Биографии Характеристики Анализ

Какие школьные предметы изучают в разных странах.

Уважаемые коллеги, согласитесь, что в наш век компьютеризации, информатизации и модернизации образования не говорить о роли предметов в жизни наших учеников мы не можем. Сегодня модель выпускника сводится к высоко нравственной, всесторонне развитой личности, способной самоопределяться, личности, полностью подготовленной к жизни в современном обществе.

Да, большую роль в развитии ученика играет школа. Способствует этому учебно-воспитательный процесс, в основе которого - базисный учебный план, включающий ряд необходимых изучаемых предметов с отведенными для их изучения часами.

С каждым годом количество предметов, изучаемых в школе, увеличивается. К 11 классу их уже 17. И каждый учитель считает свой предмет важным; будь то математика или СОЗ, ИЗО или физика: Но, оказывается, совсем по-другому думают наши ученики.

Цель нашего педагогического совета - выработать единые представления о генеральных целях предметного обучения в школе, работающей в режиме формирования модели центра непрерывного образования.

Задачи педагогического совета:

  1. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей и воспитательной деятельности в современных условиях.
  2. Определение уровня осознания педагогами целей и задач предметного обучения.
  3. Выявление первоочередных задач предметного обучения в школе.
  4. Включение в реализацию задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

Эпиграфом нашего педсовета являются слова А. П. Чехова: " Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии:нельзя делать их игрушкой своего настроения: то лобызать, то бешено топтать их ногами:"

В этих словах, к сожалению, вся школьная жизнь: есть место тому, что в присутствии детей мы можем оскорбить друг друга. В присутствии детей унизить ребенка; можем сорвать злость на детях, потому что у нас в данный момент плохое настроение; а можем их лелеять, потому что в данный момент позволяет сделать это хорошее настроение. Как говориться, из одной крайности в другую. Но, согласитесь, таким образом мы не добьемся положительного отношения своего ученика к нашему предмету, каким бы важным мы его не считали в ряде всех остальных немаловажных предметов.

Да, для нас многих существует только свой предмет. А как же считают наши дети? В связи с этим среди учащихся 9-11 классов было проведено анкетирование " Зачем мне надо изучать:и рейтинговая значимость предметов:" В данную анкету каждый ребенок мог вписать свою точку зрения по вопросу необходимости изучения того или иного предмета.

(Знакомство с результатами анкетирования)

В процессе анализа ответов на вопросы был сделан вывод, что развитие деятельности педагогического коллектива должно идти в нескольких направлениях:

  1. Осознание педагогами основных задач предметного обучения;
  2. Осмысление педагогами собственной обучающей, развивающей, воспитывающей деятельности в современных условиях
  3. Педагогическое взаимообучение по созданию условий для реализации задачи формирования выпускника как компетентной личности, способной к самореализации.

Так кто он - современный ученик?

Кто он - современный учитель?

Стремительный бег времени не дает возможности остановиться и задуматься о самом себе. В историческом прошлом уважающий себя мыслитель вел переписку с другом или дневниковые записи, где мог рассуждать на темы о себе, судьбе: Сегодняшняя жизнь не дает такой возможности, а значит, не дает возможности побеседовать с самим собой.

Такую возможность мы дали некоторым нашим коллегам. Предложили им ответить на вопрос: " Почему я в профессии?" И вот какие ответы мы получили:

О том, что я буду учителем, знала уже в 3 классе. Как учитель я прошла все этапы роста. Нравится ли мне работать с детьми? Да. Особенно с умными, развитыми, желающими больше знать. Почему я учитель? Может быть и потому, что ни на что другое я просто не способна.

Или: были в моей жизни учителя, на которых хотелось бы быть похожей, научиться также, как и они воздействовать на своих слушателей.

Или: мне интересно работать с детьми, видеть, как они развиваются, растут, набираются ума-разума, мне нравиться участвовать в этом процессе. Быть педагогом для меня_ заполнять чистый лист бумаги, лепить человека, пытаясь привить ему добрые качества.

Или: всегда есть возможность видеть результаты своего труда, которые радуют или, к сожалению, огорчают.

Или: мне доставляет удовольствие видеть каждый день веселые и внимательные, озорные и серьезные глаза детей, давать им знания по самому лучшему предмету и видеть в их глазах понимание, отклик, радость от того, что тема понята, что еще одна крепость взята.

