Биографии Характеристики Анализ

Николай белоусов о непростой судьбе деревянной архитектуры в россии. Белоусов, николай николаевич


03.05.1923 - 22.04.2006
Герой Советского Союза

Б елоусов Николай Петрович - командир звена 193-го истребительного авиационного полка 302-й истребительной авиационной дивизии 4-го истребительного авиационного корпуса 5-й Воздушной армии 2-го Украинского фронта, лейтенант.

Родился 3 мая 1923 года в селе Дубовый Овраг Светлоярского района Волгоградской области в семье рабочего. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб.

С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков. В 1941-1942 годах служил в Руставском запасном полку. В 1942 году окончил Руставскую авиационную школу.

В действующей армии с декабря 1942 года. Сражался на Сталинградском, Воронежском, 2-м Украинском фронтах. Воевал на истребителях Ла-5ФН. Победу одержал в одном из первых боевых вылетов, уничтожив бомбардировщик Ju-88. 15 августа 1943 года, сбив пикировщик Ju-87, был ранен очередью воздушного стрелка, но привел машину на аэродром.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками лейтенанту Николаю Петровичу Белоусову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1475).

К концу войны командир эскадрильи 177-го Гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан Н.П. Белоусов произвёл 265 успешных боевых вылетов, участвовал в 50 воздушных боях, сбил 23 самолёта противника - 16 лично и 7 в группе с товарищами.

После войны продолжил службу в армии. Был заместителем командира эскадрильи 179-го гвардейского истребительного авиационного полка (Южная группа войск, город Констанца). Службу прервал трагический случай. В июле 1946 года во время ссоры случайно застрелил офицера. В августе 1946 года трибуналом 17-й воздушной армии Белоусов был осужден по статье 136 ч. 1 УК РСФСР к 6 годам исправительно-трудовых лагерей. Суд направил ходатайство о лишении звания Героя и наград. В июле 1949 года был досрочно освобожден из мест заключения, оставшиеся 3 года отбывал условно.

В декабре 1949 года вернулся на родину. Пришел работать на строительство волго-донского канала, в «Главгидроволгодонстрой» МВД. Работал машинистом экскаватора, нормы выполнял на 120-160%. Участвовал в монтаже первого шагающего экскаватора, затем работал машинистом на нем. В апреле 1950 года обратился с ходатайством о возвращении наград. Было принято решение отложить вопрос до окончания условного срока и получение характеристик в места работы. В сентябре 1952 награды были возвращены.

С 1953 по 1956 год трудился старшим инженером базы механизации, главным механиком деревообрабатывающего комбината треста "Сталинградтяжстрой". С 1957 по 1959 год - инженером ремонтного цеха на Сталинградском нефтеперерабатывающем заводе. С 1960 по 1963 год - слесарем 7-го разряда на Сталинградском сталепроволочном заводе. С 1963 по 1965 год бригадиром монтажников-слесарей в ремонтно-строительном управлении №3. С 1965 по 1984 год - машинистом технологических насосов на Волгоградской нефтебазе.

В 1984 году вышел на пенсию. Работал в районном Совете ветеранов. Жил в городе-герое Волгограде, где и скончался 22 апреля 2006 года. Похоронен на кладбище Красноармейского района города Волгограда.

Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, медалями "За победу над Германией", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены" и другими.

Имя Героя помещено на мемориальной доске, установленной на здании Волгоградского обкома ДОСААФ.

  • Педагог. Народный учитель Российской Федерации (2005).
  • Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В 1943 году был призван в армию, направлен в Пушкинское танковое училище, но по личному заявлению ушел на фронт, был ранен. Участвовал во взятии Берлина. В 1950 году был демобилизован. Работал сварщиком. Окончил вечернее отделение географического факультета Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена.
  • Около пятидесяти лет отдал народному образованию, тридцать из которых был бессменным директором школы № 387 Кировского района Ленинграда - Петербурга (ныне - лицей - носит его имя). Любимый учитель и директор, которого помнят тысячи учеников.
  • Первым среди работников образования стал кавалером ордена Почета (1995). Был награжден также орденами Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени. В 1997 году удостоен звания "Учитель года России" в номинации "Честь и достоинство".
  • Трагически погиб 19 декабря 2007 года. Вечером по дороге домой из школы ему стала плохо. Пролежал на тропинке около тринадцати часов, никто из проходящих людей (нелюдей) не оказал ему помощь, из карманов были украдены документы, банковская карточка, деньги и мобильный телефон. Умер утром в машине скорой помощи от переохлаждения.
  • Похоронен на Серафимовском кладбище.

