Биографии Характеристики Анализ

Терапия творческим самовыражением бурно. Арт-терапия: творчество для повышения энергетики


Арт-терапия или терапия через творчество, как не назови этот процесс, все равно он обязательно хоть как-то повлияет на нас, стоит лишь только совсем не на долго в него погрузиться. Окунувшийся в мир цветов и красок, мир фантазий и творений, легко почувствует отдачу от такой деятельности. Лень отступит, застенчивость покинет, неумение сменится настоящим творчеством! Методов множество, и лишь от вашего выбора зависит эффект.

Будь то плетение

или рисование красками,


занятия с кругом мандалы

или глиной

- эффект будет непременно!
Мы творим неосознанно, с самого детства, пока наш ум чем-то занят наше подсознание выражает себя. На пример, во время телефонного разговора, окажись под рукой листок бумаги, рука, будто сама начинает выводить узоры.


Они всегда разные и отражают наши скрытые эмоции, которые могут сидеть так тихо и так глубоко, что мы о них часто даже и не подозреваем. Но им там тесно и неуютно, они желают выйти на поверхность, в этот материальный мир и превратиться во что-либо, приняв какую-то форму и окраску. Все получают определенные особенные впечатления от созерцания какого-либо творчества,
будь то картина маслом


или поделка из лоскутков,


фигурка или украшение.

Процесс выведения эмоций всегда подразумевает созидательную деятельность. Созидание есть творчество, участие в творении этого мира, исполнение великого закона...
Осуществлять свои задумки, делать то, что душе угодно не взирая на умения и навыки. Даже если мы не учились в художественных школах, даже если в последний раз мы рисовали в 7 классе - найти свой способ выражения себя, подходящий индивидуально, будет не трудно. В настоящее время существует масса видов искусства от самых простейших до кропотливо изысканных. Кто знает, в каком из них вы найдете себя? В чем вы проявите свою индивидуальность, сконцентрируетесь, отдохнете, увлечете свои ручки, побалуете глаза, порадуете окружающих....
Творческая деятельность очень полезна для нас, потому что помогает трансформировать свои переживания из эмоционального плана в материальный, где их можно будет прочувствовать и скорректировать так как нам бы этого хотелось, так, как мы истинно нуждаемся. Да, человек посредствам разума своего способен менять свое умонастроение, и процесс который нам помогает в этом - Арт-терапия.

Мы выражаем свои переживания скрытые или явные в своих творениях, а оценив получившееся чудо, нам становится легче понять свои мысли, желания, устремления, наметить конкретные цели или просто освободиться от обыденности и отдохнуть душой в процессе создания чудес. Даже если наши эмоции по каким-то причинам не самые благоприятные, мы попытаемся их узнать, разглядеть, увидеть и понять их. После этого к нам приходит ясность, и мы шагаем на следующий этап по проработке эмоций. В этом нам помогают различные арт-терапевтические методы, доступные каждому человеку, желающему двигаться к целям устраняя преграды, смело познавать новое избавляясь от страхов перед неизвестным...
Мир цикличен, все в нем движется, Вселенная не ждет, все в ней вертится и дышит. На вдохе первичен процесс сбора информации извне, переработка и анализ, ответная реакция "от меня". На выдохе - рассеивание переработанной и взятой когда-то извне энергии и выплеск ее "из меня". Это по истине Вселенский процесс, который способен почувствовать каждый.
Современный человек проживает тысячи эмоций изо дня в день. Мы все время куда-то спешим, для кого-то что-то делаем, что-то планируем, что-то забываем, нами кто-то командует или мы руководим кем-то. Все эти взаимоотношения влияют на нас и остаются с нами.

