Биографии Характеристики Анализ

Советы как вести себя в конфликтной ситуации. Важные правила поведения в конфликтной ситуации

Модель поведения – это целый ценностно-нормативный комплекс характерных черт человека, которые являются образцами эмоций, действий, точек зрения, поступков и принципиальных установок индивидуума.

Как и где проявляется модель поведения?

Замечали ли вы, что некоторые способны думать, анализировать и бесстрашно оборонять свою позицию, в то время как их «противоположности » полагаются исключительно на эффект толпы и приобретают явную пассивность в принятии любого решения? Это и есть модели поведения человека в обществе.

Мы ведем себя принципиально по-разному в разных ситуациях. Кто-то может быть силен духом, деспотичен и даже агрессивен, но относительно каких-либо слабостей, этот же человек тотчас же трансформируется в аддиктивного подростка, который забывает обо всех своих установках и принципах, завидев вожделенный объект.

Существуют и противоположные примеры – пассивная и спокойная, на первый взгляд, женщина, может превратиться в настоящего безжалостного зверя, защищая своего ребенка. Все это говорит об одном: модели поведения не являются стабильной и постоянной функцией человека, и могут существенно видоизменяться с течением жизни и под влиянием определенных ситуаций.

Проявления индивидуума в конфликте

В психологической литературе выделяют несколько основных моделей поведения в конфликте. Каждая из них является ведущей в общем восприятии того или иного человека. Часто ли вы замечали требование к соискателям, касающееся бесконфликтности, ища работу? «Бесконфликтность » – понятие довольно абстрактное. Человек может обладать деструктивной тактикой общения, но, до поры до времени, сдерживать себя в нужной ему ситуации.

Психологические модели «стрессового » поведения людей могут зависеть от типа и повода конфликта, его образа, ценности межличностных отношений для конкретного индивидуума, психологических и этических свойств участников ссоры.

Модели поведения личности дают конкретную установку на завязку, продолжительность, динамику и метод решения конфликта. Исходя из этого, можно сделать вывод, что эти особенности также могут варьироваться в зависимости от отношений оппонентов, их чувств друг к другу, желания уладить ситуацию, или, напротив, «разжечь » ее еще сильнее.

Итак, в конфликтной ситуации различают три основных модели поведения:

  • Конструктивная;
  • Деструктивная;
  • Конформистская.

Продуктивный конструктив

Оптимальный вариант для решения любого спора. Люди, обладающие конструктивной моделью поведения, вовсе не пассивны и не замкнуты в себе. Они стараются найти «корень зла» и быстро нейтрализовать его.

Человек с такой позицией легко идет на уступки, если примирение для него более важно, чем доказательство своей правоты. Даже если он на 100% прав, не станет давить на собеседника своими умозаключениями, внимательно выслушает его, не перебивая, и проанализирует его позицию. Он никогда не расценивает собственную точку зрения как единственно верную.

Никогда не доверяет источникам информации, которые общепринято считаются истиной в последней инстанции. Он руководствуется исключительно конкретикой в данном конфликте, старается уладить его при помощи поиска компромисса, и в дальнейшем не возвращаться к поводу ссоры.

Для конструктивной модели характерна завидная выдержка и самообладание. Конструктивная личность никогда не станет уязвлять своего оппонента, унижать его достоинство, указывать на его ошибки. Она говорит предельно спокойно, не повышает тона, соблюдает этикет. Независимо от почвы конфликта, «конструктив » отличается чрезвычайно доброжелательным отношением к своему собеседнику, но не доходит до всепрощения.

В повседневном общении представители данного типа приветливы, немногословны, лаконичны и кратки, зачастую экстраверты и альтруисты. Не участвуя в ссоре, а будучи ее наблюдателем со стороны, «конструктив » выступает в роли миротворца, стараясь извлечь приемлемое для обеих сторон решение. К сожалению, данная модель все реже встречается в современном обществе.

Разрушительный деструктор


Полная противоположность первой модели поведения в конфликте. Представители данного личностного типа стремятся к одной цели – постоянное расширение, усиление и стабилизация конфликтной ситуации. Их внутренняя психология направлена на принижение партнера всеми удобными способами. Нередко это доходит до открытых оскорблений и крайне негативной оценки личности оппонента.

Свойственная слабость таких людей – неумение держать себя в обществе и постоять за себя корректно. Доказательство своей правоты нередко переходит в явные насмешки над окружающими, принижение их мыслительных способностей, позицию недоверия и подозрительности по отношению к соперникам. Причем нередко эта самая подозрительность основана на поступках самого «деструктива », которые он пытается уличить и осудить в других людях.

Уладить спор с таким представителем практически невозможно; порой кажется, что от его разжигания он получает недюжинную эйфорию. И действительно, в обиходном общении таких людей называют «энергетическими вампирами ».

Они успокаиваются лишь тогда, когда их «жертва » становится полностью измотанной горячим спором. Как правило, исход конфликта не приводит ни к какому конструктивному решению. Чаще всего, ссоры повторяются снова и снова, приобретая яркий экспрессивный оттенок.

«Деструктив » нередко нарушает все нормы этикета, может жестоко высмеивать и нецензурно бранить оппонента. Для него вполне характерно «распускание рук ». Деструктивная модель поведения никогда не может быть оправданной, поскольку она несет разрушающие аспекты в отношения.

Опасный конформизм

Как бы это ни казалось странно, наиболее опасная модель поведения в конфликте. Если «деструктива » можно легко успокоить, нарочито согласившись с его «единственно верным » мнением, то «конформист » способен превратить в «деструктива » даже лояльную личность.

Конформистское поведение в ссоре заключается в крайней степени пассивности и слабости. Человек, обладающий такой характерной чертой, склонен уходить от каких-либо острых вопросов и выяснений, без чего найти компромисс практически нереально. Для него свойственен абсолютно аморфный стиль общения, постоянное «поддакивание » собеседнику, бегство от анализа спора.

При этом «конформист » является совершенно непоследовательным в своих суждениях, словах, оценках и точке зрения. Сегодня он может идти вам на уступки, чтобы избежать конфликта, прежде всего, спасая себя, а завтра снова может его разжечь, высказав совершенно противоположную сегодняшней точку зрения.

«Конформисты » легко соглашаются с оппонентом, причем нередко это выглядит так, будто его попросту не слушают и игнорируют. Представители данного типа часто разжигают агрессию в партнере, или становятся ее главными провокаторами.

Аддиктивное поведение – разновидность деструктивного поведения, которая наносит существенный вред как самому индивидууму, так и его окружению. Под аддикцией понимают стремление ухода от реальности путем изменения собственного сознания. Инструментом для этого часто становится алкоголь, наркотик или психотропное вещество.

Какие существуют психологические модели аддиктивного деструктивного поведения?