В качестве педагога я чувствую себя человеком нужным, т. к. мой труд- в работе врача, инженера, юриста, каменщика, швеи, что ростом и успехами все обязаны прежде всего учителю.

Это выдержки из высказываний опытных учителей школы, учителей по призванию. Этим они живут, это их отношение к своей профессии и ученикам. И надо сказать, что во время анкетирования дети этих учителей, их предметы считают важными, считают, что их необходимо изучать.

Но в школе изучается много предметов. И сегодня хочется услышать мнения других учителей-предметников. Для этого были сформированы рабочие группы:

  1. Русский язык и литература
  2. Математика.Физика.
  3. Татарский язык и литература
  4. Естествознание
  5. Искусство
  6. Физическая культура. ОБЖ
  7. Английский язык
  8. Обществознание

Для подготовки предметным группам были предложены следующие вопросы:

  1. Кто такой мой ученик?
  2. Чему учит мой предмет?
  3. Чему я хочу научить своих детей?
  4. Почему жизненно необходимо изучать мой предмет.
  5. Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? умения? навыки?
  6. Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
  7. Как в свете современного рынка труда просматривается мой предмет?

А сейчас слово предоставляется группам. (по очереди выступают группы - само презентация педагогов).

Думаю, что данная работа заставила вас всех сконцентрироваться на поиске наиболее убедительных аргументов в ответах на вопросы предметного преподавания. Мы с вами взглянули на детей как на партнеров, которые не желают верить нам (учителям) только как обладающим властью у доски, а желают быть обращенными d веру тех, кто стоит у доски.

Да, говоря об образовании, мы с вами неизбежно приходим к трем вопросам:

1.Личность воспитанника.

Один из базовых процессов - это внушение личности значимых для нее культурных образцов. Овладение операциями с предметами, навыками и умениями. Выполнение закрепленных обычаем форм поведения в типичных ситуациях. Усвоение нормативных текстов, представляющих собой " здравый смысл" и минимум необходимых для определенной эпохи знаний, убеждений, этических принципов, ценностей и верований. Необходимо воспитывать в личности волю к самостоятельности, желание отличаться от других, поиска своего пути в жизни. Это же требует умения и склонности " к спрашиванию", " сомнению", " критике типичных образцов", видению альтернатив в принятии решений, рациональному и интуитивному выбору.

Сегодня мы должны отказаться от обезличенности традиционных ЗУНов и формировать субъектную позицию школьника по отношению к своей собственной биографии. Образование обеспечивает освоение позиции "соавторства" "соучастника", что придает значительный импульс учебной мотивации и в свою очередь приводит к снятию психологических препятствий для усвоения простого программного материала за счет стимулирования произвольного внимания, автоматического запоминания деятельностного освоения знаний. Самостоятельное построение своего жизненного проекта в контексте социального служения и персональной ответственности одно только предоставляет возможность ответственно распоряжаться своей жизнью, быть нравственным и разумным хозяином своей судьбы, дела, дома, государства и поэтому есть самый важный признак свободного человека.

3. Педагогика школы, профессиограмма учителя.

Задачи школы состоят в том, чтобы сформировать у своих учеников качества, традиционно присущие интеллигентам: порядочность, и ответственность, великодушие, потребность в творчестве, стремление к свободе, умение понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье.

Поэтому на уроках и во внеклассной работе следует ориентироваться на активную, разнообразную и посильную деятельность каждого ученика, создавать ситуации положительного нравственного выбора, обучать вести диалог, умению слышать, слушать, достойно высказываться и понимать других.

Каждый учитель-предметник призван воспитывать и развивать, каждый учебный предмет должен стать, прежде всего, средством развития личности ученика, а характер и профессионализм учителей важным средством воспитания значимых черт характера и качеств личности ученика.

Ученик " образовывается" в школе под непосредственным четырехсторонним влиянием: личностей одного или нескольких любимых учителей, команды учителей, работающих в данном классе, психолого-педагогической среды в целом и уклада школьной жизни. Индивидуально-личностное педагогическое общение дает ученику опыт диалога, уважения и статусного общения. Командное педагогическое общение дает ученику опыт кооперации, ответственного выбора, субординации и распределения трудозатрат. Благоприятный психолого-педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в разновозрастном и разнонаправленном по интересам коллективе. Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции школы, дает ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.