Дело в том, что внутри нас стоят некие фильтры, как дома на кранах, их задача не пропускать крупные тяжелые частицы, чтобы вода, которой мы пользуемся каждый день, оставалась чистой и прозрачной. Вот еще одна аналогия. Эту воду можно сравнить с нашим умонастроением, а неотфильтрованную массу - с основным потоком всей окружающей нас информации. Мы живем в веке интенсивно развивающихся технологий, в веке информации. Конечно всему есть свой срок службы, все подлежит замене, очистке. Эти крупные кусочки (тяжелые эмоции) задерживаются, и когда их становится много, система дает сигнал о том, что пора менять фильтры. На каждом это отражается по-своему. От такой перегруженности часто становится туманно. Нам трудно принять концентрацию или сфокусироваться как следует на какой-то задаче. В таком состоянии трудно оставаться капитанами корабля, и рано или поздно мы начинаем плыть по течению, соответственно, нас заносит в самые различные гавани - неконтролируемые ситуации. Приятные они или не приятные это уже второй вопрос, он как бы вытекает из факта потери осознанности и прибывания здесь и сейчас.
Человеческий ум всегда занят, так же как и разум, он наполнен размышлениями, выводами, умозаключениями, логическими цепочками. Но ни ум, ни наш разум, обычно не контролируют системы функционирования тела, такие как свое дыхание, биение сердца, потребности организма и рефлексы. Эти системы настроены и прекрасно работают без нашего участия. Получается, что мы здесь для того, чтобы участвовать своим умом и разумом в каких-то более глобальных делах, созидать, помогать себе и окружению, творить и создавать новое, вершить свои открытия в этот мир. Любой изобретатель верил в возможность существования своей задумки, и, возможно, без этого аспекта веры в себя и свою идею, получилось бы что-то иное, а не те нужные вещи, которыми мы пользуемся каждый день...


У каждого есть свои важные дела и задачи, стоящие перед ним. У каждого человека индивидуальный путь, в накапливании уникального личного опыта. Дел всегда много, они льются одно за другим и порой мы забываем что на самом деле хочет мое "Я", что ему сейчас необходимо, в чем оно нуждается сейчас. Ее Величество Вселенная, во всем своем могуществе и совершенстве проявлена перед нами, а мы, как неотъемлемая ее часть, также проявляемся в ней, оставляем свой след. Получается мы вытекаем из Вселенной и одновременно втекаем в нее. Непрерывный круговорот взаимодействия с тем, к чему мы близко находимся. Мы индивидуальны и едины со всем творением одновременно. Творчество в нас. Это заложено самой природой.
Мы можем начать процесс творчества и оно потечет само-собой, но стоит начать управлять им, включив некую осмысленность, и мы становимся на путь гармонизации и единения. Мы хозяева своего пути, остальным управляет Природа.


Этот путь, вернее всего лишь один из множества путей к гармонии - арт-терапия, которая поможет:
- предоставить опыт успешной деятельности
- раскрыть в нас скрытый потенциал (таланты, навыки, умения)
- пробудить яркие эмоции
- подойти ближе к целям, мечтам, желаниям
- почувствовать уверенность, раскрепоститься
- преодолеть отверженность
- сгладить и нейтрализовать проявления гнева, лени, страха
- отшлифовать чрезмерно выпирающее (черты характера, привычки)
- излечиться от хворей души (зависть, отчужденность, обида)
- избавит от депрессии (уныние, апатия, нежелание жить)
- успокоить ноющее сердце и избавиться от страданий
- синхронизироваться с гармоничным творением этого мира и направить порывы души на созидание этого мира

Арт-терапия всегда представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.
Групповая терапия как частный метод работы, не взирая на возраст, предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми.


Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.
Арт-терапия в своем процессе имеет также и обратную связь.
Художественные образы в живописи, музыке, или другом искусстве искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сопереживание, ненависть, сострадание, воодушевление. Пришедшему на курс необходимо расслабиться и сконцентрироваться на себе или на волнующем моменте.


Важно довериться арт-терапевту, учителю или ведущему, который непременно будет способствовать каждому в раскрытии в себе желания воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Креативность (состояние творчества) – это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Каждый может входить в такое состояние по своему желанию, или в способствующей ему соответствующей атмосфере.
Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Творческий процесс используется повседневно когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной.

Креативность часто определяется и влияет на человека как:
- способность принести что-то новое и уникальное в существование
- соединение воедино противоположных впечатлений, идей и понятий, что в начале кажется нереальными
- некий толчок к включению таких качеств личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию
- ниспровержение барьеров, разрушение границ и отвержение общепринятых правил, где это необходимо для процесса
- снятие рамок и разграничений в мышлении, отношении к миру

Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием, авантюризмом и азартом.
Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться в итоге чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы и сам опыт художественного творчества, состояние и атмосферу креативности.

В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого.


Все вокруг, все многообразие мира есть ни что иное как упорядоченные определенным образом художественные элементы, соединенные и трансформированные. Как мы видим их и воспринимаем, зависит от нашего сознания. Некоторым нравится что-то легкое и изящного, других привлекает нечто броское и кричащее. Язык художественных образов является особым, универсальным языком, в символической форме содержащим универсальные человеческие понятия.

Каждому приходилось что-то творить в своей жизни, будь то украшение блюда, выбор обоев и мебели, оформление подарка любимым или поделка с ребенком. Понимая высокую универсальность Арт-терапии каждый может обратиться к ее методам и запустить в себе Вселенский механизм самовосстановления и гармонизации через творческий процесс.