Весною 1983 года состоялась премьера спектакля «Выбор» по роману Ю. Бондарева. Роль большого начальника в Союзе художников Олега Колицына сыграл Н.С. Белоусов. Его герой был подтянут, по-мужски обаятелен, и абсолютно благополучен. Он просто бравировал жизнью! Когда-то сам талантливый художник, он променял муки творчества на деньги и власть, став чиновником от искусства. Но чувство прекрасного в герое Белоусова было не погублено, где-то далеко-далеко в его душе мерцал слабый живой огонек. Прикрываясь ерничеством, нетрезвостью, Колицын-Белоусов говорил, как ему плохо, как он видит, чего стоит, как незаметно сам стал заложником выгоды, предал себя. Н.С. Белоусов играл эту небольшую роль с болью, подробно, с большим внутренним чувством. Актер проживал судьбу Колицына очень личностно, будто пересматривая и свою жизнь. «Мне кажется,- говорил он,- что для меня наступает новый период в жизни, в работе, я как будто проснулся, будто заново рождаюсь!»
Через несколько месяцев его не стало...
Судьба Николая Степановича Белоусова поистине легендарна. Он родился в первый год новой власти - 21 июня 1918 года в станице Степана Разина Астраханской губернии в многодетной семье. Когда Николаю минуло 15 лет, семья перебралась на жительство в Сталинград. Но не радостным оказался этот переезд: попадает под машину и погибает его отец, а вскоре выходит на инвалидность мать.
Николай Белоусов поступает в учительский институт и параллельно начинает заниматься в драматическом коллективе Дома культуры при заводе «Баррикады». Руководитель коллектива Б.Л. Аглинцев на репетициях говорил не столько о пьесах и ролях, сколько о жизни, о том, что происходит вокруг. Влияние педагога на Белоусова было огромное. Он успел сыграть Мелузова в «Талантах и поклонниках» А.Н. Островского, репетировал роль Ярового, увлекался «Славой» Гусева, которую знал наизусть.
Молодой человек уже не мог не мечтать о работе в театре. Природа все дала Белоусову: стройную фигуру, хороший рост, осанку, красивое, выразительное лицо, звучный, богатый оттенками голос.
Но в 1939 году Н.С. Белоусова призвали в армию. Летом 1941 года его часть находилась на самой границе, в Брестской крепости. Служить ему нравилось, были по душе и солдатский молодцеватый вид, и лихие песни. Ревность в службе не погасила любовь к сцене. Все свободное время проводил Николай в клубе, был руководителем полковой самодеятельности, даже поставил спектакль - любимую «Славу» Гусева. По совету комиссара Н.Р. Артамонова сам не раз выступал перед личным составом полка со стихами В. Маяковского, М. Светлова, Э. Багрицкого, В. Гусева. За ним, как печать, закрепилось прозвище «Колька-артист».
Тот субботний июньский вечер ничем не отличался от других субботних вечеров в крепости. Только был день рождения, и настроение у солдата было отличное. Посмотрев новую картину в клубе, солдаты с песнями строем расходились по казармам. Николай пошел в библиотеку, которой заведовал, чтобы почитать на ночь, да и заснул.
Бомбить начали в 4 часа 15 минут, бомбили страшно... Пять кровавых дней дрался Николай Белоусов под командованием старшего лейтенанта В.И. Бытко вместе с товарищами на одном из самых опасных участков обороны. Не ели, не пили - эта мысль даже не приходила в голову. «Мы били фашистов за все,- вспоминал Н.С. Белоусов,- за нарушенные личные планы, за спокойные, светлые дни июня, за взорванную тишину, за убитых товарищей».
С каждым часом бойцов становилось все меньше, прорвать блокаду и вырваться большой группой было невозможно. Самым тяжелым было неведение: где наши, когда подойдет подмога. И командир приказывает троим бойцам (в их числе Николай Белоусов) под покровом ночи переплыть реку Мухавец, через линию фронта перебраться к своим и доложить обстановку в крепости. Переправа прошла благополучно, а на берегу их ждала вражеская засада. Их сбили прикладами с ног, били нещадно... «О чем мы думали в эти дни? - делился воспоминаниями о тех временах Белоусов.- Был ли у нас страх? Не надо кривить душой: были и страх, и отчаяние, и злость. Но страшнее побоев, мучительной боли было сознание того, что ты пленен».
Сначала Н.С. Белоусова отправили в лагерь для военнопленных под Бяла-Подляска. Потом был другой лагерь, под Краковым - Кобежин. Какое-то время Белоусов находился между жизнью и смертью, но молодость и воля к жизни взяли свое. Вместе с другом Юрием Лысовым они решаются на побег. Преодолевать трудности им помогают поляки. Они уже миновали Варшаву, когда по дороге в Белосток были схвачены полевой жандармерией и заключены в варшавскую тюрьму. Условия были невыносимо тяжелые. Николая Белоусова опять спасало творчество: захлопывались двери барака или камеры, пленные оставались одни, обессиленные, они жадно внимали густому, выразительному белоусовскому голосу, читавшему Пушкина, Лермонтова, Маяковского.
Летом 1944 года, когда пленных перевезли в тюрьму Вишич под Краковым, Н.С. Белоусов решается на новый побег, на этот раз успешный. По дороге его ждало новое испытание - проверка документов, которых, конечно же, не было. В поисках выхода Николай выходит в тамбур - дверь заперта, только, засмотревшись в окно, стоит польский полицейский. Белоусов подошел к нему, встал рядом, как и тот, стал глядеть в окно. Военный чин, выйдя в тамбур, увидел только две спины, двух приятелей, о чем-то задумавшихся, и не стал их беспокоить...
