Биографии Характеристики Анализ

Уроки французского в чем смысл названия рассказа. О чем писал Распутин в автобиографическом произведении и почему называется рассказ «Уроки французского

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА : Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА : объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово «уроки»

ЗАДАЧИ : раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1: На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое, какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик избитый)

Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

А как выглядел герой? (зачитать) стр.134.

Какой художественно-выразительный прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

Что решила сделать Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе, для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген) зачитать стр. 143

Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна? зачитать стр.151

Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.

Словарь добрых качеств Директор

Доброта, понимание Черствость

Чуткость, справедливость Невнимательность

Отзывчивость Формализм

Уважительное отношение к детям Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору? (он бы не понял)

А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику? (она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал сразу, и также узнал теперь, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

Откроем стр. 113.

Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и,в этом вам поможет название предисловия.

И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи) Зачитать стр.113

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

Мы справились с задачами урока:

Поговорили о душевном состоянии героя

Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».


Сочинение на тему «Смысл названия рассказа «Уроки французского»В.Распутина» 3.00 /5 (60.00%) 2 votes

«Уроки Французского» Значение названия рассказа В.Г.Распутина
Действие повести разворачивается в послевоенные годы. Именно поэтому, нам современным читателям тяжело понять насколько тяжелой была жизнь в то время, как тяжело приходилось людям. Главный герой повести – бедный, голодающий, больной мальчик. Образ этого героя собирательный, то есть он не единственный такой, таких множество – вся страна. Так жили многие: семьи остались после войны без мужчин-отцов, а помимо главного героя, в семье еще много детей. Мать измучена жизнью, она не может прокормить своих детей. Но, понимая, что у ее детей должно быть лучшее будущее, она отправляет своего сына учиться. Мать надеется, что ее сын отучится и сможет обеспечить себе лучшую жизнь. Ведь до этого ничего хорошего в жизни их семьи не происходило.


Герою повезло. Он талантливый и способный мальчик, это замечают все, поэтому именно его и отправили учиться в город. Мальчику на новом месте приходится очень нелегко: он никому не нужен, у него нет знакомых, о нем не кому позаботиться, к тому же, его постоянно били. Плюс ко всему постоянный голод, головокружения, его продукты часто крадут. Жизнь мальчика полна препятствий и сложностей. В это тяжелое послевоенное время, каждый старался выжить и спасти своих детей, поэтому помощи ждать было неоткуда. Но находчивый мальчик обретает способ выйти из создавшейся ситуации. Он начинает играть на деньги, игра на деньги дает ему возможность покупать молоко для лечения. Из-за частых выигрышей его начинают бить. На помощь главному герою приходит молодая учительница французского языка Лидия Михайловна. Она видит, как сильно желание мальчика учиться и жить, жить достойно, поэтому начинает помогать ему всем, чем может. Но мальчик, привыкший к суровым жизненным условиям, не мог принять помощи у совершенно постороннего человека. Тогда учительница решает схитрить и придумывает игру на деньги, делая все возможное, чтобы мальчик выигрывал.
Удивительный поступок молодой учительницы очень помог мальчику. В нем проявляется доброта, сострадание и желание помочь. Смысл названия рассказа в том, что каждый из нас должен задуматься о своей важности для другого человека, нуждающегося в помощи. Ведь именно эти «Уроки французского» сыграли в жизни мальчика главную роль, помогли ему встать на ноги, окрепнуть в тяжелом жестоком послевоенном мире, а также своим поступком учительница преподала мальчику урок гуманизма и сострадания. Она показала герою и всем прочитавшим этот рассказ, что даже в такие тяжелые годы, когда всем, абсолютно всем было тяжело жить, у человека есть возможность помочь другим, протянуть руку помощи и возможно своим поступком полностью изменить жизнь этого человека.

Произведения автора - это всегда своеобразный дневник, где запечатлены сокровенные мысли, переживания и события, случавшиеся с ним в жизни. Рассказ Валентина Распутина, о котором пойдет речь, в большей степени, нежели другие его произведения, автобиогафичен. Давайте разберемся, почему. Называется рассказ «Уроки французского». В основе его лежит реальная история - подростком писатель вынужден был покинуть свой дом, чтобы продолжить обучение в среднем звене общеобразовательной школы: в родной деревне имелась только начальная. Не случайно рассказ ведется от первого лица. Даже имя учительницы - Лидия Михайловна - отнюдь не вымышленное.

