Биографии Характеристики Анализ

Горький детство жанр главные герои. Главные герои и их характеристика в повести «Детство» (Л

характеристики героев рассказа горького детство

  1. Впереди всех быстро шел небольшой сухонький старичок, в черном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелеными глазками..." "...Утром... он долго умывался, потом, аккуратно одетый, тщательно причесывал рыжие волосы, оправлял бородку и, осмотрев себя в зеркало, одернув рубаху, заправив черную косынку за жилет..." "...Весь он был складный, точеный, острый. Его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всетаки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шелковые косынки на шеях..." "...тихо поглаживая голову мою маленькой жесткой рукою, окрашенной в желтый цвет, особенно заметный на кривых, птичьих ногтях..." "...смотрит в окно, скосив глаза, маленький и острый весь..." "...презрительно кривя тонкие темные губы..."

    Внешность Максима Пешкова: "...пальцы ласковых рук, смирно положенных на грудь... ; его веселые глаза..., доброе лицо..." "...зачесывая длинные мягкие волосы отца со лба..." "...идет меж яблонь эдакой могутной, в белой рубахе, в плисовых штанах, а босый, без шапки, на длинных волосьях ремешок. Это он свататься привалил!.." "...Хороши у него глаза были: веселые, чистые, а брови темные, бывало, сведет он их, глазато спрячутся, лицо станет каменное, упрямое, и уж никого он не слушает, только меня..." Отец никогда не бил Алешу: "...Нет, Максим не бил его, да и мне запретил... Говорил, битьем не выучишь..."

    Внешность бабушки Описание внешности в цитатах: "...Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, вс лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она темная, но светилась изнутри через глаза неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь..." "...бабушка круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом; она вся черная, мягкая и удивительно интересная..." "...Я дергаю ее за темную, с набойкой цветами, юбку..." "...Крестя снежнобелую, чистую грудь, она тихонько смеется, колышется вся..." "...бабушка в салопе с хвостами на воротнике..." (салоп - женское пальто) "...кланяется в землю, стукаясь большим лбом о половицу..."






  2. Цыганок (Иван) - второстепенный герой повести Максима Горького "Детство".
    Иван - подкидыш, "раннею весной, в дождливую ночь, его нашли у ворот дома на лавке". Цыганок работает в красильне деда, помогает в бытовых делах и др.
    Прозвали его Цыганком за смуглую кожу, чрные волосы и, конечно, за то, что был он нечист на руку: "Бабушка объяснила мне, что Цыганок не столько покупает на базаре, сколько ворует.
    - Даст дед ему пятишницу, он на три рубля купит, а на десять украдт. Любит воровать, баловник! Раз попробовал - ладно вышло, он и взял воровство в обычай".
    Внешность у Цыганка была привлекательная: "Квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шлковую рубаху, плисовые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые веслые глаза под густыми бровями и белые зубы под чрной полоской молодых усов, горела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лампады".
    Речь Цыганка - веслая, живая, лукавая.
    Цыганок оказал большое влияние на развитие характера Алши Пешкова. Он был одним из его близких друзей. Цыганок учил Алшу правильно вести себя во время порки, помог ему в случае со скатертью и так далее.
    Все жители дома относились к Цыганку особенно" "Дедушка кричал на него не так часто и сердито, как на сыновей.... Дядья тоже обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не шутили с ним, как с мастером Григорием, которому почти каждый вечер устраивали что-нибудь обидное и злое".
    Автор уважает Цыганка за его "золотые руки", за его честность по отношению к хозяевам (бабушке и деду).
    Умер Цыганок в субботу, в начале зимы. Цыганоку помогал дяде Якову нести крест, на могилу его жены. Цыганок поскользнулся, его придавило крестом. Похоронили его незаметно, непамятно.

Повесть «Детство» (1913г.) входит в автобиографическую трилогию, в которую также входят 2 повести: «В людях» и «Мои университеты». М. Горький описывает жизнь в России конца 19 века через восприятие и понимание всех событий главным героем - маленькиммальчиком Алешейй. Он рассказывает об отношениях его родственников, членов большой семьи деда Каширина, пытается понять истоки зла и враждебности.

