Биографии Характеристики Анализ

Терапия творческим самовыражением. Основные этапы лечения

Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим са­мовыражением». Его основатель - известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.

М.Е, Бурно определяет свой метод как клинический, не пси­хоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдаю­щими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи:

Человек, страдающий каким-либо психопатологическим рас­стройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А, узнав свои силь­ные и слабые стороны, пациент может смягчить свое нега­тивное состояние, потому что наши недостатки - это про­должение наших достоинств.

Любое творчество высвобождает большое количество пози­тивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги. Занятия ТТС. практикуемые М.С. Бурно, проводятся в не­принужденной обстановке, при свечах, за чашкой чая, под мело­дичную классическую музыку. Пациенты в процессе групповых встреч сближаются друг с другом, часто становятся друзьями, поддерживающими друг друга.

На занятиях они слушают рассказы своих товарищей о самих себе, о художниках, скульпторах, писателях и музыкантах, пы­таясь вникнуть в особенности их характеров. Члены группы на живых примерах видят, как творческая деятельность помогала многим людям. Поэтому, глядя на них, они могут начать жить своей собственной творческой жизнью, которая может иметь раз­ные формы - от переписки с врачом до ведения дневников и при­думывания своих собственных рассказов и повестей.

Как отмечает М.Е. Бурно, метод ТТС особенно эффективен в лечении пациентов с различными дефензивными нарушениями и как профилактика нервной патологии у здоровых людей, испы­тывающих расстройства настроения дефензивного характера в рамках нормы.



Принятый в клинической психиатрии термин «дефензивный» (от лат. defensio - оборона, защита) по своему содержанию про­тивоположен термину «агрессивный» и подразумевает смешение пассивной оборонительности с ранимостью, сопровождаемое пе­реживанием чувства неполноценности.

Дефензивность обнаруживается как ведущее расстройство у многих больных неврозоподобной шизофренией, у психастенических и астенических психопатов, у дефензивных шизоидов, циклоидов, эпилептоидов, дефензивных истерических психопа­тов, у больных алкоголизмом и наркоманов склада. В Большом Городе таких людей - огромное количество.

Расстройства настроения подобного характера нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помо­гает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не об­ращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к ле­карствам, алкоголю или наркотикам.

Творчество в ТТС понимается широко - как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда - созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества - прояв­ление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоро­вый человек познают в творчестве свою уникальность, становят­ся самими собой и освобождаются от тягостной неопределеннос­ти, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим са­мовыражением (объединяющей на едином основании лечение че­рез общение с музыкой, живописью, архитектурой, лечение со­зданием творческих произведений и т. д.) - это целебное ожив­ление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживание - вдохновение.

Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:

Терапия создания творческих произведений (рассказов, ри­сунков, фотографий и т. д.) с целью обнаружить во всем этом свою личностную особенность и сравнить свое творчество с особенностями творчества своих товарищей по группе;

Терапия творческим общением с природой (с поиском себя в природе через созвучие и несозвучие с определенными расте­ниями, насекомыми, ландшафтами и т. д.);

Терапия творческим общением с литературой, искусством, нау­кой (поиск созвучного в различных произведениях культуры);

Терапия творческим коллекционированием (собирание пред­метов, созвучных и несозвучных - для выяснения своих осо­бенностей);

Терапия проникновенно-творческим погружением в про­шлое (общение с дорогими душе предметами детства, с пор­третами предков, изучение истории своего народа, истории человечества - с целью отчетливее познать себя в созву­чии со всем этим, свои «корни», свою неслучайность в мире);

Терапия ведением дневника и записных книжек (разнооб­разные творческие записи обнаруживают, подчеркивают особенности их автора);

Терапия домашней перепиской с психотерапевтом (как воз­можность проявить личностную особенность в живой пере­писке);

Терапия творческими путешествиями - поиски себя в по­знании нового, незнакомого в путешествии;

Терапия творческим поиском одухотворенности в по­вседневном - увидеть необычное в обычном, возможность усмотреть и почувствовать окружающий мир лишь позна­вая обычное по-своему, личностно).