И вот наконец тот мост, за которым наши бойцы. «Я что-то ору и бегу к ним, к родным, к своим, советским,- писал Белоусов.- Они машут руками и тоже что-то кричат. Я не слышу, лечу как на крыльях. Обнялись. Спрашиваю: что кричали, что махали? Оказывается, кричали они: мост заминирован, назад! А он не заминирован. Это, значит, я лично проверил, когда бежал».
С сентября 1944 года Н.С. Белоусов в действующей армии, стал воевать, мечтать о победе. В Варшаву на этот раз пришел как освободитель. Участвовал в боях за взятие Шнайдемюля, Штетина, Берлина. Закончил войну на Эльбе. Уволен в запас в 1946 году.
После демобилизации Н.С. Белоусов вернулся в Астрахань, где умирал его брат Александр. Много дней провел у постели родного человека Николай, вспоминал с ним детство, Волгу, родных, друзей, он знал, надо заставить брата хотеть жить. И Саша поправился! И на этот раз Николай вместе с братом выдержал еще один смертельный бой за жизнь!
Николай Степанович до самой своей кончины являл пример удивительной жизнестойкости, оптимизма, хорошего настроения. Всегда подтянутый, стройный, с улыбкой на лице, он воплощал жизнь во всей ее силе. Если встречал кислое лицо, говорил:
«Вы же молодой человек, распрямитесь! Радуйтесь! Жизнь так прекрасна!».
Итак, Астрахань. Мечта о театре продолжала мучить Белоусова. Ему было 28 лет, поздновато было учиться, но он со свойственной ему устремленностью пошел к главному режиссеру театра К.А. Ведерникову, показался и был принят в труппу. «Актер третьей категории» - эти слова звучали для него музыкой. Он стал заниматься актерским мастерством в вечерней студии при театре, где преподавал сначала Ведерников, потом Л.С. Самборская. В театре играл небольшие характерные роли. Особо удалась Н.С. Белоусову роль Григория, человека Турусиной в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н. Островского. Он придумал особую характерность «параличного лакея», который лишь докладывал барыне о посетителях. Его «челаэк» был себе на уме, фамильярно подобострастен и полон презрения одновременно и к хозяйке, и к ее гостям. Товарищи говорили Белоусову, что даже спина у него играет.
Семь лет он проработал в Астрахани, потом - один сезон в Калуге, затем в 1954 году переехал в Орел. В Орле в драматическом театре им. И.С. Тургенева за 12 лет актер сыграл более 60 ролей. Любимые из них - Дон Карлос в одноименной трагедии Шиллера, Петр в «Мещанах» М, Горького, матрос Рыбаков в «Кремлевских курантах» Н. Погодина, Аркадий в «Крепостных актерах» по Н. Лескову, Леонт в «Зимней сказке» Шекспира, Сергей в «Иркутской истории» А. Арбузова, Андрей Белугин в «Женитьбе Белугина» А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева. С особым чувством играл Белоусов капитана Громова в пьесе С.С. Смиронова «Люди, которых я видел». Громов - человек обостренной совести, патриот, отважный и стойкий человек. Прототип его - комбат из Брестской крепости.
Героические роли принадлежали Н.С. Белоусову по праву. Для них у него были и темперамент и душевная глубина. Но сам актер всегда мечтал о ролях, которые дают больше возможностей уйти от себя, своих жестов, поз, интонаций.
С большим удовольствием играл Н.С. Белоусов Василия Теркина в инсценировке одноименной поэмы А. Твардовского. Стремясь отыскать в герое Твардовского черты близкие, созвучные собственному характеру, он стремился быть непременно Теркиным - то сердечным, то потешным, русским чудо-человеком.
В Орле в 1965 году Н.С. Белоусову было присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР».
С 1967 года судьба артиста связана с Тулой. Он играет много и плодотворно. Его творческий диапазон широк: от Макара Нагульнова в «Поднятой целине» М. Шолохова до старого кровельщика Чмутина в «Ретро» А. Галина, от комдива Гулевого в «Конармии» по И. Бабелю до князя Ивана Шуйского в «Царе Федоре Иоанновиче» А.К. Толстого и Яковлева в «Фальшивой монете» М. Горького. Большое место в работе Н.С. Белоусова занимала концертная деятельность. Им было подготовлено несколько программ: «Героические годы», «Поэзия и проза разных лет», «Пятидесятилетию СССР посвящается...» и др.
Н.С. Белоусов любил сцену, и сцена была его жизнью. Николай Степанович был актером редкого романтико-героического репертуара. Очень часто Белоусова спрашивали о его любимой роли. И он всегда отвечал: «У меня никогда не вызывал размышлений этот вопрос. Потому что моя любимая роль - Макар Нагульнов в инсценировке «Поднятой целины» М. Шолохова. Макар Нагульнов выхвачен из самой действительности. Я видел подобных людей в детстве в станице Степана Разина. Открывать лучшее в людях, будить доброту или протест,- это, на мой взгляд, главное назначение актера».
В Туле талант Н.С. Белоусова достиг зрелого мастерства, отличался глубоким постижением образов, ярким их воплощением. Он жил истово и страстно, словно боясь что-то упустить, что-то не успеть...
24 ноября 1983 года во время концерта, даваемого Н.С. Белоусовым в Тульской области, его настигла скоропостижная смерть. Ему было 65 лет.
Роли артиста стали историей, как стала легендой сама жизнь Н.С. Белоусова, народного артиста России, защитника Брестской крепости, кавалера ордена Красной Звезды и четырех медалей - «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Не будем сгущать краски, древесину как строительный материал в России любят. Но при этом когда возникает желание построить деревянный дом, мало кто спешит обратиться к архитектору. А при строительстве общественных зданий использование древесины по-своему табуируется. ARCHiPEOPLE и Biofa вместе с признанным мастером деревянной архитектуры Николаем Белоусовым попробовали разобраться, в чем корень этих проблем.