Главные герои

Период, который должен быть радостным и беззаботным изображен полным трагических событий и переживаний. «Детство» - в сокращении это описание автором реальных картин из жизни русского народа и история души ребенка. Критик А. Гвоздев в журнале «Северные записки» пишет: «…кошмарные сцены людской жестокости давят и теснят воображение автора» (1916г., рецензия на повесть Горького «Детство»).

В повести Горького «Детство» главными героями, помимо самого рассказчика, мальчика Алексея, являются его родственники. При этом мать Варвара не занимает центральное место в описании, а отец Максим и вовсе умер, Воспоминания мальчика начинаются с его смерти, он не помнит его живым).

Основные собятия повести связаны с семьей Кашириных, родителей матери Алеши и ее братьев:

  • дед - Васили Васильевич;
  • бабушка - Акулина Каширина;
  • дядя Михаил;
  • дядя Яков.

Стоит отметить еще нескольких персонажей, которые не связаны родственными связями, но оставили след в душе Алеши.

  • Цыганок - приемный сын семьи Кашириных;
  • Григорий Иванович - мастер;
  • Хорошее дело - квартирант.

Первая картина, с которой начинается пересказ воспоминаний о детстве Алеши - лежащий на полу

отец. Мальчик еще не понимает, что он умер. Рядом с отцом - мама Алексея, она плачет. Мальчика за руку держит незнакомая женщина, она приходится бабушкой Алеше. Она толкает его к отцу, но Алеша не подходит к нему, смущается, потому что взрослые плачут.

С этого момента бабушка станет самым главным близким человеком для Алеши. Она приехала из Нижнего - название города, которое Алексей услышал впервые, за дочерью и внуком.

У матери начинаются роды и Алексея выгоняют из комнаты. Родился мальчик, роды принимала бабушка.

Следующее воспоминание связано с кладбищем, с похоронами отца. Несколько дней спустя мать, сын и бабушка отправляются в Нижний Новгород на корабле. Маленький брат Алексея, Максим, умирает в дороге. Когда достигли Саратова, мать и бабушка идут хоронить Максима, Алексей остается в каюте.

Алексей подружился с бабушкой, и они вместе выходили из каюты на палубу, чтобы любоваться природой. Когда бабушка рассказывала внуку сказки, мимо проходящие матросы останавливались, чтобы послушать их, а потом приглашали их к себе на ужин.

Когда доплыли до Нижнего, их встречал маленький старичок с зелеными глазами и рыжей бородой - отец Варвары, и остальные члены семьи. Дед не понравился Алеше, он начал его опасаться. Когда они дошли до дома, Алексея удивил запах и обстановка во дворе. Везде стояли чаны с разноцветной водой, в которых мокли ткани. У деда была собственная красильная мастерская .

Для Алеши началась новая жизнь, которая отличалась от прежней. Для мальчика были очень странными отношения его родственников между собой.

В доме деда все друг с другом враждовали. Варвара приехала именно тогда, когда ее братья требовали у отца разделить имущество. Во время обеда началась ссора, которая закончилась дракой. Их разняли Цыганок и Григорий Иванович. Отец называл своих сыновей «диким племенем», просил опомниться.

Алеше казалось, что дед следит за ним. Он разговаривал с ним чаще, чем с другими внуками, потом заставил учить молитвы. Однажды дед спросил его, бил ли его отец. То, что отец не ударил мальчика ни разу и матери запретил бить его, не понравилось деду. У маленького мальчика не хватало воображения, чтобы представить, как можно бить маленьких детей. Но скоро он стал свидетелем порки, а потом ему самому часто попадало от деда.

Алеша считал, что его мать - самая сильная и смелая и гордился этим. Но случай, который произошел в ближайшую субботу, подорвал его отношение к матери. Мальчику хотелось покрасить какую-нибудь вещь, как это делали взрослые. Саша Яковов посоветовал ему покрасить белую скатерть. Цыганок, увидев, как Алексей пытается окунуть скатерть в чан, выхватил ее, но край все же был покрашен. Позвали бабушку. Она попросила Цыганка и Сашу не рассказывать об этом деду, но Сашка проболтался. За это дед его высек. Досталось и Алеше, мать с бабушкой не смогли защитить его.

