Биографии Характеристики Анализ

Влияние архитектурно-планировочных особенностей древнейших и античных городов на психоэмоциональное состояние человека. Планировка и строительство городов в истории

В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная ар-хитектура сформировалась в Средиземно-морье, Причерноморском бассейне и со-седних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдох-новения для последующих эпох.

Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.

Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.

Архитектура Древней Греции

Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков.

Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии .

Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе . Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.

Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу , создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.

Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.

Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.

Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.

Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.

Одним из наиболее выдающихся ар-хитектурных комплексов является афинский Акрополь , возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон .

Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают неко-торые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.

Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.

Архитектура Древнего Рима

Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.

Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.

Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.

Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со-оружениями первостепенной важности ста-новятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана ).

Архитектура древних римлян со-ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели-чественные колоннады, монументы и арки.

Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются много-численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.

Особенности градостр Древнего Египта(Фивы, Кахуна, Гизе, Ахетатона).Проблемы симбиоза искусства и архитектуры.

В Египте были пройдены наиболее трудные этапы в развитии ероп культуры (художественной). Здесь впервые в истории человечества были решены такие проблемы как: проблема образа жилых и общественных зд, проблема монументальности, проблема пропорции и ритмов, проблема ансамблей включающих в себя произведения архит, скульптуры и живописи. В Египте еще за 20в до н.э. сущест живописно спланированные и регулярные города с геометрически правильной сеткой улиц и ярко выраженными городскими центрами, включающими дворцовые и храмовые комплексы. Приемы планировки этих городов, их благоустройство и застройку включительно изучали и творчески перерабатывали греки и римляне, создававшие прочный фундамент для развития искусства в дальнейшем. Весь период истории Египта делится на 3 царства – Древнее (2780-2550 в до н.э.), Среднее (2160 -1788), Новое царство (1590- 725 в до н.э.). В эпоху древнего царства – пирамиды, среднего – пещерные храмы, нового – надземные храмы. Сущ представление о путях развития стальных городов Египта: в каждое новое царствование фараоны создавали новые резиденции т.е. у Фив и Мемфиса было несколько центров. Фивы в отличие от Кахуна и Ахетатона, имели не регулярную планировку, по мере переезда города на новое место. Кахун имел регулярную планировку и скорее был поселком, чем городом, потому что обладает небольшими размерами. Ахететон (временная столица Египта) с южной стороны имеет беспорядочную планировку: крупные дома богатых египтян чередуются с жилимы постройками бедноты. Но во всех городах др Египта выделялась главная улица, которая вела через весь город. зонирование застройки города по социально имущественному признаку. Свободный вид планировки. Подводя итоги исчислявшемуся ты­сячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных тради­ций, объяснявшихся природными и ис­торическими условиями развития этой страны. Совершенствование на протя­жении многих веков одних и тех же архи­тектурных типов, будь то пирамиды, храмовые ансамбли или целые города, приводило к тому, что в определенные периоды египетские зодчие создавали подлинные шедевры, которые вплоть до настоящего времени могут служить не­превзойденными образцами мировой архитектуры. Пирамиды, обелиски, пилоны, сфинксы, контуры которых как бы впи­сывались в радиусы солнечных лучей, свидетельствовали о глубокой взаимо­связи архитектурных образов с фило­софско-религиозными представлениями и научными наблюдениями древних египтян, тогда как выраставшие как бы из земли колонны с капителями в виде распустившихся цветов лотоса или со­цветий папируса говорили о глубоком понимании и художественной интерпре­тации окружающей природной действи­тельности. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь на­блюдалось постепенное развитие горо­дов различного типа. Если первоначаль­но городские поселения были неболь­шие и имели преимущественно окру­глую форму в плане, то в дальнейшем появились города-крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размеще­ния строительных рабочих и рабов, по­строенные по регулярным планам, а так­же города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-про­странственного развития. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного не­крополя, представляли сложный конгло­мерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала со­циальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества.

1. Особенности градостроительства Древней Греции (Афин, Пирея, Силенунта) Художественно-композиционные приёмы в решении организации пространств.

Историю др Греции принято делить на 1) древнейшую (гомеровскую) 2) архаическую 3) классическую 4)эллинистическую. Заселение балканского полуострова началась еще в древние времена и была отмечена появлением. Сведения о их градостроительстве бедны в силу того что они находились на стадии разложения родового слоя. В архаическую эпоху 8-6 век приходит аристократия, которая значительно расширяет строительство храмов. Города архаическую эпохи имели нерегулярную планировку и состояли из акрополя и агоры. Еще в архаическую эпоху были созданы первые ордера – ионический и дорический. Для 5 в было характерно не столько строительство новых городов сколько восстановление старых после войны. Восстановление таких городов как Пирея греки не повторяли нерегулярных градостроительных приемов, начали применять новую регулярную планировочную систему (гипподамову). В архитектуреклассический период характеризуется: 1)совершенством пропорций в храмовом зодчестве, 2)синтезом искусств, 3) расцветом ансамблей, для которых агоры и акрополи (превратившиеся из крепости в общедоступные храмовые комплексы) стали главнейшими архитектурными объектами, и 4) развитием регулярной (прямоугольной) планировки городов. К классическому периоду относится еще одно крупное архитектурное событие - создание первой коринфской капители. Таким образом, уже в V в. до н. э. существовали три главных архитектурных ордера. Градостроительство эллинистической эпохи сочетало в себе приемы и формы свойственные коренной худ культуры древней Греции, с архит наследием Древнего Востока. Водопровод, коммуникация и мощение улиц прочно вошли в строительный обиход. Наиболее полное освещение получила планировка более поздних периодов. Отличительной чертой критских городов было то, что они не имели оборонительных стен по причине наличия флота. Для городов архаической эпохи была характерной нерегулярная, живописная планировка. Период регулярной планировки произошел в момент восстановления городов. План Пирея дает нам пример выделения одной композиционной оси (главной улицы) на фоне прямоугольной сети городских улицы. В Саленунте был перекресток из 2-х прямых магистралей, по расположению архаических храмов, уцелевших после Карфаленского вторжения. Худ - композиционные приемы: Если храмы Силенунты размещались в виде строчной застройки (стояли параллельно побережью), то в Афинском акрополе храмы стояли под углами друг к другу.

Особенности градостроительства Древнего Рима (Рима, Аосты, Помпеи, Ламбезиса, Тимгада) 6-4 век до н.э. Пространственная организация римского форума. Римская культура в свете влияния греческого искусства и религии.