Все эти виды творческой активности способствуют обога­щению и развитию личности как пациента, так и здорового че­ловека. Главное - чтобы пациенты соблюдали и руководство­вались сами для себя тремя принципиальными положениями:

Познай характеры людей;

Найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;

Выбери для себя, сообразно своему характеру, путь в жиз­ни, род занятий и увлечений.

Нижеследующие музыкально-психотерапевтические фор­мулы нацеливают человека на поисковую активность и форми­руют необходимые установки на творчество. Они - плод кол­лективного творчества группы, занимавшейся музыкальной психотерапией.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфе­ре психологического воздействия на человека как с лечебны­ми, так и немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при по­мощи творческой деятельности, сознательно и целенаправлен­но прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помо­гает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и подниматься на новую ступень в своем развитии.

Личность, здоровье и творческая смелость

При всех прочих равных условиях творческий человек, как можно заключить из сказанного выше, более живуч и более здоров. Поэтому повышение творческого потенциала оказы­вается важным не только для профессионального роста, но и для хорошего самочувствия.

Чертами творческой личности, согласно американскому психологу К. Тэйлору, являются: стремление быть на передо­вых рубежах в своей области; независимость и самостоятель­ность суждений, стремление идти своей дорогой; склонность к риску; активность, любознательность, неутомимость в поис­ках; неудовлетворенность существующими традициями и ме­тодами и отсюда - стремление изменить существующее поло­жение дел; нестандартность мышления; дар общения; талант предвидения. (Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и в науке. М., 1991). Другие исследователи указывают на такие черты творческой личности, как богатство фантазии и интуиции; спо­собность выходить за рамки обычных представлений и видеть предметы под необычным углом зрения; способность разре­шать тупиковые ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения, оригинальным путем.

Человек творческий готов творить и создавать нечто для него интересное без всякого материального вознаграждения, ибо самая большая радость для него - это сам процесс твор­чества. И в конце концов от этого он выигрывает в смысле сво­его здоровья и радостного мироощущения. Этого не дано мало творческому человеку, ибо, как сказал Элберт Хаббард: «Кто делает не больше того, за что ему платят, никогда не получит больше того, что он получает».

Современные психологические исследования говорят о том, что жизненные установки, характерные для творческой лич­ности, можно воспитывать. Для этого в книге Стенберга Р. и Григоренко Е. «Учись думать творчески» приводятся следую­щие 12 стратегий. Для этой цели учитель должен:

Быть примером для подражания.

Поощрять сомнения, возникающие по отношению к обще­принятым предложениям и допущениям.

Разрешать делать ошибки.

Поощрять разумный риск.

Включать в программу обучения разделы, которые бы по­зволяли учащимся демонстрировать их творческие способности; проводить проверку усвоенного материала таким образом, чтобы у учащихся была возможность применить и продемонстрировать их творческий потенциал.

Поощрять умение находить, формулировать и переопреде­лять проблему.

Поощрять и вознаграждать творческие идеи и результаты творческой деятельности.

Предоставлять время для творческого мышления.

Поощрять терпимость к неопределенности и непонятности.

Подготовить к препятствиям, встречающимся на пути твор­ческой личности.

Стимулировать творческое развитие.

Найти соответствие между творческой личностью и средой. (Стенберг Р., Григоренко Е. «Учись думать творчески»

12 теоретически обоснованных стратегиий обучения твор­ческому мышлению. Основные современные концепции твор­чества и одаренности. М., 1997. С. 191-192.)