Послевоенное детство

Главный герой рассказа «Уроки французского» так же, как когда-то Валентин Распутин, оказался в городе, поселился у тетки. Шел 1948 год, голодное время. Здесь мальчику пришлось очень нелегко, скудные припасы, которые отправляла ему из деревни мать, исчезали за считанные дни: кто-то из теткиных ребятишек повадился таскать продукты. Нередко герою приходилось довольствоваться одним кипятком. Еще тяжелей ему давалась разлука с родными, а вокруг не было ни одного человека, готового сказать мальчишке доброе слово. Мальчуган страдал малокровием, каждый день ему была необходима хотя бы кружка молока. Мать иногда присылала ему небольшие деньги на это самое молоко, и мальчик покупал его на базаре. Однажды он решился вложить монеты в игру под названием «чика», подолгу тренировался и, наконец, начал выигрывать. Ему нужен был только рубль, чтобы купить молоко, поэтому мальчик, выиграв его, покидал игру. Осторожного и удачливого игрока пацаны побили. Это обстоятельство дало толчок событиям, которые изменили мышление героя. А читатель начинает понимать, почему называется рассказ «Уроки французского».

Необыкновенная учительница

Лидия Михайловна - молодая красивая женщина родом с Кубани. Герою она казалась небожительницей. В ней его восхищало и удивляло все: загадочный язык, который она преподавала, нездешний запах ее духов, мягкость, свобода и уверенность. Она была совсем не похожа на учительницу и будто бы сама недоумевала: зачем она здесь?

Человеческое участие

Лидия Михайловна быстро и внимательно оглядывала каждого ученика, чтобы убедиться, что с детьми все в порядке. Немудрено, что она сразу заприметила синяки и ссадины на лице парнишки. Узнав, что он играет на деньги, она не поволокла мальчишку к директору, как было принято, а решила поговорить с ним по душам. Услышав, что ребенок покупает не конфеты, а молоко, она задумалась. Разговор закончился тем, что мальчик пообещал больше не играть на деньги. Но голод заставил его вновь промышлять подобным образом. Его опять избили. Учительница понимала, что мальчуган выживает, как может. Она очень хотела ему как-то помочь. Для занятий Лидия Михайловна стала приглашать подопечного к себе домой, общалась с ним по-дружески участливо, пыталась его накормить. Но робкого и гордого мальчика невозможно было усадить за обеденный стол. Тогда учительница оставила в школе на имя мальчика посылку с продуктами, будто бы от матери. В ней были макароны, сахар и гематоген. Диковинный набор выдал благодетельницу с головой: парнишка догадался, от кого посылка, и наотрез отказался ее брать. Желая облегчить жизнь ребенка, Лидия Михайловна идет на педагогическое «преступление»: она играет с учеником в «пристенок» на деньги, исхитряясь «жульничать» не в свою пользу. Этот кульминационный момент в повествовании делает очень драматичным и человечным рассказ Распутина.

Уроки французского

Параллельно с этими, отмеченными глубоким нравственным содержанием, взаимоотношениями учительницы и ученика, идет обучение французскому языку. Мальчику удавалось все, кроме произношения. Но ежедневные занятия пробудили в нем интерес и способность к языку. Целеустремленный герой шаг за шагом преодолевал трудности. Постепенно вместо пытки, занятия языком сделались для него удовольствием. Но, разумеется, не в этом только таится ответ на вопрос о том, почему называется рассказ «Уроки французского».

Наука доброты

Живое сострадание, милосердие без формализма - вот чем обогатила внутренний мир героя эта удивительная учительница. Формально игра с учеником на деньги - поступок аморальный, но когда мы понимаем, зачем молодая женщина это делает, он приобретает совсем иной духовный смысл. Вспоминая об учительнице, Распутин писал, что в ней была какая-то особая независимость, уберегавшая ее от ханжества. Ей не нужно было произносить воспитательные монологи о благородстве, честности и доброте. Просто все, что она делала, непринужденно и естественно становилось лучшими уроками жизни для ее юных подопечных.

В жизни автора были, конечно, и другие хорошие учителя. Но детское воспоминание о преподавателе французского, раскрывшем вместе с премудростью иноземного наречия тонкости не прописанной в учебниках этики, навсегда определило духовный склад писателя. Вот почему называется рассказ «Уроки французского».

Игроки были застигнуты директором, Лидию Михайловну уволили, и она уехала к себе на Кубань. А вскоре мальчик получил посылку, в которой под макаронами лежали румяные антоновские яблоки.

Как вы объясняете название рассказа?

Название имеет широкий смысл. Лидия Михайловна вела уроки французского языка в школе. Она приглашала юного ге­роя к себе домой на дополнительные заня­тия французским языком, много разгова­ривала и пыталась угостить ужином. Уро­ки давали свои плоды, так как он был способным мальчиком. Они не только по­могли преодолеть отставание в учебе, но и развивали интерес к языку, заставляли самостоятельно заглядывать в словарь, в дальние учебные тексты. Фактически ав­тор под названием уроки французского подразумевает уроки доброты, гуманнос­ти, цель которых - как-то помочь мальчи­ку, отогреть его душевно.