Решение педсовета: коллектив выносит решение педагогического совета.

И в завершении хочется вам напомнить, что

Педагогический совет - бытие, в котором существует школа, формируется ее парадигма, складывается коллектив, пишется педагогическая поэма, вырастают крылья, реализовываются здоровые педагогические амбиции, где совершается таинство решения неразрешимых проблем. Но при одном условии: каждый приходящий на СОВЕТ, знает, зачем он там, и готов экспромтом или запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решения и брать на себя ответственность.


Большинство современных предметов пришли к нам из ХІХ века. Но некоторые не выдержали испытания временем. Знакомим вас с забытыми школьными предметами прошлого.

Классические языки

Иностранные языки были важными предметами в средней школе ХІХ века. Самые популярные среди них — немецкий и французский. Их изучали в гимназиях и юноши, и девушки.

Однако от тогдашних учеников требовали еще и знания классических языков — латыни и древнегреческого. На латынь выделяли от 5 до 8 уроков в неделю, на древнегреческий — 5-7 уроков. Для сравнения: по русскому языку и литературе было 4 урока в неделю. А по французскому или немецкому еще меньше — 3.

Учили «классику» долго. Латинский язык — все восемь лет гимназии. Древнегреческий — немного меньше: 6 лет (с 3-го по 8-й классы). Программа была насыщенной. Начинали с азбуки, дальше изучали грамматику, заучивали отдельные слова и сентенции. Со временем переходили к чтению античных авторов, написанию небольших текстов и переводам.

«Все учили наизусть речи Цицерона, оды Горация, «Метаморфозы» Овидия, «Энеиду» Вергилия, историков всех, и даже Цицероновское De officiis. И все это с грамматическим, филологическим и историческим разбором», - писал выпускник Первой киевской гимназии Григорий Червинский.

Считалось, что древние языки облагораживают молодых гимназистов. Латынь и древнегреческий называли основой основ престижного качественного образования. Поступить в университет без этих знаний было невозможно. Кстати, девушки классические языки не изучали.

«Изучение древних языков составляет немаловажное упражнение для приучения к основательному умственному труду, к логическому мышлению и правильному изложению мыслей. Развивает вкус, красоту, ясность и сжатость речи», - считал педагог и публицист Владимир Стоюнин.

Фехтование

Кроме основательных знаний гимназисты должны были иметь хорошие манеры, аристократическую осанку и быть физически закаленными. Считалось, что этому способствуют танцы и фехтование. И если хореографию преподают и в некоторых современных школах, то обязательное умение фехтовать осталось в прошлом.

«Было одно время заведено в гимназии фехтование на рапирах, для любителей этого спорта. Помню нашего учителя гимнастики Экстера, фехтовавшего на рапирах с пансионерами старших классов», - писал бывший киевский гимназист Владимир Терлецкий.

Тренировались ученики и на других видах оружия — саблях, например. Уроки фехтования продолжались в университетах. В Киевском они были обязательными до 1858 года и приравнивались к другим учебным дисциплинам. Их должны были посещать все студенты с первого по третий курс.

Закон Божий

В позапрошлом веке и юноши, и девушки изучали Закон Божий на всех уровнях — от начальной школы до университета. В гимназиях этот предмет был в учебной программе с 1-го по 6-й классы и преподавался дважды в неделю. Закон Божий входил в список ежегодных переводных экзаменов и в итоговый выпускной экзамен.

Урок был своеобразной беседой-проповедью: преподаватель-священнослужитель объяснял догматы религии или разбирал какой-то фрагмент из Святого Писания. Потом задавал ученикам выучить какой-то отрывок из Библии или молитву, которые они впоследствии должны были воспроизвести наизусть. Обычно это было механическое заучивание.

Ученики должны были знать: молитвы «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево», десять заповедей с объяснениями, некоторые псалмы, Старозаветные и Евангельские истории, церковные праздники.

Также дети должны были обязательно знать время постов. В старших классах гимназии ученикам преподавали историю церкви.