Американский психолог Торранс выявил у творческих людей такие личностные черты, как стремление к превос­ходству, к риску, к нарушению привычного порядка, тяго­тение к независимости, радикализм, напористость, упрям­ство, дерзание и смелость. Эти черты личности связаны с определенной долей агрессивности. Можно предположить, чтовоспитание в себе здоровой агрессивности, связанной с общей стеничностью и стремлением к позитивному само­утверждению - один из путей к здоровью. Одним из поло­жительных качеств агрессии является то, что она способ­на подавлять страхи и беспокойства, которые являются оп­ределяющими свойствами невротизированной личности.

Доминирование эмоции страха по мнению ряда исследо­вателей есть препятствие для формирования черт креатив­ности. Страх делает человека ригидным, предопределяет привязанность к традиционным формам, ограничивает стремление к самостоятельным поискам, в страхе люди лег­че поддаются внушению. При снятии чувства страха креа­тивные показатели резко повышаются. Поэтому при ис­пользовании методики брэйнсторминга, нацеленной на по­иск решения проблемной ситуации, категорически запрещается какая-либо критика вносимых предложений. Таким простым правилом работы значительно увеличива­ется шанс творческих находок.

Бурно Марк Евгеньевич - врач психиатр-психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования Федерального агентства по Здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации» (Москва).

Родился в 1939 году, окончил 2-й Московский Государственный Медицинский Институт им. Пирогова в 1963 г. С 1963 г. по 1965 г. работал врачом-психиатром в Калужской области, а с 1965 г. по 1970 г. - психиатром-психотерапевтом и наркологом в Психоневрологическом диспансере № 2 (Москва).

В 1969 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата медицинских наук «О личностях, особенно предрасположенных к алкоголизму». В 1970 г. избран по конкурсу на должность ассистента кафедры психотерапии РМАПО, в 1976 г. - на должность доцента. В 1998 г. приглашен Федеральным центром по психотерапии (при Психоневрологическом институте Бехтерева в Санкт-Петербурге) защитить докторскую диссертацию по докладу «Терапия творческим самовыражением». К тому времени этот психотерапевтический метод, разработанный М.Е. Бурно, сложился в отечественную школу-направление. Защитил докторскую диссертацию в том же году. В 1999 г. избран по конкурсу на должность профессора кафедры.

Имеет более 200 публикаций, из которых 7 книг и 4 главы в руководствах. С 1983 г. ответственный по кафедре за работу с клиническими ординаторами. Под научным руководством М.Е. Бурно защищены 4 кандидатские диссертации. Читает основные курсы лекций по психотерапии, обучает слушателей и клинических ординаторов методам клинической психотерапии, которыми владеет смолоду.

Книги (5)

Клинический театр-сообщество в психиатрии

В книге обобщен опыт 15-летней работы с особым лечебным театром в психиатрии. Это не Психодрама и не Драматерапия.

Это частица отечественного клинико-психотерапевтического направления-школы — Терапия творческим самовыражением М. Бурно. Настоящий театр-сообщество помогает жить с целебным светом, смыслом в душе — даже тяжелым пациентам с хроническими тревожно-депрессивными расстройствами, переживанием своей неполноценности, чувства одиночества, бессмысленности своего существования.

Для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов, социальных работников.

О характерах людей

Очерк этот считаю психотерапевтическим в широком смысле и потому, что, быть может, с облегчением увидим-почувствуем из него характерологическую природность каких-то наших слабостей, тягостных переживаний, проступков и т. д. Простим себе то, что возможно простить. Простим и другим их природные слабости. Разглядим у других людей важное, ценное и для нас переживание, умение, не доступное нам.

Как важно, особенно для самобытного, талантливого человека, быть самим собою на своем жизненном пути в Человечестве, делать в жизни свое Добро, совершенствоваться в своем, то есть в том, что получается лучше, нежели у многих других, и лучше, чем другое у тебя же...

Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением

Терапия творческим самовыражением (ТТС) — отечественный психотерапевтический метод, созданный, разработанный (в настоящем его состоянии) профессором кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно и многими его последователями. Корни метода — в классической клинической психотерапии стран немецкого языка и России, в российской культуре и природе.