В начале эпохи республики, Рим был типичным городом государством с рядовой аристократией стоявшей у власти (патриции) и плебеи составляющим большинство населения. Экономической основой римского государства было сельское хозяйство. Римские города получали ту или иную планировку в зависимости от назначения города, его местоположения и занимаемой территории. В Композиции военных лагерей и небольших городов типа Аосты или Тимгада преобладала регулярная планировка, но крупные города и те из них, которые размещались в пересечении местности, не имели правильной планировки. План римского военного лагеря почти всегда представлял собой квадрат или прямоугольник по осям которого приходили 2 главные улицы, одна идущая с севера на юг, а вторая с запада на восток (кардо и декуманус). Эти улицы, либо пересекали весь лагерь, соединяя противостоящие ворота, либо опирались подобно Т. В истории территориального развития Рима сущ несколько этапов: «Рома квадрата» - первый город заключенный в пределы холма, напоминает скошенный квадрат; Освоение окраин других левобережных холмов связан с сооружением стен Сервия Гуллия охватили значительную территорию включавшую в себя 7 холмов; Строительство загородных стратегических дорого Помпеи также не имеют геометрически идеальной планировочной структуры. Композиционно определяла не геометрическая схема, а живописность окружающего ландшафта. Центрами древнеримских городов являлись форумы (площади). В небольших городах форум представлял собой миниатюрную площадь служившею для сборов военных и горожан. Торговля производилась либо за стенами города, либо на форумах. В городах столичного масштаба строилось несколько форумов и разделялись по назначению. Города лагерного типа - Ламбезис и Тимгад, были построены по типу во­енных лагерей. Для таких городов свой­ственна была регулярная планировка улиц, ограниченные размеры террито­рии и связь с основными транзитными и стратегическими дорогами. Города отдыха и развлечений - Помпеи. Побережье Неаполитан­ского залива издавна служило излю­бленным местом отдыха римлян. Городские стены высотой около 8 м относятся к доримскому пе­риоду. В городе было восемь ворот, из которых главными были Морские, Гер-куланские, Стабианские, Везувианские и др. Четыре главных улицы органи­зовывали городской план: улицы Мер­курия и Стабианская, направленные на Везувий, и перпендикулярные им улицы Изобилия (Абонданца) и Нолы. Второ­степенные улицы дублировали напра­вление главных. В период династии Тарквиниев, вы­ходцев из Этрурии (616-510 гг. до н.э.) в Риме получили распространение жилые дома с атриумами и храмы на вы­соких подиумах. Начал формироваться тосканский ордер. В период дальнейшего развития рим­ского градостроительства значительно усилились эллинистические влияния. У греков римляне заимствовали та­кие типы сооружений, как театр, ста­дион, палестра, перистиль жилых домов. В течение многих веков римляне шли по стопам греков. Однако настало время, когда римская культура обрела самобытные черты, но и в этом случае контакт с градостроительным искусством Гре­ции не прекращался. Совершенно особый раздел римско­го градостроительного искусства соста­вляют достройки римскими архитекто­рами греческих ансамблей, которые производились римлянами почти во всех городах Греции. Во всех случаях римляне бережно относились к древнегреческой архитектуре и строи­ли не столько ведущие, сколько рядовые сооружения, искренне считая, что они не портят, а совершенствуют «незавер­шенные» ансамбли прошлого. Стремле­ние к завершенности и целостности ар­хитектурно-планировочной композиции было одним из главных художественных принципов римского градостроитель­ства. Значение античного Рима в дальней­шем развитии градостроительной куль­туры было огромным. Не случайно, что возрождение античных традиций в XV-XVI вв. раньше всего произошло в Италии. Позднее руины античного Ри­ма оказались той питательной средой, в которой взросли и определились градостроительные принципы европейско­го классицизма второй половины XVIII в. Кроме того, высокий уровень инже­нерного искусства и благоустройства го­родских территорий послужил впослед­ствии примером для многих городов Западной и Восточной Европы. Все это говорит о том, что в древнеримском гра­достроительстве были заложены боль­шие потенциальные возможности, ко­торые получили дальнейшее развитие в последующие периоды.



Планировочное отличие городов Нововавилонского царства от городов Египта, (круглые, ромбические). Разновидности планировочной структуры.

По сравнению с Египтом города двуречья изучены основательно, но их изучение довольно затруднительно, тем что в двуречье строили из сырцового кирпича, а также в следствии разрушительных войн. Широкая долина орошаемая реками Тигр и Ефрат тянется от предгорий современно Киргистана и заканчивается персидским заливом. Заселение Двуречья началось одновременно с заселением Иильской долины. Происходили постоянные войны и междоусобие. Но периодически то южная, то северная половина страны объединялись и в этот период происходило массовое строительство. Из всего времени существования Двуречья можно выделить 3 периода: 1) шумерско-аккадский 2) ассирийский 3) Нововалонский. Раскопки доказали, что распространенное в двуречье города делятся на 2 части: цитадель и жилой район. Существовавшая Цитадель включала в себя храмы дворцы, судебные палаты и др общ здания. В противоположность цитадели жилой район стелился по земле в виду того, что постройки имели 1 этаж. Сравнивая города Шумера и Аккада с древнеегипетскими городами нельзя не отметить отличия между ними: кругообразная форма, в отличии от Египта дворцов и храмов на старых местах, из-за того что застройка была плотнее. Характерной чертой явл строительство на террасах во избежание затопления. В Вавилоне прочно укрепилась регулярная планировка, геометрически правильная, также как и в Египте, но рассматривая эти 2 страны нельзя сказать, что Вавилон заимствовал планировочную структуру у египтян т.к. межу ними не было экономической и культурной связи. Прямоугольные города Вавилона многим отличались от аналогичных городов Египта: ориентации по сторонам света. Что же касается роли городов Двуречья в развитии мирового градостроитель­ства, то она была весьма значительной. Многими поколениями строителей го­родов Ассирии и Вавилонии были ре­шены такие крупные градостроительные главного здания города (в виде зиккурата), использование цвета как одного из композиционных средств при формиро­ваниигородских ансамблей, применение планировочных модулей при разбивке городских территорий и многое другое. Подводя итоги исчислявшемуся ты­сячелетиями существованию Древнего Египта, следует отметить постоянство и стойкость градостроительных тради­ций, объяснявшихся природными и ис­торическими условиями развития этой страны. Что же касается типологии древнеегипетских городов, то здесь на­блюдалось постепенное развитие горо­дов различного типа. Если первоначаль­но городские поселения были неболь­шие и имели преимущественно окру­глую форму в плане, то в дальнейшем появились города-крепости не только круглые, но и прямоугольные в плане. Появились также города для размеще­ния строительных рабочих и рабов, по­строенные по регулярным планам, а так­же города-святилища, имевшие свои закономерности архитектурно-про­странственного развития. Особое место в древнеегипетском градостроительстве занимали столицы. Столичные города, состоявшие обычно из собственно города и обширного не­крополя, представляли сложный конгло­мерат из дворцовых, храмовых и жилых построек, в основе которого лежала со­циальная иерархия древнеегипетского рабовладельческого общества. Особенностью столичных городов были их огромные размеры, которые позволяют говорить о том, что для градо­строительного мышления древних зод­чих свойственны были географические масштабы. Все это говорит о том, что из всех древних городских культур египетская культура была наиболее самобытной и богатой в художественном отношении, что под­тверждается ее сильным влиянием на дальнейшее развитие градостроитель­ства как европейских, так и азиатских стран.

ТЕМА: «Особенности возникновения городов Востока и античных городов Греции, Рима».

1. Введение.
2. Город и его признаки.
3. Особенности возникновения городов Востока и античных городов Греции, Рима.
4. Заключение.

1. Введение.

При изучении локальных цивилизаций большая роль отводится социально организованным структурам, в которых проживает человек. Здесь приоритет принадлежит самому сложному конгломерату человеческих взаимоотношений – городу. Город – трансикторическое образование. Возникает в период разложения родоплеменных отношений, он постоянно сопровождает историю людей на Западном и Восточном полушариях.
Меняя во времени и пространстве свой характер, город в каждой цивилизации оказывается, удивительно присущ именно тому обществу, в котором он существует.
Это относится не только к индустриальному обществу, которое по своей сути является городским.
Город органически вписывается и в период старейших цивилизаций, преимущественно аграрных, где он включал лишь небольшую часть населения и, в известном смысле, противостоял периферии.
Кроме того, город отражает и воплощает уровень и формы всеобщего разделения труда и социального деления, степень и уровень культуры данной цивилизации. Это происходит потому, что город в каждое время и на каждой территории выступает как организатор сообщества людей данной эпохи. В нем концентрируется население, численность и плотность которого намного выше, чем в окружающих сельских поселениях. В городе концентрируются все функции общества, постепенно отрывающиеся от непосредственной деятельности на земле. К ним относятся торговый обмен, промышленность, финансовое хозяйство, транспорт, пути сообщения, строительство, оборона. В городе концентрируется администрация (светская, церковная, гражданская, военная, судебная, государственные и частные учреждения, резиденция правительства, военные и полицейские органы, учреждения образования и культуры и пр.). Город дает возможность общаться между собой разным сословиям и группам, представителям разных этнических групп, иной культуры, которые скапливаются в городах.
В городе образуется большое число различных ассоциаций. Можно сказать, что городская жизнь пронизана разными общностями. Она состоит из них, реализуется в них. Каждый гражданин оказывается в центре пересечения многих обществ. Например, в европейском обществе бюргер зачастую входит чуть ли не в десяток разных сообществ: купеческую гильдию, корабельное товарищество, церковной приход, сообщество соседей (сообща борются с пожарами, грязью и беспорядками на улице), в муниципалитет (как советник или мэр), в воинское ополчение, в бюргерскую корпорацию и т.д.
Эти ассоциации сыграли выдающуюся роль в получении гражданами всевозможных прав, закрепление их личной свободы, выработке чувств собственного достоинства и самоуважения. Таким образом, город играл роль активного центра во взаимодействии культур на индивидуальном и системном уровнях.
Так, если взять межсоциальные отношения, то видно, как город организует взаимодействие между классами и группами, изнутри связывая общество. Или территориальные, или этнические срезы, благодаря которым становится понятным, как город осуществляет общение между разными территориями и этносами, подчас весьма отдаленными и разнородными. Город явился и связывающим звеном между эпохами: от раннеклассовых обществ к античности, затем к феодализму, капитализму. Тогда ранний город стал необходимой опорой складывающегося государства и элитарных групп. Именно город сказал слово в формировании новых обществ. В старые эпохи роль города вовсе не сводилась к конкретным экономическим или административным функциям, роль города и тогда имела решающее значение для цивилизаций.
Еще одна черта города – динамизм городского общества. Особая роль принадлежит городам и городским системам в механизме социального общения.
Богатство и сложность городской жизни, размеры городов и удельный вес горожан в численности населения страны, сфера влияния городов на сельские и полуцивилизованные районы, участие городов в товарообмене – все эти показатели служат объективным мерилом уровня, достигнутым внутренним и международным способом общения. С другой стороны города являются историческим стержнем всего процесса разделения труда и создателем различных видов и форм общения. По мнению марксистов, противоположность между городом и деревней «проходит через всю историю цивилизации. Город является ядром, в котором собрана информация и состояние цивилизации.