  • Успокаивающая – прием наркотиков или алкоголя с целью стать веселее, спокойнее и общительнее;
  • Коммуникативная – прием наркотиков и алкоголя с целью улучшения коммуникативных навыков в общении, дружбе и любви;
  • Активирующая – вредные привычки становятся источником сил, бодрости, уверенности, смелости и хорошего настроения;
  • Манипулятивная – использование психоактивных веществ с целью продемонстрировать свою неординарность, уникальность, исключительность и превосходство;
  • Гедонистическая – прием ПАВ и спиртного обусловлен стремлением расслабиться физически, достичь эйфории;
  • Конформная – быть «как все », угнаться за модой на «препараты », подражать кумиру-наркоману;
  • Компенсаторная – нацелена на компенсацию проблем и чувства собственной неполноценности.

Помните – все перечисленные свойства не являются постоянными, и подвластны вашей коррекции. Если вы хотите изменить мир к лучшему – начните с себя! Займитесь самоконтролем и самодисциплиной!

Язык общения – пожалуй, самое замечательное изобретение человечества за всю его историю. Во многом благодаря языку человек стал тем, кем он стал. Все мы постоянно общаемся, притом как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми. При этом каждому из нас время от времени приходится общаться со сложными, конфликтными людьми. Как с ними себя вести, чтобы они не испортили настроение? Ниже приведены 15 простых советов, которые помогут Вам оптимально реагировать на конфликтные ситуации.

  1. Сохраняйте спокойствие. Не поддавайтесь на провокации. Конфликт можно предотвратить, если Вы уверены в себе и ведете себя соответствующим образом. Отвечайте на выпады вежливо, спокойно и уверенно. Ответ спокойствием на агрессию сорвет любую атаку. Если собеседник, несмотря на Ваши усилия, продолжает диалог на повышенных тонах, не стесняйтесь напомнить ему о взаимоуважении.
  2. Не опускайтесь до уровня тех, кто пытается спровоцировать Вас. Не стоит принимать близко к сердцу оскорбительные слова агрессивных людей.
  3. Четко и ясно формулируйте аргументы в споре. Старайтесь говорить только то, в чем Вы уверены. Стремитесь к тому, чтобы понятным для собеседника языком объяснить ему свою позицию.
  4. Не бойтесь говорить “нет”. Делайте это тактично и твердо.
  5. Улучшите свой внешний вид. (Читайте об этом подробнее в нашей статье ). Это улучшит восприятие Вас оппонентом и, как следствие, уменьшит его желание конфликтовать с Вами.
  6. Если кто-то своим поведением раздражает Вас, игнорируйте его, особенно если его действия не затрагивают Вас. В таких случаях нужно мысленно сказать самому себе: «Мне это неинтересно» или «Ну и что».
  7. В процессе конфликтной дискуссии не возмущайтесь и, тем более, не оправдывайтесь. Постарайтесь перевести разговор на эмоциях к спокойному и логичному обсуждению возникшей проблемы.
  8. Перед трудным разговором мысленно настройте себя на позитив.
  9. У каждого своя правда. Это нужно принять. Ваш собеседник может Вас не слушать, не соглашаться, наконец, не понимать. В споре нужно искать общие точки, и сделать это можно только в спокойном состоянии.
  10. Уважительно относитесь к собеседнику, когда Вы считаете, что он явно неправ. Следует помнить, что ошибаются все, и Вы в том числе. На ошибках учатся, и зачастую – на своих собственных.
  11. По прошествии некоторого времени анализируйте важные диалоги на предмет своего поведения в них: что было сказано правильно, а что – нет.
  12. Старайтесь вести диалог размеренно. И Вам, и Вашему собеседнику необходимо время на обдумывание полученной информации. Не стесняйтесь переспрашивать.
  13. Если диалог превращается в ссору, постарайтесь разрядить напряженную обстановку с помощью юмора.
  14. Избегайте в диалоге обсуждать личные качества, используйте только факты и события. Оценивание кого-либо часто появляется от бессилия, как последний аргумент в споре.
  15. Большое значение имеет завершение диалога. Слова «до свидания», «желаю Вам удачного дня» и вообще любые слова, сказанные искренне, будут полезны.

Хороших и приятных Вам собеседников.

Каждый человек, попадая в конфликтную ситуацию, испытывает насущную необходимость выбора вполне определенного стиля поведения, который будет наиболее эффективным для решения возникшей проблемы. Выбор во многом зависит от собственного стиля, стиля оппонентов, а также природы и характера самого конфликта.

Система описания различных стилей поведения человека в конфликте базируется на методике, разработанной Кеннетом У. Томасом и Ральфом X. Килменном в 1972 году. Она позволяет каждому человеку выбрать свой собственный стиль поведения в процессе развития конфликта.

Основные стили поведения в конфликтной ситуации связаны с общим источником любого конфликта - несовпадением интересов противостоящих друг другу сторон. Личный стиль поведения в конкретном конфликте определяется той мерой, в которой человек хочет удовлетворить собственные интересы (действуя пассивно или активно) и интересы другой стороны (действуя совместно или индивидуально). Если представить это в графической форме, то получим сетку Томаса - Килменна, позволяющую определить место и название для каждого из пяти основных стилей поведения человека в конфликте (рис.12)

Эта сетка может помочь определить собственный стиль или стиль любого другого че­ловека. Начните со стороны, на которой отмечены активные и пассивные действия. Если ваша реакция пассивна, то вы будете стараться выйти из конфликта; если она активна, то вы предпримете попытки разрешить его. Такие оценки вы можете сделать для себя и для других участников конфликта, ориентируясь на верхнюю и нижнюю части сетки.

Рис. 12. Сетка Томаса - Килменна

Правая и левая части сетки определяют характер взаимодействия оппонентов. Если Вы предпочитаете совместные действия, то Вы будете пытаться разрешить конфликт вместе с другим человеком или группой людей, которые в нем участвуют, если же предпочитаете действовать индивидуально, то Вы будете искать свой путь решения проблемы или путь уклонения от ее решения. Степень сотрудничества в поведении также легко может быть оценена для Вас и для других людей.

Если сложить вместе эти части сетки, то получится матрица из пяти стилей со стилем компромисса в середине. Он в равных мерах включает совместные и индивидуальные действия, а также пассивное и активное поведение.

Внимательно рассмотрев эти различные стили, можно определить свой собственный стиль, к которому вы обычно прибегаете в конкретных ситуациях, а также стили, которыми обычно пользуются связанные с вами люди. Каждый человек использует в какой-то степени все эти стили, но обычно имеет приоритетный. Однако, в определенных условиях человек может отдать предпочтение другому стилю. Кроме того, некоторые стили могут быть наиболее эффективными для разрешения конкретных конфликтов определенного типа. Поэтому для выбора наиболее действенного стиля необходимо дать более подробное описание каждого из пяти стилей поведения и способов его применения в процессе конфликта.

1. СТИЛЬ СОПЕРНИЧЕСТВА (КОНКУРЕНЦИИ). Как это видно из матрицы на рис. человек, использующий стиль конкуренции, весьма активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, но зато способен на волевые решения. Такой человек старается, в первую очередь, вынуждая других людей принимать свое решение общей проблемы. Для достижения цели он использует свои волевые качества; и если его воля достаточно сильна, то ему это удается.