Все есть творчество. Творение вокруг нас...

В основе его лежат две идеи.

Первая заключается в том, что человек, страдающий психопатологическим расстройством, может узнать и понять особенность своего характера, своих расстройств, настроения.

Вторая идея, вытекающая из первой, состоит в том, что, узнав сильные и слабые стороны своего характера, пациент может творчески смягчать свое состояние, так как любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, любое творчество целебно. Последнее не противоречит положению Фрейда о сублимации, в соответствии с которым люди искусства и науки приподнимают (сублимируют) свою болезнь в творчество.

Однако кардинальное отличие методики Бурно от западной психотерапии в том, что терапия творческим самовыражением, развивая клинические подходы Эрнста Кречмера и П. Б. Ганнушкина, основана на положении: каждый характер заложен в человеке врожденно, и поэтому бесполезно и бессмысленно пытаться его менять, с ним бороться.

Терапия по методу Бурно строится с учетом особенностей каждого характера, а не из экзистенциального единства человеческой личности.

Для того чтобы человек, страдающий, скажем, хронической депрессией, мог понять особенность своей депрессии, своего характера, он на групповых занятиях в "психотерапевтической гостиной" вначале слушает рассказы своих товарищей о художниках, писателях, композиторах, философах, пытаясь постепенно проникнуть в основы характерологической типологии, отличить один характер от другого, примеривать на себя каждый из проходящих мимо него в череде занятий характер.

Чаще всего объектом анализа становятся художники, ибо вербальное знание о них легко подкрепить живой репродукцией, создавая тем самым стереоскопический образ характера.

Занятия терапией творческим самовыражением проходят в непринужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под располагающую к релаксации классическую музыку. Постепенно пациенты сближаются, часто становятся друзьями, способными морально поддерживать друг друга.

В качестве методологического фона в начале занятия часто демонстрируются две противоположные картины, например синтонный "Московский дворик" Поленова и аутистичный, полный уходящих в бесконечность символов живописный шедевр Н. К. Рериха. Противопоставление реалистического, синтонного и аутистического начала присутствует в каждом занятии.

На этом фоне перед пациентами проходят синтонные Моцарт и Пушкин, аутисты Бетховен и Шостакович, эпилептоиды Роден и Эрнст Неизвестный, психастеники Клод Моне и Чехов, полифонические мозаичные характеры - Гойя, Дали, Розанов, Достоевский, Булгаков.

В основе каждого занятия лежит вопрос, загадка, поэтому каждый приход пациента в "психотерапевтическую гостиную" уже овеян творчеством: нужно определить трудный характер того или иного человека, понять, какой характер ближе самому себе. В основе проблемы не обязательно конкретный человек, это может быть абстрактная проблема - толпа, страх, антисемитизм, деперсонализация - все это рассматривается с характерологической точки зрения.

Пациент задумывается над тем, что творчество исцеляло великого человека, помогало ему в его нелегкой жизни, и если терапия творческим самовыражением показана пациенту, он может по своей воле начать жить творческой жизнью, которая проявляется в самых разнообразных формах - в переписке с врачом, в придумывании рассказов, создании картин, фотографировании, даже в коллекционировании марок.

Когда человек постигает свой характер, ему легче понять характеры окружающих, он знает, чего можно ожидать или требовать от того или иного человека, а чего нельзя. Он включается в социальную жизнь , и болезненные изломы его собственной души потихоньку смягчаются, вплоть до стойкого противостояния болезни.

Терапия по методу Бурно имеет философский и гуманитарно-культурологический уклон. Она не просто способствует оздоровлению личности, но и делает людей образованней и нравственнее.

1. О существе лечебного творчества.
Творчество - "деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью". В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. В творчестве (в самом широком смысле слова) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве - есть вдохновение. Творчество обнаруживает и укрепляет самобытность творца, прокладывает ему дорогу к людям.

Бурно занимается лечением взрослых психопатов (психастеников, астеников, циклоидов, шизоидов, эпилептоидов) и малопрогредиентно-шизофренических пациентов, которые сами обращаются за помощью к врачам по поводу своих душевных трудностей и противоположны асоциально-агрессивным психопатическим натурам своей дефензивностью.

Дефензивность - это пассивная оборонительность, склонность к защите вообще, "тормозимость". Все дефензивные пациенты несут в себе астенический конфликт чувства неполноценности с ранимым самолюбием, робость, неуверенность в себе, боязливо-инертную нерешительность, патологическую застенчивость, тревожную мнительность, житейскую непрактичность, ощущение ненужности и бесполезности.

