

– У моих сестер свое время. Зоря Утренняя живет рассветом. В старой стране она просыпалась, чтобы отворить ворота и выпустить нашего отца на его – ммм, я забыла, как это называется… Машина без колес?

– Колесница?

– На его колеснице. Наш отец уезжал. А Зоря Вечерняя открывала перед ним ворота на закате, когда он возвращался к нам.

Она помолчала, губы у нее были полные, но очень бледные.

– Я никогда не видела нашего отца. Я спала.

– Это было заболевание?

Она не ответила. Пожатие плечами – если она ими пожала – было едва различимым.

– Так вы хотели знать, на что я смотрю?

– На большой ковш.

Она подняла руку, указывая на созвездие, и ветер снова обтянул тканью ее тело. Ее соски проступили на мгновение темным сквозь белый хлопок. Тень поежился.

– Его называют Колесницей О́дина. И Большой Медведицей. Там, откуда мы приехали, верили, что нечто, не божество, но подобное богу, нечто страшное приковано среди этих звезд. И если оно вырвется на волю, настанет конец всему. И есть три сестры, которые должны наблюдать за небом день и ночь напролет. И если существо среди звезд вырвется, миру придет конец – «фррр», и все.

– И люди в это верили.

– Да. Давным-давно.

– Так вы пытались разглядеть чудовище среди звезд?

– Да. Что-то в этом роде.

Он улыбнулся. Если бы не холод, подумалось ему, он бы решил, что все еще спит. Все происходящее казалось просто сном.

– Можно спросить, сколько вам лет? Вы как будто намного моложе своих сестер.

Она кивнула:

– Я самая младшая. Зоря Утренняя родилась поутру, Зоря Вечерняя – вечером, а я родилась в полночь. Я – ночная сестра: Зоря Полуночная. Вы женаты?

– Моя жена умерла. Погибла в автокатастрофе неделю назад. Вчера были ее похороны.

– Мне очень жаль.

– Вчера она приходила ко мне. – В темноте, рассеиваемой лишь светом луны, сказать такое было совсем нетрудно; это было уже не столь немыслимо, как при свете дня.

– Вы спросили ее, чего она хочет?

– Возможно, вам следует это сделать. Умные люди всегда спрашивают об этом мертвецов. Иногда те даже отвечают. Зоря Вечерняя рассказала, как вы играли в шашки с Чернобогом.

– Да. Он выиграл право вышибить мне мозги.

– В былые времена людей отводили на вершину горы. Или холма. На возвышенные места. Обломком камня им разбивали затылки. Во имя Чернобога.

Тень оглянулся по сторонам. Нет, на крыше они были одни.

– Его тут нет, глупышка, – рассмеялась Зоря Полуночная. – К тому же ведь ты тоже выиграл партию. Он не вправе нанести удар до того, как все закончится. Он сам так сказал. И ты узнаешь заранее. Как коровы, которых он убивал. Они всегда знали наперед. Иначе какой в этом смысл?

– Мне кажется, – сказал ей Тень, – я очутился в мире, живущем по законам собственной логики. По собственным правилам. Словно ты спишь и знаешь, что есть правила, которые нельзя нарушать. Даже если не знаешь, что они означают. Я пытаюсь под них подстроиться, понимаете?

– Знаю, – сказала она, задержав его руку в своей ледяной ладони. – Однажды тебе дали защиту. Тебе дали само солнце. Но его ты уже потерял. Ты отдал его. Все, что в моих силах, – это дать тебе защиту намного слабее. Дочь, а не отца. Но все же она поможет. Да?

Светлые волосы развевались вокруг ее лица на холодном ветру.

– Мне надо с вами подраться? Или сыграть в шашки? – спросил Тень.

– Вам даже не надо меня целовать, – улыбнулась она. – Просто возьмите у меня луну.

– Возьмите луну.

– Я не понимаю.

– Смотрите, – сказала Зоря Полуночная.