Этот стиль бывает весьма эффективным в том случае, когда человек обладает определенной властью, он знает, что его решение или подход в данной ситуации правильны, и он имеет возможность настаивать на них. Однако это, вероятно, не тот стиль, который рекомендуется использовать в личных отношениях; если Вы хотите ладить с людьми, то стиль конкуренции, стиль соперничества может вызвать у них чувство отчуждения. А если же применить такой стиль в ситуации, где человек не обладает достаточной властью, например, когда по какому-то вопросу ваша точка зрения расходится с точкой зрения начальника, Вы рискуете потер­петь неудачу. Такой стиль рекомендуется использовать в следующих ситуациях:

♦♦♦ исход очень важен для Вас и Вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы;

♦♦♦ решение необходимо принять быстро, и Вы имеете достаточно власти для этого;
♦♦♦ Вы чувствуете, что у Вас нет иного выбора и что Вам нечего терять;

♦♦♦ Вы находитесь в критической ситуации, которая требует мгновенного реагирования, с целью упреждения действия оппонента;

♦♦♦ Вы не хотите дать понять вашему коллективу, что находитесь в тупике, ибо это подорвет Ваши позиции лидера и отвернет от Вас группу;

♦♦♦ Вы должны принять нестандартное решение, но действовать необходимо именно сейчас и у Вас достаточно полномочий для этих шагов.

Если использовать этот подход, можно быть недостаточно признанным в группе, но если он даст положительный результат, то Вы завоюете немало сторонников. Но если Вашей основной целью является признание и хорошие отношения со всеми, то этот стиль использовать не следует; он рекомендуется скорее в тех случаях, когда предложенное Вами решение проблемы имеет для Вас большое значение, когда Вы чувствуете, что для его реализации Вам необходимо действовать быстро, и когда Вы верите в победу, потому что обладаете для этого достаточной волей или властью.

2. СТИЛЬ УКЛОНЕНИЯ. Второй из пяти основных подходов к конфликтной ситуации также предполагает индивидуальные действия, но они носят весьма пассивных характер. Такой стиль реализуется тогда, когда Вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения проблемы или просто уходите от разрешения конфликта, сохраняя за собой возможность действовать. Этот стиль можно использовать, если затрагиваемая проблема не столь важна для Вас, и Вы не хотите тратить силы и время на ее решение. Он также применяется в ситуации, когда Ваше положение выглядит менее предпочтительным или совсем безнадежным. Если вы чувствуете себя неправым и предчувствуете правоту другого человека, если Ваш оппонент обладает гораздо большей властью – у Вас есть достаточно оснований, чтобы не отстаивать до конца собственную позицию, но и не "потерять лицо". Вы можете попытаться изменить тему, выйти из комнаты или сделать что-нибудь такое, что отсрочит усугубление конфликта. В данной ситуации вы не делаете попыток удовлетворить собственные интересы или интересы вашего оппонента. Вместо этого вы уходите от проблемы, игнорируя её, перекладывая ответственность за её решение на другого, добиваясь отсрочки решения или используя иные проблемы.

Стиль уклонения может оказаться подходящим в тех случаях, когда вы вынуждены общаться со сложным человеком и когда нет серьезных оснований продолжать контакты с ним. Этот подход может быть полезным также, если вы пытаетесь принять решение, но не знаете, что предпринять, а принимать это решение сейчас же, немедленно нет необходимости. Вместо того чтобы создавать напряжённость, стараясь немедленно решить проблему, вы можете позволить себе сделать отсрочку и сознательно уклониться от принятия скоропалительного решения. Может быть, вам потребуется создать впечатление, что вы вернётесь к этому вопросу при удобном случае; иными словами, этот подход может выглядеть как промедление или уход от ответственности. Этот стиль подходит также для тех случаев, когда вы чувствуете, что для решения конкретной проблемы вы не располагаете достаточной информацией. Если вы должны занять выжидательную позицию и ответ может дать само время, то лучше признать это и сказать себе: "Сейчас я не могу заниматься этим. Я подожду".

    напряженность слишком велика, и вы ощущаете необходимость ослабления накала;

    исход не очень важен для вас или вы считаете, что решение настолько тривиально, что не стоит тратить на него силы;

    у вас очень трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности;

    вы знаете, что не можете или даже не хотите решить конфликт в свою пользу;

    вы хотите выиграть время, может быть для того, чтобы получить дополнительную информацию или чтобы заручиться чьей-либо мощной поддержкой;

    ситуация очень сложна, и вы чувствуете, что разрешение конфликта потребует слишком много от вас;

    у вас мало власти для решения проблемы в целом или для применения желательного для вас способа ее разрешения;

    вы чувствуете, что у вашего оппонента гораздо больше шансов решить проблему в свою пользу;

    пытаться решить проблему немедленно опасно, поскольку вскрытое и открытое обсуждение конфликта может только ухудшить ситуацию.

Несмотря на то, что некоторые могут посчитать стиль "уклонения" "бегством" от проблем и от ответственности, а не эффективным подходом к разрешению конфликта, в действительности, уход или отсрочка могут быть вполне подходящей и конструктивной реакцией на конфликтную ситуацию. Вполне вероятно, что, если вы постараетесь игнорировать её, не выражать к ней свое отношение, уйти от решения, сменить тему или перенести внимание оппонентов на что-нибудь другое, то конфликт разрешится сам собой. Если же этого не случится, то вы сможете заняться им позднее, когда будете к этому больше готовы.

3. СТИЛЬ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. Такой стиль означает, что вы действуете совместно с оппонентом, не пытаясь отстаивать собственные интересы и проявлять большую активность. Вы можете использовать этот подход, когда исход дела чрезвычайно важен для другого человека и не очень существенен для вас. Этот стиль полезен также в тех ситуациях, в которых вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью; таким образом, вы уступаете и смиряетесь с тем, чего хочет оппонент. Томас и Килменн говорят, что вы действуете в таком стиле, когда жертвуете своими интересами в пользу другого человека, уступая ему или жалея его. Поскольку, используя этот подход, вы отодвигаете свои интересы в сторону, то лучше поступать подобным образом тогда, когда ваш вклад в разрешение проблемы еще не слишком велик или когда вы делаете не слишком большую ставку на положительное для вас решение проблемы. Это позволяет вам чувствовать себя комфортно по отношению к желаниям другого человека. Но вы не захотите приспосабливаться к кому-то, если будете чувствовать себя в чем-то обиженным. Если вы считаете, что уступаете в чем-то важном для вас и чувствуете в связи с этим неудовлетворенность, то стиль приспособления в этом случае, очевидно, неприемлем. Он может оказаться неподходящим и в той ситуации, когда вы чувствуете, что другой человек не собирается, в свою очередь, поступиться чем-то или что этот человек не оценит сделанного вами. Этот стиль необходимо использовать тогда, когда вы чувствуете, что, немного уступая, вы мало теряете. Вы можете прибегнуть к данной стратегии, если в данный момент необходимо несколько смягчить ситуацию, а потом вы предполагаете вернуться к этому вопросу и отстоять свою позицию.