2. Город и его признаки.

«Город представляет собой замкнутое (хотя бы относительно) селение, населенное место, но, во всяком случае, не один и не несколько отдельно друг от друга расположенных жилищ».
В городах дома расположены густо; в наше время даже стена к стене. Количественный признак – большое селение, составляющее настолько обширное населенное место, что взаимное личное знакомство жителей друг с другом отсутствует. Но это не решающий признак. В России были деревни, которые с многочисленным населением значительно больше иных старых городов.
С точки зрения чисто экономического определения, городом можно назвать такое населенное место, обитатели которого в своем большинстве живут торговлей и промышленностью, а не сельскохозяйственным трудом. Другим признаком является многосторонность промысла. Городом нельзя назвать и городское и княжеское замкнутое натуральное хозяйство со значительным населением, хотя значительная часть городов возникла из таких поселений. Дальнейшим признаком города является наличие рынка, не в виде случайного, а постоянного товарообмена на месте поселения, являющегося существенной составной частью удовлетворения потребностей населения. Но и не каждое поселение, имеющее рынок, может быть городом. Каждый город является рыночным местом, то есть имеет в качестве экономического центра рынок.
Бывает, что город возникает в виде рыночного поселения на подходящем перегрузочном пункте, или на основании захвата посторонними территории, или как место пребывания владельца земли, вождя. Города возникали путем союза пришельцев, мореплавателей, торговых поселенцев.
Чаще всего наблюдается единение между хозяйством князя, сеньора и прочее с одной стороны и рынком с другой.
Город является местом проживания потребителей: чиновников, аристократии, пролетариев и т.д. Возможно и прямо противоположное явление – место жизни производителей тоже является городом.
Отношение городов к сельскому хозяйству не было однородным. Существовали и существуют земледельческие города, которые имеют кроме производства ремесел, торговли и значительный слой жителей, производящих продукты питания. Но, как правило, городские жители обладают меньшей аграрной площадью. Иногда земельная собственность находилась в руках крупных городских корпораций и местной аристократии. Например, херсонеское владение Мильтиада.
«Взаимоотношения города, как средоточие промышленности и торговли, и сельской округи, как поставщика съестных припасов, составляют совокупность явлений, которые называются – городским хозяйством».
Для регулирования условий обмена и производства в городах создается городская власть.
3. Особенности возникновения городов Востока и античных городов Греции и Рима.