Подняв левую руку, она занесла ее перед луной так, словно ухватила светило большим и указательным пальцами. Потом единым плавным движением она оторвала его. На мгновение Тени показалось, будто она сняла луну с неба, но потом он увидел, что та сияет на прежнем месте, а Зоря Полуночная раскрыла ладонь, чтобы показать серебряный доллар с головой Свободы.

– Отличная работа, – сказал Тень. – Я и не видел, как вы спрятали монету в ладонь. Понятия не имею, как вам это удалось.

Смуглый молчаливый гигант по имени Тень выходит из тюрьмы, чтобы узнать о смерти любимой жены и ввязаться в странное приключение. Мистер Среда, пожилой щеголеватый плут со стеклянным глазом, невозмутимо пьет виски во время взлета самолета, не расплескивая ни капли. Рыжий долговязый лепрекон затевает очередную драку в придорожном баре. В Лос-Анджелесе в комнате с темно-красными стенами темноволосая Билкис торгует своим телом, заставляя покупателей поклоняться ей во время соития. В Чикаго три сестры - Зоря Вечерняя, Зоря Утренняя и Зоря Полуночная - предсказывают людям судьбу с разным успехом, но с одинаково сильным восточноевропейским акцентом. В своих снах Тень идет по залам, полным неведомых божеств, сохранившихся лишь как пыль в ткани полузабытых мифов. Таков мир романа «Американские боги» - и снятого по нему сериала, который вышел на экраны этой весной.

Нилу Гейману не приходится жаловаться на плохие продажи, большинство его книг сразу становятся бестселлерами. Но «Американские боги» (2001) занимают особое место как одно из самых значительных произведений писателя. Автор изначально не видел его в виде фильма - только в формате сериала, он не хотел, чтобы терялись важные детали сюжета. Правда, с сериалом дела с самого начала шли не слишком хорошо. Экранизировать роман первым собирался знаменитый канал HBO , переговоры и работа над набросками пилотной серии продолжались годами, но безрезультатно. Затем эстафета перешла к другому каналу - Starz , известному зрелищными, хотя и менее интеллектуальными сериалами. В проект пришли создатель «Ганнибала» Брайан Фуллер и Майкл Грин («Короли», «Зеленый фонарь», «Бегущий по лезвию 2049»). Нил Гейман активно сотрудничал с ними как консультант - после трех лет работы «Американские боги» все-таки увидели свет.

В Чикаго три сестры - Зоря Вечерняя, Зоря Утренняя и Зоря Полуночная - предсказывают людям судьбу с разным успехом, но с одинаково сильным восточноевропейским акцентом.

Несмотря на дешевую компьютерную графику, сериал получился красивым. Он захватывает внимание уже психоделической заставкой, немного аляповатой, но по-своему чарующей. Видеоряд действительно радует глаз - чего стоит пробуждение Тени на старом диване в комнате, полной охристых теней. Актеры подобраны тщательно и чаще всего близки к образам героев романа. Особенно удачен Мистер Среда в исполнении Иэна Макшейна - обаятельный мошенник, излучающий властную и ироничную уверенность в себе, способный любого заставить плясать под свою дудку.

Не обходится, конечно, без забавных моментов: актеры, например, не способны справиться со славянскими словами, превращая имя «Зоря Вечерняя» в «Зорайа Вечернайая». Тень (Рики Уиттл) выходит из тюрьмы в безупречном и явно дорогом костюме. Бог-трикстер Ананси (Орландо Джонс) вместо сморщенного задорного старика оказывается на экране эдаким молодым Пушкиным-эфиопом. Но все это не слишком портит впечатление от сериала. Хуже обстоит с попытками сценаристов улучшить Геймана.

Гейман, британец, поселившийся в США, написал свой роман о непростой судьбе полузабытых богов в Новом Свете 16 лет назад. Задолго до того, как президент Трамп стал главной темой всего и вся в Америке - от карикатур и выступлений стендап-комиков до мультсериалов. И сериал здесь встречают так: «“Американские боги” как никогда уместны в сочетании с Дональдом Трампом в Белом доме и Брекситом на горизонте». Это заголовок The Independent .