Проблема лечения дефензивных психопатий весьма актуальна, поскольку такого рода патология в настоящее время широко распространена как среди взрослого населения, так и среди подростков и юношей, и нет разработанных достаточно эффективных методов лечения.

Значение глубокого контакта с людьми для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, "медузности", беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность. Самое тягостное для многих клинических пациентов - чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего бояться, что любить. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, осознает себя среди близких, товарищей, незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность , проникается душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло.

2. Общая характеристика метода.
Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с терапевтом, в групповых занятиях в раскрепощающей "немедицинским" уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т.п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т.д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

3. Отдельные методики терапии творчеством - это терапия:

1) созданием творческих произведений,

2) творческим общением с природой,

3) творческим общением с литературой, искусством, наукой,

4) творческим коллекционированием.

5) творческим погружением в прошлое,

6) ведением дневника и записных книжек,

7) домашней перепиской с врачом,

8) творческими путешествиями,

9) творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Суть его - по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное есть истинный духовный путь к другим людям. Термин "творческий" уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы, и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Познание других душевных расстройств и других человеческих характеров;

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения.

Суть терапии творческим самовыражением - в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии своей индивидуальности, своего места среди людей, в личностном, творческом самоутверждении.

Пациент пишет рассказ или рисует картину не только и не столько для того, чтобы увлечься самим процессом писания, сколько для того, чтобы развивать и обогащать творческую индивидуальность, чтобы жить и действовать в постоянном поиске своего самого общественно полезного смысла в жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи подобной терапии.

1. Вызвать стойкое, необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться "самими собой", помогая им найти свой смысл жизни;

2. Открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые резервы пациентов, которые помогут им значительно лучше адаптироваться к общественной и нравственной деятельности;

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко и продуктивно войти в коллективы - трудовые, учебные, бытовые и т.п.

5. Индивидуальная и групповая формы работы по методу Бурно.

В практическом применении терапии творческим самовыражением Бурно выделяет две приемлемые формы работы - индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении.

Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

6. Немного о терапии созданием творческих художественных произведений.

Занимаясь групповой терапией со стационарными и амбулаторными больными, Бурно чаще всего использовал следующие конкретные виды терапии творчеством - писание рассказов и очерков, творческая фотография, графика и живопись. Как он указывает, это и есть тот минимум, которым должен овладеть врач в смысле собственного творчества. побуждающего пациентов к целебной работе. Важно при этом помнить, что врач не ставит своей целью сделаться писателей, фотографом или живописцем. Он только должен научиться раскрывать пациентам свою духовную индивидуальность, подавать им пример общения через творчество. Чем меньше мастерства в творчестве врача, тем, видимо, легче ему внушить пациентам смелость первого шага. Конечно, от врача требуется клинико-терапевтическое понимание всех видов творчества для дифференцированной терапии пациентов с различными личностными склонностями и способностями, то есть врач, занимающийся терапией творчеством, должен прежде всего быть хорошим клиницистом. Так, шизофреникам более близки абстрактная живопись, символизм в прозе и глубокое вчувствование в музыку. А психастеники с их "жухлой" чувственностью и врожденной основательностью понятнее язык реализма. Для них необходимо приоткрыть непосредственную радость бытия, яркие краски и звуки жизни. Дефензивным пациентам, неуверенным в себе и своих силах, часто важно подчеркнуть свободу, отсутствие рамок, для того, чтобы простимулировать творческий процесс.

Терапия графикой и живописью возможна без помощи уроков специалиста-художника, потому что цель ее - не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность при помощи кисти, карандаша, фломастера и красок.

Бурно выделяет такие механизмы терапии графикой и живописью:

Рисование может быть так же доступно в любом месте пациенту, как и запись в книжку, и оно приносит нередко такое же мгновенное симптоматическое смягчение душевной напряженности, как и ведение дневника;

Постоянно рисующий пациент невольно, по привычке уже, приглядывается к краскам и линиям вокруг, и таким образом постоянно целебно выясняет свою духовную индивидуальность и "привязывается" к окружающему;

Писание красками, смешивание красок, рисование пальцами и ладонями на большом листе обостряет, "поджигает" блеклую чувственность дефензивных пациентов и способствует еще большему "привязыванию" их к жизни;

Лечебно-творческий рисунок в группе на заданную тему, например, "Дом моего детства", дает возможность сразу же, через несколько минут рисования, в выставленных вместе рисунках увидеть каждого члена группы и яснее - самого себя через сравнение с другими.