Греческие и италийские города, в частности сам Рим, возникли из синойизма (объединение нескольких поселений в единый полис, вызван развитием ремесла и торговли) землевладельческих общин. От многих ранних городов Африки, доколумбовой Америки, Азии, их отличало довольно быстрое и полное слияние жителей этих поселений в один народ при сохранении общин только как хозяйственных и культовых ячеек. Города других континентов оставались соединением общин со своими, составляющими иерархию старейшинами и вождями. В таких случаях рядовой горожанин имел значение в своей первичной общине, к делам же большего союза (города) не имел никакого отношения.
По аналогичному пути шла в дальнейшем история ранних городов Греции и Италии, которые определяли характер античного мира: устранение или ограничение примитивной царской власти, замененной господством аристократии. Но в результате одержанных побед, простым народом (демосом, плебсом) ,установлены демократия, по выражению М. Фипли, на основе редкого для древности феномена – включение крестьян в городскую общину, как равноправных граждан. Античная демократия исключала порабощение сограждан и ограничивала возможность их эксплуатации. Видимо, поэтому обуславливала в дальнейшем рабство иноплеменников, стоявших вне всяких городских сообществ и не имеющих никаких прав. В отличие от городов Востока, в античных городах были горожане и рабы без всяких градаций и промежуточных состояний.
Сходной была и последующая судьба греческой и римской демократии – раскол городского общества, резкое обострение социальных противоречий и возникновение крупных монархий эллинистических царств и римской империи при сохранении в них ведущей роли городских общин.
Но вместе с тем, с ростом населения и нехваткой земли, и грекам и итальянцам приходилось решать эти проблемы по-разному.
Греки решали эту проблему широкой колонизацией по берегам Средиземного и Черного морей. Возникли греческие города-колонии.
По иному решались вставшие проблемы римлянами. Выход из трудностей искали в войнах за захват земли и добычи. Первые века истории римляне прошли в непрерывных войнах с соседями, поражениях и победах. По мере присоединения новых территорий на путях их продвижения, строились новые города, присоединялись захваченные. Римская городская община была верховным собственником всей территории, реальные отношения сочетали общественную и частную собственность. Общинные связи были характерны для развития в римских отношениях со всеми: в семье, в сельской местности, в общем труде, в религии. Чем богаче и могущественнее становился Рим, тем более росло число горожан и улучшалась их жизнь. Римляне подчинялись закону. Город, не подчиненный закону не имел права считаться цивилизованным. Только при наличии политико-административного управления городом, вправе говорить о поселении как о городе.
В далеком прошлом,в античности и средние века, часто город представлял собой крепость и место пребывания военного гарнизона. В настоящее время этот признак утратил свое значение. Но восточным, античным и средневековым городам были присущи стены или крепость. Повсеместно были распространены такие укрепления и наличие при них знатных лиц. В Месапотамии, судя по древнейшим источникам, развитию царств способствовала оседлая в крепостях княжеская власть, также это было и в Западной Индии, в Иране, и в других местностях: владелец крепости – князь, кшатрий, властелин и прочее. Владение крепостью означало военное господство над округом.
Таким образом, крепость становилась центром хозяйственной жизни и превращалась в город.
В Риме, в Италии и в Южной Индии военный лагерь всегда находился рядом с экономическим и политическим центром. Видимо поэтому, где можно было установить с легкостью контроль над торговлей, замечался следующий процесс: рядом с монопольным правом военачальника, князя росло у воинов стремление к праву участия в прибылях от торговли и при наличии силы.Это вело к уничтожению монополии князя, военачальника. Сила монополии сильно ограничивалась, права князя урезались, усиливалась власть народа. Эти явления наблюдались в античных городах со времен Гомера. Местом аналогичных процессов были страны, лежащие в верховьях и устьях рек, на перекрестках караванных и речных путей (например, Вавилон).
Не каждый город в экономическом смысле и не каждая крепость были «общиной». Городская община была известна в Сирии, Финикии, Месопотамии.
В городах общего устройства появляется сословие горожан, обладающее сословными привилегиями, правами, имели суд. Нередко торговые центры создавали особые судебные округа. В Китае, Египте, передней Азии, Индии они были и местом пребывания политических объединений. В азиатской и египетской древности города были крепостями и резиденциями царя, но они не имели автономии, общинного устройства, привилегированного сословия горожан.
Первые крупные поместья встречаются на берегах Средиземноморья и реки Евфрат. В них существует патрициат, власть которого основывается на торговом капитале и земельной собственности с рабами.
Этот патрициат долго сохранял связи с регионами и союзы, имея или главу города в виде царя, или, как в Риме, знать с ее консулами. Такая власть существовала и в городах арабского побережья.
В городах ислама были сильны родовые отношения. Такой город не всегда представлял замкнутое объединение. Например, арабский город Мекка и до сего времени представляет собой родовое поселение, и отсутствует городское представительство. Вместо родов в иных городах господствовали (например, в Константинополе) представители городских кварталов, в Александрии партии «зеленых» и «голубых».
Археологические раскопки современных историков позволили обнаружить и описать древние города Востока, которые отражают высокий уровень градостроительства и свидетельствуют о наличии сильной централизованной власти.
В раскопанных древних городах Индии Хараппе, Мохенджо-Даро, находится комплекс построек, который ученые рассматривают как резиденцию правителя. Эти постройки стояли на холме и были сильно укреплены. В такой цитадели находились храмы и жилища жрецов. В Мохенджо-Даро в цитадели был откопан большой бассейн длиной в 12 метров, шириной в 7, выложенный обожженным кирпичом. Бассейн снабжался водой из глубокого колодца. Вода из него отводилась очень хорошо устроенной канализационной системой. Планировка этих городов представляет правильные квадраты, разделенные главными улицами, и пересекаются под прямым углом более узкими улицами и переулками. Улицы были застроены двух- или трехэтажными домами из обожженного кирпича. В нижних этажах домов были только двери, окон не было. Свет и солнце проникали через небольшое отверстие в верхней части стен.
Все здания лишены украшений. Это говорит о том, что таких украшений либо не было совсем, либо они были деревянными, поэтому не сохранились.
В некоторых домах найдены огромные глиняные сосуды, служившие для хранения продуктов. В стенах обнаружены ниши, в которых, видимо, были деревянные полки. Использовались они как кладовые. В этих городах существовала наиболее совершенная для городов древности система канализации. Сточная вода и нечистоты попадали в отстойники. Когда отстойник наполнялся на; , то вода из него поступала в уличный канал, выложенный обожженным кирпичом. Такие каналы имелись на всех улицах и даже переулках. Широкие магистральные каналы перекрывались известняковыми плитами. В городе имелось большое количество колодцев.
В Китае в результате археологических раскопок тоже были обнаружены большие города. Так столица Иньского государства Иньсюй-Аньян представляла крупный политический и экономический центр. Город занимал площадь более шести квадратных километров. Он был обнесен деревянной стеной и заполненными водой рвами. В центре города был расположен храм, крыша которого опиралась на деревянные колонны, установленные на бронзовые тумбы. Вблизи храма находился дворец правителя (вана). В обе стороны от дворца шли ремесленные кварталы, причем кварталы литейщиков и мастеров по нефриту располагались ближе ко дворцу, дальше от него находились кварталы камнедробильщиков, торговцев резчиков костяных изделий. Наряду с жилищами аристократов находились ямные жилища и дома с деревянным каркасом, выложенный влажной и утрамбованной землей, в которых жили простолюдины и рабы. Археологические раскопки дают основание предполагать, что в городе действовал своеобразный водопровод. Дома в аристократическом квартале были соединены системой деревянных желобов, промазанных глиной и закрытых сверху досками по всей длине желобов. Вода в них поступала из водоема, устроенного несколько выше городских кварталов. Города в Китае, предполагают историки, были административными и торговыми центрами определенного района или области. Позднее в Китае строились города, как опорные и торговые пункты на всем протяжении Великого шелкового пути.
Поражал современников, отстроенный заново при царе Навуходоносоре, город Вавилон, который был им превращен в неприступную крепость. Целая система каналов была устроена таким образом, что можно было запрудить весь вавилонский округ, а сам Вавилон превратить в недоступный остров. Геродот рассказывает в своей «Истории» следующее: «В Ассирии (Геродот называет Ассирией Вавилонию) есть много больших городов, но самым знаменитым и наиболее укрепленным городом, столицей царя, был Вавилон… Устроен он так прекрасно. Как ни один из известных городов. Вавилон прежде всего окружен глубоким, широким и наполненным водой, рвом. За рвом следует стена, шириной в 50 царских локтей, а вышиною в 200 локтей (локоть – около 0,5м)… На стене по обоим краям ее были поставлены одноярусные башни, одна против другой. В середине. Между ними, оставлен проезд для четверки лошадей. Стена имеет кругом 100 ворот, сделанных целиком из меди, с медными косяками и перекладинами.… Самый город со множеством трех- и четырехэтажных домов рассекается прямыми улицами в разных направлениях…».
Кроме рассказов греческих историков, о Вавилоне,свидетельствуют своеобразные путеводители по городу, расшифрованные учеными.
В плане Вавилон представлял правильный прямоугольник, поделенный поперек Ефратом. Вавилон окружало двойное кольцо крепостных стен, в которых было восемь ворот, которые носили имя одного из вавилонских богов. Это была могучая система обороны. Пространство между двойным кольцом стен не было застроено, оно должно служить убежищем для сельского населения и скота в случае осады. За воротами справа поднимались крепостные стены царского дворца с выступающими башнями, затем шли городские и торговые кварталы и, наконец, возвышалась массивная белая стена, ограждавшая главное святилище Вавилона Эсагилу, посвященный богу Мардуку.
В центре огромного дворца поднимались удивительное сооружение – вавилонская башня, созданная ассирийским архитектором Арадаххешу во времена царя Асархаддона. Башня высотой 90 метров состояла из семи ступеней-ярусов. Каждый уступ был посвящен отдельному божеству. Первый, нижний уступ был черным, второй – красный, третий – белым. Последний, седьмой, был выложен снаружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами. Верхний храм служил «жилищем» бога Мардука.
Но больше всего привлекали путешественников рассказы о чудесных висячих садах, разбитых во дворце царя Навуходоносора.
Эти знаменитые сады, подаренные Навуходоносором своей жене, мидийской царевне, размещались «на четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опирающиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала в нижние этажи сада. На все это сложное окружение сверху был настлан толстый слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами розового и белого цвета».
Такие башни, зиккураты, строились в Вавилоне в каждом городе возле храма главного божества. Некоторые исследователи считают изобретение таких архитектурных форм, как «арка», «свод» принадлежат вавилонским зодчим, однако они встречаются еще в шумерском царстве в III тысячелетии до н.э.
Как видим, на Древнем Востоке города возникли давно. Это были развитые образования, с высоким уровнем развития. Города возникали с развитием родо-племенных отношений, места нахождения административной, судебной, религиозной, военной власти в землевладельческих районах. Особенности развития городов Востока – образование аристократической знати в местах развитого землевладения. В городах возникали общинные управления; советы старейшин, в которые входили представители наиболее богатых кланов. Очень сильны были древнеродовые традиции, которые передавались из поколения в поколение.
Города в архитектурном плане представляли укрепленные крепости. Кроме того города возникали на всех торговых путях для охраны торговых караванов. При войнах появлялись новые столицы, которые становились опорными центрами завоеванных территорий с сильными гарнизонами и неограниченной властью правителей.
В Древней Греции и Риме возникали другие отношения в городах.
Город-государство Спарта было центром Лаконии. Спартанцы были завоевателями, которые в незапамятные времена ее покорили. Часть местного населения спартанцы называли периэками, которые жили вокруг Спарты и в других городах, занимались торговлей и ремеслом. Периэки не имели никаких прав. Еще в более тяжелом положении были крестьяне-плоты, которые не имели не только никаких прав, но фактически были на положении рабов. Спартанцы зверски эксплуатировали труд илотов, сами же занимались охотой и войной. Спартанцев было мало, им приходилось держать в повиновении не только покоренные государства, но и население своей собственной страны. Поэтому вся жизнь была подчинена воспитанию дисциплины, храбрости, выносливости. Власть царей в Спарте была ограничена, существовало народное собрание, а также выборные должности. Однако Спарта была аристократической республикой. Главную роль в ней играла герусия, куда избирались самые знатные граждане, не связанные между собой родством. Все управление в Спарте,между народными собраниями,держали в руках пять эфоров. Каждый месяц цари давали эфорам клятву царствовать по законам государства. Если цари противились, эфоры изгоняли неугодных им царей, а некоторых могли приговорить к смерти.
В другом эллинском городе – Афинах управление было более демократичным. Народное собрание избирало в высший и государственный орган – Совет пятисот и народный суд. Все государственные должности были выборные. Народное собрание собиралось часто, в котором принимали участие все свободные афиняне: аристократы, бедняки, знать, ремесленники, крестьяне, торговцы.
Важнейшими делами государства руководили избранные стратеги.
Афины, участвуя в оборонительных войнах, были городом крепостью. Особого расцвета достигли при Перикле. Лучшие скульпторы и художники украшали город. Самые знаменитые ученые и философы открывали свои школы. Афинский театр стал лучшим в Элладе.
Центр Афин – Акрополь – превратился в своего рода музей. Вход в Акрополь шел через Пропилеи. Это была мраморная колоннада, по обеим ее сторонам находились открытые галереи, стены которой украшали творения знаменитых художников. Гордостью афинян был храм на Акрополе – Парфенон, который был посвящен богине Афине. Другим замечательным сооружением был Одеон – здание, предназначенное для поэтических и музыкальных соревнований. Древнегреческая архитектура к тому времени выработала основные стили, которыми архитекторы пользуются до сих пор. Наиболее простой и древний был дорический стиль. Дорические колонны просты и не имеют никаких украшений. Ионический стиль предполагает колонны более стройные и нарядные. Их верхняя часть – капитель, украшена изящными завитками. Самым пышным и нарядным был коринфский стиль. Колонны коринфского стиля заканчиваются капителью, похожей на распустившийся цветок.
В Древнем Риме главную роль играли патриции – коренные жители города. Они покорили окрестных жителей и превратили их, в лишенных прав слои населения, которых называли плебеями. Они могли служить, владеть землей, но не участвовали в народном собрании.
Во главе Рима стоял рекс (вождь союза племен) и сенат (Совет старейшин). Высшая власть принадлежала народному собранию. Рекс (царь) не имел неограниченной власти, власть не передавалась по наследству, а власть была ограничена Народным собранием и Советом старейшин. С усилением знати. Патриции перестали мириться с властью Рекса. В 510 году до н.э. последний Рекс Тарквиний Гордый был изгнан и в Риме установилась республика. Патриции стали выбирать из своей среды двух консулов сроком на один год. Основным содержанием истории Рима была борьба патрициев и плебеев.
Рим находится на семи холмах, которые находились, примерно, в 25 километрах вверх от устья реки Тибр. Это место было удобной для защиты от нападения и развития торговли с другими районами Италии. Наиболее древний заселенный холм Палантин. В связи с разрастанием населения заселялись другие холмы – Эсквилин, Целий, Виминал, Квиринал, Капитолий и Авентин.
На Палантине был построен дворец основателя Римской империи Октавиана Августа – Палаций. Дворец этот был так знаменит, что от слова «палаций» произошли английское слово «пэлас», французское «палэ», русское «палаты».
В период Республики центром Рима стал Капитолийский холм, который был самым неприступным. Здесь находился храм Юноны Монеты. По имени храма получили название металлические деньги «монеты», так как здесь находился монетный двор государства.
Главным храмом города был храм Юпитера Капитолийского – который находился на Капитолии. С ростом населения заболоченная местность между Капитолием и Палатином было осушена и превратилось в рыночную площадь – Форум, который постепенно стал застраиваться. Самое большое здание – базилика Юлия служила для судопроизводства и заключения сделок. Здесь находился храм двуликого Януса, за ним находился Колизей – место для народных собраний. Посредине Колизея находились ростры – трибуны для ораторов.
Замыкало обширное здание Табулария – Государственный архив. Перед Табуларием стоял храм богини Согласия, в котором заседал римский Сенат. Направо от храма Согласия стояла городская тюрьма – Карцер.
Форум для римлян был всем. Здесь совершались сделки, решались государственные дела, встречались друзья, назначались свидания. Самым древним зданием Рима был Цирк, предназначенный для различных состязаний, торжественных праздничных процессий. Он занимал долину между Палантином и холмом Авентином, который был обителью для бедных.
На улицах Рима были колодцы, журчали фонтаны, в домах зажиточных римлян работал водопровод. Римляне не знали насосов. Чтобы создать напор воды, они использовали закон сообщения сосудов. Источник выбирали высоко в горах. На пути водопровода приходилось строить мощные каменные мосты на арках, которые называли акведуками.
Для военных парадов в Риме использовали Марсово поле, на котором почти не было построек. Только после смерти Августа появился Мавзолей, в котором он был похоронен. Во времена Империи в Риме был построен громадный амфитеатр- Колизей.
Римляне в древности были искусными землевладельцами, преимущественно они были крестьянским народом. Для них обладание землей было вопросом жизни и смерти. Вся их история – история борьбы за землю. Древний Рим заселили, прежде всего, земледельцы, у которых было общинное устройство. Поэтому особенностью возникновения Рима было заселение землевладельцами Рима, однако в связи с тем, что заселяли несколько общин, управление городом было совместным, и царь не имел никакой реальной власти, ограничивался Народным собранием и Советом старейшин.