10.03.2016, 11:49 |

Людмила Малкис (Л.М.) Коля, когда речь заходит о деревянной архитектуре, одними из первых вспоминают вас с Тотаном Кузембаевым. А что сейчас в России происходит с деревянной архитектурой?

Николай Белоусов (Н.Б.) К сожалению, у нас представления о деревянной архитектуре сводятся к образу небольшого сруба на садовом участке. Который сгорает, и все! В сознании соотечественников укоренилось мнение, что деревянный дом – это всего лишь недолговечная временная постройка. Из хороших новостей можно отметить то, что в Москве, по крайней мере, начинают использовать древесину в благоустройстве территорий, в создании павильонов. Таким «кривым» путем этот материал входит в нашу жизнь. Тот факт, что в мире дерево уже давно в главных архитектурных трендах, для нас по-прежнему находится абсолютно за пределами понимания.

В Европе активно производят и используют клееный брус, а у нас остался один комбинат, который с трудом выживает, поскольку нет рынка сбыта. Немцы совсем недавно откопали под Лейпцигом сруб колодца, которому 8000 лет. Представьте, сколько времени человек использует дерево в строительстве! И вот сейчас, в течение 25 последних лет тот же материал, приобретя новые конструкционные особенности, набирает популярность. Я прекрасно знаю архитекторов и идеологов деревянной архитектуры из Австрии. Знания и опыт позволяют строить им многоэтажные деревянные дома. В Австрии действует закон, по которому все новые детские сады, школы, дома для пенсионеров, муниципальное жилье должны и могут быть построены из древесины. Познакомившись с Вернером Нуссмюллером, который является важным специалистом по современным возможностям использования дерева, я удивился, что в небольшом городе Граце он развернул целый научно-исследовательский центр на базе своего бюро. И его исследования действительно находят отклик.

Л.М. Он единственный такой?

Н.Б. Практически. Австрийцы сейчас продают свои технологии по всему миру. Они даже лифтовые шахты из деревянных панелей могут делать. Настолько все просчитано и отлажено: и по части конструктивной устойчивости, и по шумоизоляции, и по пожарной безопасности. Государственные институты способствуют развитию деревянной архитектуры, потому что многочисленные исследования доказывают пользу дерева как материала - в домах из него живется и работается лучше. Опять же, эта технология гораздо дешевле, поэтому ее с удовольствием используют в муниципальных жилых зданиях.

Говорят, что рубить деревья плохо. Но за время существования деревянного дома вырастет больше деревьев, чем тех, из которых он построен. Когда мы берем песок, глину или известняк, то не задумываемся, что они больше никогда не возникнут на Земле. Невозобновляемость этих материалов кажется мне бесконечно трагичной. Планета должна была пройти через миллиарды лет развития, чтобы мы могли взять пару лопат глины. Дерево – единственный материал, который позволяет нам относиться к планете бережно.


Марина Вязанкина (М.В.) В этом смысле мы ваши сторонники, потому что наши краски тоже производят из возобновляемых материалов.

Андрей Кановка (А.К.) Если в Европе деревянная архитектура переживает взлет, то в России перед ней стоят препоны, создаваемые официальными структурами? Я так понимаю, что деревянные постройки, а именно общественные, подпадают под запрет из-за их якобы горючести. Создается впечатление, что никто ничего не знает ни о специальной обработке древесины, ни об огнеустойчивых отделочных материалах.

Н.Б. Россия идет своим путем, но здесь речь не о препонах, а об отсутствии какой-либо рефлексии на эту тему. Ко мне на завод в Галич приехала съемочная группа, на производстве все были заняты, стоял сильный шум – топоры, рубанки, бензопилы… Запись началась с моих слов: «Видите, мы в едином порыве со всей страной здесь пилим и рубим». Все засмеялись, но камеру тут же выключили. Вы же понимаете, мы имеем дело с людьми, у которых совершенно другие задачи и цели…

Л.М. Не думаю, что есть какие-то враги, мешающие развитию деревянной архитектуры. Точно есть информационный, понятийный вакуум, не проводятся должные исследования. Не хватает людей и общественных институтов, популяризирующих эту тему.