Врач и медицинская сестра прежде всего должны сами показать в группе, как это просто - нарисовать свое. Для этого требуется только вдохновенное стремление передать свое переживание, не задумываясь над тем, как это сделать. Смысл и рефрен при этом- мы рисуем (пишем, фотографируем) для того, чтобы лучше видеть мир и себя в нем. Бурно рекомендует делать все это со снисходительно-теплым отношением к неумелости рисовальщиков, кратко, но серьезно поддерживать робких пациентов, заглушаемых стыдливым малодушием ("Где уж мне!" , "У меня нет воображения" и т.д.)

Темы для рисунков и картин, равно как и темы для рассказов и эссе, могут быть самыми разнообразными. Главное - выразить себя. Это могут быть "Пейзажи моего детства", "Цветок, который мне нравится", "Животное, которое мне по душе", "То, что мне неприятно" и пр.

Целесообразно рассматривание в группе альбомов по древнегреческому, древнеегипетскому, древнеримскому искусству, чтобы пациенты могли сориентироваться, что им созвучнее, куда каждый из них ближе по собственной своей характерологической манере рисунка.

Нередко приходится помогать пациентам выбираться из формалистических "клеток", в которые они прежде уже заперли свою духовную индивидуальность. Например, дефензивные в отличие от нравственно-пустых психопатов, выхолощенно-манерных шизофреников наполнены переживанием неполноценности, нравственными заботами, им есть что сказать людям тепло, от души. Однако, боясь раниться, некоторые из них уходят в стихийном творчестве в эстетски-холодноватую формалистичность изображения, копирование чужих картин, и эти заборы-маски не столько прячут от людей их муки, сколько усугубляют душевную напряженность, затрудняют общение с людьми. В таких случаях, нужно помочь пациенту работать именно по-своему, искренне, проще. одухотвореннее, рассказывая именно о своих собственных сокровенных переживаниях.

Иногда пациента необходимо "выводить" в рисование или писание из его особенных, живых интересов. Так, к примеру, пациент, охваченный древнеисторическими размышлениями, начинает рисовать мамонтов среди первобытной природы.

Нередко потянуться к графике или живописи помогает чтение литературы о видах и жанрах изобразительного искусства, о технике исполнения и материалах. Та, нелюбопытный, рассеянный дефензивный пациент, узнав, что духовно близкие ему картины написаны пастелью, разглядев в группе впервые пастельные мелки, пробует порисовать ими и увлекается.

Психастеникам без музыкального слуха и интереса к музыке показано сочетать слушание музыки с рисованием картин, с просмотром художественных слайдов, созвучных данному музыкальному произведению. Ведь психастенику свойственно конкретно представлять, что там, "в музыке", происходит. Творческие образы, которые при этом возникают, не просто интересны - они целительны. Также помогает пониманию музыки и вчувствованию в нее и чтение мемуарной литературы о композиторах.

Дефензивные шизоиды часто воспринимают музыку без всяких представлений - так звучит как бы сама душа. Шизоиду, напротив, параллельные занятия будут мешать слушанию музыки, отвлекать и даже раздаржать.

Исходя из собственного опыта, Бурно предлагает следующую систематику музыкального созвучия в зависимости от клинических групп пациентов:

Дефензивным циклоидам обычно созвучны Моцарт, Глинка, Россини, Штраус, Римский-Корсаков, Шуберт, Кальман, Равель, Стравинский.

Дефензивным шизоидам - Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Бетховен, Паганини, Лист, Григ, Шопен, Вагнер, Чайковский, Верди, Шостакович.

Психастеникам - Вивальди, Глинка, Сен-Санс.

Дефензивным эпилептоидам - Мусоргский, Бородин, цыганские романсы.

Пациенты, более склонные к музыке, обычно и более расположены к поэзии. Однако, Бурно советует время от времени в любой лечебной группе слушать музыку с одновременным чтением вслух специально подобранных к мелодиям стихов, пытаясь усиливать таким образом целебно-музыкальное переживание поэтическим.

7. О показаниях и противопоказаниях к терапии творческим самовыражением.

Этот терапевтический прием показан широкому кругу дефензивных пациентов.

Абсолютным противопоказанием считается глубокая психотическая депрессия с суицидальными мотивами. Пребывание таких больных в группе творчески самовыражающихся людей может усугубить чувство депрессивной безысходности, выключенности из жизни и подтолкнуть к суициду (в том числе и через продуманную с помощью записей в дневнике подготовку к уходу из жизни).