4. Заключение.

Таким образом, возникновение городов на Древнем Востоке и античных городов Греции и Рима имеют общие черты. Города возникали как административные, политические и торговые центры на путях завоеваний и торговли. Большинство из них были укрепленными крепостями с военными гарнизонами, владениями крупных землевладельцев и правителей.
Характерные признаки городов: большая территория и численность населения, разделение труда – ремесленное производство, незначительное крестьянство, развитие торговли – появление торговых площадей, складских помещений. Появление укрепленных дворцов правителей, религиозных храмов, развивались наука и искусство. Городом поселение становилось при появлении системы управления. Города стран Востока и античные города Рима и Греции отличались управлением. В странах Востока образовалась деспотическая власть, которая передавалась по наследству, была неограниченной. Опиралась восточная власть на древние обычаи, традиции. Деспотия – форма правления на Востоке.
В античных городах Греции и Рима горожане вели борьбу за свои права. Власть правителей ограничивалась демократическими институтами. Большую роль играли народные собрания, выборные должности. Форма правления античных городов Греции и Рима – аристократическая или демократическая республика, которые опирались на законы, принятые в результате коллективного обсуждения на собраниях. Самоуправление распространялось только на отделочные районы города, улицы, кварталы, сословия граждан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бушен. История градостроительного искусства. М.: Искусство. 1992г.
2. Вебер Макс. История хозяйства. Город. М.: Канон-пресс-ц, «Кучково поле». 2001г.
3. Воробьев-Десятовский В.С., Итс Р.Ф., Липин Л.Н., Петровский Н.С. Очерки истории Древнего Востока. Л.: Учебно-педагогическое изд-во. 1956г.
4. Герман М.Ю., Селецкий Б.П., Суздальский Ю.П. На семи холмах. Л.: Учебно-педагогическое изд-во. 1960г.
5. Крузе М. Общая история цивилизаций. М.: Наука. 1991г.
6. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение. 1980г.
7. Нейхард А.А., Шишова И.А. Семь чудес света. М.: Учебно-педагогическое изд-во. 1963г.
8. Утченко С.Л., Каллистова Д.П. Древняя Греция. М.: Учебно-педагогическое изд-во. 1954г.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ.
Рубрика (тематическая категория) Архитектура

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции подразделяется на три периода:

а) архаический VIII- VI вв до.н.э. б) классический V- IV вв до.н.э.

в) эллинистический (вторая пол. IV сер.
Размещено на реф.рф
I в до.н.э.)

Природные условия разнообразные. Районы развития городов изолированы друг от друга горными хребтами. Основной фактор – Средиземное море. Греческий город – полис состоял из городского посœелœения и сельской округи.

Формы управления: - олигархическое(Спарта) - демократическое Афины

Размеры полисов различны: Спарта – 8 400 кв.км Афины - 5 550 кв.км

6 полисов на о.Эвбея 3 700 кв.км 22 полиса Фокиды 1 650 кв.км (каждый 75 кв.км)

Социальный состав:

1) потомственно – родовая знать: землевладельцы, торговцы, ремесленники

2) иностранцы (не пользовались правом гражданства): – метеки

Из ближайших селœений - периетеки

3) рабы до 1/3 жителœей

Города архаического периода состояли из укреплённого акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с общественной (рыночной) площадью Агорой.

в VIII - VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен (ᴦ.Селинунт на о.Сицилия. Город располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной реки, а с востока морской бухтой.