От избиения Алексей потерял сознание, заболел и провел несколько дней в постели. Алексей слышал, как бабушка ругает дочь за то, что она не защитила сына. Мать призналась, что испугалась, и что живет в этом аду только из-за сына.

Дед навестил Алексея, принес ему гостинцы. Он стал рассказывать внуку о своем детстве. Хоть его и обижали в детстве, он, сын «нищей матери», стал цеховым старшиной, начальником. Дедушка рассказал о том, как тянул баржу по Волге трижды. Алеша хотел простить деда, но не смог. После этого визита у постели Алеши всегда были посетители. Тогда он и подружился с Цыганком. Он рассказал о том, что когда дед бил Алешу, он подставлял свою руку.

Алеша понял, что Цыганок занимает особое место в доме, дед его уважает. Дядья никогда не шутили над ним, как над Григорием, но за глаза обзывали его вором и лентяем. Как выяснилось, каждый хотел забрать его к себе, когда откроет свою мастерскую.

Бабушка рассказала Алеше историю появления Цыганка в их доме. Его подкинули во двор, когда он был младенцем. Бабушка уговорила деда оставить его. Хоть она и родила восемнадцать детей, выжили только трое.

Алеша любил Цыганка. Ему нравились вечера, когда дяди Миши и дедушки не было дома, и бабушка приглашала всех домочадцев за праздничный стол. Много ели и пили водку, и дядя Яков начинал петь песни, потом просили станцевать Цыганка. Он танцевал «неутомимо и самозабвенно», к нему присоединялась и бабушка. Однажды уже нетрезвый дядя Яков стал плакать и рвать на себе рубаху. На вопрос Алеши, зачем он это делает, ни бабушка, ни Цыганок не ответили. Ему рассказал Григорий, что Яков забил жену до смерти, и теперь его мучает совесть .

Каждую пятницу Цыганок ездил покупать провизию. Его ждали с нетерпением и волнением. Он привозил намного больше продуктов, чем мог купить на те деньги, которые давал ему дед. Бабушка рассказала Алеше, что часть его провизии ворованная.

Вскоре он погиб. Это произошло зимой. У дяди Якова во дворе стоял большой дубовый крест, который он собирался поставить на могиле жены. Братья попросили Цыганка помочь им донести крест на кладбище. Они не удержали его, и крест придавил Цыганка, а братья успели отскочить. Когда Цыганка принесли домой, он истекал кровью. Дедушка обвинил сыновей в его смерти. Цыганка похоронили тихо и незаметно.

Бабушка была очень набожной, ежедневно молилась за своих детей и рассказывала Алеше о Боге и святых. Однажды во время молитвы в комнату вбежал дед и сказал, что начался пожар. Бабушка не растерялась, сама выносила из горящей мастерской вещи и руководила другими. После того как пожар был потушен, дед сказал, что Григория надо рассчитать, потому что пожар произошел по его вине. В туже ночь тетка Наталья умерла во время родов.

Весной дядя Михаил и дядя Яков открыли свои мастерские. А Алеша с бабушкой и дедом переехали в новый дом, окна которого выходили на кабак. В доме жили и квартиранты. Алексей все дни проводил с бабушкой, изредка его навещала мать. Дедушка научил внука читать, скоро он мог читать псалтырь. Дедушка и бабушка часто вспоминали прожитые годы, и дед очень расстраивался, когда разговор заходил о детях.

Однажды в дом вбежал дядя Яков, чтобы сообщить важную новость. Ее суть сводилась к тому, что скоро придет Михаил «убивать деда». С этого дня началась череда беспокойных дней. Михаил, напившись в кабаке, часто приходил в дом и устраивал погромы. Он с друзьями разрушил баню, разгромил сад. После очередной драки деду и его товарищам удалось связать Михаила. Он лежал в сарае, облитый холодной водой. Бабушка просила деда отдать ему приданное Варвары, но он отказывался .