Стиль приспособления может немного напоминать стиль уклонения, поскольку вы можете использовать его для получения отсрочки в решении проблемы. Однако, его отличие состоит в том, что вы действуете вместе с другим человеком: вы участвуете в ситуации и соглашаетесь делать то, чего хочет ваш оппонент. Когда же вы применяете стиль уклонения, вы не делаете ничего для удовлетворения интересов другого человека. Вы просто отталкиваете от себя проблему.

Вот наиболее характерные ситуации, в которых рекомендуется применение этого стиля:

    вас не особенно волнует случившееся;

    вы понимаете, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас;

    вы осознаете, что, правда не на вашей стороне;

    у вас мало власти или мало шансов на победу;

    вы полагаете, что другой человек может извлечь из этой ситуации полезный урок, если вы уступите его желаниям, даже не соглашаясь с тем, что он делает, или, считая, что он совер­шает ошибку.

Уступая, соглашаясь или жертвуя своими интересами в пользу другого человека, вы можете смягчить конфликтную ситуацию и восстановить гармонию. Вы можете и в дальнейшем довольствоваться итогом, если считаете его приемлемым для себя. Или же вы можете использовать этот период затишья для того, чтобы выиграть время, так чтобы потом можно было добиться окончательного желательного для вас решения.

4. СТИЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА. Следуя этому стилю, человек активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать со своим оппонентом. Этот стиль требует более продолжительной работы по сравнению с другими подходами к конфликту, поскольку вы сначала "выкладываете на стол" нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем обсуждаете их. Однако, если у вас есть время и решение проблемы имеет для вас достаточно важное значение, то это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон.

Этот стиль особенно эффективен, когда стороны имеют различные нужды. В таких случаях бывает обычно сложно определить источник неудовлетворенности. Вначале может показаться, что обе стороны хотят одного и того же или имеют противоположные цели на отдаленное будущее, что является непосредственным источником конфликта. Однако, существует различие между внешними проявлениями (высказываниями или позициями в споре) и подспудными интересами или нуждами, которые служат истинными причинами конфликтной ситуации.

Например, кажущейся причиной конфликта на работе может быть медлительность служащего при выполнении профессиональных обязанностей. Но эта медлительность может скрывать более глубокий служебный конфликт, причина которого – неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание, оценка или низкая степень ответственности, что отчуждает человека от его работы). Если оказывать воздействие только на поверхностные проявления, то это будет подобие всего лишь внешнему косметическому ремонту здания при разрушенном фундаменте. Низкая эффективность такой работы проявится в скором времени, поскольку корни проблемы останутся. Человек может перестать быть медлительным, но тогда он будет прибегать к неосознанному саботажу, устраивая дополнительные перерывы в работе или используя в личных целях рабочее оборудование, убеждая самого себя в том, что он имеет на это право, поскольку его работа оценивается и оплачивается недостаточно. И это будет его способ получения некоторой компенсации. Стиль же побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и ответственности. Если его начальник поймет это, то он пойдёт этому человеку навстречу, а в результате служащий будет в большей степени посвящать себя работе и, таким образом, проблема медлительности будет решена с дополнительными положительными результатами.

Иными словами, для успешного использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время и силы на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворений желаний обеих сторон. Если оба оппонента понимают, в чем состоит причина конфликта, они имеют возможность вместе искать новые альтернативы или вырабатывать взаимоприемлемые компромиссы.

Такой подход может быть эффективен в описанных ниже ситуациях:

    решение проблемы очень важно для обеих сторон, и никто не хочет полностью от него отстраниться;

    у вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

    вы располагаете достаточным временем для работы над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на основе перспективных планов);

    вы и ваш оппонент хорошо осведомлены о проблеме, и желания обеих сторон известны;

    вы и другой человек хотите поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;

    оба оппонента способны изложить суть своих интересов, и умеют выслушать и услышать друг друга;

    обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или не замечают разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определённых усилий. Обе стороны должны затратить на это некоторое время, они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты и решения проблемы. Отсутствие одного из этих элементов делает такой подход неэффективным. Стиль сотрудничества среди прочих стилей является самым трудным, однако, он позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решения в сложных и важных конфликтных ситуациях.

5. СТИЛЬ КОМПРОМИССА. Он находится в середине сетки Томаса - Килменна. Уже само его расположение свидетельствует о частичных результатах, полученных в результате совместных действий. Суть его заключается в том, что вы немного уступаете в своих интересах, чтобы удовлетворить их частично, и другая сторона делает тоже самое. Иными словами, вы сходитесь на частичном удовлетворении своего желания и частичном выполнении желания другого человека. Вы делаете это, обмениваясь уступками и взвешивая всё для разработки компромиссного решения, которое устроило бы обоих.

Такие действия могут в некоторой степени напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством. Вы не ищете скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Вы рассматриваете только то, что говорите друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда вы и другой человек хотите одного и того же, но знаете, что одновременно это для вас невыполнимо. Например, вы оба хотите занять одну должность, или, находясь в отпуске вдвоём, вы хотите провести его по-разному. Следовательно, вы должны выработать некоторый компромисс, основанный на не- значительных взаимных уступках. Например, в случае совместного отпуска вы можете договориться о том, что часть отпуска вы проведёте в горах, а часть на взморье.

Применяя стиль компромисса, вы рассматриваете конфликтную ситуацию как нечто данное и ищете способ повлиять только на неё или изменить только её, уступая или обмениваясь уступками. Если стиль сотрудничества имеет целью выработку долгосрочного взаимовыгодного решения, то в случае компромисса это может быть сиюминутный подходящий вариант. В результате удачного компромисса человек может выразить своё согласие следующим образом: "Я могу смириться с этим". Ударение делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, который можно выразить словами: "Мы не можем оба выполнить полностью свои желания, следовательно, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы смириться".

Компромисс вполне может помочь в случаях, когда ни один из оппонентов не имеет ни времени, ни сил, необходимых для сотрудничества, или когда их интересы взаимоисключают друг друга. Стиль компромисса может быть использован в следую­щих типичных ситуациях:

    обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;

    вы хотите прийти к решению быстро, потому что у вас нет времени или потому, что это более экономичный и эффективный путь;

    вас может устроить временное решение;

    вы можете эффективно воспользоваться кратковременной выгодой;

    другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;

    удовлетворение вашего желания имеет для вас не слишком большое значение, и вы можете несколько изменить поставленную вначале цель;

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней возможностью прийти к какому—то решению. Вы можете выбрать этот подход с самого начала; если вы не обладаете достаточной властью для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество не возможно, и если никто не хочет односторонних уступок. Таким образом, вы частично удовлетворяете свои интересы, а ваш оппонент - частично свои, при этом вы всегда можете в будущем попытаться использовать иной подход к разрешению конфликта, если первичный компромисс, как вам кажется, устраняет проблему ненадолго.