«Книга Нила Геймана... как нельзя более подходит для эпохи Трампа. Быть может, великий роман об Америке Трампа уже написан», - вторит The Guardian .

«“Американские боги” нашего любимого автора - теперь и телесериал - сейчас имеют больше отношения к политике, чем когда-либо. И это его пугает», - сообщает Vulture .

Сам Гейман осторожно относится к заявлениям об острой злободневности его романа, то соглашаясь с ними, то уверяя, что это стало для него неожиданностью. По его словам, роман был написан об Америке как стране иммигрантов, вольных или невольных, а главный герой, Тень, и сам может считаться настоящим плавильным котлом по своему расовому происхождению. Но когда роман писался, «это не казалось чем-то особенно проблематичным, трудным или даже заслуживающим похвалы» .

Бог-трикстер Ананси вместо сморщенного задорного старика оказывается на экране эдаким молодым Пушкиным-эфиопом.

Сценаристы тоже утверждают, что не ожидали такой актуальности, но они как раз явно пытались эту актуальность акцентировать. Однако, как ни странно, именно в этих актуализированных сценаристами моментах «Американские боги» выглядят наиболее одномерно и беспомощно по сравнению с книгой.

Это особенно заметно в начале второй серии. Ананси, трикстер-паук из африканских сказок, произносит под джазовые рулады пылкую речь о расовом неравноправии, которое ждет потомков чернокожих рабов на берегах нового континента. А потом снимает с них кандалы и призывает уничтожить корабль вместе с голландскими торговцами живым товаром: «Жгите сукиных детей!»

Такой сцены в книге нет. Зато там есть подробная и действительно трагическая история проданных в рабство собственным дядей близнецов Агасу и Вутуту. В рассказе о близнецах говорится: «Рабство в тех краях было частью культуры в течение тысячелетий. Последние великие королевства Восточной Африки уничтожили арабские работорговцы; народы Западной Африки взяли эту работу на себя и сами принялись уничтожать друг друга». В программном выступлении Ананси от этого не осталось ни слова.

FremantleMedia North America

Изменен и эпизод с прибытием в Америку скандинавских богов. Когда северные мореплаватели высаживаются на берег, незваных гостей останавливает ливень стрел, не давая им углубиться в лес, - видимо, на прибрежных скалах Винланда денно и нощно дежурило не меньше сотни автохтонных воинов с луками наготове. Застрявшие на песчаном берегу в ожидании ветра викинги развлекаются как могут: косплеят Одина, выкалывая себе глаза, сжигают своего товарища живьем, бьются стенка на стенку так, что чья-то отрубленная рука вылетает из кадра, все еще сжимая меч. Наконец довольное божество посылает им ветер, и те, кто уцелел после этих забав, быстро уплывают домой. Все это снято ярко, азартно, с фонтанами густо-вишневой крови, которую любят телеканал Starz и Брайан Фуллер, - и оставляет после себя ощущение милого, но бестолкового балагана.

В романе же приключения викингов описаны неспешно, в духе исландской саги. Воины не встречают никого на берегу, возносят хвалу Всеотцу-Одину, основывают поселение. В день Всеотца они впервые встречают краснокожего аборигена-скрэлинга, поят его крепким медом и приносят в жертву Одину. Спустя месяцы зимней ночью индейцы захватывают отряд из 30 чужаков и убивают их в течение недели тридцатью разными способами. Мореходы исчезают, но привезенные ими северные божества остаются на новых берегах. Сериал полностью переделывает эту историю. Не могли же, в самом деле, сценаристы сохранить в современном сериале сцену, где белые мореходы приносят в жертву коренного жителя Америки.

FremantleMedia North America

Невозможно, да и не нужно снимать сериалы, следуя каждой букве первоисточника. Но почему-то британский «Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл» как экранизация фэнтези вызывает куда больше симпатии, чем «Американские боги», которые то пытаются точно воспроизвести текст Геймана, то удивляют совершенно новыми вставками. В оригинале много говорится и о расизме, и о работорговле, и о дискриминации, но сделано это куда более тонко и менее навязчиво. Попытки добавить остроты пряному, вневременному разносолью «Американских богов» оставляют странное послевкусие, а с новыми сериями это может и набить оскомину. Политическая злободневность способна свести игру воображения к плоскому лозунгу, что хорошему фэнтези не на пользу. Это ставит «Американских богов» в один ряд с такими сериалами-антиутопиями, как «Человек в высоком замке» или «Рассказ служанки» .