На акрополе параллельно друг другу располагались главные храмы (VI в. до н.э.). Регулярная планировка акрополя относится к архаической эпохе, когда были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направления. Ширина улицы сев.-юг = 9 м, на неё выходили кварталы протяжённостью 30 м с поперечными проходами 3,6 – 3,9 м.

Архаические ансамбли были полихромными (красные метопы) золотые щиты.

Общегреческие культовые центры: Олимпия и Дельфы.

Олимпия. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского происходили в 776 ᴦ. до н.э. каждые 4 года. Во время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны и всё мужское населœение отправлялось в Элиду, где у подножия лесистой горы Кронос располагалось святилище (Альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса (460 ᴦ. до н.э.), украшенный статуей Зевса (скульптор Фидий) с алтарём, в котором во время Олимпийских игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик - стоа – ʼʼЭхоʼʼ. Окружённое этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей – агор.

Рядом со святилищем располагался стадион на 40 тыс. зрителœей. Важно заметить, что для сидения использовались пологие склоны холма. В долинœе реки Алфея располагался ипподром для конных состязаний.

Святилище было окружено многочисленными сооружениями: гимнасием, палестрой и т.д. и общественными сооружениями – булевтерий.

Размеры города небольшие. Жители: жрецы и судьи, и ремесленники.

Рабы на Олимпийские игры не допускались.

Святилище Олимпии сложилось в эпоху архаики, однако в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени.

  1. отсутствие жёсткой симметрии,
  2. живописное равновесие архитектурных объёмов,
  3. гармоническое единство архитектуры с окружающей природой,
  4. сомасштабность с гармонически сложенным (монументализированным) человеком.

В процессе греческой колонизации вырабатывались приёмы в размещении городов: 1) близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей,

2) наличие чистой питьевой воды,

3) наличие плодородных земель,

4)благоприятные условия для обороны города и режима ветров,

5) наличие естественного стока дождевых вод

В V в. до н.э. в ᴦ.Милете жил Гипподам – теоретик и практик градостроитель, который разработал градостроительные концепции регулярного плана с новымифункциональными и эстетическими принципами.

Новые и общие характерные черты (Милета и Пирея)

1) Зонирование территории (торговая, общественная, жилая)

2) Ориентация главных улиц с юго-запада на северо-восток

3) гармоничные пропорции кварталов, 7: 6; 7: 4

4) ширина улиц: второстеп. улицы – 3,5 м; главные улицы – 7м, ведущая дорога 15м, ᴛ.ᴇ. ширина улиц последовательно удваивалась.

5) улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана.

Центр ᴦ.Милета развивался вдоль двух пространственных координат. Вдоль одной располагался гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой торговые и общественные площади.

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа (размер 166 х 128 м). Северная агора (меньше), предназначалась для торговли предметами роскоши. Между агорами располагался гражданский центр городской общины: булевтерий – ᴛ.ᴇ. здание городского совета. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины.

Планировочная композиция носила ʼʼоткрытыйʼʼ характер.
Размещено на реф.рф
Крепостные стены не имели геометрически правильных очертаний, Οʜᴎ не сковывали рост города.

Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из 2-х, четырёх и более домов. Город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии.

Расцвет греческой культуры и архитектуры (классика) совпадает с возвышением ᴦ.Афины. Протяжённость ᴦ. Афины с запада на восток – 1,5 км. На территории города имелась гряда холмов, среди которых самым массивным был холм Акрополя 300 м длиной и 150 м шириной, высотой 60 м над уровнем моря.

В V в. до н.э. началось строительство Афинского Акрополя. Первое сооружение – статуя Афины Воительницы (скульптор Фидий). Через год архитекторы Иктин и Калликрат начали строительство храма Афины – Девы – Парфенон (447 – 438 ᴦ.ᴦ. до н.э.) на самой высокой точке холма. Размеры Парфенона 30,89 х 69,54 м.

В 437 ᴦ. до н.э. архитектор Мнесикл начал строительство Пропилей (закончил в 432 ᴦ.до н.э.). В 421 ᴦ. до н.э. – строительство Эрехтейона, в это же время существовал маленький ионический храм Ники (Бескрылой победы, архитектор Калликрат).

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно сюжетные зоны. Зона Парфенона, который был задуман не как вместилище божества, а как монумент военной и гражданской славы Афин, обращалась ко всœему греческому миру. Северная зона, обращённая к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилей заключалась в объединœении двух сюжетно – композиционных начал.

Художественное единство достигалось за счёт: единого пропорционального строя архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилей, а также за счёт единства архитектуры и скульптуры.

Каждая из скульптур: Афины Воительницы, Афины Девы (в Парфеноне),

Афины покровительницы города (в Эрехтейоне), Афины Гигейи (покровительницы здоровья), Афины Эрганы (покровительницы ремёсел)

имела свой масштаб и располагалась в определённом месте.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определённой траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинœеями. Порядок торжественного шествия был запечатлён Фидием на ионическом фризе Парфенона. Шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

На других холмах ᴦ.Афин - позднее были построены храмы (храм Тезея).

Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком (VI в. до н.э.). Город был окружён крепостными стенами с воротами. Афинская агора была озелœенена по контуру платанами. Выделялись отдельные жилые районы: Лимны, Мелите, Керамик.

Жилые дома построены из дерева и кирпича- сырца. Жилища были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.

Классический период связан с возвышением Афин.

Эллинизм связан с возвышением Македонии.

в VI и V вв. до н.э. Македония была окраиной греческого мира.

Эллинизм связывают с именем Александра Македонского (356 – 323 ᴦ.ᴦ. до н.э.). Это период, когда при слиянии греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоёванные страны в колоссальную многоязыковую монархию.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр Македонский либо строил новые укреплённые посœелœения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшимся к долинœе извилистой реки Меандр.
Размещено на реф.рф
Город был удобен для жизни людей. От северных ветров его защищали горы. Вода из горных источников по керамическим трубам распространялась по городу. Город окружён крепостной стеной, которая охватывала территорию с учётом дальнейшего роста. Размеры общественного центра и многочисленные зрелищные сооружения рассчитаны на город более крупных размеров.

План города был регулярным. Единственная проезжая улица (зап – восток) называлась улицей Западных ворот. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы (сев- юг) представляли собой лестницы. Главная улица имела ширину 7,36 м., остальные 3- 4,4 м. Город разделён на жилые кварталы, стороны кварталов соотносились как 3: 4. Во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции ʼʼзолотого сеченияʼʼ. Каждый квартал из четырёх жилых домов. Каждый дом состоял из небольшого мощеного дворика, окружённого жилыми и служебными помещениями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проёмами входов.

Общественные здания Приены располагались на трёх террасах.

На нижнем уровне размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и стадионом. На второй террасе – главный общественный и торговый центр.
Размещено на реф.рф
Центр состоял из агоры продуктового рынка и святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окружённой колоннужной, за которой располагались лавки и общественной части, обращённой к Священной стоа. Священная стоа (стоа Ороферна) была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

На третьей террасе располагалось главное святилище города – храм Афины Полиады – покровительницы города (арх. Пифей). Ионический периптер храма Афины хорошо виден с агоры, особенно по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Приена – уникальный образец эллинистического градостроительства, соединивший два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

За время походов Александра Македонского было основано свыше 70 Александрий.

Самым крупным былгород Александрия Египетская (331 ᴦ. до н.э.).

Город ориентирован почти точно по странам света. Главная улица проходила параллельно морю, длина её 7 км, ширина 30 м. Улица на всём своём протяжении имела колоннады. Высота застройки - 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славился сад Мусейона, священная роща при здании дудопроизводства Дикастерионе и парк Панейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершинœе.

После смерти Александра Македонского (323 ᴦ. до н.э.) империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Селœевкидов; Греко – Бактрийское царство, Пергамское царство и Македонию.

Последователи Александра Македонского продолжали основывать новые города. Царь Птолемей основал 75 новых городов, одним из них был город Птолемиада (близ ᴦ.Фивы).

Среди городов царства Селœевкидов особо выделялся ᴦ. Дура – Европос на р.
Размещено на реф.рф
Евфрат. Он был ориентирован по странам света͵ как большинство городов Двуречья, город обнесён крепостными стенами, имел трое ворот, в северо-восточной части – цитадель. В центре – агора. Уличная система - прямоугольная. Ширина главной улицы- 12,65 м, 2 поперечные – 8,45 м, остальные – 6,35 м.