Более десяти лет метод применяется, развивается у нас и в зарубежье психотерапевтами, психологами, педагогами; создаются новые варианты метода (в том числе внелечебные).

Настоящее Руководство создано исследователями-практиками, работающими в ТТС. Руководство поможет практически применять этот сложный одухотворенный метод при различных душевных расстройствах и «здоровых» трудностях.

Книга адресована психиатрам, психотерапевтам, психологам, педагогам, теоретикам психотерапии, философам, культурологам, всем интересующимся терапией духовной культурой.

Терапия творческим самовыражением

В книге представлен многолетний опыт эффективной психотерапии психопатий и малопрогредиентной шизофрении с дефензивными проявлениями.

Подробно изложен разработанный автором психотерапевтический прием — терапия творческим самовыражением. Прием включает в себя различные методики терапии творчеством — терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой, с литературой, искусством, терапия творческим коллекционированием и т. д.

Если Вы возьмете лист бумаги, краски или карандаши и нарисуете все, что придет вам в голову, то хороший специалист сможет по этому рисунку определить ваше психологическое состояние, прочитать ваши проблемы и страхи. Выполните это задание и взгляните на рисунок, который у Вас получится. Пустая середина или нет? Весь лист занят или где-то сгруппирован в одном месте? Какие краски преобладают красные, черные, коричневые или светлые? А может линии правильные, ровные, но мертвые и бездушные? Это может увидеть не только специалист, но Вы сами можете определить, что пора лечить душу. Именно это изучает Арт-терапия - это метод исцеления творчеством человеческих душ.

Каждый способен к самовыражению различными способами, через подбор прически и одежды, через движение, через рисунки, через поэзию и прозу. Для любой творческой личности – это единственная возможность заявить о себе, рассказать о своих чувствах, переживаниях и мыслях. Не правильно делить людей на нетворческих и творческих. Все люди способны творить, только разная в этом необходимость, у кого-то сильнее, у кого-то слабее. Именно Арт-терапия дает возможность для самовыражения, для удовлетворения своих потребностей. Это и есть основная ее задача.

Арт-терапия использует творческие возможности человека. Чтобы выразить себя через рисунок, совсем не обязательно быть художником. Важнее внутренний мир, чем правильность выполнения рисунка. Понимание языка творчества, умение его использовать помогают открывать новые качества в себе и других людях. Позволяет лучше понимать свои желания и потребности, противоречия и ресурсы. Не так просто овладеть этими качествами, но владение ими дает новые возможности, открывает новые горизонты. Задача, которую ставит и решает арт - терапия это не научить человека рисовать, сочинять музыку и стихи, а научить творить в самом широком смысле этого слова. Творить свою судьбу, свою жизнь, так как этого хочется самому человеку.

Сегодня, увы, забывается творческий подход к своей жизни. Сейчас большинство людей придерживается мнения, что жизнь людей предопределена еще с детства, уверены, что общество само диктует нам свои условия. Сегодня человек все чаще живет в постоянной борьбе за выживание, главное изворотливость, скорость, напористость, сила. Мы все чаще привыкаем смотреть на вещи с практической точки зрения, с точки зрения личной выгоды. Если есть проблема, те есть и есть и ее решение. Нам надо делать то одно, то другое, мы должны. А что и кому мы должны?

В арт-терапии используются символические образы, именно через них нам открывается доступ до этих не известных нам возможностей и способностей, развиваются различные способы мышления, меняется восприятие, оно становится более полным. Появляется возможность лучше себя понять, получить больше уверенности. Это возможность прояснить смысл через формирование понимания уникальности своей личности.

К творчеству мы относим различные виды деятельности человека, для достижения определенной цели. Творчество - это и лепка, и рисование, и танцы, и сочинение стихов и музыки, и многие другие виды действия.