Алеше казалось, что у бабушки и у дедушки у каждого свой Бог. Бог бабушки добрый и всем помогает, а дедушкин Бог очень строг и наказывает за плохие поступки. Но каждый из них очень любил своего Бога и обращался за помощью к нему и к святым. Однажды дед попросил у Николая угодника помощи в продаже дома. Когда дед начал заниматься ростовщичеством и давать деньги под заклад, чтобы поддержать детей, к нему с обыском нагрянула полиция. Дед считал, что его защитили святые.

На улицу Алеша выходил редко. Его часто избивали мальчишки, за то, что он был внуком «Кащея Каширного».

А еще он стыдился Григория Ивановича, который полностью ослеп и ходил со старухой, собирая милостыню. Когда он приходил в их дом, Алеша прятался. Как-то Алеша спросил у бабушки, почему дед не кормит Григория Ивановича.

Бабушка ответила, что за это Бог накажет его, и оказалась права. Через десять лет, когда бабушки уже не стало, дед так же ходил по улицам, прося милостыню.

«Хорошее дело»

Дед продал дом и купил другой. В доме жили квартиранты, среди которых был один, не такой, как все. К нему обращались не по имени, а «Хорошее дело». Он редко выходил из комнаты, которая была завалена книгами и разными вещами. Однажды Алеша напросился к нему, чтобы лучше узнать его, но Хорошее дело попросил его больше не приходить.

Когда деда не было дома, бабушка устраивала застолья, приглашая всех квартирантов. На одном из таких застолий она прочитала сказку, которая до глубины души задела Хорошее дело. Он расчувствовался, и мальчик понял, что он совершенно один и его мучает одиночество. Никто из жителей дома не любил его, а дед бил Алешу, за каждое посещение нового друга. Вскоре его выжили, объявив, что в этой комнате будет жить мать Алеши.

Общение с дядей Петей

После отъезда Хорошего дела Алексей подружился с квартирантом дядей Петей. Но дружба быстро сменилась неприязнью, а потом и вовсе враждой. Алеше понравился дом Овсянникова, во дворе которого всегда играли трое мальчишек. Он залезал на дерево и наблюдал за ними.

Однажды он даже спас от смерти самого младшего, когда тот во время игры в прятки полез в колодец. Алесей позвал на помощь его братьев, и его вытащили из колодца. Когда дед узнал, что Алеша бывает у Овсянниковых, он запретил ему туда ходить, потому что это был дом полковника. Если его видел там дядя Петя, он докладывал об этом деду. Скоро дядя Петя умер, покончив жизнь самоубийством.

Возвращение матери

Мама Алеши вернулась в родительский дом . Она учила мальчика читать стихи и рассказывать их наизусть, но Алеша с трудом справлялся с этой задачей.

Как-то во время ссоры дед побил бабушку. Алексей решил отомстить ему за бабушку. Взяв святцы деда, которые были ему очень дороги, он начал «отстригать головы святым». Увидев это, дед очень разозлился, хотел избить Алешу, но мать смогла отстоять его и не дала в обиду.

Дед и бабушка хотели выдать замуж Варвару. Она была против и всячески сопротивлялась.

Учеба в школе

Поведение деда поменялось, он стал спокойнее, а Варвара стала хозяйкой в доме. Алексей вместе с Сашей начали ходить в школу. Но учеба не понравилась Алеше, а потом Саша начал прогуливать уроки. Через месяц после начала учебы Алексей заболел оспой и проводил дни в постели. Однажды он в бреду спрыгнул с чердака и повредил ноги и на три месяца оказался в постели.

Бабушка приходила к нему и рассказывала сказки, истории. Она рассказала Алеше историю знакомства его родителей. Максим и Варвара поженились в тайне от деда. Дед долго сердился, но потом смирился с выбором дочери.

Мама Алеши готовилась к замужеству, мальчик злился, что взрослые скрывали от него это. Дед собирался продать дом, чтобы дать денег Варваре на приданное. Свадьба прошла тихо, а на следующий день мать с отчимом уехали в Москву.

Вскоре дед продал дом и они сняли две комнаты в подвале. Когда мать с отчимом приехали, выяснилось что он проиграл все имущество в карты. После ссоры Алексей с отчимом и матерью съехали от деда. Отчим часто ссорится с беременной Варварой.