Противопоказанием считается также дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими", ранимыми, лечение будит радостные надежды - и только больнее от всего этого "удары жизни". Дома так плохо, так серо, холодно-равнодушно. "Лучше бы и не знать этого контраста!"

Противопоказанием (относительным) служит бредовая и сверхценная настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям. А также различные психопатологические состояния, противоположные по своему содержанию дефензивности: истерическая и эпилептоидная психопатия с агрессивными тенденциями без всякого чувства неполноценности.

Отдельные моменты терапии творческим самовыражением Бурно советует использовать в работе участкового психиатра и любого врача-лечебника.

Терапия творческим самовыражением имеет и свои психогигиенические формы в здоровой повседневности. Это вполне актуально при современном уважении ко всякому творчеству, при нынешней распространенности субклинических, в том числе и дефензивных, расстройств, при необходимости массовой творческой увлеченностью предупреждать разнообразные душевные расстройства, алкоголизацию, наркотизацию, токсикоманию подрастающего поколения.

Из терапии творческим самовыражением по методу Бурно можно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом.

Таким образом, мы рассмотрели одно из современных направлений отечественной психотерапевтической школы, базирующееся на глубоком анализе лечебно-коррекционных механизмов, проявляющихся в ходе изобразительной и иной творческой работы, а также в ходе обсуждения созданных произведений в группе или с терапевтом. Мы увидели, что за счет подключения интеллектуальных и творческих операций происходит облегчение психотерапевтического контакта и доступа врача к психопаталогическим переживаниям пациента, что в свою очередь помогает ассоциативно-коммуникативной адаптации пациента, его наибольшей вовлеченности в жизненный процесс, пониманию и принятию себя и окружающих, а, следовательно, и всему лечебному процессу в целом.

Любой творческий процесс помогает в самовыражении справиться с проблемами, развивать и проявлять своё поведение и чувства, уменьшить стресс и повысить самоуважение.

Вам необязательно быть талантливой личностью или художником, чтобы получить преимущества профессионалов, которые постоянно погружаются в искусство. Для вас искусство может стать помощником в решении проблем.

«Лечение искусством» (арт-терапия) помогает людям в разных ситуациях: психологи применяют его во время консультаций, врачи - для реабилитации после физических и психологических травм, а простые люди - для снятия стресса, улучшения настроения и познания себя. Давайте подробнее рассмотрим пользу от «лечения творчеством» или арт-терапии.

Арт-терапия - одна из форм экспрессивной терапии, которая использует процесс художественного самовыражения для улучшения физического, психического и эмоционального благополучия человека.

В мире, где существует множество способов общения и самовыражения, арт-терапия - способ инновационный и эффективный. Одним из основных различий между арт-терапией и другими формами общения является то, что последние используют для общения слова и язык. Часто люди не способны выразить себя и свои чувства в ограниченном диапазоне.

Прелесть искусства как терапии состоит в том, что оно способно помочь человеку выразить своё эмоциональное состояние через многие виды творчества. Есть экспрессивные формы художественного самовыражения (например, актёрская игра). В остальных случаях можно применять живопись, графику, фотографию, скульптуру и множество других видов визуального искусства.

Арт-терапия облегчает психологическое напряжение, улучшает настроение и используется как способ самопознания. Иными словами, это «творческое» решение беспокоящей вас проблемы.

В каких случаях применяется арт-терапия

Арт-терапия применяется для лечения широкого спектра психических расстройств и психологического стресса.

Также она применяется в сочетании с другими психотерапевтическими методиками, такими как когнитивно-поведенческая терапия и индивидуальная терапия.

Вот некоторые ситуации, в которых используют «лечение творчеством»

  • Склонность к постоянному стрессу среди взрослых и детей;
  • Проблемы с психическим здоровьем;
  • Черепно-мозговая травма;
  • Ограниченные возможности обучения у детей;
  • Поведенческие и социальные проблемы у детей;
  • Для детей и взрослых, переживших травматические события;
  • Для поднятия настроения.

Люди, испытавшие определённую проблему, могут выразить свои эмоции и переживания сквозь призму художественного самовыражения, используя различные методы: рисование, скульптуру, фотографию, графику и т.д. Всё это возможно провести в домашних условиях, предварительно закупив необходимые инструменты. Во время сеансов арт-терапии акцентируется внимание на внутреннем опыте человека, его чувствах, восприятии и воображении. Необязательно создавать шедевры, главное - научиться комфортно проявлять свои переживания. Цель оправдывает средства, а ваша цель - привести себя в порядок.