Но если в начале история развивается неровно, рывками, нащупывая почву, то уже с третьей серии «Американские боги» предстают во всей красе. К счастью, несмотря на заманчивые аналогии с Америкой Трампа, сериал остается историей о вещах более важных и вечных, чем сегодняшняя политическая повестка. «Американские боги» рассказывают о смешении сотен разных культур внутри одной страны, по-прежнему ищущей свою идентичность. О столкновении исчезающих традиций с безжалостной глобализацией. И о том, как вера в невозможное помогает творить чудеса вопреки науке и здравому смыслу - например, устроить снежную бурю, всего лишь посмотрев на маленький сугроб из маршмэллоу в бумажном стаканчике.

«Американские боги» Нила Геймана – это не только роман, получивший премии Хьюго, Небьюла и Брема Стокера, но и своеобразный сборник мировой мифологии. Нил Гейман населил Америку богами-выходцами из разных стран и разных времен, разбавив повествование мифологическими вставками о других, не менее интересных фольклорных персонажах.

Помимо предложенного автором разделения богов на старых и новых, можно выделить еще несколько подходов к их исследованию. Во-первых, боги, известные по мифологии (Один, Чернобог, Баст и другие), и боги, которых создал сам автор (Нуньюннини - древний бог-тотем кочевников Дальнего Севера, Зоря Полуночная, а также боги современных технологий, интернета, телевидения, армии и так далее). Во-вторых, типология богов по принадлежности к пантеонам разных народностей - скандинавская, славянская, древнеегипетская и так далее. И самое интересное, классификация божеств по их степени развития (по времени их возникновения и уровню развития мифолого-религиозного восприятия человека). Именно основываясь на последней классификации рассмотрим, кто же именно населяет Америку Нила Геймана.

Хтонические боги

Самые первые в нашей классификации - это хтонические существа, которые олицетворяют собой первобытную силу земли, подземное царство, смерть. Как правило, хтонические существа звероподобны или же могут менять облик, к ним также относятся гады, вороны и волки. Однако в «Американских богах» хтоническое чудовище выглядит как человек-бизон, воплощение могущества и плодородия. На вопрос Тени, бог ли он, человек-бизон отвечает, что он - земля. Человек-бизон общается с Тенью во сне, находясь в ином мире. В этом мире Тень получает ответы на свои вопросы, а также обретает тайное знание. Примечательно, что есть существа, которые могут обитать в обоих мирах, это Гром-птицы, похожие на огромных орлов, в чьих перьях сверкают молнии (персонаж верований индейцев, коренных жителей Америки).

Как узнает Тень, перо такой птицы способно вернуть человека к жизни. Во многих мифологиях считается, что птицы проводят зиму в подземном царстве, и этим объясняются их магические способности. Именно Гром-птица приносит богиню весны, рассвета к умершему герою, чтобы его вернуть к жизни - этим подчеркивается символическое значение птиц как вестников пробуждения природы.

Хтоническое происхождение имеет и представитель славянской мифологии Чернобог. Чернобог, или же Черный Змей - повелитель темного царства (царства Нави, морока), холода, смерти, воплощение разрушительной силы. Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу. Миф о Чернобоге демонстрирует дуализм славянского мира, деление на плохое и хорошее, и если символом плохого был Чернобог, то его противоположностью был Белобог, Белун. Со временем два противоположных божества слились в одного персонажа, воплощение Судьбы, хорошей и плохой доли. В романе трансформация происходит на ином уровне - Чернобог сам превращается в Белобога, буквально просыпаясь уже другим.