«Законоучитель спросил у меня Символ веры и псалом «Помилуй мя, Боже», которые он даже не дал окончить, только спросил: «А знаешь «Благого Царя благая Мати?» А на мое молчание спросил снова: «А «Макария Великого» знаешь?» Я сильно сконфузился и сказал, что таких молитв мы не учили. Тогда законоучитель заметил: «Напрасно, это надо знать […]. Как же это вы готовились в гимназию, а первейшего дела, молитв к Богу, не знаете?» Мы чуть не заплакали…», - вспоминал Григорий Червинский.

Главным заданием предмета называли моральное воспитание учеников и прививание им христианских ценностей. В то же время Закон Божий должен был сформировать у учеников чувство преданности самодержавию и религии и отвернуть молодежь от «заразы вольнодумства».

Церковное пение

О тесной связи церкви и образования в ХІХ веке свидетельствует еще один предмет — церковное пение. Его основам в начальной школе детей учили священники.

Был он обязательным и для воспитанниц института благородных девиц. Даже в Киевском университете были факультативные занятия по церковному пению. Их посещение предоставляло определенные льготы. Студенты, которые пели в церковном хоре, не платили за обучение в университете.

В школьную программу также входила логика. Ее преподавали только в 7-ом классе гимназии. На это выделяли один урок в неделю. Предмет был своеобразным сочетанием основ философии и психологии.

На уроках логики ученики изучали основные формы, законы и методы мышления. Также были практические занятия, где гимназисты анализировали философские произведения Цицерона и Платона. Преподавателям логики рекомендовали тесно связывать свой предмет с математикой, потому что в ней больше всего логичности.

В целом логика должна была приучать учеников к четкому самостоятельному мышлению. В то же время учитель должен был следить, чтобы ученики не попали под влияние «сухого материализма» и безбожных идей.

Сегодня в государственных школах преподаются самые разнообразные учебные дисциплины - биология, физика, химия, алгебра, литература, иностранные языки и проч. - которые должны способствовать формированию гармоничной и образованной личности. Но некоторые ученые уверены, что список обязательных школьных предметов должен быть совсем другим.

1. Основы написания фантастических романов


Если спросить любого ученика начальной школы, то он скажет: сочинять собственные истории - весело. Множество ученых утверждают, что для лучшего развития образного мышления, детям стоило бы не только учить классическую литературу, но также учиться писать книги самим.

2. Прикладная механика (изобретательство)


В школах, как правило, учат абстрактную алгебру и геометрию, которая мало кому пригодится в жизни. Большинство детей считает эти предметы скучными, поскольку курс обучения предусматривает только голую теорию. Наверняка, больше людей бы начали увлекаться точными науками, если бы они учили их на практических примерах, изобретая при этом различные устройства. Может, в мире появился бы новый Леонардо да Винчи.

3. Кинопроизводство


В некоторых государственных школах существуют театральные кружки, посещение которых факультативное, а не обязательное. Но в таких кружках обычно учат исполнительскому мастерству. Учитывая, какими темпами в мире развивается киноиндустрия, стоило бы учить детей, как нужно снимать фильмы или сериалы. К примеру, стоит только представить, насколько бы больше снял гениальных фильмов Стивен Спилберг, если бы он получил соответствующее образование еще в школе.

4. Латынь


В современном мире очень важно знать не только свой родной язык. Латынь же является основой любого языка романской группы. Если получить хотя бы базовые знания латыни в школе, то потом будет намного проще выучить испанский, итальянский, португальский и французский языки.

5. Многоконфессиональное богословие


По окончанию государственной школы или колледжа, большинство молодых людей не имеет ни малейшего понятия о тонкостях трактования большинства основных религий мира. Чтобы не судить предвзято о верованиях других народностей, стоило бы ознакомиться с плюсами и минусами каждой из них.

6. История философии


Конечно, стоит быть реалистами и не полагаться на то, что дети смогут полностью осмыслить всю сложность и абстракцию философской науки. Но основы философии могли бы пригодиться в повседневной жизни: люди перестали бы мыслить слишком однобоко. Все знаменитые политики зачастую руководствовались в своей работе и принятии решений трудами таких гениев, как Сократ, Платон, Аристотель, Конфуций, Гаутама, Сунь Цзы и множества других.

7. Спорт


В всех школах есть уроки физкультуры, предназначенные для поддержания общей физической формы детей. Гораздо практичнее было бы, чтобы дети кроме бега и прыжков также узнавали основы и правила популярных видов спорта, таких как футбол или баскетбол.