Приёмы арт-терапии для борьбы с плохим настроением

Как упоминалось ранее, эта техника помогла многим людям справиться с симптомами стресса, с депрессией и плохим настроением.

С помощью простых приёмов вы можете восстановить себя за считанные минуты, вот некоторые из них.

Методы арт-терапии

Арт-терапия предлагает множество методов, которые существуют для психологической коррекции и воздействуют на психоэмоциональное состояние.

Методика арт-терапии базируется на тезисе, что каждый раз, когда человек лепит, рисует или пишет, его внутреннее «Я» отражается в этих зрительных образах .

Метод арт-терапии это синтез искусства и психотерапии для осуществления психологической помощи.

Арт-терапия имеет ряд направлений и методов, в основе которых лежат разные виды творческой деятельности.

Давайте рассмотрим некоторые методы арт-терапии.

  • Музыкотерапия - «лечение» музыкой. Известно, что прослушивание определённых музыкальных произведений или музыкальных инструментов освобождают сознание человека от страха, апатии, испуга, гнева и других отрицательных эмоций.
  • Цветотерапия . Практическое применение цветообразов благоприятно воздействует на психоэмоциональное состояние человека, помогает провести взаимосвязь эмоциональных переживаний с цветом.
  • Рисуночная терапия (изотерапия) . Побуждает к спонтанности и проявлению креативности с помощью процесса рисования, помогает в личностном развитии и при борьбе с плохим настроением.
  • Фототерапия . Как форма визуального искусства создаёт фотографические образы с целью достижения терапевтического эффекта. Технологии фототерапии: галерея образов, фоторепортаж, слайд-терапия, метафорический портрет. Применяется как помощь в повторном переживании отрицательного опыта, как «отражение» жизни человека и его проблем.
  • Библиотерапия (сказкотерапия) - помогает образовать связи между литературным произведением и поведением человека в реальной жизни. Перенос нереальных смыслов в реальность позволяет расширять рамки обычной жизни и справляться с любыми переживаниями.
  • Игротерапия . Цель игровой терапии - получить возможность «прожить» в игре волнующие ситуации, не меняя при этом свои поведенческие навыки. Часто применяется для коррекции поведения детей и подростков.

Арт-терапия, или «лечение искусством» базируется на убеждении, что в процессе вовлечения в искусство человек поддерживает изменения в своём внутреннем мире, прорабатывает травматический опыт прошлого, решает внутренние конфликты . Она предоставляет уникальную возможность использовать невербальное общение для безопасного выражения своих чувств, преодоления стрессовых ситуаций, улучшения взаимоотношений с окружающими.

Перечисленные методы арт-терапии каждый может выбрать на своё усмотрение. Все они прекрасно помогают и не требуют существенных материальных затрат. Если ваше настроение ухудшилось, вы не в состоянии преодолеть агрессию, гнев, уныние, страх, то обращение к искусству. Арт-терапия - простой и прекрасный путь к решению этих проблем.

Занимайтесь терапией с помощью искусства ( арт-терапией) и хорошего Вам настроения!

Видео: Арт-терапия - открытие себя

Жизнь каждого человека наполнена трудностями, переживаниями, грустью и радостью, депрессиями и воодушевлением. Несомненно, в нашем мире много разочарований, но арт-терапия поможет вам стать счастливее.

Проблемами неудачи становятся не всегда. Абсолютно любые неурядицы побеждают вас и лишают хорошего настроения только тогда, когда вы позволяете им это делать. Чтобы этого не происходило, необходимо пересмотреть оценочное восприятие мира, сделать его более гибким и позитивным. Позитивное мышление — это основа счастья, ибо любые несчастья и любые победы начинаются у нас в голове. Основной задачей арт-терапии является не избавление от негативных мыслей . Арт-терапия призвана научить вас жить с ними, не зависеть от них и не ощущать их, наблюдая лишь приятный спектр эмоций и приятные краски этого мира.

Что такое арт-терапия

Многие уже догадываются, что такая терапия связана с искусством, ибо слово «арт» в переводе с английского языка и означает «искусство». Терапия — это лечение. Депрессии и неуверенность в себе — это некая форма психологических проблем, отклонений. Многие люди дают арт-терапии статус психологического инструмента, однако основой всему является биоэнергетика.

Плохое жизненное событие, например, увольнение с работы или расставание с любимым человеком, оставляет шрамы. Дело в том, что каждый из нас имеет свое биополе и свой уровень энергетики, который должен быть стабильным и высоким. Проблемы создают дыры в нашем биополе, поэтому энергия выходит из нас, опустошая внутренний мир. Арт-терапия же заделывает эти дыры, а потом поднимает настроение. Вы спросите «как?», но ответ лежит уже в названии лечения.