Н.Б. В СССР строилось много зданий с большепролетными деревянными конструкциями, в основном спортивных сооружений. Когда же в конце 1990-х строился аквапарк на Аминьевском шоссе, коллегиально решили, что в нем нельзя использовать деревянные конструкции. В аквапарке! Это же даже не концертный зал. Правда, сейчас дело сдвинулось с мертвой точки. Чобан недавно построил в Казани дворец водных видов спорта с перекрытиями из клееного бруса .

Л.М. Деревянные перекрытия – какое-то общее место, о них в умах потребителя сложилось негативное представление, т.к. риелторы хором не рекомендуют покупать квартиры в таких домах… Что удивительно, к этой информации не относятся критически. Бредовые утверждения принимаются на веру и укореняются в сознании. Николай, есть ли пути воссоздания тренда «нового деревянного» в России?

Н.Б. Безусловно, деревянная архитектура в России имеет шанс на развитие. Николай Малинин, например, уже который год проводит премию «Архиwood» . Это глубоко частная инициатива, основанная на желании представить тему деревянной архитектуры широкому кругу людей. Все больше и больше проектов каждый год присылается на премию архитекторами и дизайнерами со всей страны.

Правда, проблемы все равно остаются. Было интересно, когда сын Вернера Нуссмюллера привез пару лет назад на АРХ Москву делегацию в составе министра внешней торговли Австрии, президента союза архитекторов Австрии и других официальных лиц, а также представителей компаний, имеющих отношение к деревянному домостроению. Посол Австрии устроил шикарный прием. И тут вдруг выяснилось, что кроме нас с Тотаном Кузембаевым им больше не с кем поговорить...

Мария Пашкова (М.П.) Раньше ведь русское деревянное зодчество было очень развито. Почему сейчас о нем забыли?

Н.Б. Но это было совершенно в другой стране! В ней жили совершенно другие люди!

М.В. Ведь традиции до конца не утеряны. Их, конечно, сложно восстанавливать. Когда я начинала свой бизнес, надо мной смеялись: на выставках посетители заходили на мой стенд и при слове «масла» шутили, что «масла для обработки древесины, наверно, добавляют в салаты». Но теперь культура правильного применения масел сложилась, потребители и производители начинают понимать, как правильно работать с деревом.

Н.Б. В 2000 году я купил в Галиче брошенную машинотракторную станцию, скупил всю землю, какая была вокруг, все огородил, поставил везде камеры видеонаблюдения, мужики дышали в трубочку каждое утро перед работой – и все заработало просто идеально! И это в центре района, население которого сто лет назад составляло 250 тысяч человек, а сейчас – около семи тысяч. Представьте себе! Столько деревень и земель брошено. Страшно подумать... Слава Богу, два-три заказчика в год у меня в Москве находятся. С другими городами, к сожалению, я дел не имею. Ассоциация деревянного домостроения проводила два года назад исследование рынка частной архитектуры, выяснилось, что в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске заказчики имеют понятие о работе с архитекторами, а в остальных городах они не знают, зачем вообще идти к ним за проектами, тем более за проектами деревянных домов.

Л.М. Маловато наглядных примеров, которые бы стимулировали частного и гос. заказчика обращаться к архитекторам за проектами деревянных домов. Культура проживания в таких домах утрачена…




М.П. Вам, Николай, не хочется делать более доступные проекты, которые могут служить такими примерами?

Н.Б. Мой завод никогда не приносил больших денег. А заработанные средства мне всегда было интересней вложить в новый станок или лесовоз. С другой стороны, у меня есть проекты типовых деревянных домов. Все ими интересуются, но продаются они плохо. В основном их покупают мои же заказчики как нечто дополнительное. Видимо, дело в том, что мне нравится быть архитектором, создавать, а не продавать. И, безусловно, я люблю участвовать в мероприятиях, посвященных деревянной архитектуре, таких как фестиваль «Древолюция» , проведенный летом 2015 г. в Санкт-Петербурге. В жюри были главным образом московские архитекторы с аналогичным опытом. Производитель инструментов Festool каждой команде, а их было 11, предоставил по комплекту своей дорогой продукции. И все это было не зря, три объекта остались в Таврическом саду, остальные тоже нашли свое место. При этом событие даже не рекламировалось! О нем было сообщение только на сайте Ассоциации деревянного домостроения. Тем не менее, 150 заявок было подано, а 73 человека приехали на фестиваль.

Л.М. Расскажи, кстати, о проекте деревянной «башни», которую вы проектируете. Планируете ее построить?

Н.Б. Пока что только проектируем ее с группой студентов в МАРШ. А для строительства должен появиться заказчик. К большой цели надо идти маленькими шагами. Я студентам говорю: не надо бояться падать, надо просто идти - когда ты идешь, то падаешь обязательно только вперед. Вот я и иду (смеется ).