8. Шахматы

Большинство людей имеют крайне смутное представление о том, как ходят разные фигуры в шахматах. Во всем мире есть только 1000 международных гроссмейстеров. При этом, абсолютно все ученые признают, что шахматы - отличный инструмент для развития ума. Профессиональные шахматисты почти всегда показывают более лучшие результаты в точных науках, а также гораздо более усидчивые и имеют более аналитическое мышление.

9. Музыка


Уроки музыки есть практически в любой школе, но знания, которые получают дети, очень обрывочные. К примеру, Бетховену может быть посвящен разве что абзац в учебнике, а большинство старшеклассников не знают вообще ничего о Рахманинове. Классическая музыка явно не была бы лишней в школьной программе.

10. Боевые искусства


В уроки физкультуры не лишним было бы включить основы преподавания боевых искусств, чтобы дети могли защитить себя от хулиганов. Также дети могли бы приобрести большую уверенность в своих силах, что помогло бы им в дальнейшей жизни.

Как только человек становится взрослым, он понимает, что в школе его учили совсем не тому, что можно использовать в реальной жизни. В нашем предыдущем обзоре .

Как учатся дети в школах США, Китая и Израиля.

Школа - это то место, где большинство подростков должны определить, чему посвятить свою жизнь. Но учебные заведения разных стран подходят к выявлению талантов детей совершенно по-разному, пишет adme.ru .

США

Обязательные предметы начальных классов: арифметика, чтение и письмо, введение в естественные науки, краеведение.

Предметы средних классов: математика, язык, естественные науки (совмещенные химия, биология, физика), социальные науки (история) и физкультура плюс внеклассная активность (на выбор) вроде психологии, криминалистики, журналистики, риторики, резьбы по дереву, гончарного дела, кулинарии и так далее.

В старших классах обязательны математика, литература, естественные науки (год химии, год биологии и год физики), социальные науки (история и государственное устройство), физкультура.

К этому добавляются несколько предметов на выбор: актерское мастерство, физкультура, анатомия, статистика, информатика, энвироника, иностранные языки, живопись, скульптура, фотография, кинематограф, театр, оркестр, танец, компьютерная графика, веб-дизайн, журналистика, редактирование ежегодника, обработка дерева или ремонт автомобилей. Список может варьировать в зависимости от школы.

Израиль

Программа начальной школы: иврит, математика, Танах (Священное Писание), история, география, природоведение, английский язык, музыка, труд, рисование, ритмика и физкультура. С первого же года есть дополнительные предметы на выбор преподавателя: можно изучать робототехнику, фокусы и цирковое искусство, театр, хореографию или ветеринарию.

В старших классах ученики сами выбирают направление своего обучения. Можно изучать иностранные языки, химию, физику, биологию, музыку, биотехнологии, физмат, дизайн, театр, криминалистику, психологию, экономику, виноделие и т. д. Также можно вместе со школьным дипломом получить сертификат по туристическому сервису или бухгалтерии.

Япония

В начальной школе дети изучают японский язык (не только современный, но и средневековый и древний), каллиграфию, поэзию, арифметику, природоведение, обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются информатика, естествознание (физика, химия, биология, геология вместе), ОБЖ, история, английский язык (обязательно с носителем языка) и несколько специальных предметов по выбору.

В старших классах, помимо предыдущих базовых предметов, существуют 2 специализации: по гуманитарным и по естественным наукам. Главной целью обучения является поступление в университет, поэтому ученики сами выбирают оставшиеся предметы, например агрономию, промышленность, торговлю, рыбалку, медицинскую подготовку, благосостояние, иностранные языки и так далее.

Саудовская Аравия

Обязательными здесь являются язык, урок религии, математика, естественные науки (биология, физика), но гуманитарные науки вроде истории или обществознания практически отсутствуют даже в частных школах.

Ирландия

Обязательных предметов всего два: английский язык и математика (в некоторых школах присутствует третий - ирландский).

Все остальное - на выбор. Экзамены ученики сдают по предметам тех сфер, с которыми они планируют связать свою жизнь. Выбор большой: 34 предмета. Например, бухгалтерский учет, организация бизнеса, менеджмент, музыка, черчение, домохозяйство, айти (IT), работа по дереву, иностранные языки, агрономия, театр, сольфеджио и еще пара десятков дисциплин.