С подземным царством также связаны боги Древнего Египта Тот и Анубис. В мифологии Анубис занимается бальзамированием, следит за местами упокоения, а также сопровождает умерших в загробный мир и взвешивает их сердца на суде Осириса, чтобы определить дальнейшую участь. В современном мире Анубис прячется под фамилией Шекель, работает патологоанатом и периодически гуляет в виде черной длинноухой собаки (именно в образе такой собаки, шакала, или человека с головой шакала он изображался). Бог мудрости Тот также связан с загробным царством, считалось, что он охраняет умерших, когда те направляются в царство мертвых, где и присутствует на суде, записывая приговор Осириса. Тот не превращается в свое символическое животное, а лишь похож на цаплю, его зовут, конечно же, мистер Ибис. Тот-Ибис, являясь также богом письменности, пишет рассказы, истории о людях, прибывших из далеких земель когда-то в Америку.

Чернобогу приносились кровавые жертвы перед началом важных сражений, именно поэтому в современном мире Чернобог работал на скотобойне, там он мог подпитать свою силу.

Немного предсказуемо, что египетские боги живут в городе под названием Фивы и владеют «Похоронным бюро Ибиса и Шекеля», после смерти Тени же предстают в своей истинной роли.

Небесные боги с хтоническими корнями

Промежуточное место между хтоническими подземными и сменившими их небесными богами занимает центральный персонаж скандинавской мифологии - верховный бог Один. Один или же Вотан - бог войны и военного мастерства, колдовства и мудрости, богатства и плодородия. Во временном разрезе можно проследить генезис Одина от хтонического демона до жителя небесной обители, Асгарда.

Как верховный бог Один сохранил своих хтонических спутников, воронов Хугина и Мунина («думающий» и «помнящий»), волков Гери и Фреки («жадный и прожорливый»), а также восьминого коня Слейпнира («скользящий»). В Америке Геймана Один представляется прозвищем Среда (Wednesday), так как это единственное имя бога, которое дошло до современности. У Одина множество имен, как он сам и говорит (Грим, Ганглери, Воитель, Третий, Всеотец), однако все они сейчас позабыты, кроме одного, того, что сохранился в названии дня недели, Wednesday. В германской культуре этот день посвящен Одину, так же, как Четверг Тору, а Пятница - женский день - Фрейе. Германцы заменили римские названия дней недели именами своих божеств и так появился день Одина, Вотана, Водена - Wuotanestac (древнегерманский), Woensdag (нидерландский) и, соответственно, Wednesday (английский).

У него узнаваемая внешность - рыжая борода и стеклянный глаз, а также булавка в виде ветвистого дерева. В повседневной жизни Среда промышляет аферами и соблазняет девушек.

У Одина есть помощник, бог хитрости и перевоплощений, Локи, в современном мире - Ловкий Космо Дей (Локи Кознодей). Локи происходит из рода Ётунов, северных великанов, символизирующих дикую природу. Ётуны считались первыми обитателями мира, древними исполинами. Асы приняли его к себе за изворотливый ум, не свойственный великанам. Благодаря своей способности перевоплощаться, Локи стал отцом хтонических чудовищ - змея Ёрмунганда (Мирового Змея, опоясывающего Землю), волка Фенрира (бога Ужаса) и богини смерти Хель, а также восьминогого коня Слейпнира. В «Американских богах» Локи перевоплощается в сторонника новых богов, которому те доверяют, мистера Мира, именно он пытается развязать Рагнарек, войну между старыми и новыми богами, чтобы получить их силу и энергию, необходимую ему и Одину. Поводом для войны является якобы убийство новыми богами Одина, которое провоцирует у старых богов желание мести. Как известно из мифологии, Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

Небесные боги

По мере развития мифолого-религиозного сознания хтонические божества сменяются небесными, солнечными богами, во многих культурах встречаются мифы об их сражениях, что служит переходом к новой эпохе. Обитатели небес отождествляются с небесными явлениями и светилами, а также с силами природы. Сюжет, когда небесное божество (чаще всего богиня), некоторое время находится в подземном хтоническом царстве, а потом возвращается, символизирует весну, возрождение природы.