Когда вы стараетесь прийти к компромиссному решению с кем-то, вам следует начи­нать с прояснения интересов и желаний обеих сторон. После этого необходимо обозначить область совпадения интересов. Вы должны выдвигать предложения, выслушивать предложения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока вы сможете выработать приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок. В идеальном варианте компромисс может устроить обоих оппонентов.

Определяя свой собственный стиль, важно понять, что каждый из перечисленных здесь стилей эффективен только в определённых условиях, и ни один из них не может быть выделен, как самый лучший. В принципе, каждый человек должен уметь эффективно использовать любой из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Наилучший подход будет определяться конкретной ситуацией, а также складом вашего характера. Предпочитать одни стили другим – естественно, но жёсткое предпочтение может ограничить ваши возможности. Таким образом, важно определить для себя свои приоритеты, а также возможные альтернативные варианты. Это позволит вам быть более свободным в выборе при столкновении с конкретными конфликтными ситуациями.

Если вы отмечаете для себя, что предпочитаете не применять какой-то стиль или, что чувствуете дискомфорт при его использовании, то вы можете развить способность его применения. Например, если чувствуете, что стараетесь в большей мере приспосабливаться к другим, чем отстаивать свою собственную позицию, то вам следует поработать над увеличением напористости и укреплением воли. Тогда в соответствующих ситуациях вы сможете уверенно применять стиль конкуренции. Или, если чувствуете, что слишком часто идёте на компромисс, будучи очень нетерпеливым человеком, то, может быть, вы сможете научиться терпению в серьёзных конфликтных ситуациях, после чего спокойное сотрудничество помогает вам найти лучшее решение.

Описанные выше подходы к разрешению конфликтов рассчитаны на общение с обычными людьми, встречающимися в жизни ежедневно. Однако бывают люди, которые не пойдут вам навстречу, какие бы усилия для примирения вы ни прилагали. В силу определённых личностных характеристик эти люди способствуют возникновению конфликтных ситуаций, а в возникшем конфликте проявляют упрямство и препятствуют разрешению проблемы. Таких людей обычно называют трудными, так как даже элементарный процесс простого общения с ними протекает очень трудно, не говоря уже о разрешении конфликта с таким оппонентом. Их поведение подрывает основы доверия людей друг к другу, которое должно смягчать человеческие взаимоотношения.

Общение с такими людьми требует специальных подходов, учитывающих особенности каждого типа в отдельности. Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять гибкость, сдерживать эмоции и применять к конкретному человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нужды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложившейся ситуации.

Ниже приводится краткая характеристика наиболее распространённых типов трудных людей и рекомендации по выбору соответствующего стиля поведения при общении с ними.

1. Тип "бульдозер" ("танк"). Это люди грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу. Они могут так себя вести потому, что убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. В то же время, некоторые из таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для "танка" подрыв его имиджа – ужасная перспектива.

Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от противоборства или приспособиться к оппоненту. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы не вызывать его агрессию. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку возможность высказаться, так сказать, "выпустить пар". Затем, необходимо спокойно и уверенно высказать собственную точку зрения, но стараться не ставить под сомнение правоту оппонента, поскольку в результате вы неизбежно столкнётесь с враждебной реакцией. Определите свою роль, как роль миротворца, который стоит над конфликтом. Постарайтесь подавить ярость противника собственным спокойствием; это поможет ему справиться со своей агрессивностью, и вы сможете прийти к общему решению.

2. Тип "скрытый агрессор" ("мститель"). Человек, относящийся к этому типу трудных людей, старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций, колкостей и других скрытых проявлений агрессии. Обычно он полагает, что такое его поведение полностью оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он исполняет роль тайного мстителя, восстанавливая справедливость. Он может также вести себя таким образом потому, что не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто.

Опять же, если вы решили, что уклониться или терпеть такого человека- это не для вас, то наилучший способ состоит в том, чтобы выявить конкретный факт причинения зла и затем определить скрытые причины действий оппонента. Дайте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь наподобие: "Чего вы добиваетесь этим?". Если он начнёт отрицать факты, приведите доказательства. При этом вам следует сохранять спокойствие, чтобы человеку не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к нему лично, так как это может только привести к открытому столкновению. Если вы приведёте ещё несколько разоблачительных примеров, то человек поймёт, что маска тайного "борца с несправедливостью" с него сорвана. Теперь ему следует либо прекратить нападки на вас, либо открыто признать их. Когда же все будет извлечено на поверхность, вы сможете выявить истинные причины "трудности" человека и с их учетом найти способ решения проблемы.

3. Тип "разгневанный ребенок" ("динамит", "порох"). Человек этого типа не является злым по своей природе. Это не его привычное состояние. Он может быть прекрасным отзывчивым человеком, но его первичная реакция на неприятную информацию, порой, непредсказуема; он взрывается как ребенок, у которого плохое настроение. Обычно, человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, муж может взорваться, ревнуя (чаще всего, безосновательно) свою жену только потому, что боится потерять ее и опасается утратить контроль над развитием событий; или начальник может вспылить, чувствуя, что подчиненные совсем отбились от рук, а он не может найти действенного способа руководить ими.

Если тирада взорвавшегося человека обрушивается на вас, основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не уклоняться от него совсем), заключается в том, чтобы дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям или убедить человека в том, что вы слушаете его. Необходимо дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и, тем самым, успокоить его. Затем, когда он успокоиться, ведите себя с ним как с обычным, разумным человеком, как-будто и не было никакого взрыва с его стороны. Дипломатично и доброжелательно предложите ему обсудить возникшую проблему. Вы можете обнаружить, что человек несколько смущен после такой вспышки. Примите его извинения, если они последуют, и он будет чувствовать себя гораздо лучше. Но еще лучше отвлечь его внимание от случившегося, и тогда человеку будет легче об этом забыть. Почувствовав, что он снова контролирует ситуацию, такой человек снова будет казаться спокойным и рассудительным.

4. Тип "жалобщик". В действительности жалобщики бывают двух типов: реалистические и параноидные, которые жалуются на воображаемые обстоятельства. Жалобщики обеих типов часто бывают охвачены некоторой идеей и обвиняют других – кого-то конкретно или весь мир в целом – во всех грехах. В некоторых случаях вы можете столкнуться с жалобщиком только как благодарный слушатель. В других – как предмет его жалоб и обвинений.

Если жалобщик завел с вами разговор о каком-то третьем лице, то лучше всего поддакивать ему. В ином варианте вы можете возразить и сказать, что он не прав. Однако ни один из этих подходов не поможет решить исходную проблему. В первом случае жалобщик найдет еще один повод для сетований, ваше сочувствие подтверждает обоснованность его жалоб. А во втором случае он начнет защищаться, поскольку вы начали наступать на него, не согласившись с обоснованностью его жалоб.