Городские кварталы занимали участки 70,5 х 35,2 м, ᴛ.ᴇ. имели пропорции 1: 2.

Столицей Пергамского царства был ᴦ. Пергам. Он не имел регулярной планировки, а свободно развивался у подножия Акрополя. Улицы шириной 10 м

имели замощение камнем и водостоки. Город был окружен стенами с нескольких сторон, главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, три гимнасия, библиотека. Главная улица от Южных ворот вела к Акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трёх террасах, она поднималась на высоту 250 м на верхнюю агору, затем, после подъёма в 40 м, подходила к входу в акрополь и вела вдоль царских садов.

По левую сторону от дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкает Пергамская библиотека.

Святилище Афины с трёх сторон окружено двухъярусными беломраморными портиками, с четвёртой стороны открыто на город. Храм Афины (дорического ордера) сдвинут к краю террасы святилища. Ниже по рельефу к северу располагался Большой алтарь Зевса (I пол. II в. до н.э.).Скульптурный фриз 120 м высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами (посвящён победе пергамских войск над племенами галатов). Из святилища Афины можно было попасть в театр, вырубленный в скале. Позднее к театральной сцене была пристроена галерея.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Пергамский акрополь представляет собой несколько изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря возможности обозрения, создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря. Раскрывалась веерообразная композиция - живописная и уравновешенная.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, градостроительство IV – конца II в. до н.э. характеризуется следующими основными особенностями:

1) городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

2) использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

3) возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

4) развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

5) развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

6) высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

7) опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

8) строительство вилл;

9) попытка выработать космополитический художественный язык:

Внесение в греческое искусство восточных элементов;

Увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

Увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному

Пышное декорирование зданий.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ." 2017, 2018.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

История Древней Греции подразделяется на три периода:

а) архаический VIII- VI вв до.н.э. б) классический V- IV вв до.н.э.

в) эллинистический (вторая пол. IV сер. I в до.н.э.)

Природные условия разнообразные. Районы развития городов изолированы друг от друга горными хребтами. Основной фактор – Средиземное море. Греческий город – полис состоял из городского поселения и сельской округи.

Формы управления: - олигархическое(Спарта) - демократическое Афины

Размеры полисов различны: Спарта – 8 400 кв.км Афины - 5 550 кв.км

6 полисов на о.Эвбея 3 700 кв.км 22 полиса Фокиды 1 650 кв.км (каждый 75 кв.км)

Социальный состав:

1) потомственно – родовая знать: землевладельцы, торговцы, ремесленники

2) иностранцы (не пользовались правом гражданства): – метеки

Из ближайших селений - периетеки

3) рабы до 1/3 жителей

Города архаического периода состояли из укреплённого акрополя и расположенного у его подножья нижнего города с общественной (рыночной) площадью Агорой.

в VIII - VII вв. до н.э. города ещё не имели внешних крепостных стен (г.Селинунт на о.Сицилия. Город располагался на плоской скале, ограниченной с запада долиной реки, а с востока морской бухтой.

На акрополе параллельно друг другу располагались главные храмы (VI в. до н.э.). Регулярная планировка акрополя относится к архаической эпохе, когда были проложены две пересекающиеся улицы северо-южного и западно-восточного направления. Ширина улицы сев.-юг = 9 м, на неё выходили кварталы протяжённостью 30 м с поперечными проходами 3,6 – 3,9 м.

Архаические ансамбли были полихромными (красные метопы) золотые щиты.

Общегреческие культовые центры: Олимпия и Дельфы.

Олимпия. Первые Олимпийские игры, связанные с культом Зевса Олимпийского происходили в 776 г. до н.э. каждые 4 года. Во время Олимпийских игр прекращались междоусобные войны и всё мужское население отправлялось в Элиду, где у подножия лесистой горы Кронос располагалось святилище (Альтис). Главным храмом святилища был храм Зевса (460 г. до н.э.), украшенный статуей Зевса (скульптор Фидий) с алтарём, в котором во время Олимпийских игр поддерживали огонь. Напротив храма Зевса и алтаря находился многоколонный портик - стоа – «Эхо». Окружённое этими зданиями пространство было прообразом будущих городских площадей – агор.

Рядом со святилищем располагался стадион на 40 тыс. зрителей. Для сидения использовались пологие склоны холма. В долине реки Алфея располагался ипподром для конных состязаний.

Святилище было окружено многочисленными сооружениями: гимнасием, палестрой и т.д. и общественными сооружениями – булевтерий.


Размеры города небольшие. Жители: жрецы и судьи, и ремесленники.

Рабы на Олимпийские игры не допускались.

Святилище Олимпии сложилось в эпоху архаики, однако в нём уже имелись черты, присущие ансамблям более позднего времени.

  1. отсутствие жёсткой симметрии,
  2. живописное равновесие архитектурных объёмов,
  3. гармоническое единство архитектуры с окружающей природой,
  4. сомасштабность с гармонически сложенным (монументализированным) человеком.

В процессе греческой колонизации вырабатывались приёмы в размещении городов: 1) близость удобной морской бухты для стоянки и починки торговых и военных кораблей,

2) наличие чистой питьевой воды,

3) наличие плодородных земель,

4)благоприятные условия для обороны города и режима ветров,

5) наличие естественного стока дождевых вод

В V в. до н.э. в г.Милете жил Гипподам – теоретик и практик градостроитель, который разработал градостроительные концепции регулярного плана с новымифункциональными и эстетическими принципами.

Новые и общие характерные черты (Милета и Пирея)

1) Зонирование территории (торговая, общественная, жилая)

2) Ориентация главных улиц с юго-запада на северо-восток

3) гармоничные пропорции кварталов, 7: 6; 7: 4

4) ширина улиц: второстеп. улицы – 3,5 м; главные улицы – 7м, ведущая дорога 15м, т.е. ширина улиц последовательно удваивалась.

5) улицы, площади и крупные общественные здания органически вписывались в планировочную решетку плана.

Центр г.Милета развивался вдоль двух пространственных координат. Вдоль одной располагался гимнасий со стадионом и городской парк, вдоль другой торговые и общественные площади.

Эти площади состояли из Южной агоры, предназначенной для торговли, с лавками, расположенными по периметру, и портиками. Южная агора имела три входа (размер 166 х 128 м). Северная агора (меньше), предназначалась для торговли предметами роскоши. Между агорами располагался гражданский центр городской общины: булевтерий – т.е. здание городского совета. Перед булевтерием находился алтарь для принятия присяги гражданами общины.

Планировочная композиция носила «открытый» характер. Крепостные стены не имели геометрически правильных очертаний, Они не сковывали рост города.

Главной планировочной единицей был квартал, состоявший из 2-х, четырёх и более домов. Город развивался путём наращивания жилых единиц от центра к периферии.

Расцвет греческой культуры и архитектуры (классика) совпадает с возвышением г.Афины. Протяжённость г. Афины с запада на восток – 1,5 км. На территории города имелась гряда холмов, среди которых самым массивным был холм Акрополя 300 м длиной и 150 м шириной, высотой 60 м над уровнем моря.

В V в. до н.э. началось строительство Афинского Акрополя. Первое сооружение – статуя Афины Воительницы (скульптор Фидий). Через год архитекторы Иктин и Калликрат начали строительство храма Афины – Девы – Парфенон (447 – 438 г.г. до н.э.) на самой высокой точке холма. Размеры Парфенона 30,89 х 69,54 м.

В 437 г. до н.э. архитектор Мнесикл начал строительство Пропилей (закончил в 432 г.до н.э.). В 421 г. до н.э. – строительство Эрехтейона, в это же время существовал маленький ионический храм Ники (Бескрылой победы, архитектор Калликрат).

Масштабный и образный контраст Парфенона и Эрехтейона позволяет говорить о том, что на акрополе были разные композиционно сюжетные зоны. Зона Парфенона, который был задуман не как вместилище божества, а как монумент военной и гражданской славы Афин, обращалась ко всему греческому миру. Северная зона, обращённая к агоре, апеллировала к Аттике и Афинам. Композиционная роль Пропилей заключалась в объединении двух сюжетно – композиционных начал.