Арт-терапия - это относительно новое направление психиатрии, хотя основы уходят все к тому же З.Фрейду. Это не медикаментозное лечение заболевания, а метод раскручивания внутренних возможностей и способностей человека, раскрутка креативности, внутренней гармонии и развития человека. Арт-терапия полагается на свойство человека отражать свое внутреннее состояние в визуальных образах.

Человек, который ощущает горе или радость, боль, поражение или победу, может нарисовать свое состояние, выразить в стихах и танце, может отразить это состояние в музыке. Приемы, которыми пользуется Арт-терапия позволяют снимать психоэмоциональное напряжение, открыть творческие способности, изменить отношение к миру, к близким и окружающим людям. Не надо иметь профессиональную подготовку для работы в данном направлении, не надо иметь каких-то специальных способностей. Самое главное - получать удовольствие от самого процесса от того, что делаете.

Обратите внимание на картины различных авторов, ведь каждая из них несет свои эмоции, это выплеск эмоции, где-то положительных, где-то нет. Аналогичное явление, мы можем видеть и в литературе, и в музыке. Творчество позволяет посмотреть на свой внутренний мир со стороны.

Музыка для печени!

Не надо доказывать и объяснять, что музыка на нас оказывает удивительное влияние. Сейчас можно встретить различные музыкальные альбомы: " Печень", "Мигрень", "Пищеварение". Эта музыка пользуется большой популярностью, для лечения различных систем организма. Действие происходит на психологическом уровне, музыка вызывает потрясение, волнение. Попробуйте найти свое музыкальное произведение, которое отразит ваше эмоциональное состояние в данный момент времени, успокоит или взбодрит. Музыка всегда вызывает сильные эмоции в душе, несет заряд энергии, благоприятно воздействует на человека.

Попробуйте услышать "внутреннего ребенка"

Могут возникнуть мысли, стыдно и несерьезно во взрослом возрасте заниматься лепкой, рисованием, но это большое заблуждение. А в душе каждого очень серьезного и очень взрослого человека всегда живет внутренний ребенок, который только и ждет, когда его хозяин, сняв все ограничения и штампы "серьезности", опять прикоснется к светлому и прекрасному миру творчества и детства.

А что по этому поводу говорит наука?

Физическая боль уменьшается от созерцания прекрасного - это научно доказано учеными неврологами университета Бари (Италия). Участники эксперимента выбирали из сотни предоставленных им картин 20 прекрасных и 20 некрасивых картин (по мнению участников). Потом у них, с помощью лазерного импульса, вызывали болезненные покалывания и просили просматривать, неотрываясь, отобранные картины. При подведении итогов эксперимента обратили внимание, что когда испытуемые смотрела на прекрасные картины, в том числе и Боттичелли, их ощущения были меньше почти на треть, чем при просмотре «некрасивой картины» или вообще пустого холста.

Преимущество метода исцеления души, в основе которго лежит рисунок, танец, театр, музыка или движение, в том, что пациенту даётся возможность самовыражения без слов. А так как происходящее в фантазиях тесно связано, как правило с событиями реальной жизни ребёнка, у нас появляется возможность увидеть мир его глазами.

Мы с десятилетней Олей подходим к игрушкам, - рассказывает Наталья Кобкина, специалист по драммотерапии детей и подростков. - Я прошу девочку посмотреть на игрушки и выбрать одну. Оля выбирает белую зайчиху. Я прощу дать зайчихе имя. Оля выбирает имя Минни. Спрашиваю девочку, как дела у Минни, и получаю ответ:
- Я же заяц, значит должен бежать. Извини...
- Я спрячусь в скалах, мне страшно! - при этом она прячет Минни за спину.
- Чего ты боишься?
- Шума. И лесных зверей, - отвечает она. - Я хочу забраться в большие скалы и спрятаться там. Не хочу, чтобы меня нашли.
- Почему? - спрашиваю я.
- Они меня разорвут. Большие звери съедят меня, потому что я маленький зайчик, а тигры и слоны могут меня растоптать.