Кратко расскажите о событиях этого рассказа и важнейших элементах его сюжета.

В рассказе описываются автобиогра­фические события 1948 года.

Герой рассказа, пятиклассник, после окончания в деревне начальной школы был отправлен в райцентр для продолже­ния учебы. Жил на квартире. В деревне царил голод, и мать помогала ему про­дуктами очень скудно, да и то часть их воровали то ли хозяйка, то ли ее голод­ные дети.

Будучи способным ребенком, он учился хорошо, но не ладилось с французским языком из-за произношения. Эти предва­рительные сведения о жизни и учебе под­ростка составляют экспозицию рассказа.

Мальчик любил игры, которые разви­вали ловкость, точные движения. В рай­центре ребята играли на деньги, что преследовалось взрослыми. Рассказчик приобщается к компании старших под­ростков, в совершенстве овладевает их иг­рой и начинает зарабатывать себе на еду. Здесь складывается завязка сюжета. Его успехи вызывают озлобление товарищей, и он дважды подвергается побоям. О его игре на деньги узнает классный руководи­тель и учительница французского языка Лидия Михайловна, которая проводит с ним беседу и узнает причины его участия в азартной игре. Она пытается как-то по­мочь мальчику, осторожно, не ущемляя его достоинства. Понимая его способности к учебе, она приглашает его домой для до­полнительных занятий языком. Жалея мальчика, она пытается усадить его за стол поужинать, однако стеснительный и в то же время обостренно гордый мальчик отказывается от угощений, заявляя, что сыт. Дополнительные уроки не только по­могают ликвидировать пробелы в знаниях и произношении, но и развивают вкус к языку, желание самостоятельно зани­маться, почитать дальние тексты в учеб­нике, заглянуть в словарик.

Отчаявшись помочь мальчику, в том числе и неудачно отправленной посылкой с макаронами и гематогеном, которые не­возможно купить в деревне, Лидия Ми­хайловна решается на крайний шаг. Она заинтересовывает его игрой на деньги, ко­торая при всей ее «непедагогичности» ста­новится орудием доброты. Мальчик чест­но выигрывает свои копейки и рубли, чтобы купить необходимое ему от мало­кровия молоко. Игра также сближает под­ростка и его учительницу.

Эпизоды игры - кульминационные мо­менты рассказа. Развязка наступает нео­жиданно. Живущий в другой половине дома директор школы Василий Андре­евич, педагог и школьный администра­тор, пораженный шумом в квартире Ли­дии Михайловны, застает ее за игрой с мальчиком. «Я теряюсь сразу назвать ваш поступок, - задыхаясь, произнес он. - Это преступление. Растление. Сов­ращение. И еще, еще… Я двадцать лет ра­ботаю в школе, видывал всякое, но та­кое… - И воздел руки над головой». Ли­дия Михайловна уехала в свой родной Краснодарский край. Больше герой ее ни­когда не видел.

Ну держи. Может только немножко нужно доработать. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое. В рассказе «Уроки французского» В. Распутин повествует о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души, а ведь ему намного труднее жить, намного труднее устоять, чем учительнице: он маленький, он один в чужой стороне, он постоянно голоден, но всё равно ни за что не склонится ни перед Вадиком ни перед Птахой, которые избивают его в кровь, ни перед Лидией Михайловной, которая хочет ему добра. В мальчике органично сочетаются светлая весёлая, свойственная детству беззаботность, любовь к игре, вера в доброту людей вокруг и недетские серьёзные размышления о бедах, принесённых войной.

Писатель вспоминает о себе, одиннадцатилетнем мальчике, пережившем войну, послевоенные тяготы жизни. Взрослым людям часто бывает стыдно перед детьми за плохие поступки, свои и чужие ошибки, трудности. В этом рассказе писатель повествует не только об уроках нравственности, уроках человечности, которые совсем не по правилам даёт молодая учительница, но и о мужестве Лидии Михайловны, не побоявшейся грозного директора. Прочитав рассказ Валентина Распутина, я поняла, что ничего подобного еще не читала. Какое интересное произведение!

До этого попадались нравоучительные рассказы, где все ясно и понятно: кто хороший, кто плохой. А здесь все перемешано. Добрый, умный, талантливый парень, а играет на деньги. Но это ему необходимо, чтобы выжить в голодные послевоенные годы (“...Я только рубль выиграю...

Покупаю молоко...”). Учитель, педагог, воспитатель играет со своими учениками на деньги. Что это: преступление или акт доброты и милосердия? Однозначно не ответишь. Жизнь намного сложнее ставит задачи, чем человек может решить.

И нет только белого и черного, хорошего и плохого. Мир многоцветен, в нем масса оттенков. Лидия Михайловна необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все “честные” способы помочь своему талантливому ученику: кормить хотела как бы невзначай, мол к обеду поспел, и посылку посылала, да не хочет “наш герой” получать помощь.