Художественное единство достигалось за счёт: единого пропорционального строя архитектурных ордеров Парфенона, Эрехтейона и Пропилей, а также за счёт единства архитектуры и скульптуры.

Каждая из скульптур: Афины Воительницы, Афины Девы (в Парфеноне),

Афины покровительницы города (в Эрехтейоне), Афины Гигейи (покровительницы здоровья), Афины Эрганы (покровительницы ремёсел)

имела свой масштаб и располагалась в определённом месте.

Афинский акрополь был рассчитан на восприятие его по мере движения по определённой траектории, что было связано со знаменитыми праздниками Панафинеями. Порядок торжественного шествия был запечатлён Фидием на ионическом фризе Парфенона. Шествие двигалось синхронно с движением солнца по небосклону.

На других холмах г.Афин - позднее были построены храмы (храм Тезея).

Город снабжался водой, которая доставлялась акведуком (VI в. до н.э.). Город был окружён крепостными стенами с воротами. Афинская агора была озеленена по контуру платанами. Выделялись отдельные жилые районы: Лимны, Мелите, Керамик.

Жилые дома построены из дерева и кирпича- сырца. Жилища были очень скромными, что соответствовало демократическим принципам того времени.

Классический период связан с возвышением Афин.

Эллинизм связан с возвышением Македонии.

в VI и V вв. до н.э. Македония была окраиной греческого мира.

Эллинизм связывают с именем Александра Македонского (356 – 323 г.г. до н.э.). Это период, когда при слиянии греческой культуры с местными традициями народов Востока родилось качественно новое искусство.

Целью походов Александра Македонского было желание расширить границы государства, колонизовать обширные пространства, превратив их в источники получения рабов, захватить богатства восточных городов, найти рынки для постоянной торговли и превратить завоёванные страны в колоссальную многоязыковую монархию.

Все походы Александра Македонского сопровождались активной градостроительной деятельностью. Александр Македонский либо строил новые укреплённые поселения, либо давал средства на восстановление разрушенных городов, либо делал вклады в строительство местных святилищ.

Первым городом, которому Александр Македонский даровал средства на строительство общественных зданий, был маленький ионийский город Приена. Приена расположена на южном склоне Микальских гор, террасообразно спускавшимся к долине извилистой реки Меандр. Город был удобен для жизни людей. От северных ветров его защищали горы. Вода из горных источников по керамическим трубам распространялась по городу. Город окружён крепостной стеной, которая охватывала территорию с учётом дальнейшего роста. Размеры общественного центра и многочисленные зрелищные сооружения рассчитаны на город более крупных размеров.

План города был регулярным. Единственная проезжая улица (зап – восток) называлась улицей Западных ворот. Остальные улицы, параллельные ей, были пешеходными. Улицы (сев- юг) представляли собой лестницы. Главная улица имела ширину 7,36 м., остальные 3- 4,4 м. Город разделён на жилые кварталы, стороны кварталов соотносились как 3: 4. Во многих сооружениях и пространствах использованы пропорции «золотого сечения». Каждый квартал из четырёх жилых домов. Каждый дом состоял из небольшого мощеного дворика, окружённого жилыми и служебными помещениями. В некоторых случаях за домом находился небольшой сад. На улицу выходили лишь стены домов и ограды с проёмами входов.

Общественные здания Приены располагались на трёх террасах.

На нижнем уровне размещался большой гимнасий с квадратным в плане внутренним перистилем и стадионом. На второй террасе – главный общественный и торговый центр. Центр состоял из агоры продуктового рынка и святилища Зевса. Сама агора состояла из южной торговой части, окружённой колоннадой, за которой располагались лавки и общественной части, обращённой к Священной стоа. Священная стоа (стоа Ороферна) была галереей с двумя рядами колонн внешних и внутренних, поддерживавших кровлю. За галереей располагались городские учреждения, среди которых выделялись своими размерами экклезиастерий (зал для народных собраний) и пританей.

На третьей террасе располагалось главное святилище города – храм Афины Полиады – покровительницы города (арх. Пифей). Ионический периптер храма Афины хорошо виден с агоры, особенно по диагонали, что было свойственно лучшим ансамблям классического периода.

Таким образом, Приена – уникальный образец эллинистического градостроительства, соединивший два направления в развитии градостроительного искусства Греции: усовершенствованную регулярную пространственную систему и умение создавать монументальные ансамбли, расположенные в разных уровнях.

За время походов Александра Македонского было основано свыше 70 Александрий.

Самым крупным былгород Александрия Египетская (331 г. до н.э.).

Город ориентирован почти точно по странам света. Главная улица проходила параллельно морю, длина её 7 км, ширина 30 м. Улица на всём своём протяжении имела колоннады. Высота застройки - 20 м. В городе имелись обширные парки. Особенно славился сад Мусейона, священная роща при здании дудопроизводства Дикастерионе и парк Панейон, в центре которого находился искусственный холм с храмом на самой вершине.

После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) империя распалась на ряд отдельных эллинистических государств: царство Птолемеев, царство Селевкидов; Греко – Бактрийское царство, Пергамское царство и Македонию.

Последователи Александра Македонского продолжали основывать новые города. Царь Птолемей основал 75 новых городов, одним из них был город Птолемиада (близ г.Фивы).

Среди городов царства Селевкидов особо выделялся г. Дура – Европос на р. Евфрат. Он был ориентирован по странам света, как большинство городов Двуречья, город обнесён крепостными стенами, имел трое ворот, в северо-восточной части – цитадель. В центре – агора. Уличная система - прямоугольная. Ширина главной улицы- 12,65 м, 2 поперечные – 8,45 м, остальные – 6,35 м.

Городские кварталы занимали участки 70,5 х 35,2 м, т.е. имели пропорции 1: 2.

Столицей Пергамского царства был г. Пергам. Он не имел регулярной планировки, а свободно развивался у подножия Акрополя. Улицы шириной 10 м

имели замощение камнем и водостоки. Город был окружен стенами с нескольких сторон, главными были южные ворота. В городе имелось две площади - Верхний и Нижний рынки, три гимнасия, библиотека. Главная улица от Южных ворот вела к Акрополю. Пройдя рынок нижнего города и гимнасий, расположенный на трёх террасах, она поднималась на высоту 250 м на верхнюю агору, затем, после подъёма в 40 м, подходила к входу в акрополь и вела вдоль царских садов.

По левую сторону от дороги располагалось святилище Афины с монументальным входом в виде пропилей. С севера к святилищу Афины примыкает Пергамская библиотека.

Святилище Афины с трёх сторон окружено двухъярусными беломраморными портиками, с четвёртой стороны открыто на город. Храм Афины (дорического ордера) сдвинут к краю террасы святилища. Ниже по рельефу к северу располагался Большой алтарь Зевса (I пол. II в. до н.э.).Скульптурный фриз 120 м высотой 2,5 м с изображением битвы богов с гигантами (посвящён победе пергамских войск над племенами галатов). Из святилища Афины можно было попасть в театр, вырубленный в скале. Позднее к театральной сцене была пристроена галерея.

Таким образом, Пергамский акрополь представляет собой несколько изолированных друг от друга ансамблей, однако благодаря возможности обозрения, создавалась иллюзия пространственной целостности этих ансамблей. Особенно эффектным был западный фасад акрополя со стороны моря. Раскрывалась веерообразная композиция - живописная и уравновешенная.

Таким образом, градостроительство IV – конца II в. до н.э. характеризуется следующими основными особенностями:

1) городские пространства становятся самостоятельной архитектурной темой;

2) использование колоннад, портиков, галерей в формировании пространств городских площадей для придания им геометрической правильности и единообразия;

3) возрастание роли перистиля в жилой архитектуре, святилищах, гимнасиях и других общественных зданиях;

4) развитие тенденции к замкнутости городских пространств;

5) развитие приёмов создания единых архитектурно – пространственных композиций на разных уровнях сложного рельефа;

6) высокий уровень благоустройства: замощение улиц и площадей, водопроводы;

7) опыт строительства многоэтажных домов для сдачи помещений внаём;

8) строительство вилл;

9) попытка выработать космополитический художественный язык:

Внесение в греческое искусство восточных элементов;

Увеличение масштабов архитектурных ансамблей;

Увеличение формально – композиционной стороны в ущерб идейно – художественному

Пышное декорирование зданий.