Оля нуждается в лечении из-за проблем в общении, замкнутости. При помощи Минни нам удалось поговорить о чувствах девочки, которую недолюбливают в классе.
У неё не было друзей, она отказывалась принять это, но замкнулась в себе.

Лечение творчеством

Это общее название целого комплекса воздействий различных видов искусства, чья цель - укрепить здоровые проявления в человеке, поддержать процесс изменения к лучшему его души и тела. Лечение творчеством основывается на раскрытии себя в рисунке, драме, литературе, музыке, театре - для больших и маленьких, здоровых и нет, всех и каждого.

При помощи фантазии пациент не только развлекается, но проявляет тайные мотивы своего поведения. События в выдуманном мире обычно связаны с реальными событиями, что позволяет проникнуть в то, что ребёнок скрывает, увидеть мир его глазами.

"Творчество даёт свободу самовыражения, позволяет оторваться от действительности и взлететь на крыльях фантазии, - говорит Наталья. - В терапии важен сам акт творения, а не его плоды. Вначале вообще нет никакой связи с талантом или творческими способностями. Во всех нас они присутствуют, а особенно в детях. Но в отличае от взрослых малыши не скованы стремлением к отличному результату и могут действовать совершенно свободно."

Важно, чтобы ребёнок занялся тем видом творчества, который му по душе, а не тем, который ему подходит по мнению родителей. На терапию направляются дети, имеющие проблемы в поведении или общении, страдающие от стресса, гиперактивные, с проблемами в учёбе, замкнутые в себе. Творческий процесс позволяет использовать те символы, что связаны с самозащитой человека, подобно свободным асоциациям, используемым в конвенциональном психоанализе, подобно той защите, что мы чувствуем во сне.

В процессе игры ребёнок может отделиться от проблемы, которая его беспокоит, переложить её на другого - куклу, нарисованный образ или на того, чью роль играет. В игре проявляются важные ситуации из жизни ребёнка, он открывает свои чувства без боязни. Его чувства, желания, потребности переносятся на вымышленный образ. Так ребёнок может увидеть себя сос стороны, увидеть проблему и избавиться от неё.

Драмотерапия - раздвоение личности

Истоки драмы кроются в Древней Греции, смысл слова - действие, занятие. Драматическое действо в терапии использует любые способы выражения - взгляд, черты лица, движения тела, пантомиму, ролевую игру, кукольный театр, карнавал масок...

Наш актёр проявляется сразу в двух образах, который он играет и как свой собственный прообраз. В игре ребёнок вновь проживает свой день, совмещая реальность и фантазию. С помощью фантазии он словно отдыхает от реальности, видит её сос стороны. Он покидает на время своё привычное Я, он сам себя создаёт, возникает незнакомец с другими мыслями, чувствами, поведением.

По словам Натальи Кобкиной, драмотерапия особенно подходит детям, ведь в детстве игра приносит так много удовольствия. Многие взрослые считают ролевые игры баловством, особенно те, которые тщательно подавляют всякое проявление ребячества в себе. Они воспринимают игру как угрозу. Дети же наслаждаются игрой, легко меняют роли, костюмы, возятся с куклами. И с помощью драмотерапии происходит освобождение, проблемы решаются, и ребёнок учится управлять собой, постигает искусство жить среди других, общаться, работать в коллективе и справляться с любой ситуацией.

Лечение движением - разрядка и освобождение

Зал для терапии в движении представляет большое и уютное помещение, на полу которого брошены маты, чтобы дети могли прыгать и падать сколько угодно, везде игрушки, которые можно пинать и бросать, а со стен и потолка свисают кольца, мячи, другие снаряды. Эта терапия основывается предположении о существовании о тесной связи между душой и телом.