Алексея отправили к деду, но вскоре к нему переезжает все семейство, включая новорожденного брата Алеши. Отчима выгнали с работы из-за каких-то махинаций.

Алексей вернулся в школу, но учеба вызывала у него только отвращение. Алексей учился хорошо, хоть учителя и жаловались на его поведение.

Однажды во время ссоры отчим избил Варвару . Увидев это, Алексей схватил нож и хотел зарезать его, но Варвара успела оттолкнуть мужа. Младший брат Алеши умер в два года, вскоре родился еще один ребенок - Николай.

Смерть матери

Навещая деда, Алексей узнал, что у них с бабушкой теперь отдельное хозяйство. Дед начал ходить к состоятельным людям и просил денег, жалуясь на то, что разорен собственными детьми. Алеша начал зарабатывать деньги, собирая по дворам тряпки, гвозди и бумагу. Заработанные деньги он отдавал бабушке.

После тяжелой болезни Варвара умерла . Дед сказал внуку, что он не медаль, чтобы быть у него на шее, «Иди-ка ты в люди… и я пошел в люди», этими словами заканчивается повесть М. Горького «Детство».

«Детство» Горького М.Ю.

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии «Детство», в которой изобразил веху в становлении личности маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вторая часть трилогии «В людях», в ней описывается тяжёлая трудовая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии — «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горький создает повесть «Детство», повествование о жизни маленького мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого лица, от имени главного участника событий. Это даёт возможность писателю показать изображаемые события более достоверно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце моему, самом понятном и дорогом человеке — это её бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни», В тексте повести герой признается в своей нелюбви к деду. Задача писателя — не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего и жизни человека. Именно эта черта является характерной для жаира автобиографической повести. Цель М. Горького не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил — до и по сей день жннс: простой русский человек». События детства переданы шпателем максимально подробно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться и июлях, а его сердце «стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой», Горьковское произведение «Детство)" небольшое по объему, имеет границы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а всё второстепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писатель одновременно наделяет главного героя своими переживаниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «...да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем автобиографическая повесть отличается от автобиографии писателя? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.) ,

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть J1.H. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного героя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» — Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от отношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Атмосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоотношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имущество деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сироте-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григо-рию Ивановичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж — Алёшу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой — Алёшка — едет на пароходе? (с бабушкой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведет себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвел дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в котором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось неприятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы)

Как ведет себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжает кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливостью)

Как ведет себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необычность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она никогда не жаловалась на Жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям — основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка — примиряющее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.)

Образ деда.
- Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? Почему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.)

Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжелое детство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают раскрыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Толстой «Детство» главные герои и их характеристика поможет понять произведения лучше.

Толстой «Детство» главные герои

  • Николенька Иртеньев - от его имени ведётся повествование
  • Володя Иртеньев - брат Коли
  • Любочка — сестра Коли и Володи
  • Papan (папа по-французски)
  • Maman (мама по-французски)
  • Бабушка
  • Карл Иваныч - домашний учитель Коли
  • Мими – гувернантка Иртеньевых
  • Наталья Савишна — экономка
  • Гриша — юродивый и странник

Николенька Иртеньев — 10-летний мальчик, который растет в дворянской семье в деревенском поместье.

Мальчик умен, но ленив, поэтому обучение не всегда проходит гладко. Однако совестливость и доброта мальчика сполна компенсируют недостаток прилежания. Он очень привязан к родным, тонко чувствует их настроение. Особенно трогательная его нежность к матери. Кроме того, он склонен к рассудительности и рефлексии: любит копаться в себе, разбирать по полочкам мысли и чувства. Но в нем еще не выработался твердый характер: например, он идет на поводу у друга и совершает низкий поступок.

Отца Николенька тоже очень любит, но это чувство отличается от нежности к маме. Папа – несомненный авторитет, хотя мы видим перед собой человека со множеством недостатков: он игрок, мот, бабник.

Но обо всем этом герой рассказывает без всякого осуждения, он гордится своим отцом, считая его рыцарем. Хотя папа, несомненно, строже, жестче мамы, но у него такое же доброе сердце и безграничная любовь к детям.