Главными задачами арт-терапии являются:

  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки;
  • избавление от негативных эмоций: ярости, ненависти, злости, подавленности, грусти.

Арт-терапия излечит вас и ваш внутренний мир искусством. Суть программы в том, что любой человек может выступать как творец и как тот, кто наслаждается красотой того или иного произведения человеческого ума.

Вида арт-терапии

Многие ошибочно полагают, что арт-терапия — это только рисование. Рисование, несомненно, является сильнейшим инструментом изгнания негатива, однако видов терапии несколько:

  • рисуночная терапия;
  • музыкальная;
  • танцевальная терапия;
  • библиотерапия, или книжная;
  • фильмотерапия.

Самой распространенной и простой является рисуночная терапия. Именно с нее все началось. Проще всего заставить человека изобразить свои чувства на листе бумаги, чем попросить поведать о них на словах. Первый подвид такой терапии — созерцание произведений искусства. Конечно, не у всех есть возможность посещения Третьяковской галереи, но посмотреть на живопись можно и по-другому. Дело в том, что когда вы смотрите на что-то прекрасное, вы испытываете катарсис, то есть нравственное очищение.

Второй важный вид арт-терапии, который можно назвать близким к медитациям, - музыка. Этим видом терапии ежедневно занимается почти каждый из нас, когда идет на работу, едет на машине или убирается под музыку дома. Сила музыки огромна, ведь она действует на самые потайные участки нашего сознания. Удобство такой терапии в том, что правила можете выбирать вы сами, как и саму музыку. Есть специальные аудиомедитации со звуками природы. Когда вы лежите, а вокруг играет такая спокойная и одновременно пронзительная музыка, вы очищаетесь, расслабляетесь и начинаете чувствовать мир совсем иначе. Занимайтесь аудиотерапией как можно чаще — например, во время перерыва на работе или дома в любое свободное время. Уделите 10 минут спокойствию и умиротворению. Это укрепит ваше биополе и повысит энергетику.

Фильмотерапия — это тоже вид биоэнергетического лечения, которым пользуются почти все люди, не зная об этом. Красивые и эмоциональные фильмы лечат душевные раны, делают нас сильнее. Если вы будете смотреть кино о человеке, который смог победить себя самого, изменив свою жизнь, то вы сможете перенести это и на себя. Мотивирующие фильмы действительно помогают двигаться к цели, грустные очищают нас, а красочные делают богаче наш внутренний мир, повышая энергетику, убивая депрессии.

Не все люди читают, но библиотерапия — это мощный инструмент повышения энергетики и избавления от проблем. Он в чем-то может быть даже лучше фильмов, потому что вы работаете со своим собственным воображением, рисуя себе образы в голове. С другой стороны, многие психологи и специалисты по биоэнергетике рекомендуют писать свои собственные рассказы, стихи, новеллы. Весьма интересный факт заключается в том, что большинство писателей — веселые или сосредоточенные люди, которые не имеют серьезных эмоциональных проблем, потому что все они остаются на бумаге или в памяти компьютера в виде букв. Как и в рисовании, вы можете писать что хотите — это ваше право. Не ограничивайте себя.

Есть еще один тип арт-терапии, который требует от людей полной свободы — танцевальная терапия. Цель ее — снижение напряжения. Танцуете вы дома или вместе с кем-то в специальном месте, неважно. Главное, что вы танцуете, чувствуя музыку, выражая эмоции посредством языка тела. Танцы освобождают вас, делают более свободными. Не имеет значения ваш навык — тут главное быть самим собой. Если стесняетесь танцевать перед кем-то, танцуйте дома. Эта терапия может осуществляться самостоятельно.

Так или иначе, но каждый вид терапии хорош по-своему. Сделайте это своим хобби — играйте на гитаре или другом инструменте, запишитесь в школу танцев, рисуйте, читайте, смотрите кино и пишите стихи. Всё это обязательно поможет вам избавиться от гнева, ревности, страха, беспокойства и так далее. Хватит замыкаться в себе, ибо это убивает вашу энергетику, вызывая психологические проблемы и неприятности в любви, делах, здоровье и работе.

Помните о позитивном мышлении , развив которое вы сможете создавать для себя желаемую реальность. Мысли безграничны, потому что они свободны и невесомы, однако они в то же время имеют особый вес в психологическом и энергетическом плане. Научитесь видеть себя счастливыми, тогда так и будет. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и