В романе также присутствует богиня с такой семантикой, это Пасха, Белая. Перед нами древнегерманская Остара, богиня весны и рассвета, обновления природы и плодородия, чье имя позже стали связывать с Пасхой (Easter). Этимология имени «Остара» приводит нас к общеиндоевропейским корням и похожим божествам - богиням утренней зари в греческой, римской, индийской и мифологии стран Балтики - Эос, Аврора, Ушас, Аустра.

Один уже приносил самого себя себе в жертву, чтобы воскреснуть более могущественным, обновленным.

Эстер (Пасха) предстает в образе красивой пышной белокурой женщины, которая предлагает угощение, своеобразную жертву - яйца и кроличье мясо. Беда Пасхи заключается в том, что люди, с радостью исполняя необходимые ритуалы в честь Пасхи, не знают, не задумываются, что же он означает на самом деле. Именно Пасха, Белая, возвращает Тень к жизни по просьбе Гора. Тень, таким образом, завершает свою трансформацию из жертвы богам в символ обновления и жизни.

Стоит также отметить, что и главный герой романа, Тень Мун, имеет божественную природу как сын Одина и, соответственно, свой мифологический прообраз. Его настоящее имя становится известно читателю только во второй книге трилогии, «Король горной долины».

Его зовут Бальдр, как и бога весны и пробуждения жизни, любимого сына Одина и Фригг. Миф о Бальдре строится вокруг его смерти, которая выступает предвестником Рагнарека - так называемая необходимая жертва. Так и Тень-Бальдр приносит себя в жертву, чтобы началась война, и так же возвращается к жизни.

Промежуточное место между хтоническими и небесными богами занимает персонаж западноафриканской и, как следствие, мифологии Антильских островов, Ананси. Ананси в переводе означает «паук», это одновременно демиург и трикстер, хитрец и ловкач, действует как в зооморфном, так и антропоморфном облике. Его истории посвящена завершающая книга трилогии, «Сыновья Ананси», в первой же части Ананси отводится всего лишь роль спутника без своей сюжетной линии, но, как говорится в пословице, «Нет сказки без Ананси».

К небесным богам относятся упоминаемые в романе древнеегипетские Баст и Гор, которые предпочитают находиться в образах своих тотемных животных. Баст, богиня радости, любви, плодордия и домашнего очага днем гуляет в виде маленькой бурой кошки, однако ночью перевоплощается в прекрасную женщину. Здесь важно отметить время превращения, ведь Баст также связана с луной, в одном из мифов становится «глазом» луны. Бог солнца и неба, Гор, почти разучился превращаться в человека и говорить, оставаясь в облике ястреба.

Завершают список небесных божеств Нила Геймана три сестры Зори - Зоря Утренняя, Вечерняя и Полуночная - это наибольшее мифологическое отступление автора, так как в славянской мифологии известны только Зоря Утренняя, открывающая ворота Солнцу-Даждьбогу, и Заря Вечерняя, закрывающая ворота после его возвращения (в разных вариантах Зори подают и уводят коней Солнца, колесницу или его ключи). Нил Гейман вводит третью сестру, Полуночную, которая тесно связана с Луной, а не с Солнцем - в славянской мифологии персонажа с подобной ролью нет. В романе активна именно Зоря Полуночная, она дарит Тени волшебную серебряную монету, и позже навещает его в потустороннем мире, а роли ее сестер, Утренней и Вечерней Зари упрощены, сводятся к гаданию и ведению домашнего хозяйства.

Вымышленные «новые боги»

Завершающее место в нашей классификации занимают «новые боги», которые приходят на смену небесным богам. Именно им сейчас человечество приносит в жертву самое главное - свое время.

Так называемые новые боги в романе не имеют имен, только лишь описание - это «жирный молодой человек», который воплощает в себе сеть Интернет, а также все технологии, девушка-Телевидение, а также множественные боги всего, во что верили люди и что интересует их сейчас - огромные серые боги аэропланов, могучие боги автомобилей с серьезными лицами и неизвестные фосфорические пятна, которые могут символизировать что угодно. Примечательно, что «жирный молодой человек» плохо себя чувствует вне зоны доступа сети, а девушка-Телевидение одновременно похожа на всех телеведущих и может принимать любой облик.