А.К. Спрос на деревянное домостроение при всех сложностях все-таки есть?

Н.Б. Есть, в силу определенной дешевизны и быстроты строительства. Привозят конструкцию, собирают – можно жить. Но есть заказчики, которые хотят именно архитектуру, необычный проект, дом из натуральной древесины, и которые готовы за это платить. При этом практика показывает, что дом-комплект стоит не дешевле, чем специально спроектированный.

Л.М. Николай, как ты работаешь с заказчиками? Я знаю, что ты не допускаешь никаких правок в проект. На листе стоит только твоя подпись и никаких «почеркушек» от заказчика на полях.

Н.Б. Совершенно верно, не допускаю. Но мы, конечно же, обсуждаем идеи, смотрим на аналоги. Вот сейчас закончили дом площадью 1800 кв.м. Просто дом-город, рубленный из кедра. Мне принесли проект какого-то американского дома и попросили построить такой же. Да, никому я этот дом не покажу, но завод ведь не должен стоять, должна быть работа. Дом получился добротным, люди в нем живут и счастливы.

М.П. До какого этапа вы сопровождаете свои проекты?

Н.Б. От начала до конца. На некоторых объектах мы даже делаем свои интерьеры.

М.П. Мы сталкиваемся с ситуациями, когда клиенты строят дома, тратя огромные деньги, но в отделке и последующей эксплуатации пытаются экономить.

Н.Б. Я полностью осознаю ответственность за построенные дома, и заказчики прислушиваются к моим советам и рекомендациям. Если я говорю, например, чем красить дом, тем и красят. Кстати, я люблю сам искать цвета, самостоятельно смешивать краски.

М.В. В Biofa мы будем рады вам помочь с этим. А почему вы специализируетесь на деревянной архитектуре? Где вы этому учились?

Н.Б. Занимаюсь я этим, потому что у нас в семье из поколения в поколение делают только то, что сами хотят. Я вырос на деревянной даче, а на всех пилорамах меня безумно возбуждали запах древесины, фактура этого материала. Во время учебы в архитектурном институте я ездил с исследовательскими экспедициями на Север обмерять памятники деревянного зодчества. Работать с древесиной – это был очевидный и единственный выбор для меня.

Послесловие. ОФИЦИАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕНА ОГНЕСТОЙКОСТЬ ДРЕВЕСИНЫ.

В июне 2016 года в ЦНИИСК им. В.А.Кучеренко, впервые за 40 лет, были проведены испытания огнестойкости клееной балки из древесины, предполагаемой к применению в деревянном домостроении. Полученные данные являются основанием для внесения рекомендованных министром Минпромторга РФ Денисом Мантуровым изменений в нормы проектирования зданий более трех этажей с применением новых материалов из древесины.

Результаты исследования, проведенного в соответствии с требованиями ГОСТ 30247.1-94*, показали, что предельное состояние по потере несущей способности образца под сосредоточенной нагрузкой 2 т не достигнуто даже после полуторачасового огневого воздействия. Эти показатели прочности существенно превысили показатели металла и железобетона.

«Все уже давно понимают, что массивные клееные конструкции безопаснее в огне, чем металл и железобетон, но документов, подтверждающих это, до сих пор не было. Корпорация GOOD WOOD провела испытания и для себя, и для отраcли в целом!» - прокомментировал заведующий лабораторией деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко Александр Алексеевич Погорельцев.

Действительно, на протяжении многих лет надежность и безопасность строений из дерева подвергалась сомнению, что ограничивало объемы малоэтажного домостроения, а о многоэтажном и речи не могло быть. Предпочтение отдавалось металлу и железобетону в ущерб их экологичности и эстетичности.

Первопроходцем в данном направлении стала компания GOOD WOOD, осуществляющая строительство шестиэтажного офисного здания из дерева - Good Wood Plaza. Для того чтобы строительство стало возможным, компания провела испытания клееных деревянных конструкций на огнестойкость и для соблюдения норм пожаробезопасности внесла все необходимые корректировки в проект.

«Мы уже год строим наш бизнес-центр Good Wood Plaza, - говорит управляющий партнер корпорации GOOD WOOD Александр Дубовенко. - Когда мы начинали, пожарные всех уровней смеялись над нами. Они говорили, что шестиэтажное здание из дерева построить невозможно. Тем не менее мы решили бороться до конца - провести все огневые испытания, сделать все необходимые расчеты. Разрушить стереотип о том, что невозможно превзойти все мыслимые и немыслимые противопожарные нормы. Очень рад, что такая триумфальная победа инженерной древесины над бетоном и металлом совпала с указанием правительства срочно начать развитие деревянного домостроения как малоэтажного, так и многоэтажного».

* ГОСТ 30247.1-94 «Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции»

Видеоматериалы испытаний:

https://goo.gl/pmGbNf - заведующий лабораторией деревянных конструкций ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко А.А. Погорельцев рассказывает про строгие нормы российского законодательства и отсутствие доказательной базы, очевидно, более высокой степени огнестойкости деревянных клееных конструкций перед металлом и железобетоном.

https://goo.gl/UKCULr - демонстрация образцов до испытания и после него.

https://goo.gl/20qwUA - поиск объяснений причин невозгорания балки. Новая методика проверки огнестойкости - сенсационные результаты.