"Движение становится непосредственно общением, - говорит Алексей Ягодный, специалист по лечению детей с помощью телодвижений. - При помощи тела можно проследить душевный настрой и вести беззвучный лечебный процесс. Терапия в движении подходит для всех, ведь речь идёт о тех первичных навыках, которыми владеет каждый. Тем детям, которые не могут выразить себя с помощью слов, этот метод подходит лучше всего. Иногда истоки проблемы кроются в том периоде, когда малыш ещё не говорил. При помощи движений мы возвращаемся в то время и находим пути к исцелению. А поскольку движение зачастую связано с музыкой и ритмом, мы иногда используем музыкальные инструменты: барабаны - для быстрого танца, погремушки и серьёзные инструменты - для долгих композиций".

Алексей рассказывает, что большое внимание уделяется взаимодействию с окружающей средой. Тут необходима помощь родителей, учавствующих в занятиях и проходящих соответствующий инструктаж.

Такая терапия подходит и детям - аутистам, и детям с другими проблемами в общении.

"Иногда ребёнку не под силу выразить свои чувства словами, - говорит Алексей. - потому что он считает их запретными или угрожающими другим. В процессе лечения он выражает себя в движении - и получает разрядку. Здесь ребёнку позволено любое физическое проявление, и он знает, что окружающие поддержат его. Здесь возникает связь без слов, приближающая детей к полноценному общению, дающая чувство понимания".

Лечение музыкой - опыт физического контакта

Алла Силаева, специалист в области лечения музыкой детей-аутистов, рассказывает: "Музыка не требует слов, в этом её преимущество. И подходит всем. Многим людям, особенно детям, трудно учавствовать в лечении, основанном на беседе. Музыка же позволяет проявить свои чувства, желания, ощущения без угрозы, слышной в словах. Этот путь подходит тем особым пациентам, кому легче обойтись без слов".

Терапия опирается на составные части музыки - мелодию, пение, ритм - путём использования известных мелодий. Музыка изменяется в соответствиями с ощущениями пациента.

"Моя цель - сопровождать ребёнка постоянно, принимать его таким, какой он есть, и помочь его понять самого себя. Я стучу в ту дверь, которую он открывает. Вместе с одними мы сочиняем мелодии, другие любят петь, а кто-то танцевать. Агрессивные дети снимают агрессию, занимаясь музыкой, бьют в барабан, шумят, избавляясь от избытка энергии. Иногда кто-то полгода раскладывает барабанные палочки в тишине и вдруг взрывается морем звуков. А я терпеливо жду, потому что у каждого свой темп.

В работе с аутистами важно дать им представление о своём теле и своём Я. Когда тело ребёнка отзывается (естественно!) на звуки музыки, он ощущает каждый орган - ножки, ручки, животик. Так он осознаёт своё тело - через музыку, а не через грубые прикосновения", - говорит Алла.

Музыка и движение тесно взаимосвязаны, так что музыкотерапия сочетается с терапией в движении. Музыка - единственный вид искусства, заставляющий нас плясать, связующий воедино душу и тело. Таким образом, лечение музыкой полезно тем, кто теряет взаимосвязь сос воим телом, не любит его.

Обнаружено, что ритм воспринимается телом человека лучше, чем сама музыка. Дыхание, походка, сердцебиение и секс - все они подчиняются определённому ритму.

Лла говорит, что одна из наиболее важных процедур для детей-аутистов связана именно с ритмическими музыкальными инструментами, организующими и направляющими ритм. Игра на них стимулирует двигательные навыки и даёт чувство самовыражения. Занятия музыкой позволяют развивить у детей-аутистов те навыки, которые невозможно развить никакими дургими способами.

Под звуки музыки они легче осваивают новые движения. Дети, не владеющие речью совершенно, производящие впечатление отсутствующих в нашем мире, при помощи музыки способны научиться принимать участие в выступлениях и легче развивают речь.