Однако и новые боги боятся, что на смену им тоже кто-то придет, что-то, во что люди поверят больше. Эту мысль иллюстрирует упоминание о боге паровоза, ныне пожилом забытом мужчине.

Нил Гейман населяет Америку множеством богов всевозможного происхождения, со своим неповторимым характером и поведением - их привозят люди как память о родине на новом континенте, или создают своей верой и поклонением. Однако, рано или поздно, вера прекращается, человечество находит новый объект и уже совсем скоро мы узнаем, что придет на смену бога Интернета. ■

Ольга Погорелова

30 апреля телеканал Starz выпускает главную премьеру сезона — сериал по роману Нила Геймана «Американские боги». Синемафия рассказывает, кто есть кто в этом романе (и сериале).

16 лет назад прославленный беллетрист Нил Гейман взял за основу книги идею о «плавильном котле», добавил налёт фантастики и пригоршню мифологии. Получилось отменное и захватывающее варево-книга, которое крайне неудобно возить с собой в метро из-за большого размера. В 2013 романом заинтересовались HBO, которые планировали расширить повествование и довести его до 6 сезонов, из которых только первые два были бы экранизацией одноимённого литературного источника. Но дело застопорилось по неизвестным причинам, проект перешел к Starz, где его с радостью приняли сценаристы Брайан Фуллер («Ганнибал») и Майкл Грин («Логан»). Первая серия на фестивале SXSW зашла на ура, фанаты одобрили и надлежащую атмосферу, и подходящий актёрский состав. А мы, простые смертные, смиренно ждём последнее воскресенье апреля.

В одном мире с людьми обитают боги. Люди из разных стран, переезжая в Америку, увозили с собой и своих богов, поклонялись им на новой земле, призывали их в помощь. Но сейчас уже никто не приносит жертвы, и, когда-то чтимые, сейчас древние боги вынуждены изворачиваться как могут. А пока временем и умами людей завладевают иные идолы — человечество поклоняется технологиям, и боги транспорта, медиа и телевидения процветают. Грядёт битва.

Чтобы понять, кто есть кто в этом современном перепутанном мире, предлагаем краткий обзор-экскурс в историю Американских Богов.

Тень Мун

Разобраться в таком мире с непривычки довольно непросто не только рядовому зрителю/читателю. Так что главный герой нам в помощь. Тень Мун отсидел за драку три года, но в тюрьме познакомился с приятными личностями, подтянул свои знания истории и научился всевозможным фокусам с монетами. Его отпускают за пару дней до окончания срока в силу не очень приятных обстоятельств — его жена Лора погибла в автокатастрофе. В пути на похороны он встречает Мистера Среду, который предлагает Тени работу. Делать тому особенно нечего, так что он соглашается. Апатичного и не страдающего от слишком большого объёма информации Тень сложно удивить, и он легко принимает новые тайны.

Мистер Среда

Он же Один, он же путешественник, он же Высокий, он же Мудрец, он же повелитель всего. Бог-отец и отец богов и людей, бог войны и поэзии.

Откуда прибыл? Древняя Скандинавия.

Как попал в Америку? Вряд ли на своём восьминогом коне Слейпнире. Скорее всего, очутился на берегах Винланда в драккаре Лейфа Эрикссона или его брата Торвальда, а, может, и их предшественников, моливших верховного бога о появлении на горизонте заветной земли. Так или иначе, одноглазый мудрец (а глаз он обменял на право глотнуть из источника мудрости) и его пара воронов-мнемоников к концу десятого века не только увидели вулканы Исландии, заселенной викингами столетием ранее, но и перезимовали в тогда еще оправдывавшей название Гренландии, открытой отцом Лейфа Эрикссона Эриком Рыжим. Один — авантюрист, жаждет нового и не боится жертвовать многим (однажды провисел девять дней, приколотый собственным копьём к дереву), а потому не исключено, что именно он нашептал жителям Севера идеи рискованных предприятий.