Официальный сайт архитектурной мастерской Николая Белоусова.

Официальный сайт проекта ОБЛО.

Официальный сайт представительства компании Biofa в России.

Фотографии: Александр Плахин; Архитектурная мастерская Николая Белоусова.

Благодарим Quantum Studio за помощь в организации интервью.

В разговоре принимали участие:

Людмила Малкис, Андрей Кановка (ARCHiPEOPLE),

Марина Вязанкина, генеральный директор представительства компании Biofa в России,

Мария Пашкова, ведущий специалист по работе с дизайнерами, архитекторами, строителями представительства компании Biofa в России .

Авторы статьи благодарят компанию Biofa и лично Марину Вязанкину за помощь в ее создании. Компания Biofa поддерживает принципы социальной ответственности, а также содействует популяризации гуманитарных и технических знаний, касающихся архитектуры и дизайна. Компания Biofa прикладывает активные усилия для того, чтобы поддержать архитекторов, промышленных дизайнеров, скульпторов, декораторов и журналистов в их социально направленной деятельности.

Профессор кафедры импульсных устройств и автоматических роторных линий Балтийского государственного университета с 1986 г.; родился 24 декабря 1917 г. в д. Гладышево Владимирской области; окончил Ленинградский политехнический институт в 1940 г., доктор технических наук, профессор, почетный член РАЕН; 1940-1941 - сотрудник Центральной лаборатории Кировского завода; 1945 - работник литейного цеха Уралмашзавода г. Свердловска; 1945-1950 - начальник лаборатории цветных сплавов завода "Звезда"; 1950-1986 - старший инженер, начальник лаборатории ЦНИИ материалов; разработал и внедрил в производство автоклавные методы литья, литья под давлением; награжден орденом за участие в подготовке первого полета человека в космос.

  • - ГЕ Николай Николаевич, рус. художник. В 1857 окончил АХ, участвовал в организации Т-ва передвижных худож. выставок. В 1852 он выполнил в манере К. П. Брюллова небольшую картину на сюжет поэмы «Хаджи-Абрек» ...

    Лермонтовская энциклопедия

  • - , русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина; пенсионер АХ в Италии, работал в Риме и Флоренции...

    Художественная энциклопедия

  • - также Николай Николаевич, внук Николая I, великий князь, генерал-адъютант, генерал от кавалерии...

    Энциклопедия Кольера

  • - 1. - рус. вел. князь, третий сын имп. Николая I, ген.-адъютант, ген.-фельдмаршал. Получил воен. воспитание. Начал службу в 1851 в лейб-гвардии Конном полку, с 1852 командовал бригадой гвард. кавалерии...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Род. 189, ум. после 1966. Журналист, поэт. С 1920 г. в эмиграции. Был редактором художественно-литературного еженедельника "Дальневосточный огонек" , сотрудничал в русских газетах Китая "Русский голос", "...
  • - Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., заместитель председателя депутатской группы "Народный депутат", член Комитета по бюджету...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ректор Иркутского регионального института переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов АПК; родился 18 апреля 1939 г., кандидат технических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Гражд. инж.-топограф. В 1870 работал в Сущевской части, в 1875 выполнял проекты построек во владении П. Корчагина по 3-й Тверской-Ямской ул. Ист.: ЦАНТДМ, Сущ., 128...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - профессор юридических наук в Нежинской Гимназии высших наук князя Безбородко; род. 24-го апреля 1799 года в Киеве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - летчик-истребитель, Герой Советского Союза, лейтенант. Участник Великой Отечественной войны с марта 1943 г. Воевал в составе 193 иап, был командиром звена...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Почетный член РАЕН с 1996 г.; родился 10 сентября 1913 г. в г. Николаевске-на-Амуре; окончил Московский архитектурный институт в 1939 г.; участник Великой Отечественной войны; доктор архитектуры...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Ге, Николай Николаевич - знаменитый русский живописец. Родился 15 февраля 1831 г. в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII в. и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком...

    Биографический словарь

  • - один из оригинальнейших по направлению русских художников-живописцев, род. 1831 г. Воспитывался в гимназии в Киеве, потом поступил в Киевский университет, а оттуда перешел в Петербургский...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский живописец. Учился в петербургской АХ у П. В. Басина. Пенсионер АХ в Италии. В 1857≈59 работал в Риме, в 1860≈69 во Флоренции. Жил в Петербурге и на хуторе в Черниговской губернии...
  • - I Никола́й Никола́евич, русский великий князь, третий сын императора Николая I, генерал-адъютант, генерал-фельдмаршал...

    Большая Советская энциклопедия

  • - российский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Психологические портреты, исторические картины, экспрессивные, драматические композиции на религиозно-этические темы...