Вместо этого, начните с того, что выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен. Он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы обычно возникают на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выслушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости и предоставляете возможность выразить свои чувства.

Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им, возможно, повторив это иными словами. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему. Если человек начнет повторяться, что характерно для жалобщиков, вам следует спокойно и уважительно, но твердо прервать его. Постарайтесь переключить его внимание на решение проблемы. Что он собирается делать в сложившейся ситуации? Есть ли люди, которые могли бы помочь разрешить конфликт? Если он обвиняет в чём-то вас, то, что вы могли бы сделать вместе для выработки удовлетворительного для обоих решения? Короче говоря, вам следует признать сказанное этим человеком, а затем двигаться дальше.

Вы не обязаны, тем не менее, во всех случаях признавать жалобу справедливой. Если она обоснована, разумеется, согласитесь. Если же нет, то покажите, что вы поняли сказанное и займите нейтральную позицию. Сделайте ударение на том, что когда суть вопроса ясна, необходимо определить, что же делать дальше. Вам может потребоваться не один раз направлять разговор в сторону решения проблемы. Если вам удастся прервать поток повторяющихся жалоб, то вы сможете заняться самим конфликтом, обсуждая его, и подумать над тем, существуют ли реальные варианты его разрешения. Если же этот человек обвиняет кого-то или что-то необоснованно, вы можете помочь ему увидеть свою ошибку. Конечно, если вы чувствуете, что поток жалоб превратился в непреодолимый замкнутый круг и разговор уже невозможно направлять в конструктивное русло, можете махнуть рукой на это. По крайней мере, вы сделали все, что могли.

5. Тип "молчун" ("тихоня"). Люди этих типов могут быть скрытыми по многим причинам, и чем особенно разочаровывает общение с ними, так это тем, что причины их скрытности вам неизвестны. Они, как правило, спокойны и немногословны, держат все в себе, не говоря о своих обидах. Порой они даже занимают позицию этакого "мученика", принимая обвинения в том, чего он не делал, или, выставляя свои ошибки в самом невыгодном свете, как будто его самоуничижение может сгладить противоречие или решить проблему.

Ключом к разрешению конфликта с таким человеком, если только вы не хотите уклониться от него, является преодоление замкнутости "молчуна". Вы можете иметь свои некоторые предложения (например, этот человек расстроен чем-то, но не хочет признаваться вам в этом), но исходить из них – это не лучший вариант. Если только вы ошибаетесь в своем предложении, то это может еще более усложнить ситуацию.

Для того, чтобы вскрыть суть проблемы, вам следует задать оппоненту такого типа несколько вопросов в такой форме, которая не позволит ему отвечать только словами "да" или "нет", или же просто кивком головы. Проверяйте путем перебора возможные причины, но непрерывно побуждайте оппонента к разговору. Выкажите ему готовность понятьего чувства. Отнеситесь к человеку сочувственно и доброжелательно, что бы он ни сказал. Часто такие люди замыкаются в себе потому, что не хотят оскорбить чувства других, научены горьким опытом не делиться ни с кем своими чувствами, хотят избежать конфронтации, считают, что их мнение не принимают во внимание, или потому, что они просто пугливы. Таким образом, особенно важно оценить, поддержать такого человека, не сердиться, не обижаться и, тем более, не обвинять его в избранной им линии поведения.

С такими людьми легко потерять терпение, потому что от них так трудно добиться ответа. Но если предмет разговора важен для вас, доведите дело до конца. Замкнутый человек может и раскрыться перед вами, как раковина, отдающая жемчуг. Когда это время придет, окажите поддержку процессу самораскрытия. Покажите, что вы благодарны человеку за то, что он разговаривает с вами, независимо от того, согласны вы с ним или нет. Если он вдруг сделает паузу, не торопите его, дайте ему время выговориться. Если вы начнёте говорить сами, чтобы заполнить эту паузу, человек может опять замкнуться. Сохраняйте напряженность ожидания его слов. Если в этом наблюдается какой-то прогресс, поощряйте и побуждайте человека к продолжению разговора.

В то же время необходимо сохранять чувство меры. Если вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется вашим попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом. Поблагодарите его и, если это необходимо, попытайтесь договориться о новой встрече. Может быть, вам не все удастся с первой попытки, но если вы добились какой-то открытости, то процесс разрешения проблемы уже начался. В дальнейшем ваша настойчивость поможет решить проблему в целом.

6. Тип "сверхпокладистый". Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении с ними, потому что они всегда уступают, чтобы помочь и тем самым понравиться другим людям. Они готовы сказать вам "да" по любому поводу и пообещать свою поддержку. Тем не менее, слова у таких людей часто расходятся с делом: они не выполняют своих обещаний и не оправдывают возложенных на них надежд. Именно поэтому они время от времени создают серьёзные проблемы: вы полагаетесь на такого человека, который соглашается с вами во всём, а потом оказывается, что свое слово он не сдержал. Сотрудник берет на себя какую-то работу – не выполняет её в срок; приятель обещает что-то важное для вас, но в последнюю минуту находит причину для отказа.

Если вы считаете необходимым продолжать общение с таким человеком, то ключ к решению проблемы состоит в том, чтобы показать ему, что вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что хотите, чтобы он сделал только то, что он действительно в состоянии сделать. Сделайте акцент на том, что вас не устраивает его непоследовательность, а не его согласие или несогласие с вами.

Вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил вам правду, неважно – приятную или нет. Его следует убедить в том, что ваше отношение к нему будет определяться не тем, соглашается он с вами или нет, а тем, насколько он будет правдив с вами, и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем. Объясните ему, что ваше доверие к нему будет зависеть от его поступков, а не от слов, которыми можно их оправдать.

Каждый человек может иметь собственную классификацию трудных людей, основанную на его личных качествах и жизненном опыте. Например, женщина, которая долгие годы страдала, будучи дочерью властной тиранической матери, отнесёт к трудным каждого, кто проявляет аналогичные качества. Или мужчина, который развёлся с изводившей его своими разговорами женой и теперь ненавидит любую болтливость, может отнести человека, которому не свойственна лаконичность, к категории людей, общение с которыми затруднительно. Вероятно, вам встречались и другие люди, стиль общения и поведения которых затрудняют взаимоотношения, и поведение которых затрудняет взаимоотношения с ними, например:

    "Вечные" пессимисты, которые всегда предвидят неудачи, поскольку они обычно считают, что из затеваемого ничего не получится. Такие люди всегда стараются сказать "нет" или постоянно испытывают беспокойство, сказав "да".

    Всезнайки, которые считают себя выше других, потому что они, как они сами полагают, знают все на свете; при этом они хотят, чтобы об этом "превосходстве" знали другие. Они могут действовать как "бульдозеры", расталкивающие всех на своём пути. Они могут также вести себя, как "пузыри", переполненные осведомленностью и сознанием собственной важности.