Австралия

В начальной школе, помимо базовых арифметики, языка, физкультуры, окружающей среды и творческих уроков, учат умению выступать публично.

В средней школе обязательны английский, математика, теория вероятности, компьютерная грамотность, обществознание, история, география, экология, искусство (танцы, драма, музыка, рисование), физическая культура и наука (сюда входят химия, физика, астрономия).

В старших классах школьники уже изучают основы будущей специальности: бухучет, информационные технологии, экономику - разнообразие большое. Более того, учащиеся 11–12 классов получают доступ к программе стажировок в рабочих компаниях, а после выпускных экзаменов у них есть возможность сразу устроиться на частично оплачиваемую работу.

Касательно уроков физкультуры, есть интересная особенность: обычно в школах нет спортивного зала, уроки проходят на улице (в дождливую погоду просто отменяются). Старшеклассники на физкультуре могут заниматься серфингом, если их школы расположены недалеко от океана.

Испания

Начальное образование: испанский язык, литература, окружающий мир, физкультура, математика, иностранный язык и творческий предмет. Последнее - в основном музыка, которую преподают на довольно серьезном уровне: к окончанию школы дети умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Обычно это флейта, потому что ее легко носить с собой.

В средних классах добавляются социальные науки, география, история, изучение пластики и изображений, музыка и технологии (последние 3 могут изучаться по году).

В старших классах каждый набирает по 3 дополнительных предмета одного направления. Направлений всего 4:

1. Гуманитарные науки.

2. Технологии.

3. Естественные науки.

4. Искусство.

Китай

Обязательные предметы начальной школы: математика, китайский язык, иностранный язык и на выбор - рисование, музыка, физкультура или труд.

Средние и старшие классы: прибавляются наука (физика, химия, биология вместе), обществознание, ОБЖ и информатика. Степень сложности и количество часов базовых предметов с каждым годом увеличиваются, превращая китайскую школу, по большому счету, в одну из самых тяжелых и психологически давящих на учеников систем образования.

Великобритания

В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. Окончательный список предметов формируют родители.

Далее прибавляются уроки основ религии (изучаются этика и взгляды на разные религии), история, география, естественные науки, информатика, а также многочисленные предметы на выбор в зависимости от желания ученика, например кулинария, музыка, психология, фотография, танцы, драма, право, социальное обеспечение, бухгалтерский учет, искусство и дизайн, наука о море, путешествия и туризм и так далее.

Доклад

« География 7-х клоссов».

учителя географии

Бейсембай Г.Е.

2015-216 гг.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости голубого изучения.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но нам необходимо выявить наиболее существенные из них.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно мы учителя испытываем затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов.

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерение на карте и местности, определение площадей различных объектов, глазомерная съемка плана местности невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся выяснялось при усвоении представлений, при усвоении понятий, при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. При этом учитывалось, что роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы.

ПРИМЕРЫ:

    Урок в 7-ом классе на тему: « Влажные тропические леса Южной Америки» (география – биология). На данном уроке можно учащимся предложить следующие вопросы:

    • Чем отличаются деревья тропических лесов от деревьев, произрастающих в других природных зонах?

      Какие растения растут на коре деревьев, а их корни висят в воздухе?

      Какое растение имеет самые крупные листья и где оно произрастает?

    Урок в 7-ом классе на тему: « Живые организмы в суровых условиях Антарктиды». На данном уроке ученикам можно предложить рассказ Я была на обширной равнине, и у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в горы. Почему это происходило? (средняя высота льда Антарктиды 2 км, поэтому ее еще называют «Землей над облаками»)

-Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках. Почему?

-Я видела птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе, в сумке. Что это за птицы?

- Там было два растительных организма, живущих как одно целое. Что я видела?

- Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?

- А еще я видела слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть?

География - предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования. Чем раньше ученик это осознает, тем больше компетенций освоит.

7 классее направленные на усиление практической направленности школьной географии:

1.работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;

2.работа с картами и картосхемами;

3.работа со статистическими материалами;

4.работа на местности;

5.наблюдение за окружающей средой;

6.работа с ресурсами СМИ и Интернет;

7.учебные научные проекты.

Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах. Ключевой замысел модернизации образования - идея развития, где человеческая личность - главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.