Бешеный Суини

Лепрекон. Не добрый и не злой. Типичный ирландец. Рыж, охоч до драки и выпивки. Любит фокусы с монетами.

Откуда прибыл? Эйрин, Изумрудный остров, Ирландия.

Как попал в Америку? Ещё до того, как ирландцы стали ревностными католиками, многие безумцы отправлялись попытать счастья в поисках Островов Блаженства. Среди них легендарные Майль Дуйн и Бран, на утлых судёнышках из ивовых прутьев и кожи — куррахах (и, надо полагать, с изрядным запасом виски) — пересекавшие океан за десять веков до Колумба (если, конечно, верить всем легендам из манускриптов и байкам из пабов).

Ананси

Темнокожий бог племени ашанти. Создатель всего живого и всего, что есть. Любит проделки и мастерски рассказывает о своих похождениях, которые, как правило, не слишком удачны и служат нравоучениями. В большей части сказок выступает в образе паука. В одной из баек, собрав в горшок мудрость, Ананси попытался влезть на дерево, но уронил и разбил его, а подоспевший ливень смыл остатки мудрости, так что на земле её осталась самая малость.

Откуда прибыл? Западное побережье Африки.

Как попал в Америку? В трюмах невольничьих кораблей, шедших к берегам Америки. Транзитом через острова Карибского моря. На паутине уголков карт и в песнях угнетенных тогда еще не афроамериканцев, а просто «черного товара».

Анубис и Тот

Древние боги загробного мира. Анубис — не то волк, не то шакал, повелитель душ умерших, судья, оценивающий человеческие поступки на своих весах с пером. Тот — прототип всех чинуш, изобретатель письменности; существо с головой ибиса, констатирующее факты и фиксирующее их у себя.

Откуда прибыли? Из того Египта, где все поклонялись солнцу и Нилу. Из мира фараонов и портретов в профиль.

Как попали в Америку? Если верить Туру Хейердалу, папирусная лодка способна пересечь океан (пусть и не с первой попытки).

Чернобог

Собирательный образ восточнославянских божеств и стереотипов о плохих русских парнях. Машет кувалдой как Перун, пьёт как Борис Ельцин. По некоторым данным, породил Змея Горыныча и Вия.

Откуда прибыл? Из языческой Руси с домовым, лешим и прочими кикиморами.

Как попал в Америку? С помощью чура и какой-то матери. А может, под суперобложкой книг славистов с «Философского парохода».

Локи

На самом деле, он даже не бог, но допущен Одином в круг избранных за невероятную хитрость и изворотливость. Локи — типичный трикстер, он — воплощение бесконечной игры и хождения по краю. Создаёт проблемы и сам же их мастерски исправляет. Похищает яблоки вечной молодости и спасает их из рук великанов. Проигрывает спор, ставкой в котором была его голова, но выкручивается, заявив, что шея остается его собственностью.

Откуда прибыл? Из тех же краёв, что и Один.

Как попал в Америку? Верно поставил паруса на кораблях викингов, а потом украл у них память о пути домой.

Билкис

Она же царица Савская, она же Ялмака. В книге её роль сведена к минимуму, ей посвящена совсем небольшая, но затягивающая история. В Ветхом Завете она богатая и умная правительница, щедро одарившая царя Соломона, разгадавшего все её загадки. А вот в эфиопских легендах, которыми скорее всего и вдохновлялся Нил Гейман, Билкис дала начало роду Соломонидов — династии эфиопских королей, правивших до X века (а по убеждению последнего эфиопского императора — и до 1936 года).

Откуда прибыла? Откуда-то с Востока Африки или с Синайского полуострова

Как попала в Америку ? Прибыла под обложкой одной из многочисленных Тор.

Зори

Зори Вечерняя, Утренняя и Полуночная — три дамы, воплощения норн aka мойр, богинь, вершивших судьбы мира, к которым Один обращался за советом. Встречаются во многих религиях, но в интерпретации романа пришли вместе с Чернобогом.

Откуда прибыли? Из Европы.

Как попали в Америку? В суевериях старообрядцев.