    "Стопоры" или нерешительные – люди, –- которые боятся принять то или иное решение, не желая совершить ошибку. Они тянут и тянут, пока это решение не будет принято без них или пока необходимость принятия решения отпадает вообще.

    "Максималисты", которые хотят чего-то прямо сейчас, немедленно, даже если в этом нет необходимости.

    "Ложные альтруисты", которые якобы делают вам добро, но в глубине души сожалеют об этом. Вы можете почувствовать это при определённых обстоятельствах или это может неожиданно проявиться в виде саботажа, востребования подаренного ранее или требования компенсации.

В вашем собственном списке может быть и больше типов трудных людей. Однако одной только идентификации недостаточно. Ключ к решению проблемы – открытое обсуждение причин "трудного" поведения человека. Самостоятельно или совместно постарайтесь выявить скрытые нужды и интересы, обуславливающие такое поведение. После того, как они определены, легче найти способ их удовлетворения и, таким образом, разрешение конфликта. Когда вы сталкиваетесь с трудным в общении человеком, следует использовать такой подход, который соответствовал бы конкретному характеру поведения. Эти подходы различаются для разных типов людей, но все они базируются на следующих основных принципах.

1. Осознавайте, что человек труден в общении, и определите к какому типу людей он относится.

2. Не попадите под влияние этого человека, его точки зрения, мироощущения; сохраняйте спокойствие и нейтралитет.

    Если вы не хотите уклониться от общения с таким человеком, постарайтесь поговорить с ним и выяснить причины его "трудности".

    Постарайтесь найти способ удовлетворения его скрытых интересов и нужд.

    Используйте совместный подход к разрешению конфликтов, которые начинают вырисовываться после типизации поведения трудного человека, его нейтрализации или взятия под контроль.

В идеале, вы сможете преодолевать проблему "трудного" поведения и разрешать любые конфликты беспрепятственно.

Перестаньте ожидать того, что ваши мысли прочитают. Если бы другие люди могли понять, что вы не хотели делать большего, то они уже бы поняли это. Принятие желаемого за действительное не решает проблему. Умение хорошо общаться включает в себя умение говорить и слушать. Просто обязательно быть уверенным, что другой человек понимает, как вы себя чувствуете и чего хотите. Простой разговор может убрать все недопонимание. Также возможно, что другой человек не хочет того же что и вы, а еще хуже (для вас) если ему все равно. Очень важно знать, как на самом деле обстоят дела, и иметь дело с реальностью, а не с какими-то придуманными ложными идеями. Вам необходимо знать, как они видят ситуацию, и действовать соответственно. Даже если другой человек не переживает о проблеме так же как и вы, то сможете договориться до более удобного положения вещей чем сейчас.

Научитесь расставлять эффективные границы. Каждый раз, когда вы говорите да, а на самом деле хотите сказать нет, вы предаете сами себя. Вы можете научиться вежливо отклонять просьбы людей, которые хотят, чтобы вы для них что-то сделали. Перед тем как согласиться, спросите себя, действительно ли вы хотите делать то о чем вас просят, и как вы после этого будете себя чувствовать. Что это даст вам? Будет ли вам приятно от того, что вы пожертвовали собой, или горько от осознания, что вас снова использовали? Подумайте о том чего вы хотите, и если хотите иметь хорошие отношения и избегать конфликтов с окружающими – будьте честны.

Перестаньте ожидать вознаграждения за ваши страдания. Некоторые люди считают, что чем труднее препятствие, тем слаще награда. Они добровольно согласны терпеть боль и отказываются от какого ни будь вознаграждения.

  • Если почувствовали, что застряли в таком положении, вспомните времена (особенно из детства), когда вы были счастливы, не испытывая страданий.
  • Ставя остальных выше себя должно вас заставлять что-то чувствовать . Заставляет ли это вас чувствовать себя незаменимым, уважаемым или оцененным? Чувство превосходства? Проанализируйте, что вы получаете каждый раз, когда ведете себя как мученик.
  • Перестаньте хвататься за свое страдание. В некоторых ситуациях, страдания могут включать в себя такие чувства, как; чувство вины, чувство никчемности, страх перемен, страх конфликта, неспособность видеть варианты или альтернативы, упрямство или убеждение в том, что жизнь должна быть трудной. Эти убеждения могут затем привести к обидам, гневу или депрессии. Освобождение от чувства страдания аналогично походу в туалет. В походе в туалет нет чувства вины, бесполезности, боязни освобождения, и, конечно же, нет упрямства в том, чтобы сходить в туалет. Смотрите на попытку ухватиться за ваши страдания в таком же плане. Освобождение возможно, и вы этого достойны.
  • Оцените ваши убеждения. Мученичество очень плотно ассоциируется с религиозными убеждениями, при которых люди страдают и погибают за свои убеждения. За какие убеждения страдаете вы? Вы пытаетесь жить невозможными стандартами? Требуете от себя идеальности? Чувствуете себя виноватым? Верите своему «внутреннему критику»? Очень хорошим вопросом, для того чтобы задавать себе на протяжении дня, это «нравиться ли мне то, чем я сейчас занят?». «Если нет, тогда зачем я это делаю?». Большинство ваших ответов будет звучать так: « Потому что я так хочу...» или « Потому что я верю, что я должен…».

    Возьмите на себя ответственность. Не зависимо от того в какой ситуации вы находитесь сейчас, возьмите на себя ответственность за нее такую какая она есть. Спросите себя «какой вклад делаю я в эту проблему?» и «Что я могу сделать для улучшения этой ситуации?». Например, если вы заметили, что кто-то в доме не делает свою долю домашней работы, вы убрали после них, так как вы не могли видеть беспорядок, и / или вы, возможно, выразили свое недовольство в тонкой или пассивно-агрессивной манере, которая легко игнорируются. Оба этих способа дали возможность человеку продолжать вести себя в такой же манере, как и раньше. Если их поведение вас огорчает – это потому, что вы позволили им это. Вместо этого, когда вам вновь захочется сделать их часть работы за них, попросите их сделать ее в тот же день. Когда вы будете просить их это сделать, ведите себя спокойно и не показывайте раздражения или обиды. Это будет вполне обоснованная просьба, и если вы сделайте ее обоснованно, есть большой шанс того, что другой человек ее выполнит. Контроль ваших эмоций поможет избежать конфликтов и поможет добиться того, чего вы хотите.

    Не бойтесь поменять ваше поведение. Спросите себя, что вы можете сделать сейчас для того, чтобы изменить ситуацию. Даже если это и маленький шаг, это все же шаг вперед, а сумма всех маленьких шажков, это уже прогресс, который и образует ускорение для позитивных улучшений. Страх изменений на самом деле является страхом перед последствиями изменений. Персональный рост возможен только в случае изменений. Последствия изменений очень редко оказываются такими, какими мы их себе представляли. Возможно, вы боитесь «раскачивать лодку», многие мученики готовы прогнуться лишь для того, чтобы не беспокоить других и избежать конфликта. Будьте готовы разочаровать других, вы не можете постоянно делать всех счастливыми. Не пытайтесь.