На более продвинутом этапе лечения можно попробовать самим сочинить мелодию, что требует от ребёнка внимания, умения сосредоточиться и сотрудничать с другим человеком.

Так с помощью музыки аутист учится налаживать связь с внешним миром - связь, которая не прервётся за стенами лечебницы.

Пластика - определение твоего места в мире

Елена Гошева, занимающаяся с детьми лепкой и рисунком, учит их так: "Зажмурьтесь и погрузитесь в свой мир, в своё воображение... Осмотритесь хорошо вокруг - на что это похоже? Представьте своих близких - какими вы их видите? Попробуйте перенести их образ на бумагу. нарисуйте свой мир, найдите в нём место каждому предмету. Найдите в нём место для себя..."
Рисунок открывает дорогу к понятию внутреннего мира детей. С помощью лепки и живописи дети отображают всё то, на что у них не хватает слов. На бумаге легче упорядочить свои чувства, понять самого себя.

"До десяти лет почти все дети рисуют, это часть нормального развития, - говорит Тамара Николаева, специализирующаяяся на терапии с помощью изобразительного искусства. - До этого возраста рисунок - часть игры, естественный способ самовыражения. Позже появляется критичность к своим работам, к работе относятся как к проверке способностей. Малыши же очень увлечены процессом и материалами, пользуются разнообразными красками, карандашами, углём, клеем, пластилином, песком, пёрышками..."
При помощи красок, фигур и линий дети приоткрывают нам свой внутренний мир. Рассматривая рисунки, мы узнаём о жизни своего реьёнка - какими он видит нас, свою семью, как он чувствует себя в этой жизни.

"Важно помнить, что рисунок - это лишь повод начать беседу, - подчёркивает Тамара.-Рисунок никогда не откроет взрослому однозначной правды, рисунок лишь отражает чувства ребёнка. Поэтому нужно выяснить у малыша, что он хотел изобразить, что значат для него нарисованные предметы".

Например, если в детской работе много чёрного цаета, можно предположить, что он в депрессии и "видит всё в чёрных тонах", а на самом деле для этого ребёнка чёрный цвет ассоциируется всего лишь с соседской собакой, с которой он дружит и которая для него - радость и счастье.

Так что нужно не обощать, а анализировать работу на основе дружеского разгоаора с малышом.

У некоторых детей рисунки свидетельствуют об их отношении к жизни, у других работы отражают тот мир, в котором им хотелось бы жить. Так что важно дать каждому возможность разъяснить, что же он имел в виду.

Рисунок совсем не обязан быть реалистичным, многие дети выражают себя, используя линии, пятна, сочетание красок или геометрических фигур.

Не менее важной частью терапии является возможность для детей возможность вдоволь повозиться с материалами, выпаскаться в них. Например, при работе с песком (отличный подручный материал для любого возраста!) Песок приятно трогать, пересыпать. Если добавить воды - его можно замесить и лепить фигурки, высушить и снова намочить. Игра с песком даёт простор фантазии, можно строить пещеры и замки, топить и закапывать. В ящик с песком можно добавить игрушки и разные предметы, это позволит создать целый воображаемый мир. Песок превращается в море и сушу, поле боя, горы, пляж и ещё, ещё, ещё...

Другое преимущество песка - фигуры из него легко разрушить. Агрессивный ребёнок сам пушается своего желания нанести вред окружающим, тех сил, что бушуют в нём. Строя из песка, он выражает свои чувства, он хозяин этого созданного им же мира и вправе сохранить или разрушить его. В процессе терапии мы предполагаем, что ребёнок научится освобождаться от злости, управлять ею, перестанет бояться наказания и разрушительной силы своего гнева.

Играя с материалами, мы даём детям физичекое ощущение свободы. Ребёнок, извозившийся по уши в подручных материалах и не боящийся получить замечание, полностью погружается в работу и максимально раскрывается в ней.