Он считает это унизительным для себя, а вот зарабатывать не отказывается, И тогда учитель сознательно идет на “преступление” с точки зрения педагогики, играет с ним на деньги. Лидия Михайловна точно знает, что он обыграет ее, получит “свой заветный рубль, купит молоко”, которое так необходимо ему. Вот и получается, что вовсе не “преступление” это, а хороший поступок. Почему же директор школы ничего не понял? Скорее всего, Лидия Михайловна не стала ничего объяснять, оправдываться, у нее есть гордость. Через три дня Лидия Михайловна уехала.

» Накануне она встретила меня после школы и проводила до дому. - Поеду к себе на Кубань, - сказала она, прощаясь, - А ты учись спокойно, никто тебя за этот дурацкий случай не тронет... Тут виновата я... Среди зимы, уже после арских каникул, мне пришла на школу по почте посылка...

В ней лежали макароны и три красных яблока... Раньше я видел только на картинке, но догадался, что это они”. Замечательный рассказ, из тех, которые не забываются.

Да и как такое можно забыть! Этот рассказ учит людей состраданию. И тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему, в то же время не оскорбляя его гордости, И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения? уже в твоих закладках.
> Нам задали ответить на вопросы: почему рассказ называется уроки французского? В чем смысл этого произведения?
Дополнительные сочинения по данной теме

    Название рассказа "Уроки французского" как будто бы дает ответ на вопрос - Лидия Михайловна учила героя французскому языку. Но на самом деле это не так - она научила его состраданию, благожелательности, дала ему уроки доброты и справедливости. Герой Распутина, одиннадцатилетний мальчик, учился в райцентре, вдалеке от родного села, от матери. Однажды он получил посылку. В ней были макароны, а под ними - несколько больших кусков сахара и две плитки гематогена. Такую
    В рассказе "Уроки французского" писатель Валентин Распутин рассказал о своем детстве. Может быть, поэтому рассказ произвел на меня такое впечатление? Ведь в нем ничего не выдумано. Я представил себе это время: послевоенное, голодное, когда макароны были невиданной роскошью. Представил этого мальчика - способного, желающего учиться. Однако учиться на голодный желудок так трудно! Голод мучил его даже во сне. То, что изредка присылала ему из дому мать, кто-то постоянно воровал. И
    Рассказ «Уроки французского» имеет автобиографическую основу. Автор изобразил в произведении свою учительницу, которая сделала для него много доброго. Образ Лидии Михайловны занимает в рассказе очень важное место, потому что, по убеждению автора, именно с женскими образами связаны представления обо всем прекрасном и человечном. Именно женщинам отводится важная роль в спасении людей. Вот и в «Уроках французского» учительница по-настоящему спасает своего ученика, помогая ему выжить и сохранить свою духовную чистоту. В рассказе
    Герой рассказа - маленький мальчик - попадает из привычной деревенской обстановки в райцентр, где ему необходимо продолжить учебу в пятом классе. "Так, в одиннадцать лет началась моя самостоятельная жизнь", - говорит герой. Но мальчик не предполагал, какие испытания ждут его на новом месте. Он мучительно переживает оттого, что находится далеко от дома, рядом нет никого из родных, а постоянное чувство голода заставляет его играть в "чику" - азартную игру на деньги.
    Валентин Распутин стал известен широкому кругу читателей как "деревенский" писатель. Его прежде всего интересуют не новшества нашей жизни, а то древнее, исконно русское, глубинное, что уходит из нашей жизни. Но помимо этого он изображал и тяготы, легшие на плечи крестьян, которые не могли не отразиться и на детских судьбах. В рассказе "Уроки французского" Распутин описывает нелегкую, полуголодную жизнь деревенского мальчишки. Его мать изо всех сил старается дать ему образование. В одиннадцать
    Нравственный выбор моего ровесника в произведении В. Г. Распутина В рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» мы узнаём о трудных школьных годах сельского мальчика из Сибири. Случай, который описывает автор, в действительности был в его жизни. Герой рассказа жил в трудное послевоенное время. Он хорошо учился, в школу ходил с удовольствием. Мама отправила мальчика в райцентр. На новом месте он продолжает старательно учиться. Подросток постоянно недоедал, очень тосковал по дому. Однако, когда
    Я прочитала произведение В. Г.Распутина «Уроки французского», главным героем которого является обычный одиннадцатилетний мальчик. Этот мальчик родился в деревне, в бедной семье. У его матери было трое детей, он – самый старший. Казалось бы, ничего хорошего, но природа наделила мальчика прекрасным умом и трудолюбием. И его мать наперекор всем несчастьям собрала и отправила его в район на учебу. Учился главный герой хорошо, очень ответственно относился к учебе. Единственное, с чем у