    Позвольте себе иметь что-то лучшее. Позвольте себе заботиться о себе. Если вы ехали через пустыню, и у вас осталось мало топлива, заедьте на заправку, заправьтесь, сходите в туалет. Потянитесь и выпейте газировку с закуской. Короче говоря, позвольте себе немного о себе позаботится. Я сомневаюсь, что вы бы ехали через всю пустыню до тех пор, пока у вас не закончился бы бензин, потом шли мили под палящим солнцем, отпугивая скорпионов и диких зверей, к ближайшей заправке (допустим, вы знали, где она находится), а потом несли бы канистру с бензином обратно к машине. Позвольте себе заботу о самом себе. Ваше авто не может ехать на пустом баке, так же как и вы. Каждый день постарайтесь делать что-то, что вас исцеляет и наполняет. Примите пенную ванну, сделайте зарядку, медитируйте или сделайте запись в журнал. Если вы регулярно будете посвящать время себе, это позволит перезарядить батареи и поможет вам чувствовать менее усталым от остальных.

    Каждому из нас приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Как образно заметил американский психолог Б. Вул, "жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим". Поэтому каждому человеку, особенно в деловом общении, необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении. К сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью. Так, например, частые семейные ссоры, как частный случай конфликта, вызывают стрессы у их участников. За стрессами обязательно следуют депрессии и, пытаясь найти выход, т.е. уйти от конфликта, обычно один из членов семьи, как правило, прибегает к алкоголю, наркотикам или заведению любовной связи на стороне. Таким образом, организм пытается защититься от приближающейся болезни, которая обязательно наступит, если конфликт не удастся разрешить. Неумение разрешать конфликты - одна из важных причин частых разводов.

    Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды... В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас. Конфликты рассматриваются, как нечто такое, чего по возможности следует избежать.

    Современный подход к сущности конфликта рассматривает его как неизбежный, и даже в некоторых случаях необходимый элемент деятельности организации.

    В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательно, несмотря на то, что регулировать их, тем не менее, необходимо. Роль конфликтов и их регулирование в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

    Конфликт - это всегда взаимодействие людей. В зависимости от масштабности этого взаимодействия выделяют психологический, социологический, политологический и геопологический уровни рассмотрения конфликтов.

    Понятие конфликта

    Как и у многих понятий в психологии, у конфликта имеется множество определений и толкований. Само понятий конфликт берет свое начало от латинского слова "conflictus" - столкновение. И следуя этимологическому значению этого термина, английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: "Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон".

    Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

    У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта является ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохие коммуникации.

    Пять основных типов конфликтных личностей

    Это может показаться странным, но здесь уместно дать один важный совет - относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже. Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность - не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист - практический психолог.

    Обратите внимание: речь идет не о склочниках с низкой моралью, а о людях, имеющих специфические психологические особенности, обусловленные базовыми свойствами индивидуальности.

    Конфликтная личность - демонстративный тип.

    Хочет быть в центре внимания.
    Любит хорошо выглядеть в глазах других.
    Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся.
    Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью.
    Хорошо приспосабливается к различным ситуациям.
    Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное.
    Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь.
    Кропотливой систематической работы избегает.
    Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
    Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковыми.

    Конфликтная личность - ригидный тип.

    Подозрителен.
    Обладает завышенной самооценкой.
    Постоянно требуется подтверждение собственной значимости.
    Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств.
    Прямолинеен и негибок.
    С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением.
    Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное.
    Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида.
    Малокритичен по отношению к своим поступкам.

    Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

    Конфликтная личность - неуправляемый тип

    Импульсивен, недостаточно контролирует себя.
    Поведение такого числа плохо предсказуемо.
    Ведет себя вызывающе, агрессивно.
    Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы.
    Характерен высокий уровень притязаний.
    Несамокритичен.
    Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других.
    Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь.
    Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами.
    Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее.

    Конфликтная личность - сверхточный тип

    Скрупулезно относится к работе.
    Предъявляет повышенные требования к себе.
    Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что у ним придираются.
    Обладает повышенной тревожностью.
    Чрезмерно чувствителен к деталям.
    Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих.
    Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели.
    Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.).
    Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях.
    Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе.

    Конфликтная личность - бесконфликтный тип

    Неустойчив в оценках и мнениях.
    Обладает легкой внушаемостью.
    Внутренне противоречив.
    Характерна некоторая непоследовательность поведения.
    Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях.
    Недостаточно хорошо видит перспективу.
    Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров.
    Излишне стремится к компромиссу.
    Не обладает достаточной силой воли.
    Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
    Руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов.

    Как вести себя с конфликтной личностью?

    1. Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость. 2. Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться.
    3. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.
    4. При выборе подходящего стиля действия в конфликтной ситуации вам следует учитывать, к какому типу людей он относится. В книге "Общение с трудными людьми" Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

    агрессист - говорящий грубые и бесцеремонные, задирающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

    жалобщик - человек, охваченный какой-то идеей и обвиняющий других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для решения проблемы; "разгневанный ребенок" - человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Например, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчиненный потерял к нему уважение;

    максималист - человек, желающий чего-то без промедления, даже если в этом нет необходимости;

    молчун - держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;

    "тайный мститель" - человек, причиняющий неприятности с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то поступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

    "ложный альтруист" - якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявиться в виде саботажа, требования компенсации и т.п.;

    "хронический обвинитель" - всегда выискивающий ошибки других, считая, что он всегда прав, и обвиняя, можно решить проблему.

    Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.

    5. Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно - какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться. Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества. Поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни психологические особенности его нервной системы, необходимо подобрать к нему "ключик", исходя из вашего жизненного опыта и желания не осложнять ситуацию и не доводить человека до стресса. Если же не смогли к нему "подобрать ключ", то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного бедствия.

    Для руководителя полезно знать, какие индивидуальные особенности личности (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отношениям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:
    " неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и в другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для конфликта готова;
    " стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;
    " консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;
    " излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях и суждениях, стремление, во что бы то ни стало сказать правду в глаза;
    " критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;
    " определенный набор эмоциональных качеств личности - тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

    Но конфликт возникает, если личностные особенности человека или группы приходят в столкновение с вышеназванными особенностями человека, предрасположенного к конфликтам, т. е. при наличии межличностной или социально-психологической несовместимости.

    В качестве примера рассмотрим несовместимые типы темперамента при определенных условиях. В нормальной спокойной обстановке холерик и флегматик успешно справляются с порученной им работой. В аварийной ситуации медлительность флегматика, желание обдумать ход деятельности и вспыльчивость, неуравновешенность и суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

    Еще более часто основой для межличностной несовместимости становятся различия в потребностях, интересах, целях различных людей, вступающих во взаимодействие. Основной интерес, например, у руководителя образованной фирмы или предприятия - расширить дело, а у сотрудников - как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.

    Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет личности требования, которые расходятся с теми, на которые ориентирован этот человек.