    Большой энциклопедический словарь

"Белоусов, Николай Николаевич" в книгах

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый». Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора

Николай Николаевич Ге I В первый раз я увидала Николая Николаевича Ге в нашем доме в Москве в 1882 году.Мне тогда только что минуло восемнадцать лет. Помню, как, вернувшись с катка, с коньками в руках, я направилась в кабинет отца и по дороге от кого-то из домашних узнала, что у

Николай Николаевич Ге

Из книги Воспоминания автора Сухотина-Толстая Татьяна Львовна

Николай Николаевич Ге 1 Л. Н. Толстой познакомился с Н. Н. Ге в Риме, в январе 1861 г., однако, вернувшись в Россию, не общался с ним до 8 марта 1882 г., когда тот посетил его в Москве. С этого времени их связывала глубокая дружба, длившаяся до самой кончины Ге (1894 г.). Толстой высоко

Николай Николаевич

Из книги Распутин и евреи автора Симанович Арон

Николай Николаевич За кровавое воскресение 9 января 1905 года Николай II получил прозвище «Кровавый».Он его не заслужил. Он был слабым, бесхарактерным человеком, и вся его жизнь была путаной, без плана. Все зависело от того, кто в данный момент находился около царя и имел на

Николай Николаевич

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Николай Николаевич НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1856), ген.-адъют., ген.-от-кав., по гв. кав., верх. главноком. 1914-1915, поч чл. Ник. инж. и Ник. воен. акад. русск. военно-ист. об-ва, внук имп. Ник. I, сын в. кн. Ник. Ник. Старш. (1831-1891) и Алекс. Петр. (в иноч. Анастасии), ур. принц. Ольденбургской (1838-1900),

Белоусов Николай Петрович

Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

Белоусов Николай Петрович Родился 3 мая 1923 г. в селе Дубовый Овраг ныне Волгоградской области. После окончания семилетки и аэроклуба был направлен в Батайскую военную авиационную школу, затем - в Руставскую военную авиационную школу, которую окончил в 1942 г.На фронте с

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич

Из книги Первая оборона Севастополя 1854–1855 гг. «Русская Троя» автора Дубровин Николай Федорович

Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич В октябре 1854 г. Император Николай Павлович послал двух своих сыновей в Севастополь с тем, чтобы они разделили с войсками боевые труды и опасности.Великие князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич участвовали в

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ

Из книги 100 великих художников автора Самин Дмитрий

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ГЕ (1831–1894)«Картина – не слово, – говорил Ге. – Она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет – нет картины».Творчество Ге проникнуто страстным протестом против угнетения и подавления человеческой личности. Образ страдающего человека,

Николай Николаевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века автора Новиков В И

Николай Николаевич Повесть (1970)Бывший вор-карманник Николай Николаевич за бутылкой рассказывает историю своей жизни молчаливому собеседнику.Он освободился девятнадцати лет, сразу после войны. Тетка его прописала в Москве. Николай Николаевич нигде не работал - куропчил

Николай Николаевич Ге

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Николай Николаевич Ге (1831-1894 гг.) художник Произведение искусства есть самое высшее произведение человеческого духа; оно дает жизнь, оно совершенствует

Николай Николаевич

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Николай Николаевич Николай Николаевич (до кончины своего отца – Н. Н. Младший) – великий князь, старший сын великого князя Николая Николаевича Старшего, родился 6 ноября 1866 г. Окончил курс в Николаевской академии генерального штаба; тогда же зачислен в списки

Николай Белоусов («Аймобилко») о рынке электронных книг Михаил Карпов

Из книги Цифровой журнал «Компьютерра» № 26 автора Журнал «Компьютерра»

Николай Белоусов («Аймобилко») о рынке электронных книг Михаил Карпов Опубликовано 21 июля 2010 года Представители крупнейшего в мире интернет-магазина Amazon объявили, что продажи электронных книг на amazon.com превысили продажи бумажных книг в твёрдой

БЕЛОУСОВ Николай Иванович

Из книги Я дрался на бомбардировщике [«Все объекты разбомбили мы дотла»] автора Драбкин Артем Владимирович

БЕЛОУСОВ Николай Иванович Я родился возле станции Кистендей Оркадакского района Саратовской области 14 октября 1918 года. Вскоре семья переехала в районный город Ртищев. Отец - потомственный сапожник. Во время войны, когда за работу ему платили не деньгами, а продуктами,

Белоусов Николай Иванович

Из книги автора

Белоусов Николай Иванович (Интервью Артем Драбкин) Я родился возле станции Кистендей Оркадакского района Саратовской области 14 октября 1918 года. Вскоре семья переехала в районный город Ртищев. Отец – потомственный сапожник. Во время войны, когда за работу ему платили не

Белоусов Николай Иванович

Из книги Взлет, 2015 № 05 Специальный выпуск автора

Белоусов Николай Иванович В ходе войны выполнил 184 боевых вылета, в том числе два – на Дальнем Востоке.– Попал я в 455-й дальнебомбардировочный полк, который базировался под Новгородом в Кречевицах. Буквально за две недели до войны полк перелетел на полевой аэродром в 100 км