Карл Иванович — учитель, которого маленький Николай очень любит, хотя по-детски иногда и сердится на него. Мальчик видит доброе сердце наставника, чувствует его огромную привязанность, он описывает его как человека с чистой совестью и спокойной душой.

Наталья Савишна -женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она - крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта - самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главные герои Горького “Детства” – семья Кашириных, их образы в повести настолько разнообразны, что сложно представить, как они уживаются в одном доме. Жизнь Алёши в доме родного деда – самый сложный период в его жизни. Автобиографичность произведения помогает понять и прочувствовать сложную судьбу писателя. В описании персонажей есть много незабываемых моментов, они формировали личность маленького Алёши и оставили глубокий след в детской памяти. В рассказе Максима Горького “Детство” герои показаны очень реалистично, правдиво и разнопланово.

Характеристика героев “Детство”

Главные герои

Мальчик (рассказчик)

Алексей тяжело переживает переезд в дом деда. Он жесток, избивает внука за испорченную скатерть до потери сознания. Эту травму ребёнок переживает тяжело. Постоянное отсутствие матери ещё больше омрачает ситуацию. Только бабушка жалеет Алёшу, она заступается за него, бережёт от неприятностей. Алёша не может найти достойных друзей ни на улице, ни в школе. Дворовые дети издеваются и обсуждают ругань и скандалы в семье Кашириных. В школе смеются над его бедностью, ругают, так как он не принимает школьные порядки. Когда умирает мать Алёши, дед отправляет его “в люди”.

Мать мальчика, Варвара

Выходит замуж против воли отца. Её первый брак был счастливым, но муж умер и пришлось возвращаться домой. В родительском доме тяжёлая атмосфера, ссоры, ругать, драки. Дед жестокий, жадный человек. Он хочет выдать мать замуж по расчёту. Мать страдает, пытается устроить свою судьбу сама. Снова неудачно, уже беременную, её избивает второй муж. Женщина несчастна и в родительском доме и в попытках наладить личную жизнь. Сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке.

Дед Каширин

Владелец мастерской, богатый, но очень скупой человек. Его не любят и побаиваются в доме. Собственные дети не уважают его, ругаются, требуют разделить наследство. Он вместе с бабушкой молится о непутёвых сыновьях. “Дедушкин” бог злой и строгий, он бесконечно наказывает и ищет грехи. Он пытается учить Алёшу грамоте, читает Библию, заставляет учить молитвы. Сыновья не раз за жизнь пытались убить отца, чтобы получить наследство, от этого он стал чёрствым и грубым.

Бабушка (Акулина Иванова)

Добрая, любящая, заботливая женщина. Она единственный добрый человек в семье. Умная, ловкая, энергичная, бабушка стала для Алёши единственным другом и второй мамой. Она знает много сказок и интересных историй, соседи уважают её за знания о лечебных травах, ходят за советом. Её доля – жизнь с тяжёлым грубым человеком. Когда дед решает разделить хозяйство и перестаёт “кормить” бабушку, она начинает плести кружева и продавать их. Неунывающая, отзывчивая, чудесная женщина.

Дядья Михаил и Яков

Злые завистливые сыновья деда Каширина. Все несчастья в доме происходят по их вине. Им нужны от отца деньги, наследство, сам старик для них чужой. Яков избил свою жену насмерть. Михаил тоже избивает беременную Наталью. Она умирает во время третьих родов.

Цыганок (Иван)

Молодой парень, которого вырастили в семье Кашириных. Он подкидыш. Как ни странно, но дед доволен Цыганком, его работой и помощью. Прозвище своё герой получил за внешность. Он по-цыгански красив и имеет привычку подворовывать, когда отправляется за покупками. Это очень нравится жадному деду. Большое влияние на становление характера Алёши оказывает его дружба с Цыганком. Его речь очень живописная, яркая, сочная. Он добрый, работящий, очень любит бабушку и Алёшу. Однажды зимой он помогает дядьям нести огромный крест на кладбище, поскальзывается, и его придавливает насмерть.

Второстепенные персонажи

Список характеристик героев будет подспорьем в написании сочинений, творческих работ, материала для читательского дневника.

Тест по произведению